Характеристика на гиперактивного ученика 2 класса: Характеристика на ребёнка с синдромом дефицита внимания . | Статья (3 класс) на тему:

Содержание

Характеристика на ребёнка с синдромом дефицита внимания . | Статья (3 класс) на тему:

Опубликовано 30.04.2018 — 8:04 — Кокорева Галина Ивановна

Характеристика на ребёнка 3 класса с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2 с.Обшаровка

 м. р. Приволжский Самарской области

Характеристика

на _______________________

ученика 3 «б» класса ГБОУ СОШ

Мальчик обучается в этом классе с 2014г. За время обучения показал средние способности. Программный материал по предметам усваивает, но имеются пробелы в знаниях из-за отсутствия внимания на уроках. Речь развита, хотя особого интереса к чтению не проявляет. На уроках мальчику требуется контроль и внимание, так как у Ильи внимание неустойчивое и непродолжительное. По инструкции учителя не работает. Самостоятельно не выполняет задания, требует постоянной помощи со стороны старших. При письме под диктовку допускает большое количество ошибок на пропуск, замену, искажение букв, а также на изученные правила. Писать и выполнять задания в классе отказывается, начинает заниматься посторонними делами. Дома классную и домашнюю работу выполняет в полном объеме под контролем мамы. На уроках труда правила пользования ножницами, линейкой и клеем не соблюдает, размахивает этими предметами перед лицом одноклассников. Ребенок очень подвижный, на уроках неусидчив, мешает сосредоточиться одноклассникам: начинает смеяться без причины, брать их учебные принадлежности и разбрасывать по классу, стучать кулаками по парте. Друзей в классе не имеет. Со сверстниками ведет себя агрессивно, недружелюбно. Часто поступают жалобы от родителей учащихся класса на некорректное поведение Ильи по отношению к одноклассникам во время уроков и на переменах. На замечания учителей строит гримасы, отвечает грубо или совсем не реагирует. Настроение у ребенка часто меняется. Иногда проявляет интерес к материалу урока, но это длится не более пяти минут.

                                                              Директор:              

                                                                                                     Классный руководитель:

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психофизиологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

//…

Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ  в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит…

рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания

Рекомендации полезны не только родителям, но и педагогам для работы с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, которых к сожалению, в наше время стало больше….

Помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Памятка учителю начальных классов. ..

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Как диагностировать синдрома дефицита внимания с гиперактивностью ?Выделяют три наиболее ярких признака данного синдрома ДВ.Однако может быть только повышенная двигатель-ная активность, но без д…

Рекомендации родителям, имеющим ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущ…

ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

Если вашему ребёнку поставили диагноз с СДВГ не надо паниковать , что ваш ребёнок будет плохо учиться и отставать от сверстников, нужно приложить все силы чтобы сгладить возбуждение и невнимательность…


Поделиться:

 

Родительское собрание «Гиперактивный ребенок»

Родительское собрание «Гиперактивный ребенок»
Работа с родителями — Родительские собрания

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижные», «импульсивные», «шустрики», «энерджайзер», «вечный двигатель», «живчик», «вулканчик».

Некоторые авторы используют и такие словосочетания, как «моторный тип развития», «дети с повышенной активностью», «дети с повышенной аффективностью». По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя… такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

Помощь гиперактивному ребенку это очень сложный процесс и много подводных камней на пути к полному восстановлению. Вот что рассказала завуч одной подмосковной школы о таком первокласснике.

Хорошо подготовленный мальчик пришел в гимназический класс обычной средней школы. Однако учиться в этом классе он не смог. Причина проста: излишняя агрессивность гиперактивного ребенка вызывала постоянные конфликты со сверстниками. Однажды пострадала одноклассница, получив достаточно серьезную травму. Родители взбунтовались и атаковали завуча: «Уберите этого ребенка из нашего класса, мы боимся за наших детей!» Пришлось ребенка перевести в другой класс. Но и там возникли те же проблемы. Ученики в новом классе оказались хитрее предыдущих. Детки быстро смекнули, что если вчера он задел одного, сегодня стукнул другого, то надо объединиться и действовать против него сообща. Что ж, нормальная реакция на постоянное раздражение… Но однажды это неравное противостояние закончилось следующим образом: одинокий мальчик, вооруженный лыжной палкой (очевидно после стычки в классе), в страшном возбуждении и гневе бегал по школе и не давал никому подойти к нему.

