Характеристика на ученика 1 класса с зпр: Примерная характеристика ученика 1 класса для ПМпК | Статья (1 класс) на тему:

Содержание

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Одна из главных причин трудностей и в обучении и воспитании некоторых детей – особое состояние психического развития, которое называют задержкой психического развития. Доказано, что эта патология встречается у каждого второго учащегося, который испытывает трудности в освоении школьной программы.

Суть ЗПР заключается в том, что развитие всех психических функций отстает от нормы. В результате ограничиваются познавательные возможности, и ребенок не может успешно справляться с учебными и бытовыми задачами. Обычно эти ограничения становятся заметны при поступлении ребенка в школу.

У ребенка, испытывающего учебные трудности, ведущей деятельностью остается игра, а учебные интересы формируются с большим трудом. Произвольная сфера, предполагающая умение сосредотачиваться, усидчивость при работе над заданием, формируется слабо, поэтому ребенок быстро устает. Из-за того, что не сформированы навыки сравнения, обобщения, анализа, он не может самостоятельно, без помощи педагогов, освоить школьную программу, поэтому становится хронически неуспевающим.

Часто к трудностям в обучении добавляется неспособность освоить навыки письменной и устной речи из-за сложностей, которые ребенок испытывает при смысловом анализе. В результате он плохо овладевает навыками чтения и письма.

К учебным трудностям обычно прилагаются сложности в поведении. Нервная система у таких детей незрелая, отсутствует баланс между процессами торможения и возбуждения. Ребенок либо слишком активен, возбудим, импульсивен и агрессивен – либо, наоборот, замкнут, стеснителен, пуглив. В обоих случаях ухудшаются его отношения с другими детьми. Для выхода из такой ситуации малышу обязательно требуется помощь педагога.

Учитель должен не только знать об особенностях ребенка и ограничениях, связанных с ними, но и уметь оценить потенциал ученика. Важно знать, что при адекватной помощи, которая оказывается индивидуально, они могут правильно усвоить учебную информацию. Школьники с ЗПР имеют благоприятный прогноз, но только в том случае, если им будет оказываться грамотная коррекционная поддержка.

Типы ЗПР

Многолетние исследования позволили определить сущность  дефекта, его симптоматику, а также классифицировать ЗПР по характеру имеющихся отклонений и по степени выраженности. Выделены четыре типа задержки развития, которые будут подробно описаны ниже.

ЗПР конституционального происхождения

Задержка психического развития в данном случае обусловлена наследственностью. Для детей характерна незрелость не только психики, но и телосложения, поэтому подобную форму называют гармоническим психофизическим инфантилизмом. Дети отстают от возрастных норм в психическом развитии, преимущественно в эмоционально-волевой сфере, при том что познавательная деятельность относительно сохранна. Ученик заметен с первых школьных дней. Он довольно быстро находит друзей, проявляет любопытство, обычно к нему относятся положительно из-за непосредственности и веселого характера. Перепады настроения случаются, но обычно он весел и быстро забывает обиды.

В то же время, эмоциональные реакции школьника довольно поверхностны. По этой причине учебная мотивация сформирована недостаточно. Дети быстро адаптируются в школе, но не соблюдают правила поведения: они опаздывают на уроки, могут ходить по классу во время урока или разговаривать в полный голос.

Дети часто играют на уроках: они могут забыть взять в школу учебные принадлежности, но при этом никогда не забывают об игрушках. Изучая элементы букв, они могут дорисовывать их, чтобы получились домики или цветочки. Часто поведение такого ребенка становится причиной дезорганизации всего класса.

При таком типе ЗПР у младших школьников они становятся неуспевающими с самого начала обучения. Поскольку ребенку свойственно недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, он выполняет лишь те задания, которые ему интересны. Например, он плохо ведет себя на уроках, но становится заинтересованным и организованным, когда происходит слушание сказок или выполняются задания по рисованию.

Кроме того, для таких детей характерна недостаточная сформированность мыслительных операций, памяти, речи. Несмотря на это, прогноз у такой формы ЗПР в целом благоприятный, если педагогическое воздействие будет оказываться в игровой форме, доступной для школьника. Если установить наличие ЗПР в раннем возрасте и сразу начать коррекцию, а также пойти в школу с 8 лет, проблемы, описанные выше, могут быть исключены.

Если школьный консилиум примет соответствующее решение, ребенок может быть переведен в специальный класс с компенсирующим обучением. Если же такой класс в школе отсутствует, ребенок может быть оставлен в первом классе на второй год. Это не является для него психологической травмой – дети с подобным типом патологии легко найдут общий язык с учениками в новом коллективе. С помощью психолого-педагогической поддержки дети осваивают школьную программу, не испытывая проблем с дальнейшим обучением.

ЗПР соматогенного происхождения

Дети с такой формой заболевания рождаются здоровыми и у здоровых родителей. Причина задержки развития – заболевания, перенесенные в раннем детстве: различные тяжелые инфекции, аллергия, дизентерия. Болезни, которые протекают тяжело, снижают психический тонус.

