Взаимоуважительные отношения – взаимоуважительный — Викисловарь

Содержание

ДОКУМЕНТ: Взаимоуважительные отношения между религиями и народами

Заявление Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ

1 марта 2011 года под председательством руководителя администрации президента Российской Федерации С.Е.Нарышкина состоялось очередное заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Среди членов совета, принявших участие в заседании, были начальствующий епископ Союза церквей евангельских христиан Александр Трофимофич Семченко, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Васильевич Ряховский,Вице-президент Евро-Азиатского отделения Генеральной конференции Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Васили Дмитриевич Столяр .

Совет заслушал информацию о ходе реализации поручений Президента о проведении апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Так, было сообщено, что в большинстве регионов планируется перейти от преподавания в течение одной четверти 4-го класса и первой 5-го класса к преподаванию в течение половины учебного года как в 4-м, так и в 5-м классе.

Совет рассмотрел вопрос о мерах по укреплению межрелигиозного и межнационального согласия в обществе.

В связи с этим было принято решение организовать в рамках совета, комиссию по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
В состав комиссии вошли:
 
Председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской-пятидесятников (РОСХВЕп) Сергей Васильевич Ряховский,
глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин,
председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев,
глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев,
главный раввин России Берл Лазар,
глава Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской апостольской церкви епископ Езрас (Нерсисян),
референт управления президента РФ по внутренней политике Сергей Мельников,
генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский.
 
Участники заседания приняли заявление, посвященное вопросам межнациональных отношений.

Заявление

Совета по взаимодействию с религиозными объединениями
при Президенте Российской Федерации
 
Россия — многонациональное государство, прошлое и настоящее которого являются результатом взаимодействия культур населяющих ее народов. Опыт исторического развития нашей страны дает всему миру примеры справедливого и мирного сосуществования людей разных национальностей.

Сегодня одним из приоритетных векторов развития гражданского общества в России являются взаимоуважительные отношения между религиями и народами. Шаги, которые в последние годы были сделаны государством для укрепления межнационального мира и согласия, встречают поддержку и понимание народов России.

Однако есть силы, которые стремятся подорвать мир и благополучие в российском государстве. Используя националистическую и псевдорелигиозную риторику, они толкают представителей разных народов на агрессивное противостояние своим братьям и сестрам-гражданам единой России. Все это приводит к событиям, свидетелями которых мы были недавно.

Одной из главных причин подобных явлений становится незнание человеком своих подлинных религиозных и культурных традиций, которые всегда основывались на опыте мирной жизни и сотрудничества с людьми других вер и убеждений. В связи с этим видится крайне важным знакомство с культурами народов России через школу, СМИ и широкую творческую деятельность. Убеждены, что стабилизирующим фактором для всего общества может стать и участие религиозных деятелей в работе СМИ.

Еще не выздоровели многие из тех, кто был ранен в аэропорту «Домодедово», а уже снова гремят взрывы в некоторых регионах страны.

Остановить это безумие может только слаженная работа государственной власти и всего российского общества. Активизация межрелигиозного диалога, поддержка совместных действий религиозных объединений государством и обществом даст новый импульс урегулированию межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений.

Особое внимание нужно уделить нуждам молодежи, воспитанию подрастающего поколения на основе духовных и гражданских ценностей. Это поможет молодым людям избежать влияния лжеучителей и злоумышленников. Проблемы и чаяния современных молодых людей по всей России, их потребности в самоорганизации и утверждении своего места в жизни должны стать одним из главнейших вопросов повестки дня государственных и общественных совещательных органов.

Наша общая гражданская позиция заключается в следующем.

Никто в многонациональном российском обществе не должен снимать с себя ответственности за судьбы нашей страны.

Благополучие и труд граждан, жизнь каждого этноса по своим культурным и религиозным традициям вносят вклад в созидание благосостояния всей России.
Долг религиозных деятелей-способствовать реализации этих принципов.

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями
при президенте Российской Федерации

Источник: Портал-Credo.ru

www.hristiane.ru

Взаимоуважительные отношения между религиями и народами — приоритетный вектор развития гражданского общества в России. Заявление Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ — Credo.Press

1 марта 2011 года под председательством руководителя администрации президента Российской Федерации С.Е.Нарышкина состоялось очередное заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Среди членов совета, принявших участие в заседании, были начальствующий епископ Союза церквей евангельских христиан Александр Трофимофич Семченко, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Васильевич Ряховский,Вице-президент Евро-Азиатского отделения Генеральной конференции Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Васили Дмитриевич Столяр .

Совет заслушал информацию о ходе реализации поручений Президента о проведении апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Так, было сообщено, что в большинстве регионов планируется перейти от преподавания в течение одной четверти 4-го класса и первой 5-го класса к преподаванию в течение половины учебного года как в 4-м, так и в 5-м классе.

Совет рассмотрел вопрос о мерах по укреплению межрелигиозного и межнационального согласия в обществе.

В связи с этим было принято решение организовать в рамках совета, комиссию по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
В состав комиссии вошли:

Председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской-пятидесятников (РОСХВЕп) Сергей Васильевич Ряховский,
глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин,
председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев,
глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев,
главный раввин России Берл Лазар,
глава Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской апостольской церкви епископ Езрас (Нерсисян),
референт управления президента РФ по внутренней политике Сергей Мельников,
генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский.

Участники заседания приняли заявление, посвященное вопросам межнациональных отношений.

Заявление

Совета по взаимодействию с религиозными объединениями
при Президенте Российской Федерации

Россия — многонациональное государство, прошлое и настоящее которого являются результатом взаимодействия культур населяющих ее народов. Опыт исторического развития нашей страны дает всему миру примеры справедливого и мирного сосуществования людей разных национальностей.

Сегодня одним из приоритетных векторов развития гражданского общества в России являются взаимоуважительные отношения между религиями и народами. Шаги, которые в последние годы были сделаны государством для укрепления межнационального мира и согласия, встречают поддержку и понимание народов России.

