Конфликт между учителем и родителем: Конфликт родителя и учителя — как его не допустить — Журнал Учи.ру
Конфликт родителя и учителя — как его не допустить — Журнал Учи.ру
Рассказываем, почему отношения учителей с родителями так важны и как они влияют на учебу ребенка
Кристина Манасарян
Знает все о том, как сделать учителя союзником
- Самые частые причины конфликтов между родителем и учителем
- Как родителям общаться с учителями без ссор и с пользой
Кажется, самые непростые задачи для учителя — найти общий язык с детьми, передать им знания, сохранить дисциплину и уважительные отношения внутри класса. Но многие педагоги признаются, что самым сложным оказывается вовсе не общение с детьми, а конфликтные ситуации с родителями.
Материал подготовлен при помощи экспертов: учителя начальной школы Анастасии Матейко и родителей учеников начальных классов Валерии и Ларисы.
Ребенок, учитель и родители — классический треугольник, роли в котором всегда распределяются по-разному.
Самые частые причины конфликтов между родителем и учителем
Причины конфликтов между людьми могут быть самыми разными. Многое зависит от учителей и родителей. Кто-то готов прислушиваться к чужому мнению, кто-то игнорирует его. Мы постарались разобрать самые частые ситуации, участниками которых становятся педагоги и родители.
Успеваемость и поведение ученика
Главным объектом конфликта, как правило, становится ребенок, а точнее — его поведение и успеваемость. Как правило, если родители готовы к диалогу, а учитель не против помогать семье и идти навстречу, конфликт можно быстро и безболезненно решить. Главное здесь — помочь ребенку.
Учителя не зря обращаются за помощью к родителям, когда у ребенка возникают проблемы с учебой или поведением. Иногда родители просто не понимают, что ответственность за образование в том числе несут они, законные представители. Учитель — только помощник.
Конечно, обязанности есть и у учителей (и немало!). Они регулируются нормативными актами, индивидуальными для каждого учебного заведения. Чаще всего, согласно этим документам, учитель тоже должен воспитывать и обучать ребенка в рамках своего предмета.
Поэтому так важно, чтобы педагог и родитель были командой, которая работает на благо ребенка, и были готовы как можно скорее устранять все возникающие конфликты.
Важно, чтобы педагог и родитель были командой, готовой как можно скорее устранять все возникающие конфликты. Фото: Just dance/shutterstock. comАнастасия Матейко
Учитель начальных классов
С родителями, которых волнует поведение и успеваемость детей, можно быстро найти общий язык: они готовы к диалогу, готовы оказать поддержку педагогу, чтобы достичь главной цели — помочь ребенку получить знания. Но есть еще одна проблема, которая становится причиной многих конфликтов, — полное игнорирование родителями учебного процесса.
Недостаточное участие родителей в учебном процессе
Многие родители слишком отстраняются от учебного процесса, что, как мы выяснили выше, неправильно и даже незаконно: ответственность за обучение ребенка в первую очередь несут родители. Школа — только помощник. Порой учителя от этого даже выигрывают — есть возможность выбрать те пути преподавания и общения, которые удобны педагогу, и не подстраиваться под требования каждого родителя. Но перед педагогами стоит задача вернуть родителей в школу. Часто директор заставляет подключать их к воспитательной, а иногда даже и к учебной работе.
Общение с родителями — это не прихоть, а требования закона, оно важно для обеих сторон.Валерия
Мама первоклассника
Мне кажется, конфликт с учителем у нас произошел, потому что я отдавала ребенка в школу с уверенностью, что уроки — его ответственность, моя задача — воспитать, накормить, обуть. А все, что касается обучения, — дело школы, учителя и ребенка. В моем детстве родители со мной не сидели, я была уверена, что у нас в семье будет так же. Но учитель с первого месяца стала вовлекать родителей в образовательный процесс: домашние задания присылались в чат, дети их даже не записывали поначалу, в личные сообщения писали, что ребенку сложно дается математика или письмо, что с ним надо позаниматься. Сначала мне это казалось неправильным. Но потом я поняла, что ребенку-первокласснику действительно трудно справляться с такой нагрузкой, а у педагога, у которого в классе 30 детей, не всегда есть возможность уделить время и внимание каждому. Теперь мы переписываемся с учителем почти каждый день (плюс появился диктант, то есть часть ответственности перешла к родителям).
