Взаимодействие педагога психолога с другими специалистами – — . , — .

Содержание

Взаимодействие психолога с другими участниками образовательного процесса

Содержание:
Работа психолога с учащимися.
Работа психолога с родителями.
Работа психолога с педагогами.
Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения.

Работа психолога основывается на авторской программе, плане работы, который составляется на определенный промежуток времени (семестр, год и т. п.). Чтобы программа оказалась полезной, актуальной для вашего учебного заведения, целесообразно подробно ознакомиться со спецификой учреждения, его особенностями, а также выяснить потребности членов коллектива через диагностические анкеты для учащихся, педагогов, мастеров производственного обучения и родителей.

Данные диагностирования обобщаются психологом в диагностических картах («Учащиеся», «Педагоги», «Классные руководители, воспитатели», «Родители»), которые могут выглядеть следующим образом (Овчарова, 1996):

Анкета классного руководителя
(воспитателя, мастера производственного обучения)

I. Что в вашей работе с учащимися, родителями вам удается, чем мы могли бы поделиться с коллегами? Подчеркните соответствующее:

  1. Развитие умений и навыков учебного труда у учащихся.
  2. Развитие творческих способностей детей.
  3. Обучение учащихся навыкам общения.
  4. Работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в группе.
  5. Работа по формированию коллектива.
  6. Нравственное воспитание учащихся.
  7. Воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения.
  8. Индивидуальная работа с трудными учащимися.
  9. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  10. Индивидуальная работа с семьей.

II. Что в вашей работе с учащимися у вас не получается, в чем вы испытываете затруднения, в какой помощи нуждаетесь? Подчеркните соответствующее:

  1. Развитие умений и навыков учебного труда.
  2. Развитие творческих способностей учащихся.
  3. Работа по профилактике педагогической запущенности.
  4. Работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в группе.
  5. Обучение навыкам общения.
  6. Работа по формированию коллектива.
  7. Нравственное воспитание учащихся.
  8. Воспитание дисциплины и культуры поведения учащихся.
  9. Индивидуальная работа с трудными учащимися.
  10. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  11. Индивидуальная работа с семьей.

Анкета преподавателя

Что в вашей работе с учащимися, родителями вам удается, чем вы могли бы поделиться с коллегами? Подчеркните соответствующее:

  1. Развитие умений и навыков учебного труда у учащихся.
  2. Развитие познавательных способностей учащихся.
  3. Развитие творческих способностей детей.
  4. Работа по профилактике педагогической запущенности учащихся, работа со слабоуспевающими.
  5. Обучение учащихся навыкам общения.
  6. Работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в группе.
  7. Нравственное воспитание учащихся.
  8. Воспитание дисциплины, культуры поведения.
  9. Организация педагогических консультаций.

Что в вашей работе с учащимися у вас не получается, в чем вы испытываете затруднения, в какой помощи нуждаетесь? Подчеркните соответствующее:

  1. Развитие умений и навыков учебного труда у учащихся.
  2. Развитие познавательных способностей учащихся.
  3. Развитие творческих способностей детей.
  4. Работа по профилактике педагогической запущенности учащихся, работа со слабоуспевающими.
  5. Обучение учащихся навыкам общения.
  6. Работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в группе.
  7. Нравственное воспитание учащихся.
  8. Воспитание дисциплины, культуры поведения.
  9. Организация педагогических консультаций.

Анкета учащегося (родителя)

Фамилия, имя группа

I. Что тебе в себе нравится? Подчеркни соответствующее. (Что в вашем ребенке вас радует? Подчеркните соответствующее.)

  1. Хорошие способности к учению.
  2. Хорошая память, внимание.
  3. Сильная воля, уверенность в себе.
  4. Дисциплинированность, вежливость, послушание.
  5. Умение быть всегда в хорошем настроении.
  6. Доброта, чуткость, внимательность к людям.
  7. Умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями.
  8. Умение вести себя в обществе.
  9. Отсутствие злопамятности, мстительности.
  10. Трудолюбие.
  11. Аккуратность.

II. Что тебя в себе огорчает, приносит много неприятностей? От чего ты хотел(а) бы избавиться ? Подчеркни соответствующее. ( Что м машем ребенке вас огорчает, в чем ему необходима помощь? Подчеркните соответствующее.)

  1. Слабые способности к обучению.
  2. Низкая работоспособность на уроке.
  3. Плохая память, внимание.
  4. Слабая воля, неуверенность в себе.
  5. Недисциплинированность, грубость, непослушание.
  6. Неумение держать хорошее настроение.
  7. Озлобленность, жестокость, невнимательность к людям.
  8. Неумение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями.
  9. Неумение вести себя в обществе.
  10. Злопамятность, мстительность.
  11. Склонность к потреблению алкоголя, курение.

Диагностические карты могут стать основой для составления программ методической работы, группового и индивидуального консультирования, факультативных курсов для учащихся и т. д. ( ложность заключается в том, что психолог не в состоянии удовлетворить все заявки, поэтому диагностику можно проводить выборочно. Существенную помощь в анкетировании может оказать мистер производственного обучения и социальный педагог.

Субъективная картина потребностей коллектива учебного учреждения должна быть дополнена объективными данными психодиагностических исследований, проводимых психологом. Психологическое сопровождение учебного процесса предполагает работу не только с учащимися, но и с членами педагогического коллектива, родителями и осуществляется по мере занятости психолога.

Работа психолога с учащимися

Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса подростка: особенности развития психических функций, личностные характеристики, адаптационный потенциал. Примерный план диагностического обследования прицелен в главе «Работа с подростками и юношами в различных учебных заведениях». Помимо диагностики с учащимися проводится профилактическая, просветительская работа.

Консультирование — это одна из основных форм работы психолога образовательного учреждения. Она может носить диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер. По форме проведения консультации могут быть анонимные (телефон доверия), очные, индивидуальные, групповые.

