Проведение родительского собрания – МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ

Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в то числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.

Лучше всего проводить нетрадиционные родительские собрания, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.

Несомненное, использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей.

Родители будут с радостью идти на родительское собрание, зная, что будет что – то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам.

Родителям будут интересны ответы на волнующие темы, обсуждаемые педагогические ситуации, на что надо обратить особое внимание и каким образом помочь ребенку.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:

  • Актуальность тем, поднимаемых на встречах,

  • Насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;

  • Возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчетов.

Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико; именно эта группа родителей обычно предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.

Кроме того, родительские собрания позволяют:

  • Давать родителям информацию педагогического, психологического, логопедического содержания; повышать педагогическую компетентность как родителей, так и воспитателей;

  • Наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии детей, причем выводы об это родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе;

  • Продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;

  • Приглашать

nsportal.ru

Организация и проведение родительского собрания

Организация и проведение

родительского собрания

Классный руководитель 7Б класса

Погодаева Татьяна Николаевна

МБОУ «Лицей №3»

Г.Братск 2015

Организация и проведение родительского собрания

Родительское собрание — это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощь учебному заведению, а главное — своим детям.

Родительское собрание — это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций: решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т.д

Среди многих форм работы с родителями (организация дней «открытых дверей», различные форм участия родителей в делах школы и т. д.) ведущей стороной во всех формах сотрудничества с родителями остается родительское собрание.

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если дальше так будет продолжаться”, — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы классного руководителя. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.

Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.

Основные формы родительских собраний:

* собрание-лекторий;

* «круглый стол»;

* тематическая дискуссия с приглашением специалистов;

* консультация со специалистами;

* родительская дискуссия;

* общешкольная и общеклассная конференция и др.

Любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. Учитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-экономического климата класса. Учитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы. Здесь нужно быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

3. Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач учителя, Неплохо было бы предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы.

4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, утренники, приобретение учебных пособий) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний. Классный руководитель должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

Родительские собрания делятся на организационные и тематические.

Организационные – это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.

Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Определение целей родительского собрания:

-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

-содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;

-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

-пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

-подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени

Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ:

памятка для педагога «Проведение родительских собраний»

1. Оставьте за дверью свое плохое настроение.

2. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.

3. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.

4. Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

5. Не избирайте для общения назидательный тон.

6. Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.

7. В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.

8. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

9. Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.

10. Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.

11. Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.

12. Объясните родителям, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

13. Не давайте негативной оценки всему классу.

14. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.

15. Не переоценивайте значение отдельных предметов.

16. Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Бывает, что родители не всегда принимают учителя из-за того, что он излишне строг к детям, по их мнению несправедлив. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Ломать стену отчуждения не просто, но и оставлять как есть нельзя. Старайтесь понять причину, вникнуть в суть неприятия, так как без этого нельзя сформировать у родителей благожелательность и чувство ответственности за ребенка. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена, пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: «Я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо». Родители обязаны в это поверить. Сближают родителей и учителя школьные праздники, поездки, походы.

Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И все же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами — это даст свой положительный результат.

Анкета «Выявление степени доверия родителей школе»

Уважаемые родители! Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия между школой и родительской общественностью в процессе воспитания наших учеников – ваших детей.

  1. Нравится ли вам наша школа?

Да.

Не совсем.

Нет.

2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?

Да.

Не совсем.

Нет.

3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?

Доброжелательные.

Равнодушные.

Неприязненные.

Конфликтные.

4. Совпадают ли педагогические требования к вашему ребенку у вас и у педагогов школы?

Да.

Не совсем.

Нет.

5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году?

Да.

Нет.

6. Если кто-то из педагогов был у вас дома, то какова была цель визита?

_____________________________________________________________________________

7. Какова была обстановка в семье непосредственно после визита классного руководителя?

Спокойная беседа родителя с ребенком.

Ребенка похвалили.

Ребенка отругали.

Ребенка наказали.

Конфликт между родителями.

8. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?

Регулярно.

Иногда.

Нет.

Если не посещаете, то почему?

_____________________________________________________________________________

9. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?

Да.

Не совсем.

Нет.

10. Какие особенности в характере и поведении вашего ребенка вас больше всего волнуют?

11. Назовите 3–4 личностных и профессиональных качества учителя, которые, с вашей точки зрения, являются основными для его высокого авторитета среди учащихся и родителей:

____________________________________________________________________________

Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-либо причинам вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, то можете передать ее лично учителю.

infourok.ru

Консультация на тему: Рекомендации для проведения родительского собрания

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Определение целей родительского собрания:

-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

-содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;

-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

-пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

-подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени

Виды родительских собраний:

1.Организационные:

-составление и утверждение планов работы;

-избрание родительского комитета;

-распределение общественных поручений;

-разработка мероприятий с участием родителей

2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

6.Итоговые и т.д.

