Женственность и мужественность: Cтереотипы мужественности и женственности

Содержание

Cтереотипы мужественности и женственности

Татьяна Ткачук: Сегодня мы поговорим о том, как и почему меняются во времени стереотипы мужественности и женственности, и как выглядят сегодня социально-культурные половые роли мужчины и женщины. Гости московской студии — писатель Виктор Ерофеев, активно затрагивающий эту тему в своих книгах, и директор Центра гендерных исследований Самарского государственного университета, историк Людмила Попкова. Здравствуйте, господа! Я предлагаю сначала послушать мнения москвичей, отвечавших на вопрос Михаила Саленкова: согласны ли Вы с тем, что представления о мужественности и женственности сегодня стали иными, чем были прежде? «Я думаю, что люди вкладывают тот же смысл. А вот соответствуют ли женщины и мужчины этому смыслу — не стала бы утверждать. Для меня лично мужественность — это, прежде всего, ответственность за женщину, за семью, за страну, за дело. А женственность — это такая безбрежная, самоотверженная любовь к детям, к мужу и умение быть опорой». «Вы знаете, я 12 лет уже живу в Штатах, здесь немножко другие представления о мужественности, чем там. Потому что там, начиная с 60-х годов, культура поехала немножко в другом направлении в целом. Был определенный крен в сторону феминизации мужчин. Концепция мужественности сама по себе изменилась, не то, что она исчезла, поэтому говорить глобально очень сложно. Но в целом у меня ощущение от России — она немножко стала боле жесткой страной, более хищной. Поэтому, естественно, в чем-то образ мужчины как добытчика, защитника в конкретном смысле усугубился». «Трудно согласиться, что это тождественно тому понятию, что было раньше. Сейчас женщины стали самостоятельные, а, значит — независимее, а, значит — мужественнее, значит, изменились — это однозначно. А мужчины наоборот. Что-то такое нас ожидает — мягкий переход одного пола в другой. Взаимоотношения меняются, значит, меняются мужественность и женственность». «Понятия, действительно, испокон века были всегда, отдельно женщины, отдельно мужчины, а требования стали разные. То, что требуется от мужчин, требуется от женщины — это полностью все нивелирует. У мужчины потеряно и отнято право защищать женщину всеми ему доступными способами». «Смысл, по-моему, он остался, должен быть сейчас таким, по крайней мере, по моим понятиям, и в дальнейшем то же самое». «Нет, потому что сейчас стопроцентно зависит все от мужчин. Женщины многие машины сейчас водят, но это не значит, что они руководят. Извините за выражение, когда-то сказали так: свободу Брежнев женщинам дал, но кастрюли у них не отнимал». «Нет, наверное, приблизительно то же самое и осталось, я надеюсь». «Мужчины стали более женственными многие. По поведению видно — все чего-то боятся. А женщины в более мужественные превратились. Короткая стрижка — это разве женское дело? Мало в юбках ходят».
Татьяна Ткачук:
Ну, вот такие разные ответы: кто-то говорит о чертах характера, кто-то только о внешности. Наверное, это правильно, потому что мужественность и женственность проявляются как внешне, так и внутренне. Но вот одно мнение меня заинтересовало: Россия стала более жесткой страной. Людмила, основная идея гендерной науки, насколько я понимаю, состоит в том, что мужественность и женственность являются не только и не столько признаками биологических существ, но социально, и культурно обусловленными конструктами. Согласны ли Вы, как историк, как специалист по гендерным проблемам, с тем, что Россия стала жестче, и если да, то, как эта жесткость страны повлияла на количество мужественных мужчин и женственных женщин вокруг нас?
Людмила Попокова:
Во-первых, я согласна — это действительно базовый тезис наших исследований, что формирование мужественности и женственности — это социально-культурный конструкт. И представления, и нормы поведения, и ценности формируются в процессе взаимного общения и тех требований, которые ожидают от женщин и от мужчин. Что касается России, как жесткой страны, то я бы так не говорила — в целом «жесткая», я бы сказала, может быть, так — стала более жесткой ситуация выбора и более жесткое давление и на мужчин, и женщин, в том числе относительно их ролевых моделей, их поведения. Потому что Россия, действительно, переживает период трансформации, и эти десять лет перехода от одной системы к другой, конечно, диктуют довольно радикальную смену установок, требований, претензий. И в этом смысле характерны те ответы, которые давали наши граждане. Потому что на самом деле вот канон мужественности и женственности не может быть один, их несколько, но, тем не менее, в каждом обществе, в модели выделяется какая-то доминирующая, как мы говорим, маскулинность. Дело в том, что я не очень люблю в русском языке слово «мужественность», потому что есть коннотация с этической категорией, потому что мужественная женщина — это нормально, это просто стойкая, отважная женщина, это не мужеподобная женщина. Маскулинная — да, фемининные мужчины. Так вот, сейчас мы столкнулись с такой ситуацией, что остались в какой-то степени советские модели и советские ожидания, советские образцы поведения, как для мужчин и для женщин, которых тоже было несколько. Но появились новые, то, что связано с рынком, с новой системой, с предпринимательством и с требованием быть другим человеком. Уже это модель западной, я бы сказала, маскулинности.
Татьяна Ткачук:
Другим человеком, но в то же время и — другой женщиной, и другим мужчиной? Людмила Попкова: Да, конечно. Татьяна Ткачук: Почему требования бизнеса могут накладывать отпечаток на твои проявления, как мужчины или женщины? Людмила Попкова: Не требования бизнеса, а требования ситуации. Когда патерналистское государство закончилось, и закончилась тоталитарная система управления людьми, и ты оказался в свободном полете, и теперь от тебя зависит, кем ты станешь. Станешь ли ты добытчиком семьи — традиционная модель западной индустриальной цивилизации, кормильца, а твоя жена будет исполнять тоже традиционно женскую роль домохозяйки, или ты не сможешь вписаться, потому что ты не готов был предыдущей системой. Поэтому образцы, на самом деле, они для поколений, для возрастов, для среды, конечно, образованной, городской, сельской — разные. И в этом смысле те, кто занимается гендерными исследованиями, мы выделяем несколько моделей для современных постсоветских мужчин и женщин. Для женщин здесь в какой-то степени давление, может быть, менее жесткое нынешней системы нашего общества нынешнего, на мужчин серьезнее. Потому что та западная модель, которая предъявляет к современным успешным мужчинам, что значит быть мужчиной в западном образце, она — это в основном успех в публичной сфере — это независимость, самостоятельность, успешность и так далее. Но они не были готовы к этому, многие мужчины того поколения, предыдущим воспитанием, предыдущей социализацией. И, наоборот, к этой модели оказались больше готовы молодые, те, социализация которых пришлась на новый период. Между ними, соответственно, разные каноны. Так вот, если в советские времена эта, мы называем такой образ или, вернее, модель — «работающая мать», что женщина должна, во-первых, работать, но не для того, чтобы делать карьеру, она и не делала, а для того, чтобы зарабатывать, чтобы два кормильца были в семье советской. Но она обязательно должна быть матерью — это ее государственный долг, обязанность и так далее, на благо родины, семья — ячейка общества и государства, а не вообще личное дело. А что касается нынешней ситуации, то теперь есть разные модели: она может стать деловой женщиной, делающей карьеру, необязательно предпринимателем, но профессионально ориентированной. Поэтому перед ней совершенно другие требования в профессиональной сфере — домохозяйка или остаться этой работающей матерью. И соответственно, мужчинам тот кризис традиционной маскулинности, который все западные исследователи отмечают, начиная с 60-х годов, на Россию накладывает свой отпечаток.
Татьяна Ткачук:
Спасибо, Людмила. Вопрос Виктору: Вы неоднократно высказывались в таком духе, что в России мужчин не осталось, остались одни мужики. Но сколько раз интервьюеры Вас ни просили расшифровать эту Вашу загадочную фразу, столько раз они оставались неудовлетворенным Вашим ответом. Давайте попробуем еще раз? Виктор Ерофеев: Мне кажется, что разговор о женственности и мужественности — это разговор о тех понятиях, которые достаточно абстрактны, могли бы также говорить о святости, например. Это категории, которые связаны с романтическим и символистским сознанием, допустим, начала 20-го века — вечная женственность и мужественность этих романтических героев. И когда наши слушатели отвечали, то какая-то была, мне показалось, настороженность в ответах. Потому что, в общем-то, эти понятия очень трудно приложимы к нашей жизни. У нас мужчины были отменены революцией 17-го года, потому что мужчина складывается из двух понятий — это свободная индивидуальность и честь. Вот и того, и другого после 17-го года по определению социальному очень трудно было найти. И мужчины те, которые сохранились, были выбиты и перебиты, потому что вот эти индивидуальность и честь они совершенно не соответствовали понятиям советской власти. Мужчина трансформировался в какое-то существо, описать которое было достаточно трудно. Сначала это назывался «советский человек», и он продолжался в течение советской власти. Советский человек и мужчина…
Татьяна Ткачук:
Советский человек был довольно бесполым существом, надо сказать. Виктор Ерофеев: Нет, он трахался, наверное, так же как и мужчина, он был вполне, по полу с ним было все в порядке. Мне кажется, с ним было совсем не в порядке по мозгам и по сознанию, и по самоощущению. То есть тут бесполость — не главная категория, хотя, конечно, она была придавлена все время в советские времена, и была такая половая шизофрения у мужчины. Что касается последнего периода, последних десяти лет, то, действительно, поскольку эта модель — «советский человек» была снова закрыта, как и мужчины в 17-м году, то возник некий образ, который в положительном смысле у нас сейчас определяется как «классный мужик». Вот «классный мужик» — это когда женщина говорит другой женщине: «Это классный мужик!». С этим человеком можно довольно далеко идти, в разные стороны. Но вот «классный мужик», если взять его отличительные черты, то это, скорее, действительно есть свобода его действий, довольно, может быть, дикая свобода, но уж вот этой чести явно нет или, по крайней мере, она находится в зародыше. Там вместо, действительно, совести и чести есть игра и жизнь по понятиям, необязательно бандитским, мало ли какие есть представления. Поэтому мужик — это явление, во-первых, национальное, потом, видимо, уже постсоветское, если говорить о классном или, наоборот, неклассном мужике и, очевидно тоже переходной, потому что на этом удержаться невозможно.
Татьяна Ткачук:
То есть вы бы не хотели, чтобы кто-то о Вас сказал: «Ерофеев — классный мужик!»? Виктор Ерофеев: Нет, в порядке какого-то определения, если другого не существует — это нормально, хуже, если бы кто-то обо мне сказал, что он какой-то гнилой и мерзкий. Но, с другой стороны, это не тот идеал, к которому можно стремиться. Сказали «классный мужик» — и все, на этом закончилось. Поэтому мое утверждение, что в России почти нет мужчин, а есть «классные мужики» или «просто мужики» или вообще «так себе мужики», то это не парадокс, это, к сожалению, так. С другой стороны, с женщинами как раз лучше все обстоит. И когда приезжаешь на Запад, то понимаешь, что очень много достоинств российских женщин. У нас какой-то перекос положительного… Татьяна Ткачук: … в женщинах и отрицательного в мужчинах. Виктор Ерофеев: Это не значит, что русская женщина соблюдает все представления о чести и достоинстве, и вообще с ней все в порядке. Очень много вещей, которые и в русской женщине меня раздражают. Но, с другой стороны, опять-таки, я не думаю, что в русской женщине есть много мужественности и много женственности. Особенно сейчас русская женщина сильно изменилась, понятие «любовь» у нее стало зависимо от очень многих социальных, и психологических, и этических соображений. Татьяна Ткачук: Вы не думаете, что так было всегда? Виктор Ерофеев: Раньше любовь, вот тут я слышал, радиослушательница сказала, что это такое самопожертвование, такое подчинение, — сейчас любовь зависит от очень многих слагаемых человеческой сущности. И вообще русская женщина очень любит менять: она меняет хорошего мужика на еще лучшего, если можно, еще лучшего. Вообще эта гонка за каким-то идеалом, который не получается, в основном она выбирает в следующий раз хуже и хуже, но вообще гонка — это очень типично для русской женщины. И ее сознание в этом смысле этически несовершенно. Татьяна Ткачук: У нас первый слушатель на линии. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Слушательница: Здравствуйте. Хочу ответить на поставленный вами вопрос. Представлюсь после ответа на вопрос. Почему стал рост людей среднего пола? Причина роста людей среднего пола та же, что и роста нищеты, преступности, безнравственности и других пороков. А источником порождения является внедрение рыночной экономики, когда общество стало делиться на богатых и обездоленных, большая часть которых, как лишние едоки и потребители, отбрасываются в нищету и подлежат истреблению. Татьяна Ткачук: Простите, пожалуйста, Вы — Лидия Ивановна? Да, видимо, это наша постоянная слушательница. Спасибо Вам за звонок. Я хотела вам рассказать об одном интересном исследовании, которое провели в Украине. Правда, идея была не оригинальная, а заимствованная у канадских специалистов, в свое время, 13 лет назад, они опросили студентов госуниверситетов на 6 континентах в 30 странах. На сей раз украинским студентам предъявили список 300 прилагательных, которые предложили проассоциировать с типично мужскими характеристиками или с типично женскими. Так вот, прилагательные «любящий приключения», «подавляющий», «волевой», «самостоятельный» — у опрошенных из всех стран ассоциировались исключительно с образом мужчины. Прилагательные «сентиментальный», «покорный» — с образом женщины. В общем, стереотипы мужественности и женственности принципиально не различались в зависимости от того, представителю какой страны предлагали эту анкету. Но были забавные пункты: например, слова «унылый», «замкнутый», «углубленный в себя» в Украине вдвое чаще использовалось для описания мужчин, тогда как в других странах этими эпитетами награждали женщин. А вот «беспокойный» и «хитрый» — наоборот, в Киеве таким образом описывали женщин. Мне в этом тесте, анкете, исследовании, не знаю, как правильно это назвать, меня заинтересовал еще один момент: как отвечали на анкету мужчины и женщины. «Инфантильными» и «пессимистичными» представители разных полов дружно обозвали друг друга, а прилагательные «открытый» и «дружелюбный» приписали представителям исключительно своего пола. Людмила, в какой степени, на Ваш взгляд, системы половых культур разных стран влияют на эту самую модификацию понятий «мужественность» и «женственность», о которой мы говорим сегодня? Людмила Попкова: Несомненно, существуют национальные гендерные культуры. И в этом смысле я не могу согласиться с предыдущим тезисом Виктора о том, что понятия мужественности и женственности только в рамках таких символических конструкций. На самом деле это довольно чуткие социальные, культурные конструкции, и люди разных групп имеют разные представления. Более того, их нормы поведения, вообще их представления, они выстраиваются, благодаря этому, они сами четко знают, что значит быть мужчиной или женщиной. И если они не ведут себя — это вызывает состояние фрустрации, и также они предъявляют эти требования к окружающим. Поэтому, что касается России, то здесь с Украиной у нас в этом смысле общий опыт, потому что все-таки более 70-ти лет советского прошлого нивелировало разные, я бы сказала, досоветские, досоциалистические русскую и украинскую культуру. И в этом смысле то, что характеризует нашу ситуацию — что у нас довольно сильная сегрегация, я бы сказала, существует. То есть женщины не доверяют мужчинам, а мужчины не доверяют женщинам — это на материале наших культурных исследований показано. Почему? Потому что исторически складывалось, во-первых, несколько образцов этой русской, российской мужественности. Свобода и честь для крестьянина русского — это не являлось таким образцом модели. Поэтому, о чем мы будем говорить — о русских аристократах, по которым мы изучали русскую классическую литературу? Татьяна Ткачук: Я думаю, что Виктор именно о них говорил. Людмила Попкова: Понятно. Но кроме них другие были. Виктор Ерофеев: Во-первых, крестьянин никогда не был мужчиной, это просто нонсенс говорить, что крестьянин был когда-то мужчиной. Крестьянин был мужиком. А что касается мужчин, то это совершенно не аристократы. Мужчина — это был офицер российский. Людмила Попкова: Дворяне. Виктор Ерофеев: Это уже не аристократы, аристократы — это те, которые имеют высокие аристократические титулы. А что касается мужчины, то мужчина — это был средний класс, то есть весь русский средний класс — это мужчины, и дворяне, и разночинцы, и купцы. Надо сказать, что крестьяне как раз и победили ментально в ту революцию, которую мы называем большевистской, вот тут мужик вышел на поверхность, заявил о себе, и мы это расхлебываем до сих пор. Когда расхлебаем — никто не знает. Татьяна Ткачук: Спасибо, господа. У нас слушатель на линии, давайте предоставим ему возможность высказаться. Здравствуйте, Вы в эфире, представьтесь, пожалуйста. Слушательница: Здравствуйте. Николай Александрович, Москва. Будьте любезны, Виктор, скажите, пожалуйста, не считаете ли Вы, что утрата этих традиционных добродетелей, о которых Вы говорили, связана, мягко говоря, с упадком речевой культурой и вообще речи человеческой? Вот Вы сейчас говорили «мужчины трахаются» — это, мягко говоря, вульгаризм: «С траханьем все в порядке, а непорядок по мозгам». Ну, ведь с мозгами нужно говорить тогда. Вы — художник слова, знаете, старое такое литературоведческое выражение, поэтому отсюда и «мужики» вместо «мужчин», отсюда… Ну, Вы меня поняли. Татьяна Ткачук: Спасибо, Николай Александрович. Я ждала и думала: чуткий наш слушатель отреагирует на лексику Виктора Ерофеева? Отреагировал. Пожалуйста, Виктор, прошу! Виктор Ерофеев: Действительно, речевая культура у нас больше соответствует мужикам, чем мужчинам. Хотя, с другой стороны, арго характерно именно как раз для тех художников слова, о которых вы говорили, в любой культуре, будь она американская, французская. Мне кажется, что слово «трахаться» — это то слово, которое нас спасло в конце советских времен от как раз тех достаточно жестких представлений о половых действиях, которые у нас бытовали. Мне думается, что не надо бояться вульгаризмов и не надо художников слова заставлять говорить по Розенталю и другим учебникам русского языка. В этом-то он и отличается от тех преподавателей русской литературы и русского языка, которые обучают детей в школе. Татьяна Ткачук: Слушатель ждет нас на линии. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Слушатель: Здравствуйте, я хотел бы к Виктору Ерофееву обратиться. В Советском Союзе с мужчинами было все в порядке, а вот сейчас наше развратное телевидение постоянно пропагандирует феминизированных мужчин, особенно это пагубно влияет на молодежь. Так что тут Ерофеев совсем не прав. Татьяна Ткачук: Спасибо Вам за звонок, я поняла Вашу мысль. Я хочу приплюсовать к Вашему вопросу еще один вопрос. В одном из изданий буквально на днях я прочла такой вопль души, женщина пишет: сколько можно насаждать образ настоящего российского мужчины на примере артистов из сериалов типа «Спецназ» — тупое лицо, низкий, как у неандертальца, лоб, бычья шея: «Когда же в нашей стране войдут в моду ум, интеллект и настоящая, а не показная мужественность»? Вот такие два разных мнения. Виктор, скажите, на Ваш взгляд, в какой степени масс-культура действительно серьезно формирует представления людей о мужественности и женственности? Или все-таки они формируются каким-то другим способом — в семье, в среде общения, или «ящик насаждает»? Виктор Ерофеев: Они формируются разным способом. Я думаю, что наш радиослушатель, конечно, прав — в Советском Союзе были очень достойные люди, они были мужского рода. И вообще, кстати говоря, Даль, например, определял мужчину как «человек рода он». Поэтому, конечно, не будем говорить о том, что совсем был развал с точки зрения… Татьяна Ткачук: Но во всех языках других мужчина — это и человек, в английском языке это вообще одно слово, это мужской род. Виктор Ерофеев: Да, соединяются. Но совершенно неправильно считать, что сейчас те представления, классические представления о мужчине, которые есть во всем мире, соответствовали понятиям советского человека и советского мужчины. Даже по той некоторой агрессивности, которую я слышал от нашего бывшего советского человека, я бы сказал, что это уже не мужская агрессивность, какая-то нотка была немужественного поведения в этой позиции нашего слушателя. То есть мужчина не должен быть раздражительным, агрессивным и уж тем более хамоватым. Это уже не про слушателя, это так — рассуждения. А что касается типа, модели, мне кажется, что какое-то время назад все журналы на Западе в качестве рекламных моделей жизни и красивой жизни взяли такие непроницаемые, такие суровые, труднодоступные лица, как женские, так и мужские. И сначала казалось, что это красивая игра в маску. Сейчас приезжаешь на Запад и, действительно, видишь, что эти лица постепенно внедряются, это тип поведения. Они совершено не блатные, не развратные. Вообще, насчет разврата наши слушатели, наверное, имеют довольно абстрактное представление, едва ли им занимался. Но что касается этих лиц, то они как бы затормозили взаимоотношения, потому что эта холодность, что по-английски называется словом «cool», считается достижением. У нас же этого «кула» никогда не было, это не российское понятие, мы, наоборот, такие очень горячие. И поэтому здесь нам нужны мужики, которые очень бойко и мощно себя ведут в разных обстоятельствах. Поэтому эти сериалы — «Спецназ», как идея, это достаточно привлекательный материал для русского классного языка. Вообще спецназ — это давление, сила. Вот с такой позиции силы наши мужики ездят на джипах, едут по левой стороне. Поведение на улицах — это тоже не мужское поведение, это поведение богатых мужиков. И мне кажется, что весь образ складывается из очень разносторонних понятий. Конечно, Голливуд — один против всех, и победа — это в русском сознании, сейчас в мужском закрепляется. Это семейная ситуация довольно скверная в России с распадающейся семьей, где очень много строится на раздражительности и агрессивности. И с третьей стороны — это идея, которая тоже к нам приходит через рекламу, таких отморозков с благородным лицом. Мне кажется, что эти все модели не работают. Наша основная модель — это блатная. Русский мужик любит песни про воров — включите любое русское популярное радио. Татьяна Ткачук: Спасибо, Виктор. Вы сейчас говорили о западном обществе, о стереотипах, которые на Западе существуют, о каких-то плакатных типажах. И я вспомнила, что у нас на сайте «Свободы» есть письмо от нашего постоянного слушателя Дмитрия Георгиевича, который пишет о том, что понятия «мужественности» и «женственности» неприменимы к современному западному обществу: в мужчинах теперь ценится женоподобность, мягкость, а женщину стали украшать прямота политических суждений, подчеркнутая независимость и свобода от семейных обязательств. И вот красной строкой через многие письма идет такая мысль, что и Россия, и Запад, может быть, в разной степени пожинают плоды феминизма середины 20-го века. Феминизм зародился в Англии, — движение суфражисток возникло именно там, — но столицей феминизма до сих пор принято считать Соединенные Штаты Америки. Взгляд на проблему моего коллеги из Нью-Йорка Александра Гениса. Александр Генис: Проведенный на днях опрос указал на любопытную тенденцию в любовной жизни Америки: все больше женщин находят себе партнеров, намного моложе их, и все больше мужчин считают это нормальным. В такой статистике чувствуется вызов традициям, похоже на «белый танец» — кавалеров теперь выбирают дамы. А еще поколение назад американские женщины казались тем, чем они считались всегда — подарком мужчине. Вспомним Мэрилин Монро — этот белокурый мираж, разнообразивший фантазию скромного семьянина. Сейчас иначе, феминизм победил, но не так, как ему хотелось бы. Современная дама не стала амазонкой от эмансипации. Борьба за женское равноправие привела не к стиранию половых границ, а как сексуальных стереотипов. Попросту говоря, американки сегодня нуждаются в американцах меньше, чем раньше. Они лучше учатся, дольше живут и часто больше зарабатывают. Крепко встав на ноги, женщина ценит обретенную в боях независимость и не торопится с ней расстаться. Такой обновленной женщине нужны другие мужчины, брутальность вышла из моды. Вместо обостренной и драчливой мужественности — мягкость, чувствительность и обязательно чувство юмора. Пока мускулистые мачо прозябают в спортзалах, на любовную арену вышел иной идеал, скорее тонкая акварель, чем плакатная гуашь. Даже Джеймс Бонд научился видеть в своих дамах не гарем, а партнеров. За сдвигами в половой психологии стоят куда более серьезные перемены. Тут следует говорить о феминизации не мужчин, а всей нашей цивилизации. Сейчас речь идет уже о том, чтобы женщину приняли в мужской мир (об этом мечтали суфражистки), а о том, что сам мир становится более женственным, женская доля в нем постоянно растет, подчиняя себе цели и средства. Если Америка и ушла дальше других по этому пути, то она ту отнюдь не одинока. Каждый год бывая в России, я не могу не заметить главного — женщин. Они, бесспорно, лучше мужчин вписались в новую жизнь, противопоставив ее жесткой конкуренции ту тихую и упорную деловитость, что ведет к успеху, обходясь без лишних жертв. Может быть, поэтому женские победы долговечнее мужских. В конце концов, будущее всегда было женской прерогативой. Татьяна Ткачук: Это был взгляд Александра Гениса. А у нас слушатель на линии. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Слушатель: Радио Свобода, скажите, пожалуйста, у меня вопрос к Виктору Ерофееву: не считаете ли Вы, что утрата мужественности началась все же в советское время во многом благодаря системе образования, школьного и дошкольного воспитания, когда все посты воспитательниц, учительниц — это ведь были женщины. И совместное обучение, и совместное воспитание создавало дисциплину, которая была для мальчиков неприемлемой. Она либо подавляла, либо выталкивала из себя. И в результате иногда становилось даже удобнее вести себя не мужественно уже в детстве, а каким-то образом подражать девочкам, чтобы просто избегать наказания со стороны не очень женственных воспитательниц и учительниц, и потом это уже накладывало отпечаток на последующую жизнь. Ведь это началось не вчера, а довольно давно. Татьяна Ткачук: Спасибо Вам за звонок. Виктор, пожалуйста. Виктор Ерофеев: Вот, кстати говоря, интересный радиослушатель. Если бы я мог ему задать вопрос: как он думает, а вот был ли Ленин мужчиной? Ленин, скорее, дедушка, хотя умер в 54 года. Вообще мужчина не был никогда идеалом для пролетарского государства, и Сталин в общем-то с трудом подходит под мужчину, и Хрущев, и Брежнев. У нас не было вот этой модели лидера-мужчины, что-то расплывчатое. А, с другой стороны, действительно, в детских садах и в начальных классах школы были постоянно те самые учительницы, которые страшно натерпелись от пьяниц-мужиков и от всего семейного ужаса, который царил у них не только в квартире, в комнате коммунальной, но и в голове. Воспитание мужчины представлялось делом изначально проблематичным. Действительно, с этим было очень много проблем. И вообще это давление не только бесполого государства, но и бесполых нянечек, бесполых учительниц младших классов — это, конечно, отражалось отвратительно на всем обществе. Татьяна Ткачук: Спасибо, Виктор. Людмила Попкова, прошу! Людмила Попкова: Во-первых, хочу сказать, что в большинстве стран учителя и воспитатели — это женщины, несмотря на все феминистские революции, тем не менее, модели маскулинности, мужественности совершенно разные. Поэтому, если говорить об утрате мужественности в Советском Союзе, прежде всего это тоталитарная система, которая не позволяла мужчине проявлять свои основные мужские качества только в публичной сфере, у него не было свободы там. Потому что женщина традиционная реализуется в семье, и она могла уйти в эту частную сферу и чувствовать себя достаточно свободной. А мужчина имел мало выбора. Поэтому неслучайно у нас возникла контркультура по-советски — это так называемая бардовская культура, когда досуг, как времяпровождение, некий такой протест. И основной архетип советский, которые наследовал русскую традицию — это воина такого советского, поколение отцов, защитников родины в годы войны и так далее. Поэтому вот одна эта модель, которая существовала, а все другие модели, когда ты можешь реализовать себя, проявить инициативу, творчество, свободу, этого не было. То есть речь идет об этой системе. Что касается семьи, то это как раз и тема отсутствующих отцов в советское время. Мне кажется, школа, конечно, влияет, но, главное, что нет этой модели в семье. Татьяна Ткачук: У нас два слушателя на линии ожидают своей очереди. Юрий Александрович: Добрый день. Юрий Александрович, Москва. Я не знаю, к кому конкретно отнести свой вопрос, он несколько неожиданный. Я бы хотел предложить вам еще один критерий для обсуждения этой проблемы, а именно — изменение питания в целом цивилизационного. Это распространение фаст-фуда, шоколадок, сладких вод. Татьяна Ткачук: То есть того, от чего полнеют? Юрий Александрович: Не