Заключение психолога по результатам психологического обследования взрослого – ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА По результатам психологического исследования.
Заключение психолога по результатам психологического обследования (образец)
Заключение психолога по результатам психологического обследования имеет определенную структуру. Проанализируем те моменты, которые важно отразить в данном документе, а также рассмотрим один его образец.
Анализ внешнего вида ребенка
Для начала психолог описывает кратко состояние ногтей, одежды ребенка. Он указывает специфику его внешнего вида, особенности конституционного строения, присутствие ярко выраженных патологических факторов. Протокол психологического обследования включает информацию о соответствии возрасту антропометрических параметров: пропорций частей тела, веса, роста. Иногда внешний вид ребенка сравнивают с родителями, чтобы проанализировать наследственные особенности и внутрисемейные отношения.
Поведение ребенка в беседе с психологом
Психологическое обследование ребенка дошкольного возраста предполагает анализ поведения ребенка во время общения со специалистом, его ориентированность на критичность, самостоятельность, коллективную деятельность, адекватность принимаемого решения в определенной ситуации. Психолог обращает внимание на скорость работы ребенка, его заинтересованность в выполнении предложенного задания, общую мотивацию.
Ему предлагается тест на психотип, результаты используются для получения полной картины об испытуемом. Отмечаются любые элементы негативного отношения к контакту со специалистом, а также отказ от обследования. Выполняется психологом и анализ характера игровой деятельности при прохождении ребенком обследования. Оцениваются эмоциональные и творческие характеристики, специфика применения малышом игровых элементов, затем все это вносят в итоговое заключение психолога по результатам психологического обследования. Отмечают также присутствие гиперактивности, то есть двигательной расторможенности.
Специфика деятельности
Специалист оценивает наличие цели в деятельности ребенка, его умение сосредоточиться на выполнении какого-то конкретного задания. Кроме того, проведение психологического обследования подразумевает выявление импульсивности, неравномерности деятельности, критичного отношения к похвале, порицанию за работу. Далее соотносят характер деятельности с присутствием гиперактивности. Полученный результат выписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования.
Работоспособность
Психолог анализирует колебания в работоспособности, отмечая тот временной промежуток, на протяжении которого малыш работал целенаправленно, продуктивно. Кроме того, выявляется причина усталости, соотносится характер деятельности и быстрота утомляемости, выявляются причины. Полученные результаты также вписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования. Особое внимание специалист уделяет изменениям эмоционального состояния ребенка: появлению неадекватного смеха, проявлению плаксивости, что свидетельствует о переутомлении. Психолог отмечает взаимосвязь между работоспособностью и сменой мотивации, определяет тот тип, который в большей степени повлиял на работоспособность ребенка.
Анализ внимания
Тест на психотип позволяет выявить такую важную характеристику психической деятельности ребенка, как внимание. Оцениваются возможность сосредоточиться на определенной деятельности, умение переключать внимание, распределять его в неучебных заданиях. Специалист анализирует связь между устойчивостью внимания и объемом восприятия. Выявляется присутствие флуктуации внимания, специфика его изменения при переутомлении либо возбуждении ребенка, влияние такого фактора, как гиперактивность, на параметры внимания.
Специфика латерализации
При ее анализе выявляется присутствие элементов левшества. Основным параметром проводимого анализа будет оценивание взаимосочетания левого глаза и ведущей левой руки, правого уха и правой руки. Психолог при проведении анализа учитывает специфику деятельности малыша, которые в какой-то степени связаны с латерализацией. Он наблюдает за тем, с какого угла ребенок начинает рассматривать картинку, выявляет направление рисования, руку, в которой он держит карандаш или кисточку.
Особенности моторики
Осуществляется анализ общей «уклюжести» малыша, особенности движений в замкнутом пространстве. Психолог наблюдает за тем, как ребенок поднимает упавшие на пол карандаши, сбивает ли он в это время другие предметы. Проверяется и умение выполнять координированные и ритмичные движения, к примеру, бегать на месте, маршировать. Оценивается умение рисовать, писать, чтобы выявить сформированность мелкой моторики. Малышу предлагают завязать шнурки на ботинках, застегнуть пуговицу на кофточке, вырезать ножницами определенные детали. На основании полученных результатов составляются рекомендации психолога для родителей по дальнейшему развитию их ребенка.
