Вступить в секту: «Казалось, меня ждет ад»: каково это — в 10 лет попасть в секту и вскоре стать сиротой

Эксперт рассказал, как не попасть в секту — Регион 64

4 апреля 2022, 16:32

1265

Известный российский историк-религиовед, профессор Александр Дворкин, являющийся активистом антисектантского движения, объяснил главный смысл существования секты — власть и деньги для ее руководства и его ближайшего окружения. 

По словам специалиста, в секту не приглашают, а приводят через обман и сокрытие информации, через недобросовестную рекламу. Приманкой могут быть курсы иностранного языка, тренинги личностного роста, стремление повысить внутренний потенциал.

«Человек более внушаем и легче клюет на эти приманки, когда находится в состоянии стресса. Кроме того, по статистике, 30% людей внушаемы, — отметил Дворкин. — Мошенническая схема вербовщика выглядит так: первое — войти в доверие, второе — вызвать сильные эмоции, третье — предложить решение. И если это удается, человек оказывается в чужой власти. Но важно понимать: он тогда становится жертвой, когда внутренне к этому готов».

Как отмечает сектовед, сейчас вербовщиков на улицах стало меньше, в большинстве своем они переместились в интернет-пространство, которое в плане обработки людей оказалось гораздо эффективнее. И прежде всего потому, что в соцсетях люди сами рассказывают о себе буквально всё, сами запускают в свое частное пространство всех кому не лень.

«Следующий признак секты — регламентация всех аспектов жизни человека, что также служит для усиления контроля над его сознанием. Он теперь никогда не принимает решения сам. С кем общаться, что делать, что читать, чего нельзя смотреть и слушать. И все члены секты обязаны следить друг за другом, соблюдают ли ближние эти правила.

Когда эти правила нарушаются, что неизбежно, появляется комплекс вины, который искусно эксплуатируется руководством секты. Порой можно услышать, что, например, и у православных есть пост, но кто и в какой степени его соблюдает — личное дело каждого. Это его свобода, его ответственность. И трудно представить, чтобы после проповеди у прихожан начали выяснять, в какой степени они пост соблюдают.

Еще одна черта секты — эксплуатация адептов. Она может быть финансовой, физической, сексуальной и продолжаться до тех пор, пока не перестанет быть выгодной. Люди — материал для секты. И, наконец, абсолютизация лидера и самой организации. Секта всегда права. И если что-либо не подтверждается, виноват рядовой участник секты. Значит, он неверно что-то делает, нарушает правила, слаб в своей вере. Если болеет или беден — он грешник и сам во всем виноват», — пояснил эксперт.

Одна из участниц встречи с Дворкиным рассказала: «Я была в секте, где медитировала, изучала разные мантры, чакры, мне это нравилось. Но когда начали требовать деньги, поняла, что это обман, и ушла. И только в православной церкви почувствовала, что Бог есть».

«Если мы будем в нашей жизни идти только за переживаниями, чувствами, очутимся неизвестно где. Есть же такие понятия, как верность, любовь, лучше полагаться на них, а не на медитации», — ответил религиовед и пояснил, как не попасть под влияние секты.

«Прежде всего никогда нельзя поддаваться требованиям немедленно принять решение. Это лучшее правило. Это как звонок из банка, когда предлагают супервариант, но нужно сразу дать согласие на некую акцию. Надо приучить подростка избегать давления, чтобы он мог осознанно и спокойно принимать решения. Давление — верный признак попытки манипулирования», — сообщил Дворкин.

По его словам, секту запретить сложно, нужное многое доказать в суде.

«Например, что определенная организация приносит вред здоровью. Или что она призывает к насилию. Сложность и в том, что подавляющее число пострадавших не обращается в правоохранительные органы. Потому что уходят из секты запуганными, часто имеют проблемы с психикой или хотят забыть об этом жизненном отрезке. Стесняются признаться в этом. В органы обращаются только полпроцента пострадавших, причем многие вещи уже доказать невозможно», — добавил эксперт.

«Лучший способ выйти из секты — туда не попадать, — резюмировал профессор. — Поэтому главное — профилактика, нужно доносить до людей информацию, что мы сейчас и делаем. А если уж это случилось, нужно прежде всего работать с семьей. Нередко нам звонят и говорят: мой друг попал в секту, что делать? Я всегда спрашиваю: а у него есть семья? Пусть она позвонит. А если она не звонит, тогда молитесь за вашего друга».

Поделиться через соц. сети

Как не попасть в секту

Оглав­ле­ние
  • Как не попасть в секту
  • В чем сила новых рели­ги­оз­ных тече­ний

Как не попасть в секту

Как отли­чить под­делки от под­лин­ного Пре­да­ния Церкви? Нередко сего­дня пра­во­славно-рус­скими тра­ди­ци­ями назы­ва­ются те язы­че­ские пред­рас­судки, с кото­рыми Цер­ковь веками боро­лась. Бого­сло­вие сего­дня — это не отвле­чен­ность и не пред­мет заня­тий узкого круга про­фес­си­о­на­лов. Бого­сло­вие — это вопрос рели­ги­оз­ной без­опас­но­сти, вопрос просто лич­ного выжи­ва­ния.

Уве­рен­ность нынеш­него рос­си­я­нина в том, что любая дорога ведет к Храму, что любая «духов­ность» — это благо, делает его без­за­щит­ным перед любым гуру, кото­рый подой­дет к нему с каким бы то ни было «писа­нием» в руке. А, значит, пора не просто заяв­лять о своей сим­па­тии к «духов­ным сокро­ви­щам пра­во­сла­вия», а при­ло­жить усилия к дей­стви­тель­ному озна­ком­ле­нию с ними.

А для этого необ­хо­димо знание своего рода правил «тех­ники без­опас­но­сти», соблю­де­ние кото­рых жела­тельно при сопри­кос­но­ве­нии с рели­ги­оз­ной про­по­ве­дью.

Пра­вило первое:

Навсе­гда запом­нить, что «духов­ность» — слово дву­ли­кое. Оно лишь ука­зы­вает на вдох­но­вен­ность как на источ­ник полу­че­ния знания или источ­ник моти­ва­ции. Но оно не руча­ется за доб­ро­ка­че­ствен­ность того, что именно сооб­ща­ется чело­веку. Есть вдох­но­ве­ние добра. Есть вдох­но­ве­ние зла. И самое страш­ное: игры в пере­оде­ва­ние — люби­мое заня­тие темной духов­но­сти. Высоц­кий пел: «Не все то, что сверху — от Бога». Не все то, что гово­рит о духов­но­сти, ведет к Богу. Не все рели­ги­оз­ные пути при­во­дят к добру. И, значит, не очень стоит дове­рять тем дамам-тео­со­фи­ням, что с при­ды­ха­нием наста­и­вают на равной духов­ной ода­рен­но­сти всех пона­слышке извест­ных им рели­ги­оз­ных путей.

Пра­вило второе:

Если Вы еще не нашли в себе реши­мо­сти или внут­рен­него опыта, необ­хо­ди­мых для вхож­де­ния в серьез­ную рели­ги­оз­ную жизнь, если Вы ощу­ща­ете себя не то что ате­и­стом, но просто чело­ве­ком, лишен­ным дара веры — все же сде­лайте свой выбор. Не в том смысле, что вот немед­ленно, сейчас же про­чи­тайте «Символ веры». Нет, выбе­рите и осо­знайте — во что вы верить не хотите и в какой рели­ги­оз­ной тра­ди­ции Вы не жела­ете ока­заться ни при каких обсто­я­тель­ствах. Попро­буйте ска­зать в своем сердце: «Если когда-нибудь мне пона­до­бится обра­титься к Богу и к вере, я хотел бы молиться как пра­во­слав­ный, но я не хотел бы стать членом таких-то сект».

