Взаимодействие педагога психолога с другими специалистами – . , — .

Содержание

Взаимодействие психолога с другими участниками образовательного процесса

Содержание:
Работа психолога с учащимися.
Работа психолога с родителями.
Работа психолога с педагогами.
Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения.

Работа психолога основывается на авторской программе, плане работы, который составляется на определенный промежуток времени (семестр, год и т. п.). Чтобы программа оказалась полезной, актуальной для вашего учебного заведения, целесообразно подробно ознакомиться со спецификой учреждения, его особенностями, а также выяснить потребности членов коллектива через диагностические анкеты для учащихся, педагогов, мастеров производственного обучения и родителей.

Данные диагностирования обобщаются психологом в диагностических картах («Учащиеся», «Педагоги», «Классные руководители, воспитатели», «Родители»), которые могут выглядеть следующим образом (Овчарова, 1996):

Анкета классного руководителя
(воспитателя, мастера производственного обучения)

I. Что в вашей работе с учащимися, родителями вам удается, чем мы могли бы поделиться с коллегами? Подчеркните соответствующее:

  1. Развитие умений и навыков учебного труда у учащихся.
  2. Развитие творческих способностей детей.
  3. Обучение учащихся навыкам общения.
  4. Работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в группе.
  5. Работа по формированию коллектива.
  6. Нравственное воспитание учащихся.
  7. Воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения.
  8. Индивидуальная работа с трудными учащимися.
  9. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  10. Индивидуальная работа с семьей.

II. Что в вашей работе с учащимися у вас не получается, в чем вы испытываете затруднения, в какой помощи нуждаетесь? Подчеркните соответствующее:

  1. Развитие умений и навыков учебного труда.
  2. Развитие творческих способностей учащихся.
  3. Работа по профилактике педагогической запущенности.
  4. Работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в группе.
  5. Обучение навыкам общения.
  6. Работа по формированию коллектива.
  7. Нравственное воспитание учащихся.
  8. Воспитание дисциплины и культуры поведения учащихся.
  9. Индивидуальная работа с трудными учащимися.
  10. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  11. Индивидуальная работа с семьей.

Анкета преподавателя

Что в вашей работе с учащимися, родителями вам удается, чем вы могли бы поделиться с коллегами? Подчеркните соответствующее:

  1. Развитие умений и навыков учебного труда у учащихся.
  2. Развитие познавательных способностей учащихся.
  3. Развитие творческих способностей детей.
  4. Работа по профилактике педагогической запущенности учащихся, работа со слабоуспевающими.
  5. Обучение учащихся навыкам общения.
  6. Работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в группе.
  7. Нравственное воспитание учащихся.
  8. Воспитание дисциплины, культуры поведения.
  9. Организация педагогических консультаций.

Что в вашей работе с учащимися у вас не получается, в чем вы испытываете затруднения, в какой помощи нуждаетесь? Подчеркните соответствующее:

  1. Развитие умений и навыков учебного труда у учащихся.
  2. Развитие познавательных способностей учащихся.
  3. Развитие творческих способностей детей.
  4. Работа по профилактике педагогической запущенности учащихся, работа со слабоуспевающими.
  5. Обучение учащихся навыкам общения.
  6. Работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в группе.
  7. Нравственное воспитание учащихся.
  8. Воспитание дисциплины, культуры поведения.
  9. Организация педагогических консультаций.

Анкета учащегося (родителя)

Фамилия, имя группа

I. Что тебе в себе нравится? Подчеркни соответствующее. (Что в вашем ребенке вас радует? Подчеркните соответствующее.)

  1. Хорошие способности к учению.
  2. Хорошая память, внимание.
  3. Сильная воля, уверенность в себе.
  4. Дисциплинированность, вежливость, послушание.
  5. Умение быть всегда в хорошем настроении.
  6. Доброта, чуткость, внимательность к людям.
  7. Умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями.
  8. Умение вести себя в обществе.
  9. Отсутствие злопамятности, мстительности.
  10. Трудолюбие.
  11. Аккуратность.

II. Что тебя в себе огорчает, приносит много неприятностей? От чего ты хотел(а) бы избавиться ? Подчеркни соответствующее. ( Что м машем ребенке вас огорчает, в чем ему необходима помощь? Подчеркните соответствующее.)

  1. Слабые способности к обучению.
  2. Низкая работоспособность на уроке.
  3. Плохая память, внимание.
  4. Слабая воля, неуверенность в себе.
  5. Недисциплинированность, грубость, непослушание.
  6. Неумение держать хорошее настроение.
  7. Озлобленность, жестокость, невнимательность к людям.
  8. Неумение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями.
  9. Неумение вести себя в обществе.
  10. Злопамятность, мстительность.
  11. Склонность к потреблению алкоголя, курение.

Диагностические карты могут стать основой для составления программ методической работы, группового и индивидуального консультирования, факультативных курсов для учащихся и т. д. ( ложность заключается в том, что психолог не в состоянии удовлетворить все заявки, поэтому диагностику можно проводить выборочно. Существенную помощь в анкетировании может оказать мистер производственного обучения и социальный педагог.

Субъективная картина потребностей коллектива учебного учреждения должна быть дополнена объективными данными психодиагностических исследований, проводимых психологом. Психологическое сопровождение учебного процесса предполагает работу не только с учащимися, но и с членами педагогического коллектива, родителями и осуществляется по мере занятости психолога.

Работа психолога с учащимися

Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса подростка: особенности развития психических функций, личностные характеристики, адаптационный потенциал. Примерный план диагностического обследования прицелен в главе «Работа с подростками и юношами в различных учебных заведениях». Помимо диагностики с учащимися проводится профилактическая, просветительская работа.

Консультирование — это одна из основных форм работы психолога образовательного учреждения. Она может носить диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер. По форме проведения консультации могут быть анонимные (телефон доверия), очные, индивидуальные, групповые.

Консультации по телефону доверия обеспечивают оперативность, а также щадящие условия общения, психологическую поддержку клиента. Не всякий подросток, не способный самостоятельно разрешить возникшие конкретные трудности и преодолеть состояние психологического дискомфорта, будет демонстрировать свою беспомощность. Многие остро нуждающиеся в психологической помощи предпочитают обращаться к невидимому специалисту, советчику. Для таких подростков идеальным вариантом помощи станет телефон доверия. Анализируя ситуацию, делая определенные выводы и давая конкретные советы, психолог не должен спешить, навязывать свое мнение. Гораздо лучше дать возможность собеседнику самому сделать вывод. Очень часто клиент ожидает лишь одобрения уже принятого им решения, нуждается в том, чтобы его убедили, используя объективные подходы. Вполне вероятно, в отдельных случаях психолог не может оказать конкретной помощи. Тогда его советы будут направлены на то, чтобы успокоить человека, показать, что безвыходность его положения мнимая (Дубровина, 1987).

