Сотрудничество с детьми овз с родителями: Работа с детьми с ОВЗ возможна только в тандеме с родителями

Содержание

Работа с детьми с ОВЗ возможна только в тандеме с родителями


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Учителям, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не справиться без родителей. Мама и папа знают о ребенке больше всех и способны помочь педагогу создать для ученика оптимальный образовательный маршрут. Но не все семьи готовы участвовать в учебно-воспитательном процессе: у одних нет желания, у других — возможностей, третьи не знают, с чего начать. Как учителю превратить родителей в союзников, рассказывает Наталия Сченснович, кандидат педагогических наук, конфликтолог, автор технологии бесконфликтного общения, преподаватель курса «Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении» от Учи.ру.

Какие бывают родители

Педагогу приходится быть немного психологом, чтобы уменьшить конфликты и наладить общение с родителями. Нужно понять, как они оценивают ситуацию, — это поможет лучше построить взаимодействие с семьей.

Родители с пассивной позицией слабо разбираются в особенностях развития ребенка, отчуждаются от него, не хотят участвовать в реабилитации. Иногда они отрицают проблемы и обвиняют специалистов в некомпетентности. С ними педагогу придется начинать с нуля: проводить общие консультации, давать книги, объяснять важность родительского присутствия. 

Родители с условно активной позицией готовы обеспечивать ребенку надежный «бытовой» тыл, но не готовы включаться в учебный процесс.  Они не понимают, в чем заключается коррекционно-педагогическая помощь, не готовы обращаться к специалистам, но надеются, что ребенок достигнет результатов. Учитель может научить их самостоятельно заниматься с ребенком — так они помогут ему с домашними заданиями, поймут, как он развивается, заметят его успехи. 

Родители с активной позицией хорошо знают проблемы своего ребенка, принимают его таким, какой он есть, реально оценивают перспективы развития, осознают свою роль в учебно-воспитательном процессе. С такими родителями учитель простраивает траекторию развития ребенка, объединяясь, ищет наилучшие решения. 

Цель педагога — учесть стартовую позицию и попытаться дать родителям необходимую поддержку и знания, чтобы ребенок освоил учебную программу и смог социализироваться.

Как установить контакт с семьей 

Определить ожидания родителей возможно уже в первые несколько минут, но вот подробно узнать о ребенке, его успехах и трудностях получится только за две-три встречи. Договоритесь о том, где вы встретитесь — дома, в школе или на нейтральной территории. 

Прежде чем давать рекомендации, нужно убедиться, что семья готова их принимать. На первой встрече поговорите с родителями, познакомьтесь, вместе понаблюдайте за ребенком. Если они занимают пассивную позицию, то дайте общую информацию об особенностях ребенка, расскажите, чем планируете заниматься на уроках. Более активным семьям задавайте вопросы о проблемах, узнавайте, какая помощь им нужна. 

Во время встреч проявляйте искреннюю заинтересованность, не оценивайте слова и действия родителей. Задача учителя — заложить основу доверия и взаимопонимания, необходимого для дальнейшей работы.

Вторую или третью встречу с ребенком посвятите психологической диагностике. Без нее вам будет сложно сформировать образовательный маршрут. Оцените особенности познавательного, социального, речевого, двигательного развития, эмоционально-волевой сферы, характер взаимоотношений с родителями и окружающими, степень нарушений в развитии ребенка. Если у вас нет диагностических инструментов, запросите их у школьных дефектолога или психолога. 

Также в ходе диагностики изучите документы: историю развития ребенка, анамнез, результаты обследования в медицинских учреждениях, характеристики из других образовательных организаций. Работа с документами заменит вам часы разговоров с экспертами, которые ранее обследовали ребенка и могли увидеть то, что не заметили вы. 

Изучив результаты диагностики, поделитесь с родителями своими выводами. Расскажите, как вы видите стратегию обучения и развития ребенка.

Это поможет родителям увидеть ситуацию с новой стороны.

Далее вместе с семьей определите образовательный маршрут и другие условия обучения. Ваша задача — объединиться с родителями ребенка, чтобы вместе достичь цели, которая решит их проблему. Заранее обговаривайте учебную программу, сколько детей в группе, будет ли у ребенка тьютор, каких результатов вы ожидаете достичь. Чем больше особенностей вы обговорите и зафиксируете письменно, тем меньше претензий возникнет у родителей, когда начнутся занятия.
Подробнее о методиках общения с родителями Наталия рассказывает на вебинаре  «Работа с родителями, которые воспитывают ребенка с особенностями развития или с ОВЗ» от Учи.ру.

Как предупреждать конфликты и управлять ими

Работать с родителями детей с ОВЗ сложнее, потому что такой ребенок требует особого внимания и особых знаний. Опирайтесь на этический кодекс, помните о завышенных ожиданиях и большом количестве стресс-факторов, действующих на родителей. Наладить сотрудничество с ними помогут эти правила.

 

  1. Демонстрируйте доброжелательность.
    Постарайтесь поддержать родителей — будьте добродушны, не нападайте, не обвиняйте и не давайте советов. Дружелюбная атмосфера помогает вместе решать сложные задачи.
     
  2. Выстраивайте границы.
    Берегите свои и уважайте чужие. Нельзя устанавливать с родителями учеников дружеские, близкие, родственные отношения — это мешает профессиональной коммуникации.
     