Однако есть силы, которые стремятся подорвать мир и благополучие в российском государстве. Используя националистическую и псевдорелигиозную риторику, они толкают представителей разных народов на агрессивное противостояние своим братьям и сестрам-гражданам единой России. Все это приводит к событиям, свидетелями которых мы были недавно.

Одной из главных причин подобных явлений становится незнание человеком своих подлинных религиозных и культурных традиций, которые всегда основывались на опыте мирной жизни и сотрудничества с людьми других вер и убеждений. В связи с этим видится крайне важным знакомство с культурами народов России через школу, СМИ и широкую творческую деятельность. Убеждены, что стабилизирующим фактором для всего общества может стать и участие религиозных деятелей в работе СМИ.

Еще не выздоровели многие из тех, кто был ранен в аэропорту «Домодедово», а уже снова гремят взрывы в некоторых регионах страны.

Остановить это безумие может только слаженная работа государственной власти и всего российского общества. Активизация межрелигиозного диалога, поддержка совместных действий религиозных объединений государством и обществом даст новый импульс урегулированию межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений.

Особое внимание нужно уделить нуждам молодежи, воспитанию подрастающего поколения на основе духовных и гражданских ценностей. Это поможет молодым людям избежать влияния лжеучителей и злоумышленников. Проблемы и чаяния современных молодых людей по всей России, их потребности в самоорганизации и утверждении своего места в жизни должны стать одним из главнейших вопросов повестки дня государственных и общественных совещательных органов.

Наша общая гражданская позиция заключается в следующем.

Никто в многонациональном российском обществе не должен снимать с себя ответственности за судьбы нашей страны.

Благополучие и труд граждан, жизнь каждого этноса по своим культурным и религиозным традициям вносят вклад в созидание благосостояния всей России.
Долг религиозных деятелей-способствовать реализации этих принципов.

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями
при президенте Российской Федерации

Источник: «Протестант.Ру»

credo.press

ДОКУМЕНТ: Взаимоуважительные отношения между религиями и народами — приоритетный вектор развития гражданского общества в России.

1 марта 2011 года под председательством руководителя администрации президента Российской Федерации С.Е.Нарышкина состоялось очередное заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Среди членов совета, принявших участие в заседании, были начальствующий епископ Союза церквей евангельских христиан Александр Трофимофич Семченко, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Васильевич Ряховский,Вице-президент Евро-Азиатского отделения Генеральной конференции Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Васили Дмитриевич Столяр .

Совет заслушал информацию о ходе реализации поручений Президента о проведении апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Так, было сообщено, что в большинстве регионов планируется перейти от преподавания в течение одной четверти 4-го класса и первой 5-го класса к преподаванию в течение половины учебного года как в 4-м, так и в 5-м классе.

Совет рассмотрел вопрос о мерах по укреплению межрелигиозного и межнационального согласия в обществе.

В связи с этим было принято решение организовать в рамках совета, комиссию по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
В состав комиссии вошли:
 
Председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской-пятидесятников (РОСХВЕп) Сергей Васильевич Ряховский,
глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин,
председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев,
глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев,
главный раввин России Берл Лазар,
глава Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской апостольской церкви епископ Езрас (Нерсисян),
референт управления президента РФ по внутренней политике Сергей Мельников,
генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский.
 
Участники заседания приняли заявление, посвященное вопросам межнациональных отношений.

Заявление

Совета по взаимодействию с религиозными объединениями
при Президенте Российской Федерации
 
Россия — многонациональное государство, прошлое и настоящее которого являются результатом взаимодействия культур населяющих ее народов. Опыт исторического развития нашей страны дает всему миру примеры справедливого и мирного сосуществования людей разных национальностей.

Сегодня одним из приоритетных векторов развития гражданского общества в России являются взаимоуважительные отношения между религиями и народами. Шаги, которые в последние годы были сделаны государством для укрепления межнационального мира и согласия, встречают поддержку и понимание народов России.

Однако есть силы, которые стремятся подорвать мир и благополучие в российском государстве. Используя националистическую и псевдорелигиозную риторику, они толкают представителей разных народов на агрессивное противостояние своим братьям и сестрам-гражданам единой России. Все это приводит к событиям, свидетелями которых мы были недавно.

Одной из главных причин подобных явлений становится незнание человеком своих подлинных религиозных и культурных традиций, которые всегда основывались на опыте мирной жизни и сотрудничества с людьми других вер и убеждений. В связи с этим видится крайне важным знакомство с культурами народов России через школу, СМИ и широкую творческую деятельность. Убеждены, что стабилизирующим фактором для всего общества может стать и участие религиозных деятелей в работе СМИ.

Еще не выздоровели многие из тех, кто был ранен в аэропорту «Домодедово», а уже снова гремят взрывы в некоторых регионах страны.

Остановить это безумие может только слаженная работа государственной власти и всего российского общества. Активизация межрелигиозного диалога, поддержка совместных действий религиозных объединений государством и обществом даст новый импульс урегулированию межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений.

Особое внимание нужно уделить нуждам молодежи, воспитанию подрастающего поколения на основе духовных и гражданских ценностей. Это поможет молодым людям избежать влияния лжеучителей и злоумышленников. Проблемы и чаяния современных молодых людей по всей России, их потребности в самоорганизации и утверждении своего места в жизни должны стать одним из главнейших вопросов повестки дня государственных и общественных совещательных органов.

Наша общая гражданская позиция заключается в следующем.

Никто в многонациональном российском обществе не должен снимать с себя ответственности за судьбы нашей страны.

Благополучие и труд граждан, жизнь каждого этноса по своим культурным и религиозным традициям вносят вклад в созидание благосостояния всей России.
Долг религиозных деятелей-способствовать реализации этих принципов.