Нетрадиционные формы работы с родителями

•тематические консультации

•родительские чтения

•родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, возможно, решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

1.Ребёнок не хочет учиться.

2.Как развить плохую память ребёнка.

3.Единственный ребёнок в семье.

4.К чему может привести тревожность детей.

5.Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

•учитель собирает и анализирует информацию;

•определяется список литературы по данному вопросу;

•изучение литературы родителями;

•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

1.Первый год ребёнка, каким он был.

2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.

3.Друзья моего ребёнка.

4.Праздники нашей семьи.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Традиционные формы работы с родителями

•родительские собрания

•общеклассные и общешкольные конференции

•индивидуальные консультации педагога

•посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в семье;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то __________________________________________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________

3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________

5.Его отношение к школе было ___________________________________________

6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ  НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Данная статья была опубликована в N 45/2002 еженедельника
«Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября».

Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу… И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи.

Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические (а какими еще они могут быть!).

Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ?

Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать — задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.
В психологической литературе, посвященной работе тренера — ведущего тренинговой группы, накоплен богатый и очень полезный материал, касающийся реализации ролей информатора и коммуникатора.

ПЕДАГОГ В РОЛИ ФАСИЛИТАТОРА

То же самое можно сказать еще об одной роли педагога — ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора.

В самом примитивном толковании, фасилитатор — это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.

Психолог может помочь педагогам освоить роли информатора и фасилитатора. Идеальный вариант — провести небольшой тренинг данных ролевых позиций для классных руководителей. Но если это невозможно, будет полезным передать в распоряжение классного руководителя ряд рекомендаций по ведению родительского собрания.

ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ

Главная задача любого информатора — сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

Начало разговора

Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте…

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце разговора нам с вами предстоит…». Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Изложение информации

Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности. Плюс несколько советов по самопрезентации в момент изложения информации.

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть — в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место — учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки — рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом…», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как…» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история…

Организация обсуждения проблемы в родительской группе требует от педагога иных навыков — фасилитации. Они внутренне приняты психологами, но пока с трудом приживаются в педагогической среде. Но за ними — будущее, и, кстати, не только в отношениях педагога с родителями, но и с самими учащимися. О педагоге как фасилитаторе в общении с родительской группой мы поговорим в следующий раз.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут

nsportal.ru

Консультация на тему: Проведение родительского собрания

                        Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

nsportal.ru

Статья на тему: ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:

Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

  • Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит они не любят своих детей или они «голосуют ногами» против формы и содержания проводимых собраний.
  • Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.
  • Классному руководителю нужно перед зеркалом своей души научится вкусно, изобретательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.
  • У родителей тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по хорошему принимают участие в жизни класса.
  • Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

Родительское собрание – монолог классного руководителя – наименее удачная форма его проведения.

Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни были бурны и шумны дебаты, однако после окончания собрания, то о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями, разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу коллектива.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – эта важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

  • изучение семей учащихся;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
  • педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными особенностями классного наставника, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном обществе, принципами взаимодействия учителя и родителя.

 Совет ученого. Профессор Н.Е.Щуркова советует классному руководителю строить взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей-принципов, как:

  • обращение к чувству родительской любви и ее уважение;
  • умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижением предваряющей положительной оценки;
  • высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.

nsportal.ru

Статья на тему: Методика проведения родительского собрания в начальной школе

Методика проведения родительского собрания в начальной школе

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья.

Но, как писал А. С. Макаренко «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Одним из показателей эффективности воспитательной системы является создание единого воспитательного пространства в связи «семья-школа».  

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся могут быть как традиционные, так и нетрадиционные.

 К традиционным относятся:

  • родительские собрания;
  • общешкольные и классные конференции;
  • индивидуальные консультации педагога;
  • посещения на дому.

К нетрадиционным относятся:

  • тематические консультации;
  • родительские чтения;
  • родительские вечера.

Современным родителям необходима помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, а значит к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение педагогического уровня культуры родителей. И одной из основных форм работы по педагогическому просвещению является родительское собрание.

Так же не стоит забывать, что родительское собрание – это момент истины, от которого зависит так много, что лучше не проводить родительское собрание, чем проводить его, не подготовившись. Именно на родительском собрании классный руководитель осуществляет главное – соединяет цели школы и возможности семьи в воспитании детей.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой  просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительском собрании идет обсуждение достижений учащихся в учебной и внеклассной деятельности. Однако речь на собрании должна идти не об оценках учащихся, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, которые демонстрирует ученик.  К собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвящённые актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит поведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Так каким родительское собрание должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний в начальной школе повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

Среди разнообразных форм общения педагогов с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания – встречи.

