Выдающиеся психологи 20 века – 100

Содержание

100 самых выдающихся психологов ХХ века

РАНГ ИМЯ ПСИХОЛОГА
1 Б. Скиннер (Skinner, B. F.)
2 Жан Пиаже (Piaget, Jean)
3 Зигмунд Фрейд (Freud, Sigmund)
4 Альберт Бандура (Bandura, Albert)
5 Леон Фестингер (Festinger, Leon)
6 Карл Роджерс (Rogers, Carl R.)
7 Стэнли Шахтер (Schachter, Stanley)
8 Нил Миллер (Miller, Neal E.)
9 Эдвард Торндайк (Thorndike, Edward)
10 Абрахам Маслоу (Maslow, A. H.)
11 Гордон Олпорт (Allport, Gordon W.)
12 Эрик Эриксон (Erikson, Erik H.)
13 Ганс Айзенк (Eysenck, H. J.)
14 Уильям Джеймс (James, William)
15 Дэвид МакКлеланд (McClelland, David C.)
16 Раймонд Кэттел (Cattell, Raymond B.)
17
Джон Уотсон (Watson, John B.)
18 Курт Левин (Lewin, Kurt)
19 Дональд Хебб (Hebb, D. O.)
20 Джордж Миллер (Miller, George A.)
21 Кларк Халл (Hull, Clark L.)
22 Джером Каган (Kagan, Jerome)
23 Карл Густав Юнг (Jung, C. G.)
24 Иван Павлов (Pavlov, Ivan P.)
25 Уолтер Мишель (Mischel, Walter)
26 Гарри Харлоу (Harlow, Harry F.)
27 Джо Гилфорд (Guilford, J. P.)
28 Джером Брунер (Bruner, Jerome S.)
29 Эрнест Хилгард (Hilgard, Ernest R.)
30 Лоуренс Кольберг (Kohlberg, Lawrence)
31 Мартин Селигман (Seligman, Martin E. P.)
32 Ульрик Найссер (Neisser, Ulric)
33 Дональд Кэмпбелл (Campbell, Donald T.)
34 Роджер Браун (Brown, Roger)
35 Роберт Зайонц (Zajonc, R. B.)
36 Эндель Тульвинг (Tulving, Endel)
37 Герберт Саймон (Simon, Herbert A.)
38 Ноам Хомский (Chomsky, Noam)
39 Эдвард Джонс (Jones, Edward E.)
40 Чарльз Осгуд (Osgood, Charles E.)
41 Соломон Аш (Asch, Solomon E.)
42 Гордон Г. Бауэр (Bower, Gordon H.)
43 Гарольд Келли (Kelley, Harold H.)
44 Роджер Сперри (Sperry, Roger W.)
45 Эдвард Толмен (Tolman, Edward C.)
46 Стэнли Милгрэм (Milgram, Stanley)
47 Артур Дженсен (Jensen, Arthur R.)
48 Ли Кронбах (Cronbach, Lee J.)
49 Джон Боулби (Bowlby, John)
50 Вольфганг Кёлер (Köhler, Wolfgang)
51 Дэвид Векслер (Wechsler, David)
52 Стэнли Стивенс (Stevens, S. S.)
53 Джозеф Вольпе (Wolpe, Joseph)
54 Дональд Бродбент (Broadbent, D. E.)
55 Роджер Шепард (Shepard, Roger N.)
56 Майкл Познер (Posner, Michael I.)
57 Теодор Ньюкомб (Newcomb, Theodore M.)
58 Элизабет Лофтус (Loftus, Elizabeth F.)
59 Пол Экман (Ekman, Paul)
60 Роберт Стернберг (Sternberg, Robert J.)
61 Карл Лешли (Lashley, Karl S.)
62 Кеннет Спенс (Spence, Kenneth)
63 Мортон Дойч (Deutsch, Morton)
64 Джулиан Роттер (Rotter, Julian B.)
65 Конрад Лоренц (Lorenz, Konrad)
66 Бентон Андервуд (Underwood, Benton J.)
67 Альфред Адлер (Adler, Alfred)
68 Майкл Раттер (Rutter, Michael)
69 Александр Лурия (Luria, Alexander R.)
70 Элеонора Маккоби (Maccoby, Eleanor E.)
71 Роберт Пломин (Plomin, Robert)
72.5 Стэнли Холл (Hall, G. Stanley)
72.5 Льюис Термен (Terman, Lewis M.)
74.5 Элеонора Гибсон (Gibson, Eleanor J.)
74.5 Пол Миль (Meehl, Paul E.)
76 Леонард Берковиц (Berkowitz, Leonard)
77 Уильям Эстес (Estes, William K.)
78 Эллиот Аронсон (Aronson, Eliot)
79 Ирвинг Джанис (Janis, Irving L.)
80 Ричард Лазарус (Lazarus, Richard S.)
81 Гэри Кэннон (Cannon, W. Gary)
82 Аллен Л. Эдвардс (Edwards, A. L.)
83 Лев Выготский (Vygotsky, Lev S.)
84 Роберт Розенталь (Rosenthal, Robert)
85 Милтон Рокич (Rokeach, Milton)
88.5 Джон Гарсиа (Garcia, John)
88.5 Джеймс Гибсон (Gibson, James J.)
88.5
Дэвид Румельхарт (Rumelhart, David)
88.5 Луис Леон Тёрстоун (Thurston, L. L.)
88.5 Маргарет Уошберн (Washburn, Margarete)
88.5 Роберт С. Вудворт (Woodworth, Robert)
93.5 Эдвин Боринг (Boring, Edwin G.)
93.5 Джон Дьюи (Dewey, John)
93.5 Амос Тверски (Tversky, Amos)
93.5 Вильгельм Вундт (Wundt, Wilhelm)
96 Герман Уиткин (Witkin, Herman A.)
97 Мэри Эйнсворт (Ainsworth, Mary D.)
98 Хобарт Моурер (Mowrer, O. Hobart)
99 Анна Фрейд (Freud, Anna)
100 ……………………………………….

