Арт терапия для родителей: Арт-терапия для родителей: упражнения

Содержание

Арт-терапия для родителей: упражнения

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым, здоровым, полноценным во всех планах. Для этого мы ищем лучших врачей, учителей, школы с уникальными методиками, покупаем развивающие игры и книги. При этом зачастую забываем о том, что больше всего именно мы сами влияем на здоровье и счастье собственных детей. 

Это может проявляться в очевидных вещах: родители, которые чувствуют себя несчастными, недовольными жизнью, вряд ли смогут создать своему ребёнку условия для счастливого детства и гармоничного развития. Кроме того, дети наследуют наш образ мысли, модели поведения, эмоциональный набор. Приведу пример: мама, будучи несчастливой женой, с самого детства говорит дочери: «Женская доля тяжела, надо быть сильной, на мужчин никакой надежды». Девочка вырастает с подобными установками, стремится быть сильной, независимой, подсознательно боится мужчин, зачастую соревнуется с ними, доказывая своё превосходство. Выйдя замуж (хотя при таком раскладе, этого может и не произойти) девушка продолжает вести себя подобным образом. Через некоторое время мы будем иметь ту же несчастную жену, имеющую доказательство того, что на мужчин никакой надежды. И так из поколения в поколение…

Соглашусь, что в некотором плане картина печальная: в каждой семье накоплен свой багаж нерешённых задач. Так не пришло ли время ими заняться? Сегодня существует огромное количество вариантов, как решать подобные вопросы: книги, семинары, тренинги, психологи… Иногда для ребёнка бывает целительно хотя бы то, что мама на полчаса вынырнула из своих забот, сделала что-то для души, а потом вернулась к нему же с тёплыми, любящими (а не усталыми и печальными) глазами. Вкладываясь в своё развитие, здоровье, счастье, мы становимся способны дать своим детям гораздо больше. Несколько простых и приятных арт-терапевтических упражнений для работы над собой я привела в конце этой статьи.

Родители – самые главные люди для ребёнка. Так давайте окружим своих детей счастливыми довольными здоровыми людьми! Начнём с себя прямо сегодня?

Мандала

Это упражнение направлено на нормализацию эмоционального состояния, на успокоение и соединение с внутренней силой. Рекомендую поработать с мандалами беременным женщинам и кормящим мамам. При этом данная техника подходит для людей любого пола и практически любого возраста (с 5 лет). Для мандалы потребуются лист А4, карандаши, фломастеры и любые другие изобразительные средства. Прежде всего, на бумаге рисуем окружность, сопоставимую по размерам с головой человека (можно обвести тарелку).

До того, как приступить к мандале, желательно посидеть пару минут, прислушаться к себе и своему состоянию. Возможно, у вас появится какая-то тема для работы, но это совсем не обязательно. Начинаем с того, что выбираем карандаш самого приятного для себя цвета и рисуем в центре окружности точку. Далее работаем без правил: можно заходить за границы, можно использовать любые цвета и материалы.

Ближе к концу стоит задать себе вопрос: «Всё ли нравится? Или что-то хочется изменить?» Если что-то не нравится – обязательно дорисовываем или перерисовываем. Важный критерий окончания работы – чувство, что мандала нравится. Повертите мандалу, рассмотрите с разных сторон: возможно, вас ждут открытия. Итоговый рисунок можно повесить на видное место и любоваться им.

Страна моей мечты

Это очень приятное и полезное упражнение предназначено, в первую очередь, для тех, кто давно не мечтал. Его можно делать в одиночку, можно вместе с друзьями. Для создания страны вашей мечты потребуется большой лист бумаги (можно старые обои), стопка журналов, клей, ножницы, маркеры и карандаши разных цветов. Вырезаем из журналов картинки того, о чём мы мечтаем. Это может быть что-то конкретное или абстрактное (возможно, какая-то картинка приглянется вам своим настроением). Потом вырезанное приклеиваем на лист бумаги в любом порядке. Что-то, чего не нашлось в журналах, дорисовываем или дописываем. Также, по желанию, можно приклеить на коллаж своё фото. Главный критерий – чтобы в итоге всё нравилось, вдохновляло, давало сил! Готовый коллаж также желательно повесить на видное место. Между прочим, удивительным образом подобная работа ускоряет осуществление желаний.