Между этими Вашими сло­вами и реаль­ным вхож­де­нием в цер­ков­ную общину может пройти не один деся­ток лет. Но если Вы, напри­мер, решили (даже не из-за бого­слов­ских аргу­мен­тов, а просто в силу семей­ной или наци­о­наль­ной тра­ди­ции), что Вы будете пра­во­слав­ным — все эти пред­сто­я­щие Вам годы Вы смо­жете защи­щать себя от слиш­ком навяз­чи­вых пред­ло­же­ний «покло­ниться богу Кришне», «узнать имя Гос­пода Иеговы», «после­до­вать живому про­року Божией Матери Иоанну», и даже пойти «биб­лей­ским путем новой жизни», на кото­рый при­гла­шает Вас оче­ред­ной аме­ри­кан­ский аги­та­тор.

Пра­вило третье:

Всегда про­сите пред­ста­виться своего собе­сед­ника. Беды Фауста стали неот­вра­тимы тогда, когда он удо­вле­тво­рился уклон­чи­вым отве­том Мефи­сто­феля («Как ты зовешься?» — «Мелоч­ный вопрос!»). Не удо­вле­тво­ряй­тесь само­пред­став­ле­нием про­по­вед­ника («Мы — «Цер­ковь Христа!»). Про­сите более четко рас­ска­зать об исто­рии его общины, пону­дите ясно выска­зать ее отно­ше­ние к Пра­во­сла­вию. Так Вы защи­тите свою сво­боду выбора — ибо очень многие про­по­вед­ники как раз желают, чтобы пона­чалу Вы и не заме­тили, что Вам пред­ла­гают выбор и отре­че­ние от тра­ди­ци­он­ной веры Вашего народа.

Пра­вило чет­вер­тое:

Имейте в виду, что рели­ги­оз­ная миссия часто при­кры­ва­ется сугубо свет­скими наиме­но­ва­ни­ями. Если Вас при­гла­шают на бес­плат­ные курсы англий­ского языка — почти навер­няка ока­жется, что это оче­ред­ная секта, кото­рая просто соби­ра­ется по англий­ски читать Вам Библию (или книгу Мор­мона), поти­хо­нечку разъ­яс­няя, что жить Вы должны так, как Вам гово­рят на этих уроках. В резуль­тате за «бес­плат­ные курсы» люди платят своими душами, а затем и день­гами — ибо в боль­шой части про­те­стант­ских объ­еди­не­ний дей­ствует прин­цип «деся­тины»: обя­за­тель­ных регу­ляр­ных взно­сов на цер­ков­ные нужды. Другое люби­мое при­кры­тие — «эко­ло­ги­че­ские форумы», «школы обще­ния» и т. п.

Язы­че­ский оккуль­тизм Штей­нера при­кры­ва­ется, напри­мер, вывес­кой гума­ни­тар­ного дви­же­ния «Новый Акро­поль». Секта Муна дей­ствует под вывес­кой Меж­ду­на­род­ного фонда обра­зо­ва­ния и Меж­ду­на­род­ного дви­же­ния «Жен­щины за мир во всем мире» [Кри­ти­че­ское сопо­став­ле­ние учения Муна с хри­сти­ан­ством про­ве­дено в статье А. Бес­смерт­ного-Анзи­ми­рова «Гос­по­дин вто­рого при­ше­ствия?» (Наука и рели­гия. № 9, 1993). Для полу­че­ния просто объ­ек­тив­ной инфор­ма­ции о секте Муна вполне можно вос­поль­зо­ваться кни­гами Л. Н. Мит­ро­хина «Рели­гии «нового века» (М., 1985) и «Рели­ги­оз­ные культы в США» (М., 1984)].

Кроме того, муни­сты часто про­по­ве­дуют на улицах под видом тор­гов­цев знач­ками и наклей­ками, исполь­зуя каждый кон­такт для завя­зы­ва­ния более близ­кого зна­ком­ства и при­гла­ше­ний на «вечера дружбы».

Пра­вило пятое:

Помните, что неожи­дан­ное раду­шие, выка­зы­ва­е­мое Вам вашими новыми зна­ко­мыми не всегда явля­ется про­яв­ле­нием искрен­него бла­го­рас­по­ло­же­ния. Вы инте­ре­су­ете сек­тан­тов не сами по себе; не то, что в Вас есть сейчас, радует их. Зача­стую это просто радость о новой добыче. Раду­шие и вос­торг, кото­рый они выка­зы­вают Вам, зача­стую выхо­дят за разум­ные пре­делы. Но смысл у них один: при­вя­зать Вас к себе, к новой общине, к новым зна­ко­мым. В секте Муна есть термин, очень точно выра­жа­ю­щий суть этих отно­ше­ний с новыми зна­ко­мыми: «бом­бар­ди­ровка любо­вью» [К. Боа. Лаби­ринты веры. М., 1992, с.205.]. «Неужели никто не гово­рил Вам, что Вы так умны!»; «Откуда у Вас такое умение оде­ваться!»: «Такое ощу­ще­ние, что Вы знаете несрав­ненно больше того, что дают Вам в Вашей школе!».

Пра­вило шестое:

При раз­го­воре с про­по­вед­ни­ком ста­рай­тесь выяс­нить не только то, что есть общего у его веры с дру­гими кон­фес­си­ями, но и отли­чия. Они могут пока­заться Вам незна­чи­тель­ными, на их незна­чи­тель­но­сти может наста­и­вать сам про­по­вед­ник. Но в конце концов, если они так незна­чимы, — зачем же из-за них они отде­ли­лись от всей Церкви? Помните фран­цуз­скую посло­вицу: «Дьявол пря­чется в мело­чах».

Пра­вило седь­мое:

Если аргу­менты Вашего собе­сед­ника из непра­во­слав­ной общины пока­за­лись Вам убе­ди­тель­ными — все же помед­лите с при­ня­тием окон­ча­тель­ного реше­ния. Напри­мер, если Вам гово­рят, что Библия запре­щает писать иконы и молиться за усоп­ших роди­те­лей — най­дите свя­щен­ника, или чело­века, осве­дом­лен­ного в осно­вах пра­во­слав­ного бого­сло­вия, или хотя бы соот­вет­ству­ю­щую книгу и выслу­шайте аргу­менты сто­роны, обви­нен­ной Вашим новым зна­ко­мым.

Пра­вило вось­мое:

Не состав­ляйте Своего пред­став­ле­ния о той или иной кон­фес­сии только на осно­ва­нии анек­до­тов о недо­сто­ин­стве ее слу­жи­те­лей. Срав­ни­вайте не грехи людей, а основы веро­уче­ний.

