Арт терапия для родителей: Арт-терапия для детей и родителей

Содержание

Арт-терапия для детей и родителей

Советы опытного психолога

20 Мая 2019

Мы открываем на портале «Евразийское женское сообщество» неделю, посвященную теме воспитания и образования детей. Профессиональными советами поделилась опытный психолог и преподаватель с 22-летним стажем Ольга Румянцева. В своей работе она уделяет много внимания современным творческим методам, тренинговым технологиям, которые позволяют человеку раскрыться. Среди них – арт-терапия, терапевтическое фехтование, психологические игры. 

Ольга Румянцева
кандидат психологических наук, доцент, декан колледжа психологии МКИК, психолог-консультант

Главными жизненными ценностями для Ольги Румянцевой являются человечность, любовь, открытость. Психолог убеждена, что именно эти составляющие крайне важны при выстраивании отношений между людьми, в том числе между детьми и родителями, преподавателем и учениками.

«В современном технологически развитом мире детям часто не хватает живого общения, теплоты, внимания и поддержки. Главный совет, который я даю родителям, – стараться как можно чаще проводить время с ребенком. Это самый простой, но самый действенный способ показать ему, что он важен, нужен и любим», – отмечает психолог. Причем важно не количество времени, а то чтобы это присутствие было по-настоящему близким, быть с ребенком вместе, в контакте. Тогда формируется надежная привязанность и ребенку легче идти по жизни.


Для того чтобы выстроить теплые и доверительные отношения, взрослым и детям важно ближе знакомиться друг с другом, чаще делиться своими интересами, переживаниями и чувствами. Это желательно учитывать не только родителям, но и педагогам.

Ольга Михайловна строит свои встречи со студентами таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, создать атмосферу открытого диалога с ними. Ее занятия любят и всегда с нетерпением ждут студенты не только колледжа психологии, но и других направлений.

За многие годы работы преподавателем Ольга Михайловна наблюдала за тем, как меняется подрастающее поколение. Со временем дети стали более креативными, начали все больше стремиться к проявлению своей индивидуальности. Именно поэтому сегодня один из любимых и эффективных методов работы психолога со студентами – арт-терапия.

Арт-терапия включает различные виды искусства: танцы, музыку, литературу, фотографию, лепку.

В процессе занятий человек расслабляется, познает свое «Я», выражает свои эмоции и переживания через творчество. Это помогает разобраться с внутренними конфликтами, избавиться от комплексов и зажимов.

Для маленьких детей арт-терапия особенно важна, так как она способствует выявлению их индивидуальности.

На занятиях студенты чаще всего рисуют. При этом художественные навыки в арт-терапии не играют значительной роли. Важно, чтобы человек с головой окунулся в процесс творчества и свой внутренний мир, осмыслил свои чувства. Каждый рисунок ценен тем, что может очень многое сказать об авторе. Важной частью арт-терапии является рефлексия, осмысление как своего опыта, так и опыта другого человека. Это помогает сформировать у ребят более целостное мировоззрение, почувствовать и понять мир «другого».  И это, безусловно, сплачивает.


Ольга Румянцева поделилась простыми упражнениями, которые с легкостью можно выполнять дома.

Одно из таких упражнений, которое подходит даже для маленьких детей, – «цветовые пятна». Человеку предлагается вспомнить, что приносит ему радость. Это могут быть детский смех, запах любимого пирога, душевные разговоры с бабушкой… Затем нужно подумать, с каким цветом ассоциируется каждая такая радость, и обозначить ее в виде пятна на листе. В итоге получается яркая мозаика. Ольга Румянцева советует выполнять упражнение родителям и детям вместе.

Методика позволяет осознать, что счастье – рядом, важно просто научиться его замечать.

Кроме того, выполняя задание, родители и дети сближаются, больше узнают о ценностях и желаниях друг друга.

Второе упражнение – «Сосуд с ресурсами», оно подходит для детей старшего возраста и взрослых. Им предлагается нарисовать вазу с цветами или фруктами и при этом каждому объекту дать условное обозначение – назвать ресурс, который помогает ему в жизни. Это могут быть личные качества, навыки, конкретные люди.

По таким рисункам родители могут понять, хватает ли ресурсов их детям, на что ребенок опирается по жизни и главное – чувствует ли он поддержку со стороны близких.

Также психолог предложила такой интересный вариант времяпрепровождения, как совместное раскрашивание мандал. Это позволяет родителям расслабиться после трудового дня и в тоже время побыть вместе со своим ребенком в очень уютном совместном пространстве.

Ольга Румянцева убеждена, что главная задача родителя – научить ребенка использовать существующие возможности, находить выход из трудных ситуаций, наделить его определенными компетенциями, которые помогут в жизни. Для этого необходимо чувствовать и понимать его. Для родителей важно полюбить и принять растущего ребенка, осознав, что он имеет свои, отличные от их, интересы, желания и цели, создать условия для его самовыражения и творческого развития. 

Мы открыты к диалогу в социальных сетях. Вы можете поделиться своими идеями и предложениями для новых публикаций.

Анна Репина, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»

Поделиться страницей:

Читать все статьи рубрики

Теги: #ОЛЬГА РУМЯНЦЕВА #ПСИХОЛОГИЯ #ТВОРЧЕСТВО #ВОСПИТАНИЕ #ДЕТИ #ОБРАЗОВАНИЕ #МКИК


Тренинг для родителей с элементами арт-терапии «Счастливая семья», как одна из форм взаимодействия с родителями

Открытое мероприятие

Тренинг с элементами арт-терапии, как одна из форм взаимодействия с родителями

«Счастливая семья»  

Подготовила и провела: педагог-психолог Юдина Е. С. МАОУ СОШ № 7 г.Усть-Катав      

 

Цель: формирование доброго отношения в семье.

Задачи:

— создание в семьях доверительных отношений между родителями и ребенком;

— обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;

— выработка навыков сотрудничества с ребенком.

— создание «герба Семьи».

Оборудование: макет сердца из бумаги, ручки,  цветная бумага, клей, ножницы,   прозрачная ваза, музыка, проектор, анкеты, слова песни.

 

Ход занятия.

Вводная часть.

 

Просмотр видеоролика  «Притча о счастливой семье»

 

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?

(о семье, о взаимоотношениях в семье)

 

— Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.

Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей.  Сегодня я  предлагаю  вам  сделать один шаг к познанию своего ребенка.

Существует китайская поговорка:                                                                                                             «Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.

Основная часть.

Упражнение «Ладошки»  (звучит красивая, спокойная музыка)    

Музыка 1.

Закройте глаза, положите руки перед собой ладошками вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям — своим детям. Улыбнитесь и пошлите  эту улыбку своему ребенку.

 Педагог подходит к любому родителю, кладет свои ладони на его ладони. Потом переходит к другому (подойти к 3-4 родителям).

— А сейчас поделитесь своими ощущениями те, к кому я подходила. Как изменялось ваше состояние в этот момент?

-Чему может научить нас это упражнение?

Вывод: Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)
(Раздаются белые листы, цветные карандаши).

  1. В центре листа нарисуйте круг и напишите имя  вашего ребенка.
  2. Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера. (звучит спокойная музыка, родители работают)  

— А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать)
— А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

— Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.

Упражнения в группах.

Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка.                

Задание для 1 группы.  Завершите предложения:

Добрые поступки – это …

Добро — это …

Добро ассоциируется с …

Добрый человек похож на . ..

 

Вывод: Мы служим примером для детей.  Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе.  Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.

 

Задание для 2 группы.

Определите «помощников» и «врагов»  душевных качеств человека. Составьте  ассоциативный ряд.

«Помощники» — это….

«Враги» — это ….

 

(«Помощники» — щедрость, помощь, благодарность, понимание …

«Враги» — жадность, зависть, злость, безразличие …)

 

Вопросы родителям:

— Какие душевные качества вы цените в людях?

— Каких качеств больше у наших современных  детей? Почему?

 

«Помощники душевных качеств» — душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

«Враги»  – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т. д.

 

Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.

Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»

 

Задание для 3 группы.

Создайте несколько  «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».

 

— Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.

— Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.

 

Упражнение «Душа ребенка».

— На листе цветной бумаги нарисуйте сердечко и вырежьте его.

— Напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.

 Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?

 

Заключительная часть.

 

— А сейчас мы с вами вместе будем создавать герб семьи.  

 

— На листе цветной бумаги обведите свою ладошку и вырежьте ее.

