Характеристика детей: Характеристика детей дошкольного возраста

Содержание

Характеристика детей дошкольного возраста

Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы

База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны

Содержание статьи

1. Общая характеристика периода дошкольного детства

2. Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Общая характеристика периода дошкольного детства

Определение 1

Дошкольный возраст – это этап психического развития ребенка, который протекает в возрастном диапазоне от 3-х до 7-ми лет.

Дошкольный возраст принято подразделять на три периода:

  • Младший дошкольный возраст – от 3-х до 4-х лет.
  • Средний дошкольный возраст – от 4-х до 5-ти лет.
  • Старший дошкольный возраст – от 5-ти до 7-ми лет.

Основной особенность период дошкольного детства является то, что ребенок очень активно познает окружающий мир, овладевает различными знаниями, умения и навыками, расширяет и обогащает свой жизненный опыт.

Главным стремлением ребенка является как можно скорее войти (включиться) во взрослую жизнь и быть самостоятельными. Однако это ему еще не доступно. Именно из этого противоречия зарождается сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок дошкольного возраста, может почувствовать себя взрослым, «примерить» на себе определенную профессию или социальную роль.

Замечание 1

На протяжении всего периода дошкольного детства организм ребенка очень активно растет и развивается, совершенствуется нервная система и процессы высшей нервной деятельности. В этой связи очень важно гармоничное развитие физических и психических процессов.

Основные характеристики развития ребенка дошкольного возраста:

  1. Высокий уровень познавательной деятельности.
  2. Память и внимание непосредственны и ситуативны. Несмотря на то, что память ребенка дошкольного возраста имеет непроизвольный характер, он способен запоминать те события и предметы, которые вызывают у него сильный эмоциональный всплеск. Внимание так же непроизвольно, ребенку сложно сосредоточится на одном предмете, но к концу дошкольного возраста дети уже способны управлять своим внимание, что говорит о готовности обучаться в школе.
  3. Поведение ситуативно, но к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже способен им управлять, вырабатываются навыки саморегуляции.
  4. Речь дошкольника играет ключевую роль в его развитии, и в процессе познания окружающего мира. Посредством речи дети дошкольного возраста овладевают различными видами деятельности, устанавливают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
  5. Процесс обучения детей дошкольного возраста основан на процессах наглядного мышления и чувственного познания.
  6. Основной тип мышления – наглядно-образное мышление.

Психология дошкольного возраста изучает основные виды деятельности в дошкольном возрасте, среди которых:

  • Игра – является ведущим видом деятельности ребенка, она позволяет ему развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, осваивать коммуникативные навыки и т.д. Игра используется не только как вид свободной деятельности ребенка, но и она может быть организованной, то есть целенаправленной. Кроме того, игра активно используется с целью обучения детей дошкольного возраста.
  • Изобразительная деятельность – позволяет ребенку развиваться творчески, совершенствует его умения и навыки, а полученные продукты деятельности, наглядно показывают результаты работы, что делает данный вид деятельности более привлекательным для дошкольников.
  • Трудовая деятельность
    – активизирует у детей дошкольного возраста процессы развития личности и силы воли. В ходе трудовой деятельности ребенок имеет возможность получить свои первые представления о нормах поведения в обществе, нравственности и значимости труда. Овладевая трудовыми навыками, ребенок учится не только обслуживать себя, приносить своим трудом пользу для окружающих, но и ценить свой труд и труд других людей.

Замечание 2

Особое значение для ребенка дошкольного возраста имеет посещение детского сада. Это связано с тем, что именно в детском саду дети впервые получают навык социального взаимодействия со сверстниками, учатся жить в группе (коллективе).

Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – это ключевые направления в дошкольной педагогике и психологии.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей:

  1. Процесс усвоения новых знаний, умений и навыков происходит в форме игры, либо с использованием иных методов предметной деятельности, привлекательной для детей. В случае, если процесс обучения становится монотонным (например, в виде лекции, монолога или школьного урока), то дети не способные еще управлять своим вниманием и поведением, попросту не смогут усвоить преподносимый им материл.
  2. Развитие мыслительных процессов, психических функций и воображения осуществляется посредством организованных занятий по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, моделированию и т.д.
  3. Одной из характерных особенностей творческих занятий является то, что они могут успешно компенсировать и заменять друг друга. Это позволяет выбрать тот вид деятельности, который больше всего интересен ребенку. Например, если ребенку больше всего нравится лепить из пластилина, то занятия лепкой могут составлять до 80% его творческой деятельности. Остальные виды деятельности не стоит игнорировать, они также должны присутствовать в развитии ребенка, но приоритетным все-таки будет лепка.

Замечание 3

Основная задача воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста – это подготовка к школьному обучению.

Процесс подготовки ребенка дошкольного возраста к учебной деятельности включает в себя совершенствование таких способностей как:

  • выполнение заданий по образцу;
  • ориентировка на заданный метод действий;
  • выработка мелко моторики и др.

Благодаря этому дальнейшие познавательные психические процессы происходят в произвольном порядке и быстрее откладываются в памяти, что является возрастной особенностью детей дошкольного возраста.

Ребёнок узнаёт о существовании такого заведения, как школа.

К концу дошкольного периода нужно как-то заинтересовать ребёнка поступлением его в школу. Ребёнок должен иметь базовый уровень знаний для поступления в школу. Доказано, что дети, прошедшие детский сад, более спокойно переживают поступление в школу и новую среду сверстников.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 11.09.2022

Выполнение любых типов работ по психологии

Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста.

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста.

Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными. В результате такого “высвобождения” ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «Что это?» – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: «Что с этим можно делать?» (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин). Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.

Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию – к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно перцептивному ориентированию.

Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое “примеривание”, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение “примериванием” и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на “сигнальном” уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т. е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем – по отношению к цвету (Л.А. Венгер, В.С. Мухина).

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10–20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойств предметов.

Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Педагог-психолог: Лаврентьева Татьяна Егоровна.

Используемая литература: Е.А.Стребелева. Ранняя диагностика умственного развития.

1. Общая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью.

Дошкольный возраст — это период становления у ребенка действий, которые осуществляются уже не только во внешнем, наглядно-практическом, но и во внутреннем, умственном плане. Это связано с существенными изменениями, происходящими в структуре восприятия на рубеже раннего и дошкольного возраста. У детей с интеллектуальной недостаточностью грубое сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой», результативной пробой.

В дошкольном возрасте без специального обучения у них практически отсутствуют зрительные формы ориентировки в задании. Это отрицательно отражается на характере предметных, предметно-игровых действий, чаще всего подменяемых манипулированием, на овладении изобразительной деятельностью, на развитии математических представлений и т. д.

Восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Все это затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет ребенку осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. п.

Экспериментальные исследования У. В. Ульенковой показали, что целенаправленная коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений позволяет развить у детей представления о форме, величине, количественных отношениях, а также научить их словесному обозначению этих абстракций.

Исследования в области специальной психологии вскрыли особенности взаимодействия представлений с образами воспринимаемых объектов и между

6

собой. Эти особенности, по словам, Ж. И. Шиф, заключаются в схематичном и неконкретном решении детьми с интеллектуальной недостаточностью задач, требующих наглядно-образного мышления. Б. И. Пинский в этой связи отмечает нарушение целенаправленности деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием, которое выражается в том, что дети, как правило, приступают к выполнению задания без должной предварительной ориентировки в нем, без активной мыслительной работы «над планом». При возникновении затруднений они «уходят» в сторону от первоначально поставленной цели, производя действия, далекие от необходимых. Нарушения и своеобразие сенсорного отражения действительности детьми с интеллектуальным недоразвитием оказываются связанными со сложными формами как практической, так и умственной деятельности. Обедненный чувственный опыт, который находит отражение в представлениях детей данной категории, недостаточен для формирования высших психических функций. В этой связи проблема формирования у них точных и обобщенных представлений приобретает первостепенное значение.

