Характеристика на агрессивного ученика: Характеристика на агрессивного мальчика

Содержание

1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Пространственно–временные представления: исследование и формирование у детей с задержкой психического развития

Игра – как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей с задержкой психического развития

Глава II. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики детей с задержкой психического развития

Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Только с середины прошлого века так называемую «леность» и «тупость»…

Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников…

Исследование эффективности методов работы в условиях инклюзивного учебного заведения

1.2 Психолого-педагогическая оценка детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Учитывая то, что в отечественной коррекционной педагогике термин «задержка психического развития» является сугубо психолого-педагогическим и очерчивает отставание в развитии психической деятельности ребенка…

История коррекционной педагогики

Педагогическая характеристика ученика с задержкой психического развития

Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные по начертанию буквы, цифры, слова, а похожие предметы воспринимаются ими как одинаковые. Это затрудняет освоение геометрического материала, работу на уроках изобразительного искусства…

Коррекционная работа по устранению дислексии у детей с трудностями в обучении

1.3 Клинико — психолого — педагогическая характеристика детей с ЗПР

Особенностью задержки психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. ..

Коррекция специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития

1.1 Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития

Специальное комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития развернулась в отечественной науке в 60 — 70 гг. 20-го века. Но, интерес к стойко неуспевающим детям возник гораздо раньше. Так…

Методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития

1.1 Понятие и психолого-педагогическая характеристика детей 7-8 лет с задержкой психического развития

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в обучении, в адаптации и социальном окружении (Н.Л. Литош, 2002)…

Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре

Глава I Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

. ..

Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития вебрально-коммуникационными методами

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией…

Развитие логического мышления у детей с задержкой психического развития

2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

В отечественной специальной психологии задержки психического развития рассматриваются с позиции дизонтогенеза, что находит свое отражение в самом термине «задержка психического развития» (М.С. Певзнер 1960, 1972; В.И. Лубовский, 1972; В.В. Лебединский…

Развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта методами арт-терапии

1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития…

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.1 Основные виды нарушения развития и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время наиболее актуальной проблемой является теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии…

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

1.2 Особенности развития детей с умственной отсталостью: клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дети с нарушением интеллекта называются умственно отсталыми. Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических…

Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения…

Характеристика возможностей использования пересказа в процессе развития речи у младших школьников с задержкой психического развития

2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Систематическое психологическое изучение детей с задержкой, психического развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Т.А…

Психокоррекционная работа по вопросам агрессивности младших школьников

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ВОПРОСАМ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Особенности консультирования младших школьников

Консультирование младших школьников имеет свою специфику. В работес младшим школьником полезно придерживаться ряда общих правил.

После знакомства психолог должен дать возможность школьнику освоиться.

В ходе обследования у многих детей, повышается тревожность, он делается менее откровенным, если психолог по ходу беседы делает записи. Поэтому результаты беседы приходится записывать после обследования.

Манера поведения психолога, его тон, жесты очень сильно влияют на самоощущениеи поведение школьника в процессе обследования. Необходимо выработать демократичный стиль общения.

В ходе диагностической беседы обычно применяется тактика расспроса в сочетаниис методом активного слушания. В некоторых случаях, когда, например, младший школьник растерян, потому что не знает, что надо говорить психологу, акцент делается на расспросе (иначе ребенок будет просто молчать). В других случаях расспрос используется в минимальной степени либо вовсе не применяется.

Приступая к работес детьми, психолог с самого начала должен согласовать с администрациейи родителями случаи, когда он не будет обследовать детей. К ним относятся: отказы контактировать с психологом; нежелание родителей подвергать своих детей психологическому обследованию; запреты родителей рассказывать психологу что-либоо своей семье; такие нарушения поведения ребенка, при которых необходимо проконсультировать его у психоневролога,на что родители не дают согласия.

контакт как со взрослыми, так и со сверстникамив силу стеснительности и пассивности.

Ключевые элементы разработанной нами консультативной методики мы представилив таблице 4, в которой первый столбик будет связан с психологическими проблемами и консультативными гипотезами, второй отражает методы оказания воздействия.

Психологическая проблема:

Методы оказания воздействия.
1. Агрессивность ребёнка обусловлена семейными факторами. 1. Методика «Каракули»:Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможенийи агрессии.

2. «Картина мира»:

Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.

а) дефицит внимания по отношению к ребёнку. 3. «Соломенная башня»:Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родителии ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей (консультанта).

4. «Портрет твоей семьи»:

Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим.

б) Антисоциальное поведение родителей (агрессия по отношению друг к другу, ребёнку и окружающим).в) Стиль семейного воспитания

(культ агрессии).

5.Методика «Рисование истории»:Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом (ребёнком), а так же осознание альтернативных чувств (иные, нежели агрессия) и способов поведения в разных жизненных ситуациях.
2. Агрессивность ребёнка обусловлена школьной дезадаптацией.

а) тревожность, неуверенность в себе.

б) психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками.

Тренинг «Страна понимания»:Цель: Развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного (агрессивного) поведения. Данные упражнения проводятся с 5 −6 детьми. Данный курс после четвёртого упражнения делится по специфике дезадаптации – для тревожных детей и для детей с психологической несовместимостью с классом.
3. Агрессивность ребёнка обусловлена низкими интеллектуальными способностями. 1. Методика «Наши чувства». Цель: Ознакомить детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением. Посредством отрегаирования негативного опыта, мы учимих справлятьсяс агрессией.
4. Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия. 1. Методика «Маленький секрет»: Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

2. «Мои эмоции»: Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.

3. «Театр из пластилина»: Цель: выход агрессии, спровоцированный на куколиз пластилина

5. Агрессия обусловлена половой принадлежностью 1. Курс общей работы с мальчикамии девочками, направленный на снижение агрессии посредствам привития норм поведения принятых в современном обществе.

Вот конкретные примеры работы с младшими школьниками относительно каждой консультативной гипотезы.

1. Волгирев Витя. В семье есть оба родителя.

Диагностика выявила агрессивность ребёнка, связанную с семейными факторами. Дефицит внимания по отношению к ребёнку,а так же агрессия родителей по отношению друг к другу. Мальчик в методике «рисунок семьи» нарисовал как бы два сюжета, это выяснилось после беседы с нимо его рисунке. С одной стороны, он как бы отдельно от своей семьи играет с машинками, загородившись от родителей которые о чём-то говорят. На вопросо чём они говорят, мальчик ответил, что папа громко кричит, а он, что быне слышать, ставит стулья, они похожи на длинную дорогу, по которой могут ездить его машинки.

Так же нами было выяснено из беседыс учителем, что Витя часто и в классе, если ему что-тоне нравится, старается как-тоот всех отвернуться и играть самостоятельно, если ему начинают мешать, например, отнимают игрушку, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет руку), когда класс идёт в столовую всегда стремится пойти за рукус учителем,и есликто-то препятствует этому, он обязательно отпихнёт, постарается завладеть рукой.

В консультативной работе с Витеймы проводили следующие методики:

Методика «Каракули»; Соломенная башня; Портрет твоей семьи; Методика «Рисование истории».