только. Дело в том, что по исследованию немецких медиков, в частности, Рудольф Хауш этим занимался, замечены изменения гормональные при изменении питания. И даже, может быть, это к Виктору Ерофееву: как он смотрит на эту проблему с точки зрения лексики. То есть слово «воспитание» имеет в корне своем слово «питание». Есть ли, может быть, какая-то мистическая связь с этим? Потому что это физиология. То есть потребление картофеля в больших количествах, особенно жареного, изменяет уровень эстрогенов и, соответственно, поведения. Татьяна Ткачук: Спасибо, Юрий Александрович, поняли Ваш вопрос. Виктор, есть что ответить слушателю? Виктор Ерофеев: Кстати говоря, замечательное наблюдение. Действительно, у нас в течение 70-ти лет каким-то безобразным образом питались, и мужчина не может продержаться на одной картошке. Правда, тогда она была не картошкой-фри, а картошкой отварной. И, действительно, эти разбухшие поры лица, такие туповатые лица — это от неправильного питания. Действительно, трудно их соотнести с теми устрицами, которые употребляли мужчины. Татьяна Ткачук: Спасибо, Виктор. И очень коротко мне бы хотелось вам обоим задать вопрос, раз уж мы заговорили о внешности людей. Не секрет, что подавляющее большинство ведущих мировых модельеров — это люди нетрадиционной половой ориентации. И моду, в частности, для мужчин, мне кажется, они создают соответствующую. Есть такой телеканал — «Fasion» — который, если посмотреть, то очень часто там сильные мира сего шествуют в таком количестве оборок, шнуровок, обтянутые во всех местах: Насколько, на Ваш взгляд, гомосексуальная культура влияет на сегодняшнее представление о том, как должен выглядеть мужчина и как должна выглядеть женщина? Виктор Ерофеев: Мне кажется, что она влияет, но, наверное, она всегда влияла. И вообще профессия портного, просто сейчас декларируют, что это гомосексуалисты, я не исключаю, что они всегда были гомосексуалистами. Татьяна Ткачук: Просто прежде не говорили об этом? Виктор Ерофеев: Просто раньше не считалось правильным говорить об этом. Мне кажется, вообще мы иногда слишком переоцениваем изменения, которые произошли за последние 50 лет в разных странах. Конечно, в моде мужской чувствуется этот гомосексуальный момент. Мне кажется, что не надо, пусть гомосексуалисты шьют для нас одежду, ничего плохого в этом я не вижу. А если лесбиянки танцуют вокруг нас лесбийские танцы, как в фильме «Фрида», по-моему, это тоже красиво. Татьяна Ткачук: Пусть танцуют? Виктор Ерофеев: Пусть танцуют. Татьяна Ткачук: Спасибо, Виктор. Слушатель на линии. Здравствуйте, Вы в эфире. Представьтесь, пожалуйста. Виктор: Виктор из Москвы. Как вы считаете, по-моему, такое явление сейчас происходит, женщины хотят его или нет, но фактически мы наблюдаем, как они в жизни перенимают правила мужской игры. То есть мы наблюдаем, что мужчины создают ситуацию, это касается и управления в государстве, и профессиональной деятельности, а женщины фактически эти правила воспринимают и достигают успеха — те, кто более-менее успешно эти правила игры усваивает именно с мужской стороны. И постольку, поскольку они усваивают, они как женщины, можно сказать, становятся неинтересны. Вообще говоря, мне кажется, женщина интересна тогда, когда она все-таки сохраняет свою женскую психологию, природу. И, может быть, мужчина прежде всего ищет тех женщин… Татьяна Ткачук: … которые остались женщинами. Виктор: Скажем, какую-то мудрость, какое-то взаимоотношение между людьми, какую-то доброту, не то, что такую всепрощенческую святость, а вот именно какую-то человеческую мудрость. Татьяна Ткачук: Спасибо, Виктор. И еще одно мнение вдогонку к Вашему. Илья написал нам на сайт: «Извините за консерватизм, но мне кажется, что когда у женщин было меньше прав, то всем было лучше. Свобода внесла немало путаницы в женские умы, создав моду у женщин на ранее мужские виды активности. При этом многие даже не задумываются — что действительно хочет женщина. По-моему, больше ей хочется спокойствия и уюта, а не 12-часовой беготни «по делам». Людмила Попкова, прошу! Людмила Попкова: Во-первых, что ей хочется, надо ее сначала спросить — женщину, за нее не решать. Я лично сторонник расширения свободы и для мужчин, и для женщин. Что касается правил игры, то, действительно, там, где женщины представлены в меньшинстве — это в государственном управлении, они, конечно, начинают играть по тем правилам, которые уже установлены. Но там, где они уже могут формировать, если пока еще не большинство, но какую-то значительную массу, например, в бизнесе, они очень часто устанавливают свои правила. И я согласна с тем, что человек, неважно — мужчина, женщина, более гуманные правила установлены. Поэтому солидарна с Александром Генисом о феминизации мира, то есть новые правила игры, новые ценности должны быть привнесены. Татьяна Ткачук: Спасибо, Людмила. И еще один звонок. Говорите, пожалуйста, Вы в эфире. Павел: Добрый день. Меня зовут Павел. У меня такой вопрос-обращение к Виктору Ерофееву. Скажу, что мне его все передачи нравятся, на «Культуре» он бывает, мне всегда это интересно, и на Радио Свобода всегда интересно слышать. Но вот мне интересно было настаивание Виктора на произнесении того слова, которое он произносит так легко, произносит и на телевидении. Вообще я понимаю его такое давание возможности себе, разрешение себе произнесения этого слова. Я думаю, что если бы мы с ним вдвоем или в компании стояли и говорили о бабах, извините, или мужиках, а все-таки Виктор говорит о мужчине, о тех людях, все-таки говорит как о людях. Татьяна Ткачук: Спасибо, Павел. Виктор уже отвечал на подобные претензии. Я передам ему микрофон. Пожалуйста, Виктор, на сей раз Павлу ответьте, пожалуйста. Виктор Ерофеев: Во-первых, Павел, спасибо за передачи, за то, что Вы их любите и смотрите дальше, у нас «Апокриф» будет с 8-го октября теперь каждую неделю в эфире. И мы можем продолжить разговор об этом слове, которое, я думаю, Вам тоже по душе, просто Вы любите произносить в частном порядке, может быть, это единственная разница между нами. Бояться слов не надо, заколдованные слова — это значит нерасторможенные части сознания. Никаких слов не надо бояться. И в нашем сознании плавают такие айсберги матерных слов, которые еще страшнее, чем то, которое я упомянул, давайте все эти слова разморозим, и пусть у нас русский язык имеет право пользоваться всем богатством своего словаря. А что касается слова «бабы», то, видите, слово «мужик» нормально характеризует мужское поколение, а вот «баба» уже как-то звучит грубо. Значит — это победа женщин, они от баб этих деревенских ушли в сторону своего женского достоинства. Татьяна Ткачук: Спасибо, Виктор. Есть такой канадский психотерапевт частный, доктор Карделл, он периодически приезжает в Россию, проводит здесь семинары, в основном для мужчин. Последний семинар, по-моему, назывался «Мужской и женский союз». У него такая любопытная точка зрения на то, что мы обсуждаем сегодня. Он считает, что стереотипы мужественности и женственности в данный момент нуждаются в глобальном пересмотре; что качества, традиционно считавшиеся мужскими или женскими, на самом деле нужны и тем, и другим; и что, от стремления следовать образу стопроцентного мужчины или образу настоящей женщины, люди не могут полностью реализовать себя как личность, потому что строгая попытка следованию своим каким-то половым функциям она нарушает целостность личностную. Людмила, как Вы относитесь к этой теории, насколько она Вам близка или не близка? Людмила Попкова: Я ее полностью разделяю. Дело в том, что все исследования — и психологические, и наши социологические — ее подтверждают. Очень трудно жить женственным женщинам, которые беспомощны, склонны к тревожности, панике и так далее, неуверенны в себе. И так же трудно жить стопроцентным мужчинам, которые на традиционное агрессивное поведение, свою крутизну делают ставку, не могут выразить свои эмоции, не находят взаимопонимания со своими женщинами. И от этого не только страдают, хотя очень часто могут это не осознавать, но и умирают значительно чаще. Неспособность выражать эмоции ведет, как известно, к соматическим заболеваниям. И в этом смысле, действительно, нормальный свободный человек, он, во-первых, должен быть подвижен в своих социальных ролях. То есть, одно дело в профессиональной сфере себя вести и какие качества там проявлять и другое дело — в спальне. Поэтому, мне кажется, что даже «настоящие полковники», которые командуют своими полками, в семье, для их же собственного благополучия, и с детьми, и с женой должны вести себя по-другому — это будет лучше всем. Татьяна Ткачук: Спасибо, Людмила. Виктор, Вы согласны с этой точкой зрения? Виктор Ерофеев: Даже не знаю. Я вот хотел, что уточнить — насчет тоталитаризма. Дело в том, что это только советский тоталитаризм не строил модель мужскую. Например, нацистский тоталитаризм, он бы строился на понятии именно мужчины. Что касается вот этих рассуждений… Я вообще ужасно боюсь психологов, психоаналитиков. Мне кажется, люди, которые рассматривают человека как машину, и если в них будем въезжать, в этих людей (вот еще одно арго-слово), то тогда, мне кажется, ни к чему хорошему не придем. Читайте лучше литературу, необязательно мою, но там все-таки есть более правильные представления и о мужчинах, и о женщинах. Так, по крайней мере, мне кажется. Татьяна Ткачук: Спасибо, Виктор. Человек рождается, уже принадлежа тому или иному полу, но эта принадлежность еще ничего не гарантирует, потому что дальше вступают в игру культура, воспитание и усвоение половых ролей, принятых в том или ином обществе. Оказаться «не мужчиной» или «бездарной женщиной», — наверное, не хотелось бы никому. Но тупым совершенствованием тела, накачкой его в спортзале или покупкой новых шмоток проблему, наверное, не решить. Потому что, мне кажется, что женственность, — как и мужественность, — это все-таки нечто произрастающее, если можно употребить такое слово, изнутри, а не наносное и не внешнее.

