Я концепция человека: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Я Концепция

11.11.2011

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе.

Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Каким образом происходит формирование Я-концепции индивида? Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности.

И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

Какова структура Я-концепции? Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

Какую роль играет Я-концепция в жизни личности?
Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Вторая функция Я-концепции заключается в том, что

она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

Ключевые слова: Я

Источник: Карпов А.

В., Общая психология

Материалы по теме

Особенности Я-концепции при девиантном поведении

Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера…

Структура и строение «Я-концепции»

Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с.

Теоретические подходы к «Я-концепции»

Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с.

Формирование «Я-концепции»

Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с.

Теория множественности «Я»

Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с.

«Я»-концепция в психологии

Сколько «Я» у человека?

Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с.

Развитие Я-концепции

Мельник С.Н., Психология личности

Я-концепция личности

Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.

Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус Это представления о том, каков он есть на самом деле.

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть.

Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Выделяют три компонента Я-концепции:

когнитивный,

эмоционально-оценочный

поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют «Образом Я». Составляющими «Образа Я» являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом.

Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (восприятие, память, мышление и т.д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях).

Я-социальное –

представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности.

Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной.

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое «Я» от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т. е. любой опасности. Цель защитных механизмов – срочное ослабление напряжения, тревоги.

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы.

Рационализация – это способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство.

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлимого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация – это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т.е. трансформация влечений.

Интелектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

Концепция целостной личности

  • Кевин Т. Кэхилл
  • Блог

ИзменениеКризисПутешествияСовершенствоОтношенияВолонтерствоРабота

Философ доктор Мортимер Дж. Адлер был первым, кто представил концепцию целостной личности, которая побуждает нас стремиться к надлежащему балансу во всех аспектах нашей жизни — проводить значимое время с семьей и друзьями, поддерживать свое здоровье, обогащать свою жизнь, стать всем, чем мы можем быть, отдавая должное нашим сообществам, учась управлять своими финансовыми делами и расти в нашей духовной жизни. По своей сути концепция целостной личности учит балансировать между работой, жизнью и успехом.

Концепция целостной личности побуждает нас помнить о важности роста и обучения и напоминает мне Отрывки   Гейла Шихи. Бросать безопасную карьеру или отношения ради чего-то неизвестного неприятно, но Passages  — чрезвычайно полезный ресурс, объясняющий, что каждый жизненный кризис — это возможность для творческих перемен. Когда нам за тридцать, часто рушатся наши иллюзии, а также время брать на себя, нарушать или углублять жизненные обязательства. Переходы помогли мне лучше понять, что на протяжении всей нашей жизни будут переходы, которые вполне нормальны, и что мы должны быть открыты для того, чему эти переходы могут нас научить.

Осмысленное времяпрепровождение с семьей является ключевой частью концепции целостной личности. Научиться сосредотачиваться на увлечениях моего сына стало важным уроком для меня. Я сделала выбор, чтобы заниматься тем, что он любит делать, а не подталкивать его к тому, что я люблю. Иметь настолько близкие отношения с моим сыном, насколько кому-либо хотелось бы, и заниматься карьерой, которая давала мне гибкость во времени, чтобы быть с ним, когда он растет в своей страсти, — это настоящее благословение. Как все могут согласиться, найти содержательное время для семьи при развитии бизнеса — непростая задача. Урок здесь, конечно, заключается в том, что нам часто приходится «успевать», особенно когда речь идет о нашей семье.

Ключевым компонентом концепции целостной личности является важность поддержания здорового ума и тела. Я первый признаю, что быть в хорошей физической форме не является моей страстью. Это всегда было проблемой. Сказав это, был период, когда что-то должно было произойти, чтобы сохранить здравый ум, потому что я выгорал. Многие из вас могут относиться к тому моменту, когда вы работаете усерднее, чем вы можете себе представить, вы проводите меньше времени со своей семьей и не добиваетесь никакого прогресса в росте доходов. В этом нет ничего необычного. Каждый в конце концов находит свой способ прорваться через этот период. Для меня это был стратегический тренер. Время, которое я провел в программе стратегического тренера Дэна Салливана, научило меня большему, чем я мог бы рассказать.

Однако самым большим моим озарением было сосредоточиться на прогрессе и забыть о совершенстве. Когда я попадаю в, как называет Дэн, Пропасть, большую часть времени трачу на то, чтобы сосредоточиться на том, что идет не так. Это общая черта успешных людей. Мы постоянно стремимся к чему-то лучшему, к чему-то большему, и в процессе корим себя за то, чего не сделали! Стратегический коуч помог мне кардинально изменить парадигму, чтобы сначала сосредоточиться на том, что было достигнуто, а затем переключить внимание на то, что можно было бы сделать.

