Хар ка – ка — это… Что такое хар-ка?

хар-ка — с русского на все языки

  • Хар. — Хар. Харитон имя Х. Хар. Хрк Харьков г. Харьков Х. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. Хар. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русск …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Хар — Хар: Хар название XVI (Тмуитского, позже Мендесского) нома Нижнего Египта одно из имён прозвищ бога Одина (Hár высокий) …   Википедия

  • -хар-(ь) — суффикс Словообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном названии лица мужского пола, характеризующегося признаком, заключенным в глаголе, от которого соответствующее имя существительное образовано (знахарь). Толковый словарь… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Хар — одна из величин объема жидких и сыпучих веществ. см. Меры объема жидких и сыпучих веществ В. Д. Гладкий Древний Мир Том 2 (Источник: «Древнеегипетский словарь справочник».) …   Энциклопедия мифологии

  • харёк — (БСРЖ) …   Словарь употребления буквы Ё

  • хар-ка — характеристика Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • харҷ — [خرج] сарф, хароҷот; харҷ кардан сарф намудан; ба харҷ додан сарф кардан …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • харіус — а, ч. Цінна прісноводна риба родини харіусових …   Український тлумачний словник

  • хар — I [خر] 1. асоси замони ҳозира аз харидан 2. ҷузъи пасини баъзе калимаҳои мураккаб ба маънои харанда: китобхар, хонахар, арзонхар ва ғ. II [خر] 1. чорпои боркаши маълум 2. маҷ. одами аҳмақ, аблаҳ; хар барин кор кардан бисёр кор кардан; хараш аз… …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • харҷӣ — [خرجي] маблағ барои хароҷоти майдачуйда, маблағи хароҷотӣ; харҷӣ додан додани пул барои маош, додани маблағе барои масрафи ҳаррӯза …   Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • хар-ка — характеристика …   Русский орфографический словарь

  • translate.academic.ru

    21. Хар-ка видов деятельности

    Человек
    современного общества занимается
    разнообразными видами деятельности.
    Различают три генетически сменяющих
    друг друга и сосуществующих на протяжении
    всего жизненного пути вида деятельности: игру,
    учение
    и трудОни
    различаются по конечным результатам
    (продуктудеятельности), по организации,по
    особенностям мотивации.

    Особое
    место в системе человеческой деятельности
    занимает труд.Труд –
    деятельность, направленная на создание
    полезного продукта, удовлетворяющие
    материальные или духовные потребности
    людей. В труде раскрываются и формируются
    способности человека, его характер,
    личность в целом. Благодаря труду человек
    стал тем, кто он есть. Благодаря труду
    человек построил современное общество,
    создал предметы материальной и духовной
    культуры, преобразовал условия своей
    жизни таким образом, что открыл для себя
    перспективы дальнейшего, практически
    неограниченного развития. С трудом
    связано и совершенствование орудий
    труда. Они, в свою очередь, явились
    фактором повышения производительности
    труда, развитии науки, промышленного
    производства, технического и художественного
    творчества.

    Учение
    это процесс систематического овладения
    знаниями, навыками, умениями. В учебной
    деятельности участвуют непременно два
    лица: учитель и учащийся. Но это не просто
    передача знаний от одного к другому.
    Это, прежде всего процесс активного
    овладения знаниями, умениями и навыками
    под руководством учителя. Учение должно
    быть развивающим.Сообщая
    учащимся знания, преподаватель учит их
    мыслить и наблюдать, выражать понятое
    в речи. Ученик овладевает не только
    знаниями, но и способом самостоятельно
    мыслить, добывать знания. Хорошо
    организованное обучение носитвоспитывающий
    характер
    .
    В процессе обучения формируется личность
    ученика: ее направленность, волевые
    черты характера, способность и т. д.

    Игра –
    это особый вид деятельности, результатом
    которого не становится производство
    какого-либо материального или идеального
    продукта. Чаще всего игры имеют характер
    развлечения, преследуют цель отдыха.
    Существуют несколько типов игр:
    индивидуальные и групповые, предметные
    и сюжетные, ролевые и игры с
    правилами. Индивидуальные
    игры
     представляют
    собой род деятельности, когда игрой
    занят один человек, групповые
    – включают несколько индивидов. Предметные
    игры
     связаны
    с включением в игровую деятельность
    человека каких-либо предметов. Сюжетные
    игры
     разворачиваются
    по определенному сценарию, воспроизводя
    его в основных деталях. Ролевые
    игры
     допускают
    поведение человека, ограниченное
    определенной ролью, которую в игре он
    берет на себя. Наконец, игры
    с правилами
     регулируются
    определенной системой правил поведения
    их участников. Бывают и смешанные типы
    игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые,
    сюжетные игры с правилами и т.п.

    Игра
    имеет большое значение в жизни ребенка.
    В первых играх ребенка отчетливо
    выступает руководящая
    роль взрослых
    Взрослые
    «обыгрывают» игрушку. Подражая им,
    ребенок начинает играть самостоятельно.
    Затем инициатива организации игры
    переходит к ребенку. Но и на этом этапе
    руководящая роль взрослых остается.

    С
    развитием ребенка игра изменяется. В
    первые два года жизни ребенок овладевает
    движениями и действиями с окружающими
    предметами, что приводит к
    возникновениюфункциональныхигр.
    В функциональной игре перед ребенком
    раскрываются неизвестные для него
    свойства предметов и способы действия
    с ними. Так, впервые открыв и закрыв
    дверь ключом, ребенок начинает многократно
    повторять это действие, пытаясь при
    всяком удобном случае повернуть ключ.
    Это реальное действие переносится в
    игровую ситуацию. Играя, дети делают в
    воздухе движение, напоминающее поворот
    ключа, и сопровождают его характерным
    звуком: «трик-трак».

    Более
    сложными являются конструктивныеигры.
    В них ребенок что-то создаст: строит
    дом, печет пирожки. В конструктивных
    играх дети осмысливают назначение
    предметов и их взаимодействие.