Учителя и вызванные на подмогу ребята-старшеклассники не смогли приблизиться к нему и хоть как-то успокоить ребенка. Часто после этого случая он, будучи доставленным на порог школы своим отцом, совсем не спешил в свой класс, а болтался по коридорам или сидел в кабинете у завуча. Пыталась ли школа как-то помочь ребенку? Как могла… Были и беседы с психологом, и учителя старались найти к нему подход, и родителей неоднократно вызывали в школу. Выяснилось, что ребенка воспитывает отец, родители развелись. Мать живет отдельно и по ее словам даже не в состоянии брать сына к себе на выходные: она очень устает от взаимного общения с собственным ребенком. Ну а отец, вероятно, допустил излишнюю жесткость в воспитании сына, подхлестывая агрессивность гиперактивного ребенка. Детский психиатр, обследовав мальчика, дал заключение, что уровень интеллекта у ребенка выше среднего, и рекомендовал домашнее обучение со школьными учителями с посещением отдельных предметов в присутствии отца. Но до конца учебного года оставалось немного времени, и организацию домашнего обучения отложили до осени.
А пока предложили поучиться в специальном санатории для гиперактивных детей. Однако, по слухам, через две недели его оттуда выгнали, и больше ни в конце учебного года, ни в начале следующего, он в школе так и не появился. Вот такая невеселая история.

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;
– импульсивность;
– отвлекаемость-невнимательность.

Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек?

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%. Среди мальчиков — 22%, среди девочек — около 10%.

Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?

Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».

Гиперактивные дети и проблемы их обучения.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.


Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, т. к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствует малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя — ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка, т. к. увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития
Система предъявления учебного материала в школе представляет собой, прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации. Таким образом, можно говорить и о несоответствии способов предъявления учебного материала (его недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного ребенка.
И еще одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя комфортно — это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, т. к. позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.
Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

Коррекция гиперактивности в семье

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должна избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т. д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.

 

Приложение 1

Игры для гиперактивных и агрессивных

Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.
Каким должно быть содержание этих игр?
Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.
Например, можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница».
Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.).
Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения. Очень полезно также совместное сочинение сказок, стихов, рассказов.  Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например «Лабиринт», «Что изменилось», «Чем похожи, чем непохожи», «Найди «лишнее» и др.
Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель подойдут игры типа «Успевай-ка». Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать «Стоп», если произнесена условленная цифра, например «7». Можно усложнять правила: «Стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой «7» называлась цифра «6». Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный. По этому же принципу построены игры «Не подражай», «Да» и «Нет» не говорите», «Пол, нос, потолок», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка. Последняя группа рекомендаций, используемая в совместной с детьми деятельности, особенно значима, поскольку помогает снять напряжение, как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности друг друга – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в семье.


Игра «Бокс»
Всем известно, что одна из причин агрессивного поведения ребенка — накопившаяся энергия, которая требует своего выхода. Предложите ребенку поиграть в игру «Бокс». Она поможет ему избавиться от излишнего напряжения. Проявите немного фантазии в экипировке маленького «боксера», сделав из старых варежек боксерские перчатки, а из старой, плотно набитой подушки — боксерскую грушу. Объясните ему, что многие великие олимпийские чемпионы, прежде чем стать победителями, много тренировались, отрабатывая боксерские удары на специальных тренажерах. Затем командуйте о начале «тренировки». В ней необходимо чередовать периоды напряжения и расслабления. Ребенок в течение 4 – 5 минут «боксирует», а затем 5 минут отдыхает, расслабляется. Подобная игра поможет ребенку лучше контролировать свое состояние во время возбуждения и будет способствовать развитию его саморегуляции.

