Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей: Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей» | Консультация:

Педсовет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»

Тематический педсовет № 2

Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»


Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 

Подготовительная работа 

1.    Оценка воспитателями своих профессиональных умений и качеств, необходимых для общения с родителями.

2.    Планирование и проведение мероприятий (досуги, праздники, развлечения, консультации, родительские собрания), направленных на формирование партнерских взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.

3.    Тематический контроль «Взаимодействие детского сада и семьи»

4.    Оформление родительских уголков

5.    Семинар-практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО».

Повестка дня 

1.     Выполнение решения педагогического совета № 1. 

2.    Анализ тематического контроля «Взаимодействие детского сада и семьи»

3.    «Роль семьи в воспитании ребёнка. Формы работы педагогов с родителями».

4.    «Формах работы с семьёй в группах» (воспитатель группы «Особый ребёнок»

5.    Психологическая зарядка. 

6.    «Аукцион педагогических проектов по взаимодействию с родителями». 

7.    Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

8.    Проект решения педсовета.

Ход педсовета 


Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения активизировать взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребёнка и его социализации в условиях введения ФГОС ДО. Пройдет он форме устного журнала. 

Первая страница выполнение решений педагогического совета № 1


Вторая страница Аналитическая. 


При подготовке к педсовету был проведен тематический контроль «Взаимодействие детского сада и семьи»

 

Третья страница Информационная.  


Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ. 

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого — К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие — говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. 
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. 
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы. 
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами. 
Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения? 
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. 
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. 
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» . 
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов) 
В содержание профессиональной компетентности входят следующее: 


Личностные качества и установки (личностный компонент) 

 

·         Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников

·         Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями

·         Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями

·         Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность…


Знания (содержательный компонент) 

·         о семье

·         об особенностях семейного воспитания

·         о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

·         о методах изучения семьи

·         о современных формах организации общения

·         о методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент) 

·         Умение преодолевать психологические барьеры общения

·         Владение методами изучения семьи

·         Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

·         Умение ориентироваться в информации

·         Умение конструировать программу деятельности с родителями

·         Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями

·         Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

 

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. 


Портрет педагога 

 

·         Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями

·         Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»

·         Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей

·         Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

·         В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

·         Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

·         Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

·         Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

·         Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует. 


Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим.

Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. 
Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. 
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения. 

Примерный кодекс общения: 

1.    Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2.    Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3.    Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

4.    Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5.    Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6.    В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» — представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения. 

 

Четвёртая страница Отчётная

Выступление педагогов с презентациями о формах и методах работы с родителями в своих группах (презентации прилагаются).

Пятая страница «Психологическая зарядка» 


Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.  

 

1.    Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

2.    Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».

3.    Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

4.    Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

5.    Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо».

6.    Руки на поясе, делая наклоны вправо — влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

7.    Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен — и я прекрасна».

8.    Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

9.    Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».



Шестая страница Домашнее задание «Аукцион педагогических проектов по взаимодействию с родителями «.
 


Предлагаю каждой группе презентовать свой проект по взаимодействию с родителями. У каждого из вас есть по 1 фишке, вы можете отдать их за какой-то один проект. В конце нашего аукциона мы определим какой проект получил больше всего голосов. 

Седьмая страница Диагностическая 


«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению. 
 
А сейчас вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «нет», «да», «иногда». 

 

1.    Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.    Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3.    Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4.    Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5.     Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6.    Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7.    Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8.    Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9.    Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10.  Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11.  Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12.  Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13.  Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14.   У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?

15.  Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16.  Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?


Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков. 

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый. 
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя. 

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями! 

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы. 

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов. 

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение. 

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами. 

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям. 

 

Семиран- практикум «Пути совершенствования взаимодействия педагога ДОУ с родителями».

Семинар- практикум

«Пути совершенствования взаимоотношений педагога
ДОУ с родителями»

Цель:совершенствовать навыки общения воспитателей и родителей.

План семинара.

1.Теоретическая часть. Сообщение «Актуальность проблемы взаимоотношений педагога ДОУ с родителями»

2.Упражнения для совершенствования навыков общения.

