Проблему родительского авторитета глубоко исследовал: Проблема родительского авторитета и подросткового возраста

Содержание

Проблема родительского авторитета и подросткового возраста

Проблема родительского авторитета и подросткового возраста

Детям необходимы авторитеты. Родители должны быть авторитетом для своего ребенка. Другой вопрос – удастся ли это им?

Только уважение к ребенку порождает уважение ребенка к взрослым. Дети ищут кумиров, эталонов, им необходимо кому-то подражать, ценить. Если родительский авторитет не падает по достижении ребенком 9-10 лет, это безусловный успех воспитания. После этого возраста «автоматический» авторитет родителей иссякает, остается только заработанный реальными поступками и отношением к ребенку. Захочет ли он быть похожим на вас – вот что главное.

Проблемы «отцов и детей» острее встают в «переходный возраст». Еще какие-то полвека назад дети с 12–13 лет уже жили и вели себя как взрослые. За тяжелой физической работой им было некогда капризничать и искать себя. Расстройства поведения в подростковом возрасте во многом объясняются тем, что за растущим телом и либидо не успевает мозг и психика – в результате «меня никто не понимает», во всем виноваты родители.

Чем меньше ответственности и занятости, чем больше скуки и бесцельно растранжиренного времени, тем сильнее проявления переходного возраста.

Интеллектуально современные дети более развиты, чем родители, они быстрее изучают все новое, что появляется в магазинах и Интернете, мама и папа действительно выглядят «предками», то есть людьми отсталыми и неавторитетными. Как результат – поиск авторитетов где угодно, но не дома, непослушание, неуважение к родителям. Но эмоционально подросток еще незрелый, его душа не взрослая, он еще даже не может четко определить те эмоции, которые испытывает – его распирают гормоны, но что за бури они вызывают, он понять не может и справиться с часто сменяющимися настроениями тоже не может.

Взрослеющий ребенок хочет детской безответственности и наивности, ему жалко взрослеть и трудно понять взрослый мир, он чувствует себя беспомощным. С другой стороны – он взрослый телом и желаниями, чувствует себя сильнее и выше родителей, устанавливается в иерархии сверстников.

Ему невыносимо быть незамеченным, когда он приложил массу усилий для того, чтобы выглядеть особенным или лучшим. И совершенно невыносимо быть замеченным, когда у него что-то «не так» (одежда, прыщи, статус родителей). Искать себя сложно, поэтому самоутверждение подростка идет через отрицание привычного, родительского.

Что делать родителям в этот период? Максимально не вмешиваться. Порвать тонкую нить связи с ребенком в этом возрасте очень просто. Родительские усилия могут только усилить негативные поведенческие реакции и крайние оценки подростка. Не воевать, не пытаться восстановить родительский авторитет, а продолжать воспитывать ответственность. Любое привычное повторяющееся действие успокаивает воспаленный ум подростка. Ответственность, готовность и умение получать разноплановый опыт – вот что такое взросление.

Взрослым непросто признать в ребенке личность. Во многих семьях отец ведет себя как «старший бабуин», а мать все еще не может разорвать пуповину. Ребенок хочет, чтобы с ним считались, и часто он находит признание везде, кроме семьи. Получается, что родители, сами того не желая, унижают подростка, хотят сделать его маленьким, снова взять под крыло, лишить самостоятельных мнений и поступков. За это он может начать ненавидеть родителей, каждое слово будет отдалять их от сына или дочери, и потом восстановить отношения будет уже очень сложно. Единственный допустимый воспитательный ход – проследить перспективу действий в настоящем, позитивную или негативную. Ребенка можно вводить во «взрослый совет» семьи, чтобы он принимал участие в обсуждении семейных вопросов, воспитывал младших братишек или сестренок.

В 13 лет, согласно еврейской традиции, мальчик становится взрослым, полноценным членом еврейской общины, он обязан выполнять все заповеди Всевышнего. В честь этого события празднуется Бар-мицва – обряд, сопровождаемый семейным торжеством. С 13 лет мальчик становится мужчиной, и все в семье относятся к нему как к мужчине. После Бар-Мицвы никому из близких в голову не придет нянчиться с ним, наказывать или заставлять что-то делать. При синагогах часто проводятся специальные занятия для мальчиков, приближающихся к этому возрасту, где им рассказывают о новом этапе жизни, новом уровне ответственности, новых задачах. Это традиционный подход себя полностью оправдывает и с точки зрения современной психологии развития.

