Работа с суицидальными подростками: Работа с обращениями граждан — Деятельность

Содержание

Управление социальной политики № 5 по городу Первоуральску и по городу Ревде и по Шалинскому району

27 декабря 2019 в 10:38

Дети – это наше будущее, а за здоровье детей, как физическое, так и психическое, отвечаем мы – взрослые. Как это ни печально, Россия занимает первое место среди суицидов и суицидального поведения детей и подростков в мире. Причем, каждый год количество суицидальных попыток возрастает на 1 – 2%. Своевременное выявление суицидального поведения и профилактика попыток самоубийства ложится, в первую очередь на родителей и педагогов, хотя не менее важную роль в этой задаче играют психологи и психиатры.

По данным статистики

— Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
— Суицидальные попытки совершают 6% подростков-мальчиков т 10% подростки-девочки.
— Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
— У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.

— Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода/
— До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
—  Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
— До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением учителей и конфликтами с ними, одноклассниками и друзьями, а также с равнодушием окружающих.

Наиболее частые причины суицида

Сообщения покончить с жизнью возникают без внешних провокаций и, как правило, проявляются в виде шантажа близких: «Ах, вот вы как! А я, значит, так сделаю!».

Мотивами суицида у подростков и детей выступают следующие:

Отсутствие зрелого понимания смерти:
Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот попугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут. Осознание смерти и страх ее формируется лишь к 18 и позже годам.

Раннее начало половой жизни:
Имеет 2 стороны: с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Например, это может быть потеря возлюбленного (он/она бросил меня), нежеланная и, естественно, неожиданная беременность, половые болезни и прочее. Таким образом утрачивается цель жизни и невозможно наметить пути достижения.

Психические состояния:
Депрессии и различные психозы в трети случаев ведут к самоубийствам у детей. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие  положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным.

К соматическим проявлениям тревоги относятся дрожание, частое дыхание и сухость губ. Подросток либо мучается бессонницей, либо сонлив днем, возникают необъяснимые боли в голове или животе. Психогенные нарушения и психические состояния обусловлены серьезными потерями (утрата здоровья, смерть близких или друга, перемена места жительства).

Физическое состояние:
Дети, у которых имеются серьезные заболевания: туберкулез, онкологическая патология или проблемы с сердцем. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.

Семейная дезорганизация — главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца — также могут быть причинами суицидального решения.

Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в Сети, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в Интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через Интернет.

Особенно важно выделить такую опасность в Сети, как «смертельные игры», например «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20″, f57, f58, «Тихий дом», «Рина», «Ня пока», «Море китов», «50 дней до моего…». В социальных сетях, в частности в «В Контакте» распространяются группы (сообщества), призывающие несовершеннолетних к совершению самоубийств. В таких «группах смерти» детям даются задания, которые включают в себя самоповреждение (порезы, причинение вреда здоровью), отсутствие ночного сна, просмотр видео и прослушивание музыки, отправленной детям из таких сообществ. Последним заданием «смертельной игры» — будет задание совершить самоубийство.

Рекомендации как помочь человеку с суицидальными намерениями, которые помогут изменить ситуацию:

1. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
2. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
3. Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.
4. Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидами жалобам. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

5. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
6. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
7. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
8. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
9. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору;
10. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
11. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей психологов, к которым можно обратиться.

Многие из нас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью, поддержкой. Хорошо, когда в семье есть взаимопонимание и можно поделиться своими переживаниями с родителями, братом или сестрой. Некоторыми переживаниями можно поделиться со своим другом или подругой. Но бывают такие ситуации, когда не хочется делиться переживаниями с друзьями или близкими.

Профилактика

Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей, специалистов учреждений профилактики, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство.

Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон.

Человек, находящийся в состоянии психологического кризиса, нуждается в поддержке и понимании, поэтому так важно, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

                  Свердловский областной телефон экстренной психологической помощи

Областной круглосуточный бесплатный телефон доверия и психологической помощи
8-800-300-11-00.

Телефон психологической помощи для детей, подростков и родителей 8-800-300-83-83.

Все звонки, в том числе междугородние в пределах Свердловской области, бесплатные!

Телефон доверия создан Министерством здравоохранения Свердловской области для оказания бесплатной экстренной психологической помощи по телефону взрослому и детскому населению Свердловской области.

Специалисты службы оказывают неотложную помощь всем позвонившим, находящимся в состоянии острого психологического кризиса, изоляции, тоски и нередко стоящим перед выбором между жизнью и смертью.

За последние 20 лет в области значительно снизилось число суицидов и людей в состоянии психической дезадаптации. Но значимость круглосуточной работы психологов «Телефона доверия» остается высокой. Неразделенная любовь, депрессия, насилие, внутриличностный конфликт, стрессовые ситуации, проблемы на работе, сложности с детьми, фобии, страхи, неуверенность при смене места жительства или работы, одиночество, переживания из-за потери близкого человека, развод, тяжелая болезнь, суицидальные намерения и многие другие негативные и порой невыносимые чувства и мысли – все это можно обсудить со специалистом, чтобы снизить душевную боль и совладать с ситуацией.