Несмотря на то, что интеллект в целом сохранен, дети очень быстро устают на занятиях, становятся непродуктивными. Мозговая дисфункция в сочетании с другими факторами, определяющими ЗПР этого типа, приводят к психическому инфантилизму, при котором интеллект остается сохранным, в то время как эмоционально-волевая сфера незрелая.

Признаки патологии:

  • Дети с трудом адаптируются в школе. Они плохо осваиваются в коллективе, могут плакать и скучать по дому. Для таких детей характерны безынициативность, пассивность, неумение себя защитить – их могут обидеть даже младшие дети. При этом со взрослыми они проявляют вежливость.
  • Неспособны самостоятельно организовать свои действия, нуждаются в руководстве.
  • Сниженная мотивация, отсутствие интереса к занятиям, неумение преодолевать трудности, возникающие в процессе учебной деятельности.
  • Могут давать нелепые ответы, если находятся в состоянии утомления.
  • Для детей характерны отказы отвечать, которые происходят из-за того, что они боятся дать неправильный ответ.
  • Дети становятся вялыми, они много внимания уделяют своему самочувствию. Повышенное утомление вызывает головную боль, боли в области сердца, которые дети используют как повод для отказа от участия в деятельности. При этом учитель не может дифференцировать, когда ребенок действительно болен, а когда его состояние ложное.
  • Дети слишком критично относятся к своим ошибкам, остро переживают неудачи.

Все перечисленные особенности становятся препятствием для успешного обучения детей, как и пропуски занятий по якобы болезни. При том, что они не заинтересованы в учебе, такие дети становятся хронически неуспевающими.

Детям, у которых диагностирована ЗПР соматогенного происхождения, необходимо систематическая помощь педагогов и психологов.

Наиболее целесообразный вариант – их обучение в школах санаторного типа, а если их нет в регионе – в классах компенсирующего обучения.

ЗПР психогенного происхождения

Соматически такие дети здоровы, у них нормальное физическое развитие, однако большинство из них имеет мозговую дисфункцию. Главная причина психического инфантилизма – социально-психологические факторы, в первую очередь – неблагоприятны условия, в которых они воспитываются.

Примером детей с подобными отклонениями можно назвать многих воспитанников Домов ребенка. В их детстве отсутствовало материнское тепло, а социальная среда, в которой они воспитывались, отличалась однообразием. Эти факторы часто приводят к тому, что темпы психического развития замедляются, в результате снижается интеллектуальная мотивация, поведение становится несамостоятельным, а отношения – инфантильными.

Часто подобная форма ЗПР наблюдается и у детей из неблагополучных семей, к которым относятся также семьи с авторитарным стилем воспитания.

Ребенок может расти в ситуации эмоционального отторжения, которое сочетается со вседозволенностью. Аффективность поведения может стимулировать и образ жизни родителей (например, пьянство). Условия, в которых растет ребенок, превращаются в психотравмирующий фактор, который стимулирует формирование психического инфантилизма в аффективной форме.

Это состояние часто становится основой для формирования асоциального поведения, особенно с учетом того, что ребенок растет в атмосфере конфликтов и ссор. Родители подавляют психику ребенка, постоянно травмируют ее, в результате формируются пассивность, несамостоятельность, повышенная тревожность.

В процессе учебной деятельности дети испытывают сложности с анализом, они не могут разделять существенные и несущественные признаки предметов, не могут найти сходства, испытывают сложности с использованием обобщающих понятий. Для интеллектуальной сферы характерна пассивность, детское внимание неустойчиво, им неинтересна продуктивная деятельность.

Для поведения характерны индивидуализм в сочетании с агрессией или, напротив, покорность и желание приспособиться. Все это приводит к формированию дезадаптации. Однако если будет организован индивидуальный подход, а учитель проявит заинтересованность в обучении ребенка, он сможет устранить пробелы в знаниях и обучаться в обычной школе.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Эта форма заболевания обнаруживается обычно в первые недели после поступления в начальную школу. Из-за поздней диагностики усложняется коррекция, поэтому ее эффективность не так заметна, как при предыдущих типах патологии.

ЗПР церебрально-органического происхождения имеет в основе поражение ЦНС и изменения в созревании структур головного мозга. Наиболее распространенные причины таких поражений:

  • патологии при беременности, в том числе перенесенные матерью инфекционные заболевания, тяжелый токсикоз;
  • родовые травмы;
  • асфиксия плода;
  • тяжелые болезни, перенесенные ребенком в первый год жизни, особенно инфекции головного мозга;
  • ЧМТ.

Одно из характерных проявлений этой формы ЗПР – церебральная астения, для которой свойственны быстрая утомляемость, непереносимость долгой езды на автомобиле, снижение концентрации внимания и памяти. У детей снижена познавательная деятельность, по этому показателю они приближаются к олигофренам. Дети усваивают информацию фрагментами, часто становятся хронически неуспевающими уже на первом году обучения.