Консультации по телефону доверия обеспечивают оперативность, а также щадящие условия общения, психологическую поддержку клиента. Не всякий подросток, не способный самостоятельно разрешить возникшие конкретные трудности и преодолеть состояние психологического дискомфорта, будет демонстрировать свою беспомощность. Многие остро нуждающиеся в психологической помощи предпочитают обращаться к невидимому специалисту, советчику. Для таких подростков идеальным вариантом помощи станет телефон доверия. Анализируя ситуацию, делая определенные выводы и давая конкретные советы, психолог не должен спешить, навязывать свое мнение. Гораздо лучше дать возможность собеседнику самому сделать вывод. Очень часто клиент ожидает лишь одобрения уже принятого им решения, нуждается в том, чтобы его убедили, используя объективные подходы. Вполне вероятно, в отдельных случаях психолог не может оказать конкретной помощи. Тогда его советы будут направлены на то, чтобы успокоить человека, показать, что безвыходность его положения мнимая (Дубровина, 1987).

Знакомство с клиентом во время устного психологического консультирования начинается с короткой встречи, за время которой выслушивается жалоба клиента, составляется впечатление о нем на основе его поведения и характера общения с психологом. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога).

Общий алгоритм консультирования учащегося

Приведем общий алгоритм консультирования учащегося (Овчарова, 1996):

  • Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
  • Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
  • Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
  • Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
  • Экспериментально-психологическое обследование ребенка.
  • Обработка данных, казуальный анализ результатов.
  • Психологический диагноз ребенка.
  • Психолого-педагогическое назначение.
  • Контроль, повторное консультирование.

Итоги консультирования резюмируются в психологическом диагнозе, в котором отражен уровень актуального развития ребенка и определяется его прогноз:

Уровень актуального развития:

  • возрастно-психологическая характеристика;
  • социальная ситуация развития;
  • уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;
  • новообразования возраста, их развитие;
  • трудности и отклонения, их причины.

Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

  • раскрытие проблемного поля альтернатив развития;
  • показ условий для оптимального развития.

Р. В. Овчарова (1996) предлагает использовать в ходе консультирования возрастную карту развития, модифицированный нами вариант которой приводится в табл. 3.

На индивидуальное консультирование подростка и старшего школьника отводится до 1,5 часа. После консультации диагностические данные обрабатываются, а психологический диагноз и назначения могут быть даны на повторной консультации.
Рассматривая различные направления деятельности психолога в работе с учащимися, не стоит забывать и о коррекционной работе. Коррекционная работа может быть основана на запросе преподавателей, родителей, администрации или выявлена по результатам диагностирования. Особенности коррекционной работы в различных учебных заведениях рассмотрены во второй главе.

Таблица 3
Возрастная карта


Возрастной
период

Ведущая
деятельность

Психические новообразования

Средний школьный возраст (11-15 лет)

Интимно-личностное общение в процессе общественно- полезной деятельности и обучения

Чувство взрослости, стремление к самостоятельности.
Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка дружеских отношений как личностных достижений.
Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
Заметное развитие волевых качеств.
Потребность в общеши, потребность в самоутверждении. В деятельности, имеющей личностный смысл.

Старший школьный возраст (15-17 лет)

Учебно-профессиональная деятельность (ценностно-ориентированная)

Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения).
Форма самопознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию.
Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации.
Гражданские права и обязанности.

Известно, что плохая успеваемость, нарушения поведения, проблемы в межличностном общении часто могут быть вызваны нарушением Я-кониепции подростка, неадекватной самооценкой. Зачастую именно заниженная самооценка становится причиной многих бед подростка. Коррекция самооценки -это длительный и тяжелый процесс, но только позитивное отношение к себе, признание своих достоинств может помочь неуверенному ребенку справиться с трудностями. Немалую роль в формировании заниженной самооценки играют педагоги, наклеивая ярлыки «слабого», «неспособного» и т. п. Педагогу-психологу в своей практике часто приходится сталкиваться с подобными нарушениями у учащихся, поэтому будет небесполезным привести пример практических методик, способствующих повышению самооценки, разработанных Робертом Бернсом и модифицированных автором книги. Упражнения достаточно просты и универсальны, поэтому могут использоваться не только психологами, но и педагогами при условии, если вы проведете с ними подготовительную работу, которая может быть оформлена в виде тренинга.

Какие бы ни использовались упражнения для повышения самооценки и укрепления самоуважения у учащихся, самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они происходят. Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся (Бернс, 1986).

Таким образом, мы перечислили возможные направления работы с учащимися. Стоит также отметить, что психолог может опираться в этом и на других членов коллектива: преподавателей, медицинских работников, социальных педагогов.

Работа психолога с родителями

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу — это родители.

По мнению Р. В. Овчаровой (1996), «главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уровнем; недооценка кризисного состояния семьи, трудностей, проблем, смены ее устоев от материально-экономических к социально-психологическим».

В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей в реализации их воспитательно-образовательных функций и в процессе сотрудничества. Учителя обращаются к родителям в основном лишь по вопросам успеваемости, дисциплины и, как правило, занимают менторскую позицию. Родители же совершенно равнодушно относятся к традиционной психолого-педагогической пропаганде и своей более чем скромной роли в процессе воспитания, считая, что учителям все равно не понять их проблем. При этом у каждой стороны существует позиция конфронтации: они выясняют, кто что обязан, кто что должен, кто прав, кто виноват (Овчарова, 1996).

Основные задачи психологической службы

Учитывая вышесказанное, основные задачи психологической службы могут быть следующими:

  • Изменение психологической установки педагогов и родителей на повышение роли семьи в формировании личности. Необходимо, как отмечает Р. В. Овчарова (1996), возвратить семье роль домашней академии, а родителям -функцию главных воспитателей.
  • Диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей.
  • Психолого-педагогическая помощь семье, просвещение (лекции, родительские собрания и т. д.).

Методы работы: можно использовать такие методы, как анкетирование, наблюдение, беседа, методики выявления личностных особенностей родителей, диагностика родительского отношения и стиля воспитания, коррекционные программы, просвещение. Работа с родителями, как и работа с учащимися, не ограничивается только взаимодействием с психологом, значительную поддержку здесь может оказать и социальный педагог, и медицинский работник, а также преподаватели и администрация.

Работа психолога с педагогами

Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между учащимся и психологом. Психолог может оказать содействие в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, дать рекомендации по работе с трудными подростками.

Небезызвестно, что у большинства педагогов наблюдается эмоциональное выгорание, низкая нервно-психическая устойчивость, синдром хронической усталости. Поэтому стоит уделить особое внимание программе психологической поддержки педагогов: релаксационным, снимающим высокое эмоциональное напряжение техникам.

