Тренинг для родителей и подростков: Тренинг для подростков и родителей «Путь доверия»
Психологический практикум «На стороне подростка»
Классы: 6, 7, 8, 9
Ключевые слова: подростки, взаимодействие с родителями, психологический тренинг
Пояснительная запискаСегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических советах и конференциях, родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка: семья или школа? Кто ответственен за то, чтобы социализация ребенка осуществлялась успешно, чтобы он мог нормально учиться, общаться и развиваться? Однозначного ответа нет.
Еще несколько лет назад гармоничное развитие ребенка в семье обеспечивалось системой обрядов, обычаев, передаваемых от поколения к поколению. Однако по мере отступления от традиционной культуры и развития цивилизации подобная психологическая поддержка исчезла. Семья оказалась один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания ребенка и была не всегда в силах справиться с этой задачей. Единственный общественный институт, который может сегодня помочь семье, — это школа: педагогический коллектив, и конечно, психолог.
Работа с родителями — одно из приоритетных направлений деятельности школы. Цель работы с родителями, заключается в формировании общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий взрослых, которая является важнейшим условием воспитательной работы. Ведь нередко действия родителей противоположны поступкам педагогов. Почему? Причины несогласованности самые разнообразные: недостаток у родителей знаний о закономерностях развития детей, которые появляются по мере их роста и взросления; отсутствие опыта воспитания детей в новых обстоятельствах, стихийное воспитание; восприятие результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности; односторонний взгляд на ребенка (только в семье).
Поэтому родителям очень важно принимать участие в работе по созданию общего педагогического «поля», равнозначно, как и специалистам школы. Знакомство с семьей позволяет глубже понять ребенка, организовать ему более эффективную поддержку. При работе с родителями необходимо соблюдать принципы доброжелательности, уважения к ним и их детям, логичности, доступности, открытости, конфиденциальности.
Наиболее успешного взаимодействия с родителями можно достичь в рамках проведения психолого-педагогический практикума. Этот метод позволяет создать проблемную ситуацию для родителей, дает возможность получить информацию и проявить активность тем, кто захочет это сделать, осознать собственную родительскую позицию, сравнить ее со взглядами других родителей. И самое главное практикум позволит обучить родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми. Практикум — это встреча родителей одного класса или параллели, которым для обсуждения предлагается значимая для них тема. Для стимулирования активности предусматриваются вопросы, практические задания и упражнения, анкеты, притчи, обязательно включение информационных блоков.
Приобщение родителей к такому взаимодействию, поможет им отойти от привычных, известных с детства и не всегда эффективных стереотипов воздействия и подойти к воспитанию ребенка как к творческому процессу. Тогда взрослые смогут самостоятельно найти пути выхода из любой трудной ситуации.
Основная частьЦель: повышение педагогической, социально-психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста, методах выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста и определить значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений;
- обратить внимание на поведение взрослых в этот период;
- наметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по оптимизации взаимоотношений с детьми в период взросления;
- познакомить с наиболее адекватными педагогическими стратегиями детско-родительского взаимодействия;
- обсудить определенные правила поведения родителей в период острого возрастного кризиса детей.
Участники: родители детей подросткового возраста, социальный педагог, педагог-психолог.
Продолжительность: 1 час 30 мин.
Подготовка: приглашение на практикум, памятки для родителей «Особенности общения с подростками», ручки, бумага, мяч, бланки и заготовки для упражнений, слайдовая презентация.
Ход практикума
- Вступление. Информационный блок.
- Упражнение «Все мы родом из детства».
- Актуализация знаний. Информационный блок.
- Упражнение «Ассоциации».
- Актуализация проблемы общения с подростком. Рекомендации.
- Невербальное общение. Информационный блок.
- Упражнение «Невербальное общение». Рекомендации.
- Практическое задание «Модальность». Рекомендации.
- Информационный блок.
- Практическое задание «Психологический адвокат»
- Обсуждение. Вручение памяток.
