Возрастные особенности детей подросткового возраста: Возрастные особенности младших подростков (10-12 лет) | Консультация по теме:

Методическое пособие для наставников — Глава 1

Содержание

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Часть 1

Подростки 12—16 лет — самые желанные участники профориентационных квизов, квестов, конкурсов и прочих мероприятий, ведь до 12 лет еще несерьезно говорить о будущей профессии, а после 16 — уже может быть поздно. По этой причине основное внимание уделено возрастным особенностям именно этого возрастного диапазона. В отечественной и зарубежной литературе, научной и публицистической, популярной и художественной, имеется великое множество материалов о подростках. Исследования и рассуждения, пророческие предположения и цифры — всё это помогает заглянуть в мир подростка тем, кто уже разменял третий, четвертый или седьмой десяток и забыл, что было в том счастливом (или не очень счастливом) отрочестве.



В данном пособии используется материал, который собрала и обобщила директор Московской школы практической психологии Гули Базарова.

Подросток — это полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло,

но взрослость еще не наступила.

Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, всегда заметны окружающим и, как правило, сопровождаются неоднозначной оценкой. Диапазон этой оценки весьма широк — от доброжелательной шутки или просто удивления до весьма насмешливых и ядовитых замечаний. При этом подросток одинаково болезненно чувствителен и беззащитен как по отношению к беззлобной шутке, так и к направленной насмешке.

Развитие подростка-девочки или подростка-мальчика асинхронно.
В подростковый период они вступают в разное время, с разной скоростью растут и в разное время завершают этот сложнейший этап своей жизни.

У девочек начало подросткового возраста — 10−11 лет, обычно, 5 класс. Они уже подросли, гораздо крупнее мальчиков-одноклассников и совсем не стремятся к общению с ними. Они увлечены своими отношениями с подружками: «кто и против кого с кем дружит», стремятся хорошо учиться и в своем учебном рвении иногда готовы переписать целую тетрадь, если в ней не нравится одна страница.


В 12−13 лет наступает пик активного, быстрого роста.
Девочка-«тумбочка» превращается в прелестную девушку. Именно в это время она открывает для себя, что счастье — не в только учебе и оценках, а может быть, и совсем в другом. Меняется, а порой и рушится устоявшаяся система ценностей. Наступает время подростковой дружбы и влюбленности. Проявляется подростковый максимализм: мелкая, по мнению взрослого, проблема переживается девочкой-подростком как трагедия, отчаяние или безудержные восторг и радость. Это генеральная репетиция тех будущих настоящих длительных глубоких эмоциональных отношений, которые ждут ее во взрослой жизни.

И здесь особенно важен контакт с матерью. Если он формальный, поверхностный, или ничтожно мал, девочка будет делиться своими проблемами с другим доверенным лицом. Вне родительской семьи девочка ищет то, что не смогла получить внутри нее от своих близких.

И здесь особенно важен контакт с матерью. Если он формальный, поверхностный, или ничтожно мал, девочка будет делиться своими проблемами с другим доверенным лицом. Вне родительской семьи девочка ищет то, что не смогла получить внутри нее от своих близких.

Особенно эмоционально неустойчивы девочек в возрасте 13−15 лет. Все очень непросто в их жизни, они так болезненно чувствительны к критике, замечаниям, непониманию, вплоть до самых печальных последствий. Отсюда постоянное напряжение в семье, конфликты, взаимное недовольство. Но к 16-ти годам рост и физиологическое созревание девочки завершается. Как пережить семье взрослеющей девочки этот период «с наименьшими потерями»? Постараться на первом этапе подросткового возраста девочки, когда ей 10−11 лет, подружиться с нею. Это должна быть дружба взрослого с ребенком — уважительная, доброжелательная, наполненная искренним интересом и вниманием к своей девочке. Самое главное в такой дружбе — терпение взрослого и его умение слушать подростка, даже если взрослому кажется, что с ним делятся полной ерундой.

Ничего, с возрастом все постепенно умнеют, а вот основой самых близких отношений всегда является чувство доверия и безопасности.


У мальчиков начало роста — в 12−13 лет.