Родительские собрания – целесообразная и действенная форма общения учителей с родителями. Именно на собраниях есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения. Учитель не должен считать «выступление перед родителями с докладом» хорошим способом разговора о воспитании ребенка. Это «cлепое пятно» традиционной педагогической деятельности.  Нужно  двигаться  к продуктивному общению, к диалогу. Современный педагог  должен учиться слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык общения и адекватно на него реагировать; уметь передавать информацию разными способами; и обязательно устанавливать обратную связь.

Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями.  Диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат появляются проекты,  направленные на  новое качество воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявление интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей,  способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

Диалог порождает новый смысл собрания – встреча партнеров. Такое собрание не может проводиться для галочки в плане работы педагога и быть формальным времяпровождением для родителей.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так  и у родителей, пользуются нетрадиционные формы проведения родительских собраний, такие как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «КВН», «Ток-шоу»,  «Деловая игра» или «Игровой практикум», «Круглый стол»  и др.

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ,  и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к  проблемам школы.  Проводятся игры, конечно же,  с педагогическим содержанием, например,  «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «Пресс-конференция», «Мастер-класс», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей с названием «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки».

«Устный журнал» состоит из 3 – 6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Рубрики могут повторять те, что видим мы в известных журналах, например: «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Справочное бюро», «В кругу семьи». Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

В проведении «Педагогической гостиной» реализуется принцип партнерства. Родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

«Педагогическая лаборатория» — рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – школа». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция» — проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, учитель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание в первом классе — кризис 7лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

«Аукцион» — Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, адаптация в школе. Учитель дает понятия, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

«Семинар – практикум» — На собрании могут выступать не только учитель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители, при возникновении трудностей, помогли своим детям.

«Душевный разговор» — Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания  родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка — слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка.   Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс» — Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап, где предварительно учитель дает тему нескольким родителям и поручает провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся, как научить ребенка убирать за собой игрушки, делать домашнее задание, поделиться опытом по привитию у детей хороших манер и т.д. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку. В конце собрания подводится итог, где родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу» — Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, учитель, можно пригласить специалистов. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов» — Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее  волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать  следующие методы  активизации родителей.

«Мозговой штурм»  — метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от «Мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений»  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики  (прилагательные) , затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно разрабатываются пути реализации цели.

«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем, по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важные моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение записанного.

«Запись на листах»  При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда, почему? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них , родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Тренинговые игровые упражнения и задания.  Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» — «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина»).  Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др. Задания могут выполняться в такой форме: учитель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе — это значит…» или «Для меня диалог с ребенком — это…» Мать или отец  должны закончить предложение.

Обращение к опыту родителей.  Педагог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» Или: «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста», или: «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний» и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Решение проблемных задач семейного воспитания  побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком и др.

Анализ родителями поведения ребенка  помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы  предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Какой бы вид собрания ни выбрал учитель, следует придерживаться некоторых правил:

  -собрание должно запомниться;

  — должно заставить задуматься;

  — настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;

  — информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

  — собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу;

  — уважайте свое время и время родителей – собрание не должно затягиваться.

С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

Каким бы по содержанию родительское собрание не было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что ход родительского собрания необходимо планировать.

Педагогу не следует забывать, что собрание, на котором происходит личная встреча с родителями – важное средство формирования мнения мам и пап о школе, учителях, которым они доверяют своего ребёнка. Поэтому собрание всегда нужно начинать с позитивных моментов жизни класса.

Основные этапы подготовки родительского собрания.

Анкетирование родителей по теме собрания.

Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до родительского собрания.

Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.

Распределение обязанностей по подготовке собрания.

Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они ещё не знают друг друга.

Секреты успешности родительского собрания.

Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.

Положить перед собой список с именами и отчествами родителей.

Определить регламент собрания, не более 1,5 часов.

Поблагодарить всех, кто нашёл время прийти.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

Для первых классов очень актуально в начале года использовать форму собрания «За чашкой чая».

Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

Дать почувствовать родителям Ваше уважение к ним.

Не забывать про правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

Дать понять родителям, что вы хорошо понимаете, как тяжело ребёнку учиться.

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащегося.

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи в учебе.

Доведите до родителей мысль, что плохой ученик не означает «плохой человек».

Постараться понять родителей. Важно чтобы родители уходили с собрания с верой в своего ребёнка, положительно настроенный и с ощущением, что если у его ребёнка какие либо сложности, то он сможет ему помочь.

А так же следует помнить, что безусловная любовь не зависит, ни от внешности ребенка, ни от его достоинств и недостатков, ни от его способностей, ни от сегодняшнего поведения.