    Отношения
    между людьми осмысливаются в сюжетныхиграх.
    Ребенок играет в «дочки-матери», в
    «магазин», беря на себя определенную
    роль. Сюжетно-ролевыеигры
    возникают в 3 – 4 года. До этого возраста
    дети играют рядомно
    не вместеСюжетно-ролевые
    игры предполагают коллективные отношения.
    Включение ребенка в коллективные игры
    зависит от условий воспитания. Дети,
    воспитывающиеся дома, включаются в
    коллективные игры с большим трудом, чем
    дети, посещающие детский сад. В коллективных
    сюжетных играх, которые к 6 – 7 годам
    становятся более длительными, дети
    следят за замыслом игры, за поведением
    товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат
    детей жить в коллективе. Постепенно в
    игры вводятся правила, накладывающие
    ограничения на поведение партнеров.
    Коллективная сюжетно-ролевая игра
    расширяет круг общения ребенка. Он
    привыкает подчиняться правилам,требованиям,
    которые к нему предъявляются в игре: то
    он капитан космического корабля, то его
    пассажир, то восторженный зритель,
    наблюдающий за полетом. Эти игры
    воспитывают чувство коллективизма и
    ответственности, уважение к товарищам
    по игре, приучают соблюдать правила и
    вырабатывают умение подчиняться им.

    Являясь
    основным видом деятельности ребенка
    дошкольного возраста, игра не исключает
    и других видов деятельности. С 3–4 лет
    ребенок знакомится с трудом по
    самообслуживанию. Он должен умываться,
    одеваться, убирать игрушки. В 5–6 лет
    трудовыми обязанностями ребенка
    становится уход за комнатными растениями,
    помощь старшим в уборке комнаты и т. д.
    В детском саду дети охотно дежурят в
    столовой, в живом уголке, в игровой
    комнате.

    Посильные
    поручения по хозяйству формируют и
    укрепляют трудовые навыки и прививают
    ребенку положительные черты характера:
    ответственное отношение к делу, заботу
    о товарищах. В жизнь дошкольника
    включаются и элементы учения. Они связаны
    с дидактическими играми, развивающими
    познавательные способности детей.
    Например, лото «Животные» – игра, которая
    учит ребенка классифицировать предметы,
    изображенные на карточке. В настоящее
    время в старших группах организованы
    занятия, подготавливающие детей к школе.
    Имеется положительный опыт обучения
    дошкольников в детских учреждениях
    музыке, рисованию, иностранному языку.

    Разнообразные
    виды деятельности дополняют друг друга,
    взаимосуществуют, взаимопроникают. В
    детском саду дошкольник не только
    играет, но и учится считать, рисовать.
    Школьник после окончания занятий с
    удовольствием играет. Игровые моменты
    успешно вносятся и в организацию урока.
    Урок с элементами игровых ситуаций
    увлекает школьников. Игрой является
    воображаемое путешествие по карте нашей
    страны или карте земного шара на уроках
    географии, в ходе которого учащиеся на
    основе воображения рассказывают, что
    они «видят». Школьники охотно берут на
    себя игровые роли на уроках иностранного
    языка: учителя, гида, продавца – и на
    основе роли активно овладевают языком.
    Рабочий не только трудится, но и учится
    (в вечерней школе, в техникуме, в высшем
    учебном заведении или занимается
    самообразованием). Он может играть в
    шахматы и участвовать в других спортивных
    развлекательных играх.

    Хотя
    виды деятельности не существуют
    изолированно, в разные периоды жизни
    человека они имеют неодинаковое значение.
    Для одного периода жизни ведущей
    деятельностью является игра, для другого
    – учение, а для третьего – труд. Таким
    образом, можно говорить о видах
    деятельности, которые являются ведущими
    в тот или иной период развития личности.
    До поступления ребенка в школу ведущий
    вид деятельности – игра. Ведущий вид
    деятельности школьника – учение,
    взрослого – труд.

    studfiles.net

    117. Скор.хар-ка диз.двиг.Ее анализ. Опр.экспл.показ.двиг.п

    117.
    С
    коростная
    характеристика дизельного двигателя.
    Ее анализ. Определение эксплуатационных
    показателей двигателя по скоростной
    характеристике. Выбор наиболее
    экономичного режима работы двигателя
    по скоростной характеристике

    На
    современных
    СДМ применяются в основном дизельные
    двигатели, которые оборудуются
    всережимными
    регуляторами угловой скорости коленвала,
    автоматически поддерживающими
    любой заданный скоростной режим работы
    двигателя.

    Номинальный
    крутящий
    момент — это момент, развиваемый двигателем
    при максимальной мощности. Величина
    его обычно определяется путем испытаний
    двигателя на
    тормозном
    стенде.

    Основными
    экплуатационными
    показателями двигателя являются крутящий
    момент двигателя (Mен
    — номинальный и Ме.mах
    — максимальный) эффективная мощность
    двигателя
    Nе,
    удельный расход топлива gе,
    коэффициент приспособляемости Кпр,

    коэффициент
    снижения
    оборотов Ке,
    разбег регулятора р, номинальная угловая
    скорость коленчатого
    вала n
    (число оборотов двигателя), максимальная
    угловая скорость холостого
    хода двигателя nmах,
    минимальная
    — устойчивая угловая скорость

    холостого
    хода двигателя nxmin,
    и др.

    Графическая
    зависимость этих показателей в функции
    n
    (число оборотов двигателя), называется
    скоростной характеристикой двигателя.

    На
    рисунке показана скоростная характеристика
    дизельного четырехтактного тракторного
    двигателя Часть ее, расположенная правее
    линии Аnн,
    называется регуляторной ветвью, а левее
    этой линии — безрегуляторной ветвью.

    Nе

    эффективная мощность двигателя:

    Мк
    крутящий
    момент двигателя;

    GT
    — часовой расход топлива:

    qe
    удельный расход топлива;

    n
    х

    — максимальные холостые оборота двигателя;

    nн

    номинальный скоростной режим;

    nmin
    минимально устойчивый
    скоростной
    режим под нагрузкой.

    При
    работе двигателя на регуляторной ветви
    с увеличением нагрузки топливный насос
    увеличивает подачу топлива в цилиндры.
    Максимум подачи топлива соответствует
    режиму nн.

