Вступить в секту: 10 причин вступить в секту — #40 — КритМышь
Как не попасть в секту
Оглавление- Как не попасть в секту
- В чем сила новых религиозных течений
Как не попасть в секту
Как отличить подделки от подлинного Предания Церкви? Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась. Богословие сегодня — это не отвлеченность и не предмет занятий узкого круга профессионалов. Богословие — это вопрос религиозной безопасности, вопрос просто личного выживания.
Уверенность нынешнего россиянина в том, что любая дорога ведет к Храму, что любая «духовность» — это благо, делает его беззащитным перед любым гуру, который подойдет к нему с каким бы то ни было «писанием» в руке. А, значит, пора не просто заявлять о своей симпатии к «духовным сокровищам православия», а приложить усилия к действительному ознакомлению с ними.
А для этого необходимо знание своего рода правил «техники безопасности», соблюдение которых желательно при соприкосновении с религиозной проповедью.
Правило первое:
Навсегда запомнить, что «духовность» — слово двуликое. Оно лишь указывает на вдохновенность как на источник получения знания или источник мотивации. Но оно не ручается за доброкачественность того, что именно сообщается человеку. Есть вдохновение добра. Есть вдохновение зла. И самое страшное: игры в переодевание — любимое занятие темной духовности. Высоцкий пел: «Не все то, что сверху — от Бога». Не все то, что говорит о духовности, ведет к Богу. Не все религиозные пути приводят к добру. И, значит, не очень стоит доверять тем дамам-теософиням, что с придыханием настаивают на равной духовной одаренности всех понаслышке известных им религиозных путей.
Правило второе:
Если Вы еще не нашли в себе решимости или внутреннего опыта, необходимых для вхождения в серьезную религиозную жизнь, если Вы ощущаете себя не то что атеистом, но просто человеком, лишенным дара веры — все же сделайте свой выбор. Не в том смысле, что вот немедленно, сейчас же прочитайте «Символ веры». Нет, выберите и осознайте — во что вы верить не хотите и в какой религиозной традиции Вы не желаете оказаться ни при каких обстоятельствах. Попробуйте сказать в своем сердце: «Если когда-нибудь мне понадобится обратиться к Богу и к вере, я хотел бы молиться как православный, но я не хотел бы стать членом таких-то сект».
Между этими Вашими словами и реальным вхождением в церковную общину может пройти не один десяток лет. Но если Вы, например, решили (даже не из-за богословских аргументов, а просто в силу семейной или национальной традиции), что Вы будете православным — все эти предстоящие Вам годы Вы сможете защищать себя от слишком навязчивых предложений «поклониться богу Кришне», «узнать имя Господа Иеговы», «последовать живому пророку Божией Матери Иоанну», и даже пойти «библейским путем новой жизни», на который приглашает Вас очередной американский агитатор.
Правило третье:
Всегда просите представиться своего собеседника. Беды Фауста стали неотвратимы тогда, когда он удовлетворился уклончивым ответом Мефистофеля («Как ты зовешься?» — «Мелочный вопрос!»). Не удовлетворяйтесь самопредставлением проповедника («Мы — «Церковь Христа!»). Просите более четко рассказать об истории его общины, понудите ясно высказать ее отношение к Православию. Так Вы защитите свою свободу выбора — ибо очень многие проповедники как раз желают, чтобы поначалу Вы и не заметили, что Вам предлагают выбор и отречение от традиционной веры Вашего народа.
Правило четвертое:
Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими наименованиями. Если Вас приглашают на бесплатные курсы английского языка — почти наверняка окажется, что это очередная секта, которая просто собирается по английски читать Вам Библию (или книгу Мормона), потихонечку разъясняя, что жить Вы должны так, как Вам говорят на этих уроках. В результате за «бесплатные курсы» люди платят своими душами, а затем и деньгами — ибо в большой части протестантских объединений действует принцип «десятины»: обязательных регулярных взносов на церковные нужды. Другое любимое прикрытие — «экологические форумы», «школы общения» и т. п.
Языческий оккультизм Штейнера прикрывается, например, вывеской гуманитарного движения «Новый Акрополь». Секта Муна действует под вывеской Международного фонда образования и Международного движения «Женщины за мир во всем мире» [Критическое сопоставление учения Муна с христианством проведено в статье А. Бессмертного-Анзимирова «Господин второго пришествия?» (Наука и религия. № 9, 1993). Для получения просто объективной информации о секте Муна вполне можно воспользоваться книгами Л. Н. Митрохина «Религии «нового века» (М., 1985) и «Религиозные культы в США» (М., 1984)].
Кроме того, мунисты часто проповедуют на улицах под видом торговцев значками и наклейками, используя каждый контакт для завязывания более близкого знакомства и приглашений на «вечера дружбы».
Правило пятое:
Помните, что неожиданное радушие, выказываемое Вам вашими новыми знакомыми не всегда является проявлением искреннего благорасположения. Вы интересуете сектантов не сами по себе; не то, что в Вас есть сейчас, радует их. Зачастую это просто радость о новой добыче. Радушие и восторг, который они выказывают Вам, зачастую выходят за разумные пределы. Но смысл у них один: привязать Вас к себе, к новой общине, к новым знакомым. В секте Муна есть термин, очень точно выражающий суть этих отношений с новыми знакомыми: «бомбардировка любовью» [К. Боа. Лабиринты веры. М., 1992, с.205.]. «Неужели никто не говорил Вам, что Вы так умны!»; «Откуда у Вас такое умение одеваться!»: «Такое ощущение, что Вы знаете несравненно больше того, что дают Вам в Вашей школе!».
Правило шестое:
При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но и отличия. Они могут показаться Вам незначительными, на их незначительности может настаивать сам проповедник. Но в конце концов, если они так незначимы, — зачем же из-за них они отделились от всей Церкви? Помните французскую пословицу: «Дьявол прячется в мелочах».
Правило седьмое:
Если аргументы Вашего собеседника из неправославной общины показались Вам убедительными — все же помедлите с принятием окончательного решения. Например, если Вам говорят, что Библия запрещает писать иконы и молиться за усопших родителей — найдите священника, или человека, осведомленного в основах православного богословия, или хотя бы соответствующую книгу и выслушайте аргументы стороны, обвиненной Вашим новым знакомым.
Правило восьмое:
Не составляйте Своего представления о той или иной конфессии только на основании анекдотов о недостоинстве ее служителей. Сравнивайте не грехи людей, а основы вероучений.
Правило девятое:
Не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением «религиозного фанатизма» или «нетерпимости». Не покажется же Вам носителем тоталитарного сознания философ, разъясняющий, чем учение Канта отличается от философии Ницше! Изучать историю философии, ограничившись лишь разговорами о том, что Кант и Ницше были немцами, а кроме того — философами, и оба что-то писали по вопросам веры — это поверхностное, а потому и бесполезное занятие. Изучать историю религии только для того, чтобы сказать, что все религии призывали к миру и любви — занятие еще в добавок и небезопасное (вспомните «Белое братство» с «Богородичным центром»). Разница религий — это исторический факт. Считать, что он исчезнет только потому, что Вы не будете его замечать — слегка наивно.
Правило десятое:
Когда Вам будут говорить, что Учитель такой-то нашел путь к объединению всех религий — обратите внимание на то странное обстоятельство, что всякая проповедь унификации провоцирует прежде всего очередное размежевание. Помните, что любая такая инициатива, на самом деле, ставит целью вытащить Вас из Вашей привычной религиозной среды. Преподобный Мун не объединил христиан и индусов. Он лишь создал обособленное движение, члены которого не являются ни теми, ни другими, и свысока смотрят на обычных верующих.
Правило одиннадцатое:
Признайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы. Если Вы услышите, что Папа Римский объявил такое-то учение выходящим за рамки католичества — не считайте, будто Вы лучше знаете католичество, чем Папа и не стремитесь его подправлять. Точно так же, если Вы услышите, что православные богословы не согласны с каким-то учением Римского Папы — поверьте, что у них есть не менее отъемлемое право определять, что согласно с православием, а что несовместимо с ним.
Правило двенадцатое:
Будьте просто трезвы. Не спутайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях, сопровождаемых громкой музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца. Если Вы попали на собрание сектантов, то хотя бы не выходите в ответ на их финальный призыв к сцене для принятия их «крещения». Ведь если Вы поддадитесь эффекту толпы и в конце экзальтированной проповеди согласитесь стать членом сектантской общины — Вы отлучите себя от Православной Церкви.
