Вступить в секту: «Казалось, меня ждет ад»: каково это — в 10 лет попасть в секту и вскоре стать сиротой
Эксперт рассказал, как не попасть в секту — Регион 64
4 апреля 2022, 16:32
1265
Известный российский историк-религиовед, профессор Александр Дворкин, являющийся активистом антисектантского движения, объяснил главный смысл существования секты — власть и деньги для ее руководства и его ближайшего окружения.По словам специалиста, в секту не приглашают, а приводят через обман и сокрытие информации, через недобросовестную рекламу. Приманкой могут быть курсы иностранного языка, тренинги личностного роста, стремление повысить внутренний потенциал.
«Человек более внушаем и легче клюет на эти приманки, когда находится в состоянии стресса. Кроме того, по статистике, 30% людей внушаемы, — отметил Дворкин. — Мошенническая схема вербовщика выглядит так: первое — войти в доверие, второе — вызвать сильные эмоции, третье — предложить решение. И если это удается, человек оказывается в чужой власти. Но важно понимать: он тогда становится жертвой, когда внутренне к этому готов».
Как отмечает сектовед, сейчас вербовщиков на улицах стало меньше, в большинстве своем они переместились в интернет-пространство, которое в плане обработки людей оказалось гораздо эффективнее. И прежде всего потому, что в соцсетях люди сами рассказывают о себе буквально всё, сами запускают в свое частное пространство всех кому не лень.
«Следующий признак секты — регламентация всех аспектов жизни человека, что также служит для усиления контроля над его сознанием. Он теперь никогда не принимает решения сам. С кем общаться, что делать, что читать, чего нельзя смотреть и слушать. И все члены секты обязаны следить друг за другом, соблюдают ли ближние эти правила.
Когда эти правила нарушаются, что неизбежно, появляется комплекс вины, который искусно эксплуатируется руководством секты. Порой можно услышать, что, например, и у православных есть пост, но кто и в какой степени его соблюдает — личное дело каждого. Это его свобода, его ответственность. И трудно представить, чтобы после проповеди у прихожан начали выяснять, в какой степени они пост соблюдают.
Еще одна черта секты — эксплуатация адептов. Она может быть финансовой, физической, сексуальной и продолжаться до тех пор, пока не перестанет быть выгодной. Люди — материал для секты. И, наконец, абсолютизация лидера и самой организации. Секта всегда права. И если что-либо не подтверждается, виноват рядовой участник секты. Значит, он неверно что-то делает, нарушает правила, слаб в своей вере. Если болеет или беден — он грешник и сам во всем виноват», — пояснил эксперт.
Одна из участниц встречи с Дворкиным рассказала: «Я была в секте, где медитировала, изучала разные мантры, чакры, мне это нравилось. Но когда начали требовать деньги, поняла, что это обман, и ушла. И только в православной церкви почувствовала, что Бог есть».
«Если мы будем в нашей жизни идти только за переживаниями, чувствами, очутимся неизвестно где. Есть же такие понятия, как верность, любовь, лучше полагаться на них, а не на медитации», — ответил религиовед и пояснил, как не попасть под влияние секты.
«Прежде всего никогда нельзя поддаваться требованиям немедленно принять решение. Это лучшее правило. Это как звонок из банка, когда предлагают супервариант, но нужно сразу дать согласие на некую акцию. Надо приучить подростка избегать давления, чтобы он мог осознанно и спокойно принимать решения. Давление — верный признак попытки манипулирования», — сообщил Дворкин.
По его словам, секту запретить сложно, нужное многое доказать в суде.
«Например, что определенная организация приносит вред здоровью. Или что она призывает к насилию. Сложность и в том, что подавляющее число пострадавших не обращается в правоохранительные органы. Потому что уходят из секты запуганными, часто имеют проблемы с психикой или хотят забыть об этом жизненном отрезке. Стесняются признаться в этом. В органы обращаются только полпроцента пострадавших, причем многие вещи уже доказать невозможно», — добавил эксперт.
«Лучший способ выйти из секты — туда не попадать, — резюмировал профессор. — Поэтому главное — профилактика, нужно доносить до людей информацию, что мы сейчас и делаем. А если уж это случилось, нужно прежде всего работать с семьей. Нередко нам звонят и говорят: мой друг попал в секту, что делать? Я всегда спрашиваю: а у него есть семья? Пусть она позвонит. А если она не звонит, тогда молитесь за вашего друга».
Поделиться через соц. сети
Как не попасть в секту
Оглавление- Как не попасть в секту
- В чем сила новых религиозных течений
Как не попасть в секту
Как отличить подделки от подлинного Предания Церкви? Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась. Богословие сегодня — это не отвлеченность и не предмет занятий узкого круга профессионалов. Богословие — это вопрос религиозной безопасности, вопрос просто личного выживания.
Уверенность нынешнего россиянина в том, что любая дорога ведет к Храму, что любая «духовность» — это благо, делает его беззащитным перед любым гуру, который подойдет к нему с каким бы то ни было «писанием» в руке. А, значит, пора не просто заявлять о своей симпатии к «духовным сокровищам православия», а приложить усилия к действительному ознакомлению с ними.
А для этого необходимо знание своего рода правил «техники безопасности», соблюдение которых желательно при соприкосновении с религиозной проповедью.
Правило первое:
Навсегда запомнить, что «духовность» — слово двуликое. Оно лишь указывает на вдохновенность как на источник получения знания или источник мотивации. Но оно не ручается за доброкачественность того, что именно сообщается человеку. Есть вдохновение добра. Есть вдохновение зла. И самое страшное: игры в переодевание — любимое занятие темной духовности. Высоцкий пел: «Не все то, что сверху — от Бога». Не все то, что говорит о духовности, ведет к Богу. Не все религиозные пути приводят к добру. И, значит, не очень стоит доверять тем дамам-теософиням, что с придыханием настаивают на равной духовной одаренности всех понаслышке известных им религиозных путей.