Немаловажным моментом является и то, что, поданным различных исследований, у многих учителей крайне низок уровень развития таких важных для их профессиональной деятельности характеристик, как эмпатия, уважение к личности другого человека и искренность. Эти данные свидетельствуют о необходимости организации специальной подготовки, направленной на развитие у учителей способности к позитивному и плодотворному общению с учащимися. Необходимо приложить все усилия, чтобы в результате 1лкой подготовки учитель приобрел бы восприимчивость, необходимую для взаимодействия с людьми, научился воспринимать учебный процесс как полноценное человеческое общение, наполненное глубоким смыслом для всех его участников. Групповая терапия и консультации могут помочь, во-первых, чувствовать себя более компетентным, а во-вторых, улучшить отношения с другими, что не может не сказаться положительно как на личности самого учителя, так и на развитии детей, которых он обучает. Мак-Клейн (1970) описывает разработанный им курс психологического тренинга, предназначенный для студентов педагогических вузов и учителей.

По замыслу Мак-Клейна, в группе студентов наряду с лекционным курсом, где душевное здоровье рассматривается как необходимая основа достижения самопонимания и принятия себя, необходимо также предпринимать попытки вовлечь слушателей в практическое освоение этой темы. С этой целью он предлагает практиковать такую форму работы, как письменный анализ каждым студентом собственных данных личностных тестов.

Курс Мак-Клейна построен на предположении о том, что анализ большого количества данных тестов, относящихся к собственной личности, способствует постижению индивидом своего Я более чем простая интроспекция. Однако роль этого задания не сводится только к усвоению информации о себе. Необходимость умственной работы, направленной на выявление значения данных тестов и разъяснение этого значения другому человеку, должна, по мнению автора, приводить к своего рода вспышкам самопонимания. Мак-Клейн установил, что в результате обсуждения самоощущений и самоустановок, предусмотренного его курсом, у студентов, по данным тестов, заметно возросли показатели самоактуализации и уменьшился разрыв между идеальным и реальным Я.

Описанный нами метод Мак-Клейна педагог-психолог может использовать в своей работе с педагогами, и этот метод может заменить общепринятые групповые формы психотерапии, ибо и то и другое приносит один результат -позитивное изменение отношения к себе и к другим.

Тот, кто берет на себя ответственность учить детей, должен чувствовать себя уверенно. Вряд ли возможно понимать других, а тем более пытаться помочь им, если не стремится при этом понять и самого себя. Индивид, обладающий низкой самооценкой, воспринимает других через призму своих тревог, страхов и неудовлетворенных потребностей.

Хэннум (1974) провел исследование, в котором была осуществлена попытка помочь двум учителям, склонным к чрезмерной самокритике, избавиться от негативных мыслей о себе, иными словами, обрести более высокую самооценку. Для этого был разработан детальный сценарий, включавший 4 стадии -вхождение, фиксация мыслей, переориентация и закрепление, -каждая из которых длилась около двух недель. На протяжении всех четырех стадий эксперимента учителя осуществляли самонаблюдение на уроках с целью фиксации всех позитивных и негативных мыслей о себе, которые появились в их сознании. Для этого они использовали специально сконструированные счетчики, надетые на запястье. Присутствовавшие на уроках наблюдатели фиксировали также все внешние проявления поведения учителей. Переориентация заключалась в стимулировании позитивных мыслей учителей о себе. В результате применения этой методики у одного из учителей было зафиксировано улучшение самовосприятия. Методика фиксации мыслей предполагала произнесение учителем про себя слова «стоп» всякий раз, когда в ее или его сознании появлялась негативная мысль о себе. В целом учителя отмечали благотворное влияние попыток сделать свои мысли более позитивными; важным фактором, обеспечивающим эффективную обратную связь, была необходимость пользоваться счетчиком позитивных и негативных мыслей. Данное исследование дало основание для следующих выводов:

  • Как методика фиксации мыслей, так и методика переориентации приводит к изменениям в частоте позитивных и негативных мыслей о себе.
  • Изменения в частоте мыслей того и другого рода, по данным, полученным с помощью разных способов измерения, совпадают.
  • Относительное увеличение числа позитивных мыслей о себе сопровождается также улучшением во внешних проявлениях поведения.
  • Использованные в этом исследовании приемы самонаблюдения могут без особого труда применяться учителями на уроках (Бернс, 1986).

Когда для повышения самооценки нет необходимости совершенствовать квалификацию, более оправданным является путь сосредоточения на самом содержании мыслей, определяющих негативное самовосприятие. Именно этот подход показан в данном исследовании. Выбор этих двух учителей в качестве испытуемых был продиктован тем, что они проявляли не профессиональную некомпетентность, а склонность к повышенной самокритике, которую осознавали и желали от нее избавиться.

Однако, как считает Джерсилд (1955), учитель во многих случаях может обойтись и без специализированной программы такого рода, ибо для углубления самопонимания и осознания своей Я- концепции он должен просто научиться задавать себе некоторые вопросы и отвечать на них с предельной откровенностью:

  • Считаю ли я себя завершенной, полностью сформированной личностью или у меня есть резервы внутреннего роста и развития?
  • Достаточно ли я уверен в себе?

Как показывают исследования, эффективность преподавания но многом зависит от эмоциональной зрелости и степени уверенности в себе учителя. Повеление уверенного в себе педагога отличается большей спонтанностью, инициативой, эмпатией; оно не располагает к конфликтам, не отличается эмоциональной холодностью.

  • Способен ли я терпимо воспринимать различные точки зрения? Достаточно ли у меня интеллектуальной гибкости, чтобы избегать догматизма и не утверждать, скажем, что есть только один метод решения подобной задачи, только один учебник, где данная тема изложена правильно, только один способ научиться чему-то и т. д.

В идеале каждый учитель должен создать такую обстановку, чтобы, каждый учащийся был уверен, что его не унизят, если он выскажет необычную мысль, даже если она резко расходится с точкой зрения учителя.

  • Считаю ли я себя способным принимать в свой адрес критику, необходимую для моего личного и профессионального развития? Могу ли я открыто обсуждать с другими свои личные и профессиональные проблемы?

