Взрослый впервые выступает как образец поведения в: Особенности психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте

Особенности психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте

82.Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме:

а) игровой деятельности;

б) учебной деятельности;

в) коммуникативной деятельности;

г) трудовой деятельности.

83.В каком возрасте память становится опосредованной:

а) преддошкольный;

б) младший школьный;

в) дошкольный;

г) подростковый.

84.К старшему дошкольному возрасту формируется воображение:

а) творческое;

б) воссоздающее;

в) пассивное;

г) активное.

85.Период наибольшей активности ребенка в постановке вопросов перед взрослым приходится на:

а) младенческий возраст;

б) младший школьный возраст;

в) подростковый возраст;

г) дошкольный возраст.

86.Первым уровнем развития речи в дошкольном возрасте является:

а) объяснительная речь;

б) контекстная речь;

в) ситуативная речь;

г) эгоцентрическая речь.

87.Взрослый впервые выступает как образец поведения:

а) в младшем школьном возрасте;

б) в раннем детстве;

в) в дошкольном возрасте;

г) в подростковом возрасте.

88.Произвольное поведение формируется:

а) в младшем школьном возрасте;

б) в юношеском возрасте;

в) в преддошкольном возрасте;

г) в подростковом возрасте.

89.В каком периоде появляется иерархия мотивов:

а) в раннем детстве;

б) в подростковом;

в) в младшем школьном;

г) в юности.

90.Чем характеризуется самооценка дошкольника:

а) все ответы верны;

б) ситуативна;

в) конкретна;

г) тенденция к переоценке собственных способностей.

91. Оценка других людей в дошкольном возрасте основы­вается на оценках:

а) взрослых;

б) собственных;

в) сверстников;

г) собственных и чужих.

92. Потеря детской непосредственности происходит в период:

а) раннего детства;

б) кризиса 7 лет;

в) кризиса 1 года;

г) все ответы неверны

93. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте:

а) эмоциональное общение;

б) учебная;

в) игровая;

г) нет правильного ответа.

94. Самый важный личностный механизм, который формируется в школьном возрасте:

а) эмоциональная регуляция;

б) соподчинение мотивов;

в) формирование самосознания;

г) усложнение и осознание переживаний.

95. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:

а) ролевая игра;

б) учение;

в) самоутверждение;

г) предметно-манипулятивная деятельность.

96. С чем связана мотивация игры дошкольника?

а) с самим процессом игры;

б) с социальными запросами;

в) с результатами игры;

г) с желанием общения.

97. В младшем школьном возрасте у детей преобладает:

а) зрительная память;

б) образная память;

в) логическая память;

г) эпизодическая память.

98. Что не относится к основным характеристикам памяти в младшем школьном возрасте:

а) снижение объема памяти;

б) пластичность;

в) избирательный характер;

г) произвольный характер.

99. Конкретное и ситуативное восприятие характерно для этапа:

а) юность;

б) дошкольный возраст;

в) младший школьный возраст;

г) подростковый возраст.

100. На какой возраст приходится расцвет вербальной памяти:

а) 7-8 лет;

б) подростковый возраст;

в) весь младший дошкольный возраст;

г) старость.

101. В каком возрасте память приобретает ярко выраженный познавательный характер:

а) младший школьный возраст;

б) подростковый возраст;

в) дошкольный возраст;

г) 11-12 лет.

102. Какая мотивация выходит на первый план в иерар­хии мотивов младшего школьного возраста:

а) познавательная;

б) социальная;

в) общения;

г) достижения.

103. В каком возрасте эмоциональное переживание приобретает обобщенный характер и формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах:

а) младший школьный возраст;

б) дошкольный возраст;

в) подростковый возраст;

г) юношеский возраст.

104.В каком возрасте ребенок начинает играть?

а) новорожденность;

б) младенчество;

в) ранее детство;

г) дошкольный возраст.

105.Невербальное общение возникает на основе:

а) подражания;

б) научения;

в) воспитания;

г) врожденных задатков.

