Характеристика типов темперамента в психологии таблица: Темперамент: виды и характеристика. Типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик

Содержание

Профессиональная ориентация Темперамент и выбор профессии!!!

Версия для слабовидящих

  • Главная
  • Новости
  • Новость

Профессиональная ориентация Темперамент и выбор профессии!!!

07.02.2023  Обычная важность


Профессиональная ориентация Темперамент и выбор профессии!!!


Самостоятельная проверка типа темперамента.
Как определить свой темперамент
Психологи выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Обычно человека не относят к одному типу в чистом виде, а выделяют два доминирующих. Определить тип темперамента помогут психологические опросники. 
Существует три официальных теста, которые обычно используют психологи: 

  1. Личностный опросник Айзенка. Этот опросник наиболее часто используют психологи для определения типа темперамента. Он состоит из 57 вопросов, в которых нужно на представленные ситуации отвечать «да» или «нет». Есть две версии этого теста — обе рабочие и отличаются только списком вопросов. 
  2. Формула темперамента по Белову. Этот тест показывает, какой тип темперамента доминирует и процентное соотношение остальных в вашем характере. 
  3. Опросник Стреляу. Опросник состоит из 134 вопросов и изучает три основных характеристики типа нервной деятельности: уровень силы процессов возбуждения, уровень силы процессов торможения и уровень подвижности нервных процессов.

Как связаны профессии с темпераментом человека

Каждая профессия требует от человека определенных психофизических данных — склада ума, особенностей поведения и характера, скорости реагирования, склонностей, привычек.

Где-то требуется умение быстро переключаться с одной задачи на другую или вообще работать в режиме многозадачности. В другом месте необходимо тщательное и кропотливое исполнение одних и тех же действий.
Один вид деятельности требует моментального принятия решений (например, работа авиационным диспетчером или водителем), а другой — тщательного обдумывания, анализа исходных данных и выбора оптимального варианта из всех возможных. Наиболее продуктивное выполнение рабочих обязанностей напрямую зависит от темперамента человека.
Многие незаслуженно недооценивают этот фактор, а зря — именно он награждает нас определенными характеристиками и склонностями, определяет предрасположенность к конкретным видам деятельности. Скорректировать его сложно, а порой и невозможно. Логичнее будет использовать в работе сильные стороны своего темперамента. 
При неправильном выборе профессии, когда она противоречит врожденным особенностям человека, страдать будет и он сам, и качество выполняемой работы. Человек, который привык к постоянной смене впечатлений, к активности, не сможет скрупулезно выполнять однообразную, рутинную работу. А тот, кто привык погружаться в работу с головой, не сможет качественно выполнять обязанности, требующие постоянной смены деятельности.
Поэтому при выборе специальности очень важно понять, какому темпераменту наиболее соответствует психотип личности человека. И исходя из этого делать осознанный выбор. Лучше всего, если это произойдет еще до поступления в учебное заведение, чтобы годы, затраченные на обучение, не пропали даром.
 

Практическое занятие по психологии для студентов медицинского колледжа «Темперамент»

Форма организации учебного процесса – практическое занятие.

Цели занятия: Создать условия для формирования:

— общих компетенций: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия; вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

— профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности: проводить диагностические исследования; проводить контроль эффективности проводимых мероприятий; организовывать здоровьесберегающую среду

Уровни освоения учебного материала:

Данное теоретическое занятие предусматривает деятельность обучающихся, направленную на усвоение нового материала, обобщение и систематизацию имеющихся знаний под руководством и по инструкции, т.е. 2 (репродуктивный) уровень освоения учебного материала.

На данном уровне изучения темы «Индивидуальные особенности человека: темперамент» студенты должны:

уметь: определять тип темперамента; оперировать психологическими терминами.

знать: основные понятия, теоретические подходы к изучению темперамента; его свойства, характеристику типов.

Образовательные задачи занятия:

учить студентов определять и учитывать индивидуальные особенности темпераментов пациентов в профессиональной деятельности;

— содействовать развитию общеучебных умений и навыков студентов;

— развивать умение анализировать и классифицировать факты, делать обобщенные вывозы;

— воспитывать желание применять теоретические знания на практике.

— способствовать формированию у студентов личностной мотивации к изучению темы;

— формировать чувство осознанной профессиональной ответственности при работе в команде, осуществлении само и взаимоконтроля.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент – 5 мин.

II.Актуализация опорных знаний студентов:

1. Проверка домашнего задания —5 мин.

2. Работа в группах – 15 мин.

III. Самостоятельная работа студентов.

1. Методика определения типа темперамента —20 мин.

2. Решение психологических задач (с обсуждением) — 15 мин.

3. Составление рекомендаций по учету индивидуальных особенностей темперамента пациентов в профессиональной деятельности (в малых группах) – 15 мин.