Человек, находящийся в состоянии психологического кризиса, нуждается в поддержке и понимании, поэтому так важно, чтобы он почувствовал себя в безопасности. Этому способствуют и принципы, на которых выстроена работа службы:

  • анонимность абонента и консультанта – ни тот, ни другой не обязаны называть себя, передавать свои личные данные; позвонивший может назваться любым именем или не сообщать его, телефонный номер абонента не фиксируется. Это увеличивает безопасность как для абонента, так и консультанта.
  • конфиденциальность – содержание беседы не записывается и не передается третьей стороне; может собираться статистическая информация о звонке: категория проблемы, возраст абонента (если он его сообщил), его социальное положение.
  • толерантность – взгляды, которые высказывает позвонивший, не осуждаются и не критикуются; ему гарантируется отсутствие религиозных и политических предрассудков, что позволяет создать комфортные условия для разговора и эффективной работы с актуальной проблемой.
  • управление разговором – обратившийся за помощью может в любой момент прервать разговор, то же может сделать и консультант при определенных условиях.

Помощь консультанта телефона доверия заключается не только в психологической поддержке позвонившего. В диалоге могут быть найдены способы мобилизации внутренних ресурсов человека – интеллектуальных, личностных, духовных, физических, творческих, для выхода из кризисного состояния. Это расширяет диапазон социальных и личностных форм поведения, набор навыков для самостоятельного решения возникающих проблем и укрепления уверенности в себе.

http://www.sokpb.ru/branchesofthebranch/   

Суицидальное поведение подростков — причины, профилактика

Суицидальное поведение – это комплекс действий, направленных на осмысленное осуществление стремления уйти из жизни, иными словами совершение самоубийства. Суицид одновременно является индивидуальным поведенческим актом конкретного субъекта и массовым, статистически устойчивым социально-психологическим феноменом, продуктом жизнедеятельности социума, показателем его состояния и критерием здоровья.

Суицидальное поведение объединяет в себе: мысли суицидального характера, последующие приготовления, попытки самоубийства и суицидальные намерения, суицидальные поступки (жесты), непосредственно акт суицида. Размышления и суицидальные намерения являются суицидальной идеацией.

Причины суицидального поведения

Сегодня с достаточной уверенностью можно выделить ряд ситуаций, в ходе которых риск суицидальных попыток резко возрастает. Вследствие чего можно определить группы риска индивидов, предрасположенных к самоубийству. Это:

— трудные подростки;

— индивиды, пережившие тяжелые психоэмоциональные потрясения либо перенесшие тяжелую травму, которая нанесла непоправимый урон здоровью;

— люди, имеющие различного рода зависимости;

— больные, имеющие в анамнезе хронические недуги со стороны сердечно-сосудистой системы или психические заболевания;

— лица, перешедшие сорокалетний рубеж;

— женщины, находящиеся в послеродовом психозе.

Трудно воспитуемые подростки являются особой группой риска. Особенно следует выделить детей, увлекающихся тематикой ЭМО, вампиризмом, находящихся в различных сектах. Поэтому профилактика суицидального поведения несовершеннолетних, входящих в эту группу, должна быть особенно тщательной, целенаправленной и аккуратной. Ведь индивиды, находящиеся в пубертатном периоде, считают себя полностью взрослыми, но в действительности являются детьми, до конца несформировавшимися личностями. Их психика ранима, они подвержены влиянию социальной микросреды, в которой пребывают. Поэтому профилактика суицидального поведения подростков не должна носить принуждающий характер. Не нужно враждовать с подростками.

Суицидальное поведение может сформироваться вследствие нарушения работы гипофиза, когда повышается продуцирование пролактина. Также при употреблении ряда лекарственных препаратов может увеличиваться вероятность суицида. К таким препаратам, как правило, относят нейротропные средства.

Ученые на протяжении столетий стремились теоретически обосновать суицидальное поведение детей, подростков и взрослых лиц. Однако, несмотря на все их усилия, в наше время не существует единой концепции, объясняющей причины и сущность стремления к самоуничтожению.

Среди множества концепций и убеждений следует выделить три основные теории возникновения стремления к самостоятельному уходу из жизни: психопатологическая концепция, психологическая теория и социологический подход.

Психопатологическая концепция базируется на положении, которое заключается в причислении всех самоубийц к категории душевнобольных людей. Суицидальные действия последователи этой концепции считали проявлениями различных психических расстройств. Были даже попытки выделения суицидального поведения в отдельное заболевание – suicidomania. Предлагались также различные методы физиотерапии и медикаментозного лечения (например, кровопускание, слабительные средства, желчегонные препараты, холодные влажные обертывания).

Сегодня психопатологическая теория скорее представляет исторический интерес, нежели практический. Хотя отдельные исследователи по сей день убеждены, что суицидальные попытки являются формой проявления психических недугов.

