Высокая обучаемость – 10 слов, которые надо вычеркнуть из резюме

Содержание

10 слов, которые надо вычеркнуть из резюме

Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ruВы коммуникабельны, стрессоустойчивы и легкообучаемы? Забудьте об этом! А главное — вычеркните из своего резюме, потому что именно эти слова уже ничего не значат для рекрутеров и раздражают их. Superjob спросил у 500 HR-менеджеров, какие слова в резюме соискателей вызывают у них негативные эмоции.
Надо сказать, что рекрутеров, которых не раздражает ничего, все же немного больше тех, кто нашел, что вставить в наш список стоп-слов: 41 и 35% соответственно. Еще 18% эйчаров раздражают не конкретные фразы, а ошибки и неправильное оформление резюме, а 6% затруднились ответить.

Итак, в первую очередь стоит поискать в резюме слова «коммуникабельный/ая» и «стрессоустойчивый/ая» и удалить их: 14 и 13% эйчаров, у которых есть претензии к лексике резюме, называют эти слова бессмысленными и заезженными, утверждая, что и сами кандидаты часто не понимают их значения: «Зачастую кандидаты даже не могут ответить, что такое коммуникабельность, или не соответствуют данному качеству»; «Про стрессоустойчивость пишут все кому не лень».

«Не звонить, не беспокоить, не предлагать…» — эти слова на 3 месте нашего антирейтинга (9%). Чем они опасны? Соискатель, казалось бы, всего лишь пытается оградить себя от неинтересных предложений (например, от кадровых агентств или предложений с маленькими зарплатами) или неудобных способов взаимодействия (отказываясь, например, общаться по телефону и соглашаясь только на переписку по электронной почте), а рекрутеры видят в этом сомнение в их квалификации и отсутствие доверия к их профессиональному опыту.

На четвертом месте — легкая обучаемость: к такой формулировке есть претензии у 7% кадровиков. «Особенно фраза про легкую обучаемость вызывает вопросы в резюме специалистов с весьма продолжительным опытом работы», — поясняли эйчары.

«Хочу/люблю/имею…» — будьте аккуратны с этими глаголами. «Люблю людей в большинстве их проявлений, но котиков все-таки немного больше», «Имею личный автомобиль и двоих детей»; «Хочу работать» — эти фразы безобидны только на первый взгляд, рекрутеры (5%) видят в них избыточную информацию или неудачный способ выделиться из общей массы.

Фраза «я самый лучший/умею все/все могу» на шестом месте с 4% голосов эйчаров. Нет ничего лучше кандидата, который многое может и умеет, но на этапе трудоустройства нужна конкретика: что именно может соискатель? что умеет? А вывод об уникальности и высоком качестве кандидата профессиональный менеджер по персоналу хочет сделать сам.

«Зарплата не менее/большая зарплата/большой оклад/много денег» — эти и подобные им фразы рекрутеры (3%) советуют заменить на конкретную цифру в специальном поле резюме, которое называется «Зарплатные ожидания».

«Презентабельная внешность», «Владение офисной оргтехникой» и «Ответственность» набрали по 2% голосов рекрутеров. Ссылаться на неземную красоту имеет смысл только претендуя на вакансии в шоу-бизнесе, а уметь пользоваться степлером и принтером и не быть разгильдяем (то есть быть ответственным) — само собой подразумевающиеся вещи.

Среди других претензий рекрутеров (47%) были претензии вот к таким, например, фразам: «Звонки мертвым клиентам»; «Иждивенцы: сын/сын и дочь»; «Могу продать песок в пустыне»; «Могу копать, могу не копать, могу сделать так, чтобы копали другие»; «Сидела в офисе»; «Свободное владение русским языком», «Доброго времени суток». Вычеркните их из вашего резюме, если ваша цель — быстро найти хорошую работу.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 97
Время проведения: 8 мая – 11 июня 2015 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 500 респондентов

Вопрос:
«Существует какое-то слово/словосочетание, встречающееся в резюме соискателей, которое вызывает у вас негативные эмоции или раздражает? Если да, то напишите, пожалуйста, что это за слово» (открытый опрос)

Ответы респондентов
Да, есть слова / фразы, которые раздражают*35%
Раздражают не фразы, а ошибки и неправильное оформление резюме**18%
Нет, таких слов нет41%
Затрудняюсь ответить6%

*Топ-10 слов, которые раздражают в резюме:

Ответы респондентов
1 Коммуникабельность14%
2 Стрессоустойчивость13%
3 Не звонить (предложения работы отправляйте по электронной почте)/не предлагать/не беспокоить….9%
4 Легкая обучаемость7%
5 Хочу/люблю/имею…5%
6 Я самый лучший/умею все/все могу4%
7 Зарплата не менее/большая зарплата/большой оклад/много денег3%
8 Приятная/привлекательная/презентабельная внешность2%
9 Владение офисной оргтехникой2%
10 Ответственность2%
Другое47%

**Что раздражает в резюме:

Ответы респондентов
Ошибки/неграмотность62%
Незаполненные резюме (полностью или частично)7%
Шаблонные фразы в резюме: шаблонный список достоинств и недостатков/шаблонные сопроводительные письма6%
Любая должность/любая работа в поле «Желаемая должность»5%
Отклик на вакансию с другим названием4%
Общие фразы/отсутствие конкретики4%
Много восклицательных знаков2%
Копирование информации откуда-либо2%
Другое8%

