Все направления психологии: Основные направления в психологии

Содержание

Направления психологии

Су­ществует пять основных подходов к изучению психологии человека: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, гуманистическая психология и когнитивная пси­хология. Кроме того, многие психологи не придерживаются постоянно какой-либо одной из этих концепций, а выбирают ту, которая лучше подходит для данной конк­ретной ситуации.

 

1.Бихевиоризм. Начало развитию бихевиоризма было положено в Соединен­ных Штатах в  конце прошлого века Э. Торндайком. Бихевиоризм (от англ. behavior поведение): направление в психологии, в рамках кото­рого считается, что психология должна изучать только наблюда­емое поведение человека.Мысли и чув­ства людей имеют значение лишь постольку, поскольку они проявля­ются в поступках или каким-либо иным образом выражаются в пове­дении. Приверженцы бихевиоризма считают, что поведение является условно-рефлек­торным и складывается в результате на учения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители (стимулы). Б. Ф. Скиннер (1938), один из лидеров бихевиоризма, утверждал, что поведение формируется под влиянием определенных поступков. В результате поощряемые поступки совершают­ся чаще, а наказуемые — реже. Ос­новной схемой бихевиоризма является прин­цип «стимул — реакция».


2.Гештальтпсихология. Приблизительно в то же самое время, когда в Со­единенных Штатах началось движение бихевиоризма, в Германии зародилась гештальтпсихология. Гештальтпси­хология (от нем. Gestalt — образ, форма) — направление в психологии, изучающее це­лостные струк­туры сознания, образы. Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть просто сумма его частей. В соответствие с этой концепции, человеческое поведение теряет свой смысл, будучи разбито на отдельные компоненты. Приверженцы гештальтпсихологии считают, что структурная организация поведения в целом иг­рает более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже неизбежно относится к области со­знания.


3.Глубинная психология. В 1896 г. возникло направление, называемое – глубинной психологией. К глубинной психологии могут быть отнесены: гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология.  Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.

Психоанализ возник на рубеже веков благодаря идеям Зигмунда Фрейда. Мыслители прошлого много писали о том, что человеком управляют неосознавае­мые побуждения, бессознательные инстинкты и желания, но лишь в начале XX в. врачу-физиологу из Вены удалось создать метод выявле­ния, анализа и объяснения той части человеческой природы, которая скрыта в подсознании. Психоанализ:

направление в философии, психологии и психотерапии, изучающее сфе­ру бессозна­тельного: сны, оговорки, непо­нятную тревогу, необъяснимые поступки и пр. Психоанализ называют третьим великим открытием, совершившим революцию в представлениях человечества о мире и о самом себе. Сначала Галилей установил, что Земля не является центром Вселенной. Затем Дарвин заявил, что человек и обе­зьяна происходят от общего предка. И наконец, Фрейд заявил, что человеком уп­равляет не разум, а бессознательные побуждения.

– Аналитическая психология – это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Густав Юнг. Это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов.

– Индивидуальная теория личности. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как основу человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности»


4. Гуманистическая психология возник­ла в США благодаря трудам Карла Роджерса и Абрахама Маслоу в 40-50-х гг. XX в. Гуманистическая психология изучает  ду­ховное развитие человека и его личностный рост, а также про­блемы само­определения.

Психологи этого направления считают, что человек постоянно развивается, изменяется и стремится достичь максимально полной ре­ализации своих способностей. Причем, истинно челове­ческие потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологического и социального ха­рактера. Свобода воли и способность к неза­висимому выбору имеют для них решающее значение. Личность каждого человека уникальна, и, соответственно, уникален мир каждо­го, поэтому человек свободен выбирать сам, какую жизнь ему вести. Цель человеческого существования – самоактуализация

-Экзистенциальная психология (от лат. existentia – существование и греч. psyche – душа, logos – учение) – психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.Ее представителями являются Людвиг Бинсвангер (1881-1966), Медард Босс (род. 1904), Ролло Мэй (род.1909), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905). В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Традиционный предмет экзистенциальной психологии – человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения). Экзистенциальная психотерапия направленна на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

-Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) – ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются Станислав Гроф, Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896). Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это – формы измененного сознания, спиритический опыт, “ключевые переживания”, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии – обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком.