3.Рефлексия.

Ход проведения семинара-практикума:

Актуальность

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которых можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно помочь в его развитии.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

1. Упражнения для совершенствования навыков общения.

Упражнение «Психологическая речевая настройка».

Цели: формирование положительного эмоционального фона в группе; создание атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение речевых настроек – установка на хорошее настроение. Речевые настройки должны показывать участникам, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения.

— Я рада видеть вас всех. Пусть эта встреча принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга. Давайте улыбаться друг другу, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться.

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности физиологические (например, голод) и психологические (например, потребность в положительных эмоциях). И во все времена эта (последняя) потребность удовлетворялась в ходе общения. Способность к общению у человека врождённая. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад – это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности. Воспитатель – важный источник общения детей и взаимодействия родителей друг с другом.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Упражнение «Окно».

Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.

Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет окно с толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте ее через стекло. Чем выразительнее и полнее передается эмоциональная реакция, тем легче расшифровать содержание ситуации.

Общение воспитателя и родителя – тема деликатная и ответственная. От того, как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателя.

Задание «Изменяем ролевую позицию в общении».

Согласно Эрику Берну, в каждом из нас живет как бы одновременно три человека: «Родитель», «Взрослый» «Ребенок». Позиция «Я» как «ребенка» — подчеркивается особой чувствительностью, ранимостью, зависимостью, подчиненностью. Позиция «Я» в роли «родитель» — стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли «взрослый» — подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех позиций, что определяется особенностями характера. Попробуем сознательно управлять выбором ролевых позиций в общении. Один из воспитателей произносит фразу в любой из трех ролевых позиций, другой определяет и обосновывает, какую позицию занимал говорящий. Фразы для упражнения: «Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были  справедливы»; «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке».

Для развивающего общения педагога с родителями необходимо осваивать психотехнику диалога, уметь слушать, держать паузы, владеть голосом, мимикой, движениями; взять под контроль собственную неприязнь к человеку.

Вручение памяток воспитателю «Особенности общения, основанные на чувстве педагогического такта».

Вывод: находясь в разных позициях, людям очень трудно найти общий язык, они видят мир совершенно по-разному. Важно почувствовать, когда адекватна позиция «сверху», «снизу», «рядом».

Упражнение «Минута на разговор»

Участники делятся по парам. Задания участников – вести беседу. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа, отпуск и др.. В конце занятия – выводы. Умение слушать людей как конкретное проявление интереса к людям. Нередко люди не обращают внимание на то, что признаком интересного собеседника является не столько умение говорить, сколько умение слушать.

Каким образом на сегодняшний момент складывается общение с родителями в ваших группах? Предъявляют ли родители какие -либо претензии?

Эти упражнения нацелены на использование в общении языка поддержки и соучастия, осознание ответственности за содержание своей речи, которая может помогать продуктивному общению и положительному воздействию на родителя или, напротив, препятствовать ему.

Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций»

Цель: развитие умений педагогов лучше понимать природу конфликтов, находить и реализовывать правильное поведение в сложившейся ситуации.

Конфликтные ситуации могут возникать по следующим причинам. Родители не удовлетворены:

  • Положением ребенка в коллективе;

  • Образовательными программами ДОУ;

  • Отношением воспитателя к ребенку.

Давайте рассмотрим ситуацию: кто-то из воспитателей берет на себя роль мамы, которая недовольна тем, что ребенку поручили второстепенную роль в спектакле, другой воспитатель должен ответить на претензию. Какие еще претензии могут предъявить родители? Как мы должны отвечать на них?

(Воспитатели делятся на пары, в которых один — родитель, предъявляющий воспитателю претензию, другой — воспитатель, который должен ответить на претензию).

Рекомендации по организации работы с родителями:

  • Способность к общению – профессиональное качество педагога.

  • Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.

  • Не отталкивайте – наоборот, привлекайте к сотрудничеству.

  • Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца или матери воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

  • Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиции равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находиться в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Людям нравится ощущать собственное значение.

