Наглядные формы работы с родителями: Наглядные формы работы с родителями | Статья на тему:

Содержание

«Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ».

Копия Сертификат-новый

Дошкольник.ru

Педагогам

Праздники

Рукоделие

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

В ТЕЛЕГРАМ
«Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ».
Педагогика
Автор: Свинина Ирина Геннадьевна   
24.
10.2019 19:23

«Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ».

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно- информационные формы условно разделены на две подгруппы:

  1. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
  2. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
    Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д. Главная задача данных форм работы — познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
  • записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
  • видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
  • фотографии,
  • выставки детских работ,
  • стенды, ширмы, папки-передвижки.

В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:

  • натурная,
  • изобразительная,
  • словесно-образная,
  • информационная.

Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника.

Рссмотрим группу информационно-ознакомительных форм.

Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

  • материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
  • материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.

Главное — содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание. Для этого необходимо:

  1. Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза.
  2. Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности, родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.
  3. Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер. Информацию дополнить красочными рисунками.
  4. Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Можно представить такую информацию в виде фотоуголка «С вашими детьми работают». В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка, цветочной полянки, в искрах салюта, помещаются фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми и облегчает общение родителей с педагогами.

Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению. Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба. Варианты оформления стендов сегодня неограниченны. Выбор формы и названия такого стенда остается за воспитателем: «Заботливым родителям», «Взрослым о детях», «Для вас, родители» и т. д.

На стенде могут быть представлены: режим дня; расписание занятий; план мероприятий на месяц; объявления; условия проведения конкурсов; меню на день; словарь добрых слов и выражений; адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.

Информация, размещаемая на стендах должна удовлетворять нескольким требованиям: она должна быть конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.

Конкретность. Доступность. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии – достаточно изложить простыми и короткими предложениями.

Краткость. Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей, актуальной для данной группы, без нравоучений.

Должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например: «Рады сообщить вам!», «Наши успехи»

, «Музыкально-поэтический уголок».

Эстетичность и безопасность. Основные требования к оформлению наглядной информации. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.

Тексты необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом и размером.

Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Что делать, если ребенок дерется». Привычные названия такие как «Меню» заменить на такие как: «Вести из столовой», «Смак»,

«За обе щечки». А обыденное название «Сетка занятий» — на «Наш день», «С утра до вечера», «Вот как мы живем», «С понедельника до пятницы», «Чем мы занимались», «Наши дела»

В информационных уголках обязательно должна присутствовать рубрика «Благодарим». Благодарность тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек). Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.

Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми.

Выставки, вернисажи детских работ. (Рисунки, поделки по аппликациям, лепки, дети сами располагают свои работы, чтобы родители могли любоваться ими).

Их цель — демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы.

Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла» и т. д.

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

  • информацию о дополнительных занятиях с детьми
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • благодарность добровольным помощникам и т. д.

Папки–передвижки. «Как мы живем». Знакомим родителей с интересными событиями, которые проходят в нашей группе, музыкальные и спортивные мероприятия, как весело живется нам в детском саду, которые сопровождаются фотоотчетом. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д В перспективе планирую.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т. д. Создание видеофильмов.

Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.

К данным формам работы с родителями можно отнести и

  • оформление фотомонтажей;
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
  • фотовыставки «Моя бабушка — лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я — дружная семья»;
  • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.

Родители стали проявлять интерес к жизни группы, научились выражать восхищение детской деятельности

< Предыдущая   Следующая >

 

Журнал

«Дошкольник.

РФ»

Работа с родителями в ДОУ по ФГОС – формы, план и отчет

Семья и родители играют важнейшую роль в становлении личности ребенка. Семейный микроклимат и особенно участие родителей в воспитании малыша закладывают ту базу, на которой будет строиться характер человека. Важность дошкольного воспитания подчеркивают известные педагоги и психологи – Э.Берн, А.Макаренко, К.Ушинский, Д.Дьюи. В Федеральном законе об образовании говорится, что родители обязаны закладывать основы интеллектуального, нравственного и физического развития своего ребенка (ст. 44). В сегодняшних условиях, когда родители заняты на работе, и воспитанием занимается преимущественно детский сад, очень важно тесное взаимодействие педагогов с семьей. Работа с родителями в ДОУ акцентируется и в положениях ФГОС – стандарт ставит перед дошкольными учреждениями задачи по налаживанию сотрудничества с семьей или опекунами каждого воспитанника. Родители не должны быть сторонними наблюдателями – они должны принимать активное участие в процессе воспитания и социализации малыша (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).