106.Ведущую роль в психическом развитии детей младшего подросткового возраста играет:

а) трудовая деятельность;

б) интимно-личностное общение;

в) учение;

г) игра

107. Восприятие сверстников в младшем школьном воз­расте в большей степени зависит от:

а) мнения родственников;

б) установок учителя;

в) мнения старших школьников;

г) суждения родителей.

108. Внимание младших школьников легче отвлекается при выполнении:

а) сложных заданий;

б) простых заданий;

в) заданий повышенной сложности;

г) творческих заданий.

109. Основным новообразованием младшего школьного воз­раста является:

а) возникновение первичных представлений о себе;

б) иерархия мотивов;

в) произвольность, внутренний план действия, рефлексия;

г) «чувство взрослости». 98. Какой из этих законов не относится к концепции Л.С.Выготского?

а) развития речевого поведения.

99. Исторически первым методом исследования в возрастной психологии является?

а) наблюдение;

100. В каком возрасте эмоциональное переживание приобретает обобщенный характер и формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах:

а) младший школьный возраст;

101. Э.Эриксон рассматривает период геронтогенеза как:

а) период дальнейшего развития личности;

102. У лиц 70-90 лет особенно страдает память:

а) механическая;

103. Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности, — это:

а) период зрелости;

104. Наиболее значимой задачей средней взрослости является:

а) усиление личностного аспекта супружеских отношений;

105. Кто назвал зрелость периодом «окаменелости»?

а) Э.Клапаред;

106. В каком возрасте, по В.Джемсу, проходит «бескорыстная любознательность»?

а) после 25 лет;;

107. Максимализм в оценке окружающих характерен для:

а) юношеского возраста;

108. Эмансипация от родителей не проявляется в:

а) дошкольном возрасте;

109. Дружба начинает основываться на идее взаимности и познании чувств других в период:

а) 7-9 лет;

110. Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в:

а) раннем детстве;

111. Эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых лет, наиболее характерен для периода:

а) старости;

112. В каком периоде появляется иерархия мотивов?

а) в дошкольном;

113. Что или кто в основном определяет мнение подростка:

а) референтная группа;

114. Как в общем можно охарактеризовать подростковый период?

а) период неустойчивой психики;

115. Процесс, в ходе которого индивидуум делает социальные правила и нормы частью своего Я, — это: 156

а) интернализация;

116. Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность – это:

а) эго-идентичность;

117. Общее отношение человека к самому себе входит в понятие:

а) Я-концепция;

118. Общение как ведущая деятельность начинает выходить на первый план в:

а) подростковом возрасте;

119. Для подросткового возраста не характерно:

а) устремленность в будущее, профессиональное самоопределение;

120. Эго – идентичность является основным новообразованием:

а) юношеского возраста;

121. К проблемам возрастной психологии не относятся:

а) изучение особенностей дизонтегенеза;

122. Л.С.Выготскому возрастная психология обязана возникновением стратегии:

а) экспериментального генезиса;

123. Какая из теории не относится к теориям социального научения?

а) А.Гезелла;

124. Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме:

а) игровой деятельности;

125. Конкретное и ситуативное восприятие характерно для этапа:

а) младший школьный возраст;

126. С чем связана мотивация игры младшего дошкольника:

а) с самим процессом игры;

127. В младшем школьном возрасте у детей преобладает:

а) образная память;

128. В каком возрасте память становится опосредованной?

а) дошкольный;

129. Древнейшие органы чувств начинают функционировать у ребенка:

а) сразу после рождения;

130. Период наибольшей активности ребенка в постановке вопросов перед взрослыми приходится на:

а) дошкольный возраст.

131. Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет?

а) отрицательная реакция на требования взрослых;

132. К какому периоду относят появление конформности?

а) к 4 -5 годам;

133. Предметная деятельность в жизни ребенка появляется в:

а) раннем детстве.

134. Что такое социальная готовность к школьному обучению?

а) потребность общаться с другими людьми и соподчинять интересы;

135. Основным мотивом в дошкольном возрасте является мотив:

а) одобрения;

136. Неспособность ребенка мысленно встать на место другого — это:

а) эгоцентризм;

137. Потеря детской непосредственности происходит в период:

а) кризиса 7 лет;

138. Для младшего школьника характерно формирование:

а) самоуважения;

139. Основным новообразованием младшего школьного возраста является?

