Психологические особенности 6 классников родительское собрание: Родительское собрание на тему «Возрастные особенности учащихся 6 класса» | Методическая разработка (6 класс) на тему:

Содержание

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности учащихся 6 класса» | Методическая разработка (6 класс) на тему:

МБОУ  Щёлковская гимназия

 Кафедра классных руководителей

Лекторий для родителей «Возрастные особенности шестиклассников»

Классный руководитель 6«А» класса

Швецова Инна Валерьевна.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

Возрастные особенности шестиклассников

       Шестиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.

       В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

       Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

       Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

       В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И. В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

       Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ

       Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде). С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.

       Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы  от достаточно возвышенных до простых и даже вредных.

       Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.

       Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 11-12 лет.

В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ

       «Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.

       Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.

ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ

       Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста. Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.

       Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).

       Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.

       Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

       Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.

       «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л.С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л. С., Сочинения, т. 4, с. 6).

ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ

       Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

       Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.

       Известный отечественный психолог Л.И. Божович (1968) выделяет два вида такого формализма.

       При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.

       Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».

Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.

        Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.

Возрастные особенности учащихся 5-6классов

Психологические особенности младшего подросткового возраста в общем виде можно представить следующим образом:

В связи началом полового созревания в организме ребенка происходят изменения в познавательной сфере: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Поэтому при разработке практических заданий следует предусмотреть различные варианты выполнение заданий, которые будут учитывать темп работы различных учеников.

Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.

       Необходимо знать основные психологические особенности младшего подростка:

1.«Чувство взрослости» — особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром.  «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – уверенностью подростка в учительской несправедливости и необъективности. Во время проведения практических работ возможны несколько вариантов удовлетворения чувства взрослости, например предоставление нескольких вариантов выполнения работы.

2.«Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего». Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность. Для того, что бы избежать данной ситуации следует в рамках проведения практической работы продумать такие моменты,  где ученик мог бы проявить свое творчество.

3.«Стремление экспериментировать», используя свои возможности, — едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме — в экспериментах со внешностью. Для того что бы удовлетворить данную потребность необходимо включить в практическую работу задания, которые учащиеся выполняют по желанию в свободной форме.

Так же не следует забывать о том, что теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.

Следующее противоречие состоит в том, что сообщество взрослых ожидает от подростка способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, эпохи, мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться – теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего — высказанные авторами разных учебников и учебных пособий.

Так же не стоит забывать о том, что в младшем подростковом возрасте как определенном периоде онтогенеза со своими закономерностями и спецификой развития выделяется возрастной кризис 10-12 лет и считается, что он разрешается через развитие рефлексивных способностей.

Поэтому, следует ориентироваться на следующие психологические основания:

1. Рефлексия является средством личностного саморазвития, самопознания и психической саморегуляции.

2. Перестройка самосознания не может осуществляться в отрыве от рефлексивных способностей.

3. В младшем подростковом возрасте происходит осмысление границ и возможностей своего «Я» через рефлексию.

4. Переходный кризисный период 10-12 летнего возраста требует от индивида самоанализа, формирования нового знания о себе, которое достигается посредством рефлексии.

Таким образом, проанализировав основные психологические особенности младшего подросткового возраста важно включать в практические работы моменты саморегуляции и рефлексии.

Разработка родительского собрания » Возрастные особенности шестиклассников»

Родительское собрание в 6 классе по теме «Возрастные особенности  шестиклассника»

 

 

При подготовке к родительскому собранию я проводила анкетирование среди учащихся своего класса на тему «Как им живется в роли «шестиклассника»?» 

Задачи мероприятия:

1. Расширить знания родителей об особенностях подросткового возраста.

2. Помочь родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.  

 

                                         Тема: «Что значит быть подростком?»

                                         (Возрастные особенности 6-классника).

Класс: 6

Участники собрания:  классный руководитель, школьный психолог, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия:  родительское собрание.

Форма проведения собрания: информационно-практическая беседа.

Цель:  содействовать процессу активного участия родителей в личностном развитии ребенка.

Задачи:

1. Скорректировать представление родителей о понятии «подростковый возраст».

2.Расширить знания родителей об особенностях подросткового возраста.

3.Ознакомить с результатами диагностики и дать рекомендации родителям.

4.Способствовать формированию у родителей установок на сотрудничество со своими детьми.

Время проведения: 1 четверть.

Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, результаты анкетирования и тестирования.

Подготовительная работа к собранию:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.

2. Тестирование и анкетирование детей.

Структура собрания.

  1. Организационная часть.
  2. Основная часть:

3.1. Организационные вопросы

3.2. Возрастные особенности

— задание для родителей

— лекция — презентация

— советы психолога

4. Окончание

                                                        Содержание.

Вступительное слово классного руководителя: Здравствуйте, уважаемые родители! Я благодарю вас за то, что вы откликнулись на моё приглашение и пришли на эту встречу. Я рада вновь видеть вас! Давайте забудем на некоторое время о своих заботах, проблемах, усталости и настроимся на совместную продуктивную работу.

Сегодня мы будем говорить о ваших детях, об их успехах и проблемах, о причинах и особенностях поведения. Но начнем с организационных вопросов. …..

                                                                                                    

Вот они главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

Наши дети так быстро растут и меняются. Так хочется, чтобы они еще немного побыли маленькими. Как нам за ними поспеть? Как сохранить авторитет и не испортить отношения?

О проблемах подросткового возраста известно, конечно всем.

Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются родители при достижении их детьми переходного возраста, часто без особого повода появляется страх и настороженность.

Но что же делать родителям, чтобы предотвратить или смягчить особенности подросткового возраста для самого ребенка и всех, кто его окружает. Этим вопросом занимаются многие психологи, но до сих пор нет однозначного сценария поведения подростков и перечня мер, которые помогут преодолеть кризис взросления. Родители начинают проявлять первое беспокойство, после того, как дома начинаются первые конфликты и ссоры, свойственные любой семье.

Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребенка прежде всего родители должны понять, что они — люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Часто возникает мнение, что конфликты переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплескивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами.

Сегодня мы попробуем разобраться в особенностях возраста и особенностях взаимоотношений родителей с ребенком-подростком, чтобы пережить этот этап с минимальными психологическими потерями.

Погружение в тему – упражнение «Портрет современного подростка».

Задание для родителей

Подумайте и скажите, какие перемены, изменения вы заметили в своих детях? Что — то необычное появилось в их действиях, характере, манерах? Все ли вас устраивает или что-то беспокоит, может быть удивляет?

Перед вами листочки напишите, какие изменения вы заметили в своих детях.

(Через некоторое время можно помочь, предложив список, где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники групп совместно выбирают черты, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет современного подростка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение)

Родители зачитывают свои предположения.

Как вы видите, изменения есть и эти изменения не всегда положительные. Почему? В этом стоит разобраться

Предоставляется слово школьному психологу (психолог)

(презентация)

Ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими, меняет взгляды ребенка на жизнь и его ценностные ориентиры.

И прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши дети переживают сегодня период, который можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни себя, периодом отрицаний.

В это время происходит перестройка всего организма. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы, особенно тяжело потому, что им кажется, что так будет всегда. Однако и в одном, и в другом случае, детям нужна поддержка, внимание и забота.

Вдруг» ничего не случается! И это главное, что нужно понять. Становление подростка как личности проходит в несколько этапов. И, скорее всего, если поведение сына или дочери вас сильно огорчает, следует пересмотреть стиль собственного воспитания. Вероятно, вы упустили какой-то важный момент. Не заметили, когда ваш авторитет, ласка, строгость или просто внимание остро требовались ребенку.

..

Просто будьте предельно внимательными в так называемые «пиковые» этапы взросления подростка.

По большому счету их всего два… Нас волнует первый , пока.

Этап первый «Оставьте меня в покое» 10-13 лет:

Он является критическим, так как связан с «трудностями роста», половым созреванием и «гормональными выбросами», ростом мышечной и костной ткани, диспропорциями в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике. Девочки растут быстрее мальчиков, поэтому в 5-8 классах девочки обычно выше мальчиков.

Ребенок в этот период переживает гормональную перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. Но в это же время необходимо закрепить за собой авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его «статус» в среде сверстников. Значит необходимо бывать «на людях». И что же происходит? Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка — он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо.

В 10-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Свободное время он проводит не как раньше — с родителями, а в компании друзей. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку становится определяющим ( Авторитет какого-нибудь Коли становится важнее, чем мнение отца.).

Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации своей потребности.

Типичная ошибка родителей:

Многие мамы и папы, памятуя о том, как еще пару лет назад их медвежоночек был плюшевым и послушным, пытаются вернуть былую идиллию, сажая ослушника на «короткий поводок». Они заставляют его бросить компанию сверстников, навязывают свое общество и доказывают, что «Коля двоечник и хулиган», могут и накричать в порыве эмоций. Стоит ли удивляться, если «медвежоночка» после этого дома будет не сыскать, а убежденность в том, что «друг Коля» лучше папы (хотя бы потому, что во всем его понимает), только укрепится.

Что делать? Этот этап благополучно пройдет, если родители перестанут смотреть на подростка как на маленького ребенка и научатся уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестанут делать выговоры и унижать его друзей. Неплохо в этой ситуации пригласить домой его приятелей. По крайней мере, вы сможете составить о них какое-то мнение.

Чувство взрослости является одним из новообразований подросткового возраста. Подросток уже не ребенок, вместе с тем, он еще не взрослый. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь. Но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым.

На вопрос, чем подросток отличается от взрослого человека, наши дети ответили по-разному. Вот некоторые варианты ответов:

Подростки менее ответственны за свои поступки, они депрессивные, имеют свои вкусы, их не интересует мнение окружающих;

У подростка меньше обязанностей, они меньше знают;

Подросток легкомысленный, а взрослый обдумывает каждое свое решение;

У подростка меньше прав, чем у взрослого;

Подростку нельзя почти ничего;

Подросток еще не такой самостоятельный, в отличие от взрослого;

Подросток менее ответственный, несерьезный, менее вежливый;

Взрослые заняты больше, чем подростки;

Взрослые более мудрые и умные;

Подростки любят гулять, а взрослые занимаются работой;

Подросток может бегать, прыгать, есть и одеваться «нахаляву», а взрослый работает, покупает, платит за жилье;

Подросток не принимает важные решения сам, находиться под опекой и контролем родителей;

Подростки менее смелые, чем взрослые;

Подростки очень вредные;

Как видите наши дети, в общем -то понимают, что подростковый возраст – это трудный возраст, когда желания не всегда совпадают с возможностями.

Чтобы самому стать взрослым, ребенку необходимо пройти сложный путь принятия решений, их реализации, набить свои синяки и шишки. Чтобы на основании собственного опыта обрести собственную жизненную мудрость. Это очень важно. И сложно. Потому что подросток, чаще всего не видит пространства, площадки, где бы он действительно мог бы действовать самостоятельно. В школе командуют парадом учителя. Дома – родители. Остаются друзья и мир увлечений, хобби(у кого он найден). Чем настойчивее на него посягают взрослые: родители, учителя: с тем не дружи, туда не ходи, этим не интересуйся, тем трепетней защищает подросток это небольшое пространство самостоятельности. Подросток учиться жить по собственнному разумению.

Снижение интеллектуальной продуктивности, вызванная гормональной перестройкой, смена ведущего вида деятельности являются причинами снижения учебной мотивации в этот период. Снижается успеваемость, ребенка трудно усадить за уроки, появляются первые прогулы школьных занятий, все это не на шутку тревожит родителей. Пытаясь вернуть прежние успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростка деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка. Это еще одно важное новообразование этого возраста — смена ведущего вида деятельности. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Общение является очень важным информационным каналом для подростков. Очень важным является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.