Пра­вило девя­тое:

Не счи­тайте раз­го­вор о веро­учи­тель­ных отли­чиях про­яв­ле­нием «рели­ги­оз­ного фана­тизма» или «нетер­пи­мо­сти». Не пока­жется же Вам носи­те­лем тота­ли­тар­ного созна­ния фило­соф, разъ­яс­ня­ю­щий, чем учение Канта отли­ча­ется от фило­со­фии Ницше! Изу­чать исто­рию фило­со­фии, огра­ни­чив­шись лишь раз­го­во­рами о том, что Кант и Ницше были нем­цами, а кроме того — фило­со­фами, и оба что-то писали по вопро­сам веры — это поверх­ност­ное, а потому и бес­по­лез­ное заня­тие. Изу­чать исто­рию рели­гии только для того, чтобы ска­зать, что все рели­гии при­зы­вали к миру и любви — заня­тие еще в доба­вок и небез­опас­ное (вспом­ните «Белое брат­ство» с «Бого­ро­дич­ным цен­тром»). Раз­ница рели­гий — это исто­ри­че­ский факт. Счи­тать, что он исчез­нет только потому, что Вы не будете его заме­чать — слегка наивно.

Пра­вило деся­тое:

Когда Вам будут гово­рить, что Учи­тель такой-то нашел путь к объ­еди­не­нию всех рели­гий — обра­тите вни­ма­ние на то стран­ное обсто­я­тель­ство, что всякая про­по­ведь уни­фи­ка­ции про­во­ци­рует прежде всего оче­ред­ное раз­ме­же­ва­ние. Помните, что любая такая ини­ци­а­тива, на самом деле, ставит целью выта­щить Вас из Вашей при­выч­ной рели­ги­оз­ной среды. Пре­по­доб­ный Мун не объ­еди­нил хри­стиан и инду­сов. Он лишь создал обособ­лен­ное дви­же­ние, члены кото­рого не явля­ются ни теми, ни дру­гими, и свы­сока смот­рят на обыч­ных веру­ю­щих.

Пра­вило один­на­дца­тое:

При­знайте за каждой рели­ги­оз­ной общи­ной право самой опре­де­лять свои соб­ствен­ные гра­ницы. Если Вы услы­шите, что Папа Рим­ский объ­явил такое-то учение выхо­дя­щим за рамки като­ли­че­ства — не счи­тайте, будто Вы лучше знаете като­ли­че­ство, чем Папа и не стре­ми­тесь его под­прав­лять. Точно так же, если Вы услы­шите, что пра­во­слав­ные бого­словы не согласны с каким-то уче­нием Рим­ского Папы — поверьте, что у них есть не менее отъ­ем­ле­мое право опре­де­лять, что согласно с пра­во­сла­вием, а что несов­ме­стимо с ним.

Пра­вило две­на­дца­тое:

Будьте просто трезвы. Не спу­тайте пси­хи­че­ское вооду­шев­ле­ние, есте­ствен­ное при боль­ших собра­ниях, сопро­вож­да­е­мых гром­кой музы­кой и энер­гич­ной речью, с таин­ством вхож­де­ния Христа в свя­тыню чело­ве­че­ского сердца. Если Вы попали на собра­ние сек­тан­тов, то хотя бы не выхо­дите в ответ на их финаль­ный призыв к сцене для при­ня­тия их «кре­ще­ния». Ведь если Вы под­да­ди­тесь эффекту толпы и в конце экзаль­ти­ро­ван­ной про­по­веди согла­си­тесь стать членом сек­тант­ской общины — Вы отлу­чите себя от Пра­во­слав­ной Церкви.

В каче­стве ком­мен­та­рия к этому пра­вилу при­веду рас­сказ о том, как закон­чи­лось два года назад одно сильно раз­ре­кла­ми­ро­ван­ное про­те­стант­ское шоу в Буда­пеште. Сек­танты сняли для него цен­траль­ный ста­дион города. Поскольку Вен­грия — като­ли­че­ская страна, они при­гла­сили на свое меро­при­я­тие и като­ли­че­ского свя­щен­ника. Вен­гер­ские като­лики неплохо под­го­то­ви­лись к высадке аме­ри­кан­ского десанта и поэтому свя­щен­ник, бывший на ста­ди­оне, полу­чив слово, сказал лишь несколько слов о пользе веры и Еван­ге­лия и попро­сил собрав­шихся по окон­ча­нии ста­ди­он­ного дей­ства по дороге домой зайти в като­ли­че­ские храмы, окру­жав­шие ста­дион…

В самих храмах к этому тоже под­го­то­ви­лись изрядно. Двери были открыты. Храмы были осве­щены. Свя­щен­ники ждали людей. И вот, когда люди, выйдя со ста­ди­она, напол­нили церкви, свя­щен­ники к ним обра­ти­лись с про­стыми вопро­сами. «Братья и сестры! Вам пол­тора часа гово­рили о любви. Это очень хорошо. Но ска­жите, вы полю­били кого-то за эти пол­тора часа? В вас просну­лось состра­да­ние? Ваше виде­ние мира, чело­века, себя стало глубже? Нет? Ну что же, кон­церт он и есть кон­церт, а теперь давайте мы с вами помо­лимся уже все­рьез о том, чтобы Гос­подь умно­жил в нас веру…»

Выше при­ве­дены общие пра­вила защиты нецер­ков­ным чело­ве­ком своей души от сект. Еще два кон­крет­ных совета я могу дать тем, кто хотят знать, как отли­чить хри­сти­ан­ство и пра­во­сла­вие от под­де­лок под них. Если Вы хотите узнать, каково отно­ше­ние обра­тив­ше­гося к Вам хри­сти­ан­ского про­по­вед­ника к Пра­во­сла­вию — есть совсем про­стой способ пону­дить его к чест­ному объ­яв­ле­нию его кон­фес­си­о­наль­ной пози­ции. Попро­сите его пере­кре­ститься. И попро­сите его поце­ло­вать обра­зок Божией Матери. Если он отка­жется — значит это пред­ста­ви­тель одной из мно­го­чис­лен­ных анти­пра­во­славно-про­те­стант­ских общин. А дальше — это уже выбор Вашей сво­боды: пой­дете ли Вы за ним сразу, решите дей­ство­вать так, как реко­мен­до­вано в Пра­виле 7, или вспом­ните о том, о чем шла речь в Пра­виле 2.

Есть и кри­те­рий, по кото­рому можно узнать, насколько Ваш собе­сед­ник далек от хри­сти­ан­ства. Попро­сите его пояс­нить — зачем Хри­стос умер на кресте и почему Он назы­ва­ется Спа­си­те­лем. Хри­сти­а­нин скажет, что в конце концов, Хри­стос спа­сает нас от небы­тия и спа­сает ценой соб­ствен­ной крест­ной жертвы. Не хри­сти­а­нин скажет, что Иисус — это Учи­тель, кото­рый спасал нас от тьмы незна­ния и без­нрав­ствен­но­сти… А вот зачем он все же пошел на Крест — оста­нется без пояс­не­ний. Напомню лишь, что Сам Хри­стос сказал «На час сей Я и пришел в мир» не перед нача­лом оче­ред­ной про­по­веди, а перед казнью… Здесь стоит пом­нить, что хотя у чело­века есть право про­по­ве­до­вать что угодно — у него нет права (по край­ней мере нрав­ствен­ного) на явную ложь. Он может изла­гать любое воз­зре­ние, он не может лишь утвер­ждать, что это (то есть пони­ма­ние хри­сти­ан­ства, лишен­ное пони­ма­ния Креста) и есть воз­зре­ние Самого Христа.

Я пола­гаю, что даже в самых свет­ских школах дети всех вер и наци­о­наль­но­стей должны знать очень близко к тексту, жела­тельно наизусть, один спе­ци­фи­че­ски хри­сти­ан­ский текст. Это — 24 глава Еван­ге­лия от Матфея.