psyresearchdigest.blogspot.com

10 НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ В ИСТОРИИ — Lovetorun — беговые путешествия

Выдающиеся психологи-мыслители

Даже несмотря на то, что каждый из представленных здесь теоретиков-психологов, по всей вероятности, руководствовался идеями определенной доминирующей школы, все они внесли индивидуальный неоценимый вклад в развитие психологии.

В июле 2002 года был опубликован журнал «Review of General Psychology», в котором был представлен рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Рейтинг был составлен с учетом трех основных факторов: частота цитат в журналах, частота цитат в вводной части учебников и результаты опроса 1725 членов Американской психологической ассоциации.

10 влиятельных психологов-мыслителей

В списке ниже представлены 10 психологов, которые по результатам опроса, считаются наиболее влиятельными. Эти люди  — самые известные психологи-мыслители, которые сыграли важную роль в истории психологии и своим трудом расширили понимание человеческого поведения. Этот список – не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какая школа мысли была лучшей. Список дает представление об определенных теоретических взглядах, которые оказали влияние не только на психологию, но и на нашу культуру в целом.

1. Б. Ф. Скиннер

Б.Ф.Скиннер

В исследовании 2002 года в рейтинге 99 самых выдающихся психологов 20-го века список возглавил Б. Ф. Скиннер. Стойкий бихевиоризм Скиннера сделал его доминирующей личностью в психологии, а методы терапии, основанные на его теориях, широко используются сегодня, в том числе и в таких областях как экономика.

2. Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд

Когда люди думают о психологии, они вспоминают имя Фрейда. В своей работе он придерживался убеждения в том, что не все психические заболевания имеют физиологические причины. Фрейд также предложил доказательства того, что на психологию и поведение людей оказывают влияние их культурные различия. Работа и труды Зигмунда Фрейда способствовали более глубокому раскрытию понимания личности, развитию клинической психологии, человеческого потенциала и патопсихологии.

3. Альберт Бандура

А.Бандура

Работы Бандуры представляют собой часть когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х. Он подчеркнул важность социальной теории обучения посредством наблюдений, имитации и моделирования. «Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, если даже не опасным, если бы люди полагались исключительно на результат своих собственных действий». В своей книге «Теория социального научения», 1977 г. автор систематически излагает обоснованные предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внешних и внутренних факторов: социальные процессы оказывают на поведение ни чуть не меньшее влияние, чем когнитивные.

4. Жан Пиаже

Работы Жана Пиаже затрагивают  понимание детского интеллектуального развития в области психологии. Исследования Жана Пиаже помогли развитию возрастной психологии, когнитивной психологии, генетической эпистемологии и появлению реформ в образовании. Альберт Эйнштейн как-то назвал наблюдения Пиаже над детским интеллектуальным развитием и мыслительными процессами открытием «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».

5. Карл Роджерс

Карл Рождерс

Карл Роджерс подчеркивал важность влияния человеческого потенциала на психологию и образование. Карл Роджерс стал одним из важнейших гуманистических мыслителей, известный одноименным направлением в терапии «терапией Роджерса», которую сам он называл личностно-ориентированной психотерапией. Как описывает его дочь Натали Роджерс, он был «образцом сострадания и демократических идеалов в жизни, а в работе педагогом, писателем и терапевтом».

6. Уильям Джеймс

У.Джеймс

Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его  книга «Принципы психологии» объемом в 1200 страниц стала классикой. Его учение и сочинения помогли становлению психологии как науки. Кроме того, Джеймс внес вклад в развитие функционализма, прагматизма и послужил примером для многих студентов-психологов за период своей 35-летней преподавательской карьеры.