    Безрегуляторная
    ветвь — это зона перегрузок двигателя.
    При работе в этой зоне с увеличением
    нагрузки подача топлива в цилиндра за
    единицу времени уменьшается, так как
    цикловая подача топлива максимальна,
    а число циклов в минуту уменьшается
    Допускается лишь кратковременная работа
    двигателя на безрегуляторной ветви

    Скоростную
    характеристику строят по результатам
    испытаний двигателя на стенде При этом
    опытным путем, постепенно загружая
    двигатель
    определяют изменение Мк
    и Gт
    в
    функции от n

    Крутящий
    момент Мк
    и эффективная мощность двигателя Ne
    связаны между собой следующей зависимостью
    в системе СИ):

    Ne=
    Мк
    ·
    n

    где
    Мк
    — крутящий момент, n
    — угловая скорость колен вала двигателя,
    с-1
    .

    Коэффициент
    приспособляемости двигателя Кпр
    — есть отношение max
    крутящего момента Ме
    mах
    к номинальному Мен:

    Величина
    Кпр
    для современных дизельных двигателей
    находится в пределах 1,05-1,15, а для
    карбюраторных — -1,15-1,35.

    Коэффициент
    снижения оборотов.

    где
    nм
    — номинальная угловая скорость коленвала
    двигателя, с-1.

    nmin
    — угловая скорость коленвала при mах
    крутящемся моменте, с-1
    Для современных дизельных двигателей
    Кс=0,60-0,75

    Разность
    между максимальной угловой скоростью
    коленвала при холостом ходе и номинальной
    угловой скоростью называется — разбег
    регулятора p=nxmax-nM

    Режим
    работы двигателя соответствующий
    максимальной мощности, называется
    номинальным режимом.

    Выбор
    наиболее экономичного режима работа
    агрегата

    Наиболее
    экономичным режимом считают такой
    режим, который обеспечивает получение
    минимальных затрат средств на единицу
    произведенной агрегатом работы То есть
    наиболее экономичный режим определяется
    не только экономичностью работы
    двигателя, но и производительностью
    агрегата

    Производительность
    машин зависит от эффективной мощности
    двигателя. Поэтому максимум
    производительности будет соответствовать
    максиму эффективной мощности (при
    условии полного ее использования).
    Однако, как видно из рисунка, при
    максимальной мощности удельный расход
    топлива не минимальный. Поэтому затраты
    средств на единицу выработки агрегата
    на этом режиме не будут минимальными.

    Рассмотрим
    второй характерный режим — режим
    соответствующий минимуму удельного
    расхода топлива. На этом режиме Nе<
    Nemax.
    Следовательно, и здесь затраты на единицу
    выработки агрегата тоже не минимальны.

    Таким
    образом, наиболее экономичный режим
    работы лежит в диапазоне между qeminиNemax
    (на рисунке заштрихован). Это справедливо
    при условии, что эффективная мощность
    двигателе полностью используется при
    эксплуатации агрегата.

    Таким
    образом, работа двигателей в диапазоне
    между qemin
    и Nemax
    является не только наиболее экономичной,
    но и обеспечивает наибольшую долговечность.

    Приведенная
    на рисунке скоростная характеристика
    называется внешней. Она получена при
    полной подаче топлива.

    studfiles.net

    3.Факторы, влияющие на формирование кач-ва и конкурентоспособность парф. Изделий; хар-ка асс-та, пок-ли кач-ва.

    Парфюмерными
    называют
    товары на основе душистых веществ,
    имеющие приятный запах и используемые
    для ароматизации тела, одежды, помещений,
    а также в качестве освежающих и
    гигиенических средств.

    Факторами,
    формирующими потребительские свойства
    и ас­сортимент парфюмерных товаров,
    являются используемые ис­ходные
    материалы и состав.

    Душистые
    вещества:

    натуральные и синтетические.

    Растительные
    имеют наиболее широкий ассортимент и
    составляют основу сырьевой базы. Это
    эфирные масла, извле­каемые из цветов
    (розовые, лавандовые), листьев (мятные),
    пло­дов (лимонные, анисовые), корневищ
    эфиромасличных растений (ирисовые),
    цветочных почек (гвоздичные), а также
    смолы и бальзамы, получаемые из надрезов
    растений (хвойные) К животным
    относят вещества, выделяемые железами
    некоторых животных (амбра, мускус,
    цибет),

    Классифицируют
    парфюмерные
    товары

    по
    назначению и составу


    на духи, одеколоны, душистые воды,
    парфюмерные наборы, натуральные эфирные
    масла, средства для освежения и
    ароматизации,

    по
    консистенции

    на жидкие, твердые и порошкообразные,

    по
    характеру запаха

    на цветочные, фантазийные и
    цветочно-фантазийные,

    по
    назначению

    на женские, мужские и детские,

    по
    месту производства

    на московские, рижские, французские и
    др.,

    по
    оттенку запаха —
    на
    теплые, холодные и восточные.

    Качество
    парфюмерно-косметических товаров
    зависит от вида и качества применяемого
    сырья, соблюдения технологии производ­ства,
    упаковки, состояния тары, условий
    хранения. Регламенти­руется качество
    действующими стандартами и другой
    норма­тивно-технической документацией.

    В
    условиях торговли проверяют внешний
    вид товара, однородность, прозрачность,
    отсутствие посторонних примесей,
    наполненность флаконов (до уровня
    плечиков или воздушное пространство
    должно зани­мать не более 4% емкости),
    запах (должен быть характерным для
    данного наименования).

    5.Хар-ка ас-та кулирного и основовязательного трикотажа по стру-ре и и потреб.Св-вам.

    К
    трикотажным относят изделия, полученные
    из нитей (пряжи) путем машинного или
    ручного вязания. Они состоят из большого
    числа петель, которые связаны между
    собой различными спосо­бами.

    Поперечно-вязаный
    (кулирный)

    трикотаж образуется путем последовательного
    изгибания в петли одной, двух или трех
    вместе взятых нитей. После образования
    петель в первом ряду нить переходит во
    второй ряд, третий и т. д. Такое строение
    поперечно-вязаного трикотажа делает
    его легко распускающимся как по
    горизонтали, так и по вертикали.