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями
при президенте Российской Федерации

Источник: Портал-Credo.ru

www.cef.ru

Взаимоотношения между людьми — принцип взаимозависимости

Содержание:
Теория взаимозависимости
Вознаграждения и затраты
Оценка последствий
Координация последствий
Справедливый обмен
Теория справедливости
За пределами обмена

С рождения и до самой смерти взаимоотношения являются основой и сутью жизненного опыта человека. Социальные психологи пытаются выявить скрывающиеся за бесконечным разнообразием человеческих отношений общие принципы, которые были бы применимы ко всем взаимоотношениям. Главный признак любого взаимоотношения состоит в том, что двое людей влияют друг на друга или, говоря более техническим языком, они взаимозависимы. Специфические способы взаимовлияния отличаются широким разнообразием. Человек может оказывать нам помощь или мешать, делать нас счастливыми или грустными, сообщать нам свежие сплетни или критиковать наши взгляды, давать нам советы или отчитывать нас. Движение от мимолетного контакта с незнакомым человеком к близким взаимоотношениям, длящимся долгие годы, сопровождается увеличением степени взаимозависимости между двумя индивидами.

Для обозначения взаимоотношений, предполагающих высокую взаимозависимость, социальные психологи используют термин «близкие взаимоотношения». Это могут быть взаимоотношения с родителями, близким другом, учителем, супругом, коллегой по работе или даже принципиальным соперником или конкурентом. Все близкие взаимоотношения обладают тремя основными характеристиками. Во-первых, они предполагают частые взаимодействия в течение сравнительно длительных периодов времени. Во-вторых, близкие взаимоотношения включают участие в совместных делах или событиях. Например, друзья обсуждают друг с другом различные темы и обычно имеют множество общих дел и интересов. В-третьих, влияние, оказываемое находящимися в близких взаимоотношениях людьми, приобретает необычайную силу. Мы можем быстро забыть ехидное замечание продавца, но неделями мучиться по поводу реплики, брошенной лучшим другом.
В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее важных свойств социальных взаимоотношений с позиций  теории взаимозависимости.

СтудентыКогда друзья получают удовольствие от одних и тех же занятий, им просто координировать свои взаимодействия. Говоря техническим языком, они обладают согласующимися последствиями — то, что вознаграждает одного, служит вознаграждением и для другого

Насколько легко или трудно двум людям координировать последствия взаимоотношений — зависит от количества имеющихся у них общих интересов и целей. Когда партнеры ценят одни и те вещи и им нравится заниматься теми же самыми делами, у них возникает сравнительно мало проблем в координации (Surrа, Longstreth, 1990). В таких случаях говорят, что они имеют согласующиеся последствия, поскольку последствия их взаимодействий совпадают — то, что хорошо для одного, хорошо и для другого, и то, что плохо для одного, плохо и для другого (Thibaut, Kelley, 1959). В целом партнеры со сходным жизненным опытом и установками испытывают меньше проблем в координации и поэтому могут с большей легкостью устанавливать взаимовыгодные отношения. Когда партнеры имеют разные предпочтения и ценности, они имеют несогласующиеся последствия, в результате чего чаще переживают конфликты интересов и проблемы в координации.

Конечно, даже хорошо подобранные партнеры время от времени переживают конфликты интересов. Когда это случается, партнерам приходится искать компромисс. Рассмотрим в качестве иллюстрации молодую супружескую пару, решающую, как потратить возвращенную им часть суммы подоходного налога. Жена хочет купить новый диван; муж хочет купить новый телевизор. Однако эта пара располагает ограниченным количеством денег и не может позволить себе купить и диван, и телевизор; следовательно, супруги должны скоординировать использование средств и разрешить конфликтную ситуацию. Одно из наиболее простых решений состоит в том, чтобы выбрать альтернативу, приемлемую для обоих партнеров. Например, молодая пара могла бы согласиться потратить деньги на путешествие — поначалу никем не выбранное, однако привлекательное для обоих решение. Другая возможность заключается в установлении порядка очередности приобретений, например покупки дивана в этом году и телевизора в следующем.

Улаживание конфликтов интересов путем переговоров и поисков компромисса в лучшем случае отнимает массу времени, а в худшем случае превращается в источник споров и негативных эмоций. Поэтому со временем партнеры зачастую вырабатывают правила, или социальные нормы, позволяющие им координировать свое поведение. Вероятно, ни одному из супругов не нравится выносить мусор или оплачивать счета, однако они могут согласиться на том, что он будет делать одно, если она будет делать другое. Наличие общих норм снижает необходимость в продолжительных переговорах с целью достижения координированного поведения партнеров.

Социальные роли  это   набор правил, определяющих, как люди должны себя вести в определенном типе взаимодействий или взаимоотношений. Роли обеспечивают решения некоторых из проблем координации, с которыми могут сталкиваться люди. Во многих типах взаимоотношений культурные правила предписывают определенные координируемые способы поведения. Обычно работник довольно четко понимает, что ему надлежит делать на рабочем месте, наниматель прекрасно представляет себе свои обязанности, и оба осознают, как они должны между собой взаимодействовать. Адвокаты и их секретари не ведут переговоров о том, кто будет составлять юридические документы, а кто будет их печатать, или о том, кто будет отвечать на телефонные звонки, а кто посещать судебные заседания.

Когда индивиды действуют на основе существующих культурных правил, они вовлекаются в процесс выбора роли (Turner, 1962). По мере приобретения жизненного опыта мы знакомимся со множеством социальных ролей, которые управляют нашими взаимодействиями с другими людьми. Мы можем противопоставить этот процесс выбора роли, в котором люди научаются или подчиняются культурным ролям, процессу создания роли, в котором люди вырабатывают свои собственные коллективные нормы социального взаимодействия. Во многих социальных ситуациях люди импровизируют и создают свои собственные решения проблем взаимозависимости. Например, когда двое приятелей решают снять квартиру, им нужно договориться о том, кто, что, когда и как будет делать. На кого ляжет обязанность оплачивать счета? Кто будет контактировать и договариваться с хозяином квартиры? Каковы будут правила в отношении поздних гостей? Многие типы социальных взаимодействий представляют собой смесь из выбора роли и создания роли. Когда социальные ориентиры нечетко определены или находятся в процессе изменения, индивиды получают больше свободы для действий, однако они должны также прикладывать и больше усилий для успешной координации взаимодействий.

