Жить по совести сочинение: Что значит жить по совести? :: школьное сочинение на Сочиняшка.Ру

Сочинение Что значит жить по совести?

  • Сочинения
  • /
  • На свободную тему

Для меня «жить по совести» — значит отвечать за свои поступки, быть порядочным и честным, защищать тех, кто слабее, помогать тем, кто нуждается в помощи. Одним словом, быть человеком во всех смыслах этого слова.

Я знаю много людей, которые считают себя хорошими, но при этом ими не являются. Для таких ничего не стоит кого-то обмануть, оскорбить, унизить (особенно, если этот человек не может дать сдачи). Ради своей пользы и корысти они сделают все, что угодно.

Но я не хочу вырасти таким. Мой папа говорит, что я должен быть мужчиной, но при этом несколько раз я видел, как он ударил маму. Разве мужчины так поступают? Мне кажется, что нет.

Человек, живущий по совести также должен быть тактичным и вежливым, уважительным к женщинам.

Человек, живущий по совести всегда помогает своим друзьям, приходит им на выручку, он знает цену своим словам и обещаниям.

Мало того, такой человек никогда не отступит от своих принципов. Даже если ему будут предлагать золотые горы ради того, чтобы кого-то предать или совершить преступление, он никогда на это не пойдет, потому, что главный проводник в его судьбе – это совесть, которая руководит им по жизни и защищает от нечестных поступков и действий.

Именно таким был мой дедушка. Но старшая сестра говорит, что в наше время, людям, живущим по совести очень тяжело, что  они никогда не будут успешными и обеспеченными. Но я не верю. Мне кажется, человек ничто без моральных качеств и убеждений. Если в человеке не остается ничего людского, он становится подобием зверя.

Возможно, зверю проще выживать в этом мире. Но мне бы очень хотелось, когда я стану взрослым, остаться человеком.

Я думаю, главное – это искренность и честность. Я никогда не смог бы сделать то, за что впоследствии я буду испытывать муки совести и душевные терзания.

Конечно, все люди иногда делают ошибки, но мне хотелось бы прожить жизнь именно по совести, быть полезным своей семье и окружающим людям.

Кстати, когда я вырасту, я хочу отслужить в армии, а потом пойти в школу милиции и стать милиционером, чтобы у меня была возможность не только быть порядочным человеком самому, но и помогать другим встать на путь истинный. Ведь в некоторых случаях даже плохих людей можно перевоспитать – главное их желание и искреннее раскаяние.

Сочинение 2

Давайте сначала разберемся, что такое совесть. Совесть – это качество человека, позволяющее правильно оценить свои поступки и не совершать плохие действия по отношению к окружающим. Совесть – это наш помощник и советчик.

Люди не всегда задумываются о совершенных действиях, но каждый из нас хотя бы раз чувствовал, как его «мучает» совесть. Люди очень часто стараются добиться успеха разными способами, не обращая внимания на свою жестокость. И только когда человек начинает осознавать свою вину, к нему приходит чувство совести. Совесть помогает человеку найти правильный путь в жизни, благодаря которому добро не обойдет вас стороной.

Жить по совести – значить быть честным, добрым, отзывчивым и справедливым. Человек, у которого есть совесть, никогда не будет ставить себя выше других. Он никогда не причинит никому вреда. Совестливый человек всегда задумывается о последствиях его поступков и о влиянии их на окружающих. Совершая плохие действия, человек понимает, что так делать нельзя, и дает себе обещание, что такого больше не повторит. Многие ищут оправдание своим поступкам и не хотят признавать свою вину. При этом они вовсе не будут чувствовать угрызение совести. В основном это зависит от воспитания человека и от того, что его окружает.

Далеко не всем людям нравится испытывать чувство совести, но только благодаря совести можно стать достойным человеком. Она помогает человеку понять свою нравственную сущность. Если человек совершил плохой поступок, угрызение совести заставить его исправить ситуацию, для того чтобы в глазах других людей остаться хорошим человеком. Каждому из нас просто нужно научиться оценивать ситуацию и ее последствия, а также научиться жить так, чтобы о нас остались лишь хорошие воспоминания.

В наше время многие задумываются только о своих интересах, не обращая внимания на других. Такие качества человека как доброта, забота, радость, любовь отошли на второй план. Каждый думает только о себе. Каждый человек может воспитать в себе хорошие качества и стать достойным жителем нашей планеты. Все мы знаем, что очень трудно жить честно. Но когда каждый из нас станет таким, жизнь станет намного лучше. Если вы смогли воспитать в себе хорошие человеческие качества, то жизнь прожита не зря.