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

поделиться поделиться класс твитнуть Код для вставки в блог

<p>10 слов, которые надо вычеркнуть из резюме</p><p>Вы коммуникабельны, стрессоустойчивы и легкообучаемы? Забудьте об этом! А главное — вычеркните из своего резюме, потому что именно эти слова уже ничего не значат для рекрутеров и раздражают их. <a target=_blank href=»http://www.superjob.ru»>Superjob</a> спросил у 500 HR-менеджеров, какие слова в резюме соискателей вызывают у них негативные эмоции.&nbsp;<a href=»https://www.superjob.ru/research/articles/111828/10-slov-kotorye-nado-vycherknut-iz-rezyume/» target=»_blank»>Подробнее…</a></p><p>Источник: <a href=https://www.superjob.ru target=»_blank»>Superjob.ru — Работа, вакансии, резюме.</a></p>

Не нашли нужного Вам обзора на сайте?

«Зарплатомер» поможет вам быть в курсе ситуации на рынке труда!

Другие статьи

Подписка на результаты новых исследований   Прайс-лист на аналитические исследования

© Перепечатка в любых СМИ, в том числе в Интернете, возможна при условии прямой активной ссылки на портал Superjob.ru.

www.superjob.ru

Слова, которые не стоит использовать в резюме

Слова-штампы, стирающие вашу личность

 Вы — умны, терпеливы, организованны, целеустремленны? Только не вздумайте говорить об этом вашему потенциальному работодателю!!!

 Причина проста: 9 из 10 тех, кто претендует на то же место, что и вы, используют совершенно те же слова. Поэтому вы, скорее всего, просто растворитесь в толпе соискателей, так и не получив желаемую работу.

 Эту печальную закономерность выявили исследователи международной социальной сети «Linkedin», помогающей людям налаживать деловые связи. Социологи проанализировали более 250 миллионов резюме, написанных пользователями из 200 стран, и составили список слов-паразитов, которые превращают совершенно разных соискателей в клонов друг друга.

 Итак, запоминайте семь основных характеристик, которые, с точки зрения работодателей, «убивают» у вас личность.

Слова-характеристики, уничтожающие в человеке личность

 «Ответственный»

 Это слово встречается практически в ста процентах резюме. Хедхантеры (люди, занимающиеся подбором персонала) реагируют на него, как на «белый шум» — нечто, не несущее абсолютно никакой информации. Это практически тоже самое, если бы ваш друг, предположим, давным давно мечтающий о своем личном автомобиле и вообще помешанный на них, в тысячный раз сказал вам, что хотел бы себе красную «Феррари». Хотите подчеркнуть это свое качество? Тогда попробуйте найти для него…
 …Формулировки-синонимы: пунктуальный, обязательный, дисциплинированный, аккуратный, перфекционист, «трепетно отношусь к тому, чтобы работа была выполнена четко в срок»…
Чтобы резюме наверняка произвело впечатление, хедхантеры рекомендуют писать его не штампами, а простым языком: четким описанием этапов личной карьеры, конкретными примерами своей работы.

«Целеустремленный»

 Это еще одно слово — «белый шум», которое в глазах работодателей встраивает вас в ряд совершенно одинаковых претендентов. К тому же целеустремленность — это двоякое качество. Одно дело, если оно означает, что вы упорно двигаетесь к своей цели, поставленной руководством. Но ведь никто не гарантирует, что ваше «целеустремленный» не является синонимом «я добьюсь своего во что бы то ни стало».

 Формулировки-синонимы: умеющий доводить начатое дело до конца, самостоятельный.

«Эффективный»

 Фразеологизм «эффективный менеджер» давно вызывает не восторг, а оскомину и создает устойчивое впечатление, будто вы составляете не резюме, а отписку. А значит, вы не так уж и заинтересованы в том, чтобы найти работу. Следующий!

 Формулировки-синонимы: «настроена на результат», «гибкий и быстрый в принятии решений», компетентный.

«Коммуникабельный»

 Ну еще бы! Раз уж вы использовали это слово — то, скорее всего, ваша предполагаемая работа связанна с общением в коллективе или с клиентами. А раз она связанна с общением, ваше «я коммуникабельный!» — все равно что «я умею работать с компьютером» для человека, пришедшего устраиваться на место системного администратора.

 Формулировки-синонимы: «легко нахожу общий язык с окружающими людьми», «способен находить компромиссы», искренний, доброжелательный.

«Креативный»

 Эта характеристика была в моде лет пять-семь тому назад. Сегодня же ею никого не удивишь, тем более что многие даже не знают, что стоит за этим словом. Ну а если вы действительно креативная личность (то есть способны творчески мыслить и генерировать интересные идеи), тогда докажите это хотя бы в резюме, постаравшись не использовать расхожие штампы.

 Формулировки-синонимы: «умею находить нестандартные подходы к решению деловых вопросов и задач», «мой девиз: у каждой задачи есть как минимум три решения, из которых я всегда выбираю оптимальное».

«Обучаемый»

 Этот штамп хороший, но уж слишком невыразительный.

 Формулировки-синонимы: «готов осваивать новые знания и обучаться навыкам», «настроен на то, чтобы совершенствоваться в профессии».

«Стрессоустойчивый»

 Хедхантеры вам верят. Но будет гораздо лучше, если вы все-таки объясните, что именно вкладываете в столь размытую характеристику.