    Основовязаный
    трикотаж

    в отличие от поперечно-вязаного образуется
    не из одной нити, а из целой системы
    па­раллельно расположенных нитей.
    Петельный ряд этого трикотажа получается
    путем одновременного изгибания нитей,
    каждая из которых проложена на свою
    иглу. каждая нить образует в петельном
    ряду свою петлю, а затем переходит в
    следующий ряд соседнего петельного
    столбика.
    За
    счет перехода нити из одного петельного
    столбика в другой и происходит их
    связывание между собой. В результате
    такого строения основовязаный трикотаж
    не распускается.

    Большое влияние
    на трикотаж оказывают плетения:

    Гладь
    одинарное полотно, в котором лицевая
    сторона резко отличается от изнаночной.
    Гладь хорошо растягивается, имеет
    высокую воздухопроницаемость, но легко
    распускается.

    Ластик
    двойное полотно, в кот. лицевая и
    изнаночные стороны одинаковы. Ластик
    отличается большой растяжимостью.
    Применяют его для изготовления верхних,
    чулочно-носочных, бельевых и перчаточных
    изделий.

    studfiles.net

    36 Хар-ка класса Брюхоногие

    36.
    ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА БРЮХОНОГИЕ
    (
    GASTROPODA)

    В
    состав тела

    брюхоногих моллюсков входит голова,
    нога и внутренностный мешок.
    Главнейшим
    признаком брюхоногих моллюсков
    является асимметричное строение
    внутренностного мешка и одевающей
    его цельной раковины. При этом нога
    и голова сохраняют билатерально
    симметричное строение.

    Голова
    несет рот, 1-2 пары щупалец и пару глаз.
    Локомотороным органом является нога.
    В огромном большинстве случаев
    ползательная поверхность ноги широкая
    и плоская, подошва покрыта ресничками
    и снабжена железистыми клетками.
    Железы секретируют слизь, по которой
    животное скользит. Некоторые брюхоногие
    освоили сидячий образ жизни (например,
    представители семейства Vermetidea).
    Часть видов заднежаберных моллюсков
    перешли к жизни в пелагиали. Нога
    таких моллюсков или целиком
    превратилась в плавник, или образует
    пару латеральных крыловидных выростов,
    работающих как плавники. У большинства
    видов класса брюхоногие туловище
    выдается над ногой в виде большоего,
    более или менее спирально закрученного
    мешка. На туловище образуется по
    направлению книзу складка покровов,
    мантийная складка, под которой находится
    мантийная полость с расположенным в
    ней мантийным комплексом органов. На
    начальном конце раковина слепо замкнута
    – это ее вершина, на другом конце имеется
    отверстие – устье, через которое торчат
    наружу голова и нога животного.

    Во
    внутреннем строении асимметрия,
    прежде всего, проявляется в редукции
    одного из парных органов — у этих
    моллюсков обычно представлена одна
    жабра, одно предсердие, одна почка,
    непарный половой проток. Это в свою
    очередь объясняется смещением центра
    тяжести внутренностного мешка с
    раковиной в сторону от средней линии
    тела. Одна из сторон последнего
    оборота раковины более приближена к
    телу, нежели другая. Такое положение
    раковины суживает пространство
    мантийной полости на одной стороне
    (обычно — правой), что и ведет к
    редукции органов этой стороны.
    Происхождение этого необыного
    строения объясняется следущим образом.
    Предполагается, что предки брюхоногих
    моллюсков имели правильное
    билатерально-симметричное строение
    и плавали в толще воды. У этих
    предковых форм завиток раковины был
    обращен вперед, а устье открывалось
    сзади. Эти моллюски переходили к
    жизни на субстрате. При ползании по
    субстрату такое положение раковины
    оказывалось неудобным, так как завиток
    нависал над головой. Моллюски
    совершали поворот внутренностного
    мешка на 180о.
    Этот процесс поворотьа называется
    торсией. Подобные процессы осаждения
    на субстрат и торсии наблюдаются в
    ходе индивидуального развития у части
    низших переднежаберных моллюсков. В
    ходе дальнейших эволюционных процессов
    нога (в связи с активным ползанием)
    увеличивалась в размерах. Следствием
    этого было увеличение объема раковины
    за счет расположения ее оборотов в
    разных плоскостях. Раковина приобрела
    форму конхоспирали, а ее вершина
    стала выдаваться вправо. Это привело
    к уже описанному смещению центра
    тяжести и дисимметрии мантийной
    полости и ее органов. Однако такое
    положени раковины неустойчиво. Для
    сохранения равновесия происходило
    некоторое раскручивание, а вершина
    раковины смещалась назад и вверх. За
    счет подобных перестроек, вероятно,
    и сформировался современный тип
    организации брюхоногих.

    У
    подавляющего большинства видов
    брюхоногих моллюсков раковина завита
    спирально, причем обороты раковины
    расположены в разных плоскостях.
    Такой тип строения раковины называется
    турбоспираль или конхоспираль.
    Опять-таки у подавляющего большинства
    видов брюхоногих раковина завита
    вправо (т.е. по часовой стрелке, если
    рассматривать раковину с вершины).
    Имеются такие виды брюхоногих, у
    которых раковина завита влево, есть
    и такие виды, у которых раковина
    может быть завита либо вправо, либо
    влево. У преноводных катушек обороты
    раковины расположены в одной плоскости,
    что, однако, является вторичным,
    т.е., предковые формы имели раковину
    в виде конхоспирали. У некоторых
    видов раковина вторично упрощена и
    имеет форму колпачка. Наконец, часть
    видов брюхоногих моллюсков утратила
    раковину. Непосредственно под раковиной
    расположена мантия, передний край
    которой свисает над туловищем животного
    и прикрывет мантийную полость.

    Класс
    Брюхоногих включает три подкласса
    Переднежаберные (Prosibranchia),
    Заднежаберные (Opistobranchia)
    и Легочные (Pulmonata)

    Большинство
    брюхоногих обитает в воде, но
    представители подкласса Легочные
    освоили наземный образ жизни и дышат
    атмосферным воздухом. Часть видов
    легочных вторично вернулись в воду
    (в пресные водоемы), но сохранили
    дыхание атмосферным воздухом.