Работа с родителями в ДОУ по ФГОС должна быть индивидуальной. Это означает, что педагоги детсада обязаны учитывать социальный статус родителей и их уровень образованности, семейный микроклимат, отношение к ребенку. В обязательном порядке следует прислушиваться к запросам и жалобам родителей относительно работы ДОУ. Это позволит повысить степень заинтересованности и уровень вовлечения.

Традиционные формы работы с родителями в ДОУ

Общение педагогов с родителями может быть выстроено при помощи различных форм – традиционных и новаторских, индивидуальных и коллективных. Рассмотрим для начала традиционные методы работы с родителями в ДОУ.

Родительские собрания – самый популярный вариант. В рамках собрания педагог знакомит родителей с новостями, обозначает планы на ближайшее время и текущие задачи. К выступлению могут привлекаться медработники ДОУ, психологи, логопеды, специалисты по физвоспитанию. Родительские собрания носят практический характер, их основная цель – ознакомить родителей с состоянием дел в ДОУ и дать краткую характеристику динамики развития по группе.

Конференции – еще одна распространенная совместная работа с родителями в ДОУ. В рамках конференции родители обмениваются опытом, а воспитатель проводит презентацию или доклад на определенную тему, например, «Досуг с ребенком в семье». Цель конференции – повысить педагогическую грамотность родителей.

Индивидуальная работа с родителями детского сада в традиционном варианте включает консультации и беседы. Они проводятся воспитателем наедине с родителями (родителем). В рамках бесед и консультаций обсуждаются достижения конкретного воспитанника.

Как правило, работа педагога с родителями в ДОУ также включает в себя опросы и анкетирования. Сегодня это можно делать удаленно. Дистанционная работа с родителями в ДОУ подразумевает, в числе прочего, сбор мнений в свободной форме. Родители отправляют педагогу свои вопросы, замечания и пожелания. Это помогает выявить потребности каждой семьи, увидеть пробелы в образовательной программе и наладить эмоциональный контакт родителей с сотрудниками детсада.

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ

Помимо традиционных форм, сейчас все чаще практикуются нестандартные виды взаимодействия с родителями. Они позволяют быстрее и легче вовлечь родителей в процесс воспитания, сделать взаимодействие «ребенок-родители-педагог» более тесным и дружеским. Большой плюс таких форм заключается в том, что они гораздо лучше воспринимаются родителями сегодня, в условиях высокой информационной загруженности.

Наглядные формы работы с родителями в ДОУ включают:

  • день открытых дверей – родители получают возможность увидеть работу ДОУ «изнутри», наблюдая за играми и отдыхом малышей;
  • непосредственное участие в педагогическом процессе – родители могут попробовать себя в роли воспитанников, выполняя задания совместно с детьми, или в роли педагогов, становясь на время помощниками воспитателя;
  • просмотр видеороликов о жизни ДОУ;
  • организация выставок детских рисунков и поделок.

Эти методики позволяют родителям лучше понять деятельность воспитателей, научиться конкретным приемам взаимодействия с малышами и использовать их в быту.

Досуговые методы работы с родителями в детском саду также пользуются популярностью. Совместные праздники, конкурсы, марафоны, зарядки, театральные постановки, концерты и игры укрепляют эмоциональный контакт, делают общение более живым и комфортным, помогают сплотиться. Неформальная обстановка на таких мероприятиях способствует эмоциональному раскрытию родителей, помогает преодолеть барьеры.

Наконец, нетрадиционные работы с родителями в ДОУ включают собрания нетипичных форм: педагогические игры, дискуссии, круглые столы, тренинги, семинары, разнообразные школы для родителей. Помимо этого, на базе ДОУ могут быть организованы родительские клубы или игротеки (например, на развитие мелкой моторики, на знакомство с буквами и цифрами, на развитие речи и т.д.).

Планирование работы с родителями в ДОУ

План работы с родителями в ДОУ состоит из трех основных блоков:

  1. Информационно-аналитический – изучение проблем и запросов.
  2. Практический – конкретные способы решения выявленных проблем.
  3. Оценочный (контрольный) – анализ эффективности работы.