IV. Контроль конечного уровня знаний студентов –10 мин.

V.Подведение итогов занятия — 5 мин.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент – 5 мин.

II. Актуализация опорных знаний студентов

:

Тема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом. В повседневной жизни мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивые, а другие медлительные, застенчивые, неторопливые, что люди, попадая в одни и те же ситуации, ведут себя по-разному. Однако за этим большим разнообразием поведенческих реакций и поступков проступают некоторые общие схемы или типы поведения.

Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки — одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…». Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей.

О чем идет речь? (темперамент). Как вы думаете, какой цели мы должны с вами достичь?

 

— Давайте вспомним основные теоретические аспекты темы.

 

Что такое темперамент? (Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.)

— Зачем будущему медработнику необходимо знание типов темперамента? (профессия человек-человек требует учета типов темперамента).

 

 

— Кто является родоначальником теории темперамента?

 

1.     Работа в группах (проверка домашнего задания).

1 группа: Деление людей на темпераменты возникло еще в античные времена. Первое упоминание о темпераментах мы встретим в Древней Греции. Замечательный древнегреческий врач Гиппократ (5–4 век до нашей эры) говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, лимфа, желтая и черная желчь.

У разных людей они смешаны по-разному: верное сочетание соков приносит здоровье, а неверное — болезнь.

Само понятие темперамент, в переводе с древнего латинского языка, значит «соразмерность», правильная мера. При нормальном, не чрезмерном слияние соков, считали древние, любой темперамент хорош и здоров.

2 группа: Мы расскажем об исследованиях темперамента в Древнем Риме. Гален (2 век нашей эры) выделил девять темпераментов, но в обиход вошли только четыре из них. В каждом главенствовал какой-нибудь из четырех соков. Своим типам темпераментов Гален дал древнеримские имена: «сангвис» — кровь, «флегма» — лимфа, «холе» — желчь и «мехайно холе» — черная желчь. Эти корни сохранены и до наших дней. Так что, можно сказать, что названия темпераментов — это одни из самых древних психологических понятий.

3 группа:

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724-1804) разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

4 группа: И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента. Классификация И. П. Павлова — наиболее полный и признанный подход к пониманию темпераментов на данном этапе.

Павлов пришел к выводу, что разница в темпераментах зависит от разницы в протекании главных нервных процессов — нервного возбуждения и торможения (мы уже упоминали о них на предыдущем уроке).

Три главных свойства возбуждения и торможения:

1.                 Сила или ее антипод слабость;

2.                 Уравновешанность — неуравновешанность;

3.                 Инертность или подвижность.

Сила зависит от выносливости и работоспособности нервной системы. Уравновешанность — это их сравнительная характеристика, сравнение силы, скорости и чувствительности. Подвижностью возбуждения и торможения Павлов назвал скорость, с которой один нервный процесс переходит в другой.

Сам И. П. Павлов говорил, что сочетание всех этих свойств может дать 24 типа темпераментов, но предпочел ограничиться классической типологией.

Сангвиник — выносливый (сильный), уравновешанный и подвижный тип нервной системы. Поэтому он энергичен, бодр, легко приспосабливается к обстановке, людям, не боится жизненных трудностей.

Флегматик — выносливая (сильная) и уравновешанная нервная система, но процессы возбуждения и торможения замедленны. Такой человек спокоен, основателен, нетороплив. Приспосабливается к обстановке и людям труднее и медленнее, а поэтому не любит менять условия жизни, склонен к постоянству привычек и интересов. Из-за стойкости нервов, он хорошо сопротивляется кризисам и любым трудным условиям.

Холерик — нервная система неуравновешенна: возбуждение бурное и подвижное, а торможение ослаблено. Т.е. сильный в возбуждении и маловыносливый в торможении. Такой человек энергичен, деятелен, энергия из него «бьет ключом». Он быстр на решения, действия, ориентировку. Может быть находчивым и изобретательным. В тоже время холерик вспыльчив, несдержан, ему часто не хватает самообладания. Труднее всего таким людям приспосабливаться к обстановке, к людям (а точнее, к их недостаткам). Это свойство рождает в нем раздражение, которое отравляет жизнь ему и его окружению.

Меланхолик — очень чувствительная и маловыносливая нервная система. Силы возбуждения и торможения ослаблены, подвижность понижена. Такой человек труднее всех приспосабливается к условиям и переносит недостатки близких людей. Но его повышенная чувствительность делает его добрее, мягче, мирным и преданным человеком.

 

1. — Послушайте притчу “Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю”.

1 странник — “Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать — до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет”, – приговаривал он сквозь слезы.

2 странник — “Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!” – горячился второй, дубася кулаком в ворота.

3 странник — “Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка”, – успокаивал попутчиков третий.

4 странник — “Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем”, – взял в свои руки инициативу четвертый.

