Возраст отрочества: Возрастное развитие человека

Подростковый возраст (отрочество)

Посмотреть расписание Посмотреть прайс лист

Тэги: Подростки, Подростковый психолог, Семейный психологический центр

Подростковый возраст — это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности — лич­ностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладывают­ся именно в подростковом возрасте.

Чем же характеризуется подростковый возраст?

Это время большой «перестройки» не только организма, но и личности. У подростка есть огромные ресурсы и энергия для их реа­лизации, но при этом еще не определен вектор их приложения, не выработаны важные жизненные умения, позволяющие пользовать­ся ими для созидания и развития. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далекими от совершенства. Они стремятся к независимости, но при этом чрезвычайно зави­симы от мнения окружающих. Подростки полны противоречивых чувств и мыслей. Они порой не могут объяснить своих поступков. Неудивительно, что это самый трудный период в жизни человека.

К сожалению, родители тоже перестают понимать своего ре­бенка. Прежние, привычные модели взаимодействия и влияния вдруг перестают «работать». Сталкиваясь с непривычным по­ведением, открытым сопротивлением или отчужденностью под­ростка, родители постепенно переходят от растерянности к раз­дражению. Стремясь сохранить прежние способы управления, они усиливают давление. В ответ подросток с нарастающей ак­тивностью отстаивает свою независимость. Учащаются конфлик­ты. Как следствие — опасное отдаление, растущее непонимание, потеря близких и доброжелательных отношений.

В той или иной степени описанный процесс происходит в каждой семье, и это надо принять как неизбежность. НО! Во что выльется эта борьба, будет ли она наполнена насилием и раз­рушениями или перерастет в совместное развитие отношений на новой ступени — во многом зависит от родителей и других взрослых, окружающих подростка.

В подростковом возрасте человек впервые стремится отделить оценки родителей от того, что он думает сам по тому или иному поводу. В первую очередь он начинает вырабатывать самооценку. Для этого он должен несколько отодвинуть привычную систему ценно­стей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Как он это делает? Он все подвергает сомнению. Итак, подросток на­чинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве.

Это начало психологического отделения от се­мьи. Несмотря на пугающие тенденции, такое стремление — нор­мальный период взросления. Без такого сложного и, в общем-то,по-настоящему опасного периода невозможно становление ни одного человека. Родители должны быть готовы к нему и на­учиться отделять стремление к собственному спокойствию от ис­тинной помощи взрослого друга, который позволяет тинейдже­ру рисковать, но всегда рядом и всегда может остановить (когда степень риска грозит не простым «набиванием шишек», а серьез­ными жизненными последствиями) и помочь выйти из сложной ситуации. В этом состоит истинная поддержка родителей.

В этот период подростком решается много задач.