В одном случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя. В третьих – укрепите уверенность отца и матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть терпеливым, настойчивым, наладить жизнь своего ребенка.

Покажите родителю свое доброе отношение к его ребёнку.

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят доброжелательные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становиться ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.

Ищите новые пути сотрудничества с родителями.

Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать с какими проблемами он сталкивается в воспитании ребенка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, который испытывает сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, но сумел их преодолеть.

Не стремитесь во что бы то не стало отстоять свою позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что он прав, а тогда, когда сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.

Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь.  Продумайте возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

Учитывайте личные интересы родителей.

Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребёнка. Или предлагает, чтобы отец забросил свои увлечения и занялся ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искреннее этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится. Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребёнка. Вообще, посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.

Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Можно утверждать. Что ваша беседа с родителями пойдет более успешно, если:

— Во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации.

-Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений.

— В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку.

-И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.

Упражнение «Предложите свой вариант реагирования в ситуации».

Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.

Резюме. Для установления доверительных отношений с семьями воспитанников воспитатель активно дает понять родителю, что внимательно слушает его и слышит его. При этом педагог несет ответственность за культуру предъявления собственных чувств и мнений. Для сохранения конструктивной позиции в случаях разногласий с родителями воспитатель использует практику анализа собственного вклада в создавшуюся ситуацию общения: «Как бы я почувствовал себя на их месте?», «Что я хочу изменить в наших отношениях?», «Можем ли мы говорить без взаимных обвинений и критики?», т. п.

Условия, необходимые для оптимального педагогического общения:

Проявляйте искренний интерес к человеку, преодолевайте свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что касается другого человека.

Учитесь слушать людей, это конкретное проявление интереса к людям.

Старайтесь быть доброжелательным по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо действует закон взаимного отклика.

Улыбайтесь, в общении с людьми очень много значит улыбка для взаимных симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения.

Изучайте потребности людей и пытайтесь полезно их удовлетворить, проявляйте интерес к интересам другого человека

Умейте завоевать авторитет в педагогическом общении через способность дать почувствовать людям их значительность. Уважайте их мнение.

Упражнение «Рука».

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Вывод: в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, агрессия рождает агрессию.

Упражнение «Выбери адекватный способ поведения».

Цель: осознание воспитателями ответственности за выбор способа поведения в конкретной ситуации.

Воспитатель огорчен тем, что на групповой встрече родителей, которую они сами оценили как весьма полезную и интересную для них, отсутствовали некоторые из тех, кому было бы особенно полезно услышать то, о чем шла речь.

Задание. Выбрать и обосновать один из предложенных вариантов действий воспитателя.

1 вариант. Подготовлю в папку-передвижку все материалы проведённой встречи и предложу по очереди каждому из родителей, кому не удалось прийти, для самостоятельного знакомства с темой.

2 вариант. Выскажу свое неодобрение родителям, не пришедшим на встречу, в форме замечания, например: «Очень жаль, что вам не удалось прийти…».

3 вариант. Искренне выражу одной из участвовавших во встрече матерей свое огорчение по поводу пассивности других родителей и попрошу ее ненавязчиво поделиться своим впечатлением от встречи с тем, кто не присутствовал; надеюсь, что последним захочется по собственной инициативе побеседовать со мной на эту тему.

4 вариант. В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.

5-й вариант. Не буду придавать факту отсутствия некоторых родителей на встрече особого значения: участвовать в них или нет – право родителя.

6-й вариант. Попробую сначала разобраться в себе, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь своими переживаниями с каждым непришедшим родителем, подчеркну в то же время, что они вправе сами решать, участвовать во встрече или нет.

Игра «Разные мнения».

Участники объединяются в две группы – «родители» и «воспитатели». Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я- родитель» или «Я- воспитатель».

Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее мнение о своем ребенке, надеются на оказание помощи при необходимости.

Педагоги в позиции «воспитатель», в свою очередь ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности,внимания и понимания.

Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и «воспитатели», и «родители» вкладывают в те или иные понятия. Может быть, в каких–то случаях разногласия в понимании смысла являются источником если не конфликта, то назревания конфликтной ситуации.

Знание или представление об ожиданиях друг друга помогают сблизить позиции воспитателя и родителя, привести их к сотрудничеству, подчиненному интересам ребенка.

В позиции «Я-воспитатель» педагоги называют качества, необходимые при организации и проведении родительских собраний, такие как: как тактичность, подготовленность, организованность, умение подводить итоги и принимать решения, психологическая компетентность.

В позиции «Я-родитель» участники семинара высказывают страхи и опасения услышать плохое о своем ребенке, выражают надежду на помощь педагога, демократическое общение, заявляют о готовности помочь воспитателю.

Педагоги в процессе обсуждения говорят, что работа с родителями не должна исчерпываться только выдачей оценочной информации об образовательной деятельности ребенка, это взаимодействие ведется с целью просвещения родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Очень важно, чтобы родители не только понимали то, чего от них хотят воспитатели, на какую помощь они рассчитывают, но и сами внутренне согласились с точкой зрения педагога, приняли эту позицию. От того, насколько воспитатель сумел найти подход к родителю, настроил их на совместную деятельность в целях оказания помощи своим детям, зависит успех этой деятельности.

Бланк к игре «Разные мнения»

Родители

Воспитатели

Я- родитель

Я- воспитатель

Ожидание от педагога на родительском собрании

Ожидание от родителей на родительском собрании

2. Рефлексия.

Шесть простых стратегий укрепления отношений между родителями и учителями

Кира Хинкль

понедельник, 06 декабря 2021 г.

Как учителя, мы знаем о важности участия родителей. Мы чувствуем это каждый день. Многочисленные исследования показывают, что дети получают выгоду, когда родители и учителя находятся на одной волне.

Иногда наладить прочные отношения с родителями легче сказать, чем сделать.

Мы начинаем год с самыми лучшими намерениями, возможно, мечтая о проведении учебного вечера, на котором учащиеся демонстрируют свои любимые материалы, или разрабатывая планы для еженедельного информационного бюллетеня, объясняющего материалы Монтессори.

Но вот начинается учебный год, и Роберт Бернс шепчет нам на ухо: «Самые продуманные планы мышей и людей часто идут наперекосяк».

Это может быть одним из первых пунктов в списке дел учителя, особенно когда происходит нормализация, но развитие крепких отношений между родителями и учителями стоит вложений и не должно занимать слишком много времени.

Координация серии обучающих вечеров для родителей или проведение ежемесячного книжного клуба — амбициозные и исключительные способы привлечь родителей, но они не всегда осуществимы.

Вместо этого рассмотрите следующие шесть стратегий укрепления отношений с родителями, которые практически не требуют дополнительного времени:

Делитесь хорошими новостями

Отмечайте успехи своих учеников. Обязуйтесь делиться положительными наблюдениями с родителями в течение года, а не только во время конференций. Поступая так, вы отправляете сообщение о том, что вам не все равно. Кроме того, вы также развиваете позитивное взаимопонимание, которое будет полезно, если возникнут какие-либо проблемы с поведением или обучением.

Поставьте перед собой цель. Возможно, вы будете связываться с одной семьей после каждого учебного дня. Или, может быть, вы будете связываться со всеми в своем классе раз в месяц. Настройте простую электронную таблицу Excel или используйте традиционный журнал оценок, чтобы отслеживать, когда вы обращаетесь к родителям, гарантируя, что вы постоянно общаетесь с каждой семьей.

Ваши сообщения должны быть короткими и простыми. Достаточно отправить короткое электронное письмо из двух-трех предложений:

Я просто подумал, что вы должны знать, что сегодня утром я наблюдал, как Вивиан помогала одной из своих младших одноклассниц нести работу на ковер.

Арлин задала самый интересный вопрос на сегодняшнем уроке по фотосинтезу. Я подумал, что вы хотели бы услышать о его мыслях.