Как свидетельствуют данные, приводимые Джерсилдом (1955), чрезмерная личностная напряженность учителя проявляется в ранимом самолюбии и мелочных обидах, в неуверенности в себе, в склонности к соперничеству, в постоянном опасении оказаться несостоятельным.

  • Знаю ли я в действительности, как мои ученики воспринимают мир, в частности, каким кажусь им я сам? Могу ли взглянуть на себя их глазами ?
  • Что служит для меня преимущественным ориентиром -люди или объекты ? Нравятся ли мне тесные контакты с учениками или, наоборот, я предпочитаю безличное, отчужденное общение с ними?
  • Стараюсь ли я установить причину затруднений, которые возникают у учащихся в учебе, или я всегда готов отнести их на счет их неспособности? Пытаюсь ли я изменить характер учебных заданий отстающим ученикам, чтобы дать им возможность почувствовать успех, понимание, уверенность в себе?
  • Пробуждает ли мой стиль преподавания у школьников любовь к учебе и интерес к предмету?

Задавая себе подобные вопросы, учитель сможет глубже разобраться в собственном поведении. Он научится размышлять об особенностях и последствиях своей преподавательской деятельности, что является необходимой предпосылкой, как самопознания, так и понимания других. И психолог может помочь учителю в этом процессе, оказать ему необходимую психологическую поддержку (Бернс, 1986).
Таким образом, работа с педагогами -это сложный, но очень важный аспект деятельности психологической службы.

Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения

Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения проходит в нескольких направлениях, но все они имеют целью оптимизацию учебного процесса, создание комфортных условий учебной и трудовой деятельности учащихся. При таком взаимодействии психологу отводится консультативная функция.

Психолог призван помочь руководителям в распознании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического микроклимата, оптимального стиля деятельности и управления, в диагностике педколлектива, правильном подборе и расстановке, аттестации кадров, в разрешении производственных конфликтов.

Активное взаимодействие психолога с заместителем по воспитательной работе предполагает психологическое сопровождение тех или иных воспитательных мероприятий, работу с детьми «группы риска», развивающие мероприятия.

Взаимодействие с заместителем директора по учебной работе предполагает оказание помощи в составлении наиболее приемлемого расписания уроков, учитывающего возрастные особенности учащихся.
Взаимодействие педагога-психолога с администрацией учебного заведения
Рис. 3. Взаимодействие педагога-психолога с администрацией учебного заведения

Таким образом, работа с родителями, педагогами и администрацией учебного заведения значительно способствует оптимизации контактов с учащимися, что является приоритетной задачей в работе психолога.

5psy.ru

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в коррекционных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Для наиболее эффективной организации взаимодействия всех специалистов, мною была разработана модель.

Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Взаимодействия с руководителем ДОУ:

1. Уточняю запросы по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны.

2. Предоставляю отчетную документацию.

Взаимодействия со старшим воспитателем:

1. Участую в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.

2. Участвую в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

3. Участвую во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

Взаимодействуя с воспитателями:

1. Оказываю содействие по формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвую совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3. Участвую в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).

4. Оказываю консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5. Организую и провожу консультаций (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах.

6. Оказываю психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

7. Участие во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

8. Участвую в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти, просвещение воспитателей по данной тематике).

Взаимодействуя с музыкальным руководителем:

1. Помогаю в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).

2. Участвую в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

3. Провожу совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

4. Участвую в организации и проведении театрализованных представлений.

Взаимодействуя с инструктором по физической культуре:

1. Участие в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию.

2. Формирую у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Оказываю помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.

4. Способствую развитию мелкомоторных и основных движений.

5. Способствовую формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)

Взаимодействия с учителем-логопедом:

1. Оформляем коллегиальное заключение на психолого-медико-педагогических консилиумах, участвуя в обсуждении и формулировании структуры нарушений развития детей, выработке рекомендаций по дальнейшей работе с ними.

2. Помогаю в оформлении документации на отдельных детей для ПМПК.

3. Разрабатываю индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами

.

infourok.ru

Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами доу

      Для эфективной работыс гиперактивными детьми необходимо взаимодействие всех специалистов ДОУ (писхолога, воспитателей, логопеда, муз. работника, физкультурного работника). Все вместе они проводят комплексную диагностику, а затем состовляют план коррекционно-развивающей работы.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на  будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Приложение

«Броуновское движение» (Шевченко Ю.С.,1997) Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в круг теннисные мячики. Детям сообщают правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий выкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге. 

«Час тишины и час «можно» (Кряжева Н.Л.,1997) Цель: дать возможность ребёнку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением.Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течении одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит») «Передай мяч» (Кряжева Н.Л.,1997) Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. 
«Сиамские близнецы» (Кряжева Н.Л.,1997)
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Инструкция: Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но и спинками. «Зеваки» (Чистякова М.И.,1990)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие.М, Издательский центр «Академия», 1999.

  2. Бадалян Л.О. Детская неврология. М, Медиц

  3. .Безруких М.М,Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Учебное пособие. М.Издательский центр «Аадемия»,1996.

  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.М, «Совершенство»,1998.

  5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. Или Все о гиперактивных детях. М, «Психотерапия»,2008.

  6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М,АПН РМФСР, 1960.

  7. Гарбузов В.И. Нервные дети.Л, Медицина,1990.

  8. Кошелева А.Д.,алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка.М.НИИ семьи.1997.

  9. Политика О.И.Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.С- П, Речь, 2008.

Интернет ресурсы (по содержанию проблемы)

http://psy.1september.ru/2000/04/3.htm Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дифицита внимания у детей

http://adalin.mospsy.ru/r_02_05.shtml Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ), психологический центр АДАЛИН

http://adhd-kids.narod.ru/ Сайт для родителей детей с СДВГ

studfiles.net

Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами доу

      Для эфективной работыс гиперактивными детьми необходимо взаимодействие всех специалистов ДОУ (писхолога, воспитателей, логопеда, муз. работника, физкультурного работника). Все вместе они проводят комплексную диагностику, а затем состовляют план коррекционно-развивающей работы. Подробнее об этом Вам расскажут специалисты нашего ДОУ.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на  будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Приложение №1

«Броуновское движение» (Шевченко Ю.С.,1997) Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в круг теннисные мячики. Детям сообщают правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий выкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.  «Час тишины и час «можно» (Кряжева Н.Л.,1997) Цель: дать возможность ребёнку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением.Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течении одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит») «Передай мяч» (Кряжева Н.Л.,1997) Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.  «Сиамские близнецы» (Кряжева Н.Л.,1997) Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Инструкция: Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но и спинками. «Зеваки» (Чистякова М.И.,1990) Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие.М, Издательский центр «Академия», 1999.