 Формулировки-синонимы: надежный, толерантный, тактичный, уравновешенный.

vkus-uspexa.ru

Чем заменить 10 слов-вредителей в резюме? Консультация по трудоустройству

От частого употребления даже хороших слов может коробить. Слово должны быть орудием в достижении цели, а не мусором. Тем более в резюме. Есть несколько хороших слов, которые в резюме уже лучше не использовать.

Рекомендации

У рекрутеров есть такая шутка «Семь смертных грехов в резюме: коммуникабельность, активность, желание работать в команде, целеустремленность, быстрообучаемость, исполнительность, стрессоустойчивость». Именно эти качества чаще всего вписывают в раздел «О себе» соискатели. Потенциальных работников можно понять – эти качества нужны работодателям: чтобы и работа вовремя выполнялась, и вовремя аврала нервы не сдавали. Но эти слова так часто употребляются, что уже не дают никакого представления о кандидате. Рекрутеры советуют: используйте больше глаголов действия, указывайте реальные достижения. Это вас охарактеризует гораздо лучше.

Плохо Лучше
Высокая обучаемость Освоил курс слепой печати за три дня, скорость набора теперь 280 знаков в минуту
Ответственность Опыт работы в соответствии с KPI
Исполнительность В срок решаю поставленные задачи, в случае необходимости заранее договариваюсь об изменении срока
Мобильность Готов к командировкам, разъездному характеру работы, готов использовать в работе личный автомобиль
Креативность Быстро подберу оптимальную форму отчета или презентации в Excel или PowerPoint
Коммуникабельность Легко знакомлюсь с людьми, не боюсь «холодных звонков», постоянно растет число моих подписчиков в соцсетях
Грамотная речь Общаюсь с клиентами на чистом русском языке без речевых ошибок и слов-паразитов
Сообразительность При необходимости быстро подбираю нестандартные решения в критической ситуации

Экспертиза

Генеральный директор ЗАО «Работа для Вас» Леонид Кудрявцев: «Резюме для профессионального рекрутёра – не более чем исходная информация о характере соискателя, по сути о самооценке. Любое приукрашивание, шаблонность или неоднозначность определений наводит на мысль о гриме, наложенном на личность. Потому следует вопрос: «А что он скрывает?». Какие личностные качества приветствует рекрутёр, заранее узнать невозможно, а профессиональные особенности и опыт зачастую не приветствуется на новой работе. Профессиональный рекрутёр не верит сочинению на тему «Какой я есть человек». У него заготовлен пул вопросов, которые позволят быстро создать предварительный портрет соискателя, и нет ничего правильнее, чем отвечать абсолютно честно и без фантазий. А изложение информации в резюме должно быть максимально кратким, хорошо структурированным и без грамматических ошибок».

Менеджер по персоналу интернет-агентства RealWeb Ксения Буренина: «В своих резюме потенциальным сотрудникам стоит подчеркивать те навыки, которые требуются на желаемой вакансии. И если специалист заявляет в резюме, что такие навыки есть, было бы здорово в разделе «Обо мне» или в сопроводительном письме кратко охарактеризовать источник знаний и есть ли практическое применение. Ну, а если нет реальной практики, то подчеркнуть свои способности. Вот один приятный пример: «В своей работе всегда думаю о результате. Готовность к самостоятельной деятельности и готовность отвечать за последствия принимаемых решений. Умею структурировать большие объемы информации. В стрессовых ситуациях сохраняю стабильность и адекватность мышления. Легко нахожу контакт с людьми». Кратко, по существу и человеческим языком, а не заурядными терминами».

Наталия Субаева

 

 Готовится урна для голосования.

spb.rabota.ru

Слова, из-за которых резюме могут отложить в сторону

Личным качествам кандидата сегодня уделяют все больше внимания: работодатели ищут тех, кто поладит с коллегами, разделит корпоративные ценности и будет заинтересован в работе. И чем заметнее, что в компанию ищут не абстрактного специалиста, а человека с определенными личными качествами, тем сложнее их правильно описать.

Что делать, если фраза «целеустремленный, энергичный, коммуникабельный, стрессоустойчивый, с активной жизненной позицией, умею работать в команде» превратилась в набор клише, на которые рекрутеры уже не обращают внимания, но в то же время сами работодатели требуют в вакансиях именно этих качеств? Попробуйте подкрепить их доказательствами: так абстрактный «пионер-герой» живо превратится в человека с опытом и интересной историей. Например:

  • Коммуникабельный: 2 года подрабатывал барменом-врачевателем душ в ночном клубе;
  • Стрессоустойчивый: за две недели закрыл сделку со сложным клиентом, который до этого довел до слез трех моих предшественников;
  • Пунктуальный: 3 года успешно работал в компании, где с опоздавших на работу взимались денежные штрафы;
  • Целеустремленный: за лето с нуля освоил английский язык ради работы мечты.

Не зацикливайтесь на стандартном наборе фраз, ищите синонимы, чтобы передать смысл. Особенность шаблонных фраз в том, что им перестают придавать значение. Коммуникабельность легко заменить на общительность и умение располагать к себе. Стрессоустойчивость — на способность преодолевать трудности. Активную жизненную позицию заметят сразу, если на фотографии в резюме у вас открытая и приятная улыбка. А любовь к учебе — если увидят список сертификатов о пройденных курсах.

Длинный перечень личных качеств в резюме неуместен. Идеальный список — не больше 5-7 пунктов. Какие качества выбрать, если вы разносторонний человек? Взгляните на текст вакансии: работодатель наверняка намекнул на то, что ему действительно важно.