— Напишите на ладошке ответ на вопрос:

«Что Я  делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?» 

Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакатеВремя работы 3 минуты.  

— Давайте взглянем на наши результаты!  Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не   выбирая время и место для этого.  А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и  в каждой семье. 

 

Зажечь свечу.

— Существует древняя притча:

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

— Что еще тебе слепить? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил  человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

 

— Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

 

 Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.  

А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит, как напоминание о встрече).

Давайте возьмемся за руки и мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу, которая помогла нам вспомнить самые простые вещи, но которые так необходимы нашим детям: доброта, любовь, внимание, понимание, уважение.  

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!».

 

— Мы с вами создали герб семьи, а существует еще и гимн семьи. И слова этой песни вам тоже знакомы (раздать слова песни, можно подпевать).

Просмотр видеоролика «Гимн семьи»

 

— Каждая семья уникальна. Каждая семья имеет свои ценности и законы. В каждой семье воспитывают детей по – разному. Но каждая семья хочет вырастить достойного ребенка.

 Анкета «Стиль воспитания в семье».

 

— Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты (раздать бланки анкеты) и выяснить, какой стиль воспитания ребенка характерен для вашей семьи.

Время работы 5 минут.

Анкета для родителей

«Стиль воспитания в семье»

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить с вашим ребенком. Решение вами этих ситуаций и определяет стиль воспитания ребенка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа и подсчитайте очки.

 

1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то вернется домой с синяком, то в испорченной одежде. Вы…

а) расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс – 3 балла;

б) оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться – 0 баллов;

в) делаете вид, что ничего не произошло, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся – 5 баллов.

 

2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны. Вы…

а) беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей – 2 балла;

б) приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них – 5 баллов;

в) объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара – 0 баллов.

 

3. Ваш ребенок хочет быть лидером в общественных делах и играх и, если ему это не удается, он обижается и пытается бунтовать. Вы…

а) считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу – 0 баллов;

б) стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – 3 балла;

в) стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения – 5 баллов.

 

4. Вашего ребенка трудно вечером отправить спать. Вы…

а) постоянно объясняете, как важен для ребенка сон – 3 балла;

б) позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время – 5 баллов;

в) всегда укладываете ребенка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 баллов.

 

5. Ваш ребенок обожает телевизор. Вы…

а) разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет его смотреть – 0 баллов;

б) говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 балла;

в) вместе определяете круг передач, которые ребенок может смотреть – 5 баллов.

 

6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет. Вы…

а) объясняете, что такое поведение неприлично – 5 баллов;

б) запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом – 0 баллов;

в) поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 балла.

 

7. Ваш ребенок, который еще, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом. Вы…

а) пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 баллов;

б) оставляете все как есть, считая, что все встанет на свои места само собой – 3 балла;

в) поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 балла.

 

8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников. Вы…

а) учите своего ребенка давать сдачи обидчикам – 5 баллов;

б) проводите профилактическую беседу с родителями таких учеников – 3 балла;

в) советуете своему ребенку избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь в этом – 0 баллов.

 

9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего. Вы…

а) не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший  ребенок поймет свои ошибки без подсказки – 0 баллов;

 б) наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего – 5 баллов;

в) стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим – 3 балла.

 

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным. Вы…

а) тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0 баллов;

б) стараетесь влиять на него добром и лаской – 5 баллов;

в) ищите причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и классе и т.д. —  2 балла.

 

Анализ результатов теста

 

0-18 баллов. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию. Но ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что сын или дочка, столкнувшись со взрослым миром, могут в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

 

19-35 баллов. В вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение сына или дочки и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо последовательно идти к его реализации.

 

36-50 баллов. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаете условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками и педагогами. Вы не только учите сына или дочку осознавать свои ошибки, но и подводите к самостоятельному их исправлению. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

 

Рефлексия

 -Что интересного и полезного вы сегодня заберете с собой с нашей встречи?

 

 

Я и мой ребенок: искусство быть родителем

Я и мой ребенок: искусство быть родителем — Арт-терапевтические приемы для работы с родителями
Работа с родителями — Беседы, консультации для родителей
Индекс материала
Я и мой ребенок: искусство быть родителем
Арт-терапевтические приемы для работы с родителями
Арт-терапия как способ преодоления эмоциональных проблем
Все страницы

Страница 2 из 3

 


3. Арт-терапевтические приемы для работы с родителями


Для успешного применения арт-терапии с детьми важно, чтобы взрослые понимали, как работает данный метод. Лучшим способом знакомства с методом является применение техник арт-терапии в своей жизни. Попробовав, что называется «на себе», различные упражнения из арт-терапии родители лучше представляют, как можно предлагать своим детям игровые занятия, рисуночную терапию и сказкотерапию. Атмосфера творческого поиска и взаимопонимания, юмор и безоценочность суждений дают возможность всем участникам раскрепоститься, снять, прежде всего, внутренние барьеры, мешающие самораскрытию и спонтанности.
Гибкость – одна из важнейших компетенций родителей. Наши ригидные (то есть жесткие, однозначные) установки порой мешают увидеть в ребенке развивающуюся личность. Гибкость предполагает готовность принимать неопределенность, непредсказуемость. К сожалению, или к счастью, мы не всё можем предугадать, предусмотреть, но мы можем гибко реагировать на изменяющееся обстоятельства, на новые ситуации. Допуская гибкость в отношении к ребенку и к самому себе, взрослый выходит за рамки сложившихся стереотипов, за рамки привычных ролей, где родитель наделен властью, а ребенок – бесправное и подчиняющееся существо. С помощью арт-терапии сами родители могут немного погрузиться в мир детства, и уже с позиции ребенка взглянуть на проблемы своих детей. Эмоциональная память детства – это мощный ресурс для установления контакта с ребенком.
Рисунки и сочинения родителей – продукты их творческой деятельности – способствовали переосмыслению родительского отношения к своим детям. Обсуждение рассказов родителей показывает, сколь многообразно наше представление о том, что такое любовь и забота о ребенке, и как по-разному взрослые понимают свои родительские функции.
В социально-психологическом центре гармоничного развития личности «ДОМ» (г. Москва) на занятиях для молодых матерей предлагаются упражнения, способствующие осознанию родительской позиции. Эти упражнения, их обсуждение позволяют лучше понимать своих детей. Участницы практического семинара «Искусство быть родителем» рисовали и сочиняли сказку-рассказ на тему «Мать и дитя». В практической психологии такого рода упражнения называются проективными, то есть они являются проекциями чувств, переживаний, которые не осознаются, но выражаются при выполнении такого рода заданий, например, рисунков.
Анализ проективных рисунков и сказок на тему «Мать и дитя» в группе.
• Что происходит на рисунке?
• Что думают или чувствуют мама и ребенок?
• Что предшествовало изображенной сцене?
• Что может произойти потом?

Данные вопросы были сформулированы таким образом, чтобы матери имели возможность проецировать собственные чувства, переживания, отношение к описываемой ситуации.
Основной целью нашего пострисуночного интервью было: определить, описывают ли матери в целом благополучные (надежные) отношения со своим ребенком, или обозначают их неблагополучие (тревожность).
Рассмотрим наиболее типичные рассказы и рисунки, а также ответы на вопросы пострисуночного интервью, которые представлены в виде мини-рассказов о рисунке. Интерпретация этих рисунков и рассказов поможет родителям увидеть, как выстаиваются отношения между детьми и родителями, что влияет на эти отношения. Анализ родительского отношения дает возможность изменить свое видение воспитательного процесса.