Правило второе:
Если Вы еще не нашли в себе решимости или внутреннего опыта, необходимых для вхождения в серьезную религиозную жизнь, если Вы ощущаете себя не то что атеистом, но просто человеком, лишенным дара веры — все же сделайте свой выбор. Не в том смысле, что вот немедленно, сейчас же прочитайте «Символ веры». Нет, выберите и осознайте — во что вы верить не хотите и в какой религиозной традиции Вы не желаете оказаться ни при каких обстоятельствах. Попробуйте сказать в своем сердце: «Если когда-нибудь мне понадобится обратиться к Богу и к вере, я хотел бы молиться как православный, но я не хотел бы стать членом таких-то сект».
Между этими Вашими словами и реальным вхождением в церковную общину может пройти не один десяток лет. Но если Вы, например, решили (даже не из-за богословских аргументов, а просто в силу семейной или национальной традиции), что Вы будете православным — все эти предстоящие Вам годы Вы сможете защищать себя от слишком навязчивых предложений «поклониться богу Кришне», «узнать имя Господа Иеговы», «последовать живому пророку Божией Матери Иоанну», и даже пойти «библейским путем новой жизни», на который приглашает Вас очередной американский агитатор.
Правило третье:
Всегда просите представиться своего собеседника. Беды Фауста стали неотвратимы тогда, когда он удовлетворился уклончивым ответом Мефистофеля («Как ты зовешься?» — «Мелочный вопрос!»). Не удовлетворяйтесь самопредставлением проповедника («Мы — «Церковь Христа!»). Просите более четко рассказать об истории его общины, понудите ясно высказать ее отношение к Православию. Так Вы защитите свою свободу выбора — ибо очень многие проповедники как раз желают, чтобы поначалу Вы и не заметили, что Вам предлагают выбор и отречение от традиционной веры Вашего народа.
Правило четвертое:
Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими наименованиями. Если Вас приглашают на бесплатные курсы английского языка — почти наверняка окажется, что это очередная секта, которая просто собирается по английски читать Вам Библию (или книгу Мормона), потихонечку разъясняя, что жить Вы должны так, как Вам говорят на этих уроках. В результате за «бесплатные курсы» люди платят своими душами, а затем и деньгами — ибо в большой части протестантских объединений действует принцип «десятины»: обязательных регулярных взносов на церковные нужды. Другое любимое прикрытие — «экологические форумы», «школы общения» и т. п.
Языческий оккультизм Штейнера прикрывается, например, вывеской гуманитарного движения «Новый Акрополь». Секта Муна действует под вывеской Международного фонда образования и Международного движения «Женщины за мир во всем мире» [Критическое сопоставление учения Муна с христианством проведено в статье А. Бессмертного-Анзимирова «Господин второго пришествия?» (Наука и религия. № 9, 1993). Для получения просто объективной информации о секте Муна вполне можно воспользоваться книгами Л. Н. Митрохина «Религии «нового века» (М., 1985) и «Религиозные культы в США» (М., 1984)].
Кроме того, мунисты часто проповедуют на улицах под видом торговцев значками и наклейками, используя каждый контакт для завязывания более близкого знакомства и приглашений на «вечера дружбы».
Правило пятое:
Помните, что неожиданное радушие, выказываемое Вам вашими новыми знакомыми не всегда является проявлением искреннего благорасположения. Вы интересуете сектантов не сами по себе; не то, что в Вас есть сейчас, радует их. Зачастую это просто радость о новой добыче. Радушие и восторг, который они выказывают Вам, зачастую выходят за разумные пределы. Но смысл у них один: привязать Вас к себе, к новой общине, к новым знакомым. В секте Муна есть термин, очень точно выражающий суть этих отношений с новыми знакомыми: «бомбардировка любовью» [К. Боа. Лабиринты веры. М., 1992, с.205.]. «Неужели никто не говорил Вам, что Вы так умны!»; «Откуда у Вас такое умение одеваться!»: «Такое ощущение, что Вы знаете несравненно больше того, что дают Вам в Вашей школе!».
Правило шестое:
При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но и отличия. Они могут показаться Вам незначительными, на их незначительности может настаивать сам проповедник. Но в конце концов, если они так незначимы, — зачем же из-за них они отделились от всей Церкви? Помните французскую пословицу: «Дьявол прячется в мелочах».
Правило седьмое:
Если аргументы Вашего собеседника из неправославной общины показались Вам убедительными — все же помедлите с принятием окончательного решения. Например, если Вам говорят, что Библия запрещает писать иконы и молиться за усопших родителей — найдите священника, или человека, осведомленного в основах православного богословия, или хотя бы соответствующую книгу и выслушайте аргументы стороны, обвиненной Вашим новым знакомым.
Правило восьмое:
Не составляйте Своего представления о той или иной конфессии только на основании анекдотов о недостоинстве ее служителей. Сравнивайте не грехи людей, а основы вероучений.
Правило девятое:
Не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением «религиозного фанатизма» или «нетерпимости». Не покажется же Вам носителем тоталитарного сознания философ, разъясняющий, чем учение Канта отличается от философии Ницше! Изучать историю философии, ограничившись лишь разговорами о том, что Кант и Ницше были немцами, а кроме того — философами, и оба что-то писали по вопросам веры — это поверхностное, а потому и бесполезное занятие. Изучать историю религии только для того, чтобы сказать, что все религии призывали к миру и любви — занятие еще в добавок и небезопасное (вспомните «Белое братство» с «Богородичным центром»). Разница религий — это исторический факт. Считать, что он исчезнет только потому, что Вы не будете его замечать — слегка наивно.