5.Когнитивная психология. Это одно из самых поздних направлений психологии; в центре внимания когнитивной психологии находятся познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. Когнитивная психология (от англ. «cog­nition» —«познание») направление в психологии, изучающее закономерности процессов познания. Основной интерес: каким именно об­разом человек думает, вспоминает, решает проблемы, создает мысленные образы вещей, людей и событий и формирует представления о себе и о мире. С появлением компьютеров когнитивной психологии уделяют все больше и больше внимания. В настоящее время область исследований когнитивной психологии настолько расширилась, что включает в себя изучение сновидений, гипноза, медитации, а также воздействия различных лекарственных препаратов на процесс мыш­ления.


Эклектизм. Эклектизм (от древнегреч. «eklektikx»  — «избирающий») направление, согласно кото­рому психолог сам выбирает, какой именно подход приме­нить в конкрет­ной ситуации. Психологи-эклектики используют в своей про­фессиональной деятельности те методы, которые наилучшим образом подходят для решения конкретных, стоящих перед ними в данный мо­мент проблем. Большинство психологов-практиков действуют имен­но эклектически, равно принимая все пять направлений и относясь к каждому из них с должным уважением.


 

 

 

 

 

 

4. Основные направления психологии.

Психология относится к гуманитарным наукам – наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук, отличающей их от естественных, является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание. Собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы.

Бихевиоризм – это ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Основатель: Джон Уотсон. Бихевиоризм ис­ключил сознание из психологии, хотя нали­чие сознания у человека не отрицалось. Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». По Дж.Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано фор­мулой «стимул-реакция» (S—►R). Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение че­ловека, контролировать его, управлять им.

Под поведением понимались ответные двигательные реакции организма на раздражения (стимулы), идущие из внешней среды.

На смену данному течению в 30-е годы пришел необихевиоризм, который связан в первую очередь с именем Эдуарда Толмена и Кларком Халлом. Они признавали зависимость поведения организма не только от внешних стимулов, но также и от внутренних его состояний.

Основные представители – Джон Уотсон (1873-1958), Эдуард Торндайк – открыл «законы научения», формирования навыков: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности. Предмет исследования – поведение, метод исследования – наблюдение, эксперимент.

Психоанализ как учение о бессознательной психике.

Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд (1858-1939). Это направление называют также его именем —

фрейдизмом, нач. 20 века. З.Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, подсознательного и бессознательного. В структуре личности Фрейд обратил особое внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Человеческая психоло­гия стала истолковываться как обуслов­ленная бессознательными, иррацио­нальными силами — сексуальными влечениями (либидо), ин­стинктами. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль.

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бес­сознательного — анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний и т.д. Все эти методы предполагают активную ра­боту психолога, так как полученный в них материал лишь основа для анализа. Отсюда название метода и в целом кон­цепции —

психоанализ. Созданный первоначально как метод ле­чения истерических неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З.Фрейдом на объяснение нормаль­ной психической жизни людей.

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо.

Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций – оно (ид), Я (эго), и Сверх Я (супер-эго). Оно как биологическое начало содержит страсти. Подчиняется Оно принципу удовольствия – первичному принципу человеческой жизни.

Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я – разума и рассудительности.

Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором, нравственным самоконтролем. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я, появляется чувство вины.

Представители психоанализа: Альфред Адлер, Карл Густав Юнг. Карен Хорни, Эрик Берн, Анна Фрейд.1895 -1982. Неофрейдизм. Ученики Фрейда: А.Адлер. Г.Юнг, Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон, которые считали, что в становлении личности важную роль играют социальные факторы, а не сексуальные.

Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений возникла в начале XX в. Видными ее представителями явля­ются Вольфганг Келлер (1887-1967), Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин. 

Гештальтпсихология возникла из исследований

восприятия. В центре её внимания — Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура)  — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.