Вмешательство родителей необходимо, когда учитель не справляется сам или у него нет полномочий, чтобы повлиять на ситуацию в школе. Здесь сложно что-то советовать — причин, по которым родитель отстранятся от школьной жизни, может быть множество: от банальной нехватки времени до более серьезных проблем. В первом случае учителю вместе с родителем надо постараться найти формат, в котором удобно будет общаться всем (хорошо, что сегодня есть онлайн и чаты, которые не требуют личного присутствия родителя в школе), во втором — важно понять, нужна ли ребенку помощь: возможно, его поведение или проблемы с успеваемостью — тревожные звонки, на которые стоит обратить внимание.
Чрезмерное вмешательство родителя в учебный процесс
Бывают и обратные ситуации: родитель так переживает за учебу ребенка, будто бы сам ходит в школу.
- Несамостоятельность. Тут важно вспомнить о термине «ближайшая зона развития»: да, детям нужна помощь в освоении определенных навыков, но если ребенок может что-то сделать сам или очень близок к этому, задача взрослого — отойти и не мешать. Повторяйте ребенку, что вы всегда готовы прийти на помощь при условии, что он попробует выполнить задание самостоятельно. Не получается? Давай попробуем вместе.
- Излишнее внимание к оценкам. Когда родители учатся вместе (или вместо) с ребенком, они острее реагируют на оценки: «Как двойка? Мы же все правильно решили!». И родитель идет к учителю разбираться, почему за решение, которое папа написал в тетради, учитель поставил два. А ведь педагог должен оценивать знания и возможности ребенка.
- Тревожность. Чем больше родитель вовлечен в учебу ребенка, тем больше ребенок будет переживать, если у него что-то не получается: «Мама так переживает за контрольную, а вдруг я плохо ее напишу? Мне бабушка объяснила, а я не понял, я виноват». Главной целью учебы для ребенка становятся не знания, а желание порадовать взрослого («ведь он старался и переживал»), а такая мотивация — это не самый надежный помощник в обучении.
Личные отношения
Все люди разные. Порой, у конфликта между учителем и родителем нет конкретной причины. В такой ситуации, конечно, разобраться сложнее: нет причины, значит, нет и решения. Но и здесь есть варианты исправить ситуацию.
Анастасия Матейко
Учитель начальных классов
Порой причины конфликтов могут быть необъективными. Самое главное — не вестись на провокации, не отвечать негативом. Надо пробовать беседовать с родителем и ребенком, чтобы понять, в чем причина недовольства. Я в таких случаях старалась налаживать контакт именно с ребенком: стремилась стать ему не только учителем, но и другом. Без фальши и наигранности. Дети это очень тонко чувствуют! Если ребенок будет хорошо отзываться о своем учителе, то и сердце мамы рано или поздно растает. Иногда встречаются непростые в общении люди, с которыми найти общий язык ну никак не получается. Они просто любят негативить и питаться чужими эмоциями. Здесь один совет — держать дистанцию. Конечно, совсем отстраняться от родителя нельзя, это может вызвать еще большую волну негодования. Но старайтесь лишний раз не высказывать такому родителю претензий или замечаний, работайте с ребенком.
Как родителям общаться с учителями без ссор и с пользой
Конечно, за 11 лет избежать конфликтов будет непросто: разные педагоги, разные периоды взросления ребенка, разные ситуации в жизни родителей. Что же делать, если отношения с учителем все же испортились?
