Характеристика детей: Характеристика детей дошкольного возраста

ГБДОУ Детский сад № 44

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 44 Кировского района Санкт-Петербурга

Понедельник, 20.03.2023, 13:07

Приветствую Вас, Гость

Психолого-педагогическая характеристика детей

с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остаётся актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим  является значительной отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.

 Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют ети с II и III уровнями речевого развития.

II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов,  действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений,  союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказать о семье. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы.

Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Навыками словообразования они практически не владеют.  Отмечаются грубые ошибки  в употреблении ряда грамматических конструкций. Трудности дети испытывают при использовании предложных конструкций. При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление  слогов, выпадение звуков.

Более высокий  III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в помощи родителей, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение затруднительно и ограничено знакомыми ситуациями.

Фонематическое недоразвитие у детей проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков. Диагностическим показателем этого уровня развития является нарушение звуко-слоговой структуры. На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Активный словарь  –  беден. В словаре мало обобщающих понятий, редко используются антонимы,  практически отсутствуют синонимы. Ограниченный лексический запас,  многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий. Рассказ-описание мало доступен для них:  они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.

Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические  особенности мышления.

У детей с ОНР наблюдается особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук. Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие.

Несмотря на отдельные отклонения от возрастных норм, речь детей обеспечивает коммуникативную функцию. У них более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что, в итоге позволяет при ранней логопедической помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

 

Учитель-логопед

Тимофеева Н.В.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин­теллекте (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошколь­ников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р. Е.Левина).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого раз­вития, отражающие состояние всех компонентов языковой сис­темы у детей с общим недоразвитием речи (Т. Б.Филичева).

При первом уровне речевого развития речевые средства ре­бенка ограничены, активный словарь практически не сформи­рован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мими­кой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названийпредметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.

Практи­чески отсутствует понимание категории числа существитель­ных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие нахо­дится в зачаточном состоянии. Ограничена способность вос­приятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития рече­вая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лек­сики. Возможно использование местоимений, союзов и иног­да простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ре­бенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грам­матических конструкций, отсутствует согласование прилага­тельных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром.

От­мечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фо­нетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличи­ем развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отме­чаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с умень­шительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять пред­логи, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифферен­цированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суф­фиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Т. Б.Филичева) ха­рактеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная диффе­ренциация звуков [т—т’—с—с’—ц], [р—р’—л—л’—j] и т.д. Ха­рактерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности».

Остают­ся стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единично­сти, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую труд­ность для этой категории детей представляют сложные пред­ложения с разными придаточными. Л.С. Волкова отмечает у детей с общим недоразвитием речи стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребёнка (Л.С. Выготский). Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина отмечают, что у детей с ОНР страдает не только речевая, но и связанные с ней высшие психические функции (внимание, восприятие различной модальности, зрительно-пространственные представления, оптико-моторные координации, память и мышление), недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук.

Т.Б. Филичева также отмечает, что при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков.

Нередки у детей с общим недоразвитием речи и личностные проблемы: сниженная самооценка, коммуникативные нарушения, тревожность, агрессивность.

По мнению Г.В. Чиркиной у детей нестабильное и иссякающее внимание, слабо сформированное произвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной.

Р. Е. Левина, Г.А. Каше, Т. А. Ткаченко, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Волкова отмечают, что при ОНР фонетические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие фонематической стороны речи.

Е.Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская, Л. В. Мелехова отмечает у детей с ОНР неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю истощаемость, недостатки произношения устранялись только в результате артикуляционной гимнастики и выработки правильного артикуляционного уклада того или иного звука. Автоматизация звуков крайне затруднена.

В педагогическом плане дошкольников с ОНР Г.В. Чиркина характеризует следующим образом: «поведение у детей может быть нестабильным, с частой сменой настроения. На занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени. Возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трёх-, четырёхступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения». Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической, связного высказывания).

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва у детей с ОНР отмечают отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

10 Характеристики младенцев и детей ясельного возраста

Инструмент государственных и местных данных для информирования политики и действий

Понимание характеристик младенцев и детей ясельного возраста в наших штатах и ​​сообществах является важным первым шагом для поддержки развития детей в самые критические годы. Предоставление более подробной и всесторонней информации о маленьких детях, живущих в различных сообществах, может помочь заинтересованным сторонам более стратегически развивать и нацеливать ключевые услуги, такие как уход за детьми, посещения на дому или другие услуги для маленьких детей. Например, знание того, сколько детей младшего возраста проживает в семьях с низким доходом и какую долю приходится на долю родителей, работающих полный рабочий день, может помочь штатам и населенным пунктам адаптировать инвестиции и услуги по уходу за детьми для охвата тех семей, которые больше всего нуждаются в помощи.

Наш интерактивный инструмент показывает 10 важных характеристик детей в возрасте от рождения до 2 лет. Он отображает характеристики в зависимости от того, имеют ли их семьи низкий доход, имеют ли их родители образование после окончания средней школы или являются ли их родители иммигрантами. Пожалуйста, посетите 10 Характеристики детей дошкольного возраста , чтобы изучить аналогичные характеристики детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Загрузка…

Инструмент государственных и локальных данных для информирования политики и действий

Понимание особенностей младенцев и детей ясельного возраста в наших штатах и ​​сообществах является важным первым шагом для поддержки развития детей в самые критические годы их жизни. Предоставление более подробной и всесторонней информации о маленьких детях, живущих в различных сообществах, может помочь заинтересованным сторонам более стратегически развивать и нацеливать ключевые услуги, такие как уход за детьми, посещения на дому или другие услуги для маленьких детей. Например, знание того, сколько детей младшего возраста проживает в семьях с низким доходом и какую долю приходится на долю родителей, работающих полный рабочий день, может помочь штатам и населенным пунктам адаптировать инвестиции и услуги по уходу за детьми для охвата тех семей, которые больше всего нуждаются в помощи.

Наш интерактивный инструмент показывает 10 важных характеристик детей в возрасте от рождения до 2 лет. Он отображает характеристики в зависимости от того, имеют ли их семьи низкий доход, имеют ли их родители образование после окончания средней школы или являются ли их родители иммигрантами. Пожалуйста, посетите 10 Характеристики детей дошкольного возраста , чтобы изучить аналогичные характеристики детей в возрасте от 3 до 5 лет.

  • Карта
  • Информационный бюллетень
1 Выберите категорию