Знакомство с клиентом во время устного психологического консультирования начинается с короткой встречи, за время которой выслушивается жалоба клиента, составляется впечатление о нем на основе его поведения и характера общения с психологом. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога).

Общий алгоритм консультирования учащегося

Приведем общий алгоритм консультирования учащегося (Овчарова, 1996):

  • Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
  • Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
  • Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
  • Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
  • Экспериментально-психологическое обследование ребенка.
  • Обработка данных, казуальный анализ результатов.
  • Психологический диагноз ребенка.
  • Психолого-педагогическое назначение.
  • Контроль, повторное консультирование.

Итоги консультирования резюмируются в психологическом диагнозе, в котором отражен уровень актуального развития ребенка и определяется его прогноз:

Уровень актуального развития:

  • возрастно-психологическая характеристика;
  • социальная ситуация развития;
  • уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;
  • новообразования возраста, их развитие;
  • трудности и отклонения, их причины.

Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

  • раскрытие проблемного поля альтернатив развития;
  • показ условий для оптимального развития.

Р. В. Овчарова (1996) предлагает использовать в ходе консультирования возрастную карту развития, модифицированный нами вариант которой приводится в табл. 3.

На индивидуальное консультирование подростка и старшего школьника отводится до 1,5 часа. После консультации диагностические данные обрабатываются, а психологический диагноз и назначения могут быть даны на повторной консультации.
Рассматривая различные направления деятельности психолога в работе с учащимися, не стоит забывать и о коррекционной работе. Коррекционная работа может быть основана на запросе преподавателей, родителей, администрации или выявлена по результатам диагностирования. Особенности коррекционной работы в различных учебных заведениях рассмотрены во второй главе.

Таблица 3
Возрастная карта


Возрастной
период

Ведущая
деятельность

Психические новообразования

Средний школьный возраст (11-15 лет)

Интимно-личностное общение в процессе общественно- полезной деятельности и обучения

Чувство взрослости, стремление к самостоятельности.
Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка дружеских отношений как личностных достижений.
Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
Заметное развитие волевых качеств.
Потребность в общеши, потребность в самоутверждении. В деятельности, имеющей личностный смысл.

Старший школьный возраст (15-17 лет)

Учебно-профессиональная деятельность (ценностно-ориентированная)

Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения).
Форма самопознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию.
Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации.
Гражданские права и обязанности.

Известно, что плохая успеваемость, нарушения поведения, проблемы в межличностном общении часто могут быть вызваны нарушением Я-кониепции подростка, неадекватной самооценкой. Зачастую именно заниженная самооценка становится причиной многих бед подростка. Коррекция самооценки -это длительный и тяжелый процесс, но только позитивное отношение к себе, признание своих достоинств может помочь неуверенному ребенку справиться с трудностями. Немалую роль в формировании заниженной самооценки играют педагоги, наклеивая ярлыки «слабого», «неспособного» и т. п. Педагогу-психологу в своей практике часто приходится сталкиваться с подобными нарушениями у учащихся, поэтому будет небесполезным привести пример практических методик, способствующих повышению самооценки, разработанных Робертом Бернсом и модифицированных автором книги. Упражнения достаточно просты и универсальны, поэтому могут использоваться не только психологами, но и педагогами при условии, если вы проведете с ними подготовительную работу, которая может быть оформлена в виде тренинга.

Какие бы ни использовались упражнения для повышения самооценки и укрепления самоуважения у учащихся, самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они происходят. Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся (Бернс, 1986).

Таким образом, мы перечислили возможные направления работы с учащимися. Стоит также отметить, что психолог может опираться в этом и на других членов коллектива: преподавателей, медицинских работников, социальных педагогов.

Работа психолога с родителями

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу — это родители.

По мнению Р. В. Овчаровой (1996), «главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уровнем; недооценка кризисного состояния семьи, трудностей, проблем, смены ее устоев от материально-экономических к социально-психологическим».

В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей в реализации их воспитательно-образовательных функций и в процессе сотрудничества. Учителя обращаются к родителям в основном лишь по вопросам успеваемости, дисциплины и, как правило, занимают менторскую позицию. Родители же совершенно равнодушно относятся к традиционной психолого-педагогической пропаганде и своей более чем скромной роли в процессе воспитания, считая, что учителям все равно не понять их проблем. При этом у каждой стороны существует позиция конфронтации: они выясняют, кто что обязан, кто что должен, кто прав, кто виноват (Овчарова, 1996).

Основные задачи психологической службы

Учитывая вышесказанное, основные задачи психологической службы могут быть следующими:

  • Изменение психологической установки педагогов и родителей на повышение роли семьи в формировании личности. Необходимо, как отмечает Р. В. Овчарова (1996), возвратить семье роль домашней академии, а родителям -функцию главных воспитателей.
  • Диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей.
  • Психолого-педагогическая помощь семье, просвещение (лекции, родительские собрания и т. д.).

Методы работы: можно использовать такие методы, как анкетирование, наблюдение, беседа, методики выявления личностных особенностей родителей, диагностика родительского отношения и стиля воспитания, коррекционные программы, просвещение. Работа с родителями, как и работа с учащимися, не ограничивается только взаимодействием с психологом, значительную поддержку здесь может оказать и социальный педагог, и медицинский работник, а также преподаватели и администрация.

Работа психолога с педагогами

Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между учащимся и психологом. Психолог может оказать содействие в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, дать рекомендации по работе с трудными подростками.

Небезызвестно, что у большинства педагогов наблюдается эмоциональное выгорание, низкая нервно-психическая устойчивость, синдром хронической усталости. Поэтому стоит уделить особое внимание программе психологической поддержки педагогов: релаксационным, снимающим высокое эмоциональное напряжение техникам.