К отставанию в интеллектуальном развитии добавляется эмоциональная незрелость с более выраженными проявлениями, чем у детей с другими типами ЗПР. Проявления психической незрелости:

  • некритичность;
  • несамостоятельность;
  • снижение мотивации;
  • внушаемость;
  • быстрая утомляемость.

Дети не умеют строить взаимоотношения, не контролируют эмоциональные реакции в отдельных ситуациях. Ведущим мотивом деятельности является игра. Поведение часто заторможенное или, наоборот, слишком возбудимое. Выделяют несколько разновидностей этой формы ЗПР, в зависимости от того, насколько поражены ткани мозга, они будут описаны ниже.

Тормозной вариант органического инфантилизма

К этому типу относят детей, для которых свойственна умственная утомляемость. Они часто отключаются во время уроков, несмотря на то, что внешне могут выполнять учебную деятельность – например, читают, но смысла прочитанного текста не понимают. Изменения, однако, можно заметить и внешне – например, ребенок часто кладет голову на парту, а концу 3 урока полностью не может включиться в работу. Очень важно правильное составление расписания уроков, чтобы предметы, требующие умственного напряжения, чередовались с более простыми.

Прочие характеристики детей с такой патологией:

  • слабые способность к выстраиванию ассоциаций;
  • обедненный словарный запас;
  • склонность замыкаться при сложностях.

Очень важно, чтобы педагог, работающий с такими детьми, проявлял не только профессиональные, но и личностные качества. Для обучения школьников в ЗПР необходимо терпение, способность учитывать реактивные возможности ребенка. Эти же качества требуются и от родителей. Они, помимо прочего, должны организовать режим дня, чтобы ребенок мог отдохнуть после учебной деятельности. Важно обеспечить полноценное питание, возможности для прогулок и игр перед тем, как ребенок приступит к выполнению домашнего задания.

Как правило, такие дети понимают свое отставание в учебе, поэтому для них характерен сниженный эмоциональный фон, заниженная самооценка, нередко – нелюбовь к школе вплоть до отвращения. Педагоги и родители должны предъявлять к нему адекватные требования, стимулировать, хвалить за успехи.

Неустойчивый вариант органического инфантилизма

Подобная форма наблюдается при гиперактивном типе ММД. Дети кажутся импульсивными, с высокой двигательной активностью. Они не могут сидеть на месте, постоянно отвлекаются, а поступки кажутся бессмысленными. Он может постоянно что-то трогать, ломать пачкать вещи.

Ребенок не может долго сосредотачиваться на умственной работе, подчиняться дисциплине. Ему трудно сосредотачиваться, действовать целенаправленно. Особенно сложной для него оказывается деятельность, требующая самоконтроля и внимания.

Внешняя расторможенность сопровождается повышенной утомляемостью, возникающей вследствие умственной деятельности. При этом, когда он устает от умственного труда, он переключается на физическую деятельность – например, начинает отвлекаться и отвлекать одноклассников, может ходить по классу во время урока. Попытки учителей выработать усидчивость оказываются неэффективными – он боится, пытается себя сдерживать, но это приводит только к аффективным вспышкам.

Подобное поведение вызывает неприязнь со стороны одноклассников и учителей. Однако важно понимать, что дело не в нежелании ребенка подчиняться правилам, а в том, что они в силу своих особенностей не могут соответствовать требованиям дисциплины.

Исследователи считают, что одна из причин трудностей в обучении у детей с подобным типом ЗПР – недостаточное развитие систем, которые отвечают за возможность целенаправленно удерживать внимание. Ребенок не способен концентрироваться на чем-либо в течение длительного времени и последовательно выполнять определенные действия. Это обусловлено недостаточностью высших психических процессов.

Особенности поведения сказываются на отношениях не только с учителями, но и со сверстниками. Для детей с ЗПР свойственны возбудимость, импульсивность, аффективные реакции. Они могут начать драку или сломать предмет, попавший к ним в руки в момент агрессии. Все это ухудшает коммуникацию со сверстниками, ребенок часто становится изгоем в классе.

Педагоги должны сделать все возможное, чтобы коллектив принял ребенка. Для этого необходимо проводить психологические тренинги для формирования продуктивного взаимодействия. Если этого не сделать, то в подростковом возрасте ребенок начнет искать референтную группу, которая признает его значимость. Такой поиск может привести его в асоциальную компанию, для участников которой характерно дивиантное поведение.

В то же время нужно учитывать, что двигательная расторможенность с возрастом будет уменьшаться. Если вовремя обеспечить ребенку принятие и организовать грамотную коррекцию, высока вероятность, что нарушения будут исправлены.