Все странники поворачиваются к ведущему с вопросом: “Почему мы всегда на все обстоятельства в жизни реагируем по-разному? И сейчас, стоя у закрытых ворот, и когда работу свою выполняем, и когда веселимся, и когда спорим.

 

— Назовите основные типа темперамента.

·                     Вопрос — кто из путников кто? 1 – меланхолик, 2 – холерик, 3 – флегматик, 4 – сангвиник.

 

2. Составим схему типов темперамента. (работа у доски, выбрать соответствующие характеристики)

 

3. — Выполните задание. С опорой на иллюстрации определите тип темперамента и дайте краткую характеристику. Иллюстрация вывешивается на доску и с помощью прилагательных (определений) под ними в таблицу записываются характеристики темперамента. (столбиком)

 

сангвиник

холерик

меланхолик

флегматик

Общительный

Вспыльчивый

Угрюмый

Пассивный

Открытый

Неспокойный

Тревожный

Осторожный

Разговорчивый

Агрессивный

Пессимистичный

Рассудительный

Доступный

Импульсивный

Замкнутый

Мирный

Беспечный

Активный

Тихий

Сдержанный

Живой

Оптимистичный

Робкий

Надежный

Беззаботный

Переменчивый

Ранимый

Ровный

лидирующий

 

 

Спокойный

Вывод: Мы вспомнили характеристику типов темперамента.

4. Пословицы.

Поспешишь – людей насмешишь. (сангвиник)

Не торопись умом, торопись делом. (холерик)

Семеро одного не ждут. (флегматик)

Не робей воробей, дерись с вороной. (меланхолик).

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (сангвиник)

Не зная броду, не лезь в воду. (холерик)

Тише воды, ниже воды. (меланхолик)

Под лежачий камень и вода не течет. (флегматик)

 

5. Самостоятельная работа студентов.

1. Методика определения типа темперамента20 мин.

Вам предложен текст методики по определению типа темперамента Вам необходимо:

а) выбрать высказывания, которые характеризуют ваши особенности и обвести эти порядковые номера кружочком;

б) почему высказывания разделены на 4 блока?

Определите, о каком типе темперамента идет речь в каждом блоке, и название запишите внизу под каждым блоком.

Определение своего темперамента

Итак, если вы:

1. не усидчивы, суетливы;

2. не выдержаны, вспыльчивы;

3. нетерпеливы;

4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми, 5. решительны и инициативны,

6. упрямы:

7. находчивы в споре;

8. работаете рывками;

9. склонны к риску;

10. незлопамятны и необидчивы;

11. обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями речью;

12. неуравновешенны и склонны к горячности;

13. агрессивный забияка,

14. нетерпимы к недостаткам;

15. обладаете выразительной мимикой;

16. способны быстро действовать и решать;

17. неустанно стремитесь к новому;

18. обладаете резкими и порывистыми движениями;

19. настойчивы в достижении поставленной цели;

20. склонны к резким; сменам настроения,

то вы чистый….

Если вы:

1. веселы и жизнерадостны;

2. энергичны и деловиты;

3. часто не доводите начатое дело до конца,

4. склонны переоценивать себя,

5. способны быстро схватывать новое; 6. неустойчивы в интересах и склонностях;

7. легко переживаете неудачи и неприятности;

8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9. с увлечением беретесь за любое дело;

10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

12. тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;

13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

14. выносливы и работоспособны;

15. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

16. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

17. обладаете всегда бодрым настроением;

18. быстро засыпаете и пробуждаетесь;

19. несобранны, проявляете поспешность в решениях;

20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться, то вы, конечно, чистый….

Если вы:

1. спокойны и хладнокровны;

2. последовательны и обстоятельны в делах;

3. осторожны и рассудительны;

4. умеете ждать;

5. молчаливы и не любите попусту болтать;

6. обладаете спокойной, размеренной речью, с остановками без резко выраженных эмоций;

7, сдержанны и терпеливы;

8. доводите начатое дело до конца;

9. не растрачиваете попусту сил;

10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;

11. легко сдерживаете порывы;

12, мало восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

14. постоянны в своих отношениях и интересах;

15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

16. ровны в отношениях со всеми;

17. любите аккуратность и порядок во всем;

18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19. обладаете выдержкой;

20. чувствуете скованность в общении с новыми людьми,

то вы, вне сомнения, чистый…..

Если вы:

1. стеснительны и застенчивы;

2. теряетесь в новой обстановке;

3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

4.не верите в свои силы,

5. легко переносите одиночество,

6. склонны ходить в себя;

7. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

8. быстро утомляетесь;

9. обладаете слабой, тихой речью;

10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11, впечатлительны до слезливости;

12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. предъявляете высокие требования к себе и к окружающим;

14. склонны к подозрительности, мнительности;

15. болезненно чувствительны и легко ранимы;

16. скрытны и необщительны

17 чрезмерно обидчивы;

18. малоактивны и робки.