Оценка речи
Оценивание речевой активности является важным элементом логопедического обследования. Важно выявить качество произношения звуков, объем словарного запаса, уровень речевой активности, соотношение между объемами пассивного и активного словарей. На основании полученных данных составляются рекомендации психолога о готовности малыша к обучению в школе. Особое внимание специалист уделяет умению ребенка вести диалог, отвечать на задаваемые психологом вопросы, предлагать свои. Изучается умение пользоваться речевыми конструкциями при составлении предложений.
Во время психологического исследования проверяется сформированность социально-бытовых ориентиров, соответствие их возрастным особенностям ребенка.
Вариант заключения по итогам психологического исследования
Предлагаем образец заключения, сделанного психологом по результатам индивидуальной диагностики.
Сначала указываются данные ребенка, его дата рождения. Далее отмечается уровень речевого развития: обширный словарный запас, умение строить предложения, высокий уровень речевой активности.
Отмечается развитое логическое мышление. Подтверждается соответствие долговременной и кратковременной памяти возрастным особенностям.
Моторика предполагает правую ведущую руку и должна быть развита в полном соответствии с возрастом.
Психолог отмечает и анализирует ряд других моментов.
Навыки самообслуживания:
- Сформированность в полном соответствии с возрастными нормами.
Возможность успешного усвоения учебной программы:
- Средняя работоспособность.
- Неусидчивость при выполнении заданий в группе, быстрая утомляемость, отвлечение от предложенной работы.
- Индивидуальная работа выполняется без замечаний.
Эмоциональная сфера:
- Нестабильное эмоциональное состояние.
- Высокая активность.
- Демонстрация желания быть лидером группы.
- Проявляется нетерпимость к ошибкам других детей.
Коммуникативная компетентность:
- В процессе обсуждения конфликтных ситуаций быстро находит конструктивные решения, но не использует их в реальной жизни.
Далее предлагаются рекомендации психолога, в которых указывают основные направления дальнейших действий родителей и воспитателей.
- Консультация у психоневролога, посещение семейного приема.
- Использование сенсорной комнаты для снижения психоэмоционального напряжения.
- Запись на тренинговые группы, в которых детей обучают навыкам совместного общения.
- Мотивация ребенка без системы наказаний, только путем поощрения.
- Демонстрация через ролевые игры правил поведения в обществе. Совместный просмотр мультипликационных фильмов, чтение сказок, обязательное их обсуждение.
- Родители не должны кричать в присутствии малыша, важно оградить его от выяснений семейных отношений.
- Соблюдение режима дня должно быть обязательным, в него желательно вводить некоторые ритуальные моменты. Например, перед сном малыш будет выпивать стакан йогурта, так ему будет проще организовывать свое время.
fb.ru
Заключение специалиста (по результатам психологического обследования)
Место проведения: помещение АНО «РМПЦ», …..
Цель обследования:
— определение уровня когнитивного и эмоционально-волевого развития характера его взаимоотношений и типа привязанности выявление особенностей опосредованного отношения к отцу;
— установление состояния и уровня развития когнитивных, эмоционально-волевых функций, личностных особенностей, стиля детско-родительских отношений и воспитательных установок
Были использованы следующие методики: …….
Обследование ….
Экспериментально–психологическое исследован… (6 лет).
Были использованы следующие методики: …..
Обследование ……
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Уровень когнитивного и волевого развития….соответствует возрастной норме. В эмоционально-личностной сфере отмечается выраженное стремление к общению и взаимодействию, особенно со сверстниками. Также мальчику свойственна демонстративность, эмоциональность, непосредственность, стремление к лидерству, любознательность в сочетании с повышенной тревожностью, желанием устранится из конфликтной ситуации и естественной для данного возраста личностной незрелостью, обусловленной малым жизненным опытом.
Отмечается наличие надежной привязанности к матери и близких отношений с ней.
Имеет место вовлеченность ребенка в затянувший родительский конфликт и желание гармоничных, теплых семейных отношений.
Выявляется амбивалентное отношение к мужской фигуре (признание ее доминантности, желание более тесного контакта и взаимодействия, сочетающееся с представлением о ее возможной агрессивности, отстраненности, равнодушии).
