Художественная терапия – — . , — .

Что и как лечат красками и любовными романами — Wonderzine

Научно-популярная литература не всегда поднимает настроение и заглушает тревогу, зато может помочь разобраться, что происходит — как, например, издание «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» Дарьи Варламовой и Антона Зайцева. Но чаще всего для восстановления психики всё же используют художественную литературу. Когда пациенты читают о героях, особенно попадающих в сходные с нашими ситуации, они смотрят на проблемы под другим углом. Сопереживание персонажам — это способ выплеснуть эмоции, аналогичный эффекту от изотерапии. Для тех, кому эмоций как раз не хватает (например, это люди в состоянии депрессии, при котором мир кажется серым), текст может стать источником «потерянных» чувств.

В России и раньше в СССР библиотерапия основывалась, конечно, на классике, что сегодня уже неактуально. Мало того, что многие книги из школьной программы сами по себе могут довести до невроза, они ещё и не отражают современных реалий. Возможно поэтому о библиотерапии мы знаем мало, хотя это неплохой способ справиться с тревожностью и депрессией, работающий как дополнение к основной схеме лечения. В любом случае подбирать книги стоит со специалистом, который будет учитывать состояние и особенности пациента.

Книга, которая помогает справиться с внутренними конфликтами и расстройствами, необязательно должна быть особенно глубокой, проблематичной или даже умной. Популярность любовных романов с незатейливым сюжетом как раз и кроется в этой нарочитой простоте с непременным, вопреки всему, хэппи-эндом. Дарья Донцова, детективы которой не ругал, кажется, только ленивый, не зря называет книги «таблетками от депрессии». Писательница, испытавшая на себе опыт серьёзной болезни, фактически говорит о терапевтических эффектах творчества (пусть и чужого). Библиотерапия используется и для детей, которым чтение и подробный разбор сказок помогает разобраться в своих эмоциях. 

www.wonderzine.com

АРТТЕРАПИЯ - это... Что такое АРТТЕРАПИЯ?

        Изучение А. началось в 20-е гг. нашего столетия с фундаментальных работ Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная А., — книга П. И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники», где проблема творческих проявлений при психических заболеваниях рассматривалась не только в медицинском, но и в историческом и биологическом аспектах. В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе впервые применил в 1925 г. при анализе сновидений своих пациентов Левис (Lewis N. D. S). Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитических воззрений Фрейда (Freud S.), хотя сам он не интересовался такого рода психотерапевтическими возможностями А., аналитической психологии Юнга (Jung С. G.), который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбург (Naumburg M., 1966). В дальнейшем большое влияние на развитие А. оказали психотерапевты гуманистической направленности.