Согласно с утверждением А. Личко суицидальное поведение несовершеннолетних – это проблема в основном пограничной психиатрии, другими словами области, занимающейся изучением психопатий и состояний, возникающих на основе акцентуации характера (непсихотические реактивные состояния).

Таким образом, непосредственная связь между определенными психическими расстройствами и суицидальными поступками не выявлена. Однако отдельным патологическим состояниям и отклонениям сопутствует повышенный суицидальный риск, например, острому психотическому состоянию.

Социологическая теория базируется на убеждении, что основой суицидальных действий составляют снижение и непостоянство социальной интеграции. Самоубийство последователи данной концепции рассматривали в качестве следствия взаимоотношений субъекта и социальной среды. Они считали, что исключительно социальные факторы являют собой ведущий аспект. Согласно позиции представителей описываемой концепции, большинство суицидальных намерений и стремлений сосредоточены не на действиях по самоуничтожению, а на возрождении нарушенных или утраченных социальных взаимосвязей с окружением.

Суицидальное поведение детей в большинстве своем зарождается именно вследствие этой причины. Подобным поведением подростки пытаются к собственной персоне и проблемам привлечь внимание, их действия направлены против окружения, против сложившейся в отдельной социальной группе ситуации. Поэтому в таких ситуациях самоубийство нужно рассматривать не как конечную цель задуманного, а как применение суицидальных действий в качестве средства достижения нужной цели.

Большинство социологов убеждено, что программа профилактики суицидального поведения обязательно должна включать изменение изжившей себя социальной структуры и формирование жизненных ценностей у индивидов, начиная с самого раннего возрастного этапа. Так как эти два параметра влияют на уровень угрозы появления суицидальных действий в подростковой среде. Э. Дюркгейм экспериментально доказал, что самостоятельная попытка прерывания существования более вероятна, когда субъект ощущает дефицит социальных отношений. Так, например, у детей в пубертатном периоде таким социальным фактором может стать обособленность в среде сверстников или изоляция в классе, нарушение адаптации в новом коллективе.

Существенным влиянием на суицидальное поведение несовершеннолетних обладает семья, в которой растет индивид. Например, если в семье ранее отмечались случаи самоубийств, то это приумножает риск возникновения суицида. Также повышает угрозу суицидального поведения и личностные характеристики родителей, например, депрессивность одного из родителей.

Психологическая теория отдает ведущую позицию в зарождении стремления к самоуничтожению психологическим факторам. Сторонники данной теории убеждены, что суицид – это трансформированное (то есть, на себя перенаправленное) убийство.

В раннем возрасте самоубийство может побуждаться страхом, гневом, желанием проучить себя или наказать других. Часто суицидальное поведение детей сочетается с другими отклонениями в поведении. К специфическим психологическим характеристикам детей школьного и пубертатного периода, которые представляют собой группу риска, относятся внушаемость, впечатлительность, пониженная критичность к собственным поступкам, колебания настроения, способность к ярким переживаниям, импульсивность.

Кроме того, депрессивные состояния и тревожность способствуют возникновению суицидальных намерений. К основным проявлениям у детей депрессивных состояний можно отнести печаль, чувство бессилия, ощущение собственной неполноценности или обособленности, расстройство сновидений и аппетита, понижение веса, различные соматические жалобы, неудачи, страхи, утрату интереса к учебе, чрезмерную самокритичность, беспокойство, агрессивность, замкнутость, низкую резистентность к фрустрации.

В подростковом возрасте, по мнению Е.Змановской, наблюдается немного иная картина поведения, направленного на самоуничтожение. В подростковой среде значительно чаще встречаются попытки самоубийства, нежели среди детей. К описанным выше «детским» признакам депрессивных состояний на стадии пубертатного развития присоединяется еще и склонность к бунтарству и неподчинению, ощущение скуки, чувство усталости, сосредоточение внимания на мелких деталях, злоупотребление алкогольными напитками и препаратами, содержащими наркотические вещества.

В подростковой среде на возникновение суицидальных намерений особое влияние оказывают межличностное взаимодействие с ровесниками и взаимоотношение родителями. Поэтому план профилактики суицидального поведения в школах обязательно должен включать с информационно-методическую работу с педагогами и родителями, мероприятия, направленные на устранение эмоционального неблагополучия детей.

Согласно утверждению Л. Жезловой в предподростковом периоде преобладают проблемы в семейных взаимоотношениях, а в пубертатном – проблемы, касающиеся любовных отношений. Кроме того, немаловажным фактором выступает и влияние субкультуры, в которой произрастает подросток.

Прежде всего, мотивация самоубийства связана с утратой жизненного смысла. В. Франкл отмечал, что экзистенциальная тревога, возникающая вследствие потери смысла, переживается как страх перед безысходностью, чувство бессмысленности и ощущение пустоты, боязнь осуждения.

А. Амбрумова расценивает суицидальные попытки в качестве следствия нарушения социально-психологической личностной адаптации в условиях конфликта в микросоциуме.