Немаловажным моментом является и то, что, поданным различных исследований, у многих учителей крайне низок уровень развития таких важных для их профессиональной деятельности характеристик, как эмпатия, уважение к личности другого человека и искренность. Эти данные свидетельствуют о необходимости организации специальной подготовки, направленной на развитие у учителей способности к позитивному и плодотворному общению с учащимися. Необходимо приложить все усилия, чтобы в результате 1лкой подготовки учитель приобрел бы восприимчивость, необходимую для взаимодействия с людьми, научился воспринимать учебный процесс как полноценное человеческое общение, наполненное глубоким смыслом для всех его участников. Групповая терапия и консультации могут помочь, во-первых, чувствовать себя более компетентным, а во-вторых, улучшить отношения с другими, что не может не сказаться положительно как на личности самого учителя, так и на развитии детей, которых он обучает. Мак-Клейн (1970) описывает разработанный им курс психологического тренинга, предназначенный для студентов педагогических вузов и учителей.

По замыслу Мак-Клейна, в группе студентов наряду с лекционным курсом, где душевное здоровье рассматривается как необходимая основа достижения самопонимания и принятия себя, необходимо также предпринимать попытки вовлечь слушателей в практическое освоение этой темы. С этой целью он предлагает практиковать такую форму работы, как письменный анализ каждым студентом собственных данных личностных тестов.

Курс Мак-Клейна построен на предположении о том, что анализ большого количества данных тестов, относящихся к собственной личности, способствует постижению индивидом своего Я более чем простая интроспекция. Однако роль этого задания не сводится только к усвоению информации о себе. Необходимость умственной работы, направленной на выявление значения данных тестов и разъяснение этого значения другому человеку, должна, по мнению автора, приводить к своего рода вспышкам самопонимания. Мак-Клейн установил, что в результате обсуждения самоощущений и самоустановок, предусмотренного его курсом, у студентов, по данным тестов, заметно возросли показатели самоактуализации и уменьшился разрыв между идеальным и реальным Я.

Описанный нами метод Мак-Клейна педагог-психолог может использовать в своей работе с педагогами, и этот метод может заменить общепринятые групповые формы психотерапии, ибо и то и другое приносит один результат -позитивное изменение отношения к себе и к другим.

Тот, кто берет на себя ответственность учить детей, должен чувствовать себя уверенно. Вряд ли возможно понимать других, а тем более пытаться помочь им, если не стремится при этом понять и самого себя. Индивид, обладающий низкой самооценкой, воспринимает других через призму своих тревог, страхов и неудовлетворенных потребностей.

Хэннум (1974) провел исследование, в котором была осуществлена попытка помочь двум учителям, склонным к чрезмерной самокритике, избавиться от негативных мыслей о себе, иными словами, обрести более высокую самооценку. Для этого был разработан детальный сценарий, включавший 4 стадии -вхождение, фиксация мыслей, переориентация и закрепление, -каждая из которых длилась около двух недель. На протяжении всех четырех стадий эксперимента учителя осуществляли самонаблюдение на уроках с целью фиксации всех позитивных и негативных мыслей о себе, которые появились в их сознании. Для этого они использовали специально сконструированные счетчики, надетые на запястье. Присутствовавшие на уроках наблюдатели фиксировали также все внешние проявления поведения учителей. Переориентация заключалась в стимулировании позитивных мыслей учителей о себе. В результате применения этой методики у одного из учителей было зафиксировано улучшение самовосприятия. Методика фиксации мыслей предполагала произнесение учителем про себя слова «стоп» всякий раз, когда в ее или его сознании появлялась негативная мысль о себе. В целом учителя отмечали благотворное влияние попыток сделать свои мысли более позитивными; важным фактором, обеспечивающим эффективную обратную связь, была необходимость пользоваться счетчиком позитивных и негативных мыслей. Данное исследование дало основание для следующих выводов:

  • Как методика фиксации мыслей, так и методика переориентации приводит к изменениям в частоте позитивных и негативных мыслей о себе.
  • Изменения в частоте мыслей того и другого рода, по данным, полученным с помощью разных способов измерения, совпадают.
  • Относительное увеличение числа позитивных мыслей о себе сопровождается также улучшением во внешних проявлениях поведения.
  • Использованные в этом исследовании приемы самонаблюдения могут без особого труда применяться учителями на уроках (Бернс, 1986).

Когда для повышения самооценки нет необходимости совершенствовать квалификацию, более оправданным является путь сосредоточения на самом содержании мыслей, определяющих негативное самовосприятие. Именно этот подход показан в данном исследовании. Выбор этих двух учителей в качестве испытуемых был продиктован тем, что они проявляли не профессиональную некомпетентность, а склонность к повышенной самокритике, которую осознавали и желали от нее избавиться.

Однако, как считает Джерсилд (1955), учитель во многих случаях может обойтись и без специализированной программы такого рода, ибо для углубления самопонимания и осознания своей Я- концепции он должен просто научиться задавать себе некоторые вопросы и отвечать на них с предельной откровенностью:

  • Считаю ли я себя завершенной, полностью сформированной личностью или у меня есть резервы внутреннего роста и развития?
  • Достаточно ли я уверен в себе?

Как показывают исследования, эффективность преподавания но многом зависит от эмоциональной зрелости и степени уверенности в себе учителя. Повеление уверенного в себе педагога отличается большей спонтанностью, инициативой, эмпатией; оно не располагает к конфликтам, не отличается эмоциональной холодностью.

  • Способен ли я терпимо воспринимать различные точки зрения? Достаточно ли у меня интеллектуальной гибкости, чтобы избегать догматизма и не утверждать, скажем, что есть только один метод решения подобной задачи, только один учебник, где данная тема изложена правильно, только один способ научиться чему-то и т. д.

В идеале каждый учитель должен создать такую обстановку, чтобы, каждый учащийся был уверен, что его не унизят, если он выскажет необычную мысль, даже если она резко расходится с точкой зрения учителя.

  • Считаю ли я себя способным принимать в свой адрес критику, необходимую для моего личного и профессионального развития? Могу ли я открыто обсуждать с другими свои личные и профессиональные проблемы?

Как свидетельствуют данные, приводимые Джерсилдом (1955), чрезмерная личностная напряженность учителя проявляется в ранимом самолюбии и мелочных обидах, в неуверенности в себе, в склонности к соперничеству, в постоянном опасении оказаться несостоятельным.

  • Знаю ли я в действительности, как мои ученики воспринимают мир, в частности, каким кажусь им я сам? Могу ли взглянуть на себя их глазами ?
  • Что служит для меня преимущественным ориентиром -люди или объекты ? Нравятся ли мне тесные контакты с учениками или, наоборот, я предпочитаю безличное, отчужденное общение с ними?
  • Стараюсь ли я установить причину затруднений, которые возникают у учащихся в учебе, или я всегда готов отнести их на счет их неспособности? Пытаюсь ли я изменить характер учебных заданий отстающим ученикам, чтобы дать им возможность почувствовать успех, понимание, уверенность в себе?
  • Пробуждает ли мой стиль преподавания у школьников любовь к учебе и интерес к предмету?