Правило десятое:
Когда Вам будут говорить, что Учитель такой-то нашел путь к объединению всех религий — обратите внимание на то странное обстоятельство, что всякая проповедь унификации провоцирует прежде всего очередное размежевание. Помните, что любая такая инициатива, на самом деле, ставит целью вытащить Вас из Вашей привычной религиозной среды. Преподобный Мун не объединил христиан и индусов. Он лишь создал обособленное движение, члены которого не являются ни теми, ни другими, и свысока смотрят на обычных верующих.
Правило одиннадцатое:
Признайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы. Если Вы услышите, что Папа Римский объявил такое-то учение выходящим за рамки католичества — не считайте, будто Вы лучше знаете католичество, чем Папа и не стремитесь его подправлять. Точно так же, если Вы услышите, что православные богословы не согласны с каким-то учением Римского Папы — поверьте, что у них есть не менее отъемлемое право определять, что согласно с православием, а что несовместимо с ним.
Правило двенадцатое:
Будьте просто трезвы. Не спутайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях, сопровождаемых громкой музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца. Если Вы попали на собрание сектантов, то хотя бы не выходите в ответ на их финальный призыв к сцене для принятия их «крещения». Ведь если Вы поддадитесь эффекту толпы и в конце экзальтированной проповеди согласитесь стать членом сектантской общины — Вы отлучите себя от Православной Церкви.
В качестве комментария к этому правилу приведу рассказ о том, как закончилось два года назад одно сильно разрекламированное протестантское шоу в Будапеште. Сектанты сняли для него центральный стадион города. Поскольку Венгрия — католическая страна, они пригласили на свое мероприятие и католического священника. Венгерские католики неплохо подготовились к высадке американского десанта и поэтому священник, бывший на стадионе, получив слово, сказал лишь несколько слов о пользе веры и Евангелия и попросил собравшихся по окончании стадионного действа по дороге домой зайти в католические храмы, окружавшие стадион…
В самих храмах к этому тоже подготовились изрядно. Двери были открыты. Храмы были освещены. Священники ждали людей. И вот, когда люди, выйдя со стадиона, наполнили церкви, священники к ним обратились с простыми вопросами. «Братья и сестры! Вам полтора часа говорили о любви. Это очень хорошо. Но скажите, вы полюбили кого-то за эти полтора часа? В вас проснулось сострадание? Ваше видение мира, человека, себя стало глубже? Нет? Ну что же, концерт он и есть концерт, а теперь давайте мы с вами помолимся уже всерьез о том, чтобы Господь умножил в нас веру…»
Выше приведены общие правила защиты нецерковным человеком своей души от сект. Еще два конкретных совета я могу дать тем, кто хотят знать, как отличить христианство и православие от подделок под них. Если Вы хотите узнать, каково отношение обратившегося к Вам христианского проповедника к Православию — есть совсем простой способ понудить его к честному объявлению его конфессиональной позиции. Попросите его перекреститься. И попросите его поцеловать образок Божией Матери. Если он откажется — значит это представитель одной из многочисленных антиправославно-протестантских общин. А дальше — это уже выбор Вашей свободы: пойдете ли Вы за ним сразу, решите действовать так, как рекомендовано в Правиле 7, или вспомните о том, о чем шла речь в Правиле 2.
Есть и критерий, по которому можно узнать, насколько Ваш собеседник далек от христианства. Попросите его пояснить — зачем Христос умер на кресте и почему Он называется Спасителем. Христианин скажет, что в конце концов, Христос спасает нас от небытия и спасает ценой собственной крестной жертвы. Не христианин скажет, что Иисус — это Учитель, который спасал нас от тьмы незнания и безнравственности… А вот зачем он все же пошел на Крест — останется без пояснений. Напомню лишь, что Сам Христос сказал «На час сей Я и пришел в мир» не перед началом очередной проповеди, а перед казнью… Здесь стоит помнить, что хотя у человека есть право проповедовать что угодно — у него нет права (по крайней мере нравственного) на явную ложь. Он может излагать любое воззрение, он не может лишь утверждать, что это (то есть понимание христианства, лишенное понимания Креста) и есть воззрение Самого Христа.
Я полагаю, что даже в самых светских школах дети всех вер и национальностей должны знать очень близко к тексту, желательно наизусть, один специфически христианский текст. Это — 24 глава Евангелия от Матфея.
«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине, и спросили: скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить „я Христос“, и многих прельстят… Тогда, если кто скажет вам: „Вот, здесь Христос“, или „там“, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: „Вот, Он в пустыне“, — не выходите; „Вот, Он в потаенных местах“, — не верьте. Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете в который час Господь ваш приидет. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».
Весьма многие секты выдают своих гуру за «Христов»: и Мун, и Виссарион, и «Белое братство» и многие иные. Даже если в городе нет трамвая — каждый школьник должен знать, что обходить трамвай на остановке надо спереди. Точно также это правило религиозной безопасности должен знать каждый человек: если проповедник говорит, что он знает вновь пришедшего Христа — значит, это не христианин, но сектант. Если проповедник уверяет, что он точно знает дату конца света значит, он не христианин, но сектант.
И даже если он сам настойчиво рекомендует себя в качестве самого что ни на есть «живого» и «настоящего» христианина (не то, что эти православные) — он все равно всего лишь сектант. А дальше это уже дело свободы каждой души: хочешь рискнуть и обойти трамвай сзади — твое дело. Хочешь попробовать жизнь в секте — твой риск. Но во всяком случае это будет ситуация открытого выбора: ты с христианами или с сектой.
