Характерологический тест айзенка: Тест (психология, 5 класс) по теме: Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
Методика экспресс-диагностики
характерологических особенностей личности
Подготовила: Джолдугулова Надия Анварбековна,
педагог-психолог МБОУ г.Астрахани «СОШ № 27»
e-mail: [email protected]
Источник: Детская психодиагностика и профориентация / Ред. сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 384 с.
В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов на основе шкалы невротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.
Этапы работы:
- Проведение теста Айзенка.
- Подсчет результатов.
- Градация результатов по таблице типов.
- Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.
Данная методика была преобразована для облегченной и быстрой обработки данных.
Подросткам предлагается бланк с таблицей и вариантами ответов:
да – «+», нет – «-», когда как – «±».
Экстраверсия (Э)= | Невротизм (Н) = | Ложь = |
Инструкция (для психолога): «На предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером».
Опросник Айзенка.
- Любишь ли ты шум и суету возле себя?
- Ты всегда находишь быстрый ответ?
- Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
- Часто ли у тебя меняется настроение?
- Ты всегда делаешь, так как тебе говорят?
- Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
- Можешь ли ты рассказать о себе, что ты веселый, живой человек?
- Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
- Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
- Тебе можно доверить любую тайну?
- Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»)?
- Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
- Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
- Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось все хорошо?
- Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
- Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
- Ты часто шутишь и рассказываешь смешные рассказы своим друзьям?
- Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
- Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
- Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
- Ты обычно весел и всем доволен?
- Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
- Ты часто чувствуешь себя усталым?
- Обидчив ли ты?
- Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
- Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
- Ты обычно быстро принимаешь решения?
- У тебя бывают головокружения?
- Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
- Ты всегда ешь то, что тебе подают?
- Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
- Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывании?
- Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
- Тебе часто снятся страшные сны?
- Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
- Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
- Ты любишь часто ходить в гости?
- Тебя легко огорчить?
- Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
- Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
- Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
- Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
- Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
- Бывают ли такие моменты, когда тебя о чем-нибудь просят?
- Ты когда-нибудь говорил неправду?
- Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
- Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
- Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
- Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
- Любишь ли ты иногда похвастаться?
- Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
- Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
- Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
- Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
- Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
- Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
- Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
- Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
- Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
- Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
КЛЮЧ
За ответ «да» начисляется 1 балл, «когда как» — 0,5 баллов и «нет» — 0 баллов.
Экстраверсия (Э)= | Невротизм (Н)= | Ложь = |
- Экстраверсия (Э):
«Да»: 1,2,6,7,11,12,16,17,21,22,26,27,31,32, 36,37,41,42,46.
«Нет»: 47,51,52,56,57.
- Невротизм (Н):
«Да»: 3,4,8,9,13,14,18,19,23,24,28,29,33,34,38,39,43,44,448,49,53,54,58,59.
- Ложь:
«Да»: 5,10,15,20,25,30.
«Нет»: 35,40,45,50,55,60.
Нормативы для подростков 12-17 лет:
экстраверсия (Э): 11 – 14 баллов;
невротизм (Н): 10 – 15 баллов;
ложь: 4 – 5 баллов.
ТАБЛИЦА ТИПОВ
№ | Данные по тесту Айзенка |
Э в баллах | Н в баллах |
Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.
Пройдя тест на темперамент Айзенка, вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив.
Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента):
Инструкция.
Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).
Стимульный материал к Личностному опроснику Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).
- Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?
- Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?
- Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
- Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
- Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
- Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?
- Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться:
Характерологические проявления. Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.
Путь коррекции. Воспитателей беспокоят мало, а значит, всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе – повысить самооценку, привлекая внимание группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Необходимо подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.
Характерологические проявления. Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется общей любовью. Однако поверхностен, беспечен, прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результата (увлекается, но быстро остывает).
Пути коррекции. Воспитателей беспокоят мало, а значит, всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе – повысить самооценку, привлекая внимание группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Необходимо подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.
Характерологические проявления. Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми на равных. Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активную противоборствующую позицию. Не выносит безразличия к себе.