7. Эрик Эриксон

Эрик Эриксон

Теория возрастного развития Эрика Эриксона способствовала созданию живого интереса к исследованию развития потенциала человека. Будучи последователем эго-психологии, Эриксон расширил психоаналитическую теорию, исследуя развитие личности: события в раннем детстве, в зрелом возрасте и в старости.

8. Иван Павлов

И.Павлов

Иван Павлов — русский физиолог, исследования условных рефлексов которого помогли становлению и развитию такого направления, как бихевиоризм в психологии. Экспериментальные методы Павлова помогли ученым отойти от самоанализа и субъективных оценок и перейти к объективному измерению поведения в психологии.

9. Курт Левин

Курт Левин

Левина называют отцом современной социальной психологии благодаря его новаторским работам, в которых он использовал научные методы и эксперименты для изучения социального поведения. Левин был конструктивным теоретиком, который посредством своего устойчивого воздействия на психологию стал одним из выдающихся психологов 20-го века.

10. Выбор читателей

Евгений Гарфилд (в 1977г.) и Хэггблум (в 2002г.), публикуя свои списки-рейтинги, оставляли последний пункт списка пустым для того, чтобы позволить читателю самостоятельно выбрать того психолога, который по мнению читателя должен войти в этот список.

Источник: http://psychology.about.com/bio/Kendra-Cherry-17268.htm

lovetorun.ru

10 самых влиятельных психологов - Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Evgeniy в . Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 22/03/2015

Обзор выдающихся мыслителей в области психологии

Широту и разнообразие психологии можно увидеть, посмотрев, на некоторых из наиболее известных мыслителей. В то время как каждый теоретик, возможно, был частью наиважнейшей философской школы, каждый принес уникальный вклад и новые перспективы развития психологии как науки.

Исследование, которое появилось в июле 2002 года «Обзор общей психологии» создало рейтинг 99 самых влиятельных психологов . Составление рейтинга было основано главным образом на трех факторах: частота цитирования в журналах, в вводных цитатах учебников, и результатах опросах 1725 членов Американской ассоциации психологов.

10 влиятельных мыслителей в области психологии

В следующем списке приводится обзор 10 психологов из этого опроса. Эти люди не только некоторые из самых известных мыслителей в области психологии, они также сыграли важную роль в истории психологии и внесли важный вклад в наше понимание человеческого поведения. Этот список не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какие школы мысли были лучшими. Вместо этого, этот список дает представление о некоторых теоретических взглядах, которые влияют не только на психологию, но и на культурную среду, в которой мы живем.

1. Б. Ф. Скиннер

В исследовании 2002 года рейтинга 99 самых выдающихся психологов 20-го века, Б. Ф. Скиннер возглавляет список. Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма. Методы терапии, основанные на его теориях, широко используется и сегодня, в том числе техники модификации поведения.

2. Зигмунд Фрейд

Когда люди думают о психологии, многие склонны думать о Фрейде. Его работы поддерживают мнение, что не все психические заболевания имеют физиологические причины, и он также предложил доказательство того, что культурные различия оказывают влияние на психологию и поведение. Его работы и труды способствовали нашему пониманию личности, клинической психологии, человеческого развития, и  патопсихологии.

3. Альберт Бандура

Работы Бандуры считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его социальная теория обучения подчеркнула важность наблюдения обучения, подражание и моделирование. ” Обучение будет чрезвычайно трудоемким, чтобы не сказать опасным, если людям придется полагаться только на результаты их собственных действий для того, чтобы понять, что им следует делать. ” Бандура объяснил в своей книге «Социальная теория обучения».

4. Жан Пиаже

Работы Жана Пиаже оказали глубокое влияние на психологию, особенно в нашем понимании детского интеллектуального развития. Его исследования способствовали росту психологии развития, когнитивной психологии, генетической эпистемологии, и реформы образования. Альберт Эйнштейн однажды описал наблюдения Пиаже относительно детского интеллектуального роста и мыслительных процессов как открытие, «Настолько простым, что до него мог додуматься Только гений.»

5. Карл Роджерс

Карл Роджерс сделал упор на человеческий потенциал, который оказал огромное влияние на психологию и образование. Он стал одним из важнейших гуманистических мыслителей. Как пишет его дочь Натали Роджерс, он был «Он относился по жизни к людям с сочувствием и пониманием, и воплощал свои демократические идеалы в работе преподавателем, писателем и терапевтом».

6. Уильям Джеймс

Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его 1200-страничный текст, Принципы психологии, стала классикой на эту тему, и его учения и труды помогли установить психологию как науку. Кроме того, Джеймс сделал вклад в функционализм, прагматизм и повлиял на многих студентов-психологов в течение своей 35-летней педагогической деятельности.

7. Эрик Эриксон

Теория стадии психосоциологического развития Эрика Эриксона помогла пробудить интерес и исследование в области развития человека через продолжительность жизни. Психолог расширил теорию, исследуя развитие в течение жизни, включая события детства, взрослой жизни, и старости.