  3. Делайте комплименты.
    Замечайте даже маленькие успехи ребенка, рассказывайте о них родителям. Им точно тяжело, и ваша обратная связь поможет не только понять, что вам не безразличен ребенок, но и самим по-новому взглянуть на него. При этом будьте искренни: если вы просто говорите приятные слова, но при этом устали от постоянных претензий и не знаете, как дальше быть, то родитель это почувствует.
     
  4. Опирайтесь на ценности конкретной семьи.
    Родители будут более искренними и открытыми, когда учитель при общении опирается на их нормы и ценности (например, религиозные), а не на общесоциальные.
     
  5. Соблюдайте конфиденциальность. 
    Никогда не делитесь с третьими лицами информацией, которую вы узнали от родителей. Их согласие нужно, даже если вы хотите обсудить ход обучения с психологом.
     
  6. Думайте об общей цели.
    Вместо описания проблем сосредоточьтесь на установлении цели, чтобы определить, «что мы хотим получить в итоге». Используйте алгоритм выявления цели с помощью вопросов: Какие проблемы волнуют? Какие проблемы замечены? Что хотим вместо этого? Какие действия можем совместно предпринять?
     
  7. «Просвещайте» других родителей.
    Родители детей с ОВЗ могут вступать в конфликты не только с учителями, но и с другими родителями. Чтобы предупредить ссоры и споры, учителю важно рассказывать о том, как обычным детям помогает обучение в классе с детьми с ОВЗ. Рассказывайте об учебном процессе, о том, сколько внимания уделяется ученикам, как они могут помогать друг другу и учиться общаться, несмотря на разницу в развитии.

Типовые сложности

В работе с родителями детей с ОВЗ встречаются типовые ситуации, в которых я рекомендую действовать по следующему алгоритму (разработка Наталии Сченснович — прим. ред.): 

  • обозначить проблему, зная особенности заболевания и возможности ребенка;
  • выявить цель;
  • присоединить родителя к цели; 
  • объединиться и найти наилучшее решение для ребенка. 

Разберем на примерах, как в с помощью разговора можно управлять конфликтом. 

Ребёнок плохо учится 

Как правило, родители детей с ОВЗ приходят сами, замечая, что ребенок начинает получать плохие оценки. Обычно они думают, что ему не подходит образовательная программа или учитель не уделяет достаточно внимания на уроке. 

— Обозначаем проблему: «Я замечаю, что Максим часто не выполняет домашнее задание». 

— Обозначаем цель: «Мне как учителю важно, чтобы у него были сделаны все задания, так как это поможет ему быстрее научиться читать/писать. 

— Присоединяем родителя к ценности: «Для вас как мамы важно, чтобы он быстрее научился читать?»

— Помогаем сделать вывод и найти решение проблемы: «Давайте подумаем, как мы поможем Максиму уже через два-три месяца читать целыми словами и с интонацией».

На обучающей платформе Учи.ру есть ряд заданий, которые могут помочь в обучении ребенку с особенностями, например, с РАС. Подробнее на вебинаре «Работа с детьми с РАС: смешанное обучение и возможности платформы Учи.ру» (выдается сертификат за активное участие в вебинаре).

У ребёнка сложное поведение

Первое, что важно знать учителю, — это особенности заболевания и варианты реагирования на различные проявления ребенка. Тогда разговор с мамой будет предметным и профессиональным. Использовать можно тот же алгоритм: 

«В последнюю неделю Максим выкрикивает с места, во время урока начинает бегать и задирать ребят. Мне важно, чтобы он научился сдерживать себя и давать возможность себе и ученикам работать на уроке. Вам важно, чтобы Максим учился на уроках, а не отвлекался сам и не отвлекал других ребят? Тогда давайте подумаем, как можно ему помочь. Я знаю, что с такими детьми часто используют вот этот и тот приемы. Как вы думаете, это сработает?» 

В этом разговоре очень важно, чтобы мама тоже взяла на себя ответственность в выборе приема, в помощи, которую она будет оказывать дома.  

Жалуются другие родители 

В этой ситуации важно работать на опережение — собрать родителей и ребят, рассказать им о том, что в классе будет заниматься особенный ребенок. Постарайтесь вместе ответить на вопросы «Почему нам важно, чтобы такой ребенок учился с нами», «Какими мы станем, когда появится тот, о ком важно заботиться, проявлять сочувствие и терпение», «Чем именно каждый готов помочь». Помимо этого, вам как учителю важно показать и свой профессионализм, рассказав, как будет строиться урок, что изменится, а что останется прежним — родители и дети должны понять, что с приходом особого ребенка они только выиграют. 

Учитель всегда должен помнить, что он управляет сообществом учеников и родителей. Если он хочет, чтобы в его классе царили сотворчество, радость от результатов и успехов друг друга, взаимопомощь и поддержка, то это получится вне зависимости от того, есть ли в классе ребенок с ОВЗ. 

Что изучить по теме

  • Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
    Всемирно известные специалисты в области отношений с детьми рассказывают, как прийти к полному взаимопониманию и прекратить конфликты поколений.
     
  • Маршалл Розенберг. Ненасильственное общение. Язык жизни.
    Американский психолог, педагог и медиатор рассказывает о собственном методе разрешения конфликтов.
     
  • Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении.