Навыки — это умения, которые вы приобрели в процессе работы или учебы. А вот личные качества — это особенности характера, которые не так-то просто приобрести и еще сложнее потерять. Поэтому место им в разделе «О себе»: именно там рекрутер будет их искать.

Не загружайте резюме информацией личного характера, не имеющей прямого отношения к будущей работе. HR-специалисту совершенно необязательно знать, что у вас дружная семья и талантливые дети. О хобби можно упомянуть, но буквально в одном предложении. Распространенная ошибка во многих резюме — они содержат массу ненужной информации, но лишены и намека на то, почему человек подходит именно для этой вакансии.

Если вы не слишком хорошо владеете языком, то в резюме на английском у вас могут остаться те самые клише, от которых вы только что избавились в русском. Многие из них можно просто вычеркнуть, вторую часть стоит подкрепить доказательствами.

Вот фразы, которые точно набили оскомину англоязычным рекрутерам:

Results-oriented professional, bottom-line orientation — специалист, ориентированный на достижение результата.

Superior (excellent) communication skills — высочайшие способности к коммуникации.

Strong work ethic — строгое соблюдение трудовой этики.

Met or exceeded expectations — соответствую или превосхожу ожидания.

Proven track record of success — есть подтвержденный список достижений.

Works well with all levels of staff — хорошо срабатываюсь с сотрудниками всех уровней.

Team player — командный игрок (умею работать в команде).

Пишите без шаблонов. Это выгодно выделит ваше резюме на фоне остальных откликов на вакансию.

Сомневаетесь в формулировках?

Эксперты «Готового резюме» подскажут не шаблонные варианты

hh.ru

это… Быстрая обучаемость. Как развивать обучаемость

Процесс обучения предполагает усвоение ребенком конкретной, заданной, в зависимости от возраста, системы знаний, умений и навыков. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса, проявляющиеся в типе темперамента, степени развития памяти, внимания и восприятия. Именно сочетание данных характеристик личности ребенка обуславливает его успешность, определяя интегративное свойство, которое в педагогике и психологии принято называть обучаемостью.

Различное трактование понятия «обучаемость»

В целом обучаемость — это один из основных показателей готовности человека к спонтанному или целенаправленному освоению знаний, выражающийся в различной восприимчивости к овладению новой информацией в процессе образовательной деятельности.

Например, с точки зрения физиологии данное свойство неразрывно связано с динамичностью нервной системы, то есть со скоростью образования временных связей в ней (В. Д. Небылицин). Но высокая обучаемость, как правило, обусловлена не только психофизиологическими предпосылками. Она неразрывно связана с уровнем сформированности интеллектуальной деятельности и ее продуктивностью.

Понятие «обучаемость» имеет множество трактовок, так как рассматривается специалистами в области педагогики и психологии с различных научных позиций. В частности, Б. Г. Ананьев связывает этот показатель с подготовленностью психики к стремительному развитию в педагогическом процессе. Б. В. Зейгарник считает, что обучаемость представляет собой диапазон потенциальных возможностей ребенка к освоению новых знаний в совместной работе со взрослым. И. А. Зимняя трактует это понятие, как готовность ребенка правильно получать и интерпретировать помощь педагога. Наиболее точное и полное определение данного термина дает З И. Калмыкова. Согласно ее теории, обучаемость – это совокупность интеллектуальных свойств индивида, различное сочетание которых определяет уровень продуктивности образовательной деятельности. К таким свойствам можно отнести обобщенность мыслительных процессов, осознанность, самостоятельность, гибкость и устойчивость мышления, восприимчивость к помощи.

Показатели обучаемости

Обучаемость школьников характеризуется такими общими показателями, как темп прогресса при овладении знаниями и развитии умений, отсутствие трудностей в процессе освоения (напряжение, необоснованная усталость и др.), пластичность мышления при переходе на новые способы совместной деятельности, устойчивость запоминания и понимания материала.

А. К. Маркова более точно выделяет эти показатели:

— активное поведение при ориентировании в новых условиях;

— проявление инициативы при выборе и решении дополнительных необязательных задач, стремление перейти к более сложным упражнениям;

— упорство при достижении поставленных целей и умение преодолевать возникающие препятствия и помехи;

— положительное восприятие помощи взрослого (родителя,педагога), отсутствие протеста.

Обучаемость как условие умственного развития

В основе понятия «обучаемость» лежат установленные Л. С. Выготским уровни мыслительной деятельности. Первый из них – актуальный, второй – зона ближайшего развития. Именно данный фактор определяет разницу между перечнем действий, которые ребенок может выполнять самостоятельно, и более широким диапазоном возможностей, которые на данный момент он может реализовать, воспользовавшись помощью взрослого.

Л. С. Выготский справедливо утверждал, что зона ближайшего развития непосредственно влияет на динамику умственной деятельности, в отличие от актуального уровня. Педагогический процесс протекает наиболее плодотворно и результативно, когда образовательные задачи затрагивают и развивают возможности ребенка, которые на данный момент он не может реализовать самостоятельно.

Следовательно, развитие обучаемости позволяет раскрыть латентные, потенциальные способности детей, улучшить восприимчивость к овладению новыми знаниями, что позволяет назвать ее основным, ведущим показателем умственного деятельности.

Обученность

Обучаемость – это один из важнейших диагностических показателей, определяющих успешность образовательного процесса. Ее рассматривают в основном как самостоятельную категорию. А если это необходимо, то в сравнении с обученностью. В педагогическом энциклопедическом словаре эти фундаментальные понятия трактуются следующим образом.