«Когда же сидел Он на горе Еле­он­ской, то при­сту­пили к Нему уче­ники наедине, и спро­сили: скажи нам, когда это будет, и какой при­знак Твоего при­ше­ствия и кон­чины века? Иисус сказал им в ответ: бере­ги­тесь, чтобы кто не пре­льстил вас. Ибо многие придут под именем Моим, и будут гово­рить „я Хри­стос“, и многих пре­льстят… Тогда, если кто скажет вам: „Вот, здесь Хри­стос“, или „там“, — не верьте. Ибо вос­ста­нут лжехри­сты и лже­про­роки, и дадут вели­кие зна­ме­ния и чудеса, чтобы пре­льстить, если воз­можно, и избран­ных. Вот, Я напе­ред сказал вам. Итак, если скажут вам: „Вот, Он в пустыне“, — не выхо­дите; „Вот, Он в пота­ен­ных местах“, — не верьте. Ибо как молния исхо­дит от востока и видна бывает даже до запада, так будет при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ского. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померк­нет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небес­ные поко­леб­лются. Тогда явится зна­ме­ние Сына Чело­ве­че­ского на небе; и тогда вос­пла­чут все пле­мена земные, и увидят Сына Чело­ве­че­ского, гря­ду­щего на обла­ках небес­ных с силою и славою вели­кою. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небес­ные, а только Отец мой один. Итак, бодр­ствуйте, ибо не знаете в кото­рый час Гос­подь ваш при­и­дет. Потому и вы будьте готовы, ибо в кото­рый час не дума­ете, при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский».

Весьма многие секты выдают своих гуру за «Хри­стов»: и Мун, и Вис­са­рион, и «Белое брат­ство» и многие иные. Даже если в городе нет трам­вая — каждый школь­ник должен знать, что обхо­дить трам­вай на оста­новке надо спе­реди. Точно также это пра­вило рели­ги­оз­ной без­опас­но­сти должен знать каждый чело­век: если про­по­вед­ник гово­рит, что он знает вновь при­шед­шего Христа — значит, это не хри­сти­а­нин, но сек­тант. Если про­по­вед­ник уве­ряет, что он точно знает дату конца света значит, он не хри­сти­а­нин, но сек­тант.

И даже если он сам настой­чиво реко­мен­дует себя в каче­стве самого что ни на есть «живого» и «насто­я­щего» хри­сти­а­нина (не то, что эти пра­во­слав­ные) — он все равно всего лишь сек­тант. А дальше это уже дело сво­боды каждой души: хочешь риск­нуть и обойти трам­вай сзади — твое дело. Хочешь попро­бо­вать жизнь в секте — твой риск. Но во всяком случае это будет ситу­а­ция откры­того выбора: ты с хри­сти­а­нами или с сектой.

А если вдруг, при раз­ду­мьях о жела­тель­но­сти все­об­щего рели­ги­оз­ного урав­не­ния, на Вас найдет оче­ред­ной при­ступ раз­дра­же­ния по поводу «нетер­пи­мого хри­сти­ан­ства» (в полном соот­вет­ствии с изло­жен­ным в пра­виле 10) — заду­май­тесь над тем, что Хри­стос и апо­столы про­по­ве­до­вали не в Совет­ской России, а в глу­боко рели­ги­оз­ном мире. И этот глу­боко рели­ги­оз­ный мир по своим глу­боко рели­ги­оз­ным моти­вам их рас­пи­нал…

В отли­чие от нынеш­него ате­и­сти­че­ского — тот мир живого язы­че­ства почув­ство­вал раз­ницу.

В чем сила новых рели­ги­оз­ных тече­ний

– В чем, на Ваш взгляд, сила новых рели­ги­оз­ных тече­ний?

– Отча­сти в при­ми­ти­визме. То, что просто, ста­но­вится эффектно в совре­мен­ном мире. У сек­тан­тов под­го­то­вить про­по­вед­ника совсем не сложно. Почи­тал, поучил Библию – и вперед с пес­нями («с гус­лями»). А Пра­во­сла­вие – это целая биб­лио­тека. Надо знать исто­рию Церкви, наше бого­слу­же­ние, тво­ре­ния святых Отцов, фило­со­фию и исто­рию рели­гии.

Глав­ная при­чина успеха всех этих новых тече­ний в их тех­но­ло­гич­но­сти. В Пра­во­сла­вии есть фун­да­мен­таль­ная неяс­ность, даже для нас самих. Любой пра­во­слав­ный чело­век, если его спро­сить, – как он пришел в Цер­ковь, скажет вам: «Да я не знаю, меня Гос­подь Сам привел». Здесь есть какая-то тайна лич­ного обра­ще­ния. А в сектах, напро­тив, все очень тех­но­ло­гично – вот тебе мантра, вот тебе гуру, вот тебе путь. Все это очень при­вле­кает совре­мен­ного чело­века. Но есть немно­гие, кого эта тех­но­ло­ги­че­ская пред­ска­зу­е­мость отпу­ги­вает. Вот их, тех, кто знает вкус сво­боды, при­тя­ги­вает Пра­во­сла­вие.

В любом случае рост сект – это обли­чие нас. Думаю, пора сво­ра­чи­вать деся­ти­лет­нюю шар­манку о том, какие секты страш­ные. Это звучит уже неубе­ди­тельно. Просто Гос­подь бро­сает нам вызов: «Научи­тесь быть хри­сти­а­нами без над­зора госу­дар­ства, научи­тесь сви­де­тель­ство­вать созна­тельно и открыто о своей вере.

– И все же секты гораздо актив­нее завле­кают к себе моло­дежь…

– Завле­кать-то мы как раз и не хотим. Но должны быть места воз­мож­ных встреч моло­дежи и ее куль­туры с Пра­во­сла­вием.

– Неужели сего­дня нельзя единым фрон­том высту­пить против агрес­сии сек­тан­тов в России?

– Я знаю только одно сред­ство про­ти­во­сто­я­ния всем сектам – это наше сви­де­тель­ство о Пра­во­сла­вии. Но почему же мы сами сего­дня так нелю­бо­пытны по отно­ше­нию к нашей соб­ствен­ной вере? Нелю­бо­пыт­ство даже самих пра­во­слав­ных к своей вере пора­жает.

– Россия мно­го­про­фес­си­о­наль­ная страна. Кто настроен наи­бо­лее агрес­сивно по отно­ше­нию к пра­во­слав­ной куль­туре?

– Самое агрес­сив­ное воз­дей­ствие на куль­туру вообще идет со сто­роны хам­ства. Выставка «Осто­рожно, рели­гия!» пока­зала, что для тех, кто ее орга­ни­зо­вы­вал, ника­ких нрав­ствен­ных огра­ни­че­ний прин­ци­пи­ально не суще­ствует. Одно дело, когда чело­век нецен­зурно бра­нится в силу того, что он просто раз­го­ва­ри­вает, другое дело писа­тель, кото­рый вла­деет всей пол­но­той языка, но созна­тельно изби­рает пря­мо­ли­ней­ную матер­щину.

– Сек­танты – Ваши люби­мые слу­ша­тели. В чем чаще всего они обви­няют Пра­во­слав­ную Цер­ковь?

– Набор их упре­ков всегда оди­на­ко­вый: начи­ная с: «Почему у вас попы такие тол­стые?» – и кончая: «Зачем иконы дела­ете?».