        Термин «арттерапия» (art — искусство, artterapy (буквально) — терапия искусством) особенно распространен в странах с англоязычным населением и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного. В отечественной психотерапевтической литературе используются также термины «изотерапия» или «художественная терапия», однако они не тождественны англоязычному аналогу и несколько сужают его смысл.
        В А. пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения — с другой. В настоящее время в А. включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
        А. — сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепризнанной ее классификации. Кратохвил (Kratochvil S.) разделяет А. на сублимационную, деятельную и проективную. Дельфино-Бейли (Delfino-Beighley С.) выделяет 4 основных направления в применении А.
        1) Использование для лечения уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная А.).
        2) Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная А.).
        3) Одновременное использование первого и второго принципов.
        4) Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения творчеству.
        Классификация, приводимая в книге Р. Б. Хайкина (1992) «Художественное творчество глазами врача», включает несколько уровней лечебного действия и адаптации в случае применения А.
        1) Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.
        2) Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение, компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного отреагированием различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимации.
        3) Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие А. достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчение психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном представлении проблем.
        4) Преимущественно социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирующих используются прикладные возможности творчества — А. рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и времяпрепровождения, принципиально не отличающийся от других аналогичных методов.
        5) Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое, координационно-кинетическое влияние пластического изобразительного творчества на организм и психику.
        Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готовых произведений изобразительного творчества.
        В мировой литературе существуют различные взгляды на механизм лечебного действия А. — креативные, сублимативные, проективные представления, А. как занятость и др.
        Креативные представления—представления, согласно которым адаптационное воздействие А. на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Теоретическая основа этих представлений — гуманистическое направление психологии, рассматривающее личность как некое психологическое образование, в котором изначально существуют духовные, альтруистические потребности, определяющие ее поведение. В каждом человеке предполагается существование возможностей, скрытый потенциал, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности, направить их на ее социальное и индивидуальное интегрирование. Задача А. не сделать всех людей художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Упор в терапии делают на творческую активность, на способность создавать и побуждают пациента самостоятельно созидать.
        Согласно взглядам Гольдштейна (Goldstein K.), творчество — это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
        По мнению Маслоу (Maslow А.), основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению. У больных неврозами эта потребность заблокирована, и искусство может быть одним из способов ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновения высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта — помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, помочь пациенту высвобождать подавленное, познавать собственное «Я». Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии — в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.
        Сторонники вышеописанных взглядов ставят во главу угла творчество не просто как действие, процесс, а подчеркивают его эстетическую сторону. Интегрирующая роль искусства заключается в том, что творческий процесс снижает напряжение, ведущее к неврозу, и объективизирует внутренние конфликты. Анастази (Anastasi А.), Фолей (Foley I. P.), M. П. Кононова используют интегративно-креативные возможности искусства как способ борьбы с дезинтеграцией и беспорядочностью психики, средство влияния на характер построения зрительных представлений, как способ регуляции и реконструкции «Я» при потере реальности.
        С позиции адаптации А. расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующий общей гармонизации личности.
        Другими механизмами лечебного действия А. являются отреагирование и сублимация. Художественная сублимация возникает, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным, художественно-образным представлением. Как полагают сторонники этой концепции, творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные) и эмоциональные состояния (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность и т. п.). Таким образом снижается опасность внешних проявлений указанных переживаний в социально нежелательной деятельности. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или в речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному. Кляйн (Klein M.) рассматривает рисование как компенсирующий акт, позволяющий больному подавить брутальную агрессию. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходящей в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Арттерапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться»; выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате А. больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения и ощущения окружающего мира. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение бессознательных конфликтных элементов.
        Проективное рисование не является А. в полном смысле этого слова, поскольку здесь не ставится цель достижения эстетического результата. В отличие от предыдущих направлений в работе с больными в этом случае главное внимание уделяется отнюдь не процессу созидания. Ведущим является целенаправленная ориентация психотерапевта на проективный аспект процедуры и его сосредоточенность на информации. Функция проективной терапии заключается в том, что проекция внутренних представлений кристаллизуется и укрепляет в постоянной форме воспоминания и фантазии. В ходе проективной А. должна стимулироваться демонстрация чувств, отношений, состояний для того, чтобы человек узнал, понял все эти чувства и преодолел их в себе. Специфика проективного рисования заключается в том, что врач предлагает больному сюжет проективного характера и потом обсуждает рисунки и интерпретирует их.
        При рассмотрении А. как занятости предполагается, что изобразительное творчество действует так же, как и другие подобные формы работы с больными, что целеустремленная и плодотворная деятельность, осуществляемая при А., является «оздоровляющим процессом», который ослабляет нарушения и объединяет здоровые реакции. Особое значение придается коллективному характеру занятий А. Им приписывается катализирующий и коммуникативный эффект, способствующий улучшению самоощущения, пониманию своей роли в обществе, собственного творческого потенциала и преодолению трудностей самовыражения. Помимо того что А. является интересной, эмоционально значимой формой занятости, она — еще и дополнительный способ общения больных между собой. Совместное творчество помогает пациенту познать мир другого человека, что облегчает социальную адаптацию.
        Физическое и физиологическое влияние А. заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.
        Некоторые авторы высказываются против приписывания А. чрезмерного терапевтического эффекта и призывает к более осторожной оценке ее полезности. Мадежска (Madejska N.) возражает против понимания любого творческого акта как терапевтического на том основании, что лечение предполагает «интеграцию» извне, т. е. влияние, направленное на пациента, в то время как при творчестве активность, наоборот, исходит от самого больного. Против безоговорочного приписывания изобразительному творчеству исцеляющих способностей возражает и Куби (Kubie S.), который на примерах жизнеописания известных художников указывает на то, что творческий и невротический потенциалы реализуются сложным путем, и даже удачные творческие проявления зачастую усиливают и усугубляют невротический процесс, который, таким образом, на может быть оздоровляющим. Федерн (Federn P.) писал, что А. при психозах может принести вред, поэтому врач должен не выявлять комплексы, а стараться подавить или замедлить любые спонтанные выражения бессознательного.
        Показания к А. достаточно широки, тем более что ее применение может «дозироваться» от относительно «поверхностной занятости» до углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний. Многоплановое воздействие искусства и творчества позволяет применять его к пациентам разного возраста в самых широких диагностических пределах. При рассмотрении показаний к А. помимо клинической картины, интенсивности переживаний и состояния эмоциональной сферы пациента необходимо учитывать и его отношение и интерес к изобразительному творчеству в преморбиде и во время болезни, подготовленность, интеллект и многие другие факторы. А. можно использовать как седативное (успокаивающее) средство при психомоторном возбуждении и агрессивных тенденциях; она может выполнять функции отвлечения и занятости; способна при социальной дезадаптации облегчить контакт и помогать выявлять скрытые переживания; выполнять активизирующие и адаптивные функции; оказывать и расслабляющее действие.
        Что касается противопоказаний, то здесь может идти речь о состояниях, не позволяющих больному определенное время усидеть за рабочим столом, или когда больной мешает другим. Самыми трудными для психотерапевта являются больные с выраженным психомоторным или маниакальным возбуждением, не позволяющим им сосредоточить внимание на объекте действия. Также противопоказанием являются нарушения сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.
        Некоторые авторы рекомендуют занятия А. в качестве профилактического средства. Клумбиес с соавт. (Klumbies G. et al., 1971) рекомендуют свободное рисование при нарастающих расстройствах сна, Порембески-Грау (Porembeski-Grau В., 1975) использовала рисование и игры с красками в качестве психопрофилактического метода «созидательного тренинга» на основании концепции, согласно которой такие игры позволяют уменьшить стресс и фрустрацию, вернуть ощущение собственной ценности, освободиться от сомнений в своих способностях.
        А. можно проводить с одним пациентом, с супругами, со всей семьей, в группе и коллективе. Психотерапевт должен предоставить участникам необходимые для художественного творчества материалы и инструменты: наборы красок, карандашей, мелков, кисти, глину для лепки, а также деревяшки, камни, лоскуты материи, бумагу. Место занятий должно быть хорошо освещенным и таким, чтобы участники могли свободно передвигаться. Функции арттерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от ситуации. Ему необходимо владеть определенными навыками художественного и декоративно-прикладного искусства, так как при проведении А. приходится не только рассказывать, но и показывать технические приемы художественного творчества. Арттерапевту требуются систематические самостоятельные занятия художественным творчеством, что позволяет ему лучше чувствовать и осознавать многие процессы, благодаря которым в значительной мере реализуется психотерапевтический потенциал метода.
        На первом этапе при занятиях А. необходимо преодолеть сопротивление, связанное с распространенным «комплексом неумения», смущением перед непривычным занятием. Это тесно связано с выработкой установки на дальнейшее лечение, так как от степени личного участия, активности больного, его вовлеченности в работу зависит эффективность терапии. Информативный этап работы включает ознакомление больного с основами техники изобразительного искусства, беседу о творчестве самых разных направлений и стилей, посещение музеев и выставок. На этом этапе решаются вопросы социально-коммуникативного характера. Совсем не обязательно придерживаться какого-либо жесткого, строго определенного набора тем, соблюдая их последовательность. Темы охватывают различные области жизни пациента или группы и являются лишь ориентирами. Темы предлагаются по-разному. Степень представления инициативы в группе зависит от этапа ее работы. На начальных этапах работы группы более целесообразным является выдвижение тем арттерапевтом, в дальнейшем активность предоставляется участникам группы. Темы должны предлагаться в определенной последовательности, учитывающей, во-первых, естественное сопротивление пациентов, не умеющих рисовать или лепить людей, и, во-вторых, первоочередные задачи группы. Собственно формулировка темы не является самоцелью. Основным требованием к теме является ее потенциальная способность вызывать последующее обсуждение.
        Когда пациент преодолевает сопротивление, что можно определить по уменьшению формальности в работе, арттерапевт может приступать к непосредственному решению лечебных задач. Изобразительное творчество усиливает действие словесного самовыражения. Рисунок, лепка, вышивка и др. — это не просто более широкое раскрытие сообщаемого, но и документ, к которому можно вернуться в будущем. Поэтому арттерапевт может советовать пациенту записывать мысли, которые возникли у него в ходе работы.
        Преимущество А. заключается в возможности более глубоко оценить поведение пациентов, составить мнение, на каком этапе жизни находится больной, — в рисунках и поделках могут находить отражение не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, — а также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения. Ландгартен (Landgarten H., 1981) настоятельно рекомендует пациентам возвращаться к своим старым работам «для усиления инсайта и уяснения динамики». Считается важным и выявление индивидуальной символики каждого больного, которая может выражать его стремления в разные моменты жизни.
        Обычно А. популярна среди больных, хотя здесь не приходится говорить о спонтанной творческой активности. Такое отношение к изобразительному творчеству можно рассматривать с точки зрения его влияния на терапевтический процесс, поскольку успех во многом зависит от того, как больные воспринимают эти занятия, что и определяет их эффективность. Представление больных о положительном терапевтическом эффекте занятий оказалось во многом обусловленным положительными эмоциями от впечатления о своих работах и общей установки больного на лечение. В группе арттерапии и эстетические и внеэстетические эффекты лечебного воздействия тесно переплетаются с психотерапевтическими групповыми эффектами, например возможностью большего коммуникативного воздействия творчества на одну и ту же тему, катарсическим и катализирующим влиянием, изменением самооценки и способностью к преодолению фрустраций. Группу арттерапии, в сущности, можно считать вариантом групповой психотерапии, в котором изобразительное творчество используется как основной инструмент, потенциально обеспечивающий достижение определенного результата. Более целесообразно использовать в практике только длительное лечение (иногда несколько занятий подряд), прежде всего чтобы не упускать воздействия чистого творческого фактора. Кроме того, длительное занятие, оставляя пациента наедине с проблемой на более долгий срок, заставляет его глубже погрузиться в нее, интенсивнее сконцентрироваться на проблеме, всесторонне анализируя ее и добиваясь катарсиса. При длительной деятельности возрастает и групповое общение, развивается чувство групповой сплоченности, солидарности. Группы обычно состоят из 8-10 человек. Активное участие в А. является обязательным условием для всех членов группы. Начало групповой работы обязательно предваряется специальной беседой, в которой разъясняется смысл А. для функционирования группы и демонстрируются работы участников предыдущих групп. Кроме того, на первых занятиях могут проводиться творческие игры, направленные на возобновление знакомства с изобразительными материалами, снижение напряжения. Постепенно процесс А. перестает быть проблемой, исчезает страх, уменьшаются возражения, связанные с трудностью изображения, и в центре внимания оказывается не само произведение, а его автор. Начинается аналитическое обсуждение, связываемое с личностью автора, у больных возникают предположения по задаваемым темам, серьезные и обобщающие оценки, эмоции.
        Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания рисования, лепки, изготовления поделок. Дискуссия начинается с предложения арттерапевта вдуматься, вчувствоваться в рисунок, изделие, чтобы понять, что говорит этим автор. Арттерапевт может подключиться к обсуждению на общих правах, но предпочтительно это делать, особенно вначале, в форме вопросов к интерпретирующим, так как интерпретации арттерапевта воспринимаются остальными членами группы с ожиданием его «всезнания» и могут сковывать, тормозить инициативу группы. Задачей арттерапевта при обсуждении является стимуляция дискуссии и использование информации, возникающей в ходе занятия не только из законченных работ, но и из особенностей поведения членов группы.
        В психотерапии больных неврозами А. приобретает все большее значение (Хайкин Р. Б., 1977; Сабинина-Коробочкина Т. Т. и др., 1982, Подсадный С. А., 1999). О лечебно-адаптационной роли А., даже при резистентных формах психопатий, свидетельствует опыт М. Е. Бурно, который подчеркивает, что терапия творчеством является важным компонентом индивидуальной и групповой психотерапии.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