  • Изучение своего «Я» и своего места в мире, то есть себя как личности: кто я, какой я, каковы мои особенности, в каком мире я живу, каково мое место в этом мире.
  • Выработка положительного отношения к себе, к своим лич­ностным качествам, то есть принятие их как ценных, нужных ему качеств. Умение объективно оценивать, в каких случаях эти каче­ства могут быть эффективными, а в каких они могут мешать.
  • Формирование умений сознательно пользоваться своими качествами и полученным опытом или сознательно воздерживаться от проявления тех или иных качеств.
  • Инвентаризации детских установок, убеждений, предписа­ний и выработка собственной системы ценностей. При этом дет­ский опыт всегда имеет доминирующее значение, но задача под­ростка — отделить чуждое его личности, мешающее его развитию от тех семейных ценностей, которые поддерживают и помогают решать жизненные задачи.
  • Выработка полоролевого самосознания и собственной сексу­альности: каким я хочу стать мужчиной, женщиной; каковы осо­бенности пола и как я чувствую себя в этих границах; могу ли я соответствовать тем идеалам, которые транслирует большинство людей; чем мои идеалы похожи на общепризнанные или отлича­ются от них; какова сексуальная жизнь; насколько я сексуально привлекателен и т. д.
  • Определение границ: что я считаю правильным и непра­вильным, что для меня добро и зло; где границы риска, на которые я могу пойти в различных жизненных ситуациях; умею ли подчиняться определенным правилам; умею ли я сам созда­вать определенные правила для себя и других.
  • Определение своей принадлежности: какова моя семья, какова история моей семьи, каково мое место в этой семье; каков я как член семьи, как друг, как ученик, как член моего сообщества сверстников; нравится ли мне то, как я себя с ними проявляю.
  • Определение своего физического статуса: каковы моя внеш­ность; привлекателен ли я; что нужно делать, чтобы быть привлекательным; каким я хотел бы быть; что есть во мне, чего нет у других, и наоборот, чего у меня нет, каковы мои ограничения и возможности (здоровье, фи­зические особенности, природные данные).
  • Определение своего характера: каков мой характер, на чем основаны мои реакции и вкусы; нравится ли мне мой характер, хочу ли что-то изменить; могу ли я изменить что-либо в моем характере; помогают ли мне особенности моего характера или мешают.
  • Развитие своей эмоциональной компетенции: что озна­чают мои чувства и эмоции, како­вы причины тех или иных чувств и эмоций.
  • Развитие качеств, позволяющих строить успешные отношения с другими. Развитие навыков построения отношений, а также умение выстраивать близкие, открытые отношения.
  • Умение определить важные жизненные цели. Кем я хочу стать? Чем эта профессия меня привлекает, почему я выбрал именно ее? Что мне даст эта про­фессия для моей жизни? Что должен я вложить в профессию, чтобы стать хорошим специалистом?

Автор:  Илона Фомина

Тэги: Подростки   Подростковый психолог   Семейный психологический центр  

Возврат к списку

ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА • Большая российская энциклопедия

ВО́ЗРАСТ ЧЕЛОВЕ́КА, пе­ри­од от ро­ж­дения че­ло­ве­ка до то­го или ино­го от­считывае­мо­го мо­мен­та его жиз­ни. Раз­ли­ча­ют био­ло­гич. В. ч., ко­то­рый оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью био­ло­гич. зре­ло­сти ор­га­низ­ма и её со­от­вет­ст­ви­ем сред­ним по­пу­ля­ци­он­ным ха­рак­те­ри­сти­кам, ка­лен­дар­ный В. ч. (хро­но­ло­ги­че­ский, пас­порт­ный), из­ме­ряе­мый вре­ме­нем, про­шед­шим с мо­мен­та ро­ж­де­ния, а так­же пси­хо­ло­ги­че­ский, со­ци­аль­ный В.  ч. и др. Био­ло­гич. В. ч. мо­жет за­мет­но от­ли­чать­ся от ка­лен­дар­но­го как в сто­ро­ну опе­ре­же­ния, так и от­ста­ва­ния. В за­ви­си­мо­сти от вы­бо­ра сис­те­мы при­зна­ков раз­ли­ча­ют мор­фо­ло­гич. В. ч., ко­ст­ный, зуб­ной и т. п.

В де­мо­гра­фи­че­ском ана­ли­зе час­то­та всех де­мо­гра­фич. со­бы­тий (ро­ж­де­ний, смер­тей и т. д.) рас­смат­ри­ва­ет­ся обыч­но как функ­ция воз­рас­та, ко­то­рый счи­та­ет­ся не­пре­рыв­ной пе­ре­мен­ной и ука­зы­ва­ет­ся ли­бо в ви­де точ­но­го В. ч. (как про­ме­жу­ток вре­ме­ни ме­ж­ду мо­мен­том ро­ж­де­ния и оп­ре­де­лён­ным мо­мен­том жиз­ни че­ло­ве­ка), ли­бо как воз­рас­т­ной ин­тер­вал ме­ж­ду дву­мя со­сед­ни­ми (обыч­но це­лы­ми го­дич­ны­ми) его зна­че­ния­ми. Для по­ко­ле­ния пред­по­ла­га­ет­ся, что все со­став­ляю­щие его лю­ди ро­ди­лись (или с ни­ми про­изош­ло то или иное со­бы­тие) в один и тот же мо­мент. В про­цес­се эво­лю­ции про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни пред­став­ле­ния о воз­рас­тных пе­рио­дах (пе­рио­ди­зация он­то­ге­не­за че­ло­ве­ка) ме­ня­ют­ся. При­мер­ная пе­рио­ди­за­ция жиз­ни че­ло­ве­ка (с учё­том от­но­ситель­но­сти гра­ниц) мо­жет быть пред­став­ле­на в сле­дую­щем ви­де:

$1–7\:дней\:новорождённые$

$7\:дней\:–\: 1\:год\:младенцы$

$1\:–\:3\:года\:раннее\:детств$

$4\:–\:7\: лет\: первое\: детство$

 

$\left.\begin{matrix} 8-12\: лет\:(мальчики) \\ \\ 8-11\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} второе\: детство$

 

$\left.\begin{matrix} 13-16\: лет\:(мальчики) \\ \\ 12-15\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} подростки$

$17\:–\:21\: год\: юноши$

$16\:–\:20\: лет\: девушки$

$\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:взрослые\: зрелые$

 

$\left.\begin{matrix} 22-35\: лет\:(мужчины)\\ 21-35\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 1-й\:период\: зрелости$

 

$\left.\begin{matrix} 36-60\: лет\:(мужчины)\\ 36-55\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 2-й\:период\: зрелости$

$\left.\begin{matrix} 61-72\: года\:(мужчины)\\ 56-74\: года\:(женщины)\end{matrix}\right\} пожилые\: люди$

$75\:–\:90\:лет\:(мужчины\:и\:женщины)\:\:\:\:\:\:старые\:люди$

$90\:лет\: и\: более\:\:\:\:\:\:\;\;\:\;\:\;\;\:\;                   долгожители$

В ме­ди­ци­не су­ще­ст­ву­ет по­ня­тие гес­та­ци­он­но­го В.  ч., оп­ре­де­ляе­мо­го в не­де­лях для пло­да или но­во­ро­ж­дён­но­го ре­бён­ка от по­след­не­го пе­рио­да мен­ст­руа­ции ма­те­ри.

На­ря­ду с воз­рас­том жи­ву­щих важ­ное зна­че­ние в де­мо­гра­фич. ана­ли­зе име­ет воз­раст умер­ших, воз­раст всту­п­ле­ния в брак, де­то­род­ный воз­раст и т. д. Зна­ние воз­рас­тов отд. лю­дей на мо­мент на­блю­де­ния или на­сту­п­ле­ния в их жиз­ни тех или иных де­мо­гра­фич. со­бы­тий да­ёт пред­став­ле­ние о воз­рас­тной струк­ту­ре на­се­ле­ния и о том, в ка­ких воз­рас­тных груп­пах про­ис­хо­дят дан­ные со­бы­тия. По­сколь­ку час­то­та ро­ж­де­ний, смер­тей, бра­ков, раз­во­дов в раз­ных воз­рас­тах не­оди­на­ко­ва, В. ч. слу­жит об­щей ко­ор­ди­на­той де­мо­гра­фич. яв­ле­ний; их ста­ти­стич. опи­са­ние при по­мо­щи таб­лиц смерт­но­сти, ро­ж­дае­мо­сти, брач­но­сти и др. (име­ют важ­ное зна­че­ние для ана­ли­за вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния) по­зво­ля­ет вы­яс­нить об­щие за­ко­но­мер­но­сти про­те­ка­ния этих про­цес­сов на разл. эта­пах жиз­ни.