В 6−7 классе они начинают очень интенсивно расти, но процесс идет неравномерно, возникает диспропорция между скелетом и грудной клеткой, мышечная масса организм не всегда успевает за скелетом. Мальчик осознает свою угловатость, стесняется ее, принимает порой неестественные, вычурные позы. Ему кажется, что он смешон и нелеп в глазах других людей.

При этом изменение физического состояния и интеллектуальное развитие не совпадают. Окружающим часто кажется, что мальчики в этот период «глупеют» на глазах. Особенно тяжело это переживают мальчики, которые до этого хорошо учились. Упреки в том, что они скатились в учебе, превратились в лентяев они часто слышат от очень разных людей. А он просто не справляется со своим ростом. Двенадцатилетние мальчики перерастут свою выраженную эмоциональную неустойчивость только к возрасту 14-ти лет. Именно в этом период у мальчиков растет риск подростковых срывов (вплоть до самых печальных) из-за оценки — семья давит, школа требует…

Что должны делать родители? Набраться терпения и мужества, постоянно поддерживать ребенка, давая ему почувствовать любовь и поддержку, невзирая ни на какие учебные и житейские трудности. И всегда помнить, что это — лишь временный период в развитии подростка. Мальчик подрастет и обязательно наверстает свое. Нередко по отношению к этому периоду взросления мальчика — подростка используется выразительная метафора 5-ти «не»:

• не хочу учиться;

• не хочу делать домашку;

• не хочу слушать советы;

• не хочу убирать за собой;

• не хочу приходить вовремя домой.


• не хочу учиться;

• не хочу делать домашку;

• не хочу слушать советы;

• не хочу убирать за собой;

• не хочу приходить вовремя домой.


Новыми смыслами наполняются отношения с друзьями. В 10−12 лет компании «однополые», затем девочки и мальчики смешиваются. И ровесники становятся объектом для подражания. Пик роста у мальчиков приходится на 14−15 лет. В социальном плане пятнадцатилетние подростки более ориентированы на свое окружение, а не на авторитет родителей и учителей. Даже если отношения с родителями или взрослыми доверительные, зачастую мнение сверстников для пятнадцатилетнего подростка более важно. В 10−11 классах в них становятся видны очевидные преимущества мужского ума — эти юноши все схватывают на лету, понимают самое главное, легко анализируют и обобщают по существенным признакам. То, что теперь дается сверстнице зубрежкой и усидчивостью, мальчик усваивает без особого видимого усилия. Рост и физиологическое созревание мальчика завершается к 18-ти годам. Мальчику-подростку, конечно, необходимы похвалы и одобрения со стороны мамы. Но этого недостаточно. Мамина похвала действует на мальчика лишь через призму папиной похвалы. Только подкрепление папиной похвалой будет считаться авторитетным.

Общие особенности поведения (11−14 лет):

• девочки и мальчики дразнят или не замечают друг друга;
• мнение группы сверстников важнее мнения взрослых;
• отношения между конкретными подростками влияют на дисциплину и ход урока в классе;
• подростки постоянно сопротивляются критике.

Общие особенности поведения подростков (14—15 лет):

• собственная внешность — важнейший объект внимания;
• начинается социальная активность и поиск себя;
• подросток стремится быть независимым от семьи;
• девочки и мальчики начинают задумываться о будущей профессии.

Общие особенности поведения подростков к 16—ти годам:

• «гадкий утенок» превращается в лебедя;
• сформировались устойчивые привычки и характер, но еще сохраняются отдельные подростковые переживания и комплексы;
• появляется потребность во внутренней близости и откровенности, тайнах и секретах, в доверительном общении с взрослым;
• подростки активно включаются в дебаты и споры;
• возникает и усиливается желание помогать другим.

Обратите внимание! Подростковый возраст, а затем, и юношеский был «придуман» и введен в возрастную шкалу развития взрослыми, а это значит, что у детей может быть свой взгляд и свое восприятие.