Пути коррекции. Основная тактика – подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует выяснять отношения в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже, в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходимо дать возможность проявить организаторские способности, а также реализовать энергетический потенциал (спортивные достижения и т.п.).
Характерологические проявления. Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительное вемя, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто бывает склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию.
Пути коррекции. Стремиться поддержать. Оградить от насмешек. Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными.
Характерологические проявления. Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит, и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.
Пути коррекции. Остро нуждается в повышении самооценки, это разрушает безразличие и повышает уровень притязаний, а, следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.
Характерологические проявления. Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Склонен к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям.
Пути коррекции. Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Этоповысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.
Характерологические проявления. Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализирующий.
Пути коррекции. В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться помочь раскрепоститься, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чейлибо авторитет.
Характерологические проявления. Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличен к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов.
Пути коррекции. Главная задача – активизировать потребность к деятельности. Найти занятие, способное заинтересовать его (скорее это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.
Характерологические проявления. Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонен к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Не развито умение выносить адекватные оценки и самооценки. Часто не имеет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив
Пути коррекции. Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию на полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то – поступить в вуз и т. п.). Однако в этом случае необходимо распла нировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Подростка данного типа желательно ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.
Характерологические проявления. Артистичен. Любит рассказывать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен.
Пути коррекции. Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать до клоунства.
Характерологические проявления. Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто бывает эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.
Пути коррекции. Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но нуждается в контроле. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». В случае необходимости можно допускать коллективную критику.
Характерологические проявления. Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.
Пути коррекции. Лидер по натуре, как в эмоциональной, так и в деловой сфере. Необходимо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.
Характерологические проявления. Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Как правило, не имеет высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла ставит бытовые потребности. Преклоняется перед подвижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.
Пути коррекции. Цель старшего – держать подростка «в рамках», так как тот склонен зазнаваться, подчинять себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая их положительные личностные качества. Можно предложить роль организатора, при этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эстетическое воспитание.
Характерологические проявления. Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым проявлением превосходства. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Легко утомляется.
Пути коррекции. Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно – с иронией. Нужно дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.
Характерологические проявления. Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто бывает хмурым, раздражительным. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях – подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятен. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.
Пути коррекции. Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрить за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.
Характерологические проявления. Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, отличается критическим складом ума. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто бывает не уверен в себе.
Пути коррекции. В подходе желательны оберегающий режим, поощрения при одноклассниках, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.
Характерологические проявления. Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи.
Пути коррекции. Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эстетические склонности, поддерживать увлечения (поощрять, интересоваться, предлагать выступить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний).
Характерологические проявления. Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный поддерживать слабых, предпочитает интимно-дружеские контакты. Настроение чаще бывает спокойное, пониженное. Скромный. Застенчив. Не уверен в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях.
Пути коррекции. Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно, доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, которыми в данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми). Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки.
Характерологические проявления. Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно-деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, малоэмоциональный. Иногда бывает отвлечен от реальности.
Пути коррекции. У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-либо работу с высокой личной ответственностью (деятельность должна быть связана больше с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.
Характерологические проявления. Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Ценит престиж. Часто бывает фальшив. Практичен.
Пути коррекции. Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство – в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Необходимо вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.
Характерологические проявления. Очень энергичен, жизнерадостен. Любимец публики. Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, неутомимы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.
Пути коррекции. Требуют доброжелательного отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше почаще предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, а с другой стороны, приучит к упорядоченной работе.
Характерологические проявления. Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительны. Малоэстетичен.
Пути коррекции. Создать у подростка ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т. д.). Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т. п.). Необходимо хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности).
Характерологические проявления. Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий. Эстетичен, ровно оживлен.
Пути коррекции. Создать возможность для лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах.
Характерологические проявления. Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.
Пути коррекции. Предпочитает спокойное доверительное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов.
Характерологические проявления. Активный, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто бывает спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной кропотливой работе.
Пути коррекции. Желательно спокойно-деловое отношение. Лучше находить и рекомендовать индивидуальные занятия. Такие люди хорошо справляются с административной работой.
