Интересные формы проведения родительских собраний в школе: Интересные формы проведения родительского собрания | Статья на тему:

Содержание

Интересные формы проведения родительского собрания | Статья на тему:

Копилка методических приемов, или как сделать родительское собрание эффективным и интересным

Все, что происходит в первый раз, всегда надолго остается в памяти. 
Так и свое выступление на первом родительском собрании я помню очень отчетливо. Общее состояние на грани обморока. Дрожь в коленках. Сухость во рту. Пристальный взгляд в листочки с текстом, за которые пытаешься спрятаться от родителей. Навязчивый страх, что сейчас начнут задавать вопросы… Наверное, подобное испытывал каждый молодой, только начинающий педагог. 
А если проанализировать методы и приемы того первого взаимодействия с родителями – банальная лекция, информирование. В итоге, я ушла с собрания неудовлетворенная, а родители – сомневающиеся в возможностях науки психологии.
Прошли годы, и, только получив некоторый опыт работы по психологическому просвещению родителей, я начала понимать, насколько малоэффективен лекционный (информационный) метод работы на родительском собрании. Он то и заставлял волноваться, переживать – а будут ли слушать меня родители, поверят ли в то, что я им буду рассказывать на родительском собрании, надолго ли запомнят рекомендации?
Сейчас, изучив множество теоретической и практической литературы по данному направлению, ознакомившись с имеющимися наработками моих коллег (психологов и педагогов), сформировав свою «копилку» методических приемов по взаимодействию с родителями на собрании, я могу поделиться опытом с начинающими педагогами.
Работая над статьей, я не определяла перед собой цель представить вниманию читателей целостные разработки родительских собраний (от начала до конца, с целями, задачами, конкретными теоретическими выкладками и практическими упражнениями). Каждую такую разработку родительского собрания других авторов (пусть даже очень качественно составленную) мне всегда приходилось переделывать, «подгонять» под себя. Как показывает опыт, каждая аудитория слушателей (родителей) индивидуальна, и что подойдет для одних, может совершенно не пригодиться в работе с другими.  
Мною же в статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:
– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.
Все методические приемы сгруппированы в статье для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном – рефлексивном). В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.

  • Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).

В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору. 
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т. д.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.
Так, в моей «копилке» появились следующие рисунки – метафоры (Приложение 1):
– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
– Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).
– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).
Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи. 
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, я использую текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. 
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. 
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. 
Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю. 
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя. 
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 2).

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации (Приложение 3).

  • Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания).

Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с чем появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации. 
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие: анкеты «Признаки агрессивности», «Признаки импульсивности», «Признаки тревожности», «Готовность ребенка к школе», «Стили воспитания в семье» и др. (Приложение 4)
Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости. 
Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

  • Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации).

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации. 
Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» (заимствованное мной из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).
Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):

Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый возраст является переходным, переломным возрастом (т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому). Считается, что этот период труднее для обучения, воспитания, чем младший и старший возрасты, т.к. связан с перестройкой всех психических процессов, деятельности и личности школьника».
А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.

Другим, не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями являетсяупражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).

Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.

  • Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков).

Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте.  Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.

Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях (Приложение 5).

Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы».
Однажды на глаза мне попалась памятка для учителей – «Бесполезные советы», следование которым может существенно ухудшить отношение младшего школьника к учебе (автор – Климакова Ю.). В этой памятке по типу «Вредных советов» Г. Остера давались рекомендации (вернее – антирекомендации), как необходимо педагогу общаться с ребенком. Данная памятка и легла в основу разработанного мной методического приема «Вредные советы или Как нельзя общаться с «особым» ребенком».  
Родителям на собрании предлагаются «Вредные советы» по общению, например, с ребенком 3-х лет, в ходе обсуждения которых необходимо понять, как подобное отношение к ребенку отразится на его развитии, а также совместно разработать правильные стратегии поведения с «особым» ребенком.

Вредные советы или Как нельзя вести себя с ребенком трех лет

Негативные последствия подобного воспитания

Полезные советы или Как надо вести себя с ребенком трех лет

Постоянно ограничивайте самостоятельность ребенка, не разрешайте делать что-то самостоятельно, при любой возможности сделайте это за него.

 

 

Во время закатываемых истерик уступайте ребенку, идите у него на поводу.

 

 

Наказывайте ребенка за капризы и истерики, ругайте, отчитывайте его, читайте нотации.