Многочисленные экспериментальные исследова­ния, проведенные гештальтпсихологами на про­цессах восприятия и мышления, доказали, что пси­хические образования обладают первичной целостностью. В иссле­довании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигу­ры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражите­ли, а на их соотношение), принцип «хорошей формы» и т.п. Ис­следования мышления выявили феномен инсайта как мгновен­ного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.

В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла

гуманисти­ческая психология.

Гуманистическая психология представляет собой комплекс­ную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Гордон Олпорт (1897-1967), Абрахам Маслоу, Карл Роджерс (конгруэнтность), Виктор Франкл (логотерапия, смысл жизни, экзистенциональный вакуум, диалог). Гуманистиче­ская психология исходит из положения о том, что человек наде­лен потенциями к непрерывному развитию и реализации твор­ческих возможностей, и считает его способным управлять собст­венным развитием. Абрахам Маслоу разработал пирамиду иерархии потребностей. Он считал, что стремление к развитию, личностному росту, т.е. самоактуализации, есть основа развития человека и общества.

— физиологические потребности – в пище, воде, сне, сексе и т.д.

— потребность в безопасности, стабильности и порядке

— социальные (в любви, дружбе, семье и т. д.)

— потребность в уважении, самоуважении, признании

— потребность в самоактуализации – развитии способностей.

Когнитивная психология офор­милась в США в середине 60-х гг. Видными представителями ее яв­ляются: Ж.Пиаже, Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Согласно основным идеям когнитивной психологии решаю­щую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, со­хранения и использования человеком своих знаний. Предмет ис­следования когнитивной психологии составляют познавательные процессы — восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психо­логии рассматривается как активный преобразователь информа­ции. Швейцарский психолог Жан Пиаже, поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий.

Направление психологии

бихевиоризм

Фрейдизм

Гештальт-психология

Гуманистическая

психология

Когнитивная психология

Предмет исследования

Поведение

бессознательное

Целостные структуры психики

Личность Индивидуальность

Познавательные структуры

Метод исследования

Наблюдение

эксперимент

психоанализ

Феноменальный эксперимент

Методы практической психологии

Эксперимент

Практика

Тренинг умений

психоанализ

гештальтерапия

Клиент-центрированная терапия

Рациональная терапия

Ведущие представители

Дж. Уотсон

Э.Торндайк

Б.Скиннер

З.Фрейд

К.Юнг

А.Адлер

Э.Фромм

М.Вертгеймер

В.Келлер

К.Коффка

К.Левин

Г.Олпорт

А.Маслоу

К.Роджерс

В.Франкл

Р.Аткинсон

Ж.Пиаже

Дж.Брунер

У.Найсер

4. Основные направления в психологии

Таблица 2

Направления

Основатели, представители

Суть теорий

Бихевиоризм

Джон Уотсон

Эдуард Торндайк

Беррес Скиннер

Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики

Психоанализ (фрейдизм)

Зигмунд Фрейд

Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания.

Гештальпсихология

Макс Вертхеймер

Вольфганг Кёлер

Курт Коффка

Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология

Карл Роджерс

Абрахам Маслоу

Гордон Олпорт

Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации.

Когнитивная психология

Ульрих Найссер

Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса.

Трансперсональная психология

Станислав Гроф

Роберто Асаджоли

Карлфрид Дюркгейм

Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание.

Интерактивная психология

Эрик Берн

Человек — существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов.

Советская психология

И. М.Сеченов,

И.П.Павлов, В.М.Бехтерев

Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности.

Л.С.Выготский

Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека.

С.Л.Рубинштейн

Основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

А.Н.Леонтьев

Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности.

А.Р.Лурия

Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

П.Я.Гальперин

Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий.

БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Основоположником бихевиоризма (от англ. behaviour — поведение) был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он указал на несостоятельность концепции сознания и зая­вил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, чтопсихологии следует оказаться от изучения сознания и сосре­доточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологиЭдуард Торндайк(1874-1949) иФредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция) (Рис. 4).