Дети с интеллектуальной недостаточностью проявляют выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития: на фоне общей эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной

отзывчивости, способности к эмоциональному «заражению», подражанию, слабая реакция на «новизну». Такой ребенок плохо взаимодействует со сверстниками, поэтому овладение межличностным взаимодействием, кооперативными умениями, партнерскими отношениями, особенно в сложном процессе формирования элементарных математических представлений, происходит медленно, с большим трудом. Дети с интеллектуальной недостаточностью живут рядом, но не вместе. Все вопросы решаются с помощью взрослого. Своеобразие мыслительной деятельности таких детей влияет на формирование элементарных математических представлений и

7

логических структур, являющихся базовой основой последующего обучения математике в школах 7-го и 8-го вида.

Дети часто путают причину и следствие, меняют их местами, подменяют подлинные причинные связи случайной близостью в пространстве или во времени. У них нет представления о цепи причин и следствий, которая существует в действительности. Они не умеют находить причину и следствие, например в тексте, задаче, хотя часто достаточно хорошо пользуются знаниями причинной связи явлений. Значительное затруднение вызывает у них понимание условия и удержание в памяти словесного задания.

Таким образом, развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников. Формирование элементарных математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т. д.

8

10 Характеристики младенцев и детей ясельного возраста

Инструмент государственных и местных данных для информирования политики и действий

Понимание характеристик младенцев и детей ясельного возраста в наших штатах и ​​сообществах является важным первым шагом для поддержки развития детей в самые критические годы. Предоставление более подробной и всеобъемлющей информации о маленьких детях, живущих в различных сообществах, может помочь заинтересованным сторонам более стратегически развивать и нацеливать ключевые услуги, такие как уход за детьми, посещение на дому или другие услуги для маленьких детей. Например, знание того, сколько детей младшего возраста проживает в семьях с низким доходом и какая доля приходится на долю родителей, работающих полный рабочий день, может помочь штатам и населенным пунктам адаптировать инвестиции и услуги по уходу за детьми, чтобы охватить те семьи, которые больше всего нуждаются в помощи.

Наш интерактивный инструмент показывает 10 важных характеристик детей в возрасте от рождения до 2 лет. Он отображает характеристики в зависимости от того, имеют ли их семьи низкий доход, имеют ли их родители образование после окончания средней школы или являются ли их родители иммигрантами. Пожалуйста, посетите 10 Характеристики детей дошкольного возраста , чтобы изучить аналогичные характеристики детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Загрузка…

Инструмент государственных и локальных данных для информирования политики и действий

Понимание особенностей младенцев и детей ясельного возраста в наших штатах и ​​сообществах является важным первым шагом для поддержки развития детей в самые критические годы их жизни. Предоставление более подробной и всеобъемлющей информации о маленьких детях, живущих в различных сообществах, может помочь заинтересованным сторонам более стратегически развивать и нацеливать ключевые услуги, такие как уход за детьми, посещение на дому или другие услуги для маленьких детей. Например, знание того, сколько детей младшего возраста проживает в семьях с низким доходом и какая доля приходится на долю родителей, работающих полный рабочий день, может помочь штатам и населенным пунктам адаптировать инвестиции и услуги по уходу за детьми, чтобы охватить те семьи, которые больше всего нуждаются в помощи.

Наш интерактивный инструмент показывает 10 важных характеристик детей в возрасте от рождения до 2 лет. Он отображает характеристики в зависимости от того, имеют ли их семьи низкий доход, имеют ли их родители образование после окончания средней школы или являются ли их родители иммигрантами. Пожалуйста, посетите 10 Характеристики детей дошкольного возраста , чтобы изучить аналогичные характеристики детей в возрасте от 3 до 5 лет.

  • Карта
  • Информационный бюллетень
1 Выберите категорию