dic.academic.ru

Что такое арт-терапия, и кому поможет «лечение искусством»

Арт-терапией называется один из методов психотерапии, основанный на применении творческих навыков пациента. Её цель заключается в успокоении, расслаблении человека и достижении им внутренней гармонии. С помощью искусства человек способен выразить свои самые тайные эмоции – злость, страх, обиду, неуверенность.

Выплескивая наружу отрицательные чувства, он «наводит порядок» в своей душе, его внутреннее состояние улучшается. Для проведения арт-терапии не требуются какие-то особые финансовые вложения, не нужны многочасовые беседы с психологом. Человек должен всего лишь делать то, что у него хорошо получается и приносит ему полное расслабление.

Арт-терапия для детей и взрослых

Так что же такое арт терапия? В её основе лежит метод сублимации. Сублимацией называется способность перенаправлять свою энергию с одного объекта на другой для снятия внутреннего напряжения.

Краски на палитреДословно «арт-терапия» переводится как «лечение искусством». В каждом человеке есть зачатки творческих способностей, у всех они выражены по-разному. Кто-то неплохо рисует, а кто-то только мечтает научиться этому. Один из несомненных плюсов методики – она применяется по отношению как к взрослым людям, так и к детям. Некоторые люди стесняются выражать свое творческое начало, считая, что время уже потеряно. Дети в этом плане более открыты – они с удовольствием делают то, что им хочется, не задумываясь, как к этому отнесутся окружающие.

Для чего нужно обязательно разбираться со своим внутренним дискомфортом? Невысказанные вслух мысли и опасения, непроработанные страхи ведут к тому, что страдает не только наша психика и душа, но и наше тело. Так появляются психосоматические болезни и невротические расстройства. Выплескивая на бумагу весь негатив, который накопился внутри, человек помогает себе очиститься.

Означает ли это, что метод этой терапии заключается только в рисовании? Вовсе нет. Направлений арт-терапии столько же, сколько существует направлений в искусстве. Основные из них – самостоятельное сочинение кратких произведений в прозе или стихов, танцы, лепка, изготовление кукол и поделок, составление букетов. ФлористикаДаже простое рисование может выполняться в различных техниках. Самые оригинальные из них – рисование солью, мятой бумагой, мыльными пузырями.

Арттерапию нельзя использовать как лечение от серьёзных психических расстройств и заболеваний, но она поможет «вытащить» наружу скрытые страхи и комплексы и достигнуть гармонии и успокоения.