В качестве комментария к этому правилу приведу рассказ о том, как закончилось два года назад одно сильно разрекламированное протестантское шоу в Будапеште. Сектанты сняли для него центральный стадион города. Поскольку Венгрия — католическая страна, они пригласили на свое мероприятие и католического священника. Венгерские католики неплохо подготовились к высадке американского десанта и поэтому священник, бывший на стадионе, получив слово, сказал лишь несколько слов о пользе веры и Евангелия и попросил собравшихся по окончании стадионного действа по дороге домой зайти в католические храмы, окружавшие стадион…
В самих храмах к этому тоже подготовились изрядно. Двери были открыты. Храмы были освещены. Священники ждали людей. И вот, когда люди, выйдя со стадиона, наполнили церкви, священники к ним обратились с простыми вопросами. «Братья и сестры! Вам полтора часа говорили о любви. Это очень хорошо. Но скажите, вы полюбили кого-то за эти полтора часа? В вас проснулось сострадание? Ваше видение мира, человека, себя стало глубже? Нет? Ну что же, концерт он и есть концерт, а теперь давайте мы с вами помолимся уже всерьез о том, чтобы Господь умножил в нас веру…»
Выше приведены общие правила защиты нецерковным человеком своей души от сект. Еще два конкретных совета я могу дать тем, кто хотят знать, как отличить христианство и православие от подделок под них. Если Вы хотите узнать, каково отношение обратившегося к Вам христианского проповедника к Православию — есть совсем простой способ понудить его к честному объявлению его конфессиональной позиции. Попросите его перекреститься. И попросите его поцеловать образок Божией Матери. Если он откажется — значит это представитель одной из многочисленных антиправославно-протестантских общин. А дальше — это уже выбор Вашей свободы: пойдете ли Вы за ним сразу, решите действовать так, как рекомендовано в Правиле 7, или вспомните о том, о чем шла речь в Правиле 2.
Есть и критерий, по которому можно узнать, насколько Ваш собеседник далек от христианства. Попросите его пояснить — зачем Христос умер на кресте и почему Он называется Спасителем. Христианин скажет, что в конце концов, Христос спасает нас от небытия и спасает ценой собственной крестной жертвы. Не христианин скажет, что Иисус — это Учитель, который спасал нас от тьмы незнания и безнравственности… А вот зачем он все же пошел на Крест — останется без пояснений. Напомню лишь, что Сам Христос сказал «На час сей Я и пришел в мир» не перед началом очередной проповеди, а перед казнью… Здесь стоит помнить, что хотя у человека есть право проповедовать что угодно — у него нет права (по крайней мере нравственного) на явную ложь. Он может излагать любое воззрение, он не может лишь утверждать, что это (то есть понимание христианства, лишенное понимания Креста) и есть воззрение Самого Христа.
Я полагаю, что даже в самых светских школах дети всех вер и национальностей должны знать очень близко к тексту, желательно наизусть, один специфически христианский текст. Это — 24 глава Евангелия от Матфея.
«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине, и спросили: скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить „я Христос“, и многих прельстят… Тогда, если кто скажет вам: „Вот, здесь Христос“, или „там“, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: „Вот, Он в пустыне“, — не выходите; „Вот, Он в потаенных местах“, — не верьте. Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете в который час Господь ваш приидет. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».
Весьма многие секты выдают своих гуру за «Христов»: и Мун, и Виссарион, и «Белое братство» и многие иные. Даже если в городе нет трамвая — каждый школьник должен знать, что обходить трамвай на остановке надо спереди. Точно также это правило религиозной безопасности должен знать каждый человек: если проповедник говорит, что он знает вновь пришедшего Христа — значит, это не христианин, но сектант. Если проповедник уверяет, что он точно знает дату конца света значит, он не христианин, но сектант.
И даже если он сам настойчиво рекомендует себя в качестве самого что ни на есть «живого» и «настоящего» христианина (не то, что эти православные) — он все равно всего лишь сектант. А дальше это уже дело свободы каждой души: хочешь рискнуть и обойти трамвай сзади — твое дело. Хочешь попробовать жизнь в секте — твой риск. Но во всяком случае это будет ситуация открытого выбора: ты с христианами или с сектой.
А если вдруг, при раздумьях о желательности всеобщего религиозного уравнения, на Вас найдет очередной приступ раздражения по поводу «нетерпимого христианства» (в полном соответствии с изложенным в правиле 10) — задумайтесь над тем, что Христос и апостолы проповедовали не в Советской России, а в глубоко религиозном мире. И этот глубоко религиозный мир по своим глубоко религиозным мотивам их распинал…
В отличие от нынешнего атеистического — тот мир живого язычества почувствовал разницу.
В чем сила новых религиозных течений
– В чем, на Ваш взгляд, сила новых религиозных течений?
– Отчасти в примитивизме. То, что просто, становится эффектно в современном мире. У сектантов подготовить проповедника совсем не сложно. Почитал, поучил Библию – и вперед с песнями («с гуслями»). А Православие – это целая библиотека. Надо знать историю Церкви, наше богослужение, творения святых Отцов, философию и историю религии.
Главная причина успеха всех этих новых течений в их технологичности. В Православии есть фундаментальная неясность, даже для нас самих. Любой православный человек, если его спросить, – как он пришел в Церковь, скажет вам: «Да я не знаю, меня Господь Сам привел». Здесь есть какая-то тайна личного обращения. А в сектах, напротив, все очень технологично – вот тебе мантра, вот тебе гуру, вот тебе путь. Все это очень привлекает современного человека. Но есть немногие, кого эта технологическая предсказуемость отпугивает. Вот их, тех, кто знает вкус свободы, притягивает Православие.
В любом случае рост сект – это обличие нас. Думаю, пора сворачивать десятилетнюю шарманку о том, какие секты страшные. Это звучит уже неубедительно. Просто Господь бросает нам вызов: «Научитесь быть христианами без надзора государства, научитесь свидетельствовать сознательно и открыто о своей вере.
– И все же секты гораздо активнее завлекают к себе молодежь…
– Завлекать-то мы как раз и не хотим. Но должны быть места возможных встреч молодежи и ее культуры с Православием.
– Неужели сегодня нельзя единым фронтом выступить против агрессии сектантов в России?
– Я знаю только одно средство противостояния всем сектам – это наше свидетельство о Православии. Но почему же мы сами сегодня так нелюбопытны по отношению к нашей собственной вере? Нелюбопытство даже самих православных к своей вере поражает.
– Россия многопрофессиональная страна. Кто настроен наиболее агрессивно по отношению к православной культуре?
– Самое агрессивное воздействие на культуру вообще идет со стороны хамства. Выставка «Осторожно, религия!» показала, что для тех, кто ее организовывал, никаких нравственных ограничений принципиально не существует. Одно дело, когда человек нецензурно бранится в силу того, что он просто разговаривает, другое дело писатель, который владеет всей полнотой языка, но сознательно избирает прямолинейную матерщину.
– Сектанты – Ваши любимые слушатели. В чем чаще всего они обвиняют Православную Церковь?
– Набор их упреков всегда одинаковый: начиная с: «Почему у вас попы такие толстые?» – и кончая: «Зачем иконы делаете?».
Но есть две вещи, на которые в диспутах я реагирую довольно резко. Первое – я сразу осаживаю, когда сектанты начинают пересказывать свою биографию в шаблонном стиле: «Я был неверующим. Был грешником, даже курил, а потом я уверовал и стал святым, и теперь у меня грехов нет, и я счастлив и спасен». Агитштампы мне не интересны, и я предпочитаю время на них не тратить. Второе – мне не нравится, когда они начинают рассказывать истории про нас, естественно, зеркально перевернутые. Мол, у вас попы пьяницы… Да в России столько водки нет, чтобы число пьяных попов соответствовало рассказам сектантов!
– Но недостойные служители все-таки есть в Церкви?
– Есть. Отвечу теми словами, которые Клиффорд Саймак вложил в уста мудрого епископа. «Церковь многолика, – произнес епископ, в ней находят приют самые разные люди: просветленные, как недавно почивший отшельник, и, к сожалению, отъявленные мерзавцы. Она слишком велика, и ей уже не под силу изгонять тех, кто ее порочит; она их не замечает ».
– А как сектанты реагируют на Вашу критику?
– По-разному. Есть такие, которые сразу зарекаются критиковать Православие. Есть такие, которые просто переходят в Православие. Есть сектанты, которые начинают активно заниматься диффамацией, то есть распространяют про меня всевозможные дурные небылицы (Кураев мол, к погромам призывает!).
Самая трогательная реакция – это когда сектанты обещают обо мне помолиться. Они говорят: «Ну не может такой умный человек остаться в этом дремучем Православии! Мы о Вас помолимся, и Вы обязательно к нам перейдете!»
Уже несколько лет меня заваливает письмами один тихий оккультно-помешанный из Обнинска. Он даже прислал мне график моей жизни: в 2010 г. я должен буду защитить докторскую диссертацию на тему «Тонкого мира» по материалам «Диагностики кармы» Сергея Лазарева, в 2016 г. мне предстоит стать патриархом Русской Православной Церкви и начать менять ее в сторону слияния с оккультизмом. Кончается этот график так: «2042. Ты помер, а я уже пять лет в новом теле».
