Характеристика на подростка: Характеристика подросткового возраста | Диплом по психологии

Психолого-педагогическая характеристика применения методов поощрения и наказания как средств социализации подростков с девиантным поведением Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум

Развитие духовных и материальных сфер современного общества, интерес науки и социума к проблемам становления индивида как личности делают проблему социализации  весьма актуальной. В процессе социализации формируется личность, создается облик человека, как носителя морально-нравственного, социального, культурного опыта, переданного через поколения. Путь социализации сложен  особенно для подростков. Подростковый возраст как период маргинальности  и неопределенности характеризуется не устоявшейся системой ценностей подростка,  становлением его мировоззрения, поиска своего «Я». Вхождения подростка в мир взрослых сопровождается ростом требований и ожидаемой ответственности со стороны родителей и педагогов. Сталкиваясь с различными трудностями, подросток может испытывать сложности в процессе усвоения и воспроизведения социального опыта, составляющих сущность социализации. Особенно тревожен факт роста числа детей и подростков с девиантным поведением. На фоне объективных сложностей в процессе следования социальным нормам, данная категория детей сталкивается с вариативным педагогическим воздействием. Инструментами при взаимодействии в такой системе воспитатель – воспитуемый часто выступают средства поощрения и наказания, призванные корректировать, направлять и контролировать нормативно-певеденческую сферу подростка, помочь ему самореализоваться в различных сферах жизнедеятельности: бытовой, семейной, учебной и учебно-профессиональной.

В психолого-педагогической литературе значимое место отводится описанию и раскрытию содержания методам педагогического воздействия: поощрению и наказанию.  Поощрение и наказание не являются противоположностями, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Применяя методы поощрения и наказания в педагогической практике можно стимулировать и тормозить поведенческие реакции. Подобное применение учат ребенка самоконтролю и самодисциплине [13].

Поощрение в психолого-педагогической литературе рассматривается как совокупность стимулирующих положительные эмоции и активность форм взаимодействия, таких как похвала, одобрение, доверие и т.д. Наказание предполагает угрозу, порицание, осуждение и применяется с целью ограничения или коррекции поведения в конкретных ситуациях. Применение данных методов всегда противопоставляет воспитанника группе, выделяет его из общего числа детей и подростков [7;11]

Применять поощрение как метод воспитания необходимо достаточно осторожно. Воспитатель должен помнить, что злоупотребление поощрением также губительно для личностного развития ребенка, как и применения наказания [13]. Методы воспитания призваны стимулировать развитие сознания, воли, чувств ребенка, формировать у ребенка навыки социально одобряемого поведения, его мировоззрение и  убеждения  [9;11].

Гуманистическая направленность поощрения проявляется в положительных эмоциях ребенка,  стимулировании самосознания воспитанника, развитии чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности, формировании у него  позитивного Я — образа и выстраивании с воспитателем доверительных отношений, базирующихся на взаимном уважении.

Метод поощрения существует в различных его проявлениях – формах. Одобрение, похвала, благодарность – основные вербальные формы поощрения. Поручение почетных обязанностей, индивидуальные и групповые награды – невербальные формы поощрения [7;13].

Метод наказания ассоциируется преимущественно с авторитарным воспитанием. Диапазон наказания имеет широкие границы: от физической агрессии и насилия в отношении ребенка до унижения его личности. Вариативность применения наказания может укладываться в различные классификации агрессивных, насильственно-притесняющих отношений. В самом общем виде наказание как метод воспитания и способ межличностного взаимодействия приобретает различные формы. Вербальные и невербальные, активные и пассивные, прямые и косвенные, физические, психические, сексуальные, экономические, моральные и т.д. [12;13]

На протяжении становления и развития педагогической мысли отношение к наказанию как методу воспитательного воздействия было неоднозначным и дискуссионным. Параллельно с  изучением феноменов агрессии и насилия, описанием существующих различных форм принуждения, которые пронизывают всю историю человечества,  также  шло развитие философско-педагогических  идей ненасилия, как гуманистической альтернативы межличностного взаимодействия  и взаимодействия субъектов и объектов воспитательного процесса. [6;11]. Наказание как метод воспитания классифицируется путем раскрытия его форм:   выговор,  неодобрение, замечание, отстранение от работы, удаление из класса (изоляция, бойкот). Наказание  в своем проявлении, с одной стороны,  призвано порождать чувство вины, стыда и раскаяния., а с другой — стимулировать либо ограничивать действия ребенка.