Гиперактивный вариант ММД особенно часто проявляется в младшем школьном возрасте, в подростковом же его проявления более стертые, поэтому важно начать коррекцию, когда ребенок еще маленький. При этом возможно назначение медикаментозного лечения – в первую очередь, лекарственных средств, которые влияют на обменные процессы в ЦНС.

Характеристика основных групп детей с ЗПР демонстрирует, что это явление отличается неоднородностью.  Несмотря на различия, для детей характерны общие черты:

  • недостаточная зрелость эмоционально-волевой сферы;
  • снижение уровня познавательной деятельности;
  • нарушение поведения, вплоть до девиантных форм;
  • несформированность готовности к освоению знаний.

Диагностика

Особенно сложной считается диагностика ЗПР церебрально-органического генеза, однако независимо от формы патологии проводится опрос родителей. В процессе беседы врач узнает о течении беременности и родов, а также о фактах, которые могли оказать влияние на формирование ЗПР. Родители должны проинформировать специалиста об особенностях поведения ребенка в общественных местах.

В процессе диагностики обязательно осматривается сам ребенок, проводятся тесты, которые позволяют выявить уровень развития психических процессов. Одним из этапов становится нейропсихическая диагностика, которая позволяет определить особенности заболевания и его форму.

Лечение и профилактика

Лечение начинается после того, как будут выявлены индивидуальные особенности детей с ЗПР, обычно это происходит в дошкольном возрасте. Лечение должно продолжаться до тех пор, пока ребенок не сможет обучаться наравне со сверстниками. При этом привлекается несколько узких специалистов, в том числе:

  • психологи;
  • логопеды;
  • неврологи;
  • педиатры;
  • психиатры;
  • дефектологи.

Основную роль играет мотивация взрослых и их вовлеченность в процесс коррекции ЗПР. Очень важна их помощь ребенку, поскольку основная нагрузка по решению проблемы ляжет на них. Коррекционная работа с детьми, имеющими ЗПР церебрально-органического генеза, должна проводиться в специальных школьных или дошкольных учреждениях. Важно, чтобы они работали по образовательным программам VII типа.

Для коррекционного обучения используются учебники для общеобразовательных школ, но специальные программы, в соответствии с которым количество изучаемого материала сокращается. Также сокращается продолжительность занятий, что связано с психофизическими особенностями детей.

Для профилактики необходимо тщательное планирование беременности, соблюдение графика обследований во время ожидания ребенка. Кроме того, рекомендуется:

  • предотвращать развитие инфекционных заболеваний у детей в раннем возрасте;
  • обеспечить благоприятную атмосферу в процессе воспитания малыша и его взросления;
  • обращаться к врачу при любом подозрении на отставание ребенка в развитии.

Чем раньше будет обнаружена патология и начато лечение, тем больше шансов, что ребенок сможет обучаться наравне со сверстниками.

Прогнозы

Полностью избавиться от последствий ЗПР церебрально-органического происхождения невозможно, поскольку причиной в этой случае становится органическое поражение ЦНС. Однако можно минимизировать проявления патологии, если вовремя начать коррекции совместными усилиями специалистов и родителей.

Дети воспринимают информацию медленнее, чем сверстники, но они обучаемы, если получат помощь со стороны взрослых. Важно постоянно отслеживать поведение ребенка и его реакции на получаемую информацию. В случае обнаружения отклонений нужно обращаться к специалистам. Адекватная коррекция поможет ребенку догнать сверстников в подростковом возрасте.


Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

  • незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

  • истощаемость психических функций;

  • отставание в развитии психомоторных функций;

  • низкая интеллектуальная продуктивность;

  • недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

  • низкая прочность запоминания;

  • неумение применять дополнительные средства запоминания;

  • эмоциональная неустойчивость;

  • низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

  • недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

  • инертность мыслительной деятельности;

  • длительный период приема и переработки информации;

  • нарушения пространственной ориентировки;

  • стремление избегать трудности;

  • отсутствие самоконтроля.

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

  • способность пользоваться оказанной помощью;
  • способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

  • способность понимать условие простой задачи;

  • способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

  • способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

  • активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

  • заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

  • способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

  • интерес театральному и изобразительному искусству;

  • стремление к творческому самовыражению;

  • любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР


Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Задачи Методы Содержание работы
Развить диалогическую речь Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх

Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

Сформировать речевую инициативу и самостоятельность Игра «Зоологический музей»

Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

Сформировать умение говорить от лица другого персонажа «Игровой диалог» Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения Игра «Телефонный разговор» Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ


Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

●социально-коммуникативное развитие

●познавательное развитие

●речевое развитие

●художественно-эстетическое развитие

●физическое развитие

●сенсорное развитие

●познание окружающего мира.

Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

Задачи Метод Содержание
Развить мелкую моторику Упражнение «Катание карандаша» Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями

Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.


Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены.
Оптимизировать речевую моторику

Различные виды массажа рук.

Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.


Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка.

Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».


Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку».
Восстановить вестибулярно-моторный аппарат Упражнения «Прыжки»

Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.


Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе


Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР


Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.