Концепция целостного человека побуждает нас уделять время практическим занятиям, работая добровольно, не ожидая личной выгоды. Эти волонтерские ситуации позволяют нам знакомиться с новыми людьми и подвергаться воздействию различных ситуаций, а также дают возможность чувствовать себя хорошо, делая добро. Когда вы отдаете себя, вы получаете гораздо больше знаний о тайм-менеджменте, а также многое узнаете о себе. Волонтерство может помочь вам лучше понять ценность сотрудничества, важность отказа от предположений, ценность умения слушать и то, как быть эффективным лидером.

Этот последний урок был связан с соблюдением баланса между процессом, отношениями и результатами. Каждый был частью встречи или проекта, где никто не имел ни малейшего представления о том, что должно было произойти или на чем был сделан акцент, просто выполняя работу, не обращая внимания на то, как это будет сделано. Многие из вас, вероятно, были на собраниях, которые казались вам пустой тратой времени, или вы никогда не чувствовали себя частью собрания. Звучит знакомо?

Представьте, каково было бы участвовать в собрании с четкой повесткой дня и временными рамками. И с четким акцентом не только на том, как что-то должно быть сделано, но и на том, какова конечная цель. И с явным намерением убедиться, что все будут услышаны, а не доминировать на собрании всего несколько человек. Хороший баланс с процессом, отношениями и результатами будет иметь огромное влияние.

При любом крупном жизненном переходе требуется не менее трех лет, прежде чем вы привыкнете к новому распорядку. Это смена парадигмы. Я вижу это у людей, которые переживают развод, переживают смерть, выходят на пенсию или продают бизнес. Независимо от того, запланированы ли эти переходы или это медицинский кризис, смерть, инвалидность, переход требует времени, терпения и перспективы.

Для меня это видеть и запечатлевать моменты жизни. Моменты с семьей, с друзьями и на природе. Мое путешествие еще не завершено. В вашем путешествии, чтобы найти баланс в своей работе, жизни и успехе, я призываю вас найти время, чтобы определить, где вы находитесь в поисках всего, чем вы можете быть. В своем путешествии старайтесь делать то, что действительно важно для вас, старайтесь быть искренним с другими и с самим собой и старайтесь не волноваться по мелочам, потому что все это мелочи. Ищите свою страсть и получайте удовольствие на этом пути.

Кевин Т. Кэхилл

Кевин — автор международных бестселлеров, специалист по управлению изменениями и мотивационный оратор. Уроженец Онтарио, Канада, Кевин имеет степень в области биомедицинских наук и в прошлом пробился в 1% лучших специалистов по финансовому планированию, получив право участвовать в Круглом столе на миллион долларов с первого года работы в бизнесе.

Теперь Кевин вдохновляет как мужчин, так и женщин, как человек, который овладел искусством стойкости и надежды. Философия Кевина — это самопровозглашенный ясновидящий строитель, стратегический и ориентированный на результат.

Кевин поднялся на вершину, а также столкнулся с некоторыми проблемами, которые изменили траекторию его жизни и карьеры. Сейчас он посвятил себя тому, чтобы помогать отдельным людям и командам процветать, преодолевая перемены в часто неспокойные времена.

Его визитная карточка и программа «Революция перемен» представляет собой план для тех, кто движется через перемены и достигает отличных результатов.

Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт http://kevintcahill.com/

Последние выпуски

Программа, разработанная для максимального воздействия.

Революция перемен предлагает простой в реализации успешный план управления изменениями и достижения отличных результатов. Кевин Т. Кэхилл любит зажигать позитивные перемены. Его система достижения успеха, от трансформации команд или групп до целенаправленного индивидуального подхода, продолжает приносить устойчивые результаты. Более подробную информацию можно найти ЗДЕСЬ

Что это такое и как его сформировать

То, как люди вас воспринимают, определяет вас в их глазах, но то, как вы воспринимаете себя — нечто, известное как я-концепция, — может определять вашу личность и то, как вы развиваетесь.

То, что делает вас «вы», во многом зависит от того, как вы себя видите. Например, если вы считаете себя добрым человеком, это может стать ключевым компонентом вашей личности.

«Я добрый» — это то, во что вы верите о себе. Это часть вашей самооценки.

Я-концепция — это то, что, по вашему мнению, определяет вас как личность. Отвечает на вопрос: «Кто я?»

В психологии существует множество теорий Я-концепции, но большинство из них параллельны представлению о том, что Я-концепция является важнейшим компонентом развития личности.

Я-концепция включает в себя все, что касается вас, от вашей моральной позиции и повседневного поведения до ваших развлекательных талантов и политических убеждений.