 

 

Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми или иными трудностями; взамен имеющейся стратегии общения с ним продумать новую, более оптимальную стратегию, основанную на психолого-педагогических законах.
Так в моей «копилке» появились «Вредные советы» для родителей агрессивных, тревожных, гиперактивных детей (Приложение 6).

Множество интересных методических приемов для обсуждения оптимальных стратегий для построения взаимоотношения родителей с детьми предлагаются Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. Это такие приемы, как:
– «Скорая помощь» (родители, работая в группах, разрабатывают всевозможные приемы профилактики и коррекционного воздействия на ребенка с той или иной проблемой),
– «Письмо от имени ребенка» с проблемой в развитии (родители, работая в группах, составляют обращение родителям от имени «проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы с ним взаимодействовали взрослые) и др.
Каждый из представленных приемов по-своему интересен и может быть взят на вооружение педагогом для работы с родителями.

  • Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания).

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
Я же в свой практике часто использую упражнение «Портфельчик с полезностями». Перед своим выступлением раздаю каждому пришедшему на родительское собрание, так называемый, «Портфельчик» (Приложение 7), и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д. 
По окончании родительского собрания акцентирую внимание на том, чем наполнился «Портфельчик» в ходе нашей встречи, а также призываю не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять его дальше. 
Практически каждое родительское собрание я завершаю раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации (Приложение 8).

Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Уверена, что их множество не ограничивается представленными мною вниманию читателей. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.

Список использованной литературы:

  1. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
  2. Климакова Ю. Не бойся страшного / Школьный психолог, 2004, №8.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
  4. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.
  5. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог, 2006, №5.

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания.

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания.

                         Подготовила  учитель  начальных классов: Маслова Н.А.

           Семья-это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа- два общественных института ,которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?  Задача учителя-  всеми доступными ему средствами достигнуть взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры ,в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

   На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?

 «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устранения сыновей отцовской «сильной рукой»,для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться»,- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями ,которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике,- все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения- это уродливое воспитание».(В.А. Сухомлинский)

    Очень важно, чтобы в начальной школе у ребенка не угасло желание быть хорошим, а у матери не ожесточилось сердце. Основа нашей воспитательной работы- союз учителя, родителя и ребенка. И именно в начальной школе особенно важен контакт учителя и родителей.  С первых дней знакомства с родителями мы стараемся донести до них мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь родителей к нему. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь- творец всего доброго, возвышенного. Мы часто напоминаем родителям, что ребенок должен, быть уверен в том, что его кто-то очень любит, такая любовь создает у ребенка чувство защищенности , душевного покоя.У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от  невзгод. Сердечность, чуткость, отзывчивость- это моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда ,когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.

Конечно, главное назначение родительского собрания — обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом мне очень хотелось превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.

Именно на родительском собрании классный руководитель осуществляет главное – соединяет цели школы и возможности семьи в воспитании детей. Родительское собрание должно стать школой  просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями..

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвящённые актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит поведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

    Каким родительское собрание должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний в начальной школе повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания. В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей.

Среди разнообразных форм общения педагогов с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания – встречи.

     Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями.  Диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат появляются проекты,  направленные на  новое качество воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявление интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей,  способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

        В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так  и у родителей, пользуются нетрадиционные формы проведения родительских собраний, такие как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «КВН», «Токшоу»,  «Деловая игра» или «Игровой практикум», «Круглый стол»  и др.

       Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ,  и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к  проблемам школы.  Проводятся игры, конечно же,  с педагогическим содержанием, например,  «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «Пресс-конференция», «Мастер-класс», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей с названием «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки».

«Устный журнал»

состоит из 3 – 6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Рубрики могут повторять те, что видим мы в известных журналах, например: «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Справочное бюро», «В кругу семьи». Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

 

 

 

« Перелистывая страницы учебного года».

 ( Итоговое собрание- устный журнал, 1 класс)

Задачи собрания:

1.Подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год.

2.Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общаться и формированию культуры взаимодействия.

Подготовительная работа  к собранию:

1.Анкетирование родителей.

2.Фотопортрет класса. (под фотографиями- высказывания, замечания, мысли мнения о себе и одноклассниках).

3.Фотомонтаж уроков и внеклассных мероприятий за весь учебный год.

4. Большая книга « История жизни 1 класса».(книга склеена из листов ватмана) В ходе собрания иллюстрируют каждую страницу своими выступлениями.

