Зависимость подростка от компьютерных игр: Компьютерная зависимость у подростков — как выявить и помочь ребенку

Содержание

Компьютерная зависимость у подростков — как выявить и помочь ребенку

Что такое интернет-зависимость

Без компьютеров, смартфонов и интернета сложно представить современную жизнь. Мы общаемся в мессенджерах и соцсетях, узнаем новости на сайтах, и даже школьные оценки дети получают в электронных дневниках. С компьютерами связаны и многие профессии — начиная от программистов и заканчивая бухгалтерами.

Даже компьютерные игры могут стать серьезным занятием. С 2001 года киберспорт в нашей стране признан официальным видом спорта, а в США первые киберспортивные турниры появились еще раньше. И возникает вопрос: как провести грань, за которой киберспорт и здоровое увлечение технологиями превращаются в компьютерную зависимость у подростков.

Термин «интернет-зависимость» появился с легкой руки американского психиатра Ивана (Айвена) Голдберга. Он имел в виду такое увлечение виртуальным миром, от которого страдает социальная и профессиональная деятельность человека.

Сегодня интернет-зависимостью у подростков и взрослых называют поведенческое расстройство, при котором человек имеет навязчивое желание выйти в сеть и теряет контроль над временем, проведенным за монитором.

Американские нейробиологи провели исследование проблемы игровой зависимости и установили, что желание играть в компьютерные игры активизирует те же области мозга, которые ответственны за тягу к наркотикам и азартным играм. Все эти зависимости в чем-то похожи, хотя игровая не разрушает здоровье так, как наркотическая.

Чтобы выстроить у ребенка здоровые отношения с гаджетами и перестать волноваться, скачайте бесплатный PDF-файл от психолога Ларисы Сурковой. Внутри — правила цифровой гигиены и советы эксперта для родителей.

Виды компьютерной зависимости

Дети проводят время в сети по-разному. Мальчики больше любят стрелялки — такие как Doom или Counter-Strike, а девочки могут часами листать ленту инстаграма.

Выделяют три вида зависимости от компьютера, хотя все они имеют одинаковый механизм:

  • Игровая зависимость — чрезмерное увлечение компьютерными играми, которые постепенно вытесняют реальную жизнь. Реалистичная графика и насыщенный сюжет дают ребенку эмоции, а игровые чаты могут полностью удовлетворять потребность ребенка в общении. Также во многих играх есть рейтинги, ежедневные задания, системы поощрений, что дополнительно удерживает игроков.
  • Зависимость от соцсетей — навязчивое желание проверять, нет ли новых лайков и сообщений, подолгу листать ленту, заводить сетевые знакомства. В соцсетях подросткам легко преодолеть неуверенность и создать идеальный образ себя. Но чем больше разрыв с реальностью, тем сложнее принять свою внешность без фильтров и настоящую жизнь, которая кажется слишком скучной и серой.
  • Зависимость от сетевого серфинга
    — всевозможные сайты и ролики на ютубе могут быть полезны, если подросток смотрит их с какой-то целью. Совсем другое дело — бесцельное блуждание по сети. По сути, это прокрастинация, которая постепенно занимает все больше времени.

Признаки компьютерной зависимости у подростков


Далеко не всегда частое пребывание за компьютером означает зависимость. Ключевое отличие увлечения от настоящего поведенческого расстройства — утрата контроля над тягой к играм или соцсетям, размытая граница между виртуальным и реальным миром. Повседневные дела постепенно теряют смысл и становятся обузой, с которой хочется быстрее покончить, чтобы погрузиться в виртуальную жизнь.