Задавая себе подобные вопросы, учитель сможет глубже разобраться в собственном поведении. Он научится размышлять об особенностях и последствиях своей преподавательской деятельности, что является необходимой предпосылкой, как самопознания, так и понимания других. И психолог может помочь учителю в этом процессе, оказать ему необходимую психологическую поддержку (Бернс, 1986).
Таким образом, работа с педагогами -это сложный, но очень важный аспект деятельности психологической службы.

Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения

Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения проходит в нескольких направлениях, но все они имеют целью оптимизацию учебного процесса, создание комфортных условий учебной и трудовой деятельности учащихся. При таком взаимодействии психологу отводится консультативная функция.

Психолог призван помочь руководителям в распознании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического микроклимата, оптимального стиля деятельности и управления, в диагностике педколлектива, правильном подборе и расстановке, аттестации кадров, в разрешении производственных конфликтов.

Активное взаимодействие психолога с заместителем по воспитательной работе предполагает психологическое сопровождение тех или иных воспитательных мероприятий, работу с детьми «группы риска», развивающие мероприятия.

Взаимодействие с заместителем директора по учебной работе предполагает оказание помощи в составлении наиболее приемлемого расписания уроков, учитывающего возрастные особенности учащихся.
Взаимодействие педагога-психолога с администрацией учебного заведения
Рис. 3. Взаимодействие педагога-психолога с администрацией учебного заведения

Таким образом, работа с родителями, педагогами и администрацией учебного заведения значительно способствует оптимизации контактов с учащимися, что является приоритетной задачей в работе психолога.

5psy.ru

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в коррекционных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Для наиболее эффективной организации взаимодействия всех специалистов, мною была разработана модель.

Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Взаимодействия с руководителем ДОУ:

1. Уточняю запросы по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны.

2. Предоставляю отчетную документацию.

Взаимодействия со старшим воспитателем:

1. Участую в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.

2. Участвую в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

3. Участвую во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

Взаимодействуя с воспитателями:

1. Оказываю содействие по формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвую совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3. Участвую в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).

4. Оказываю консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5. Организую и провожу консультаций (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах.

6. Оказываю психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

7. Участие во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

8. Участвую в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти, просвещение воспитателей по данной тематике).

Взаимодействуя с музыкальным руководителем:

1. Помогаю в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).

2. Участвую в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

3. Провожу совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

4. Участвую в организации и проведении театрализованных представлений.

Взаимодействуя с инструктором по физической культуре:

1. Участие в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию.

2. Формирую у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Оказываю помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.

4. Способствую развитию мелкомоторных и основных движений.

5. Способствовую формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)

Взаимодействия с учителем-логопедом:

1. Оформляем коллегиальное заключение на психолого-медико-педагогических консилиумах, участвуя в обсуждении и формулировании структуры нарушений развития детей, выработке рекомендаций по дальнейшей работе с ними.

2. Помогаю в оформлении документации на отдельных детей для ПМПК.

3. Разрабатываю индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами

.

infourok.ru

Статья по теме: « Взаимодействие педагога-психолога со специалистами в условиях реализации ФГТ».

Методическое объединение педагогов-психологов.

Тема

« Взаимодействие педагога-психолога со специалистами в   условиях реализации ФГТ».

МБДОУ №14 «Аленушка»

Педагог-психолог Бреус Елена Петровна.

Особое внимание уделяется обеспечению качества и инновационного характера образования путем внедрения новых образовательных технологий подготовки кадров и современных обучающих программ, а также повышению уровня интеграции образования, науки и практики.

В настоящее время нам известно, что все детские сады активно внедряют в свою практику работы Федеральные Государственные Требования к основной общеобразовательной программе.

        В результате, чего ДОУ переходят на качественно новую модель образования.

Роль педагога-психолога в детском саду не изменилась, он все также  выполняет следующие функции

1.Диагностическую,

2. Психопрофилактическую;

3.Проводит коррекционную работу с детьми;

4. Групповую и индивидуальную работу с педагогами  и родителями по психологическому просвещению;

         Но чтобы более детально определить какие изменения в работе детского сада предполагают ФГТ .Мы предлагаем вам составить кластер.

Что такое кластер?  Это детальное изучение какой либо темы при помощи коллективного обсуждения и составления схемы – определения.

Итак, ФГТ.

Найдите на экране определения, предложения и слова , которые ассоциируются у вас с этим понятием.

1. Специально организованная деятельность.-

2.Регламентированности педагогического процесса, —

2. Детско- взрослое проектирование.+

3. Формирование знаний, умений и навыков  на занятиях.-

4. Занятие- основная форма организации и обучения дошкольников.-

5.  Результативность в виде мониторинга.+

6. Результативность в виде диагностики.-

7. Обеспечение  единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач+

8. Принцип интеграции образовательных областей+

9. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса+

10.Ведущим видом деятельности для них является игра.+.

Кластер

 Итак, следующий этап – это осмысление кластера.

Мы приходим к выводу, что переход к ФГТ, это переход на качественно новую модель  дошкольного образования, которая предполагает

1 Отказ от специально организованной деятельности.

2 Ведущими видами детской деятельности должны стать: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие

3. отказ от излишней регламентированности педагогического процесса, переход к «открытому планированию».

4.Комплексный тематический  подход в построении воспитательно-образовательного процесса.

5. Педагог выступает в роли наставника или координатора, а не в качестве  источника информации..

6 Развитие и обучение ребенка происходит в процессе детског-взрослого проектирования.

7. Образовательнеые области интегрируются между собой.

nsportal.ru

Материал к лекторию «Взаимодействие психолога с другими участниками образовательного процесса»

Лемешко Э. М., психолог, заместитель директора

муниципального автономного учреждения

дополнительного образования г. Хабаровска

«Дворец детского творчества «Маленький принц»

Взаимодействие психолога с другими участниками

образовательного процесса

Работа психолога основывается на авторской программе, плане работы. Чтобы программа оказалась полезной, актуальной для вашего учебного заведения, целесообразно подробно ознакомиться со спецификой учреждения, его особенностями, а также выяснить потребности членов коллектива через диагностические анкеты для учащихся, педагогов, мастеров производственного обучения и родителей.