  • Т. Н. Ситникова. Математика. 1 класс.
  • С. С. Минаева, Л.О. Рослова, Л. И. Федорова, В.А. Булычева Математика.  1 класс. Часть1.
  • Т. Н. Максимова. Литературное чтение.1 класс.
  • И. Ф. Яценко. Обучение грамоте. 1 класс.
  • Сборник интернативных тестов по русскому языку. Интерактивный тренжер

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР


I Организационный компонент

1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

2. Перечень использованных нормативных документов.

3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

4. Цели учителя.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

«Математика».

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Т.Н. Максимова. Математика.  1 класс.

Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

Страница не найдена — Школы округа Персидского залива

Опубликовано 20 октября 2022 г.

111111111111111111111110, 17 -го, 2023 @ 5:3011111111111111111111111110. 17 -го, 2023 @ 5:30111111111111111111111111111110. 2023333 @ 5:30 9007.
Событие
PSJHS
WHS
BACCALAUREATE
, 17 -е, 2023 @ 5:30.
Выпускной
18 мая 2023 г., 7:00 по восточному поясному времени
19 мая 2023 г., 7:00 по центральному поясному времени

Опубликовано 8 июня 2021 г.

FortifyFL — это инструмент для сообщения о подозрительной деятельности, который позволяет мгновенно передавать информацию в соответствующие правоохранительные органы и администрацию школы.

 


Опубликовано 8 июня 2021 г.

https://apps.apple.com/us/app/gcsb-community-app/id1570904521

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.focusschoolsoftware.community.gulf

Найдите «GCSB Community App» в своем приложении Apple или в магазине Google Play

Опубликовано 17 мая 2021 г.

Регистрация:

  1. www.paec.org
  2. Нажмите на EPDC
  3. SELECT «Семейная конференция 2021»
  4. Следуйте подсказкам для регистрации

Связывание доктора Дженнифер Адамс в [электронная почта.

Электронная почта доктора Дженнифер Адамс

Уменьшите количество проблемного поведения этим летом.


Повышайте комплаенс дома.

Опубликовано 14 мая 2021 г.

Федеральная комиссия по связи (FCC) объявляет о начале программы экстренного предоставления широкополосного доступа: процесс подачи заявок открыт 12 мая 2021 г.

временная скидка на ежемесячные счета за широкополосный доступ для соответствующих категорий потребителей с низким доходом. Соответствующие критериям домохозяйства могут зарегистрироваться у утвержденного поставщика услуг широкополосного доступа или на сайте GetEmergencyBroadband.org. Процесс подачи заявок начался 12 мая 2021 г., и домохозяйства, соответствующие критериям, могут получить:

  • Скидка до 50 долларов в месяц на услуги широкополосного доступа и аренду соответствующего оборудования
  • Единовременная скидка до 100 долларов на ноутбук, планшет или настольный компьютер (при доплате более 10 долларов) но меньше 50 долларов).

На семью допускается только одна ежемесячная скидка на обслуживание и скидка на одно устройство. Правила программы признают, что по одному и тому же адресу может проживать более одного домохозяйства, имеющего право на получение помощи.

Дополнительная информация о программе EBB доступна в этом обзорном модуле. Помощь в подаче заявки на участие в программе можно получить в Центре экстренной поддержки широкополосного доступа по электронной почте [email protected] или по телефону (833) 511-0311.

App л.у. Раннее! Программа EBB завершится, когда будут исчерпаны средства или через 6 месяцев после того, как Министерство здравоохранения и социальных служб США объявит о прекращении чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, связанной с коронавирусной болезнью 2019 (COVID-19), в зависимости от того, что наступит раньше.

Управление по уходу за детьми
Управление по делам детей и семей
Министерство здравоохранения и социальных служб США
Здание Мэри Э. Свитцер, четвертый этаж, MS 4425
330 C Street, S.W.
Вашингтон, округ Колумбия 20201
Общий номер офиса: (202) 690-6782
Факс: (202) 690-5600
Общий адрес электронной почты: [email protected]
Веб-сайт: http://www. acf.hhs.gov/programs/occ


Опубликовано 11 мая 2021 г.


Опубликовано 13 апреля 2021 г.

Вы учащийся (в возрасте 16–21 год) с инвалидностью, обучающийся в средней школе или по программе домашнего обучения?

Хотели бы вы развить или улучшить свои лидерские качества и навыки самозащиты?

Вам интересно, как выглядит поступление в колледж, трудоустройство и/или независимая жизнь?

Тогда виртуальный Флоридский молодежный форум лидеров (YLF) для вас!

Приглашаем вас подать заявку на изменяющий жизнь, увлекательный и интерактивный виртуальный форум

21–25 июля 2021 г. //floridacils.org/youth-leadership-forum

Вопросы?

Электронная почта Джейн Джонсон [электронная почта защищена] или Сара Голдман [электронная почта защищена]


Опубликовано 6 апреля 2021 г.