Информационно-аналитический и практический блоки реализуются в рамках перечисленных выше методик. Что касается контрольного, то на нем стоит остановиться подробнее.

Чтобы оценить эффективность проводимых мероприятий, необходимо получать обратную связь от родителей. Для этой цели после каждого собрания, игры, конференции и т.д. следует собирать отзывы, используя опросники, книги предложений, оценочные тесты. Также важно:

  • принимать во внимание вопросы, оставшиеся у родителей по итогам собрания;
  • отмечать, какие цели мероприятия были достигнуты, а какие – нет, и почему;
  • обращать внимание на то, к каким результатам привело мероприятие, и совпадают ли они с планируемыми;
  • отслеживать присутствие родителей на мероприятиях и уровень вовлеченности;
  • обращать внимание на тех родителей, которые регулярно пропускают встречи.

Тесное взаимодействие семьи и педагогов – результат кропотливого труда. Однако эти усилия окупаются многократно. Дети эмоционально сближаются с родителями, начинают испытывать к ним уважение и тепло, ощущать их заботу и защиту в полной мере. Родители лучше понимают потребности своих чад. А педагоги получают бесценную информацию о том, как преодолевать затруднения воспитанников и повышать эффективность образовательной программы ДОУ.

Как проводить мониторинг развития детей?

Для этого удобно использовать программный модуль «Мониторинг развития ребенка» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он позволяет формировать статистику и отчеты по развитию и здоровью детей за любой период в соответствии с ФГОС ДО.

Попробовать программу бесплатно можно здесь.

Автор статьи: Лидия Ситникова

Похожие статьи:
  • Мониторинг развития ребенка в ДОУ по ФГОС
  • Дистанционное обучение в ДОУ
  • Летний оздоровительный период в ДОУ
  • Ремонт в детском саду

P. S. Ваш лайк вдохновляет нас на новые статьи.

5 причин, почему зрительная поддержка так важна для детей, и как применять ее дома

Большие дети, младенцы/малыши, дети всех возрастов, нейрообразование, родители, дошкольники, подростки

Как использование визуальных стратегий в сочетании с терпением и подотчетность могут укрепить коммуникативные навыки вашего ребенка

Хотите облегчить себе жизнь, улучшить общение с детьми и получить больше шансов на то, чтобы ваши родительские ожидания оправдались без суеты? Тогда пришло время принести визуальную поддержку в ваш дом, и я собираюсь объяснить 5 основных причин, почему!

Прежде чем я это сделаю, позвольте мне объяснить, что я имею в виду под визуальной поддержкой. Визуальная поддержка делает ожидания читаемыми для детей всех возрастов. Примером визуальной поддержки может быть снимок того, как выглядит чистая комната, или что-то, что вы хотите создать вокруг ожидания.

1.     Визуальная поддержка помогает формировать ожидания и укреплять позитивное поведение. По данным Центра социально-эмоциональных основ раннего обучения, такие вспомогательные средства, как диаграммы выбора (дополнительную информацию см. ниже), показывают детям, что и как делать, объясняют пошаговые инструкции и перенаправляют негативное поведение на четкие и продуктивные задачи (nd).

Разбивая сложные действия на этапы, родители могут решить, поможет ли детям справиться с задачей простая или более подробная визуализация. Используйте изображения, которые представляют собой четкие, незагроможденные представления. Попросите взрослого попробовать инструкции, прежде чем использовать наглядное пособие с детьми.

2.     Визуальные опоры позволяют детям выражать свой внутренний мир (мысли, чувства, убеждения, желания, потребности). Помощь детям в осознании своего внутреннего мира и в том, как выражать свои мысли и чувства, позволит им развить уверенность и независимую точку зрения на самих себя. По словам терапевта по отношениям Чарльза Уитфилда, доктора медицины, дети, которые учатся ясно выражать свои мысли, с большей вероятностью будут формировать здоровые границы (19).93, с.48-49).