Методика «Каракули» помогла нам наладить с мальчиком контакт и создать доброжелательную, не принуждённую атмосферу. Мальчику было дано домашнее задание, которое он выполнили принёск следующей встрече. Оно помогло нам более открыто поговорить о том, что изображено и почемуон нарисовал именно этот рисунок. Для наглядности опишем наши не вербальные наблюдения: На первой консультативной встрече ребёнок был замкнут, он сидел боком, слегка насупившись, и отнёссяк заданию без особого энтузиазма. Но в процессе нам удалось его заинтересовать тем, что нужно что-то увидеть важное в каракулях,какое-нибудь изображение, совместный поиск помог достичь заинтересованности, а совместная деятельность и моя помощь помогла добиться некоторого доверия со стороны мальчика. Задание на домон воспринял благожелательно и пообещал обязательно его выполнить. К концу занятия у Вити слегка изменилось поведение, его поза была более открытой, а хмурый вид сменился на положительное восприятие действительности.

Методика «Соломенная башня» выполнялась Витей в местес родителями.Они были приглашены на сессию,и сними, предварительно была проведена консультация для увеличения сведений о жизнии индивидуальных чертах мальчика. После этого нами была предложена методика совместной работы семьи. По её окончаниимы отметили следующие важные моменты:

— В семье лидирующую и управляющую функцию выполняет отец мальчика.

— Именно он организовывал процесс совместной работы, пользуясь приказным тоном, не требующим возражения.

— Если кто-тоиз членов семьи пытался предложить свои варианты, он выказывал признаки агрессии (игнорировал, возражал, говорил, повышая голос).

— Семья достигла конечной цели, построив нечто похожее на башню, однако атмосфера была не очень приятной, без удовлетворения результатом и отсутствия положительных эмоций и чувств. У мальчика ощущалось некоторая подавленность.

После этой сессии, на следующую консультацию мальчик приходил самостоятельно. С ним проводилась методика «Портрет твоей семьи».

Мы вместе с ребёнком проигрывали травмирующие моменты взаимоотношений между родителями и им самим (методика «Портрет твоей семьи»). Данная методика включала в себе4 занятия,в которых мальчику удалось проиграть жёсткость и категоричность своего отца, а так же понять, что ожидаемое внимание от отца можно заменить заботой о нём его мамы, т. к. она очень старается, что бы ему было хорошо и оченьлюбит его.

По окончанию этих занятий мы провели консультацию с мамой Вити. У нас было с ней около трёх встреч. Мы постарались проанализировать причины замкнутости и «отгораживания» ребёнка от семьи, его взаимоотношения с папой.А так жеи то, что можно реально попробовать изменить и сделать,что бы мальчик наименьшим способом испытывал не вниманиек немусо стороны отца, подвергался давлению с его стороны и по возможности меньше присутствовал при ссорах родителей. Обсуждался вред всех этих факторов на нормальное развитие мальчика и его трудности из-за них.

На последних двух встречах с Витей,мы провели методику «рисование истории», где мальчик самостоятельно смог изобразить разные концы одной и той же истории, которую он придумал, тем самым, поняв возможность альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

2. Второй рассматриваемый нами случай относится к школьной дезадаптации, вызванной психологической несовместимостью с классом и не развитостью навыков общения.

Катя Р. 7,5 лет. Воспитывает одна мама.

Диагностика осуществлялась посредством методики «несуществующее животное», методом наблюдения в ходе игры и «социометрии». Последний тест показал наименьшее количество выборов Кати в классе.Наши личные наблюдения и беседас учителем подтверждают результаты тестов. Девочка мало общается со сверстниками, бывает погружена в себя, задумчива. В игре вела себя достаточно агрессивно, толкала детей, кричала, когда вышла из игрыи даже начала плакать, потом надулась и просиделадо конца соревнований одна в углу. Некоторые ребята пытались её утешить,но она только «отбрыкивалась».

Вместе с другими тремя детьми, отобранных из соседних классов для данного курса, прошла тренинг «Страна понимания». По началуу девочки возникали трудности в приобретении умения слушать и слышать других.

А так жев осмыслении своих поступков и некотором анализе того, что же она делала не так по отношению к другим детям.

Так же при беседе с мамой Кати, мы выяснили, что она мало бывает с девочкой,и онив основном общаются по поводу того, что ей и когда нужно сделать. Катя высказала сожаление, что не всегда, получается поговорить с ребёнкомо его трудностях в школеи что она мало интересуется, с кем ребёнок дружит.

Поэтому мы постарались при проведении упражнений, направленных на развитие способности делиться своими переживаниями, уделить Кате особенное внимание. У других трёх ребят наблюдалась повышенная тревожность и неуверенностьв себе, низкая самооценка. При проведении тренинга мы старались уделять несколько большее внимание тому ребёнку, у которого была та или иная проблема, а проводимое упражнение соответствовало её решению. Например, у Васи С. заниженная самооценка, Упражнение «кораблик» нацелено на её повышение, соответственно Вася был главным героем и в самом начале и после того, как и все дети его проделали, то есть в конце.

После прохождения курса мы через месяц провели диагностику, воспользовавшись социометрической методикой. По её результатаммы заметили, что выборы относительно Маши несколько увеличились, она стала более открытой, подвижной и интересующейся тем, что её окружаетс позитивной позиции.

Маме Маши были даны рекомендации постараться устроить её в

какой-нибудь детский кружёк, связанный с совместной деятельностью всей группы детей приходящих на занятия.Это может быть и лепка,и экибана,а так жекакие-то классные мероприятие, например, совместный поход в театрили музей.

3. Андрей С..9 лет.В семье присутствуют оба родителя.

Диагностика осуществлялась с использованием «теста Дом Дерево Человек», а так же теста «несуществующее животное» и наблюдениев ходе игры. Мы провели беседу с учителеми просмотрели материалы, связанные с обучением ребёнка в школе.

Учитель отмечал драчливость мальчика, некоторую «бестолковость», заторможенность в выполнении школьных заданий, не внимательность, плохую память и т. д.При просмотре нами тетрадей мальчика отмечалась не чёткость линий, неумение правильно повторить те или иные фигуры, неряшливость. Тест «Дом-Дерево-Человек»и некоторые материалы, связанные с готовностью ребёнка к школьному обучению показали достаточно низкие интеллектуальные способности мальчика.

Нами была проведена в консультативных встречах группа упражнений, направленных на увеличение понимание эмоций и переживаний других людей, обсуждение и индивидуальное проигрывание ситуаций, где люди могут причинить боль друг другу и почему этого нельзя делать, а так же переживание своих позитивных чувств. Данные методики имели некоторое коррекционное воздействие, однако мы заметили, что их действие кратковременно. Поэтому считаем, что данный блок следует подвергнуть некоторой доработке, а так же увеличением коррекционных методик.

4. Ира Е.10 лет, имеется и мамаи папа, однако большую часть времени с ребёнком последние полтора года проводит бабушка.