Подготовка: при подготовке надо учитывать, что практикум должен создать у родителей потребность в обсуждении предложенной темы и в поиске новых способов взаимодействия с ребенком. Для этого перед проведением практикума следует повесить объявление с краткой аннотацией мероприятия. Пример объявления:
«Уважаемые родители! Представим себе семью, в которой царит взаимопонимание, где каждый прислушивается друг к другу. А если случаются конфликты, то разрешаются они без обид и каждый получает, то, что хочет. Если вам близок образ такой семьи, и вы остро переживаете ситуации, когда ребенок непослушен и дерзок, когда вы перестаете его понимать, когда сомневаетесь в выборе правильных форм реагирования, на те или иные его поступки, мы приглашаем вас на практикум «На стороне подростка», который будет проводиться в пятницу, 15 марта, в 18:00, в кабинете №1»
Добрый вечер дорогие родители! Мы рады тому, что вы, несмотря на свои многочисленные хлопоты и заботы пришли сюда. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, духовно и нравственно развитым, подготовленным к жизни и труду. Это здоровые вопросы, так как они заставляют нас действовать, и своевременно прояснять то, что беспокоит.
Мы пригласили вас на практикум под названием «На стороне подростка», который, как вы поняли, будет посвящен особенностям подросткового возраста и тем трудностям, с которыми вы сталкиваетесь или можете столкнуться при каждодневном общении с вашими детьми.
И начать мне хотелось бы замечательным отрывком стихотворения французского поэта Жака Превера:
А подросток растёт, вырастает, но покуда ещё не подрос,
Он не может в себе подавить ни смятенья, ни смеха, ни слез.
Воспитателям хочется, чтобы из него получилось подобие прочих,
которых они вывели на дорогу,
— Но подростку пока не хочется думать в ногу…
Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом, самими же взрослыми, они оказываются не готовыми к новому статусу ребенка в окружающем его социуме.
И чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста, взрослым и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций, нужно набраться терпения и продолжать работать, разваривать, любить и уважать друг друга.
Но если же родители, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребенка при этом не исчезает.
Мы рекомендуем творчески отнестись к предлагаемым приемам взаимодействия с подростками, правилам общения с ними, дополнив их собственными формулировками. Составление собственных правил позволит вам определить свою позицию, тактику и стратегию взаимодействия.
Но для начала давайте вспомним, что всем нам было когда-то столько же лет, сколько сейчас подросткам.
Упражнение «Все мы родом из детства»Вспомните, какими вы были в 13-14 лет. О чем вы думали, что вас интересовало, что с вами происходило, что было важнее всего в тот момент. Мы ходили в школу, кого-то интересовала учеба, кого-то не очень. Мы дружили, и для нас было очень важно, что про нас думают наши друзья, как к нам относится тот или иной мальчик или девочка. У нас были свои дела, заботы. Кого-то волновала двойка по алгебре, кого-то интересовали туфли на витрине соседнего магазина. Кто-то готовился к олимпиаде, кто-то смотрел на Ленку с соседней парты….
Сейчас я начну передавать мяч. Тот, у кого мяч, пожалуйста, представьтесь и скажите, что было важно для Вас, тринадцатилетнего. (Высказывание участников)
(Ведущий обращает внимание на то, что учеба занимала далеко не первое место в списке интересов, и вообще это некоторых был сложный период. Подросткам тоже сейчас не просто (построение параллели от личного опыта взрослого к актуальному состоянию подростков).
Актуализация знаний. Информационный блокПереход от детства к юношеству часто бывает непростым и для самих детей, и для их родителей. Ласковые и спокойные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых, открытые и дружелюбные – в замкнутых и враждебных. Назовите ваши ассоциации со словом ПОДРОСТОК. (Ответы родителей. Ведущий может помогать родителям)
Упражнение «Ассоциации»П – принципиальность, порывистость, подвижность, поведение.
О – организованность, обидчивость, ответственность, опасность.
Д – дружелюбие, деловитость, дерзость.
Р – решительность, романтика, расточительство, радость.
О – открытость, очарование, оптимизм, обучение.
С – смелость, самостоятельность, самоуверенность, скрытность, серьезность.
О – остроумие, общение, обаяние, обязанность, очень большая загруженность.
К – контакт, компания, крайность, компромисс, красота, компьютер.