Совершая добро, не прося ничего взамен, поможет вам оставить о себе лишь хорошие воспоминания. Время, в которое мы сейчас живем, превращает людей в жестоких эгоистов. Но никогда не поздно остановиться и задуматься обо всем том, что вы совершили.

Рассуждение 3

Люди не всегда совершают только правильные и справедливые поступки. Это происходит из-за того, что эмоциональное состояние души человека часто диктует ему нелогичные и иррациональные вещи. Также, бывает так, что перед человеком стоит крайне непростой выбор, результат которого зависит от того, насколько развито в человеке чувство ответственности и справедливости. В принятии таких решений играет роль и то, насколько человек является честным и порядочным. Совокупность факторов, которые влияют на данное решение, говорит о том, что человеком движет совесть, и то, насколько она развита, отодвигает принятие решения в сторону человечности и доброты. Стоит заметить, что не всегда только логически правильные решения говорят о том, что человек поступает правильно. Бывают такие случаи, когда люди принимают решения, которые они не должны были принимать, но решили помочь окружающим, и, поэтому, поступили по совести.

Важным моментов в данном вопросе является субъективное отношение человека к данному вопросу, так как он способен самостоятельно выявлять те вопросы, которые относятся к факторам, влияющих на его выбор. То есть, то, что движет человеком при процессе принятия решений, является крайне индивидуальной особенностью. Также, это касается и совести человека, по которой они стараются жить. Когда человек поступает в противовес своим суждениям и принципам, у него в душе возникает неприятное чувство того, что он предал себя. Именно поэтому, в большинстве случаев стоит поступать по совести.

Конечно, существует ряд ситуаций, когда поступить по совести не получается. Это может быть связано со служебным долгом, или профессией, которая не терпит поблажек и смягчений. Однако, стоит учитывать и такие ситуации, и по возможности, до конца оставаться человечным и добрым. В процессе воспитания важным шагом является то, чтобы привить ребенку чувство ответственности за свои поступки. Именно так он сможет понять, что не все действия можно совершать, и не все слова говорить. Взывая его к совести и ответственности в некоторых случаях, можно воспитать доброго и понимающего человека, который будет приносить только пользу для общества.

Другие темы:

← Береги честь смолоду↑ На свободную темуБлагородным поведением можно завоевать даже врага →

Что значит жить по совести?

Популярные сочинения

  • Сочинение описание Моя любимая игрушка (4, 5, 6 класс)

    Сочинения для мальчиков и девочек описание любимой игрушки. У меня много игрушек. Но любимая только одна. Это большой заяц. Подарили его мне давно. Я была совсем маленькой. Как сказала мама, на первую годовщину

  • Сочинение про Петра I по истории

    Ещё в юном возрасте Пётр понял, что такое борьба. Он мог наблюдать её на протяжении всего детства. Причиной того был двойной брак отца мальчика – Алексея Михайловича.

  • Сочинение Что такое Доверие

    Доверие — это такое состояние, когда человек может полностью рассчитывать, полагаться на что-то, на кого-то.

Сочинение-рассуждение Что значит жить по совести?

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Что значит жить по совести?

Что значит жить по совести? Все очень просто. Совесть — это наш внутренний голос, судья и защитник одновременно. Ведь именно совесть позволяет или не позволяет нам совершить тот или другой поступок. Совесть – это все то, чему нас учили с самого детства: порядочность, доброта, справедливость, честность и многое другое. Все полученные от родителей жизненные принципы, которые помогают сделать выбор и принять верное решение. Это еще и то, чему в детском саду так старательно пытались научить воспитатели: внимательность к чувствам окружающих, сострадание и сопереживание, навыки дружбы и борьбы за собственные права, чувство справедливости и многое другое. Продолжается воспитание нашей совести и в школьных стенах. Именно благодаря совокупности полученных знаний и навыков каждый человек может расти и развиваться, действуя по основным правилам собственной совести.

Жить по совести, значит не нарушать тех законов, которые ты сам считаешь важными в своей жизни. Но, законы эти, не должны противоречить общепринятым нормам. Если ты добрый и отзывчивый человек, то для тебя жить по совести значит не обижать никого, защищать маленьких и слабых, помогать тем, кто в этом нуждается. Жить по совести учит нас и сама жизнь, которая своевременно наказывает нас за проступки и нарушения законов совести.

Жить по совести иногда очень трудно, но если пойти против совести – это значит предать самого себя. Когда делаешь плохой поступок, то совесть, как внутренний судья, начинает тебя мучить, как говорят в народе «угрызения совести» мучают.