Рисунок 16

Проинтерпретируем некоторые признаки рисунка 16, раскрывающие особенности взаимоотношения матери и ребенка, также некоторые особенности отношения матери к миру. Мать изображает себя в виде солнца, покрывающего своими лучами ребенка-рыбку, что свидетельствует о любви, стремлении давать заботу ребенку. Солнце – стремление к теплоте и росту. На рисунке между ребенком и матерью – солнцем и рыбкой, существует значительная дистанция, что свидетельствует и о сдержанности в отношении матери к ребенку. Символика цвета рассматривает красный цвет как цвет, оказывающий на человека самое сильное эмоциональное воздействие. Одновременно это и самый теплый цвет. Среди переживаний, которые отражает красный цвет, можно выделить, с одной стороны, любовь, страсть, вдохновение, а с другой – агрессию, ненависть, опасность. Таким образом, ориентируясь также и на пострисуночный рассказ матери, мы можем сделать вывод о том, что мать испытывает к своему ребенку амбивалентные чувства, когда с одной стороны, она стремится к близости, а с другой – выражает тревогу в отношении контакта с ним. Об этом же говорит и дистанцированность символов матери и ребенка на рисунке – солнца и рыбки. Эти персонажи, хотя и испытывают, судя по рисунку, радость и удовлетворение от влияния друг на друга, однако их эти фигуры не взаимодействуют: рыбка не смотрит на солнце, у солнца в свою очередь, как это бывает в подобных изображениях не нарисовано лицо, оно как бы выполняет обслуживающущую функцию. Ребенок является центральной фигурой в жизни матери. Все тепло ее лучей направлено на ребенка и пространство, в котором он обитает. Однако само символическое изображение матери находится на краю листа, что рассматривается как показатель тревоги в отношении матери к ребенку. Признаком тревоги по мнению исследователей рисунков является и множественность линий, с помощью который мать изобразила свой рисунок (К.Тейлор).
Выполнение рисунка посредством ярких, стимулирующих цветов, свидетельствует о возможном переносе на ребенка своего (матери) интереса к окружающему миру, общению и деятельности. С другой стороны, и красный цвет также является признаком стремления к самоактуализации. «Активность» линий, динамичность в изображении персонажей свидетельствует об активной жизненной позиции матери, стремлении достигать. Данный вывод подтверждает также и символика цвета, с помощью которого мать изобразила себя – солнце. Солнце выполнено в желто-оранжевых тонах. Желтый – самый экстравертированный цвет, символизирующий открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе. Этот цвет выражает ожидания от будущего. Оранжевый цвет, в свою очередь, характеризует зрелость личности и силу механизмов «Я». Этот цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, энергии и силы. Таким образом, мы можем сделать предположение о том, что автор рисунка имеет сильное стремление к самоактуализации, активной жизненной позиции. Данное стремление, желание распространятся и в отношении ребенка. Мать стремится оберегать, защищать, поддерживать ребенка, однако существует определенная тревога и дистанцированность в отношении эмоциональной близости с ребенком.
По окончании участница семинара охарактеризовала рисунок, ориентируясь на вопросы пострисуночного интервью.

 

«Это рыбка. Несмотря на то, что она еще пока маленькая, она много чего уже понимает о жизни. Теплое ласковое солнышко обогревает ее своими лучами, помогая ей в ее пути. Солнце заботится о рыбке: ведь пока она маленькая, нужно помочь увидеть ей все многообразие моря, согревать и освещать путь. Солнце счастливо, что есть рыбка, которая нуждается в его заботе и теплых лучах… Много будет трудностей и препятствий на пути рыбки, но рыбка, плавая на просторах жизни, преодолеет все и много чего добьется, потому что есть солнце, которое всегда рядом…»

 

Таким образом, можно судить об отсутствии совместной деятельности, определенной дистанцированности в отношении к ребенку. Мать предоставляет ребенку заботу, внимание, безопасность. Существует тревога в отношении будущего ребенка.

 

Сказка на тему «Мать и дитя»
«Живут себе на свете мать и дитя. Мать и ее маленький ребенок. Живут, и наслаждаются тем, что они есть. Что они вместе. И каждый из них, независимо от возраста, стремится поддержать другого. Это потому, что они любят друг друга, чувствуют друг друга.
Каждый раз, кто-нибудь из них удивляет другого. Не специально. А потому, что один подмечает что-то за другим. Внимательный. Наблюдательный. И оба – ранимы. Потому, держат один другого.
Большое сильное дерево и маленькое, только набирающее силу, активно стремящееся к солнцу. Большое и сильно дерево всегда стремится защитить маленькое от невзгод. Но с возрастом – все больше и больше освобождая от своей опеки как бы подготавливая к собственному самостоятельному пути.»
Несмотря на то, что мать сильна, а ребенок – мал. Он уже сейчас силен. Потому как любит. И безграничная радость. Гармония восприятия. Несмотря ни на что.

Основное содержание рассказа – о взаимодействии деревьев – матери и сына. Автор наделяет активностью как маленькое дерево, так и большое. В рассказе присутствует большое количество действий обращенных друг к другу – «наслаждаются тем, что вместе»; «любят друг друга»; «удивляет другого»; «держат один другого» и т. п. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что автор данного рассказа стремится к сотрудничеству с ребенком, проявляет заинтересованность и участие в его делах («внимательный», «наблюдательный»). Предложение «Большое сильное дерево и маленькое, только набирающее силу, активно стремящееся к солнцу» – можно трактовать как желание, ощущение автором психологического развития, роста, как себя, так и ребенка в сложившихся отношениях (солнце – символ психологического развития).
Отношение ребенка к матери также воспринимается женщиной как заинтересованное, поддерживающее и т. п. В целом создается ощущение взаимодействия в рассказе двух самостоятельных личностей, которые проявляют любовь по отношению друг другу, способны поддерживать друг друга. При этом, судя по рассказу, ребенок является для матери важнейшим ресурсом эмоциональной поддержки, радости, что может косвенно также свидетельствовать о некоторой неудовлетворенности матери в тесных эмоциональных контактах.
Аналогичный сюжет обнаруживается и в другом рисунке у матери из группы участниц семинара. Однако здесь фигура ребенка представлена еще более незащищенной.

Рисунок 17

Интересно то, что и в первом (см. рисунок 16), и во втором (см. рисунок 17) рисунках изображено море как символ огромного жизненного пространства, в котором ребенку предстоит все-таки плавать самостоятельно, а мать сможет оказывать только эмоциональную поддержку. Синий цвет моря выражает потребность в покое, привязанности, единении. Если красный и желтый цвет соответствуют экстравертированному (то есть направленному вовне) типу личности и действуют возбуждающе, то синий – это самый интровертированный (то есть направленный больше на внутренний мир) цвет, выражает потребность в покое, привязанности, единении. В целом часть матери – экспрессивная, активная, на ней надпись: «любовь, лучи, смех». Сам символ сердца демонстрирует любовь. Часть ребенка – сдержанная, интровертированная, оторванная от жизни, иррациональная (ребенок отвернулся от моря). Несомненно, существует тревога в отношении будущей самостоятельной жизни ребенка. Сфера матери на этом рисунке занимает большую часть листа. Как и в предыдущем рисунке она выполнена в красно-желтых тонах, однако здесь ощущается гораздо меньше экспрессии, линии более плавные. Интересно, что лучи, которые испускает «сердце-солнце» в данном случае распространяются на сферу матери, на «самообогрев», а не на ребенка. С учетом того, что линии довольно слабые мы можем сделать вывод о том, что испытуемая испытывает недостаток энергии, уверенности, решительности.
Сам символ животного, с помощью которого изображен ребенок – волчонок можно рассмотреть как признак определенной агрессии, интровертированнности. Мать с одной стороны, стремится к близости, а с другой – выражает тревогу в отношении контакта с ребенком. Все в рисунке указывает на амбивалентность матери в отношении своего ребенка, и в большей степени сдержанность. Волчонок и кусочек земли, на которой он изображен выполнены в зеленом цвете. Зеленый цвет с одной стороны символизирует витальное начало, рост и надежду, а на другом полюсе находятся такие значения зеленого цвета как незрелость: «ты еще зеленый». Несомненно мать испытывает тревогу за рост, развитие ребенка, за те возможности, которая она может ему для этого предоставить.

 

Пострисуночный рассказ:
– Это волчонок на берегу моря. Его согревает любовь материнского сердца. Скоро он вырастет и станет сильным и ловким. Любовь матери будет поддерживать его, когда на его пути возникнут препятствия и борьба за свой кусочек радости и удовольствия. Они разные, но они вместе.

 

Тревожность, беспокойство за ребенка. Также как и в предыдущем рисунке отсутствует взаимодействие: тревога в отношении эмоциональной привязанности к ребенку, дистанцированность.