Об отце высказывается негативно, с раздражением, испугом («за нами следили люди от него»). Подобное отношение к отцу может быть как отражением реального характера отношений ребенка с данным родителем, так и проявлением «синдрома отвержения одного из родителей» (Гарднер, Келли, Джонсон). Подобная ситуация характерна для высоко-конфликтного развода, когда ребенок оказывается вовлеченным в затянувшийся супружеский конфликт. Суть данного синдрома состоит в том, что ребенок отвергает того родителя, с которым не проживает в данный момент, обвиняя и осуждая его, из-за возможного ряда факторов: индивидуально-психологических и поведенческих особенностей обоих родителей и ребенка, психологической уязвимости ребенка и степени выраженности его внутренней агрессии, враждебности родителей по отношению друг к другу. При наличии отвержения ребенком одного из родителей, необходимо исследование как особенностей ребенка и родителя — возможного индуктора, так и индивидуальных особенностей отвергаемого родителя. Так как в рамках данного освидетельствования не проводилось экспериментально-психологического исследования отца ребенка, то не представляется возможным оценить его отношение к ребенку, характер взаимоотношений с ним.
Позитивное отношение к обоим родителям, не зависимо от места проживания ребенка, является необходимым условием его дальнейшего нормального развития, психического здоровья и психологического благополучия.
2. Состояние и уровень развития когнитивных и эмоционально-волевых функций… соответствует возрасту, полученному образованию и социальному окружению.
Для …. характерна социальная желательность поведения, что может быть вызвано как ситуацией самого освидетельствования и бракоразводным процессом, так и качеством, присущим ей в течение всей жизни. Также ей свойственна активная жизненная позиции, жизнелюбие, склонность к демонстративности, положительная самооценка, выраженная мотивация достижения, общительность, открытость, непосредственность и глубина эмоциональных переживаний. В межличностных контактах характерна привязанность к близким, наличие широкого круга знакомств, стремление к получению поддержки от окружающих, склонность в конформизму в отношениях со значимыми людьми.
Признаков патологической структуры личности, а также выраженной психологической дисгармонии и социальной дезадаптации на момент обследования не выявлено.
Отмечается положительное отношение к ребенку, хороший эмоциональный контакт с ним, безусловное принятие, с признанием его права на индивидуальность, достаточный уровень концентрации на потребностях, желаниях и интересах ребенка без тенденции к сверх-контролю.
Преобладающим стилем взаимодействия с ребенком у …. являются отношения по типу «кооперации». Также достаточно развитой является тип родительского отношения – «симбиоз» (родитель не устанавливает жесткой дистанции между собой и ребенком, стремится быть ближе к нему как физически, так и психологически, удовлетворять его разумные желания и потребности). При этом имеет место также и авторитарность в стиле воспитания, при которой ребенку задаются достаточно строгие рамки, с требованием послушания, во многом с навязыванием своей воли в дисциплинарных вопросах.
В целом, отношения матери и ребенка характеризуются эмоциональной теплотой, надежной привязанностью, безусловным принятием, а стиль родительского воспитания со стороны матери можно назвать разумно сбалансированным.
sudmedrmpc.ru
Учебно-методический материал на тему: ЗАКЛЮЧЕНИЕ В СУД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД 3 № КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА г. МОЖАЙСКА
143200, Московская область, г. Можайск, ул. Российская, д. 9а.
тел.: 22-494
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ХХХХХХХХ ДАШИ 18.10.2008 г.р.
Данное психологическое обследование было проведено по личному заявлению Багишевой Татьяны Евгеньевны и разрешению руководителя МДОУ № 3 г. Можайска Шумаковой Татьяны Андреевны от 21.11.2012 года.
На обследование Даша пришла с осторожностью, тревогой, не выпуская мамину руку. Было видно, что новая обстановка и незнакомые люди вызывают беспокойство у девочки. Только тогда, когда я ее заверила, что пока мы будем общаться, мама будет рядом в коридоре и никуда не уйдет, а потом присоединиться к нам в кабинет Даша немного успокоилась и начала сотрудничать.
В ходе проведения психологического обследования — беседы, было выявлено следующее:
— Даша общительный ребенок. Поведение ребенка адекватное, ориентированное на совместную деятельность;
— Даша отличается хорошим развитием речи, имеет большой словарный запас, правильно строит предложения и рассуждает по поводу способов выполнения действий;
— Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-действенное мышление, развиты элементы наглядно-образного мышления.