Характерологические проявления. Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив.
Пути коррекции. Такие люди любят доверительные отношения, спокойный темп работы. Не склонны к панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих действиях.
Характерологические проявления. Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствующий. Привязчивый; ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом – оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако чаще спокойно-задумчив.
Пути коррекции. Создать обстановку активно-спокойной деятельности. Желательно избегать жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические и литературные понятия.
Характерологические проявления. Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.
Пути коррекции. Рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.
Характерологические проявления. Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, часто пребывает в боевитом настроении. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.
Пути коррекции. Взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.
Характерологические проявления. Гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремится к лидерству во всем. Энергичен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонен в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.
Пути коррекции. Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект.
Характерологические проявления. Застенчив, не завистлив, стремится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуаций риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.
Пути коррекции. Обеспечить спокойную, доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т. п.).
Характерологические проявления. Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип.
Пути коррекции. Не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздействовать через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект.
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 1 Э: 0-4: Н: 0-4. |
|
Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен. |
Воспитателей беспокоят мало, а значит всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе — повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие. |
Тип № 2 Э: 20-24: Н: 0-4. |
|
Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако, поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает). |
Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания). Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в экспедициях и т. д.). |
Характерологические проявления
|
Пути коррекции |
Тип № 3 Э: 20-24: Н: 20-24. |
|
Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес. |
Основная тактика — подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные достижения и т. п.). |
Тип № 4 Э: 0-4: Н: 20-24. |
|
Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию. |
Стремится поддержать. Оградить от насмешек. Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными. |
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 5 Э: 0-4: Н: 4-8. |
|
Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен. |
Остро нуждается в повышении самооценки, это разрушает безразличие и повышает уровень притязаний, а, следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой. |
Тип № 6 Э: 0-4: Н: 16-20. |
|
Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям. |
Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни. |
Тип № 7 Э: 0-4; Н: 8-16. |
|
Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем^ Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализирующий. |
В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет. |
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 8 Э: 4-8; Н: 0-4.
|
|
Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов. |
Главная задача — активизировать потребность в деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта. |
Тип № 9 Э: 8-16; Н: 0-4. |
|
Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив. |
Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию в полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то (поступить в ВУЗ и т.п.). Однако, в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и обьёмы и жестко контролировать выполнение. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками. |
Тип № 10 Э: 16-20: Н: 0-4. |
|
Артистичен. Любит рассказывать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен. |
Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать до клоунства. |
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 11 Э: 20-24: Н: 4-8. |
|
Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности. |
Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости. |
Тип № 12 Э: 20-24: Н: 8-16. |
|
Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен. |
Лидер по натуре, как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане. |
Тип № 13 Э: 20-24; Н: 16-20. |
|
Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования. |
Цель старшего — держать подростка «в рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные качества. Можно предложить роль организатора. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эстетическое воспитание. |
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 14 Э: 16-20: Н: 20-24. |
|
Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем. |
Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно — с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако, при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки. |
Тип № 15 Э: 8-16; Н: 20-24. |
|
Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях — подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий. |
Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как- то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия. |
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 16 Э: 4-8: Н: 20-24. |
|
Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто — неуверенность в себе. |
В подходе желательны: оберегающий режим, поощрения при одноклассниках, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства. |
Тип № 17 Э: 16-20: Н: 4-8. |
|
Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах — неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи. |
Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эстетические склонности, поддерживать увлечения (поощрять, интересоваться, предлагать выступить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний). |
Тип № 18 Э: 4-8: Н: 16-20. |
|
Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный поддерживать слабых, предпочитает интимно-дружеские контакты. Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный. Застенчивый. Не уверен в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях. |
Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно-доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми). Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки. |
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 19 Э: 4-8; Н: 4-8. |
|
Cпокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно- деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности. |
У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу с высокой личной ответственностью (по типу деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме. |
Тип № 20 Э: 16-20; Н: 16-20. |
|
Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен. |
Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером. |
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 21 Э: 12-16: Н: 8-12. |
|
Очень энергичен, жизнерадостен. «Любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект. |
Требуют доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой стороны — приучит к упорядоченной работе. |
Тип № 22 Э: 8-12: Н: 8-12. |
|
Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко-требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительные. Малоэстетичен. |
Создать у подростка ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т. д.). Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т. п.). Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности). |
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 23 Э: 16-20; Н: 8-12. |
|
Общительный, активный, инициативен, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен. |
Создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач, следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах. |
Тип № 24 Э: 12-16; Н: 4-8. |
|
Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив. |
Предпочитает спокойное доверительное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов. |
Тип № 25 Э: 8-12; Н 4-8. |
|
Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной кропотливой работе. |
Желательно спокойно-деловое отношение. Находить и рекомендовать лучше индивидуальные занятия. Хорошо справляются с административной работой. |
Тип № 26 Э: 4-8; Н: 8-12. |
|
Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив. |
Любят доверительные отношения, спокойный темп работы. Не склонны к панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих силах. |
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 27 Э: 4-8; Н: 12-16. |
|
Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствительный. Привязчивый; ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом — оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако, чаще спокойно-задумчив. |
Создать обстановку активно-спокойной деятельности. Желательно избежать жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические и литературные занятия. |
Тип № 28 Э: 8-12; Я: 16-20. |
|
Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с Немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни. |
Рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе. |
Тип № 29 Э: 12-16; Н: 16-20. |
|
Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен. |
Взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив. |
Тип № 30 Э: 16-20; Н: 12-16. |
|
Гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремится к лидерству во всем. Энергичен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат. |
Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект. |
Характерологические проявления |
Пути коррекции |
Тип № 31 Э: 8-12; Н: 12-16 |
|
Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя. |
Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т. п.). |
Тип № 32 Э: 12-16 ; Н: 12-16 |
|
Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип. |
Не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздействовать через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект. |
Подростковый опросник Айзенка
Один из вариантов опросника Айзенка EPI – подростковый опросник Айзенка, разработанный для детей и подростков возрастом от 10 до 15 лет. Данный личностный опросник предназначен для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста. Опросник состоит из 57 вопросов, опубликован в 1963 году.
Инструкция к тесту:
Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно — согласен, то поставьте в соответствующей клетке знак «+», если отрицательно — не согласен, то знак «–».
Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.
Содержание теста:
1. Тебе нравится находиться в шумной и веселой компании?
2. Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?
3. Когда тебя о чем-либо спрашивают, ты чаще всего быстро находишь ответ?
4. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Бывает ли такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с
другими ребятами?
7. Тебе иногда мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда выполняешь все сразу, так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Было ли когда-нибудь так, что тебе становится грустно без особой причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты вообще веселый человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает?
14. Тебе нравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро?
15. Было ли когда-нибудь так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-либо причинам не
смог ее сохранить?
16. Ты можешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?
17. Бывает ли так, что твое сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не
волнуешься?
18. Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком или девочкой, то ты всегда
первым начинаешь разговор?
19. Ты когда-нибудь говорил неправду?
20. Ты очень расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?
21. Тебе нравится шутить и рассказывать веселые истории своим друзьям?
22. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?
23. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?
24. Ты, как правило, всегда бываешь всем доволен?
25. Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть более обидчивый человек, чем другие?
26. Тебе всегда нравится играть с другими ребятами?
27. Было ли когда-нибудь так, что тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по
какой-то причине не смог этого сделать?
28. Бывает ли, что у тебя без особой причины кружится голова?
29. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе все надоело?
30. Ты любишь иногда похвастать?
31. Бывает ли такое, что, находясь в обществе других ребят, ты чаще всего молчишь?
32. Ты обычно быстро принимаешь решения?
33. Ты шутишь иногда в классе, особенно если там нет учителя?
34. Тебе временами снятся страшные сны?
35. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании других ребят?
36. Бывает ли, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?