Справедливый обмен

Люди испытывают наибольшее удовлетворение, когда воспринимают свои социальные отношения как справедливые. Нам не нравится, когда нас эксплуатируют, обычно нам также не нравится эксплуатировать других. Мы используем различные правила для определения того, являются наши взаимоотношения справедливыми или нет (Clark, Chrisman, 1994).

Рассмотрим ситуацию двух мальчиков-подростков, пытающихся решить, как им поделить пиццу. Они могут согласиться «поделить поровну», используя правило равенства (equality rule), в соответствии с которым каждый должен получать равные последствия. Люди склонны чаще прибегать к принципу равенства, когда взаимодействуют с друзьями, чем при общении с незнакомыми людьми (Austin, 1980). Дети чаще, чем взрослые, используют принцип равенства, вероятно потому, что это наиболее простое правило. Мальчики могут также воспользоваться принципом «каждому по потребностям», в основе которого лежит идея о необходимости учета относительных потребностей (relative needs) каждого человека. Согласно этому правилу, один мальчик может получить больший кусок пиццы, если он больше голоден или если он давно не пробовал   пиццы. Этот принцип используют родители, когда решают потратить гораздо больше денег на ребенка, которому требуются ортодонтические скобки, чем на другого ребенка, у которого красивые и правильные зубы. Родители ставят медицинские и стоматологические расходы в зависимость от потребностей каждого ребенка.

Научиться делиться с друзьями — это важный шаг в понимании принципов справедливости в социальных отношениях

Третьим правилом является справедливость (equity), или справедливое распределение. Оно опирается на представление о том, что доходы человека должны быть пропорциональны его вкладам (Deutsch, 1985; Hatfield, Traupmann, Spre- cher, Utne & Hay, 1985). Таким образом, мальчик, внесший большую часть денег при покупке пиццы или приложивший больше усилий в ее приготовлении, имеет право на большую порцию. С этой точки зрения справедливость существует тогда, когда два или более человека имеют равное соотношение последствий и вкладов.

Говоря профессиональным языком:

img2-2396

Теория справедливости

Теория справедливости, являющаяся ответвлением теории социального обмена, опирается на четыре основных допущения:

  1. Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать: свои выгоды.
  2. Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения вознаграждений среди всех заинтересованных участников.
  3. Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимоотношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.
  4. Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимоотношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.

Исследования подтвердили ряд специфических прогнозов, вытекающих из теории справедливости (Hatfield et al.). В частности, было показано, что когда взаимоотношения оказывались несправедливыми, напряжение испытывали оба партнера. То, что лишенный заслуженного им вознаграждения (эксплуатируемый) человек испытывает напряжение, по-видимому, не противоречит здравому смыслу. Однако исследования показывают, что получивший незаслуженное вознаграждение человек также может испытывать напряжение, возможно, вследствие возникающего у него чувства вины или дискомфорта, вызванного нарушением баланса.

Существуют также свидетельства того (Hatfield et al.), что люди, замечая нарушения справедливости во взаимоотношениях, пытаются ее восстановить. Они могут добиваться этого двумя способами. Первый подход заключается в восстановлении реальной справедливости. Например, соседка по комнате могла бы признать, что она до сих пор не выполняла свою долю обязанностей по поддержанию в ней порядка, и в качестве компенсации приложить соответствующие дополнительные усилия. Второй подход предполагает использование когнитивных стратегий, которые изменяют восприятие нарушенного баланса, восстанавливая, таким образом, психологическую справедливость. Соседка по комнате могла бы исказить реальное положение вещей и прийти к выводу, что она в действительности выполняла равную долю обязанностей, уклоняясь, таким образом, от необходимости менять свое поведение. Будут ли люди обращаться к восстановлению реальной или психологической справедливости, зависит от соотношения выгод и затрат, которые они связывают с каждой конкретной стратегией. Наконец, при невозможности восстановить справедливость каким-либо из этих двух способов человек может попытаться прекратить взаимоотношения.

Большая часть данных, касающихся исследования феномена справедливости, была получена в ходе проводившихся ранее лабораторных исследований незнакомых людей, которые взаимодействовали в течение непродолжительных периодов времени; более современные исследования сфокусировались на изучении справедливости в близких взаимоотношениях (Sprecher, Schwartz, 1994). Ощущение справедливости влияет на удовлетворенность любовными и супружескими отношениями; недостаточно вознаграждаемые партнеры в целом сообщают о более низкой удовлетворенности. Исследование женатых и совместно проживающих пар показало, что сообщавшие о меньшей справедливости индивиды чувствовали себя менее счастливыми в своих взаимоотношениях, а негативные последствия влияния несправедливости на удовлетворенность сохранялись по прошествии одного года (Van Yperen, Buunk, 1990). Вопросы справедливости могут играть наибольшую роль на начальной стадии взаимоотношений. В ходе лонгитюдного исследования было обнаружено, что справедливость оказывается фактором удовлетворенности в начале добрачных взаимоотношений, но не несколько месяцев спустя. С течением времени индивиды могут приобрести убеждение в добрых намерениях своего партнера и не уделять столь пристального внимания характеру обменов.

Существуют, по-видимому, также индивидуальные различия во влиянии справедливости на удовлетворенность взаимоотношениями. На индивидов, получающих высокие оценки при измерениях общей обеспокоенности справедливостью во взаимоотношениях, несправедливость может оказывать более негативное влияние, чем на других людей. Кроме того, женщины с феминистскими и нетрадиционными аттитюдами к половым ролям могут оказываться особенно чувствительными к проблемам справедливости и поэтому испытывать большую, в сравнении с другими женщинами или мужчинами, неудовлетворенность при наличии, по их мнению, несправедливых взаимоотношений.