Ребёнок, по мнению родителей, стал более агрессивным, чем был раньше. Изменения были замечены после того, как девочка пошла в школу,а после находилась дома под присмотром бабушки. До этого она ходила в детский сад и проблем, по мнению родителей, никаких не наблюдалось. После беседы с родителямимы попросили пригласить бабушку на консультациюв целях получения более подробной информации о ребёнке.

Ирину же при нашей первой встрече мы попросили нарисовать рисунок на свободную тему, т. е. то, что она хочет, а так же воспользовались методикой «каракули» для налаживания более открытых и доверительных отношений. Несколько рисунков из тех, которых она изобразила, находятся в Девочка выполнила задания с интересоми достаточно быстро, была весела, и трудностейво взаимоотношениях практически не было.

Когда мы спросили,что же она изобразила, она сообщила, что это мотоцикл, на котором мужчина увозит девушку, как бы похищая её. В каракулях Ирина увидела злющую змею, которая собиралась проглотить человека. Сюжеты были достаточно интересными и красочными,мы заинтересовались, пытаясь выяснить, придумала ли она их сама или она где-то это уже видела. Оказалось, что часть сюжетов она видела в фильмах, добавляя к ним свою фантазию. Анализируя группу рисунков, которые она сделала за несколько консультативных встреч, и те, что принесла из дома,мы сделали вывод, что ребёнок большую часть времени проводит за просмотром телевизора и её в этом совсем не контролируют.

Наши выводы были подтверждены при беседе с бабушкой, она человек в возрастеи простоне справляетсяс девочкой,у Иры отсутствует как токовой режим и распорядок дня, она часто оказывается предоставленной сама себе.

Нами были проведены консультации с применением коррекционных методик и упражнений.

В конце консультативных встреч мы пригласили родителей (пришла мама) для обсуждения результатов курса, а так же обсудили с ней, некоторые моменты, которые важны для девочки и её правильного развития.

1. Это, конечно режим дня, т. е. когда и в какое время ребёнку нужно обедать, делать уроки и т. д.

2. Внимательно следить за тем, что и когда смотрит ребёнок.

2. Подумать о том,лучше ли ребёнку быть в группе продлённого дня или с няней, чем с пожилым человеком, который в силу возраста не в состоянии уследить за ребёнкоми тем, чем он занимается.

Рекомендации родителям младших школьников, проявляющих агрессию

Проанализировав теоретический подход понятий агрессии и агрессивности младших школьников, проведя экспериментальные исследования и обобщив полученные результаты необходимо прояснить ситуацию для родителей:

Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, а не обладая агрессивностью в той или иной мере личность может стать конформной, неспособной на сознательную кооперацию, фрустрирующей личностью. Между тем, родителям необходимо помнить, что личная агрессивность взрослых способствует возникновению и закреплениюу детей агрессивного поведения.

— На агрессию никогда нельзя отвечать агрессией (взрослый должен показать ребенку (подростку), пример конструктивного разрешения возникшего конфликта).

За агрессию нельзя строго наказывать, что закрепляет негативные формы поведения, но и потакать агрессивному поведению тоже не следует.

Обучение родителей способам купирования агрессивных выходок, детей одна из главных задач психолога. Кроме того необходимо научить младших школьников перенаправлять агрессивную энергию в приемлемые, альтернативные формы. Здесь важно помочь выработать ритуалы сдерживания агрессии, ставящие ей определенные рамки во время споров, единоборства или озорства. Под ритуалом понимается стереотип поведения, к которому прибегают в качестве способа разрешения конфликта.

Если в поведении ребенка отмечается скрытая агрессия или явные проявления гнева, в качестве ритуала могут выступить физические и творческие упражнения, чтобы научить его выражать агрессию более подходящим способом, например, наносить удары по боксерской груше или подушке, швырять мяч в корзину, передать свой гнев в рисунке или пластилиновой композиции. У каждого человека может быть свой способ снятия напряжения.

Варианты психокоррекционной работы

По итогам изучения агрессивности у детей младшего школьного возраста был разработан цикл коррекционно-развивающих занятий. Программа направлена на развитие уверенности в собственных силах, способности наиболее успешно реализовать себя в поведениии взаимодействии.Это необходимо для ого, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для такой коррекционной работы, так как мотивационно-смысловая система еще не сформированаи открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается при групповой работе.

Данная программа состоит из 10 занятийи рассчитанана срок5 недель. Занятии проводились по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительностьне превышала одного школьного урока, учитывая специфику возраста младших школьников. Занятия проводились два раза в неделю. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов, «репетиции поведения» и элементов психогимнастики.

Содержание коррекционной программы:

I этап: — ориентировочный (2 занятия)

Занятие 1.

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

Необходимые материалы: звездочки – основы для визиток. Парные «варежки», вырезанные из бумаги, цветные карандаши. Фломастеры, скотч, игрушка – «талисман группы», ватман, маркер, текст сказки «Шапка – невидимка».

Ход занятия

1. Вводное слово ведущего. Краткое выступление ведущего с целью информирования участников группы о целяхи форме занятий.

2. знакомство, изменение стереотипов, связанных с восприятием работы группы как урока. Демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами. “Здравствуйте, я рад познакомиться”.

Ход упражнения. В течение3 минут каждый учащийся выбирает себе имя, на карточке – визитке пишет фломастером и закрепляетна самом видном месте. Затем в течение10 минут каждый по кругу должен сказать фразу: “Здравствуйте, я радс вами познакомиться!”. Далее нужно сказать свое имя и несколько слов о себе.Во время знакомства необходимо подчеркнуть свою индивидуальность, чтобы о вас запомнили. Рекомендации ведущему: чтобы в группене было два одинаковых имени, во время знакомства каждый может говорить с места, обсуждение ведется по кругу. Психологический комментарий. Это упражнение тренинга должно настроить участников на серьезное отношение к делу.Даже простейшее знакомство дает много информации о человеке, необходимо учиться запоминать информацию о человеке, проявление внимания не толькок внешнему виду, но и улавливая смысл его слов.

3. Выработка правил поведения на занятиях.

Ход занятия: Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:

1. Доверительный стиль общения. Для того, наша группа работала с наибольшей отдачей, чтобы мы с вами больше доверяли друг другу, нужно обращаться на “ты”.

2. Не существуют правильных или неправильных ответов.

Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

3. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

4. Искренность в общении.Во время работы в группемы говоримтолько то, что чествуем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь.

5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этомне просит.При обсуждения происходящего в группемы оцениваемне участников,а толькоих действиеи поведение.Мы не используем высказывание “Ты мне не нравишься”,а заменяем на “Ты совершил плохой поступок”, “Мне не нравится твоя манера”.

6. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о другена занятиях,и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

7. Уважение говорящего. Когда кто-либоиз участников высказывается, нельзя перебивать его, обращаясь к кому-либоиз участников нужно смотреть на него.

8. Активное участие в происходящем, это норма поведения, в соответствиис которойв любую минуты мы реально включение в работу группу. мы активно смотрим, чувствуем, слушаем себя, партнера и группув целом. мы не замыкаемсяв себечто-то неприятное. Мы не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим.

9. Постоянный состав группы. Никто не должен опаздывать на занятие. Рекомендации ведущему подробно объяснить участникам эти правила, ответить на вопросы. Затем обсудить предложения от участников. Дается возможность высказываться всем участникам.