    Бесплатный курс повышения квалификации от Учи.ру. Педагоги узнают, как определить образовательные потребности детей с ОВЗ, построить образовательный маршрут и при этом не забыть об остальных учениках в классе. Выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться


Партнерский материал

Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ

Курсы повышения

квалификации
Курсы профессиональной

переподготовки
Курсы дополнительного

образования для детей
и взрослых
Бесплатные курсы

для повышения квалификации
Вебинары для повышения

квалификации
  • О курсе
  • Программа
  • Результаты
  • Процесс обучения
  • Преимущества
  • Договор
  • Объём курса: 16 академ. часов
  • Продолжительность: 1 неделя
  • Вы можете досрочно закончить обучение
  • 890.00₽
  • 499.00₽

Теперь Вы можете оформить заявку на обучение с учетом своих пожеланий,
и мы обязательно сделаем всё, чтобы вам было максимально удобно обучаться на курсе.

 

Особые условия:

      — Самая выгодная цена курса!
      — Гарантированные подарки каждому обучающемуся
      — Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

 

Для кого предназначен курс: педагогов образовательных организаций, где обучаются и (или) воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья

 

О курсе:     

В последнее время всё более возрастает значение инклюзивного образования. Инклюзия наравне с коррекционным образованием становится реальностью образовательного процесса в России. Успешность коррекционно-развивающей практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов,  родителей, социальных партнёров к совместному взаимодействию. В современной образовательной организации очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты —  это прежде всего  партнеры. Часто у педагогов возникают сложности в организации взаимодействия с родителями обучающихся. Поэтому данный курс посвящён этому вопросу.

 

Цель курса: 

Познакомить педагогов с особенностями взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

 

Каким образом будет проходить обучение?

Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.

е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль.  Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

 

Выдаваемые документы:

По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса — Удостовение о повышении квалификации АНО ДПО «Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» с указанием объема курса — 16 часов.

Как записаться на курс?

1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой «Записаться на курс»)
2. Нажать на кнопку «Записаться на курс» и зарегистрировать «Личный кабинет»
3. Произвести оплату за обучение.
4. Заполнить раздел «Анкетные данные» в «личном кабинете» (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
5. После заполнения раздела «Анкетные данные» Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс).

Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела «Анкетные данные», пожалуйста, напишите на электронный адрес [email protected] 

 

И это ещё не всё!

 

 

После оплаты обучения на дистанционном курсе повышения квалификации Вы получите 3 ценных подарк

1 подарок

2 подарок

3 подарок

Сборник лучших работ фестиваля разработок учебных  занятий с использованием проектной технологии.  

40 Шаблонов для создания красивых презентаций по образовательной тематике. 

3 полезных инструмента для оформления любого образовательного мероприятия. 

Будем рады видеть Вас на дистанционном курсе повышения квалификации!

 Интересного и эффективного Вам обучения!

Запишитесь на курс и получите подарок:

  • Учебная программа:

Наименование модуля

Содержание модуля

1.

Модуль 1. Введение в дистанционный курс.

Знакомство с содержанием курса.

 

2.

Модуль 2.  Семья ребёнка с ОВЗ. Психологические особенности родителей детей с ОВЗ.

Даётся характеристика семей детей с ОВЗ.

3.

Модуль 3.  Направления работы с родителями детей с ОВЗ.

Рассматриваются направления работы с родителями детей с ОВЗ.

4.

Модуль 4. Содержание взаимодействия с родителями детей с ОВЗ. Рекомендации родителям.

Кратко рассматриваются содержание взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

5.

Модуль 5. Итоговое задание.

Предлагается выполнить тест.

В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут:

 

  • Знание психологических особенностей родителей детей с ОВЗ, направлений работы с родителями детей с ОВЗ, содержания взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.
  • Навыки: разовьют способность к самообразованию, способность быстро усваивать новую информацию, нацеленность на результат.
  • Профессиональные компетенции:
    • информационная компетенция; уметь анализировать собственную деятельность;
    •  определять свою роль как профессионала в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Как происходит обучение на дистанционном курсе повышения квалификации?

1

Вы выбрали актуальный для себя дистанционный курс из нашего каталога

2

Подаете заявку, указав в ней любую удобную именно для Вас дату начала обучения

3

Оплачиваете обучение любым удобным для Вас способом

4

Наша система автоматически уведомит Вас по электронной почте об успешной оплате и зачислении на курс, а также вышлет гарантированный подарок
(Если Вы не получили наше письмо, пожалуйста, проверьте папку СПАМ Вашей электронной почты. Иногда письма попадают туда)

5

Если Вам необходима Справка, подтверждающая Ваше обучение на курсе повышения квалификации, заказать ее Вы сможете ЗДЕСЬ
После оплаты справка мгновенно будет отправлена Вам в электронном виде на Вашу электронную почту

6

В день начала обучения Вам по электронной почте придет логин и пароль для входа в нашу систему дистанционного обучения, а также инструкция по началу обучения

7

Вы получите доступ сразу ко всем учебным материалам и заданиям дистанционного курса

8

Вы сможете обучаться в удобном для Вас темпе и в удобное время из любого места. Главное иметь доступ к Интернету. Скайп не нужен. Быть в строго назначенное время на курсе тоже не нужно.