(Ведущему необходимо обратить внимание родителей, что они, как правило, называют полярные ассоциации, и положительные и отрицательные)
Все дело в том, что данный возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Для подростков характерна полярность психики:
- внимательность уживается с поразительной чёрствостью;
- борьба с авторитетами, общепринятыми правилами — с обожествлением случайных кумиров;
- целеустремленность, настойчивость и импульсивность может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
(Обсуждение информации. Примеры родителей по желанию)
Актуализация проблемы общения с подросткомИзвестно, что, в подростковом возрасте у детей актуализируется потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом коммуникаций зачастую выступает их собственное «Я»:
- как Я отношусь к тому или иному человеку
- какой Я — сильный или слабый
- как я выгляжу и т. п.
Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает, какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных «психологических костюмов». Молодой человек примеряет на себя то одну «одежду», то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему психологически комфортнее, что ему больше всего подходит.
Не обвиняйте подростка в эгоизме! Помогите ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения.
Рекомендация:Заведите правило регулярно разговаривать с подростком. Ваша беседа может длиться 40-50 минут. Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности.
Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не «учите жизни», общайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами для вашего воспитанника. Уже через месяц-полтора вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как следствие этого, все реже и реже будет нарушать дисциплину, начнет лучше учиться.
Наше общение с детьми, осуществляется не только при помощи слов, но и посредством мимики и пантомимики, а также психоэнергетического воздействия. Причем информация, передаваемая по несловесным каналам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами слова.
Поэтому, если вы, говорите своим детям необходимые и в целом правильные слова о том, что необходимо хорошо учиться и быть дисциплинированными, но через несловесные средства передаете им эмоционально отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, отстраненность), то подростки не услышат ваших слов, но сразу же, почувствуют ваше отношение к ним.
Они мгновенно займут «оборону перед боем». Именно так зачастую и начинается конфликт между взрослым и подростком.
Напротив, даже самые резкие, прямые и нелицеприятные слова могут иметь воспитательный эффект они сказаны в откровенной манере, если родитель искренне озабочен учебой и поведением своих детей и действительно переживает их проступки.
Следовательно, ваше словесное поведение может реализовываться в широком диапазоне, от симпатии и поощрений до порицаний и наказаний. Но ваш не словесный «язык» должен строиться только на эмоционально теплой ноте: открытости и принятии.
Упражнение «Невербальное общение»Предложить двум — трем родителям проиграть сценку, в которой они хвалят подростка.
— Скажите несколько фраз. (Например: Какой ты молодец! Ты получил «пять» по физике! Ты выучил уроки! Как замечательно, что ты вымыл посуду, я так тебе благодарна! Ты так хорошо выступил на концерте. Я гордилась тобой!).
Посмотрите в этот момент на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на интонацию своего голоса. (Ведущий указывает на то, что необходимо попробовать несколько раз и запомнить свой голос и состояние).
— А теперь проиграйте сценку, в которой вы высказываете порицание. Произносите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним, из предыдущей сценки, открытым и доброжелательным. Не получается? Повторите еще раз.
Рекомендация: 3адумайтесь, может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаете именно вы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношения с подростками. Напряженность часто несут не ваши слова, но контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, вибрирующая интонация голоса. Меняйте контексты! Откажитесь от эмоционально отрицательных несловесных средств общения с подростком!
Практическое задание «Модальность»Попробуйте снова почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей! »
Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь…», «Ты имеешь право… », «Тебе интересно… ».
А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы говорите о себе, обращаясь к подростку? А говорите вы следующее: «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать…», «Я старше и умнее…», «Мне лучше знать…».
Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к подростку. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), — в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них — одни запреты. Они только должны, а взрослые — «могут все», у них — полная свобода действий.
Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать также, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Безусловно, такие отношения необходимо свести к минимуму.
Давайте потренируемся!
Типичная фраза: «Ты должен хорошо учиться!»
Как необходимо говорить: «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться».
Типичная фраза: «Ты должен думать о будущем!»
Как необходимо говорить: «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»
А теперь поупражняйтесь самостоятельно! На бланках перед вами слева даны типичные фразы, которые взрослые часто говорят подросткам и юношам. Справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.
- «Ты должен уважать старших!»
- «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
- «Мы в твои годы жили гораздо хуже!»
- «Ты должен навести порядок в своей комнате»
- «Сколько можно бездельничать!»
- «Ты должен, наконец, заняться учебой!»
- «Ты должен говорить правду!»
- «Ты должен поиграть с младшей сестрой!»
Обсуждение вариантов ответов.