    Пищеварительная
    система брюхоногих начинается ртом,
    далее следует глотка с радулой,
    пищевод (у части видов в пищевод
    открываются особые пищеводные железы),
    желудок, кишка (обычно хорошо
    обособлена задняя часть кишки —
    ректум) и анальное отверстие. У
    некоторых видов имеются челюсти,
    расположенные возле рта. Имеется
    крупная пищеварительная железа,
    которую обычно называют печенью. У
    многих видов имеются слюнные железы,
    секрет которых поступает в глотку.
    В полости желудка происходит
    внеклеточное пищеварение (под действием
    пищеварительных ферментов, выделяемых
    слюнными железами, пищеводными
    железами, печенью), в печени происхождит
    внутриклеточное пищеварение и
    всасывание. Кристаллический стебелек
    в желудке представлен преимущественно
    у видов, питающихся мелко дисперсной
    пищей.

    Большинство
    брюхоногих моллюсков по типу питания
    являются обскребывателями, в
    соответствии с таким типом питания
    они медленно ползают по субстрату,
    обрабатывая подходящие пищевые
    объекты радулой. Другие виды брюхоногих
    по типу питания являются хищниками
    (эти виды в дополнение к радуле
    обычно имеют челюсти, в их слюне
    часто содержатся ядовитые субстанции
    и — при питании моллюсками — серная
    кислота), трупоедами, наконец, имеются
    и паразитические виды (паразитируют
    на иглокожих). Немногочисленные виды
    являются фильтраторами, мелкие
    пищевые частицы осаждаются на жаберных
    лепестках, откуда поступают в рот,
    в других случаях мелкие взвешенные
    в воде частицы осаждаются на
    слизистые «сети», которые выпускает
    моллюск.

    У
    всех первичноводных моллюсков органы
    дыхания — ктенидии, причем в огромном
    большинстве случаев ктенидий, как
    указывалось ранее, представлен в
    единственном экземпляре. У всех
    моллюсков кожа (и поверхность мантии)
    в большей или меньшей степени
    принимает участие в дыхании. У
    брюхоногих моллюсков эта дыхательная
    активность кожи наглядно реализована
    у легочных и у голожаберных., У
    легочных ктенидий утрачены, а дыхание
    осуществляется внутренней стенкой
    (сводом) мантии (эта структура
    получает название «легкое»).
    Голожаберные (подкдасс Заднежаберные)
    также утратили ктенидий, дыхание
    осуществляется кожными выростами —
    вторичными жабрами или всей поверхностью
    кожи.

    Кровеносная
    система брюхоногих незамкнута и
    характеризуется передним положением
    сердца (что в свою очередь объясняется
    торсией) и наличием только одного
    предсердия (у низших пероеднежаберных
    — два предсердия). Желудочек и
    предсердие имеют мышечные стенки.
    Кровь из предсердия поступает в
    желудочек, желудочек же выталкивает
    ее в главные сооуды — аорты. По
    передней аорте кровь поступает в
    голову и ногу, по задней — во
    внутренностный мешок. Из аорт кровь
    поступает в мелкие сосуды и синусы,
    в которых и осуществляется обмен
    веществ между кровью и тканями. На
    возвратном пути к сердцу кровь омывает
    мешковидную часть почки, а затем
    поступает в жабру (у легочных
    моллюсков вся кровь проходит через
    систему сосудов легкого). Из органа
    дыхания кровь, обогащенная кислородом,
    поступает в предсердие.

    В
    отдельных участках тела кровь
    выполняет главным образом не
    транспортную функцию, а функцию
    гидроскелета. В таких зонах кровеносная
    система имеет вид более или менее
    большого синуса. Там, где кровь
    выполняет преимущественно транспортную
    функцию, чаще представлены сосудистые
    структуры.

    Дыхательные
    пигменты крови представлены чаще
    всего гемоцианом, растворенным в
    плазме крови (у очень небольшого
    числа брюхоногих, например у
    предствителей семейства Planorbidae,
    в крови растворен гемоглобин).

    Органы
    выделения брюхоногих моллюсков
    представалены, как и у всех моллюсков,
    видоизмененными целомодуктами —
    почками, причем у огромного большинства
    брюхоногих сохраняется только левый
    целомодукт (есть виды с двумя
    целомодуктами, например представители
    семейства Neretidae,
    а у морских блюдечек — семейство
    Patellidae
    — сохраняется не левый, а правый
    целомодукт). Строение почки и ее
    работа — типовые для моллюсков..
    Выделительное отверстие у переднежаберных
    и низших заднежаберных находится в
    задней части мантийной полости, у
    осталдьных брюхоногих — в передней.
    Концевая часть почки, если она
    длинная, получает название мочеточника.

    Нервная
    система брюхоногих разбросанно-узлового
    типа, хотя у самых примитивных групп
    ганглии выражены еще очень слабо. В
    состав нервной системы входят
    следующие ганглии: церебральные,
    педальные, плевральные, буккальные,
    париетальные и висцеральные, соединенные
    между собой коннективами и комиссурами.
    Как было указано выше, гастроподы
    претерпели торсию (поворот внутренностного
    мешка на 1800).
    Следствием торсии явилось формирование
    перекреста плевро-висцеральных
    стволов. Это явление получило название
    хистоневрии. У низших гастропод
    (большинство переднежаберных)
    хиастоневрия выражена очень отчетливо.
    В ходе эволюции высших гастропод
    имели место две эволюционные
    тенденции, которые приводили к
    частичному или полному исчезновению
    хиастоневрии. Первая из них проявляется
    в частичной деторсии (раскручивании),
    Вторая эволюционная тенденция
    проявлется в том, что коннективы
    укорачиваются, а ганглии сближаются.
    Это приводит к появлению концентрированной
    центральной нервной системы, в
    которой все основные ганглии тесно
    сближены (формируется так называемое
    нервное кольцо). Следы хиастоневрии
    могут проявляться в виде неравной
    длины плевровисцеральных коннектив,
    или в виде перекреста периферических
    нервов, отходящих от париетальных
    ганглиев. Тип организации нервной
    системы, возникающий при полном
    исчезновении хиастоневрии, носит
    название эутиневральной (эвтиневральной).