8. Иван Павлов

Иван Петрович Павлов был российским физиологом, исследование которого повлияло на развитие такого направления в психологии как бихевиоризм. Экспериментальные методы Павлова помогли отодвинуть психологию от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения.

9. Курт Левин

Левин известен как отец современной социальной психологии из-за его новаторской работы, которая использовала научные методы и экспериментирование, чтобы посмотреть на социальное поведение. Левин был оригинальным теоретиком, устойчивое воздействие которого на психологию делает его одним из выдающихся психологов 20-ого столетия.

10. Выбор читателей

Следуя примерам списка рейтинга Юджина Гарфилда 1977 года и 2002 Хэггблума, заключительное место в этом списке было оставлено незаполненным, чтобы позволить выбрать «лучшего для читателя психолога, который должен был завершить список»

Теги: Альберт Бандура, Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд, Иван Петрович Павлов, Карл Роджерс, Курт Левин, Скиннер, Уильям Джеймс, Эрик Эриксон


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

200 самых выдающихся психологов современности

Как-то я уже писал про 100 самых выдающихся психологов ХХ века. Но психология не стоит на месте и классикам наступают на пятки более молодые поколения исследователей. Группа исследователей во главе с Эдом Динером составили список из 200 самых выдающихся психологов современности [1], имея в виду тех, у кого пик карьеры пришёлся на период после Второй мировой войны. Статья со списком опубликована в новом журнале открытого доступа от APA Archives of Scientific Psychology.

На первом этапе они составили список из 348 психологов, которые потенциально могли бы претендовать на звание самых выдающихся. При составлении этого списка авторы использовали 6 источников: 1) получатели наград APA за выдающихся вклад в науку, 2) получатели наград APS, 3) члены американской National Academy of Sciences, 4) члены American Academy of Arts and Sciences, 5) авторы самых цитируемых статей по данным Institute for Scientific Information, 6) исследователи, часто упоминающиеся в 5 вводных учебниках по психологии.

Дальше эти 348 психологов, были проранжированы по интегральной оценке, основанной на трёх критериях: 1) наличие наград APA и APS за вклад в психологию, 2) количество страниц в 5 вводных учебниках по психологии, посвящённых исследователю или его исследованиям (плюс количество строчек в статьях Википедии), 3) цитирования (объединялись общее количество цитирований, индекс Хирша, наиболее цитируемые работы). Количество цитирований определялось по данным Google Scholar, поэтому не удивляйтесь огромным абсолютным цифрам, известно, что Google Scholar учитывает цитирования не только из рецензируемых журналов, поэтому находит их значительно больше, чем, например, Web of Science.

Список первых 200 самых выдающихся получился такой:

  1. BANDURA, Albert
  2. PIAGET, Jean
  3. KAHNEMAN, Daniel
  4. LAZARUS, Richard
  5. SELIGMAN, Martin
  6. SKINNER, B. F.
  7. CHOMSKY, Noam
  8. TAYLOR, Shelley
  9. TVERSKY, Amos
  10. DIENER, Ed
  11. SIMON, Herbert
  12. ROGERS, Carl
  13. SQUIRE, Larry
  14. ANDERSON, John
  15. EKMAN, Paul
  16. TULVING, Endel
  17. ALLPORT, Gordon
  18. BOWLBY, John
  19. NISBETT, Richard
  20. CAMPBELL, Donald
  21. MILLER, George
  22. FISKE, Susan
  23. DAVIDSON, Richard
  24. MCEWEN, Bruce
  25. MISCHEL, Walter
  26. FESTINGER, Leon
  27. MCCLELLAND, David
  28. ARONSON, Elliot
  29. POSNER, Michael
  30. BAUMEISTER, Roy
  31. KAGAN, Jerome
  32. LEDOUX, Joseph
  33. BRUNER, Jerome
  34. ZAJONC, Robert
  35. KESSLER, Ronald
  36. RUMELHART, David
  37. PLOMIN, Robert
  38. SCHACTER, Daniel
  39. BOWER, Gordon
  40. AINSWORTH Mary
  41. MCCLELLAND, James
  42. MCGAUGH, James
  43. MACCOBY, Eleanor
  44. MILLER, Neal
  45. RUTTER, Michael
  46. EYSENCK, Hans
  47. CACIOPPO, John
  48. RESCORLA, Robert
  49. EAGLY, Alice
  50. COHEN Sheldon
  51. BADDELEY, Alan
  52. BECK, Aaron
  53. ROTTER, Julian
  54. SMITH, Edward
  55. LOFTUS, Elizabeth
  56. JANIS, Irving
  57. SCHACHTER, Stanley
  58. BREWER, Marilynn
  59. SLOVIC, Paul
  60. STERNBERG, Robert
  61. ABELSON, Robert
  62. MISHKIN, Mortimer
  63. STEELE, Claude
  64. SHIFFRIN, Richard
  65. HIGGINS, E. Tory
  66. WEGNER, Daniel
  67. KELLEY, Harold
  68. MEDIN, Douglas
  69. CRAIK, Fergus
  70. NEWELL, Allen
  71. HEBB, Donald
  72. CRONBACH, Lee
  73. MILNER, Brenda
  74. GARDNER, Howard
  75. GIBSON, James
  76. THOMPSON, Richard
  77. GREEN, David
  78. BERSCHEID, Ellen
  79. MARKUS, Hazel
  80. JOHNSON, Marcia
  81. HILGARD, Ernest
  82. MASLOW, Abraham
  83. DAMASIO, Antonio
  84. ATKINSON, Richard
  85. ERIKSON, Erik
  86. BROWN, Roger
  87. SPERRY, Roger
  88. COHEN, Jonathan
  89. ROSENZWEIG, Mark
  90. TOLMAN, Edward
  91. GREENWALD, Anthony
  92. HARLOW, Harry
  93. DEUTSCH, Morton
  94. SPELKE, Elizabeth
  95. GAZZANIGA, Michael
  96. ROEDIGER, H. L.
  97. GUILFORD, J. P.
  98. HETHERINGTON, Mavis
  99. PINKER, Steven
  100. TREISMAN, Anne
  101. RYAN, Richard
  102. BARLOW, David
  103. FRITH, Uta
  104. ASCH, Solomon
  105. SHEPARD, Roger
  106. ATKINSON, John
  107. COSTA, Paul
  108. JONES, Edward
  109. SPERLING, George
  110. CASPI, Avshalom
  111. EISENBERG, Nancy
  112. GARCIA, John
  113. HEIDER, Fritz
  114. SHERIF, Muzafer
  115. GOLDMAN-RAKIC, P.
  116. UNGERLEIDER, Leslie
  117. ROSENTHAL, Robert
  118. SEARS, Robert
  119. WAGNER, Allan
  120. DECI, Ed
  121. DAVIS, Michael
  122. ROZIN, Paul
  123. GOTTESMAN, Irving
  124. MOFFITT, Terrie
  125. MAIER, Steven
  126. ROSS, Lee
  127. KOHLER, Wolfgang
  128. GIBSON, Eleanor
  129. FLAVELL, John
  130. FOLKMAN, Susan
  131. GELMAN, Rochel
  132. LANG, Peter
  133. NEISSER, Ulrich
  134. CSIKSZENTMIHALYI, Mihalyi
  135. MERZENICH, Michael
  136. MCCRAE, Robert
  137. OLDS, James
  138. TRIANDIS, Harry
  139. DWECK, Carol
  140. HATFIELD, Elaine
  141. SALTHOUSE, Timothy
  142. HUTTENLOCHER, J.
  143. BUSS, David
  144. MCGUIRE, William
  145. CARVER, Charles
  146. PETTY, Richard
  147. MURRAY, Henry
  148. WILSON, Timothy
  149. WATSON, David
  150. DARLEY, John
  151. STEVENS, S. S.
  152. SUPPES, Patrick
  153. PENNEBAKER, James
  154. MOSCOVITCH, Morris
  155. FARAH, Martha
  156. JONIDES, John
  157. SOLOMON, Richard
  158. SCHEIER, Michael
  159. KITAYAMA, Shinobu
  160. MEANEY, Michael
  161. PROCHASKA, James
  162. FOA, Edna
  163. KAZDIN, Alan
  164. SCHAIE, K. Warner
  165. BARGH, John
  166. TINBERGEN, Niko
  167. KAHN, Robert
  168. CLORE, Gerald
  169. LIBERMAN, Alvin
  170. LUCE, Duncan
  171. BROOKS-GUNN, Jeanne
  172. LUBORSKY, Lester
  173. PREMACK, David
  174. NEWPORT, Elissa
  175. SAPOLSKY, Robert
  176. ANDERSON, Craig
  177. GOTLIB, Ian
  178. BEACH, Frank
  179. MEEHL, Paul
  180. BOUCHARD, Thomas
  181. ROBBINS, Trevor
  182. BERKOWITZ, Leonard
  183. THIBAUT, John
  184. TEITELBAUM, Philip
  185. CECI, Stephen
  186. MEYER, David
  187. MILGRAM, Stanley
  188. SIEGLER, Robert
  189. AMABILE, Teresa
  190. KINTSCH, Walter
  191. CAREY, Susan
  192. FURNHAM, Adrian
  193. BELSKY, Jay
  194. OSGOOD, Charles
  195. MATTHEWS, Karen
  196. STEVENSON, Harold
  197. UNDERWOOD, Brenton
  198. BIRREN, James
  199. KUHL, Patricia
  200. COYNE, James

В список попали исследователи, представляющие 16 тематических областей психологии. Три наиболее частые – это социальная психология (16%), биологическая психология (11%), и психология развития (10%).

Кроме самого рейтинга это исследование выявило несколько интересных фактов.