9

Мы рекомендуем Вам придерживаться срока обучения, установленного программой, но если Вы не укладываетесь в него, Вам будет предоставлено дополнительное время, заранее оговоренное в договоре на обучение

10

Вы сможете задавать любые вопросы преподавателю курса по его теме

11

Вы можете досрочно закончить обучение, в случае, если оперативно, но качественно выполните все практические задания курса

12

После окончания обучения Вам будет бесплатно выслано Удостоверение о повышении квалификации в электронном виде на Ваш e-mail, а также в оригинале посредством «Почты России»

Таким образом, обучение полностью дистанционное, никуда приезжать не надо! Вы получите качественные знания, практические умения и повысите свою квалификацию быстро и доступно, не выходя из дома!

В “Моем университете” все очень просто и понятно!

В случае, если у Вас возникнут вопросы по обучению, мы всегда с радостью на них ответим и поможем Вам! Ответы на часто задаваемые вопросы Вы можете посмотреть в нашей “Базе знаний” или задать интересующий Вас вопрос

Всегда рады видеть Вас в “Моем университете”!

Здесь настоящее повышение квалификации педагогических работников!

Соответствие законодательству РФ:

Обучение на курсе законно! Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3101 от 30. 04.2019, выдана МО РК

Удостоверение о повышении квалификации соответствует закону «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 и признается аттестационными комиссиями всех регионов России.

Удостоверение отправляется бесплатно сразу по окончании курса в электронном виде и обязательно в оригинале по “Почте России”

После зачисления на курс Вы можете получить Справку, подтверждающую Ваше обучение на курсе для оперативного представления в аттестационную комиссию или в иное место по требованию

Качество и доступность обучения:

На курсе работает профессиональный преподаватель. Вы получаете постоянную поддержку во время обучения и ответы на все Ваши вопросы

Материалы курса написаны доступным языком, практические задания небольшие и понятные

Обучение полностью практико-ориентированное.

Результаты обучения Вы можете сразу применить в своей профессиональной деятельности

Удобство обучения:

Вы можете быстро (досрочно) закончить обучение на курсе

Обучение в удобное для Вас время и в удобном темпе, не нужно быть он-лайн в определенное время

Skype не нужен!

Обучение на курсе начинается каждый день, в т. ч. в летние месяцы

Обучение полностью дистанционное. Вам не нужно никуда приезжать, даже за получением удостоверения. Вы «не теряете уроки», остаетесь с семьей, экономите свои силы, время, средства.

Очень выгодные условия:

Доступная стоимость обучения на курсе

Вы можете получить социальный вычет 13% от стоимости курса по окончанию обучения (пп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ)

Гарантированная скидка 5% при он-лайн оплате по банковской карте сразу после подачи заявки на обучение на нашем сайте

Возможность подачи заявки от юридического лица. Ваша организация оплатит Ваше обучение

Гарантированный подарок при обучении на курсе!

Всегда рады видеть Вас в Моем университете!

Удостоверение о повышении квалификации АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» соответствует требованиям, установленным Министерством образования РФ (Согласно закону «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29. 12.2012) и признается аттестационными комиссиями всех регионов России .

Договор
на обучение

С этим курсом выбирают:

Работа с семьями детей с особыми потребностями

Задачи

  • Изучить собственные предположения о работе с семьями детей школьного возраста с особыми потребностями.
  • Определите переменные, которые могут осложнить или поддержать практику, ориентированную на семью.
  • Разработать эффективные способы поддержки семей детей школьного возраста с особыми потребностями.

Учиться

Знать

Семьи детей школьного возраста с особыми потребностями

Дети школьного возраста с особыми потребностями являются членами нашего сообщества, программ и семей, и мы обязаны обеспечить такой же обогащающий уход до и после школы, как и их сверстники. Хотя семьи с детьми с особыми потребностями часто сталкиваются со сложными ситуациями и стрессорами, у них есть надежды, мечты и цели для своих детей, как и у других семей. Вы можете оказать положительное влияние на семьи с детьми школьного возраста с инвалидностью, дав им знания, сопереживая их чувствам и сотрудничая с другими специалистами по поддержке в их жизни.

В VLS термины «особые потребности» и «инвалидность» часто используются как синонимы. Важно отметить, что хотя эти два термина имеют схожие значения, слово «инвалидность» обычно используется для обозначения длительного состояния или нарушения, которое влияет на то, как ребенок или подросток учится, участвует или взаимодействует с окружающим миром. Термин «особые потребности» часто относится к дополнительной поддержке или помощи, которая может понадобиться ребенку или подростку в контексте образования, развития, поведения или здоровья. Язык — это мощный инструмент, который может создать чувство идентичности, цели и гордости, и его особенно важно учитывать при работе с детьми и семьями. Одним из важнейших способов расширения прав и возможностей семей детей с особыми потребностями является диалог с ними на предпочитаемом ими языке, когда речь идет об уникальных потребностях и способностях их отдельных детей.

Работа с семьями детей с особыми потребностями

Установление конструктивных отношений с семьями является важной частью вашей работы, и ваше общение особенно важно при работе с семьями, в которых есть дети школьного возраста с особыми потребностями. В то время как многие семьи с детьми школьного возраста знакомы с потребностями своего ребенка в обучении и видами доступной поддержки, они все еще могут быть перегружены тем, что кажется постоянным потоком предложений, методов лечения и встреч, чтобы помочь их ребенку учиться и развиваться. Потребности семей и детей меняются по мере взросления детей с особыми потребностями, и семьи могут обратиться к вам или другим участникам вашей программы за помощью в подключении к службам или агентствам за пределами вашей программы. Может быть полезно наладить отношения с внешними агентствами, чтобы вы или инструкторы и администраторы вашей программы имели актуальную информацию о том, как сделать направление, а также о типах предлагаемых и доступных услуг. Позитивное взаимодействие с семьями и другими специалистами может уменьшить стресс семей и улучшить их благополучие, а также повысить их доверие к вам как к программе ухода и обучения их детей.