19, безропотно покорны;

20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих,

то вы, конечно, чистый…..

– проверяем ….

в) Посчитайте сколько кружочков у вас в каждом блоке отдельно и результат по каждому блоку запишите рядом с названием типа темперамента. Наибольший результат по одному, двум блокам характеризует ваш тип темперамента.

– Поднимите руку:

  • Холерики
  • Сангвиники
  • Меланхолики
  • Флегматики

Выводы: преобладают студенты в группе __________ темперамента.

2. Мы с вами говорили о том, что чистых типов темпераментов практически не встречается, поэтому я предлагаю вам поработать с расширенным кругом темпераментов, предложенным Г. Айзенком. В круге для каждого из темпераментов предлагается свой набор из 8 психологических черт (примерный, упрощенный). Оцените, насколько те или иные черты присутствуют в вашей личности и поставьте рядом либо плюс, либо минус. Сосчитайте плюсы в перечне каждого из темпераментов и определите соотношение темпераментов в вашей личности. Поясните полученные результаты.

Поработайте с расширенным кругом темпераментов, предложенным Г. Айзенком. В круге для каждого из темпераментов предлагается свой набор из 8 психологических черт (примерный, упрощенный). Оцените, насколько те или иные черты присутствуют в вашей личности и поставьте рядом либо плюс, либо минус. Сосчитайте плюсы в перечне каждого из темпераментов и определите соотношение темпераментов в вашей личности. Поясните полученные результаты.

Круг темпераментов

Меланхолик

Холерик

Флегматик

Сангвиник

раздражительный

обидчивый

надежный

живой

пессимистичный

поддающийся
настроению

пассивный

открытый

необщительный

спокойный

доступный

неподатливый

оптимистичный

вдумчивый

беззаботный

тревожный

беспокойный

размеренный

разговорчивый

сдержанный

возбудимый

целенаправленный

любящий
удобства

спокойный

агрессивный

миролюбивый

рассудительный

порывистый

старательный

инициативный

интроверт

активный

общительный

неустойчивый

экстраверт

устойчивый

 

– Мы научились определять тип темперамента. Вы сможете в дальнейшем в своей работе определять тип темперамента окружающих вас людей? (с помощью методики и наблюдения)

— А для чего это нужно? Чему нужно научиться? (Учитывать индивидуальные особенности темперамента в профессиональной деятельности).

6. Работа в группах, ситуации по карточкам.

Задания:

Смоделируйте тактику поведения и общения медицинского работника в следующих ситуациях.

 

1. Учитель жалуется школьной медицинской сестре на  ученика Сашу, который выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителем, прерывает его различными восклицаниями. На любой вопрос готов отвечать, недодумав, поэтому часто отвечает невпопад. В досаде или раздражении легко выходит из себя. Говорит громко, пишет размашисто, почерк неровный.

 

2. К врачу обратилась бабушка: «Моему внуку 5 лет. Гуляя с ним на площадке, смотрю на чужих детей и честно говоря, завидую – они весело играют друг с другом, легко находят общий язык между собой. Вадик напоминает мне маленького старичка: он может часами играть один или просто сидеть  на скамейке. Я с болью думаю, неужели он так всегда будет один? Как мне помочь внуку?».

 

3.  В коллектив терапевтического отделения пришла новая медсестра. Она отличается спокойствием и серьезностью. При выполнении какого-нибудь задания обстоятельно обдумывает его. Работу выполняет хорошо, но медленно. Из-за этого у нее возникают конфликты.

 

4. Стремительность и  порывис­тость пациента сразу обращают на себя внимание. Его сразу можно выделить по выразительной мимике, энергичной жестикуляции. Отвечает торопливо,   захлебываясь   словами, резко  жестикулируя.  Не умеет себя сдерживать, часто срыва­ется, по ничтожным поводам вспыхивает, как порох, говорит дерзости. Когда остынет, осознает, что нельзя так поступать.

Каждая группа зачитывает рекомендации, объясняет.

Задание для остальных студентов: слушать, проверять, быть готовым дополнить, исправить.

 

Какой вывод можно сделать? (Не следует ставить задачу изменить тип темперамента. Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны, необходимо это учитывать).

 

7. Заполните таблицу положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента.

 

8. Блиц-опрос.

1. Кто является родоначальником учения о темпераменте?

2. Темперамент – это врожденное или приобретенное свойство личности?

3. Какой тип высшей нервной деятельности лежит в основе холерического темперамента?

4. Какому типу темперамента соответствует слабый тип нервной системы?

5. Можно и нужно ли изменять тип темперамента?

 

Рекомендации.