Игра «Подушечные бои»

Попробуйте ответить на вопрос, как часто вы даете своему ребенку пошалить, побаловаться — одним словом разрядиться и выплеснуть накопившееся за день напряжение? Да, большое количество домашних заданий, дополнительных занятий, секций и т.д. почти не оставляют ребенку времени на игры и отдых. Как результат этого — ребенок становиться неуправляемым и агрессивным. Мы предлагаем вам хотя бы раз в неделю устраивать для него дни разрядки, отдыха и, если хотите, баловства. На наш взгляд, одним из вариантов проведения такого мероприятия могут стать известные всем с детства подушечные бои. Организуйте их как спортивное соревнование, в котором двое играющих, становясь на две газеты, пытаются подушками выбить с них друг друга. В следующий раз можно по тому же сценарию провести «Петушиные бои» и т.д.
Не расстраивайтесь по поводу беспорядков, которыми они будут сопровождаться, наградой вам будет последующее спокойствие вашего ребенка.

Игра «Снежная баба»
Подвижные дети с повышенной агрессивностью частенько заставляют родителей задаваться вопросом о том, что можно сделать, чтобы снизить агрессию. Существует много различных способов и один из них — поиграть с ребенком в игры, способствующие расслаблению его мышц. Освобождаясь от физического напряжения, ребенок «сбрасывает» груз накопившегося психологического раздражения. Как правило, в играх ребенку необходимо вообразить себя каким-либо предметом или животным, а воображение – хороший помощник для расслабления.
Итак, предложите ребенку превратиться в снежную бабу. Опишите ее, помогая перевоплощению: «Представь, что ты огромная, красивая. У тебя есть голова, две торчащие в разные стороны руки. Ты стоишь на двух крепких ногах. Прекрасное утро, светит солнце. Но, вдруг, солнце начинает припекать, и ты чувствуешь, как начинаешь таять. Сначала тает голова, затем руки и, наконец, ты вся оседаешь под тяжестью намокнувшего снега и превращаешься в лужу».
В эту игру можно играть на прогулке, в лесу или дома, главное, чтобы она доставляла удовольствие и вам, и ребенку.

Доктор Кен Шор: гиперактивные студенты

Доктор Кен Шор


Решатель задач в классе

 

Гиперактивного ученика нетрудно распознать. Она ученица, которая постоянно в движении, перескакивает с одной задачи на другую и редко доводит ее до конца. Даже сидя на своем месте, она совсем не неподвижна, поскольку ерзает, ерзает, извивается и поворачивается. Она «двигатель и шейкер» в буквальном смысле этого слова.

Было бы неплохо, если бы учителя могли просто выключать гиперактивных учеников, чтобы успокоить их поведение, но с этими детьми не бывает простых ответов. Действительно, обучение гиперактивного ученика может быть одной из самых сложных проблем управления, с которыми сталкиваются учителя. Это также может быть одним из самых раздражающих моментов, особенно если она мешает вашей способности преподавать и способности других учеников учиться.

Сложность работы с гиперактивными детьми состоит в том, чтобы сбалансировать их потребности с потребностями других учеников. Вы хотите создать оптимальную среду обучения для гиперактивного ученика, помня о проблемах отвержения сверстников и низкой самооценки. В то же время вы хотите свести к минимуму помехи для других ваших студентов. Это требует значительной структуры, поддержки и последовательности. Это также требует терпения и сдержанности перед лицом часто трудного и разочаровывающего поведения.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ

Определите источник высокой активности учащегося. Хотя гиперактивность может быть вызвана синдромом дефицита внимания, имеющим физиологическую основу, она также может быть вызвана другими причинами. Например, может быть, что работа слишком трудна для ученика, вызывая у него разочарование, или слишком проста, вызывая у него скуку. Кроме того, вам необходимо определить, не запутался ли ученик в указаниях или ему не хватает материалов, необходимых для выполнения задания. Кроме того, подумайте, отражает ли ее высокий уровень активности волнение или дистресс.

Измените стандарты вашего класса. Возможно, вам придется пересмотреть свое предположение о том, что все учащиеся должны сидеть за партами лицом вперед, ступнями на полу и спиной прямо. Например, вы можете разрешить гиперактивному ученику вставать возле своего стола, ходить с планшетом или читать стоя, если он не мешает другим ученикам. Некоторые учителя даже позволяют своим более активным ученикам работать в зале (под бдительным присмотром), чтобы они могли прогуляться, когда они нервничают.

Дайте ученику передышку. Гиперактивный ученик обычно становится беспокойным раньше, чем другие ученики. Если так, дайте ей передышку. Например, вы можете попросить ее поработать 20 минут над заданием по математике, затем сделать перерыв на пять минут, а затем начать работу над заданием по чтению. Попросите учащегося немного подвигаться во время перерыва, например, сходить в туалет или попить воды.