Показания к применению арт-терапии

Кому нужна арт-методика? Показания к её применению следующие:

  • эмоциональное восстановление после потери близкого человека;
  • фобии, страхи, навязчивые мысли;
  • заниженная самооценка;
  • депрессивные состояния;
  • хронический стресс, неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • расстройства сна;
  • частые конфликты в школе у детей и подростков.

Иными словами, в список показаний входят состояния, которые заставляют человека чувствовать себя неуверенно и психологически плохо.

Противопоказаниями к арт-терапии являются тяжёлые депрессии, нарушения сознания, маниакальные состояния.

Сеансы терапии могут проводится индивидуально, но по желанию пациент может посещать групповые занятия. Некоторые предпочитают приходить на сеансы всей семьёй. Это способствует сближению членов семьи и формированию взаимопонимания между ними. Арт-терапевтические центры существуют при психиатрических клиниках, различных социальных центрах, центрах детского творчества. Поделки из бумагиАрт терапия в психологии ставит своей целью дать безопасный выход негативным эмоциям и чувствам, проработать подавленные страхи и тревоги, развить самодисциплину, сконцентрировать внимание пациента на чувствах, которые он переживает, поощрить развитие творческих способностей. Когда человек видит плоды своего труда, у него улучшается настроение и повышается самооценка. Кроме того, арт-терапию можно рассматривать как вспомогательную методику при проведении клинической психотерапии.

Методы арт-терапии для детей

Арт терапия для детей воспринимается малышами как весёлая и увлекательная игра. Психотерапевты, работающие с малолетними пациентами, знают, как важно установить контакт с ребенком и вызвать его доверие. В ходе занятий раскрывается творческий потенциал малыша, развиваются те участки мозга, которые отвечают за креативное мышление.

При работе с детьми помимо рисования могут использоваться такие методы:

  • Игры с песком. Всё, что для них нужно, – это небольшая песочница и игрушки: формочки и лопатки. Дети любят возиться с песком, строить из него различные фигуры и даже небольшие постройки. Это расслабляет их и развивает мелкую моторику рук. Занятия с пескомЗанятия показаны малышам, которые перенесли стресс: потеряли кого-то из близких или друзей, сменили место жительства, перешли в другую школу или детский сад. Также специалисты рекомендуют этот метод детям с лёгкой формой расстройств аутистического спектра. Сейчас в продаже есть кинетический песок – он ещё лучше подходит для подобных занятий.
  • Сказкотерапия. Отлично подходит для детей 3-7 лет. Задача специалиста – совместно с ребёнком придумать небольшую добрую сказу. Для начала малыша просят рассказать о сказочном существе, которое нравится ему больше всего. Затем начинают задавать наводящие вопросы: как оно выглядит, где живёт, с кем дружит, чем любит заниматься. В результате сказкотерапии у ребенка формируются правильные представления о моральных ценностях, взаимоотношениях между людьми.
  • Участие в театральных мини-постановках. Когда ребенок пробует себя в качестве актера, он учится выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой. Примеряя на себя чужие образы, малыши смогут лучше чувства понимать окружающих, у них разовьётся способность сочувствовать и сопереживать.
  • Музыкальная терапия для детей. Музыка оказывает на людей очень большое воздействие – это доказанный факт. Правильно подобранные классические композиции помогут ребёнку расслабиться и снять стресс, успокоить нервную систему. Игра на фортепианоМузыкальную терапию рекомендуют при неврологических расстройствах, плохой успеваемости, задержке речевого развития.  Детям старшего возраста во время сеанса специалист рассказывает о базовых понятиях музыковедения – объясняет, что такое ритм, гармония, знакомит с музыкальными инструментами.

Также с малышами можно лепить, мастерить самодельных кукол, изготавливать поделки из подручных материалов, заниматься пальчиковым рисованием. Всё это – тоже формы «лечения искусством».

Как быстро можно увидеть результат

Многие люди не понимают, зачем нужно тратить по несколько часов на лепку, рисованию или танцы, если можно прибегнуть к стандартным методам психотерапии – например, к беседе с квалифицированным психотерапевтом.

Дело в том, что арт-терапия позволяет избавиться от комплексов и внутренней зажатости. Очень важно не сравнивать результаты своей работы с другими. Каждый рисунок или танец неповторим, если он выполнен с душой и от чистого сердца. Рисунок карандашомОдним людям станет легче уже после первых нескольких сеансов, другим потребуется несколько месяцев. Арт-терапия дает шанс открыть себя с новой стороны. Возможно, человек и сам не подозревал о своем таланте к какому-либо виду искусства. Особенно быстро свой творческий потенциал раскрывают маленькие дети.

Кроме того, очень важно то, что во время сеанса человека ничего не отвлекает. Он полностью посвящает себя занятию, отвлекается от насущных проблем и концентрируется на своих ощущениях. Это дает ему возможность остаться со своими чувствами наедине.

legkopolezno.ru

методы арт-терапии и советы психолога

Многие из нас слышали об арт-терапии, но далеко не всегда есть возможность достичь полного понимания этого понятия, того, что оно означает, и тем более – возможностей, которые появляются в зависимости от наших целей. На самом деле, потенциал арт-терапии способен помочь человеку проявить то, что скрывалось глубоко внутри, за гранями его собственного понимания, стать новым способом самопознания, эмоционального раскрытия, а также поиском ответов на давно беспокоящие вопросы.

Разобраться в теме современной арт-терапии помогла Елена Вознесенская – кандидат психологических наук, президент Всеукраинской общественной организации «Арт-терапевтическая ассоциация».

Изначально арт-терапия возникла на стыке искусства, психологии и медицины, поэтому и развитие ее протекает в зависимости от развития этих сфер деятельности человечества. Можно сказать, что арт-терапия постоянно развивается, и в своем развитии следует за развитием искусства. Так в арт-терапию, например, вошел постмодерн с новыми подходами как к терапии, так и к искусству – инсталляциями, перфомансами, ленд-артом… Арт-терапия – это не явление, это серьезный психотерапевтический подход, который при кажущейся простоте применения очень глубок и дает мощный психотерапевтический эффект.

А основная «концепция» – исцеление с помощью творческого самовыражения – осталась неизменной. Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической помощи, основанный на искусстве и творчестве. Как видим, ключевое слово здесь “арт” – искусство. Когда мы определяем арт-терапию, мы используем понятие “исцеление”. Арт-терапия – это способ исцеления с помощью искусства. “Исцеление”, в нашем понимании, это достижение целостности – в первую очередь, психической. Оно связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Искусство является психотерапевтическим по своей природе и сущности. И арт-терапевт целенаправленно использует искусства и творческую деятельность для сопровождения клиента в кризисный период.