Ритуал принятия правил. Ведущий “торжественно обещает” следовать этим правилам иp предлагает участникам сделать тоже самое. Предлагается придумать ритуал начала и окончания занятия, напоминая участникам об их обещании.

4. Игра “Ветры дуют на …”

Ход игры: Со словами “Ветры дуют на …” ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: “Ветер дует на того,у кого светлые волосы” – все светловолосые собираются в одну кучку.

“Ветер дует на того,у кого … есть сестра”, “кто любит животных”, “кто много плачет”, “у кого есть друзья” и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

5. Игра “Хоровод”

Ход игры: Предложить детям встать в круг, взять друг друга за рукии смотреть друг другу в глаза, улыбаются.

6. рефлексия результатов занятия для ассимиляции полученного опыта, обсуждение итогов занятия: Круг «новое и важное для меня». Выработка ритуала завершения занятий, включающего элементы рефлексии («новое и важное для меня»), его проведение. Важно внимательно следить за соблюдением принятых правил, тактично, но настойчиво пресекать попытки их нарушения.

Занятие 2.

Цель: развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы.

Время: 40 минут.

1. Игра “Печатная машинка”

Ход игры: “Давайте проверим, можем лимы слаженно работать в группе. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывок от хорошо известной вам песни или стихотворения. Например, “В лесу родилась елочка”. Каждый по очереди производит по одной букве слова (“ В – л – е – с – у …”). В конце слова – все встают, на знакпрепинания — топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши.Есть одно условие игры: кто ошибется – выходит из игры, покидает круг. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т. д.Не забывайтео знаках препинания. Начали. Ну, а сейчас можно оценить, кто у нас вышел в победители. Спасибо, на этом игра закончена.

2. Игра “Сочиним историю”

Ход игры: Ведущий “Начинаем историю: “Жили-были …””, следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего,он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и игра продолжается. В конце проводится обсуждение, трудно ли было выполнять задание, следить за ходом сочинения истории.

3. Игра “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берут друг друга за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

II этап – реконструктивный (6 занятий)

Занятие 3.

Цель: Снятие напряжения среди участников, осознание себя.

Время – 40 минут.

1. Игра “Волшебное слово”

Ход игры: Ведущий напоминает участникам о важности некоторых “волшебных слов” и выражений типа: спасибо, пожалуйста, будте любезны, вы так любезны, вы такой замечательный. Участники по кругу должны приветствовать друг друга, используя те “волшебные слова”, которые они вспомнили.

Время 4–5 минут.

2. Части моего “Я”

Материалы: Бумага, фломастеры.

Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они были в разных случаях, в зависимостиот обстоятельств (порой настолько непохожи на себя самих, будто это разные люди) как они, случается, внутренний диалог с собойи попытаться нарисовать эти разные черты своего “Я”. Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.

После выполнения задания участники в том числе, ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на их изображено.Дети обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. Ведущий собирают рисунки с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей.

3. Игра “Паровозик”

Ход игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия.

4. “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются.

Занятие 4

Цель: Развитие внимания к поведению другого и способностик получениюобратной связи.

Время – 40 минут.

1. Игра – тренинг “Таможня”

Ход игры: Ведущий: “Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другого человека, умении понять его душевное состояние. Итак, наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них – контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие (в качестве “предмета контрабанды” используется реальный маленький предмет – булавка) “Итак, кто хочет быть таможенником?”

Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя булавку, после чего впускают “таможенника”. Мимо него по одному проходят “пассажиры”, он пытается определить “Кто из них, привозит контрабанду”. Чтобы облегчить задачу, ему представляют две или три попытки. После того, как в роли “таможенника” побывали двое – трое участников, ведущий просит их рассказать,на что они ориентировались, определяя “контрабандиста”.

2. Игра “Ассоциации”

Ход игры: Водящий (участники группы вызываются на эту роль добровольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-тоиз оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны, – на что или на кого похож тот, кого загадали:

— на какое время суток,

— на какое время года,

— на какую погоду,

— на какой день недели,

— на какой цвет радуги и т. д.

Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбие, не оскорбить того, кто был задан.

3. “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются.

Занятие 5.

Цель: развитие представлений о ценности другого человека и способности выражать свое эмоциональное состояние.

Время —40 минут.

1. Игра “Значимые люди”

Ход игры: Ведущий просит участников игры рассказать о тех самых значимых для них людях. Это могут быть не обязательно те, с кемон постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал (а), кто для него дороже всех. Ведущий также рассказывает о значимых для него людях.

Ведущий просит участников группы строить рассказ по следующей схеме:

— кто они,

— чем значимы для вас, чем дороги,

— так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом,

— хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности)

Если кому-тоиз участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальптерапии технику “пустого стула”.

2. Игра “Приветствие”

Ход игры: “Обмен приветствиями – это обмен человеческим теплом. Встречая человека, мы, прежде всего, встречаемся с ним взглядом и выражаемв той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады, что он есть среди нас. Конечно, так происходит, если мы искреннив выражении своих чувств, если мы искрениив своем поведении. Давайте попробуем разные формы. Для этого каждый участник поприветствует всех присутствующих. Ведущий подходит к каждому участнику, и они обмениваются разными приветствиями. Это могут быть рукопожатия, объятия, похлопывание, восторженные восклицания, тихие многозначительные взгляды и др. “Подумайте, как лучше приветствовать нового партнера, что подходит именно для этого человека”.

Затем проводится обсуждение того, как каждый участник чувствовал себя, легко ли было приветствовать, какие чувства он вкладывалв свое приветствие.

3. Игра “Список чувств”

Материалы: бумага, ручки.

Ход игры: Ведущий: “В жизни все мы испытываем различные чувства – положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два столбика: слева – положительные, справа – отрицательные”.

На выполнение задания дается 5 минут.

После этого ведущий просит подчеркнуть название самого приятного чувства среди первых и самого неприятного – среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительных, и сколько – отрицательных.

Данное задание имеет диагностическое значение. Благополучным признаком является преобладание количества названных положительных эмоций названо больше, ребенку требуется больше поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, в какой ситуации возникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а в какой – самое приятное.

4. Хоровод

Ход игры: Участники вступают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Занятие 6.

Цель: развитие коммуникативных навыков, осознание различных черт характера и чувств. Время: 40 минут

1.Игра “Монстр”

Ход игры: Ведущий: “Все мы признаемза собой разные недостатки. Представим себе, что в центре нашего круга стоит чучело – несимпатичное такое, вроде как ставят на огородах отпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считаем своими недостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, он говорит: “Чучело какое-то” – и называет этот недостаток. Затем каждый из нас скажет, чем, вообще-то, неплохи те качества, которые были названы, но не про те качества, которые назвал сам, а про те, которые назвали у вашего чучела другие.

Ведущий записывает, что назвали участники, сам называет одну или несколько черт чучела. После того, как все участники высказались, ведущий показывает, что записал, а дети говорят, какие плюсы имеет то или иное качество.