Мужественность и женственность, маскулинность и феминность как фундаментальные свойства в формате гендеристики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Аф 7universum.com

UNIVERSUM:

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

МУЖЕСТВЕННОСТЬ И ЖЕНСТВЕННОСТЬ, МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИННОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА В ФОРМАТЕ ГЕНДЕРИСТИКИ

Котлярова Ольга Владимировна

канд. филол. наук,

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин, заместитель начальника отдела дополнительного профессионального образования, Владимирский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации» 600017, Россия, г. Владимир, ул. Горького, д. 59А

E-mail: olya-apriori@yandex. ru

MASCULINITY AND FEMININITY, MALENESS AND WOMANLINESS AS FUNDAMENTAL PROPERTIES IN THE FORMAT OF GENDERISTICS

Olga Kotlyarova

Candidate of philological Sciences, senior lecturer of the Department of social-humanitarian disciplines, the Deputy chief of the Department of additional professional education, Vladimir branch of Federal state budget educational institution of higher professional education «Russian presidential Academy of national economy and state

service under the President of the Russian Federation», 600017, Russia, Vladimir, Gorky str., 59A

АННОТАЦИЯ

В представленной статье рассматриваются понятия феминности и маскулинности, мужественности и женственности как определенных моделей социальных стереотипов, не устаревающих на протяжении человеческой истории и представляющих собой традиционные суждения о мужчине и женщине. Проводится обзор некоторых интересных и нестандартных позиций по основным

Котлярова О.В. Мужественность и женственность, маскулинность и феминность как фундаментальные свойства в формате гендеристики //

Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 9—10 (22) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/

вопросам взаимодействия внутри категорий мужественность/женственность и маскулинность/феминность. Показывается необходимость и актуальность этих понятий с точки зрения современной гендерологии. Автор поднимает проблемы тождественности и противоположности мужественности/женственности и маскулинности/феминности как фундаментальных категорий человеческой культуры, а также ставит вопрос о факторе их дополнительности. Рассматривается перспектива и возможность формирования новой научной психолингвистической парадигмы и изменения точки зрения на традиционный лингвистический подход, который заключается в рассмотрении языка как системы ориентирующего поведения, где коннотация играет решающую роль. Значимость индивидуальных параметров личности в связи с этим существенно возросла. Таким образом, делаются выводы о необходимости дальнейшего исследования фундаментальных свойств

мужественности/женственности и маскулинности/феминности в формате гендеристики и определяются основные вопросы, связанные

с взаимоотношениями мужчины и женщины в современной лингвистике.

ABSTRACT

The article deals with notions femininity and masculinity, maleness and womanliness as specific models of social stereotypes not aging throughout human history and representing traditional judgments about the man and the woman. A review of some interesting and non-standard positions on main issues of interaction within the categories of maleness / womanliness and masculinity / femininity is made. The necessity and relevance of these concepts in terms of modern gender studies are shown. The author raises problems of identity and opposition of maleness / womanliness and masculinity / femininity as fundamental categories of human culture, and raises the question of the factors of their complementarity. The prospect and the possibility of forming a new scientific psycholinguistic paradigm and changing of point of view on the traditional linguistic approach are under study which consists in considering language as a system of orienting behavior, where the connotation plays a crucial role. The significance of individual parameters of the personality in connection with this has increased substantially.

Thus, conclusions about the necessity of further studying the fundamental properties of maleness / womanliness and masculinity / femininity in the format of genderistics are made, and key issues related to the relationship of the man and the woman in modern linguistics are identified.

Ключевые слова: маскулинность, феминность, мужественность,

женственность, гендерная картина мира.

Keywords: masculinity; femininity; maleness; womanliness; gender world view.

Общеизвестно, что среди фундаментальных ключевых категорий человеческой культуры, зародившихся в глубокой древности, особое место занимают мужественность и женственность, которые и сегодня, в ХХ! веке, являются объектом исследования ряда гуманитарных дисциплин. Согласно мнению многих исследователей, понятия женственность / мужественность являются моделями социальных стереотипов, не устаревающих на протяжении человеческой истории и представляющих собой традиционные суждения о мужчине и женщине. Среди терминов, описывающих социокультурные конструкты поведения мужчин и женщин и изменяемых в зависимости от контекста культуры и истории, выделяют, прежде всего, маскулинность и феминность. В этой связи мы считаем целесообразным в настоящей статье кратко остановиться на том, как в современной литературе рассматриваются понятия мужественности и женственности, феминности и маскулинности, а также определить, какие основные вопросы, связанные со взаимоотношениями мужчины и женщины, выносятся сегодня на обсуждение.

Большинство исследователей склонны считать, что термины

мужественность и маскулинность, а также женственность и феминность не являются абсолютными синонимами. Другие, напротив, русскому термину предпочитают латинизированный, используя чаще маскулинность

(по сравнению с термином «мужественность»), потому что он обозначает не только выделение представителей мужского пола как особого объекта исследования, но и положительное, нравственное качество, не связанное ни с полом, ни с гендером.