    Органы
    чувств брюхоногих представлены
    глазами, щупальцамси, осфрадиями,
    статоцистами. Глаза у примитивных
    брюхоногих представляют собой
    пигментированные ямки, в которых
    кнаружи от пигментного слоя размещается
    сетчатка из фоторецепторов. Хрусталиков
    такие глаза не имеют, а полость
    ямки сообщается с внешней средой. У
    высших брюхоногих глаз представляет
    собой сферический пузырек, в котором
    находятся пигментный бокал, сетчатка,
    хрусталик и роговица. У части видов
    глаза находятся у основания щдупалец,
    но чаще глаза находятся на глазных
    стебельках. Отдельные фоторецепторы
    расположены на поверхности кожи.

    Статоцисты
    брюхоногих устроены вполне типичным
    для моллюсков образом, расположены
    они в ноге, вблизи от педального
    ганглия.

    Осфрадии
    характерны для переднежаберных,
    водных легочных моллюсков и некоторых
    заднежаберных. Осфрадии, как указывалось
    выше, тесно связаны с жабрами.
    Соответственно моллюски, имеющие один
    ктенидий, несут и один осфрадий. Для
    переднежаберных брюхоногих в целом
    характерно увеличение осфрадиев и
    усложенение их строения (они часто
    приобретает перистое строение).
    Переднежаберные брюхоногие — хищники
    и падальщики — могут с помощью
    осфрадия обнаруживать свою добычу
    на расстоянии нескольких метров. У
    части гастропод были обнаружены
    магниторецепторы.

    Большинство
    переднежаберных моллюсков являются
    раздельнополыми, а легочные и
    заднежаберные моллюски — гермафродиты.
    У всех брюхоногих сохранилась только
    правая гонада. Внутри гонады имеется
    полость — это вторичная полость
    тела. Функцию полового протока
    выполняет целомодукт. У раздельнополых
    гастропод с наружным оплодотвоерением
    половой проток устроен довольно
    просто. У гермафродитных видов
    половой проток сильно усложняется
    и образует разнообразные структуры,
    обеспечивающие оплодотворение. У
    видов с внутренним оплодотворением
    обычно имеется сложное половое
    поведение.

    studfiles.net

    16 Хар-ка класса Турбеллярии

    16. Общая характеристика
    класса турбеллярии. (
    Turbellaria)

    Свободноживущие морские
    или пресноводные, редко наземные ,черви,
    тело которых покрыто мерцательным
    эпителием. Клетки цилиндрические и
    несут по свободному краю реснички. Тело
    вытянуто в длину, листовидно или
    обыкновенно ,лишено придатков. Лишь у
    некоторых турбеллярий на переднем конце
    имеются небольшие щупальцевидные
    выросты. Величина от мм до нес-х см. Редко
    бесцветные, либо полностью белые, обычно
    окрашены в разные и яркие цвета. На
    покрове имеются многочисленные кожные
    железы, разбросанные по всей пов-ти тела
    , либо собраны в комплексы. Они могут
    лежать в самом эпителии или залегать в
    глубине тела. При раздражении животного
    они легко выбрасываются наружу, и
    разбухая в воде, покрывают животное
    слизью. Под эпителием находится базальная
    мембрана-продукт выделения оснований
    эпителиальных клеток- служит для предания
    формы тела и прикрепления мышц. Далее
    помещается сложная мышечная система
    ,состоящая из нескольких слоев гладких
    мышечных волокон. Наиболее поверхностно
    располагаются кольцевые мышцы, глубже
    – продольные, затем диагональные
    мышечные волокна, идущие в разных
    направлениях и перекрещивающиеся под
    углом. Вместе с эпителием мышцы образуют
    кожно-мускульный мешок. Кроме того им
    соответственны спинно-брюшные мышцы,
    при помощи которых животное может
    сплющивать тело в спинно-брюшном
    направлении.

    Движение с одной
    стороны осуществляется с помощью
    ресничек , с другой- при помощи сокращения
    кожно-мускульного мешка. Турбеллярии
    и ползают, и плавают.

    Пространство между
    органами заполнено паренхимой — рыхлое
    скопление соединительных клеток.

    Пищеварительная
    система.
    Состоит
    из передней и средней кишки, замыкающейся
    слепо. Рот служит для проглатывания
    пищи ,и для выброса непереваренных
    твёрдых остатков. Большинство – хищники.
    Рот на брюшной стороне тела, недалеко
    от переднего конца. Рот ведёт в
    эктодермальную глотку, которая переходит
    в среднюю кишку. У большинства турбеллярий
    рот открывается в глоточный карман, а
    не в глотку. Со дна кармана в его полость
    впадает мускульная глотка, которая
    может вытягиваться и высовываться через
    рот наружу, служа для захвата добычи. У
    мелких животных средняя кишка имеет
    вид простого мешка или слепо замкнутой
    трубки. У крупных форм — разветвлён. У
    многоветвистых глотка ведет в желудок,
    откуда во все стороны по краям тела
    отходят ветвящиеся каналы, слепо
    замкнутые на концах. У трёхветвистых
    от глотки отходят сразу три главных
    ветви кишечника. У турбеллярий большое
    место занимает внутриклеточное
    пищеварение. Частицы пищи, предварительно
    подвергаются обработке секретом
    глоточных желёз, поступают в кишечник
    и захватываются клетками кишечного
    эпителия, в которых формируются
    многочисленные пищеварительные органы.
    У некоторых животных кишка вообще
    отсутствует.

    Нервная система.
    Слагается из
    мозгового ганглия и отходящих от него
    нервных стволов. Концентрация нервных
    элементов у переднего конца тела,
    сопровождающийся формированием мозгового
    ганглия. От ганглия отходят стволы,
    состоящие из нервных волокон и рассеянных
    на их протяжении нервных клеток. У
    бескишечных нервная система представлена
    диффузным сплетением ,расположенных
    очень поверхностно и похоже на н/с
    кишечнополостных. Маленький мозговой
    ганглий иннервирует статоцист,
    расположенный на переднем конце тела.
    Совершенствование нервной системы:
    упорядочивание подкожного сплетения
    в результате чего обособляются нервные
    стволы и соединяющие их поперечные
    стволы; увеличение размеров и усиление
    роли мозгового ганглия; погружение
    нервной системы в толщу паренхимы; число
    продольных стволов дифференцируется
    из беспорядочного нервного сплетения.
    Все продольные стволы соединены
    поперечными перемычками, так что нервная
    система имеет вид правильной решётки.
    У многоветвистых турбеллярий далеко
    отодвинут от переднего конца. В связи
    с этим нервы, отходящие от ганглия
    различно расположены. У многоветвистых
    они в большом количестве, расходятся
    звёздообразно во все стороны, длина
    стволов увеличивается от передних к
    задним. Между соседними нервными стволами
    имеется система тонких перемычек,
    образующие сложное нервное сплетение.
    У трёхветвистых от мозга тоже идёт кзади
    несколько нервных стволов, но среди них
    особенно выделяется пара брюшных,
    которые толще всех остальных.