В своей беседе Даша охотно рассказывает, что она живет с мамой и бабушкой Люсей. Также, что в ее семье есть Витя, Женя и дедушка Женя. Что она с удовольствием ходит в детский сад, посещает занятия фигурного катания и гимнастики. С мамой они много занимаются, Даша умеет читать короткие слова по слогам, знает и охотно рассказывает детские стихи. Женя и Витя с ней играют, ходят все вместе гулять. Дома у нее много игрушек, книжек. На вопрос, а кто у тебя живет в Москве, Даша ответила — никто. На вопрос, а знает ли она своего отца, Даша ответила, что папа плохой, она его боится и видеть не хочет. При этом Даша расплакалась. На вопрос, почему он плохой, она ответила, что он бьет маму и сильно кричит, подтвердив, что видела это сама. Немного успокоившись, Даша сказала: «Вместе с папой не хочу жить». На вопрос, почему она ответила, что он бил ее тоже по попе и по
Стр 1из 2
ножке. По ее словам папу она не видела очень давно, а бабушку вообще не видела.
С целью определения самооценки ребенка была проведена тестовая методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур), в ходе которой была выявлена адекватная оценка девочки по отношению к себе.
С целью изучения личного мира Даши, ее отношения к своим родным был проведен тест «День рождения» (автор М. Панфилова). Дашей был определен список гостей, который был мною записан, но в него она не включила папу и «его бабушку», как ее называет Даша. Я упросила ее «пригласить» их тоже. В результате выявилось, что близкие, доверительные, приятные отношения у Даши с мамой, бабушкой Люсей, Женей, Витей, дедушкой Женей она их рассадила рядом с собой. Папу и другую бабушку она сажать за стол отказалась, но после моих уговоров она их «посадила» вместе на противоположную сторону.
Для выявления уровня тревожности у Даши был проведен тест «Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста» (авторы Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амен), в результате которого был выявлен повышенный индекс тревожности (ИТ = 52, 5%).
Для выявления уровня страха была использована проективная методика «Два домика» (автор М. Панфилова). Даше было предложено расселить своих родных в домики: в красный тех, кого она не боится, а в черный, кого боится. В результате в черный домик Даша поселила папу и «его бабушку».
Заключение. Даша эмоционально очень привязана к членам своей семьи, с которыми она живет, в первую очередь к маме. У нее наблюдается повышенный уровень тревожности. Она очень болезненно реагирует на какие-либо изменения в жизни, испытывает страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Ребенок постоянно находится в ожидании неприятностей и не ждет ничего хорошего от встречи с отцом. Т.к. сейчас у Даши сензитивный (чувствительный) период развития, то различного рода отрицательные перемены в ее жизни могут негативно повлиять на развитие психики ребенка в дальнейшем.
Рекомендовано с целью сохранения психологического здоровья ребенка общение Даши с отцом и другими родственниками проживающими отдельно от ребенка проводить в присутствии мамы в обстановке привычной для девочки.
23.11.2012 г.
Педагог-психолог МДОУ № 3: /Полина Ю.С./
Заведующий МДОУ № 3: /Шумакова Т.А./
Стр. 2 из 2
nsportal.ru
Справка психолога по результатам диагностики
СПРАВКА ОТ ПСИХОЛОГА. Где получить? Как составить? Что в ней должно быть указано?
К нам в учреждение судебной экспертизы часто обращаются клиенты и практикующие психологи с просьбой разъяснить, какой формы должна быть АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА, СПРАВКА ПСИХОЛОГА-ПЕДАГОГА или просто СПРАВКА ПСИХОЛОГА при обращении к нему за подобным документом. Следует уяснить, что потребность в указанном документе чаще всего обусловлена каким-либо правовым спором, в том числе судебным, и чаще всего связана с гражданско-правовыми взаимоотношениями между субъектами права, а также в гражданском и уголовном процессе в числе прочего при:
— установлении порядка встреч и определении места жительства несовершеннолетнего;
— решении об установлении, лишении или ограничении родительских прав;
— определении дееспособности или ограниченной дееспособности;
— определении морального ущерба;
— установлении инвалидности;
— установлении умысла и определении вины;
— изучении и описании индивидуально-психологических особенностей личности и т.д.
В отличие от Заключения судебной психологической экспертизы, форма и содержание которого строго регламентирована уголовным и гражданским законодательством, форма и содержание Справки психолога или Аналитической Справки психолога в настоящий момент не регламентированы действующим законодательством РФ.
Однако учитывая, что данный документ может быть использован в правовом споре или в судебном процессе, Аналитическая Справка психолога, впрочем, также, как и просто СПРАВКА ПСИХОЛОГА, должны подчиняться определенной логике составления документа и соответствовать элементарным правовым нормам.
