Я концепция презентация – Презентация. Я -концепция. | Социальная сеть работников образования

Презентация. Я -концепция. | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Я-КОНЦЕПЦИЯ «Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя» Марк Аврелий

Слайд 2

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Слайд 3

Идентичность опирается на осознание протяженности существования, собственной целостности как организма и личности, а также позволяет человеку самому вычислять, насколько он похож на других.

Слайд 4

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ — система представлений индивида о самом себе . Включает в себя: а ) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств ; б) самооценку , в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Слайд 5

Составляющая Описание «Духовное Я» Внутренне е и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических и нравственных установок. Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой ( его дом, частная собственность, семья , друзья и пр.) «Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль. «Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности. Представление о «Я-концепции» (Джеймс)

Слайд 6

По временной отнесенности можно выделить образы: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее. По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.

Слайд 7

Функции в регуляции поведения: А) Определение собственной идентичности; Б) Собственных интересов, симпатий и антипатий; В) Своих целей и продвижения к успеху; Г) Системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; Д) Самооценивания .

Слайд 8

«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение . «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека . «Я-концепция» обладает индивидуальностью. Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция ». « Я-концепция» является результатом самосознания.

nsportal.ru

«Я-Концепция» личности — презентация на Slide-Share.ru

Евтушенко Никита Алексеевич Э-1871

К. Роджерс (1951). Я-концепция складывается: — из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида; — представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром; — ценностных представлений, связанных с объектами и действиями; — представлений о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.

Дж. Стейнс (1954), Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает: — оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя; — представления о том, как он выглядит в глазах других людей. На основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам: 1) основополагающим подходам У. Джемса; 2) символическому интеракционизму в работах Кули и Мида ; 3) представлениям об идентичности, развитым Эриксоном; 4) феноменологической психологии в работах Роджерса.

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я ( Self ) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I ) и Я-как-объект ( Me ). Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект).

Согласно У. Джемсу, человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Я-как-объект — это то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет три составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, социальное Я, физическое Я.

Уильям Джемс: наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, именно это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Джемс определяет самооценку с помощью формулы. Человек может улучшить представления о себе, либо увеличивая числитель этой дроби — т. е. добиваться успеха, либо уменьшая знаменатель — т. е. снижая уровень притязаний.

Чарльз Хортон   Кули  (1864-1929) — американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Ч. Кули  называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

В 1912 г. Ч.Кули предложил теорию зеркального Я, утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.

«Зеркальное Я» — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей — или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие.  Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется.

Теория символического интеракционизма была предложена Дж. Мидом (1863-1931). Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы «ставя себя на место другого человека», «принимая роль другого». Взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь — главный фактор человеческого взаимодействия.

Проблема Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном (1902- 1994) сквозь призму Я-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Эриксон считает, что Я-идентичность возникает у ребенка, когда он общается со взрослым. Ребенок стремится во всем походить на значимого для него взрослого; таким образом происходит формирование его Я-концепции.

Э. Эриксон: человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет воз­можность последующего расцвета личности.

Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека (от 12—13 лет до примерно 19—20 в американском обществе). Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?» Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями — факторы, нарушающие развитие идентичности возникновение чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

К. Роджерс Я-концепция — это прежде всего система самовосприятий человека. В рамках структуры Я-концепции К. Роджерса существует по крайней мере три основные модальности: 1) «реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле; 2) «зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие; 3) «идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке).

Самооценка — один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования, таким образом, состоит в творческом отношении к собственной личности — стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные возможности, что, при неудаче, может приводить его к разочарованию. Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные.

Литература Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1 и 2: Пер. с франц. -М.: Мир, 1992. -376 с. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. – 672 с. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998. Немов Р. С. Общие основы психологии. М., 1994. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.

slide-share.ru

Презентация по психологии «Формирование социально благополучной личности в рамках «Я» – концепции».

Предоставляется разработка проведения интерактивных занятий с элементами тренинга в качестве курса: «Формирование позитивной Я — концепции», на дополнительной сессии по психокоррекции.

Автор презентации:

Педагог — психолог СПБ ГБПОУ «РК «Кировский» 

Артеменко Анна Владимировна.

Методическая разработка на тему:

Формирование социально благополучной личности в рамках

«Я» – концепции подростка.