А если вдруг, при раздумьях о желательности всеобщего религиозного уравнения, на Вас найдет очередной приступ раздражения по поводу «нетерпимого христианства» (в полном соответствии с изложенным в правиле 10) — задумайтесь над тем, что Христос и апостолы проповедовали не в Советской России, а в глубоко религиозном мире. И этот глубоко религиозный мир по своим глубоко религиозным мотивам их распинал…
В отличие от нынешнего атеистического — тот мир живого язычества почувствовал разницу.
В чем сила новых религиозных течений
– В чем, на Ваш взгляд, сила новых религиозных течений?
– Отчасти в примитивизме. То, что просто, становится эффектно в современном мире. У сектантов подготовить проповедника совсем не сложно. Почитал, поучил Библию – и вперед с песнями («с гуслями»). А Православие – это целая библиотека. Надо знать историю Церкви, наше богослужение, творения святых Отцов, философию и историю религии.
Главная причина успеха всех этих новых течений в их технологичности. В Православии есть фундаментальная неясность, даже для нас самих. Любой православный человек, если его спросить, – как он пришел в Церковь, скажет вам: «Да я не знаю, меня Господь Сам привел». Здесь есть какая-то тайна личного обращения. А в сектах, напротив, все очень технологично – вот тебе мантра, вот тебе гуру, вот тебе путь. Все это очень привлекает современного человека. Но есть немногие, кого эта технологическая предсказуемость отпугивает. Вот их, тех, кто знает вкус свободы, притягивает Православие.
В любом случае рост сект – это обличие нас. Думаю, пора сворачивать десятилетнюю шарманку о том, какие секты страшные. Это звучит уже неубедительно. Просто Господь бросает нам вызов: «Научитесь быть христианами без надзора государства, научитесь свидетельствовать сознательно и открыто о своей вере.
– И все же секты гораздо активнее завлекают к себе молодежь…
– Завлекать-то мы как раз и не хотим. Но должны быть места возможных встреч молодежи и ее культуры с Православием.
– Неужели сегодня нельзя единым фронтом выступить против агрессии сектантов в России?
– Я знаю только одно средство противостояния всем сектам – это наше свидетельство о Православии. Но почему же мы сами сегодня так нелюбопытны по отношению к нашей собственной вере? Нелюбопытство даже самих православных к своей вере поражает.
– Россия многопрофессиональная страна. Кто настроен наиболее агрессивно по отношению к православной культуре?
– Самое агрессивное воздействие на культуру вообще идет со стороны хамства. Выставка «Осторожно, религия!» показала, что для тех, кто ее организовывал, никаких нравственных ограничений принципиально не существует. Одно дело, когда человек нецензурно бранится в силу того, что он просто разговаривает, другое дело писатель, который владеет всей полнотой языка, но сознательно избирает прямолинейную матерщину.
– Сектанты – Ваши любимые слушатели. В чем чаще всего они обвиняют Православную Церковь?
– Набор их упреков всегда одинаковый: начиная с: «Почему у вас попы такие толстые?» – и кончая: «Зачем иконы делаете?».
Но есть две вещи, на которые в диспутах я реагирую довольно резко. Первое – я сразу осаживаю, когда сектанты начинают пересказывать свою биографию в шаблонном стиле: «Я был неверующим. Был грешником, даже курил, а потом я уверовал и стал святым, и теперь у меня грехов нет, и я счастлив и спасен». Агитштампы мне не интересны, и я предпочитаю время на них не тратить. Второе – мне не нравится, когда они начинают рассказывать истории про нас, естественно, зеркально перевернутые. Мол, у вас попы пьяницы… Да в России столько водки нет, чтобы число пьяных попов соответствовало рассказам сектантов!
– Но недостойные служители все-таки есть в Церкви?
– Есть. Отвечу теми словами, которые Клиффорд Саймак вложил в уста мудрого епископа. «Церковь многолика, – произнес епископ, в ней находят приют самые разные люди: просветленные, как недавно почивший отшельник, и, к сожалению, отъявленные мерзавцы. Она слишком велика, и ей уже не под силу изгонять тех, кто ее порочит; она их не замечает ».
– А как сектанты реагируют на Вашу критику?
– По-разному. Есть такие, которые сразу зарекаются критиковать Православие. Есть такие, которые просто переходят в Православие. Есть сектанты, которые начинают активно заниматься диффамацией, то есть распространяют про меня всевозможные дурные небылицы (Кураев мол, к погромам призывает!).
Самая трогательная реакция – это когда сектанты обещают обо мне помолиться. Они говорят: «Ну не может такой умный человек остаться в этом дремучем Православии! Мы о Вас помолимся, и Вы обязательно к нам перейдете!»
Уже несколько лет меня заваливает письмами один тихий оккультно-помешанный из Обнинска. Он даже прислал мне график моей жизни: в 2010 г. я должен буду защитить докторскую диссертацию на тему «Тонкого мира» по материалам «Диагностики кармы» Сергея Лазарева, в 2016 г. мне предстоит стать патриархом Русской Православной Церкви и начать менять ее в сторону слияния с оккультизмом. Кончается этот график так: «2042. Ты помер, а я уже пять лет в новом теле».
– В человеческой истории постоянно идет процесс взаимослияния и взаимопроникновения культур, это неизбежно и естественно. О влиянии Запада на Россию говориться очень много, на эту тему написано громадное количество трудов, но в последнее время очевидно и влияние Востока, я имею в виду чуть ли не повальное увлечение так называемой восточной мудростью. Похоже, что об этом как раз мало кто задумывался всерьез.