Помните, что темперамент не определяет социальную ценность человека, поскольку от него не зависят роковым образом мировоззрения и убеждения человека, его склонности, содержание интересов, отношение к людям, к труду, к учебе, самому себе и т.д. Свойства темперамента — это природные свойства, и относиться к ним надо так же, как вы относитесь к природным явлениям — солнечной и дождливой погоде, зиме или весне. И точно так же, как «у природы нет плохой погоды», так у природы нет «плохих» или «хороших» темпераментов. Для одного дела, одной профессии более благоприятен один тип темперамента и менее — другой, а для другого дела, другой профессии — все может обстоять совсем наоборот.

Отсюда сделаем важный вывод: не следует стремиться к переделке у себя тех свойств темперамента (а тем более — типов!), которые по тем или иным причинам кажутся вам «плохими». Так не долго и сломать себя. Гораздо важнее учитывать свойства и тип своего темперамента: полнее использовать сильные стороны, а слабость обращать в силу. Как думать и что делать, если вы хотите использовать свои сильные стороны, а свою слабость обратить в силу? Попробуйте применить следующие три правила.

Правило первое: как можно точнее определите свой тип темперамента. Не хитрите сами с собой!

Правило второе: найдите себе такое дело, для успеха в котором нужен именно ваш тип темперамента, а «слабые» свойства вашего темперамента как раз и будут обеспечивать успех.

Правило третье: взявшись за дело, настойчиво и непрерывно ищите и совершенствуйте свой собственный «почерк» его ведения, собственный стиль профессионального общения делового человека в зависимости от особенностей своего темперамента. Никого не копируйте!

 

 

 

V. Подведение итогов занятия — 5 мин.

Как вы думаете, достигли мы поставленных целей?

Рефлексия.

Варианты ответов:

Сегодня на уроке я…

1.   Я узнал……

2.   Я теперь могу……..

3.   Мне было трудно……

4.   Мне было интересно….

 

Оценка работы группы и знаний отдельных студентов.

V. Домашнее задание

1. На практике провести диагностику типа нервной системой одного пациента.

2. Проанализировать результаты диагностики и написать рекомендации учителю на основе полученных сегодня знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разница между личностью типа А и типа В (со сравнительной таблицей)

В зависимости от личности людей можно разделить на две категории, т. е. личность типа А и личность типа Б. Это наиболее распространенный стрессор на индивидуальном уровне, который объясняет два разных типа личности. Известно, что они влияют на возможность возникновения у человека проблем со здоровьем, таких как болезни сердца. Тип А люди высококонкурентны, самокритичны. Они постоянно стремятся к цели, не обращая особого внимания на усилия и достижения.

С другой стороны, люди типа B обычно более терпимы, расслаблены и вдумчивы, чем люди типа A. Итак, если вас беспокоит, какой тип личности вы носите, взгляните на отрывок из статьи и назовите себя. Это также может помочь понять разницу между ними.

Содержание: Тип личности А против личности типа Б

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Концепция
  5. Видео
  6. Заключение

Сравнительная таблица

Основание для сравнения Тип А Индивидуальность Тип В Индивидуальность
Значение Тип личности склонен к стрессу, спешке, нетерпелив и быстр во всем, что он делает. Тип личности В – это человек, менее подверженный стрессу, спокойный и спокойный.
Природа Чувствительный и активный Светоотражающие и инновационные
Уровень терпения Низкий Высокий
Темперамент Кратковременный Уравновешенный
Конкурентный Высококонкурентный Менее конкурентный
Многозадачность Делает несколько дел одновременно. Выполняет одно действие за раз.
Уровень стресса Высокий Низкий
Нехватка времени Сталкивается с давлением из-за нехватки времени Не зависит от нехватки времени.

Определение типа личности А

Тип личности А подразумевает темперамент, который склонен к стрессу, связан с управлением временем. Они амбициозны, жестко организованы, трудолюбивы, тревожны, очень озабочены своим статусом, враждебны и агрессивны. Люди, обладающие личностью типа А, имеют следующие модели поведения:

  • Они быстро двигаются, ходят и едят.
  • Отлично справляется с многозадачностью.
  • Самоуправляемый чувствует себя виноватым, когда расслабляется.
  • Нетерпелив к ходу вещей, не любит ждать.
  • У них плотный график и нет времени наслаждаться жизнью.
  • Использует нервные жесты, такие как сжатый кулак или удары рукой по столу.
  • Они отличники, выступают выше номинала.
  • Они нелегко принимают неудачи.

Определение личности типа Б

Личность типа Б меньше подвержена стрессу, легко идет на подъем, постоянно работает, наслаждается достижениями, имеет скромные амбиции и живет настоящим моментом. Они общительны, креативны, вдумчивы, медлительны. Люди, обладающие личностью типа B, связаны со следующими поведенческими чертами:

  • Их не волнует время.
  • Они соревнуются ради удовольствия, а не ради победы.
  • Кроткий.
  • Никогда не спешит и не имеет срочных сроков.
  • Не хвастается.
  • Сосредоточьтесь на качестве, а не на количестве.
  • Расслабьтесь и живите без стресса.