Не оберегайте ребёнка излишне от семейных проблем, как психологических(даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, — это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных(это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Огораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности. Приобрести жизненный опыт, найти свой путь.

Как же наши дети отвечают на вопрос «Трудно ли быть подростком?» Предлагаю вашему вниманию некоторые варианты ответов:

  1. Да, потому что много учебы, нужно хорошо учиться . ты не можешь делать то,ю что тебе хочется, весь день занят и нет свободного времени.
  2. Не трудно, но и нелегко
  3. Да, хочется больше самостоятельности, меньше контроля
  4. Подростком быть трудно, потому что надо задумываться о будущем. Еще надо думать о других.
  5. Я считаю, что подростком быть трудно, потому что от учебы в школе зависит его дальнейшая жизнь.
  6. Почти нет, так как все идет само собой: учеба – твоя работа. Семейный бюджет – со временем и сам о нем подумаешь, гулять, играть, влюбляться – ну что ж, такой возраст.
  7. Мне кажется быть подростком трудно, это переходный возраст и появляются проблемы, ты становишься более нервным, и тебя всё раздражает.
  8. Да, потому, что много учебы. Хочется гулять, веселиться, но весь день занят.
  9. Да, все становится труднее.
  10. Да. Дети очень загружены, нужно успевать все делать, не хватает времени на отдых.
  11. Нет, не трудно, просто у меня становится больше дел и ответственности.
  12. Подростком быть не трудно, потому что на тебе лежит немного забот и обязанностей, а когда ты взрослый, у тебя уже много обязанностей;
  13. Трудно, потому что иногда родители тебя не понимают.

Задание родителям (ситуации)

  • Ребенок отказывается делать ДЗ
  • Ребенок пришел домой позже обычного и не предупредил
  • Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся» Как вы поступите в такой ситуации?

  • Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Ваше решение в подобной ситуации?

  • Ситуация 3

 После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как поступить в такой ситуации?

  • Ситуация 4

 Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома. Как поступить в подобном конфликте?

  • Ситуация 5

 Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Тогда мама….

 

(Родители анализируют предложенную ситуацию и предлагают свои варианты решения проблемы. Идет обсуждение этих вариантов, в ходе обсуждения отвергаются неприемлемые варианты, обращается внимание родителей на наиболее оптимальные варианты решения проблемной ситуации)

— Ситуация 6

 Ваша дочь стала молчаливой и замкнутой. Вам никак не удаётся вызвать её на разговор. Вы спрашиваете её: “Как дела? Не случилось ли чего?”. Она отвечает: “Всё нормально. Всё в порядке”. А вам кажется, что девочка что-то скрывает. Вы всё более взволнованно задаёте вопросы. Она отвечает всё неохотнее. Как поступить?

(He начинайте донимать её душевными разговорами, прекратите попытки что-либо выведать. Это только ухудшит положение. Найдите такое дело, которое вы будете делать вместе, тогда и возникнет общение. Но не перестарайтесь. Не стремитесь проникнуть во всe уголки личной жизни ребёнка. Возможно, дочь и отдалилась от вас, чтобы почувствовать себя самостоятельно.

Не нужно жить только её жизнью. Пусть у вас будет своя личная жизнь, свои радости и заботы. Тогда дочь будет охотнее делиться с вами.

И пусть дочь знает, что вы всегда рады её выслушать, с чем бы она ни пришла. А то ведь бывает, что у ребёнка неприятности в школе, а она боится, что вы рассердитесь, и скрывает их. У детей должна быть уверенность: что бы ни случилось, мама и папа будут искать выход вместе с ними, дадут разумный совет.

Дочери легче в следующий раз обращаться к вам, если она будет знать, что вы всегда готовы её слушать.

И не бойтесь, если опять почувствуете, что ребёнок отдаляется от вас, сказать: “Что-то мы с тобой стали меньше разговаривать о своих делах. Почему, как ты думаешь?”.

Ситуация 7

 Что делать, если ваш обычно энергичный, доброжелательный ребёнок вдруг начинает дерзить дома, неохотно отправляется в школу, не хочет общаться с приятелями, всё делает через силу, а на ваши вопросы отвечает только: “Не хочется…”. И все это продолжается и день, и второй, и третий…

Прежде всего признать, что периоды плохого настроения, депрессии бывают не только у взрослых, а и у детей тоже. И хотя причины, их вызвавшие, могут показаться нам несерьёзными (это может быть и неудача в классе или на спортивной площадке, ссора с приятелем, резкое слово учителя), переносить такие состояния детям труднее, чем нам. Мы-то знаем, что плохое настроение рано или поздно пройдёт.

Да и выразить ему своё состояние нелегко. Вряд ли он скажет, как мы: “Ничего не радует”, “Свет не мил”, “Просто ни к чему душа не лежит”. А когда слов не подберёшь, ещё труднее.

Постарайтесь выяснить, что произошло. Можно посоветоваться с учителями, можно поговорить с друзьями вашего сына или дочери. Только делайте это тактично, чтобы у ребят не возникло впечатление, что вы выпытываете их секреты. Пользуйтесь любой возможностью побыть с ребёнком в эти дни. Пусть не словами, а отношением дайте ему почувствовать, что вы рядом, что вы готовы выслушать, дать совет. Покажите, что вы всерьёз относитесь к тому, что про­исходит с вашим ребенком. Всякие: “Да брось ты!”, “Чтоб у тебя больше горя не было!”, “Подумаешь, беда какая!” исключены.

Попробуйте вспомнить, как это у вас бывало в детстве, и расскажите сыну или дочери, как вам было трудно и что вам помогло.

Универсальные советы на каждый день.

Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) — усматривать в «недопустимом» поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение! Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают… с процессами, происходившими в Европе начала XVIII — XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял и страстный романтизм. Так вот подростки, — те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними. Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа «почему» и «как ты мог» — подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не «друг Коля», способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.

— Для благополучного решения всех задач и трудностей подросткового возраста очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна. Отдыха и питания, регулярно заниматься физкультурой и спортом.

— Очень важна максимальная загрузка подростка хорошими делами (в том числе занятия в спортивных секциях, в различных кружках, в коллективных творческих делах и т.д.)

— Чрезвычайно важно переключение внимания подростка с негативных моментов на интересную и занимательную для него деятельность.

— Неоценимую помощь в преодолении возникающих перед подростком трудностей может выполнить ведение личного дневника. Личный дневник – это как бы отчет перед самим собой, ежедневный, самокритичный и не всегда лицеприятный. Подросток должен быть уверен, что его записи никто не прочтет, иначе он перестанет доверять всем, замкнется, начнет лгать, изворачиваться, приспосабливаться. Это может привести к непредсказуемым последствиям.

— Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.

— Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.

— Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.

— Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.

— Помогайте, когда он просит вас об этом.

— Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем — в учебе, спорте и т.д.

— Делитесь своими чувствами.

— Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.

— Чаще используйте приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Давай (посидим, поделаем…) вместе», «Ты, конечно, справишься», «Как хорошо, что ты у нас есть»…

— Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки «взрослые» подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

Окончание.

Да, подросшие дети — не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: «И это пройдет». Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение. Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья — это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.

Хотелось бы прочесть советы, которые дают подростки вам, своим родителям. Ребята убедительно просили, чтобы все их советы прозвучали. Конечно, по некоторым так называемым советам, вы поймете, что вашим детям еще расти и расти до взрослой жизни, но в некоторых советах слышится крик о помощи. Прислушайтесь, пожалуйста, и сделайте соответствующие для себя выводы.

Советы от ребят:

  1. С подростком надо говорить, что его беспокоит, и что волнует.
  2. Будьте заботливыми и внимательными, не кричите и ни в коем случае не поднимайте руку на ребенка.
  3. Обращайтесь с нами как с самостоятельными людьми, пусть у нас будут обязанности.
  4. Не ругайтесь, имейте хорошее отношение со своим ребенком.
  5. Помогайте решать проблемы
  6. Уделяйте больше времени своим детям
  7. Больше любви, относитесь к нам с пониманием.
  8. Доверяйте ребенку, поддерживайте его интересы.
  9. Помогайте детям в трудных ситуациях
  10. Не кричать, а спокойно обсудить проблему.
  11. Больше говорите о делах, которые вы планируете
  12. Не будьте слишком строгими.
  13. Не ругайтесь, когда мы сделали что-то плохое, просто объясните, где не получилось.
  14. Следите, чтобы ребенок хорошо учился
  15. Не обижайтесь на нас.
  16. Дайте больше самостоятельности.
  17. Пожалуйста, сильно не ругайте.
  18. Будьте строже.
  19. Больше говорите о будущем .
  20. Следите за здоровьем и питанием.
  21. Давайте своим родителям больше свободы, не приставайте с вопросами, если дети не хотят на них отвечать. Будьте внимательны, помогайте им.
  22. Больше следите за своим ребенком, не слишком много позволяйте.
  23. Мне хочется чтобы родители давали побольше поиграть в компьютер , и чтобы поменьше ругали за оплошности.
  24. Помогайте, понимайте и не сильно ругайте.
  25. Давайте мне самому делать уроки и не смотрите у меня в контакте.
  26. Не будьте слишком жестокими.
  27. Надо помогать нам.

(В заключение можно попросить родителей обсудить, что им дал сегодняшний разговор)

Решения родительского собрания.

1.     Учитывать при общении с подростком психологические особенности его

возраста.

2.     При разрешении конфликтных ситуаций использовать советы психологов и

рекомендации, выработанные на собрании.

 

Хочется пожелать нам терпения, житейской мудрости и понимания между вами и вашими детьми. Всегда помните, вы родители – первые воспитатели для своего ребенка и останетесь ими на всю жизнь.

Надеюсь, что наша совместная работа сегодня поможет вам в будущем лучше ладить со своими детьми, решать проблемные ситуации конструктивно и оперативно. Спасибо за внимание. Всего вам доброго.

 

 

Социально-эмоциональное развитие: дети школьного возраста | Виртуальная лаборатория Школа

Задачи

  • Определить типичные социально-эмоциональные вехи у детей школьного возраста.
  • Обсудите роль взрослых в поддержке социально-эмоциональных навыков детей школьного возраста.
  • Опишите компоненты оценки социально-эмоционального развития детей школьного возраста.

Учиться

Знать

Подумайте о том, как вы используете социальные навыки каждый день. Когда вы ждете своей очереди, чтобы прокомментировать на собрании сотрудников, получаете конструктивную критику от администратора, извиняетесь за опоздание, проводите время с другом или принимаете различия других; вы используете социальные навыки, полученные в детстве. Вы также используете свои социальные навыки, когда приспосабливаетесь к незнакомым ситуациям и знакомитесь с новыми людьми. Эти обстоятельства могут быть трудными для многих людей, особенно если переходы и изменения трудно принять. Как сотруднику школьного возраста важно, чтобы вы находили способы взаимодействовать с другими взрослыми, чтобы вы могли моделировать навыки, которым вы обучаете детей в рамках своей программы.

Маленькие дети склонны сосредотачиваться на себе и окружающем мире. Они усердно работают над тем, чтобы узнать, как окружающая среда может помочь им учиться, развиваться и воображать. Они сосредоточены на том, как они могут понять мир вокруг себя и связать его с собой. Ожидается, что по мере того, как дети растут, у них разовьется набор навыков, которые позволят им более широко взаимодействовать. Для этого дети должны научиться принимать во внимание эмоции, культуру и взгляды других людей.