Обозначить причину конфликта, назначить дату и время разговора
Иногда учителя даже не подозревают, что у родителей есть какие-то претензии к педагогу. Поэтому важно заранее проговорить, о какой проблеме вам хотелось бы пообщаться. Хорошо, что сегодня это можно сделать в удобном формате — просто написать сообщение в чате например. Обозначьте проблему и поинтересуйтесь, когда учитель сможет с вами встретиться, чтобы ее обсудить. У учителей, как правило, достаточно плотный график — уважайте чужое время!
Мария
Мама первоклассника
Не сказала бы, что у нас с учителем был конфликт, скорее — недопонимание. Педагог все время делала сыну (он только пошел в первый класс) замечание, что он приходит не в форме. Я смотрела в устав, потом смотрела на одежду ребенка и не понимала, что не так. Прошел месяц, начался второй. Я написала педагогу, что хотела бы этот вопрос обсудить, потому что ребенок начал переживать. Мы встретились, спокойно пообщались, выясняли, в каком виде можно, а в каком не стоит в школу приходить. Закончилось, в общем, хорошо.
Сегодня существует множество удобных форматов и возможностей для общения с педагогами. Фото: Studio Romantic/shutterstock.comПодготовиться к разговору
Обозначить проблему — это еще не все. Постарайтесь представить, в каком ключе вы построите диалог, какие доводы и аргументы будете приводить. Помните, что вы идете к педагогу, чтобы помочь ребенку создать комфортную атмосферу для обучения, а не для того, чтобы продемонстрировать свою правоту.
Общаться уважительно и не давать волю эмоциям
Ситуации бывают разные. Разумеется, все, что касается детей, вызывает множество эмоций: от негодования до ярости. Но эмоции не помогут добиться нужного результата и могут сделать только хуже. Избегайте открытых споров, разговаривайте уважительно — обращайтесь к учителю на «Вы» и по имени и отчеству. Это важное правило: даже если педагог кажется вам очень молодым или «своим в доску». Это поможет вам соблюсти нужную дистанцию и выстроить конструктивный диалог. Если сдержать эмоции не получается, извинитесь и попросите учителя перенести встречу. Возвращайтесь, когда будете готовы к конструктивному диалогу.
Не обсуждать учителя при ребенке
Важно, чтобы ребенок не боялся поделиться с вами тем, что происходит в школе, это поможет сохранить доверительные отношения, а в некоторых случаях — обезопасить школьника. Но очень важно не объединяться с ребенком против педагога, не поддерживать негативные высказывания в адрес учителя и не подрывать его авторитет. Помните, что сперва важно выяснить все обстоятельства произошедшего, поговорить с педагогом, а затем — встретиться с ним в присутствии ребенка. Старайтесь решить вопрос мирно. Помните, что учитель — союзник, он помогает воспитывать ребенка.
Анастасия Матейко
Учитель начальных классов
Честно говоря, открытых конфликтов у меня не было. Попыток было много. Но я обычно не ведусь на провокации. Единственный раз допустила оплошность и ответила маме ученика в достаточно в грубой форме (без перехода на личности, конечно). Причиной стал накопительный эффект и стандартное для учителя обвинение в том, что «Вы моего ребенка любите меньше, чем условного Петрова Сашу». В итоге мама хотела идти в Департамент образования. Этого я никогда не боялась, просто сам процесс разбирательств мало кому доставит удовольствие. Поэтому конфликт все-таки решился и достаточно просто — двухчасовым разговором по душам. Услышали друг друга и отношения более-менее удалось наладить.
Не обсуждать учителя в общем чате
И последний совет от Анастасии: «Это сразу вызывает негативные эмоции и у педагога, и у других родителей. Не осуждайте учителя в других чатах — это все равно дойдет до него. И, возможно, не с той интонацией и смыслом, который вы вкладывали в свое сообщение. Чтобы не получилось “испорченного телефона”, говорите все напрямую — без негатива и эмоций, только конструктивный диалог!»