Рекомендация: Кроме используемых фраз, не забывайте, что необходимо избегать общения с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и залог того, что он вас точно поймет и услышит или наоборот.
Информационный блокКак вы уже поняли, вступая в подростковый возраст, дети поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в «ершистых», неуправляемых, грубых. К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей.
Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Но прежде чем бороться с этими проявлениями, давайте попробуем вместе, с учетом выше названных особенностей возраста, разобраться в причинах их возникновения.
Практическое задание «Адвокат»Ведущий просит участников разделиться на группы.
Перед вами типичные жалобы на подростков. Ваша задача обозначить проблему, найти причины нежелательного поведения и попытаться, как — бы оправдать подростка, учитывая при этом специфику возраста и особенности подростковых проблем, сконцентрируйтесь на оказание помощи ребенку в достаточно сложный для него жизненный период. Попробуете разработать некоторые правила взаимодействия родителей с подростком, в конкретной ситуации, проще говоря, дать им несколько практических советов.
Проблема 1.
Пример: «Мальчику 13 лет, он рос добрым и спокойным воспитанным мальчиком. Сейчас он уже, по его словам, полностью ощущает себя взрослым, но с этой взрослостью в нем появились совершенно новые черты — он перестал слушаться, все время грубит, пререкается, что бы ему ни сказали. Я только и слышу: «Ага, сейчас!», «Ты мне не указывай!», «Что ты вообще понимаешь?».
Проблема 2.
Пример: «Мой сын все время мне врет — по любому поводу, в таких ситуациях, когда этого можно было бы и не делать. Даже по мелочам, просто так. Ведь во многих случаях вранье, сразу же всплывает наружу, и он это понимает. И все равно врет! Почему?»
Проблема 3.
Пример: «Наша 13-летняя дочь стала командовать всеми своими друзьями и считает, что все должно быть только так, как ей хочется. Она сама решает, на какой фильм они с друзьями пойдут в кинотеатр, и добивается этого, как только может, даже если не все «за»; она рассказывает, с кем кому лучше дружить или не дружить, — потому что ей не нравится. Сначала я успокаивала себя, что это неплохо, все задатки лидера, но теперь это переходит все границы. Вижу: если она не остановится, то из-за этой чрезмерной самоуверенности растеряет всех друзей».
(Обсуждение ответов родителей)
С помощью этого практического задания нам хотелось, чтобы вы, поняли, что подростком быть очень тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в мощнейших физиологических сдвигах, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий от будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжелейшие испытания в поисках собственных путей в новом для него мире.
Как бы трудно вам ни было, не оставляйте его одного на этом участке жизненного пути, станьте его «проводником». Тяжелый жизненный период пройдет, а вашу помощь ребенок никогда не забудет. Успехов вам и вашим детям, которые уже и не дети вовсе, но еще и не взрослые.
Обсуждение:
- Что больше всего понравилось?
- Что не понравилось совсем?
- Что нового узнали?
- О чем бы еще хотели узнать?
- Что, на ваш взгляд, было лишним?
- Какая форма работы, приемы, советы понравились и запомнились больше всего, какие из них желали бы использовать?
И закончить нашу с вами встречу мне хотелось бы словами поэта Халио Гибрата:
…Ты можешь предложить детям свою любовь, но не свои мысли,
потому что мысли у них собственные.
Ты можешь дать приют их телам, но не их душам,
потому что души их обитают в доме завтрашнего дня,
который ты не можешь посетить даже в мечтах.
Ты можешь попытаться быть, как они, но не пытайся сделать их, как ты,
потому что жизнь не возвращается назад и не останавливается на дне вчерашнем.
В память о нашей встрече, мы хотим предложить вам тематическую памятку, в которой вы, в дополнение к сказанному, можете познакомиться с правилами правила, которые необходимо учитывать взрослым при взаимодействии с подростками. Правила обязательно помогут Вам грамотно организовать общение со своими детьми.
ПАМЯТКА «Особенности общения с подростками»Доверительное взаимодействие
- Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с подростком.
- Представьте, что вам попался раненый еж. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки, до тех пор пока еж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернется сам. До этого помощь невозможна. Подросток будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.
- Доверие к миру, ситуации, другому человеку — это базовая потребность любого ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача. Ее решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей.