Социально-эмоциональные вехи

Как социальное, так и эмоциональное развитие включают поведение, отражающее эмоциональный рост детей и их способность успешно ориентироваться в своем мире посредством взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Поскольку эти навыки развиваются вместе, эта область развития называется социально-эмоциональным развитием. Социально-эмоциональные вехи сосредоточены на развитии у детей способностей регулировать свое внимание, эмоции и поведение, а также формировать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками.

В приведенной ниже таблице представлен обзор основных этапов социально-эмоционального развития детей школьного возраста. Как подчеркивается в курсах «Когнитивное развитие», «Физическое развитие» и «Развитие общения и языка», вехи — это не контрольные списки, по которым можно судить о развитии детей. Скорее, они указывают, когда ожидать появления определенных навыков или поведения у детей, чтобы вы были готовы удовлетворить их меняющиеся потребности. Думайте об этих вехах как о рекомендациях, которые помогут вам понять и определить типичные закономерности роста и развития детей школьного возраста. Ваша цель помочь все детей растут и учатся в полной мере.

Вехи социально-эмоционального развития детей школьного возраста
Дети от 6 до 8 лет
  • Показать больше независимости от родителей и семьи
  • Начните думать о будущем
  • Узнайте больше о своем месте в мире
  • Уделяйте больше внимания дружбе и работе в команде
  • Хотите, чтобы вас любили и принимали друзья
9- и 11-летние
  • Начните формировать более крепкие и сложные дружеские отношения и отношения со сверстниками
  • Эмоционально становится более важным иметь друзей, особенно того же пола
  • Испытайте большее давление со стороны сверстников
  • Станьте более осведомленными о своем теле по мере приближения полового созревания
  • Образ тела и проблемы с едой иногда начинаются примерно в этом возрасте
12- и 14-летние
  • Проявляйте больше заботы о своем теле, внешности и одежде
  • Сосредоточьтесь на себе, колеблясь между завышенными ожиданиями и неуверенностью в себе.
  • Испытайте больше капризности
  • Проявляйте больше интереса и влияния со стороны группы сверстников
  • Выражать меньше привязанности к родителям; иногда может показаться грубым или вспыльчивым
  • Почувствуйте стресс от более сложной школьной работы
  • Проблемы с питанием
  • Испытывает сильную грусть или депрессию, что может привести к плохим оценкам в школе, употреблению алкоголя или наркотиков, небезопасному сексу и другим проблемам.

Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Положительные советы для родителей .https://www.cdc.gov/ncbddd/childdevelopment/positiveparenting/index.html

Помните, что ожидания в отношении этапов развития определяются культурными ценностями и предпочтениями. Идеи, убеждения и ожидания в отношении развития ребенка — это лишь некоторые из особенностей культур. Осознание и уважение этих различий может помочь вам лучше понять семейный опыт, который помогает формировать их детей школьного возраста.

Дети школьного возраста и социально-эмоциональное развитие

Частью вашей роли сотрудника школьного возраста является наблюдение и оценка детей, находящихся на вашем попечении. Этого можно успешно добиться, используя различные рекомендации по развитию для поддержки детей и их семей. Поскольку наличие прочной основы социально-эмоционального развития имеет решающее значение для успеха ребенка в школе и в жизни, важно наблюдать за детьми в их учебной среде. При оценке социально-эмоционального развития ребенка учитывайте следующие компоненты.

Способность устанавливать и поддерживать отношения

Отношения являются основой социально-эмоционального развития. Способность ребенка устанавливать и поддерживать отношения является очень важным аспектом их развития. Прежде всего это проявляется в способности ребенка заводить друзей и сохранять их. По данным Американской академии педиатрии, дружба позволяет детям «расширить свой кругозор за пределы семьи, начать познавать внешний мир, формировать представление о себе и развивать систему социальной поддержки». Поскольку отношения так важны для социально-эмоционального развития ребенка, урок будет посвящен этой теме позже в этом курсе.

Способность управлять эмоциями

По мере взросления дети учатся эмоциональной саморегуляции. Эмоциональные всплески, которые мы наблюдаем у маленьких детей, такие как плач при разлуке с семьей или удары, когда они расстраиваются, начнут уменьшаться по мере взросления детей. Дети школьного возраста начнут лучше понимать свои эмоции и смогут обсуждать, что они чувствуют. Чувство сочувствия и сочувствия к другим также развивается в школьном возрасте.

Способность справляться со стрессом

Будучи взрослыми, мы знаем, что стресс может быть результатом множества обстоятельств, и если мы не найдем способ справиться с ним, он может оказаться невыносимым. Вы можете справиться со стрессом, отправившись на прогулку, проведя некоторое время с друзьями, занимаясь спортом или уделяя время своему любимому хобби. Другими способами, которыми взрослые справляются со стрессом, являются глубокое дыхание, медитативные упражнения или посещение психотерапевта или консультанта. Будучи взрослыми, мы знаем, когда ситуация вызывает слишком много стресса, и мы можем решить использовать один из этих методов, чтобы помочь эффективно реагировать на стрессор. Дети школьного возраста только начинают учиться распознавать и справляться со стрессом в своей жизни. По данным Американской академии педиатрии, наиболее распространенными обстоятельствами, вызывающими беспокойство у детей школьного возраста, являются следующие:

  • Плохое самочувствие
  • От нечего делать
  • Не хватает денег
  • Чувствую давление, чтобы получить хорошие оценки
  • Чувство отчуждения от группы сверстников
  • Недостаточно времени с родителями
  • Не сделать домашнее задание
  • Недостаточно хорош в спорте
  • Неспособность одеваться так, как хочется
  • Изменения тела
  • Опоздание в школу
  • Быть меньше других детей того же возраста
  • Когда родители спорят перед ними
  • Не ладит с учителями
  • Избыточный вес или больший вес, чем у других детей того же возраста
  • Переезд
  • Смена школы
  • Спорить с родителями о правилах
  • Приспособление к раздельному проживанию или разводу родителей
  • Когда их заставляют попробовать что-то, чего они на самом деле не хотят (например, курить)