Семьи с детьми-инвалидами школьного возраста могут сотрудничать с рядом других специалистов по поддержке, таких как специалисты по вмешательству (например, учителя специального образования), персонал соответствующих служб и поведенческие аналитики. Семьи могут получить доступ к поддержке и услугам для детей школьного возраста через школы, медицинские учреждения и общественные организации. Дети, получающие специальное образование в своей школе, будут иметь Индивидуальную программу обучения (IEP). Центр информации и ресурсов для родителей предоставляет дополнительную информацию об IEP и услугах специального образования. Вас или кого-то из участников вашей программы могут попросить сотрудничать с другими специалистами, чтобы добиться согласованности между поддержкой, которую дети получают дома, в школе, а также в дошкольном и послешкольном уходе. Работа с профессионалами из сторонних агентств и программ помогает семьям работать гладко и обеспечивает общение всех специалистов и опекунов в жизни ребенка. Это уменьшает стресс в семье, уменьшая потребность в том, чтобы основные опекуны выступали в качестве промежуточных передатчиков важной информации, целей и ожиданий.

Первый шаг в установлении прочных отношений с семьями детей с ограниченными возможностями – это провести время, обсуждая и узнавая их пожелания и заботы о своих детях, а также узнавая о значимых занятиях и рутине, в которых они участвуют дома. Может быть полезно спросить семьи о том, как они поддерживают своих детей, особенно детей с особыми потребностями. Благодаря вашему взаимодействию вы можете укрепить доверие, чтобы и вам, и семье было комфортно делиться сильными сторонами и проблемами детей. Прежде чем сообщать о проблемах семьям, может быть полезно обсудить с коучем, инструктором или администратором ваш план по обмену этой информацией с использованием практики, ориентированной на семью. Будьте готовы к тому, что семьи будут взаимодействовать различными способами, и знайте, как вы можете поддержать, если они решат обратиться за помощью к другим агентствам и ресурсам. Постоянное общение с семьями и поддерживающими их профессионалами создает согласованность между различными средами, в которых дети проводят время.

В сотрудничестве с семьями важно признавать и уважать их сильные стороны и уникальный опыт, осознавая при этом их способность принимать правильные решения (Hanson & Lynch, 2004). Это означает, что когда пожелания и решения семьи отличаются от того, что вы бы рекомендовали, вы относитесь к решениям семьи с уважением. В конечном счете, содержательное общение и построение отношений обогатят процесс как для вас самих, так и для семей, которым вы служите.

Взгляните на следующие рекомендации, которые отражают семейную практику. Возможно, вы помните некоторые из них из Урока 1. Затем подумайте, какие из них вы можете использовать в своей работе с семьями детей с особыми потребностями:

  • Признание семьи константой в жизни ребенка; лица, осуществляющие уход, и системы обслуживания могут часто меняться
  • Содействие сотрудничеству между семьями и специалистами
  • Почитание и уважение многообразия семьи во всех аспектах (культурном, расовом, этническом, языковом, духовном и социально-экономическом)
  • Признание сильных сторон семьи и различных подходов, которые семьи могут использовать, чтобы справиться с ситуацией
  • Обмен беспристрастной и честной информацией с членами семьи на постоянной основе
  • Поощрение семейной поддержки и налаживания связей
  • Признание и включение потребностей развития ребенка и других членов семьи в вашу практику
  • Разработка и внедрение услуг, которые являются доступными, культурно и языково уважительными и гибкими, гибкими и основанными на потребностях семьи

См.

Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать, как удовлетворить потребности семей, в которых есть дети с особыми потребностями.

Сделайте

Есть много способов, которыми вы можете продемонстрировать уважение и внимание к семьям детей с особыми потребностями или ограниченными возможностями в вашей программе. Примите во внимание следующее:

  • Признайте, что семьи лучше всех знают своего ребенка, и задавайте им вопросы об услугах, ресурсах или типичных процедурах, которые могут быть вам полезны.
  • Установите постоянную связь между домом и программой школьного возраста. Коммуникационные журналы — отличный способ поддерживать общение. Их обычно отправляют домой вместе с ребенком и возвращают на следующий день. Персонал может поделиться заслуживающими внимания наблюдениями, событиями или ежедневными проблемами, а семьи могут ответить на них или поделиться своими новостями или размышлениями. Журналы могут быть особенно ценным инструментом для установления согласованности между домашней и школьной программной средой для детей с особыми потребностями.
  • Включите детские книги в свою программную библиотеку, которые учитывают различные способности и различия.
  • Изменить повседневную деятельность, чтобы все дети могли участвовать в ней по-своему.
  • Предложите детям рассказать о своей инвалидности, если они чувствуют себя комфортно. Например, ребенку может быть комфортно говорить с вами или несколькими друзьями о том, как он использует адаптивное оборудование (например, скобы, кресло-коляску или устройство связи). Это также способствует принятию различий.
  • Будь командным игроком! Работайте совместно с семьями и другими специалистами, которые могут быть вовлечены в оказание услуг детям с особыми потребностями.