Это первый шаг к саморазрушению – поступок против совести. А когда ты сам свои законы соблюдаешь, то и жить приятнее. Тогда получается и человек живет в гармонии с собой и с окружающим миром. Недаром совесть часто перекликается с честью человека.

2 вариант

Казалось бы, что человек устроен одинаково: две руки, две ноги, голова, глаза и остальное. Но всё-таки мы все разные, со своими достоинствами и недостатками. Люди отличаются друг от друга наличием разных качеств и чувств, и проживают свою жизнь соответственно все как могут. Есть такое выражение в русском языке «жить по совести».

Кто-то старается жить согласно этой фразе, а другие живут как хотят. Хотя и понятие «жить по совести» для всех разное.

Совершив какое-нибудь действие, человек не всякий раз задумывается в тот самый момент, правильно ли он поступил. В течение жизни много раз приходится преодолевать разные трудности и не всегда, получается, поступать правильно по отношению к другим людям. А как собственно понимать выражение «жить по совести»? На мой взгляд, это жить так, чтобы своими поступками не вредить другим людям и не обижать окружающих.

Так сложилось, что в человеческом обществе образовались так называемые общепринятые правила и принципы. И получается, что «жить по совести» — это жить в соответствии с этими правилами и нормами. Если брать конкретный пример, то выглядит это так. Вы себя считаете отзывчивым и добрым человеком, и «жить по совести» в вашем понимании обозначает защищать слабых, оказывать помощь нуждающимся, делать добрые дела, не оставаться равнодушным к бедам окружающих людей.

Конечно, жить, так как подсказывает тебе твоя совесть далеко не всегда легко. Бывают такие моменты в жизни, когда проще поступить по-другому, чем по совести. И бывают случаи, что человек всё-таки совершает поступки, которые противоречат его совести. В таких случаях ему бывает не по себе, он мучает себя переживаниями, сомнениями и душевными страданиями.

Получается так, что когда человек поступает против совести, то он находится в конфликте со своим внутренним миром. Если такие моменты случаются часто, то это ведёт к разрушению гармонии внутри его. И наоборот, когда поступаешь по совести, чувствуешь удовлетворенность жизнью и появляется уверенность в себе. Ты видишь, как меняется отношение окружающих к тебе. Для меня если человек «живет по совести», значит, у него имеется честь.

Также читают:

← Семья и друзья ← Каким должен быть герой нашего времени?↑ Свободная темаМожет ли доброта принести человеку разочарование? → Роль общества в жизни человека →

Картинка к сочинению Что значит жить по совести?

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Равнодушие – наивысшая жестокость? (Согласны ли вы с этим)

    Что такое равнодушие? Что такое жестокость? Это звенья одной цепи или это разные вещи? Есть много качеств присущих только человеку.

  • Отцы и дети в романе Тихий Дон Шолохова (проблема взамиоотношения поколений)

    Извечная проблема отцов и детей затронута во многих произведениях русской литературы. Будь то одноименный тургеневский роман «Отцы и дети», грибоедовская комедия «Горе от ума»

  • Сочинение Письмо папе

    Родной мой, любимый папа! Я очень рада, что каникулы закончились. Ты всегда был для меня хорошим примером. Мне кажется, что ты меня любил больше всех на свете.

  • Сочинение Что происходит с человеком, который не хочет развиваться? (итоговое декабрьское)

    Рождаясь, человек проходит этапы физического, умственного, духовного развития. Развитие идет очень бурными темпами. Развитие идет в ногу с взрослением, становлением более умным, физическим и духовным развитием

  • Анализ сказки Сивка-бурка 3, 4, 5 класс

    Сивка – Бурка – одна из самых распространенных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут).

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Совесть в христианской традиции — 2135 слов

Введение.

`Глубоко в своей совести человек обнаруживает закон, который он не налагал на себя, но которому он должен подчиняться. Его голос всегда призывает его любить и делать добро и избегать зла… ‘Gaudium et Spes (64). Эта вступительная цитата из Второго Ватиканского Собора — хорошее место для начала исследования сложного предмета совести. Это указывает на то, что совесть — это то, что можно познать на основе любви, а не просто индивидуальная личная вещь. Совесть и наличие души — две отличительные черты человечества, отличающие нас от других видов. Каждый религиозный кодекс верит в высшую силу и мораль, которые могут быть познаны или выведены человеческим разумом. Мы свободные рациональные агенты, способные принимать решения. То, как мы действуем, имеет последствия. В этом эссе я попытаюсь определить, что такое совесть. Затем я покажу, как она развивается у человека, принимая во внимание некоторые психологические наблюдения. Роль Бога в совести является наиболее важной для христиан. Как мы формируем нашу совесть в свете учения Бога через Его Сына Иисуса Христа? Наконец, я рассмотрю учение католической церкви о совести.