2.Хоровод

Ход игры: Участники вступают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

3.Упражнение «Новое, хорошее» (цель – актуализация позитивного опыта частников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы).

4. Игра «прогулка по сказочному лесу» (способствует разрядке агрессивных чувств лаем. Рычанием и т. д.).На этот раз участникам предлагается перевоплощаться в агрессивных животных: собак, тигров, медведей.

5. Обсуждение понятия «агрессивность» для осознания личностного смысла понятия «агрессивность», ее позитивныхи негативных сорон. Ведущий задает участникам следующие вопросы: «Какие ассоциации рождает это слово? Зачем агрессивность нужна человеку? А чем она может помешать?»

Нередко тревожные дети не могут определить, что же хорошего может быть в агрессивности. Важно помочь им сформулировать, что гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии.

6.Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружающих(«не одиня такой») участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

7. Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева. Ведущий беседует с участникамио том,к чему приводит долго сдерживаемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе,не окружающим) Затем участникам предлагается сказать, какие способы безопасной разрядки гнева они знают и используют.

Занятие 7.

Цель: Формирование положительных стратегий взаимодействия.

Время – 40 минут.

1. Игра “За что мы любим”

Ход игры: вступая во взаимодействиес окружающими,мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся.Как правило, эту оценку связываем с внутренними качествами человека. Давайте попробуем оценить, какие качества в людяхмы ценим, принимаем. Задание будет выполнено письменно. Выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям очень нравится вам. Укажите пять качеств, которые вам особенно в этом человеке нравятся. И так,не указывая самого человека, укажите, пять качеств, которые вам особенно в нем нравятся. Начали! Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить, к какому человеку относится ваша характеристика. Пожалуйста, кто начинает?

2. Игра “Слепеци поводырь”

Ход игры: “Как важно в жизни доверять людям! Как часто этого не достает,и как много порой мы от этого теряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны в течении нескольких минут. Так, хорошо. Теперь произвольно разбейтесь на пары.Один из вас закройте глаза, и другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения по поводу их передвиженияи т. п. Итак, один с открытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь поменяйтесь ролями. Каждый должен пройти школу “доверия”. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь сядьте в круг, подумайте и скажите, кто чувствовал себя уверенно, надежно, у кого было желание полностью довериться партнеру? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку с нужным количеством пальцев, – оцениваем по пятибалльной системе. Ведомый подымает столько пальцев, сколько он считает нужным дать своему поводырю. Пожалуйста, продумайте вашу оценку, а ведущий оценит лучших поводырей.

3. “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются.

4. Упражнение «Спустим пары» (позволяет разрдить агрессивные эоции). Каждый участник группы выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их в группе.При выполнении упражнения нужно следить за соблюдением правил безопасности.

5. Медитация (цель – разрядка агрессивных эмоций). Ребята расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей. Вызывающих у них раздражение. Обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают портреты. Затем выбирают один из этих портретов, представляют этого человека. Им предлагается представить, что они говорят этому человеку и делаютс ним все, к чему побуждают их чувства, нее сдерживаясь. После окончания упражнения рассказывают о своем опыте.

6. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 8.

Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношенияхс людьми.

Время: 40 минут.

1. Игра “Яне такой, как все, и всемы разные”

Ход игры: Детям предлагается в течение пяти минут с помощью цветных карандашей нарисовать, что такое радость. Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Дети обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. Ведущий просит ребят обратить внимание на различиев пониманиии представлении понимания понятия “радости”. Делается вывод о том, что каждый человек – особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

2. Игра “Мой портрет в лучах солнца”

Ход игры: ведущий просит ответить на вопрос: “Почему я заслуживаю уважение?” – следующим образом: нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, что бы было как можно больше лучей. После выполнения задания участники по очереди, показывая свои рисунки, рассказывают о своих достоинствах.

3. “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются.

III этап. закрепляющий (2 занятия)

Занятие 9.

Цель: Осознание проблем в отношенияхс людьми, активизация самосознания.

Время: 40 минут.

1. Игра “Продолжить”

Ход игры: “Детям предлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того, какие, по их мнению,их видят окружающие:

Мне хорошо, когда …

Мне грустно, когда …

Я сержусь, когда …

Я боюсь, когда …

Я чувствую себя смелым, когда …

Затем по кругу дети зачитывают свои предложения, и ведется обсуждение, исходя из ответов,в каких ситуациях дети чаще чувствуют себя хорошо, им грустно и т. д.

2. Игра “Благодарность без слов”

Ход игры: участники разбиваются на пары по желанию. Пары выходятв центр круга, сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем пары делятся впечатлениями, о том:

— что чувствовал, выполняя это упражнение;

— искренно или наиграно выглядело изображение благодарности партнером;

— Понятно ли было, какое чувство изображал партнер.

3. “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются.

4. Упражнение «Пойди на хитрость».

— Громко закричать. Ты можешь крикнуть: « Не смей трогать меня!», «Помогите!», « Пожар!».

— Заговорить на каком-нибудь чужом, пусть даже выдуманном языке.

Необходимо получить некоторый опыт и стараться оценить ситуацию, чтобы верно выбрать нужный способ или их комбинацию.

5. Упражнение. «Противодействуй задире».

Это означает, что всем своим видом, словами, жестами ты даешь обидчику понять, что не позволишь е себе такого отношения. Ты просто можешь заявить ему: « Я знаю, что ты меняне любишь,но тронуть меня ты не посмеешь!».Возможно, это вызовет еще более агрессивную реакцию, но чаще всего, встретив отпор, задиры пасуют. Они ведь считают, что их боятся,а если это не так, они теряются.

6. Упражнение. « Представь себя миротворцем».

Ты обращаешься к драчунам: «Эй, ребята, неужели нельзя спокойно договорится? Вместо того, чтобы лупить друг друга, направьте свою энергию на то чтобы договориться по- человечески. Хотите вместе подумаем.»

В своем воображении ты успешно справился с ролью миротворца.

Занятие 10.

Цель: осознание мотивов межличностных отношений, завершение группы.

Время: 40 минут.

1. Завершение группы.

Каждый участник рассказывает, что ему дала работа в группе, что нового он узнало себе и о других.

2. Упражнение. « Рубим дрова».

Ты когда-нибудь рубил дрова? Встань так, чтобы вокруг было достаточно места. Представь, что тебе нужно нарубить дрова. Ты ставишь кусок бревна на пень, поднимаешь топор высоко над головой, и с силой опускаешь топор, выкрикивая: «Ха!». Затем ставишь новую чурку и рубишь вновь. Через две минуты посчитай, сколько чурок ты нарубил.

3. Упражнение. «Стряхни!»

Порой мы носимв себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, что-тоне получилось, и ты можешь сказать себе, что не получится никогда. Но можно легко и просто избавиться от неприятных чувств.

Наверняка ты видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет головой и спиной так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Встань так, чтобы вокруг было достаточно места. И начни отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляй, как все неприятное, плохие чувства, заботы, дурные мысли о себе – слетают с тебя, как капли воды с собаки. Отряхни свои ноги, потряси головой. Представь, что неприятный груз с тебя спадает, и ты становишься бодрее и веселее.