В случае возникновения разногласий или недопонимания примите во внимание следующее:

  • Напомните себе, что ваша роль заключается в том, чтобы поддерживать надежды и мечты семей в отношении их ребенка.
  • Будьте терпеливы. Иногда воспитание ребенка с особыми потребностями может быть трудным, и членам семьи нужно время, чтобы справиться с этим в своем собственном темпе.
  • Не осуждайте семьи и их детей.
  • Воспринимайте трудные времена как возможность укрепить доверие между собой и семьей.
  • Поставьте под сомнение свои предположения о работе с семьями детей с особыми потребностями и призовите других специалистов, которых вы знаете, сделать то же самое.
  • Поговорите со своим инструктором, руководителем или коучем, если у вас есть сомнения относительно любого аспекта вашей работы с семьями.

Исследовать

Каковы ваши предположения о семьях детей-инвалидов и вашей роли в работе с ними? В деятельности Размышляя о семьях детей с особыми потребностями , делитесь своими мыслями после каждого вопроса. Затем поделитесь своими ответами с инструктором, тренером или администратором.

В упражнении Использование семейного языка прочитайте сценарий и запишите, как бы вы разговаривали с семьей ребенка. Поделитесь своими ответами с тренером, инструктором или администратором.

Размышления о семьях детей с особыми потребностями

Подумайте, как вы относитесь к семьям с детьми с особыми потребностями, и подумайте о своей роли в их жизни

Использование семейного языка

Подумайте, на каком языке семьи предпочитают обсуждать инвалидность своего ребенка.

Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором

Применять

Используйте ресурсы, перечисленные в разделе «Полезные ресурсы для семей» , чтобы узнать больше о поддержке семей детей с особыми потребностями, находящихся на вашем попечении. Вы также можете поделиться некоторыми из этих ресурсов с семьями. Подумайте о том, как информация из раздела Эмоциональный опыт семей детей с ограниченными возможностями повлияет на ваше отношение к семьям и реакцию на их решения и поведение.

Полезные ресурсы для семей и профессионалов

Используйте эти ресурсы, чтобы узнать больше о поддержке семей с детьми с особыми потребностями.

Эмоциональный опыт семей детей с ограниченными возможностями

Понять эмоциональное воздействие, которое может испытать семья, узнав об инвалидности своего ребенка

Глоссарий

Индивидуальная программа обучения (IEP):
Письменная образовательная программа для специального образования (IDEA Part B), в которой перечислены образовательные цели, услуги и приспособления для соответствующих критериям детей в возрасте от трех до двадцати одного года

Местные образовательные учреждения:
Школьные округа, финансируемые государством

Сопутствующие услуги:
Включая, но не ограничиваясь, следующие услуги: логопедия, аудиология, устный перевод, психологическая, физиотерапия, трудотерапия, отдых, консультирование, ориентация и мобильность, медицинские услуги, уход за больными, социальная работа, консультирование и обучение родителей

Специальное образование/ IDEA часть B:
Федеральная программа, реализуемая местными образовательными учреждениями для предоставления услуг и приспособлений соответствующим требованиям учащимся с ограниченными возможностями обучения в возрасте от трех лет и старше

Исключения:
Любые приспособления, в которых нуждается учащийся, помимо стандартных учебных занятий и дизайна. Это общий термин, который может включать учащихся с поведенческими проблемами, учащихся ускоренного обучения и учащихся с ограниченными физическими возможностями.

Продемонстрировать

Закончите это утверждение: Поощрение семейной поддержки и налаживания связей отражает…

неформальных способов общения.

плохие методы связи.

формальные методы общения.

семейная практика.

Какой способ общения с семьей ребенка с особыми потребностями не подходит?

Спросите семью, что они хотят и беспокоятся о своем ребенке.

Попросите семью поделиться с вами информацией об образовании их ребенка.

Скажите семье, что вы разочарованы тем, что они не согласны с вашими рекомендациями относительно их ребенка.

Попросите членов семьи поделиться своими мыслями о том, как их ребенок ведет себя в домашней обстановке.

Правда или ложь? Как сотруднику программы школьного возраста вам не важно размышлять о своих мыслях и предположениях о семьях детей с особыми потребностями.

Ложь

Верно

Ссылки и ресурсы

Баррера, И., и Корсо, Р. М. (2003). Квалифицированный диалог: стратегии реагирования на культурное разнообразие в раннем детстве. Балтимор, Мэриленд: Издательство Пола Х. Брукса.

Центр информации и ресурсов для родителей. (н.д). Поддержка родительских центров, которые обслуживают семьи детей с ограниченными возможностями. Получено с https://parentcenterhub.org/

Hanson, M.J., & Lynch, E.W. (2004). Понимание семей: подходы к разнообразию, инвалидности и риску. Балтимор, Мэриленд: Пол Х. Брукс.

Гарри, Б., Кальянпур, М., и Дэй, М. (1999). Построение культурной взаимности с семьями: тематические исследования в области специального образования. Балтимор, Мэриленд: Издательство Пола Х. Брукса.

Гарри Н., Руэда Р. и Кальянпур М. (1999). Культурная взаимность в социокультурной перспективе: адаптация принципа нормализации для семейного сотрудничества. Исключительные дети, 66(1), 123-136.