Э. Шнейдман предложил рассматривать суицидальные стремления с позиции психологических потребностей. Согласно его теории, стремление к самостоятельному прерыванию собственной жизни обусловлено двумя стержневыми аспектами: душевной болью, оказываемой сильнее всего прочего, и состоянием фрустрации либо искажением наиболее значимой личностной потребности.

Психологический подход направлен на изучение связи между особенностями личности и поведением, устремленным на самоуничтожение. А. Личко утверждала, что существует связь, обуславливающая закономерность возникновения суицидальных намерений вследствие наличия определенного типа акцентуации характера.

Ученые Н. Конончук и В. Мягер определили три ключевых свойства, присущие для суицидальной личности: высокая напряженность потребностей, низкая фрустрационная устойчивость и слабая компенсаторная способность, при сверхзначимости отношений повышенная потребность в близости эмоционального характера.

Таким образом, суммируя данные исследований, можно изобразить обобщенный психологический портрет суицидальной личности. Для такой личности присуща заниженная самооценка наряду с высокой потребностью в собственной реализации. Индивид, склонный к поведению, направленному на самоуничтожение, характеризуется сниженной способностью выдерживать боль, высокой тревожностью, пессимизмом, склонность к суженной мыслительной деятельности, тенденцией к самообвинению. Кроме того, у суицидальной личности отмечаются сложности волевого усилия и склонность к избеганию решения проблем.

Психопрофилактическая программа суицидального поведения предполагает знание мотивов, толкающих людей на прерывание собственных жизней. А. Амбрумова, С. Бородин, А. Михлин предприняли попытки классифицировать базисные суицидальные мотивы, и выделяли следующие: состояние здоровья, лично-семейные факторы, конфронтации, связанные с асоциальным поведением и с работой или учебной деятельностью, материально-бытовые сложности.

К лично-семейным мотивам относятся конфликты в семейных отношениях, развод либо родителей (для подростков), либо собственный, тяжелое заболевание или смерть близкого человека, неудачная любовь, чувство одиночества, половая дисфункция, частые оскорбления либо постоянное унижение. К мотивам, обусловленным состоянием здоровья, относятся: заболевания психики или соматические недуги, уродства.

К мотивам, связанным с конфликтами, вызванными асоциальным поведением, причисляют: страх уголовного преследования, боязнь наказания иного характера, опасение позора.

Суицидальное поведение подростков

Все мотивы суицидальных попыток, характерных для подросткового возраста, специалисты объединили в несколько категорий.

Демонстрация или манипуляция является наиболее распространенным побудительным мотивом подростковых самоубийств. Индивид, находящийся в пубертатном периоде, решает при помощи действий, целенаправленных на самоуничтожение, наказать «обидчиков». Зачастую в качестве таких «обидчиков» выступают родители, одноклассники и другие подростки вне зависимости от половой принадлежности.

Иногда ребенок может совершить попытку суицида из-за ощущения угрозы утраты любви со стороны родителей, например, при появлении отчима или второго ребенка. Также нередко подростки используют суицидальные действия в качестве средства шантажа, в действительности, не желая уходить из жизни.

Другой категорией мотивации суицидального поведения является переживание безнадежности. Такие переживания часто появляются вследствие повышенной тревожности, связанной с возрастными особенностями детей на переходном этапе развития. Кроме того, подростки характеризуются недостаточностью социального опыта, вследствие чего простая житейская ситуация может восприниматься ими как безвыходная.

Также часто в подростковой среде наблюдается такие категории мотивации, как следование групповой норме и непонимание в школе (неуспеваемость, конфронтации с учителями).

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Подростковому периоду свойственно абсолютное отторжение родительской помощи. В тоже время профилактическая программа суицидального поведения в кругу подростков требует своевременной диагностики и слаженных действий педагогов и родителей.

Большинство детей, склонных к самоубийственным действиям в переходном возрасте, характеризуется высокой внушаемостью и склонностью к копированию и подражанию. Так, например, один суицид в подростковой среде может стать побудительным сигналом для других детей, предрасположенных к этому.

Кроме того, подростковый суицид может являться следствием душевного недуга. Некоторые дети страдают слуховыми галлюцинациями, когда голос в голове отдает приказ покончить с собой.

Также причиной действий, направленных на прекращение существования, может быть чувство вины или страх, ощущение враждебности. В любом случае попытка самоубийства является зовом о помощи, обусловленным стремлением привлечь внимание взрослого окружения к своему горю или вызвать сочувствие. Ребенок словно прибегает к последнему доводу в затяжном споре с родителями. Ведь он считает смерть неким временным состоянием, которое пройдет.

Профилактика суицидального поведения в школе охватывает, в первый черед, формирование психологической готовности учителей к педагогической работе с учениками, находящимися в переходном периоде. Кроме того, работа по профилактике суицидального поведения содержит мероприятия по:

— формированию системы психологической коррекции и педагогической помощи ученикам;

— анализу особенностей психолого-педагогических характеристик учащихся для выявления детей, которые нуждаются в немедленной помощи;

— снятие суицидального риска.