Что такое совесть?

Совесть определяется в словаре как: «мысли и чувства внутри человека, они сообщают ему, когда он поступает неправильно, и предупреждают о том, что неправильно». Мы много слышим о совести: «голос совести», «права совести», «информирование совести» и «следование совести». Все знают, что у них есть совесть, но когда их просят описать ее, большинство людей не знают, как это сделать. Они думают об этом как о чувстве, главным образом, в терминах вины за то, что поступили неправильно, они выражают его в терминах: «моя совесть и то, и другое…

… середина бумаги …

… оправдать наши действия только для себя, потому что мы обнаружим, что оправдываться легко, а наша совесть притупляется. Мы могли бы отказаться от нашей совести, но отказаться от нее — значит отказаться от Любви.

Потому что в сердце каждого мужчины и женщины есть закон, начертанный Богом. Эта совесть является нашим самым сокровенным ядром и святилищем. Там мы наедине с Богом, чей голос звучит эхом в глубине.#

Библиография

Катехизис Католической Церкви. Веритас. Дублин. 1994

Конференция католических епископов. Совесть. Веритас. Дублин. 1998.

Гулла, Ричард М. Ризон, проинформированный Фейт. Паулист Пресс. Нью-Йорк. 1989.

Хэннон, Патрик. Отличать правильное от неправильного. Гилл и Макмиллан. Дублин. 1995.

Макнамара, Винсент. Истина в любви. Гилл и Макмиллан. Дублин. 1989.

Папа Иоанн Павел 11. Послание ко всемирному дню мира. 1991

www.catholic.net Христианская совесть

В этом эссе автор
  • Объясняет, что совесть — это то, что можно познать на основе любви, а не просто индивидуальная личная вещь.
  • Объясняет, что у каждого есть совесть, но большинство людей не знают, как ее описать. чувство вины полезно, но только если оно уместно.
  • Объясняет, что потребность быть любимым и одобренным является основной потребностью и стремлением любого ребенка.
  • Объясняет, что в теории Фрейда суперэго — это часть бессознательного, которая формируется в результате интернализации моральных стандартов родителей и общества.
  • Объясняет, что истинная мораль требует подлинной человечности, а развитая совесть может быть только такой, которая соответствует личной зрелости и автономии.
  • Объясняет, что совесть – это приверженность человека ценностям. это встроенная способность, общее чувство моральной ценности.
  • Анализ того, как Мартин Лютер понимал критическую важность совести.
  • Считает, что искренность не всегда означает правильность. рост совести — это путешествие, стремление стать лучше.
  • Объясняет, что совесть — это мысленный вывод, вытекающий из объективных, неизменных моральных норм естественного закона и богооткровенного слова.
  • Полагает, что проявление совести и моральной ответственности в христианской жизни рассматривается как ответ Богу и что неприемлемо жить без информирования нашей совести.
  • Объясняет, что в сердце каждого мужчины и женщины есть закон, написанный Богом. эта совесть является нашим самым сокровенным ядром и святилищем.

Получить доступ
Проверить качество написания

  • Нравственность

Совесть: шепот Христа в нашей нравственной жизни

Илия, который «очень ревнив к Господу», встречает Господа на горе Хорив. На горе дует сильный ветер, потом землетрясение сотрясает землю, потом вспыхивает огонь; однако Господа нет в этих великих «голосах». Наоборот, Господь находится в «тихом голосе» (3 Цар. 19:12), исходящем из пещеры. Признавая присутствие Бога в этом тихом шепоте, Илия закрывает лицо плащом и становится перед пещерой (3 Цар. 19).:13). Этот шепот — образ совести. У всех нас в сердце есть Божий шепот, но точно так же многочисленные громкие голоса соревнуются за наше внимание и могут заглушить этот шепот.

Руководствуясь Катехизисом Католической Церкви (КЦЦ), эта краткая статья исследует два ключевых вопроса: 1) что такое совесть? 2) и какова его роль в нравственной жизни? В первом разделе определяется совесть в дополнение к необходимости ее формирования и информирования. Во втором разделе обсуждается первостепенное значение совести для нравственной жизни.

Маленький шепот, кто или что ты?