– В человеческой истории постоянно идет процесс взаимослияния и взаимопроникновения культур, это неизбежно и естественно. О влиянии Запада на Россию говориться очень много, на эту тему написано громадное количество трудов, но в последнее время очевидно и влияние Востока, я имею в виду чуть ли не повальное увлечение так называемой восточной мудростью. Похоже, что об этом как раз мало кто задумывался всерьез.
– Вот еще одна загадка в нынешнем положении дел в России. Влияния Востока нет. То, что называется «восточной мудростью», приходит с Запада. Я могу это объяснить только тем, что в течении многих веков на Западе существовали очаги неприятия христианства, которые при начале активных контактов Европы и Востока переняли некоторые, созвучные их собственному язычеству, идеи восточной философии. Не пользуясь доверием и симпатией в христианской культуре Запада, эти языческо-антихристианские анклавы в западной жизни сделали вид, будто они проповедуют не свои собственные доктрины, а всего лишь знакомят европейцев с «мудростью Востока». Так западный «эзотеризм» начал распространять идеи «эзотеризма» восточного. Те же Рерихи и Блаватская проповедуют на самом деле обычную масонскую философию. А при этом они говорят, что проповедуют философию восточных «махатм». К примеру, фундаментальное восточное убеждение — что Бог не является свободной и разумной личностью. Где именно в западной философии, в западной интеллектуальной культуре сохранялась эта идея? В каббалистике. Очевидно, каббалистические кружки для того, чтобы распространить свое влияние на христианскую среду, создали поле интереса к восточной языческой философии, которая в чем-то была ближе им, чем христианство. Поэтому мы сегодня видим такой странный феномен — учителей всевозможных тибетских, китайских, индийских «мудростей» с чисто западными лицами. В наши дни для пропаганды Востока гораздо больше сделал Голливуд, чем сами китайские или тибетские монахи.
— А как относится Православная Церковь к дианетико-сайентологической организации Хаббарда?
Это однозначно религиозная организация. И проповедует она доктрины, абсолютно несовместимые с христианством, в которых весьма мало научного элемента и очень много мифологии. И очень много контроля над жизнью человека.
— Но представители «Сайентологической церкви» утверждают, что к ним может приходить любой человек, даже верующий: и христианин, и мусульманин.
Это заявление надо понимать так, что они готовы устроить промывку мозгов любому человеку… И любого человека освободить от его прежних убеждений и прежних принципов.
— Можно ли считать христианскими книги про сибирскую отшельницу Анастасию?
—Я с некоторым восхищением смотрю на распространение книг «про Анастасию». Мне всегда приятно смотреть на работу профессионалов. А серия эта раскручивается вполне профессионально. Это чисто коммерческий проект, и учиться по этим книгам можно только этому — агрессивному вхождению в рынок и вымыванию денег из карманов людей.
Если бы я однажды возмечтал стать миллионером, и причем достичь миллионного состояния путем работы на книжном рынке, я бы прежде всего занялся маркетингом—то есть исследованием того, что более всего раскупается в сегодняшних книжных магазинах. Этот анализ довольно ясно показывает, что наиболее тиражными и доходными в 90‑е гг. стали книги по двум направлениям: эротика и мистика. Именно это сегодня «пипл хавает» с особым аппетитом и финансовой жертвенностью.
Так вот, если бы я решил состряпать брошюрку с миллионным тиражом, эта брошюрка должна была бы слить в один флакон эти две супермодные темы. Ее идеальное название могло быть выдержано в стиле — «Как достичь оргазма Великим постом». Но именно в этом жанре работает г‑н Пузаков, пишущий под псевдонимом «Владимир Мегре».
Немного популярной экологии, немного эротики под кедрами на таежной опушке, много-много мистики — и вот готов продаваемый продукт. Продать обычную кедровую шишку за 50 долларов не удастся. А вот если к этой шишке прицепить увесистый миф про «звенящие кедры», то и такая цена суеверам не покажется чрезмерной.
О. Иоанн Охлобыстин когда-то (точнее — тогда, когда он еще не был священником и звался еще Иваном) рассказывал мне о том, как он вышел из очередного своего финансового кризиса. К вечеру ему нужно было найти некую сумму для возврата старого долга. Все гонорары со всех театров и киностудий уже давно были получены и потрачены. Где же взять требуемую сумму? И тогда Иван у себя на подмосковной даче взял обычное полено, расщепил его, каждую щепочку завернул в целлофан, затем все наструганное сложил в рюкзак и поехал в Москву. В Москве же, на ближайшей станции метро, в подземном переходе он вывалил содержимое рюкзака на пол и в образовавшуюся кучку воткнул табличку с надписью: «Частицы священного дерева дум-дум. Исцеляет от всех болезней!». К вечеру москвичи, жаждущие здоровья и «духовности», раскупили все полено…
Анализировать содержание коммерческого культа Владимира Пузакова-Мегре — значит недопустимо унижать достоинство богословского разума.
Однажды и сам Пузаков признался, что придумал свою героиню. Некая питерская «рериховка» (Ольга Стукова) решила сама написать книжку про Анастасию. Пузаков подал на нее в суд: мол, нарушены его авторские права. Однако ответчица исходила из того, что не может быть монопольного права одного человека описывать некую реку, гору или реально существующего другого человека. Позиция здравая. Но Пузаков-Мегре нашел способ ее обойти: в исковом заявлении, поданном им в мае 2001 г. в Куйбышевский районный суд Петербурга, он написал: «Книги Мегре являются литературно-художественными текстами, которые можно отнести к научной фантастике»?. Иными словами, все написанное — авторский вымысел и ничего больше.
В этой фантазме предлагается дикая смесь языческих и оккультных идей с христианской терминологией. Даже шаровая молния, представляющая бога Анастасии, оставляет после себя запах «ладана и серы»**.
Что Пузаков через свою Анастасию проповедует язычество, не слишком им скрывается. Культ Анастасии он вполне ясно противопоставляет Евангелию: «Данный образ по своему психологическому воздействию превосходит на несколько порядков все ранее известные, включая классические и библейские». Оказывается, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий «по приказу» ввели новую письменность, чтобы лишить славян «знаний о первоистоках», «чтобы жрецам иным народы подчинялись». О православных паломниках, отправляющихся в Святую Землю, читаем: «А россияне едут за тридевять земель, чужим богам поклоняться». «Своих» богов Пузаков увидел в камнях Геленджика.
Мегре претендует на то, что он «передает откровение». Поскольку ему отчего-то кажется, что Пророк обязан быть косноязычно-превыспренним, то он и корежит русский язык под пригрезившиеся ему «пророческие стандарты»: «Сегодня день настал, когда необходимо подумать всей пастве исповеданий разных, как лидеров духовных от беды спасти». Кстати, тот же прием использован в «Звездных войнах» — магистр Йодо говорит с такими же инверсиями, что по замыслу сценариста должно придавать его речи сакральное звучание…
По справедливому заключению востоковеда священника Петра Иванова, «к сожалению, для значительной части последователей нового культа совершенно безразлично то, насколько противоречиво или бессмысленно то учение, которому они следуют. Они чувствуют себя вполне комфортно в атмосфере эмоционального и духовного хаоса».
Как попасть в секту: anairos — LiveJournal
Мой взаимный френд и очень хороший друг lena_malaa любит повторять: «Если ты еще не в секте, это не твоя заслуга, а их недоработка». И она совершенно права.Только осознанность и самоконтроль, то есть умение и желание постоянно держать голову включенной и не пустой, могут служить защитой от обработки сознания. Никакие качества, которыми ты обладаешь, не делают тебя автоматически неуязвимым.
Ум и техническое образование? Есть секты, такие как «Трансцендентальная медитация», которые ловят именно таких.
Атеизм и скептический склад ума? Есть секты, рассчитанные именно на атеистов-скептиков, в первую очередь разнообразные конспирологические.
Практическая сметка и неприязнь ко всему, что выше сапога? Для таких существуют тренинги личностного роста, сайентология и «секты обогащения», созданные на основе сетевого маркетинга.
И во всем этом нет ничего удивительного, потому что секты не прилетают к нам с Марса. Они пользуются существующими уже тысячи лет психологическими особенностями человека.
Для разнообразия все, что вы прочтете ниже — не совсем мои собственные размышления. Это перевод, а точнее, вольный пересказ, англоязычной статьи, которую можно прочитать здесь. Я просто не смог удержаться, потому что в ней кратко и сжато изложено почти все, что побуждает людей попадать и оставаться не только в сектах, но и в партиях, бандах и многих других подобных организациях. Собственно, к сектам больше относятся только первые три пункта, но вот последние два по-настоящему актуальны для всех нас.
Начнем с того, что
Люди думают не об идеях, а о том, что им помогает
Любой, кто читает о культе Ксену в сайентологии, или о поклонении колобку Исе, невольно думает, как вменяемые люди вообще могут во все это верить. Как можно принимать учение, в котором столько откровенного абсурда.