Подростковый возраст — психологические и возрастные особенности подросткового периода

Подростковый период— это, конечно, физические изменения пропорций тела, роста и веса. Тело человека растет несоразмерно, например, сначала растёт наша голова, руки и ноги, а затем «подтягивается» и туловище. Из-за этого часто возникает внутренний конфликт у юношей и девушек. Они не могут и не хотят принять себя, видят только недостатки и стесняются своего тела.

Растет и развивается также и мышечная система, а это плохо сказывается на сердечно-сосудистой системе. Родители отмечают, что у подростков они наблюдают быструю утомляемость, а также у них частые смены настроения. Все это происходит из-за перепадов мышечного и сосудистого тонусов. Подобного рода сбои происходят также в сердце и лёгких. Кроме того, нарушается и кровоснабжение мозга. Получается, что органы подростка растут довольно стремительно, а это провоцирует гормональный сбой. В связи с этим проявляются вторичные половые признаки.



Основные психологические особенности подросткового возраста

Физиологические изменения становятся причиной того, что ребенок начинает чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Каждый подросток стремится к тому, чтобы окружающие его взрослые, включая родителей и учителей, относились к нему подобающим образом, видели в нем личность и считались с его мнением. Юноши и девушки не хотят больше чувствовать контроль и опеку со стороны мамы и папы.

Подросток начинает обращать слишком много внимания на мнение коллектива о себе и своих действиях. В этот период подростку как никогда нужен лучший друг, с которым можно будет делиться своими мыслями и переживаниями, делиться радостями и искать решения проблем.



Тинейджер обращает много внимания на себя самого, проводит самоанализ и зачастую занимается излишним «самокопанием». Ему очень важно, чтобы окружающие люди признали его заслуги. Такие ребята довольно ранимы и эмоционально нестабильны. Часто родители жалуются на агрессию своих чад, а порой даже отмечают неврозоподобное состояние. Большинство подростков с трудом справляются со своими эмоциями и не могут контролировать себя.

Каждому родителю крайне важно быть рядом в этот момент со своим сыном или дочерью. Будьте добры и нежны с ними, объясните, что этот период скоро пройдет и начнется настоящая взрослая жизнь.

Особенности поведения подростков

В подростковом возрасте ребята становятся довольно целеустремленными. Они стремятся добиться максимального результата в каждом деле, за которое берутся. И тут получается дилемма: подросток мечтает о самостоятельности и независимости, а с другой стороны, он должен учиться выстраивать дружеские отношения со взрослым миром. Можно сказать, это середина между детством и взрослой жизнью.

Подростки мечтают вырваться от наблюдений со стороны взрослых, хотят самостоятельно распоряжаться своим временем и не приемлют никакого контроля со стороны взрослых. Но в глубине души они отчаянно ожидают помощи и поддержки от родителей, ведь сами пока еще не в состоянии полностью заботиться о себе, содержать себя и жить этой взрослой жизнью.



Подростки, как правило, нуждаются в потребности группирования, более того, большинство ребят стремятся занять значимое место в группе со своими приятелями. Из-за этого у сверстников часто случаются размолвки и конфликты. Мальчики обычно пытаются проявить свои лидерские качества и хотят быть самым сильным, самым выносливым и смелым. А девочки обычно соревнуются за внимание со стороны мужского пола.

Каждый родитель считает своих сына или дочь особенным, самым смелым и самым умным. Но даже у самых любящих и терпеливых мам и пап могут опуститься руки, ведь они перестают узнавать своего ребенка. И тут важно реализовать несколько задач, чтобы пережить эти возрастные особенности максимально благоприятно.

  • Во-первых, окружите любовью и пониманием своего сына или дочь. Да, они могут порой перегибать палку, бросаться резкими фразами. Но это пройдёт. Вспомните себя в переходном возрасте и просто будьте рядом.
  • Во-вторых, позвольте ему самостоятельно принимать решения и дайте чуть больше свободы. Порой это сделать совсем не просто, ведь вы знаете наверняка, что лучше для него. Но будьте уверены, что ваш ребенок, скорее всего, поступит по-своему. Стоит ли из-за этого портить ваши и без того натянутые отношения?
  • В-третьих, уважайте его выбор. Если хотите, поговорите с ним и постарайтесь понять, почему он пришёл к такому выводу. Возможно, его ответ приятно удивит вас.