  2. Бадалян Л.О. Детская неврология. М, Медиц

  3. .Безруких М.М,Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Учебное пособие. М.Издательский центр «Аадемия»,1996.

  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.М, «Совершенство»,1998.

  5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. Или Все о гиперактивных детях. М, «Психотерапия»,2008.

  6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М,АПН РМФСР, 1960.

  7. Гарбузов В.И. Нервные дети.Л, Медицина,1990.

  8. Кошелева А.Д.,алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка.М.НИИ семьи.1997.

  9. Политика О.И.Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.С- П, Речь, 2008.

Интернет ресурсы (по содержанию проблемы)

http://psy.1september.ru/2000/04/3.htm Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дифицита внимания у детей

http://adalin.mospsy.ru/r_02_05.shtml Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ), психологический центр АДАЛИН

http://adhd-kids.narod.ru/ Сайт для родителей детей с СДВГ

studfiles.net

Материал к лекторию «Взаимодействие психолога с другими участниками образовательного процесса»

Лемешко Э. М., психолог, заместитель директора

муниципального автономного учреждения

дополнительного образования г. Хабаровска

«Дворец детского творчества «Маленький принц»

Взаимодействие психолога с другими участниками

образовательного процесса

Работа психолога основывается на авторской программе, плане работы. Чтобы программа оказалась полезной, актуальной для вашего учебного заведения, целесообразно подробно ознакомиться со спецификой учреждения, его особенностями, а также выяснить потребности членов коллектива через диагностические анкеты для учащихся, педагогов, мастеров производственного обучения и родителей.

Работа психолога с учащимися

Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса подростка: особенности развития психических функций, личностные характеристики, адаптационный потенциал. Примерный план диагностического обследования прицелен в главе «Работа с подростками и юношами в различных учебных заведениях». Помимо диагностики с учащимися проводится профилактическая, просветительская работа.

Консультирование — это одна из основных форм работы психолога образовательного учреждения. Она может носить диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер. По форме проведения консультации могут быть анонимные (телефон доверия), очные, индивидуальные, групповые.

Консультации по телефону доверия обеспечивают оперативность, а также щадящие условия общения, психологическую поддержку клиента. Не всякий подросток, не способный самостоятельно разрешить возникшие конкретные трудности и преодолеть состояние психологического дискомфорта, будет демонстрировать свою беспомощность. Многие остро нуждающиеся в психологической помощи предпочитают обращаться к невидимому специалисту, советчику. Для таких подростков идеальным вариантом помощи станет телефон доверия. Анализируя ситуацию, делая определенные выводы и давая конкретные советы, психолог не должен спешить, навязывать свое мнение. Гораздо лучше дать возможность собеседнику самому сделать вывод. Очень часто клиент ожидает лишь одобрения уже принятого им решения, нуждается в том, чтобы его убедили, используя объективные подходы. Вполне вероятно, в отдельных случаях психолог не может оказать конкретной помощи. Тогда его советы будут направлены на то, чтобы успокоить человека, показать, что безвыходность его положения мнимая (Дубровина, 1987).

Знакомство с клиентом во время устного психологического консультирования начинается с короткой встречи, за время которой выслушивается жалоба клиента, составляется впечатление о нем на основе его поведения и характера общения с психологом. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога).

Общий алгоритм консультирования учащегося

Приведем общий алгоритм консультирования учащегося 

(Овчарова, 1996):

  • Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

  • Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

  • Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

  • Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

  • Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

  • Обработка данных, казуальный анализ результатов.

  • Психологический диагноз ребенка.

  • Психолого-педагогическое назначение.

  • Контроль, повторное консультирование.

Итоги консультирования резюмируются в психологическом диагнозе, в котором отражен уровень актуального развития ребенка и определяется его прогноз:

Уровень актуального развития:

  • возрастно-психологическая характеристика;

  • социальная ситуация развития;

  • уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

  • новообразования возраста, их развитие;

  • трудности и отклонения, их причины.

Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

Р. В. Овчарова (1996) предлагает использовать в ходе консультирования возрастную карту развития, модифицированный нами вариант которой приводится в табл. 3.

На индивидуальное консультирование подростка и старшего школьника отводится до 1,5 часа. После консультации диагностические данные обрабатываются, а психологический диагноз и назначения могут быть даны на повторной консультации.
Рассматривая различные направления деятельности психолога в работе с учащимися, не стоит забывать и о коррекционной работе. Коррекционная работа может быть основана на запросе преподавателей, родителей, администрации или выявлена по результатам диагностирования. Особенности коррекционной работы в различных учебных заведениях рассмотрены во второй главе.

Таблица 3 
Возрастная карта

Ведущая
деятельность

Психические новообразования

Средний школьный возраст (11-15 лет)

Интимно-личностное общение в процессе общественно- полезной деятельности и обучения

Чувство взрослости, стремление к самостоятельности.
Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка дружеских отношений как личностных достижений.
Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
Заметное развитие волевых качеств.
Потребность в общеши, потребность в самоутверждении. В деятельности, имеющей личностный смысл.

Старший школьный возраст (15-17 лет)

Учебно-профессиональная деятельность (ценностно-ориентированная)

Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения).
Форма самопознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию.
Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации.
Гражданские права и обязанности.

Известно, что плохая успеваемость, нарушения поведения, проблемы в межличностном общении часто могут быть вызваны нарушением Я-кониепции подростка, неадекватной самооценкой. Зачастую именно заниженная самооценка становится причиной многих бед подростка. Коррекция самооценки -это длительный и тяжелый процесс, но только позитивное отношение к себе, признание своих достоинств может помочь неуверенному ребенку справиться с трудностями. Немалую роль в формировании заниженной самооценки играют педагоги, наклеивая ярлыки «слабого», «неспособного» и т. п. Педагогу-психологу в своей практике часто приходится сталкиваться с подобными нарушениями у учащихся, поэтому будет небесполезным привести пример практических методик, способствующих повышению самооценки, разработанных Робертом Бернсом и модифицированных автором книги. Упражнения достаточно просты и универсальны, поэтому могут использоваться не только психологами, но и педагогами при условии, если вы проведете с ними подготовительную работу, которая может быть оформлена в виде тренинга.