Не рассматривайте конфликты как проблему. Считайте, что возникающие спорные ситуации — это шаг на пути к взаимопониманию и поиску истины. Помните, что у вас с учителем одна цель — помочь ребенку получить знания в комфортной для него атмосфере. Договаривайтесь, учитесь прислушиваться к мнению педагога, не бойтесь выражать свою точку зрения. В конце концов, умение договариваться — один из тех soft skills, которым важно научить детей.
Конфликт между учителем и родителями.Пути их решения. | Методическая разработка по психологии:
Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их разрешения.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Возникшие вопросы, проблемы и задачи учителя и родители должны решать сообща, приходя к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения взаимопонимания.
К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается.
Казалось бы, родителям и учителям делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка. Однако между учителями и родителями обучающихся может возникнуть недопонимание, которое иногда приводит к конфликтам. Поводы для конфликтов могут быть разные. Чаще всего они отражают отношение учителя к определенному ребенку, а родители могут иметь свое собственное, отличное от других мнение по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе.
При этом, некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя.
Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования.
В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.
Причины конфликтов между родителями и учителями могут быть следующие: по мнению родителей-
• Учителя-предметники приходят на собрания часто с отрицательными эмоциями.
• Учителя-предметника трудно увидеть. Большинство родителей во время школьных занятий находятся на работе.
• Домашние телефоны учителей многие родители не знают.
♦ отсутствие взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы обучающегося;
♦ несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;
♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем обучающемуся;
♦ непринятия обучающегося сверстниками, одноклассниками;
♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка.
2. Учителя-предметники обвиняют родителей в отсутствии с их стороны должного контроля за успеваемостью и поведением детей.
- что родители не принимают мер к детям:
• систематически получающим неудовлетворительные оценки;
• значительно снизившим свою успеваемость в течение четверти;
• неоднократно нарушающим дисциплину в классе.
Если говорить о предупреждении конфликтов, необходимо знать, какие действия могут к ним привести.
Вот перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации со стороны родителей:
♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;
♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;
♦ постоянные придирки к деятельности учителя;
♦ отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;
♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;
♦ активное навязывание своей точки зрения;
♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;
♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;
♦ втягивание обучающихся и родителей в назревающий конфликт;
Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:
♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;
♦ отсутствие интереса к личностям обучающихся и родителей;
♦ использование внутришкольной информации во вред отдельным обучающимся и родителям;
♦ игнорирование интересов обучающихся и родителей;
♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;
♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.
Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться следующими рекомендациями предупреждения конфликта:
1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, равномерно распределять участие родителей в делах класса.
2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных обучающихся.
3. Относиться к родителям вежливо и терпимо.
4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или обучающимися.
5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.
6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.
7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.
8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.
Если конфликт уже возник,то для его разрешения:
* создайте атмосферу сотрудничества;
* переведите конфликт из эмоционального состояния в рациональное;
* учитывайте индивидуальные особенности детей и родителей участвующих в конфликте;
* найдите оптимальные способы управления конфликтом;
* Без амбиций относитесь к критическим замечаниям.
- Говорите родителям об их ребёнке объективно и непредвзято.
- Верьте в потенциальные возможности их ребёнка, даже если он неважно учится и ведёт себя.
- Не сравнивайте его с другими детьми.
Психологические рекомендации
1.УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3. Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.
4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, дети и родители будут дорожить вашими словами, помнить их.
5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали.
Компромиссное решение – это самое гармоничное разрешение конфликта, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить.
Важная роль в решении конфликтных ситуаций между учителем и родителями принадлежит классному руководителю.
Возникнет ли конфликт или же общение будет развиваться конструктивно – во многом зависит от стратегии классного руководителя.
Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией.
1. Используйте механизм прямой связи родителей и учителей.
- Для этого можно попросить учителей назначить время встречи с родителями в школе. Это не обязательно должен быть личный визит, достаточно организовать своего рода дежурство на телефоне учителя в определенный день и час (например, тогда, когда у него перерыв между уроками).