Так вот, давайте я вам покажу, как сайентология действительно меняет жизнь. Предположим, вас завалили работой, и вы в отчаянии обращаетесь к сайентологическому курсу, посвященному как раз этой проблеме. И что вы там слышите?
Вы слышите рекомендацию сосредоточиться на одном задании за раз и выполнять все последовательно, без промедлений, но и без лишней спешки. Так вы сможете думать не обо всем объеме работы, а только о том, что нужно сделать прямо сейчас. Наверняка каждый разумный человек поступал в такой ситуации именно таким образом, и понятия не имел, что действует по наставлениям сайентологии, не так ли?
«Но ведь сайентологи это не придумали!» — скажете вы. — «Они наверняка вытащили этот совет из какой-нибудь популярной книжки! Это же обычный здравый смысл!»
И вы будете совершенно правы. Сайентологические рекомендации, как организовать рабочее место, как создать группу и заставить ее продуктивно работать, в общем, практически все, что они пишут в своих бизнес-советах — процентов на девяносто обычный здравый смысл, и эти рекомендации реально помогают людям.
Так вот, когда человек, ушедший в валяевщину, или в Радастею, или к Свидетелям Иеговы, говорит, что на себе испытал, что там истина — он имеет в виду именно что-то такое. Он действительно нашел там то, чего ему не хватало, и что ему реально помогает. А мифология и ритуалы, которыми его грузят, идут просто в комплекте.
Если вашей подруге становится легче после занятий йогой, а тренер говорит, что это от того, что рассеялась негативная энергия в нижних чакрах, она радостно с ним соглашается. Если после этого вы придете и скажете, что настоящая причина в том, что занятия повышают уровень эндорфинов и снижают уровень кортизола, что услышит подруга? Только то, что вы пытаетесь подсунуть ей вместо простого и понятного объяснения сложное и непонятное.
И не стоит хмыкать на «наивных леммингов». Каждый из нас такой же точно лемминг, только в других областях.
В голове буквально нет места для всех объяснений и технологических процессов. Вы не знаете даже то, как, собственно, работает сама ваша голова. В ней есть место только для того, что помогает жить.
Вы можете считать, что вы умнее младоземельного креациониста, который понятия не имеет о геологии и палеонтологии и верит, что вселенной семь тысяч лет, но рядом с вами стоит инженер и думает, что он умнее вас, потому что вы понятия не имеете, как и почему работает смартфон в вашем кармане.
Но на самом деле вам и не обязательно знать, как работает сотовый — вам нужно только уметь им пользоваться в повседневной жизни. И точно также креационист будет по-прежнему чинить кондиционеры — его работа не изменится от того, семь ли тысяч лет вселенной или четырнадцать миллиардов. А вот вера в то, что трудолюбие, скромность и самоконтроль угодны Богу, ему в повседневной жизни очень даже помогает.
Любая партия, любой культ, любое экзотическое движение завоевывают сторонников именно тем, что приклеивают свое учение к чему-то, что действительно работает. Любой лжец, домашний или школьный тиран, любой бессердечный функционер стали такими потому, что это им помогает. Это работает, а все остальное неважно.
Нет никого, кто был бы неуязвим для этого принципа. И вы не исключение.
Но тут возникает следующий вопрос. Во многих случаях твои единомышленники начинают делать вещи, которые вызывают у тебя искреннее отвращение. Так почему же ты остаешься?
Всему виной страх
Вспомним первые минуты «Властелина Колец». Битва у стен Мордора. С одной стороны — уродливые орки, словно только что вылезшие из грязной ямы, с другой — красавцы-эльфы в золоченых доспехах.
Сразу понятно, за кого нужно болеть, правда? Если увидишь на улице, как трое парней дерутся с орком, то встанешь на их сторону, даже не подумав, что, возможно, они пытаются его ограбить. Вы будете сражаться на стороне людей, даже если эти люди нацисты.
Это и есть ключ. Почти все те, кто стоит на стороне абсурдных и жестоких верований вместе с глупыми и жестокими людьми, делают это потому, что твердо верят: они сражаются против чего-то, что намного хуже.
Людям вообще свойственно определять себя через отрицание.
Подумайте, насколько часто люди говорят в сети о том, что любят, и сколько — о том, что они ненавидят? В школе юные хулиганы не столько заботятся о том, чтобы быть хулиганами, сколько о том, чтобы не быть ботанами и заучками-дохляками. К тому моменту, когда школа заканчивается, мало кто может с уверенностью сказать, кем он хочет стать в жизни, но совершенно точно может перечислить несколько примеров, кем он НЕ хочет быть.
Человек, разделяющий или не разделяющий некие радикальные взгляды, очень часто делает это лишь потому, что хочет отстраниться от монстра по ту сторону баррикад. Я, например, не феминист не потому, что я против женщин или женского равноправия, а потому, что не хочу быть на одной стороне с Андреа Дворкин и ей подобными. Кто-то становится либералом, чтобы не быть единомышленником неонацистов. Кто-то становится патриотом, чтобы не быть на стороне «младореформаторов», рвавших страну на части двадцать лет назад.
Собственно, практика показывает, что две противостоящие друг другу группы всегда друг друга кормят. Нет более рьяных христиан, чем раскаявшиеся оккультисты. Нет более язвительных оккультистов, чем бывшие христиане. Это я говорю с полной уверенностью, хотя бы потому, что успел побывать и тем, и другим.
Именно поэтому противоположную сторону так важно объявить средоточием пороков. Феминистки — злобные мужеподобные бабы, у которых никогда не было и не будет нормального мужика. Антифеминисты — злобные тупые мужланы, которым никогда не даст нормальная женщина. Либералы — бесчестные продажные шкуры, мечтающие отдать Россию Госдепу. Патриоты — тупые ватники, умеющие только ходить строем и кричать по команде. Мясоеды — человекоподобные вонючие животные, любящие смерть и страдания невинных.
Пока на той стороне обитают нелюди, своей стороне можно простить что угодно. Да, мы не лишены недостатков, но по крайней мере, мы не орки.
В другую сторону это тоже работает.
Ты не на стороне идеи, а на стороне друзей
Если ты увидишь, как кто-то бьет твою мать, ты не будешь с ним разговаривать и убеждать. Ты схватишь то, что под рукой, и кинешься на него.
Если спросить солдата, как он уцелел в бою, он ответит, что благодаря товарищам. Ты прикрываешь соседа в строю, он прикрывает тебя. Так мы устроены. Так мы выживаем.
По той же причине люди болеют за разные команды, дети сбиваются в стайки, а неблагополучная молодежь — в банды. Пока то, за что стоит твое племя, для тебя не совсем уж отвратительно — оно вообще не имеет значения.
Один бывший неонацист вспоминал впоследствии, что еще подростком он вступил в банду скинхедов, даже не зная, что они скинхеды. Он просто тусил с ними пару месяцев, завел друзей, кому-то помогал, кто-то помогал ему, а потом оказалось, что они ненавидят евреев, и он просто это принял. Со временем он и сам стал ненавидеть евреев, но в банду он попал не поэтому.
А что это значит? Это значит, что, когда вы пытаетесь объяснить такому вот юноше, что нацизм — это плохо, он не слышит, что вы нападаете на его идеи. Он слышит, что вы нападаете на его друзей. А за своих он кому угодно глотку порвет, потому что и они кого угодно порвут за него.
Естественно, не все мы нацисты. Но это только потому, что на нас это правило работает чуть менее заметно. Кто из принимающих участие в каком-либо споре действительно может перечислить и проанализировать аргументы обеих сторон? Большинство просто видит, что их знакомые — умные, хорошие люди — на одной стороне, и присоединяется к ним. Аргумент д’Артаньяна: все мои друзья там, а все враги тут — я могу быть только там, с друзьями. А кто тут прав, уже не важно.
Очень многое в мире станет понятнее, если осознать простой факт: любое общественное мнение, движение или организация держатся на людях, которые стоят за своих друзей.
В результате, чтобы быть хорошим членом группы, ты должен принять по максимуму все их обычаи, взгляды, манеры и привычки — не потому, что ты искренне их разделяешь, а потому, что иначе ты плохо впишешься в стаю.
Это очень хорошо видно в США, где разделение на две главные партии продолжается уже двести лет. За это время республиканцы и демократы стали фактически кастами, вроде пацаков и чатлан. Они покупают еду и одежду разных брендов, смотрят разные сериалы и даже дают детям разные имена (например, Джона — демократическое имя, а Дуэйн — республиканское).
Если ты республиканец — то должен выступать против абортов, но за смертную казнь, а если демократ — то наоборот, хотя никто не сможет объяснить, почему именно так.
И соответственно, «принять» здесь — не значит «осмыслить и согласиться». Это значит «высказывать согласие с ними всякий раз, когда спросят».