Какие бы ни использовались упражнения для повышения самооценки и укрепления самоуважения у учащихся, самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они происходят. Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся (Бернс, 1986).

Таким образом, мы перечислили возможные направления работы с учащимися. Стоит также отметить, что психолог может опираться в этом и на других членов коллектива: преподавателей, медицинских работников, социальных педагогов.

Работа психолога с родителями

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу — это родители.

По мнению Р. В. Овчаровой (1996), «главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уровнем; недооценка кризисного состояния семьи, трудностей, проблем, смены ее устоев от материально-экономических к социально-психологическим».

В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей в реализации их воспитательно-образовательных функций и в процессе сотрудничества. Учителя обращаются к родителям в основном лишь по вопросам успеваемости, дисциплины и, как правило, занимают менторскую позицию. Родители же совершенно равнодушно относятся к традиционной психолого-педагогической пропаганде и своей более чем скромной роли в процессе воспитания, считая, что учителям все равно не понять их проблем. При этом у каждой стороны существует позиция конфронтации: они выясняют, кто что обязан, кто что должен, кто прав, кто виноват (Овчарова, 1996).

Основные задачи психологической службы

Учитывая вышесказанное, основные задачи психологической службы могут быть следующими:

  • Изменение психологической установки педагогов и родителей на повышение роли семьи в формировании личности. Необходимо, как отмечает Р. В. Овчарова (1996), возвратить семье роль домашней академии, а родителям -функцию главных воспитателей.

  • Диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей.

  • Психолого-педагогическая помощь семье, просвещение (лекции, родительские собрания и т. д.).

Методы работы: можно использовать такие методы, как анкетирование, наблюдение, беседа, методики выявления личностных особенностей родителей, диагностика родительского отношения и стиля воспитания, коррекционные программы, просвещение. Работа с родителями, как и работа с учащимися, не ограничивается только взаимодействием с психологом, значительную поддержку здесь может оказать и социальный педагог, и медицинский работник, а также преподаватели и администрация.

Работа психолога с педагогами

Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между учащимся и психологом. Психолог может оказать содействие в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, дать рекомендации по работе с трудными подростками.

Небезызвестно, что у большинства педагогов наблюдается эмоциональное выгорание, низкая нервно-психическая устойчивость, синдром хронической усталости. Поэтому стоит уделить особое внимание программе психологической поддержки педагогов: релаксационным, снимающим высокое эмоциональное напряжение техникам.

Немаловажным моментом является и то, что, поданным различных исследований, у многих учителей крайне низок уровень развития таких важных для их профессиональной деятельности характеристик, как эмпатия, уважение к личности другого человека и искренность. Эти данные свидетельствуют о необходимости организации специальной подготовки, направленной на развитие у учителей способности к позитивному и плодотворному общению с учащимися. Необходимо приложить все усилия, чтобы в результате 1лкой подготовки учитель приобрел бы восприимчивость, необходимую для взаимодействия с людьми, научился воспринимать учебный процесс как полноценное человеческое общение, наполненное глубоким смыслом для всех его участников. Групповая терапия и консультации могут помочь, во-первых, чувствовать себя более компетентным, а во-вторых, улучшить отношения с другими, что не может не сказаться положительно как на личности самого учителя, так и на развитии детей, которых он обучает. Мак-Клейн (1970) описывает разработанный им курс психологического тренинга, предназначенный для студентов педагогических вузов и учителей.

По замыслу Мак-Клейна, в группе студентов наряду с лекционным курсом, где душевное здоровье рассматривается как необходимая основа достижения самопонимания и принятия себя, необходимо также предпринимать попытки вовлечь слушателей в практическое освоение этой темы. С этой целью он предлагает практиковать такую форму работы, как письменный анализ каждым студентом собственных данных личностных тестов.

Курс Мак-Клейна построен на предположении о том, что анализ большого количества данных тестов, относящихся к собственной личности, способствует постижению индивидом своего Я более чем простая интроспекция. Однако роль этого задания не сводится только к усвоению информации о себе. Необходимость умственной работы, направленной на выявление значения данных тестов и разъяснение этого значения другому человеку, должна, по мнению автора, приводить к своего рода вспышкам самопонимания. Мак-Клейн установил, что в результате обсуждения самоощущений и самоустановок, предусмотренного его курсом, у студентов, по данным тестов, заметно возросли показатели самоактуализации и уменьшился разрыв между идеальным и реальным Я.

Описанный нами метод Мак-Клейна педагог-психолог может использовать в своей работе с педагогами, и этот метод может заменить общепринятые групповые формы психотерапии, ибо и то и другое приносит один результат -позитивное изменение отношения к себе и к другим.

Тот, кто берет на себя ответственность учить детей, должен чувствовать себя уверенно. Вряд ли возможно понимать других, а тем более пытаться помочь им, если не стремится при этом понять и самого себя. Индивид, обладающий низкой самооценкой, воспринимает других через призму своих тревог, страхов и неудовлетворенных потребностей.

Хэннум (1974) провел исследование, в котором была осуществлена попытка помочь двум учителям, склонным к чрезмерной самокритике, избавиться от негативных мыслей о себе, иными словами, обрести более высокую самооценку. Для этого был разработан детальный сценарий, включавший 4 стадии -вхождение, фиксация мыслей, переориентация и закрепление, -каждая из которых длилась около двух недель. На протяжении всех четырех стадий эксперимента учителя осуществляли самонаблюдение на уроках с целью фиксации всех позитивных и негативных мыслей о себе, которые появились в их сознании. Для этого они использовали специально сконструированные счетчики, надетые на запястье. Присутствовавшие на уроках наблюдатели фиксировали также все внешние проявления поведения учителей. Переориентация заключалась в стимулировании позитивных мыслей учителей о себе. В результате применения этой методики у одного из учителей было зафиксировано улучшение самовосприятия. Методика фиксации мыслей предполагала произнесение учителем про себя слова «стоп» всякий раз, когда в ее или его сознании появлялась негативная мысль о себе. В целом учителя отмечали благотворное влияние попыток сделать свои мысли более позитивными; важным фактором, обеспечивающим эффективную обратную связь, была необходимость пользоваться счетчиком позитивных и негативных мыслей.