Работа психолога с учащимися

Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса подростка: особенности развития психических функций, личностные характеристики, адаптационный потенциал. Примерный план диагностического обследования прицелен в главе «Работа с подростками и юношами в различных учебных заведениях». Помимо диагностики с учащимися проводится профилактическая, просветительская работа.

Консультирование — это одна из основных форм работы психолога образовательного учреждения. Она может носить диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер. По форме проведения консультации могут быть анонимные (телефон доверия), очные, индивидуальные, групповые.

Консультации по телефону доверия обеспечивают оперативность, а также щадящие условия общения, психологическую поддержку клиента. Не всякий подросток, не способный самостоятельно разрешить возникшие конкретные трудности и преодолеть состояние психологического дискомфорта, будет демонстрировать свою беспомощность. Многие остро нуждающиеся в психологической помощи предпочитают обращаться к невидимому специалисту, советчику. Для таких подростков идеальным вариантом помощи станет телефон доверия. Анализируя ситуацию, делая определенные выводы и давая конкретные советы, психолог не должен спешить, навязывать свое мнение. Гораздо лучше дать возможность собеседнику самому сделать вывод. Очень часто клиент ожидает лишь одобрения уже принятого им решения, нуждается в том, чтобы его убедили, используя объективные подходы. Вполне вероятно, в отдельных случаях психолог не может оказать конкретной помощи. Тогда его советы будут направлены на то, чтобы успокоить человека, показать, что безвыходность его положения мнимая (Дубровина, 1987).

Знакомство с клиентом во время устного психологического консультирования начинается с короткой встречи, за время которой выслушивается жалоба клиента, составляется впечатление о нем на основе его поведения и характера общения с психологом. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога).

Общий алгоритм консультирования учащегося

Приведем общий алгоритм консультирования учащегося 

(Овчарова, 1996):

  • Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

  • Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

  • Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

  • Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

  • Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

  • Обработка данных, казуальный анализ результатов.

  • Психологический диагноз ребенка.

  • Психолого-педагогическое назначение.

  • Контроль, повторное консультирование.

Итоги консультирования резюмируются в психологическом диагнозе, в котором отражен уровень актуального развития ребенка и определяется его прогноз:

Уровень актуального развития:

  • возрастно-психологическая характеристика;

  • социальная ситуация развития;

  • уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

  • новообразования возраста, их развитие;

  • трудности и отклонения, их причины.

Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

Р. В. Овчарова (1996) предлагает использовать в ходе консультирования возрастную карту развития, модифицированный нами вариант которой приводится в табл. 3.

На индивидуальное консультирование подростка и старшего школьника отводится до 1,5 часа. После консультации диагностические данные обрабатываются, а психологический диагноз и назначения могут быть даны на повторной консультации.
Рассматривая различные направления деятельности психолога в работе с учащимися, не стоит забывать и о коррекционной работе. Коррекционная работа может быть основана на запросе преподавателей, родителей, администрации или выявлена по результатам диагностирования. Особенности коррекционной работы в различных учебных заведениях рассмотрены во второй главе.

Таблица 3 
Возрастная карта

Ведущая
деятельность

Психические новообразования

Средний школьный возраст (11-15 лет)

Интимно-личностное общение в процессе общественно- полезной деятельности и обучения

Чувство взрослости, стремление к самостоятельности.
Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка дружеских отношений как личностных достижений.
Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
Заметное развитие волевых качеств.
Потребность в общеши, потребность в самоутверждении. В деятельности, имеющей личностный смысл.

Старший школьный возраст (15-17 лет)

Учебно-профессиональная деятельность (ценностно-ориентированная)

Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения).
Форма самопознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию.
Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации.
Гражданские права и обязанности.

Известно, что плохая успеваемость, нарушения поведения, проблемы в межличностном общении часто могут быть вызваны нарушением Я-кониепции подростка, неадекватной самооценкой. Зачастую именно заниженная самооценка становится причиной многих бед подростка. Коррекция самооценки -это длительный и тяжелый процесс, но только позитивное отношение к себе, признание своих достоинств может помочь неуверенному ребенку справиться с трудностями. Немалую роль в формировании заниженной самооценки играют педагоги, наклеивая ярлыки «слабого», «неспособного» и т. п. Педагогу-психологу в своей практике часто приходится сталкиваться с подобными нарушениями у учащихся, поэтому будет небесполезным привести пример практических методик, способствующих повышению самооценки, разработанных Робертом Бернсом и модифицированных автором книги. Упражнения достаточно просты и универсальны, поэтому могут использоваться не только психологами, но и педагогами при условии, если вы проведете с ними подготовительную работу, которая может быть оформлена в виде тренинга.

Какие бы ни использовались упражнения для повышения самооценки и укрепления самоуважения у учащихся, самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они происходят. Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся (Бернс, 1986).

Таким образом, мы перечислили возможные направления работы с учащимися. Стоит также отметить, что психолог может опираться в этом и на других членов коллектива: преподавателей, медицинских работников, социальных педагогов.

Работа психолога с родителями

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу — это родители.

По мнению Р. В. Овчаровой (1996), «главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уровнем; недооценка кризисного состояния семьи, трудностей, проблем, смены ее устоев от материально-экономических к социально-психологическим».

В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей в реализации их воспитательно-образовательных функций и в процессе сотрудничества. Учителя обращаются к родителям в основном лишь по вопросам успеваемости, дисциплины и, как правило, занимают менторскую позицию. Родители же совершенно равнодушно относятся к традиционной психолого-педагогической пропаганде и своей более чем скромной роли в процессе воспитания, считая, что учителям все равно не понять их проблем. При этом у каждой стороны существует позиция конфронтации: они выясняют, кто что обязан, кто что должен, кто прав, кто виноват (Овчарова, 1996).

Основные задачи психологической службы

Учитывая вышесказанное, основные задачи психологической службы могут быть следующими:

  • Изменение психологической установки педагогов и родителей на повышение роли семьи в формировании личности. Необходимо, как отмечает Р. В. Овчарова (1996), возвратить семье роль домашней академии, а родителям -функцию главных воспитателей.

  • Диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей.

  • Психолого-педагогическая помощь семье, просвещение (лекции, родительские собрания и т. д.).

Методы работы: можно использовать такие методы, как анкетирование, наблюдение, беседа, методики выявления личностных особенностей родителей, диагностика родительского отношения и стиля воспитания, коррекционные программы, просвещение. Работа с родителями, как и работа с учащимися, не ограничивается только взаимодействием с психологом, значительную поддержку здесь может оказать и социальный педагог, и медицинский работник, а также преподаватели и администрация.