- создайте совместно с администрацией школы на сайте учреждения гостевую книгу или странички он-лайн консультации с учителями. Задать вопрос учителю родители смогут не выходя из дома, или объяснить родителям как можно задать вопрос через Дневник.ру
- Обеспечьте родителей и учителей контактной информацией друг о друге. Эти сведения можно записать в дневнике учеников. Можно подготовить для родителей информационные буклеты, включающие сведения о школе, информацию об администрации, социальном педагоге, психологе, медицинском работнике, учителях (их телефоны, кабинеты, в которых они работают).
- Учителям предоставьте сведения о семьях учеников.
Родителям можно раздать рекомендации в виде памятки
❀ Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.
❀ Помните — родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.
❀ Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.
❀ Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.
❀ Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.
❀ Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.
❀ Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»
❀ Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.
На заметку бабушке и дедушке
❀ Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.
❀ Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.
❀ Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.
❀ Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.
❀ Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.
Уважаемые коллеги, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций помните слова А. Сухомлинского:
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям,
для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой»,
для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», —
и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.
Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения.
Родители и учителя: превращение конфликтов в партнерство
Это был школьный вечер. Я преподавал американскую историю. Один из родителей спросил меня несколько укоризненно: «Учитывая вашу либеральную предвзятость, как вы планируете учить Новому курсу?» Мое предположение состояло в том, что это был родитель-республиканец. Я ответил: «Ну, что касается того, что я либерал, то виновен по обвинению! Но как учитель истории я обязан помочь студентам критически взглянуть на различные точки зрения на исторические события. Я уделяю равное и справедливое время Уилки и другим хорошие республиканцы». После того, как заседание закончилось, мы поболтали о том, как Рузвельт пытался бросить вызов Верховному суду, и я сказал ему, что знаю, что Рузвельт не ходит по воде.
На меня работали две ключевые переменные. Во-первых, я очень хорошо знал свой предмет и знал, что делаю акцент на критическом мышлении студентов и эффективном выводе, а не на индоктринации. Во-вторых, я всегда реагировал на родителей без защиты и пытался представить, что они чувствовали, когда я общался с ними. Ведь я тоже был родителем!
Я хочу поделиться несколькими способами, с помощью которых родители и учителя могут наводить мосты, когда у них есть разногласия по поводу ученика и/или курса. Я намеренно опускаю рассмотрение взаимодействия учителей с крайне деструктивными родителями и взаимоотношений родителей с явно плохими учителями. Они не являются нормативными и, хотя и важны, требуют изучения в качестве отдельных тем.
Роли и ожидания
Хотя я твердо верю в тесные отношения между родителями и учителями, естественными союзниками в обучении и поддержке развития детей, конфликт между родителями и учителями также является обычным явлением. Вопрос в том, как разрешить конфликты и, если возможно, привести к положительным результатам?
Упражнение, которое я проделал со своими учителями-стажерами, может оказаться поучительным. Я дал им фиктивное письмо от двух филиппинских родителей-иммигрантов, которые чувствовали, что их сыновья не получают полной поддержки, в которой они нуждались. Письмо написал филиппинский коллега, знавший многих родителей-иммигрантов. Стажеров попросили написать ответ. Затем я вовлек их в ролевую игру в классе, где они по очереди представляли свою позицию и позицию родителей.
Слишком часто стажеры объясняли родителям обоснование своего подхода к обучению и пытались заверить их, что они не допускают дискриминации. Но некоторые понимали, что им нужно сосредоточить свое внимание на том, чтобы по-настоящему слушать родителей, ставя себя на место родителей. Они заверили родителей, что будут лучше следить за двумя сыновьями.
При возникновении конфликтов между родителями и учителями чаще всего действуют следующие факторы: (а) проблемы с контролем, и/или (б) различия в ценностях, и/или (в) различное восприятие учащегося. И эти три часто тесно связаны.