Обученность — это совокупность знаний, умений и навыков, отражающая ожидаемый результат образования. Основные ее критерии содержатся во ФГОС.

Отметка выражает обученность. И обучаемость служит в этом случае предпосылкой получения школьником высокой отметки. Она состоит из системы индивидуальных показателей темпов и качества усвоения знаний. Это свойство неразрывно связано с развитием таких познавательных процессов, как восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание. Также доказана взаимосвязь между уровнем обучаемости и формированием мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Диагностика обучаемости у младших школьников

Основными задачами исследования уровня обучаемости в начальных классах являются:

1. Определение сформированности основных показателей успешности образовательного процесса у школьников младшего звена.

2. Изучение индивидуальных особенностей и динамики внушаемости у детей.

3. Выявление характера взаимовлияния обучаемости и внушаемости у испытуемых.

Характеристика обучаемости математике младших школьников чаще всего осуществляется в соответствии с результатами диагностического исследования по методике, разработанной Ю. Гутке. Суть его заключается в выполнении 10 заданий, связанных с построением числового ряда по определенным принципам. Педагог, проводящий исследование, с помощью карточек демонстрирует испытуемому три первые цифры. Ребенок должен продолжить этот ряд, добавив еще три цифры из шести предлагаемых, вычислив при этом принцип построения. Интерпретация результатов осуществляется с учетом характера и количества ошибок.

Выявление уровня обучаемости у школьников среднего и старшего звена

В 1997 году П. И. Третьяковым и И. Б. Сенновским была разработана методика диагностики обучаемости как уровня самостоятельности в образовательной деятельности.

Результат исследования определяется дозой педагогической поддержки со стороны преподавателя. Значение уровня обучаемости обратно пропорционально дозе помощи. То есть, чем больше ребенок нуждается в поддержке педагога при продвижении от актуального уровня до зоны ближайшего развития, тем ниже уровень обучаемости.

Суть методики состоит в том, что преподаватель в течение 7-12 минут (в зависимости от возраста испытуемых) излагает новый материал, пользуясь различными способами подачи информации. Это необходимо, чтобы «визуалы», «аудиалы» и «кинестетики» находились в равных стартовых условиях. Далее проводится первичное закрепление нового материала (5-7 мин.). После этого учащиеся приступают к самостоятельной работе, которая делится на 4 этапа.
  1. Письменное описание новой информации.
  2. Ответ на конкретный вопрос, касающийся содержания темы.
  3. Выполнение задания сначала по образцу, а затем в измененных условиях.
  4. Применение полученных знаний в новой ситуации, связанное с ранее изученным материалом, практической деятельностью, другими науками.

Уровни обучаемости

• III уровень обучаемости — самый высокий. Его принято называть творческим, так как он предполагает наличие способности самостоятельного интегрирования новой информации в совокупность собственных знаний. Это определяет умение находить неординарные способы решения учебных задач пользуясь стандартным набором ЗУН.

• II уровень – прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных зна­ний в знакомой типичной ситуации.

• I уровень – репродуктивный. Школьник, понимает и запоминает новый материал, применяет его по алгоритму.

В том случае, если испытуемый не способен проявить даже минимальный перечень возможностей, его определяют к группе учебного риска.

Обучаемость и работоспособность

Тот факт, что в число отстающих по отметкам школьников нередко входят дети с относительно высоким уровнем обучаемости доказывает, что успеваемость зависит и от других условий, в частности работоспособности. Это свойство может в той или иной мере компенсировать низкий уровень продуктивности умственной деятельности детей. То есть при наличии высокого уровня работоспособности ребенок, характеризующийся плохой обучаемостью, вполне может добиться успехов. И наоборот. Сочетание средней обучаемости и низкой работоспособности может стать причиной плохой успеваемости ребенка.

Педагогическая характеристика этого свойства приводится в трудах Д. В. Колесова. Он рассматривал работоспособность как умение прилагать физические и психические усилия, необходимые для освоения новых способов познания и модулирования окружающей действительности. Данный показатель измеряется во времени, которое необходимо человеку для качественного выполнения той или иной учебной задачи при условии сохранения оптимального функционирования организма.

Предпосылки развития обучаемости

Развитие обучаемости обусловливается не только индивидуальными особенностями ребенка, но и взаимодеятельностью педагога и школьника. То есть динамика повышения уровня данного показателя зависит от восприятия школьником педагогического воздействия со стороны преподавателя.

Проявление обучаемости возможно только в ходе образовательного процесса. Следовательно, каждый шаг при передаче знаний должен быть направлен на достижение согласованности между различными видами педагогических воздействий, обеспечивающих расширение зоны ближайшего развития.

Программу организации образовательного процесса можно считать лучшей, когда она обеспечивает наивысшее проявление обучаемости.

Критерии развития обучаемости

Обучаемость – это эквивалентное выражение объема и темпа повышения эффективности интеллектуальных процессов под влиянием педагогического воздействия.

В качестве критериев ее развития используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка:

1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке.

2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур.

3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения.

4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой).

В основе обучаемости лежат врожденные способности индивида и его познавательная активность. Следовательно, отношение ребенка влияет на уровень этого показателя по тому или иному предмету и обусловливает его успешность в конкретных образовательных областях.