Если уж и ограничивать подростка чем-то, то пусть ограничения будут высказаны четко и понятно для подростка. Никому не нравится, если кто-то другой распоряжается его жизнью. А подросткам и подавно…

Регулярно оказывайте поддержку своему ребёнку, общайтесь с ним ненавязчиво. Объясните, что это продлится недолго, а на жизненном пути родитель может стать верным другом и союзником.

Если вы знаете обо всех подводных камнях подросткового возраста, вы сможете быть рядом со своим подростком и поможете ему пережить этот непростой период.

5 Характеристики подросткового возраста | Как взрослому

Возраст от 10 до 14 лет называется подростковым возрастом. Это время характеризуется быстрыми изменениями и развитием, так как это переход от детства к взрослой жизни. Изменения могут быть непоследовательными, а также неудобными. Подростки испытывают физические, социальные, а также личностные и эмоциональные изменения. Когнитивные процессы также начнут различаться. Скорость, с которой подростки испытывают изменения, будет варьироваться в зависимости от пола, генетики, факторов окружающей среды и здоровья.

Физические изменения

Физические изменения являются основной характеристикой подростков. Подростки испытают всплески роста, изменения в структуре скелета, развитии мышц и мозга, а также половое и гормональное развитие. Гендерные различия играют роль в том, когда происходят эти изменения. У девочек физические изменения начинают происходить примерно в 12 лет, тогда как у мальчиков изменения обычно начинаются примерно в 14 лет. Расстройства пищевого поведения, употребление наркотиков и сексуальная активность могут представлять серьезную опасность для здоровья, если подростки проявляют такое поведение во время этих быстрых физических изменений.

Социализация

Социализация — еще одна характеристика подросткового возраста, когда они начинают больше общаться со сверстниками и отделяются от своей семьи. В детстве дети лояльны к своим взрослым образцам для подражания, таким как родители или учителя. Однако в подростковом возрасте эта лояльность меняется, делая подростков более лояльными к своим друзьям и сверстникам. Для подростков самооценка во многом зависит от их социальной жизни. Девочки, как правило, держатся за небольшие группы близких друзей, тогда как мальчики создают более широкие социальные сети. Подростки хорошо осведомлены о других и о том, как их воспринимают на этом этапе.

Когнитивное развитие

Изменения в когнитивных процессах характерны для подросткового возраста 1. У детей раннего возраста наблюдается более высокое мышление, рассуждения и абстрактное мышление. У подростков развиваются более продвинутые языковые навыки и вербализация, что позволяет более продвинутое общение. Абстрактное мышление позволяет подросткам развивать целеустремленность, справедливость и социальное сознание. Подростки также решают, как моральный и этический выбор будет определять их поведение в это время. На когнитивные процессы влияет общая социализация, а это означает, что на этом этапе подростки будут развиваться по-разному в зависимости от индивидуальных факторов.

Личные и эмоциональные характеристики

Подростковый возраст — это время, когда эмоции начинают накаляться. Родители и учителя могут начать замечать спорное и агрессивное поведение из-за внезапных и сильных эмоций. Для подростков также характерна эгоцентричность. Они озабочены собой, потому что у них начинает развиваться самоощущение, но они также тщательно исследуют свои собственные мыслительные процессы и личности. В подростковом возрасте возможности начинают казаться бесконечными, что приводит к тому, что некоторые подростки становятся чрезмерно идеалистичными. Они также считают, что их мысли и чувства уникальны, сомневаясь в том, что другие могут понять, что они переживают.

8 Характеристики подросткового возраста

 


Определение и значение подростковый возраст  

Термин подростковый возраст обычно используется для описания переходной стадии между детства и взрослой жизни. Подростки также приравниваются как к терминам «подростковый лет» и «половой зрелости». Однако подростковый возраст не является исключительным ни для одного из этих условия. Половое созревание относится к гормональным изменениям, происходящим в ранней юности; и период подросткового возраста может выходить далеко за пределы подросткового возраста. Фактически, не существует единого научного определения подросткового возраста или установленных возрастных границ.