План профилактики суицидального поведения в учебных заведениях обычно включает три группы мероприятий. Первая группа включает проведение работы с учениками и родителями либо законными представителями (например, психолого-педагогическое сопровождение индивидов, имеющих опасность возникновения суицидальных действий, проведение собраний с родителями, включающих вопросы профилактики суицидальных намерений подростков, эмоционального неблагополучия, обеспечения безопасности несовершеннолетних). Вторая группа включает информационно-методическую и организационную работу (например, регулярное размещение на различных информационных стендах, сайтах учебных заведений информации о работе служб и организаций, оказывающих помощь в сложных ситуациях). Третья группа мероприятий заключается в повышение квалификации учителей и контроле.

Профилактика суицидального поведения

Психогигиеническая профилактика суицидального поведения подростков и взрослых лиц является сегодня одной из базисных задач современного общества. В. Кондратенко отмечает в структуре профилактической работы два главных этапа, а именно первичные мероприятия и вторичные меры по предупреждению возникновения суицидальных попыток.

Первичная профилактика суицидального поведения в школе, высшем учебном заведении, на рабочем месте и общегосударственном уровне включает:

— совершенствование уровня социальной жизни людей;

— воспитание позитивно ориентированной личности;

— ликвидацию социальных условий, провоцирующих возникновение самоубийственных намерений и порождающих выработку суицидальных намерений.

С целью воплощения в жизнь мер по вторичной профилактике суицидальных действий разработана программа профилактики суицидального поведения, включающая:

— выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности;

— разделение категорий профилактического учета по группам, которые отвечают определенным формам анормального (девиантного) поведения;

— раннее выявление особ с нервно-психическими патологиями;

— коррекционное воздействие выявленных недугов и патологий психики.

Большинство современных суицидологов сходится во мнении, что комплексная работа по профилактике суицидального поведения должна быть непременно устремлена на решение следующих базисных задач:

— своевременное обнаружение и устранение состояний, которые несут потенциальную опасность самоубийства;

— раннее распознавание среди определенных категорий населения суицидальных тенденций;

— лечение постсуицидальных состояний;

— регистрация самоубийств и учет попыток;

— социально-трудовая реадаптация;

— проведение среди населения масштабной психогигиенической работы.

Существует несколько общих рекомендаций, направленных на предвосхищение самоубийства. Задача предупреждения суицидов заключается в умении распознать признаки опасности, принятии индивида как личности, установлении заботливых взаимоотношений.

Кроме того, человек, собирающийся встать на путь самоуничтожения, нуждается во внимании. Он хочет, чтобы его выслушали, не осуждая, обсудили с ним его боль или проблему. Сталкиваясь с угрозой попытки суицида, не нужно спорить с потенциальным самоубийцей и проявлять агрессивность.

Если кризисная ситуация выявлена, то необходимо выяснить, каким образом индивид ранее разрешал подобные ситуации, поскольку это может стать полезным в решении нынешней проблемы. Также рекомендуется выяснить у индивида, подумывающего о самоубийстве, что для него осталось позитивно значимым.

Необходимо выяснить степень риска совершения самоубийства. Так, к примеру, когда депрессивный подросток подарил кому-то свою самую любимую вещь, без которой ранее не мыслил жизни, то не следует сомневаться в серьезности его намерений.

Не нужно оставлять одного человека в ситуации высокого риска совершения попытки ухода из жизни. С индивидом, решившимся на суицид, рекомендуется проводить все время, пока не минует кризис либо не прибудет профессиональная помощь.

Субъекты, совершающие действия, направленные на осознанное прекращение своего существования, характеризуются наличием суицидогенных личностных особенностей, которые проявляются в определенных ситуациях. Поэтому современная психология успешно разрабатывает последние десятилетия разнообразные пакеты диагностических методов, которые позволяют, как можно раньше выявить кризис или начало его формирования и оказать индивидуально либо в группе необходимую психотерапевтическую, коррекционную или консультативную помощь.

Значимыми критериями диагностики для установления повышенной вероятности зарождения суицидальных поведенческих реакций являются фрустрация, тревожность, агрессивность и ригидность.

При высоком суицидальном риске рекомендуется индивидуальная психотерапия или психологическое консультирование, основным результатом которого для индивида является понимание, что он услышан и появления чувства, что он не одинок.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Помогите подросткам преодолеть суицидальные мысли

Говоря о здоровье

Темы в этом сообщении

  • Предотвращение самоубийств
  • Поведенческое здоровье
  • COVID-19

Жизнь учащихся младших и старших классов меняется физически, умственно и эмоционально, причем с экспоненциальной скоростью. Кроме того, многие подростки упускают ключевые вехи, что еще больше усугубляет проблемы потери и психологического стресса.

Точно так же взрослые сталкиваются с изменениями в жизни, которые могут привести их в уныние. Потеря работы, финансовое напряжение, проблемы со здоровьем и многие другие жизненные события могут повлиять на эмоциональное и физическое функционирование.