    Органы чувств.
    Хорошо развиты. Осязают всем телом,
    некоторые имеют щупальца на конце тела.
    Раздражения, поступающие из внешней
    среды, воспринимаются длинными
    неподвижными ресничками, рассеянные
    по телу. Они связаны с нервными клетками
    ,отростки которых подходят к мозговому
    ганглию. Такие органы чувств называются
    сенсиллами. У некоторых имеются органы
    чувств равновесия в виде замкнутых
    мешочков –статоцистов со слуховым
    камешком из углекислой извести внутри.
    Помещается над мозговым ганглием. Глаза
    имеются практически всегда. Может быть
    пара, располагающаяся непосредственно
    над мозгом или их несколько десятков ,
    окаймляющие края всей передней половины
    тела. Глаз обычно состоит из пигментного
    бокала, образованного оного или несколько
    пигментными клетками. В полость бокала
    вдаётся светочувствительная часть
    рецепторных клеток. От них отходят
    нервные волокна, которые затем соединяются
    в зрительный нерв и направляются к
    мозгу. Пигментный бокал обращён своей
    вогнутой стороной к поверхности тела.

    Органы дыхания.
    ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НЕТ.
    Кислород, растворённый в воде, поступает
    в тело червя путём диффузию через всю
    поверхность.

    Выделительная система.
    Представлена
    двумя или несколькими каналами, каждый
    из которых одним открывается наружу.
    От этих главных каналов в глубь тела
    отходят многочисленные побочные ветви;
    последние дают начало более тонким
    протокам. Самые концевые участки всей
    системы представляют собой очень тонкие
    канальцы ,проходящие внутриклеточно.
    От внутренней поверхности такой клетки
    в просвет канальца отходит пучок
    ресничек. Работа ресничек препятствует
    застою подлежащей удалению жидкости,
    которая дальше проходит по тонкому
    выделительному канальцу. Выделительные
    органы в виде ветвистых каналов,замкнутых
    на концах звёздчатыми клетками, называются
    протонефридиями.Звёздчатая часть клетки
    переходит в трубку, внутри которых
    расположен пучок ресничек мерцательного
    пламени. Начальный участок стенки трубки
    образован продольно расположенными
    плотными цитоплазматическими тяжами;
    тончайшие просветы между ними затянуты
    слизистой плёнкой. В этом участке
    проходит просачивание жидкости из
    окружающей паренхимы. Образуются за
    счёт энтодермы. Функциями являются :
    выделение жидкости из организма жидких
    продуктов обмена веществ, а также
    регуляция осмотического давления.

    Половая система. Эти
    черви являются гермафродитами со
    специальными образованиями выводных
    протоков, служащие для выведения половых
    клеток наружу. Мужская половая система
    состоит многочисленных мешочков,семенников,
    рассеянных по паренхиме. От семенников
    отходят семявыводящие каналы, которые
    с каждой стороны тела впадают в один
    продольный проток- семяпровод. Оба
    семяпровода, идущие по бокам глотки и
    позади неё, соединившись, образуют
    семяизвергательный канал, залегающий
    внутри мускулистого совокупительного
    органа( Penis)
    ,который впадает в половую клоаку;
    последняя открывается наружу отверстием,
    через которое совокупительный орган
    высовывается наружу. В половую клоаку
    впадают и женские половые протоки.

    Женская половая система
    или много мелких яичников, или их только
    2, или он вообще один. От яичников отходят
    2 канала яйцевода, направляющихся кзади
    и попутно принимающих тонкие протоки
    желточников. Позади глотки оба яйцевода
    соединяются в один канал – влагалище,
    который открывается в половую клоаку.
    Нередко в половую клоаку впадает ещё
    небольшой мешочек, называемый копулятивной
    сумкой, в которой при оплодотворении
    поступает семя другой особи. Каждая
    оплодотворённая яйцеклетка окружается
    группой желточных клеток и вместе с
    ними покрывается общей скорлупой. В
    результате образуются сложные яйца.

    Оплодотворение
    внутреннее, причём совокупательный
    орган одной особи вводится в половую
    клоаку другой, функционирующий в данный
    момент как самка.

    Размножение и развитие.
    В большинстве
    размножение только половое. Обычно яйца
    испытывают полное, но не равномерное
    дробление. Бластомеры яйца ещё до
    образования гаструлы дифференцированы
    на микромеры, из которых затем получается
    эктодерма, и на 4 макронема, дающих начала
    эндодерме и мезодерме. У морских из
    яйца выходит миллюровская личинка. Тело
    личинки яйцевидно, а не сплющено в
    спинно-брюшном направлении, кишечник
    не разветвлённый, в виде простого мешка.
    Вокруг середины тела присутствует
    венчик из 8 длинных лопастей, по свободному
    краю которых проходит пояс сильно
    развитых ресничек. Личинка ведёт свободно
    плавающий планктонный образ жизни.
    Некоторые турбеллярии способны к
    бесполому размножению посредством
    повторного поперечного деления.

    studfiles.net

    15. Общая хар-ка типа моллюсков.

    Моллюски
    — крупный по числу видов (130 тыс.) тип
    животных. Обитают они преимущественно
    в морях (мидии, устрицы, кальмары,
    осьминоги), пресных водоемах (беззубки,
    прудовики, живородки), реже — во влажной
    наземной среде (виноградная улитка,
    слизни). Размеры тела взрослых моллюсков
    разных видов значительно различаются
    — от нескольких миллиметров до 20 м.
    Большинство из них — малоподвижные
    животные, некоторые ведут прикрепленный
    образ жизни (мидии, устрицы), и только
    головоногие моллюски способны быстро
    передвигаться реактивным способом.