Ста­ти­стич. ана­лиз воз­рас­та как де­мо­гра­фич. и со­ци­аль­но-эко­но­мич. ка­те­го­рии мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся по двум на­прав­ле­ни­ям: во-пер­вых, изу­че­ние воз­рас­тной струк­ту­ры все­го на­се­ле­ния на оп­ре­де­лён­ный мо­мент; во-вто­рых, изу­че­ние од­но­го по­ко­ле­ния, пе­ре­жи­ваю­ще­го разл. ис­то­рич. со­бы­тия в од­ном и том же воз­рас­те. Вви­ду зна­чит. труд­но­стей по­лу­че­ния ста­ти­стич. ин­фор­ма­ции по по­ко­ле­ни­ям в де­мо­гра­фии наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли ис­сле­до­ва­ния воз­рас­т­ных ха­рак­те­ри­стик, за­пе­чат­лён­ных в воз­рас­тных струк­ту­рах на­се­ле­ния.

В. ч. име­ет зна­че­ние так­же и с юри­дич. точ­ки зре­ния: напр., брач­ный воз­раст, пра­во­спо­соб­ность и дее­спо­соб­ность (в т. ч. тру­до­вая), воз­раст уго­лов­ной, адм. или гражд. от­вет­ст­вен­но­сти и т. д.

В. ч., с эко­но­мич. и со­ци­аль­ной то­чек зре­ния, ус­лов­но де­лит жизнь на ряд эта­пов: по­треб­ле­ние и на­ко­п­ле­ние жиз­нен­но­го опы­та; про­из­вод­ст­во и по­треб­ле­ние ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных цен­но­стей; по­треб­ле­ние без про­из­вод­ст­ва, пе­ре­да­ча жиз­нен­но­го опы­та и зна­ний.

В. ч. в де­мо­гра­фии из­ме­ря­ет­ся обыч­но це­лым чис­лом ис­пол­нив­ших­ся лет, а для де­тей мо­ло­же го­да – чис­лом ме­ся­цев или да­же дней (для де­тей до 1 мес). Све­де­ния о В. ч. по­лу­ча­ют при пе­ре­пи­сях и об­сле­до­ва­ни­ях на­се­ле­ния пу­тём оп­ро­са, при те­ку­щей ре­ги­ст­ра­ции де­могра­фич. со­бы­тий (бра­ков, раз­во­дов и т. д.) – ча­ще все­го на ос­но­ва­нии за­писей в до­ку­мен­тах. В про­грам­мах пе­ре­пи­сей, как пра­ви­ло, ста­вит­ся во­прос о да­те ро­ж­де­ния (чис­ло, ме­сяц, год или ме­сяц, год), ино­гда и о чис­ле ис­пол­нив­ших­ся лет. Зная да­ту ро­ж­де­ния, мож­но оп­ре­де­лить чис­ло лет, ис­пол­нив­ших­ся к мо­мен­ту пе­ре­пи­си, вы­чи­тая год ро­ж­де­ния из го­да пе­ре­пи­си. При этом, ес­ли день ро­ж­де­ния в го­ду пе­ре­пи­си поз­же её да­ты, раз­ность умень­ша­ет­ся на еди­ни­цу. При те­ку­щей ре­ги­ст­ра­ции учи­тыва­ет­ся обыч­но да­та или толь­ко год ро­ж­де­ния. При­бли­зи­тель­ное или ок­руг­лён­ное ука­за­ние воз­рас­та при оп­ро­се при­во­дит к ис­ка­же­нию чис­лен­но­сти отд. воз­рас­тных групп – к т. н. воз­рас­тной ак­ку­му­ля­ции, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­сре­до­то­че­ни­ем в отд. воз­рас­тах, ча­ще все­го окан­чи­ваю­щих­ся на 0 или 5, чис­лен­но­сти на­се­ле­ния или де­мо­гра­фич. со­бы­тий зна­чи­тель­но боль­шей, чем в со­сед­них воз­рас­тах.