В Катехизисе говорится, что когда человек слушает совесть, «благоразумный человек может слышать, как говорит Бог». (CCC 1777) Для верующего христианина исследование совести начинается здесь, потому что, если бы совесть была чем-то иным, чем голос Бога, она не была бы так важна. Это был бы просто еще один голос в еще более шумном мире. Однако совесть не похожа на голоса мира, которые говорят одно, а потом другое. Моральная совесть побуждает нас «в подходящий момент делать добро и избегать зла». (CCC 1777) Тем не менее, термин «совесть» запутался с вещами, которые не соответствуют католическому пониманию моральной совести.

В постфрейдистском мире совесть стала означать много разных вещей, но ее особенно путали с суперэго. 1 Чтобы распутать эту путаницу, необходимо иметь некоторое представление о трехуровневом понимании личности Фрейдом. Во фрейдистской психологии id — это то место, где обитают наши бессознательные удовольствия, которые управляют нами инстинктивно; эго — это наше сознательное я, опосредующее Ид, требования общества и реальность окружающего нас мира; и суперэго — это эго другого — обычно наших родителей — наложенное на наше собственное эго и использующее чувство вины для цензуры действий. 2 Следовательно, если бы совесть понималась в терминах Супер-Эго, она была бы по существу чувством одобрения или неодобрения; всего лишь результат психологической обусловленности. 3

Однако католическое понимание учит, что совесть «свидетельствует об авторитете истины» (CCC 1777), а не психологическая обусловленность. Отцы II Ватиканского Собора заявляют, что в совести, нашей «самой тайной сердцевине» и «святилище», мы «открываем закон», «закон, начертанный Богом» в наших сердцах, которому мы «должны повиноваться». 4 Действительно, внутри совести мы «наедине с Богом, чей голос звучит эхом» в наших сердцах. 5 Именно в этом смысле кардинал Джон Генри Ньюман заметил, что «Совесть — это изначальный наместник Христа». 6

Тем не менее, такой «голос» нельзя понимать как внешний голос — божественный или дьявольский, — который вторгается или конкурирует с нашим обычным человеческим процессом рассуждения. 7 «Голос» совести не является соперником или заменой морального принятия решений. Как замечает нынешний архиепископ Энтони Фишер, если мы слышим такие внешние голоса, командующие нами, было бы мудро посетить врача или экзорциста. 8

Скорее, этот «голос» внутренний, ибо «Совесть есть суждение разума». (CCC 1778) По этому суждению мы можем «признавать моральное качество конкретного действия» (CCC 1778), которое мы намереваемся совершить, совершая действие или отражая прошлый поступок. В этом смысле совесть не является особой добродетелью; это благоразумие в действии, вынесение суждения о том, что правильно и что неправильно. 9 Действительно, тот, кто действует в соответствии с таким суждением, «Мы называем того человека благоразумным». (ССС 1780)

Кроме того, чтобы углубить наше понимание, можно сказать, что совесть состоит из трех измерений или действий. Во-первых, есть синдерезис или восприятие принципов морали; во-вторых, есть применение таких моральных принципов к данным обстоятельствам посредством практического различения вовлеченных благ и причин; и, в-третьих, есть окончательное суждение о фактических действиях, которые должны быть предприняты или которые уже были предприняты. (CCC 1780) Эти три измерения были обобщены соответственно как: способность, процесс и суждение. 10

Синдерезис — это вышеупомянутый «голос», а принципы нравственности — законы Божии — в известном смысле даны нам «по благодатному расположению божественного Промысла». 11 Это первое измерение совести дает нам осознание моральной истины или первых принципов практической морали и практического мышления. 12 Эти принципы являются нашей основой для самокритики в дополнение к социальной критике; следовательно, эти принципы могут направить нас против личного интереса или социального давления. Однако эти принципы не могут дать конкретных указаний, а только общие указания. 13 Согласно св. Иерониму, synderesis — это совесть, пережившая грехопадение. 14

Второе измерение совести — совесть как применение моральных принципов в ситуациях — требует навыков ума, а именно благоразумия, поскольку разуму часто приходится бороться с искушениями, путаницей и дилеммами. 15 Однако совесть – это не просто умственное упражнение, а цель нравственных поступков; реальный выбор в реальных жизненных ситуациях реальными людьми, такими как вы и я.