Дети школьного возраста учатся распознавать причины стресса и то, как он влияет на их поведение. Некоторые дети могут по-прежнему открыто выражать свои чувства, в то время как другие будут держать стресс при себе. Мы хотим, чтобы дети научились справляться со стрессом здоровым и позитивным образом. Поддержание открытых линий связи с семьями поможет вам быть начеку, если ребенок может оказаться в стрессовой ситуации дома или в школе. Как сотрудник школьного возраста, важно следить за признаками того, что ребенок может быть перегружен стрессом, чтобы вы могли помочь ему справиться с этим здоровым способом. Общие признаки стрессовой перегрузки: когда ребенок:

  • Развиваются физические симптомы, такие как головная боль или боль в животе
  • Выглядит беспокойным, усталым и взволнованным
  • Выглядит подавленным и не выражает свои эмоции
  • Становится раздражительным, негативным и не проявляет особого волнения или удовольствия от деятельности
  • Кажется, меньше интересуется деятельностью, которая когда-то была чрезвычайно важной
  • Оценки в школе начинают падать
  • Меньше, чем обычно, интересуется посещением занятий и выполнением домашних заданий
  • Демонстрирует антиобщественное поведение, такое как ложь и воровство, забывает или отказывается выполнять работу по дому/задачи и кажется гораздо более зависимым от членов семьи или учителей, чем в прошлом

Если вас беспокоит развитие ребенка школьного возраста, сначала поговорите со своим тренером, тренером или администратором. Поделитесь своими наблюдениями за поведением ребенка и причинами, по которым вы обеспокоены. Ваш тренер, коуч или администратор могут пожелать понаблюдать за ребенком и назначить встречу с семьей ребенка. В некоторых ситуациях семьям может быть предложено сотрудничать с местным школьным округом, который может организовать бесплатную оценку развития ребенка и помочь ребенку получить необходимые услуги и поддержку.

См.

Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о социально-эмоциональном развитии в школьном возрасте.

Сделайте

Как сотрудник школьного возраста, вы должны целенаправленно использовать стратегии в течение дня, чтобы поддерживать социально-эмоциональное развитие маленьких детей. Вы можете сделать это по телефону:

  • Предоставление детям возможности определить и понять свои чувства и эмоции и обсудить их с другими
  • Поощрение критического мышления, решения проблем и контролируемого риска
  • Усердно работать над созданием структурированной, безопасной среды, позволяющей детям учиться и открывать для себя
  • Демонстрация уважения к другим
  • Обеспечение среды, которая признает, принимает и празднует разнообразие
  • Создание благоприятной и инклюзивной среды для детей с особыми потребностями
  • Признание вклада всех детей в жизнь общества
  • Поощрение детей и молодежи экспериментировать с различными видами деятельности, материалами и опытом для выявления талантов и предпочтений

Исследовать

Наблюдение за детьми школьного возраста в учебной среде — лучший способ увидеть, у каких детей развиваются сильные социально-эмоциональные навыки, а какие могут нуждаться в поддержке. Понаблюдайте за детьми школьного возраста, участвующими в вашей программе, определите поведение, которое вы заметили, и подумайте, как вы можете поддержать их социально-эмоциональные навыки. Выполните указанное ниже задание «Наблюдение за социально-эмоциональными навыками» . Затем поделитесь готовой работой со своим тренером, тренером или администратором.

Наблюдение за социально-эмоциональными навыками в школьном возрасте

Определите примеры социально-эмоционального поведения в вашем классе

Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором

Применять

Подумайте, как вы адаптируете свое поведение к ценностям или нормам, связанным с конкретной средой или ситуацией? Детям может быть трудно научиться этому навыку, и для поддержки их обучения важно подумать о том, как вы используете этот навык в своей жизни. Просмотрите и выполните задание «Адаптация к среде » ниже. Поделитесь готовой работой со своим тренером, тренером или администратором.

Адаптация к окружающей среде

Подумайте о том, как вы адаптируете свое поведение к различным условиям, когда думаете, как помочь детям сделать то же самое

Глоссарий

Вехи развития:
Набор навыков или моделей поведения, которые могут выполнять большинство детей определенного возраста

Скрининг развития:
Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка; скрининг могут проводить педиатры, учителя или другие лица, хорошо знающие ребенка и его развитие

Эмоциональная саморегуляция:
Способность регулировать эмоциональное состояние до комфортного уровня интенсивности для достижения целей

Продемонстрировать

Что из нижеперечисленного является типичным социально-эмоциональным этапом у детей в возрасте от шести до восьми лет?

Испытывает большее давление со стороны сверстников

Больше беспокоится о своем теле, внешности и одежде

Демонстрирует большую независимость от своей семьи

Испытывает большую капризность.

Общие признаки стрессовой перегрузки у детей школьного возраста включают все перечисленное, кроме?

Развиваются физические симптомы, такие как головная боль или боль в животе

Выглядит беспокойным, усталым и взволнованным

Меньше, чем обычно, интересуется посещением занятий и выполнением домашних заданий

Лучше учится в школе; получает лучшие оценки.

Закончите это утверждение: Как сотрудник школьного возраста, вы можете поддерживать социально-эмоциональное развитие детей,…

не говоря об эмоциях и социальных ситуациях в вашей программе.

препятствующие риску.

празднование разнообразия в вашей программе.

перевод детей с особыми потребностями в другой класс.

Ссылки и ресурсы

Berk, LE (2013). Детское развитие (9 -е изд). Пирсон.

Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2021). Позитивные советы для родителей. https://www.cdc.gov/ncbddd/childdevelopment/positiveparenting/index. html

Совет по стандартам аккредитации программ развития детей и молодежи. Получено с https://coanet.org/cyd-standards/

Dunlap, G., & Powell, D. (2009). Содействие социальному поведению детей младшего возраста в групповых условиях: резюме исследований. Дорожная карта эффективных методов вмешательства №3 . Тампа, Флорида: Университет Южной Флориды, Центр технической помощи по социально-эмоциональному вмешательству для детей младшего возраста.

Дурлак, Дж. А., и Вайсберг, Р. П. (2013). Программы продленного дня, основанные на фактических данных, способствуют социальному и эмоциональному развитию. В Т. К. Петерсон (ред.), Расширение кругозора и возможностей: использование возможностей послешкольного и летнего обучения для успеха учащихся (стр. 194-198). Collaborative Communications Group, Вашингтон, округ Колумбия. Получено с http://www.expandinglearning.org/

Gestwicki, C. (2016). Практика, соответствующая развитию: учебная программа и развитие в раннем образовании (6 -е изд. ). Cengage Learning.

Гордон А.М. и К.В. Браун. (2014). Начало и не только: Основы дошкольного образования (9 -е изд. ). Cengage Learning.

Лейден, Р. и Шейл, Э. (2012). Что нужно знать учителю о социальном и эмоциональном развитии. АСЕР Пресс.

Национальная ассоциация образования детей младшего возраста. (2012). Комната для учителей: определение того, является ли поведение издевательством. Обучение детей младшего возраста , 5(5), 34.

Шор, Э., Американская академия педиатрии. (2004). Уход за ребенком школьного возраста: 5–12 лет . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Бантам.

Травик-Смит, Дж. В. (2013). Развитие детей в раннем возрасте: многокультурная перспектива (6 th ed). Пирсон.

Уоллес, А. и Палмер, Дж. (2017). Повышение социального и эмоционального развития в школе и вне школы. Национальная конференция законодателей штатов, 25 (41). https://www.ncsl.org/research/education/boosting-social-and-emotional-development-in-and-out-of-school. aspx

Понимание стадий развития ребенка

Мы включаем продукты, которые мы считаем полезными для наших читателей. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.

Healthline показывает вам только бренды и продукты, за которые мы поддерживаем.

Наша команда тщательно изучает и оценивает рекомендации, которые мы делаем на нашем сайте. Чтобы установить, что производители продукта соблюдали стандарты безопасности и эффективности, мы:

  • Оцените ингредиенты и состав: Могут ли они причинить вред?
  • Проверьте все утверждения о пользе для здоровья: Соответствуют ли они существующим научным данным?
  • Оцените бренд: Работает ли он добросовестно и соответствует ли он лучшим отраслевым практикам?

Мы проводим исследования, чтобы вы могли найти надежные продукты для вашего здоровья и хорошего самочувствия.

Узнайте больше о нашем процессе проверки.

Было ли это полезно?

Развитие этого ребенка идет по плану?

Этот вопрос родители, педиатры, воспитатели и лица, осуществляющие уход, задают снова и снова по мере того, как дети растут и меняются.

Чтобы помочь ответить на этот важный вопрос, специалисты по детскому развитию создали множество различных диаграмм и контрольных списков, которые помогут вам отслеживать развитие ребенка в нескольких ключевых областях:

  • физическое развитие
  • когнитивное развитие (навыки мышления)
  • языковое развитие
  • социально-эмоциональное развитие

Знайте, что вы увидите некоторые различия между списками. Исследователи из Бостонской детской больницы изучили четыре самых известных контрольных списка развития ребенка и обнаружили, что в них упоминается в общей сложности 728 различных навыков и способностей.

Что еще более важно, только 40 из этих вех развития отображаются во всех четырех контрольных списках, что вызывает вопрос: должны ли вы полагаться на один контрольный список?

Эти исследователи предлагают хороший подход, чтобы начать с разговора с педиатром вашего ребенка или лечащим врачом. Меры, которые используют врачи, могут отличаться от тех, которые родители могут найти в печатных или онлайновых контрольных списках.

Лечащий врач вашего ребенка может обследовать вашего ребенка на наличие любых задержек развития, используя утвержденные инструменты скрининга во время визитов к врачу или в промежутках между ними.

Может быть также полезно думать о развитии как об индивидуальном прогрессе, а не как о списке пунктов, которые вы должны отмечать через определенные промежутки времени. Если прогресс останавливается или кажется, что останавливается, пришло время поговорить с лечащим врачом вашего ребенка.

Если есть задержка, ее раннее выявление иногда может иметь большое значение для ребенка.

Что такое вехи развития?

Вехи — это то, что ребенок может делать к определенному возрасту. Большинство детей развивают навыки и способности примерно в одном и том же порядке, но временные рамки не точны. Они варьируются от ребенка к ребенку, так же как и цвет волос и глаз.

Каждый ребенок растет и развивается в индивидуальном темпе. Вот краткий обзор некоторых общих вех для каждого возрастного периода.

инструменты для наблюдения за развитием вашего ребенка

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) создали бесплатное приложение, которое поможет вам следить за тем, как растет и меняется ваш ребенок. Вы можете скачать его здесь для устройств Android или здесь для устройств Apple.

В этот период глубокого роста и развития дети быстро растут и меняются.

Врачи рекомендуют вам много разговаривать с ребенком на этом этапе, потому что ваш голос поможет вашему ребенку развить коммуникативные навыки. Другие предложения включают в себя:

  • Короткие периоды времени, проведенные на животе, помогут укрепить мышцы шеи и спины вашего ребенка, но убедитесь, что ребенок не спит, а вы находитесь рядом во время игры.
  • Немедленно реагируйте, когда ваш ребенок плачет. Когда вы берете на руки плачущего ребенка и утешаете его, это укрепляет связь между вами двумя.