Опубликовано 10 марта 2021 г.

Опубликовано 8 марта 2021 г.

Руководство по использованию права на сохранение оценок и права на специальное образование для решения проблемы потери учебного времени

В то время как штаты, округа и отдельные школы готовятся к 2021–2022 учебному году, многие борются с бесчисленными проблемами, связанными с потерянным учебным временем и другими COVID-19. -19сбои в обучении. Некоторые школы могут рассмотреть возможность использования удержания или оценки для услуг специального образования в качестве способа устранения этих пробелов в навыках. Национальная ассоциация школьных психологов (NASP) выступает против использования удержания в качестве стратегии вмешательства для уменьшения учебных потерь во время пандемии COVID-19 и призывает проявлять осторожность в отношении предположения о том, что услуги специального образования являются подходящим способом решения проблемы обучения в связи с COVID-19. потеря. Хотя это выходит за рамки этого документа, общешкольная социальная и эмоциональная поддержка будет иметь основополагающее значение для академического обучения и вмешательства.

Учебные потери

Опыт учащихся во время дистанционного обучения сильно различался; однако школам следует исходить из того, что учащиеся потеряли около 25% учебного времени в 2019–2020 учебном году (NASP, 2020). Оценить потерянное учебное время в 2020–2021 учебном году в национальном масштабе сложнее, учитывая, что штаты и округа различаются по использованию очных, виртуальных и гибридных моделей обучения, а также по характеру и качеству обучения. инструкция. Таким образом, широкое влияние учебных потерь остается неизвестным, хотя ограниченные исследования показывают более значительное влияние на математику по сравнению с чтением (Kuhfeld et al., 2020) и более значительное негативное влияние на цветных учащихся (Dorn et al., 2020).

Хотя существующие исследования показывают, что некоторые учащиеся добились меньших успехов в учебе, чем ожидалось, мы можем не знать всех последствий перерывов в обучении из-за COVID-19 и потери учебного времени из-за отсутствия данных об оценке. Из-за сроков закрытия школ данные о проверках и оценке ответственности в конце года могут быть недоступны за 2019–2020 учебный год (NASP, 2020), а имеющиеся данные могут быть получены не в типичных условиях. Таким образом, школы должны с осторожностью относиться к принятию важных решений на основе этих данных и реагировать на них с учетом культурных особенностей, основанных на фактических данных, общешкольных вмешательств для устранения любых выявленных пробелов в академических навыках. Более целенаправленные вмешательства должны быть также предоставлены тем учащимся, которым требуется более интенсивная академическая поддержка. NASP настоятельно предостерегает от использования отдельных показателей (например, стандартизированных тестов в конце года) для принятия важных решений, включая удержание учащихся или рассмотрение права на получение специального образования.

Влияние удержания на успеваемость учащихся

Удержание — дорогостоящее вмешательство, практически не свидетельствующее об улучшении долгосрочных академических результатов. Большинство исследований эффективности сохранения оценок, проведенных за последние четыре десятилетия, не подтверждают его эффективность в устранении академических дефицитов (например, Andrew, 2014; Fruehwirth et al., 2016; Hwang & Cappella, 2019; Jimerson, 2001). На самом деле повторение класса до поступления в среднюю школу увеличивает риск того, что учащийся бросит учебу, даже если учитывать другие переменные, включая общую успеваемость и дисциплинарные достижения (Hughes et al., 2018; Jacob & Lefgren, 2009).; Стернс и др., 2016). Более того, оставшиеся учащиеся из меньшинств отсеиваются непропорционально чаще, чем их белые сверстники (Hughes et al., 2018).

Имеются также свидетельства значительных расовых различий в показателях удержания. Цветные учащиеся подвергаются большему риску быть удержанными, независимо от характеристик школы, таких как наличие школьных ресурсов или того, находится ли школа в городе, пригороде или сельской местности (Peguero et al., 2018). Использование удержания как способ борьбы с COVID-19учебные потери могут усугубить существующее неравенство в успеваемости и образовательных возможностях; особенно с учетом того, что учащиеся из меньшинств и малообеспеченных слоев населения непропорционально сильно пострадали от COVID-19 (CDC, 2020). Например, эти учащиеся с меньшей вероятностью будут иметь доступ к широкополосному Интернету и другим вспомогательным средствам, необходимым для участия в дистанционном обучении (Chandra et al., 2020), и с большей вероятностью потеряют доступ к важнейшим школьным услугам. Удержание не должно использоваться для исправления разрозненного доступа к школьному обучению и школьной поддержке. Эта неэффективная стратегия может усугубить эти потери, а не способствовать обучению учащихся и их долгосрочным академическим результатам.