Согласно исследованию, опубликованному в 2020 году, в котором обсуждается теория самооценки, предложенная Уильямом Д. Бруксом и Филипом Эммертом в 1976 году, ваша самооценка может быть преимущественно положительной или отрицательной и предрасполагать вас к определенным мыслям или поведению.

Примеры позитивной я-концепции

  • Вера в то, что ты можешь что-то изменить
  • чувствовать себя наравне с другими
  • получать комплименты без стыда
  • понимать, что у каждого есть определенные чувства или поведение, которые могут быть не полностью социально приемлемыми
  • иметь желание и готовность работать над собой и устранять бесполезное поведение -концептуальные примеры

    • быть чувствительным к критике
    • чрезмерно реагировать на похвалу
    • чувствовать неприязнь к другим
    • предполагать, что все относятся к себе негативно
    • склонны к лицемерию
    • высказывают крайнюю негативную критику по отношению к другим
    • сталкиваются с трудностями и препятствиями в социальном взаимодействии
    • неохотно взаимодействуют с другими десятилетия.

      Таким образом, существует множество теорий я-концепции, некоторые из которых независимы от других, а некоторые основаны на более ранних работах.

      Одна из наиболее широко распространенных структур самооценки была разработана психологом Карлом Роджерсом, который считал, что самооценку можно разбить на три основных компонента.

      Каковы 3 части самооценки?

      Согласно Роджерсу, тремя основными частями Я-концепции являются:

      1. Идеальное Я: ваше видение и амбиции того, кем вы хотите быть
      2. Реальное Я (образ себя): то, как вы видите себя в настоящее время и воспринимайте себя
      3. Самоуважение: насколько вы ценны и ценны, по вашему мнению,

      Роджерс считал, что соответствие вашего идеального и реального «я» важно для развития вашей самооценки.

      Если ваше идеальное «я» не соответствовало вашему реальному «я», он предположил, что ваша самооценка «неконгруэнтна», и ваша самооценка, скорее всего, пострадает.

      Реальные личности, совпадающие с идеальными личностями, были отмечены как «конгруэнтные» и связаны с положительной самооценкой.

      Каковы четыре концепции личности?

      В рамках концепции я-концепции сосуществуют теории, такие как теория самопрезентации, которая предполагает, что ваша я-концепция влияет на то, как поведение может быть способом показать другим, кто вы есть.

      В теории самопрезентации существуют четыре концепции Я:

      1. Публичное Я: ваше представление о себе, определяемое общественным знанием вас другими людьми
      2. Я-концепция: кем вы себя считаете
      3. Фактическое или поведенческое Я: Я, созданное вашими действиями и привычками
      4. Идеальное Я: Я, которым вы стремитесь быть

      Теория самокатегоризации

      В 90-х годах Джон Тернер, социальный психолог, предложил еще один принцип самооценки, известный как самокатегоризация.

      В своих работах Тернер чувствовал, что существуют два разных уровня самокатегоризации:

      1. Личное: ваше ощущение себя как личности
      2. Социальное: ваше ощущение себя, определяемое группой, к которой вы чувствуете себя принадлежащей до

      Тернер предположил, что самооценка представляет собой комбинацию личной и социальной идентичности, и что люди могут определять себя на нескольких уровнях на основе своих внутриличностных сравнений.

      Например, как личность вы можете считать себя сильным спортсменом. Однако, как член команды, вы можете чувствовать себя менее уверенно как исполнитель, если команда не преуспевает.

      Концепция социальной идентичности в сравнении с концепцией самокатегоризации

      Концепция социальной идентичности, разработанная Анри Тайфелем, социальным психологом, также исследует личную и социальную самооценку.

      В отличие от самокатегоризации, которая предполагает отнесение себя к группе, к которой вы чувствуете свою принадлежность, теория социальной идентичности предполагает, что вы находите смысл и считаете важным быть частью определенной группы.

      Пример самокатегоризации: Я ирландец, потому что я родился и живу в Ирландии.

      Пример социальной идентичности: Я являюсь членом своей политической партии, потому что я верю в то, за что они выступают.

      Я-концепция «Зазеркалье»

      В 1902 году социолог Чарльз Кули представил теорию, известную как «теория зазеркалья», расширение Я-концепции, предполагающее, что на ваше самоощущение непосредственно влияет восприятие окружающих. ты.

      Например, если вы заметили, что все смеются, когда вы делаете комментарий, вы можете начать считать себя «забавным».

      Самоощущение может быть важной частью поддержания вашего психического благополучия.

      На самом деле, более раннее исследование 2008 года подробно описывает, как нестабильное чувство самоидентификации является симптомом биполярного расстройства и может быть также связано с другими психическими расстройствами.

      Даже если вы чувствуете, что у вас устойчивая я-концепция, есть доступные ресурсы, которые помогут вам понять, что на самом деле значит для вас эта я-концепция.