По мнению А.В. Кирилиной, «маскулинность» и «мужественность» далеко не равнозначные термины. Маскулинность — категория исключительно гендерная, мужественность — понятие нравственности. Не каждый, даже очень маскулинный мужчина, может проявлять мужественность [4, с. 39].

С другой стороны, А.С. Синельников не проводит различий между маскулинностью и мужественностью и, соответственно, феминностью и женственностью, используя их как синонимы. Согласно его определению, маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, определяющих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Маскулинность — это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли [8, с. 23].

Р. Бейлз, Д. Гилмор, М. Мид, Т. Парсонс в рамках социальноконструктивистского подхода рассматривают маскулинность как то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него. Сторонники данной концепции полагают, что маскулинность конструируется как обществом в целом, так и каждым отдельным человеком мужского пола [1, с. 52].

Обзор специальной литературы дает основание утверждать, что мужественность и женственность, а также маскулинность и феминность являются объектом исследования таких естественно-научных, общественных и гуманитарных дисциплин, как биология, сексология, нейрофизиология, психология, философия, социология, антропология, гендерология, а также этнолингвистика, психолингвистика, лингвокультурология и др.

Одной из наиболее популярных в настоящее время дисциплин, изучающих маскулинность и феминность как важнейшие, базовые категории, является гендерология.

Актуальной и интересной в этой связи нам кажется точка зрения И.И. Булычева, представленная в статье «Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира». По мнению автора, основным методологическим принципом взаимосвязи маскулинности и феминности как атрибутов гендерной реальности является так называемый закон их дополнения. Важнейшая черта противоположностей маскулинности и феминности, согласно точке зрения И.И. Булычева, состоит в их общей невозможности меняться местами и переходить друг в друга [2, с. 6].

Нам близка такая позиция, так как фактор дополнительности означает внутреннее единство и некое тождество маскулинности и феминности, потому что эти категории в равной мере выступают способами бытия единой, неделимой и тождественной самой себе гендерной картины реальности, состоящей из двух равноправных составляющих — мужественное и женственное. При этом если отдельный человек является носителем либо мужественности, либо женственности, то целостный гендер — это уже носитель обоих начал. Конкретные представители пола в этом случае уже являются носителями некоторых черт, идентифицируемых с образами маскулинности / феминности. Иными словами, конкретный мужчина или конкретная женщина воплощают в себе черты маскулинности и феминности, однако в разных пропорциях.

Маскулинность и феминность обладают общим родовым признаком — признаком атрибутивности. Маскулинность и феминность представляют собой такие свойства гендерной картины мира, без которых она не может ни существовать, ни мыслиться. Следовательно, в формате гендеристики нет более фундаментальных свойств, чем свойства маскулинности и феминности. Одновременно каждый из двух гендерных атрибутов обладает специфическими признаками, которые в наибольшей степени отличают их друг от друга. Таковыми выступают понятия мужественности и женственности, в которых свое адекватное отражение находит сущность маскулинности и феминности. Таким образом, маскулинность и феминность следует определить

как мужественный и женственный способы репрезентации, характерные для гендерной картины мира [2, с. 10].

Некоторые ученые говорят о возможности и реализации формирования новой научной психолингвистической парадигмы и изменении точки зрения на традиционный лингвистический подход. Язык стал в большей степени рассматриваться как система ориентирующего поведения, где коннотация играет решающую роль. Значимость индивидуальных параметров личности в связи с этим существенно возросла [3, с. 4].

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что маскулинность и феминность, а также связанные с ними понятия мужественности и женственности являются объектом исследования множества взаимодополняющих и взаимопроникающих друг в друга научных отраслей гуманитарного знания. Обозначенные выше позиции являются очень скромной частью глобальной гендерной проблематики, популяризирующейся и расширяющейся ежедневно, начиная с конца ХХ — начала ХХ! века, в современном гуманитарном познании человека, в его отношении к миру и к самому себе.

Список литературы:

1. Белова Т.М. Гендерная метафора как отражение культурного концепта «маскулинность» во французском языке [Текст]: дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Т.М. Белова. — Кемерово, 2007.

2. Булычев И.И. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира [Текст] / И.И. Булычев. — М., 2003.

3. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ) [Текст]: дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.И. Горошко. — М., 1996.

4. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты [Текст] / А.В. Кирилина. — М.: Институт социологии РАН, 1999.

5. Кирилина А.В. Гендерные аспекты языка и коммуникации [Текст]: дис. … д-ра филол. наук: 10.02.01 / А.В. Кирилина. — М., 2000.

6. Кирилина А.В. Новый этап развития отечественной лингвистической

гендерологии [Текст] / А.В. Кирилина // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе: Материалы международной научной конференции. Иваново, 25—26 июня 2002. — Иваново:

Ивановский государственный ун-т, 2002.

7. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире [Текст] / И.С. Кон. — М., 2009.

8. Синельников А.С. Маскулинность [Текст] / А.С. Синельников // Словарь

гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой; Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные

Проекты». — М.: Информация. — XXI век, 2002.

9. Синельников А.С. Паника, террор, кризис. Анатомия маскулинности [Текст] / А.С. Синельников // Гендерные исследования. — 1998. — № 1. С. 211—223.

References:

1. Belova T.M. Gender metaphor as a reflection of the cultural concept of «masculinity» in French. Cand. phil. sci. diss. Kemerovo, 2007. (In Russian).

2. Bulychev I.I. The images of masculinity and femininity in the form of gender world view. Moscow, 2003. (In Russian).

3. Goroshko E.I. Features of male and female verbal behavior (psycholinguistic analysis). Cand. phil. sci. diss. Moscow, 1996. (In Russian).

4. Kirilina A.V. Gender: linguistic aspects. Moscow, Institute of Sociology of RAS Publ., 1999. (In Russian).

5. Kirilina A.V. Gender aspects of language and communication. Dr. phil. sci. diss. Moscow, 2000. (In Russian).

6. Kirilina A.V. The new stage of development of the national language

genderology. Gendernye issledovaniia i gendernoe obrazovanie v vysshei shkole: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Ivanovo,

25—26 iiunia 2002. [Gender studies and gender education in higher institution: Materials of the international scientific conference. Ivanovo, 25—26 June 2002], Ivanovo, Ivanovo State University Publ., 2002. (In Russian).

7. Kon I.S. A man in the changing world. Moscow, 2009. (In Russian).

8. Sinel’nikov A.S. Masculinity. Slovar’ gendernykh terminov. [Dictionary of gender terms]. Moscow, Informatsiia Publ. XXI century, 2002. (In Russian).

9. Sinel’nikov A.S. Panic, terror, crisis. Anatomy of masculinity. Gendernye issledovaniia. [Gender research], 1998, no. 1 (In Russian).

Мужественность и женственность. Притяжение противоположностей. Я — женщина

Мужественность и женственность. Притяжение противоположностей

Противоположности всегда стремятся друг к другу – это мы прекрасно усвоили, когда изучали физику в школе. Противоположные заряды притягиваются друг к другу, и в этом постоянном стремлении рождается жизнь.

Мужчины и женщины с самого начала существования этого мира тянулись друг к другу: подвластные всемирному закону, они стремились образовать единое целое, гармонию, семью.

Роли, которые выполняли мужчины, всегда сильно отличались от женских: мужчина – добытчик, защитник, воин; женщина – терпеливая и послушная хозяйка дома, хранительница очага, мать.

Мир меняется, меняются отношения и стереотипы женского и мужского поведения. Эмансипация дала свои плоды: теперь женщина везде стремится проявлять себя наравне с мужчиной. Появился новый тип мужественных женщин, это, в свою очередь, создало предпосылки для появления женственных мужчин. Противоположности притягиваются, вот и получаются пары, где мужественная женщина объединяется с женственным мужчиной. Теперь мужественными могут быть как мужчины, так и женщины, женственными – и мужчины, и женщины.

Мужественность и женственность определяются по тем направлениям, куда направлено действие. Мужественная энергия – Ян, как называют ее на Востоке, а женственная – Инь. Энергия Ян – центробежная сила, созидающая материальные формы, она активно проявляется вовне. Энергия Инь – центростремительная сила, умиротворяющая, создающая атмосферу спокойствия. Это потенциальная энергия, темнота, бесконечность, из которой происходит все. Тишину, защищенный мир семейных радостей – вот что несет эта энергия.

Женственные люди могут достичь карьерных высот и быть при этом крайне недовольными жизнью до тех пор, пока не обретут семью. Только спокойная и уютная обстановка, домашние дела, тихие семейные вечера, когда кошка мурлычет у очага, а дети сыты и веселы, наполняют счастьем женственного человека. Активная социальная жизнь, общественные связи, восхождение по служебной лестнице только забирают у него силы и выбивают его из колеи.