– Вот еще одна загадка в нынешнем положении дел в России. Влияния Востока нет. То, что называется «восточной мудростью», приходит с Запада. Я могу это объяснить только тем, что в течении многих веков на Западе существовали очаги неприятия христианства, которые при начале активных контактов Европы и Востока переняли некоторые, созвучные их собственному язычеству, идеи восточной философии. Не пользуясь доверием и симпатией в христианской культуре Запада, эти языческо-антихристианские анклавы в западной жизни сделали вид, будто они проповедуют не свои собственные доктрины, а всего лишь знакомят европейцев с «мудростью Востока». Так западный «эзотеризм» начал распространять идеи «эзотеризма» восточного. Те же Рерихи и Блаватская проповедуют на самом деле обычную масонскую философию. А при этом они говорят, что проповедуют философию восточных «махатм». К примеру, фундаментальное восточное убеждение — что Бог не является свободной и разумной личностью. Где именно в западной философии, в западной интеллектуальной культуре сохранялась эта идея? В каббалистике. Очевидно, каббалистические кружки для того, чтобы распространить свое влияние на христианскую среду, создали поле интереса к восточной языческой философии, которая в чем-то была ближе им, чем христианство. Поэтому мы сегодня видим такой странный феномен — учителей всевозможных тибетских, китайских, индийских «мудростей» с чисто западными лицами. В наши дни для пропаганды Востока гораздо больше сделал Голливуд, чем сами китайские или тибетские монахи.
— А как относится Православная Церковь к дианетико-сайентологической организации Хаббарда?
Это однозначно религиозная организация. И проповедует она доктрины, абсолютно несовместимые с христианством, в которых весьма мало научного элемента и очень много мифологии. И очень много контроля над жизнью человека.
— Но представители «Сайентологической церкви» утверждают, что к ним может приходить любой человек, даже верующий: и христианин, и мусульманин.
Это заявление надо понимать так, что они готовы устроить промывку мозгов любому человеку… И любого человека освободить от его прежних убеждений и прежних принципов.
— Можно ли считать христианскими книги про сибирскую отшельницу Анастасию?
—Я с некоторым восхищением смотрю на распространение книг «про Анастасию». Мне всегда приятно смотреть на работу профессионалов. А серия эта раскручивается вполне профессионально. Это чисто коммерческий проект, и учиться по этим книгам можно только этому — агрессивному вхождению в рынок и вымыванию денег из карманов людей.
Если бы я однажды возмечтал стать миллионером, и причем достичь миллионного состояния путем работы на книжном рынке, я бы прежде всего занялся маркетингом—то есть исследованием того, что более всего раскупается в сегодняшних книжных магазинах. Этот анализ довольно ясно показывает, что наиболее тиражными и доходными в 90‑е гг. стали книги по двум направлениям: эротика и мистика. Именно это сегодня «пипл хавает» с особым аппетитом и финансовой жертвенностью.
Так вот, если бы я решил состряпать брошюрку с миллионным тиражом, эта брошюрка должна была бы слить в один флакон эти две супермодные темы. Ее идеальное название могло быть выдержано в стиле — «Как достичь оргазма Великим постом». Но именно в этом жанре работает г‑н Пузаков, пишущий под псевдонимом «Владимир Мегре».
Немного популярной экологии, немного эротики под кедрами на таежной опушке, много-много мистики — и вот готов продаваемый продукт. Продать обычную кедровую шишку за 50 долларов не удастся. А вот если к этой шишке прицепить увесистый миф про «звенящие кедры», то и такая цена суеверам не покажется чрезмерной.
О. Иоанн Охлобыстин когда-то (точнее — тогда, когда он еще не был священником и звался еще Иваном) рассказывал мне о том, как он вышел из очередного своего финансового кризиса. К вечеру ему нужно было найти некую сумму для возврата старого долга. Все гонорары со всех театров и киностудий уже давно были получены и потрачены. Где же взять требуемую сумму? И тогда Иван у себя на подмосковной даче взял обычное полено, расщепил его, каждую щепочку завернул в целлофан, затем все наструганное сложил в рюкзак и поехал в Москву. В Москве же, на ближайшей станции метро, в подземном переходе он вывалил содержимое рюкзака на пол и в образовавшуюся кучку воткнул табличку с надписью: «Частицы священного дерева дум-дум. Исцеляет от всех болезней!». К вечеру москвичи, жаждущие здоровья и «духовности», раскупили все полено…
Анализировать содержание коммерческого культа Владимира Пузакова-Мегре — значит недопустимо унижать достоинство богословского разума.
Однажды и сам Пузаков признался, что придумал свою героиню. Некая питерская «рериховка» (Ольга Стукова) решила сама написать книжку про Анастасию. Пузаков подал на нее в суд: мол, нарушены его авторские права. Однако ответчица исходила из того, что не может быть монопольного права одного человека описывать некую реку, гору или реально существующего другого человека. Позиция здравая. Но Пузаков-Мегре нашел способ ее обойти: в исковом заявлении, поданном им в мае 2001 г. в Куйбышевский районный суд Петербурга, он написал: «Книги Мегре являются литературно-художественными текстами, которые можно отнести к научной фантастике»?. Иными словами, все написанное — авторский вымысел и ничего больше.
В этой фантазме предлагается дикая смесь языческих и оккультных идей с христианской терминологией. Даже шаровая молния, представляющая бога Анастасии, оставляет после себя запах «ладана и серы»**.