Пандемия COVID-19 обострилась и создала множество новых проблем. Исследование по отслеживанию реакции на COVID-19, проведенное Чикагским университетом, показало, что только 14% американцев сообщают, что они счастливы, по сравнению с 31% до пандемии. Кроме того, число случаев одиночества удвоилось, а психологических расстройств утроилось.

Вне зависимости от возраста жизнь может брать верх над людьми. Когда трудные времена приводят к депрессии или чувству безнадежности, некоторые люди рассматривают самоубийство как единственный выход. Но надежда есть, потому что самоубийство можно предотвратить.

Предупреждающие признаки самоубийства
Среди лиц, подверженных риску самоубийства, есть склонности, в том числе:
  • Гнев
  • Изменения в успеваемости или работе
  • Комментарии о смерти и умирании, бесполезности или депрессии
  • Раздражительность
  • Потеря интереса к деятельности
  • Снятие

Помочь подросткам обрести надежду и понять их эмоциональные трудности — это ключ к началу пути к исцелению.

Вот 5 вещей, которые вы можете сделать, чтобы предотвратить самоубийство:
1. Признайте негативные чувства и окажите поддержку.

Если ваш подросток переживает тяжелые времена, поддержите его. Выслушайте его или ее опасения и дайте подростку понять, что вы готовы помочь. Кроме того, ищите способы оказать духовную и личную поддержку, а также методы преодоления трудностей, которые можно использовать для улучшения ситуации.

2. Будьте честны.

Это время коллективных потерь и разрушений может усугубить существующие проблемы. Поговорите со своим подростком, спросите, как у него дела, и поделитесь своими чувствами по поводу того, что вы испытываете. Потери и пропущенные вехи от COVID-19 могут повысить устойчивость и способность справляться с будущими проблемами. Расскажите о прошлом опыте, который был сложным, и о том, как ваш подросток преодолел его. Продвигаться вперед через невзгоды можно, используя инструменты устойчивости, разработанные во время сложных испытаний в прошлом.

3. Развивайте социальные связи.

Определите способы более тесного семейного общения и создайте виртуальный или личный социальный опыт с надежными друзьями, которые следуют рекомендациям по безопасному дистанцированию. Возможности общения со сверстниками и семьей могут помочь вашему подростку перейти от чувства одиночества и беспомощности к чувству принадлежности и важности.

4. Задавайте вопросы и общайтесь.

Замечать изменения в своем подростке может быть тревожно. Будьте активны и спросите, что не так. Если вы обеспокоены тем, что у вашего подростка могут возникнуть суицидальные мысли, будьте прямолинейны и спросите: «Вы думаете о том, чтобы причинить себе вред?» Спрашивание о суицидальных мыслях не причиняет вреда, но часто помогает. Если ваш подросток ответит утвердительно, не преуменьшайте ситуацию. Спросите, чем вы можете помочь, выразите беспокойство по поводу его или ее чувств и обратитесь за профессиональной помощью.

5. Обратитесь за профессиональной помощью.

Существует множество вариантов лечения для людей, которые собираются покончить с собой. Более 90% людей, совершивших самоубийство, страдают одним или несколькими излечимыми психическими заболеваниями. Даже если основной причиной является не психическое заболевание, методы преодоления трудностей и эмоциональная поддержка являются проверенными методами помощи нуждающимся.

Самоубийство вызывает серьезную озабоченность в США По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, в 2017 году самоубийство было 10-й основной причиной смерти американцев в возрасте 10 лет и старше. Хорошая новость заключается в том, что при наличии правильной информации и готовности помочь нуждающемуся каждый может помочь предотвратить самоубийство.

Лиза Хардести, доктор философии, клинический психолог в области психиатрии и психологии в Манкато, Миннесота.


В целях безопасности наших пациентов, персонала и посетителей в клинике Мэйо действуют строгие правила ношения масок. Любой, кто показан без маски, был либо зарегистрирован до COVID-19, либо зарегистрирован в отделении ухода за пациентами, где соблюдались социальное дистанцирование и другие протоколы безопасности.

Темы в этом сообщении

  • Предотвращение самоубийств
  • Поведенческое здоровье
  • COVID-19

Советы, которые помогут уменьшить тревогу

Преодоление пандемической прокрастинации

Пандемия COVID-19 усилила одиночество, другие социальные проблемы, особенно у женщин

Борьба с подростковым самоубийством | Университет Уэйк Форест

Адаптация Netflix сериала 13 причин, почему дебютировала этим летом, вызвав бурную дискуссию в сообществе психиатров о подростковом самоубийстве. Сериал из 13 эпизодов, основанный на романе Джея Ашера для подростков, посвящен проблемам, с которыми многие ученики сталкиваются в современных школах, в том числе издевательствам, сексуальным и эмоциональным нападениям и подростковым самоубийствам.

С момента выхода сериала Netflix многие консультанты усердно работали над устранением стигматизации дискуссий о подростковом самоубийстве, особенно из-за противоречивого и графического изображения смерти главного героя.