Страницы устного журнала:

Страница 1. «Наша жизнь на уроках»(фрагменты уроков- презентация)

Страница 2. «Наши переменки»(физкультминутки, игры и т.д.)

Страница 3. «Наша жизнь после уроков»9 Самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе).

  Страница 4. «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, чтение стихов, песен, кружковой деятельности ).

Страница 5. «Мы и наши родители» ( награждение родителей за работу в классе).

Страница 5. « Наши планы на лето»(каждый ученик получает задание, они могут быть разными)

 

5. Класс празднично украшен, работы ребят, рисунки, выставка тетрадей, поделок.

 Ход мероприятия:

Ведущие: Солнечный май настал! Веселый  счастливый праздник нас всех сегодня собрал!

Ведущий1.:Какие красивые и нарядные малыши!

Ведущий 2 :Тоже скажешь- малыши! У них уже год трудового стажа и они умеют уже трудиться, а значит, что они заработали право быть героями сегодняшнего праздника.

Ведущий 1: Им слово!

( Самопредставление учащихся класса. Каждый называет свое имя и ребята дают характеристику ребенку , выраженную одним словом. Например: Крючкова Аня -смешливая, Иванов Петя- рассудительный и т.д.)

Учитель: -Как вы все похожи и все такие разные !(делится своими впечатлениями о детях, об уроках , о школьной жизни)

2. Ведущий: Заглянем в школьный архив, Вот какими были наши уроки…

Дети делятся на группы и получают задания в конвертах( по русскому, математике, окружающему миру, придумать рассказ ,используя слова- ученик , школа, урок, портфель, звонок, смех).

Между выполнением заданий дети получают грамоты и награды.

3.Ведущий: А еще они могут петь и танцевать. Сейчас мы это с удовольствием покажем   Концертная программа.

4.Ведущие :Мамы и папы смотрят на нас , а им тоже хочется выступить .дадим им такую возможность.  Конкурсы для родителей.

Интересные задания для выполнения семьям учащихся:

-Вспомните расписания уроков своего ребенка по дням недели.

-Назовите полный почтовый адрес школы.

-Сколько детей в классе в котором учиться ваш ребенок.

-Как зовут лучшего друга вашего ребенка?

-Сколько уроков физкультуры в неделю у ребенка? Сколько килограммов весит портфель вашего ребенка?

-Как зовут директора школы?

Награждение родителей за активное участие в жизни класса.

Ведущий: Вот у нас какие родители! Все про нас знают, во всем хотят нам помочь. За это мы их любим и хотим, чтобы нашим мамам всегда хотелось быть с нами рядом, вот так ,как сегодня.

Общая песня родителей и детей.

-Заключительное  слово классного руководителя.( Вручение учащимся писем-посланий классного руководителя.)

Нетрадиционные формы собраний:

     В проведении «Педагогической гостиной» реализуется принцип партнерства. Родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

     «Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – школа». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

     «Читательская конференция» проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, учитель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание в первом классе — кризис 7лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

     «Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, адаптация в школе. Учитель дает понятия, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

    «Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только учитель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители, при возникновении трудностей, помогли своим детям.

     «Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания  родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка — слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка.    Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

       «Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап, где предварительно учитель дает тему нескольким родителям и поручает провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся, как научить ребенка убирать за собой игрушки, делать домашнее задание, поделиться опытом по привитию у детей хороших манер и т.д. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку. В конце собрания подводится итог, где родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

       «Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, учитель, можно пригласить специалистов. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов» Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее  волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

       Какой бы вид собрания ни выбрал учитель, следует придерживаться некоторых правил:

  -собрание должно запомниться;

  — должно заставить задуматься;

  — настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;

  — информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

  — собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу;

  — уважайте свое время и время родителей – собрание не должно затягиваться.

Об  эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

— проявление  у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

— возникновение  дискуссий, диспутов по их инициативе;

— ответы  на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

— увеличение  количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

— стремление  взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

— размышление  родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

— повышение  их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

 Такие встречи помогут родителям разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить. Это есть, подтверждение тому, что данные формы общения себя полностью оправдывают и достойны более широкого применения. Будьте изобретательны – проводите собрания по – новому!