Ховард, В. Ф., Уильямс, Б.Ф., Порт, П.Д., и Леппер, К. (1997). Очень маленькие дети с особыми потребностями: формирующий подход для 21 века. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Merrill.

Джонсон, Б.Х. (1990). Меняющаяся роль семьи в здравоохранении. Детское здравоохранение, 19(4), 234-241.

Кальянпур, М., и Гарри, Б. (1999). Культура в специальном образовании: построение взаимных семейно-профессиональных отношений. Балтимор, Мэриленд: Издательство Пола Х. Брукса.

Линч, Э. У., и Хэнсон, М. Дж. (2004). Развитие межкультурной компетенции: руководство по работе с маленькими детьми и их семьями, 3-е изд. Балтимор, Мэриленд: Пол Х. Брукс.

Национальная ассоциация образования детей раннего возраста (2011 г.). Заявление о позиции NAEYC: Кодекс этического поведения и заявление о приверженности. Получено с http://www.naeyc.org/positionstatements/ethical_conduct

Национальная ассоциация образования детей младшего возраста. Вовлечение разных семей.

Пек, А., и Скарпатти, С. (2002). Специальное образование по всему миру. Обучение особых детей 34(5).

Постон, Д., Тернбулл, А., Парк, Дж., Маннан, Х., Маркиз, Дж., и Ван, М. (2003). Качество жизни семьи: качественный запрос. Умственная отсталость, 41(5), 313-328.

Саленд, С.Дж., и Гаррик-Духани, Л.М. (2002). Что семьи должны сказать об инклюзивности? Как обратить внимание и получить результат. Обучение одаренных детей, 35(1), 62-66.

Триветт, К.М. и Данст, К.Дж. (2005). Рекомендуемая практика DEC: семейная практика. В S. Sandall, ML Hemmeter, BJ Smith и ME McLean (Eds.). Рекомендуемая практика DEC: подробное руководство по практическому применению (стр. 107-126). Лонгмонт, Колорадо: Sopris West.

Тернбулл, А. П., Турбивиль, В., и Тернбулл, Х. Р. (2000). Эволюция семейно-профессиональных партнерств: коллективное расширение прав и возможностей как модель начала двадцать первого века. В JP Shonkoff & SJ Meisels (Eds.). Справочник по вмешательству в раннем детстве (стр. 630-650). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета.

Тернбулл, А., Тернбулл, Р., Эрвин, Э. Дж., и Судак, Л. К. (2006). Семьи , Профессионалы и исключительность: положительные результаты благодаря партнерству и доверию . 5-е изд. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc. 

Построение отношений с семьями детей с особыми потребностями

Скачать статью, Построение отношений Статья .

Статья — Построение отношений

 

Пример видео: Что могут испытать члены семьи, когда узнают, что у их ребенка есть особые потребности?

Вы можете использовать этот 4-минутный анимационный ролик, чтобы узнать, как вы можете поддерживать и сотрудничать с семьями в процессе выявления особых потребностей. (Примечание. Хотя видео предназначено для сотрудников Early Head Start, оно применимо ко всем, кто работает с семьями младенцев и детей ясельного возраста с особыми потребностями. )

Укрепление партнерства для поддержки детей с особыми потребностями

Стенограмма видео доступна здесь:

Стенограмма

Члены семьи располагают важной информацией о своих детях, и эта информация важна для всех, кто занимается уходом за детьми. Родители и опекуны имеют особое понимание уникальных качеств и характеристик своих детей, таких как темперамент, сильные стороны и интересы. Их точка зрения добавляет важную информацию для учителей и других специалистов. Это верно для всех детей и особенно важно, когда младенец или ребенок младшего возраста имеет инвалидность или другие особые потребности (Brillante, 2017; Cross, Traub, Hutter-Pishgahi, & Shelton, 2004).

То, как члены семьи относятся к инвалидности своего ребенка или другим особым потребностям, также является важным фактором для поставщиков услуг по уходу за детьми, когда они строят отношения с семьями. Например, семья может объяснить причины инвалидности или особых потребностей ребенка, исходя из своего культурного и семейного опыта. Убеждения, опасения, желания и ожидания семьи должны быть частью разговора при планировании того, как включить ребенка в условия ухода за детьми (Raikes & Edwards, 2009).).

Общение с семьями может помочь вам лучше понять и лучше реагировать на потребности каждой семьи (Garguilo & Kilgo, 2014). Вы также можете сотрудничать со специалистами по раннему вмешательству для получения ресурсов и поддержки в работе с отдельными детьми и их семьями (Cross et al., 2004).

Вот несколько способов укрепить свои навыки общения с семьями, узнавать об отдельных детях и сотрудничать в уходе за ними:

  • Тепло приветствуйте и направляйте все семьи, когда они участвуют в вашей программе, включая семьи с ограниченными возможностями или особыми потребностями.
  • Используйте такие возможности, как время высадки и посадки, для неформального общения с семьями и установления взаимопонимания.
  • Назначьте время для встречи с семьями, чтобы обсудить, как идут дела, и выяснить, есть ли у семей вопросы, опасения или предложения по поводу опыта их младенцев или малышей в уходе за детьми.
  • Спросите семьи, как они подходят к процедурам ухода за своим младенцем или малышом (прием пищи, сон, подгузник и т. д.) дома.
  • Узнайте о культуре, ценностях и верованиях каждой семьи, задавая открытые вопросы. Например, «Каким образом мы можем помочь вашему ребенку чувствовать себя как дома, пока он находится под нашей опекой?»