Материалы и методы исследования

В интересах выявления среди педагогов, предпочитаемых ими форм поощрения или наказания при работе с девиантными подростками, на первом этапе исследования нами была использована авторская анкета для педагогов, которая включала в себя вопросы о педагогическом стаже, наиболее часто используемых в работе с девиантными подростками форм поощрения и наказания, об эффективности использования методов поощрения и наказания с данной категорией детей. Кроме того, в рамках данной анкеты, педагогам представилась возможность высказать субъективное мнение о целесообразности включения в образовательный процесс недостающих форм поощрения и наказания. В состав исследовательской выборки вошли 7 педагогов, осуществляемых классное руководство в 7-9 классах образовательных организаций г.о. Коломна Московской области.

Анализ полученных данных по результатам использования анкеты, показал, что при работе с девиантными подростками наиболее часто педагоги используют такие формы поощрения как: одобрение и похвала (7 педагогов, а так же благодарность (5 педагогов). Реже используются такие методы как: поручение ответственного задания (1 педагог) и индивидуальные награды (1 педагог (См. Рисунок 1.).

 

Рисунок 1. Распределение ответов педагогов по показателю «Предпочитаемые формы поощрения в работе с девиантными подростками»

Из наиболее предпочитаемых форм наказания педагоги чаще используют замечание, выговор (7 педагогов), реже используется отстранение от выполнения ответственного задания (3 педагога) и публичное порицание (2 педагога), к форме «удаление из класса» не прибегает ни один из числа опрошенных педагогов (0 педагогов), графически полученные данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение ответов педагогов по показателю «Предпочитаемые формы наказания в работе с девиантными подростками»

Относительно мнения об эффективности применения методов поощрения и наказания, ответы педагогов распределились следующим образом:  3 педагога утверждают, что методы поощрения в работе с девиантными подростками более эффективны и 4 педагога склоняются к тому, что с данной категорией детей методы наказания более эффективны (см. Рисунок 3.)

Рисунок 3. Распределение ответов педагогов по показателю «Наиболее эффективный метод в работе с девиантными подростками»

Важно отметить, интересным является выявленный нами факт, что педагоги, чей педагогический стаж свыше 10 лет, при работе с девиантными подростками считают методы поощрения наиболее эффективными, чем методы наказания, что объясняется наличием большого педагогического опыта по организации воспитательной работы с девиантными подростками.

Кроме того анализируя ответы педагогов на вопрос о том, каких форм поощрения не хватает в образовательной школе, мнения респондентов совпали на то, что данных форм вполне достаточно, как в прочем и форм наказания.

На следующем этапе исследования, с целью изучения предпочитаемых форм поощрения и наказания подростками с девиантным поведением, нами было проведено обследование  исследовательской выборки, в которую вошли учащиеся 7-9 классов, состоящих на внутри школьном учете. Объем выборки составил 12 человек (3 девушки и 9 юношей) из которых 2 подростков поставлены на учет по рекомендации Комиссии по делам несовершеннолетних и 10 подростков по решению внутри школьного Совета профилактики.

В ходе данного исследования были получены следующие результаты:

по мнению подростков, наиболее предпочитаемые ими формы поощрения это  похвала (12 респондентов), поручение ответственного задания (8 респондентов), благодарность (7 респондентов) и индивидуальные награды (6 респондентов), менее предпочитаемые это  одобрение (4 респондента). Сравнительный анализ результатов педагогов и учащихся по данному показателю представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов педагогов и учащихся по показателю «Применяемые формы поощрения в работе с девиантными подростками»

Из наиболее приемлемых форм наказания педагогами, учащиеся выделяют следующие: замечание, выговор (11 респондентов), отстранение от выполнения ответственного задания (8 респондентов), менее привлекательным является удаление из класса (5 респондентов) и менее всего привлекает подростков публичное порицание (2 респондента). Сравнительный анализ данных педагогов и учащихся представлен ниже на рисунке 5.

Рисунок 5. Сравнительный анализ результатов педагогов и учащихся по показателю «Применяемые формы наказания в работе с девиантными подростками»

Наиболее эффективным методом при работе с учащимися большинство респондентов выделяют методы поощрения (9 респондентов). (см. Рисунок 6.)