В начале года отдавайте предпочтение новым семьям.

Выработав эту ежедневную привычку, вы оттачиваете свои навыки наблюдения и одновременно укрепляете общение в школе.

Усилить голоса учащихся

Вы заняты. Родители заняты. Мир занят. Неудивительно, что родители не всегда находят время для чтения нашей еженедельной корреспонденции, брошюр и информационных бюллетеней.

Во многих случаях школьное общение с семьями игнорируется. Но это информация, которой необходимо делиться, иногда включая важные детали и сроки.

Когда родители тратят время на чтение школьных сообщений? Когда в нем фигурирует их ребенок.

Если вы уже отправляете домой информационный бюллетень (в цифровой или бумажной форме), включение студенческих работ в вашу корреспонденцию повысит читательскую аудиторию, укрепит каналы связи и выстроит отношения.

Некоторые простые способы интеграции голоса учащихся в ваши сообщения включают:

  • Вставка одной или двух фотографий детей, работающих в информационный бюллетень.
  • Включая стихотворение, написанное студентом
  • Поделиться одной или двумя цитатами учеников из недавнего обсуждения в классе о чтении вслух
  • Приглашение старших школьников писать статьи для информационного бюллетеня

Когда родители знают, что они могут увидеть работу своего ребенка в электронном письме, они с большей вероятностью перейдут по ссылке и прочитают то, что вы хотите сказать.

Связь на нейтральной территории

У большинства учителей положительные воспоминания о годах учебы в школе.

Важно помнить, что не все разделяют любовь к занятиям в классе. Для некоторых родителей пребывание в классе их ребенка может вызвать негативные детские воспоминания.

Простой вход в класс может вызвать неприятные воспоминания и заставить родителя защищаться.

Понимание того, что некоторые родители будут лучше общаться с вами за пределами четырех стен вашего класса, позволит вам наладить прочные связи даже с сопротивляющимися родителями.

Если вы заметили, что некоторые родители шарахаются от вас или проявляют тревогу при высадке, это может указывать на то, что им некомфортно в окружающей среде. Вместо этого используйте время, которое вы проводите вместе вне классной комнаты, чтобы пообщаться. Некоторые из лучших разговоров с родителями могут происходить в виде кратких обменов мнениями во время посадки или высадки или во время похода в лес на экскурсию.

Возможно, в вашей школе проводится ежегодный фестиваль или день служения. Используйте эти мероприятия как возможность наладить связи с семьями, особенно с теми, кто часто избегает посещения вашего класса. Воспользуйтесь возможностью разрушить стены.

Подарите благодать и примите лучшее

С родителями легко поддаться эмоциям, особенно когда тема обсуждения сложная. Мы прилагаем все усилия, чтобы создать идеально подготовленную среду и продуманные возможности для обучения. Мы инвестируем в наших студентов.

При обсуждении деликатных тем очень важно подходить к разговору спокойно и с ясным умом. Заранее подготовьте свои мысли и вступайте в дискуссию с планом.

Даруй милость и принимай самые лучшие намерения. Предоставьте родителям презумпцию невиновности. Конечно, вы бы хотели, чтобы они сделали то же самое для вас.

Обучение — это партнерство. Подход к трудным разговорам с позиции любви и сосредоточение внимания на том, как помочь ребенку, не позволит жестким дискуссиям сойти с рельсов.

Бросьте жаргон

Нормализация, планы развития, космическое образование — в философии Монтессори много жаргона. Это язык, который не всегда понимают даже традиционные учителя.

Если вы не потратите время на перевод, возможно, вы неосознанно говорите на другом языке.

Подумайте о терминах, которые вы используете, и узнайте свою аудиторию. Подумайте, что вы говорите и как вы это говорите, убедитесь, что вы используете слова, которые родители либо уже понимают, либо что вы не торопитесь, чтобы объяснить.

Используйте «Вечера в школу» и другие программы обучения родителей, чтобы познакомить семьи с материалами и терминологией Монтессори.