В пси­хо­ло­гии пе­рио­ди­за­ция В. ч. ука­зы­ва­ет на ка­че­ст­вен­но свое­об­раз­ные сту­пе­ни раз­ви­тия ин­ди­ви­да. В пси­хо­ло­гии вы­де­ля­ют сле­дую­щие В. ч.: пре­на­таль­ное раз­ви­тие (от за­ча­тия до ро­ж­де­ния), мла­ден­че­ст­во (от ро­ж­де­ния до 1 го­да), ран­нее дет­ст­во (1–3), до­шко­ль­ный воз­раст (от 3 до 6–7), млад­ший школь­ный воз­раст (от 6–7 до 11–12), от­ро­че­ст­во (от 11–12 до 15–17), юность (от 15–17 до 19–21), мо­ло­дость (от 19–21 до 25–30), зре­лость (от 25–30 до 55–60), ста­рость (от 55–60). Ста­биль­ные пе­рио­ды раз­ви­тия че­ре­ду­ют­ся с пе­ре­ход­ны­ми пе­рио­да­ми от од­но­го воз­рас­тно­го эта­па к дру­го­му, не­ред­ко про­те­каю­щи­ми в фор­ме воз­рас­тных кри­зи­сов. Для ка­ж­до­го В. ч. су­ще­ст­ву­ют нор­ма­тив­ные (сред­не­ста­ти­сти­че­ские) по­ка­за­те­ли пси­хо­фи­зи­че­ско­го, ин­тел­лек­ту­аль­но­го, эмо­цио­наль­но­го, лич­но­ст­но­го раз­ви­тия и т. п. Для ха­рак­те­ри­сти­ки ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия ис­поль­зу­ют­ся по­ня­тия «пси­хо­ло­гич. воз­раст», «со­ци­аль­ный воз­раст», «ум­ст­вен­ный воз­раст», ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют­ся со­от­не­се­ни­ем па­ра­мет­ров раз­ви­тия ин­ди­ви­да с нор­ма­тив­ны­ми. Пси­хо­ло­гич. воз­раст ука­зы­ва­ет на оп­ре­де­лён­ную струк­ту­ру пси­хи­ки, ста­дию раз­ви­тия лич­но­сти и мыш­ле­ния, со­ци­аль­ную си­туа­цию раз­ви­тия, ве­ду­щую дея­тель­ность, пси­хо­ло­гич. но­во­об­ра­зо­ва­ния и т. п. Со­ци­аль­ный воз­раст пред­став­ля­ет со­бой на­бор нор­ма­тив­но-ро­ле­вых свойств и иден­тич­но­стей, про­из­вод­ных от воз­рас­тно­го раз­де­ле­ния тру­да и со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ст­ва. Та­кие по­ня­тия, как до­шко­ль­ный, школь­ный, сту­ден­че­ский, ра­бо­чий, пен­си­он­ный, брач­ный воз­раст или воз­раст гражд. со­вер­шен­но­ле­тия име­ют смысл толь­ко в кон­тек­сте со­ци­аль­ных от­но­ше­ний оп­ре­де­лён­но­го об­ще­ст­ва и из­ме­ня­ют­ся вме­сте с ни­ми. Напр., ак­се­ле­ра­ция ме­ня­ет пред­став­ле­ния о про­дол­жи­тель­но­сти и осо­бен­но­стях дет­ст­ва, с рос­том про­дол­жи­тель­но­сти и ка­че­ст­ва жиз­ни ме­ня­ет­ся по­ня­тие «ста­рость» и т. п.