 

 

 

 

 

 

Встречи родителей с учителями: стратегии и формы подготовки учителей

Встречи родителей и учителей — это бесценный момент, когда можно пообщаться с опекунами и опекунами, обсудить академические и социально-эмоциональные успехи своего ребенка, а также провести мозговой штурм о том, как они могут помочь развитию своего ребенка. Тем не менее, для многих учителей (и воспитателей!) они могут показаться пугающими, помимо всего прочего. А если никто не появится? Что, если разговор пойдет наперекосяк? А если напряжение? Хотя беспокойство естественно, есть несколько стратегий, которые вы можете использовать, чтобы сделать эти встречи максимально беззаботными. Продолжайте читать советы о том, как провести продуктивную встречу с опекунами ваших учеников, а также некоторые формы родительского собрания с учителями, которые помогут вам подготовиться заранее.

7 Стратегии успешного проведения родительского собрания

Родительское собрание — прекрасная возможность для семей и педагогов поделиться своими мыслями об учащихся и навести мосты между домом и школой. Вот семь стратегий, которые вы можете реализовать, чтобы проводить позитивные и продуктивные встречи.

Предлагайте гибкие варианты посещаемости.

Иногда взрослым трудно посещать такие встречи. Например, у некоторых есть более одного ребенка в школе или они работают на нескольких работах. В этих случаях опекунам и опекунам может потребоваться гибкое расписание от учителя. Если возможно, предложите родителям время встречи (утром и ранним вечером) в разное время. Для тех, кто просто не может приехать лично, выделите время во время недели родительского собрания для виртуальных встреч с помощью видеоконференций (или по телефону!).

Подготовьте мини-сценарий или повестку дня.

Часто такие встречи проходят в сжатые сроки. Придумайте сценарий или повестку дня, чтобы убедиться, что вы расставляете приоритеты по наиболее важным пунктам. Подготовив это заранее, вы не только поможете делу двигаться вперед, но и предотвратите срыв разговора. Вот пример повестки для короткой встречи:

  • Представьтесь и расскажите что-нибудь хорошее об ученике.
  • Обобщить цели обучения.
  • Пройдитесь по примерам сильных сторон и областей для роста.
  • Предоставьте ресурсы или назовите некоторые действия для поддержки роста их ребенка дома.
  • Ответьте на вопросы и предоставьте контактную информацию.

Начните разговор на позитивной ноте.

Позитивное отношение имеет большое значение для построения продуктивных отношений с лицами, осуществляющими уход. Это дает им понять, что вы на стороне их ребенка и что вы искренне заинтересованы в его благополучии. Старайтесь начинать каждый разговор с короткого анекдота, комплимента или положительного опыта, который у вас был со студентом.

Делитесь историями и примерами студенческих работ.

Одна из целей родительских собраний — помочь воспитателям получить более четкое представление о том, чему научился их ребенок. Наглядные примеры работ учащихся — это эффективный способ дать родителям представление о том, где их ученики преуспевают, а где они могут улучшиться. Хотя вы, скорее всего, не сможете подготовить больше, чем несколько образцов, их готовность может иметь большое значение для поддержки ваших идей и повышения заинтересованности.

В этой части собрания вы можете разделить ответственность со студентами, предложив им самим выбирать примеры. Во время занятий вместе с учащимися выберите одну работу, которой они гордятся, и одну работу, которую они могли бы улучшить. Вместе вы сможете определить сильные стороны, на которые они опирались при работе над первой частью, и трудности, с которыми они столкнулись при работе над второй.

Попросите учащихся вести беседу.

Во многих школах педагоги трансформируют модель традиционных родительских собраний под руководством учителей в пользу собраний под руководством учеников. Этот формат может дать возможность учащимся средних и старших классов, в частности, поразмышлять и обсудить собственное обучение. Перед конференцией попросите студентов сохранить портфолио работ. Затем во время конференции учащиеся могут использовать это портфолио в качестве отправной точки для обсуждения с воспитателями своих сильных сторон, областей для роста и целей обучения.

Расскажите, как родители могут помочь по дому.

Исследования показывают, что участие родителей может привести к более высоким оценкам, лучшей посещаемости и более активному участию. Таким образом, чем больше учителя поощряют родителей в их роли основных педагогов и образцов для подражания, тем больше пользы получит ребенок (и тем более плодотворным станет обучение в классе). Чтобы помочь, учителя могут предложить способы переноса понятий из класса в дом: «Вы можете помочь своему ребенку с домашним заданием по алгебре, попросив его объяснить, как он получил ответ» или «Когда вы читаете рассказы на ночь». , попросите ребенка предсказать, что произойдет дальше, чтобы улучшить его понимание прочитанного».