Рис. 4. Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Они считали, что необходимо накапливать наблюдения над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Основной метод бихевиористов — создание эксперимен­тальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. Они использовали учение Павлова о рефлексах у животных для объяснения сложной психики у человека и считали, что нужное поведение у человека можно сформировать с помощью соответствующих стимулов, можно управлять поведением, вознаграждая или наказывая. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в психологии ХХ в., основателем которого являетсяавстрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд(1856-1940). Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, абессознательное.Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») — сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») — бессознательное. Именно бессознательное — желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод —психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессоз­нательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». Этот метод лег в основу большинства современных терапевтических систем.Наиболее яркими представителями психоанализа являются Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в Германии в начале ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt форма, образ). Ее основатели – немецкие психологи Макс Вертхеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер(1887-1967), Курт Коффка(1886-1941). Гештальтпсихология критиковала бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения, которое, по их мнению, является чем-то большим, чем связка рефлексов, т.к. оно целостно. Гештальтпсихологии считали, что качество целостного образования, будь то сознание, образ восприятия, ситуация, несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме, что для восприятия важно соотношение фигуры и фона, а в построении образа – роль контура. Гештальтпсихологи противопоставляли свою трактовку интеллекта позиции бихевиоризма, которые сводили интеллект к стимульно-реактивным действиям. Для исследования интеллекта В.Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод. В.Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названоинсайтом (инсайт – схватывание, озарение, «ага-решение»). Оно противопоставлялось методупроб и ошибокбихевиористов. В.Кёлер подчеркнул, что «инсайтное поведение» тесно связано со зрительным восприятием, с творческим характером мышления. Идеи гештальтпсихологии легли в основу системного подхода, проблемного обучения, исследований продуктивного творческого мышления и восприятия.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в 50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители – американские психологи Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Оллпорт (1897-1967) — предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек – не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. А.Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. «когнито» — знание). Направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг.ХХ в. в США. Представители этого направления – американский психолог Ульрих Найссер (род. 1928) и другие — отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях:восприятие, распознавание образов,внимание, память,воображение,речь, психология развития,мышлениеи решение задач, человеческийинтеллекти искусственный интеллект. Основным методом выступаетанализмикроструктуры того или иного психологического процесса.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат.trans– сквозь, через;рersоna– личность).Направление в психологии, возникшее в середине 60–х гг.ХХ в. в США.. Представители этого направления – чешско-американский психолог Станислав Гроф, итальянский врач и философ Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896) и другие — рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Психологи считали, что психика связана с космосом через бессознательное, у человека могут быть мистические переживания, космическое сознание, что психология должна изучать предельные возможности психики, измененные состояния сознания («трансперсональная» — за пределами личности). Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Это — гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от англ.interactive– взаимодействующие друг с другом).Направление в психологии, возникшее в середине вХХ в. в США,рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Эрик Берн (1902-1970), создатель «трансактного анализа», ориентированного на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями.

СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.

Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что им было радикально преобразовано само понятие рефлекса. Согласно Сеченову, начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М. Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизма центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложить основы для исследования механизма интериоризации.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий — внешних и внутренних.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог — создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог — создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С.Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер. Л.С.Выготский выделяет три стадии интериоризации:первая— взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;вторая— ребенок перенимает у взрослого способ общения и начинает воздействовать словом на взрослого;третья— ребенок начинает воздействовать словом на себя.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся отечественный психолог и философ – основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

Алексей Николаевич Леонтьев (1903 — 1979) — выдающийся отечественный психолог — выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности.

Александр Романович Лурия (1902 — 1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии — изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – отечественный психолог — разработал концепцию последовательного формирования умственных действий, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней.

10 самых интересных направлений психологии

Психоанализ

Классика психологии, сохраняющая актуальность и сейчас. Работает с нашим бессознательным — загнанными в подсознание желаниями и страстями, с механизмами защиты, которые создает наша психика, охраняя нас от монстров, сидящих в нашей собственной голове. Как правило, психоаналитик анализирует события ,травмировавшие нас в детстве и вытесненные из сознания, и помогает освободиться от их влияния и отрицательных последствий психического сопротивления себе внутри себя.