Арт-терапия не имеет ограничений в использовании. В арт-терапии возможно применение любых психологических теорий и моделей. Только языком общения становятся не только слова, но и художественные образы, движения тела, музыкальные звуки.

Арт-терапию можно применить в работе с любой проблемой – с травматическими переживаниями, с тем, о чем невозможно говорить, с психосоматическими заболеваниями, с межнациональными конфликтами, примеры можно приводить очень долго. Арт-терапией работают с детьми, которые еще не могут выразить словами свои чувства и эмоции, с пожилыми людьми, улучшая качество их жизни, эмоциональный настрой, с пострадавшими, находящимися в состоянии шока. В любом случае будет улучшение состояния, расширение возможностей, развитие саморегуляции и т.д.

Навредить арт-терапия не может, хотя может навредить арт-терапевт, если неглубоко понимает особенности применения творческих заданий, материалов, не осознает воздействие творчества.

В арт-терапии столько методов, сколько видов искусства: арт-терапия (в узком смысле – использование изобразительного творчества), музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия, библиотерапия (использование литературного творчества – сочинение сказок, эссе, хокку и других жанров поэзии)… Не может быть метода, например, мандалатерапии, поскольку для исцеления недостаточно гармонизации состояния с помощью создания мандал, а требуется более широкий контекст осознания себя, своих чувств, потребностей, устремлений, взаимодействия с миром, формирование навыков построения отношений, личностное развитие и психологическая зрелость. Создание мандал (так называемая «мандалотерапия») является, на наш взгляд, лишь одной из методик арт-терапии в узком смысле этого слова – исцеления с помощью создания художественных образов.


Изобразительное творчество

Благодаря тому, что в процессе рисования (и вообще создания любых изображений) у нас активно задействуется правое, творческое полушарие мозга, то левое, отвечающее за анализ информации, меньше включается в критику. Поэтому важно именно спонтанное выражение эмоций через процесс творчества. Нужно просто сосредоточиться на рисовании, не думая о том, каким будет его результат. Так удастся избежать негативных эмоций, переживаний по поводу того, что результат далёк от совершенства. Освобождённое от внутреннего контроля, подсознание открывает доступ к внутренним ресурсам, что даёт ключ к пониманию себя, а также источнику творчества и новых идей.

Восстановление сил при помощи музыки

Музыка, как мы знаем, влияет на наше внутреннее состояние. Но она способна воздействовать не только на эмоции, но и на тело человека. Активная музыкотерапия – человек сам участвует в создании музыки (в основном – простыми инструментами, доступными аматору). Такая терапия применяется чаще всего в группах, где каждый человек играет на своём инструменте, и целью будет налаживание эффективной коммуникации между людьми.

Танец – интеграция тела и эмоций

Танец помогает освобождению из тела эмоций (и позитивных, и негативных), которым человек не давал выхода в повседневной жизни. Оставаясь невыраженными, они влияют на работу тела: создают зажимы, мышечные блоки. Танцевально-двигательная терапия помогает как предотвращать образование блоков, так и разрушать их. В процессе человек может почувствовать, что улучшается не только его эмоциональное состояние (например, снижается уровень стресса), но и физическое – в движениях появляется больше свободы, их уже ничего не сковывает. Тело и эмоции приходят к равновесию.

Но групповые занятия с тренером по танцам для этой цели не подойдут – как и во всех других видах арт-терапии, терапию должна сопровождать свобода, а направлять движения может только текущее внутреннее состояние человека. Поэтому, больше спонтанности!

Раскрытие игрового и эмоционального потенциала – драматерапия

Игровая терапия соединяет в себе возможности техник по развитию воображения (например, сочинительство) и двигательных, поскольку участвует и тело. С её помощью можно обыграть беспокоящую ситуацию и осознать то, что происходит на более глубоких уровнях бессознательного. При драматерапии полное вовлечение в происходящее, «здесь и сейчас», помогает развивать сосредоточенность; совершенствуются навыки изобретательности, решимости, памяти; появляются ответы на волнующие вопросы, появляется возможность чувствовать себя лучше.

Литературное творчество и сочинительство

Так же, как и драматерапия, терапия литературой способна помочь прожить альтернативные сценарии из прошлого, чтобы избавиться от угнетённого состояния или облегчить его. Или же задействовать воображение для сочинения вариантов событий будущего.

Многие известные практики по раскрытию творческих способностей – это библиотерапия в её активной форме, например, техника “утренние страницы”. Необходимо полностью отключить голос “внутреннего критика” и писать лишь то, что приходит в голову, при необходимости предварительно задавая вопрос. Анализ написанного, если целью является генерация новых идей, происходит уже после того, как запись завершена.

Зачастую невозможно отнести ту или иную технологию к определенному виду или форме арт-терапии. В психотерапевтическом пространстве обычно практикуется мультимодальный подход – использование нескольких видов искусств, последовательная работа в нескольких творческих модальностях. Когда группа создает карту, на которой отражены места событий только что написанной сказки, после чего происходит ее драматизация – к какому виду отнести это занятие: к драматерапии, собственно арт-терапии или все же сказкотерапии? ведь в основу всего легла сочиненная сказка. Рисунок движений или танец нарисованного персонажа – это арт- или танцевально-двигательная терапия? Соединение разных форм терапии творчеством позволяет максимально мобилизовать творческий потенциал клиентов и найти те способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени отвечают их возможностям и потребностям, и предоставить каждому дополнительные возможности выражения своих чувств и мыслей.

Арт-терапия как метод исцеления с помощью творческого самовыражения может быть полезен всем клиентам, с любыми проблемами. Арт-терапевт выбирает (или создает) конкретную методику или использует какую-то технику для определенного клиента с учетом его запроса, жизненной ситуации. Без арт-терапевта – не будет арт-терапии. Наверное, единственное, что может использоваться для самоисцеления – это создание мандал. Рисование мандал будет гармонизировать эмоциональное состояние, но не будет арт-терапией без профессионального арт-терапевта.