Быстрая обучаемость

Каждому человеку присуща от природы способность к усвоению знаний. Однако быстрая обучаемость может иметь место только в благоприятных педагогических условиях, обеспечивающих успешность взаимодействия обоюдонаправленной деятельности по передаче и получению новой информации. Наличие этих условий во многом определяется формой и содержанием общения учителя и ребенка, формирующим социальные отношения между ними. Проявление последних может выражаться как понимание или непонимание, симпатия или антипатия, согласие или несогласие.

При этом количественным выражением данного свойства служит отношение предельно возможных результатов к достигнутым, то есть текущим. Такая формула дает возможность предвидения и прогнозирования перспектив развития обучаемости каждого школьника в отдельности или детского коллектива в целом.

Информационные технологии как средство развития обучаемости

В современных условиях наиболее эффективным способом, повышающим обучаемость учащихся, является использование информационных технологий в образовательном процессе. Они позволяют создать различные педагогические ситуации, решение которых предполагает расширение зоны ближайшего развития, облегчая, таким образом, выполнение большого круга педагогических задач.

Применение ИКТ базируется на использовании компьютерных программ как средства моделирования разнообразных форм мышления, инициирующих как репродуктивные действия, так и умение принимать решения путем формально-логических операций. Это не только мощный катализатор процесса овладения новыми знаниями и умениями, но и инструмент развития умственных способностей в условиях современной информационной среды. Но важно понимать, что компьютер лишь тогда выступает эффективным средством развития обучаемости, когда его использование сопровождается обдумыванием.

Как развивать обучаемость

Особую роль в повышении уровня обучаемости играют процессы формирования в рамках определенных, сенситивных этапов развития, метакогнитивных навыков. К ним следует относить управление умственной деятельностью (планирование и самоконтроль), речь, способность к пониманию и применению разных знаковых систем. Таким образом, высокая обучаемость школьников может быть достигнута при такой организации образовательного процесса, когда взаимодеятельность ребенка и преподавателя будет направлена на поддержание постоянной активности познавательных процессов.

Человек, находясь в определенном возрастном периоде развития, является субъектом образовательной деятель­ности на каждой из ступеней педагогического процесса, что обусловливает специфику учебной мотивации, системы взаимоотношений и взаимодеятельности. Именно эти особенности и определяют аспекты развития обучаемости каждого индивида.

fb.ru

Развитие обучаемости | Как стать более обучаемым

Содержание статьи

Человек учится всю жизнь. Большое заблуждение – считать, что люди перестают учиться, когда оканчивают школу, колледж или университет. Скорее наоборот, интерес к учёбе просыпается по окончанию этих заведений. Объяснить это можно тем, что в этом возрасте человеку становятся интересны темы, требующие приличного уровня знаний.

Быстрая обучаемость

Способность находить эти знания и успешно их применять называется обучаемостью. Это черта человеческой психики, которая помогает развиваться и реализоваться в жизни. Обучаемость позволяет быстрее воспринимать новую информацию и адаптировать её под современную действительность. Поэтому её так необходимо развивать.

Однако прежде чем начинать работать в этом направлении, следует определить для себя то, какие именно знания нужны вам. Если ваша мечта и главная цель – это стать бас-гитаристом, то нет ни какого смысла изучать теорию игры в шахматы.

Как стать более обучаемым

Знания избирательны. Поэтому нужно максимально конкретизироваться. Изучение ненужных вещей лишь потратит время, которое можно было бы использовать для более важного. Получается, первый пункт развития в личности обучаемости – это поиск знаний, помогающих ему в достижении цели. То есть, знания должны быть прикладными.

Полученные знания нужно превращать в навыки. Изученную информацию важно как можно скорее применить на практике. Это помогает мозгу на более глубоком уровне привыкнуть к навыку и осознать его область применения. Потом с помощью этих навыков вы быстрее реализуете свои мечты.

Всю поступающую информацию необходимо нещадно фильтровать. Научитесь отличать источники друг от друга по их релевантности, это позволит избежать противоречий в получаемых знаниях.

Развитие обучаемости

Снова пример бас-гитариста. Чтобы активно развиваться нужно изучать различные техники игры на гитаре. Просмотр видео уроков в этом очень поможет, но есть соблазн посмотреть видео на другие темы. И так, одно за другим, видео отняли час времени, а ведь его можно было потратить на тренировки. Так что регулярное отбрасывание всего лишнего послужит хорошим психотренингом.

Фиксируйте, что полезное было узнано и освоено за сегодня. Всё что нужно – это обычный блокнот.

Путешествия тоже влияют на обучаемость человека, и для этого не обязательно ездить за границу. Достаточно съездить в соседний город или в деревню. Главное, это новые впечатления. Поможет даже прогулка по улице, на которой человек раньше даже не был.

Свежие впечатления и новые ощущения подстегнут мозг к развитию. В дальнейшем получение нового опыта войдёт в привычку и тогда без новых эмоций и знаний будет просто скучно.

Это самый минимум, который поможет развить в себе обучаемость. Эта работа принесёт множество плодов, нужно лишь терпение.


pikacho.ru

это… Быстрая обучаемость. Как развивать обучаемость

Образование 15 июня 2015

Процесс обучения предполагает усвоение ребенком конкретной, заданной, в зависимости от возраста, системы знаний, умений и навыков. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса, проявляющиеся в типе темперамента, степени развития памяти, внимания и восприятия. Именно сочетание данных характеристик личности ребенка обуславливает его успешность, определяя интегративное свойство, которое в педагогике и психологии принято называть обучаемостью.

Различное трактование понятия «обучаемость»

В целом обучаемость — это один из основных показателей готовности человека к спонтанному или целенаправленному освоению знаний, выражающийся в различной восприимчивости к овладению новой информацией в процессе образовательной деятельности.