 

Сказка «Львица и львенок»
«Жили-были мама-львица и ее сын-львенок. Жили они в больших густых джунглях, вокруг было много разных птиц и зверей. Мир был огромен и разнообразен. Маме было нелегко. Ей приходилось постоянно заботиться о пропитании, она была единственной добытчицей и при этом вовсе не хотела ограничивать себя и сына скудной пищей.
Часто, несмотря на усталость и тревогу за их будущее, она не могла заснуть, думая о том, сможет ли она предоставить все возможности сыну для того, чтобы он смог стать настоящим львом. Она очень любила своего подросшего львенка, хотя он и был довольно своенравен, упрям, иногда агрессивен. Она ласково смотрела на него и принимала это за счастье – быть его мамой. Ласковый и смышленый львенок чувствовал настроение мамы как музыкант, играющий на инструменте. Он умел позаботиться о ней, когда чувствовал, что ей это необходимо. И был горд за свою красивую, сильную, умную маму, которая хоть и рычит периодически, но любит его и готова на многое, для того, чтобы жизнь их была интересной и насыщенной. Он уже стал задумываться, зачем живые существа попадают на этот свет и для чего они живут. Мамины ответы на эти вопросы не подходили. Своих он пока не мог сформулировать так, чтобы они его устроили. Оба понимали, что очень разные, что многие черты характера и взгляды на жизнь просто противоположные.
Мама была неисправимой оптимисткой, доброжелательно настроена на всех вокруг, не ломаясь от проблем и неприятностей (которые бывают у всех), радуясь и удивляясь всему вокруг. Она постоянно пыталась донести свое отношение к миру до сына, но это не очень-то получалось. Он не готов был доверять этому миру безгранично, людей любил очень немногих, с интересом наблюдал за всем вокруг, но не визжал от восторга. Мир для него не был столь удивителен, он скорее был пугающим и очень плохо устроенным. Не многое радовало его сильно. Он был уверен, что она может, а он – нет, да и не очень-то хочет. Удивляясь, как могут друг друга так любить и понимать «плюс» и «минус», «огонь» и «вода», «радость» и «грусть», они жили и оба пытались ответить на вопросы:
– Зачем человек или зверь приходит в этот мир?
– Действительно ли он может что-то изменить в нем?
– Что есть жизнь: бесконечное преодоление препятствий и борьба за свой кусочек радости и удовольствия, или все-таки собственными руками организованный процесс, который состоит из выборов и решений, который к чему-то ведет. К чему?
– Что наша жизнь – процесс или результат? Для чего она?»

 

Основное содержание сказки – о поиске смысла своего существования матерью – львицей и ее львенком. Автор сказки сама пытается ответить на основные экзистенциальные вопросы, и проецирует это желание на своего ребенка: «Он уже стал задумываться, зачем живые существа попадают на этот свет и для чего они живут». Можно сделать вывод о том, что воспитание сына не является единственным достижением автора сказки: «Он не был готов покорять как мама Эверест за Эверестом». В сказке отражена самооценка женщины: львенок был горд «за свою красивую, сильную, умную маму, которая хоть и рычит периодически, но любит его и готова на многое, для того, чтобы жизнь их была интересной и насыщенной». Автор умеет ставить перед собой цели и достигать их, однако, по ее мнению, это умение, а также оптимистичное и жизнерадостное отношение к происходящему не получается «донести» до сына, в результате чего женщина чувствует некоторую тревогу. В отличие от предыдущего рассказа (например, «Каждый раз, кто-нибудь из них удивляет другого»), позиция у матери в этой сказке в отношении сына – не взаимодействия, а наблюдения: «Она ласково смотрела на него и принимала это счастье – быть его мамой». В целом, автор рассматривает свои взаимоотношения с сыном как взаимоотношения полярностей, «плюса» и «минуса». При этом, эти взаимоотношения, по мнению автора строятся на любви и понимании. Можно сделать вывод о том, что для автора в целом характерен принимающий стиль родительского отношения, при этом, все-таки не исключены ситуации контроля, доминирования, когда матери хотелось бы внушить сыну собственные ценности, точку зрения. Несмотря на все вышеперечисленное, создается ощущение определенной тревоги за сына, пониженный эмоциональный тонус в момент написания письма. В тексте сказки письма было сделано несколько «агрессивных» зачеркиваний (возможно, существует момент желания автора выглядеть социально желательно), а также об этом же свидетельствует довольно скудное изображение на рисунке: символичное, не яркое, не красочное.
В обеих сказках отражена актуальная ситуация взаимодействия матери и ребенка, что говорит о принятии авторами их жизни, их отношений с ребенком такими, какие они есть.
О важной роли отношений привязанности в системе межличностных отношений индивида свидетельствует размещение изображений матери и ребенка по центру листа. Кроме того, такое размещение рисунка характеризует уверенного в себе и своих отношениях индивида. В связи с этим, расположение фигур матери и ребенка по центру листа рассматривается нами как показатель надежной привязанности. Однако в обоих представленных рисунках мать и дитя изображены с краю рисунка. Согласно многочисленным исследованиям, признаком ненадежной привязанности считается смещение изображений фигур матери и ребенка к верхнему или нижнему, а также правому или левому краю листа. Проявлением тревоги может считаться размещение рисунка в любом из углов листа.
Следует отметить, что отчетливая дифференциация половых признаков у изображенных фигур, в первую очередь материнской, в изображении свидетельствует о надежной, уверенной привязанности матери к своему ребенку. Однако большинство незамужних матерей из группы изображали себя и ребенка символически, что в некоторой степени может свидетельствовать о незавершенности процесса сепарации-индивидуализации (отделения ребенка от себя, развития самостоятельности ребенка), а также двойственности взятой на себя роли (и мать, и отец). В частности, на обоих представленных рисунках матери не только изобразили себя в виде символов, но также сами символы как бы бесполые: сердце, солнце (оно).
В группе были также и реалистичные рисунки с изображением реальных людей, а не символических изображений, что, возможно, говорит о ясном понимании происходящего в их жизни, четкой идентификации себя как матери.

Рисунок 18

 

На рисунке 18 нарисована полная семья – признак эмоционального благополучия. Выделены психологические микроструктуры семьи – дети и взрослые. Сверхплотное изображение автора рисунка со своим мужем, муж нарисован наиболее яркими красками, между рисунком себя и мужа автор не делает четкой границы, общее ощущение от изображения супругов – слияние двух фигур. Данный параметр свидетельствует о тесных связях женщины с мужем, симбиотических отношениях, в отличие от контактов матери с детьми, по отношению к которым женщина изобразила себя в доминантной позиции. Длинное, закрытое платье нарисованной женщины свидетельствует о потребности в дополнительной защите, которую она стремится найти у мужа. Отсутствие нарисованных ступней трактуется как пассивность или неумелость автора в социальных отношениях. Об этом же свидетельствует изображение рук, вытянутых по бокам. Одежда матери и отца выполнена в оттенках фиолетового. Фиолетовый – самый двойственный и противоречивый цвет. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия и мудрости. Очевидно, что автор этого рисунка наделяет диаду «мать-отец» особым привилегированным положением, что подтверждается и особенностями их изображения: высокие фигуры, сверху наблюдающие за детьми. Желтый цвет, доминирующий в одежде детей: цвет открытости, активности, стремления к свободе. Этот цвет выражает ожидания от будущего. Однако существует и иная трактовка желтого – цвет ревности, тщеславия, зависти. В этом плане можно предположить, что мать действительно может ревновать детей к отцу, а возможно и отца к детям, так как ее изображение: между отцом и детьми, прикрывающее отца, свидетельствует как раз о таких чувствах. Женщина прислоняется к мужу, как бы опирается на него. Очевидно, что муж в жизни респондентки – сильная, властная фигура. Об этом же свидетельствует и цветовая гамма, в которой выполнено его изображение. В частности, оранжевый цвет символизирует зрелость личности и силу механизмов «Я», это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, энергии и силы.
Младший сын расположен ближе к матери, что говорит о большей эмоциональной связи с ним по сравнению с дочерью. Об этом же свидетельствует и содержание рассказа автора «Юное дарование» – основной сюжет строится вокруг персоны сына. Исходя из этого, выделим признаки, характеризующие особенности взаимоотношения матери и сына. Обращенность к детям на рисунке, взгляд, устремленный на них сверху, свидетельствует о стремлении контролировать. Лица детей изображены в анфас, что расценивается их матерью, автором рисунка как стремление к социальным контактам (К.Маховер). Наиболее яркой прорисованной частью на рисунке являются глаза детей, следовательно, мы можем предположить, что чувство «Я» матери концентрируется именно на детях, на контактах с ними (К.Маховер). Однако у изображения сына глаза зачерченные, что может свидетельствовать о страхе матери, связанном с ним. По мнению многих авторов, непрорисованность пальцев на руках героев рисунка, демонстрирует некоторую долю эмоциональной зависимости. При этом, мы наблюдаем четко выделенную линию лицевого профиля, в то время как контуры остальной фигуры расплывчаты и нечетки – что говорит об отстраненности и нарциссически ориентированном побуждении к доминированию.
Таким образом, мы можем предположить, что в данном рисунке женщина демонстрирует симбиотические отношения с мужем, зависимость от него, потребность в дополнительной защите, пассивность в социальных отношениях. Все внимание женщины сосредоточено на детях, при этом, мать не является активным организатором этого процесса, но она стремится контролировать ситуацию. В семье выделены две микроструктуры: родители и дети, однако сын занимает центральное положение рисунка – именно на нем концентрируется чувство «Я» матери. Об этом же свидетельствует и цвет, преимущественно выбранный при рисовании детей – желтый. По мнению М.Люшера, данный цвет ассоциируется с солнцем, светом, с энергией, питающей жизнь. То есть воспитание детей, наблюдение за их развитием и контроль – является основной деятельностью, в которой воплощается «Я»-концепция автора рисунка.