Но есть две вещи, на кото­рые в дис­пу­тах я реа­ги­рую довольно резко. Первое – я сразу оса­жи­ваю, когда сек­танты начи­нают пере­ска­зы­вать свою био­гра­фию в шаб­лон­ном стиле: «Я был неве­ру­ю­щим. Был греш­ни­ком, даже курил, а потом я уве­ро­вал и стал святым, и теперь у меня грехов нет, и я счаст­лив и спасен». Агит­штампы мне не инте­ресны, и я пред­по­чи­таю время на них не тра­тить. Второе – мне не нра­вится, когда они начи­нают рас­ска­зы­вать исто­рии про нас, есте­ственно, зер­кально пере­вер­ну­тые. Мол, у вас попы пья­ницы… Да в России столько водки нет, чтобы число пьяных попов соот­вет­ство­вало рас­ска­зам сек­тан­тов!

– Но недо­стой­ные слу­жи­тели все-таки есть в Церкви?

– Есть. Отвечу теми сло­вами, кото­рые Клиф­форд Саймак вложил в уста муд­рого епи­скопа. «Цер­ковь мно­го­лика, – про­из­нес епи­скоп, в ней нахо­дят приют самые разные люди: про­свет­лен­ные, как недавно почив­ший отшель­ник, и, к сожа­ле­нию, отъ­яв­лен­ные мер­завцы. Она слиш­ком велика, и ей уже не под силу изго­нять тех, кто ее поро­чит; она их не заме­чает ».

– А как сек­танты реа­ги­руют на Вашу кри­тику?

– По-раз­ному. Есть такие, кото­рые сразу заре­ка­ются кри­ти­ко­вать Пра­во­сла­вие. Есть такие, кото­рые просто пере­хо­дят в Пра­во­сла­вие. Есть сек­танты, кото­рые начи­нают активно зани­маться диф­фа­ма­цией, то есть рас­про­стра­няют про меня все­воз­мож­ные дурные небы­лицы (Кураев мол, к погро­мам при­зы­вает!).

Самая тро­га­тель­ная реак­ция – это когда сек­танты обе­щают обо мне помо­литься. Они гово­рят: «Ну не может такой умный чело­век остаться в этом дре­му­чем Пра­во­сла­вии! Мы о Вас помо­лимся, и Вы обя­за­тельно к нам перей­дете!»

Уже несколько лет меня зава­ли­вает пись­мами один тихий оккультно-поме­шан­ный из Обнин­ска. Он даже при­слал мне график моей жизни: в 2010 г. я должен буду защи­тить док­тор­скую дис­сер­та­цию на тему «Тон­кого мира» по мате­ри­а­лам «Диа­гно­стики кармы» Сергея Лаза­рева, в 2016 г. мне пред­стоит стать пат­ри­ар­хом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и начать менять ее в сто­рону сли­я­ния с оккуль­тиз­мом. Кон­ча­ется этот график так: «2042. Ты помер, а я уже пять лет в новом теле».

– В чело­ве­че­ской исто­рии посто­янно идет про­цесс вза­и­мо­сли­я­ния и вза­и­мо­про­ник­но­ве­ния куль­тур, это неиз­бежно и есте­ственно. О вли­я­нии Запада на Россию гово­риться очень много, на эту тему напи­сано гро­мад­ное коли­че­ство трудов, но в послед­нее время оче­видно и вли­я­ние Востока, я имею в виду чуть ли не поваль­ное увле­че­ние так назы­ва­е­мой восточ­ной муд­ро­стью. Похоже, что об этом как раз мало кто заду­мы­вался все­рьез.

– Вот еще одна загадка в нынеш­нем поло­же­нии дел в России. Вли­я­ния Востока нет. То, что назы­ва­ется «восточ­ной муд­ро­стью», при­хо­дит с Запада. Я могу это объ­яс­нить только тем, что в тече­нии многих веков на Западе суще­ство­вали очаги непри­я­тия хри­сти­ан­ства, кото­рые при начале актив­ных кон­так­тов Европы и Востока пере­няли неко­то­рые, созвуч­ные их соб­ствен­ному язы­че­ству, идеи восточ­ной фило­со­фии. Не поль­зу­ясь дове­рием и сим­па­тией в хри­сти­ан­ской куль­туре Запада, эти язы­че­ско-анти­хри­сти­ан­ские анклавы в запад­ной жизни сде­лали вид, будто они про­по­ве­дуют не свои соб­ствен­ные док­трины, а всего лишь зна­ко­мят евро­пей­цев с «муд­ро­стью Востока». Так запад­ный «эзо­те­ризм» начал рас­про­стра­нять идеи «эзо­те­ризма» восточ­ного. Те же Рерихи и Бла­ват­ская про­по­ве­дуют на самом деле обыч­ную масон­скую фило­со­фию. А при этом они гово­рят, что про­по­ве­дуют фило­со­фию восточ­ных «махатм». К при­меру, фун­да­мен­таль­ное восточ­ное убеж­де­ние — что Бог не явля­ется сво­бод­ной и разум­ной лич­но­стью. Где именно в запад­ной фило­со­фии, в запад­ной интел­лек­ту­аль­ной куль­туре сохра­ня­лась эта идея? В каб­ба­ли­стике. Оче­видно, каб­ба­ли­сти­че­ские кружки для того, чтобы рас­про­стра­нить свое вли­я­ние на хри­сти­ан­скую среду, создали поле инте­реса к восточ­ной язы­че­ской фило­со­фии, кото­рая в чем-то была ближе им, чем хри­сти­ан­ство. Поэтому мы сего­дня видим такой стран­ный фено­мен — учи­те­лей все­воз­мож­ных тибет­ских, китай­ских, индий­ских «муд­ро­стей» с чисто запад­ными лицами. В наши дни для про­па­ганды Востока гораздо больше сделал Гол­ли­вуд, чем сами китай­ские или тибет­ские монахи.

— А как отно­сится Пра­во­слав­ная Цер­ковь к диа­не­тико-сай­ен­то­ло­ги­че­ской орга­ни­за­ции Хаб­барда?

Это одно­значно рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция. И про­по­ве­дует она док­трины, абсо­лютно несов­ме­сти­мые с хри­сти­ан­ством, в кото­рых весьма мало науч­ного эле­мента и очень много мифо­ло­гии. И очень много кон­троля над жизнью чело­века.

— Но пред­ста­ви­тели «Сай­ен­то­ло­ги­че­ской церкви» утвер­ждают, что к ним может при­хо­дить любой чело­век, даже веру­ю­щий: и хри­сти­а­нин, и мусуль­ма­нин.

Это заяв­ле­ние надо пони­мать так, что они готовы устро­ить про­мывку мозгов любому чело­веку… И любого чело­века осво­бо­дить от его преж­них убеж­де­ний и преж­них прин­ци­пов.

— Можно ли счи­тать хри­сти­ан­скими книги про сибир­скую отшель­ницу Ана­ста­сию?

—Я с неко­то­рым вос­хи­ще­нием смотрю на рас­про­стра­не­ние книг «про Ана­ста­сию». Мне всегда при­ятно смот­реть на работу про­фес­си­о­на­лов. А серия эта рас­кру­чи­ва­ется вполне про­фес­си­о­нально. Это чисто ком­мер­че­ский проект, и учиться по этим книгам можно только этому — агрес­сив­ному вхож­де­нию в рынок и вымы­ва­нию денег из кар­ма­нов людей.