Что Пузаков через свою Анастасию проповедует язычество, не слишком им скрывается. Культ Анастасии он вполне ясно противопоставляет Евангелию: «Данный образ по своему психологическому воздействию превосходит на несколько порядков все ранее известные, включая классические и библейские». Оказывается, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий «по приказу» ввели новую письменность, чтобы лишить славян «знаний о первоистоках», «чтобы жрецам иным народы подчинялись». О православных паломниках, отправляющихся в Святую Землю, читаем: «А россияне едут за тридевять земель, чужим богам поклоняться». «Своих» богов Пузаков увидел в камнях Геленджика.
Мегре претендует на то, что он «передает откровение». Поскольку ему отчего-то кажется, что Пророк обязан быть косноязычно-превыспренним, то он и корежит русский язык под пригрезившиеся ему «пророческие стандарты»: «Сегодня день настал, когда необходимо подумать всей пастве исповеданий разных, как лидеров духовных от беды спасти». Кстати, тот же прием использован в «Звездных войнах» — магистр Йодо говорит с такими же инверсиями, что по замыслу сценариста должно придавать его речи сакральное звучание…
По справедливому заключению востоковеда священника Петра Иванова, «к сожалению, для значительной части последователей нового культа совершенно безразлично то, насколько противоречиво или бессмысленно то учение, которому они следуют. Они чувствуют себя вполне комфортно в атмосфере эмоционального и духовного хаоса».
Информация о культе с 1979 г. – Как кто-либо мог присоединиться к культу
ICSA E-New s, 4(1), 2005
Морин Гриффо
Бывший член Церкви понимания Библии) 9005 90 (0CO05 905 9005 90 (0COBU)
Написано после самоубийств у Небесных врат на Ранчо Санта-Фе, Калифорния, в 1997 году.
Поскольку трагедия Небесных врат все еще так свежа в наших умах, возникают некоторые вопросы: что за человек вступает в секту? Почему они остаются и мирятся с насилием? Как можно быть НАСТОЛЬКО преданным, чтобы убить себя? Разве они не видят, что то, что они делают, — безумие? ОНИ сумасшедшие?
Я чувствую, что у меня есть уникальная возможность ответить на эти вопросы, поскольку я провел 10 лет в общинном культе. Тем не менее, отсутствуя уже 11 лет, я также могу посмотреть на ужасы, которые произошли на ранчо Санта-Фе, и спросить вместе с остальной ошеломленной нацией: «Почему они умерли вот так?»
В течение восьми с половиной из десяти лет, что я был в своей бывшей группе, каждый день получки я подписывал свой чек группе. Взамен я получал бы скудное пособие, и мне приходилось бы выпрашивать предметы первой необходимости, такие как одежда и медицинское обслуживание. Часто я жил в нестандартных жилищах с крысами, грязью и перенаселенностью в районах с чрезвычайно высоким уровнем преступности. Проработав целый день на работе, мне часто приходилось проводить несколько часов на улице, проповедуя в свою веру. После возвращения мне приходилось сидеть на собраниях, которые длились до рассвета. Эти встречи были напряженными. Публичное унижение было обычным явлением, и иногда мы часами сидели молча, считая себя слишком нечестивыми, чтобы даже говорить. После недостаточного ночного сна от меня ожидалось, что я буду повторять ту же самую рутину работы и групповой деятельности снова и снова. Другими словами, не было никаких сомнений в том, что я был в секте. Тем не менее, если бы вы прошли мимо меня на улице за те 10 лет, что я провел в группе, я могу сказать вам, что я не так уж сильно отличался бы от других в толпе. Моя кожа не позеленела, и у меня не выросли антенны. У меня были глаза, уши и нос, как у всех. Я посмотрел в обе стороны, прежде чем перейти улицу. Если каким-то образом мы затеяли праздный разговор, не связанный с моими попытками завербовать вас, вы, возможно, были бы шокированы, узнав, что у меня есть симпатии и антипатии, как и у любого другого человека. Я по-прежнему любил пиццу (даже если у меня не было к ней большого доступа) и по-прежнему ненавидел свиную колбасу. Синий по-прежнему был моим любимым цветом, и я по-прежнему любил закаты. Люди, состоящие в культах, просто ЛЮДИ, хотя, к сожалению, культы подавляют большую часть того, что делает человека уникальным. Я считаю, что «Врата рая» заставили всех нас смириться с осознанием того, что они были людьми, мало чем отличающимися от нас, и с этим действительно трудно столкнуться. Независимо от того, был ли кто-то в культе или нет, осознание глубоко в наших сердцах того, что, возможно, мы могли бы разделить схожую судьбу, заставляет нас отвернуться и поверить, что они должны были быть сделаны из другого материала, чем мы. Я здесь, чтобы сказать вам, что это не так.
Почему люди в Небесных вратах добровольно идут на смерть? Почему я оставался в явно оскорбительной ситуации в течение 10 лет? Действия, которые я чувствовал в ловушке, когда находились в группе, дают некоторые подсказки к тому, как это может произойти. И когда мы сможем понять, как один человек может получить контроль над другим, мы сможем заглянуть в мир среднего члена культа. Действительно, в том, что один человек контролирует другого, нет ничего нового для цивилизации. Достаточно взглянуть на библейскую историю о Каине и Авеле, чтобы увидеть, на что способен человек, чтобы быть «на высоте», даже если это означает убийство. Не секрет, что лишение сна мешает ясному мышлению и способности принимать решения. Навязывая плохую диету и напряженный распорядок, группа может еще больше сломить людей, сделав их еще более уязвимыми для групповой идеологии.