Чтобы между вами и подростками возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:
- Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
- Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте подростка в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.
- Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим подростком.
- Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все коммуникативное пространство. Чаще смотрите в лицо подростку.
- Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я неправ!»
Необходимо выстраивать со своим ребёнком добрые, по возможности доверительные отношения.
- Главное в отношениях с подростком — ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позицию к мнениям и взглядам ребёнка, уважать любые проявления его личности.
- Время безоговорочного авторитета взрослых безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.
- Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ избежать больших проблем — быть готовым открыто обсуждать эти темы с ребёнком, говорить с ним на его языке и вместе находить иные пути для самоутверждения.
- Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизм. Подросток воспринимает многое из происходящего с ним с большой долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Только не нужно высмеивать ребёнка или подшучивать над его чувствами. А вот посмотреть на любую ситуацию с позиции позитива буде полезно.
- Если подросток захочет задать вопрос об отношениях с кем бы то ни было или спросить о том, что его волнует, не отказывайте ему в совете, но помните, что каждый вправе поступить так, как считает нужным.
Удачи и терпения Вам в общении с нашими самыми дорогими, непростыми детьми, но главное очень любимыми!!!
У Вас всё получится.
Список источников
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. – М.: Генезис, 2008.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2003.
- Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы – Ярославль: Академия развития, 2004.
- Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Новикова Г.В. Принципы и правила взаимодействия педагога с семьей ученика / Г.В.Новикова // Справочник педагога-психолога – М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011. — №1.
- Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей – Волгоград: Учитель, 2011.
Тренинг для родителей «Комфортное взаимодействие с подростком»!
Стало трудно общаться со своими детьми?
Наши дети, не зависимо от их возраста – наше отражение. А еще, они наши учителя и катализаторы нашего внутреннего роста и развития.
Зачастую за консультацией детского психолога родители обращаются в кризисные периоды детей. Так, отдав ребенка в детский сад, родитель сталкивается не только с адаптацией к саду, а еще и с кризисом под названием «Я сам/Я сама». Позже, при поступлении в первый класс, родители сталкиваются все с той же адаптацией, но уже к школе, а также с кризисом «Социального Я», который связан с внешней оценкой другими: одноклассниками, учителем, тренером.
Подростковый возраст – это следующий кризисный период. Здесь проявляются свои психологические особенности.
С чем же обычно сталкиваются родители подростков?
Итак:
• подростки отдаляются от родителей;
• подростки начинают хуже учится или вовсе теряют интерес к учебе;
• многие теряют интерес к спорту (любому увлечению), которым занимались с раннего детства и уже достигли значительных высот;
• подростки много и долго гуляют, и как правило в неизвестном направлении;
• либо же, наоборот, не “вылазят” из планшетов, смартфонов и других гаджетов;
• подростки уверены, что рационально распределяют свое время;
• в ответ на слова и просьбы реагируют раздражением и злостью.
Узнаете в этом описании своего ребенка?
Если все так – ваш ребенок подросток. А к подросткам нужен другой подход. Подростки считают, что родители их не понимают. Они думают, что достаточно взрослые, чтобы справится с любой жизненной ситуацией и помощь им не нужна. Они уверены, что они больше не дети.
Именно поэтому, если вести себя с ними так же, как и в детстве, успеха в общении не достичь. Так как же быть?
Приходите к нам на онлайн-тренинг “Комфортное взаимодействие с подростком” и узнайте, как сохранить доверительные отношения со своим ребенком, как стать в этот период еще ближе друг к другу.
Это под силу каждому родителю, главное знать, что делать и не допускать типичных ошибок.
Для кого эти группы: для родителей детей 11-17 лет.
Ведущий группы: Маргарита Крыжановская (практикующий психолог, бакалавр психологических наук / профориентолог нашего семейного центра).
Состав группы: 6-7 родителей.
Формат проведения: онлайн/офлайн
Планируются личные встречи в офисе по адресу: ул. Богдановича, д.118, пом. 323 (3 этаж, Торговый дом Некрасовский)
В связи с эпидемиологической обстановкой встречи также проводятся в онлайн формате
Стоимость:
Группы для родителей которые воспитывают подростков (4 встречи по 1,5 часа) – 140 BYN, абонемент на месяц
Разовая оплата (1 встречи) – 40 BYN
Длительность встречи: 1,5 часа.