«Предпосылка шоу, в которой смерть Ханны рассматривается как нечто, вызванное действиями других людей… идет вразрез со всем, что мы знаем о самоубийстве, его причинах и средствах предотвращения», — пишет автор Slate Марисса Мартинелли. «Это возлагает ответственность за самоубийство человека на переживших самоубийственную потерю, создает ложную иллюзию, что человек, склонный к самоубийству, может контролировать ситуацию после своей смерти, и не предлагает Ханне никаких альтернатив, кроме самоубийства».

Хотя многие упоминали о проблемах с тем, как в сериале показано подростковое самоубийство, огромная популярность сериала предоставила более доступные средства решения проблемы психического здоровья и самоубийств среди учащихся, родителей и других преподавателей.

«Это открывает диалог и действительно подтверждает, что школьные консультанты здесь, а не только для составления расписания или подачи заявлений в колледж», — говорит Юрида Нава, консультант средней школы Riverside Polytechnic High School в Риверсайде, Калифорния. «Мы действительно здесь, чтобы помочь детям с проблемами психического здоровья.

Насколько распространены самоубийства среди подростков?

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, самоубийство является второй по значимости причиной смерти подростков в возрасте 15–19 лет2. В 2012 г. самоубийства среди подростков в возрасте Соединенные Штаты. Так было не всегда. Фактически, на протяжении 1980-х и 1990-х годов количество самоубийств среди подростков резко снизилось.

«Он почти неуклонно снижался с 1986, а затем произошел переломный момент», — рассказывает NPR Салли Кертин, статистик из Национального центра статистики здравоохранения, филиала CDC.

Самоубийства как общая тенденция снизились в разных возрастных группах, отчасти из-за назначенных врачом антидепрессантов, которые были более эффективны в лечении симптомов депрессии с меньшим количеством негативных побочных эффектов. Но в 1999 году число самоубийств среди подростков начало медленно расти.

С тех пор, отмечает Куртин, уровень самоубийств вырос на 25 процентов среди всех возрастных групп в возрасте до 75 лет. рискованно.

Несмотря на то, что смерть в результате самоубийства нечаста, Американская консультационная ассоциация отмечает, что депрессия и мысли о самоубийстве тревожно распространены среди старшеклассников.

«В 2013 году 29,9% старшеклассников каждый день в течение двух и более недель чувствовали себя настолько грустными или безнадежными, что перестали заниматься некоторыми обычными делами, 17% серьезно подумывали о самоубийстве, 13,6% составили план самоубийства, 8% пытались покончить жизнь самоубийством, и 2,7 процента обратились за медицинской помощью в связи с попыткой самоубийства», согласно исследованиям, составленным ACA. «Риск для молодежи зависит от пола и этнической принадлежности; например, мысли о самоубийстве были почти в два раза выше среди женщин по сравнению с мужчинами, но на долю мужчин приходилось четыре из пяти смертей в результате самоубийств среди молодых людей. Молодежь, идентифицирующая себя как американский индеец/коренной житель Аляски, подвергалась повышенному риску смерти, а латиноамериканская/латиноамериканская (а) молодежь подвергалась повышенному риску суицидальных мыслей».

Причины роста склонности подростков к суициду разнообразны и сложны. Издевательства в Интернете и лицом к лицу, более широкое использование социальных сетей и отсутствие необходимого доступа к психиатрической помощи являются одними из основных проблем, которые исследуют эксперты в области психического здоровья. Другие эксперты отмечают, что врачи, вероятно, неохотно назначают антидепрессанты подросткам, даже если они страдают от депрессии.

Несмотря на то, что проводятся дополнительные исследования, самоубийство подростков остается сложной проблемой, которая требует более критического осмысления, прежде чем будут найдены решения на крупномасштабном уровне. Пока это исследование проводится и анализируется, школьные консультанты предлагают разумные решения, чтобы обуздать эту тенденцию.

Чем могут помочь консультанты?

Будучи первыми, кто реагирует на потребности учащихся в области психического здоровья, школьные консультанты лучше всех подготовлены для эффективной помощи учащимся в борьбе с суицидальными наклонностями и в здоровом решении проблем, с которыми они сталкиваются на этом сложном этапе своей жизни. Из-за своего возраста подростки и молодые люди особенно подвержены риску самоубийства.

«Молодым людям не хватает взгляда во времени… Для детей их проблемы могут казаться бесконечными на этом этапе», — написал родителям консультационный отдел средней школы Shawnee Mission South. «Если мы проведем их через кризис, маловероятно, что они попытаются покончить жизнь самоубийством».

Есть ряд вещей, которые консультанты могут сделать для достижения этих целей.

Часть работы консультанта состоит в том, чтобы быть осведомленным и помогать другим четко осознавать факторы риска, связанные с подростковым самоубийством. Для некоторых эти факторы риска являются генетическими, в то время как другие могут проявляться, когда учащиеся испытывают физические или психические расстройства.