Хотя конкретные методы могут различаться, почти у каждой группы есть способ вызвать гипноз. В моей бывшей группе это достигалось благодаря формату наших встреч, которые на самом деле были фокусом того, что превратилось в интенсивную систему взаимного контроля. Сидеть в тишине в течение нескольких часов повлияло на меня. Я помню, как уходил со многих собраний, на которых мы не разговаривали часами, с тяжестью на сердце и чувством, будто моя голова оказалась между двумя тарелками. Необходимость стоять перед своими сверстниками и подвергаться критике с их стороны охватывала меня паникой. Мы должны были бы представить себя один за другим перед группой из нескольких сотен наших сверстников, заявив, что мы сделали и где мы были в наших сердцах. Группа голосовала за нас, и окончательное голосование становилось нашим ориентиром… не имело значения, что мы думали о вещах в наших сердцах. Часто меня обнаруживали неполноценным, и между встречами мне приходилось терпеть насмешки со стороны сверстников. Все это было преднамеренно, исходило от самого лидера и распространялось по служебной лестнице. Не было пути домой, чтобы избежать всего этого. Я был дома, и не было ни минуты уединения. Я часто не мог ясно мыслить, и если я мог прожить день, чувствуя, что сохраняю рассудок, это было большим достижением.
Мой разум был слишком подавлен, чтобы даже думать о том, чтобы собрать чемоданы и уйти. Это было преднамеренно, поскольку культы знают, что никто не примет рационального решения жить так и, таким образом, создать среду, в которой у человека нет времени или свободы думать. Я слышал жизнь в культе по сравнению с постоянной жизнью в огне. Большинство из нас могут вызвать в памяти образы людей, которых мы видели в новостях и которые пережили пожар. Когда люди находятся в центре пожара, они просто не имеют доступа к определенным частям своего мышления, которые они обычно имели бы. Однако, когда огонь угасает, мы видим, как они падают и говорят что-то вроде: «Боже мой, я не могу поверить в то, что произошло. Это было так страшно». Они способны восстановить эмоциональную связь со своим опытом и, вероятно, смогут интегрировать то, что с ними произошло, тем самым справившись с травмой. Культы не позволяют вам воссоединиться. Я был настолько занят и выведен из равновесия, что пожару не давали погаснуть. Таким образом, посторонние могли смотреть на то, как я и мои товарищи жили в полном ужасе; однако, живя посреди этого, я просто не мог этого понять. Я понимаю это сейчас, потому что меня не было дома, и, поскольку человек после пожара снова начинает думать, теперь ко мне вернулись мои способности критического мышления. Вместе со всеми, кто слышит о том, что со мной случилось, я в ужасе от того, что провел так 10 лет своей жизни.
Что можно было сделать, чтобы «достучаться» до меня за 10 лет пребывания в общинной группе? Что мы можем сделать, чтобы достучаться до тех, кто состоит в группах, которые, возможно, движутся по пути, подобному пути «Врат Небес» или другим группам, в последнее время совершившим массовое самоубийство? Самая большая ошибка, которую люди могут совершить, обращаясь к представителям культа, заключается в том, что они забывают, что они тоже люди и что за тем, что на первый взгляд кажется странным поведением, стоят логические причины. Если мы вспомним, что вне влияния группы мы, скорее всего, будем иметь дело с совершенно другим человеком, он или она станет менее страшным и более доступным для нас. Динамика культа не слишком отличается от динамики избитой жены, живущей с жестоким мужем, или от того, что произошло в нацистской Германии или от культурной революции в Китае. Со стороны все они кажутся непостижимыми, но если мы посмотрим на лежащую в их основе динамику, их тактика не так уж сложна для понимания. Сегодня в нашем обществе на всех нас обрушивается огромное количество информации, и люди борются за каждый наш доллар. Изучение техник влияния и контроля может принести всем нам только пользу, поскольку мы пытаемся ориентироваться во все более сложном мире. Когда дело доходит до понимания кого-то в культе или другой контролирующей ситуации, это может буквально спасти жизнь.
Больше всего на меня повлияли не те, кто кричал мне: «Ты в секте!» (Поверьте мне, у меня их было предостаточно.) Скорее те, кто заставил меня задуматься, были теми, кто был готов заботиться обо мне как о человеке, независимо от того, остался я или ушел. Несмотря на свою изначальную привлекательность, культы не предлагают безусловной любви. Когда я увидел, что люди со стороны ведут себя по отношению ко мне не так, как мои предполагаемые вселюбящие сверстники, это повлияло на меня. Возможно, я не ушел сразу, но я не мог отделаться от того, что был кто-то, кто был бы готов быть моим другом и заботиться обо мне без каких-либо условий. Как и любой другой человек, столкнувшийся с решением, кто-то «решает» присоединиться к культу на основании доступной ему или ей информации. К сожалению, культы печально известны тем, что не сообщают потенциальному рекруту полный пакет. То, к чему я думал, что присоединяюсь, и то, к чему я присоединялся на самом деле, сильно отличались друг от друга. Другими словами, если бы группа прямо говорила о том, какой жизнью мне предстоит жить и что со мной произойдет, я бы никогда не присоединился к ней. Помочь человеку принять решение покинуть культ на самом деле — значит обучить его, заполнив пробелы, которых группа обманчиво не заполнила. Имея больше информации, есть хороший шанс, что человек сделает осознанный выбор уйти. Информация, в которой нуждается такой человек, включает в себя понимание техник манипулирования и контроля, особенно того, как это можно практиковать в его/ее конкретной группе.
Люди в культах не глупые. Покинув свою бывшую группу, я был настолько убежден, что должен быть умственно отсталым, что на самом деле сдал IQ. тест. К моему большому удивлению, вместо того, чтобы набрать намного ниже среднего, я набрал 97-й процентиль. Когда я узнал больше о типах людей, которых вербуют культы, я обнаружил, что являюсь правилом, а не исключением. Поскольку суровость культовой жизни тяжела, этим группам не нужен человек, который легко сломается. Культы охотятся за лучшими и умнейшими, отнимая у всех нас людей, которые могли бы иметь огромное значение в этом мире.