Например, с точки зрения физиологии данное свойство неразрывно связано с динамичностью нервной системы, то есть со скоростью образования временных связей в ней (В. Д. Небылицин). Но высокая обучаемость, как правило, обусловлена не только психофизиологическими предпосылками. Она неразрывно связана с уровнем сформированности интеллектуальной деятельности и ее продуктивностью.

Понятие «обучаемость» имеет множество трактовок, так как рассматривается специалистами в области педагогики и психологии с различных научных позиций. В частности, Б. Г. Ананьев связывает этот показатель с подготовленностью психики к стремительному развитию в педагогическом процессе. Б. В. Зейгарник считает, что обучаемость представляет собой диапазон потенциальных возможностей ребенка к освоению новых знаний в совместной работе со взрослым. И. А. Зимняя трактует это понятие, как готовность ребенка правильно получать и интерпретировать помощь педагога. Наиболее точное и полное определение данного термина дает З И. Калмыкова. Согласно ее теории, обучаемость – это совокупность интеллектуальных свойств индивида, различное сочетание которых определяет уровень продуктивности образовательной деятельности. К таким свойствам можно отнести обобщенность мыслительных процессов, осознанность, самостоятельность, гибкость и устойчивость мышления, восприимчивость к помощи.

Показатели обучаемости

Обучаемость школьников характеризуется такими общими показателями, как темп прогресса при овладении знаниями и развитии умений, отсутствие трудностей в процессе освоения (напряжение, необоснованная усталость и др.), пластичность мышления при переходе на новые способы совместной деятельности, устойчивость запоминания и понимания материала.

А. К. Маркова более точно выделяет эти показатели:

— активное поведение при ориентировании в новых условиях;

— проявление инициативы при выборе и решении дополнительных необязательных задач, стремление перейти к более сложным упражнениям;

— упорство при достижении поставленных целей и умение преодолевать возникающие препятствия и помехи;

— положительное восприятие помощи взрослого (родителя,педагога), отсутствие протеста.

Обучаемость как условие умственного развития

В основе понятия «обучаемость» лежат установленные Л. С. Выготским уровни мыслительной деятельности. Первый из них – актуальный, второй – зона ближайшего развития. Именно данный фактор определяет разницу между перечнем действий, которые ребенок может выполнять самостоятельно, и более широким диапазоном возможностей, которые на данный момент он может реализовать, воспользовавшись помощью взрослого.

Л. С. Выготский справедливо утверждал, что зона ближайшего развития непосредственно влияет на динамику умственной деятельности, в отличие от актуального уровня. Педагогический процесс протекает наиболее плодотворно и результативно, когда образовательные задачи затрагивают и развивают возможности ребенка, которые на данный момент он не может реализовать самостоятельно.

Следовательно, развитие обучаемости позволяет раскрыть латентные, потенциальные способности детей, улучшить восприимчивость к овладению новыми знаниями, что позволяет назвать ее основным, ведущим показателем умственного деятельности.

Обученность

Обучаемость – это один из важнейших диагностических показателей, определяющих успешность образовательного процесса. Ее рассматривают в основном как самостоятельную категорию. А если это необходимо, то в сравнении с обученностью. В педагогическом энциклопедическом словаре эти фундаментальные понятия трактуются следующим образом.

Обученность — это совокупность знаний, умений и навыков, отражающая ожидаемый результат образования. Основные ее критерии содержатся во ФГОС.

Отметка выражает обученность. И обучаемость служит в этом случае предпосылкой получения школьником высокой отметки. Она состоит из системы индивидуальных показателей темпов и качества усвоения знаний. Это свойство неразрывно связано с развитием таких познавательных процессов, как восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание. Также доказана взаимосвязь между уровнем обучаемости и формированием мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Диагностика обучаемости у младших школьников

Основными задачами исследования уровня обучаемости в начальных классах являются:

1. Определение сформированности основных показателей успешности образовательного процесса у школьников младшего звена.

2. Изучение индивидуальных особенностей и динамики внушаемости у детей.

3. Выявление характера взаимовлияния обучаемости и внушаемости у испытуемых.

Характеристика обучаемости математике младших школьников чаще всего осуществляется в соответствии с результатами диагностического исследования по методике, разработанной Ю. Гутке. Суть его заключается в выполнении 10 заданий, связанных с построением числового ряда по определенным принципам. Педагог, проводящий исследование, с помощью карточек демонстрирует испытуемому три первые цифры. Ребенок должен продолжить этот ряд, добавив еще три цифры из шести предлагаемых, вычислив при этом принцип построения. Интерпретация результатов осуществляется с учетом характера и количества ошибок.

Выявление уровня обучаемости у школьников среднего и старшего звена

В 1997 году П. И. Третьяковым и И. Б. Сенновским была разработана методика диагностики обучаемости как уровня самостоятельности в образовательной деятельности.

Результат исследования определяется дозой педагогической поддержки со стороны преподавателя. Значение уровня обучаемости обратно пропорционально дозе помощи. То есть, чем больше ребенок нуждается в поддержке педагога при продвижении от актуального уровня до зоны ближайшего развития, тем ниже уровень обучаемости.

Суть методики состоит в том, что преподаватель в течение 7-12 минут (в зависимости от возраста испытуемых) излагает новый материал, пользуясь различными способами подачи информации. Это необходимо, чтобы «визуалы», «аудиалы» и «кинестетики» находились в равных стартовых условиях. Далее проводится первичное закрепление нового материала (5-7 мин.). После этого учащиеся приступают к самостоятельной работе, которая делится на 4 этапа.