Что мне сегодня хочется

Это упражнение рекомендуется людям, которые совсем забыли про себя, забегались и засуетились. Подобное часто встречается среди матерей, особенно многодетных. Упражнение займёт немного времени, а эффект даст большой. Время от времени записывайте в блокнот или просто на бумагу то, что вам сейчас хочется. Осознание своих желаний – это первый шаг к себе, который уже сам по себе принесёт больше сил и вдохновения в вашу жизнь. Очень здорово, если каждый день найдётся хотя бы одно маленькое желание, которое удалось осуществить.

Счастья вам, радости и вдохновения!

 

 

Добавить в избранное Распечатать

Тренинг для родителей с элементами арт-терапии «Счастливая семья», как одна из форм взаимодействия с родителями

Открытое мероприятие

Тренинг с элементами арт-терапии, как одна из форм взаимодействия с родителями

«Счастливая семья»

  

Подготовила и провела: педагог-психолог Юдина Е. С. МАОУ СОШ № 7 г.Усть-Катав      

 

Цель: формирование доброго отношения в семье.

Задачи:

— создание в семьях доверительных отношений между родителями и ребенком;

— обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;

— выработка навыков сотрудничества с ребенком.

— создание «герба Семьи».

Оборудование: макет сердца из бумаги, ручки,  цветная бумага, клей, ножницы,   прозрачная ваза, музыка, проектор, анкеты, слова песни.

 

Ход занятия.

Вводная часть.

 

Просмотр видеоролика  «Притча о счастливой семье»

 

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?

(о семье, о взаимоотношениях в семье)

 

— Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей.  Сегодня я  предлагаю  вам  сделать один шаг к познанию своего ребенка.

Существует китайская поговорка:                                                                                                             «Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.

Основная часть.

Упражнение «Ладошки»  (звучит красивая, спокойная музыка)

    

Музыка 1.

Закройте глаза, положите руки перед собой ладошками вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям — своим детям. Улыбнитесь и пошлите  эту улыбку своему ребенку.

 Педагог подходит к любому родителю, кладет свои ладони на его ладони. Потом переходит к другому (подойти к 3-4 родителям).

— А сейчас поделитесь своими ощущениями те, к кому я подходила. Как изменялось ваше состояние в этот момент?

-Чему может научить нас это упражнение?

Вывод: Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)
(Раздаются белые листы, цветные карандаши).

  1. В центре листа нарисуйте круг и напишите имя  вашего ребенка.
  2. Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера. (звучит спокойная музыка, родители работают)  

— А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать)


— А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

— Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.

Упражнения в группах. Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка.                

Задание для 1 группы.  Завершите предложения:

Добрые поступки – это …

Добро — это …

Добро ассоциируется с …

Добрый человек похож на . ..

 

Вывод: Мы служим примером для детей.  Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе.

 Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.

 

Задание для 2 группы.

Определите «помощников» и «врагов»  душевных качеств человека. Составьте  ассоциативный ряд.

«Помощники» — это….

«Враги» — это ….

 

(«Помощники» — щедрость, помощь, благодарность, понимание …

«Враги» — жадность, зависть, злость, безразличие …)

 

Вопросы родителям:

— Какие душевные качества вы цените в людях?

— Каких качеств больше у наших современных  детей? Почему?

 

«Помощники душевных качеств» — душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

«Враги»  – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т.

д.

 

Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.

Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»

 

Задание для 3 группы.

Создайте несколько  «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».

 

— Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.

— Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.

 

Упражнение «Душа ребенка».

— На листе цветной бумаги нарисуйте сердечко и вырежьте его.

— Напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.

 Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?

 

Заключительная часть.

 

— А сейчас мы с вами вместе будем создавать герб семьи.  

 

— На листе цветной бумаги обведите свою ладошку и вырежьте ее.

— Напишите на ладошке ответ на вопрос:

«Что Я  делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?» 

Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакатеВремя работы 3 минуты.  