2. Заключительное слово ведущего.

Ведущий говорит о том, что эти занятия показали, что у всех нас много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, неповторимым, и то, что для всех нас общее. Потому мы нужны друг другу, каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, что другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить. До свидания. Спасибо за работу.

Выводы. Необходимо заметить, что психологическая коррекция агрессивного поведения должна носить комплексный системный характер и учитывать индивидуальные особенности младшего школьника, в первую очередь такие, как отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.

Агрессивные дети могут отличаться следующими конфликтными ситуациями, которые подталкивают их к агрессивным реакциям:

1. Считают, что существует большой круг ситуаций как угрожающие и враждебные по отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие их поступковсо стороны окружающих.

4. В проблемной ситуации считают необходимым проявлять максимальный отпор и противодействие.

5. Склонны избегать ответственности за свои поступки.

6. Считают обязательным оказание противодействие взрослому, который предъявляет им определенные требования.

7. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости.

Работа с агрессивными школьниками должна быть направлена на преобразование перечисленных особенностей и на формирование положительного отношения к себеи окружающим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе агрессивность является неизменной актуальной проблемой, поскольку агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигуманизма и жестокости. Особой проблемой является детская агрессивность. В этом возрастном периоде агрессивность ребенка усиливается и приобретает разнообразие, как по форме выражения, так и по причиняемому вреду.

Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.

Для решения практических задач необходимо не только изучать виды и источники агрессии, но и исследовать те механизмы, которые могут запускать агрессивное поведение.

Целью нашей работы было исследование взаимосвязи между конфликтными ситуациями младших школьников и проявлениями агрессии, а также психокоррекционная работа по вопросам агрессивности. Модели поведения младших школьников, агрессивный способ самоутверждения часто формируются на основе подражательства. Фантазирование детей закрепляет возможные варианты агрессивного поведения, тем самым, формируя его потенциальную конфликтность.

Гипотеза исследования строилась на предположении того, что наличие конфликтных ситуаций у младшего школьника способствует проявлению агрессивности.

Для доказательства или опровержения гипотезы, прежде всего, был проанализирован теоретический подход к понятиям агрессии и агрессивностии выполнен теоретический анализ источников детской агрессивности.

Экспериментальное исследование позволило установить, что тенденция к действиям агрессивного характера у младших школьников, отличающихся конфликтными ситуациями, и школьников,у которых эта особенность проявляется слабо, значительно выше. Те испытуемые, конфликтные ситуации которых более выражены, характеризуются и более высокой агрессивностью.

Таким образом, гипотеза подтвердилась: наличие конфликтных ситуаций у младшего школьника способствует проявлению агрессивности.

Коррекционная работа должна быть направлена не столькона безопасный выход агрессии, повышение самооценки, или на развитие коммуникативных навыков для игровой деятельности, сколько на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.

Для этого необходимо чтобы с детства человека окружали люди способные на своем примере показать, что практически всего и гораздо легче можно добиться в жизни, исключив из практики поведения агрессивные действия.

эмоциональное насилие. Психологическое исследование ребенка на портале Ya-roditel.ru

Теги: агрессивное поведение

Библиографическая справка: Фомиченко А.С. Причины проявления агрессии в детском возрасте // Культурно-историческая психология. 2010. №2. С.83–87.

В последние годы научный интерес к вопросам детской агрессивности существенно возрос. Продолжают шокировать известия о том, что дети забивают друг друга до смерти. Значительный рост числа агрессивных детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Кроме того, агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Большое количество литературы и экспериментальных работ по данной проблеме позволяет утверждать, что в настоящее время создана обширная теоретическая база.

Работы ведутся в следующих направлениях: теоретико-методологические основы детской и подростковой агрессии, анализ агрессивного поведения личности в контексте педагогики ненасилия, социальная детерминированность агрессивного поведения, типология агрессивного поведения школьников, специфика агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп, соотношение биологического и социального как психофизиологическая основа агрессивного поведения.

Значимое место в исследованиях детской агрессии занимают причины или факторы, вызывающие это явление, так как очень часто все многообразие проявлений агрессивности детей взрослые объясняют, ограничиваясь либо личностными качествами, либо взаимоотношением в семье, что, как следствие, затрудняет разработку путей своевременной профилактики или коррекции поведения ребенка.

В связи с этим, на наш взгляд, особенно важно рассмотреть возможные причины и факторы, влияющие на проявление агрессии в детском возрасте, более подробно.

Исследуя причины, способствующие формированию агрессии в детском возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Р. Бэрон и др.) придерживаются мнения, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.

Первый источник — это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В семье может проявляться прямое или сексуальное насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к матери.

Неадекватный стиль семейного воспитания рассматривается как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. Исследования показывают, что родителями агрессивных детей очень часто являются люди, придерживающиеся в воспитании политики невмешательства или предоставляющие слишком много свободы, доходя до того, что вообще не уделяют внимание ребенку. Неагрессивные дети в основном воспитываются строго, но все же демократично. Дети, которые были оценены как чрезмерно агрессивные, напротив, часто испытывают авторитарное давление со стороны родителей и почти не считаются со своими желаниями [4]. Кроме того, как отмечают А. Бандура и Р. Уолтерс, отцами сверхагрессивных и оказавшихся в исправительных учреждениях подростков из относительно благополучных семей среднего класса являются те, кто не терпит проявлений агрессии дома, но за его пределами поощряет и даже подстрекает своих детей провоцировать других и нападать на них и позитивно подкрепляет такого рода поведение.

Помимо подкрепления агрессивного поведения своих детей родители могут служить и образцом агрессивности. Так, С. и Э. Глюки установили, что у подростков с отклонениями в поведении родители в прошлом с относительно высокой вероятностью имели судимость.

Та же тенденция обнаруживается, когда дети наблюдают насилие и испытывают его на себе. В литературе о насилии в семье описывается целый «цикл насилия»; его суть в том, что дети, которые видели, как их родители «практиковали» физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить аналогичные ситуации во взаимоотношениях с другими. Усваивая эти образцы поведения, они приобретают убежденность в их эффективности, вначале на чисто вербальном уровне. Затем практическое освоение моделей агрессивного поведения, закрепление его в привычках, навыках и стереотипах происходят главным образом в неформальном общении. Навыки агрессивного реагирования осваиваются и закрепляются в личном опыте ответного насилия, так же отрабатываются и технические приемы агрессивного взаимодействия [5].

В целом агрессивное поведение в семье формируется через три механизма: подражание и идентификация с агрессором; защитная реакция; протестная реакция [1].

Агрессии дети обучаются и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр [4, с. 104]. Наиболее часто встречающаяся форма поведения с проявлением агрессий, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, — это игры-потасовки. Хотя существует мнение, что даже если эти игры и сопровождаются ударами, преследованием друг друга и борьбой, они являются добровольной «возней» и приносят удовольствие. Кроме того, в них практически отсутствует стремление нанести друг другу ущерб.

И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

Считается, для того чтобы понять условия жизни детей в современном обществе, их связи с семьей, школой и другими детьми, необходимо изучить влияние средств массовой коммуникации и, в частности, телевидения на них.