Человек приходит на психотерапию уже с запросом, т.е. с определенной целью. Или же определяет эту цель вместе с терапевтом (арт-терапевтом) на первых встречах. Но нельзя определить направление и методику, не будучи специалистом самому. Можно использовать метод «проб» – какой-то метод может не подойти. Но вряд ли человек может это определить сам.

Например, такая распространённая проблема, как нехватка вдохновения, может быть следствием эмоционального выгорания, результатом травмирующего опыта, обусловлено особенностями развития и воспитания. Арт-терапевт не работает с симптомом (и не только), арт-терапевт работает с человеком.

Для использования арт-терапии в психологической практике нужна специальная подготовка. Арт-терапия лишь внешне легка в применении, это только кажется, что можно дать клиенту тему для рисования и в конце его похвалить. Подготовка арт-терапевта длится не один год. Он должен иметь знания как из области психологии, так и из творческих специальностей, должен быть творчески развитым и личностно зрелым.

Он должен понимать, как влияет на психику клиента тот или иной материал, почему в одном случае нужно дать акварель, а в другом – пластилин, в одном случае – предложить сочинить сказку, а в другом – “станцевать” свое состояние.

Знакомство с арт-терапией можно начать со знакомства с арт-терапевтом. Именно он подберет необходимые методики и техники для такого знакомства. Арт-терапия – это не рукоделие и не «просто порисовать». Арт-терапия – это психотерапевтический метод.

Для улучшения эмоционального самочувствия, развития творческих возможностей, повышения энергии, расширения горизонтов личностного развития подходят любые виды творчества и не только. Кому-то важным оказывается взаимодействие с природой, кому-то – спорт, кому-то живопись, кому-то – общение с друзьями. Каждый человек находит себе занятие, которое его радует, дает ресурс.

Я иногда предлагаю клиентам вести «дневник удовольствий» и каждый день записывать, что порадовало, что доставило удовольствие: аромат кофе утром, красивый закат, неожиданная встреча, ванна с пеной… Каждому – свое.


  1. Искусство является психотерапевтическим по своей природе. Исцеление связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Творчество в любом виде может помочь в проживании и выражении своего внутреннего мира.
  2. Арт-терапия может быть полезна людям с любыми проблемами. Арт-практики, кроме того, что помогают решить существующие проблемы, дают возможность лучше познать себя. Сначала происходит постановка задачи, с которой предстоит работать, а затем определяется одна или несколько методик, поскольку универсальной не существует.
  3. Арт-терапия не может навредить. «Противопоказанием» к занятиям определёнными арт-терапевтическими практиками может быть принадлежность к творческой профессии. Например, художник будет стремиться создать эстетически привлекательный продукт, а не выразить содержания своего внутреннего конфликта. Только это условное противопоказание – с художником можно петь или танцевать, а с хореографом – сочинять сказки.
  4. Арт-терапия не имеет ограничений в использовании. Языком общения становятся не только слова, но и художественные образы, движения тела, музыкальные звуки. В любом случае будет улучшение состояния, расширение возможностей, развитие.
  5. Методики арт-терапии требуют присутствия квалифицированного специалиста. Самостоятельную практику позволяет проводить только создание мандалы, которое будет гармонизировать эмоциональное состояние, поможет подключиться к источнику вдохновения, получить ответы на вопросы.

Похожее

Tags: психологиясчастьетворчествоэмоции

human-being.space

Определение, основные направления и виды арттерапии

Арттерапия – невербальная форма искусства, которая применяется в индивидуальной и групповой работе с клиентами. Используется как средство психической гармонизации и развития человека.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Арттерапия дает возможность:

– выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме/манере. Рисование, лепка, обработка материалов – безопасный способ разрядки напряжения.

– работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.

– развить чувство внутреннего самоконтроля и порядка.

– развить и усилить внимание к чувствам.

– провести диагностику и интерпретацию в процессе терапии.

– ускорить прогресс в психотерапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.

– улучшить отношения между клиентом и консультантом, ускорить развитие эмпатии и положительных чувств у членов группы арттерапии.

– усилить ощущение собственной личностной ценности, значимости, индивидуальности, неповторимости.

– повысить художественную компетентность.

Выделим основные направления арттерапии.

  1. Динамически ориентированная арттерапия

Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. В этом случае ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В рамках динамически ориентированной арттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К методам данного направления относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

2. Гештальториентированная арт-терапия

Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают: – излечивание или восстановление адекватной "Я-функции"; – помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;

– пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арттерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Если говорить о видах арттерапии, выделяют рисуночную терапию, музыкотерапию, танцевально-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, песочную терапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии:  артсинтезтерапия, фототерапия, боди-арт, ландшафтотерапия, работа над коллажами и др. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте.

Остановимся подробнее на более популярных видах арт-терапии.

  1. Рисуночная терапия

Рисуночная терапия позволяет выявить проблемы или фантазии, которые в силу каких-либо причин трудно обсудить вербально; создаёт условия для экспериментирования со зрительными и кинестетическими ощущениями; способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению, совершенствованию художественных способностей в целом. 

Рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля. Работа над рисунком – самый безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.  Рисование также способствует снижению уровня утомления.

Используя рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им.

Обычно темы охватывают:

– Отношение к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная проблема в общении с детьми»).

– Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»).

– Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).

На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики: индивидуальное рисование, парное и коллективное. Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу.

  1. Музыкотерапия

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.

В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.

  1. Танцевально-двигательная терапия (ТДТ)

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение – процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Помимо движения данный вид терапии использует такие понятия, как вес, пространство, время.

Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. Клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии) и при этом относится к телу как к эволюционирующему процессу. В танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь.

С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими.

  1. Драматерапия и сценическая пластика (имаготерапия)

Занятия драмой положительно воздействуют на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. В данном случае речь идет не о "проверке действием" множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Имаготерапия (от лат. imago — образ) – психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле — вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению “лечебного” образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

  1. Сказкотерапия

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей, однако это не так. Сказкотерапию можно назвать "детским" методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Сказки метафоричны по своей природе. Согласно М. Дейли, метафора является инструментом влияния на реальность, подразумевает движение: «Метафора – это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».

Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Д.С. Лихачев говорит: «Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким был это мир, есть или должен быть».

Многие проблемы объясняются внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» свои мысли, дисциплинирует чувства, заботится о здоровье.

  1. Библиотерапия

Библиотерапия является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах.

Библиотерапия это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной  жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем.