Таблица развития: от рождения до 18 месяцев

В дошкольном возрасте детям по-прежнему необходимо много сна, хорошее питание и близкие, любящие отношения с родителями и опекунами.

Врачи Детской больницы Сиэтла дают следующие советы по созданию безопасного и заботливого пространства для максимального роста и развития вашего ребенка в раннем возрасте:

  • Создавайте предсказуемые рутины и ритуалы, чтобы ваш ребенок чувствовал себя защищенным и заземленным.
  • Защитите свой дом и двор от малышей, чтобы дети могли безопасно исследовать их.
  • Используйте мягкую дисциплину, чтобы направлять и учить детей. Избегайте ударов, которые могут причинить долговременный физический и эмоциональный вред.
  • Пойте, разговаривайте и читайте своему малышу, чтобы расширить его словарный запас.
  • Следите за своим ребенком, чтобы не пропустить теплоту и надежность всех опекунов.
  • Заботьтесь о себе физически и эмоционально, потому что ваш ребенок нуждается в вас, чтобы быть здоровым.

Таблица развития: от 18 месяцев до 2 лет

В дошкольном возрасте дети становятся все более самостоятельными и способными. Их естественное любопытство, скорее всего, будет стимулироваться, потому что их мир расширяется: новые друзья, новый опыт, новая среда, такая как детский сад или детский сад.

В этот период CDC рекомендует вам:

  • Продолжайте ежедневно читать вашему ребенку.
  • Покажите им, как выполнять простые домашние дела.
  • Будьте ясны и последовательны в своих ожиданиях, объясняя, какого поведения вы хотите от своего ребенка.
  • Говорите с ребенком на соответствующем его возрасту языке.
  • Помогите своему ребенку решить проблему, когда эмоции зашкаливают.
  • Присматривайте за своим ребенком на открытых игровых площадках, особенно возле воды и игрового оборудования.
  • Позвольте ребенку выбирать, как взаимодействовать с членами семьи и незнакомцами.

Развивающий стол: от 3 до 5 лет

В школьные годы дети быстро обретают самостоятельность и компетентность. Друзья становятся более важными и влиятельными. На уверенность ребенка в себе будут влиять академические и социальные проблемы, возникающие в школьной среде.

Когда дети взрослеют, задача родителей состоит в том, чтобы найти баланс между обеспечением их безопасности, соблюдением правил, поддержанием семейных связей, предоставлением им возможности принимать некоторые решения и поощрением их к принятию на себя растущей ответственности.

Несмотря на их быстрый рост и развитие, они все еще нуждаются в родителях и опекунах, чтобы устанавливать ограничения и поощрять здоровые привычки.

Вот что вы можете сделать, чтобы ваш ребенок оставался здоровым:

  • Убедитесь, что он высыпается.
  • Предоставлять возможности для регулярных физических упражнений и индивидуальных или командных видов спорта.
  • Создайте тихое, позитивное пространство для чтения и учебы дома.
  • Ограничьте время, проводимое за экраном, и внимательно следите за действиями в сети.
  • Создавайте и поддерживайте позитивные семейные традиции.
  • Поговорите со своими детьми о согласии и установлении границ с их телами.

Таблица развития: Школьный возраст

Если вам интересно, может ли какой-либо аспект развития ребенка задерживаться, у вас есть несколько вариантов.

Во-первых, поговорите с педиатром вашего ребенка и попросите пройти обследование развития. Инструменты скрининга, используемые врачами, являются более точными, чем контрольные списки онлайн, и они могут дать вам более достоверную информацию о способностях и прогрессе вашего ребенка.

Вы также можете попросить своего педиатра направить вас к специалисту по развитию, например к детскому неврологу, трудотерапевту, логопеду или психологу, специализирующемуся на оценке состояния детей.

Если вашему ребенку меньше 3 лет, вы можете обратиться в программу раннего вмешательства в вашем штате.

Если вашему ребенку 3 года или больше, вы можете обратиться к директору специального образования в государственной школе рядом с вашим домом (даже если ваш ребенок не зачислен в эту школу), чтобы попросить провести оценку его развития. Убедитесь, что вы записали дату и имя режиссера, чтобы вы могли продолжить, если это необходимо.

Очень важно, чтобы вы действовали немедленно, если подозреваете задержку развития или расстройство, потому что многие проблемы развития можно решить более эффективно при раннем вмешательстве.

Во время скрининга поставщик медицинских услуг может задавать вам вопросы, общаться с вашим ребенком или проводить тесты, чтобы узнать больше о том, что ваш ребенок может и чего еще не может делать.

Если у вашего ребенка есть заболевание, он родился раньше срока или подвергся воздействию токсина из окружающей среды, такого как свинец, врач может чаще проводить скрининг развития.

Разговор с родителями о вехах

Если вы являетесь опекуном или педагогом, которому необходимо обсудить возможную задержку с родителями, CDC рекомендует вам подходить к этой теме четко и с сочувствием. Вам могут быть полезны следующие советы:

  • Часто говорите о вехах, а не только тогда, когда беспокоитесь о задержке.
  • Умение слушать. Позвольте родителям говорить, не перебивая их, и повторяйте их опасения, чтобы они знали, что вы уделяете им пристальное внимание.
  • Подумайте о том, чтобы пригласить коллегу на собрание, чтобы делать заметки.
    Имейте в виду, что родители могут реагировать эмоционально. Семейные и культурные проблемы могут влиять на реакцию родителей.
  • Поделитесь любыми заметками или записями, которые вы сохранили, чтобы документировать прогресс ребенка.
  • Поощряйте контакт с семейным педиатром.
  • Следите за новостями, не забывая о проблемах.

Младенцы, дети ясельного возраста и дети школьного возраста постепенно приобретают новые навыки и способности по мере взросления. Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе.

Использование контрольных списков этапов развития может быть полезным для родителей и опекунов, которые хотят быть уверены, что ребенок растет здоровым образом.