В результате большинство людей, утверждающих, что они поддерживают ту или иную позицию, не в состоянии перечислить основные факты, касающиеся этой позиции. Не любой православный знает наизусть хотя бы десять заповедей и может сказать, кого и от чего спас Христос. Беспокоящийся о глобальном потеплении не знает ни того, какова средняя температура на планете, ни того, с какой скоростью уменьшаются полярные шапки (а они, кстати, растут уже несколько лет).
Это не значит, что все они дураки или лицемеры. Это просто значит, что наш разум больше заточен под то, чтобы вписываться в свое племя и быть ему полезным, а не под хранение упорядоченной картины мира. Так мы устроены, и никто в этом не виноват. Но еще это значит, что невозможно переубедить человека, просто сообщив ему некоторую информацию.
Мораль у всех похожа, но правила ее применения разные
Вопрос: как вы считаете, вы более моральны и нравственны, чем охотники на ведьм семнадцатого века? Наверное, да: все-таки как-то даже странно сравнивать себя с теми, кто хватал невинных женщин, подвергал их пыткам и мучительным казням, и все это на основании нелепого суеверия.
Но представьте себе, что было бы, если бы вдруг выяснилось, что ведьмы действительно существуют, и они именно такие, как тогда считалось: наделены злой магической силой, используют ее, чтобы мучить и убивать людей, насылать голод и болезни, и из-за этой силы остановить их можно, только убив? В конце концов, вы же радовались, когда Вольдеморт погиб, верно?
И вот тут оказывается, что настоящая разница между вами и охотниками на ведьм не в том, что вы моральнее и нравственнее их, а в том, что они верили в ведьм, а вы нет. Разница — в отношении к одному-единственному факту.
Это рассуждение может показаться кому-то знакомым, и в самом деле, оно цельнотянуто у К.С. Льюиса, хотя автор «Хроник Нарнии» использовал его для иллюстрации несколько иной мысли.
А теперь посмотрите на любой спор, например, между патриотами и либералами. И те, и другие согласны, что свобода — это хорошо, а угнетение и тирания — плохо. Они не сходятся только в том, считать ли гей-парады и госконтроль над крупным бизнесом свободой или тиранией.
Попросите двух добрых людей — скажем, коммуниста и либертарианца — перечислить, что для человека хорошо, и оба озвучат вам примерно одинаковый список. Человеку хорошо быть свободным, честным, чувствовать себя в безопасности, заботиться о ближних, наслаждаться плодами своего труда. Общество должно быть справедливым, государство должно существовать ради блага граждан, и так далее. Разве что порядок приоритетов будет у них различным. А вот оценки — что именно считать справедливостью, и в чем именно состоит роль государства — будут у них диаметрально противоположными.
Очень часто — хотя, разумеется, не всегда — оказывается, что настоящая причина спора не в том, что одна сторона за нравственность, а другая за безнравственность, а в том, что стороны по-разному оценивают некоторые факты.
Чтобы сохранить накал борьбы добра со злом, приходится говорить, что те, другие попросту лгут. Охотники на ведьм не верили в ведьм, а просто ненавидели женщин. Либералы не хотят избавить меньшинства от несправедливого притеснения, а пытаются разрушить народную нравственность. Патриоты не хотят видеть свою страну сильной и независимой, а стремятся удушить всех свободных людей, потому что завидуют им.
В каких-то случаях это в самом деле может быть так, но главное в том, что каждой стороне жизненно необходимо верить: те, другие, в глубине души сами понимают, что они — зло.
А на самом деле все социологические исследования показывают, что, например, нет никакой существенной разницы в нравственности между верующими и неверующими в одной и той же стране. Добрый человек мусульманского вероисповедания всегда ближе к доброму атеисту, а мерзавец-либерал ничем не отличается от мерзавца-патриота, и количество добрых людей и мерзавцев примерно одинаково по обе стороны любого конфликта.
И самое главное.
Большинство людей не выбирает свою группу
Откройте любую книгу, в которой аргументируется, что белые люди — самые высокоразвитые из всех. И посмотрите на автора этой книги. Он белый.
Странно, не так ли? Человек вроде бы сидит, исследует, ищет объективные аргументы, чтобы выяснить, какая группа превосходит другие, и всякий раз оказывается, что это именно та группа, к которой он сам принадлежит.
Попробуем в другую сторону. Спросите у любого знакомого, какую черту в людях он считает наиболее отвратительной, так что если она у кого-то есть, то с ним невозможно общаться в принципе. Почти наверняка он назовет что-то такое, с чем ему никогда не приходилось бороться в себе самом. Стройные загорелые «фитоняшки» презирают «жирух», которые много едят и не собираются худеть. Зажиточные люди ни за что не станут общаться с «нищебродами», которым не хватает ума, чтобы копить и умножать деньги.
И это не случайность. Человек называет тягчайшим грехом на свете именно тот, совершить который у него меньше всего шансов. Именно поэтому расизм и жено(муже)ненавистничество так распространены. Ведь если хуже всего на свете быть не того цвета или не того пола, то ты уж точно в безопасности просто потому, что родился правильного цвета и с правильными половыми признаками.
Иными словами, человек настраивает свой моральный компас так, чтобы с минимальными усилиями оставаться на правильной стороне. Это своего рода моральные установки по умолчанию.
И следующий вопрос: а откуда они берутся, эти установки? А они в основном определяются тем, где, в какой семье, в какой культуре и окружении ты появился на свет и вырос.
Как пример. Представьте, что вы с женой едете на курорт в другую страну. При въезде вам объясняют, что по законам этой страны женщины должны фотографироваться на временное удостоверение исключительно топлесс. Вы возмущаетесь и называете законы этой страны абсурдными и оскорбительными для женщин.
А между тем, когда мусульманки возмущаются, что их заставляют, в нарушение законов их культуры и религии, снимать платки для фотографий на паспорт — именно мусульманские законы общество и пресса называют абсурдными и оскорбительными для женщин. Наше представление о том, сколько обнаженной кожи женщина имеет право показывать — логично и обосновано. Их представление о том же самом — результат нелепых верований. На самом же деле и те, и другие реагируют в полном соответствии со своими моральными установками по умолчанию.
Представьте, что вы живете в южных штатах США в самые расистские времена. Или в Германии в конце двадцатых годов. Наверняка вам кажется, что, живи вы тогда, уж точно были бы одним из немногих, кто не поддался предрассудкам своего времени. Иными словами, вы считаете, что ваши моральные настройки по умолчанию перейдут в то время и место, не изменившись. Мы просто не в состоянии представить себе жизнь с другими настройками, и именно это больше всего мешает нам понимать других.
А что происходит, если вы пытаетесь заставить другого человека выйти за пределы его настроек по умолчанию? Все, что мы сейчас перечислили, собирается в одного огромного Вольтрона против вас. Одной этой попыткой вы требуете от оппонента, чтобы он:
— отказался от того, что всегда ему помогало;
— отрекся от друзей и близких;
— допустил, что злобным оркам следует победить;
— начал совершать то, что всегда считал безнравственным.
Ничего удивительного, что некоторые в буквальном смысле предпочитают умереть.
Парень хочет вступить в секту
Парень хочет вступить …
Любовь студентки к преподавателю… Запретный плод сладок
27 317 ответов
Помогите расстаться с женатым мужчиной
9 695 ответов
Мужчины пожнут то, что посеяли
4 132 ответа
Меня сегодня бросили.
..3 893 ответа
Почему мужчины разучились ухаживать?
9 213 ответов
Вопрос к любовницам: зачем вы это делаете?
16 026 ответов
Не могу выжить без мужчины
4 778 ответов
Зачем мне мужчина,если с ним лучше не стало?
14 178 ответов
Как распознать альфонса?
3 957 ответов
Стоит ли пробовать пожить вместе?
263 ответа
9 ответов
Последний — Перейти
#1
Скажи ему об этом.
Я тоже бы вступил, но пока не нашел хорошую секту, везде разводка и политика
#2
#3
#4
#5
#6
Гость
Свидетели Иеговы не секта, а организация. Почитайте определение этого слова в словаре Ожегова. Они не следуют за каким-то человеком и не отделялись ни от какой религии. Их вера основана на научных фактах, доказательствах, археологических находках, она не слепая. Патриотизм — это на самом деле религия где люди поклоняются государству как богу и служат ему. Он ведет к страданиям, боли и смерти, вдовы солдат которые погибли на войне это знают. Простые люди становятся пушечным мясом для правителей во имя выгоды, ради власти и ресурсов. Праздники которые так обожают люди, на самом деле имеют плохие корни, плохой смысл, но проще же тупо делать как все чем задуматься, а зачем я это делаю? Свидетели устраивают праздники когда хотят, дружеские посиделки, чаепития. Они не привязаны к какой-то дате.