Если бы я одна­жды воз­меч­тал стать мил­ли­о­не­ром, и причем достичь мил­ли­он­ного состо­я­ния путем работы на книж­ном рынке, я бы прежде всего занялся маркетингом—то есть иссле­до­ва­нием того, что более всего рас­ку­па­ется в сего­дняш­них книж­ных мага­зи­нах. Этот анализ довольно ясно пока­зы­вает, что наи­бо­лее тираж­ными и доход­ными в 90‑е гг. стали книги по двум направ­ле­ниям: эро­тика и мистика. Именно это сего­дня «пипл хавает» с особым аппе­ти­том и финан­со­вой жерт­вен­но­стью.

Так вот, если бы я решил состря­пать бро­шюрку с мил­ли­он­ным тира­жом, эта бро­шюрка должна была бы слить в один флакон эти две супер­мод­ные темы. Ее иде­аль­ное назва­ние могло быть выдер­жано в стиле — «Как достичь оргазма Вели­ким постом». Но именно в этом жанре рабо­тает г‑н Пуза­ков, пишу­щий под псев­до­ни­мом «Вла­ди­мир Мегре».

Немного попу­ляр­ной эко­ло­гии, немного эро­тики под кед­рами на таеж­ной опушке, много-много мистики — и вот готов про­да­ва­е­мый про­дукт. Про­дать обыч­ную кед­ро­вую шишку за 50 дол­ла­ров не удастся. А вот если к этой шишке при­це­пить уве­си­стый миф про «зве­ня­щие кедры», то и такая цена суе­ве­рам не пока­жется чрез­мер­ной.

О. Иоанн Охло­быстин когда-то (точнее — тогда, когда он еще не был свя­щен­ни­ком и звался еще Иваном) рас­ска­зы­вал мне о том, как он вышел из оче­ред­ного своего финан­со­вого кри­зиса. К вечеру ему нужно было найти некую сумму для воз­врата ста­рого долга. Все гоно­рары со всех теат­ров и кино­сту­дий уже давно были полу­чены и потра­чены. Где же взять тре­бу­е­мую сумму? И тогда Иван у себя на под­мос­ков­ной даче взял обыч­ное полено, рас­ще­пил его, каждую щепочку завер­нул в цел­ло­фан, затем все настру­ган­ное сложил в рюкзак и поехал в Москву. В Москве же, на бли­жай­шей стан­ции метро, в под­зем­ном пере­ходе он выва­лил содер­жи­мое рюк­зака на пол и в обра­зо­вав­шу­юся кучку воткнул таб­личку с над­пи­сью: «Частицы свя­щен­ного дерева дум-дум. Исце­ляет от всех болез­ней!». К вечеру моск­вичи, жаж­ду­щие здо­ро­вья и «духов­но­сти», рас­ку­пили все полено…

Ана­ли­зи­ро­вать содер­жа­ние ком­мер­че­ского культа Вла­ди­мира Пуза­кова-Мегре — значит недо­пу­стимо уни­жать досто­ин­ство бого­слов­ского разума.

Одна­жды и сам Пуза­ков при­знался, что при­ду­мал свою геро­иню. Некая питер­ская «рери­ховка» (Ольга Сту­кова) решила сама напи­сать книжку про Ана­ста­сию. Пуза­ков подал на нее в суд: мол, нару­шены его автор­ские права. Однако ответ­чица исхо­дила из того, что не может быть моно­поль­ного права одного чело­века опи­сы­вать некую реку, гору или реально суще­ству­ю­щего дру­гого чело­века. Пози­ция здра­вая. Но Пуза­ков-Мегре нашел способ ее обойти: в иско­вом заяв­ле­нии, подан­ном им в мае 2001 г. в Куй­бы­шев­ский рай­он­ный суд Петер­бурга, он напи­сал: «Книги Мегре явля­ются лите­ра­турно-худо­же­ствен­ными тек­стами, кото­рые можно отне­сти к науч­ной фан­та­стике»?. Иными сло­вами, все напи­сан­ное — автор­ский вымы­сел и ничего больше.

В этой фан­тазме пред­ла­га­ется дикая смесь язы­че­ских и оккульт­ных идей с хри­сти­ан­ской тер­ми­но­ло­гией. Даже шаро­вая молния, пред­став­ля­ю­щая бога Ана­ста­сии, остав­ляет после себя запах «ладана и серы»**.

Что Пуза­ков через свою Ана­ста­сию про­по­ве­дует язы­че­ство, не слиш­ком им скры­ва­ется. Культ Ана­ста­сии он вполне ясно про­ти­во­по­став­ляет Еван­ге­лию: «Данный образ по своему пси­хо­ло­ги­че­скому воз­дей­ствию пре­вос­хо­дит на несколько поряд­ков все ранее извест­ные, вклю­чая клас­си­че­ские и биб­лей­ские». Ока­зы­ва­ется, святые рав­ноап­о­столь­ные Кирилл и Мефо­дий «по при­казу» ввели новую пись­мен­ность, чтобы лишить славян «знаний о пер­во­ис­то­ках», «чтобы жрецам иным народы под­чи­ня­лись». О пра­во­слав­ных палом­ни­ках, отправ­ля­ю­щихся в Святую Землю, читаем: «А рос­си­яне едут за три­де­вять земель, чужим богам покло­няться». «Своих» богов Пуза­ков увидел в камнях Гелен­джика.

Мегре пре­тен­дует на то, что он «пере­дает откро­ве­ние». Поскольку ему отчего-то кажется, что Пророк обязан быть кос­но­язычно-пре­вы­спрен­ним, то он и коре­жит рус­ский язык под при­гре­зив­ши­еся ему «про­ро­че­ские стан­дарты»: «Сего­дня день настал, когда необ­хо­димо поду­мать всей пастве испо­ве­да­ний разных, как лиде­ров духов­ных от беды спасти». Кстати, тот же прием исполь­зо­ван в «Звезд­ных войнах» — магистр Йодо гово­рит с такими же инвер­си­ями, что по замыслу сце­на­ри­ста должно при­да­вать его речи сакраль­ное зву­ча­ние…

По спра­вед­ли­вому заклю­че­нию восто­ко­веда свя­щен­ника Петра Ива­нова, «к сожа­ле­нию, для зна­чи­тель­ной части после­до­ва­те­лей нового культа совер­шенно без­раз­лично то, насколько про­ти­во­ре­чиво или бес­смыс­ленно то учение, кото­рому они сле­дуют. Они чув­ствуют себя вполне ком­фортно в атмо­сфере эмо­ци­о­наль­ного и духов­ного хаоса».

Информация о культе с 1979 г. – Как кто-либо мог присоединиться к культу

ICSA E-New s, 4(1), 2005

Морин Гриффо

Бывший член Церкви понимания Библии) 9005 90 (0CO05 905 9005 90 (0COBU)

Написано после самоубийств у Небесных врат на Ранчо Санта-Фе, Калифорния, в 1997 году.

Поскольку трагедия Небесных врат все еще так свежа в наших умах, возникают некоторые вопросы: что за человек вступает в секту? Почему они остаются и мирятся с насилием? Как можно быть НАСТОЛЬКО преданным, чтобы убить себя? Разве они не видят, что то, что они делают, — безумие? ОНИ сумасшедшие?