  1. Игротерапия

Игротерапия – это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки", которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также присутствуют краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства. Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту прожить проблемную ситуацию заново.

Спектр применения игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

  1. Цветотерапия

Цветотерапия основана на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Не существует «полезных» и «вредных» цветов. Важно лишь состояние человека, на которое накладывается восприятие того или иного цвета.

  1. Песочная терапия

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребен­ка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоцио­нальное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В процессе работы с песком многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки или рисунка, при работе с песком не требуется никаких умений, что позволяет клиентам более легко идти на предложение консультанта обратиться к данному материалу. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова, например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело.

Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сегментов (по количеству участников). Таким образом, достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе.

studfile.net

Терапевтикум - Художественная терапия

      Этот процесс вырывает больного из когтей пассивно принимаемой болезни и направляет его к собственной активности, через которую он учится выравнивать негармоничное, исправлять ошибки, приводить в порядок хаотичное и вместе с этим следовать определённым естественным законам.  

Это попытка доступным для неспециалиста языком ответить на вопросы, касающиеся описания нашей профессии.

Следовало бы показать, как определённые художественные упражнения могут успешно поддерживать медикаментозное лечение больных. Хотя воздействие отдельных художественных форм не может быть представлено здесь во всех деталях, я всё же думаю, что смогу создать впечатление о том, какие переживания испытывают в процессе терапии различные пациенты, и что они могли бы открыть для себя. В принципе можно сказать так: чтобы действительно понять это, нужно все выполнить самому!

Сегодня широко распространены различные формы деятельностной терапии и психотерапии. Оказывается, что выражение чувств уже само по себе воздействует на больных освобождающе.

Сейчас даже и здоровые люди в большей мере, чем раньше, ищут творческие возможности и художественные занятия для того, чтобы выразить свои чувства и дать волю своим настроениям.

Напряжённая, часто ведущая к болезням работа и стиль жизни сегодняшнего человека, лишённое фантазии окружение, спешка и шум, всё, что ведёт к стрессу, а в конечном счете к болезни, часто ещё может быть компенсировано за счет общения, спорта, отдыха и хобби.

Если же человек действительно болен, тогда ему требуется настоящая помощь. Также ему необходимо иметь терпение, так как слово пациент означает «терпеливый». Чтобы пациент снова встал на правильный для него путь, пришел к значимому для него равновесию, терапевт должен найти подходящую для него терапию, как врач находит правильное лекарство. Таким образом, терапевт не предоставляет выбор терапевтических средств и заданий больному, а выбирает их для него сам. Потому что в соответствии с диагнозом врача речь идёт о том, чтобы дать пациенту то, в чём он нуждается. Так терапевт ставит перед разными больными различные художественные задачи, которые в человеке, посвящающем себя этим задачам, затрагивают и активизируют разные области. Так как в художественной терапии всё же речь идёт не об изживании определённого избытка чувств, вытесненных эмоций или иных односторонностей, а о том, что пациент должен уметь намного глубже вживаться в явления и опыт, которые он один не нашёл бы самостоятельно, исходя из себя самого. Его художественные творения должны служить не врачебному диагнозу, как картина того, что есть пациент сейчас, а дать ему возможность стать тем, кем он в будущем хочет стать. С помощью художественной деятельности он может тренировать своё восприятие и развивать умение радоваться природе, красоте и гармонии.

Цель этого художественного творчества - это не произведение искусства, а сам процесс его возникновения.

Этот процесс вырывает больного из когтей пассивно принимаемой болезни и направляет его к собственной активности, через которую он учится выравнивать негармоничное, исправлять ошибки, приводить в порядок хаотичное и вместе с этим следовать определённым естественным законам. Он соединяется с материалом, преодолевает трудности, принимает ошибки, развивает терпение. Он чувствует смысл постановки задания, связь между различными упражнениями и чувствует себя ответственным за созданное им произведение. Он радуется форме, цвету, оттенкам и движению, которые могут стать пищей для его души, средством исцеления.

Основы художественной терапии.

Духовная наука Рудольфа Штайнера является основой работы антропософского терапевта. Она предлагает особую картину человека, указывает на определённые взаимосвязи человека с его прошлым, даёт определённый взгляд на царство природы, на здоровье и болезнь. Из этого складывается иное воззрение на происходящее с сегодняшним человеком, его прошлое, настоящее и будущее. Благодаря свободной перспективе антропософии возникает целостная картина человека, которая нужна терапевту, чтобы понять его как физическую, душевную и духовную сущность и распознать его болезнь. Из этого следует, что пропасть, возникшая в академической медицине между наукой, искусством и религией становится преодолимой. Человек может быть осмыслен как организм с помощью науки, как живой образ с помощью искусства и как единственная в своём роде личность с помощью религии.

Много лет назад немецкий врач объединила медицинский и художественный импульсы антропософии в новую профессию, профессию художественного терапевта. Госпожа Маргарита Хаушка (1896 - 1980) основала свою школу художественной терапии в 1962 году в городе Бад Болль недалеко от Гёппингена. Оттуда вышло немало терапевтов, на этой волне возникли школы в Германии, Голландии, Швейцарии и Англии.

Что касается основ этой терапии, то речь идёт не о том, чтобы передавать установленные рецепты, а том, чтобы описывать основные направления, по которым работают. Мы имеем в виду работу с линией, цветом, тоном и звуком. Другая новая и важная терапия - лечебная эвритмия, которая возникла из предложенной Рудольфом Штайнером формы искусства -эвритмии. Обучение этому искусству имеет свои собственные образовательные учреждения и может здесь не обсуждаться, также как и развитый доктором Хаушка ритмический массаж и терапия ваннами. Мы хотим ограничиться терапевтической силой изобразительных искусств.

Глазами мы воспринимаем мир в многообразии его форм и красок. Этот чистый язык цвета и формы может быть передан в совершенно простых упражнениях по живописи , рисованию и моделированию, а именно так, что этот неотягощённый личными интерпретациями язык может в свою очередь влиять на нас.

 

Рисование, используя линию и светотень, особо воздействует на нервную систему, на мышление, на бодрость духа человека.

Живопись через цвет особо воздействует на ритмическую систему (лёгкие, сердце), на чувства человека, на его воображение, мечтательность.

Моделирование, в основном глиной, позволяет воздействовать на конечности и внутренние органы человека, на его обмен веществ, на волевые импульсы, на подсознательное.