В зависимости от смыслового содержания документа и цели обращения за ним, указанному документу можно дать разные названия. В практике нашего экспертного учреждения среди предоставленных нам документов, «рожденных» гением психологической мысли, попадались такие названия, как: СПРАВКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СПРАВКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА, АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА ДОУ, СПРАВКА ОТ ПСИХОЛОГА, СПРАВКА ПСИХОЛОГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ, СПРАВКА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ, СПРАВКА ПСИХОЛОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ, СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА и еще много чего, в общем, кто на что горазд.
Аналитическая справка психолога — название не совсем корректное как минимум по двум причинам: первая — в психологии существует аналитическое направление, и справка в с таким названием, как «аналитическая», может быть юридически истолкована как справка психоаналитика; вторая причина, по которой аналитическая справка психолога — не совсем подходящее название, — это та, что в юридической психологии психоаналитические методы исследования психики не являются экспертными.
Все же остальные из перечисленных названий не противоречат действующему законодательству, однако по факту являются СПРАВКОЙ ПСИХОЛОГА, а по внутренней логике в каждом конкретном случае являются документами, содержащими:
1. Информацию об обращении или приёме.
2. Информацию о результатах единичного обследования, исследования, диагностики, консультирования или психотерапевтического вмешательства в отношении конкретного лица;
3. Информацию о результатах систематического наблюдения, консультирования, коррекции или психотерапии клиента;
4. Информацию о состоянии клиента в конкретный юридически значимый период (в связи с юридически значимыми событиями).
Справка психолога, исходя из потребностей обратившегося, может быть дана для предоставления в Суд, в отдел по Опеке и Попечительству, в Медицинскую Комиссию или Военно-Врачебную Комиссию (ВВК) для учета и приобщения при проведении судебной психологической или психолого-психиатрической экспертизы и т.д.
Примерная форма СПРАВКИ ПСИХОЛОГА может быть следующей:
СПРАВКА ПСИХОЛОГА
по результатам очного психологического обследования
или
(по результатам психологического консультирования, по результатам психологической диагностики, по результатам собеседования, по результатам наблюдения)
г. Москва 2015 г.
Справка дана:
Ф.И.О. _____________________________ (указывается Ф.И.О. обратившегося за справкой, учитывая, что справки выдаются только с согласия лица, в отношении которого проведены психологические мероприятия, а обследования проводятся и справки в отношении психологического обследования несовершеннолетних лиц выдаются только с письменного согласия представителя несовершеннолетнего).
Далее указываются данные лица, в отношении которого проведены психологические мероприятия, в том числе:
Ф.И.О., дата рождения, место жительства.
Основание обследования
-жалобы на психологическое или психосоматическое состояние;
-договор психологического обследования от «_»___2014г. №__
-договор психологического консультирования от «_»___2014г. №__
-договор психологической коррекции от «_»___2014г. №__
-устный запрос законного представителя несовершеннолетнего Ф.И.О.;
-письменное согласие законного представителя несовершеннолетнего Ф.И.О.;
Далее в справке психолога излагаются:
дата и повод обращения, жалобы, обстоятельства и факты, изложенные обратившимся лицом, при необходимости перечисляются использованные методы психодиагностики или психотерапии.
По результатам проведенного психологического обследования (психологической диагностики, психологического собеседования, психологического наблюдения, психологического консультирования или психотерапии) установлено, что:
В данном разделе справки психолога излагаются значимые по мнению психолога факты и результаты взаимодействия с клиентом, профессиональные выводы или информация, интересующая заказчика.
Психолог учреждения «указать конкретно какого»
Ф.И.О., подпись, и печать (при наличии)
Важно!!! Следует помнить, что в справке психолога следует описывать конкретную подтвержденную информацию, только объективные данные обследования и наблюдения (если таковые проводились). Никак не интерпретировать сведения, сообщенные обследованным лицом или инициатором обследования. Выводы можно делать только по объективно выявленному состоянию при подтверждении материалами психодиагностики.
Также в справке психолога нельзя излагать конфиденциальные данные, касающиеся лиц, непосредственно не участвующих в процессе психодиагностики или обследования, без письменного разрешения этих лиц.
Данная форма может быть дополнена ссылками на какие-либо документы, приложениями к справке в виде каких-либо материалогов или протоколов психодиагностики и наблюдения, фото и видео исследований.
Главный судебный эксперт учреждения судебной экспертизы
«Центр специальных исследований и экспертиз»
А.В. Лосев
infourok.ru