Я чувствую, что у меня есть уникальная возможность ответить на эти вопросы, поскольку я провел 10 лет в общинном культе. Тем не менее, отсутствуя уже 11 лет, я также могу посмотреть на ужасы, которые произошли на ранчо Санта-Фе, и спросить вместе с остальной ошеломленной нацией: «Почему они умерли вот так?»

В течение восьми с половиной из десяти лет, что я был в своей бывшей группе, каждый день получки я подписывал свой чек группе. Взамен я получал бы скудное пособие, и мне приходилось бы выпрашивать предметы первой необходимости, такие как одежда и медицинское обслуживание. Часто я жил в нестандартных жилищах с крысами, грязью и перенаселенностью в районах с чрезвычайно высоким уровнем преступности. Проработав целый день на работе, мне часто приходилось проводить несколько часов на улице, проповедуя в свою веру. После возвращения мне приходилось сидеть на собраниях, которые длились до рассвета. Эти встречи были напряженными. Публичное унижение было обычным явлением, и иногда мы часами сидели молча, считая себя слишком нечестивыми, чтобы даже говорить. После недостаточного ночного сна от меня ожидалось, что я буду повторять ту же самую рутину работы и групповой деятельности снова и снова. Другими словами, не было никаких сомнений в том, что я был в секте. Тем не менее, если бы вы прошли мимо меня на улице за те 10 лет, что я провел в группе, я могу сказать вам, что я не так уж сильно отличался бы от других в толпе. Моя кожа не позеленела, и у меня не выросли антенны. У меня были глаза, уши и нос, как у всех. Я посмотрел в обе стороны, прежде чем перейти улицу. Если каким-то образом мы затеяли праздный разговор, не связанный с моими попытками завербовать вас, вы, возможно, были бы шокированы, узнав, что у меня есть симпатии и антипатии, как и у любого другого человека. Я по-прежнему любил пиццу (даже если у меня не было к ней большого доступа) и по-прежнему ненавидел свиную колбасу. Синий по-прежнему был моим любимым цветом, и я по-прежнему любил закаты. Люди, состоящие в культах, просто ЛЮДИ, хотя, к сожалению, культы подавляют большую часть того, что делает человека уникальным. Я считаю, что «Врата рая» заставили всех нас смириться с осознанием того, что они были людьми, мало чем отличающимися от нас, и с этим действительно трудно столкнуться. Независимо от того, был ли кто-то в культе или нет, осознание глубоко в наших сердцах того, что, возможно, мы могли бы разделить схожую судьбу, заставляет нас отвернуться и поверить, что они должны были быть сделаны из другого материала, чем мы. Я здесь, чтобы сказать вам, что это не так.

Почему люди в Небесных вратах добровольно идут на смерть? Почему я оставался в явно оскорбительной ситуации в течение 10 лет? Действия, которые я чувствовал в ловушке, когда находились в группе, дают некоторые подсказки к тому, как это может произойти. И когда мы сможем понять, как один человек может получить контроль над другим, мы сможем заглянуть в мир среднего члена культа. Действительно, в том, что один человек контролирует другого, нет ничего нового для цивилизации. Достаточно взглянуть на библейскую историю о Каине и Авеле, чтобы увидеть, на что способен человек, чтобы быть «на высоте», даже если это означает убийство. Не секрет, что лишение сна мешает ясному мышлению и способности принимать решения. Навязывая плохую диету и напряженный распорядок, группа может еще больше сломить людей, сделав их еще более уязвимыми для групповой идеологии.

Хотя конкретные методы могут различаться, почти у каждой группы есть способ вызвать гипноз. В моей бывшей группе это достигалось благодаря формату наших встреч, которые на самом деле были фокусом того, что превратилось в интенсивную систему взаимного контроля. Сидеть в тишине в течение нескольких часов повлияло на меня. Я помню, как уходил со многих собраний, на которых мы не разговаривали часами, с тяжестью на сердце и чувством, будто моя голова оказалась между двумя тарелками. Необходимость стоять перед своими сверстниками и подвергаться критике с их стороны охватывала меня паникой. Мы должны были бы представить себя один за другим перед группой из нескольких сотен наших сверстников, заявив, что мы сделали и где мы были в наших сердцах. Группа голосовала за нас, и окончательное голосование становилось нашим ориентиром… не имело значения, что мы думали о вещах в наших сердцах. Часто меня обнаруживали неполноценным, и между встречами мне приходилось терпеть насмешки со стороны сверстников. Все это было преднамеренно, исходило от самого лидера и распространялось по служебной лестнице. Не было пути домой, чтобы избежать всего этого. Я был дома, и не было ни минуты уединения. Я часто не мог ясно мыслить, и если я мог прожить день, чувствуя, что сохраняю рассудок, это было большим достижением.

Мой разум был слишком подавлен, чтобы даже думать о том, чтобы собрать чемоданы и уйти. Это было преднамеренно, поскольку культы знают, что никто не примет рационального решения жить так и, таким образом, создать среду, в которой у человека нет времени или свободы думать. Я слышал жизнь в культе по сравнению с постоянной жизнью в огне. Большинство из нас могут вызвать в памяти образы людей, которых мы видели в новостях и которые пережили пожар. Когда люди находятся в центре пожара, они просто не имеют доступа к определенным частям своего мышления, которые они обычно имели бы. Однако, когда огонь угасает, мы видим, как они падают и говорят что-то вроде: «Боже мой, я не могу поверить в то, что произошло. Это было так страшно». Они способны восстановить эмоциональную связь со своим опытом и, вероятно, смогут интегрировать то, что с ними произошло, тем самым справившись с травмой. Культы не позволяют вам воссоединиться. Я был настолько занят и выведен из равновесия, что пожару не давали погаснуть. Таким образом, посторонние могли смотреть на то, как я и мои товарищи жили в полном ужасе; однако, живя посреди этого, я просто не мог этого понять. Я понимаю это сейчас, потому что меня не было дома, и, поскольку человек после пожара снова начинает думать, теперь ко мне вернулись мои способности критического мышления. Вместе со всеми, кто слышит о том, что со мной случилось, я в ужасе от того, что провел так 10 лет своей жизни.

Что можно было сделать, чтобы «достучаться» до меня за 10 лет пребывания в общинной группе? Что мы можем сделать, чтобы достучаться до тех, кто состоит в группах, которые, возможно, движутся по пути, подобному пути «Врат Небес» или другим группам, в последнее время совершившим массовое самоубийство? Самая большая ошибка, которую люди могут совершить, обращаясь к представителям культа, заключается в том, что они забывают, что они тоже люди и что за тем, что на первый взгляд кажется странным поведением, стоят логические причины. Если мы вспомним, что вне влияния группы мы, скорее всего, будем иметь дело с совершенно другим человеком, он или она станет менее страшным и более доступным для нас. Динамика культа не слишком отличается от динамики избитой жены, живущей с жестоким мужем, или от того, что произошло в нацистской Германии или от культурной революции в Китае. Со стороны все они кажутся непостижимыми, но если мы посмотрим на лежащую в их основе динамику, их тактика не так уж сложна для понимания. Сегодня в нашем обществе на всех нас обрушивается огромное количество информации, и люди борются за каждый наш доллар. Изучение техник влияния и контроля может принести всем нам только пользу, поскольку мы пытаемся ориентироваться во все более сложном мире. Когда дело доходит до понимания кого-то в культе или другой контролирующей ситуации, это может буквально спасти жизнь.