 

Пострисуночный рассказ:
Это дружная семья. Они собрались вместе, дома. Папа пришел с работы, обнял маму, они – довольные смотрят на детей. Дети веселые и радостные. Мама и папа полюбили друг друга, родили детей, и очень их любят. Мама – добрая, спокойная, заботливая. Сейчас они пойдут вместе ужинать.

 

Можно сделать вывод о том, что в данном случае наблюдается описание внешней обстановки, а не отношений матери и ее детей. Акцент на диаде мать-отец.

 

Сказка «Юное дарование»
Жила-была дружная семья – я-мама, папа, дочка Настя 3-х лет и сын Валера 1 г. 8 мес. И вот однажды я купила Насте ее первые ножницы. Они были маленькие, и очень красивые. Насте ножницы очень понравились. И в дальнейшем эти самые ножницы сыграли немалую роль в жизни Валеры. А дело было так.
На первых занятиях с Настей я научила ее правильно держать в руке ножницы и вырезать фигурки по начерченному образцу. Ей очень понравилось это занятие. И в дальнейшем Настя вырезала самостоятельно.
Одним из вечеров, укладывая Валеру спать, я обнаружила, что соска деформирована. Оказывается, накануне Настя отрезала кончик соски, ничего никому не сказав. Так как у нас запасной соски не было, я дала ему эту самую. В таком негодовании Валера провел три дня. После чего он наотрез отказался от соски.
А ножницы Валера тоже очень полюбил, как только их принесли. Он всегда с интересом наблюдал, как Настя вырезает фигуры из листа.
И однажды он сам добрался до ножниц. И к моему изумлению, Валера правильно взял ножницы в руку и начал аккуратно, не спеша разрезать лист бумаги, как будто, он всю жизнь умел это делать.

 

Порядок перечисления членов семьи отражает их статусность. Главным героем этой сказки/рассказа является младший сын автора рисунка, при этом, как и в рисунке, мы видим наблюдательную позицию автора. В рассказе практически отсутствует взаимодействие матери с детьми. Даже эпизод с ножницами, когда мама учит дочь вырезать, она именно «учит», не вырезает вместе и т. п. Большое внимание в рассказе уделяется наблюдению за развитием способностей детей, что говорит о том, что тема развития познавательных, интеллектуальных способностей является важной для матери. Следует также отметить, что эта участница нарисовала два рисунка. На втором были изображены несколько ножниц и несколько отрезанных цветных кусочков бумаги. Судя по рисунку и рассказам, возможно, что сфере интеллектуального развития детей матерью уделяется больше времени и внимания, чем межличностному общению. Об этом свидетельствует, помимо перечисленных признаков также и то, что, несмотря на задание придумать сказку «Мать и дитя», автор назвала свой рассказ/сказку «Юное дарование». Пристальное внимание к развитию познавательных способностей детей может также свидетельствовать о стремлении к образу социальной желательности.

 

На рисунке 19 изображены мать и дочь, причем как в виде людей, так и виде животных. Включение в рисунок семьи животных, возможно, символизирует возмещение нехватки близких, теплых отношений, компенсацию недостаточности эмоциональных связей. Как и во взаимодействии мамы и дочери – людей, так и в кошачьей семье, мать обхватывает ребенка тесным кольцом своих рук, что свидетельствует о стремлении матери к симбиотическим отношениям. Непрорисованная нижняя часть тела может говорить о недостатке активности. Рисунок тщательно прорисован четкой, яркой сплошной линией, что говорит о стабильном эмоциональном фоне, отсутствии тревоги у автора рисунка. Особое внимание уделено изображению волос, причесок, украшательству, что подчеркивает женственность, сексуальность женщины, нарисовавшей рисунок. Даже кошка имеет очень женственное выражение мордочки. Улыбающееся солнце – символ тепла, энергии. Изображение шариков, бабочек свидетельствует как об инфантильности автора (А.Л.Венгер), так и об оптимизме, стремлению к демонстративности, положительном восприятии рисуемой ситуации. С другой стороны, включение в рисунок изображений солнца, бабочек, шариков, кошки с котенком также указывает на потребность респондентки в особой поддерживающей обстановке, ее стремлении быть окруженной внешними объектами.

Рисунок 19

Пострисуночный рассказ:
Мать и ее ребенок счастливы. Они пришли на праздник. Им хорошо вместе, они безумно любят друг друга. Дочка – самое дорогое, что есть у мамы. Мама не может нарадоваться на свою красавицу. Затем они пойдут на любимые аттракционы.

 

Таким образом, можно диагностировать предоставление матерью заботы, внимания по отношению к ребенку (дочке) вне зависимости от ее актуального состояния. Концентрация на ребенке, недостаток автономии в общении.

 

Сказка «Мама и дочь»
Жила-была на свете женщина. Была у нее дочка необыкновенной красоты. Глазки синие, как море, губки алые как розы. Налюбоваться не могла мама на свою дочку, и больше всего на свете любила мама дочкин смех. А дочка очень хотела на маму быть похожа. Вот сядет мама читать, и дочка тоже берет книжку. Возьмется мама за вязание, и дочка просит: научи! Встает мама к плите, и дочке тоже обязательно что-нибудь состряпать хочется.
Ушла как-то мама в магазин, а дочка дома осталась. Думает: чем бы заняться. Достала цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры и стала клеить открытку для мамы. Написала: «Я люблю тебя, мамочка». Нарисовала красивый цветок и наклеила вырезанную из бумаги бабочку.
А мама тем временем купила для дочки белые туфельки с маленькими бабочками по бокам. Пришла домой и говорит: «Дочка, у меня для тебя подарок есть». Дочка отвечает: «И у меня для тебя тоже». Достала мама туфельки, а дочка – открытку: «Смотри, мама, у тебя бабочки, и у меня! Какие же у нас мысли одинаковые!»

В рассказе, как и на рисунке, чувствуется тесная взаимосвязь в отношениях матери и дочери: «Вот сядет мама читать, и дочка тоже берет книжку. Возьмется мама за вязание, и дочка просит: научи! Встает мама к плите, и дочке тоже обязательно что-нибудь состряпать хочется». Автор рисунка стремится увидеть в дочери свое отражение, идентичность собственных мыслей, чувств: «Смотри, мама, у тебя бабочки, и у меня! Какие же у нас мысли одинаковые!» В отличие от незамужних женщин с детьми, все внимание матери в рассказе сосредоточено только на ребенке. При этом если в первом рассказе замужней женщины с ребенком особое внимание было сосредоточено на развитии познавательных способностей ребенка, то в данном рассказе для матери важен красивый внешний вид дочери, что в свою очередь представляет собой проекцию ее собственной «Я»-концепции.
В результате обсуждения на семинаре «Искусство быть родителем» были выявлены следующие особенности: для некоторых работ характерно выделение в них идеи о необходимости принятия самостоятельности личности ребенка. В сказках символически отражена актуальная ситуация взаимодействия матери и ребенка, что говорит о стремлении принятия и осмысления авторами их жизни, их отношений с ребенком и социумом. Так, и в первом, и во втором рисунке происходит как бы внутренне осмысление того, что ребенок – отдельная личность, которому, также как и его матери придется пережить в жизни много трудностей: изображено море как символ огромного жизненного пространства, в котором ребенку предстоит все-таки плавать самостоятельно, а мать сможет оказывать только эмоциональную поддержку. На рисунках женщин мать стремится оберегать, защищать, поддерживать ребенка, однако существует определенная тревога и дистанцированность в отношении эмоциональной близости с ребенком, а зачастую и эмоциональное отчуждение. Большинство матерей изображали себя и ребенка символически, что в некоторой степени может свидетельствовать о незавершенности процесса сепарации-индивидуализации, а также двойственности взятой на себя роли (и мать, и отец). В частности, на представленных рисунках матери не только изобразили себя в виде символов, но также сами символы как бы бесполые: сердце, солнце (оно).
В другой группе работ отношение матери к ребенку обусловлено проекцией собственной «Я»-концепции, и во многом зависит от благополучности отношений женщины со своим супругом. Большинство испытывают потребность в поддерживающей обстановке как со стороны мужа, так и со стороны окружения (ребенка в том числе). Недостаток внимания, эмоциональной теплоты в общении с мужем, а также недостаток активного взаимодействия с социумом (если таковой имеется), женщины компенсируют в общении со своими детьми. Женщины данной группы в большей степени, чем остальные склонны к построению симбиотических отношений со своими детьми, контролю.