Содержание и проведение интерактивных занятий с элементами тренинга:

Тема: «Формирование социально благополучной личности в рамках «Я» – концепции».

Цель: формирование мотивации к созданию и достижению целей, повышение самооценки, профилактика агрессии посредством просветительской работы с элементами тренинга.

Задачи: предоставить подростку информацию о том, что он представляет собой в социальной среде, как личность в подростковом возрасте. Поставить перед ним задачу, формирования целей, для возможности развития и реализации себя в ближайшем будущем.

Содержание презентации:

  1. Тема

  2. Картинка (Что у нас в голове?)

  3. Понятие «Я» -концепция

  4. Идеальное «Я»- объект стремлений реального «Я»

  5. Я – личность

  6. Что и кто мне в этом поможет?

  7. Как сформировать себя полноценной личностью?..

  8. Самоанализ, занятие «Я- реальное»

    1. «Я – идеальное»

  9. Саморегуляция и самовоспитание, как способ достижения цели

  10. «Опыт всему учитель»

  11. Встречи с психологом

  12. Кто влияет на формирование наших мыслей и целей

  13. Тренинг «Работа с целью»

    1. Что я могу сделать для себя?

    2. Выстроить план достижения цели

  14. Упражнения «Я»- идеальное

  15. Упражнение «Уникальность каждого»

    1. Вы есть сумма своего опыта

    2. Ты сделал, что либо примечательное или достойное упоминании?

    3. Илья скачков – автобиография.

Оборудование: интерактивная доска, наличие конспектов у обучающихся.

Целевая аудитория: подростки в возрасте от 12 — ти до 16 — ти лет.

Количество занятий: 4

1. Понятие «Я» -концепция

1. Введение в понятие Я – концепция, психолог дает определение подростковому возрасту, его потребностям и особенностям поведения.

2. Определение понятия – «Личность».

3. Определение понимания саморегуляция, самовоспитание и др. по приведенным в слайде 6.

4. Как сформировать себя полноценной личностью (запись в конспект,- как я вижу себя и как меня видят окружающие). Слайд 7.

5. Самоанализ Я — реальное: аудитория разбивается на пары, каждый рассказывает, как он видит себя, а оппонент дает свою оценку, потом они меняются местами (предварительная инструкция на слайде 8)

6. Я- идеальное, — описание в конспекте пунктов по слайду 9.

7. Рефлексия, обсуждение занятия.

Понимание формирования личности в подростковом периоде, создание мотивации на построение формирования себя, как полноценной личностью.

45- 50 мин.

Понимание своих возрастных особенностей. Самоанализ своего реального образа, формирования идеального образа.

2.Саморегуляция и самовоспитание

1. Дать понятие, что такое саморегуляция и самовоспитание, слайд 10.

2. Приведения примеров построения и реализации цели.

3. Задание: написать в конспекте, пример своих личных желаний.

4. «Опыт всему учитель», прочтение слайда. Слайд 11.

5. Обсуждения работы психолога с подростками. Слайд 12.

6. Кто влияет на формирование наших мыслей и личности, образец и обсуждение слайда, приводятся примеры из аудитории по каждому из разделов. Слайд 13.

Задание: описание в конспекте внутренних и внешних аспектов влияния на свою личность.

7. Рефлексия, обсуждение занятия.

Ознакомиться со способами саморегуляции и самовоспитания, дать анализ внутренним и внешним регуляторам формирования личности.

45 мин.

Дать оценку внешним и внутренним факторам, которые влияют на самого подростка в формировании его реального Я и идеального Я

3. Работа с целью

1. Освещение темы занятия.

Предлагается работа с конспектом (Сформировать цель — каким я хочу стать, кем я хочу стать). Слайд 15.

2. Выстроить план достижения цели (запись в конспект. Слайд 16).

3. Упражнение «Я- идеальное», предлагается работа с мыслеформой. Слайд 17.

4. Упражнение «Уникальность каждого», работа в конспекте. Слайд 18.

5. Вы есть сумма вашего опыта, прочтение слайда добровольцем из аудитории. Обсуждение. Слайд 19.

6. Рефлексия, обсуждение занятия.

Научиться ставить цели и возможность их реализации. Формирование позитивной самооценки.

45 мин.