  1. Выдающиеся психологи почти всегда имеют очень большое количество статей (чаще всего сотни, но у некоторых их значительно больше: Adrian Furnham – больше 1100, Robert Sternberg – больше 1200!), часть из которых являются мега-цитируемыми. Этому способствует то, что чаще всего они не уходят на пенсию и продолжают проводить исследования всю свою жизнь. Видимо потому, что это им очень нравится. А поскольку средний возраст тех, кто уже умер, – 80 лет, а многие из них доживают до 90 лет (например, Jerome Bruner), их академический стаж часто превышает 50 и даже 60 лет.
  2. Признание со стороны профессиональных организаций приходит поздно. Средний возраст получения награды APA – 59 лет. Только один Paul Meehl получил награду в 30 лет, а Kahneman и Festinger – в 40.
  3. 38% психологов из этого списка получили степень PhD в 5 университетах: Гарвард, Университет Мичигана, Йель, Стэнфорд, Университет Пенсильвании. Если к ним добавить ещё 5 – Университет Калифорнии в Беркли, Университет Миннесоты, Колумбийский университет, Университет Чикаго и Университет Техаса – то защитившихся в этой десятке будет уже 55%. Поскольку в США около 285 аспирантур по психологии, то авторы отмечают среди них большое неравенство. Однако со временем это неравенство снижается, т.к. среди рождённых до 1936 года 38% получили свою степень PhD в университетах Лиги Плюща (т.е. всего в 8 университетах). Среди рождённых после 1936 года таких уже 21%. На уровне бакалавриата и магистратуры наблюдается большее разнообразие. Первые 5 мест здесь занимают Гарвард, Университет Мичигана, Городской Университет Нью-Йорка, Стэнфорд и Университет Калифорнии в Беркли. Эти университеты закончили 20% самых выдающихся психологов.
  4. Большинство исследователей из этого списка хотя бы какое-то время работали в этих самых престижных университетах: 50 человек работали в Гарварде, 30 в Стэнфорде, 27 в Университете Пенсильвании, 27 в Университете Мичигана, 25 в Йеле.
  5. Несмотря на то, что от 75% до 80% психологов, оканчивающих университеты – женщины (то же самое наблюдается и на уровне степеней PhD), в списке самых выдающихся женщин меньшинство. Однако со временем их количество увеличивается. Среди родившихся до 1921 года только 10% женщин, между 1921 и 1950 годами – 22%, между 1951 и 1965 годами – 27%.

Интересно отдельно посмотреть на список 50 самых цитируемых публикаций.
Предвидя возможные вопросы и комментарии, сразу скажу. Да, этот список состоит только из исследователей, практиков в нём нет. Так и задумывалось. Список строился на основе конкретных критериев, и если какого-то вашего любимого психолога в нём нет, значит по данным критериям он находится ниже остальных. Список актуален на данный момент, но со временем он может изменится. В него могут попасть новые люди, а уже находящиеся в нём могут поменять место.

И последнее. Если вдруг вы хотите стать выдающимся психологом, анализ списка самых выдающихся психологов может дать вам несколько советов, которые могут в этом помочь. Во-первых, надо закончить один из самых престижных университетов мира и получить в одном из них степень PhD. При этом не так важно, чем именно внутри психологии вы будете заниматься и что изучать, хотя изучать психологию ощущений и восприятия или социальную психологию, кажется, выгоднее. Во-вторых, надо много работать, проводить много исследований и публиковать много статей, не меньше сотни. В-третьих, надо любить заниматься исследованиями и делать это всю жизнь, которая должна быть долгой (надо попытаться дожить хотя бы до 80 лет). В-четвёртых, надо быть терпеливым, в психологии слава приходит поздно.

_______________________________________________
[1] Diener, E., Oishi, S., & Park, J. Y. (2014). An Incomplete List of Eminent Psychologists of the Modern Era. Archives of Scientific Psychology, 2(1), 20–32. doi:10.1037/arc0000006

Пост написал Андрей Ловаков для Дайджест психологический исследований

psyresearchdigest.blogspot.com

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ.. «100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ»

 

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ

Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского.

В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте.

В сентябре 1927 г. Б.Г. Ананьев был направлен на стажировку в ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то

время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке.

Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологаческой точки зрения)». Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга.

В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал свою первую монографию «Психология педагогической оценки», которая была опубликована в 1935 г.

В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Б.Г. Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.

Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии.

Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов. В 1939 г. Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии.

Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем — в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения.

В 1943 г. Б.Г. Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинфадском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Б.Г. Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В 1947 г. он опубликовал монофафию «Очерки истории русской психологии XVIII—XIX вв.». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.

На рубеже 1940—1950-х гг. Б.Г. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций.

В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Б.Г. Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и «О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами.

Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962—1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплекс-ный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева.