а) произвольность, внутренний план действия, рефлексия;

140. Какая мотивация выходит на первый план в иерархии мотивов младшего

школьника?

а) социальная;

141. Кризис одного года является кризисом:

а) мировоззрения;

142. Аналогом «сенсомоторного интеллекта» Ж.Пиаже является:

а) наглядно – действенное мышление;

143. В каком возрасте происходит переход от эмоционально непосредственных к эмоционально опосредованным нравственным критериям и отношениям?

а) в дошкольном возрасте;

144. В младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает:

а) потребность в социальной компетенции;

145. На какой стадии развития начинает формироваться воля:

а) раннее детство ;

146. Общение как ведущая деятельность начинает выходить на первый план в:

а) подростковом возрасте;

147. В юности психическое развитие совершается под знаком:

а) индивидуальных особенностей;

148. Для юношеского возраста не характерно:

а) появление «чувства взрослости»;

149. Для периода зрелости характерно:

а) неравномерность и гетерохронность развития;

150. В период ранней зрелости:

а) активно формируется профессиональный статус, создание семьи и определение своего пути в жизни;

Транстеоретическая модель (стадии изменений)


Транстеоретическая модель (также называемая моделью стадий изменений), разработанная Прочаской и ДиКлементе в конце 1970-х гг. требующие дальнейшего лечения, чтобы понять, почему некоторые люди были способны бросить курить самостоятельно. Было установлено, что люди бросают курить, если они к этому готовы. Таким образом, Транстеоретическая модель (ТТМ) фокусируется на принятии решений человеком и представляет собой модель преднамеренных изменений. ТТМ исходит из того, что люди не меняют свое поведение быстро и решительно. Скорее, изменение поведения, особенно привычного поведения, происходит непрерывно посредством циклического процесса. ТТМ — это не теория, а модель; различные поведенческие теории и конструкции могут применяться на различных этапах модели, где они могут быть наиболее эффективными.

ТТМ утверждает, что люди проходят шесть стадий изменения: предварительное обдумывание, обдумывание, подготовка, действие, поддержание и прекращение. Прекращение не было частью исходной модели и реже использовалось при применении стадий изменения поведения, связанного со здоровьем. Для каждого этапа изменений различные стратегии вмешательства наиболее эффективны для перехода человека к следующему этапу изменений, а затем через модель к поддержанию, идеальному этапу поведения.

  1. Предварительное обдумывание. На этом этапе люди не намерены предпринимать никаких действий в обозримом будущем (определяется как ближайшие 6 месяцев). Люди часто не осознают, что их поведение проблематично или приводит к негативным последствиям. Люди на этой стадии часто недооценивают плюсы изменения поведения и слишком много внимания уделяют минусам изменения поведения.
  2. Созерцание. На этом этапе люди намерены начать вести здоровый образ жизни в обозримом будущем (определяется как ближайшие 6 месяцев). Люди осознают, что их поведение может быть проблематичным, и имеют место более вдумчивое и практическое рассмотрение плюсов и минусов изменения поведения с одинаковым акцентом на обоих. Даже при таком признании люди могут по-прежнему испытывать двойственное отношение к изменению своего поведения.
  3. Подготовка (решительность) — на этом этапе люди готовы действовать в течение следующих 30 дней. Люди начинают делать небольшие шаги к изменению поведения и верят, что изменение своего поведения может привести к более здоровой жизни.
  4. Действие. На этом этапе люди недавно изменили свое поведение (определяемое как последние 6 месяцев) и намерены продолжать двигаться вперед с этим изменением поведения. Люди могут проявлять это, изменяя свое проблемное поведение или приобретая новое здоровое поведение.
  5. Поддержание. На этом этапе люди сохраняют изменение своего поведения в течение некоторого времени (определяемого как более 6 месяцев) и намерены поддерживать изменение поведения в будущем. Люди на этой стадии работают над предотвращением возврата к более ранним стадиям.
  6. Прекращение — на этой стадии люди не хотят возвращаться к своему нездоровому поведению и уверены, что они не вернутся. Так как это редко достигается, и люди, как правило, остаются на стадии поддержания, эта стадия часто не учитывается в программах укрепления здоровья.