 

Эти три вида искусства могут быть терапевтически осознанно введены как мост между внутренним и внешним миром, как целенаправленное средство для изменения в нужном направлении

Собственные эмоции, которые к этому легко присоединяются, могут быть сдержаны, чтобы позволить воздействовать на нас живительности и безпроблемности объективного мира феноменов. Долгое время пациент будет в состоянии отвести соответствующее место в художественной деятельности своим здоровым мыслям и чувствам, так, что внутренний и внешний мир, субъективное и объективное смогут слиться в единое. Если пациенту слишком рано предоставляют свободу самовыражения, то он подвергается опасности постоянно сталкиваться со своей больной, несбалансированной частью существа. Пациент также должен длительное время уметь гармонично и уравновешенно справляться с самостоятельно выбранной работой, и то лишь после того, как он прежде поработал под уверенным руководством терапевта. Выбор одного из видов искусств, которым должен овладеть пациент всегда зависит от заболевания и должен оставаться предоставленным терапевту; при этом большую роль играют также характер, темперамент, возраст, жизненные условия и биография человека.

Как правило, терапевтическое лечение длится многие недели, часто месяцы или годы. Терапевтические уроки проходят в общем 1-2 раза в неделю. Работают по одному или маленькими группами, смотря по потребности и возможности. Спокойное и приятное окружение благотворно влияет и способствует активности работы и переживаний. Иначе терапия могла бы деградировать до обычного времяпровождения.

Само собой разумеется, что учёба является обязательной для терапевта,. Он должен быть в состоянии творчески переработать не только диагноз врача, но и то, что он воспринимает в пациенте, пытаясь при этом «считывать» с пациента, поможет ли тому сильно влияющее на формообразование упражнение с глиной, или черно - белое рисование углём, или геометрическое рисование; или ему нужно «дышащее» рисование акварельными красками, или пение, которое освобождает, или игра линий в рисунке, чтобы с их помощью «улучшить» себя.

Ни в коем случае речь не идёт о вещественном результате работы, а о приобретении новых способностей, радости и переживаниях, о расширении некоторых возможностей. В конце концов, исцелённый человек - сам желаемое произведение искусства.

 

В начало страницы

 

terapevticum.msk.ru

Сайт Naturopia.ru естественные способы оздоровления арт-терапия

naturopiya-for-fb-poster2naturopiya-for-fb-poster2

Сайт Naturopiya про естественные способы оздоровления: Арт-терапия, фитотерапия и другие методы терапии. На страницах сайта мы расскажем что такое мандала, дудлинг идеи, зенарт, зентангл, дзен рисование. Также здесь есть раскраски мандала для детей и взрослы. Приведены поэтапные уроки рисования танглов и дудлов.

Арт-терапия — художественная терапия. Это гибридное поле, сочетание искусства и психологии, использующее творческий процесс, произведения искусства, созданные в терапии, и сторонние произведения искусства, чтобы помочь людям в лечении. Помогает развивать самосознание, исследовать эмоции, решать нерешенные эмоциональные конфликты, улучшить социальные навыки и повысить самооценку.

Художественная терапия в первую очередь направлена на то, чтобы помочь людям, испытывающим эмоциональные и психологические проблемы, достичь личного благополучия и улучшить уровень жизни.

Для успешного лечения не требуется ни предшествующий художественный опыт, ни естественные художественные способности, и любые люди, обращающиеся за помощью к специалисту в области психического здоровья, могут воспользоваться Арт — терапией.

Виды арт-терапии:

  1. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.
  2. Песочная терапия — терапия с помощью песка
  3. Библиотерапия — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
  4. Сказкотерапия это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками
  5. Музыкотерапия — исцеление звуком. Главные лечебные свойства музыки основаны на ее ритме. Вибрации, происходящие с разной частотой, оказывают воздействие на органы.
  6. Драматерапия — театр-драма является не только воспитательно-образовательным средством, но и методом лечебной терапии
  7. Танцевальная терапия — вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве
  8. Куклотерапия — куклы спешат на помощь
  9. Игровая терапия — веселая и простая коррекция поведения детей
  10. Вокалотерапия — это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений
  11. Изотерапия — является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии. Она заключается в использовании изобразительного искусства
  12. Мандалотерапия – это диагностика и психотерапевтическое использование циркулярных круглых изображений, создаваемых в произвольном творческом процессе
  13. Цветотерапия (хромотерапия) представляет собой методику лечения энергией цвета;
  14. Глинотерапия — использование глины

Методы натуральной терапии:

В рубрике Методы терапии  постепенно будем раскрывать методы других естественных натуральных способов  оздоровления:

  • Апитерапия — лечение продуктами пчеловодства
  • Аэротерапия – закаливание воздухом. Данный вид закаливания включает в себя воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе;
  • Галотерапия — лечение в камере искусственного микроклимата с высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия;
  • Гелиотерапия – закаливание солнцем, воздействие на организм солнечным светом и теплом;
  • Дельфинотерапия — лечение детей  с помощью общения с дельфинами
  • Спелеотерапия — терапия в соляных пещерах.
  • Натуропатия — эффективная альтернатива современной медицине
  • Гирудотерапия — лечение с использованием пиявок
  • Пелоидотерапия – лечение с помощью лечебных грязей
  • Парафинотерапия — лечение с помощью парафина
  • Псаммотерапия— лечение песком
  • Талассотерапия — лечение морскими водорослями, солями, грязями
  • Фитотерапия — (траволечение) лечение различных заболеваний, основанный на использовании лекарственных растений;
  • Экотерапия — терапия пребывания на природе;

Дорогие наши читатели, редакция сайта и авторы очень признательны за вашу обратную связь, оставляйте ваши комментарии в конце статьи, так мы сразу поймем в каком они контексте. Ваши предложения и пожелания присылайте через форму обратной связи, мы их обязательно учтем.

Все материалы размещены на сайте в информационных и учебных целях! Если размещение какого-либо материала нарушает авторские права — обязательно свяжитесь с нами через форму обратной связи и материал будет удалён!

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только при обязательной прямой гиперсылки на наш сайт https://naturopiya.com

ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ ЖЕЛАЕМ ЗДОРОВЬЯ, ДОБРА, ЛЮБВИ, СЧАСТЬЯ И МНОГО УЛЫБАТЬСЯ!!!

v-pole-egut-ludi-radost-schastiev-pole-egut-ludi-radost-schastie

naturopiya.com