Рисунок 6. Сравнительный анализ ответов педагогов и учащихся по показателю «Наиболее эффективный метод в работе с девиантными подростками»

Кроме того, анализируя данные учеников полученных в ходе проведения анкеты было выявлено, что по мнению подростков с девиантным поведением не достает таких форм поощрения как: публичное признание учителем своей неправоты, а так же стимульное подкрепление хорошего поведения (раздача сладостей, вручение премий или стипендий и т.д.), в то время как форм наказания достаточно и тех, которые существуют.

Статистический  анализ полученных данных, проведенный с помощью Т-критерия Стьюдента, позволил выявить значимые различия между применяемыми педагогами и предпочитаемыми детьми формами поощрения (См. Таблица 1.). Таким образом, выявлено, что в большинстве случаев ожидания детей, связанные с получением желаемого поощрения не оправдываются, что в свою очередь в последствии может формировать негативное отношение подростка к педагогу, а так же снижению мотивации в выполнении того или иного задания.

Кроме того, нами выявлены значимые различия  между применяемыми педагогами и предпочитаемыми детьми формами наказания. Так, например, если педагоги считают наиболее эффективную такую форму наказания как,

публичное порицание, то дети, напротив, предпочитают лояльные методы наказания, говоря о таких формах как замечание и отстранение от выполнения ответственных поручений, утверждая, что публичное наказание унижает достоинство ребенка и вызывает еще большую агрессию и желание делать «все наперекор».

Интересным является выявленный факт о том, что учителя против такой формы наказания как «удаление из класса», хотя сами ученики совсем не против такой меры, объясняя это тем, что если ребенок мешает вести урок, то должен покинуть класс.

Таблица 1.

Сравнительный анализ результатов анкетирования

 

Показатель

 

Подростки

 

Педагоги

 

 

Коэффициент значимости различий

(при р≤0,5)

 

Применяемая форма поощрения в работе с девиантными подростками

 

одобрение

4

7

tэмп = 3,6

похвала

12

7

tэмп = 2,07

благодарность

7

5

tэмп =0,5

поручение ответств. обязанностей

8

2

tэмп =2,9

индивидуальные награды

7

2

tэмп =2,11

Применяемая форма наказания в работе с девиантными подростками

 

замечание

11

7

tэмп = 2,07

выговор

11

7

tэмп = 2,07

отстранение от выполнения ответств. дел

8

3

tэмп = 1,2

удаление из класса

5

0

tэмп = 2,9

публичное порицание

2

2

tэмп =3,2

Наиболее эффективный метод

 

Поощрение

9 чел.

4 чел.

tЭмп = 2,9

Наказание

3 чел.

3 чел.

tЭмп =1,7

 

 

 

 

* Примечание: Жирным цветом выделены значимые различия, выявленные с помощью Т-Критерия Стьюдента

 

На завершающем этапе исследования, нами была изучена динамика снятия с внутри школьного учета подростков с девиантным поведением в тех классах, где  осуществляют свою деятельность классные руководители, входящие в состав нашей исследовательской выборки.   Для этого совместно с социальным педагогом школы, нами были  изучены паспорта подростков с девиантным поведением, в ходе чего было выявлено, что процент снятия с внутришкольного учета выше у тех педагогов, которые в своей работе чаще прибегают к методам поощрения.

Выводы и рекомендации

Профилактика и коррекция девиантного поведения в огромной степени зависит от компетентности педагогов, которые, вместе с родителями выступают главными субъектами данного процесса. Методы поощрения и наказания выступают одним из главных инструментов в системе воспитательной работы, их использование способствует формированию нравственного сознания и поведения ребенка, именно поэтому подготовка будущих учителей к целесообразному использованию данных методов выступает необходимым условием для эффективной дальнейшей работы с девиантными подростками. Теоретическая и практическая подготовка будущих учителей в данном направлении, должна осуществляться в рамках оптимизации изучаемых дисциплин, а так же совершенствования полученных знаний и умений на педагогической практике. Еще на этапе обучения в ВУЗе необходимо оценивать сформированность у будущих учителей целесообразного использования методов поощрения и наказания, что в свою очередь может отражать готовность к воспитательной работе в целом.