Работа психолога с педагогами

Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между учащимся и психологом. Психолог может оказать содействие в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, дать рекомендации по работе с трудными подростками.

Небезызвестно, что у большинства педагогов наблюдается эмоциональное выгорание, низкая нервно-психическая устойчивость, синдром хронической усталости. Поэтому стоит уделить особое внимание программе психологической поддержки педагогов: релаксационным, снимающим высокое эмоциональное напряжение техникам.

Немаловажным моментом является и то, что, поданным различных исследований, у многих учителей крайне низок уровень развития таких важных для их профессиональной деятельности характеристик, как эмпатия, уважение к личности другого человека и искренность. Эти данные свидетельствуют о необходимости организации специальной подготовки, направленной на развитие у учителей способности к позитивному и плодотворному общению с учащимися. Необходимо приложить все усилия, чтобы в результате 1лкой подготовки учитель приобрел бы восприимчивость, необходимую для взаимодействия с людьми, научился воспринимать учебный процесс как полноценное человеческое общение, наполненное глубоким смыслом для всех его участников. Групповая терапия и консультации могут помочь, во-первых, чувствовать себя более компетентным, а во-вторых, улучшить отношения с другими, что не может не сказаться положительно как на личности самого учителя, так и на развитии детей, которых он обучает. Мак-Клейн (1970) описывает разработанный им курс психологического тренинга, предназначенный для студентов педагогических вузов и учителей.

По замыслу Мак-Клейна, в группе студентов наряду с лекционным курсом, где душевное здоровье рассматривается как необходимая основа достижения самопонимания и принятия себя, необходимо также предпринимать попытки вовлечь слушателей в практическое освоение этой темы. С этой целью он предлагает практиковать такую форму работы, как письменный анализ каждым студентом собственных данных личностных тестов.

Курс Мак-Клейна построен на предположении о том, что анализ большого количества данных тестов, относящихся к собственной личности, способствует постижению индивидом своего Я более чем простая интроспекция. Однако роль этого задания не сводится только к усвоению информации о себе. Необходимость умственной работы, направленной на выявление значения данных тестов и разъяснение этого значения другому человеку, должна, по мнению автора, приводить к своего рода вспышкам самопонимания. Мак-Клейн установил, что в результате обсуждения самоощущений и самоустановок, предусмотренного его курсом, у студентов, по данным тестов, заметно возросли показатели самоактуализации и уменьшился разрыв между идеальным и реальным Я.

Описанный нами метод Мак-Клейна педагог-психолог может использовать в своей работе с педагогами, и этот метод может заменить общепринятые групповые формы психотерапии, ибо и то и другое приносит один результат -позитивное изменение отношения к себе и к другим.

Тот, кто берет на себя ответственность учить детей, должен чувствовать себя уверенно. Вряд ли возможно понимать других, а тем более пытаться помочь им, если не стремится при этом понять и самого себя. Индивид, обладающий низкой самооценкой, воспринимает других через призму своих тревог, страхов и неудовлетворенных потребностей.

Хэннум (1974) провел исследование, в котором была осуществлена попытка помочь двум учителям, склонным к чрезмерной самокритике, избавиться от негативных мыслей о себе, иными словами, обрести более высокую самооценку. Для этого был разработан детальный сценарий, включавший 4 стадии -вхождение, фиксация мыслей, переориентация и закрепление, -каждая из которых длилась около двух недель. На протяжении всех четырех стадий эксперимента учителя осуществляли самонаблюдение на уроках с целью фиксации всех позитивных и негативных мыслей о себе, которые появились в их сознании. Для этого они использовали специально сконструированные счетчики, надетые на запястье. Присутствовавшие на уроках наблюдатели фиксировали также все внешние проявления поведения учителей. Переориентация заключалась в стимулировании позитивных мыслей учителей о себе. В результате применения этой методики у одного из учителей было зафиксировано улучшение самовосприятия. Методика фиксации мыслей предполагала произнесение учителем про себя слова «стоп» всякий раз, когда в ее или его сознании появлялась негативная мысль о себе. В целом учителя отмечали благотворное влияние попыток сделать свои мысли более позитивными; важным фактором, обеспечивающим эффективную обратную связь, была необходимость пользоваться счетчиком позитивных и негативных мыслей.

Таким образом, работа с педагогами -это сложный, но очень важный аспект деятельности психологической службы.

infourok.ru

Презентация на тему: Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ

Слайд 1

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР. ( воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и медицинским работником) Подготовила : педагог-психолог МБДОЙ «Детский сад №40» Миньчева А.С .

Слайд 2

Ц ель взаимодействия педагога-психолога со специалистами ДОУ в сопровождении ребенка с особыми образовательными потребностями: Создавать благоприятные условия для коррекции недостатков развития, приблизить это развитие к гармоничному, тем самым подготавливая ребенка к социализации, интеграции с реально существующим обществом.

Слайд 3

Инструктор по физической культуре Воспитатель Педагог-психолог Психологическое с опровождение р ебенка с ТНР Учитель-логопед Музыкальный руководитель Старшая медсестра

Слайд 4

Направления деятельности педагога-психолога с воспитателями ДОУ: — Оказывать консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности. — Составив психолого-педагогические заключения по результатам диагностики, знакомить воспитателей в проблемах личностного, социального и когнитивного развития детей с ТНР. — Организовывать и проводить консультации (индивидуальные, групповые, тематические , проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально- психологическую компетентность . — Составлять рекомендации воспитателям для индивидуально коррекционной работы с детьми ТНР.

Слайд 5

Направления деятельности педагога-психолога с логопедом ДОУ: Совместное выявление детей с проблемами в развитии. Составив психолого-педагогические заключения по результатам диагностики, ориентировать логопеда в проблемах личностного, социального и когнитивного развития ребенка. Планировать совместно с логопедом и организовывать интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе. Осуществляет совместное перспективное комплексно-тематическое планирование. Консультировать ( по необходимости) и направлять родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.

Слайд 6

Взаимодействия педагога-психолога с музыкальным руководителем ДОУ: Помощь в создании эмоционального настроя, повышения внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса. Обеспечение психологической безопасности во время проведения праздничных мероприятий. Р екомендации методов и приемов для смягчения личностных отклонений через театрализованную деятельность (выбор детей для роли). Организация психологического сопровождения детей младшего возраста на музыкальных занятиях.