  1. Письменное описание новой информации.
  2. Ответ на конкретный вопрос, касающийся содержания темы.
  3. Выполнение задания сначала по образцу, а затем в измененных условиях.
  4. Применение полученных знаний в новой ситуации, связанное с ранее изученным материалом, практической деятельностью, другими науками.

Уровни обучаемости

• III уровень обучаемости — самый высокий. Его принято называть творческим, так как он предполагает наличие способности самостоятельного интегрирования новой информации в совокупность собственных знаний. Это определяет умение находить неординарные способы решения учебных задач пользуясь стандартным набором ЗУН.

• II уровень – прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных зна­ний в знакомой типичной ситуации.

• I уровень – репродуктивный. Школьник, понимает и запоминает новый материал, применяет его по алгоритму.

В том случае, если испытуемый не способен проявить даже минимальный перечень возможностей, его определяют к группе учебного риска.

Обучаемость и работоспособность

Тот факт, что в число отстающих по отметкам школьников нередко входят дети с относительно высоким уровнем обучаемости доказывает, что успеваемость зависит и от других условий, в частности работоспособности. Это свойство может в той или иной мере компенсировать низкий уровень продуктивности умственной деятельности детей. То есть при наличии высокого уровня работоспособности ребенок, характеризующийся плохой обучаемостью, вполне может добиться успехов. И наоборот. Сочетание средней обучаемости и низкой работоспособности может стать причиной плохой успеваемости ребенка.

Педагогическая характеристика этого свойства приводится в трудах Д. В. Колесова. Он рассматривал работоспособность как умение прилагать физические и психические усилия, необходимые для освоения новых способов познания и модулирования окружающей действительности. Данный показатель измеряется во времени, которое необходимо человеку для качественного выполнения той или иной учебной задачи при условии сохранения оптимального функционирования организма.

Предпосылки развития обучаемости

Развитие обучаемости обусловливается не только индивидуальными особенностями ребенка, но и взаимодеятельностью педагога и школьника. То есть динамика повышения уровня данного показателя зависит от восприятия школьником педагогического воздействия со стороны преподавателя.

Проявление обучаемости возможно только в ходе образовательного процесса. Следовательно, каждый шаг при передаче знаний должен быть направлен на достижение согласованности между различными видами педагогических воздействий, обеспечивающих расширение зоны ближайшего развития.

Программу организации образовательного процесса можно считать лучшей, когда она обеспечивает наивысшее проявление обучаемости.

Критерии развития обучаемости

Обучаемость – это эквивалентное выражение объема и темпа повышения эффективности интеллектуальных процессов под влиянием педагогического воздействия.

В качестве критериев ее развития используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка:

1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке.

2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур.

3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения.

4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой).

В основе обучаемости лежат врожденные способности индивида и его познавательная активность. Следовательно, отношение ребенка влияет на уровень этого показателя по тому или иному предмету и обусловливает его успешность в конкретных образовательных областях.

Быстрая обучаемость

Каждому человеку присуща от природы способность к усвоению знаний. Однако быстрая обучаемость может иметь место только в благоприятных педагогических условиях, обеспечивающих успешность взаимодействия обоюдонаправленной деятельности по передаче и получению новой информации. Наличие этих условий во многом определяется формой и содержанием общения учителя и ребенка, формирующим социальные отношения между ними. Проявление последних может выражаться как понимание или непонимание, симпатия или антипатия, согласие или несогласие.

При этом количественным выражением данного свойства служит отношение предельно возможных результатов к достигнутым, то есть текущим. Такая формула дает возможность предвидения и прогнозирования перспектив развития обучаемости каждого школьника в отдельности или детского коллектива в целом.

Информационные технологии как средство развития обучаемости

В современных условиях наиболее эффективным способом, повышающим обучаемость учащихся, является использование информационных технологий в образовательном процессе. Они позволяют создать различные педагогические ситуации, решение которых предполагает расширение зоны ближайшего развития, облегчая, таким образом, выполнение большого круга педагогических задач.

Применение ИКТ базируется на использовании компьютерных программ как средства моделирования разнообразных форм мышления, инициирующих как репродуктивные действия, так и умение принимать решения путем формально-логических операций. Это не только мощный катализатор процесса овладения новыми знаниями и умениями, но и инструмент развития умственных способностей в условиях современной информационной среды. Но важно понимать, что компьютер лишь тогда выступает эффективным средством развития обучаемости, когда его использование сопровождается обдумыванием.

Как развивать обучаемость

Особую роль в повышении уровня обучаемости играют процессы формирования в рамках определенных, сенситивных этапов развития, метакогнитивных навыков. К ним следует относить управление умственной деятельностью (планирование и самоконтроль), речь, способность к пониманию и применению разных знаковых систем. Таким образом, высокая обучаемость школьников может быть достигнута при такой организации образовательного процесса, когда взаимодеятельность ребенка и преподавателя будет направлена на поддержание постоянной активности познавательных процессов.

Человек, находясь в определенном возрастном периоде развития, является субъектом образовательной деятель­ности на каждой из ступеней педагогического процесса, что обусловливает специфику учебной мотивации, системы взаимоотношений и взаимодеятельности. Именно эти особенности и определяют аспекты развития обучаемости каждого индивида.

Источник: fb.ru

monateka.com