Подростковый возраст известный как на латыни Adolescertia от adolescere, означает расти. Это период психологического, социального и физического перехода между детьми и совершеннолетие. Этот возраст начинается с 13 лет и продолжается до зрелости. Возраст подросткового возраста различаются в зависимости от культуры.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростковый возраст как период жизни в возрасте от 10 до 19 лет. Напротив, в США подростковый обычно считается, что он начинается где-то между 12 и 14 годами и заканчивается в 19 лет.или 20.

Как в отличие от слова «подросток» легче определить, оно описывает человека которому от тринадцати до девятнадцати лет.

Подростковый возраст Полное понимание подросткового возраста в обществе зависит от информации из различных источников. точки зрения, прежде всего из областей психологии, биологии, истории, социология, образование и антропология. В рамках всех этих точек зрения Подростковый возраст рассматривается как переходный период между детством и взрослой жизнью. культурной целью которых является подготовка детей к взрослым ролям.

Мысли, идеи и концепции, развитые в этот период жизни сильно влияет на дальнейшую жизнь, играя большую роль в формировании характера и личности.

Ранний в подростковом возрасте когнитивное развитие приводит к большему самосознанию, большему осведомленность о других и их мыслях и суждениях, способность мыслить о будущих возможностях и способность рассматривать несколько возможностей однажды.

Как В результате подростки испытывают значительный сдвиг от простого, конкретного, и глобальные самоописания, характерные для детей раннего возраста; как дети, они определяли себя физическими чертами, тогда как в подростковом возрасте они определяли себя на основе своих ценностей, мыслей и мнений.

Согласно Согласно предварительному отчету переписи 2001 года, подростки составляют 23 процента всего населения нашей страны. Это также ответственный период и этап состав личности, то есть период между детством и взрослой жизнью. Подростковый возраст период, через который взрослеющий человек совершает переход от детства к зрелость.

 

8 Характеристики подросткового возраста

Подростковый возраст важный период Хотя все периоды в жизни важны, некоторые более важны, чем другие, из-за их непосредственного воздействия на отношение и поведение, в то время как другие важны из-за их долгосрочного последствия.

Подростковый возраст является одним из периодов, когда проявляются как немедленные эффекты, так и долгосрочные эффекты. важный. Некоторые периоды важны для их физического состояния, а некоторые — для их психологические эффекты. Подростковый возраст важен для обоих.

Ниже перечислены общие характеристики подростка:

 

1. Подростковый возраст – это Переходный период

Переходный период не означает разрыв или изменение от того, что было раньше, а скорее переход от одной стадии к другой. В любой переходный период статус неясен, и существует путаница в отношении ролей, которые выполняет человек. ожидается играть. Подросток в это время уже не ребенок и не взрослый. Если подростки ведут себя как дети, им говорят «вести себя соответственно возрасту». Если они пытаются вести себя как взрослые, их часто обвиняют в том, что они «слишком большие для свои штаны» и упрекают за попытки вести себя как взрослые. На С другой стороны, неоднозначный статус современных подростков выгоден тем, что это дает им время, чтобы попробовать разные образы жизни и решить, какие модели поведение, ценности и взгляды лучше всего отвечают их потребностям.

 

2. Подростковый возраст – это период сдачи

скорость изменения взглядов и поведения в подростковом возрасте параллельна скорости физического изменения. В раннем подростковом возрасте, когда физические изменения происходят быстро, изменения во взглядах и поведении также происходят быстро. Поскольку физические изменения замедляются вниз, так же как и установки и поведенческие изменения.

Есть пять почти универсальных сопутствующих изменений, происходящих во время подростковый возраст.

Первый повышенная эмоциональность, интенсивность которой зависит от скорости происходят физические и психологические изменения. Поскольку эти изменения в норме чаще возникают в раннем подростковом возрасте, повышенная эмоциональность как правило, более выражен в раннем, чем в позднем подростковом возрасте.

Второй , быстрые изменения, сопровождающие половое созревание, делают молодых подростков неуверенными самих себя, своих способностей и своих интересов. У них сильный чувство нестабильности, которое часто усиливается двусмысленным обращением они получают от родителей и учителей.