Конечно, семьи разнообразны, отличаются по своей структуре, культуре, ценностям, отношениям, заботам, приоритетам, ресурсам и взаимодействиям, а также в других областях. Принимая во внимание это разнообразие, полезно осознавать свои собственные ценности и убеждения, когда вы взаимодействуете с детьми и семьями (Raikes & Edwards, 2009). Как и семьи, с которыми вы работаете, ваше собственное культурное происхождение и опыт влияют на то, как вы видите, понимаете и реагируете на события, включая ваш опыт работы с детьми с ограниченными возможностями и другими особыми потребностями.

Стоит подумать о том, как ваша культура, ценности и убеждения могут повлиять на ваше взаимодействие с детьми, особенно с детьми с ограниченными возможностями или другими особыми потребностями. Потратив время на то, чтобы понять свои взгляды и поведение, вы можете создать более прочную основу для налаживания партнерских отношений с семьями и предоставления более инклюзивных услуг.

Время, потраченное на размышления о нашей работе в одиночестве или с другими, помогает нам подумать о том, как мы реагируем на детей и семьи, и позволяет нам исследовать свои чувства по поводу этого опыта. Когда это делается регулярно, в идеале с партнером или руководителем, это может помочь вам лучше понять, как ваши собственные мысли, чувства и действия влияют на ваши отношения и взаимодействие с младенцами, малышами и семьями (Parlakian, 2001). Процесс размышлений о своей работе укрепляет вашу уверенность и способность общаться и сотрудничать с семьями.

У людей, которые впервые занимаются уходом за ребенком с ограниченными возможностями или другими особыми потребностями, вероятно, возникает много вопросов. Даже если у вас есть опыт инклюзивного ухода, у вас могут возникнуть вопросы, поскольку каждый младенец и семья уникальны. Ниже приведены несколько важных вопросов, которые вы должны задать себе и своим коллегам при создании инклюзивной программы, способствующей установлению искренних отношений с семьями.

Что делать, если вы беспокоитесь о младенце или ребенке, находящемся под вашим присмотром?

Иногда воспитатели детей первыми замечают, что у ребенка могут быть особые потребности. Это может быть чувствительной темой для всех участников и поэтому требует тщательного обдумывания.

Вот три ресурса, которые помогут вам поговорить с родителями в случае возникновения проблем:

Беседа с семьями младенцев и детей младшего возраста о задержке развития. (2010). Перепечатано из Маленькие дети , январь 2010 г. Национальная ассоциация образования детей младшего возраста.

Разговор с родителями в случае беспокойства о ребенке, находящемся под вашим присмотром . (2007 г.). Разработано California Map to Inclusive Care и WestEd Center for Child & Family Studies. На основе статьи Л. Бро и Дж. Гонсалес-Мена «Разговор с родителями при возникновении опасений».

Страница «Вовлечение семьи» веб-сайта Центра обучения и знаний раннего детства Head Start предлагает несколько ресурсов для поставщиков услуг по уходу за детьми, которые помогут в процессе вовлечения семьи, включая руководства, веб-семинары и видео.

Вопросы, которые следует учитывать при построении отношений с семьями детей с особыми потребностями

  • Как я могу помочь всем семьям почувствовать себя ценными в нашей программе?
  • Как я могу включить семьи младенцев и детей ясельного возраста с инвалидностью осмысленным и аутентичным образом?
  • Как инклюзивные практики и процедуры описаны в философии, правилах и информации для семей моей программы?
  • Какие подходы я использую для связи с семьями?
  • Какие мысли и чувства возникают у меня, когда я работаю в тесном контакте с семьей или когда я думаю о том, чтобы поговорить с семьей о потенциальных потребностях в развитии или оценке?
  • Как сообщить семьям об индивидуальном развитии детей, в том числе о сильных сторонах, интересах и прогрессе?
  • Какие методы реагирования и уважения я использую в отношении детей с ограниченными возможностями и их семей?
  • Как мне сотрудничать со специалистами по раннему вмешательству и семьями?

Ресурсы

 

Построение партнерских отношений: руководство по развитию отношений с семьями: используйте это руководство Национального центра по взаимодействию с родителями, семьей и местными сообществами, чтобы улучшить свои навыки партнерства с семьями для поддержки интеграции детей с особыми потребностями.

Head Start и Early Head Start Компетенции, основанные на отношениях: этот ресурс Национального центра по взаимодействию с родителями, семьей и сообществом может помочь вам оценить свои компетенции, основанные на отношениях, и улучшить взаимодействие с семьями для достижения их целей.

Взаимодействие с семьей и постоянная оценка ребенка: изучите способы обмена информацией об оценке ребенка с родителями в этом справочном руководстве Национального центра по взаимодействию с родителями, семьей и сообществом.

Процесс семейного партнерства: взаимодействие и постановка целей с семьями: в этом документе представлены семь шагов для постановки и достижения целей с семьями для поддержки развития и обучения их ребенка. Этот ресурс был создан Национальным центром по взаимодействию с родителями, семьей и обществом.

Образец политики включения: просмотрите этот пример политики включения, сравните политику вашей программы и подумайте, какую информацию добавить к ней. Этот образец предоставлен Департаментом раннего ухода и обучения штата Джорджия с рейтингом качества.