Можно постепенно вводить ребенка во взрослую жизнь – говорить о взрослых проблемах и политике, обсуждать других людей и их опыт, идти на тренинги, в совместные кружки и секции. Чем больше доверительных разговоров в это время – тем лучше.

С другой стороны, чем меньше иллюзий сформируется у ребенка до сознательной самостоятельной жизни, тем лучше. Чем больше мнений в человеке, чем тверже он стоит на своих убеждениях, тем сложнее будет его судьба. Как правило, большая часть мнений формируется в 13–16 лет и меняется с большим трудом. Тора тем и хороша, что, изучая ее и доверяя тому, что в ней написано, легко избавиться от своих неизвестно откуда прилетевших детских представлений.

Что знает мудрый родитель? Пройдет 2-3-5 лет, и сумасшедший в своем взрослении ребенок вернется в семью и к родителям взрослым и самостоятельным, это период, который нужно пережить, проявив терпение и понимание.

***

На первый взгляд, в еврейском воспитании все кажется логичным и простым. Большая его часть лежит на плечах женщины, которая больше времени проводит с детьми, имеет больше возможностей на них влиять. В еврейской семье у женщины две роли – жены и матери, причем роль жены важнее. Ребенок не будет помнить, что ему на две минуты позже поменяли мокрую пеленку, а муж будет помнить, что его не накормили, не встретили после работы.

Поучительна история раввина Акивы. Рахель – дочь самого богатого купца в Иерусалиме – разглядела в молодом Акиве мудреца и решила стать его женой. Ее родители были против и посчитали ее решение большим позором для семьи. Акива после свадьбы привел жену в конюшню, дома у него не было. Утром Рахель встала, а Акива спит. Рахель будит его и говорит: иди, учи Тору. Акив говорит: не хочу! Трудно передать чувства женщины, которая ушла от богатства и роскоши, стала женой того, кто разочаровал ее на второй день свадьбы. Не опустив руки в такой ситуации, Рахель выведала у мужа, почему он не хочет учиться. Выяснилось, что он не умеет читать.

Рахель пошла с Акивой на рынок и взяла с собой осла, на которого заранее примотала саженец, так, как будто дерево растет из спины животного. Люди удивлялись, толпились вокруг, показывали пальцами. На следующий день ситуация повторилась, Рахель снова повела Акиву и осла на рынок, и снова все удивлялись такому чуду. На третий день уже никто не удивился, только случайный в городе человек долго смотрел на осла, но ему сказали, что в этом нет ничего особенного, и от тоже перестал удивляться и пошел по своим делам. Акива понял, что хотела сказать ему жена, он пошел учиться. Сначала над ним посмеивались, так как он учил буквы с маленькими детьми, но потом он обогнал не только всех учеников, но и своих учителей.

Рахель научила его учиться. Через 24 года он пришел в Иерусалим уже известным, с многочисленными учениками, и все удивились мудрости и проницательности этой женщины.

Вот оно – настоящее еврейское воспитание. С детьми принцип тот же – не говорить прямо, а показывать наглядно.

В заключение главы нельзя не сказать о принципе, который принадлежит мудрейшему из людей, царю Соломону. В книге «Мишлей» (Притчи) сказано: «Наставляй (воспитывай) юношу в соответствии с его путем, состарившись, не сойдет с него». На первый взгляд, все очень разумно. Ребенка следует воспитывать в соответствии с его способностями, характером, одним словом, «в соответствии с его путем». Самое страшное преступление в воспитании ребенка – это принятие родителями решения о его пути. Но как мог мудрый Соломон так просто и однобоко выразить мысль? Почему нельзя сходить с пути? Где простор для эксперимента, новые знания и опыт? Такой подход в корне противоречит принципу Торы. Родительское воспитание – ни в коем случае не является гарантией и средством для счастливой и полноценной жизни. Все как раз наоборот. Воспитание – не средство, а цель! Самовоспитание длиною в жизнь – гарантия полноценной и счастливой жизни! С такой трактовкой слова притчи приобретают совсем иной смысл: «воспитывай юношу в соответствии с его личностью, даже состарившись, – не откажется от процесса воспитания самого себя».

Задумывались ли вы, почему в хороших семьях супруги похожи внешне? Почему родители вглядываются – на кого больше похож ребенок? Потому что в семье становятся похожими и родными души людей. Именно такой похожести с супругом и детьми я вам желаю. И пусть проблемы воспитания навсегда превратятся для вас в задачи, которые имеют ясные способы решения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Роль родительского авторитета в воспитании детей

Роль родительского авторитета в воспитании детей

Воспитание детей — самая важная задача родителей. Воспитывать ребенка правильно гораздо легче, чем перевоспитывать. Хорошо воспитывать своего ребенка может каждый, если только он этого действительно захочет.