37. Тебя вообще легко обидеть или огорчить?
38. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?
39. Можешь ли ты сказать о себе, что ты беззаботный человек?
40. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?
41. Ты всегда ешь все, что тебе дают?
42. Когда тебя о чем-то просят, тебе всегда трудно отказывать?
43. Ты любишь часто ходить в гости?
44. Был ли хотя бы раз в твоей жизни случай, когда тебе было очень плохо?
45. Бывало ли такое, чтобы ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?
46. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком?
47. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
48. Бывает ли такое, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?
49. Говоришь ли ты иногда первое, что приходит в голову?
50. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?
51. Бывает, что ты чувствуешь себя одиноким?
52. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с незнакомыми людьми?
53. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно?
54. Когда кто-либо кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
55. Бывает ли, что ты становишься очень веселым или печальным, без особой причины?
56. Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании
ребят?
57. На тебя влияет погода?
Ключи к тесту:
Шкала экстраверсии-интровертности
ответ «да» по вопросам: 1, 3, 9, 11, 14, 16, 18, 21, 24, 26, 32, 35, 39, 43, 50, 54.
ответ «нет» по вопросам: 6, 31, 48, 52, 56.
Шкала нейротизма
ответ «да» по вопросам: 2, 5, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, 57.
ответ «нет» по вопросам: 34, 36, 37, 40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55.
Шкала лжи
ответ «да» по вопросам: 3, 23, 41.
ответ «нет» по вопросам: 4, 12, 15, 19, 27, 30, 34, 36, 45.
Числовые значения теста:
Оценочная таблица для шкалы экстраверсии-интраверсии
Интраверсия | Экстраверсия | ||
значительная | умеренная | умеренная | значительная |
1–7 | 8–11 | 12–18 | 19–24 |
Оценочная таблица для шкалы нейротизма
Эмоциональная стабильность | Эмоциональная нестабильность | ||
высокая | средняя | высокая | очень высокая |
до 10 | 11–14 | 15–18 | 19–24 |
По шкале лжи или шкале социальной желательности показатель в 4–5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку.
Анализ теста и интерпретация результатов:
Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать в процессе социализации при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность.
Известные типы темперамента – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – диагностируются по Айзенку, исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии-интроверсии и шкалы нейротизма (эмоциональной неустойчивости).
Экстраверт по Айзенку общителен, импульсивен, возбужден. Наполнен жаждой новых впечатлений, имеет много друзей, склонен к раскованным поступкам, действует под влиянием момента, любит шутки, «не лезет в карман за словом». Он беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен. Любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности и вспыльчивости, его эмоции строго не контролируются, на него не всегда можно положиться.
Интроверт по Айзенку же спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книги, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок, контролирует свои чувства, не выходит из себя, редко поступает агрессивно. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм по Айзенку характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность — нестабильность). На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптированный тип.
Прочитать более подробную интерпретацию результатов по шкалам экстраверсии-интровертности, шкалам нейротизма и шкалам лжи – можно в опроснике Айзенка EPI.
Прочитать более подробную интерпретацию результатов по темпераменту – сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик и ознакомиться с кругом Айзенка – можно в опроснике Айзенка EPQ.
Темперамент – устойчивая совокупность индивидуальных психических особенностей, в основе которой лежит тип высшей нервной деятельности человека. Составляет основу развития черт характера.
Определять тип темперамента ученые пытались издавна и по настоящее время. Личностный опросник психолога-экспериментатора Г. Айзенка (EPI) – это классическая методика, предложенная в 1963 году на основе двух его предшествующих тестов. Теоретическую основу составляют понятия «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм», которые автор понимал, как генетически обусловленные характеристики ЦНС.
Этот тест пользуется популярностью и в настоящее время – за счет своей простой инструкции, доступной обработки и возможности пройти онлайн в сети Интернет быстро и бесплатно.
Ганс Юрген Айзенк – всемирно известный ученый, создавший тест по определению коэффициента интеллекта человека – IQ, которым постоянно пользуются и сейчас.