Найдите время для вопросов.

Хорошая родительская беседа — это гораздо больше, чем просто отчет об успеваемости ребенка или его поведении в классе. В идеале это двусторонний поток информации. Не забудьте выделить время и место для опекунов и опекунов, чтобы они задавали вопросы и обсуждали то, с чем вы столкнулись.

Оставайтесь на связи после окончания встречи.

Еще одна цель этих встреч — открыть линии связи между учителями и семьями, чтобы помочь учащимся учиться и расти вместе. Убедитесь, что у них есть вся необходимая информация, чтобы связаться с вами, если у них возникнут вопросы или опасения в любой момент в течение учебного года.

10 Формы для родительских собраний, которые помогут вам организоваться

Используйте эти формы для родительских собраний, чтобы подготовиться к беседе с опекунами и направить ее.

Для встреч родителей и учителей начальной школы

Анкеты Donut Lovin’ Classroom от Donut Lovin’ Teacher
Класс: любой

Слайды виртуальной конференции родителей и учителей Эрики Борер EDITABLE} БЕСПЛАТНО от Марты Альмирон — Твиты из детского сада

Класс: PreK-6th

Формы конференции родителей с учителями – редактируются учителем, имеющим возможность обучения ! Теперь в РЕДАКТИРУЕМОМ формате! by Monica MeGown
Класс: K-5th

Руководство по уровням чтения для собраний родителей с учителями – английский и испанский НАБОР by The Template Teacher
Класс: K-6th

Цифровые формы родительского собрания для учителей, DATA Collection RTI Documentation Form by The Little Ladybug Магазин
Класс: 1–5

Редактируемые формы родительского собрания | Студенческие конференции | Digital by Teach Create Motivate
 Класс: 2–5 классы

Для родительских собраний средних и старших классов

Формы родительских собраний с учителями (редактируемые шаблоны) – Средняя/старшая школа от Fowler Factory
Класс: 5–12-й

Средний/

Бланки родительских собраний и договоров о поведении для учителей средних школ
Класс: 6-12 класс0098 от Mme R’s French Resources
Класс: 7-10

Контактная информация для родителей – форма для общения с родителями и семьями по понедельникам, сделанным легко и ресурсы, которые вам понадобятся для осенних и весенних родительских собраний.

7 советов и инструментов, которые сделают родительские собрания более продуктивными

Родительские собрания наводят ужас на родителей, учителей и учащихся.

Учащиеся нервничают при мысли, что их родители и учителя обсуждают их. Родители нервничают из-за того, что учитель может рассказать им об их детях. Учителя нервничают из-за того, что родители начинают защищаться. Эта нервозность делает встречи очень напряженными.

Хорошей новостью является то, что учителя могут использовать тактику, чтобы уменьшить стресс и сделать родительские собрания простыми и продуктивными. Цифровые инструменты могут поддержать эти усилия.

1. Составьте график и придерживайтесь его

Одним из самых сложных аспектов этих конференций для родителей, особенно работающих родителей, является планирование.

Как вы можете уменьшить тревогу? Создайте календарь, который позволит родителям выбрать время, которое лучше всего соответствует их расписанию. Позвольте родителям выбирать из нескольких вариантов времени и подчеркните для них важность соблюдения назначенных встреч.

Цифровой инструмент планирования может стать отличным помощником в составлении расписания. Вместо того, чтобы отправлять письма домой, вы можете отправить родителям открытки Jotform. Если у вас есть расписание, будьте готовы его придерживаться. Повестка дня каждой конференции может помочь вам выполнить эту миссию.

Pro Tip

Получите максимальную отдачу от родительских собраний в этом году и попробуйте готовые образовательные шаблоны Jotform уже сегодня.

2. Создайте повестку собрания и поделитесь ею с родителями. Хотя вы, безусловно, хотите познакомиться с родителями своих учеников, важно проводить эти конференции вовремя из уважения ко всем.

Для этого учитель и специалист по профессиональному развитию отзывчивого класса Маргарет Берри Уилсон предлагает составить повестку дня, которая поможет сохранить задачу встречи. Будьте гибкими, если родитель поднимает проблему, говорит Уилсон, но создавайте повестку дня, которая поможет встрече двигаться вперед.

Чтобы убедиться, что все следуют вашей программе, отправьте ее родителям перед собранием, чтобы они знали, чего ожидать от разговора. Используя такую ​​платформу, как Google Docs, вы можете легко отправлять документы по электронной почте родителям, которые они могут редактировать (или нет, в зависимости от ваших предпочтений).