Некоторые родители считают компьютерную зависимость всего лишь плохой привычкой или пробелом в воспитании, но специалисты по психическому здоровью предлагают рассматривать ее как заболевание. В 2019 году игровые расстройства, включая зависимость от компьютерных игр, внесли в Международную классификацию болезней.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков:
  • Потребность проводить в сети все свободное время, отсутствие других увлечений и хобби
  • Синдром отмены: беспокойство, раздражительность при невозможности выйти в сеть
  • Неоднократный обман родителей или других близких относительно времени, проведенного за компьютером
  • Раздражительность, агрессия в ответ на запреты или уговоры отвлечься от компьютерной игры, соцсетей
  • Стремление продолжать играть, несмотря на проблемы в учебе, испорченные отношения с родителями и друзьями
  • Пренебрежение внешним видом и личной гигиеной — подросток может перестать мыться без напоминания, становится равнодушен к своей внешности
  • Физические признаки: бессонница, нервозность, сухие воспаленные глаза, головные боли.
    В качестве одного из последствий компьютерной зависимости у подростков может развиться синдром запястного канала (боль в запястье из-за работы мышкой)

Кто и почему приобретает зависимость

Многие дети знакомятся с компьютером еще в 2–3 года, но далеко не все в подростковом возрасте приобретают зависимость. Нередко чрезмерная тяга к виртуальному миру появляется у детей, которые предоставлены сами себе и не научились получать удовольствие от хобби, чтения, спорта.

Тогда подросток в погоне за положительными эмоциями выбирает самый простой путь: сериалы, вредную еду, компьютерные игры. Все это доставляет удовольствие без усилий и быстро вызывает привычку.

Типичные причины компьютерной зависимости у подростков

  • Дефицит ярких эмоций

Компьютерные игры и ролики в соцсетях можно сравнить с фаст-фудом — «быстрой едой» для психики и мозга. В реальной жизни для ярких событий нужна деятельность, активность, а в виртуальном мире достаточно запустить игру.

Правда, как и фаст-фуд, виртуальные события только утоляют «голод», но не помогают развиваться.

  • Застенчивость, проблемы с общением

В играх и соцсетях для того, чтобы привлечь к себе внимание, достаточно прокомментировать чье-то фото или вместе пройти одну миссию. В реальной жизни заводить знакомства намного труднее, поэтому застенчивым подросткам интернет-среда кажется хорошим выходом.

Она и вправду расширяет круг общения, но с другой стороны, ребенок так и не научится дружить в обычной жизни. Более того, он может потерять к этому интерес.

  • Желание доказать превосходство, получить признание

Строя замки, убивая монстров или снимая ролик для соцсети, подросток получает восхищение и поддержку, которых у него нет в реальном мире. Он чувствует себя значимым и важным, видит лайки как одобрение сверстников.

Бесполезно думать, как отучить подростка от компьютерной зависимости, если в офлайне у него нет ситуаций успеха. И такие ситуации не появятся из ниоткуда, если отключить дома интернет, — над ними нужно работать.

Еще один фактор, который может способствовать развитию компьютерной зависимости у детей и подростков, — отсутствие традиций отдыха в семье. Семейные поездки, занятия спортом и хобби, в которых нужно делать что-то своими руками, учат детей развлекаться занимаясь делом. Но если в семье принято проводить время перед телевизором, ребенку негде научиться другому способу избавлять себя от скуки.

Стадии интернет-зависимости

Игромания (лудомания) давно привлекала внимание психиатров, а сегодня их профессиональный интерес сместился от азартных игр к онлайн-играм. Игровая зависимость у подростков и взрослых, как любое заболевание, имеет свои стадии. Сегодня популярна классификация Кекелидзе-Шемчука, согласно которой полное погружение в виртуальную жизнь проходит в 4 этапа.

Доклинический этап

У ребенка появляется потребность играть или проводить много времени в сети, но компьютерной зависимости еще нет, и достаточно помощи педагога-психолога или самих родителей.

Проблема обычно в неумении общаться или развлекаться без мобильника и компьютера. Но если подростку предложить интересное дело, он отрывается от сетевых развлечений. Поэтому первая стадия легко обратима, главное — не запустить ситуацию.

Клинические изменения личности

Подросток ищет возможность играть или заходить в соцсети как можно чаще, не умеет по-другому расслабляться и отдыхать. Интереса к другим развлечениям почти не остается, или они явно проигрывают в его системе приоритетов.

Здесь могут появиться прогулы школы, ложь родителям и учителям, трата всех карманных денег на платные опции в игре. Чтобы помочь подростку избавиться от компьютерной зависимости на этом этапе, нужны решительные меры — одних психолого-педагогических внушений будет мало. Родителям нужно создать достойного конкурента интернету. Например, вместе заняться спортом или отправиться в длинный туристический поход.