Несмотря на негативные последствия, связанные с удержанием, во многих штатах действуют законы об обязательном удержании, некоторые из которых были приняты в ответ на COVID-19. Эти мандаты могут привести к тому, что сотни тысяч студентов будут оставлены, что приведет к неисчислимым академическим и социальным последствиям для студентов. Кроме того, эти мандаты создадут более крупные классы, которые могут подвергнуть округа опасности на долгие годы. Мы настоятельно призываем штаты отказаться от этих обязательных требований к хранению и вместо этого сосредоточить усилия на реализации соответствующих научно обоснованных вмешательств для удовлетворения академических потребностей.

Учитывая ограничения и потенциальные негативные последствия сохранения оценок, а также многочисленные доказательства того, что целевые вмешательства помогают отстающим учащимся улучшить их успеваемость (Peguero et al., 2018), школам следует рассмотреть альтернативы сохранению оценок для учащихся, испытывающих затруднения академически. В частности, школьные команды должны учитывать следующее, прежде чем удерживать учащегося.

  • Многие исследования подтверждают, что удержание студентов не является эффективной стратегией решения проблемы академического дефицита (например, Andrew, 2014; Fruehwirth et al., 2016; Hwang & Cappella, 2019).; Джимерсон, 2001).
  • В обычных обстоятельствах сохранение оценок не рекомендуется, за исключением очень редких ситуаций, когда учащийся пропустил большое количество учебных дней (NASP, 2011).
  • Учащиеся, чья успеваемость значительно ниже, чем у одноклассников, нуждаются в учитывающем культурные особенности, интенсивном индивидуальном плане вмешательства с частым мониторингом успеваемости (Stevenson & Reed, 2017). Этот план должен включать привлечение специалистов и соответствующих поставщиков соответствующих услуг по мере необходимости.
  • Семьи должны внести свой вклад, когда рассматривается возможность удержания учащегося.
  • Единого оценочного балла (например, стандартизированного оценивания на конец года) недостаточно для принятия такого решения, особенно после периода срыва учебного процесса. Следует учитывать несколько источников данных.
  • Решения о сохранении не должны просто приводить к повторному повторению одной и той же учебной программы. Оставшимся учащимся потребуется интенсивная интервенционная поддержка, которая выходит за рамки повторения материала.

Соображения по поводу специального образования

Будет важно отличать потребность в дополнительной помощи из-за потери обучения и других нарушений обучения, связанных с COVID-19, от трудностей, вызванных неспособностью к обучению. Учащиеся, подозреваемые в нарушении образовательного процесса, должны быть обеспечены усиленным вмешательством или специальной образовательной оценкой в ​​соответствии с федеральными, государственными и окружными политиками. Однако нецелесообразно рассматривать специальные образовательные услуги как вмешательство или стратегию ускоренного обучения для решения проблем с учебными потерями. Учебный дефицит из-за потери обучения должен решаться иначе, чем дефицит, возникший в результате инвалидности. Школьные психологи не должны входить в период невмешательства со школами, а вместо этого помогать учителям повышать уровень их основных инструкций, чтобы уменьшить пробелы в академических навыках. Школьные психологи могут помочь учителям в планировании и проведении мероприятий для всего класса и небольших групп, чтобы предоставить инструкции по приобретению и вмешательства для навыков, которые являются основополагающими для последующего обучения в каждом классе (NASP, 2020).

Мы предлагаем следующие пункты, чтобы помочь школам, поскольку они планируют решать уникальные академические проблемы, связанные с COVID-19, в контексте услуг специального образования.

  • Школы должны работать над восстановлением высококачественного основного обучения с содержанием на уровне класса для каждого учащегося в сочетании с надежной многоуровневой системой поддержки (MTSS) даже в виртуальной или гибридной среде обучения.
  • Несколько источников данных (например, данные скрининга, измерения на основе учебной программы, данные мониторинга успеваемости, образцы работ, портфолио) должны быть интегрированы со стандартизированными результатами оценивания для оценки обучения учащихся. Воздержитесь от использования одной метрики (например, стандартизированного теста, скрининга в определенный момент времени) в качестве основы для принятия важных решений, включая удержание и рассмотрение вопроса о специальном обучении.
  • Учтите, что у большинства учащихся в 2019–2020 и 2020–2021 учебных годах были те или иные нарушения в обучении. Используйте несколько источников данных, чтобы различать академические пробелы, связанные с закрытием школ из-за COVID-19, и те, которые связаны с подозрением на инвалидность. Школьные команды должны использовать данные до пандемии, если они доступны, в дополнение к текущим данным для обоснования этих решений.
  • Чтобы широко решить проблему потерь в обучении, школам следует проводить общеклассные мероприятия по чтению и математике для всех учащихся, а также проводить мониторинг успеваемости для выявления учащихся, которым может потребоваться более интенсивное обучение.
  • Группы принятия решений могут использовать полученные данные об успеваемости учащихся, чтобы определить, кто действительно нуждается в диагностической оценке, индивидуальном обучении и, возможно, в оценке приемлемости. Контроль дозы обучения позволяет этой идентификации происходить быстрее и гибче, чем это было бы возможно в противном случае. Можно принять решение о необходимости более интенсивного академического вмешательства всего после 4 недель хорошо реализованного общеклассного вмешательства (NASP, 2020).
  • Постоянное профессиональное развитие, связанное с дифференцированным обучением и общеклассным вмешательством, поможет школьному персоналу лучше удовлетворять различные потребности учащихся.