Наконец, в исследованиях в целом обнаружилось, что справедливость оказывается менее важной для счастья в близких взаимоотношениях в сравнении с тем абсолютным уровнем вознаграждений, которые получает человек в процессе этих взаимоотношений. Удовлетворенность оказывается наиболее высокой, когда люди полагают, что получают много вознаграждений, независимо от того, воспринимают они распределение вознаграждений совершенно справедливым или нет (Surra, 1990). Если вы думаете, что получаете от взаимоотношений очень много, вы будете ощущать себя счастливым, даже если вам кажется, что вы получаете немного меньше, чем этого заслуживаете. Более того, в наших самых близких взаимоотношениях мы можем выходить за пределы существующих строгих принципов справедливости и социального обмена.

За пределами обмена

Принципы социального обмена помогают нам понять множество различных видов взаимоотношений. Большинство людей признают идею, что обмен влияет на случайные взаимоотношения, однако они могут не согласиться с тем, что факторы обмена определяют также наши самые интимные взаимоотношения. Абсолютно неромантично полагать, как это однажды сделал социолог Эрвин Гоффман (Goffman, 1952), что «предложение руки в нашем обществе все больше связано с размышлениями, в ходе которых мужчина взвешивает свои социальные достоинства и приходит к заключению, что достоинства противоположной стороны не настолько превосходят его собственные, чтобы послужить препятствием союзу или удачному партнерству» .

Социальный психолог Зик Рубин (Rubin, 1973) выразил распространенное отношение к теории обмена следующим образом.

Представления о том, что люди являются «предметами потребления», а социальные взаимоотношения — «сделками», несомненно, заставят содрогнуться многих читателей. Теория обмена постулирует, что человеческие отношения базируются изначально и прежде всего на своекорыстии. А раз так, кажется естественным рассматривать дружбу как мотивирующуюся лишь тем, что один человек может получить от другого, и трактовать любовь как изощренное «поигрывание мускулами»… Но, несмотря на то что нам хотелось бы полагать иное, мы не должны закрывать глаза на тот факт, что наше отношение к другим людям определяется по большей части нашими оценками тех вознаграждений, которыми они одаривают нас (р. 82).

Может оказаться полезным напомнить, что хотя теория обмена и заимствует терминологию из экономики, подразумеваемые вознаграждения и затраты зачастую являются личными и уникальными: очаровательная улыбка и дележ секретами есть в такой же мере часть теории обмена, как престижные автомобили и дорогие подарки.

Возможно, вы заметили, что вопросы обмена играют более важную роль в одних взаимоотношениях в сравнении с другими. К примеру, вы могли бы легко уступить просьбе вашего коллеги и поменяться рабочими сменами на эту неделю, но, как само собой разумеющееся, вы ожидаете, что он сделает то же самое для вас на следующей неделе. В отличие от этого, вы и ваш лучший друг можете оказать друг другу немало услуг и при необходимости прийти на помощь безо всякой мысли о какой-либо фиксации всего того, что вы отдали и получили взамен.

Дабы учесть эти соображения, Кларк и Миллз (Clark, Mills, 1979) проводят различие между двумя типами отношений: отношениями обмена и общинными отношениями. И в тех и в других функционируют процессы обмена, однако правила, регулирующие взаимное предоставление услуг, значительно различаются. В отношениях обмена (exchangerelationships) люди оказывают услуги, рассчитывая на предоставление в недалеком будущем сопоставимых ответных услуг. Отношения обмена чаще всего возникают с чужими людьми, случайными знакомыми и в деловых отношениях. В отношениях обмена люди не чувствуют какой-то особой ответственности за благополучие другого человека. В отличие от этого в общинных отношениях (communalrelationships) люди чувствуют личную ответственность за потребности другого. Общинные отношения обычно возникают между членами семьи, друзьями и любовными партнерами. В этих взаимоотношениях люди оказывают партнеру услуги, чтобы показать свою заботу о нем и отреагировать на его нужды, не рассчитывая на получение в ближайшем будущем аналогичных ответных услуг.

Кларк и Миллс (Clark, Mills, 1994) разработали программу исследований для выявления различий между этими двумя ориентациями во взаимоотношениях. Вот некоторые из полученных ими результатов: в общинных взаимоотношениях, в сравнении с взаимоотношениями обмена, люди уделяют больше внимания потребностям партнера (Clark, Mills & Powell, 1986). Находящиеся в общинных взаимоотношениях партнеры предпочитают общаться на эмоциональные темы, например делиться радостями и горестями; находящиеся во взаимоотношениях обмена партнеры предпочитают обсуждать неэмоциональные темы, вроде любимого ресторана или садоводства (Clark, Taraban, 1991). Человек воспринимается более альтруистическим, когда предлагает помощь знакомому (слабые общинные взаимоотношения, не предполагающие необходимости близкого участия), а не только близкому другу (сильные общинные взаимоотношения, как правило, предполагающие близкое участие). Сходным образом, человек воспринимается более эгоистичным, если не предлагает помощи близкому другу, а не только знакомому (Mills, Clark & Mehta, 1992).

Шкала включения другого в собственное Я

Инструкция: Пожалуйста, обведите кружком изображение, которое лучше всего описывает ваши взаимоотношения.
Рис.3 Шкала включения другого в собственное «Я». Источник: Aron A., Aron Е. & Smollan D. [1992]. Inclusion of other in the self scale and the structure of interpersonal closeness. Journal of personality and social psychology, 63, p. 597. Copyright 1992 by the American Psychological Association.