Клиническая зависимость

На этом этапе подросток не способен легко оторваться от игры, даже если захочет. Все его мысли и планы так или иначе связаны с игрой, в речи появляется много специфических терминов. Если по каким-то причинам у него нет возможности сесть за компьютер, возникает синдром отмены: подавленность, раздражительность, тревожность.

Ребенок становится равнодушен к семейным делам, может проявлять черствость к родителям и близким. На этой стадии у родителей не получится самостоятельно бороться с компьютерной зависимостью у подростка — нужна помощь психотерапевта.

Структурные изменения личности

Стадия десоциализации, когда подросток окончательно выпадает из общественной жизни. Для этого этапа характерно безразличие к своему внешнему виду, способность подолгу обходиться без еды и сна, несмотря на плохое самочувствие.

Зависимый человек становится безразличен к внешнему миру, его ничего не радует и не интересует. Если окружающие пытаются заговорить, отвлечь, он реагирует агрессивно. Столь сильная компьютерная зависимость среди подростков встречается редко, но когда ситуация настолько запущена, нужна срочная помощь.

Последствия компьютерной зависимости

Если интернет и компьютер становятся основными каналами общения, это может сильно повлиять на социализацию подростка. В сети не используют мимику и жесты, эмоции выражают смайлами, а при любых конфликтах можно просто выйти из чата. Ребенок не пользуется всеми средствами общения, не развивает их — все это обедняет коммуникацию.

Еще один важный момент — нарушения в формировании привязанностей. В сети легко заводить знакомства, но так же легко расставаться. Можно добавить одного собеседника в черный список и тут же найти нового. В результате у подростка не будет опыта реальных отношений со всеми их трудностями, притирками, ссорами и примирениями.

Не менее вредным последствием компьютерной зависимости у подростков можно считать иллюзию достижений, которая складывается у заядлых игроков или блогеров. В играх можно за несколько дней создать целую вселенную, а если что-то не получилось — пройти уровень еще раз. В жизни нельзя так легко добиться успеха. При этом всерьез киберспортом или развитием своего блога занимаются единицы, остальные же сохраняют иллюзию достижений в то время, как их реальная жизнь разрушается.

Компьютерные игры не влияют на уровень агрессии Многолетнее исследование американских ученых не выявило связи между пристрастием к жестоким играм и повышенным уровнем агрессии.

Участники проекта, которые любили в подростковом возрасте видеоигры с элементами насилия, в 23 года были не более агрессивны, чем их сверстники, никогда не игравшие в такие игры.

Последствия для здоровья

Зависимость от компьютера часто сопровождается целым рядом соматических проблем. От гиподинамии слабеют мышцы, портится осанка и развивается сколиоз. Нерегулярное питание и фаст-фуд, которым дети любят перекусывать за игрой, приводят к гастриту. Наконец, долгое пребывание за монитором неизбежно влияет на зрение.

Такие проблемы хорошо видны родителям, но могут быть незаметны для подростка. Увлеченные игрой, дети часто не замечают голод и недостаток сна. Тем не менее все это влияет на здоровье.

Как лечить компьютерную зависимость у подростков

Родителям стоит в первую очередь обратить внимание на обстановку в семье и в школе — это ближайшее окружение подростка, где обычно находятся корни всех его проблем. На ранних этапах бывает достаточно наладить атмосферу в семье и предложить ребенку интересное хобби.

А чтобы понять, как вылечить компьютерную зависимость у подростка, если она уже сформировалась и есть негативные последствия, важно проконсультироваться с психологом и вместе найти решение.

Возможные способы лечения:
  • Гештальт-терапия, психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия и другие психотерапевтические методы, включая гипноз. С зависимостями можно работать в рамках разных направлений, родителям лучше выбирать не метод, а хорошего специалиста.
  • Медикаментозное лечение — подбирается исключительно психиатром (психолог не назначает медицинские препараты). Как правило, этот способ используют, если диагностирована клиническая депрессия, которая и стала причиной зависимости.

Любое заболевание лучше предупредить, чем лечить. Методические рекомендации от психологов, направленные на профилактику компьютерной зависимости, включают работу вместе с подростком над выбором активного хобби, над жизненными целями. На это нужно обратить внимание как можно раньше, пока увлечение компьютером не выходит за пределы нормы.