— Давайте взглянем на наши результаты!  Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не   выбирая время и место для этого.  А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и  в каждой семье. 

 

Зажечь свечу.

— Существует древняя притча:

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

— Что еще тебе слепить? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил  человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

 

— Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

 

 Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.  

А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит, как напоминание о встрече).

Давайте возьмемся за руки и мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу, которая помогла нам вспомнить самые простые вещи, но которые так необходимы нашим детям: доброта, любовь, внимание, понимание, уважение.  

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!».

 

— Мы с вами создали герб семьи, а существует еще и гимн семьи. И слова этой песни вам тоже знакомы (

раздать слова песни, можно подпевать).

Просмотр видеоролика «Гимн семьи»

 

— Каждая семья уникальна. Каждая семья имеет свои ценности и законы. В каждой семье воспитывают детей по – разному. Но каждая семья хочет вырастить достойного ребенка.

 Анкета «Стиль воспитания в семье».

 

— Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты (раздать бланки анкеты) и выяснить, какой стиль воспитания ребенка характерен для вашей семьи.

Время работы 5 минут.

Анкета для родителей

«Стиль воспитания в семье»

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить с вашим ребенком. Решение вами этих ситуаций и определяет стиль воспитания ребенка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа и подсчитайте очки.

 

1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то вернется домой с синяком, то в испорченной одежде. Вы…

а) расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс – 3 балла;

б) оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться – 0 баллов;

в) делаете вид, что ничего не произошло, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся – 5 баллов.

 

2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны. Вы…

а) беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей – 2 балла;

б) приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них – 5 баллов;

в) объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара – 0 баллов.

 

3. Ваш ребенок хочет быть лидером в общественных делах и играх и, если ему это не удается, он обижается и пытается бунтовать. Вы…

а) считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу – 0 баллов;

б) стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – 3 балла;

в) стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения – 5 баллов.

 

4. Вашего ребенка трудно вечером отправить спать. Вы…

а) постоянно объясняете, как важен для ребенка сон – 3 балла;

б) позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время – 5 баллов;

в) всегда укладываете ребенка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 баллов.

 

5. Ваш ребенок обожает телевизор. Вы…

а) разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет его смотреть – 0 баллов;

б) говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 балла;

в) вместе определяете круг передач, которые ребенок может смотреть – 5 баллов.

 

6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет. Вы…

а) объясняете, что такое поведение неприлично – 5 баллов;

б) запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом – 0 баллов;

в) поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 балла.

 

7. Ваш ребенок, который еще, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом. Вы…

а) пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 баллов;

б) оставляете все как есть, считая, что все встанет на свои места само собой – 3 балла;

в) поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 балла.

 

8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников. Вы…

а) учите своего ребенка давать сдачи обидчикам – 5 баллов;

б) проводите профилактическую беседу с родителями таких учеников – 3 балла;

в) советуете своему ребенку избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь в этом – 0 баллов.

 

9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего. Вы…

а) не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший  ребенок поймет свои ошибки без подсказки – 0 баллов;

 б) наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего – 5 баллов;

в) стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим – 3 балла.

 

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным. Вы…

а) тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0 баллов;

б) стараетесь влиять на него добром и лаской – 5 баллов;

в) ищите причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и классе и т.д. —  2 балла.

 

Анализ результатов теста

 

0-18 баллов. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию. Но ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что сын или дочка, столкнувшись со взрослым миром, могут в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

 

19-35 баллов. В вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение сына или дочки и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо последовательно идти к его реализации.

 

36-50 баллов. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаете условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками и педагогами. Вы не только учите сына или дочку осознавать свои ошибки, но и подводите к самостоятельному их исправлению. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

 

Рефлексия

 -Что интересного и полезного вы сегодня заберете с собой с нашей встречи?

 

 

Использование арт-терапии с семьей (БЕСПЛАТНАЯ ЗАГРУЗКА)

Семейная терапия является продолжением индивидуальной терапии с включением всех членов семьи, будь то партнер, супруг, ребенок, расширенная семья, смешанная семья или братья и сестры.