Таким образом, работа с педагогами -это сложный, но очень важный аспект деятельности психологической службы.

infourok.ru

Л взаимодействие психолога-практика с другими специалистами (2 ч.)

Л 3. Взаимодействие психолога-практика с другими специалистами (2 ч.)

Вопрос №. 1. Взаимодействие психолога и руководителя

Вопрос № 2. Взаимодействие психолога и медицинского работника

Вопрос № 3. Взаимодействие психолога и юриста

Вопрос № 4. Взаимодействие психолога и социального работника


Вопрос №. 1. Взаимодействие психолога и руководителя


Взаимодействие психолога с руководителем характеризуется специфическими чертами т.к, руководитель выступает одновременно в качестве заказчика, клиента и непосредственного начальника психолога.

Некоторые руководители, принимая решение о сотрудничестве с психологом, не вполне уверены в его целесообразности. Типичным является случай, когда руководитель хочет получить «диагноз»: что в организации «не так», что надо изменить, кого желательно заменить. Хотя, трудно изменить что-либо в организации, не меняя ничего в руководстве.

Иногда психолога-консультанта призывают как эксперта со стороны, который своим авторитетом поддержит программу, уже разработанную руководством. В этом случае психолог может столкнуться с чрезмерной жесткостью руководства и нежеланием принимать оценки и рекомендации, которые отличаются от своих собственных (н-р, введение формы для учителей).

В начале совместной работы важно выработать общий взгляд на некоторое поле проблем и способов взаимодействия. Для того, чтобы наладить конструктивное сотрудничество с администрацией можно предложить деловую игру «Согласование ожиданий». Цель игры: способствовать организации стратегического и тактического сотрудничества администрации и психологов.

На первом этапе деловой игры работают две самостоятельные группы: администраторы и психологов. Каждая группа заполняет следующую таблицу


^

Необходимая административная поддержка данных направлений

 

 

Понятно, что заполнялась эта таблица представителями каждой из двух групп по-своему, с учетом собственных профессиональных ожиданий и представлений. 

Затем группы обмениваются таблицами. Работая с «чужой» таблицей, участники должны тщательно проработать требования, предъявляемые к их собственной деятельности, и либо согласиться с ними, либо нет. Так, администраторы изучают содержание столбца «Необходимая административная поддержка», заполненного психологами, и соотносят его со своей реальной практикой. Психологи же анализируют ожидания, сформулированные директорами и завучами.

Результаты работы групп озвучиваются, и заполнялась общая таблица


^

Необходимая административная 
поддержка данных направлений


Диагностическое направление

1. Материально-техническое обеспечение 
диагностических мероприятий (бланки, ключи, аналитические таблицы) 
2. Организационное обеспечение диагностических мероприятий (приказ о проведении в определенные дни и часы) 
3. Обеспечение возможности для выступлений психолога на педагогическом совете, методических объединениях, родительских собраниях

В ходе игры определяются те моменты в работе психологической службы, которые нуждаются в административной поддержке и управленческих решениях.

В процессе сотрудничества руководитель становится клиентом. Важным является вопрос о его участии в групповых мероприятиях. Иногда руководитель хочет занять позицию внешнего наблюдателя, особенно в тех случаях, когда по плану консультационных мероприятий проводятся лекционные, семинарские занятия (н-р, В историю мировой консультативной практики вошел эпизод, когда высший руководитель организации, представив консультанта персоналу, собранному для лекции, отправился на свое рабочее место. Каким же было его удивление, когда его догнал консультант и сказал, что если его лекции не нужны главному руководителю организации, то они никому не нужны! Это произвело должное впечатление и в последующем этот руководитель был примером аккуратности в реализации программы консультирования).

В то же время на некоторых тренингах присутствие руководителя или его отсутствие вносят существенные различия в ситуацию и требуют определенных методических поправок. Руководитель должен принять некоторые меры, чтобы не вызывать напряженности подчиненных, в частности, соответствующим образом изменить свое поведение в группе на время тренинга. После тренинга у него может возникнуть необходимость восстановления управленческой дистанции. Но участие в групповых формах консультирования дает огромный материал для понимания людей и собственных изменений. Отсутствующий на тренинге руководитель вынужден иметь дело с изменившейся группой, зачастую по-другому сплоченной и ориентированной. Меняется ее неформальная структура, возникают связи, которых раньше не было. Руководителю нужны поведенческая гибкость и время, чтобы отследить эти процессы и научиться пользоваться новыми возможностями.
^
И врач и психолог испытывают деловую потребность во взаимодействии при решении медицинских и психологических проблем.

Психолог может быть вынужден обратиться к профессионально медицинской консультации относительно своего клиента, может направить клиента на медицинское освидетельствование, если психологическая проблема, по поводу которой обратился связана с состоянием его здоровья. Психолог принимает участие в медико-психологической экспертизе. Психолог в организации или образовании может использовать данные, полученные от медработников с целью выстраивания индивидуального подхода к сотруднику или ученику.

Психологически мыслящий врач обращается к психологу, если чувствует, что его интуитивных психологических знаний не хватает для того, чтобы эффективно реализовать курс лечения, если он подозревает, что препятствием для восстановления здоровья служит дефицит саногенного (оздоравливающего) мышления, извращенная внутренняя картина болезни.

Сотрудничество врача и психолога начинается с формулировки общих целей, и тех взаимодополняющих действий, которые они должны осуществить для достижения этих целей. Врач нуждается в помощи психолога при уточнении патологического синдрома. Невропатолог, нарколог, психиатр, эндокринолог, сексолог и сексопатолог и другие специалисты должны воспользоваться данными психолога относительно внутренней картины болезни для решения своих профессиональных задач.

Кроме того, сама болезнь, диагностические и лечебные процедуры (хирургическое вмешательство) являются сильнейшими стрессорами, психологические последствия которых могут сказываться достаточно долго.
^
В юридической практике психологическая информация используется в следственной работе, адвокатской деятельности и в судебном производстве. Психолог, участвующий в судебно-психологической экспертизе, может решать следующие задачи:


  • Установление способности несовершеннолетних обвиняемых с признаками отставания в психическом развитии осознавать значение своих действий и руководить ими.

  • Установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и оценивать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания.

  • Диагностика аффекта у субъекта в момент действия, в связи с которым он привлекается к ответственности, который мог оказать существенное влияние на его сознание и поведение.

  • Диагностика индивидуально-психологических особенностей (повышенной внушаемости, импульсивности), могущих существенно повлиять на поведение обвиняемого или иного лица.

  • Установление ведущих мотивов поведения человека как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность.

  • Установление психического состояния у человека в период, предшествовавший суициду, которое могло явиться его причиной и основанием для его возникновения.

Для решения задач, поставленных перед психологом-экспертом, ему должны быть предоставлены материалы уголовного дела. Эксперт имеет право присутствовать при допросах и других следственных действиях, задавать допрашиваемому вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, просить о вызове свидетелей и других лиц, которые могут сообщить интересующие эксперта сведения.

Таким образом, предметом взаимодействия представителей юридической практики и психолога является проблема правомерного поведения. Роль психолога в решении этой проблемы заключается в том, чтобы представить ту психологическую информацию, указать на такие психологические факты и закономерности, которые нельзя игнорировать в правоприменительной деятельности.
^
Социальный работник выполняет комплекс работ, связанных с прогнозированием потребностей в социальной помощи и организацией конкретных мероприятий применительно к таким проблемам, как: инвалидность, одиночество, психические болезни в семье, хронический алкоголизм родителей, бытовой садизм, хронические семейные конфликты, девиантное поведение подростков и т.п. Социальный работник решает вопросы социальной защиты семьи, охраны здоровья населения, занимается малообеспеченными группами населения, безработными. Объектами социальной заботы являются молодежь, пожилые люди и инвалиды, группы, вовлеченные в миграционные процессы, межэтнические отношения, женщины и их положение в обществе и ряд других. Одним словом, социальный работник решает проблемы людей, порожденные их социальной и физической беспомощностью. Центральной характеристикой социальной помощи является то. что она в основном направлена на социальный контекст поведения людей. Методологической основой работы социальных служб являются знания, накопленные в социальных науках, прежде всего в социологии и социальной психологии.

Социальные работники нуждаются в разнообразных видах работ, которые могут выполнить по их заказу практические психологи. Это систематическое повышение психической компетентности сотрудников социальных служб, психодиагностика сложных индивидуальных случаев, помогающая уточнить акценты в оказании помощи нуждающимся.

Психолог берет разрабатывает индивидуальный подход к человеку, а социальный работник становится одной из ключевых фигур в системе отношений этого человека, выполняет исполнительную часть через воздействие, предписанное психологом.

mir.zavantag.com

8. Особенности взаимодействия психолога с педагогами на разных этапах обучения

Усиление мотивации педагогов на сотрудничество с психологом, повышение интереса к этой работе.

  • Формирование доверительного отношения со стороны педагогов к психологу.

  • Развитие представлений педагогов о том, что в работе с психологом они могут выступать как равноправные субъекты.

  • Создание предпосылок для развития способности педагогов к анализу и самоанализу педагогической деятельности в противовес оценочному подходу.

  • Разработка стратегии и тактики работы психолога по повышению психологической компетентности педагогов.

  • Разработка системы тренинговых занятий для педагогов.

Принципы построения работы с педагогами:

  • принцип личностно-ориентированного стиля общения с педагогами;

  • принцип сотрудничества: формирование новых знаний, нового опыта в ходе совместной работы психолога педагога у каждого из участников взаимодействия;

  • принцип дифференцированного подхода: учёт индивидуальных особенностей педагогов;

  • принцип безопасности: создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;

  • принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с педагогами атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь;

  • принцип вариативности, гибкости: готовность психолога учитывать при взаимодействии с педагогами нестабильность их эмоционального состояния и непредсказуемость самой ситуации общения.

Работа с педагогами включала несколько этапов.

  1. Анкетирование и тестирование педагогов.

  2. Проведение анкетирования учащихся с целью получения обратной связи об их взаимодействии с учителями. (Анкеты “Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов”, “Оценка педагогической деятельности”, “Изучение удовлетворённостью школьной жизнью”).

  3. Индивидуальные и групповые консультации.

  4. Круглые столы, семинары (“Конфликты: причины и способы выхода из них”).

  5. Методические объединения кл.руководителей (“Понятие о девиантном поведении”, “Как быть здоровым”, “Психологические особенности подростков”, “Педагогический настрой”, “Имидж учителя”, “Качество вашей жизни”, “Стресс и пути борьбы с ним”).

  6. Психолого-медико-педагогические консилиумы.

  7. Педсоветы (“Социальная реабилитация детей и подростков”, “Залог успеха учителя – успех ученика”, “Экология воспитания: что можно и что нельзя, чтобы в школе было хорошо”, “Протокол согласованных действий – в действии”, “Психологическое сопровождение учащихся в связи с переходом к предпрофильному обучению”, “Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика. Методы разрешения конфликта”, “Психологическое сопровождение выпускников старшей школы в связи с ЕГЭ”).

  8. Педагогические тренинги, которые включают в себя ситуации, с которыми учитель сталкивается в своей работе и семейной жизни – в общении с “трудными” учащимися, восстановление сил после напряжённого урока, разрешение педагогических и семейных конфликтов.

  1. Роль психолога в образовательном пространстве в условиях модернизации образования.

Новые задачи педагога-психолога образовательной организации:

1) создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;

2) обеспечение формирования и развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования;

3) разработка критериев и методов оценивания сформированностиметапредметных и личностных компетенций;

4) разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;

5) взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траекторий образовательного учреждения;

6) подготовка пакета методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся.

Таким образом, новые задачи педагога-психолога можно объединить в две основные: с одной стороны, он должен оценивать результаты введения новых образовательных стандартов, а с другой стороны – влиять на них. Как? Через взаимодействие с администрацией, педагогами, родителями, чтобы совершенствовать образовательные траектории каждого ребенка. Кроме того, педагогу- психологу необходимо владеть технологиями развития и оценки метапредметных и личностных компетенций. Каких именно? Среди личностных результатов — это готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

studfiles.net