В это же время Б.Г. Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп.

litresp.ru

Список известных психологов - Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Evgeniy в . Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 17/06/2015

Карл Роджерс

Карл Роджерс был одним из самых влиятельных психологов 20-го века. Он сделал большой вклад в развитие гуманистической психологии. Работы Роджерса оказали значительное влияние на психотерапию и образование.

Мартин Селигман

Мартина Селигмана часто называют отцом современной позитивной психологии. Он занимал пост президента Американской психологической ассоциации в 1998 году, а в обзоре наиболее влиятельных психологов 20-го века Селигман занял 13-ю строчку в списке наиболее часто цитируемых в учебниках психологов.

Б. Ф. Скиннер

Исследования Скиннера в области оперантного обусловливания, также известного как инструментальное кондиционирование, сделали его одним из лидеров бихевиоризма, но эти же исследования и теории также сделали его мишенью для споров. Работы Скиннера остаются актуальными и сегодня, особенно в области поведенческой терапии, которая для изменения проблемного поведения предполагает вмешательство в него.

Сабина Шпильрейн

Сабина Шпильрейн больше всего известна как пациентка и любовница Карла Юнга. Её история легла в основу фильма «Опасный метод» (2011). Шпильрейн также сама была психиатром и внесла значительный вклад в развитие психоанализа. Юнг и Фрейд опирались на её идеи относительно так называемого влечения к смерти (инстинкта смерти). Шпильрейн также оказала влияние на других психологов своего времени, таких как Мелани Кляйн и Жан Пиаже. В 1941 году она была убита нацистами, а её произведения в течение многих лет были утеряны.

Роберт Стернберг

Роберт Стернберг — современный психолог, известный благодаря своим исследованиям в области интеллекта, творчества, любви и когнитивизма. Когда учился в седьмом классе, он для школьного проекта разработал тест для измерения уровня интеллекта, а позже начал формировать триархичную теорию интеллекта. Стернберг также занимал пост президента Американской психологической ассоциации и был удостоен множества наград за свои труды.

Эдвард Торндайк

Эдвард Торндайк был американским психологом-новатором, больше всего известным, пожалуй, благодаря так называемому закону эффекта. Не смотря на то, что он был очень успешным студентом, Торндайк изначально не любил свои первые курсы по психологии. Интерес к психологии у него возник после прочтения классической книги «Принципы психологии» Уильяма Джеймса. Сегодня Торндайка часто называют отцом современной педагогической психологии.

Лев Выготский

Лев Выготский больше всего известен как психолог, разработавший социокультурную теорию и так называемую концепцию зоны ближайшего развития. Большинство его идей были обнаружены только после его смерти.

Джон Б. Уотсон

Джон Б. Уотсон часто упоминается как «отец бихевиоризма». Его мнение о том, что психология является наукой о внешнем поведении, оказало сильное влияние, и идеи бихевиоризма стали доминировать в течение всей первой половины двадцатого века. Уотсон был одним из самых сильных сторонников бихевиоризма. Он утверждал, что психология должна быть объективной и сосредоточиваться на изучении человеческого поведения.

Макс Вертгеймер

Макс Вертгеймер был одним из основателей школы мысли, известной как гештальтпсихология. Вертхаймер больше всего запомнился благодаря своему влиянию на изучение таких явлений, как ощущение и восприятие, а также благодаря развитию экспериментальной психологии.

Вильгельм Вундт

Вильгельм Вундт больше всего известен тем, что основал самую первую экспериментальную лабораторию психологии в Лейпциге (Германия). Он способствовал становлению психологии как самостоятельной дисциплины, отдельной от философии и физиологии.

Роберт Йеркс

Роберт Йеркс известен своим влиянием на развитие сравнительной психологии и исследованиями в области интеллекта. Он был членом комитета, ответственным за разработку так называемых армейских тестов Альфа и Бета, целью которых являлась диагностика интеллектуальных способностей. Он также создал первую в США лабораторию по исследованию приматов.

Филипп Зимбардо

Филипп Зимбардо является влиятельным психологом, который в начале 1970-х годов провёл знаменитый эксперимент, известный как Стэнфордский тюремный эксперимент. Он также получил широкое признание благодаря своим исследованиям по застенчивости, культу поведения и героизму.

Страницы: 1 2 3 4

Теги: история психологии, психологи


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Известные психологи в зарубежной и отечественной научной школе :: SYL.ru

Одним из наиболее ярких течений зарубежной психологической школы является глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie). Это ряд направлений в психологии и психиатрии, основой которых является положение о ведущей роли бессознательных процессов в психической жизнедеятельности личности. Включает в себя такие направления, как психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология, неофрейдизм, представителями которых являлись в большинстве своем самые известные психологи. Наибольшую известность получил основоположник психоанализа, австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939).

известные психологи

Зигмунд Фрейд и классический психоанализ

В психологической структуре личности З. Фрейд выделял три основных блока: Ид (Оно), Эго (Я) и супер-Эго (Сверх-Я).