Основные различия между типами личности А и типа В

Фундаментальные различия между типами личности А и типа В приведены ниже:

    что бы они ни делали. Тип личности Б — это человек, который менее подвержен стрессу, терпелив, расслаблен, легок на подъем и лишен спешки.
  1. Люди типа А, как правило, чувствительны и активны. С другой стороны, люди типа B склонны к рефлексии и творчеству по своей природе.
  2. Люди типа А нетерпеливы, а люди типа Б — полная противоположность.
  3. Что касается темперамента, то личность типа А вспыльчива, тогда как личность типа Б уравновешена.
  4. Люди типа А очень конкурентоспособны. Напротив, люди типа B больше сосредоточены на получении удовольствия от игры, а не на победах и поражениях.
  5. Человек, обладающий личностью типа А, может делать несколько дел одновременно. В отличие от людей типа Б, которые могут делать что-то одно за раз.
  6. Уровень стресса у людей с типом А обычно выше, чем у людей с типом В.
  7. Ограничение времени сильно влияет на людей типа А, так как оно оказывает на них давление. В отличие от людей типа B, которые не страдают от него.

Концепция

Концепция личности типа А и типа Б была придумана двумя Американский кардиолог Мейер Фридман и Рэй Х. Розенман , в год 1976 . В своем исследовании они обнаружили, что люди с типом личности А, вероятно, будут страдать ишемической болезнью сердца в дальнейшей жизни.

Кроме того, в 2012 , Американский журнал общественного здравоохранения опубликовал статью Марка Паттрикрю и других из UK о том, что предыдущее исследование финансировалось табачными компаниями и типы личности не имеют ничего общего с сердечными заболеваниями.

Видео: Тип А против Типа Б

Заключение

Таким образом, из приведенного выше обсуждения вы, возможно, определили, какой тип личности принадлежит вам. Если вы принадлежите к типу личности А, вам нужно быть более осторожным, поскольку они более склонны к сердечным заболеваниям по сравнению с людьми типа Б. Эти два типа личности диаметрально противоположны друг другу: один не любит неудачи и усердно работает, чтобы их избежать, а на других они даже не влияют.

Наука о пяти основных типах личности

Марк Лири, доктор философии, Университет Дьюка

Английский язык содержит более 3000 слов, которые относятся к различным характеристикам личности. Это показывает, в какой степени мы все думаем и говорим о личностных характеристиках людей.

Но наличие всех этих слов на самом деле создает проблему для изучения и понимания личности. (Изображение: XiXinXing/Shutterstock)

Выделение пяти основных типов личности

Понятно, что не существует 3000 различных характеристик личности. Многие из этих слов — в любом языке — являются синонимами или почти синонимами одних и тех же признаков. Итак, если кто-то нервничает большую часть времени, мы можем сказать, что он нервный человек, что он встревожен, напряжен или невротичен. Эти слова могут иметь несколько разные оттенки значения, но все они относятся к одной и той же характеристике.

С таким количеством различных слов, которые относятся к характеристикам личности, исследователи столкнулись с серьезной проблемой, пытаясь выяснить, сколько основных черт личности существует на самом деле. Какова большая пятерка черт личности?

Это стенограмма из серии видео Почему ты такой, какой ты есть: исследования человеческой личности . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.

Это оказалось удивительно сложной задачей, и еще более сложной она стала из-за того, что не все личностные качества одинаковы. Некоторые характеристики более важны, чем другие, для понимания поведения людей и прогнозирования важных результатов в жизни людей, таких как характер их отношений с другими людьми, степень успеха в достижении своих целей, их психологическое благополучие и состояние здоровья. их здоровье.

Чтобы понять поведение человека, зная, насколько он надежен и честен, полезнее, чем знать, аккуратен он или возбудим.

Например, знать, надежен ли человек или честен, обычно говорит вам больше о том, на что он похож, чем о том, аккуратен он или возбудим. Они объясняют большую изменчивость в поведении людей и имеют более важные последствия для жизни людей. Это помогает нам понять поведение человека, выбор, который он делает, и то, как он ладит с другими людьми.

Узнайте больше: что такое личность?

Психологические исследователи и факторный анализ

Когда исследователи-психологи начали заниматься вопросом об основных чертах личности в 1930-х и 40-х годах, они обратились к недавно разработанной статистической процедуре, называемой факторным анализом. Факторный анализ — это статистический метод, который можно использовать для определения основных параметров, лежащих в основе набора переменных, которые коррелируют или связаны друг с другом. Понимание того, что он делает, важно для понимания основных черт личности.

Факторный анализ — это статистический метод, который можно использовать для определения основных параметров, лежащих в основе набора переменных, которые коррелируют или связаны друг с другом.