Для ка­ж­дой куль­ту­ры ха­рак­те­рен свой сим­во­лизм В. ч., вклю­чаю­щий в се­бя тер­ми­но­ло­гию, нор­ма­тив­ные кри­те­рии В. ч., пе­рио­ди­за­цию жиз­нен­но­го цик­ла, воз­рас­тные сте­рео­ти­пы (чер­ты и свой­ст­ва, при­пи­сы­вае­мые ли­цам дан­но­го воз­рас­та и за­да­вае­мые им в ка­че­ст­ве под­ра­зу­ме­вае­мой нор­мы), воз­рас­тные об­ря­ды (ри­туа­лы, по­сред­ст­вом ко­то­рых куль­ту­ра струк­ту­ри­ру­ет и оформ­ля­ет взаи­мо­от­но­ше­ния воз­рас­тных сло­ёв), воз­рас­т­ную суб­куль­ту­ру, вклю­чаю­щую при­зна­ки и цен­но­сти, по ко­то­рым пред­ста­ви­тели дан­но­го воз­рас­тно­го слоя осоз­на­ют и ут­вер­жда­ют се­бя в ка­че­ст­ве един­ст­ва, от­лич­но­го от всех ос­таль­ных воз­рас­т­ных общ­но­стей (напр. , дет­ская суб­куль­ту­ра). Куль­тур­ный сим­во­лизм воз­рас­та влия­ет на пред­став­ле­ния че­ло­ве­ка о сво­ей био­гра­фии, жиз­нен­ном пу­ти и на субъ­ек­тив­ный, пе­ре­жи­вае­мый воз­раст лич­но­сти, «воз­рас­тное са­мо­соз­на­ние» (чув­ст­ву­ет че­ло­век се­бя мо­ло­дым или ста­рым), ко­то­рое так­же за­ви­сит от сте­пе­ни са­мо­реа­ли­за­ции, со­бы­тий­ной на­пол­нен­но­сти жиз­ни, ак­ту­аль­ных со­ци­аль­ных ро­лей и си­туа­ций и т. п. См. так­же Воз­рас­тная ор­га­ни­за­ция.

В каком возрасте начинается подростковый возраст

Эта фаза отмечена многими физическими, умственными, эмоциональными и социальными изменениями. Гормональные изменения происходят в начале полового созревания. У большинства мужчин начинают появляться волосы на лице и лобке, а их голос становится более глубоким.

У девочек появляются волосы на лобке, растет грудь и происходят менструации. Эти изменения и то, как их воспринимают другие, могут быть факторами, которые их беспокоят. Это также время, когда Подростки они могут столкнуться с давлением со стороны своих друзей, чтобы они употребляли алкоголь, табак и наркотики или занимались сексом.

Другими проблемами на этом этапе могут быть расстройства пищевого поведения, депрессия и семейные проблемы. В этом возрасте подростки больше самостоятельно принимают решения о друзьях, спорте, учебе и школе. Они становятся более независимыми, со своими личностями и интересами, хотя родители по-прежнему очень важны.

С какого возраста начинается отрочество

Всемирная организация здравоохранения определяет подростковый возраст как период взросления после детства и до взрослой жизни, между 10 и 19 годами. 

Несмотря на трудности установления точной возрастной группы, важное значение имеет адаптационное, функциональное и решающее значение этого этапа.

Обычно выделяют три стадии:
  1. В раннем или раннем подростковом возрасте , который начинается в 10-11 лет. Одни считают свой конец 13-летним, а другие продлевают его до 14-15 лет.
  2. средний подростковый возраст , который некоторые называют поздно, который для некоторых начинается в 14, а для других в 15-16. У кого-то до 17 лет, у кого-то до 18-19 лет.
  3. Как мы уже говорили, международные организации, такие как ЮНИСЕФ, а также ВОЗ, определяют окончание подросткового возраста в 19 лет. Известные педагоги, такие как Хосе Антонио Марина – Талант подростков.
  4. Barcelona, ​​Ariel, 2017, 41– предполагает, что конец подросткового возраста совпадает с началом взрослой жизни в 18 лет (мнение, которое, по-видимому, совпадает с мнением большинства молодых людей).
  5. поздняя юность , который другие называют «пост-подростковый возраст». У некоторых он начинается в 18 лет, у других — в 20, распространяется диффузно до 21 года и более и совпадает с тем, что некоторые также называют «полной молодостью», примерно в 24 года.

Эти критерии могут быть несколько условными и неточными. При этом следует учитывать, что процессы биологического созревания не у всех одинаковы.