Каждый отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Решающую роль в воспитании играет поведение родителей. Воспитываете ребенка это не только тогда, когда с ним разговаривают или приказывают ему. Как разговаривают родители с другими людьми и о других людях, как радуетесь и печалитесь, как одеваетесь и т.д. — все это имеет для ребенка большое значение. Родительский контроль за каждым своим шагом, уважение к своей семье — вот первый и самый главный метод воспитания. Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации семьи, личной и общественной жизни, в организации жизни ребенка.

Откуда же берется родительский авторитет? Те родители, у которых дети не слушаются, склонны думать, что авторитет дается от природы. Они глубоко ошибаются. Есть много примеров ложного авторитета.

Авторитет подавления.

Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, при всяком удобном и не удобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления.

Авторитет любви.

Многие родители убеждены: чтобы дети слушались. Нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?», очень скоро дети замечают, что папу или маму можно как угодно обмануть, только это надо делать с выражением нежных чувств. С малых лет ребенок понимает, что к людям можно подыгрываться. Этот авторитет выращивает неискренних и лживых эгоистов.

Авторитет доброты.

В этом случае детское послушание, так же организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Очень скоро в этой семье дети начинают просто командовать родителями. Родительское непротивление открывает широкий простор для детских желаний, капризов, требований.

Авторитет дружбы.

Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

Авторитет подкупа.

Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Есть еще один вид родительского авторитета, которому трудно дать название. В этом случае родители буквально «заедают» детскую жизнь непонятными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость.

В чем же должен состоять настоящий авторитет родителей?

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело. Родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем, перед жизнью детей. Если родители делают это честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, и не нужно никаких оснований, и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.

В дисциплине нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно недолжно быть похожим на упрашивание;

оно должно быть посильным для ребенка, не требующим от него слишком сильного напряжения;

оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить здравому смыслу;

оно не должно противоречить другому важному распоряжению или распоряжению другого родителя.

Воспитание должно быть построено и на труде. Научиться творческому труду — вот особая задача. Трудовое участие в жизни семьи должно начинаться рано. Сначала в игре. Не надо применять в области труда, какие либо поощрения и наказания. Трудовая задача и ее результаты должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, что бы он испытывал радость. Важно добиться того, чтобы работа была выполнена.

2. Принятие ребенком авторитета родителей

Авторитет — добровольно принимаемое влияние какого-либо лица, основанное на признании его достоинств и преимуществ. Выражается в способности носителя авторитета управлять мыслями и настроениями других людей, руководить их поведением, не прибегая к принуждению.

Первыми авторитетными фигурами для любого человека с самого раннего возраста выступают его родители. Это обусловлено, во-первых, тем, что именно с ними связан первый опыт социального взаимодействия, общения, и во-вторых, тем, что для ребенка родители выступают носителями объективных преимуществ практически во всех областях жизнедеятельности. Уже в возрасте трех лет появляется способность воспринимать себя как отдельное существо, лишь частично зависимое от влияния окружающих. Так происходит становление первых элементов самосознания, составляющее основное психологическое содержание кризиса трех лет, В этом возрасте ребенок начинает активно стремиться к самостоятельности, часто вопреки авторитету родителей. В этой ситуации во избежание эмоциональной напряженности родителям целесообразно пересмотреть свои позиции, частично уступив ребенку право на регуляцию его поведения. Родительский авторитет при этом нисколько не страдает. Наоборот, попытки отстаивать изжившие себя методы воспитательных воздействий приводят к подрыву родительского авторитета. Тем не менее самостоятельность ребенка в дошкольном возрасте еще очень ограничена, поэтому родители продолжают оставаться для дошкольника самыми авторитетными фигурами.

С поступлением в школу ситуация меняется. Школьный учитель в силу своей руководящей позиции приобретает даже больший авторитет, чём родители. Это означает не утрату родителями своего.влияния на ребенка, а его естественное подразделение между ведущими институтами социализации — семьей и школой. Влияние родителей приобретает новое качество в силу того, что ребенок сам начинает выделять авторитетные для себя фигуры в различных сферах своей жизни. При нормально складывающихся взаимоотношениях в семье родительское влияние остается чрезвычайно значимым вплоть до подросткового возраста, когда возросшее самосознание ребенка побуждает его к переоценке ранее авторитетных фигур. Авторитет родителей перестает быть непререкаемым и не подлежащим сомнению. Чтобы не утратить влияние на подростка, родителям необходимо учитывать происходящие с ним возрастные перемены и не отстаивать свой авторитет в его прежней форме. Чем старше ребенок, тем выше его способность к самостоятельным суждениям и оценкам. Родители могут сохранить свой авторитет лишь в том случае, если его основой выступает не просто родительская позиция, а объективные достоинства родителей, которые подросток способен оценить.