Три принципа избавления от компьютерной зависимости:

  1. Осознание проблемы — работа над любой зависимостью начинается с того, что человек должен признать: «У меня есть проблема».

    Без этого можно вылечить подростка только на ранних стадиях, когда зависимость еще не сформировалась и достаточно переключить его внимание с компьютера на другие дела.

  2. Участие всей семьи — сложно добиться эффекта, если лечением компьютерной зависимости у подростка занимается только психотерапевт, а обстановка в семье никак не меняется.

    Причиной ухода в виртуальный мир часто бывает недостаток теплоты, близости, общения с близкими. Родителям важно помнить, что они влияют на успех лечения не меньше, чем специалисты.

  3. Поиск нового увлечения — вместо компьютера у подростка должны появиться новые интересные дела: активные хобби, спорт.

    Желательно, чтобы они требовали взаимодействия с другими людьми — тогда у ребенка сформируется новый круг общения, который его поддержит.

У детей в семье должен быть выбор, как проводить свободное время и чем увлекаться. Если с ранних лет единственным вариантом отдыха были мультфильмы — есть большая вероятность, что их сменят видеоигры и соцсети, потому что у ребенка не сформируются представления о развлечениях без гаджетов.

Как помочь ребенку: советы родителям
  • Невозможно запретить использование компьютера или выход в интернет совсем — они понадобятся детям для учебы. Но можно показать, что компьютерные технологии созданы не только для развлечений. За монитором можно заниматься программированием, веб-дизайном и т. д. Даже игры бывают не пустой тратой времени — киберспорт является официальной дисциплиной.
  • Пока психолог работает над тем, как избавить подростка от компьютерной зависимости, дело родителей — создать комфортную обстановку дома. Если постоянно ругать и критиковать ребенка, пока он не «исправится», уровень стресса будет только выше, а результат лечения — хуже.
  • Не нужно ожидать, что ребенку хватит общения с родителями и учебы, чтобы не чувствовать себя одиноким. В подростковом возрасте важна компания сверстников — так пусть у ребенка будет возможность завести ее в спортивных или творческих секциях.
  • Чтобы избавиться от компьютерной зависимости, подростку нужна мотивация. Он должен понимать, что в будущем его ждут интересные дела, и знать, как идти к достижению успеха. Родители могут помочь, если будут разговаривать с ребенком о будущей профессии, интересоваться его склонностями и таким образом создавать базу для новых увлечений.
  • Онлайн-игра нередко бывает способом снять стресс и выплеснуть негативные эмоции. Важно научить подростка справляться с эмоциями иначе, а также оказывать ему поддержку в стрессовых ситуациях (даже если причина стресса кажется мелочью).

Чего не стоит делать
  • Бороться физическими методами — отключать интернет и силой выгонять ребенка погулять или почитать. Это не работает, новые интересы не возникают просто так.
  • Заострять внимание на негативе и пугать игрока последствиями для здоровья. Как правило, дети не придают этому должного значения — вред для здоровья они осознают намного позже.
  • Жестко указывать на болезнь — называть игроманом, ненормальным, говорить «тебя вылечат». Это может вызвать обратный эффект и только оттолкнуть ребенка от похода к психологу или психотерапевту.
  • Силой вести ребенка к специалисту. Иногда это бывает оправдано, но зависимость от компьютера не тот случай. Если подросток отказывается от помощи, лучше сходить на консультацию самим родителям, чтобы психолог подсказал выход из ситуации.
  • Критиковать друзей в сети. Даже если они действительно плохо влияют на ребенка, он не воспримет критику, и в результате родители рискуют только испортить отношения.
  • Отгораживаться от ситуации и ждать, когда проблема решится сама. Лечение компьютерной зависимости требует активного участия родителей и терпения, иначе можно потерять время и дойти до той стадии, когда даже помощь специалиста не всегда эффективна.
  • Компьютер, как и все в этом мире, не абсолютное зло, а инструмент. Он может быть полезен для ребенка, если родители обучат его правильно пользоваться им.

Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков – когда бить тревогу?