Кто вступает в секты? Это все, кого вы могли встретить где угодно. Я был подростком и жил в маленьком городке, когда меня завербовали. Возможно, я был наивен и не мог разглядеть обман, как кто-то постарше, но большинство подростков наивны и легко впечатляются теми, кто хитрее, чем они сами. Я не была наркоманкой или проституткой, а скорее хорошо училась в школе, работала на двух работах.
Итак, в следующий раз, когда к вам подойдет кто-то, кто, как вы сильно подозреваете, может жить где-то в отдаленной коммуне, помните, что вы, вероятно, имеете дело с очень умным человеком, которого обманом заставили присоединиться к тому, что может показаться нам странный культ. Вместо того, чтобы смотреть на таких людей как на уродов или сумасшедших, имейте в виду, что если бы они имели доступ к большему количеству информации и увидели, что для них есть жизнь снаружи, они, вероятно, ушли бы.
3 причины, по которым люди присоединяются к культам, по словам терапевта, занимающегося восстановлением культов
- Документальный сериал HBO «The Vow» исследует сексуальный культ NXIVM и задает центральный вопрос: «Как кто-то оказывается вовлеченным в опасный культ?»
- По словам терапевта Рэйчел Бернштейн, лечащей бывших членов культа, не существует одного профиля или набора черт, которые делают человека восприимчивым.
- Скорее, это смесь стремления к самосовершенствованию и общности, а также времени.
- Посетите домашнюю страницу Insider, чтобы узнать больше.
Новый документальный сериал HBO «Клятва» о NXIVM, секс-культе, замаскированном под многоуровневую маркетинговую компанию, которая продавала курсы самосовершенствования, выдвинул разговоры о культах на передний план.
LoadingЧто-то загружается.Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
«Обет» призван ответить на центральный вопрос: как кто-то может попасть в секту, когда ее лидер промывает мозги членам, а в некоторых случаях эксплуатирует их сексуально, финансово и эмоционально?
Основатель и лидер NXIVM Кит Раньер, которого участники называли «Авангардом», делал именно это на протяжении десятилетий и был арестован по семи обвинениям, включая торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации, в июне 2019 года.
Слушая эти тревожные истории о сексуальных домогательствах, клейме и шантаже, связанных с культом, зрители могут подумать: «Меня никогда не обмануть и заставить присоединиться к культу».
Но, по словам терапевта Рэйчел Бернштейн, которая специализируется на лечении выживших после культа из групп, включая NXIVM и саентологию, все не так просто.
«Многие скажут: «Как ты мог вмешаться?» И это потому, что вам никогда не дают всю информацию о группе, которая с самого начала оказывается культом», — сказал Бернстайн Insider. «Таким образом, у вас есть только информация, которую вы получили, которая очень тщательно отобрана, и вы делаете свое суждение, основываясь на этом. Никто не может принять полностью обоснованное решение, прежде чем вступать в культ».
Однако есть несколько общих черт, которые привлекают людей к этим типам организаций.
Они хотят улучшить себя в профессиональном или личном плане
Культы обычно позиционируются как организации, способствующие самосовершенствованию, будь то обещание просветления в случае тантрических сексуальных культов или навыки, необходимые для достижения всех ваших профессиональных целей. мечты сбываются, что проповедует NXIVM в виде курсов самопомощи.
Вот почему, по словам Бернстайна, люди, которые стремятся улучшить себя в личном или профессиональном плане, могут быть подвержены вступлению в секту.
Хотя трудно обобщить тип человека, вовлеченного в культ, Бернстайн сказал, что те, кто хочет исцелиться от детских или других прошлых травм, и те, кто хочет стать более продуктивным и успешным в своей карьере, могут быть подвержены влиянию присоединиться к коварной организации.
Они хотят большего чувства общности
Люди, которые жаждут большего человеческого общения, также могут с большей вероятностью стать жертвами культа. Близкие отношения – это потребность человека. Извлекая выгоду из этой склонности, культы могут быть гораздо более коварными.
В «The Vow» анонимная бывшая участница, получившая прозвище «Джейн», сказала, что ее привлекло к NXIVM чувство общности, которое оно давало.
Джейн сказала, что на протяжении всей своей жизни она изо всех сил пыталась установить глубокие отношения с другими женщинами, поэтому, когда она услышала, насколько сплоченными были участницы NXIVM и что есть женская группа, к которой она могла бы присоединиться, она заинтересовалась.
В подкасте «Побег из NXIVM» Сара Эдмондсон, еще одна бывшая участница, сказала, что задним числом поняла, что обещание глубокой человеческой связи незаметно привлекло ее в организацию, несмотря на то, что она считала себя человеком, у которого много друзей.
По словам Бернштейна, сообщество является отличительной чертой любого культа, потому что оно позволяет лидеру создать менталитет стаи, создавая давление со стороны сверстников.
«Иногда люди просто хотят общаться с людьми, с которыми, по их мнению, у них есть что-то общее, а культ обеспечивает мгновенное общение, бомбардировку любовью и язык, на котором вы все вдруг говорите», — сказал Бернштейн, часто ссылаясь на жаргон культов. создавать для своих членов.
В NXIVM, например, участники называли такие чувства, как тревога и страх, «ограничивающими убеждениями», а лидера Раньера называли «Авангардом».
«Итак, пословица «Он или она говорит на моем языке» заставляет вас почувствовать, что у вас есть что-то общее с этими людьми.