 


<< Предыдущая — Следующая >>


Использование арт-терапии с семьей (БЕСПЛАТНАЯ ЗАГРУЗКА)

Семейная терапия является продолжением индивидуальной терапии с включением всех членов семьи, будь то партнер, супруг, ребенок, расширенная семья, смешанная семья или братья и сестры.

Семейная терапия стремится понять семейную динамику и то, как эта динамика влияет на каждого человека.

Некоторые из наиболее распространенных семейных ситуаций, которые создают напряженность и конфликты:

  • Семейная травма – жестокое обращение
  • Межпоколенческая травма
  • Семейный опыт – переезд, новые члены семьи, тяжелая утрата, развод, болезнь, неверность
  • Зависимости в семье
  • Изменения в развитии членов семьи

Терапия может помочь семьям понять различную динамику, существующую в семейной ячейке, и лучше понять, как каждый член семьи идентифицирует и называет себя в семейной ячейке.

Каждый член семьи воспринимает свое положение в семье как отличное от другого. Эти различные восприятия могут создавать конфликты и постоянный стресс, которые могут принести пользу терапии.

В обществе определение семьи меняется и может включать двух людей, функционирующих как пара или более широкая семейная структура. Некоторые из различных типов семейных структур включают:

  • Родитель и ребенок (рожденные, приемные и усыновленные)
  • Приемные семьи или смешанные семьи
  • Расширенные семьи – напр. Жизнь нескольких поколений в одном доме
  • Братья и сестры
  • Пары

Семейные структуры сильно различаются. Некоторые семейные структуры могут иметь близкую или отдаленную близость. У некоторых может быть мало или много членов семьи, а некоторые семейные структуры могут включать людей, которые не связаны биологически, однако динамика отношений формирует семейную единицу.

Многие люди считают, что семейная структура в основном состоит из родителей и детей, однако культура, религия и индивидуальный опыт могут значительно расширить состав семейной структуры.

СЕМЕЙНАЯ И АРТ-ТЕРАПИЯ

Работа с членами семьи одного возраста обычно является более легкой задачей, потому что терапевт может общаться на одном уровне, однако, когда задействованы дети, сеансы должны учитывать различные стадии развития и разные уровни вербального понимания.

Арт-терапия может быть полезным проводником для терапии с семьями, потому что создание искусства — это деятельность, которая позволяет всем членам семьи участвовать на одном уровне общения.

Искусство позволяет членам семьи работать вместе над задачами и развивать общее чувство сотрудничества между каждым членом семьи. Это может помочь разрушить барьеры в общении, которые могут существовать и представлять собой препятствие для разработки совместного подхода к улучшению семейной динамики.

Участие в художественной деятельности также смещает фокус решения проблем с интеллектуального и логического подхода на творческий, творческий, спонтанный подход, когда каждый член семьи может внести новые идеи в решение межличностного конфликта.

Члены семьи могут занимать оборонительную или даже регрессивную позицию в терапии, если от них требуется красноречиво выражать свои самые сокровенные мысли и чувства посредством вербального общения. Арт-терапия может помочь разрушить эти защитные барьеры и вместо этого развить открытый выразительный формат посредством создания искусства, которое не полагается на вербальный ответ, чтобы оправдать или укрепить позицию члена семьи относительно того, как семейная ячейка влияет на его жизнь. .

Устное общение может вызвать у некоторых членов семьи чувство цензуры с точки зрения выражения их точки зрения, однако создание искусства может обойти это чувство цензуры, когда поощряется личное выражение.

Как арт-терапевт, вы можете столкнуться с некоторым сопротивлением со стороны взрослых членов семьи, которые могут относиться к занятиям искусством как к игре для детей. Родители и опекуны также могут чувствовать себя уязвимыми, занимаясь искусством, поскольку они могут думать, что это заставляет их выглядеть глупо во время игры, особенно когда семья может посещать терапию по серьезной причине, такой как трагедия или травма.

Это может быть возможностью для вас исследовать эти опасения с членом семьи относительно их уязвимости. Это также может дать возможность обсудить, как дети могут общаться в игровой сфере. Для детей арт-терапия также может дать дополнительные преимущества, связанные с удержанием их внимания и развитием важных когнитивных и сенсомоторных навыков.

Учитывая опасения некоторых членов семьи по поводу полезности искусства на терапевтических сеансах, лучше всего начинать сеансы с совместных и легко выполнимых художественных заданий. Эти художественные занятия могут быть больше сосредоточены на процессе совместной работы, а не на изучении сложных эмоций, которые поначалу могут вызывать беспокойство.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Это арт-терапевтическое упражнение разработано как совместное художественное задание для всех членов семьи. Цель упражнения — создать произведение искусства, напоминающее пазл, где каждый фрагмент пазла представляет члена семьи.

 

ИНСТРУКЦИИ:

  • В роли арт-терапевта возьмите лист бумаги и разрежьте его на количество частей, которое существует в семейной ячейке. Например, если семья состоит из 4 человек, разрежьте бумагу на 4 части или если семья состоит из 6 человек, разрежьте бумагу на 6 частей. Бумагу можно разрезать произвольно, чтобы получилась головоломка. Формы бумаги не обязательно должны быть симметричными или ровными, однако формы должны быть примерно одинакового размера с выводом о том, что все члены семьи представляют собой важную часть семейной головоломки.
  • Дайте каждому члену семьи лист бумаги, вырезанный из целого листа.
  • Присвойте каждому члену семьи имя другого члена семьи. Вы можете сделать это, нарисовав имена из шляпы или просто попросив каждого члена семьи обратиться к человеку, сидящему справа от них.
  • Попросите каждого члена семьи написать имя этого человека в верхней части головоломки.
  • Попросите каждого члена семьи украсить кусочки пазла цветами и узорами, которые, по их мнению, лучше всего представляют назначенного им члена семьи.
  • Попросите каждого члена семьи написать 2-4 вещи, которые, по их мнению, другой член семьи вносит в семью. Детям младшего возраста, которые не умеют писать, может понадобиться помощь в выполнении этого задания: они будут записывать слова за ребенка.
  • После того, как детали будут украшены, попросите членов семьи снова соединить все части в единую головоломку, чтобы все части были на своих местах.
  • После того, как головоломка собрана вместе, вы можете организовать обсуждение среди членов семьи, чтобы рассмотреть:
  • Почему каждый член семьи выбрал свой вариант украшения своего предмета.
  • Спросите каждого члена семьи, какие письменные слова они выбрали для описания того, что, по их мнению, член семьи вносит в семейную ячейку.
  • Обсудите мнения разных членов семьи.
  • Обсудите, как каждый член семьи является частью головоломки, из которой состоит эта семейная ячейка.

Ниже приведен пример семьи из 4 человек (мама, отчим, 2 маленьких ребенка), которые выполнили это упражнение.

Арт-терапия и ваш ребенок

Арт-терапия — это форма лечения, при которой искусство помогает людям разобраться в своих чувствах, а также инструмент, который может помочь экспертам диагностировать своих пациентов. Детям и многим взрослым арт-терапия может показаться более легкой, чем другие виды терапии, потому что им, возможно, не придется использовать слишком много слов, чтобы получить облегчение. Вместо этого в арт-терапии часто именно искусство и его символика сообщают терапевту, что человек чувствует внутри. Это важно для пациентов, которым трудно говорить о своих чувствах, или для маленького ребенка, у которого может не хватить слов, чтобы описать травматический или болезненный опыт.