Таким образом, при осуществлении реального выбора третье измерение совести, окончательное суждение о фактических действиях, играет свою роль. Это измерение является нашим окончательным и лучшим суждением о концерте, который предстоит сделать или который уже был сделан в прошлом. 16 Когда св. Фома Аквинский и другие богословы используют латинский термин conscientia , они обычно имеют в виду это измерение совести. 17 Действительно, conscientia может означать как «сознание», так и «совесть», и это особенно поучительно, поскольку совесть есть особая форма самосознания. Это заставляет нас осознать себя как моральных существ и, таким образом, призывает нас действовать соответственно. 18

Католическая церковь неизменно учит, что «совесть является непосредственным субъективным правилом всех человеческих действий». 19 Другими словами, мы должны верно следовать своей совести во всем, что мы делаем или говорим. (CCC 1778) В этом Церковь следует за апостолом Павлом в Послании к Римлянам 14:13-23, где он учит, что, несмотря на то, что христиане свободны от Моисеева правила питания, они, тем не менее, должны есть в соответствии со своей «добросовестностью»; таким образом, если христианин считает, что он все еще связан такими правилами, указывает Св. Павел, он должен следовать своей совести, «ибо все, что не по вере, есть грех» (Рим. 14:23).

Некоторые могут подумать, что это означает, что мы можем просто делать то, что нам нравится, пока «совесть» говорит нам, что это нормально. Такие люди ошибочно принимают следование своей «совести» за способ игнорировать авторитет и тем самым быть законом для самих себя. 20 Но это не так. Совесть не является источником моральных законов. Точно так же совесть не может сделать независимое заключение о том, является ли действие добрым или злым. 21 Скорее, совесть — это то, как мы можем участвовать в вечных и божественных законах Бога. 22 Действительно, следовать своей совести в соответствии с достоинством, дарованным нашей человечности, «предполагает и требует честности моральной совести». (CCC 1780)

Следовательно, чтобы участвовать в Божьих законах, нам сначала нужно стремиться их познать; нам нужно сформировать нашу совесть. Как подчеркивает Катехизис , «воспитание совести необходимо для людей, которые подвержены негативным влияниям и искушаются грехом». (CCC 1783) Это пожизненный процесс обращения к Божьему призванию, которое состоит в том, чтобы искать истину. 23 Таким образом, сформированная совесть — это та, которая обучена и мотивирована желать добра, та, которая может отличить истинное добро от всего лишь хорошего. 24

Только такая сформированная совесть может быть правильно информирована . Вынося суждения совести, мы должны, насколько это возможно, получить всю необходимую информацию о ситуации. Эта информация включает в себя как факты по делу, так и объективные моральные принципы, применимые в данной ситуации. 25 К счастью, мы не одиноки в поисках такой информации. Нам постоянно «помогают дары Святого Духа, нам помогают свидетельства или советы других, и мы руководствуемся авторитетным учением Церкви». (CCC 1785) Катехизис далее добавляет, что информацию, которую мы используем для информирования нашей совести, мы должны «усвоить с верой и молитвой». (CCC 1785)

Надлежащая роль совести в нравственной жизни

Предоставив исследование того, что такое совесть, во втором разделе обсуждается ее надлежащая роль в нравственной жизни. Из приведенного выше раздела видно, что мы можем подвести нашу совесть (и, таким образом, согрешить) одним из двух способов: 1) не информировать нашу совесть, 2) или просто не следовать своей осведомленной совести. 26 Таким образом, в отличие от упрощений некоторых богословов, правило совести состоит не в том, чтобы «следовать за своей совестью», а скорее в том, чтобы «формировать и информировать свою совесть как можно лучше и объективнее, а затем следовать своей совести». 27 Но возникает вопрос: может ли наша совесть заблуждаться?

Как указывает Катехизис : «Столкнувшись с нравственным выбором, совесть может вынести либо правильное суждение в соответствии с разумом и божественным законом, либо, наоборот, ошибочное суждение, отступающее от них». (CCC 1786) Поэтому наша совесть может заблуждаться.

Здесь важно различать объективную мораль и субъективную мораль. Первое относится к тому, действительно ли действие помогает или препятствует достижению истинного счастья (в конечном счете, дружбы с Богом, ибо мы созданы для Него) и общего блага других, в то время как второе относится к нашей честной вере в то, является ли действие полезным. или вредные средства для достижения указанных целей истинного счастья и общего блага. 28 При этом мораль, формально говоря, состоит в том, хороши или дурны наши поступки субъективно, но даже наши честные заблуждения совести, хотя и не грешат, но все же причиняют вред и себе, и другим. 29 Поэтому недостаточно быть только субъективно хорошим. Мы должны приложить усилия, чтобы быть как субъективно, так и объективно хорошими; в противном случае наши ошибки становятся греховными из-за нашей глупости. 30 Возможно, адаптация рассказа о Гекльберри Финне может быть иллюстрацией.