3. Авторитет и личный пример родителей

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей.

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Педагогический такт родителей. Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт — это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка. Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Родительское собрание «О родительском авторитете»

 Истинный авторитет есть не что иное, как

 истина, изысканная силой разума.

Иоанн С. Эриугена.  

 

 Задачи собрания:

 1. Познакомить родителей с методами воспитания детей в семье.

2.  Формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи. Форма проведения собрания: лекция.

Вопросы для обсуждения:

1. Крайности воспитательных систем. Из истории вопроса.

 2. Методы воспитания детей в семье.

Ход собрания

Уважаемые папы и мамы!

 Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету. Авторитет с латинского – власть, влияние.

Авторитет – это свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру без проверки и рассуждений. (В.И. Даль) (понятие, что такое авторитет из словаря, спросить у родителей их точку зрения, что такое авторитет, сценка)

Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета Авторитет подавления.

Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство. Такие родители разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка. Авторитет родительского положения

 Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок. Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными. Однако часто можно наблюдать в семьях такого типа, как дети стыдятся проявления их родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе. Авторитет педантизма

 Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения. Дети из таких семей либо подчиняются, и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых. Авторитет назидания В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей. Авторитет любви

Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди. Авторитет доброты

Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями. Авторитет подкупа

 Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются. Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема состоит в3 том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают.

 Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно.

Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп. Родители-автократы — властная своевольная личность. Примером проявления авторитета такой личности может быть ситуация, рассказанная мне недавно. Молодые люди поженились и решили жить самостоятельно. Отец молодой женщины сказал, что жить молодая семья должна только с родителями жены. В противном случае молодые должны забыть родительский дом. Вскоре молодожены расстались. Авторитет властности и эгоизма сделал свое дело. В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях. Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством. Борьба может выражаться по-разному: в одних случаях открыто, в других — скрыто. Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж. Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут повод, чтобы включиться в борьбу. Другая крайность — вседозволенность. В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго. Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда. Авторитет родителей во многом зависит оттого, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Консультируя родителей школьников, я часто задаю вопрос: допускаете ли вы возможность попросить прощение у собственного ребенка? Лишь несколько семейных пар ответили утвердительно. В нескольких семьях утвердительно ответили мамы. Папы были застигнуты врасплох. Такие вопросы им не4 приходили в голову. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка. Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей, — это отсутствие боязни критики со стороны своих детей. Меняется мир, дети 21-го века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они означают, — это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка. Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества. Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку — понятия обратно пропорциональные. Авторитет родителей — это баланс между любовью к детям и ограничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безобразнее и страшнее? Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку. Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо. Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия. Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия. Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам! (слайды, музыка, проговариваю вслух)

Закон 1

 Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

 Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3

 Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

 Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

 Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

 Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

 Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит! Закон 9

 Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

 Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

 Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

 Народная мудрость гласит. Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отно- шению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей. (стихотворение) Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой. Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я ее иметь вообще?

 Обсуждение с родителями проблемных вопросов по теме собрания. Ситуация № 1

 Ира и Яна дружили, но дружили только в школе. Мама запрещала Яне приводить Иру домой, встречаться с ней. Мама считала, что Ира развита не по возрасту, часто бывает в компании со взрослыми мальчиками. Одним словом, может научить лишь плохому. Яне же нравилась Ира. Да, она модно одевалась, да, у нос были друзья среди мальчиков, — Яна тоже втайне мечтала об этом Ира говорила и рассуждала как взрослая. А самое главное, она могла ответить на любой вопрос, ответить понятно, доступно, даже на те, которые маме стыдно задать.

 Задание:

1) Оцените поступки девочек и мамы

 2) Ваш выход из этой ситуации

 

 Ситуация № 2

 Яна очень хотела иметь друга. Но как подойти, предложить дружбу — она не знала. Решила поговорить с мамой, так как близких подруг, с кем можно было бы этим поделиться, у нее не было. Мама, услышав робкие вопросы дочери, рассердилась. «Рановато, дочка, мальчиками интересуешься, лучше бы побольше времени урокам уделяла», — сказала она. Вечером мама по секрету рассказала отцу о вопросах дочери. Отец был категоричен. «Ишь, невеста», — бросил он дочери. Родители запретили Яне после девяти вечера выходить на улицу

. Задание:

 1) Дайте оценку поведения всех членов семьи.