Паттерны взаимности и правила обмена чрезвычайно усложняются в длительных взаимоотношениях. В наиболее интимных взаимоотношениях мы можем вырабатывать ощущение единства или чувства «мы», в результате чего начинаем воспринимать другого человека как часть самих себя. Айрон, Айрон и Смоллан (Aron, Aron & Smollan, 1992) изучали данную идею. Они показывали участникам исследования изображения, представленные на рис. 3, и просили указать, какая картинка лучше всего характеризует их взаимоотношения с любовным партнером, родителем или каким-то другим конкретным человеком. Люди не испытывали никаких затруднений при использовании этих изображений для характеристики своих взаимоотношений. Чем больше пересечение между «я» и «другим человеком», тем чаще люди сообщали об ощущении близости и взаимосвязанных действиях, таких как совместное времяпровождение. Это одна из иллюстраций того, как близкие взаимоотношения могут выходить за пределы простейших актов социального обмена.

5psy.ru

Взаимоотношения — это… Проблема развития взаимоотношений

Вы никогда не задумывались над тем, насколько прочными нитями мы связаны со всем тем, что нас окружает? Всю свою жизнь мы тратим на то, чтобы укрепить или ослабить эти связи. В психологии для их определения используют термин «взаимоотношения». Это то, без чего невозможно наше существование в социуме, поэтому необходимо знать все нюансы построения взаимоотношений. Также следует уметь преодолевать проблемы в их структуре.

Взаимоотношения — это что такое?

С одной стороны, термин «взаимоотношения» понятен каждому ребенку, ведь малыш с момента появления на свет учится их выстраивать. Но с другой стороны, они являются очень тонкой субстанцией, которую невозможно осязать или увидеть.

Если объединить все описания в книгах по психологии, то можно сказать, что взаимоотношения — это совокупность связей между всеми окружающими нас людьми. Каждый человек, с которым нам приходится контактировать, становится втянутым в сложную систему. Она может быть кратковременной, как со случайными знакомыми. Но, например, с родителями мы имеем долговременные взаимоотношения. Они постоянно развиваются и длятся всю жизнь, до смерти кого-либо из участников.

Значение

Человек не может существовать без взаимоотношений. С самого раннего детства они становятся важным этапом его развития и становления как личности. В подсознании человека заложена тяга к взаимоотношениям. Мы испытываем острую нужду в друзьях и возлюбленных, нам необходимы их одобрение и признание. Познавая другого человека, мы лучше узнаем себя и свой внутренний мир. Это дает нам силы для достижения поставленных целей и творческого развития.

Психологи доказали, что проблемы во взаимоотношениях решаются в первую очередь путем изменений в себе. Если вы поменяете внутреннее отношение к миру, то и связь с ним станет совсем иной. Это позволяет связям находиться в постоянном движении и останавливаться, дойдя до определенных стадий.

Взаимоотношения: общий принцип формирования

Межличностные отношения формируются на уровне эмоциональной эмпатии и общности интересов. Изначально они выстраиваются из любого контакта и взаимодействия людей, в дальнейшем влияют на любую совместную деятельность.

Причем взаимоотношения имеют принцип избирательности. Они всегда ярко окрашены и зависят от сферы потребностей участников этих отношений. То есть каждый участник взаимоотношений преследует в них свои цели и потребности. Если они совпадают, то до реализации этих целей либо до их изменения отношения будут существовать и развиваться.

Виды взаимоотношений: характеристика и описание

Везде, где появляется человек, образуются взаимоотношения между людьми. Даже мимолетная встреча и краткое общение трактуются таким образом. Исходя из этого, их можно разделить на две больших группы:

  • деловые;
  • личные.

Деловые взаимоотношения вытекают из определенной деятельности и часто поддерживаются именно ею. Они контролируются правовыми нормами, реже подобные связи регулируются нормами морали и этики. Личные взаимоотношения основываются на особенностях характера и симпатии. Они регулируются только моральными нормами и имеют сложную структуру.

Каждый вид взаимоотношений имеет свои особенности. Но каждый человек в равной степени втянут в деловые и личные связи. Причем психологи отмечают взаимосвязь между умением выстраивать личные отношения и успехом в карьере, которая напрямую зависит от атмосферы в отдельной группе на основе конкретной деятельности.

Система взаимоотношений

Отношения имеют свою четкую структуру, которая в некоторых источника называется системой. Ее можно представить следующим образом:

1. Первый контакт. Во время знакомства между людьми происходит активное взаимодействие на подсознательном уровне. Большинство информации, которая и определит, насколько нам приятен либо неприятен собеседник, попадает в наш мозг за первые минуты общения. В этот временной промежуток укладываются оценка собеседника по многим параметрам и определение схожести или различия жизненных установок и целей.

2. Приятельские взаимоотношения. Если первый контакт оказался успешным и неоднократным, то между партнерами сформировываются приятельские отношения. Они являются тем переходным этапом, который может длиться годами и ни во что иное не перерасти. В приятельских взаимоотношениях их участники тесно связаны на эмоциональном и рациональном уровне. Они имеют общие интересы, схожесть жизненных позиций и активно обмениваются эмоциями, получая и отдавая необходимую энергию. Но в подобной системе связей оба партнера чувствуют себя абсолютно свободными и ничем не связанными.

3. Товарищеские взаимоотношения. Данная система взаимоотношений подразумевает более глубокое проникновение в мир друг друга. Оба участника доверяют друг другу, участвуют во всех делах и всегда оказывают посильную поддержку.

Данные три этапа системы проходят абсолютно все люди, участвующие в процессе. В дальнейшем развитие взаимоотношений идет по многовариантной ветви возможностей. Они могут стать сугубо деловыми или перерасти в интимные. В любом случае все начинается именно с первых вышеописанных этапов.

Как развиваются?

Учтите, что взаимоотношения не могут не развиваться. Они являются динамичной субстанцией, которая постоянно находится в движении. Это является основной характеристикой абсолютно любых отношений. Если они на какой-то момент останавливаются в своем развитии, то оба участника перестают ощущать удовлетворенность ими. А именно удовлетворенность является основным составным компонентом взаимоотношений. В случае, когда они перестают развиваться, оба партнера начинают искать новые источники удовлетворенности и комфорта, то есть вступают в новую систему взаимоотношений. Причем это в равной степени касается личных и деловых отношений.