Поиск и формирование позитивных, полезных образов и целей, постановка плана и его реализация.

4. Примеры, которые вас могут вдохновить.

1. Реализации мечты,- пример из жизни героя фильма «Секретная жизнь Уолтера Митти». Слайд 20.

2. Просмотр анонса фильма по ссылке: https://yandex.ru/video/preview?filmId=5437426268052933307&text=%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D1%83%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D1%81&from=tabbar&parent-reqid=1569500009536035-299127558351800324621078-vla1-2407.

3. Краткое обсуждение впечатлений.

4. Автобиографический пример – Илья Скачков и его киберагентство. Слайд 22.

5. Просмотр видео по ссылке: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6338058307693567468&text=илья+скачков+и+его+киберагентство

Обсуждение занятия.

Обучающиеся делятся мнениями, впечатлениями.

Ознакомиться с успешными способами самореализации на примерах главных героев темы.

30 мин.

Закрепление позитивного опыта на примере популярных героев из фильма и жизни.

infourok.ru

Я- КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ — презентация на Slide-Share.ru

Я- КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в зарубежной психологической литературе, в русле феноменологической, Гуманистической психологии, представители которой А Маслоу, К. Роджерс. А.Маслоу К. Роджерс

«Я-концепция» происходит (от англ. Self-concept) — это обобщенное представление человека о самом себе, система установок относительно собственной личности, или как еще говорят психологи, «теория самого себя» Когнитивный компонент — «образ Я» Эмоционально-целостный (эффективный) компонент Поведенческий компонент Выделяют 3-и структуры компонента:

Модальности установок «Я-концепции» Реальное Я Идеальное Я Зеркальное Я

Реальное Я Идеальное Я Реальное Я Зеркальное Я Физическое Я Социальное Я Умственное Я Эмоциональное Я Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов —

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистич­ на. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Иде­ альная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

В зависимости от того, на каком уровне — организма социального индивида или личности — проявляется активность человека, в «Я-концепции» выделяют: На уровне «организм — среда» — физический Я-образ (схема тела) На уровне социального индивида — социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая На уровне личности — дифференцирующий образ

Последние 2 уровня описываются так же, как 2-е составляющие «Я-концепции». (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

«Динамическое Я» «Презентуемое Я» «Фантастическое Я» Триада хронологических: «Я — прошлое» «Я — настоящее» «Я — будущее»

Развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием «Я-концепции».

Презентацию на тему: «Я-концепция» личности» Подготовила студентка 1 курса заочной формы обучения факультета «Психологии и педагогики» Семяшкина Е.С.

slide-share.ru

Я-концепция и самосознание личности — презентация на Slide-Share.ru

Подготовила: Реброва Дарья Я-концепция и самосознание личности

Понятие самосознания и Я-концепции личности. Структура Я-концепции. Самоотношение и самооценка личности. Я-концепция в различных психологических теориях.

Самосознание — есть особая форма сознания, в которой личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания. Самосознание — это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом- Я- концепцией. Р. Бернс определяет «Я концепцию» как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой.

«Я-Концепция (англ. self-concept)» — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. «Я-Концепция» — целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Понятие самосознания и Я-концепции личности

«Я концепция» это набор установок, направленных на самого себя. Элементы установок: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению(эмоционально-оценочная составляющая). 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении(поведенческая составляющая).

Элементы установки: 1. » Образ Я» — представление индивида о самом себе. 2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой. Структура «я-концепции»

Основные модальности самоустановок: 1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле. 2. Зеркальное(социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Аспекты модальностей : физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Структура «я-концепции»

Отрицание: если реальная действительность для человека преподносит неприятности, то он «закрывает глаза» и прибегает к отрицанию ее существования. Рационализация: это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Проекция: собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Самооценка — эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Самоотношение — целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, в то время как самоотношение остается относительно постоянным.

Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее(I) и Я — как объект(Ме). Это- две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Джемс выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Постулат Уильяма Джемса: в развитом обществе человек имеет возможность выбора целей. Уильям Джемс

Символический интеракционизм Главным ориентиром для Я-концепции является «Я» другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. «Я –каким меня видят другие» и «Я- каким я сам себя вижу» весьма сходны по своему содержанию. Кули предложил теорию «зеркального Я». Я-концепция в различных психологических теориях Чарлз Кули

Символический интеракционизм Становление человеческого «Я» как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают Я-сознающее и Я — как объект. Я-концепция в различных психологических теориях Джордж Мид

Проблематика Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном сквозь призму эго-идентичности. Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций. В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и кризисные поворотные пункты. Я-концепция в различных психологических теориях Эрик Эриксон

Феноменологический подход Исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Центральным понятием феноменологического подхода является восприятие. Поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент. Я-концепция в различных психологических теориях

Основные положения теории Роджерса : 1. Человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире. 2. Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. 3. Я – концепция — это система самовосприятий. 4. Я — концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. 5. Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих. Я-концепция в различных психологических теориях Карл Роджерс

6. Потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в самоуважении, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. 7. Может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. 8. Человеческий организм представляет собой единое целое и имеет лишь один внутренний мотив — тенденцию к самоактуализации. 9. Я-концепция представляет собой определенную систему. 10. Благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с идеалом. Поведение рассматривается К. Роджерсом как попытка достичь согласованности Я-концепции. Я-концепция в различных психологических теориях

Теории «Я» в гуманистической психологии Понятие самоактуализации. П отребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены только после того, как будут удовлетворены «низшие» потребности. А. Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды. «Человек должен стать тем, кем он может стать», — утверждает А. Маслоу. Я-концепция в различных психологических теориях Абрахам Маслоу

slide-share.ru

Я-КОНЦЕПЦИЯ — презентация на Slide-Share.ru

«Образ собственного Я – ключ к пониманию вашей личности и поведению». М. Мольц

Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценка

« Я-концепция » определяется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

Убеждение индивида : обоснованное и необоснованное (когнитивная составляющая установки). Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). Соответствующая реакция — поступки (поведенческая составляющая).

атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, (описание имущества, жизненных целей и т.п.) Более и менее значимые.

Самоописания – способ охарактеризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания её отдельных черт. Семья % Красота и здоровье Интересное дело Карьера Богатство Духовные ценности и смысл жизни

Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, для разных людей могут иметь различное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции».

Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

2. Интериоризация социальных реакций на данного индивида. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. 3. Индивид оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определённое дело и именно его делает хорошо. Люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение. Особенность «Я-концепции» как комплекса установок в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, очень сильны и устойчивы.

Возьмите лист бумаги Запишите ту Вашу характеристику, которая Вам не нравится Добавьте слово «зато» и ту черту, которая компенсирует Ваш недостаток Передайте листок другу/подруге. Пусть тоже добавит от себя «компенсацию»

способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта служит источником ожиданий.

Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле. Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.

Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. Образ тела содержит оценку своего физического Я.

1.        Реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функциональной способности. 2.        Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями индивида различных жизненных ситуаций. 3.        Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций. 4.        Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.

Физическая привлекательность для женщин, более значима, чем для мужчин. В социальном плане привлекательная женщина может рассчитывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем привлекательный мужчина.

Составьте для себя список желаемых результатов и расположите его в порядке убывания ценности каждого. Ответьте на вопросы: Чего я уже добился? (Мой успех.) Чего хочу добиться в ближайшее время? Мои глобальные цели?

«Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини-гимна «Я – чудо!». 1.        Прочитайте текст. 2.        Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны. 3.        Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение. 4.        Ещё раз прочитайте про себя. 5.        Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!». Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с перерывом 15–30 сек. При необходимости – чаще.

Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение! Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив! Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое ! На меня можно всегда положиться. Я не подведу! Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело. Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно. Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью. Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения! Мини-гимн «Я – чудо!»

slide-share.ru

Презентация к уроку на тему: Я-КОНЦЕПЦИЯ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Слайд 1

«Я-концепция». Саморазвитие педагога. Информационная карта роста.

Слайд 2

ФГОС- совокупность требований,обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования ОУ, имеющими государственную акридитацию

Слайд 3

Образованность и профессиональная компетентность педагога сегодня — это не только владение основами профессиональных знаний, но и умение ориентироваться в потоке научной информации, анализировать новые педагогические системы обучения, альтернативные и вариативные программы, адаптировать эффективный педагогический опыт. Для труда педагога специфично возникновение ситуаций, которые требуют мгновенного анализа, умения предвидеть, творческого подхода в выборе способов достижения нужных результатов.