  • Родители могут использовать визуальную поддержку, чтобы помочь детям сообщить, что им доступно. Они могут выбрать занятие на основе визуальной информации на доске. Начните с меньшего количества вариантов и добавьте больше вариантов или сложности позже, когда дети смогут ими управлять.
  • Родители могут размещать изображения которые представляют “фразы выживания”, такие как я голоден, я устал, и мне нужно в туалет.
  • Родители могут использовать таблицу ощущений, чтобы помочь детям измерить температуру своего внутреннего мира.
  • Родители могут использовать визуальную поддержку, чтобы помочь своим детям определить проблемы и решения без слов. По словам доктора Росса Грина, это может помочь маленьким детям и детям с отсроченными навыками обработки речи участвовать в решении проблем совместно с опекунами (Грин).

Важно выбрать зрительные опоры, соответствующие уровню развития вашего ребенка. Нажмите здесь, чтобы получить подарок этого месяца: определение уровня зрения вашего ребенка и типов визуальной поддержки для использования дома

3.     Визуальная поддержка помогает сообщать о процедурах и ожиданиях. Создание четких и эстетически привлекательных изображений может напомнить вашему ребенку, что делать, когда и как. Наглядные материалы, подкрепленные вербальным руководством, помогают детям точно знать, что от них ожидается (например, самостоятельное мытье рук, уборка игрушек).

  • Родители могут создавать визуально привлекательные диаграммы и списки, чтобы сообщать о правилах, процедурах и ожиданиях.
  • Родители могут создавать рассказы которые используют изображения со словами для сценариев предлагают видеомодели подходящего поведения для детей, которым они могут следовать в социальных ситуациях. Дополнительную информацию о распорядке дня и ожиданиях см. в статье «3 причины, по которым распорядок дня для детей всех возрастов терпит неудачу, и как это исправить».

4.     Визуальная поддержка улучшает память и способность к обучению. Визуальные эффекты активизируют предыдущие знания и создают мощный нейронный мост к новым знаниям благодаря тому, как работает человеческий мозг. Согласно синтаксической теории визуальной коммуникации, дети запоминают 80 % того, что они видят и делают, 20 % того, что читают, и 10 % того, что слышат (Lester, 2006).

Точно так же, как взрослые используют календари, списки покупок и списки дел для улучшения памяти, детям также полезны визуальные напоминания. Родители могут использовать схемы, знаки, списки, которые дети могут регулярно просматривать, чтобы улучшить память.

Визуальная поддержка, такая как графические органайзеры и диаграммы «Что делать», может помочь детям визуализировать академические задачи. Дополнительные способы использования визуальной поддержки для улучшения обучения см. в этой статье.

5.     Визуальная поддержка развивает независимость и самоэффективность. Визуальные эффекты статичны, то есть они остаются на месте после произнесения слов. Дети могут обращаться к ним, как только произнесенные слова больше не присутствуют. Регулярным действиям, представленным визуально, можно научить детей в очень раннем возрасте. После обучения взрослый может выйти из рутины и позволить ребенку самостоятельно контролировать выполнение рутины (Советы и идеи по созданию наглядных материалов для поддержки маленьких детей с трудным поведением).

По мере того, как ваш ребенок успешно выполняет задания, он постепенно берет на себя ответственность за свои действия и чувствует себя более уверенным в своих силах.

По словам известного психолога Альберта Бандуры, самоэффективность — это «вера в свои способности организовывать и выполнять действия, необходимые для управления предполагаемыми ситуациями» (1997). Самоэффективность – это вера человека в свою способность добиться успеха в конкретной ситуации. Развитие самоэффективности — это мощный способ помочь вашему ребенку ставить цели, выполнять их и стать полноправным коммуникатором.

При принятии решения о том, какие типы стратегий визуальной поддержки использовать, учитывайте способности вашего ребенка к обучению и возраст развития. По данным Центра социальных эмоций для раннего обучения, «зрительная стадия» вашего ребенка (или их комбинация) может быть определена по определенным критериям.

Для получения дополнительной информации о визуальных опорах и о том, как их легко создать дома, ознакомьтесь с моей записью в блоге «4 способа помочь вашему ребенку следовать указаниям и лучше общаться».

Works Citations

5 способов использования зрительной поддержки дома. (nd) Получено 1 апреля 2021 г. с https://www.youtube.com/watch?v=Hhpnv1MkRiI

13 причин, почему ваш мозг жаждет инфографики. (н.д.). Получено 2 апреля 2021 г. с https://neomam.com/interactive/13reasons/

Бандура А. Самоэффективность в меняющихся обществах. Издательство Кембриджского университета; 1997.