Семейная терапия стремится понять семейную динамику и то, как эта динамика влияет на каждого человека.

Некоторые из наиболее распространенных семейных ситуаций, которые создают напряженность и конфликты:

  • Семейная травма – жестокое обращение
  • Межпоколенческая травма
  • Семейный опыт – переезд, новые члены семьи, тяжелая утрата, развод, болезнь, неверность
  • Зависимости в семье
  • Изменения в развитии членов семьи

Терапия может помочь семьям понять различную динамику, существующую в семейной ячейке, и лучше понять, как каждый член семьи идентифицирует и называет себя в семейной ячейке.

Каждый член семьи воспринимает свое положение в семье как отличное от другого. Эти различные восприятия могут создавать конфликты и постоянный стресс, которые могут принести пользу терапии.

В обществе определение семьи меняется и может включать двух людей, функционирующих как пара или более широкая семейная структура. Некоторые из различных типов семейных структур включают:

  • Родитель и ребенок (рожденные, приемные и усыновленные)
  • Приемные семьи или смешанные семьи
  • Расширенные семьи – напр. Жизнь нескольких поколений в одном доме
  • Братья и сестры
  • Пары

Семейные структуры сильно различаются. Некоторые семейные структуры могут иметь близкую или отдаленную близость. У некоторых может быть мало или много членов семьи, а некоторые семейные структуры могут включать людей, которые не связаны биологически, однако динамика отношений формирует семейную единицу.

Многие люди считают, что семейная структура в основном состоит из родителей и детей, однако культура, религия и индивидуальный опыт могут значительно расширить состав семейной структуры.

СЕМЕЙНАЯ И АРТ-ТЕРАПИЯ

Работа с членами семьи одного возраста обычно является более легкой задачей, потому что терапевт может общаться на одном уровне, однако, когда задействованы дети, сеансы должны учитывать различные стадии развития и разные уровни вербального понимания.

Арт-терапия может быть полезным проводником для терапии с семьями, потому что создание искусства — это деятельность, которая позволяет всем членам семьи участвовать на одном уровне общения.

Искусство позволяет членам семьи работать вместе над задачами и развивать общее чувство сотрудничества между каждым членом семьи. Это может помочь разрушить барьеры в общении, которые могут существовать и представлять собой препятствие для разработки совместного подхода к улучшению семейной динамики.

Участие в художественной деятельности также смещает фокус решения проблем с интеллектуального и логического подхода на творческий, творческий, спонтанный подход, когда каждый член семьи может внести новые идеи в решение межличностного конфликта.

Члены семьи могут занимать оборонительную или даже регрессивную позицию в терапии, если от них требуется красноречиво выражать свои самые сокровенные мысли и чувства посредством вербального общения. Арт-терапия может помочь разрушить эти защитные барьеры и вместо этого развить открытый выразительный формат посредством создания искусства, которое не полагается на вербальный ответ, чтобы оправдать или укрепить позицию члена семьи относительно того, как семейная ячейка влияет на его жизнь. .

Устное общение может вызвать у некоторых членов семьи чувство цензуры с точки зрения выражения их точки зрения, однако создание искусства может обойти это чувство цензуры, когда поощряется личное выражение.

Как арт-терапевт, вы можете столкнуться с некоторым сопротивлением со стороны взрослых членов семьи, которые могут относиться к занятиям искусством как к игре для детей. Родители и опекуны также могут чувствовать себя уязвимыми, занимаясь искусством, поскольку они могут думать, что это заставляет их выглядеть глупо во время игры, особенно когда семья может посещать терапию по серьезной причине, такой как трагедия или травма.

Это может быть возможностью для вас исследовать эти опасения с членом семьи относительно их уязвимости. Это также может дать возможность обсудить, как дети могут общаться в игровой сфере. Для детей арт-терапия также может дать дополнительные преимущества, связанные с удержанием их внимания и развитием важных когнитивных и сенсомоторных навыков.