Третий , изменения в их телах, их интересах и в ролях социальной группы ожидает, что они будут играть, создавая новые проблемы.

Четвертый , по мере того, как меняются интересы и модели поведения, меняются и ценности. Что было важно для их в детстве кажется им менее важным теперь, когда они рядом со взрослыми. Они признают качество более важным, чем количество.

Пятый , большинство подростков неоднозначно относятся к переменам. Пока хотят и требуют независимость, они часто боятся ответственности, которая идет с независимостью и сомневаются в их способности справиться с этими обязанностями.

 

3. Проблема подросткового возраста Возраст

Пока в каждом возрасте есть свои проблемы, проблемы подросткового возраста часто особенно сложны для мальчиков и девочек, чтобы справиться с.

Есть две причины для этого:

Первый , на протяжении всего детства их проблемы встречались и решались, по крайней мере частично, родителей и учителей. В результате многие подростки не имеют опыта преодоления с проблемами наедине.

Второй , потому что подростки хотят чувствовать себя независимыми, они требуют право справляться со своими проблемами, отражая попытки со стороны родителей и учителей, чтобы помочь им. Из-за их неспособности справиться с проблемы в одиночку, а также они считают, что могут, многие подростки обнаруживают, что решения не всегда соответствуют их ожиданиям.

 

4. Подростковый возраст – время Поиск личности

Подростковый возраст это время, когда подростки начинают исследовать и утверждать свою личную идентичность. В этот период развития подростки вовлечены в процесс поиска для того, где они вписываются со сверстниками и обществом в целом. Личность подросток стремится выяснить, кто он такой, какова его роль в обществе? Это Обычно подростки имеют неустойчивое чувство собственного достоинства и пробуют новое. личные ярлыки и связываться с различными группами сверстников.

Кроме того, подростки могут испытывать трудности с определением своей сексуальной и гендерной идентичности во время подростковые годы. Хотя эти нестабильные проблемы с идентификацией являются обычной частью ранней юности, они, как правило, стабилизируются в возрасте от 19 до 21 года, по данным Американской академии детей и подростков «Факты для Семьи», по данным Национального ресурсного центра Early Head Start.

 

подростковом возрасте отношения со сверстниками начинают брать верх над отношения с семьей. Хотя семейные отношения по-прежнему важны важно для развития подростка, подростки часто придают большее значение акцент на восприятии и ценностях своих друзей. Так же во время подростковом возрасте подростки могут находиться под сильным влиянием убеждений своих сверстников и поведения. В сочетании с ограниченным жизненным опытом подростков и недостаточно развитые навыки принятия решений, подростки часто уязвимы для негативное давление сверстников.

 

6. Подростковый возраст Порог взрослой жизни

Как подростки приближаются к юридической зрелости, они стремятся избавиться от стереотипа подростков и создать впечатление, что они почти взрослые. Одевание и они обнаруживают, что вести себя как взрослые не всегда достаточно. Итак, они начинают концентрироваться на поведении, которое ассоциируется со взрослым статусом – курение, пьянство, употребление наркотиков и секс. Они считают, что такое поведение создадут желаемый образ.

 

7. Независимость и тестирование Границы

Подростки часто проверяют правила и границы родителей и учителей. Хотя это бунтарское поведение может показаться родителям оппозиционным, в большинстве случаев это поведение обусловлено потребностью подростка в развитии автономии, получении новых деятельность и заработать больше независимости, объясняет американский психологический Ассоциация. Несмотря на то, что подростки могут извлечь пользу из проверки границ во время подростковом возрасте, они все еще требуют правил и границ, если хотят избежать негативные воздействия и реализуют свой потенциал.

 

8. Эгоцентризм

Это Подросткам часто трудно смотреть на обстоятельства с точки зрения других людей. перспективы. Частично это связано с их все еще развивающимися структурами мозга. Таким образом, подростки могут показаться эгоцентричными и сосредоточенными на своих собственных проблемах. потребности без учета того, как эти потребности влияют на других.