Слайд 7

Направления деятельности педагога-психолога с инструктором по ФИЗО ДОУ: — Рекомендовать игры и упражнения для снятия эмоционального напряжения детей, релаксации. — Рекомендации по взаимодействию на занятиях с детьми ТНР, с учетом их личностных особенностей. — Рекомендации по дифференцированному подходу на занятиях к мальчикам и девочкам.

Слайд 8

Взаимодействия педагога-психолога с медицинским работником ДОУ: Содействие сохранению психического и соматического здоровья детей. Осуществление мониторинга образовательного процесса, выявление медицинских проблем воспитанников, получение рекомендаций при организации психолого-педагогического сопровождения детей группы риска по здоровью, в т. ч. детей-инвалидов. Совместное сопровождение периода адаптации. Подготовка документов для ПМПК. Оформление медицинских карт при выпуске детей в школу.

Слайд 9

Одним из условий результативности работы педагога — психолога является тесное сотрудничество с воспитателями и специалистами ДОУ, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка с ОВЗ , есть основа эффективности и качественной коррекционно – развивающей работы.

Слайд 10

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Особенности взаимодействия психолога и педагогов в образовательной среде

Психологическая служба сегодня стала одним из элементов системы образования, основной целью которой является изучение и создание условий, максимально содействующих развитию индивидуальности человека и субъективного начала в нём, наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребёнка. Школьный психолог может внести свой вклад в достижении этой цели, если в своей профессиональной деятельности выступает по отношению к образованию проектировщиком и организатором развивающих сфер. Решение этой задачи невозможно без взаимодействия психолога с педагогическим коллективом в целом и конкретными педагогами.

Кроме этого психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. Приходя в класс, переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбуждённым, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности. Эффективную помощь школьному учителю может оказать психолог.

Вместе с тем, направление работы с педагогами является одним из наименее разработанных направлений деятельности школьного психолога. Возможно, это связано с тем, что данное направление является наиболее сложным для психолога по нескольким причинам.

  1. Низкая мотивация педагогов.
  2. Низкий уровень доверия, настороженное отношение.
  3. Установка администрации на оценочную работу психолога.
  4. Неразработанность практического подхода в психологии к этой теме.
  5. Деликатность темы, связанная с тем, что она затрагивает личностные особенности педагогов.
  6. Опасения педагогов, что проводимая работа будет строиться по принципу “субъект – объектных отношений”.

В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи организации работы с педагогами.

  • Усиление мотивации педагогов на сотрудничество с психологом, повышение интереса к этой работе.
  • Формирование доверительного отношения со стороны педагогов к психологу.
  • Развитие представлений педагогов о том, что в работе с психологом они могут выступать как равноправные субъекты.
  • Создание предпосылок для развития способности педагогов к анализу и самоанализу педагогической деятельности в противовес оценочному подходу.
  • Разработка стратегии и тактики работы психолога по повышению психологической компетентности педагогов.
  • Разработка системы тренинговых занятий для педагогов.

Принципы построения работы с педагогами:

  • принцип личностно-ориентированного стиля общения с педагогами;
  • принцип сотрудничества: формирование новых знаний, нового опыта в ходе совместной работы психолога педагога у каждого из участников взаимодействия;
  • принцип дифференцированного подхода: учёт индивидуальных особенностей педагогов;
  • принцип безопасности: создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;
  • принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с педагогами атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь;
  • принцип вариативности, гибкости: готовность психолога учитывать при взаимодействии с педагогами нестабильность их эмоционального состояния и непредсказуемость самой ситуации общения.

Залогом успешной работы психолога с педагогами также является многообразие применяемых форм и методов психологического сопровождения: консилиум, организационно- деловые и ролевые игры, тренинги, лекции, семинары, дискуссии, открытый психологический анализ урока.

Работа с педагогами включала несколько этапов.

  1. Анкетирование и тестирование педагогов.
  2. Проведение анкетирования учащихся с целью получения обратной связи об их взаимодействии с учителями. (Анкеты “Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов”, “Оценка педагогической деятельности”, “Изучение удовлетворённостью школьной жизнью”).
  3. Индивидуальные и групповые консультации.
  4. Круглые столы, семинары (“Конфликты: причины и способы выхода из них”).
  5. Методические объединения кл.руководителей (“Понятие о девиантном поведении”, “Как быть здоровым”, “Психологические особенности подростков”, “Педагогический настрой”, “Имидж учителя”, “Качество вашей жизни”, “Стресс и пути борьбы с ним”).
  6. Психолого-медико-педагогические консилиумы.
  7. Педсоветы (“Социальная реабилитация детей и подростков”, “Залог успеха учителя – успех ученика”, “Экология воспитания: что можно и что нельзя, чтобы в школе было хорошо”, “Протокол согласованных действий – в действии”, “Психологическое сопровождение учащихся в связи с переходом к предпрофильному обучению”, “Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика. Методы разрешения конфликта”, “Психологическое сопровождение выпускников старшей школы в связи с ЕГЭ”).
  8. Педагогические тренинги, которые включают в себя ситуации, с которыми учитель сталкивается в своей работе и семейной жизни – в общении с “трудными” учащимися, восстановление сил после напряжённого урока, разрешение педагогических и семейных конфликтов.

Я хотела бы сказать несколько слов о роли психологических тренингов, проводимых с педагогами.

Одной из важнейших целей психологического тренинга является развитие самосознания его участников.

Основной задачей тренинга является развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).

Каждое тренинговое занятие включает в себя упражнения трёх взаимосвязанных блоков.

Первый блок посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. Второй блок направлен на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, администрацией и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии.

Третий блок ориентирован на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала. Во всех блоках участники тренинга знакомятся с короткими и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции (релаксационные и медитативные техники, аутотренинг и т.п.).

Тренинговое занятие состоит из следующих этапов.

  1. Приветствие.
  2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).
  3. Притча (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).
  4. Разминочные упражнения.
  5. Основная часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).
  6. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).
  7. Прощание.

Таким образом, тренинговые занятия являются важным шагом в работе с педагогами по развитию адекватного представления о себе и по формированию адекватной профессиональной самооценки. Многообразие форм и методов служит предисловием к более глубокому контакту психолога с педагогами в индивидуальном взаимодействии и способствует появлению интереса у педагогов к получению профессиональной психологической помощи по поводу их сомнений, тревог, неуверенности, неудовлетворённостью, связанной с их педагогической деятельностью, а также создаёт возможность для активизации педагогов к поиску эффективных путей преодоления имеющихся затруднений и творческих находок.

Я хочу предложить сценарий одного из тренинговых занятий для педагогов.