На главную

В семье растет геймер?

Компьютер прочно вошел в жизнь современного человека и стал непременным элементом интерьера квартир, атрибутом повседневной жизни. Дети с раннего детства начинают осваивать сложную технику и делают это успешнее и быстрее многих взрослых. Этот парадокс не может не удивлять, провоцируя взрослых покупать малышу новейшие планшеты и ноутбуки. Предлагаем вам разобраться: нужен ли ребенку компьютер, чтобы стать успешным и умным; как складываются «взаимоотношения» ребенка с компьютером; в чем вред и польза компьютерных игр?

Все большее число современных детей и подростков знакомятся с компьютером еще в дошкольном возрасте. По данным социологических исследований 88% четырехлетних детей выходят в сеть вместе с родителями и имеют опыт компьютерных игр еще до школы.

Нельзя однозначно сказать, что компьютерные игры приносят только вред. Например, игры-головоломки развивают логическое мышление, формируют произвольность восприятия, учат искать нестандартные решения задач. Приводятся исследования, в которых доказано, что сетевые компьютерные игры способствуют более легкому овладению иностранным языком, снимается языковой барьер, появляется мотивация к изучению языка, помогают наладить языковую коммуникацию с партнерами по игре.

Несмотря на большой интерес педагогов и психологов к влиянию компьютерных игр на развитие, обучение детей, следует отметить, что этот вопрос до конца не изучен. Так, например, в исследованиях М.М. Безруких приводится интересный факт, оказывается, трёхлетние дети, легко складывающие на компьютере разрезанные картинки, не переносят эти действия в реальный мир, и не могут сложить точно такую же, но уже реальную картинку. Таким образом, не происходит процесса переноса и интериоризации действия — основы развития и обучения ребенка. Поэтому есть ряд вопросов, требующих ответов: С какого возраста можно использовать для обучения компьютерные развивающие игры? Каковы их возможности и ограничения в обучении детей и подростков? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы увлечение не переросло в диагноз?

Ни для кого не секрет, что привычка воспринимать компьютер как средство игр и развлечений в более старшем возрасте приводит к формированию компьютерной игровой зависимости, по данным СМИ игровая компьютерная зависимость формируется примерно у 10-14% подростков (и у 12-25% взрослых людей). ВОЗ официально признала компьютерную игровую зависимость болезнью и с 2022 года она будет включена в медицинский справочник.

В психологии любую зависимость от сильного раздражителя (аддикцию) рассматривают как навязчивую потребность в определенной деятельности, в данном случае игровой компьютерной зависимости. Можно выделить разные виды зависимостей, связанных с компьютером, например, онлайн-общение, чрезмерное увлечение компьютерным программированием, серфинг (просматривание различных сайтов) и другие интернет-зависимости.

Чаще всего зависимость от компьютерных игр формируется у мальчиков, нежели у девочек. Девочек больше увлекает онлайн-общение. Это связано с гендерными особенностями развития. Мальчики в младшем школьном возрасте менее успешны в учебной деятельности, им сложнее выразить собственные чувства, словесная эмоциональность также далеко не всегда экспрессивна, поэтому эмоциональной поддержки и поощрения со стороны значимых взрослых им может не хватать. Чувство неуверенности, повышенная тревожность негативно влияет на самооценку младшего школьника, падает потребность в общении, появляется замкнутость. Хорошо, когда поиски личной успешности происходят в различных видах деятельности: это может быть спортивная секция, художественная студия, технический кружок, социальная активность в школе, в противном случае, потребность в личной успешности начинает удовлетворятся в компьютерных играх.

В отличии от мальчиков, девочки более эмоциональны, прилежны и послушны, они, как правило, более успешны в учебной деятельности в начальной школе. Увлечения девочек и их интересы шире, к моменту обучения в школе произвольность у девочек выше, нежели у мальчиков. Конечно, с возрастом, мальчики догоняют и обгоняют девочек в интеллектуальном развитии, они становятся успешнее в основной и старшей школе, поэтому период обучения в начальной школе требует от педагогов и родителей учета гендерных и возрастных особенностей развития, сохранения позитивных отношений и веры в возможности детей.