Мужественные люди могут, конечно, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство, чувствуя, что настоящее дело их жизни где-то ждет их. До тех пор, пока у них не появится цель и возможность направить свои силы на ее достижение, жизнь будет казаться им лишенной всякого смысла, несмотря на то, что в семье и на работе будет полный порядок. Когда азарт борьбы и жажда первенства будоражат кровь, когда в жизни присутствует риск – жизнь становится наполненной и интересной.

В современном мире создаются пары, когда женственный мужчина женится на мужественной женщине. Она зарабатывает на жизнь, строит карьеру. Жизнь дома ее не интересует и весь быт держится на женственном муже. Карьера занимает все ее время. Занимаясь в спортивном зале на тренажерах, она меняет природой данное тело, считая, осознанно или нет, что становится привлекательнее. Но для кого? Очевидно, что не для мужа.

Часто женщины не задумываются над тем, зачем они занимаются своей внешностью. Впрочем, многие просто скрывают от себя самих такое естественное для женщины желание – нравиться мужчинам. Ощущая себя одинокой, представительницы прекрасного пола неосознанно сообщают это через свою одежду и внешность. Даже живя с мужем, но, подсознательно испытывая неудовлетворенность, женщина начинает усиленно заниматься своей внешностью, если хочет завести знакомства на стороне. Если же она уже совсем не надеется встретить хорошего мужчину, она показывает это своей одеждой и отношением к собственной внешности. У женщин, которые удовлетворены своей жизнью и мужем, просто не возникает сомнений относительно своей привлекательности.

Мы еще вернемся к вопросам внешности и неприятии некоторыми женщинами определенных частей своего тела.

Мужественная женщина остается такой до тех пор, пока не встретит мужчину намного мужественнее и сильнее ее, которому она отдаст излишки своей мужественности. В таком случае они сначала будут воевать, но затем победа мужчины поможет женщине ощутить полноту женственной энергии. Только с ним она сможет стать поистине женственной и изменить весь уклад своей жизни. Однако стоит ли ожидать такого сильного мужчину для того, чтобы испытать горечь поражения? Может, стоит просто заняться восстановлением своей женской энергии и тем привлечь к себе достойного мужчину?

Пока женственность спит, а мужественность превалирует в женщине, ее муж занимает незавидное положение на работе, занимается детьми и проявляет все признаки женственности. Жена такого мужчины говорит, что это ей удобно, но на самом деле она прячется от себя и своих страхов.

Сложнее приходится там, где мужественная женщина создает союз с мужчиной, мужественность которого примерно равна ее собственной. Такие союзы образуются скорее потому, что «нужно выйти замуж». Здесь нет полярности зарядов, нет настоящей любви. Скорее всего, их отношения стимулировалась извне заинтересованными людьми. Возможно, девушка бежала из дома из-за тяжелой обстановки и плохого отношения родителей. Теперь, найдя человека, понимающего ее проблему, она склоняет его к браку, образовывается новая семья. Эти люди будут стремиться к достижениям на работе и строить карьеру. Их совместная жизнь скорее станет похожа на поле брани, где каждый защищается от своих проблем и закрыт для взаимопонимания и сострадания к ближнему. Дома их состязание может продолжаться долго, так как каждый привык стремиться к победе. Борьба за первенство будет происходить между ними на всех уровнях.

Почему такое случается?

Предположим, в семье девушки все полностью подчинялись воле отца. Домочадцы были вынуждены жить по принципу: «Не запятнать имя отца, ведь он у нас занимает такой пост!»

Девушка все время хотела обратить на себя внимание и доказать, что и она достойна уважения. Она училась, старалась вести активную общественную жизнь, потом, повинуясь общему стереотипу «успешной» женщины, она вышла замуж. Только тогда выяснилось, что, привыкнув бороться с главенством отца в семье, она не может смириться с главенством мужа. Ей обязательно нужно победить мужа как мужчину и доказать, что это она более всех достойна уважения со стороны окружающих и их признания. Часто каждый член подобной пары стремится перетянуть на свою сторону ребенка и других домочадцев. Детям в таких семьях отведена второстепенная роль, их интересы просто не учитываются.

Бывает и так, что «мужественность» женщины показная и служит защитой от старых проблем. Поэтому, когда появляется мужественный мужчина, показная мужественность женщины улетучивается.

Интересно, что если пару составляют два женственных партнера, то именно женщина берет на себя более мужественную роль.

По-прежнему встречаются пары, где женственная девушка создает семью с мужественным юношей, но время вносит свои коррективы. Все дело в том, что женщины потеряли умение управлять своей женственной энергией. Все детство и отрочество они были вынуждены соревноваться или быть на равных с мальчиками и забыли о женственной энергии, которая является их силой. Воспитание в современном обществе направлено на развитие мужественной энергии: нужны работники, винтики в механизме, а не барышни. Вот и получается, что с женственностью теперь связывают такие качества как слабость, плаксивость и немощность. Стремясь быть женственными, девушки избегают любого труда и стремятся только получать подарки за свою внешность. Красивая сексапильная кукла заменила настоящую женственную девушку, для которой мужчины были готовы на головокружительные поступки, риск и подвиги.

Часто можно слышать от женщин, что теперь нет настоящих мужчин. Но существует закон равновесия: если нет настоящих мужчин, значит, нет и настоящих женщин. Общество унисекс обросло проблемами, решить которые можно только создав полярность между мужественностью и женственностью. Став женственной, вы поможете мужчине переродиться и стать рядом с вами мужественным. Все зависит от женщин!

Где-то внутри каждого человека живет представление об истинном устройстве мира, и мужеподобные женщины тоскуют о мужественном и сильном рыцаре. Женоподобные мужчины в глубине души ждут появления прекрасной нежной женщины, рядом с которой ему захочется стать настоящим мужчиной, защитником и добытчиком.

Целеустремленные, деловые, непреклонные в достижении поставленных целей, современные женщины приобрели независимость и политический вес. Они смогли заставить окружающих прислушиваться к своим требованиям и удовлетворять их, но обрели ли они истинное счастье?

Если вы держите в руках эту книгу, значит ваши поиски себя и своего счастья не окончены. Возможно, вы устали быть «сильной женщиной». Соревнования, успешно выигранные в мире мужчин, не высушат слез на вашей подушке, когда вы оплакиваете свою личную жизнь, готовясь к очередному бою за лидерство и карьеру.

По сравнению со своими родителями, вы, несомненно успешнее и свободнее. Их жизнь менее гармонична, чем ваша, иначе вы бы удовлетворились копированием семейной жизни своих родителей и шаг за шагом повторяли бы их.

Не стоит отвергать полностью того, что передавалось из поколения в поколение как тайна управления мужчинами. Кое-что умела делать и ваша мать.

Вспомните! Вы хотели другой жизни, видя положение матери в семье. Вы стремились к защищенности и равноправию. Теперь вас признали за равную и «зауважали» отец и брат, но есть ли у вас женское счастье?

Конечно, в каждом из нас есть мужское и женское. Стремясь к самостоятельности, вы могли развивать в себе мужественные черты, беря пример с отца или брата. Роль жены и матери, которую вы наблюдали в родительской семье, могла напугать вас или заставить отрицать в себе некоторые проявления женской энергии. Теперь, добившись многого, вы хотите счастья. Значит, настала пора учиться, познавать себя и свои женские силы.

Или, возможно, вы – как раз та женщина, которая некоторое время прожила, повторяя жизнь и поведение матери и бабушки, но пришло время меняться. Вы теперь находитесь в раздумьях: та женская роль, что так знакома вам, вас больше не устраивает, а как можно жить иначе, вы еще не знаете. В таком случае, эта книга и содержащиеся в ней практикумы помогут вам измениться.

Сначала давайте определим, к мужеподобному или женоподобному типу людей вы относитесь.

Сентиментальные романы, задушевные, выжимающие слезу сериалы и беседы с друзьями – это удел женственности. Если это вас привлекает – у вас много женственной энергии. Жажда испытать любовные переживания, приправленная шоколадками, тортиками и просмотрами мелодрам – это все отличительные черты женственности.

Страсть к испытаниям, создание себе проблем и радость от их преодоления, борьба, участие в спортивных играх и состязаниях в роли игрока или болельщика, просмотр боевиков и триллеров – все это черты мужественности. Если вы не прочь посмотреть боевик, прокатиться за рулем мотоцикла или машины, обогнать на трассе медленно едущую машину, ругнувшись при этом, – то в вас много мужественной энергии. Желание победить в споре, отличиться, все решить самой, сказать последнее слово – это все игра мужественной энергии.

Чтобы быть притягательным и вызывать сексуальное желание, Ваш партнер должен иметь противоположные Вашим черты характера.