Основные этапы проведения родительского собрания.

1. Выступление короткое, эмоциональное.

2. Дискуссия. Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не просил обязательно всех присутствующих высказать своё мнение по вопросу, а спрашивал ни более 2-3 х человек.

3. Не следует упрекать и поучать родителей.

4. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их имён.

5. Обратная связь. Чтобы узнать, насколько темы и содержания родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.

Тематика родительских собраний в начальной школе.

Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

Режим дня и его влияние на качество обучения.

Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.

Роль чтения на начальном этапе обучения.

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Шалость и хулиганство – есть ли различия?

Осмысление итогов родительского собрания.

Вопросы родителей на собрании должны быть доведены до администрации школы.

Положительный итог родительского собрания – это благоприятная основа будущего собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом родительском собрании – необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию для подготовки к следующему собранию.

Предметом анализа так же должно стать:

                           явка родителей, причины отсутствия;

                           состав родителей, оставшихся на личную беседу.

Об  эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

— проявление  у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

— возникновение  дискуссий, диспутов по их инициативе;

— ответы  на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

— увеличение  количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

— стремление  взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

— размышление  родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

— повышение  их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

 Такие встречи помогут родителям разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить.

 Это есть, подтверждение тому, что данные формы общения себя полностью оправдывают и достойны более широкого применения.

  Будьте изобретательны – проводите собрания по – новому!

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: Методика проведения родительского собрания

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 5

Школа молодого педагога

Доклад

на тему:

«Методика проведения родительского собрания»

Подготовила воспитатель:

Чужинова Л. С.

г. Жуковский 2016г.

Основные цели родительского собрания.

  • Согласование и объединение образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи родительского собрания.

  • Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
  • Создать атмосферу общности интересов.
  • Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
  • Оказывать помощь родителям в овладении психолого – педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
  • Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
  • Учить принимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.
  • Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
  • Развивать умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
  • Способствовать овладению способами выражения своих эмоций – как положительных, так и отрицательных.
  • Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.
  • Активизировать коммуникации в семье.

Принципы проведения родительского собрания.

  • Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.
  • Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.
  • Тематика собраний одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.
  • Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.
  • Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и применения полярных точек зрения.
  • Решение, к которому приходит родительское собрание, — равноправный договор организатора и родителей, в котором указывается как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязанностей.
  • Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
  • Большое значение имеет принцип вариативности. Педагогам следует проводить не только классические родительские собрания, но и уметь использовать разные варианты, формы организации, методы и приемы.

Условия успешного проведения родительского собрания.

  • Уважать права родителей.
  • Искреннее выражать чувства, уметь управлять ими.
  • Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.
  • Активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.
  • Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (отображать ситуацию в зеркале своего восприятия, пояснять смысл высказываний).
  • Стремится к пониманию и совместному решению проблем.

Виды родительских собраний.

  • Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.
  • Установочные (инструктивные), на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно- правовой базе.
  • Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т.д.
  • Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
  • Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации.
  • Совместные с воспитанниками и родителями.
  • Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
  • Информационно – просветительские (как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
  • Собрания – диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
  • Собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
  • Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
  • Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.

Организационные формы проведения родительских собраний.

  • Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя).
  • Конференции.
  • Собрание – консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.
  • Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
  • Диспут.
  • Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
  • Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
  • Встреча.
  • Педагогическая мастерская.
  • Совместное творчество детей и родителей.
  • Собрание – студия – обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
  • Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д.
  • Практикум.
  • Тренинг.
  • Организационно – деятельностная игра.
  • Ролевая игра.

Методы взаимодействия.

  • Групповая дискуссия, повышающая психолого – педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций.
  • Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
  • Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
  • Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.
  • Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
  • Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.

  • Собрание организуются и проводятся не реже одного раза в квартал.
  • Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
  • Максимальная продолжительность – 1 – 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).
  • В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем они хотели встречаться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы с родителями на учебный год.
  • Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет или отдельные активные родители.
  • Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей беседы (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование дискуссии и т.д.) и индивидуальной (по запросам родителя). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим вопросам.
  • Основным методом проведения собрания должен стать – диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
  • Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально(интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п.)
  • В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие.
  • Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

Основные этапы подготовки родительского собрания.

  • Выбор темы собрания.
  • Определение целей родительского собрания.
  • Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
  • Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  • Разработка сценария собрания.
  • Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
  • Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
  • Приглашение родителей и других участников собраний.
  • Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.
  • Подготовка конкурсов по теме собрания.
  • Подготовка выставок по теме собрания.
  • Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
  • Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.
  • Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости).
  • Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).
  • Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Непосредственно перед собранием необходимо:

  • Подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей,
  • Подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
  • Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное».

I. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

II. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

III. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

nsportal.ru