В группу риска компьютерной игровой зависимости входят дети и подростки с нарушением развития произвольности, дети из неблагополучных семей. Существенную роль в развитии аддикции играют дисгармоничные детско-взрослые отношения в семейном воспитании: авторитарный стиль. материнская доминантность, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, разобщенная семья, родители-геймеры и другие аспекты, приводящие к нарушению связи между детьми и родителями.

Рассмотрим степени зависимости и роль взрослых в профилактике зависимого поведения у детей и подростков.

1 СТЕПЕНЬ — увлечение на стадии освоения, когда о зависимости говорить еще нет оснований. Компьютер, телефон, планшет привлекают ребенка своей неизведанностью, необычностью, воспринимаются как интересные предметы. Как правило, одного месяца достаточно, чтобы увлечение новым пошло на спад. Очень значимы установки, которые взрослые явно или косвенно транслируют детям в отношении компьютера – либо как средства развлечения, удовольствий, либо как средства обучения, развития, поэтому приобретая компьютер родители должны четко понимать, для чего он необходим их ребенку.

ВАЖНО. Обратить внимание, сколько времени проводит ребенок у компьютера, происходит ли уменьшение временного интервала, которое он посвящает компьютеру, происходят ли временные паузы, вызванные чем-то более интересным. Если вы наблюдаете увеличение времени, ребенок не делает пауз и перерывов, нет других увлечений, то ситуация может перерасти во вторую стадию.

НЕОБХОДИМО. Взрослому нужно изменить свое поведение: больше времени проводить вместе с ребенком, выработать совместные ритуалы и традиции, например, воскресные прогулки, пятничные чаепития. Отличной альтернативой увлечению компьютерными играми является совместные хобби и семейные увлечения. Взрослым необходимо самим контролировать собственное времяпровождение у компьютера, пример – действенное средство в профилактике зависимого поведения.

2 СТЕПЕНЬ — рассматривается как состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в компьютерную игру, повышенный эмоциональный тонус во время игры, возбуждение, агрессия, тревожность. На этой стадии отмечается незначительное снижение мотивации к учебной деятельности, появляются проблемы в знаниях (ребенок, подросток сокращает время на приготовления уроков в пользу компьютерных игр). На этой стадии дети негативно реагируют на любые попытки взрослого помешать игре.

ВАЖНО. На этой стадии не предпринимайте резких шагов, жестких запретов в отношении ребенка. Нельзя наказывать или поощрять ребенка (подростка) временем, проводимым у компьютера. На этой стадии нужно попробовать установить контакт с ребенком, полезна смена обстановки.

НЕОБХОДИМО. Рекомендуется обратиться к психологу с целью выявления зависимости от компьютерных игр, поиска выхода из сложившейся ситуации.

3 СТЕПЕНЬ — выраженная зависимость. Эмоциональное напряжение нарастает, отмечается неустойчивость эмоций, рассеянность, невнимательность вне игровой деятельности. Появляется изменение внешнего вида – небрежность в одежде, безразличие к собственной внешности. Наблюдается снижение успеваемости, пропуски уроков, угасание интереса к общению не только со взрослыми, но и со сверстниками, полная замена друзей компьютером. На этой стадии появляются заболевания, чаще ЖКТ вследствие периодического нарушение аппетита, снижении потребности в еде и питье.

ВАЖНО. Старайтесь налаживать (поддерживать) любой позитивный контакт с ребенком.

НЕОБХОДИМО. Признайте проблему и поймите, что сама собой она не пройдет. Нужно обратиться к специалисту — подростковому психиатру, клиническому психологу за помощью.

4 СТЕПЕНЬ — клиническая зависимость. Наблюдаются существенные отклонения от нормы в поведении — неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность), отсутствует эмоциональный и поведенческий самоконтроль, появляются зрительные и слуховые расстройства, нарушается сон. Подросток не способен жить обычной жизнью, происходят необратимые изменения в головном мозге. Иногда подростки чувствуют сильнейшую усталость от игры, головные боли, тошноту, но бросить игру все равно не могут. Игровые действия продолжаются и во время сна, поэтому сон не приносит чувства отдыха, восстановления.