#7
Лучик
Автор в ютубе посмотрите фильм откровения девушки из этой секты. Она на самом деле пирамида по вливанию чужого имущества себе, их же сектанты все средства направляют на «благотворительность» якобы лишаясь всего материального они готовятся к страшному суду. И там эта манипуляция во всем. На чувстве вины что твои родственники погибнут а ты будешь виноват что не попадешь на небеса. И тд. в общем не советую соваться. Девушка что рассказывает чудом ушла оттуда, росла с пеленок в той общине, а после 18 уехала, а ее мать все там. Ей даже запретили общаться с дочерью. Можно конечно спасать парня..но лучше себя спасайте и ограничьте все общение если он сдурел
#8
Гость
Свидетели Иеговы не секта, а организация. Почитайте определение этого слова в словаре Ожегова. Они не следуют за каким-то человеком и не отделялись ни от какой религии. Их вера основана на научных фактах, доказательствах, археологических находках, она не слепая. Патриотизм — это на самом деле религия где люди поклоняются государству как богу и служат ему. Он ведет к страданиям, боли и смерти, вдовы солдат которые погибли на войне это знают. Простые люди становятся пушечным мясом для правителей во имя выгоды, ради власти и ресурсов.
#9
Новые темы за сутки:
Я хотел бы попробовать стать альфонсом
11 ответов
Стали бы отправлять заново сообщение человеку?
1 ответ
Кармическая связь или зависимость?
5 ответов
Как побороть неосознанную манипуляцию?
3 ответа
Отец парня
3 ответа
Стала обижаться на парня
2 ответа
Ненавижу его бывшую
9 ответов
Что будет дальше с парнем?
6 ответов
Через сколько вам предложил съехаться ваш молодой человек?
19 ответов
Как у вас складывались отношения?
3 ответа
Популярные темы за сутки:
Почему этим пугают женщин?
248 ответов
Если бы женщины, могли бы физически отстоять своё мнение
142 ответа
Скрыла наличие квартиры
113 ответов
Не целует после минета
108 ответов
Где найти скромного, домашнего и хозяйственного мужчину?
100 ответов
Женатики врут ?
78 ответов
Любовник прислал фото жены.
Зачем?76 ответов
Почему некоторые женщины всегда при мужчинах?
71 ответ
Успех у противоположного пола
69 ответов
Существуют порядочные мужчины?
67 ответов
Следующая тема
Знакомства на сайтах знакомств
28 ответов
Предыдущая тема
Не хочу секса а отношений хочу
14 ответов
3 причины, по которым люди присоединяются к культам, по мнению терапевта, занимающегося восстановлением культа
- Документальный сериал HBO «Клятва» исследует сексуальный культ NXIVM и задает центральный вопрос: «Как кто-то оказывается вовлеченным в опасный культ?»
- По словам терапевта Рэйчел Бернстайн, лечащей бывших членов культа, не существует одного профиля или набора черт, которые делают кого-то восприимчивым.
- Скорее, это смесь стремления к самосовершенствованию и общности, а также времени.
- Посетите домашнюю страницу Insider, чтобы узнать больше.
Новый документальный сериал HBO «Клятва» о NXIVM, секс-культе, замаскированном под многоуровневую маркетинговую компанию, которая продавала курсы самосовершенствования, выдвинул разговоры о культах на передний план.
LoadingЧто-то загружается.Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
«Обет» призван ответить на центральный вопрос: как кто-то может попасть в секту, когда ее лидер промывает мозги членам, а в некоторых случаях эксплуатирует их сексуально, финансово и эмоционально?
Основатель и лидер NXIVM Кейт Раньер, которого участники называли «Авангардом», делал именно это на протяжении десятилетий и был арестован по семи обвинениям, включая торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации, в июне 2019 года. .
Слушая эти тревожные истории о сексуальных домогательствах, клейме и шантаже, связанных с культом, зрители могут подумать: «Меня никогда не обмануть и заставить присоединиться к культу».
Но, по словам терапевта Рэйчел Бернштейн, которая специализируется на лечении выживших после культа из групп, включая NXIVM и саентологию, все не так просто.
«Многие люди скажут: «Как вы могли вмешаться?» И это потому, что вам никогда не дают всю информацию о группе, которая с самого начала оказывается культом», — сказал Бернстайн Insider. «Таким образом, у вас есть только информация, которую вы получили, которая очень тщательно отобрана, и вы делаете свое суждение, основываясь на этом. Никто не может принять полностью обоснованное решение, прежде чем вступать в культ».
Однако есть несколько общих черт, которые привлекают людей к этим типам организаций.
Они хотят улучшить себя в профессиональном или личном плане
Культы обычно позиционируются как организации, способствующие самосовершенствованию, будь то обещание просветления в случае тантрических сексуальных культов или навыки, необходимые для достижения всех ваших профессиональных целей. мечты сбываются, что проповедует NXIVM в виде курсов самопомощи.
Вот почему, по словам Бернштейна, люди, которые стремятся улучшить себя в личном или профессиональном плане, могут быть подвержены вступлению в секту.
Хотя трудно обобщить тип человека, вовлеченного в культ, Бернстайн сказал, что те, кто хочет исцелиться от детских или других прошлых травм, и те, кто хочет стать более продуктивным и успешным в своей карьере, могут быть подвержены влиянию присоединиться к коварной организации.
Они хотят большего чувства общности
Люди, которые жаждут большего человеческого общения, также могут с большей вероятностью стать жертвами культа. Близкие отношения – это потребность человека. Извлекая выгоду из этой склонности, культы могут быть гораздо более коварными.
В «The Vow» анонимная бывшая участница по прозвищу «Джейн» сказала, что NXIVM привлекла ее чувством общности, которое она давала.
Джейн сказала, что на протяжении всей своей жизни она изо всех сил пыталась установить глубокие отношения с другими женщинами, поэтому, когда она услышала, насколько сплоченными были участницы NXIVM и что есть женская группа, к которой она могла бы присоединиться, она заинтересовалась.
В подкасте «Escaping NXIVM» Сара Эдмондсон, еще одна бывшая участница, сказала, что задним числом поняла, что обещание глубокой человеческой связи незаметно привлекло ее в организацию, несмотря на то, что она считала себя человеком, у которого много друзей.
По словам Бернштейна, сообщество является отличительной чертой любого культа, потому что оно позволяет лидеру создать менталитет стаи, создавая давление со стороны сверстников.
«Иногда люди просто хотят общаться с людьми, с которыми, по их мнению, у них есть что-то общее, и культ обеспечивает мгновенное общение, бомбардировку любовью и язык, на котором вы все внезапно начинаете говорить», — сказал Бернстайн, часто ссылаясь на жаргон культов. создавать для своих членов.
В NXIVM, например, участники называли такие чувства, как тревога и страх, «ограничивающими убеждениями», а лидера Раньера называли «Авангардом».
«Итак, пословица «Он или она говорит на моем языке» заставляет вас почувствовать, что у вас есть что-то общее с этими людьми. Так поступают культы. У каждого свой жаргон, — сказал Бернстайн.
Они находятся в состоянии крайней уязвимости
Личность человека и жизненные цели — не единственные вещи, которые делают его уязвимым для культов, согласно Бернштейну. Время также играет роль
Она сказала, что ее бывшие члены культа часто пациенты скажите ей, что они никогда бы не присоединились к культу, если бы не переживали трудные жизненные события в то время, когда им предложили присоединиться.0013
Согласно Бернштейну, люди, у которых недавно диагностировали неизлечимую или хроническую болезнь, впервые живущие самостоятельно, пережившие смерть близкого человека или допустившие серьезную ошибку в карьере, как правило, находятся в неустойчивом состоянии, и поэтому могут присоединиться к группе, которую иначе не признали бы.
«Время играет большую роль в восприимчивости людей», — сказала она.
- Подробнее:
- Подтвержденные наукой методы психологии, которые NXIVM использует для «фетишизации уязвимости» и манипулирования членами для секса
- 4 признака того, что у вас было созависимое воспитание, которое влияет на ваши отношения во взрослой жизни, по мнению терапевта их независимость: «Существует огромное количество страха и потерь»
10 реальных культовых веб-сайтов, которые вы можете посетить прямо сейчас
1
1,261
ГОЛОСОВ
Heaven’s Gate
Веб-сайт: http://www. heavensgate.com/
Об этом культе: Heaven’s Gate была основана в 1975 году в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, покойными Маршаллом Эпплуайтом и Бонни Неттлз. Дуэт делал упор на строгие практики медитации и контроль над разумом, и все это было направлено на то, чтобы помочь членам культа достичь «высшего уровня» и покинуть планету Земля в своего рода сценарии конца света, основанном на научной фантастике. В марте 1997 года Эпплвайт и 38 последователей в его комплексе в Сан-Диего надели ту же одежду, что и Nike Decades, выпили смертельный коктейль и покончили с собой, полагая, что их души выйдут из тел и сядут на космический корабль рядом с кометой Хейла-Боппа.