Дайте учащемуся возможность высвободить избыточную энергию. Позвольте ей перенаправить свою, казалось бы, безграничную энергию, занимаясь созидательной деятельностью, а не бесцельно перемещаясь. Таким образом, она учится нести ответственность и вносить свой вклад в класс, высвобождая при этом энергию, которая в противном случае могла бы беспокоить других учеников. Чувство принадлежности особенно важно для гиперактивного ученика. Ниже приведены некоторые примеры действий, которые вы можете попросить ее сделать: украсить доску объявлений, собрать или раздать бумаги, покормить домашних животных в классе или передать сообщение другому учителю.

Разрешить учащемуся манипулировать предметами на своем столе. Некоторые гиперактивные ученики могут играть с мелкими предметами, продолжая выполнять задание и оставаться на своих местах. Действительно, это может помочь им обратить внимание. Подумайте о том, чтобы позволить активной ученице играть с такими предметами, как канцелярская скрепка или ершик для труб, пока она может не отвлекаться от задания. Или вы можете позволить ей сжать мячик от стресса, чтобы снять напряжение, сидя на своем месте. Еще одно средство для снятия стресса — попросить ее положить под стол эластичную ленту для упражнений и прижать к ней ноги, сидя за столом.

Настройте рабочее место для ученика. Установите для нее физические параметры, наклеив липкую ленту вокруг ее стола, чтобы получился квадрат или прямоугольник, наклеив ленту примерно на фут или около того за пределы стола со всех четырех сторон. Скажи ей, что это ее «офис». Объясните, что она может вставать или передвигаться, пока остается в пределах своего рабочего места, но не может покидать его без вашего разрешения. Это даст ей ощущение свободы, но также поможет ей научиться самоконтролю. Со временем вы, возможно, захотите уменьшить пространство, приблизив ленту к ее столу.

Установите сигнал, чтобы дать ученику понять, что он не на своем месте. Как и в случае с учеником, у которого проблемы с концентрацией внимания, подайте тонкий сигнал гиперактивному ученику, чтобы предупредить его о том, что ему нужно вернуться на свое место. Это может быть подмигивание, прикосновение к плечу или потягивание за ухо. Возможно, вам придется тихо произнести ее имя, чтобы привлечь ее внимание. При необходимости подкрепите сигнал словесным напоминанием учащемуся вернуться на свое место.

Билет, пожалуйста. Если ученица часто встает со своего места, чтобы поточить карандаш или задать вопрос, вы можете дать ей ограниченное количество билетов и потребовать, чтобы она давала вам один, когда она хочет покинуть свое место. Когда у нее заканчиваются билеты, ей не разрешается покидать свое место. Если она это сделает, отнимите у нее три минуты перерыва. Это поможет научить ее самоконтролю и уменьшит ее неуместное поведение.

Позаботьтесь о том, чтобы учащийся носил утяжеляющий жилет. Это жилет с дополнительным весом, который используется, чтобы помочь рассеянным или гиперактивным ученикам успокоиться и расслабиться. Некоторые учителя также использовали влажные шейные валики с гиперактивными детьми. При ношении на шее они могут обеспечить вес, тепло и тактильную стимуляцию, которые могут уменьшить стресс и успокоить ученика. Если в вашей школе есть эрготерапевт, спросите ее, подходят ли эти предметы и доступны ли они для вашего ученика.

О Кене Шоре

Доктор Кеннет Шор — психолог, проработавший в различных государственных школах более 25 лет. Он является автором шести книг и выпустил серию книг и видео о буллинге для школ и родительских организаций под названием «Азбука предотвращения буллинга». Нажмите, чтобы прочитать полную биографию.

 

Статья доктора Кена Шора
Мир образования®
Copyright © 2005 Мир Образования

02/12/2005

Признаки СДВГ у детей и взрослых

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это сложное нарушение развития нервной системы, которое может повлиять на вашу способность функционировать во многих различных аспектах вашей жизни, например, в школе. , на работе и даже дома.

Хотя СДВГ может вызвать видимые проблемы в повседневной жизни, симптомы у детей и взрослых различаются и иногда их трудно распознать.