Представьте, что мы попросили большое количество людей оценить себя по 100 характеристикам, описывающим различные аспекты личности. Они оценивают себя по таким словам, как восторженный, критичный, надежный, тревожный, сдержанный, сочувствующий, небрежный, спокойный, общительный, напористый, творческий и, может быть, даже возбудимый.

Мы могли бы предложить людям оценить себя по всем 100 из этих характеристик по пятибалльной шкале, которая варьируется от «совсем нет» до «чрезвычайно».

Теперь представьте, что мы сопоставили оценки людей по каждой паре этих 100 характеристик. Корреляция  – это статистика, которая говорит нам, насколько сильно две переменные связаны друг с другом. Например, среди всех наших респондентов мы могли бы рассчитать корреляцию между оценками людей, насколько они полны энтузиазма и насколько они напористы. Эта корреляция показала бы нам, насколько сильно оценки энтузиазма людей связаны с их оценками уверенности в себе.

Анализ корреляций между характеристиками людей дает представление о чертах личности. (Изображение: desdemona72/Shutterstock)

Затем мы могли бы рассчитать корреляцию между каждой парой из этих 100 оценок — это 4950 различных корреляций, которые показывают, насколько сильно каждая из этих 100 характеристик связана с каждой из других характеристик.

Если мы посмотрим на все эти корреляции между оценками людей по 100 характеристикам, мы обнаружим, что некоторые характеристики сильно коррелируют друг с другом, а другие — нет.

Узнайте больше: Черты, формирующие ваше мышление

Например, то, как люди оценивают себя по характеристике «надежный», вероятно, сильно коррелирует с тем, как они оценивают себя по характеристике «организованность». Люди, на которых можно положиться, также склонны быть организованными, а люди, на которых нельзя положиться, также склонны к неорганизованности. Следовательно, эти два рейтинга надежности и организованности, вероятно, будут сильно коррелировать друг с другом.

Когда вы обнаружите, что оценки по одной характеристике сильно коррелируют с оценками по другой характеристике, разумный вывод состоит в том, что эти две оценки отражают одну и ту же базовую характеристику. Если люди, которые высоко оценивают себя на 9 0218 X постоянно высоко оценивают себя на Y , тогда, возможно, X и Y вовсе не две разные вещи, а скорее две оценки одной и той же общей характеристики.

Теперь, если бы мы действительно посмотрели на таблицу из 4950 корреляций между оценками людей по 100 характеристикам, мы не смогли бы многое понять, но именно здесь вступает в действие факторный анализ. Факторный анализ собирает информацию о том, как все эти рейтинги коррелируют друг с другом и математически определяют, сколько основных черт измеряется. Таким образом, факторный анализ был незаменимым инструментом для выявления основных черт личности из сотен слов, которые мы используем для описания личности.

Факторный анализ берет информацию о том, как все эти рейтинги коррелируют друг с другом, и математически определяет, сколько основных характеристик фактически измеряется.

«Большая пятерка»

К 1980-м годам сформировался высокий уровень консенсуса в отношении того, что человеческая личность характеризуется только пятью основными чертами личности. Эти пять черт стали известны как «Большая пятерка», и они были в центре внимания невероятного количества исследований. Существует много других черт, но эти пять признаны наиболее важными чертами для понимания личности и поведения людей. Но прежде чем мы обсудим эти 5 черт, что же такое черта личности?

Что такое черта характера?

(Изображение: StunningArt/Shutterstock)

Как психологи используют этот термин, черта личности — это внутренняя психологическая характеристика, которая включает в себя тенденцию реагировать определенным образом.

Подумайте о своем поведении: вы обычно общительны или более сдержанны в социальных ситуациях? Вероятно, вы не всегда являетесь одним из них — иногда вы более общительны, а иногда более сдержанны. Но если бы мы следовали за вами и наблюдали за вами во многих различных ситуациях, мы, вероятно, обнаружили бы, что вы проявляете склонность к тому или иному склонению.

Вы можете быть более общительными или более сдержанными. Тот факт, что вы проявляете особую склонность в том, как вы реагируете на разные ситуации, предполагает, что вы обладаете какой-то психологической характеристикой или, возможно, набором характеристик, которые предрасполагают вас реагировать тем или иным образом. Поэтому мы бы сказали, что у вас есть черта, которая предрасполагает вас к общительности, сдержанности и т. д.

По определению, понятие черты подразумевает, что человек проявляет определенную степень последовательности в своих мыслях, чувства или поведение в различных ситуациях.

Если у вас есть определенная черта, мы должны увидеть вашу тенденцию реагировать определенным образом в различных ситуациях. Конечно, даже если у людей есть какая-то черта, они не всегда ведут себя одинаково. Разные ситуации требуют разного поведения, и люди, которые все время действуют одинаково, не приспосабливаются к требованиям конкретных ситуаций.