Грин, Р. В., доктор (н. д.). Выявление проблем и решений без слов. Получено 4 апреля 2021 г. с https://www.livesinthebalance.org/art-for-problems-and-solutions 9.0005

Как научить ребенка саморегуляции. (nd) Получено 1 апреля 2021 г. с https://nurtureandthriveblog.com/how-to-teach-your-child-self-regulation/

Lester, PM (2006). Синтаксическая теория визуальной коммуникации.

Семетко, Х. и Скаммелл, М. (2012). Справочник SAGE по политическим коммуникациям, публикации SAGE.

Советы и идеи по созданию наглядных материалов для поддержки маленьких детей с трудным поведением. Февраль 2010 г. Получено 1 апреля 2021 г. с http://csefel.vanderbilt.edu/modules/module3b/handout2.pdf 9.0005

Уитфилд, К.Л. (1993). Границы и отношения

Я даю родителям и учителям возможность чувствовать себя спокойно, способно и уверенно, чтобы они могли решать проблемы и создавать новые возможности со своими детьми.

Что в твоей книге для родителей? У каждого родителя есть свой уникальный стиль, когда дело доходит до обучения своей семьи на пути к успеху.

Пройди этот тест, чтобы узнать, что находится внутри твоего учебника по воспитанию детей (и над чем ты хочешь поработать в этом сезоне).

12 Занятий по зрительному восприятию для детей

  • Поделиться
  • Электронная почта

Зрительное восприятие – важный навык, который необходимо развивать в первые годы жизни ребенка.

Вот четкое объяснение того, что это значит, почему это так важно для обучения чтению, письму и математике, а также 12 простых игр, в которые вы можете играть дома, чтобы ваш ребенок учился, развлекаясь.

Что такое визуальное восприятие?

Дети взаимодействуют с миром через свои органы чувств. То, как они воспринимают вещи с помощью органов чувств, вместе с их двигательными и когнитивными процессами, в совокупности известны как перцептивно-моторные навыки .

Зрительное восприятие — это способность мозга понимать и осмысливать то, что видят глаза. Глаза посылают в мозг информацию, которую нужно правильно интерпретировать.

Кроме зрительного восприятия у детей необходимо развивать:

  • слуховое восприятие (звук)
  • обоняние (обоняние)
  • вкусовое восприятие (вкус)
  • тактильное восприятие (осязание)
  • Двигательные навыки, такие как осознание тела, пространственное восприятие, мелкая моторика и крупная моторика, движения глаз, координация глаз-рука-нога, пересечение средней линии, осознание направления и доминирование (левша или правша)

Существуют различные аспекты зрительного восприятия, которые я объясню ниже.

Что является примером зрительного восприятия?

Примером зрительного восприятия является чтение ребенком слова.

Допустим, слово собака .

Ребенок видит фигуры и формы на странице, но мозг научился расшифровывать, распознавать и даже запоминать некоторые из этих форм.

Он замечает, что формы и очертания — это буквы, он решает, смотрит ли он на «б» или «д» (буквы, которые часто путают), и он понимает, что буквы образуют слово, имеющее для него значение — собака .

Если он достаточно взрослый и развил хорошие навыки визуального восприятия, он будет знать слово собака просто наизусть и ему больше не придется активно расшифровывать слово.

Зрительное восприятие — это не просто акт видения чего-то, а восприятие того, что это значит для вас.

Почему визуальное восприятие важно?

Дети в основном учатся и осмысливают свой мир с помощью своих органов чувств, таких как слух и зрение. Ребенок начинает учиться, осмысливая увиденное до того, как интегрируются другие чувства.

Зрительное восприятие важно для ребенка, чтобы научиться интерпретировать и понимать окружающую среду. При достаточной стимуляции дети развивают этот навык примерно к 7 годам.

Готовность к школе

Для того чтобы дети достигли готовности к школе для формального обучения, развитие их навыков визуального восприятия имеет решающее значение.

Дети должны иметь хорошо развитые зрительные навыки, чтобы научиться:

  • читать
  • запись
  • заниматься математикой

Обучение ребенка чтению и письму заключается не только в том, чтобы смотреть на буквы и запоминать их, но и в значительной степени зависит от того, насколько хорошо развиты их способности зрительного восприятия.