Взаимоотношения: проблемы

Трудно представить межличностные связи, не омраченные различными проблемами. Проблема взаимоотношений серьезно занимает умы психологов. Специалисты анализируют их и подсказывают пути выхода из трудной ситуации. Самой распространенной проблемой являются конфликты, которые касаются абсолютно всех видов и категорий межличностных отношений.

История доказывает нам, что решить эту основную проблему практически невозможно, она существовала во все времена, но вот выявить ее причину и работать с ней психологи в состоянии. Причины конфликтов, являющихся основной проблемой взаимоотношений, можно представить следующим образом:

1. Препятствие в достижении желаемого. Если один человек становится на пути к заветной цели другого человека, то их взаимоотношения превращаются в серьезную проблему. Подобный сценарий развития конфликта возможен в деловых связях, когда разные люди претендуют на одну и ту же должность или желают получить премию за какие-либо достижения. В личных контактах такие проблемы встречаются не менее часто.

2. Психологические различия. Данная проблема существенно осложняет жизнь участников взаимоотношений. Они не могут прийти к единому мнению по различным вопросам, испытывают друг к другу необъяснимую антипатию, не могут существовать в одном пространстве.

3. Неправильная оценка другого человека. Эта причина проблем является наиболее распространенной. Один человек может приписывать другому несуществующие добродетели и в дальнейшем испытать разочарование от неоправданных надежд. Также провоцируют конфликтную ситуацию и обвинения в адрес другого человека, они становятся причиной долгих и затяжных проблем во взаимоотношениях, которые могут привести к их полному разрыву, если это возможно в принципе.

4. Реальные недостатки. Существует категория людей, которые сложно выстраивают взаимоотношения с социумом. Они обладают неуживчивым характером, приносящим им массу проблем и неприятностей. Такие люди часто разрывают отношения и не стремятся выстраивать другие.

5. Недопонимание. Во взаимоотношениях довольно часто проблемы вызывают недопонимания между их участниками. Оба человека имеют свое мнение и не могут прийти к компромиссу из-за определенных различий. Взаимоотношения детей и родителей часто страдают именно от данных проблем. Они относятся к преодолимым и решаемым.

Взаимоотношения — это самое важное, что имеет человек в жизни. Поэтому стоит дорожить ими и грамотно выстраивать, чтобы не пришлось страдать от их потери в будущем.

fb.ru

«Мы стремимся к взаимоуважительным отношениям»

Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете «Известия»

Первый вопрос, заданный Святейшему Патриарху, касался проблем взаимоотношений Русской Православной Церкви с Ватиканом. Святейший Патриарх отметил, что сегодня «совершаются деяния, противоречащие общепринятой практике межгосударственных и межцерковных отношений, взаимного уважения и стремления учитывать интересы друг друга». Он напомнил, что католические епархии были учреждены в России без каких-либо предварительных консультаций и переговоров с Русской Православной Церковью. Применительно к сфере межчеловеческих отношений подобный образ действий рассматривался бы как бесцеремонность. О том, что именно так были восприняты недружественные инициативы Ватикана, свидетельствуют заявления нашей Церкви и МИД России. Ибо речь, в сущности, идет о том, что по благословению папы Римского в России были учреждены католические структуры, параллельные соответствующим структурам Православной Церкви, а наша страна, имеющая тысячелетнюю православную традицию, обрела двусмысленный статус «церковной провинции» Ватикана.

«У нас нет причин опасаться заметного роста католического влияния в России, – отметил Святейший Патриарх. – Мы лишь стремимся к взаимоуважительным и конструктивным отношениям с Римско-католической Церковью. Хотел бы подчеркнуть: наша Церковь принципиально не приемлет попыток перенесения на сферу межконфессиональных отношений идеологии и принципов рыночной конкуренции».
«Что же касается обвинений в «использовании двойного стандарта», когда нам указывают на наличие в Западной Европе епархий Русской Православной Церкви, то, во-первых, православные священники окормляют в основном соотечественников и единоверцев, находящихся за рубежом, а во-вторых, наши епархии до сих пор не могут получить официальную регистрацию во Франции, Австрии или Аргентине, где традиционно сильны позиции Ватикана.
Не всем известно также, что накануне обнародования решения о католических епархиях в России Римский понтифик встречался с делегацией нашей Церкви, приезжавшей по приглашению Ватикана в Ассизи. Но в тот момент папа Римский ни словом не обмолвился об уже принятом им решении.

Справедливости ради надо отметить, что Русская Православная Церковь поддерживает добрые связи с отдельными католическими епархиями, монастырями, учебными заведениями и благотворительными организациями, простыми верующими Римско-католической Церкви. Но это не те католики, которые приезжают к нам с единственной целью — обратить в свою веру как можно больше российских граждан. Поэтому ссылка кардинала Каспера на некую «помощь» нам католических структур в данном случае абсолютно неправомерна. Тем более что некоторые католические организации, сотрудничающие с нашей Церковью в образовательных, социальных, благотворительных и иных программах, не скрывают своего негативного отношения к односторонним действиям Ватикана в России.

Не ощущаете ли Вы давления со стороны политических сил с целью изменить Вашу позицию в контексте вообще процессов глобализации? Не усилилась ли кампания по дискредитации Русской Православной Церкви?
— Мы не вправе игнорировать тот факт, что Православная и Католическая Церкви являются реальными и влиятельными духовными силами в Европе и в мире. Мы убеждены, что Московский Патриархат, Ватикан, другие Поместные Православные и иные европейские Церкви призваны к взаимодействию с различными институтами объединяющейся Европы во имя того, чтобы в ходе интеграционных процессов религиозный фактор жизни народов не оказался вытеснен на периферию общественного внимания.
Что касается вопроса о деятельности Ватикана в России в контексте процессов глобализации, то мы не склонны усматривать здесь прямую взаимосвязь.
Вместе с тем претензии Ватикана на планетарное измерение просматриваются вполне отчетливо. Практически это стремление проявляется в практике прозелитизма, в жестоких утеснениях православного меньшинства греко-католиками в западных областях Украины. В основе подобной политики лежит нежелание считаться с традиционными религиозно-культурными ценностями православных народов. Впрочем, история свидетельствует, что католическая экспансия в России чаще всего хронологически совпадала с периодами временного ослабления Русского государства и Православной Церкви. Достаточно вспомнить попытки Ватикана завязать диалог с большевистским правительством в разгар жесточайших гонений на Православную Церковь или активное участие греко-католиков в деятельности националистических, прежде всего антирусских, сил.