СДВГ обычно диагностируется у детей в подростковом возрасте, при этом средний возраст для постановки диагноза СДВГ средней степени тяжести составляет 7 лет. У взрослых с СДВГ в раннем возрасте могут проявляться сложные симптомы, которые остаются незамеченными, что приводит к поздней диагностике в более позднем возрасте.

Ниже мы обсудим некоторые общие признаки и симптомы СДВГ у детей и взрослых, а также советы, как жить с СДВГ и где найти поддержку.

СДВГ в первую очередь вызывает симптомы, связанные с невнимательностью, гиперактивностью-импульсивностью или их комбинацией.

У человека с СДВГ могут возникать трудности с концентрацией внимания и поддержанием порядка, чрезмерное беспокойство или беспокойство, а также проблемы с самоконтролем или импульсивным поведением.

У детей или малышей с СДВГ это может привести к появлению симптомов дома, в детском саду или в школе, например:

  • проблемы с концентрацией внимания на деятельности и легко отвлекаются
  • низкий уровень концентрации внимания во время игры или выполнения школьных заданий
  • ерзание, ерзание или другие проблемы с неподвижным сидением
  • постоянная потребность в движении или частая беготня
  • участие в деятельности, громкое или вызывающее беспокойство
  • чрезмерные разговоры и перебивание других людей

Симптомы СДВГ у подростков

По мере взросления детей с СДВГ симптомы, которые они испытывают, могут меняться. В некоторых случаях определенные симптомы, наблюдаемые в детстве, могут стать менее проблематичными в подростковом возрасте, в то время как новые симптомы могут возникать на фоне меняющихся обязанностей, сопровождающих взросление.

У подростков и подростков с СДВГ другие симптомы, которые могут появиться, могут включать:

  • трудности с концентрацией внимания на школьной или другой работе
  • частые ошибки при выполнении работы
  • проблемы с выполнением заданий, особенно в школе или по дому
  • проблемы с заданием организация и управление временем
  • частая забывчивость или потеря личных вещей
  • частое избегание умственно утомительных задач
  • повышенная фрустрация и эмоциональная чувствительность
  • проблемы в социальных и семейных отношениях
  • усиление конфликтов с родителями из-за симптомов СДВГ, влияющих на семейную жизнь

кажутся «незрелыми», они просто являются частью СДВГ и не имеют ничего общего с уровнем зрелости ребенка.

Хотя большинству людей с СДВГ ставят диагноз в детстве, иногда признаки и симптомы этого состояния упускают из виду или неправильно истолковывают.

Но пока симптомы СДВГ присутствуют у этого человека до 12-летнего возраста, он может получить диагноз во взрослом возрасте.

У взрослых симптомы СДВГ могут отличаться от симптомов в подростковом или детском возрасте из-за различных обязанностей, которые могут быть у кого-то во взрослом возрасте. Согласно литературным данным, взрослые, как правило, испытывают:

  • трудности в колледже или на работе
  • проблемы с прохождением занятий или завершением работы
  • проблемы с самооценкой и общим психическим благополучием
  • проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, особенно с алкоголем
  • проблемы в отношениях с партнерами, семьей или коллегами
  • частые несчастные случаи или травмы

В то время как СДВГ затрагивает всех людей возраст и пол, исследования показывают, что СДВГ примерно в четыре раза чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

Различия в СДВГ между полами и полами сводятся не только к распространенности. На самом деле СДВГ может проявляться у женщин иначе, чем у мужчин, что может еще больше способствовать снижению частоты диагностики у женщин и девочек.

В недавней статье, опубликованной в BMC Psychiatry, содержится обзор исследований различных симптомов, сопутствующих состояний и уровня функционирования у женщин с СДВГ.

Согласно исследованию, женщины часто испытывают сочетание симптомов невнимательности и гиперактивности-импульсивности, многие из которых менее выражены, чем у мужчин, особенно в категории гиперактивности-импульсивности.

Другие заметные различия в проявлениях СДВГ у женщин и девочек:

  • более серьезные трудности с изменением настроения и эмоциональной регуляцией
  • более высокая вероятность серьезных социальных проблем, особенно с травлей
  • повышенный риск инфекций, передающихся половым путем (ИППП), и беременности из-за увеличения числа половых партнеров
  • подробнее серьезные проблемы в учебе и самооценке
  • усиленное поведение, используемое для компенсации трудностей дома, в школе или на работе

половое созревание и взрослость.