Веб-сайтом Heaven’s Gate управляют два человека , которые заявили, что являются членами церкви, которым было приказано остаться. Им было поручено управлять веб-сайтом, и они, похоже, не слишком расстроены тем, что их оставили, чтобы сидеть и управлять веб-сайтом вместо того, чтобы садиться на НЛО через массовое самоубийство. Веб-сайт по-прежнему имеет эстетику 90-х годов и полон информации о миссии группы, книгах, которые вы можете заказать, контактном адресе и адресе электронной почты. Однако они не занимаются активным набором членов.
2
626
Голосование
Рейлизм
Сайт: http://www.reel.org/home
: http://www.rel.org/home
: Клодом Ворильоном, бывшим автогонщиком по имени Раэль. Раэлиэны верят, что жизнь на Земле была создана инопланетянами (называемыми «Элохимами»), которые создали человечество посредством клонирования. Раэль утверждает, что он встречал одного из Элохимов по крайней мере два раза и что в какой-то момент они взяли его с собой на свою планету. Оказавшись там, он утверждал, что встретил Будду, Моисея, Мухаммеда и Иисуса.
Раэлиэны являются решительными сторонниками клонирования человека, веря, что клонирование достигнет цели совершенства и мира для человечества. Они очень заинтересованы во встрече с инопланетянами. Утверждается, что люди присоединяются к движению раэлитов из-за обещаний свободной любви и оргий, но после присоединения члены отдаляются от своих семей. На веб-сайте Raëlien есть раздел часто задаваемых вопросов, магазин, где вы можете купить книги и компакт-диски, загрузить электронные книги, календарь событий для онлайн и местных мероприятий, контактную информацию и меню, чтобы найти ближайшее движение Raëlien.
3
739
голосов
Семейный международный
Веб -сайт: https://www.tefamilyinternational.org/
. , Калифорния, под первоначальным названием Teens For Christ. Позже он был переименован в «Дети Бога», а затем переименован и реорганизован в «Семью». Действуя как Дети Бога, группа проживала в коммунах и раздавала брошюры, пытаясь привлечь новых членов. Культ считал, что его лидер, Дэвид Берг, имел особые пророчества об апокалипсисе, и следовал его толкованиям христианских писаний. Хотя Дети Божьи проповедовали о добрых делах и прославляли Бога, они также поощряли инцест и секс с детьми. На самом деле поощрялась свободная любовь во всех ее проявлениях, настолько, что группа закончилась огромной вспышкой герпеса. К 1983, Дети Бога выросли до 10 000 членов, многие из которых были детьми. После того, как Берг скончался в 1994 году, его жена вступила во владение и изменила название культа на The Family International и изменила некоторые из его методов. Теперь, похоже, основное внимание уделяется совместной жизни в странах за пределами США.
Веб-сайт Family International позволяет вам присоединиться к их организации, щелкнув ссылку с вопросом: «Как насчет новой жизни?» или «Ищете ответы?» Кроме того, веб-сайт предлагает заявление о миссии, информацию о предполагаемой гуманитарной работе, которую они проделали по всему миру, контакты электронной почты на разных языках и номера телефонов.
4
601
голосов
Двенадцать племен
Веб -сайт: в 1972 году Джином Сприггсом в Чаттануге, Теннесси. Группа верит в то, что нужно жить сообща и отказаться от всего мирского имущества, чтобы быть единым с Богом и жить как христиане древних дней. Участники также должны бросить свою внешнюю работу и работать только в сообществе. Для этого Двенадцать племен управляют кафе, которые в настоящее время называются «Желтый гастроном» (но получили другие названия) и существуют в нескольких местах. Именно через свои рестораны Yellow Deli они нанимают членов для работы на них, чтобы они могли проповедовать свои убеждения клиентам. Рабочие не получают денежной компенсации. Вместо этого им предоставляется еда и жилье. Группа находится под следствием за жестокое обращение с детьми, порабощение женщин, расизм и трудовые нарушения.
Веб-сайт Двенадцати Племен выглядит чистым и современным, на нем размещены фотографии членов и их сообществ. Они также делятся множеством новостных статей и предлагают книги для скачивания. У них есть номер телефона и адрес электронной почты для контактной информации.
Что делает культ культом?
Хаф провела первые пятнадцать лет своей жизни в «Дети Бога», христианском культе, в котором считалось, что педофилия имеет божественное одобрение, а женщинам-членам было предписано стать, как вспоминал один из бывших членов, «Божьими шлюхами». Несмотря на стойкое презрение Хаф к тем, кто жестоко обращался с ней, ее опыт работы с минимальной заработной платой в обычной Америке убедил ее в том, что то, что проповедовали Дети Божьи о несправедливости американской системы, было на самом деле правильным. Она утверждает, что страданий и унижений, которые эта страна обрушивает на свой прекариатский класс, достаточно, чтобы любой захотел присоединиться к культу. Тем не менее, люди, решившие поступить так, не обязательно являются несчастными существами, ввергнутыми в заблуждение социальными течениями, которых они не понимают; они часто идеалисты, стремящиеся создать лучший мир.
Привязанность людей к первоначальному, идеалистическому видению культа часто удерживает их в нем, даже после того, как опыт, казалось бы, разоблачил фантазию. Психолог Леон Фестингер предложил теорию «когнитивного диссонанса» для описания неприятного чувства, которое возникает, когда устоявшееся убеждение сталкивается с явно противоречащими фактами. В классическом исследовании «Когда пророчество не сбывается» (1956) Фестингер и его соавторы рассказывают о том, что случилось с небольшим культом на Среднем Западе, когда пророчества его лидера Дороти Мартин не сбылись. Мартин утверждал, что был проинформирован различными бестелесными существами о том, что катастрофический потоп поглотит Америку 21 декабря 19 года.
Этот парадоксальный ответ на несбывшиеся надежды оживляет книгу Акаша Капура «Лучше уйти» (Scribner), рассказ об Ауровиле, «преднамеренном сообществе», основанном на юге Индии в 1968. Ауровиль был источником вдохновения для Бланш Альфасса, француженки, известной своим духовным последователям как Мать. Она утверждала, что научилась у своего гуру, Шри Ауробиндо, системе «интегральной йоги», способной осуществлять «клеточную трансформацию» и в конечном итоге даровать бессмертие тем, кто ее практикует. Она задумала Ауровиль (его название намекает как на Шри Ауробиндо, так и на aurore , французское слово, обозначающее рассвет) как дом интегральной йоги и колыбель будущей расы бессмертных, «супраментальных» мужчин и женщин.
Мать, похоже, не обладала тоталитарными импульсами истинного лидера культа, но ее учения пробудили в ее последователях культовый фанатизм. Когда через пять лет после основания Ауровиля ей не удалось осуществить давно обещанную клеточную трансформацию и она умерла в возрасте девяноста пяти лет, молодое сообщество пришло в ярость. «Она никогда не готовила нас к возможности того, что оставит свое тело», — говорит Капуру один из первых членов сообщества. «Я был совершенно потрясен. На самом деле, я до сих пор в шоке». Чтобы сохранить видение Матери, воинствующая группа верующих, известная как Коллектив, закрывала школы, сжигала книги в городской библиотеке, брила головы и пыталась прогнать тех членов общины, которых считала недостаточно набожными.
Капур и его жена выросли в Ауровиле, и он переплетает свою историю общины с историей матери своей жены, Дайан Мэйс, и ее бойфренда, Джона Уокера, пары первопроходцев Ауровиля, ставших жертвами того, что он называет «поиск совершенства». В семидесятых Диана пережила катастрофическое падение, помогая строить архитектурный центр Ауровиля, Храм Матери. Из уважения к учению Матери она отказалась от длительного лечения и сосредоточилась на достижении клеточной трансформации; она больше никогда не ходила. Когда Джон заболел тяжелой паразитарной болезнью, он тоже отказался от лечения и в конце концов умер. Вскоре после этого Диана покончила жизнь самоубийством, надеясь присоединиться к нему и Матери в вечной жизни.
Капур, по его собственным словам, человек, который одновременно и не доверяет вере, и завидует ей, живет ближе к «стороне разума», но подозревает, что его скептицизм может представлять собой провал воображения. Хотя он признает, что приверженность Дайан и Джона своим духовным убеждениям убила их, он не совсем готов назвать их веру неуместной. Он считает, что было что-то «благородное и даже возвышенное» в непоколебимости их убеждений. И хотя он потрясен фанатизмом, охватившим Ауровиль, он благодарен за жертвы первопроходцев.
Ауровиль в конце концов пережил свою культурную революцию. Воинственное безумие Коллектива утихло, и община была передана под управление индийского правительства. Капур и его жена после почти двадцати лет разлуки вернулись туда жить. Спустя пятьдесят лет после своего основания Ауровиль, возможно, не был «идеальным городом» бессмертных, каким его представляла Мать, но он по-прежнему, как считает Капур, является свидетельством преданности его первопроходцев. «Я горжусь тем, что, несмотря на наши неизбежные компромиссы и умиротворения, нам, тем не менее, удалось создать общество — или, по крайней мере, угольки общества — несколько эгалитарного и стремящегося выйти за пределы материализма, охватившего остальную часть общества. планета.»