Позитивная психотерапия

Название метода происходит от лат. positum — имеющий место, данный, фактический. Он ориентирован на способности человека, изначальный набор которых дается всем от рождения, но развивается у каждого в разной степени под влиянием жизненных обстоятельств. Анализ конфликтной ситуации при помощи специалиста позволяет нам увидеть все ее стороны, как отрицательные, так и положительные, а также определить, какие из способностей необходимо задействовать, чтобы найти оптимальный выход. Три кита позитивной психотерапии: надежда, баланс, самопомощь.

Этот метод разработал в 1968 году немецкий профессор иранского происхождения Н. Пезешкиан (в 2009 году номинирован на Нобелевскую премию).

«Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться» (Д. Леббок)

Телесно-ориентированная терапия

Психотерапевтическая методика, в которой используется телесный контакт для выявления и избавления от подавленных эмоций. Авторы данной теории полагают, что подавленные эмоции вызывают в теле человека мышечные зажимы. Каждый такой «панцирь» соответствует определенной черте характера. Комплексы упражнений и массаж не только избавляют от мышечного напряжения, но и открывают дорогу здоровому выражению эмоций, а это восстанавливает гармоничное душевное состояние человека.

Системно-семейные расстановки

Изобретатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер родился в 1925 году в Германии, получил католическое воспитание. Воевал, попал в плен. В 1952 году принял сан священника, 16 лет был миссионером и учителем в Южной Африке, где проникся культурой зулусов. Увлекшись феноменологией, сложил с себя сан. С 1970-х живет в США. Путешествует по миру с лекциями и семинарами

Феноменологический метод системной семейной терапии. В его основе лежит постулат о том, что человек — часть семейной системы, куда включены не только кровные родственники, живые или уже умершие, но и все люди, которые сумели значительно повлиять на жизнь и смерть членов семьи. Методика групповая, работа идет под руководством терапевта. С помощью системных расстановок мы можем выявить негативную динамику внутри семьи, неправильное распределение ролей, влияние давних семейных событий на жизнь человека в настоящем. Восстановив правильный порядок в семейной системе, мы изменяем и исправляем негативную ситуацию здесь и сейчас.

Гештальттерапия

Основоположник гештальттерапии Фредерик Перлз (1893–1970) родился в Берлине. Получил степень доктора медицины, занимался психоанализом. В 1930-х узнал о гештальт-психологии. Из нацистской Германии переехал в Южную Африку. С 1946 года — в США. В начале 1960-х изучал дзен в японском монастыре. В 1969 года основал гештальт-общину

Данное направление психотерапии ставит во главу угла полноту осознания и осознание целостности. Чем лучше мы понимаем, что с нами происходит, чем полнее воспринимаем свою личность, тем легче переживаем эмоции, сопоставляем факты, принимаем решение, осознаём и берем на себя ответственность за содеянное. Гештальттерапия помогает человеку развить осознанность процессов, которые с ним происходят, ощутить ответственность за свою жизнь, принять всю полноту собственной личности.

Генетическая психология (школа Пиаже)

Люди часто влюбляются в тех, кто похож на их родителей. И не только потому, что на определенном этапе развития образ отца для девочки, а матери для мальчика становится подсознательным идеалом. Зачастую таким образом мы пытаемся решить проблемы, имеющие корни в нашем детстве

Швейцарский биолог и философ Жан Пиаже изучал мышление ребенка от рождения до взросления. Как полагал ученый, наш интеллект проходит несколько стадий развития, и от того, как мы проходим эти стадии, зависит склад нашего мышления во взрослой части жизни. Это направление помогло сформулировать множество понятий в области психологии развития. В отличие от нативистских теорий (врожденного и постепенно раскрывающегося знания) или эмпирических (о приобретении знаний путем опыта), генетическая психология полагает, что наши познавательные способности формируются нами же, нашим взаимодействием с внешней средой.