При использовании методов поощрения и наказания в работе с девиантными подростками педагогам необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Исследователями доказана связь между применением методов поощрения и наказания с уровнем развития культуры поведения, уровнем общения и умением выполнения определенной деятельности ребенком. Соответственно чем выше уровень культуры ребенка, тем реже возникает объективная педагогическая необходимость к применению методов поощрения и наказания.

Применяя ту или иную форму поощрения и наказания, педагогам так же не стоит забывать об особенностях данных методов.

Поощрение является способом положительной оценки поведения ребенка и выполняет стимулирующую функцию в воспитании. Вызывая позитивные эмоции, оно способствует формированию положительных качеств, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательность, дисциплинированность чуткость, ответственность и другие. Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: похвала, одобрение, благодарность и т.д., однако не стоит забывать о том, что оно должно быть адекватным поступку ребенка. В противном случае излишняя поощрение приведет к обесцениванию применения данного метода, будет способствовать формированию потребительского отношения и поиска ребенком выгоды из различных ситуаций, а так же может привести к формированию неадекватной завышенной самооценке.

Наказание это способ показать ребенку его не правоту, формы данного метода так же разнообразны, к ним относят порицание, публичный или индивидуальный выговор и не смотря на то, что в нашей стране запрещены физические наказания, в работе с девиантными подростками стоит помнить, что слово может ранить гораздо больней чем физическая сила, особенно подростка с неустойчивой психикой. Именно по этому, выбирая, определенную форму наказания для данных детей стоит помнить, что не целесообразное или не корректное использование методов наказания может привести к таким негативным последствиям как: формирование заниженной самооценки ребенка, мстительность, агрессивное поведение, повышенный уровень тревожности, суицидальные наклонности. Далеко не всегда необходимо прибегать к наказанию, иногда бывает достаточно воздействовать на провинившегося подростка иронией или шуткой.

черт личности подростков | Healthfully

По данным KidsHealth, стрессы в школе, эмоциональные и физические изменения, а также желание соответствовать ровесникам могут привести к тому, что подростки приобретут новые, а иногда и сложные черты личности. Хотя характеры подростков разные, вам необходимо ознакомиться с некоторыми общими личностными чертами, которые вы можете наблюдать по мере взросления вашего подростка.

Капризность

Подростки, испытывающие давление в школе, обществе и семье, могут испытывать перепады настроения в результате стресса. Эмоции вашего подростка могут варьироваться от восторженных до грустных, сопровождаемых соответствующими действиями, включая крик, хлопанье дверями и плач. Хотя вы можете позволить своему подростку переждать эмоции, «беспокоитесь о капризном подростке?» в статье 2010 года на веб-сайте The Wall Street Journal отмечается, что вам следует следить за изменениями в интересах, привычках сна и питания, а также способности концентрироваться, которые длятся дольше двух недель, что может указывать на депрессию 1.

Мятежность

Конфликт учителей и родителей

Подробнее

Когда подростки начинают отстаивать свою независимость от родителей, они могут вести себя бунтарски. По данным KidsHealth, ваш подросток может усомниться в вашем авторитете, больше спорить или нарушать домашние правила. Хотя вы должны следить за тем, чтобы ваш подросток не занимался небезопасными или вредными для здоровья действиями, подумайте о том, чтобы прислушаться к его мнению, предоставить ей дополнительную свободу действий и уважать ее частную жизнь, если только она не предоставит вам вескую причину усомниться в ее суждениях или надежности.

Перфекционизм

Желание хорошо учиться в школе и внеклассных мероприятиях может привести подростков к стремлению к совершенству. Надеясь произвести впечатление на других или просто навязывая себе высокие стандарты, подростки, борющиеся с перфекционизмом, могут испытывать разочарование и тревогу, когда не достигают своих целей, по данным Детского учебного центра Нью-Йоркского университета 3. Если ваш подросток испытывает трудности с перфекционизмом предложите ему попытаться принять ошибки как опыт обучения и стремиться к своим личным достижениям, например, получить более высокий балл на следующем тесте вместо того, чтобы пытаться получить лучший результат в классе.

  • Желание хорошо учиться в школе и внеклассных мероприятиях может побудить подростков стремиться к совершенству.
  • Независимо от того, надеются ли они произвести впечатление на других или просто навязывают себе высокие стандарты, подростки, борющиеся с перфекционизмом, могут чувствовать разочарование и беспокойство, когда они не достигают своих целей, по данным Детского учебного центра Нью-Йоркского университета 3.