Учитывая опасения некоторых членов семьи по поводу полезности искусства на терапевтических сеансах, лучше всего начинать сеансы с совместных и легко выполнимых художественных заданий. Эти художественные занятия могут быть больше сосредоточены на процессе совместной работы, а не на изучении сложных эмоций, которые поначалу могут вызывать беспокойство.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Это арт-терапевтическое упражнение разработано как совместное художественное задание для всех членов семьи. Цель упражнения — создать произведение искусства, напоминающее пазл, где каждый фрагмент пазла представляет члена семьи.

 

ИНСТРУКЦИИ:

  • В роли арт-терапевта возьмите лист бумаги и разрежьте его на количество частей, которое существует в семейной ячейке. Например, если семья состоит из 4 человек, разрежьте бумагу на 4 части или если семья состоит из 6 человек, разрежьте бумагу на 6 частей. Бумагу можно разрезать произвольно, чтобы получилась головоломка. Формы бумаги не обязательно должны быть симметричными или ровными, однако формы должны быть примерно одинакового размера с выводом о том, что все члены семьи представляют собой важную часть семейной головоломки.
  • Дайте каждому члену семьи лист бумаги, вырезанный из целого листа.
  • Присвоить каждому члену семьи имя другого члена семьи. Вы можете сделать это, нарисовав имена из шляпы или просто попросив каждого члена семьи обратиться к человеку, сидящему справа от них.
  • Попросите каждого члена семьи написать имя этого человека в верхней части головоломки.
  • Попросите каждого члена семьи украсить кусочки пазла цветами и узорами, которые, по их мнению, лучше всего представляют назначенного им члена семьи.
  • Попросите каждого члена семьи написать 2-4 вещи, которые, по их мнению, другой член семьи вносит в семью. Детям младшего возраста, которые не умеют писать, может понадобиться помощь в выполнении этого задания: они будут записывать слова за ребенка.
  • После того, как детали будут украшены, попросите членов семьи снова соединить все части в единую головоломку, чтобы все части были на своих местах.
  • После того, как головоломка собрана вместе, вы можете организовать обсуждение среди членов семьи, чтобы рассмотреть:
  • Почему каждый член семьи выбрал свой вариант украшения своего предмета.
  • Спросите каждого члена семьи, какие письменные слова они выбрали для описания того, что, по их мнению, член семьи вносит в семейную ячейку.
  • Обсудите мнения разных членов семьи.
  • Обсудите, как каждый член семьи является частью головоломки, из которой состоит эта семейная ячейка.

Ниже приведен пример семьи из 4 человек (мама, отчим, 2 маленьких ребенка), которые выполнили это упражнение.

Арт-терапевтические занятия, которые дети и родители могут делать дома

Арт-терапия — это подход к терапии психического и поведенческого здоровья, который использует искусство как средство самовыражения и инструмент для улучшения физических, когнитивных и сенсомоторных функций. . Арт-терапию проводят клиницисты уровня магистра — профессиональные арт-терапевты, которые следуют определенной практике и придерживаются определенных этических стандартов.

Каковы преимущества арт-терапии?

Арт-терапия — это эффективное терапевтическое вмешательство, направленное на решение основных проблем психического и поведенческого здоровья. Исследования показывают, что для людей, страдающих такими расстройствами, как депрессия, тревога, когнитивные нарушения и аутизм, арт-терапия может снять стресс и облегчить страдания от симптомов за счет снижения беспокойства, регулирования поведения и развития социальных навыков.

Арт-терапия также доказала свою высокую эффективность, помогая пациентам развивать самосознание и чувство собственного достоинства. Благодаря творчеству участники с большей вероятностью откроются и поделятся чувствами, взглядами и опытом, что помогает улучшить представление о себе, снять стресс, повысить эмоциональную устойчивость и разрешить конфликты.

Почему искусство важно для детей?

Искусство побуждает детей использовать свое воображение по-новому, помогая им улучшить свои творческие способности в решении задач. Заниматься искусством и исследовать свой творческий процесс особенно полезно для детей, которым трудно выразить свои чувства устно. Искусство дает детям свободу исследовать идеи и выражать эмоции. Искусство также может помочь детям научиться справляться с трудностями, развить мелкую моторику, улучшить зрительно-моторную координацию и повысить самооценку.