Слайд 4

Я САМО – САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – САМОПОЗНАНИЕ – САМОВОСПИТАНИЕ – САМООБУЧЕНИЕ – САМОУТВЕРЖДЕНИЕ – САМОРЕГУЛЯЦИЯ – САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Слайд 5

САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА «Я-концепция» творческого саморазвития напрямую связана с объективной оценкой своих способностей и личностных качеств, верой в собственные силы. В процессе разработки «Я-концепции» творческого саморазвития большое значение имеет осмысление культурных рамок жизнедеятельности будущего педагога.

Слайд 6

Чтобы сделать что-то существенное в жизни, реализовать свой потенциал необходимо: Чётко ориентироваться на проблему, которую необходимо решить. Целенаправленно, длительно изыскивать средства и методы для ее решения. Максимально задействовать собственный творческий потенциал: не бояться экспериментировать, рисковать, пока не обнаружится собственное, адекватное ситуации и проблеме решение. Учитывать, что стандартное решение, удобное и адекватное одной проблеме, не может быть адекватным для проблемы иного уровня. Помнить, что жизнь — самое нестандартное явление, а потому, подходить к ней следует творчески. Освоив творческую жизнедеятельность, переносить её навыки и умения на деятельность профессиональную.

Слайд 7

Информационная карта профессионализма педагога Информационная карта профессионализма педагога Фамилия, имя, отчество _______________________________________ Должность__________________________________________________ Образование: базовое _________________________________________ дополнительное __________________________________ Ученая степень ______________________________________________ Ученое звание _______________________________________________ Правительственные награды, звания _____________________________ ___________________________________________________________ Отраслевые награды __________________________________________ Почетные звания _____________________________________________ Почетные грамоты ___________________________________________ Категория (разряд) ___________________________________________ Начало трудовой деятельности _________________________________ Начало педагогической деятельности ____________________________ Начало деятельности в ОУ ___________________________________

Слайд 8

ОБЛИК УЧИТЕЛЯ

Слайд 9

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ 1. Готовность к инновационным преобразованиям и творческой деятельности. 2. Владение современными подходами к детям, к учебно-воспитательному процессу. 3. Культура познавательной деятельности. 4. Создание психологически комфортной обстановки для самоактуализации и творчества школьников. 5. Объективный анализ педагогического процесса и результатов собственного труда. 6. Способность к прогнозированию, планированию, диагностике, мониторингу. 7. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 8. Развитие исследовательских навыков. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА 1. Высокая гражданская активность и социальная ответственность. 2. Гуманистическая направленность, духовные потребности, эрудиция. 3. Честность, искренность, сочувствие в отношении детей и взрослых. 4. Способность видеть и утверждать личность в ученике, вера в его силы, готовность и умение придти на помощь. 5. Доброжелательность в сочетании с разумной требовательностью к себе и другим. 6. Интеллигентность. 7. Инициативность, оптимизм, жизнерадостность. 8. Искусство общения, коммуникативность, культура речи. 9. Педагогическая интуиция. Чувство нового. 10. Эмоциональная уравновешенность. 11. Добросовестность, трудолюбие. КОМПЕТЕНТНОСТЬ 1. Высокий уровень психолого-педагогических, теоретических знаний преподаваемого предмета и смежных дисциплин. 2. Способность постижения науки, искусства, потребность в непрерывном самообразовании. 3. Готовность к разноуровневому и многовариантному преподаванию. 4. Владение совокупностью технологических знаний и умений. 5. Умение оптимально решать педагогические задачи. 6. Творчество, мастерство. ПРОДУКТИВНОСТЬ 1. Достижение запланированного результата (не ниже требований государственного образовательного стандарта) в отношении всех или подавляющего большинства учащихся за отведенное время с помощью системы и последовательности педагогически целесообразных действий. 2. Умение разрабатывать и использовать систему критериально-оценочных показателей, развития познавательных интересов и интеллектуальных умений школьников. 3. Высокий уровень педагогической культуры.

Слайд 10

Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

Слайд 11

Что мешает учителю работать на новый результат?

Слайд 12

Что мешает всей школе работать на новый результат? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «учили не тому, что я хочу!»

nsportal.ru