Занятия визуальным восприятием, такие как игры на память и головоломки, являются отличными занятиями перед чтением, которые гораздо важнее в дошкольном возрасте, чем попытки ускорить изучение букв и цифр.

Какие существуют типы навыков зрительного восприятия?

Вот типы навыков визуального восприятия, описанные Марике де Витт, автором книги «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива», и их важность для обучения:

  • Зрительное различение – способность мозга видеть сходства и различия (замечать различия в буквах и цифрах, особенно в тех, которые выглядят одинаково, например, b и d , плохо и папа , S и 5 и т. д.)
  • Зрительная память – способность мозга запоминать то, что видели глаза (распознавать буквы и цифры, запоминать виденные слова и списывать с доски в классе.)
  • Последовательная память – способность мозга запоминать то, что он видит последовательно, т.е. последовательность букв в слове (орфография), копирование правильных чисел в многозначных вычислениях (например, сложение 2 наборов трехзначных чисел) и запоминание порядка при выполнении вычислений с использованием нескольких цифр.
  • Визуальное понимание – способность мозга понимать увиденное и осмысливать его (уметь решать задачи и делать выводы)
  • Восприятие форм – способность мозга различать формы объектов независимо от их размера и положения (например, что-то далекое кажется меньше, чем оно есть на самом деле)
  • Восприятие глубины — способность мозга оценивать, насколько далеко что-то находится (важно для любого движения).
  • Восприятие фигуры-фона – способность фокусироваться на чем-либо и блокировать фон/не относящиеся к делу изображения (например, копирование с доски). Это также помогает детям сохранять свое место при чтении.
  • Зрительный анализ и синтез – способность мозга видеть образ как единое целое, разбивать его на части и снова собирать (дети делают это постоянно, читая, например, произнося слова)
  • Визуальное замыкание – способность узнавать предметы по форме, видя их часть (например, общеупотребительные слова). Это избавляет от необходимости декодировать слово каждый раз, когда ребенок его видит, и повышает общую беглость речи.

Как видите, обучение чтению, письму и математическим вычислениям требует гораздо большего, чем просто изучение букв и цифр.

Сосредоточение внимания на развитии зрительного восприятия вашего ребенка будет иметь большое значение для подготовки к школе и успехов в чтении, письме и т. д. (вот видео, объясняющее зрительное восприятие).

Как развивать навыки зрительного восприятия у вашего ребенка

Возможно, вам интересно, какие действия важны для зрительного восприятия.

Лучший способ развить эти навыки — играть.

Маленьким детям нужны не рабочие листы или какие-либо формальные занятия, а множество игровых заданий и игр.

Вот краткий список примеров упражнений для развития зрительного и моторного восприятия:

  • Сборка головоломок
  • Игра с конструктором
  • Игра в игры на развитие памяти
  • Рисование, роспись, вырезание, склеивание, складывание
  • Изготовление узоров (из бисера, колышков и т. д.)
  • Игра с фигурами и их отслеживание
  • Сортировка объектов
  • Подходящие цвета
  • Мелкая моторика
  • Крупная моторика

В следующем разделе я привел примеры простых, но эффективных игр визуального восприятия, в которые можно играть.

12 Занятия и игры зрительного восприятия для детей

Хорошей новостью является то, что хотя навыки, перечисленные выше, кажутся сложными для обучения, на самом деле их очень легко развить с помощью простых игр и занятий.

Вот 12 игр, в которые можно играть дома с ребенком. Некоторые сосредотачиваются на одном из навыков, перечисленных выше, другие развивают более одного навыка (например, зрительную память, различение или закрытие).

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

Играйте в различные игры, чтобы настроить своего ребенка на успешное обучение.

1. Карточная игра

Карточные игры с парами совпадающих картинок.

Положите один набор перед ребенком. Держите другой набор. Показывайте по одной карточке и просите ребенка найти соответствующую картинку.

Вариант: положите оба набора карт лицевой стороной вверх, перетасуйте и включите таймер, чтобы увидеть, сколько времени потребуется вашему ребенку, чтобы собрать все пары.

Получите свои собственные совпадающие карточки, загрузив БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста.

2. Игра на память

Сыграйте в игру на память с картами, использованными в предыдущей игре.

Положите все карты лицевой стороной вниз и перетасуйте. По очереди переворачивайте любые две карты на столе.