Будь собой

Очеловечьте себя. Иногда легко забыть, что учителя тоже люди. А иногда учителям легко забыть, что мы тоже люди. Личность педагога Монтессори может стать всепоглощающей.

Если вы от природы забавный человек, покажите родителям свою комедийную сторону. Если вы заядлый садовник, дайте об этом знать. Вы гордитесь собой за то, что пробежали марафон? Поделитесь своей победой с сообществом.

Отношения требуют улицы с двусторонним движением. Если вы делитесь только на поверхностном уровне, ваши отношения с родителями не зайдут слишком далеко.

Не бойтесь проявить свою индивидуальность. Подлинность создает доверие. Когда мы показываем свое истинное «я» семьям, мы приглашаем их к значимым отношениям, в которых все участники настроены на процветание.

Об авторе

Кира Хинкль (она/она) — педагог Монтессори, ставшая писателем-фрилансером. Она имеет сертификат AMS (элементарный I). Свяжитесь с ней по адресу [email protected].


Хотите написать гостевой пост для нашего блога? Дайте нам знать!

8 способов улучшить общение между родителями и учителями

Многие факторы играют важную роль в успеваемости вашего ребенка. От поддержки семьи до равного доступа к образованию, отличного руководства, ответственных педагогов и достижимых образовательных целей — все это играет важную роль в академическом успехе каждого учащегося. Несколько исследований и исследований показали, что участие родителей является одним из наиболее важных факторов, помогающих учащимся участвовать в учебе, и общение родителей и учителей является ключевым компонентом поощрения и улучшения участия родителей.

Что такое общение родителей и учителей?

В рамках этого общения и родители, и учителя начинают разговор, представляя себя и постепенно устанавливая отношения, основанные на том, что у них есть общего: это ученик. Учителя также могут связаться с родителями по телефону или по электронной почте. Регулярное общение с родителями позволит вашим учителям делиться информацией об успеваемости и достижениях ученика.

Если учащийся испытывает затруднения в изучении определенного предмета или проявляет признаки плохого поведения, родители уже имеют представление о том, что происходит. Кроме того, эти отношения сотрудничества с учителями позволят родителям прийти и поддержать ученика дома.

Статья по теме: 7 важных советов для учителей, посещающих онлайн-занятия

Преимущества общения родителей и учителей

Эффективное и действенное общение между родителями, учителями и учениками поможет сформировать чувство уважения ко всем.

a) Пособия для учащихся

Родители, активно участвующие в образовании своих детей, могут сыграть важную роль в улучшении их успеваемости в школе. Согласно отчету, опубликованному Национальным центром статистики образования , когда родители проявляют интерес к школьной деятельности, учащиеся чувствуют себя ответственными и ответственными за свои задачи. И когда родители взаимодействуют с учителями, чтобы понять и выявить потребности своих детей, дети поймут, что их семья заботится о них и хочет, чтобы они были счастливы и успешны. Родители также могут поддержать своих детей и помочь им повысить уверенность в себе, мотивируя их хорошо учиться в школе.

b) Пособия для родителей

Не только учащиеся, но и эффективное общение между родителями и учителями может принести пользу родителям. Большую часть времени родители не принимают непосредственного участия в работе класса, но регулярные беседы с учителями могут помочь им понять, какие предметы нуждаются в улучшении и в каких областях они учатся исключительно хорошо. Это также заставит их чувствовать себя более ценными и уверенными в себе.

c) Пособия учителям

Учителя также могут извлечь пользу из общения между родителями и учителями, поскольку родители могут играть важную роль в процессе обучения. Учителя, которые проявляют инициативу в построении здоровых и позитивных отношений с родителями, получат дополнительное сотрудничество, поскольку родители будут больше работать с ними и обращаться к учителям, которым они доверяют. Хорошо, если родители могут помочь своим детям с домашним заданием дома, учителя могут легко сосредоточиться в классе.

Эффективные советы и стратегии для улучшения общения между родителями и учителями

И родители, и учителя играют важную роль в эффективном и результативном школьном обучении. Ниже приведены некоторые важные стратегии, которые помогут улучшить отношения между родителями и учителями, от простой улыбки до создания чувства доверия.