Больше всего на меня повлияли не те, кто кричал мне: «Ты в секте!» (Поверьте мне, у меня их было предостаточно.) Скорее те, кто заставил меня задуматься, были теми, кто был готов заботиться обо мне как о человеке, независимо от того, остался я или ушел. Несмотря на свою изначальную привлекательность, культы не предлагают безусловной любви. Когда я увидел, что люди со стороны ведут себя по отношению ко мне не так, как мои предполагаемые вселюбящие сверстники, это повлияло на меня. Возможно, я не ушел сразу, но я не мог отделаться от того, что был кто-то, кто был бы готов быть моим другом и заботиться обо мне без каких-либо условий. Как и любой другой человек, столкнувшийся с решением, кто-то «решает» присоединиться к культу на основании доступной ему или ей информации. К сожалению, культы печально известны тем, что не сообщают потенциальному рекруту полный пакет. То, к чему я думал, что присоединяюсь, и то, к чему я присоединялся на самом деле, сильно отличались друг от друга. Другими словами, если бы группа прямо говорила о том, какой жизнью мне предстоит жить и что со мной произойдет, я бы никогда не присоединился к ней. Помочь человеку принять решение покинуть культ на самом деле — значит обучить его, заполнив пробелы, которых группа обманчиво не заполнила. Имея больше информации, есть хороший шанс, что человек сделает осознанный выбор уйти. Информация, в которой нуждается такой человек, включает в себя понимание техник манипулирования и контроля, особенно того, как это можно практиковать в его/ее конкретной группе.

Люди в культах не глупые. Покинув свою бывшую группу, я был настолько убежден, что должен быть умственно отсталым, что на самом деле сдал IQ. тест. К моему большому удивлению, вместо того, чтобы набрать намного ниже среднего, я набрал 97-й процентиль. Когда я узнал больше о типах людей, которых вербуют культы, я обнаружил, что являюсь правилом, а не исключением. Поскольку суровость культовой жизни тяжела, этим группам не нужен человек, который легко сломается. Культы охотятся за лучшими и умнейшими, отнимая у всех нас людей, которые могли бы иметь огромное значение в этом мире.

Кто вступает в секты? Это все, кого вы могли встретить где угодно. Я был подростком и жил в маленьком городке, когда меня завербовали. Возможно, я был наивен и не мог разглядеть обман, как кто-то постарше, но большинство подростков наивны и легко впечатляются теми, кто хитрее, чем они сами. Я не была наркоманкой или проституткой, а скорее хорошо училась в школе, работала на двух работах.

Итак, в следующий раз, когда к вам подойдет кто-то, кто, как вы сильно подозреваете, может жить где-то в отдаленной коммуне, помните, что вы, вероятно, имеете дело с очень умным человеком, которого обманом заставили присоединиться к тому, что может показаться нам странный культ. Вместо того, чтобы смотреть на таких людей как на уродов или сумасшедших, имейте в виду, что если бы они имели доступ к большему количеству информации и увидели, что для них есть жизнь снаружи, они, вероятно, ушли бы.

3 причины, по которым люди присоединяются к культам, по словам терапевта, занимающегося восстановлением культов

  • Документальный сериал HBO «The Vow» исследует сексуальный культ NXIVM и задает центральный вопрос: «Как кто-то оказывается вовлеченным в опасный культ?»
  • По словам терапевта Рэйчел Бернштейн, лечащей бывших членов культа, не существует одного профиля или набора черт, которые делают человека восприимчивым.
  • Скорее, это смесь стремления к самосовершенствованию и общности, а также времени.
  • Посетите домашнюю страницу Insider, чтобы узнать больше.

 

Новый документальный сериал HBO «Клятва» о NXIVM, секс-культе, замаскированном под многоуровневую маркетинговую компанию, которая продавала курсы самосовершенствования, выдвинул разговоры о культах на передний план.

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

«Обет» призван ответить на центральный вопрос: как кто-то может попасть в секту, когда ее лидер промывает мозги членам, а в некоторых случаях эксплуатирует их сексуально, финансово и эмоционально?

Основатель и лидер NXIVM Кит Раньер, которого участники называли «Авангардом», делал именно это на протяжении десятилетий и был арестован по семи обвинениям, включая торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации, в июне 2019 года.

.

Слушая эти тревожные истории о сексуальных домогательствах, клейме и шантаже, связанных с культом, зрители могут подумать: «Меня никогда не обмануть и заставить присоединиться к культу».

Но, по словам терапевта Рэйчел Бернштейн, которая специализируется на лечении выживших после культа из групп, включая NXIVM и саентологию, все не так просто.

«Многие скажут: «Как ты мог вмешаться?» И это потому, что вам никогда не дают всю информацию о группе, которая с самого начала оказывается культом», — сказал Бернстайн Insider. «Таким образом, у вас есть только информация, которую вы получили, которая очень тщательно отобрана, и вы делаете свое суждение, основываясь на этом. Никто не может принять полностью обоснованное решение, прежде чем вступать в культ».

Однако есть несколько общих черт, которые привлекают людей к этим типам организаций.

Они хотят улучшить себя в профессиональном или личном плане

Культы обычно позиционируются как организации, способствующие самосовершенствованию, будь то обещание просветления в случае тантрических сексуальных культов или навыки, необходимые для достижения всех ваших профессиональных целей. мечты сбываются, что проповедует NXIVM в виде курсов самопомощи.

Вот почему, по словам Бернстайна, люди, которые стремятся улучшить себя в личном или профессиональном плане, могут быть подвержены вступлению в секту.

Хотя трудно обобщить тип человека, вовлеченного в культ, Бернстайн сказал, что те, кто хочет исцелиться от детских или других прошлых травм, и те, кто хочет стать более продуктивным и успешным в своей карьере, могут быть подвержены влиянию присоединиться к коварной организации.

Они хотят большего чувства общности

Люди, которые жаждут большего человеческого общения, также могут с большей вероятностью стать жертвами культа. Близкие отношения – это потребность человека. Извлекая выгоду из этой склонности, культы могут быть гораздо более коварными.

В «The Vow» анонимная бывшая участница, получившая прозвище «Джейн», сказала, что ее привлекло к NXIVM чувство общности, которое оно давало.

Джейн сказала, что на протяжении всей своей жизни она изо всех сил пыталась установить глубокие отношения с другими женщинами, поэтому, когда она услышала, насколько сплоченными были участницы NXIVM и что есть женская группа, к которой она могла бы присоединиться, она заинтересовалась.

В подкасте «Побег из NXIVM» Сара Эдмондсон, еще одна бывшая участница, сказала, что задним числом поняла, что обещание глубокой человеческой связи незаметно привлекло ее в организацию, несмотря на то, что она считала себя человеком, у которого много друзей.

По словам Бернштейна, сообщество является отличительной чертой любого культа, потому что оно позволяет лидеру создать менталитет стаи, создавая давление со стороны сверстников.

«Иногда люди просто хотят общаться с людьми, с которыми, по их мнению, у них есть что-то общее, а культ обеспечивает мгновенное общение, бомбардировку любовью и язык, на котором вы все вдруг говорите», — сказал Бернштейн, часто ссылаясь на жаргон культов. создавать для своих членов.

В NXIVM, например, участники называли такие чувства, как тревога и страх, «ограничивающими убеждениями», а лидера Раньера называли «Авангардом».

«Итак, пословица «Он или она говорит на моем языке» заставляет вас почувствовать, что у вас есть что-то общее с этими людьми.