 

Для прохождения этапов изменений люди применяют когнитивные, аффективные и оценочные процессы. Было определено десять процессов изменений, причем некоторые процессы более актуальны для определенного этапа изменений, чем другие процессы. Эти процессы приводят к стратегиям, которые помогают людям вносить и поддерживать изменения.

  1. Повышение сознания — Повышение осведомленности о здоровом поведении.
  2. Драматическое облегчение — Эмоциональное возбуждение по поводу поведения в отношении здоровья, будь то положительное или отрицательное возбуждение.
  3. Самооценка. Самооценка для осознания того, что здоровое поведение является частью того, кем они хотят быть.
  4. Экологическая переоценка — социальная переоценка, чтобы понять, как их нездоровое поведение влияет на других.
  5. Социальное освобождение — Экологические возможности, которые существуют, чтобы показать, что общество поддерживает здоровое поведение.
  6. Самоосвобождение — Обязательство изменить поведение, основанное на вере в то, что достижение здорового поведения возможно.
  7. Помогающие отношения — Поиск поддерживающих отношений, которые способствуют желаемым изменениям.
  8. Контробусловливание — замена нездорового поведения и мыслей здоровым поведением и мыслями.
  9. Управление подкреплением — Вознаграждение за положительное поведение и уменьшение вознаграждения за негативное поведение.
  10. Stimulus Control — Реинжиниринг окружающей среды, чтобы иметь напоминания и сигналы, которые поддерживают и поощряют здоровое поведение, и удаляют те, которые поощряют нездоровое поведение.

Существует несколько ограничений ТТМ, которые следует учитывать при использовании этой теории в общественном здравоохранении. Ограничения модели включают следующее:

  • Теория игнорирует социальный контекст, в котором происходят изменения, такие как СЭС и доход.
  • Линии между стадиями могут быть произвольными без установленных критериев того, как определить стадию изменения человека. Анкеты, разработанные для определения человека на стадии изменения, не всегда стандартизированы или утверждены.
  • Нет четкого представления о том, сколько времени требуется для каждой стадии или как долго человек может оставаться на стадии.
  • Модель предполагает, что люди строят последовательные и логичные планы в процессе принятия решений, хотя это не всегда верно.

Транстеоретическая модель предлагает стратегии вмешательств в области общественного здравоохранения, направленные на людей на различных этапах процесса принятия решений. Это может привести к тому, что вмешательства будут адаптированы (т. е. сообщение или компонент программы будут специально созданы для уровня знаний и мотивации целевой группы населения) и эффективны. TTM поощряет оценку текущего этапа изменений человека и учитывает рецидивы в процессе принятия решений людьми.

вернуться наверх | предыдущая страница | следующая страница

Обезьяна видит, обезьяна делает: модели поведения в раннем детстве

Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —

Помощь детям в выявлении положительного поведения посредством обучения через наблюдение.

Дети учатся и имитируют поведение, наблюдая и слушая других.

Вы когда-нибудь слышали фразу «Делай, как я говорю, а не так, как я делаю?» Дети, оказывается, на самом деле будут делать и то, и другое. Дети учатся и имитируют поведение, наблюдая и слушая других. Это иногда называют «обучением через наблюдение», когда дети могут чему-то научиться, просто наблюдая за другими. Модели не обязательно должны быть людьми, с которыми ребенок непосредственно взаимодействует. Дети учатся у моделей повсюду: по телевизору, в продуктовом магазине, в школе и дома.

Вы, вероятно, были свидетелями некоторого наблюдения за своим ребенком или даже в своем взаимодействии с другими детьми. Может быть, ваш ребенок приходит домой из школы, создавая воображаемую паутину, как Человек-паук, даже если дома он никогда не знакомился с этим персонажем. Или, возможно, они хвастаются новым, не очень подходящим для детей словарным словом после воссоединения семьи. Где бы они ни были, с кем бы они ни находились, дети наблюдают и учатся.