Для родителей занятие искусством — это еще и отличный способ дать ребенку возможность поделиться и пообщаться.

Арт-терапевтические занятия дома

Используете ли вы арт-терапию от беспокойства, для повышения самооценки или просто как художественный инструмент для улучшения общения между вами и вашим ребенком, помните, что это должно быть весело, и пусть ваш ребенок берет на себя инициативу.

Вот несколько забавных идей для занятий арт-терапией дома.

Занятия по арт-терапии для младших и дошкольников:

1. Соберите камни снаружи.

Поместите их в тостер при температуре 120 ℉, пока они не станут теплыми на ощупь. Разбейте мелки и расплавьте кусочки на камне. Между разноцветным тающим воском и запахом вы не просто создаете искусство, но даете им полный сенсорный опыт.

2. Активизируйте свои чувства с помощью тактильного рисования пальцами.

Возьмите крем для бритья и добавьте пищевой краситель. Пусть ваш ребенок размажет его на плотной бумаге, а затем дайте ему высохнуть, чтобы создать уникальный мраморный эффект. Возьмите сырой рис и «встряхните» его со спиртом и пищевым красителем. Как только он высохнет, выбросьте его в пластиковый контейнер и дайте ребенку покопаться в нем — это отличный сенсорный контейнер.

Смешайте кукурузный крахмал и воду, чтобы получилась идеальная консистенция для ублека. Добавьте порошок желе (цитрусовые ароматы хороши для активации чувств). Пусть ваш ребенок манипулирует липкой массой и смотрит, как она превращается из твердой в жидкую. Говорите о том, что он чувствует, чем пахнет и т. д. Это отличное занятие, если ваш ребенок тактильно защищается.

Занятия по арт-терапии для любого возраста:

1. Выйти на улицу

Предложите ребенку найти камень или другие природные материалы, которые ему говорят. Включите этот объект в коллаж или попросите его сделать набросок — сделайте его основой любого художественного опыта.

2. Сядьте вместе с ребенком на круговой сеанс арт-терапии.

Каждый из вас начинает рисовать, а затем через несколько минут обменивается рисунками, чтобы другой человек продолжил рисовать, и продолжайте обмениваться кусочками каждые несколько минут. Это отличное упражнение для невербального общения и самовыражения, которое может привести к забавным маленьким рисункам!

«Помните, что искусство, которое создает ваш ребенок, — это подарок, и не пытайтесь его улучшить», — говорит Сюзанна Граф, ATR-BC и ведущий арт-терапевт в HYM. «Искусство Round Robin — потрясающее упражнение в развитии более широкой перспективы. Он учит родителей и детей в равной степени воспринимать и принимать то, что делает другой человек; это позволяет вам играть друг против друга, и чаще всего взаимодействие может стать действительно веселым и значимым».

Самостоятельные техники арт-терапии для детей

Иногда вашему ребенку или подростку может быть полезно провести время в тишине, занимаясь искусством в одиночестве. Это упражнение может помочь вашему ребенку расслабиться, обрести спокойствие и создать уверенность в себе. Многие раскраски пропагандируют отдых и заботу о себе, но помните, что они не заменяют настоящую арт-терапию.

Вот несколько идей, которые помогут вам поддержать вашего ребенка с помощью полезных самостоятельных техник арт-терапии.

1. Раскраски

Найдите книжку-раскраску или распечатайте несколько раскрасок из Интернета. Еще одна отличная идея арт-терапии — создание иллюстрированного журнала сновидений. Убедитесь, что у вас под рукой много цветных карандашей, фломастеров, цветных карандашей и других художественных принадлежностей.

2. Подсказки для рисования

Если ваш ребенок чувствует себя застрявшим, попробуйте предложить ему арт-терапевтическую подсказку, например: «Нарисуй свое любимое занятие» или «Как для тебя выглядит счастье?»

3. Лепка

Для создания небольших скульптур можно использовать пластилин, глину или даже художественные материалы, такие как воздушные шары. Это отличное занятие для развития мелкой моторики и использования воображения.