Все психологи, занимающиеся данной проблемой (Л. Берковиц, Р. Бэрон, Э. Донерстайн, Д. Курт, Д. Ленц, С. Пепрод, В.С. Собкин, Т.В. Глухова, С.Н. Ениколопов), отмечают ее актуальность и важность. Данная тема тщательно исследуется, так как имеет большое социальное значение, особенно в настоящее время, когда телевизионные программы открыто рассказывают о насильственных преступлениях, телевидение постоянно демонстрирует различные репортажи об убийствах и фильмы с многочисленными сценами насилия.

Хотя исследователи и не придерживаются одинаковых взглядов на связь между просмотром телевизионных программ и агрессивным поведением детей, практически все отмечают важную роль средств массовой информации (в первую очередь телевидения) в распространении этих форм поведения, так как считается, что чем больше сцен насилия человек видел в детстве, тем более склонным к насилию он будет в юношеском возрасте и ранней зрелости [4]. Это не происходит с детьми сразу после просмотра передачи, но они принимают агрессию как эффективный способ решения проблем. И это значит, что при возникновении каких-либо проблемных ситуаций в школе или семье ребенок реализует имеющуюся у него модель поведения. Конечно, насилие на экране непосредственно не стимулирует агрессию, но оно формируют модель общественного поведения, при которой насилие становится способом взаимодействия с людьми и разрешения конфликтов.

Одних только фактов наблюдения за насильственными формами поведения и испытания насилия на себе явно недостаточно для раннего формирования агрессивности, ведь в одной и той же семье, в сходных условиях воспитания могут вырастать совершенно разные по степени агрессивности дети. Поэтому вероятность возникновения агрессивного поведения детей может также зависеть от влияния множества агрессивных факторов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой.

Психологи выделяют:

Социальные факторы: фрустрация, вербальное и физическое нападение, характеристики жертвы, подстрекательство со стороны окружающих, установки, предрассудки и система ценностей значимых для детей взрослых

Внешние факторы: жара, шум, теснота, загрязненный воздух

Ситуационные факторы: плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания

Индивидуальные, или личные факторы: подсознательное ожидание опасности, неуверенность в собственной безопасности, приобретенный отрицательный опыт, эмоциональная нестабильность, недовольство собой, повышенная раздражительность, чувство вины

Биологические причины: сходство генов, содержание тестостерона, реактивность симпатической нервной системы, родовая травма, влияние гормонов, травмы и органические заболевания мозга, психические заболевания, темперамент и особенности характера, его акцентуация, послеродовая депрессия матери.

Т. Мальтибыли выявлены определенные характеристики, имеющие отношение к агрессии. Так, агрессивные дети менее добросовестно выполняют свои домашние задания и обязанности, чаще ведут себя нервно и в контактах с другими детьми менее миролюбивы, чем их неагрессивные сверстники. При необходимости оценить ситуацию у агрессивных детей всех возрастов возникают трудности. Им трудно проникнуться чувствами других, понять их, переосмыслить действие с разных точек зрения, мысленно предупредить возможные последствия. В случаях нарушения правил (воровство, толкание с качелей или нарушение обещания) они хуже, чем неагрессивные дети, представляют себя в роли преступника или жертвы. В роли нарушителя они намного реже, чем неагрессивные дети, испытывают раскаивание.

Психологи, изучающие причины проявления агрессии в детском возрасте, не ограничиваются только исследованием семейных и индивидуальных факторов, из-за которых вырастают склонные к жестокости дети. Они считают, что не менее важным является влияние школы как второго по значимости после семьи социального института, участвующего в формировании личности ребенка.

Дети становятся агрессивными, когда их расстраивает что-то в школе, когда их обижают, оскорбляют, когда школа становится местом, где они не чувствуют себя комфортно. В этих случаях дети часто проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

Проблемы балинга и агрессии, распространенные в настоящее время в школах, с нашей точки зрения, могут быть значительно смягчены педагогами, владеющими информацией о причинах подобного поведения детей, должным надзором, вмешательствами и микроклиматом в классах.

Следует отметить, что и сама школа, ее составляющие могут послужить причиной агрессии учеников.

Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их ребенок нарушает дисциплину, получает двойки, и они должны принять меры. Зачастую характер этих мер ограничивается либо моральным воздействием, либо, в худшем случае, физическим.

Кроме того, классическая система школьного образования способствует соревнованию среди детей: постоянно определяется, кто лучше, кто хуже, а кто находится среди отстающих. А насилие, по мнению психологов, никогда не исходит от лучших учеников в школе, потому что школа проявляет уважение к ним. Насилие всегда исходит от неудачников.

В последнее время современные исследователи, обсуждая вопросы школьных конфликтов, акцентируют свое внимание на взаимоотношениях учителя, ученика и родителей. Сравнительно меньше информации можно найти о конфликтах между учениками.

Более тщательное изучение конфликтов между учителем, учеником и родителями, по нашему мнению, диктуется самой практикой повседневной жизни. Зачастую родители очень эмоционально реагируют на страдания собственного ребенка и в большинстве случаев винят школу. Они критикуют стиль преподавания учителя, его несправедливое отношение к ученикам, состав класса, требуют улучшения морального климата в школе и ужесточения наказания. Кроме того, часто родители с головой уходят в работу и свое невнимание к детям компенсируют лишь материально, потакая любым их желаниям.

Учителя, подобно родителям, также исходят из объяснений, наиболее удобных для себя. По их мнению, причины агрессивного поведения детей, как правило, заключаются не в погрешностях преподавания или неустойчивости порядка в школе, а во влиянии на детей улицы или семьи, а также в неконтролируемом просмотре телевизионных программ. Учителя отвергают родительские обвинения в собственной некомпетентности, требуя сначала изменить подход к воспитанию.

Исследователи выделяют проблему психологического давления на ребенка со стороны учителя.

Таким образом, возникает замкнутый круг: учителя предъявляют претензии родителям, родители обвиняют учителей и своих детей, которые, в свою очередь, агрессивно реагируют и на родителей, и на учителей. Естественно, у таких детей нарушаются представления о ценностях и нравственные ориентиры.

Несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных детской агрессии, существуют ключевые вопросы, связанные с ее причинами, которые остаются открытыми. Анализ существующих на сегодняшний день психологических источников по проблеме показывает, что знание возможных причин и факторов, влияющих на проявление детской агрессии, позволит взрослым адекватно реагировать на подобное поведение ребенка, ведь зачастую детская агрессивность оказывается прямым следствием того, что взрослый не понимает причин и мотивов такого поведения и, следовательно, бессилен оказать ему своевременную помощь.