Need для одобрения

Факты о неуверенности в себе у подростков

Узнать больше

Подростки могут испытывать эмоциональные потрясения, когда ищут одобрения родителей, учителей и друзей. Хотя ваш подросток может вести себя так, как будто ему все равно, что вы думаете, выражение вашего неодобрения через насмешки или критику может подорвать его самооценку, согласно статье 2011 года на PsychologyToday. com. Потребность в одобрении может привести к тому, что подростки поддадутся давлению сверстников, чтобы почувствовать себя принятыми. Укрепите уверенность вашего подростка, показав, что вы любите его безоговорочно, даже когда он принимает плохое решение.

  • Подростки могут испытывать эмоциональные потрясения, когда ищут одобрения родителей, учителей и друзей.
  • Хотя ваш подросток может вести себя так, будто ему все равно, что вы думаете, выражение вашего неодобрения через насмешки или критику может подорвать его самооценку, согласно статье 2011 года на PsychologyToday.com.

Соображения

Хотя изменения в личности подростка типичны для подросткового возраста, следите за экстремальным поведением, которое может указывать на то, что у вашего подростка расстройство личности. Клиника Мэйо рекомендует проконсультироваться с консультантом, врачом или терапевтом, если у вашего подростка наблюдаются резкие перепады настроения, вспышки агрессии, проблемы в семье или сверстниках, отсутствие контроля над импульсами или признаки злоупотребления психоактивными веществами.

Четыре качества, необходимые подросткам для достижения успеха

Когда исследователи изучили семьи, в которых дети процветают, они обнаружили большую разницу между избеганием плохого поведения и фактически культивированием положительного. По словам эксперта УБЯ Лауры Падилья-Уокер, смещение акцента помогает подросткам процветать.

, Adobe Stock

Когда дело доходит до воспитания подростков, у родителей возникает много забот — особенно о рискованном поведении, таком как употребление алкоголя и наркотиков, сексуальная активность или отправка текстовых сообщений за рулем. В результате многие родители сосредотачиваются на предотвращении нежелательного поведения.

Но когда ученый из Университета Бригама Янга посмотрел на семьи с детьми, которые процветают, она обнаружила большую разницу между избеганием плохого поведения и реальным культивированием положительного. Лаура Падилья-Уокер, доцент и заместитель директора Школы семейной жизни УБЯ, сказала, что «не быть плохим недостаточно хорошо».

«Я надеюсь, что родители поймут, что поощрение позитивного поведения не только приводит к желательному поведению, но и защищает от негативного поведения. Рискованному поведению уделяется много внимания, и это правильно, но у большинства подростков все в порядке — поэтому сосредоточение внимания на положительных результатах может помочь направить детей на путь процветания», — сказала она.

В предстоящем отчете Центра семейных исследований, в котором используются данные десятилетнего исследования «Процветающие семьи», в котором приняли участие 500 семей на Северо-Западе, Падилья-Уокер определила четыре сильные стороны, которые составляют основу будущего успеха подростков: самоконтроль, самоконтроль. уважение, ценности и сочувствие. Родители и другие взрослые могут сыграть важную роль в развитии этих качеств у детей.

Что означает «процветание»

В кратком изложении Падилья-Уокер, соавтор книги 2015 года «Просоциальное развитие: многомерный подход», определяет пять характеристик, которые родители и другие люди могут помочь детям развить, чтобы они процветали : компетентность, уверенность, связь, характер и забота. Дети с этим процветают, а те, у кого их нет, могут барахтаться.

«Самоконтроль — основа всех аспектов процветания, — сказала она. «Очень трудно делать вещи, которые могут укрепить уверенность, если у детей нет базовых уровней поведенческого, эмоционального и когнитивного самоконтроля. Это не означает, что они должны быть совершенными, но, например, научиться постановка долгосрочных целей (когнитивный самоконтроль) также может помочь повысить самооценку, поскольку дети ставят перед собой цели лучше учиться в школе или преуспевать в спорте».

В отчете об исследовании отмечается, что подростковый и взрослый возраст приходится на то время, «когда принимается множество решений, имеющих последствия на всю жизнь, и в эти годы особенно важно учитывать самоконтроль». Самоконтроль — это черта, развитая в основном в лобной доле мозга, той части мозга, которая все еще находится в стадии формирования примерно до 25 лет, поэтому по этой причине у подростков и молодых людей могут быть проблемы с самоконтролем.