 2) Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи?

 Ситуация № 3

Каждый вечер мы докладываем о своих школьных делах, вернее, даже не просто докладываем, а в полном смысле отчитываемся. Я и младший брат садимся против него за стол и показываем свои дневники. Если нет никаких отметок, папа ведет с нами беседу, почти всегда на одну и ту же тему: каким он был прилежным в детстве и как хорошо учился. Отец не терпит возражений, поэтому разговаривать, возражать и перебивать его мы не решаемся. Мы подолгу сидим и слушаем.

Вопрос: Хотелось бы услышать ваше мнение. Можно по этому расскажу дочери судить об отце? Что? Какой это человек? Что бы вы пожелали этому человеку? (Заслушиваются ответы.)

 Любовь к ребенку должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать помощь, дать дружеский совет. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают ее дефицит. Родительская любовь, по словам Макаренко, «самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создаст величайшие человеческие ценности». Но она может стать и одной из причин неудачного воспитания детей, если к ним не предъявляются разумные требования. Такую родительскую любовь в народе называют «слепой». Она нередко способствует развитию эгоизма, ведет к разрыву между детьми и родителями.

Итог собрания

Вовлеченность родителей в образование — исследования участия родителей, влияние на участие родителей, препятствия для участия родителей, споры, текущие проблемы

Хотя широкая поддержка участия родителей отражена в текущей образовательной политике и практике, не всегда ясно, что это означает. Вовлечение родителей включает в себя широкий спектр форм поведения, но, как правило, относится к использованию родителями и членами семьи и инвестированию ресурсов в обучение своих детей. Эти инвестиции могут осуществляться в школе или за ее пределами с целью улучшения обучения детей. Участие родителей дома может включать такие занятия, как обсуждение школы, помощь с домашними заданиями и чтение с детьми. Участие в школе может включать волонтерство родителей в классе, посещение семинаров или посещение школьных игр и спортивных мероприятий.

Исследование участия родителей

Исследования влияния родительского участия показали постоянную положительную взаимосвязь между участием родителей в образовании своих детей и успеваемостью учащихся.Исследования также показали, что участие родителей связано с такими результатами учащихся, как более низкий уровень отсева и прогулов. Больше не вопрос, может ли участие родителей улучшить успеваемость учащихся.

Исследователи начали сосредотачиваться на том, как участие родителей влияет на учащихся, почему родители участвуют и не участвуют в образовании своих детей, и какую роль школы и учителя могут сыграть в привлечении родителей. Три подхода к изучению предшественников и эффектов родительского участия легли в основу большинства исследований родительского участия.Каждый подход подчеркивает различные аспекты динамики, которая существует во взаимоотношениях школа-дом-сообщество.

Венди С. Грольник и ее коллеги в статьях, опубликованных в 1994 и 1997 годах, концептуализировали три аспекта участия родителей, основанные на том, как взаимодействие родителей и детей влияет на учебу и мотивацию учащихся. Поведенческое участие относится к публичным действиям родителей, представляющим их интерес к образованию их ребенка, таким как посещение дня открытых дверей или волонтерская работа в школе.Личное участие включает в себя взаимодействие родителей и детей, которое демонстрирует позитивное отношение к школе и важность образования для ребенка. Когнитивное / интеллектуальное участие относится к поведению, которое способствует развитию навыков и знаний у детей, например к чтению книг и посещению музеев. Согласно этой теории, участие родителей влияет на успеваемость учащихся, поскольку эти взаимодействия влияют на мотивацию учащихся, их чувство компетентности и уверенность в том, что они контролируют свои успехи в школе.

Кэтлин В. Гувер-Демпси и Ховард М. Сэндлер в статьях, опубликованных в 1995 и 1997 годах, широко определили участие родителей, включив в него домашние действия (например, помощь в выполнении домашних заданий, обсуждение школьных мероприятий или курсов) и школьные мероприятия ( например, волонтерство в школе, посещение школьных мероприятий). Они утверждали, что участие родителей зависит от их представлений о родительских ролях и обязанностях, от чувства родителей, что они могут помочь своим детям добиться успеха в школе, а также от возможностей участия, предоставляемых школой или учителем.Согласно этой теории, участие родителей в обучении детей влияет на их обучение, приобретение ими знаний, навыков и повышенное чувство уверенности в том, что они смогут добиться успеха в школе.