Тесты–предшественники
Первый опросник по определению темперамента MMQ предложен в 1947 году. В нем использовалась в качестве диагностики единственная шкала – «нейротизм». Он содержал в себе 40 утверждений, с которыми человек соглашался или нет. В ходе дальнейших исследований на обширных выборках, ученый определил, что ответы, которые давались на вопросы этого опросника, позволили выделить другую шкалу измерения – «экстраверсия–интроверсия».
Через девять лет после того, как был опубликован первый тест, Айзенк предложил второй личностный опросник – MPI, состоящий из 48 вопросов.
Во время проведений выявлялись расхождения между теоретическими утверждениями автора и данными, поэтому ученым и сотрудниками продолжился поиск новых возможностей, которые бы позволили определять тип темперамента в соответствии с предложенными шкалами – «нейротизм», «экстраверсия и интроверсия».
Усовершенствованные методики
В 1963 году предложен опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) – новая методика, вопросы которой, в количестве 48 штук, предназначены для диагностики шкал «нейротизм» и «экстраверсия–интроверсия», а 9 складываются в шкалу «лжи» – с ее помощью определяется желание человека «приукрасить» себя (в общей сумме было определено 57 пунктов).
Методика EPI была разработана на основе ответов, полученных от более чем 30 тысяч человек, что на несколько порядков превышает количество, которое было задействовано в создании MMQ и MPI.
Тест использует два варианта с различными вопросами, но идентичными по форме и смыслу (для использования дважды).
Шесть лет спустя Ганс и Сибилла Айзенк предлагают EPQ – личностный опросник, диагностирующий не только предыдущие две описанные шкалы и шкалу «лжи», но и психотизм. Его высокий уровень связан с выраженностью особых состояний, при которых возможно наличие неадекватных психических реакций (психоза). Тест предполагает прохождение 101 вопроса.
Имя Айзенка также известно в связи с тем, что им предложена методика выявления самооценки психических состояний, во время прохождения которой определяется наличие превалирующего психотипа – фрустрации, тревожности, агрессивности и ригидности.
В настоящее время ЕPQ не пользуется большой популярностью, и не только потому, что предыдущий тест включает в себя 57 вопросов – почти в два раза меньше настоящего. Многие зарубежные исследователи утверждают, что шкала психотизма не может иметь под собой научной основы, а результаты, полученные в ходе экспериментов, часто носят противоречивый характер.
Описание шкал
Шкала «нейротизм» описывает некий личностный аспект психической саморегуляции. В основе лежит понятие эмоциональной стабильности, которая выражается адаптивными возможностями в повседневных и стрессовых ситуациях, отсутствием сильной тревоги, вегетативных неврозоподобных состояний, неуверенности в себе. Высокие показатели по этой шкале не обязательно указывают на то, что у человека присутствует невроз, но позволяют допустить его развитие при наличии затяжных стрессовых ситуаций. Человек, у которого данная методика позволила определить высокий уровень нейротизма, скорее всего, будет эмоционально неустойчив, импульсивен, не уверен в себе, раздражителен, склонен к излишней впечатлительности и чувствительности. Его реакции будут не адекватны вызвавшим их ситуациям.
Экстраверсия – черта, которая предполагает направленность на окружающих людей, взаимодействие с ними. Типичный экстраверт общителен, импульсивен, полон оптимизма, предпочитает двигаться вперед, склонен к риску.
Интроверсия свойственна людям, погруженным «в себя», сдержанным, держащимся на расстоянии от окружающих (за исключением близких людей). Интроверт не любит рискованно действовать, старается обдуманно подходить к выбору решений. Держит под контролем импульсивные проявления и пессимистичен.
Айзенк определил, что высокий показатель по шкале «нейротизм» связан со снижением порога активации лимбической системы, а «экстраверсия–интроверсия»– ретикулярной формации.