«Каждый человек, подобно Луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает» (М. Твен)

Когнитивная психология

Как современное направление, когнитивная психология включает в себя много разделов: восприятие, память, воображение, речь, мышление, принятие решений и т.д. Познавательная активность человека связана с приобретением, систематизацией и использованием знаний. Наработанная база экспериментальных исследований включает в себя и сознательные, и бессознательные процессы психики, которые оцениваются как разные способы переработки информации. Зачастую в настоящее время когнитивисты проводят аналогии между познавательным процессом у человека и преобразованием информации в компьютере.

Привычка мечтать — не самая бесполезная. Все люди мечтают — кто больше, кто меньше. Согласно исследованиям, в среднем мы отдаем этому увлекательному занятию примерно 30% времени. С одной стороны, это кажется непродуктивным, ведь мечты редко воплощаются в реальность. Но с другой — мечтатели, как правило, более изобретательны и легче находят нетривиальные решения

Психолингвистика

Родилась на стыке психологии и лингвистики, предмет изучения — взаимоотношение языка, мышления и сознания. Языковеды всегда считали, что язык отражает культуру народа, это не только физический, но и психический процесс. С одной стороны, речь универсальна, она объединяет мир и позволяет общаться. С другой — у нас нет языка, который включал бы в себя наименования всех предметов, существующих во Вселенной, и названия всех существующих процессов, а значит, язык ограничивает познание и делает невозможным полное понимание другого человека. В настоящее время психолингвистика занимается изучением речи, ее возникновения, развития как явления и средства коммуникации в обществе, а также языковым развитием как отражением развития личности.

«Для человека, который любит только себя, самое нетерпимое — оставаться наедине с собой» (Б. Паскаль)

Психологическое консультирование

Практическое направление в психологии, наряду с психотерапией, психокоррекцией и тренингами. Здесь работа ведется с людьми психически здоровыми, но нуждающимися в психологической помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будь она связана с личной жизнью, бытом или профессиональной сферой. Целью является помощь человеку в решении определенной проблемы: осознание самой проблемы, изменение неэффективных моделей поведения, достижение гармонии с самим собой и миром вокруг.

5 этических принципов психологического консультирования

  • Относиться к клиенту доброжелательно, не оценивать его
  • Принимать во внимание ценности и взгляды клиента
  • Не советовать
  • Соблюдать анонимность
  • Не смешивать профессиональные отношения с личными

Бихевиоризм

Основатель бихевиоризма Джон Бродес Уотстон (1878–1958) начинал с изучения поведения животных: собак, крыс. Потеряв работу в университете из-за семейных проблем, профессионально занялся рекламой. Всю жизнь прожил в США

Наука о поведении (от англ. behaviour — поведение). Основными понятиями бихевиоризма являются стимул, реакция и подкрепление.

Стимул — это любое внешнее воздействие, любая ситуация в нашей жизни. Отследить и осознать реакцию на стимул, найти ту, что будет правильной, самой разумной и эффективной, и закрепить ее положительным подкреплением — в этом, и заключена суть данной методики. В настоящее время основные принципы бихевиоризма перекочевали в более современную поведенческую терапию.

Не ждите слишком многого. Чем выше ожидания, тем выше вероятность сильного разочарования. И напротив, при заниженных ожиданиях человек получает куда больше, чем думал. Это не закон подлости, это закон психологии

Поделиться ссылкой

Все направления | Московский Институт Психологии

  • Все направления
  • Практическая психология
  • Консультирование
  • Клиническая психология
  • Дефектология
  • Корпоративная психология
  • Педагогика
  • Диетология
  • Гипноз

Тип обучения:

ЛюбойПрофессияКурс

Профессии

49

профессий

Программы профессиональной переподготовки для полного погружения в профессию

49

профессий

Профессия
Практический психолог

9 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
АВА — терапевт

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Гештальт-терапевт

8 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Арт-терапевт

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Детский психолог

10 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Клинический психолог

18 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Дефектолог

10 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Когнитивно-поведенческий психотерапевт

10 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Нейропсихолог

11 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психолог бизнес — консультант.
Коуч