Арт-терапия не только помогает пациентам выражать свои чувства, но и помогает справиться с трудными ситуациями. Процесс изготовления вещей, создания произведений искусства расслабляет и снижает стресс. Рисовать на холсте или сжимать кусок глины приятно. Еще приятно наблюдать, как рождается арт-проект, сделанный своими руками.

Представьте себе ребенка с хроническим заболеванием или ребенка, над которым издевались или над которым издевались. Такой ребенок может использовать искусство, чтобы выразить свои чувства по поводу этого опыта. В этом случае арт-проект, который он создает на сеансе арт-терапии, свидетельствует о том, через что он проходит. Ребенок также может посмотреть и потрогать арт-проект, показать его другим. Сам арт-объект может служить подтверждением того, что он чувствует внутри, или даже быть его голосом: «Вот что я чувствую».

Вставить из Getty Images

Будь то картина, рисунок или другой вид искусства, арт-объект может стать символом опыта ребенка. Наличие этого символа помогает ребенку дистанцироваться от своих медицинских или эмоциональных проблем. Больной ребенок может, например, нарисовать болезненное или пугающее лечение. В случае ребенка, подвергшегося жестокому обращению, он может нарисовать картину жестокого обращения. Как только ребенок записывает это на бумаге (или в пластилине, или в каком-либо другом художественном средстве), он признает, что произошло, делает это реальным, и теперь он может двигаться дальше, чтобы быть тем, кем он является, вне болезненного лечения или жестокого обращения. .

Арт-терапия создает сильные истины

Дети скорее сделают что-нибудь руками, чем расскажут о своих чувствах. Они могут переживать, что взрослые не поверят их рассказам, и иногда такое случается. Детям больно, когда они говорят правду, а им никто не верит. Искусство дает детям мощный инструмент для выражения своих чувств.

Вставить из Getty Images

Ребенок смотрит на сделанное ею произведение искусства и чувствует себя хорошо. Она создала его, и для нее это очень реально. Ее работы придают форму тому, что она чувствует и думает. Это то, на что она может указать, что выражает ее чувства достоверно. Это все есть, без лишних слов. Искусство правдоподобно.

Создание здоровой дистанции

С помощью арт-терапии ребенок может прийти к пониманию того, что его болезнь или его неудачный опыт — это нечто отдельное от его личности. Он может написать картину, например, о боли, стыде, гневе, страхе, беспомощности или разочаровании. Выражение своих чувств в художественном проекте дает ребенку конкретный символ, который он затем может видеть как нечто вне себя. Он может указать на него и сказать, например: «Это боль».

Вставить из Getty Images

Опять же, больной раком ребенок или жертва жестокого обращения могут захотеть использовать искусство, чтобы не выражать эти неприятные чувства. Ребенок, больной раком, может захотеть вспомнить, что он также ребенок, который обожает фиолетовый цвет, любит цветы и имеет глупое чувство юмора. Это тоже может быть в детской живописи. Благодаря арт-терапии дети могут прийти к пониманию того, что они люди, находящиеся вне своих болезней или переживаний.

Важно отметить, что дети не обязательно должны быть талантливы в искусстве, чтобы пройти курс арт-терапии. Цель арт-терапии не в том, чтобы создавать искусство ради искусства, а в том, чтобы служить средством для:

  • Исследование чувств
  • Самовыражение
  • Повышение самооценки
  • Самопроверка
  • Преодоление болезни или тяжелых переживаний и чувств
  • Общение чувств и идей с другими
  • Глубоко копаться в бессознательном, находить и выражать чувства, скрытые глубоко внутри

Арт-терапия как средство диагностики

Иногда трудно понять, что беспокоит проблемного ребенка. Квалифицированный арт-терапевт может диагностировать проблему, исследуя искусство ребенка. Доктор Кэрол Либерман — один из таких экспертов. Психиатр из Беверли-Хиллз и автор бестселлеров, лечащий детей и их семьи, Либерман имеет опыт интерпретации детских рисунков.

Вставить из Getty Images

Доктор Либерман также признает, что родитель или учитель может сказать, что что-то беспокоит ребенка, просто взглянув на его рисунок или рисунок. Ребенок может подавать сигналы бедствия через искусство, и родители должны быть начеку. «Родителям стоит беспокоиться, если рисунки их ребенка в основном выполнены в темных тонах, так как это типичный признак депрессии. Мир ребенка кажется очень темным, когда он в депрессии, вот что он рисует.

«Если ребенок что-то нарисовал, а потом зачеркнул длинными темными мазками, значит, он очень зол. И если вы все еще можете видеть, что они скрывали на странице, у вас будет ключ к пониманию того, на что они злятся.

«Если ребенок нарисует ветхий дом, вокруг которого нет ни цветов, ни деревьев, ни солнца, значит, он видит свой собственный дом несчастливым.

«Если они не рисуют окна, это может означать, что они не хотят, чтобы люди знали, что происходит в их доме, или думают, что не должны рассказывать, что там происходит», — говорит доктор Либерман, кто предупреждает, что родители должны проконсультироваться с арт-терапевтом, прежде чем делать поспешные выводы об искусстве ребенка и о том, что оно означает.

Вставить из Getty Images

Подводя итог, можно сказать, что арт-терапия предлагает снятие стресса, осязаемый и невербальный способ исследовать и справляться с чувствами и проблемами. Если ваш ребенок ненавидит говорить о своих чувствах, арт-терапия может быть лучшим решением. На веб-сайте Американской ассоциации арт-терапии (AATA) есть ссылка на каталог лицензированных арт-терапевтов в США с разбивкой по местоположению.

 
Прибегал ли ваш ребенок к арт-терапии, чтобы справиться с хроническим заболеванием или тяжелым опытом? Мы хотели бы знать об этом. Напишите Варде в Kars4Kids dot org и расскажите историю успеха вашего ребенка.

Нашли то, что вы только что прочитали, полезным? Почему бы не рассмотреть возможность отправки пожертвования нашим молодежным и образовательным программам Kars4Kids. Или помогите нам, просто поделившись!

Подписаться по электронной почте

Адрес электронной почты

Варда Мейерс Эпштейн является главным редактором Kars4Kids Parenting. Уроженка Питтсбурга, штат Пенсильвания, Варда — мать 12 детей, а также бабушка 12 детей. Ее работы были опубликованы в The Washington Post , The Huffington Post , The Learning Site , The Learning Site и Internet4Classrooms .

Арт-терапевтические проекты и мероприятия для детей с СДВГ

Арт-терапия — это форма альтернативного лечения, основанная на предпосылке, что искусство помогает выразить эмоции — тревогу, печаль или гнев — которые иногда трудно выразить словами. Арт-терапия помогает некоторым детям (и взрослым), которые легче передают свои мысли с помощью визуальных образов и артистизма, и которым удобнее работать с картинками, чем со словами.

«Как родитель, вы, вероятно, быстро заметите трудности в том, как ваш ребенок подходит к школьным занятиям. Как арт-терапевт, я замечу те же трудности с концентрацией внимания в том, как ребенок подходит к художественному заданию», — говорит Стейси Нельсон, LCPC, LCPAT, ATR-BC. «Процесс создания искусства может выявить проблемы с концентрацией внимания, моторным контролем, памятью, управлением эмоциями, организацией, последовательностью действий и принятием решений. У него также есть потенциал для улучшения эмоционального благополучия, развития навыков решения проблем и улучшения социального взаимодействия».

Во время типичного сеанса арт-терапии ребенок работает над структурированными проектами — этот процесс помогает ему работать с чувствами, разрешать конфликты и развивать важные навыки. После школы и летом, когда распорядок дня и расписание позволяют быть более гибкими, родители могут выкроить время, чтобы использовать методы арт-терапии для развития навыков и поощрения ребенка к выражению эмоций.

С помощью арт-терапии дети с СДВГ могут развить умственную гибкость, навыки решения проблем и навыки общения, объясняя родителю или другу, что они сделали. Искусство также создает естественные моменты для позитивного социального взаимодействия, такого как обмен материалами, совместное пространство, комплименты или даже предложения. Вот несколько идей, как сделать так, чтобы это работало на вашу семью этим летом.

Подготовка сцены для творчества

Любая творческая среда начинается с позитивного и мотивирующего отношения. Преимущества арт-терапии проявляются в процессе создания искусства, а не в визуальной привлекательности конечного продукта, поэтому обязательно сосредоточьтесь на усилиях вашего ребенка, а не на результате.