Заключение

NASP предостерегает от использования удержания или специального обучения в качестве вмешательства при потере успеваемости, связанной с пандемией. Существуют существенные исследования, выступающие против использования удержания в типичных обстоятельствах, и поэтому его не следует применять после широкомасштабных сбоев в обучении. Если необходимо рассмотреть вопрос об удержании для конкретных учащихся, важно, чтобы семьи участвовали в принятии этого решения с высокими ставками, рассматривались несколько источников данных, а повторная оценка включала доступ к высококачественному обучению и интенсивному вмешательству.

Школьные психологи должны продолжать выступать против использования сохранения оценок и особенно против политики округа и штата, которая предписывает сохранение учащихся исключительно или преимущественно на основе результатов стандартизированных тестов. Специальное образование следует рассматривать для учащихся, у которых есть подозрения на нарушение способности к обучению или которые не реагируют на высококачественные целевые вмешательства. MTSS будет иметь решающее значение для решения проблемы учебных потерь, связанных с пандемией, и поможет определить, какие учащиеся нуждаются в диагностической оценке, более интенсивной или индивидуальной поддержке и, возможно, в оценке приемлемости. Школьные психологи могут использовать свой опыт для поддержки таких усилий и будут иметь решающее значение для удовлетворения как академических потребностей, так и потребностей в области психического здоровья, связанных с пандемией.

Ссылки

Эндрю, М. (2014). Последствия рубцевания при удержании в начальной школе? Исследование совокупного преимущества в образовательной карьере. Социальные силы, 93 (2), 653–685. https://doi.org/10.1093/sf/sou074

Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2020). Получено с: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/community/health-equity/racial-ethnic-disparities/index.html

Чандра С., Чанг А., Дэй Л. , Фазлулла, А., Лю, Дж., Макбрайд, Л., Мудалиге, Т., и Вайс, Д. (2020). Преодоление цифрового разрыва в системе K–12 в эпоху дистанционного обучения . Common Sense Media и Boston Consulting Group. https://www.commonsensemedia.org/sites/default/files/uploads/pdfs/common_sense_media_report_final_7_1_3pm_web.pdf

Дорн, Э., Хэнкок, Б., Саракацаннис, Дж., и Вирулег, Э. (2020). COVID-19 и потери в обучении: неравенство растет, и учащимся нужна помощь. Маккинзи и компания. https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/covid-19-and-learning-loss-disparities-grow-and-students-need-help.

Fruehwirth, J.C., Navarro, S., & Takahashi, Y. (2016) Как сроки сохранения оценок влияют на результаты: выявление и оценка изменяющихся во времени эффектов лечения. Журнал экономики труда, 34 (4), 979–1021.

Хьюз, Дж. Н., Уэст, С. Г., Ким, Х., и Бауэр, С. С. (2018). Влияние раннего удержания класса на окончание школы: проспективное исследование. Журнал педагогической психологии, 110 (7), 974–991. https://doi.org/10.1037/edu0000243

Hwang, S.H.J., & Cappella, E. (2019) Переосмысление удержания в начальной начальной школе: изучение долгосрочных академических и психосоциальных результатов. Journal of Research on Educational Effectiveness, 11 (4), 559–587, http://doi.org/10.1080/19345747.2018.1496500

Джейкоб, Б. А., и Лефгрен, Л. (2009) Эффект удержания оценок по окончании средней школы. Американский журнал прикладной экономики, 1 (3), 33–58.

Джимерсон, С. Р. (2001). Метаанализ исследования удержания оценок: значение для практики в 21 веке. School Psychology Review, 30 , 420–437. https://doi.org/10.1080/02796015.2001.12086124

Кухфельд М., Тарасава Б., Джонсон А., Рузек Э. и Льюис К. (2020). Обучение во время COVID-19: первоначальные выводы об успеваемости и росте учащихся в чтении и математике. СВА. Получено с: https://www.nwea.org/content/uploads/2020/11/Collaborative-brief-Learning-during-COVID-19.NOV2020.pdf

Национальная ассоциация школьных психологов. (2020). Соображения относительно академических оценок и вмешательств по возвращении в школу [раздаточный материал]. https://www.nasponline.org/return-to-school-academic

Национальная ассоциация школьных психологов. (2011). Сохранение оценок и социальное продвижение (Позиция). https://www.nasponline.org/x26820.xml

Пегуэро, А. А., Варела, К. С., Марчбэнкс, Т., Блейк, Дж. Дж., и Исон, Дж. М. (2018). Школьное наказание и образование: расовые/этнические различия с сохранением оценок и роль городской жизни. Городское образование, 56 .