Важно, чтобы родители понимали, что они не могут контролировать то, что происходит в классе, и что класс является прерогативой учителя. Точно так же учителя должны отказаться от любых представлений о том, что они могут контролировать то, что происходит в доме ученика. Однако каждый из них может внимательно слушать, чтобы узнать, могут ли они узнать что-то от другого о том, что может улучшить положение учащегося в любой из этих ситуаций.
Коммуникации и компромиссы
Для меня как для родителя было важно немедленно сообщить учителям моего сына и дочери, если дома возник кризис, который может повлиять на моих детей в школе. Для меня также было важно сообщить им, когда мои дети чувствовали чрезмерное давление, связанное со школой, из-за которого они теряли аппетит или бессонницу. Почти каждый учитель, которого я встречал, откликался на эту обратную связь.
Точно так же, будучи учителем, я тратил много времени на тщательное информирование обеспокоенных родителей о моем подходе к обучению и о том, какую атмосферу в классе я создал. И всякий раз, когда кто-то из родителей обращался ко мне с беспокойством или критикой, я старался не защищаться.
Различия в ценностях неизбежны, но все же часто возникает разочарование, когда кто-то не разделяет наши ценности. И учителя, и родители должны напомнить себе, что различия в ценностях можно преодолеть только при уважении ценностей друг друга и готовности идти на компромисс.
Кроме того, родители и учителя могут по-разному воспринимать ученика, и оба обычно правы. Неудивительно, что студенты ведут себя по-разному в разных контекстах. Делясь своим мнением, родители и учителя лучше понимают ученика.
Восприятие и реальность
Этот блог едва затрагивает очень плодотворную тему, поэтому я рекомендую вам ознакомиться с этими дополнительными источниками.
Блог Edutopia моего коллеги Рика Кервина «Родители и учителя: возможности команды мечты» находится в верхней части моего списка. У Рика часто есть отличные идеи как для учителей, так и для родителей. Обратите особое внимание на его комментарии о «демпинге». И обвинение, и защита контрпродуктивны для эффективных отношений между учителем и родителями.
Хотя я не в восторге от названий, я настоятельно рекомендую две книги Тодда Уитакера: Работа с трудными родителями: и родители в трудных ситуациях и Работа с трудными учителями . Я думаю, если мы будем помнить, что каждый из нас может восприниматься как сложный, когда у нас есть разногласия друг с другом, забота и общение могут сделать нас намного легче!
Другим отличным источником является книга Аллена Мендлера « Обращение с родителями ». Его можно получить в Центре обучения учителей.
Суть для меня в том, что учителя должны чувствовать себя уверенно в своих знаниях своего предмета и своей философии, должны приветствовать точки зрения родителей и даже их критические отзывы, никогда не должны защищаться и, чтобы по-настоящему взять на себя роль родителя, должны поставить себя на место родителей.
Для родителей важно как можно скорее встретиться с учителем при возникновении каких-либо опасений, поделиться своими проблемами и внимательно выслушать точку зрения учителя, чтобы каждый родитель действительно понимал, что происходит в классе его или ее ребенка.
И в той степени, в которой и родитель, и учитель могут отказаться от любых представлений о том, что они «правы», и вместо этого сосредоточиться на взаимной помощи ученику, конфликты могут действительно стать партнерскими отношениями.
Как избежать ядовитых споров между родителями и учителями
С началом нового учебного года учителя и родители обдумывают, как совместными усилиями помочь детям получить от учебы максимум удовольствия.
В прошлом году Департамент образования и профессиональной подготовки штата Виктория объявил, что эскалация споров между родителями и школьными учителями и директорами приведет к независимому посредничеству.
Посредничество кажется чрезмерным и дорогим, поэтому самое время задаться вопросом: как учителя и родители могут предотвратить обострение конфликтов?
Когда я был учителем, я учил мальчика, чья репутация плохого поведения вошла в легенду. Его имя было встречено закатыванием глаз и жалостью, когда вы сказали, что он учится в вашем классе. Но этот мальчик, назовем его Уильям, невероятно хорошо учился в моем профессиональном классе информатики.