Капур дает слишком схематичный портрет современного Ауровиля, чтобы мы могли с уверенностью судить о том, насколько триумфальным на самом деле является город с населением в тридцать триста человек, и была ли интегральная йога неотъемлемой частью его успеха. (Норвегия придумала, как быть «несколько эгалитарным» без помощи сверхъестественной мудрости гуру.) Независимо от того, разделяет ли кто-нибудь восхищение Капура духовной уверенностью своих предков и матерей, кажется возможным, что Ауровиль процветал вопреки, а скорее чем из-за этой уверенности — что в конце концов общество спаслось от культового безумия и возможного краха именно не вера, не тоталистическое видение Матери, а плюрализм, терпимость и унылые «компромиссы и умиротворения» гражданской жизни.
Заманчиво принимать плюрализм и толерантность вдали от Ауровиля как должное, но и то, и другое плохо себя зарекомендовало в Америке эпохи Интернета. Бункеры политического группового мышления, созданные социальными сетями, оказались идеальной средой для прорастания и распространения экстремистских идей и альтернативных реалий. На сегодняшний день самым значительным и пугающим культовым явлением, возникающим в социальных сетях, является QAnon. По мнению некоторых наблюдателей, движение QAnon нельзя назвать полноценным культом, поскольку в нем отсутствует единый харизматичный лидер. Дональд Трамп — герой движения, но не его контролер. «Q», онлайн-присутствие, чьи гномические брифинги — «Q drops» — составляют основу мифологии QAnon, возможно, является своего рода лидером, но армия «гуру» и «промоутеров», которые расшифровывают, интерпретируют и вышивают Q высказывания показали себя вполне способными порождать доктрины и подстрекать к насилию в отсутствие директив Q. (Q ничего не публиковал с декабря, но пророчества и заговоры продолжают распространяться.) Возможно, что наши традиционные определения того, что представляет собой культовая организация, должны будут адаптироваться к веку Интернета и новой модели краудсорсингового культа.
«Я ухожу с работы, чтобы проводить больше времени со своей семьей сурикатов».
Карикатура Майкла Шоу
У либералов есть веские причины беспокоиться о политической досягаемости QAnon. Опрос, опубликованный в мае Исследовательским институтом общественной религии, показал, что пятнадцать процентов американцев придерживаются центрального мнения QAnon о том, что правительством управляет клика педофилов, поклоняющихся сатане, и что двадцать процентов верят, что «надвигается буря». скоро это сметет правящие элиты и восстановит законных лидеров». Тем не менее, беспокойство по поводу движения, как правило, подрывается смехом над предполагаемой глупостью его членов. Некоторые из адвокатов, представляющих последователей QAnon, принимавших участие во вторжении в Капитолий, даже сделали это своей главной линией защиты; Альберт Уоткинс, который представляет Джейкоба Ченсли, «шамана Q» с голым торсом, недавно сказал репортеру, что его клиент и другие обвиняемые были «людьми с повреждением мозга, они чертовски умственно отсталые».
Майк Ротшильд в своей книге о феномене QAnon «Буря на нас» (Melville House) утверждает, что презрение и насмешки над убеждениями QAnon привели к тому, что люди радикально недооценили движение и даже сейчас удерживают нас от серьезно относиться к его угрозе. Стереотип QAnon о «белом американском консерваторе, доведенном до безрадостного чувства преследования со стороны либеральной элиты» не должен закрывать нам глаза на тот факт, что многие из последователей Q, как и члены любого культового движения, являются людьми, ищущими смысл и цель. «Несмотря на все преступления и насильственные идеи, которые мы видели, многие верующие действительно хотят сыграть свою роль в том, чтобы сделать мир лучше», — пишет Ротшильд.
Не только политическая мерзость QAnon заставляет нас не сопереживать его последователям. Мы питаем общее чувство превосходства над теми, кто захвачен культами. Книги и документальные фильмы регулярно предупреждают, что любой из нас может попасть в ловушку, что все дело просто в том, чтобы оказаться не в том месте и не в то время, что средний новообращенный культ не глупее, чем кто-либо другой. (Некоторые культы, в том числе Аум Синрикё, привлекли непропорционально большое количество высокообразованных, опытных новобранцев.) Тем не менее, наше ощущение, что вступление в культ требует некоторой необычной степени доверчивости или доверчивости, сохраняется. Немногие из нас в глубине души верят, что Эми Карлсон, недавно скончавшаяся лидер культа «Любовь победила» в Колорадо, которая утверждала, что породила все творение и что в прошлой жизни она была дочерью Дональда Трамп, может поставить нас под ее чары.
Возможно, один из способов противостоять нашему интеллектуальному высокомерию в этом вопросе — напомнить себе, что все мы придерживаемся некоторых убеждений, для которых нет убедительных доказательств. Убеждения в том, что Иисус был сыном Божьим и что «все происходит не просто так», старше и более распространены, чем вера в привилегированный доступ Эми Карлсон к пятому измерению, но ни то, ни другое, в конечном счете, не является более рациональным. В последние десятилетия ученые стали все более непреклонны в том, что ни одно из наших убеждений, рациональных или иных, не имеет ничего общего с логическими рассуждениями. «Люди не используют мощный человеческий интеллект для беспристрастного анализа мира», — пишет Уильям Дж. Бернстайн в «Заблуждениях толпы» (Atlantic Monthly). Вместо этого они «рационализируют, как факты соответствуют их эмоциональным предубеждениям».
Книга Бернштейна, обзор финансовых и религиозных маний, вдохновлена работой Чарльза Маккея 1841 года «Воспоминания о чрезвычайно популярных заблуждениях и безумии толпы». Маккей считал динамику толпы центральным элементом таких разрозненных явлений, как пузырь Южных морей, крестовые походы, охота на ведьм и алхимия. Бернштейн использует уроки эволюционной психологии и нейронауки, чтобы прояснить некоторые наблюдения Маккея, и утверждает, что наша склонность массово сходить с ума отчасти определяется заложенной слабостью к историям. «Люди познают мир через рассказы, — пишет он. «Как бы мы ни льстили себе мыслью о нашей индивидуальной рациональности, хорошая история, какой бы аналитической она ни была, задерживается в уме, вызывает эмоциональный отклик и убеждает больше, чем самые убедительные факты или данные».
Важно отметить, что Бернштейн имеет в виду не только истории, рассказываемые культами, но и те, которые вовлекают людей во всевозможные аферы, в том числе финансовые. Не все заблуждения мистические. Фраза Бернстайна «хорошая история», возможно, вводит в заблуждение, поскольку многие истории, торгуемые торгашами и лидерами секты, по любым общепринятым литературным стандартам довольно плохи. Их заставляет работать не сюжет, а обещание: вот ответ на вопрос, как жить. Или: Вот способ стать богатым за пределами мечтаний скупости. В обоих случаях подсказки здравого смысла. Разве не странно, что инопланетяне выбрали только меня и моих друзей, чтобы спасти от разрушения Америку? Возможно ли, что у Берни Мэдоффа есть надежная система, которая может приносить всем его инвесторам десять процентов в год? И, как только вы впали в иллюзию, вы оказались среди людей, которые взяли на себя одно и то же обязательство, которые одинаково намерены поддерживать ложь.
Процесс, посредством которого люди в конце концов освобождаются от своих культовых заблуждений, редко ускоряется вмешательством благонамеренных посторонних. Те, кто укореняется в групповой идее, очень быстро учатся отвергать скептицизм других как глупую болтовню непосвященных. Если мы примем допущение, что наши убеждения коренятся в эмоциональных привязанностях, а не в хладнокровной оценке фактов, мало оснований полагать, что рациональные дебаты разрушат чары.
Хорошей новостью является то, что рациональные возражения против недостатков доктрины культа или лицемерия со стороны лидера культа действительно оказывают сильное влияние, если и когда они возникают у самих членов культа. Аналитический ум может быть успокоен культовым мышлением, но он редко притупляется полностью. Особенно если культовая жизнь оказывается неприятной, способность к критическому мышлению может восстановиться. Ротшильд берет интервью у нескольких последователей QAnon, которые разочаровались, заметив «оборванную нить», за которую однажды потянули, и распутался весь гобелен знаний QAnon. Может показаться маловероятным, что кто-то, купившийся на идею о том, что Хиллари Клинтон будет пить кровь детей, может быть bouleversé , скажем, из-за пустяковой ошибки в датах, но человеческий разум — вещь загадочная. Иногда факт, который вспоминают из начальной школы, открывает дверь к здравомыслию. Одна из бывших саентологов, давшая интервью в документальном фильме Алекса Гибни «Идя на поправку», рассказывает, что после нескольких лет работы в организации у нее появились первые подозрения в сомнениях, когда она прочитала рассказ Л.