Тренинг толерантности для педагогов

Цели:

  • осознание педагогами своей индивидуальности;
  • познакомить с понятием “толерантность”;
  • показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;
  • помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Задачи:

  • создание комфортного психологического климата в группе;
  • способствовать педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения.

Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные карточки, булавки

ХОД ЗАНЯТИЯ

Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский

1. Упражнение “Смысл имени”.

Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.

Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас,  которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.

Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

2. Упражнение “Аплодисменты”.

Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: “Развитие толерантности педагогов”.

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

3. “Мои положительные черты”.

— Напишите свои положительные черты.

— Трудно ли было написать эти черты? Почему?

— Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем л

urok.1sept.ru

Материал на тему: План взаимодействия педагога – психолога с педагогами ДОУ

Направление

деятельности

Темы

С кем проводится

(группа)

Форма

Индивидуальные консультации (по запросу) в течение года

Оформление наглядной информации (информационные стенды) в течение года

Сентябрь

Диагностическая работа

Анкетирование педагогов

« Изучение запросов».

Все педагоги

Анкета

Консультативная работа

 «Особенности работы педагога в адаптационный период»

Педагоги

1 – ой и 2 – ой

мл. гр.

Консультации и рекомендации по адаптации детей, поступающих в ДОУ

«Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению к школе» (по результатам диагностики) Рекомендации

Педагоги подготовительных групп № 5, № 6

Индивидуальное

консультирование

Просветительская работа

 «Условия успешной адаптации».

Педагоги младших групп

Рекомендации для воспитателей детей младших групп

Октябрь

Диагностическая работа

Анкетирование педагогов:

  — «агрессивность детей»;

    — «тревожность детей»

Все педагоги

Анкетирование

Консультативная работа

«Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться»

Родители

2 – ой

мл. гр.

Лекция — консультация

Просветительская работа

1. ПМПК «Анализ состояния здоровья, уровня психического и физического развития воспитанников МДОУ»

Все педагоги

Выступление

2.Рекомендации по созданию оптимальных условий для успешной адаптации детей, с учетом их индивидуальных особенностей.

Педагоги младших групп

Консультация

3 Рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок всех участников образовательного процесса.

Все педагоги

Консультация

4. Рекомендации по созданию развивающей среды групп, соответствующей возрастным особенностям (по результатам комплексного анализа).

Все педагоги

Консультация

Коррекционно – развивающая работа

1.ИКРР с детьми с ОВЗ и группы риска по рекомендациям психолога.

2. ИКРР с детьми по оказанию разных видов психолого-педагогической помощи по рекомендациям психолога.

Педагоги коррекционных групп

Практические рекомендации

Ноябрь

Диагностическая работа

Диагностика психологического климата в коллективе как составляющей психологического здоровья детей и взрослых.

Консультативная работа

1 «Роль игр и игрушек при подготовке детей к школе»

Педагоги

старших, подготовительных групп

Консультация для педагогов

2.«Если ребенок дразнится и ругается»

Младшие, средние группы

Консультация

3. Проведение индивидуальных консультаций по запросу педагогов.

Все педагоги

Индивидуальные консультации

4. Индивидуальные консультации с педагогами по вопросам воспитания и обучения детей.

Старшие группы

Индивидуальные консультации

Просветительская работа

«Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста» 

Памятка — рекомендации

Коррекционно – развивающая работа

«Современные здоровьесберегающие технологии»

Все педагоги

Психологическое занятие – тренинг

Декабрь

Диагностическая работа

Тест «Оценка уровня общительности» (тест Ф.Ряховского)

Консультативная работа

 « Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении»

Все педагоги

Консультация

Просветительская работа

 «Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией»

Все педагоги

Семинар — практикум

Коррекционно – развивающая работа

«Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Все педагоги

Занятие

Январь

Диагностическая работа

Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ.

Консультативная работа

 «Критерии готовности детей к школьному обучению»

Подготовительные группы

Просветительская работа

.Активные методы обучения – мастер-класс «Проведение релаксационных пауз и элементов психогимнастики» 

Все педагоги

Мастер — класс

Коррекционно – развивающая работа

Тренинг личностного и профессионального роста с молодыми педагогами «Успешный педагог – развитый ребенок»

Все педагоги

Тренинг

Февраль

Диагностическая работа

Тест «Самооценка педагога»

Консультативная работа

1.Консультирование по использованию рекомендаций психолога в работе с детьми с ОВЗ и детьми группы риска.

Педагоги коррекционных групп

Консультация

2. Консультирование по использованию рекомендаций психолога с детьми разных возрастных групп.

Все педагоги

Консультация

3.Индивидуальные консультации (по запросу) с целью создания благоприятного климата в ДОУ.

Все педагоги

Индивидуальные консультации

Просветительская работа

 «Педагог и ребенок: барьеры в общении»

Все педагоги

.Семинар – практикум

Коррекционно – развивающая работа

Ознакомление педагогов с приемами и методами использования игровой деятельности  в воспитании дошкольников.

Все педагоги

Практическое занятие

Март

Диагностическая работа

.«Проверьте, какой вы педагог» (тест СтанкинМ.И)

Консультативная работа

 «Введение в сказкотерапию» «Сказкотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии». «Применение  сказкотерапии и песочной терапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Все педагоги

Групповая консультация-практикум

Просветительская работа

«Управление эмоциональным состоянием»

Все педагоги

Психологический тренинг

Коррекционно – развивающая работа

 «Тропа доверия»

Все педагоги

Психологический тренинг

Апрель

Диагностическая работа

Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ.

Консультативная работа

Игры к школе «Повышаем

 мотивацию» «Развиваем моторику»

 

Педагоги подготовительных групп

Консультация – практикум

(теоретический и практический материал)

Просветительская работа

 «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия»

Педагоги ДОУ

Занятие  для педагогов

Коррекционно – развивающая работа

«Здоровый педагог — здоровые дети». Релаксационная пауза.

Педагоги ДОУ

Май

Диагностическая работа

. Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ.

Консультативная работа

«Генетические различия между мальчиками и девочками»

Педагоги  ДОУ

Консультация

Просветительская работа

 ПМПК. Анализ состояния здоровья, уровня психического и физического развития воспитанников МДОУ

Педагоги  ДОУ

Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) по итогам диагностики

 Педсовет (итоговый)

Заседание круглого стола:

— подведение итогов работы за год

— обсуждение, обмен впечатлениями

Педагоги  ДОУ

Педсовет

Коррекционно – развивающая работа

Игровой тренинг для педагогов.

Педагоги  ДОУ

Тренинг

nsportal.ru