В честь этого достижения я решил попробовать сделать то, что говорится в исследовании, и работать с отцом Уильяма, чтобы помочь Уильяму оставаться на прямом пути. Я решил позвонить его отцу.
Папа ответил на звонок: «Лучше бы это было хорошо». Он продолжил мой комплимент обличительной речью о «[ругательных] друзьях Уильяма», выдающих себя за учителей и «тратящих впустую [его] время». Объяснив, что я был одним из учителей его сына, он замолчал и почти прошептал: «Впервые за все годы, что я провел в [школе], кто-то удосужился похвалить моих детей».
Что касается отца Уильяма, то школа связалась с ним только тогда, когда Уильям плохо себя вел.
В этой ситуации мы как школа могли бы сделать больше для Уильяма и его отца. Нам следовало бы лучше справляться с трудными разговорами о поведении. Мы могли бы даже лучше удовлетворить потребности Уильяма, если бы усерднее работали, чтобы привлечь его отца к школьному обучению Уильяма.
Формирование позитивных отношений
Исследования показывают, что привлечение родителей к обучению ребенка, начиная с подготовительной, может помочь улучшить успеваемость, социальную активность и удовлетворенность школьным опытом. Это также может помочь родителям чувствовать себя более комфортно, помогая своему ребенку дома.
Один из верных способов хорошо начать — это посещать собеседования родителей и учителей, даже в средней школе.
Помимо интервью, общение имеет ключевое значение.
Некоторые школы активно приглашают родителей к участию, в то время как другие поощряют учителей вступать в контакт, чтобы хвалить родителей. Простой телефонный звонок, заметка в справочнике или даже электронное письмо родителям — это простые способы установить контакт.
Хотя многие родители хотят наладить связь со школой, некоторые опасаются, что это может привести к чрезмерной вовлеченности. Исследования показывают, что слишком активное участие может создать стресс для ребенка. Но насколько вовлечение слишком сильно зависит от ребенка, поэтому родители должны ориентироваться на своих детей.
Знакомство с учителем вашего ребенка
Начните с представления себя. Если ваш ребенок старше, встреча с классным руководителем может стать хорошим способом наладить связь со школой. Сделайте это со своим ребенком, если сможете, это поможет ему справиться с конфликтами со своими учителями.
Предотвращение конфликтов
Иногда даже при самых лучших намерениях могут возникать конфликты между родителями и учителями.
Несмотря на то, что в качестве решения обсуждается независимое посредничество, родители и учителя могут предпринять шаги, чтобы предотвратить эскалацию конфликта.
Участие в школьных мероприятиях, например, участие в экскурсиях, помощь на школьных дискотеках, волонтерство в классе или в буфете, может предотвратить конфликт. Эти мероприятия означают, что у родителей есть репутация в школе, они известны персоналу и учащимся, а их дети могут видеть, что их родители активно поддерживают их образование.
Когда возникает конфликт, важно, чтобы обе стороны сохраняли непредвзятость и признавали точку зрения другой, уважительно излагая свою.
Причины конфликтов зависят от точки зрения.
Что могут сделать учителя
Учителя могут начать с обвинения родителей в том, что они чрезмерно или недостаточно вовлечены, но может случиться так, что в игре есть более сложные проблемы, чем может сообщить бойкое заявление.
Общие проблемы, с которыми сталкиваются учителя, включают негативное мнение родителей о стиле учителя или неспособность родителей признать недостатки своего ребенка. (У меня была своя доля бесед с родителями, которые привели к «но это ваша проблема между 8:00 и 15:00» или «но мой ребенок не ведет себя так дома, должно быть 9 часов».0039 ваша ошибка ».)
Учителя могут заранее и часто связываться с семьей через справочник, электронную почту или телефонный звонок. Эти контакты, сформулированные как способ приглашения родителей помочь своим детям, могут решить некоторые проблемы.