Возможно, Ваш партнер во многом сходен с вами в увлечениях – тогда страдают интимные отношения. Страстность порождается расстоянием между полюсами: чем больше один мужественен, а другая женственна, или наоборот, тем сильнее страсть.

Когда во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной различия сглажены, эротические переживания угасают. Там, где исчезает эротика, исчезает сексуальная привлекательность, а вместе с ней – физическое здоровье и духовная открытость.

Два партнера, которые отстаивают в быту и на работе свое лидерство, сдерживают и прячут друг от друга свои мысли и чувства, поэтому не являются привлекательными сексуальными партнерами. Впрочем, даже секс может быть соревнованием, как на тренажерах: кто больше выдержит.

Раскрыться и объединиться для таких людей означает стать слабыми и проиграть. Никто из них не хочет поражения, поэтому они все больше скрывают друг от друга свои чувства, становясь чужими.

В сексе необходимо полностью отдаться, раскрыться должен тот, кто является более женственным. Он или она становятся плодородной почвой, готовой принять зерно.

Для более мужественного, наоборот, необходимо стать сеятелем, который отдает – сеет в почву свое зерно. Отдающий затрачивается полностью, проходя через катарсис – смерть. Это, как мы уже говорили, свойство мужчин.

Многие люди в современном мире знают это состояние, когда на работу или на указания ближним они затрачивают всего себя, ощущая, что «просто валятся с ног», полностью обессиленные. Такая отдача требуется во время выполнения определенных действий или должностных обязанностей, что для мужчин является нормой. Но для женщин такая резкая затрата сил разрушительна, она вредит их энергии и нарушает работу организма.

Женский организм приспособлен к длительной и умеренной нагрузке. Беременность, работа у конвейера, обучение детей в школе и многое другое – это женская деятельность.

Мужчинам нужна работа, где они могут быстро затратить свою энергию и увидеть результат. Вот почему те мужчины, которые по роду своих занятий вынуждены долго и монотонно работать, приобретают женственные черты. Женская энергия дает округлость тела, отсутствие рельефности мышц, плавность в движениях. Такими мы видим многих мужчин, их живот, бедра, ноги и руки приобрели округлости, недаром мужчин с круглыми животами зовут «беременными». В современном мире многие мужчины увлеклись пивом. Пиво содержит вещества, помогающие мужчинам скорее приобрести женственные черты, вот и заполнили города мягкие в движениях и округлые телом мужчины.

Мужественность дает резко очерченные контуры тела, резкость в движениях, желание все быстро сделать до конца.

К сожалению, многие мужские черты прививает девочкам система образования, организованная так, чтобы вырастить «строителя общества», мужественного и социально активного. Времена меняются, но до сих пор система образования строится по-старому. Вот и выходят из школы девушки, ни в чем не желающие уступать юношам. Мужская одежда, прически, привычки и стиль жизни заставляют их отказаться от природной женственности.

Разумеется, если женщина играет мужественную роль, то нарушаются энергетические законы и она не может забеременеть, так как она только «вспахивает поле», на которое не может засеять семя. Это мужская роль по физиологическому устройству. Умение принимать и сдаваться – великая сила настоящей женщины. Вместо того, чтобы спорить с мужчиной и отстаивать свое мнение, станьте мягкой, сдайтесь и он сам уступит вам.

Мужчина спорит и бьется только с вашей мужественностью, не видя в этовремя в вас женщины.

Что толку говорить ему:

– Ты же мужчина, как ты поступаешь с женщиной!

Для мужчины жизнь – это ринг с мужскими правилами, где женщине нет места.

Если вы вышли на мужской ринг и используете свою мужественность, то не ждите от мужчины другой реакции, кроме желания сразиться и победить. В это время вы для него представляете из себя слабого мужчину, который нагло претендует на его место.

В тренажерном зале две девушки остановились около мужчины, который занимается со штангой.

– Уступите штангу девушкам, вы же мужчина, надо всегда уступать слабым, – говорят они.

– Идите отсюда, это мое время, – отвечает им мужчина.

Встав в «мужественную» позицию, не ждите от мужчин уважения и признания своей женственности.

Накачивая мышцы, женщины только усиливают свою мужественность.

Уже давно физиологами замечено, что уборка дома укрепляет тело женщины, способствует гибкости и стройности. Ни один тренажерный зал не даст вам такой гармоничной нагрузки на все тело, как домашняя работа. Это секрет долголетия многих женщин. Вы замечали, как мало мужчин доживают до пенсии? И дело тут в нагрузке: раньше, когда были частные, «свои» дома, мужчина регулярно разминался с лопатой, топором, пилой. Теперь, лежа с газетой на диване или сидя у компьютера, мужчина быстро теряет силу. Тренажерный зал, игра с друзьями в футбол, тренировки несколько раз в неделю – это удел мужчин, им необходима разовая перегрузка. Так укрепляется мужественность.

Женщина, пока водит тряпкой по полкам, столам, стенам и подоконникам, подметает всю квартиру, получает такую нагрузку на все мышцы, которая укрепляет и усиливает ее женственность.

Чем больше женственной энергии набрала женщина, тем притягательнее она становится для мужественного мужчины.

Притяжение друг к другу тем сильнее, чем сильнее контраст между мужественным и женственным проявлениями партнеров.

Такие взаимодействия хорошо просматриваются в гомосексуальных связях. Один играет женственную роль, другой – мужественную.

Много говорят о двух половинках яблока, но мало кто думает о том, что у каждой половинки есть срез. Этот срез полностью раскрывает всего человека, до самой глубины. Половинка – максимально открытая и незащищенная сторона, которой касается другой человек. Только тогда, когда места среза соединятся, образуется целое.

У любящей и гармоничной пары боль и радость одна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

МУЖЕСТВЕННОСТЬ И ЖЕНСТВЕННОСТЬ, МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИННОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА В ФОРМАТЕ ГЕНДЕРИСТИКИ (Masculinity and Femininity, Maleness and Womanliness As Fundamental Properties in the Format of Genderistics) by Olga Kotlyarova :: SSRN

8 Pages Posted: 4 Sep 2019

Date Written: August 27, 2019

Abstract

Russian Abstract: В представленной статье рассматриваются понятия феминности и маскулинности, мужественности и женственности как определенных моделей социальных стереотипов, не устаревающих на протяжении человеческой истории и представляющих собой традиционные суждения о мужчине и женщине. Проводится обзор некоторых интересных и нестандартных позиций по основным вопросам взаимодействия внутри категорий мужественность/женственность и маскулинность/феминност ь. Показывается необходимость и актуальность этих понятий с точки зрения современной гендерологии. Автор поднимает проблемы тождественности и противоположности мужественности/женственности и маскулинности/феминности как фундаментальных категорий человеческой культуры, а также ставит вопрос о факторе их дополнительности. Рассматривается перспектива и возможность формирования новой научной психолингвистической парадигмы и изменения точки зрения на традиционный лингвистический подход, который заключается в рассмотрении языка как системы ориентирующего поведения, где коннотация играет решающую роль. Значимость индивидуальных параметров личности в связи с этим существенно возросла. Таким образом, делаются выводы о необходимости дальнейшего исследования фундаментальных свойств мужественности/женственности и маскулинности/феминности в формате гендеристики и определяются основные вопросы, связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины в современной лингвистике.

English Abstract: The article deals with notions femininity and masculinity, maleness and womanliness as specific models of social stereotypes not aging throughout human history and representing traditional judgments about the man and the woman. A review of some interesting and non-standard positions on main issues of interaction within the categories of maleness / womanliness and masculinity / femininity is made. The necessity and relevance of these concepts in terms of modern gender studies are shown. The author raises problems of identity and opposition of maleness / womanliness and masculinity / femininity as fundamental categories of human culture, and raises the question of the factors of their complementarity. The prospect and the possibility of forming a new scientific psycholinguistic paradigm and changing of point of view on the traditional linguistic approach are under study which consists in considering language as a system of orienting behavior, where the connotation plays a crucial role. The significance of individual parameters of the personality in connection with this has increased substantially.

Thus, conclusions about the necessity of further studying the fundamental properties of maleness / womanliness and masculinity / femininity in the format of genderistics are made, and key issues related to the relationship of the man and the woman in modern linguistics are identified.

Keywords: МУЖЕСТВЕННОСТЬ, МАСКУЛИННОСТЬ, MASCULINITY, ЖЕНСТВЕННОСТЬ, ФЕМИННОСТЬ

Suggested Citation: Suggested Citation

Kotlyarova, Olga, МУЖЕСТВЕННОСТЬ И ЖЕНСТВЕННОСТЬ, МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИННОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА В ФОРМАТЕ ГЕНДЕРИСТИКИ (Masculinity and Femininity, Maleness and Womanliness As Fundamental Properties in the Format of Genderistics) (August 27, 2019). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3443781 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3443781