    Основные
    характерные черты строения моллюсков
    сле
    дующие:

    1. Тело
      лишено сегментации, имеет двустороннюю
      симметрию (двустворчатые и головоногие)
      или асимметричное (брюхоногие). Отделами
      тела являются голова с
      расположенными на ней глазами и 1-2
      парами щупалец, туловище, в
      котором расположено большинство
      внутренних органов, и нога —
      мускулистая брюшная часть тела, служащая
      для передвижения. У двустворчатых
      моллюсков голова редуцирована.

    2. Тело
      моллюсков заключено праковину, защищающую
      животное и дающую опору для прикрепления
      мышц. Наружный слой раковины роговой,
      средний (фарфоровый) и внутренний
      (перламутровый) — известковые. У
      брюхоногих моллюсков раковина цельная
      в виде колпачка или спирально завитой
      башенки. У двустворчатых она состоит
      из двух створок, соединенныхэластичной
      связкой, зубцами «замка» и
      мускулами-замыкателями.
       Большинство
      головоногих моллюсков раковину утратили.

    3. Туловище
      моллюсков покрыто кожной складкой
      мантией, эпителий
      которой выделяет вещество раковины.
      Между мантией и телом образуется мантийная
      полость,
       в
      которой располагаются жабры, некоторые
      органы чувств, анальное отверстие,
      отверстие выделительных органов.

    4. Полость
      тела вторичная
      (целом),
       однако
      сильно редуцированная и сохранившаяся
      лишь в виде околосердечной полости и
      полостей половых желез. Остальное
      пространство между внутренними органами
      заполнено рыхлой тканью —паренхимой.

    5. Пищеварительная
      система состоит из трех отделов:
      передней, средней и задней кишки. У
      большинства моллюсков (кроме двустворчатых)
      в глотке развит мускулистый язычок,
      покрытый роговой пластинкой с
      многочисленными зубчиками — теркой.Ею
      они активно захватывают и измельчают
      растительную и животную пищу. В глотку
      открываются протоки слюнных
      желез,
       а
      в желудок — проток особой пищеварительной
      железы —печени. Двустворчатые
      питаются пассивно, отфильтровывая
      через жабры пищевую взвесь (водоросли,
      бактерии, детрит), поступающую в мантийную
      полость с водой через вводной сифон.

    6. Кровеносная
      система незамкнутая и
      состоит из сердца и сосудов. Сердце
      имеет желудочек и 1 -2 (реже 4) предсердия.
      Помимо сосудов часть пути кровь проходит
      в щелевидных полостях между органами.

    7. Органы
      дыхания у водных моллюсков — жабры, у
      наземных —легкое, представляющее
      собой участок мантийной полости. В
      стенке легкого имеется густая сеть
      кровеносных сосудов, через которые
      осуществляется газообмен. Легкое
      открывается наружу дыхательным
      отверстием —дыхальцем.

    8. Выделительная
      система представлена 1-2 почками. Они
      являются видоизмененными метанефридиями.
      Воронка почки открывается в околосердечную
      сумку, а выделительное отверстие — в
      мантийную полость.

    9. Нервная
      система разбросанно-узлового
      типа:
       пять
      пар крупных ганглиев расположены в
      жизненно важных органах (голове, ноге,
      мантии, органах дыхания и внутренностном
      мешке) и соединены между собой нервными
      стволами. Из органов чувств наиболее
      развиты органы химического чувства,
      осязания, равновесия, а у подвижных
      хищников — зрения.

    10. Размножение
      происходит половым способом. Большинство
      моллюсков — раздельнополые животные,
      реже — гермафродиты (легочные брюхоногие
      моллюски). У раздельнополых моллюсков
      оплодотворение наружное, у гермафродитных
      — внутреннее, перекрестное. У пресноводных
      и наземных легочных, а также головоногих
      моллюсков развитие прямое, у морских
      двустворчатых и брюхоногих моллюсков
      — с неполным метаморфозом, т. е. с
      планктонной личиночной стадией,
      способствующей их расселению.

    16.
    Хар-ка класса двустворчатых моллюсков
    .

    Включает
    ок. 20 тыс. видов, широко распространённых
    в Мировом океане, а также в пресных
    водоёмах (напр., беззубка).
    Двустворчатые моллюски – донные
    малоподвижные животные, населяющие
    морские и пресные воды. Их
    двусторонне-симметричное, сжатое с
    боков тело состоит из туловища и ноги
    (головы нет) и целиком заключено в
    известковую раковину. Она имеет две
    симметричные створки (отсюда название)
    дл. от нескольких миллиметров до 1,4 м.
    Снаружи раковина покрыта роговым слоем,
    изнутри нередко выстлана слоем перламутра.
    Створки раковины соединены спинными
    краями, замыкаются с помощью двух мышц,
    проходящих в теле моллюска от одной
    створки к другой. Когда мышцы расслаблены,
    створки раздвигаются, когда сжаты –
    закрываются. Внутри раковины находится
    собственно тело моллюска, покрытое
    мантией, которая свободно свешивается
    с боков в виде двух больших складок. Под
    мантией с каждой стороны находятся по
    2 жабры, между которыми расположена
    нога. При помощи ноги моллюски медленно
    (20–30 км/ч) ползают по дну. В случае
    опасности втягивают ногу и захлопывают
    раковину. Если между мантией и створкой
    раковины попадает инородная частица
    (напр., песчинка), она обволакивается
    перламутром и превращается в жемчужину.
    Главные поставщики жемчуга –
    морские жемчужницы,
    живущие на мелководьях в тропических
    морях. Их промышляют и разводят для
    получения жемчуга. Искусственно
    разводят гребешков,
    а также мидий и устриц,
    которые образуют большие скопления (т.
    н. банки) и используются в пищу. 

    Питаются
    двустворчатые моллюски путём
    отфильтровывания из проходящей через
    мантийную полость воды мелких организмов
    и органических частиц. Вода поступает
    и выводится наружу через сифоны (отверстия
    в задней части мантии между правой и
    левой складками).

    studfiles.net