Источник: https://psyjournals.ru

Агрессивное поведение студентов | Ambergris Today

Густаво Рамирес, школьный советник / консультант по вопросам образования
Агрессивное поведение учащегося недопустимо; оно выходит за рамки обычных школьных границ. Примеры вызывающего или враждебного поведения учащегося включают в себя: легкий выход из себя, постоянные споры с учителями, преднамеренное участие в действиях, которые раздражают других, обвинение других, раздражение или хроническая обидчивость, постоянное злобное или мстительное поведение. Однако ответ на агрессию ученика криком или гневом усугубляет ситуацию. Это показывает студентам, как не контролировать импульсы и вести себя; это создает напряжение в классе. Учащиеся полагаются на своих учителей в том, как контролировать импульсы и вести себя в школе. Громкий и злой учитель, который пытается запугать разгневанного ученика, не может установить взаимопонимание со студентами и полностью отвлекается от преподавания. Так что же нам делать с учеником, который агрессивен по отношению к другим ученикам или учителям или пугает всех, крича в классе, чтобы добиться своего? Легче сказать, чем сделать. Но мы можем помочь ему/ей изменить/заменить поведение, а также ежедневно убеждать в том, что агрессивное и грубое поведение в школе недопустимо.

Многие подростки не знают, как сообщить о своих потребностях родителям или учителям, и не научились неагрессивным способам решения проблем. Для некоторых негативное поведение — это то, как они доносят свою точку зрения, потому что они никогда не учились уместным, неагрессивным способам общения, когда сталкиваются с трудной ситуацией. Агрессивность у учащихся может быть спровоцирована несколькими причинами: как реакция самозащиты, попадание в стрессовую ситуацию, отсутствие рутины, крайняя фрустрация или гнев, неадекватное развитие речи; чрезмерная стимуляция, отсутствие присмотра со стороны взрослых или отражение агрессивного поведения других людей, которые живут с ними или рядом с ними. Некоторые студенты все время участвуют в агрессивной игре; некоторые ведут себя агрессивно, когда расстроены или рассержены, т. е. когда получают неудовлетворительную оценку. Те, кто проявляет вербальную агрессию, в конфликте обычно становятся физически агрессивными.

Как только мы сузим круг причин, по которым ученики ведут себя агрессивно, мы можем вмешаться, чтобы ограничить агрессивное поведение несколькими способами. Дайте учащимся четкие правила в начале каждого учебного семестра/семестра и «постоянно» напоминайте им о четких границах, в которых должны оставаться все учащиеся. Поощряйте их осознавать свои агрессивные чувства и учите их успокаиваться и решать проблемы. Прежде всего, всегда давайте те же самые немедленные последствия любому ученику, который набрасывается или проявляет агрессию в школе. Четкий, несложный и последовательный план учит учащихся тому, что любое поведение, хорошее или плохое, имеет последствия — настоящие и будущие.

Подростки не станут слушать длинные огнедышащие лекции о том, почему их поведение было оскорбительным, или кого-то, кто пытается «обговорить» проблему. Таким образом, твердое заявление и немедленные последствия работают лучше, чем кричать на студентов и читать им лекции о том, как они нас злят. Если ученик не может успокоиться, удалите его из класса (не выказывая гнева) и дайте администрации разобраться с учеником. Кроме того, проявляйте самообладание и используйте добрые слова, чтобы побудить учащихся делать то же самое. Подростки нуждаются и ценят советы учителей по общению — некоторые набрасываются на других учеников или учителей, когда не могут ориентироваться в социальных кругах в школе. Мы успокаиваем учеников, когда они злятся, изменяя/понижая тон и громкость нашего голоса. Мы спокойно даем немедленное следствие агрессивному ученику. У агрессора, который не в классе, нет аудитории.

Гнев — это человеческое чувство. Итак, попрактикуйтесь со студентами в различных способах обезвреживания гнева. Взрослые и учителя тоже иногда злятся. Попрактикуйтесь со студентами, считая до десяти, прежде чем реагировать в гневе, и глубоко дышите, чтобы успокоиться. Научите их словам, заменяющим агрессивное поведение: «Сейчас я очень зол и расстроен; Мне нужно уйти!» Помогите им распознать гнев как эмоцию и научиться справляться с ней. Последствия неконтролируемого гнева или агрессии в классе: учащиеся должны покинуть класс! Регулярно говорите с учениками об агрессии и неприемлемом поведении в школе. Часто повторяйте школьные правила и будьте тверды и последовательны каждый раз, когда ученик становится агрессивным. Всегда имейте один и тот же план и последствия для любого ученика, проявляющего агрессию в классе. Если ученик пытается спровоцировать учителя посмотреть, что происходит, предусмотрите те же последствия.

Многие белизские подростки не обладают навыками общения, необходимыми для помощи в стрессовых ситуациях. Для некоторых ударить кого-то — единственный способ показать, что они расстроены; это дает им ложное чувство власти над одноклассниками. Поощряйте и помогайте учащимся практиковать искусство дипломатии в сложных ситуациях и показывайте им, как быть настойчивыми, когда им хочется действовать агрессивно. «Напористые» фразы, помогающие учащимся сменить агрессивное поведение на приемлемое: «Нет!» сказал твердо, убедительно доносит мысль или: «Нет, это мое; вы не можете иметь его!» или: «Мне это не нравится!» или: «Стой! Ты делаешь мне больно.» Напомните разгневанным или расстроенным учащимся, чтобы они использовали твердый и напористый язык, а не выкрикивали пошлости или проявляли агрессию. Однако, если учащийся постоянно проявляет агрессивное поведение, которое влияет на работу класса, у него могут возникнуть другие проблемы, требующие профессиональной медицинской помощи.

Определенные ситуации в классе могут привести к агрессивным действиям учащегося, например, работа над групповым проектом; именно тогда мы подчеркиваем, чтобы он / она использовал напористые слова. Если мы видим, что учащиеся расстраиваются, вовлеките их в другую деятельность, избегающую агрессивных столкновений. Тем не менее, ни один ученик, который нацеливается на другого ученика во время урока, не должен быть допущен в этот класс, пока он не научится самоконтролю. Если учащийся утомлен или чрезмерно возбужден (сразу после перерыва или обеда), возможно, сдержанные, более медленные занятия могут снизить вероятность агрессии. Время от времени просматривайте вместе с учащимися те ситуации, которые их злят, и старайтесь найти решения (всегда в соответствии со школьными правилами), чтобы помочь им пережить эти времена. Похвала за хорошее поведение мотивирует студентов продолжать вести себя хорошо.

Учителя тоже люди, и иногда у них может возникнуть соблазн показать ученику, что значит быть жертвой агрессии; но мы никогда не показываем студентам, что агрессия разрешает конфликты. Мы всегда сохраняем самообладание! Телевизионное и видео насилие побуждает учащихся вести себя агрессивно по отношению к своим сверстникам; однако совместная работа школы и родителей может помочь учащимся добиться хорошего поведения. Учителя, если вы разозлились и разозлились на ученика, который ведет себя агрессивно в классе, помните, что его/ее плохое поведение НЕ является отражением плохих навыков преподавания. Обучение агрессивного ученика — одна из самых больших проблем, с которой столкнется любой учитель, но обеспечение «качественного образования» включает в себя помощь ученикам в изучении соответствующих способов взаимодействия с другими учениками и взрослыми вокруг них.

Каждый учитель всегда является для своих учеников лучшим примером надлежащего поведения.

Нажмите здесь, чтобы просмотреть дополнительные статьи для консультантов

Вебинар по работе со студентами, поведению в кампусе и безопасности

0