По данным Web MD, наиболее распространенными факторами риска суицида в подростковом возрасте являются следующие:

  • Предыдущие суицидальные попытки
  • Психологические и психические расстройства, особенно депрессия и другие расстройства настроения, шизофрения и социальная тревожность
  • Злоупотребление психоактивными веществами и/или алкогольная зависимость
  • Семейный анамнез самоубийств или психических расстройств
  • Чувство безнадежности
  • Физическое заболевание
  • Импульсивные или агрессивные тенденции
  • Финансовые или социальные вопросы
  • Потеря отношений или смерть
  • Изоляция и отсутствие социальной поддержки
  • Легкий доступ к методам/средствам самоубийства
  • Воздействие средств массовой информации или других лиц, совершивших самоубийство

Кроме того, специалисты по профилактике суицида отмечают наличие ряда признаков, указывающих на суицидальное поведение в ближайшем будущем. Это могут быть:

  • Разговоры о самоубийстве или планы самоубийства
  • Выражение безнадежности в отношении будущего
  • Демонстрация сильной/непреодолимой эмоциональной боли или дистресса
  • Демонстрация тревожных поведенческих сигналов или заметных изменений в поведении
  • Прекращение или изменение социальных связей
  • Изменения сна (увеличение или уменьшение)
  • Гнев или враждебность, которые не соответствуют характеру
  • Повышенное возбуждение

В дополнение к распознаванию факторов риска и предупредительных признаков, связанных с подростковым самоубийством, консультанты также несут ответственность за поддержание школьной среды, которая адекватно отвечает потребностям учащихся, которые могут страдать от проблем с психическим здоровьем.

Школьные консультанты имеют уникальную возможность вмешиваться в подростковый суицид, следя за тем, чтобы в их школах существовали процессы и процедуры для поддержки их юных учеников на каждом этапе: профилактика и подготовка, вмешательство с учащимися из группы риска и поственция.

Профилактика и подготовка

Согласно ACA, мероприятия по профилактике и подготовке направлены на повышение способности справляться с трудностями и находчивости учащихся, их сверстников и сотрудников. По сути, консультанты готовят учащихся, сотрудников, коллег и родителей к распознаванию симптомов, предупреждающих о суицидальном поведении. Оттуда консультанты могут порекомендовать ряд услуг, направленных на то, чтобы помочь подросткам справиться с депрессией, издевательствами и другими проблемами, которые могут перерасти в суицидальные наклонности.

Вмешательство

Второй тип вмешательства в отношении суицида в школе направлен на оказание помощи учащимся, которые выразили мысли о самоубийстве или проявили потенциально суицидальное поведение. Вмешательство консультантов будет зависеть от политики школьного округа, но может включать некоторые из следующих основанных на фактических данных решений.

Программа обучения прикладным навыкам вмешательства при суициде является одним из таких решений в работе с подростками, склонными к суициду, и учит консультантов тому, как должным образом устанавливать связь, понимать и помогать учащимся в эти трудные времена. Конечная цель направлена ​​на то, чтобы вооружить консультантов навыками, необходимыми для разработки планов для отдельных учащихся, которые помогут им общаться со сверстниками, взрослыми и партнерами по сообществу, чтобы спасать жизни.

Те, кто проходят такое обучение, с большей вероятностью смогут успешно помочь ученикам справиться с суицидальными наклонностями.

«Школьные консультанты, изучившие [конкретно протокол программы ASIST], сообщили об улучшении навыков вмешательства в суицид, знаний о самоубийстве и полезного отношения к самоубийству».

Postvention

Если эти профилактические меры не приживутся, школьные консультанты могут изменить ситуацию к лучшему, предоставив учащимся и сообществам услуги поддержки, которые помогут в будущих усилиях по профилактике.

«Систематическая оценка школьных поственционных программ дала ограниченные доказательства их эффективности», — отмечает ACA. «Одна из стратегий, которая доказала свою эффективность, — это немедленная и адекватная реакция со стороны авторитетных лиц в школе. Обучение кризисному вмешательству привратников в школьной среде может помочь снизить уровень самовыражения и уровень самоубийств после самоубийства, обучая учителей и администраторов надлежащим образом реагировать на кризис».

Через поственцию специалисты по реагированию на кризисные ситуации, в том числе школьные консультанты, оказывают эмоциональную поддержку, распространяют фактическую информацию и устраняют стигматизацию, связанную с психическим здоровьем и самоубийством, чтобы помочь учащимся исцелиться от травмы.

Школьные консультанты часто являются первыми доступными специалистами для учащихся, которые справляются с суицидальными мыслями или наклонностями. Будучи привратниками психического здоровья в современных средних школах и колледжах, консультанты являются одними из наиболее подготовленных для борьбы с этой тревожной тенденцией.

Для тех, кто заинтересован в том, чтобы помочь учащимся всех возрастов справляться со своими трудностями здоровым образом, онлайн-магистр гуманитарных наук в области консультирования Университета Уэйк Форест предоставляет студентам обучение, необходимое для того, чтобы изменить жизнь студентов.