Интерпретация результатов использует психологические характеристики, расположенные в системе координат (тест EPQ использует трехмерную схему, куда входит также шкала «психотизм»). Рассматривается степень выраженности того или иного свойства. Автор полагал, что сильный и слабый типы, выделенные И.П. Павловым, близки по описанию к экстравертированному и интровертированному. С учетом этого определяются классические типы темперамента: сангвиник (стабильный и экстравертированный), флегматик (стабильный и интровертированный), меланхолик (нестабильный и интровертированный), холерик (нестабильный и экстравертированный).
Таким образом, настоящая методика EPI, позволяющая определить тип темперамента, является доступной для прохождения и простой в определении и интерпретации результатов.
Пройти тест онлайн
Оцените эту статью:
Всего голосов: 829
4.57 829
Читайте также
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие). Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс».
Текст опросника1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? Ключ
2. Оценочная таблица для шкалы нейротизма
По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, более 5 баллов — результаты теста рассматриваются как недостоверные. 2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, характеризующая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная устойчивость характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях развивается невроз. Методика Айзенка по определению темперамента |
Test Eysenck Extroversión / Introversión — Sicología Hoy
Inventario de Personalidad de Eysenck (EPI) средние и средние показатели, Внебюджетная и национальная независимость, естественная ситуация, естественные изменения в истории personalidad. Cada formulario contiene 57 elementos «Sí-No», «repetición de artículos». Включение в список дел о ментире (respuestas falsas) и определение степени искажения.Los rasgos medidos son Extraversión-Introversión y Neuroticismo.Cuando llenas el Inventario de Personalidad de Eysenck (EPI) получает данные о состоянии здоровья.
- La puntuación de mentira tiene 9 puntos. Mide lo socialmente atractivo que está tratando de ser en sus resuestas. Aquellos que puntúan 5 минут назад, вероятно, не имеет права выражать свои мысли, даже если у него нет сына.
- ПУНТУАСИОН ЭНД ЭС ДЕС 24-МИДЕ КАНТИДАД ДЕВРОТЕРВЕРТИДО КВЕРС.
- La puntuación N’es de 24 yide cuán neurótico eres.
Para interpretar las puntuaciones, su puntuación E y su puntuación N se представляют символизирующую графа-дель-пюде, в том числе персонализированные. Cancto Más Cercano Est экстерьер дель Círculo, Más Marcados Son Los Rasgos de Personalidad. Испытание тенниса в реальном времени РПИ не имеет ничего общего с персонализированным персоналом, которое не должно совпадать с персоналом, не совпадающим с реальным доходом, минимальным спросом, вероятным и более вероятным.
Instrucciones
Respond algunas preguntas sobre la forma en se se comporta, se sienten y actúa. Cada pregunta tiene botones paratestar SI o NO. Trate de decidir si o NO представляет собой привычную для человека форму. Ответы на все вопросы и ответы на вопросы, приведенные ниже, отсутствуют. El cuestionario завершает без дебетовых минут. Asegúrese de no omitir ninguna pregunta.Comience ahora, trabaje rápidamente y recuerde Responder a cada pregunta. Нет правильного сено, правильного, правильного, интеллектуального, хабилидадского, простого и правильного.
.Серология: цель, результаты и последующий уход
Серологические тесты — это анализы крови на наличие антител в крови. Они могут включать в себя ряд лабораторных методов. Различные типы серологических тестов используются для диагностики различных заболеваний.
Серологические тесты имеют одну общую черту. Все они сосредоточены на белках, вырабатываемых вашей иммунной системой. Эта жизненно важная система организма помогает поддерживать здоровье, уничтожая иностранных захватчиков, которые могут сделать вас больными. Процесс проведения теста один и тот же, независимо от того, какую методику лаборатория использует во время серологического тестирования.
Полезно немного узнать об иммунной системе и почему мы заболели, чтобы понять серологические тесты и почему они полезны.