4. Окраска

Поощряйте вашего ребенка экспериментировать с различными цветами и материалами, такими как акварель, темперные краски или даже пальчиковые краски, которые могут способствовать расслаблению. Арт-терапия не требует абстрактной живописи, поэтому поощряйте ребенка рисовать автопортрет, натюрморт или что-то еще.

5. Коллаж

Соберите старые журналы, газеты, оберточную бумагу или любые другие материалы, которые есть у вас дома, чтобы сделать коллаж. Это интересный способ создать искусство из перерабатываемых материалов.

6. Фотография

Съемка с помощью камеры Polaroid, мобильного телефона или планшета может быть интересным способом задокументировать окружающий мир. Вы даже можете превратить это в охоту за мусором, составив список вещей, которые нужно сфотографировать.

7. Рисунок в технике дзентангл

Это тип рисования, в котором для создания изображений используются повторяющиеся узоры. Это может быть очень расслабляющим и является отличным способом расслабиться.

8. Искусство природы

Собирайте листья, ветки, цветы или любые другие предметы природы, чтобы создать коллаж или скульптуру. Это отличное занятие, если вы чувствуете связь с природой.

9. Изготовление маски

Изготовление маски — это увлекательный способ исследовать разные личности, а также положительные и отрицательные эмоции. Многие арт-терапевты используют эту технику, так как это может быть очень катарсическим опытом. Вы можете использовать папье-маше или даже переработанные материалы, чтобы сделать маску.

Что происходит в мозгу, когда вы создаете искусство?

Занятия искусством по своей природе успокаивают и развлекают, но также и очень хорошо влияют на мозг каждого. Любой способ, которым вы выражаете визуальное творчество — будь то рисование, лепка, создание альбома для вырезок или украшение комнаты — расширяет ваш кругозор и дает вам новые способы общения.

Искусство может активировать центр вознаграждения в вашем мозгу, снизить уровень кортизола и, как следствие, стресс. Вы можете использовать творческое выражение, чтобы исследовать незнакомое чувство, выразить гнев или печаль или просто испытать радость.

Искусство — это визуальное представление ваших чувств и идей

Творчество — отличный способ помочь ребенку разобраться в своих чувствах. Если ваш ребенок чувствует себя подавленным, злым или грустным, подарите ему художественный журнал и предложите нарисовать то, что происходит. Искусство может помочь им выразить свои чувства и начать понимать их.

Если ваш ребенок переживает серьезные перемены в жизни, такие как развод или оплакивание смерти любимого человека, занятия арт-терапией также могут быть полезными. Это может дать им способ выразить свое горе и начать работать над своей печалью. Создание визуального представления своих мыслей или чувств может помочь вашему ребенку научиться справляться с трудными ситуациями.

Искусство также можно использовать в качестве профилактической меры для снятия эмоционального напряжения. Если ваш ребенок испытывает стресс или тревогу, рисование может помочь ему визуально выразить свои чувства и преодолеть эмоциональный стресс до того, как он станет невыносимым.

Техники арт-терапии могут сблизить членов семьи

  • «Когда родитель и ребенок вместе рисуют, все замедляется. Это дает возможность разделить деятельность, которая по самой своей природе является творческой и веселой, открытой и принимающей. Самое главное, это создает пространство и тишину, где ваш ребенок может чувствовать поддержку и быть услышанным».

    «Как родители, мы тратим так много времени, помогая нашим детям выполнять повседневные дела — будь то отвоз в школу, ужин, домашнее задание или отход ко сну».

  • Однако важно помнить, что занятия искусством дома сильно отличаются от арт-терапии онлайн с сертифицированным профессиональным арт-терапевтом.

    Арт-терапия — это психотерапевтические отношения, в которых психологическая теория применяется к творческому процессу.

  • «Если ребенок борется с психическим или поведенческим расстройством, работа с арт-терапевтом может стать важной частью общего плана лечения», — добавляет Граф. «Однако есть способы использовать искусство дома для поддержки терапевтических целей или дать вашему ребенку еще один инструмент или механизм преодоления, который поможет в периоды стресса или беспокойства».

    «Взрослым большинству из нас не хватает визуального самовыражения, — комментирует Граф.