Без самоконтроля, сказал Падилья-Уокер, трудно развить чувство собственного достоинства и сильные ценности или развить эмпатию. «Я думаю, что все остальные черты важны, но ни одна из них не важнее другой. Это зависит от целей родителей».

Быть примером

Многие подростки в округе Марин, штат Калифорния, пьют и веселятся, говорит Джеффри Лейкен, генеральный директор Evolution Mentoring International и автор книги «Подростковый возраст — это не болезнь: помимо пьянства, наркотиков и опасных друзей — путешествие». взрослому», который живет и практикует там. Лейкен имеет степень магистра в области консультирования по вопросам образования. Он не участвовал в исследованиях УБЯ.

Он наставляет многих молодых людей, которые вообще не злоупотребляют психоактивными веществами. Некоторые из других больше не делают. «В том возрасте, который я бы назвал очень молодым, 18 или 20 лет, они уже определили концепции, с которыми хотят жить», и делают правильный выбор, — сказал он.

Его работа часто совпадает с выводами исследований Падиллы-Уокера: он помогает детям определить сильные стороны и интересы и развивать таланты и ценности. Они развивают самоконтроль и уверенность как в своих силах, так и в своей способности принимать правильные решения и строить отношения даже с трудными людьми. У них есть цели, чувство правильного и неправильного и важные связи с другими.

Он сказал, что если родители оказывают давление на детей, чтобы они хорошо учились в школе, но игнорируют другие аспекты хорошей успеваемости, «эти дети по умолчанию становятся похожими на сверстников, которые много работают, но также и много играют. Я считаю, что родители, которые имеют четкие ценности и очень сильные и конгруэнтные в том, как они живут, которые в целом позитивны, имеют тенденцию оказывать положительное влияние» на детей. Дети, которые процветают, также имеют родителей, которые общаются в понятной, соответствующей возрасту манере. И они слушают. Ребенок, «который чувствует себя услышанным, с большей вероятностью будет продолжать говорить со мной, и я смогу наставлять его на стадии зрелости. они небезопасны», — сказал он.

Один молодой клиент рассказал ему, что его дядя и папа обычно сидели за столом после ужина и «вели бурные дискуссии о том, что происходит в мире». Он слушал и восхищался их задумчивостью и умом. «Вот каким я хочу быть», — сказал юноша.

Такое моделирование имеет значение, сказал он. Жизнь в присутствии детей, основанная на хорошей системе ценностей, «посылает мощный сигнал».

Помощь в росте

Родители и программы могут способствовать позитивному развитию молодежи, пишет Падилья-Уокер. В брифе содержатся конкретные предложения:

— Для самоконтроля детям нужно позволять немного бороться, чтобы научиться решать проблемы и справляться с разочарованием. Отцы являются важными образцами для подражания для этого. Дети также нуждаются в возможности помогать другим. Если они теряют самообладание, им нужен шанс обсудить лучшие способы справиться с ситуацией.

— Предоставление автономии, отказ от бессмысленной похвалы и излишней критики — вот способы, которыми родители могут помочь детям развить самооценку.

— Чтобы воспитывать ценности, моделируйте хорошее поведение. Будьте последовательны и четко выражайте ценности. Дети и подростки с большей вероятностью примут эти ценности, когда их не принуждают, когда они чувствуют, что к ним относятся справедливо и уважают, и когда они понимают, почему эти ценности важны.

— Эмпатия побуждает детей делать что-то, чтобы помогать другим, от обмена до волонтерства. Это поощряет хорошее поведение.

Чтобы помочь детям быть заботливыми и полезными, советы включают в себя поощрение ссорящихся братьев и сестер к пониманию чувств друг друга, обсуждение различных моделей поведения, которые они видят в фильмах, по телевизору или в книгах, и предоставление детям возможности служить и помогать другим. Опять же, важны образцы для подражания.

«Мы призываем родителей не соглашаться на то, чтобы дети просто избегали «плохого поведения», а вместо этого помогать детям встать на действительно хороший путь — путь, который в конечном итоге приведет к долгосрочному процветанию», — говорится в кратком изложении.