Наблюдение за определенным поведением не обязательно означает, что ребенок будет выполнять это поведение самостоятельно; наблюдение за тем, как кто-то ломает игрушку, не означает автоматически, что ваш ребенок начнет что-то ломать. Независимо от того, демонстрируют ли они новое поведение, они усваивают новые знания. Дети узнают о поведенческом выборе других, а также о последствиях такого поведения.

То, какое смоделированное поведение будут имитировать дети, частично зависит от того, какое подкрепление получит это поведение. Люди с большей вероятностью будут имитировать поведение, если они получат за это какое-то положительное подкрепление. Например, если ребенок подслушивает, как другой ребенок ругается, он может выучить новые слова, но не обязательно их использовать. Однако если ребенок получает какую-то награду за ругань, например, одобрение или поощрение со стороны взрослого, наблюдающий ребенок с большей вероятностью будет копировать такое поведение. Не забывайте, что смех может быть непреднамеренным положительным подкреплением. То же самое можно сказать, если кто-то становится свидетелем негативного подкрепления, например, брани за ругань. Ребенок может быть менее склонен подражать поведению.

В процессе моделирования дети могут научиться агрессивному поведению, наблюдая за ним. Иногда это происходит с помощью живых моделей и непосредственного опыта, но часто это происходит при просмотре телевизора и других программ, в которых проявляется агрессивное поведение. Если это агрессивное поведение подкрепляется, дети, вероятно, будут подражать им и сами совершать агрессивные действия.

На противоположном конце спектра дети также могут приобретать просоциальное поведение посредством обучения через наблюдение. Наблюдение за тем, как кто-то сотрудничает, делится, сменяется и демонстрирует альтруистические действия, может научить детей демонстрировать подобное поведение.

Расширение Университета штата Мичиган предлагает несколько советов о том, как обеспечить вашему ребенку возможность стать свидетелем и получить положительный опыт моделирования.

Внимательно относитесь к тому, что окружает вашего ребенка. Делайте все возможное, чтобы окружить своих детей конструктивными моделями и ситуациями, укрепляющими позитивное поведение. Если есть места, люди или занятия, которые моделируют негативное или тревожное поведение, постарайтесь найти для ребенка более позитивные ситуации.

Обратите внимание на позитив. Когда дело доходит до детского поведения, вы часто получаете больше того поведения, которое замечаете. Отмечайте положительное поведение вашего ребенка и других людей, поощряйте его и говорите о нем с ребенком. Лови своего ребенка хорошим!

Ограничить или исключить воздействие негативных воздействий. Жестокие или агрессивные телевизионные шоу, фильмы, игры или занятия учат вашего ребенка. Даже взаимодействие с другими детьми и взрослыми может оказаться негативным опытом моделирования для вашего ребенка. Когда это возможно, ограничьте или устраните этот опыт и работайте над тем, чтобы дать вашему ребенку больше позитивных моделей. Если вы сомневаетесь, подумайте о том, как ваш ребенок делает именно то, что он наблюдает, и спросите себя, гордились бы вы таким поведением. Если ответ «нет», возможно, вы помогаете ребенку усвоить урок, который вы не хотите, чтобы он знал.

Расскажите об этом. Когда ситуации нельзя избежать или ребенок становится свидетелем негативного моделирующего поведения, подумайте об этом как об обучающем моменте. Вы можете поговорить с ребенком о том, что представляет собой приемлемое и полезное поведение, как оно выглядит и почему негативное поведение неприемлемо. Дети учатся не только смотреть, но и слушать.

Делай, как говоришь. Вы первый и самый важный учитель вашего ребенка. Они наблюдают за вами и учатся у вас каждый день, независимо от того, собираетесь ли вы их учить. Проявите к ним доброту и любовь, проявите сострадание и готовность помочь и научите их позитивным способам взаимодействия с людьми и окружающим миром.

Узнайте больше о моделировании и влиянии технологий в следующих статьях Университета штата Мичиган:

  • Маленькие дети учатся, копируя вас!
  • Вам нужно ограничить экранное время вашего ребенка?
  • Дети и технологии: бывает ли это слишком хорошо?

Дополнительные статьи о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте MSU Extension.