Антигены — это вещества, которые вызывают реакцию иммунной системы. Они обычно слишком малы, чтобы видеть невооруженным глазом. Они могут попасть в организм человека через рот, через поврежденную кожу или через носовые проходы. Антигены, которые обычно поражают людей, включают в себя следующее:
- бактерии
- грибки
- вирусы
- паразиты
Иммунная система защищает от антигенов путем выработки антител.Эти антитела представляют собой частицы, которые прикрепляются к антигенам и дезактивируют их. Когда ваш врач проверяет вашу кровь, он может определить тип антител и антигенов, которые содержатся в образце крови, и определить тип вашей инфекции.
Иногда организм ошибочно принимает собственную здоровую ткань за чужеродных и производит ненужные антитела. Это известно как аутоиммунное заболевание. Серологическое тестирование может обнаружить эти антитела и помочь вашему врачу диагностировать аутоиммунное заболевание.
Образец крови — это все, что необходимо лаборатории для проведения серологического исследования.
Тест будет проходить в кабинете вашего врача. Ваш врач вставит иглу в вашу вену и соберет кровь для образца. Врач может просто проколоть кожу ланцетом, если проводит серологическое исследование маленького ребенка.
Процедура тестирования быстрая. Уровень боли для большинства людей не сильный. Может возникнуть чрезмерное кровотечение и инфекция, но риск любого из них низок.
Антитела разнообразны. Итак, существуют различные тесты для выявления наличия разных типов антител. К ним относятся:
- Анализ агглютинации показывает, будут ли антитела, подвергшиеся воздействию определенных антигенов, вызывать комкование частиц.
- Тест на осаждение показывает, похожи ли антигены, измеряя наличие антител в жидкостях организма.
- Вестерн-блот-тест выявляет наличие антимикробных антител в крови по их реакции с целевыми антигенами.
Нормальные результаты теста
Ваше тело вырабатывает антитела в ответ на антигены. Если тестирование не показывает антител, это означает, что у вас нет инфекции. Результаты, которые показывают, что в пробе крови нет антител, являются нормальными.
Неправильные результаты анализов
Антитела в образце крови часто означают, что у вас была реакция иммунной системы на антиген от текущего или прошлого воздействия заболевания или чужеродного белка.
Тестирование также может помочь вашему врачу диагностировать аутоиммунное заболевание, выяснив, присутствуют ли антитела к нормальным или не чужеродным белкам или антигенам в крови.
Наличие определенных типов антител также может означать, что вы иммунны к одному или нескольким антигенам. Это означает, что в будущем воздействие антигена или антигенов не приведет к заболеванию.
Серологическое тестирование может диагностировать несколько заболеваний, в том числе:
Уход и лечение, предоставляемые после серологического тестирования, могут различаться. Это часто зависит от того, были ли обнаружены антитела. Это также может зависеть от характера вашего иммунного ответа и его тяжести.
Антибиотик или другой тип лекарств может помочь вашему организму бороться с инфекцией.Даже если ваши результаты были нормальными, ваш врач может назначить дополнительный тест, если они все еще считают, что у вас может быть инфекция.
Бактерии, вирусы, паразиты или грибки в вашем теле будут размножаться с течением времени. В ответ ваша иммунная система будет производить больше антител. Это облегчает обнаружение антител по мере обострения инфекции.
Результаты теста могут также показать наличие антител, связанных с хроническими состояниями, такими как аутоиммунные нарушения.
Ваш врач объяснит результаты вашего теста и ваши дальнейшие действия.
1. За последние 6 месяцев вы хотели видеть голого мужчину вашего пола?
2.В течение последних 6 месяцев вы хотели прикоснуться к человеку своего пола?
3. За последние 6 месяцев мечтали ли вы о сексе с однополым партнером?
4.Вы занимались сексом с людьми своего пола?
5. Как насчет смотреть порно с обоими актерами своего пола?
6.За последние 6 месяцев у вас были романтические фантазии о длительных отношениях с человеком вашего пола?
7. Насколько вы привлекательны для людей своего пола?
8.Насколько привлекательны для вас люди вашего пола?
9. У вас есть друзья или родственники-геи?
10.За последние 6 месяцев вы хотели увидеть голого человека противоположного пола?
,