Джойс Л. Эпштейн в статье 1995 года и книге 2001 года под названием Партнерство школы, семьи и общины, утверждала, что школа, семья и сообщество являются важными «сферами влияния» на развитие детей и что образовательное развитие ребенка имеет большое значение. улучшается, когда эти три среды работают совместно для достижения общих целей.Эпштейн призвал школы создавать большее «совпадение» между школой, домом и сообществом посредством реализации мероприятий, охватывающих шесть типов участия: родительские обязанности, общение, волонтерство, обучение дома, принятие решений и сотрудничество с сообществом. Реализуя мероприятия по всем шести типам участия, преподаватели могут помочь улучшить успеваемость учащихся и их опыт в школе.

Влияние на участие родителей

Исследования показали, что характеристики учащихся и семьи влияют на степень участия родителей.Семьи из рабочего класса и семьи, в которых матери работают полный рабочий день, обычно меньше участвуют в образовании своих детей. Кроме того, родители учеников начальной школы, как правило, более активно участвуют в образовании своих детей, чем родители учеников старших классов. Однако было показано, что другие факторы являются более важными предикторами участия родителей, чем доход или структура семьи.

Школы играют важную роль в привлечении родителей и членов семьи к обучению учащихся.В своем исследовании, опубликованном в 1993 году в книге « Семьи и школы в плюралистическом обществе», Сьюзан Л. Даубер и Джойс Л. Эпштейн обнаружили, что школьная практика и практика учителей были самыми сильными предикторами участия родителей. Конкретные практики, которые, как было показано, предсказывают участие родителей, включают: задание домашних заданий, направленных на улучшение взаимодействия учащихся и родителей, проведение семинаров для семей и общение с родителями об образовании их детей.

Родительские убеждения и представления также оказались сильным предиктором участия родителей.Было показано, что образовательные устремления родителей и их комфорт со школой и персоналом предопределяют уровень вовлеченности. Кроме того, было показано, что представления родителей об их родительских обязанностях, их способности влиять на образование своих детей и их восприятие интересов своих детей школьными предметами предсказывают их участие дома и в школе.

Препятствия к участию родителей

Важными препятствиями, которые ограничивают способность родителей принимать активное участие в образовании своих детей, являются отношение учителей и семейные ресурсы.Однако эти препятствия можно преодолеть с помощью школ и подготовки учителей. Каждый обсуждается ниже.

Отношение учителя может быть одним из препятствий для участия родителей. Например, убеждения учителей о влиянии их усилий по вовлечению родителей в обучение учащихся предсказывают их усилия по поощрению участия семьи. В исследовании, опубликованном в 1991 году, Эпштейн и Даубер обнаружили, что, по сравнению с учителями средней школы, учителя начальной школы более твердо верят, что участие родителей важно для учащихся и предоставляет больше возможностей и помощи родителям для участия в образовании своих детей.Низкий уровень участия родителей в некоторых школах может быть результатом восприятия их персоналом родителей или того, насколько, по их мнению, участие родителей важно для своих учеников.

Хотя все семьи хотят, чтобы их дети хорошо учились в школе, не все семьи имеют одинаковые ресурсы или возможности для участия в образовании своих детей. Семьи, в которых все воспитатели работают полный рабочий день, в которых есть несколько детей или в которых английский не говорят или плохо читают, сталкиваются со значительными препятствиями для участия в образовании своих детей.Школам важно понимать требования, которые предъявляются к семьям их учеников, и работать над их преодолением. В своей статье 1995 года Эпштейн утверждала, что школам необходимо преодолевать эти проблемы, предоставляя возможности для общения с семьями от школы к дому и от дома к школе; обеспечение общения с семьями на языке и на уровне чтения, понятном всем семьям; обеспечение адекватного представительства всего сообщества родителей в школьных консультативных комитетах; и распространение информации, полученной на семинарах, среди семей, которые не смогли присутствовать.Школы, которые работают над решением этих проблем и пытаются сделать участие более легким и удобным для всех семей, получат поддержку от родителей и улучшат успеваемость учащихся.

Один из подходов к преодолению этих препятствий для участия родителей состоит в том, чтобы повысить степень, в которой подготовка учителей охватывает тему участия родителей. Программы подготовки учителей тратят очень мало времени на то, чтобы помочь ученикам понять влияние родителей на учебу учеников и то, как учителя могут помочь родителям принять участие в образовании своих детей.Без этого обучения учителя могут не понимать важность участия родителей или способы его облегчения. В результате работа с родителями может стать одной из самых серьезных проблем, с которыми сталкиваются новые учителя.