Как бы вы ни были общительны, иногда нужно быть сдержанным; и каким бы сдержанным вы ни были обычно, ситуации иногда требуют от вас быть общительным. Итак, ничто в понятии черты не предполагает, что человек все время действует одинаково; это было бы признаком расстройства личности. Опять же, наличие черты просто означает, что люди проявляют склонность реагировать определенным образом.

…наличие черты просто означает, что люди проявляют склонность реагировать определенным образом.

Понятие черты также предполагает определенную степень постоянства во времени реакции людей. Черты личности людей могут и меняются со временем, по крайней мере, в определенных пределах. Но в краткосрочной перспективе мы видим стабильность в их чертах. Если в этом месяце вы склонны к общительности, мы вряд ли обнаружим, что через несколько месяцев вы стали постоянно замкнутым. Это может произойти, например, если люди переживают травматическое событие, но при нормальных обстоятельствах личность со временем демонстрирует значительную стабильность.

Узнайте больше о постоянстве и стабильности личности

Разница между личностной чертой и типом личности

Черту можно визуализировать как измерение или континуум, и люди могут попасть в любое место по измерению черты от очень низкого до очень высокий. Когда психологи измеряют какую-либо конкретную черту, люди могут получить баллы от очень низких до очень высоких. Например, в случае стремления к ощущениям баллы по одному показателю стремления к ощущениям могут варьироваться от 0 до 409.0005

Напротив, когда мы говорим о типе личности, мы разделяем людей на небольшое количество дискретных категорий или групп, иногда только на две. Вместо того, чтобы давать вам баллы по непрерывному показателю поиска ощущений, мы могли бы просто классифицировать вас как человека с низким или высоким уровнем поиска ощущений, или мы могли бы классифицировать вас как доминирующего или подчиненного человека, как человека с депрессией или без депрессии, или как экстраверт против интроверта.

В каждом случае мы классифицировали вас как тип человека — низкий искатель ощущений, доминирующий человек, интроверт или что-то еще — путем помещения вас в категорию.

Исследователи личности почти никогда не говорят о типах, потому что настоящих типов личности почти никогда не существует.

Исследователи личности редко говорят о типах, потому что настоящих типов личности почти никогда не существует. То есть не так много психологических характеристик, по которым люди естественно и чисто попадают в ту или иную категорию. Вместо этого люди отличаются друг от друга на всех уровнях континуума черт.

У вас и у вашего соседа может быть низкий уровень поиска острых ощущений, но, возможно, вы намного ниже, чем у вашего соседа, и исследователи хотят измерить и объяснить эту разницу. Помещение вас обоих в категорию искателей острых ощущений отбрасывает большое количество информации и нюансов, которые важны для понимания поведения людей.

Что такое тест индикатора Майерс-Бриггс?

Многие люди в какой-то момент своей жизни использовали индикатор типов Майерс-Бриггс. Майерс-Бриггс широко используется, чтобы помочь людям понять свою личность, особенно в рабочих организациях, чтобы помочь сотрудникам понять, чем они отличаются от своих коллег. Это помогает людям распознавать различия в том, как люди подходят к ситуациям и проблемам, и, таким образом, помогает людям работать вместе более эффективно.

Индикатор типа Майерс-Бриггс (Изображение: Джейк Бич/общественное достояние)

Но индикатор типа Майерс-Бриггс, как следует из его названия, является индикатором типа. Он говорит вам, к какому типу людей вы относитесь, по четырем характеристикам: экстраверт или интроверт, ощущение или интуиция, мышление или чувство, суждение или восприятие. Вам не нужно понимать, что означают эти термины, но после того, как люди берут Майерс-Бриггс, они получают четырехбуквенный код, который сообщает им, к какому из 16 типов они относятся.

Если вы проходили Майерс-Бриггс, вы, вероятно, помните свой тип — вы ISTJ, INFP, ESTP или кто-то еще, и этот код отражает ваш тип.

Майерс-Бриггс весьма полезен как способ дать людям представление о себе и других людях. Это не только дает людям представление о своей личности, но также помогает людям понять других. Например, как только я осознаю, что у нас с коллегой разные подходы к миру, что мы разные типы, я могу работать с этими различиями, а не просто предполагать, что коллега упрям, не любит меня или психически неуравновешенный.

Частично полезность Майерс-Бриггс на рабочем месте заключается в его подходе, основанном на типах. В практических целях людям легче мыслить категориями личностей, а не чертами континуума. Однако для научного понимания не только типы сильно искажают природу личности, но и характеристики, измеренные Майерс-Бриггс, нелегко сопоставить с основными чертами личности, которые были обнаружены в ходе исследования личности. Хотя это практический инструмент, исследователи редко используют индикатор типа Майерс-Бриггс.

Общие вопросы о пяти основных типах личности

В: Какие типы личности считаются пятью основными типами?

Пять основных типов личности: добросовестность, экстраверсия, открытость, доброжелательность и невротизм.