ВАЖНО. Взрослому нужно понять, что чем быстрее будет оказана профессиональная медицинская помощь, тем больше шансы на стабилизацию состояния.

НЕОБХОДИМО. Взрослый должен не медлить и обратиться к специалисту – подростковому психиатру, клиническому психологу за помощью.

Хочется обратить внимание, на то, что родители при обращении к психологу не всегда формулирую запрос на компьютерную зависимость, чаще всего жалобы касаются снижения успеваемости, изменения поведения, необщительности, грубости. Вторая и третья степени проходят порой совершенно незаметно для родителей и чаще всего они не видят проблем в таком поведении собственных детей.

Предлагаем вам небольшой тест для того, чтобы понять, зависим ли ребенок (подросток) от компьютерных игр «Реакции на просьбу о помощи». К ребенку, увлеченному игрой, обращается взрослый с элементарной просьбой, например: «Сынок, помоги достать из верхней полки книгу (журнал, пачку бумаги и т.п.)». Если ребенок легко откликается на просьбы, такое поведение демонстрирует свободу от компьютерной зависимости на момент тестирования. Если ребенок не слышит обращенную к нему речь, через некоторое время (возможно даже на следующий день) нужно снова обратиться с просьбой, аргументируя и поясняя её. Например, «Сынок, помоги, пожалуйста, достать с верхней полки книгу, мне одной не справиться, я не достаю, нужна твоя помощь, прерви свое занятие». Если ребенок отрывается от игры и реагирует на просьбу негативно: огрызается, демонстрирует недовольство, раздражение, либо вообще не слышит, то, что говорит взрослый и не отрывается от игры, родителям необходимо внимательно понаблюдать за ребенком, сколько времени он проводит за компьютером, не заменили ли компьютерные игры реальную жизнь? Не пора ли обратиться за помощью к специалисту?

признаков того, что ваш подросток пристрастился к видеоиграм

Видеоигры — отличное времяпрепровождение для молодых людей, особенно для мальчиков. Кто не любит заблудиться в виртуальном мире и выиграть хорошую игру? В то время как расслабиться и посмотреть видео с друзьями вполне обычно, это нужно делать в меру. В конце концов, подростки могут пристраститься к видеоиграм, снижению успеваемости, изменению поведения и отсутствию взаимодействия со сверстниками. В Destinations for Teens наша программа лечения подростковой зависимости от видеоигр поможет вашему подростку научиться играть в свои игры в умеренных количествах.

Подростковая зависимость от видеоигр — это реальность, которая может иметь долгосрочные последствия для молодых людей. Согласно одному исследованию, опубликованному в Американском журнале психиатрии, около одного процента американцев страдают игровым расстройством. Хотя это может показаться небольшим числом, оно служит предупреждением, поскольку концепция игровой зависимости является новой и еще не полностью разработанной.

Однако, будучи родителями, вы можете предпринять определенные действия, чтобы поддержать своего подростка и его развитие.

признаков того, что ваш подросток пристрастился к видеоиграм

Игры — отличное занятие для подростков, если оно происходит умеренно. Вот признаки того, что ваш подросток может быть зависим от видеоигр.

Агрессивное поведение

Когда ваш подросток демонстрирует агрессивное поведение, связанное с видеоиграми, это признак зависимости. Когда им говорят прекратить играть или их конфискуют, а они реагируют физически или словесно, это также является признаком зависимости от видеоигр. В некоторых случаях подростки могут использовать ненормативную лексику, когда им не разрешают играть. А некоторые подростки могут прибегнуть к физическому насилию после поражения в игре.

Синдром запястного канала

Длительная игра в видеоигры может привести к синдрому запястного канала. Синдром запястного канала вызван длительным использованием компьютеров или игровых систем. Как правило, когда у взрослых диагностируют синдром запястного канала, это происходит в результате длительного использования компьютера на работе. Однако когда подростки и дети заболевают синдромом запястного канала, это происходит в результате продолжительной игры в видеоигры. Признаками синдрома запястного канала являются боль, покалывание и онемение в руках, пальцах и запястьях.

Никаких дружеских отношений вне игр

У подростка, пристрастившегося к видеоиграм, очень мало друзей в реальном мире. Вместо этого их отношения с игроками, которых они встретили в Интернете. Поскольку в основе этих дружеских отношений лежат игры, развитие настоящих отношений очень ограничено. Например, друзья по онлайн-играм могут жить в других городах, штатах или странах.