Споры

Несмотря на свидетельства того, что участие родителей может помочь улучшить успеваемость учащихся и их образовательный уровень, многие скептически относятся к программам участия родителей. Мишель Файн в статье 1993 года и Аннетт Ларо в своей книге 1989 года « Home Advantage, » выражают озабоченность по поводу повсеместного внедрения политики и практики вовлечения родителей.Их озабоченность по поводу эффекта программ вовлечения родителей проистекает из их наблюдений за тем, что многие школы и учителя используют универсальный подход. В результате школы укрепляют ценности белого, высшего и среднего классов и ставят в невыгодное положение учащихся из других слоев общества.

Исследования показали различия в участии родителей, их убеждениях и отношениях между домом и школой среди социально-экономических, этнических и расовых групп. Существование различных убеждений между родителями и учителями может привести к неправильному восприятию и развитию негативных отношений между семьей и школой.Вопрос о том, могут ли и как программы с участием родителей быть чувствительными и справедливыми для семей любого происхождения, остается предметом обсуждения.

Текущие выпуски

Область исследований участия родителей, возникшая в конце 1990-х — начале двадцать первого века, — это систематическое изучение роли сообщества. Мавис Г. Сандерс в статье, опубликованной в 2001 году, сообщила, что школы имеют широкий спектр доступных общественных ресурсов, но используют лишь небольшой процент из них в своих усилиях по обучению учащихся.Кроме того, София Катсамбис и Эндрю Беверидж в статье 2001 года показали, что условия проживания в районе могут ослабить влияние родительского участия, и утверждали, что это косвенно влияет на успеваемость учащихся. Полная роль сообщества и его влияние на школы и семьи до сих пор неясны.

Понимание участия родителей как феномена развития также становится важным вопросом. Необходимы исследования, чтобы понять наиболее подходящие формы участия с учетом возраста и зрелости учащихся.Хотя участие родителей оказывает большое влияние на учащихся на протяжении всего школьного обучения, эффективные мероприятия по вовлечению родителей в начальную школу могут не подходить для старшеклассников. В связи с этой проблемой школы должны понимать, как мероприятия с участием родителей могут помочь учащимся и их семьям успешно перейти с одного уровня обучения на другой. Понимание влияния и последствий участия родителей и различных форм участия в процессе обучения учащихся в школе остается малоизученным процессом.

Важность того, чтобы родители и члены семьи поддерживали усилия учащихся в школе, хорошо известна и документально подтверждена. Исследования показывают положительную связь между участием родителей и успеваемостью учащихся. Более того, когда школы и учителя работают над привлечением родителей, исследования показывают, что они могут повысить успеваемость учащихся. Обеспокоенность тем, что школы могут не охватить все семьи и что они могут не знать, как семьи из разных культур воспринимают школу и школьный персонал, подняла вопросы о последствиях участия родителей для некоторых учащихся.Тем не менее, похоже, что, когда школы идут навстречу, понимают потребности всех семей и вовлекают родителей, дети с большей вероятностью добьются успеха в школе.

БИБЛИОГРАФИЯ

C ATSAMBIS , S OPHIA и B EVERIDGE , A NDREW . 2001. «Имеет ли значение соседство? Влияние семьи, соседства и школы на успеваемость по математике в восьмом классе». Социологический фокус 34: 435–457.

C HAVKIN , N ANCY F., ed. 1993. Семьи и школы в плюралистическом обществе. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка.

D AUBER , S USAN L. и E PSTEIN , J OYCE L. 1993. «Отношение и практика участия родителей в начальных и средних школах города». В семьях и школах в плюралистическом обществе, изд. Нэнси Ф. Чавкин. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка.

E PSTEIN , J OYCE L. 1995. «Партнерство школы / семьи / сообщества: забота о детях, которых мы разделяем». Дельта Пхи Каппан 76: 701–712.

E PSTEIN , J OYCE L. 2001. Партнерство школы, семьи и сообщества: подготовка учителей и улучшение школ. Боулдер, Колорадо: Вествью.

E PSTEIN , J OYCE L. и D AUBER , S USAN L. 1991. «Школьные программы и практика участия родителей в начальных и средних школах внутренних городов».» Журнал начальной школы 91: 289–305.

F INE , M ICHELLE . 1993. «Вовлечение родителей: размышления о родителях, власти и городских государственных школах». Отчет о педагогическом колледже 94: 682–710.

G ROLNICK , W ENDY S .; B ENJET , C ORINA ; K UROWSKI , C AROLYN O .; и A POSTOLERIS , N ICHOLAS H.1997. «Предикторы участия родителей в обучении детей.» Журнал педагогической психологии 89: 538–548.