[Загрузите это бесплатно: Руководство ADDitude по альтернативному лечению СДВГ]

Создайте рабочее пространство с минимальным количеством визуальных отвлекающих факторов. Уберите всю электронику. Убедитесь, что ваши художественные принадлежности в хорошем состоянии, их можно стирать и к ним легко получить доступ.

Ограничьте выбор двумя или тремя для каждого материала или ремесла. Попробуйте создать визуальную границу вокруг рабочего пространства, отметив периметр синей малярной лентой, чтобы помочь сфокусироваться внутри коробки.

Разминка

Простое расслабляющее задание может помочь ребенку с СДВГ высвободить избыточную энергию и войти в творческое состояние ума.

1. Мандалы

Мандала представляет собой круг с рисунком внутри него, который представляет вселенную в индуистской и буддийской символике. Рисование мандал может помочь создать спокойную энергию и повысить концентрацию. Некоторые арт-терапевты начинают свои сеансы с того, что просят ребенка обвести круглый плоский объект — например, тарелку — на чистом листе бумаги, а затем заполнить его цветом и рисунками.

[Щелкните, чтобы загрузить: Упражнения по медитации осознанности, подходящие для детей]

Ребенок может рисовать простые каракули, лицо, изображения луны и все, что пробуждает в нем творческие способности.

2. Каракули

Дайте ребенку лист бумаги и маркер. Попросите его нацарапать на одной стороне бумаги доминирующими руками. Затем переверните бумагу и нарисуйте на другой стороне недоминантной рукой.

3. Беспокойство

Попросите ребенка записать то, что он хочет отложить в сторону, занимаясь искусством, а затем попросите его разорвать бумагу обеими руками.

«Как родитель, вы можете также спросить своего ребенка, как выглядит то или иное чувство или опыт, — говорит Стейси Нельсон. «Они могут рисовать это реалистично или абстрактно, но это может быть отправной точкой для того, чтобы они рассказали вам свою точку зрения».

Примеры художественных проектов

Лучшие художественные проекты состоят из серии простых шагов и движений, таких как растирание глины или ходьба по комнате за другим материалом. Работая с младшим ребенком, записывайте шаги и отмечайте каждый шаг по мере его выполнения. С детьми старшего возраста размышляйте над этапами после завершения проекта, спрашивая, как они это сделали.

1. Летний снеговик

Материалы : глина, маленькие палочки, краска или маркеры

  1. Раскатайте три шара из глины
  2. Сложите шары
  3. Добавьте детали, такие как лицо, пуговицы и руки

2. Коллаж из рваной бумаги

Материалы : Бумага, инструменты для рисования, скотч или клей

  1. Придумайте что-нибудь, что вас злит, и быстро нарисуйте это
  2. Разорвать бумагу
  3. Используйте некоторые части, чтобы сделать коллаж или другое произведение искусства, которое сделает вас счастливым

3. Создайте свой собственный лист для раскрашивания

Материалы : бумага и инструменты для рисования

  1. Черным или темным маркером закройте глаза и нарисуйте каракули
  2. Открой глаза
  3. Закрасьте каждую часть каракуля разным цветом

4. Плетение по кругу

Движение плетения может успокаивать. Это также может создать мягкую нервотрепку для детей, которым полезно держать руки занятыми.

Материалы : Прочная бумага (например, картон), пряжа, ножницы, карандаш, бусины (по желанию), циркуль, линейка, игла для шитья (по желанию)

Изготовление кругового ткацкого станка бумага

  • Вырезанный круг
  • Сделайте отметки карандашом на одинаковом расстоянии друг от друга по периметру круга
  • Сделайте надрезы на каждой отметке карандашом
  • Заправить ткацкий станок

    1. (Задняя часть) Прикрепить пряжу к задней части ткацкого станка и вставить ее через любую выемку
    2. (перед) Оберните нить на лицевую сторону и проденьте через противоположную выемку
    3. (Спинка) Продолжайте наматывать пряжу на спинку и проденьте нить через прорезь рядом с прорезью, использованной на шаге 5
    4. (Перед) Оберните нить на лицевую сторону и проденьте ее через противоположную выемку (которая находится рядом с выемкой, используемой в шаге 6)
    5. Продолжайте наматывать пряжу на переднюю и заднюю части станка, пока не дойдете до последней метки
    6. Подведите пряжу к задней части ткацкого станка, обрежьте и прикрепите ее к задней части

    Начало плетения

    1. Если вы используете швейную иглу, проденьте другой кусок пряжи. Если нет, обмотайте 2 дюйма хвоста пряжи лентой
    2. .
    3. Отрежьте кусок пряжи для плетения (примерно на расстоянии вытянутой руки)
    4. В центре ткацкого станка завяжите двойной узел продетой пряжи на линии пряжи ткацкого станка (называемой основой)
    5. Переплетайтесь над и под каждой линией основы, пробираясь по кругу. Через несколько рядов появится узор

    Добавить пряжу или изменить цвет

    1. Двойным узлом конец старой пряжи к началу новой пряжи
    2. Продолжайте добавлять пряжу разных цветов по желанию

    Удаление пряжи со станка

    1. Обрежьте нити на задней части станка. Обязательно режьте близко к центру
    2. Свяжите два соседних куска пряжи; дважды знаю их
    3. Продолжайте завязывать два соседних куска пряжи, пока не завяжете все свободные концы

    Украшение

    1. Нанижите бусины на свободные кусочки пряжи
    2. Предложите детям выбрать бусы, которые символизируют спокойствие. Или предложите детям назначить благодарность каждой бусине
    3. .

    Круглоплетение (2016). Получено с http://www.instructables.com/id/Circle-Weaving/?ALLSTEPS.

    Дополнительные идеи

    Прочтите Справочник по арт-терапии (#CommissionsEarned) Кэти Мальчиоди.

    Посетите ADDitude Pinterest Board для вдохновения и идей, и, пожалуйста, добавьте свои собственные рекомендации.

    Найдите простые рецепты глины или теста, которые дети могут слепить, а затем испечь. Найдите деревянный проект для сборки или купите пачку пробкового дерева, чтобы склеить его интересным способом. Возьмите большую бумагу и попробуйте рисовать красками в стиле Джексона Поллака. Если у ребенка есть любимый персонаж, например Супер Марио, попросите его нарисовать Марио в приключении или нарисовать Марио, выражающего его чувства. Или попросите его построить дом, в котором Марио сможет расслабиться. Начните с естественных интересов ребенка, а затем включите другие вещи.

    Как научить детей рассказывать о своем творчестве

    «Семейное творчество дает естественные возможности для позитивных социальных взаимодействий, таких как обмен материалами, совместное пространство, комплименты или даже внесение предложений, если кому-то нужна помощь в решении проблем», — говорит Стейси Нельсон. . «Иногда легче говорить о наших работах, чем о нас самих».

    Чтобы дети рассказали о своих творениях, начните с этих вопросов и комментариев:

    • Расскажите мне о своей фотографии.
    • Есть ли история, связанная с вашим рисунком?
    • Какое чувство вы бы вложили в свою фотографию?
    • Есть название?
    • Как ты это сделал?
    • Откуда пришли ваши идеи?
    • Что было самым сложным при создании этого?

    «Например, если дети рисуют и рассказывают вам о том, как они злились в школе, вы можете спросить, что было для них самым худшим. Вы можете спросить их, что помогло им пройти через это», — предлагает Стейси Нельсон. «Затем выделите некоторые навыки или устойчивость, которые они могли не заметить в себе. Это может дать вам возможность оказать некоторую поддержку».

    Гораздо важнее комментировать положительное поведение, чем обсуждать, как выглядит искусство. Например, скажите: «Мне очень нравится, как ты…»

    • …внимательно следовал инструкциям.
    • …долго сосредотачивался.
    • … продолжал работать, даже когда вы были разочарованы.

    Самое главное — получать удовольствие. Неважно, если проект не получится идеально с первого раза — это возможность попробовать еще раз завтра. Как напоминает родителям Стейси Нельсон: «Помните, что только бумага и художественные материалы предназначены для использования и удовольствия».

    [Читать далее: Искусство счастья — и самооценка]

    #CommissionsEarned Как партнер Amazon, ADDitude получает комиссию от соответствующих покупок, сделанных читателями ADDitude по партнерским ссылкам, которыми мы делимся.