Если вы переворачиваете совпадающую пару, вы сохраняете карты, а если пара не совпадает, переворачивайте карты обратно, пока не наступит ваша очередь попробовать еще раз.

Это отличная игра для развития зрительной памяти, потому что ваш ребенок должен помнить, где находятся картинки, когда они переворачиваются, чтобы найти совпадающие пары.

Победителем становится тот, у кого в конце окажется больше всего совпадающих пар.

Вот пример одного из наборов в моих игровых карточках памяти, доступных для бесплатного скачивания в конце поста.

3. Я шпион

Играйте в классическую игру Я шпион , указывая на предметы по их визуальным аспектам.

Пример:

Я заметил что-то круглое, плоское и шероховатое.

4. Сборка пазлов

Сборка пазлов — одно из лучших занятий, которое может делать ваш ребенок. Имейте головоломки дома и сделайте их частью регулярного игрового времени.

Убедитесь, что пазлы соответствуют возрасту: чем младше ребенок, тем больше и меньше должно быть деталей. Они должны быть немного сложными, но выполнимыми. Если они слишком трудны, дети теряют интерес и чувствуют себя некомпетентными.

Образовательные пазлы самого высокого качества изготавливаются из дерева и имеют такую ​​деревянную опорную доску.

5. Сортировка сухих макарон

Дайте ребенку ванночку с мороженым из смешанных сухих макарон и попросите их рассортировать макароны по форме (например, трубочки, спирали и т. д.) или даже по цвету, если вы можете найти красочные макароны. .

Их все еще можно помыть и потом приготовить!

6. Кнопки для сортировки

Возьмите коробку с пуговицами разных форм и цветов и подготовьте контейнеры для сортировки, например стаканчики для йогурта или лоток для яиц.

Попросите ребенка рассортировать их по определенным критериям, а затем изменить критерии.

Кнопки можно отсортировать по:

  • цвету
  • размер
  • форма (если они не все круглые)
  • количество отверстий посередине (более продвинутые)
  • Тканевые и пластиковые пуговицы

Вот еще кнопки для дошкольников.

7. Сортировка фигур

Используйте игровые фигуры или цветные фишки и рассортируйте их, как в игре выше. Опять же, каждый раз указывайте разные критерии.

Сортировать фигуры по:

  • цвету
  • форма
  • размер
  • толщина

8. Вспомни, что ты видел

Выберите любые 5 предметов домашнего обихода, натуральные предметы из сада или игрушки и разложите их перед ребенком. Дайте ребенку хотя бы полминуты посмотреть на предметы и запомнить их.

Затем накройте их тканью и посмотрите, сможет ли ваш ребенок вспомнить все 5 предметов. Начните с меньшего количества предметов, если ваш ребенок младше, и со временем увеличивайте их количество.

Затем поместите 5 предметов и уберите только один предмет. Спросите ребенка, какой предмет был удален из набора. Затем попробуйте удалить 2 элемента.

9. Запомнить порядок

Разновидность вышеприведенной игры, которая тренирует последовательную память, состоит в том, чтобы попросить ребенка посмотреть, как вы кладете 5 предметов, а затем перемешиваете их и предлагаете ребенку расположить их в том же порядке, что и вы. .

Вы также можете использовать карты из приведенной выше игры на совпадение. Положите 5 карточек на стол, накройте их и попросите ребенка найти 5 карточек в своем наборе и расположить их в правильном порядке.

10. Где Уолдо?

«Где Уолли» или «Где Уолли из Британии» — это забавная серия книг, в которых вам предстоит найти Уолдо в лабиринте людей в разных сценах.

Эти книги отлично подходят для развития визуального восприятия и приносят массу удовольствия.

Эта книга предназначена для детей младшего возраста.

11. Пазлы с прямым краем

Пазлы с прямым краем отличаются от обычных пазлов тем, что мастерство заключается не в сопоставлении форм пазла, а в рассмотрении деталей на картинке и сопоставлении цветов, линий и т. д.

12. Вы видите, что это такое?

Поставьте набор из 5 или 6 фигур на стол в ряд. Накройте половину каждой фигуры одновременно, положив на них лист бумаги или ткани. Попросите ребенка назвать фигуру.

Разнообразьте эту игру, показывая половинки изображений в книгах или, например, показывая ухо животного и угадывая, какому животному оно принадлежит.