Нет интереса к академической успеваемости и другой деятельности

Зависимые игроки не заинтересованы ни в чем, кроме видеоигр. В результате их способность хорошо успевать в школе снизится — в конце концов, когда у них есть время делать уроки или учиться? Кроме того, предыдущие внеклассные мероприятия, такие как спортивные или общественные программы, больше не имеют значения. Вместо этого подросток сосредоточен только на том, чтобы стать более сильным игроком в видеоигры, а не на достижении других целей.

Невозможно прекратить играть

Признаком зависимости любого рода является использование вещества или предмета, чтобы справиться с эмоциями. Еще одним признаком зависимости является неспособность бросить курить. Подростки часто используют видеоигры, чтобы забыть о своих проблемах со школой, семьей и сверстниками. Когда подростку нужно полностью избежать проблемы в своей жизни, это признак проблемы. И хотя игра может заставить вас чувствовать себя спокойно или игнорировать конфликты, они все равно будут присутствовать, когда игра присутствует.

Если подросток не может перестать играть — ему нужно играть в неурочные часы ночи — это указывает на то, что зависимость назревает.

Программа лечения игровой зависимости в центрах для подростков

Если ваш подросток агрессивно реагирует на просьбу прекратить играть в видеоигры или не проявляет интереса к другим занятиям, возможно, у него подростковая зависимость от видеоигр. Программы лечения Destinations for Teens могут поддержать молодых людей в вашей жизни. Свяжитесь с нами по телефону 877.466.0620.

Игровая зависимость у подростков — приступайте к поведенческому здоровью

Видеоигры могут быть очень привлекательными для подростков. Это может затянуть их, и тогда могут пройти часы, прежде чем они даже осознают, сколько времени они провели за игрой.

Некоторые приложения и видеоигры специально разработаны для того, чтобы ваши дочери и сыновья-подростки проверяли их круглосуточно. С другими это постоянный поток контента, который заставляет вашего ребенка возвращаться и кликать днем ​​и ночью, как в социальных сетях.

В какой-то момент нам, как членам их семей, близким и родителям, нужно остановиться и спросить: «Как мы узнаем, есть ли у нашего подростка игровое расстройство или зависимость от видеоигр?»

  • Что такое зависимость от игр
  • Использование онлайн-игр и злоупотребление ими
  • Как избежать зависимости от игр
  • Начать путь исцеления

Что такое зависимость от видеоигр?

Диагноз игровой зависимости относительно новый. По данным Американской психиатрической ассоциации, до сих пор было проведено очень мало исследований, чтобы определить, действительно ли чрезмерное использование видеоигр квалифицируется как зависимость.

В одном из недавно опубликованных исследований были обнаружены доказательства не только зависимости подростков от видеоигр, но и того, как чрезмерное увлечение играми негативно влияет на успеваемость, психическое здоровье, самооценку и социальные навыки среди участвовавших в исследовании молодых людей.

Вместо того, чтобы ждать публикации дополнительных исследований, можно с уверенностью сказать, что игровая зависимость у подростков реальна и вредна, особенно для тех подростков, которые уже страдают от психических расстройств или проблем с психическим здоровьем.

Этот тип интернет-игровой зависимости может возникнуть, когда подростки продолжают действовать навязчиво, даже если это имеет вредные последствия или негативные последствия. Здесь задействованы генетические факторы, а это означает, что они могут унаследовать риск зависимости, передаваемый от родителей или бабушек и дедушек. Факторы окружающей среды также могут усилить аддиктивное поведение, поэтому, если есть жестокое обращение, издевательства, потери, травмы и т. д., то эти вещи также подвергают подростков-геймеров более высокому риску.

В конце концов, важнее всего то, что происходит в их мозгу. При все большем увлечении игровым поведением, вызывающим привыкание, мозг фактически меняется, вырабатывает дофамин и создает спрос на большее количество игр, в данном случае на видеоигры.

Эта зависимость может также сочетаться с другими расстройствами, такими как злоупотребление психоактивными веществами.