В одной из сцен романа Марка Твена « Приключения Гекльберри Финна » (1884) мы видим главного героя Гека Финна на плоту со своим другом Джимом, путешествующим по реке Миссисипи. Джим — беглый раб и планирует выкупить или иным образом украсть свою жену и детей из рабства. Гек всю свою жизнь прожил в сельской местности Миссури, и его совесть руководствуется только принципами этого места и времени: что черные люди могут быть рабами, что рабы принадлежат их владельцам, и что беглых рабов следует вернуть их « законных» владельцев. Следовательно, когда Гек путешествует с Джимом, его совесть находится в конфликте. Гек никогда не подвергал сомнению эти принципы, поэтому для него вернуть Джима властям — просто правильный и правильный способ действовать. 31 В конце концов, Гек помогает Джиму освободиться, но считает себя неудачником; как слабого и злого человека за то, что он позволил своим симпатиям к Джиму взять верх над своей совестью и «долгом». 32

Впрочем, что, если бы Гек был «сильным» по совести и сдал бы Джима властям; приведет ли его совесть к греху? В таком случае Гек сделал бы субъективно добро, но объективно поступил бы неправильно, поскольку люди не могут принадлежать или быть порабощенными (CCC 2414). Если бы Гек действовал в неведении, но невежестве, которое можно было бы исправить и сообщить без особых затруднений, он был бы виновен в грехе. «Это невежество часто может быть вменено в личную ответственность». (ССС 1790) В таком случае можно было бы сказать, что совесть Гека непобедима. 33

С другой стороны, если бы Гек не смог исправить свою совесть, его невежество было бы определено как непобедимое. 34 Катехизис учит, что если человек пребывает в непобедимом невежестве, то «зло, совершенное человеком, не может быть вменено ему»; однако «оно остается не меньшим злом». (CCC 1793) Таким образом, хотя человек не заслуживает порицания за проступок, он, тем не менее, должен стремиться «исправить ошибки моральной совести». (ССС 1793)

Из вышесказанного следует отметить, что в обоих случаях (победимое и непобедимое невежество) католическая моральная теология считает, что когда люди принимают конкретные этические решения, каждый человек несет ответственность за свои действия, и такая ответственность не может быть делегирована никому. ни что-либо еще (например, советники, религиозные или гражданские лидеры, законы или обычаи). 35 Как сказано в Притчах 13:1: «Мудрый ребенок любит вразумление, а коварный не слушает обличения». Поэтому мы должны уподобиться «мудрому ребенку», учась у «дисциплины» не только избегать греха, но и жить нравственной жизнью.

В первом разделе было сказано, что совесть заставляет нас осознать нашу природу как нравственных существ. Совесть в нравственной жизни призывает нас быть теми, кем мы должны быть; быть полностью людьми, как Бог хочет, чтобы мы были. 36 Действуя по совести, мы становимся теми, кто мы есть на самом деле. То есть быть подобным Христу. Кроме того, это означает принять «дисциплину». Мы не должны забывать, что Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; Я пришел не отменить, но исполнить». (Мф 5:17)

Подобно двоякому описанию веры и разума Иоанном Павлом II, нравственная жизнь требует как совести, так и учений магистериума. Как последователи Христа, мы должны искать библейские наставления в интерпретации церковной традиции. 37 Для католика, поскольку Церковь является «столпом и оплотом истины» (1 Тим. 3:15), моральные учения магистериума являются незаменимым ресурсом. 38 Подобно двум крыльям, совесть и властные инструкции были бы бесполезны друг без друга. Это было бы похоже на измерительную ленту без отметок об измерениях или законы без судов, которые могли бы их интерпретировать. Следовательно, единственный способ понять надлежащую роль совести в нравственной жизни — это понять ее как одно из двух необходимых крыльев. Так мы летаем в нравственной жизни.

Но есть один главный враг в нашем полете нравственной жизни: смертный грех лени. Ленивый человек не может быть верным отношениям или делу, поскольку они не привязаны к делу. Это, в свою очередь, означает, что они не могут формировать и информировать свою совесть из-за неспособности заботиться или интересоваться вещами, которые должны быть. 39 Кроме того, ленивый человек отказывается двигаться, полный отказ от добра, как это слишком тяжело; тем самым препятствуя истинному росту человека. 40 У такого человека «Незнание Христа и Его Евангелия [ . . . ] порабощение своими страстями [ . . . ] неприятие авторитета Церкви и ее учения, отсутствие обращения и милосердия». (КХЦ 1792) Только подлинная духовность, основанная на Евхаристии и молитве, может построить отношения с Богом и таким образом сохранить нашу предрасположенность к формированию и наполнению нашей совести на протяжении всей жизни, тем самым подготавливая нас к нравственной жизни. 41

Заключение

В этой статье исследуются сложности того, что такое совесть, и то, как ее формирование и информированность имеют первостепенное значение для нравственной жизни. Закончим последней иллюстрацией взаимодействия этих элементов. Все мы слышали историю Преображения. Иисус «преобразился пред ними, и просияло лицо Его, как солнце [ . . . ] Внезапно явились им Моисей и Илия, разговаривая с ним». (Мф 17:2-3; также Мк 9:2-4, Лк 9:29-30).