Ид – уникальные структуры, заложенные в психике личности при рождении (прежде всего инстинкты), а также те мысли и чувства, которые по тем или иным причинам были вытеснены из сознания. Эго развивается из Ид: с одной стороны, зависит от него, с другой – его контролирует. Эго отличает сознательный характер, оно находится в постоянном контакте с внешним миром. Супер-Эго представляет собой комплекс социальных норм и правил поведения; оно развивается из Эго и одновременно становится его «цензором» - блокируя определенные мысли и действия Эго, не соответствующие его принципам.

Абсолютная целостность личности не может быть достигнута, так как Эго находится в «подчинении» одновременно и Ид, и Супер-Эго, в то время как их требования носят несовместимый характер. В результате могут возникать внутренние конфликты личности, депрессия и неврозы. Для выздоровления личности применим способ обратного перевода информации болезненного характера в область сознания. Возможность проанализировать данную информацию позволяет реализовать вытесненное либидо и восстановить относительное психическое равновесие индивида.

Аналитическая психология

Продолжателями идей Фрейда стали многие известные психологи мира – А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и др. Одним же из наиболее ярких и выдающихся стал швейцарский психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг (1875-1961).

самые известные психологи Ему принадлежит более развернутая система личности:
  • Сознательный блок – Персона (совокупность социальных ролей личности, характер, манера поведения и т. д.) и Эго (взаимодействие сознания и бессознательного).
  • Индивидуальное бессознательное – включает в себя Тень (мысли, желания, вытесненные в бессознательное в следствие их несоответствия социальным нормам), Аниму и Анимуса (представления личности о себе как о мужчине – у женщин и женщине – у мужчин), Самость (архетип целостности личности).
  • Коллективное бессознательное – структура, образованная в процессе накопления определенного опыта предшествующими поколениями, передающаяся на бессознательном уровне каждому индивиду.

Основным элементом коллективного бессознательного являются архетипы. Это универсальные символы или мотивы (первообразы), существующие в коллективном бессознательном. Они проявляются в сновидениях, повторяются в мифологических сюжетах и сказках разных народов (дракон, герой, мудрец, мать, сокровища и др.). Архетип подобен психическому руслу, которое определяет характер деятельности психических процессов.

известные психологи мира

Иван Петрович Павлов и «русский бихевиоризм»

На рубеже XIX и ХХ веков бихевиоризм (от английского behaviour – поведение) становится главным течением, которому следуют известные психологи сначала в американской, а затем и в мировой психологии.

В советский период отечественной психологической науки бихевиоральное направление рассматривалось в качестве извращенного буржуазного подхода и подвергалось жесткой критике. Тем не менее ряд психологических теорий были близки данному направлению (рефлексология – объективная психология - и др.). Их идеи разрабатывали такие известные психологи России, как В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов и И. П. Павлов.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) - русский физиолог, создатель теории высшей нервной деятельности живых существ. Как и многие известные психологи того времени, придерживался эволюционно-биологического подхода к объяснению физиологических функций в организме как в целостной системе. В качестве основного регулятора деятельности рассматривал нервную систему. Павлов доказал, что главным актом поведения живых существ является условный рефлекс (термин самого Павлова), который реализуется высшими нервными центрами (кора больших полушарий головного мозга и ближайшая подкорковая область).

известные психологи россии

Джон Уотсон и начало бихевиоризма

Начало направлению было положено в 1913 году публикацией статьи американского психолога Джона Уотсона (1878-1958) «Психология с точки зрения бихевиориста». Предметом психологической науки, согласно Уотсону (а впоследствии данную идею поддержали и другие известные психологи), должен выступать не субъективный мир индивида, а непосредственно фиксируемые объективно характеристики поведения, определяемого каким-либо внешним воздействием. Основным механизмом закрепления у обучающегося знаний и навыков, а также мышления, по мнению бихевиоризма, является система своевременного подкрепления (награды-наказания).

Идеи Берреса Фредерика Скиннера

Другой известный представитель бихевиорального направления, Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990), утверждает предсказуемый характер человеческого поведения. Следовательно, его можно исследовать при помощи естественнонаучных методов, также им возможно управлять.

Также большое влияние на развитие психологической науки оказали такие направления, как гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин, В. Келлер, К. Коффка и др), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу) и когнитивная психология (У. Джеймс, Дж. Боунер, Дж. Келли, У. Найссер и др.).

Детская психология

Отдельное направление представляет детская психология. Так, например, известный детский психолог Жан Пиаже (1896-1980) развивает идею о том, что ребенок - это не «пустой сосуд», который необходимо наполнить знаниями, а маленький исследователь и независимый мыслитель. Ребенок способен сам находить знания и даже разрабатывать собственные гипотезы. Особое значение в процессе становления детской психики Пиаже уделял игре.

известный детский психолог

Среди отечественных детских психологов наиболее известными являются А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.

www.syl.ru