— Каковы могут быть условия примирения с Ватиканом?

— Как уже не раз заявлялось Русской Православной Церковью, имеется принципиальная готовность к встрече ее Предстоятеля с папой Римским Иоанном Павлом II. Однако такая встреча может состояться лишь после того, как будет выработана общая позиция по основным вопросам межцерковных отношений. В частности, обе стороны должны осудить прозелитизм во всех его формах, согласиться относительно недопустимости унии как метода достижения единства в прошлом, настоящем и будущем, признать и неукоснительно соблюдать принцип канонической территории. Иными словами, прежде всего должен найти окончательное разрешение затянувшийся конфликт между греко-католиками и православными на Западной Украине, где были фактически разгромлены три православные епархии — Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская. Кроме того, Ватикан должен отказаться от практики прозелитизма среди традиционно православного населения России и стран СНГ.

— Возможен ли такой вариант возобновления диалога, при котором Ваша встреча с папой Римским состоится на нейтральной территории?

— Встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с главой Ватикана однажды уже планировалась и должна была состояться в Австрии в 1997 году. Была проделана огромная подготовительная работа, стороны в предварительном порядке согласовали чрезвычайно важные для будущих православно-католических отношений итоговые документы. Однако этот шанс был упущен по вине католической стороны, когда папа Римский из уже подготовленных к подписанию документов собственноручно исключил вопрос об отношениях между православными и греко-католиками на Западной Украине.
Подобная встреча будет иметь смысл только в том случае, если послужит уврачеванию доныне кровоточащих ран прошлого, реальному разрешению болезненных проблем двусторонних отношений. Нас же пытаются убедить в том, что главное — сам факт встречи предстоятелей двух Церквей. Однако визит папы Римского на Украину свидетельствует: подобный формат встречи не способствует решению накопившихся вопросов и чреват еще большим обострением существующих в обществе разделений.

— Какие события в мире тревожат Вас более всего? И что вызывает оптимизм?

— Наше время богато тревожными тенденциями. Многие из них являют собой прямые вызовы хрупкому миру на земле и самой перспективе выживания человечества. Традиционный мировой порядок, основанный на принципах суверенитета и территориальной целостности государств, сегодня уступает место новому, базирующемуся на принципе глобальной ответственности и «праве сильного». Нравственным обоснованием мирового порядка становится не справедливость, а своеволие. Сегодня мы стоим на пороге мироустройства, в котором любовь к ближнему подменена политкорректностью, терпимость к чужим взглядам — безразличием; нашему взору предстает мир, все устремления которого направлены на получение прибыли любой ценой. Беспокоит и стремительное расползание очагов напряженности по лицу земли. На мой взгляд, в основе названных тревожных явлений лежит определенное стремление к навязыванию миру культурной и мировоззренческой унификации. Навязывание «универсальной формулы счастья» всем народам без учета их культурного, этнического, религиозного и политического своеобразия будет иметь разрушительные последствия.
В то же время осторожный оптимизм вызывает внимание, оказываемое правительствами многих стран и европейскими международными организациями мнению институтов гражданского общества, к числу которых относятся и религиозные объединения. Нельзя считать религиозные убеждения людей и целых народов исключительно частным делом, чем-то неважным, ведь для верующего человека верность Богу и нравственная обязанность жить в соответствии со своими убеждениями дороже самой жизни! Поэтому можно только приветствовать готовность общества к тесному сотрудничеству с религиозными объединениями в деле решения насущных проблем современности.

Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

vos.1sept.ru

Лукашенко: надо налаживать взаимоуважительные отношения с НАТО

Александр Лукашекно выступил за налаживание взаимоуважительных отношений с НАТО. Об этом презмдент заявил на совещании с руководством правительства и высших государственных органов. На мероприятии обсуждалось участие Беларуси в интеграционных структурах и сотрудничество с европейскими организациями, сообщает пресс-служба главы государства.

«Три государства, граничащие с Беларусью, являются членами Североатлантического альянса. А Украина страстно, яростно стремится туда. Это определенный вызов и питательная среда для конфронтации, особенно в условиях призывов и планов по усилению военного присутствия», — подчеркнул белорусский лидер.

Он отметил, что ни Беларуси, ни ее соседям новые разделительные линии не нужны. «Поэтому следует налаживать взаимоуважительные отношения с НАТО, которые в конечном итоге укрепляли бы безопасность нашей страны. Мы с ними должны разговаривать. Мы не должны на них смотреть, как на врагов», — сказал Александр Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что западный и восточный векторы белорусской внешней политики должны уравновешивать друг друга. «Нам надо активнее преодолевать холод блокового противостояния продвижением идеи „интеграции интеграций“. Уникальное положение на стыке ЕАЭС и ЕС обязано приносить Беларуси пользу. В идеале западный и восточный векторы белорусской внешней политики должны уравновешивать друг друга», — заявил белорусский лидер.

Прогресс в переговорах с Западом вызывает раздражение в Москве и наоборот. Об этом заявил Александр Лукашенко. 5 марта белорусский руководитель проводит совещание, посвященное вопросам участия в интеграционных структурах и сотрудничеству с европейскими организациями.

—————

М.П. Нет, Лукашенко не изменился. Как был освобожденным комсоргом погранотряда. где за границей — враги, так и остался.

Но изменились обстоятельства. Особенно одно, с востока. Это обстоятельство в 160 см хуже всякого НАТО

maxpark.com