9 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психолог-консультант

12 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Семейный психолог

10 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Практический психолог с доп. квалификацией Психолог-психотерапевт

12 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Сексология в психологическом консультировании

10 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Детский нейропсихолог

8 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Корпоративный психолог

9 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Педагог – психолог

10 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Социальный психолог

9 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психолог-диетолог. Нутрициолог

10 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Медиатор

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Метафорические карты в психологическом консультировании

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Спортивный психолог

9 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Кризисный психолог

8 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психоанализ и психологическая психотерапия

24 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Перинатальный психолог

9 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психосоматика и телесная психотерапия

9 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психодиагностика в психологическом консультировании

8 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Телесно – ориентированная терапия

9 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Суггестивная психология.
Гипноз в психологическом консультировании

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психология

8 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Краткосрочная психотерапия

7 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психологическое интернет — консультирование

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Проективные методики в психологическом консультировании

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психологическое консультирование и диагностика личности

7 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психологическое консультирование с использованием методов Арт-терапии

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психосинтез в психотерапевтической практике

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Семейное психологическое консультирование

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психодиагностика детей и взрослых в практической психологии

7 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психологическое консультирование детей и подростков

8 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Теория и практика индивидуального и семейного консультирования

9 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Консультирование в сфере сексуальных отношений

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Логопед с доп.
квалификацией Специальный психолог

10 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Нутрициология

4 Месяца

Стрелка вправоПрофессия
Основы психологического консультирования и профессиональный коучинг

7 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Практическая конфликтология и медиация

6 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Психология личности

8 Месяцев

Стрелка вправоПрофессия
Песочная терапия в психологическом консультировании

4 Месяца

Стрелка вправоПрофессия
Сказкотерапия в психологическом консультировании

4 Месяца

Стрелка вправоПрофессия
Психология общения в деловой сфере

6 Месяцев

Стрелка вправо

Курсы

15

курсов

Повышение квалификации для получения или обновления знаний в конкретной теме

15

курсов

Курс
Современные методы саморегуляции психологии здоровья

1 Месяц

Стрелка вправоКурс
Управление конфликтами

1 Месяц

Стрелка вправоКурс
Основы стресс–менеджмента и профилактика профессионального выгорания

2 Месяца

Стрелка вправоКурс
Психология эффективных переговоров

2 Месяца

Стрелка вправоКурс
Этика профессиональной деятельности психолога

1 Месяц

Стрелка вправоКурс
Современная мастерская психологического консультирования

2 Месяца

Стрелка вправоКурс
Практическое использование методов арт-терапии

1 Месяц

Стрелка вправоКурс
Психология семьи и семейных взаимоотношений

1 Месяц

Стрелка вправоКурс
Психология сексуальности и терапия сексуальных расстройств

2 Месяца

Стрелка вправоКурс
Психология общения

1 Месяц

Стрелка вправоКурс
Базовые навыки гештальт-терапии

2 Месяца

Стрелка вправоКурс
Современная когнитивно-поведенческая терапия

2 Месяца

Стрелка вправоКурс
Нарциссизм и нарциссические расстройства

1 Месяц

Стрелка вправоКурс
Психоанализ сновидений

1 Месяц

Стрелка вправоКурс
Психология воспитания

1 Месяц

Стрелка вправо

Скидка -30%
на все программы
до 30 сентября!

Направления психологии | Журнал по научно-популярной психологии ПсихоПоиск

Основные психологические направления представленные в разделе:

  • Гештальтпсихология
  • Психология творчества
  • Психология управления
  • Социальная психология
  • Когнитивная психология

Видеоигры — чрезвычайно популярная форма развлечения, общения, сотрудничества и соревнования. Повсеместное распространение игр подпитывает опасения, что они вызывают ухудшение психического здоровья, и основные органы здравоохранения и национальные правительства приняли далеко идущие политические решения для устранения потенциальных рисков игр, несмотря на отсутствие адекватных подтверждающих данных. Несоответствие беспокойства и доказательств подчеркивает, что…