Также процессы психосоциального созревания, различия в которых зависят от индивидуальных особенностей индивидов, в свою очередь не обусловлены характеристиками обществ, в которых они развиваются.

Ранний подростковый возраст (от 10 до 13 лет)
  • Во время На этом этапе дети обычно начинают быстрее расти.. Они также начинают замечать другие изменения в организме, в том числе рост волос в подмышечных впадинах и области гениталий, развитие молочных желез в области половых органов. женщины и увеличенные яички в люди. 
  • Обычно он начинается на год или два раньше у девочек, чем у мальчиков, и некоторые изменения могут быть нормальными. Начало в 8 лет у девочек и в 9 лет у мальчиков. 
  • У многих девочек первая менструация начинается в возрасте около 12 лет, в среднем через 2-3 года после начала развития груди.
  • Эти телесные изменения могут вызвать у некоторых людей любопытство и тревогу, особенно если они не знают, чего ожидать или что является нормальным.
  • Некоторые дети также сомневаются в своих личность пола на этом этапе, и начало полового созревания может быть трудным временем для трансгендерные дети.  
  • У младших подростков конкретные и экстремистские идеи . Все хорошо или плохо, фантастично или ужасно, без особых нюансов. На этом этапе для молодых людей нормально сосредотачивать свои мысли на себе (то, что мы называем «эгоцентризмом»). 
  • Как часть этого, подростки и младшие подростки часто стесняются своей внешности и чувствуют, что их постоянно осуждают сверстники. коллеги.
  • Подростки испытывают большую потребность в уединении. Они могут начать искать способы быть независимыми от своей семьи. В этом процессе они, вероятно, проверят пределы и резко отреагируют, если ограничения подтверждаются родителей или опекунов.

Средний подростковый возраст (от 14 до 17 лет)
  • Физические изменения, начавшиеся в период полового созревания, продолжаются до подросткового возраста. . У большинства мальчиков начинается «скачок роста» и продолжаются изменения, связанные с половым созреванием.  
  • Возможно, например, что ваш голос ломается, когда вы что становится хуже.   У некоторых появляются прыщи. Физические изменения у женщин, вероятно, почти завершены, и у большинства девочек уже есть регулярные менструации.
  • В этом возрасте у многих подростков появляется интерес к отношениям. романтики и сексуальные . Они, вероятно, будут подвергать сомнению и исследовать свою сексуальную идентичность, что может вызвать стресс, если у них нет поддержки своих сверстников, семьи или сообщества. 
  • Другой типичный способ изучения секс и сексуальность для подростков всех полов является самостимуляцией, также называемой онанизм.
  • Многие молодые люди в подростковом возрасте спорить  больше со своими родителями, потому что они изо всех сил пытаются иметь больше независимости . Они, вероятно, проводят меньше времени с семьей и больше времени с друзьями. Они очень обеспокоены своей внешностью, и на этом этапе давление со стороны сверстников может достичь своего пика.    
  • На этом этапе мозг продолжает меняться и созревать, но между тем, как мыслит подросток в подростковом возрасте, и мышлением взрослого человека все еще существует много различий.
  • Во многом это связано с тем, что лобные доли являются последней областью мозга, которая созревает; развитие не завершается до тех пор, пока человеку не исполнится двадцать с небольшим. 
  • Лобные доли играют важную роль в координации принятия сложных решений, контроле над импульсами и способности учитывать множество вариантов и последствий. 
  • Молодые люди в подростковом возрасте лучше способны мыслить абстрактно и принимать во внимание «общую картину», но в данный момент им все еще не хватает способности применять ее. Например, в определенных ситуациях молодые люди среднего подросткового возраста начинают думать примерно так:

значение, определение в Кембриджском словаре английского языка

Но идея нестареющей личности также поддерживается теориями психологии развития, в которых редко рассматривается развитие после подросткового возраста .

Из Кембриджского корпуса английского языка