Почему и Моисей, и Илия явились с Иисусом, действительно говоря с Ним? Через Моисея (а теперь и через Церковь) мы получаем Тору, божественные законы и заповеди Бога. Илия, как мы видели во введении к этой статье, смог различить шепот Бога (совесть) из пещеры. Иисус находится в центре, между ними обоими. Если нравственная жизнь должна быть живой жизнью в подражании Христу, мы должны быть в постоянном диалоге на протяжении всей жизни как с Божьим законом, так и с Его «голосом» в нашей совести.

Только тогда мы можем также «преобразиться» в человеческую личность, которой Бог действительно хотел нас видеть.

  1. Уильям Э. Мэй, Введение в моральное богословие, 2-е изд. (Хантингтон, Индиана: Издательский отдел нашего воскресного посетителя, 2003 г.), 57. ↩
  2. .
  3. Ричард М. Гула, «Совесть», в Христианская этика: введение , изд. Бернард Хуз (Колледжвилль, Миннесота: The Liturgical Press, 1998), 111. ↩
  4. май Введение в нравственное богословие , 57. ↩
  5. II Ватиканский собор, Gaudium et Spes , Пастырская конституция о церкви в современном мире, (7 декабря 1965), н. 16, в Ватикан II: Соборные и постсоборные документы , Новое исправленное издание, изд. А. Фланнери (Дублин, Ирландия: Dominican Publications, 1992). ↩
  6. II Ватиканский собор, Gaudium et Spes , n. 16. ↩
  7. Джон Генри Кардинал Ньюман, «Письмо герцогу Норфолку», V, в Определенные трудности, испытываемые англиканами в католическом учении II (1885): 248, цитируется в Катехизис католической церкви , английский перевод. 2-е изд. (1997), н. 1778. ↩
  8. Энтони Фишер, Католическая биоэтика для нового тысячелетия (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2012), 39. ↩
  9. Фишер, Католическая биоэтика нового тысячелетия , 39. ↩
  10. Бенедикт М. Эшли, Жизнь по истине в любви: библейское введение в нравственное богословие (Нью-Йорк: Отцы и братья Общества св. Павла, 1996), 118. ↩
  11. Гула, «Совесть», 113. ↩
  12. Ватиканский Собор II, Dignitatis Humanae , Декларация о свободе вероисповедания, (7 декабря 1965 г.), н. 3, in Vatican II: The Conciliar and Post-Conciliar Documents , New Revised Edition, ed. А. Фланнери (Дублин, Ирландия: Dominican Publications, 1992). ↩
  13. май Введение в нравственное богословие , 59. ↩
  14. Фишер, Католическая биоэтика нового тысячелетия , 48. ↩
  15. Кеннет Р. Хаймс, «Формирование совести: грех лени и значение духовности», в Духовность и нравственное богословие , изд. Джеймс Китинг (Нью-Йорк/Mahwah: Paulist Press, 2000), 60. ↩
  16. Fisher, Католическая биоэтика нового тысячелетия , 48–49. ↩
  17. Фишер, Католическая биоэтика нового тысячелетия , 49. ↩
  18. Фишер, Католическая биоэтика нового тысячелетия , 49. ↩
  19. май Введение в нравственное богословие , 60. ↩
  20. Эшли, Жить правдой в любви , 118. ↩
  21. Гула, «Совесть», 114. ↩
  22. Гула, «Совесть», 114. ↩
  23. май Введение в нравственное богословие , 57. ↩
  24. Гула, «Совесть», 115. ↩
  25. Хаймс, «Формирование совести: грех лени и значение духовности», 72–73. ↩
  26. Бенедикт М. Эшли и Кевин Д. О’Рурк, Этика здравоохранения: Вводный учебник, 3rd. (Вашингтон, округ Колумбия: издательство Джорджтаунского университета, 2002), 61. ↩
  27. Эшли и О’Рурк, Этика здравоохранения , 61. ↩
  28. Эшли, Жить правдой в любви , 119.