Инструменты для общения в классе, такие как Remind и Bloomz, также помогут вам легко обмениваться расписаниями и общаться с родителями перед конференциями.

3. Предложите вариант видеоконференцсвязи

Некоторым родителям будет очень трудно найти время для посещения родительского собрания.

Школы должны модернизировать свои возможности для связи с этими родителями, говорит Дженнифер Л. М. Ганн, педагог и соучредитель ежегодной образовательной конференции EDxEDNYC.

Подумайте о том, чтобы предложить этим родителям видеоконференцию вместо личной встречи. Тем самым вы облегчите им поиск времени для продуктивного звонка. Вместо того, чтобы планировать весь день на время конференции, они могут сообщить вам, когда у них будет перерыв и возможность пообщаться.

Существует множество бесплатных инструментов для видеочата, таких как Skype в классе или программное обеспечение для видеочата на любом мобильном устройстве.

4. Запрашивайте мнение родителей перед собранием

Знание родительских проблем и тем для разговора перед собранием может помочь уложиться во время собрания.

Кэролин Фруин, ведущий автор учебных программ и разработчик курсов в Школе образования Университета Капелла, предлагает создать онлайн-опрос перед встречей. Используйте это, чтобы спросить родителей, что они знают о занятиях своего ребенка в классе и о том, как проходит учебный год для их ребенка. Не забудьте оставить место для родителей, чтобы они могли задать свои вопросы или высказать любые опасения для обсуждения.

Цифровые формы избавляют учащихся от необходимости постоянно ходить с документами домой и приносить их в школу. Они позволяют учителям легко создавать формы и отправлять их по электронной почте непосредственно родителям.

5. Создание портфолио учащихся и демонстрация работ учащихся

Важной частью родительских собраний является демонстрация работ учащихся. Шошана Вульф, учительница начальных классов и автор книги «, твой лучший год!» Руководство по целенаправленному планированию и эффективной организации занятий, говорит, что родители должны уходить с собрания с четким пониманием того, что их ребенок делает хорошо, а над чем нужно поработать. Использование студенческого портфолио — лучший способ показать родителям примеры работ их ребенка.

Но составление такого количества листов бумаги для каждого ребенка в вашем классе может занять очень много времени. Вот почему цифровые портфолио — такие замечательные инструменты для учителей и родителей. Веб-сайт класса, система управления школьным обучением (LMS) или онлайн-инструмент портфолио, такой как Pathbrite, могут использоваться для создания цифровых портфолио, к которым легко получить доступ и обновить.

6. Делайте заметки до, во время и после каждой конференции

Вам будет практически невозможно запомнить каждый пункт обсуждения каждой конференции в течение дня, поэтому ведение записей так важно для продуктивных родительских собраний.

Перед собраниями вам нужно будет делать записи для каждого ребенка. Вам также нужно будет делать заметки во время обсуждений, не отвлекаясь от разговора. Наконец, после каждой встречи вам придется выделять несколько минут, чтобы быстро записать некоторые мысли.

Лучший способ сделать все это и оставаться организованным — использовать цифровой инструмент для создания заметок, такой как Evernote, Simplenote или Zoho Notebook.

7. Последующая встреча с родителями

После конференции напишите благодарственное письмо родителям. Они оценят, что вы признаете их усилия. Если у вас есть время для рукописной заметки, отлично! Но не чувствуйте себя виноватым, отправляя электронное письмо или заметку с помощью инструмента для общения в классе. Достижение более важно, чем как.

И помните, общение не должно заканчиваться родительским собранием. Команда Kaplan Early Learning Company отмечает, что важно поддерживать постоянный поток общения с родителями, поскольку для успешного сотрудничества в области образования ребенка требуется регулярная информация об успеваемости ребенка как от учителей, так и от родителей.

Не стесняйтесь пользоваться различными цифровыми инструментами, которые помогут вам организовывать и проводить продуктивные родительские собрания. Эти инструменты могут помочь свести к минимуму стресс как для вас, так и для родителей, делая общее впечатление более приятным для всех.

изображений: Shutterstock, Стэнли Моралес из Pexels

Эта статья была первоначально опубликована 06 декабря 2018 г. и обновлена ​​9 марта 2023 г.

Учитесь жить и работать умнее, а не усерднее!

Получайте наши лучшие статьи каждую неделю прямо в свой почтовый ящик.