G ROLNICK , W ENDY S. и S LOWIACZEK , M ARIA L. 1994. «Участие родителей в обучении детей: многомерная концептуализация и мотивационная модель». Развитие ребенка 65: 237–252.

H OOVER -D EMPSEY , K ATHLEEN V. и S ANDLER , H OWARD M. 1995. «Участие родителей в образовании детей: почему это имеет значение?» Отчет о педагогическом колледже 97: 310–331.

H OOVER -D EMPSEY , K ATHLEEN V. и S ANDLER , H OWARD M. 1997. «Почему родители участвуют в образовании своих детей?» Обзор исследований в области образования 67: 3–42.

L ПЛОЩАДЬ , A NNETTE . 1989. Домашнее преимущество. Лондон: Falmer Press.

S ANDERS , M AVIS G. 2001. «Роль« сообщества »в общеобразовательной школе, семье и партнерских отношениях с общественностью.» Журнал начальной школы 102: 19–34.

Авторитарный стиль воспитания — добавочный номер MSU

Это родитель «потому что я вам сказал», который, скорее всего, унизит ребенка и проигнорирует точку зрения ребенка.

Авторитарное воспитание очень строгое. Родители ожидают, что дети будут следовать правилам без обсуждений и компромиссов. Родители используют такой подход по многим причинам. Многие выбирают этот стиль, потому что это диктует их национальность, культура или этическое происхождение.Кроме того, это может быть способ их воспитания, и он не знает другого пути. Наконец, они считают, что правление железной рукой — лучший способ держать детей в узде и под контролем.

Этот стиль воспитания включает:

  • Наличие строгих правил, которым необходимо следовать. Дети наказываются, если правила не соблюдаются. Наказание обычно суровое и карающее. Это может стать оскорбительным как в физическом, так и в эмоциональном плане.
  • Приказы, которые необходимо выполнять, часто без объяснения причин. «Потому что я так сказал!»
  • Родители, которые считают, что послушание равняется любви.
  • Открытое общение обычно не подходит для этого стиля воспитания.
  • Обычно нет взаимных уступок и осуществляется полный и тотальный контроль над семьей.

Этот тип воспитания не работает. Границы и ожидания здоровы и рекомендуются, но их необходимо уравновешивать любовью, теплотой и уважением к ребенку.

Негативные побочные эффекты для этого типа воспитания включают:

  • Дети агрессивны, но также могут быть социально некомпетентными, застенчивыми и не могут принимать собственные решения.
  • Дети в этих семьях имеют низкую самооценку, плохо разбираются в характере и будут восставать против авторитетов, когда станут старше.
  • Дети будут моделировать поведение, показанное им их родителями, со своими сверстниками и самими будущими родителями.
  • Дети редко учатся думать самостоятельно.
  • Детям трудно справиться со своим гневом, и они очень обижены.

Этот стиль отличается низкой родительской отзывчивостью и высокой родительской требовательностью.Авторитарные родители не очень эмоциональны или нежны и критикуют своих детей, если они не оправдывают их ожиданий. Всегда следует использовать правила для желаемого поведения. Когда ребенок нарушает правило, это должна быть возможность преподать ему жизненный урок, а не наказывать его за несоблюдение правил. К сожалению, сильное наказание ведет к еще большему проступку, бунту и постоянной борьбе за власть.

Этот тип воспитания не поддерживает позитивное воспитание.Фактически, исследования показывают, что дети с авторитарными родителями успевают хуже, чем дети с снисходительными родителями. Чтобы получить лучший вариант воспитания, узнайте больше об авторитетном стиле воспитания, который позволяет детям мыслить независимо, саморегулировать свои эмоции и быть успешными, счастливыми и успешными. Авторитетные родители демонстрируют высокий уровень душевной теплоты и контроля . Для получения дополнительной информации о каждом стиле воспитания щелкните один из стилей ниже:

  • Авторитарный родитель. Это родитель «потому что я вам сказал», который, скорее всего, унизит ребенка и проигнорирует точку зрения ребенка.
  • Авторитетный родитель. Это мама или папа, которые устанавливают четко определенные ограничения для детей, тот, кто является хорошим примером для подражания и хвалит детей за их усилия.
  • Разрешительный родитель. Это родитель, который боится ограничивать детей или считает, что ребенок должен быть верным своей природе.
  • Чрезмерно опекающий родитель. Это родитель, который хочет защитить своих детей от вреда, обиды и боли, несчастья, плохого опыта и отвержения, обид, неудач и разочарований.

Для получения дополнительной информации о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Michigan State University Extension.

Вы нашли эту статью полезной?