Гормональные изменения, возникающие, например, при менструации, беременности или менопаузе, также могут вызывать усиление или ухудшение симптомов СДВГ.

СДВГ в трансгендерном сообществе

Большинство источников, использованных в этой статье, не разграничивают (а иногда и объединяют) пол и гендер, и можно предположить, что в них участвуют в основном цисгендеры.

Хотя исследования СДВГ в сообществе трансгендеров являются новыми, недавние опросы показывают, что трансгендеры «значительно чаще» сообщают о диагнозе СДВГ.

Одно исследование, проведенное в Австралии, сообщает, что СДВГ встречается в четыре раза чаще среди трансгендерных людей, чем среди цисгендерного населения.

На момент публикации не было найдено ни одного исследования, в котором бы обсуждалось распределение симптомов между транс-мужчинами, транс-женщинами и гендерно-неконформными людьми. Интерсексуалы также не были представлены.

Когда мы смотрим на проявление симптомов СДВГ, возраст кажется самым большим фактором различий в симптомах между людьми. Однако этнические и культурные различия также могут играть важную роль в диагностике и лечении этого состояния.

Согласно исследованиям, различия в убеждениях, ценностях и даже медицинских подходах могут влиять на то, как воспринимаются определенные виды поведения, многие из которых являются прямым результатом СДВГ.

На самом деле, различные исследования показали, что дети, принадлежащие к маргинализированным этническим группам, с меньшей вероятностью получат правильный диагноз и лечение, необходимое им для лечения СДВГ.

Другие культурные факторы, которые могут влиять на восприятие, диагностику и лечение СДВГ, включают:

  • отсутствие знаний о заболевании
  • страх стигмы, связанной с этим заболеванием
  • отсутствие доверия к медицинской системе
  • сниженная способность распознавать, когда симптомы вызывают проблемы
  • языковые барьеры для тех, для кого английский язык не является родным
  • отсутствие доступа или ограниченный доступ к страховым или медицинским услугам
  • нехватка медицинских работников, культурно компетентных

Все эти факторы могут влиять на восприятие симптомов СДВГ и создавать препятствия для диагностики и лечения СДВГ в исторически маргинализированных сообществах.

Без лечения СДВГ может затруднить вам полноценное функционирование в домашней жизни, на работе или в школе или даже в отношениях.

Если вы считаете, что у вас, вашего ребенка или кого-то из ваших близких проявляются признаки СДВГ, обратитесь к врачу или психологу, чтобы узнать о возможном диагнозе и начать лечение.

Если вам поставили диагноз СДВГ, вы можете обнаружить, что следующие варианты лечения могут уменьшить симптомы и улучшить вашу повседневную жизнь:

  • Терапия. Поведенческая терапия — один из наиболее эффективных видов терапии СДВГ, особенно для детей и подростков, поскольку она помогает определить мысли, чувства и поведение, оказывающие наибольшее влияние.
    • У детей младшего возраста с СДВГ наиболее эффективна поведенческая терапия, направленная на обучение родителей, управление классом и взаимодействие со сверстниками.
    • У подростков и взрослых также может быть полезен тип поведенческой терапии, называемый когнитивно-поведенческой терапией (КПТ).
  • Лекарства. Лекарства можно использовать отдельно или в сочетании с поведенческой терапией для уменьшения симптомов СДВГ как у детей, так и у взрослых.
    • Согласно исследованиям, психостимуляторы — препараты, повышающие активность центральной нервной системы — являются препаратами первой линии при СДВГ.
    • Другие нестимулирующие препараты для лечения СДВГ могут включать определенные лекарства от высокого кровяного давления, антидепрессанты, нейролептики и стабилизаторы настроения.
  • Изменение образа жизни. Изменение образа жизни при СДВГ включает в себя стратегии, которые помогут вам справиться с невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, вызванными этим состоянием. Вот несколько полезных способов создать для себя структуру, если у вас СДВГ:
    • Настройте свои учебные навыки.
    • Создать организационные методы.
    • Внедрение стратегий тайм-менеджмента.

Получение поддержки

Получение диагноза СДВГ может показаться ошеломляющим, но самое главное помнить, что вы не одиноки.