1. Всегда будьте укоризненными и теплыми

Немного упрека может иметь большое значение, особенно когда речь идет об общении родителей и учителей. Вы можете начать разговор с помощью различных средств, таких как электронная почта, текстовое сообщение или лично, вы должны быть теплыми, приветливыми и предлагать мотивацию. Всякий раз, когда вы видите или встречаете родителей лично, обязательно улыбайтесь, обменивайтесь рукопожатием и смотрите им в глаза.

2. Ценить и признавать участие

Будь то родители или законные опекуны, они обязаны участвовать в школьных мероприятиях или мероприятиях. Учителя должны убедиться, что они признают искренний вклад родителей, а также должны выразить им свою благодарность и признательность за их ценный вклад.

3. Дайте родителям почувствовать себя особенными и ценными

Эффективное и прекрасное общение между родителями и учителями, особенно когда дети учатся в начальной школе, начинается с того, что родители чувствуют себя ценными и особенными. Родители и опекуны могут предложить что-то стоящее вашему классу, будь то помощь на мероприятии или консультирование учащихся по важным вопросам. Как учитель, вы должны побуждать родителей активно участвовать и делиться своими мыслями. Точно так же даже родители могут заставить учителей чувствовать себя особенными, ценя их усилия.

4. Развивайте чувство доверия

Доверие является важной основой любых отношений. Следовательно, даже для эффективного общения родителей и учителей доверие является жизненно важным компонентом. Родители должны доверять учителям своих детей. Разговаривая с родителями, убедитесь, что все, что вы обсуждаете, является конфиденциальным. И точно так же для родителей: что бы вы ни обсуждали с учителем вашего ребенка, убедитесь, что вы не выдаете информацию открыто.

5. Используйте оптимистичный тон

Эффективное общение между родителями и учителями начинается с позитива. Это можно сделать таким образом, чтобы учитель, связываясь с родителями, мог начать разговор, сказав о них что-то положительное. В то время как родители могут похвалить учителей, оценив их способ обучения и то, с какой болью они берут на себя обучение своих детей.

Статья по теме: Вот почему вы должны записать своих детей на онлайн-курсы [5 причин]

6. Чаще общайтесь

Возьмите за правило общаться. И учителю, и родителям необходимо регулярно общаться, чтобы «разрыв в общении» не мешал этим отношениям.

7. Акцент на ясности

Никто не хочет, чтобы его время было потрачено впустую. На каждом родительском собрании убедитесь, что вы знаете, что вы пытаетесь сообщить и передать, и почему родителям необходимо знать эту информацию заранее. Не отклоняйтесь от основной темы обсуждения и по возможности старайтесь вести беседу как в устной, так и в письменной форме.

8. Используйте сильный язык тела

Никто не может отрицать важность невербального общения и его роли в улучшении поведения учащихся. Различные формы языка тела, такие как выражение лица и жесты рук, важны для общения родителей и учителей. Чтобы способствовать лучшему общению, и родители, и учитель должны избегать негативных сигналов, таких как скрещивание рук или избегание зрительного контакта. Когда вы общаетесь лично, уберите потенциальные физические барьеры для общения, такие как мебель, и выбирайте положительные сигналы, такие как лучшая осанка и расслабленное выражение лица.

Final Words

Общение родителей и учителей имеет важное значение и играет ключевую роль в развитии учащихся. Простые стратегии, перечисленные выше, могут помочь резко повысить эффективность общения. В связи с тем, что пандемия нарушила обычную систему образования, наше обучение и образование перешли в онлайн. Школьное образование является важной частью жизни ребенка, поскольку оно помогает определить когнитивные годы человека, и не менее важно, чтобы на протяжении всего периода поддерживалась непрерывная и регулярная связь между родителями и учителями.

PiggyRide — это ведущая онлайн-платформа обучения в Индии, которая сделает онлайн-обучение ваших детей достойным.