Даты встреч: по согласованию с участниками группы.
Частота встреч: один раз в неделю.
Наши специалисты семейного центра ВИОЛ также оказывают психологическую помощь лично и онлайн.
Проводим тренинги для подростков, а для самых активных организовали школу лидера.
Если Вы чувствуете, что нуждаетесь в помощи психолога, или помощь нужна Вашему ребенку, то позвоните нам: +375 29 101 98 54
Если мы не отвечаем, напишите на viber: +375 25 533 25 43
или же закажите звонок
Активное воспитание подростков — Активное воспитание
Регистрация
Смело и уверенно ведите подростковый возраст. Этот онлайн-курс покажет вам, как это сделать.
Это основная работа, за которую нам не платят: воспитание детей. Но воспитание подростков не должно быть стрессовой частью вашей жизни. С отмеченным наградами курсом для родителей доктора Майкла Х. Попкина и книгами-бестселлерами вы приобретете ценные инструменты, необходимые каждому родителю. «Активное воспитание подростков» — это онлайн-программа, которая придаст вам уверенности и мужества, чтобы справиться с трудностями (и насладиться радостями) подросткового возраста ваших детей. Класс основан на надежных принципах развития детей и подростков и предоставляет семьям незаменимую родительскую помощь.
Сочетая развлекательное видео, групповое обсуждение, чтение и занятия, программа покажет вам, как:
- эффективно общаться с подростками (это возможно!)
- понять цели подростка, что является ключом к предотвращению борьбы за власть
- дайте подростку инструменты, необходимые для ответственного поведения
- окажет положительное влияние на вашего подростка
- снизить риски подросткового возраста, включая алкоголь, наркотики, сексуальность и насилие
- и многое другое!
А поскольку это онлайн-курс для родителей , вы можете проходить уроки в любом месте и в любое время, а также просматривать прошлые уроки столько раз, сколько вам нужно. Помимо оказания родительской помощи посредством запланированных уроков, онлайн-класс также позволяет вам общаться с другими родителями для проведения дискуссий и выполнения заданий.
Вы получите отличные советы и методы воспитания от высококвалифицированного лидера, доступ к онлайн-ресурсам и видео, а также возможность обсудить вопросы воспитания с другими взрослыми по всей стране — все в одном родительский класс по низкой цене 79,95 долларов. Это небольшая цена за бесценный опыт обучения.
Как это работает?
В этом классе вы называете время и место.
Вы можете «включать и выключать» по мере необходимости, чтобы завершить каждый урок. 60-дневный период регистрации дает вам круглосуточный доступ ко всем онлайн-видео, мероприятиям, обсуждениям и прошлым урокам.
Технические требования
Это так просто.
- Посмотрите развлекательные видеоролики, изображающие реальные семейные ситуации.
- Участвуйте в онлайн-дискуссиях и мероприятиях с одноклассниками и руководителем вашей группы.
- Прочтите соответствующую главу Руководства для родителей по активному воспитанию подростков.
- Повторить прошлые уроки.
- Успешно завершите последний тест и распечатайте сертификат об окончании.
ВХОД: В течение 30 минут после оплаченной регистрации вы получите вводное электронное письмо на адрес электронной почты, который вы указали при оформлении заказа. В этом письме будет указан код регистрации и другая информация, необходимая для доступа к классу. Если вы не получили это письмо, свяжитесь с нашим онлайн-координатором по адресу [email protected].
Навыки, которым вы овладеете
Овладейте важными навыками, необходимыми для того, чтобы помочь вашим детям пройти критические подростковые годы.
Активное воспитание подростков — отмеченная наградами программа, написанная экспертом по воспитанию Майклом Х. Попкиным, доктором философии. С 1983 года миллионы родителей добились успеха с помощью Active Parenting. Ты тоже можешь!
Узнайте все это всего за шесть занятий:
Сессия I: Активный родитель
| Сессия II: Победа в сотрудничестве |
---|---|
Сессия III: Ответственность и дисциплина
| Занятие IV: Формирование мужества, исправление плохого поведения — Цикл «Думай-чувствуй-делай» — Мужество и самоуважение — 5 целей подросткового поведения — Устранение борьбы за власть |
Занятие V: Наркотики, сексуальность и насилие (Часть I) – Снижение рисков – Обзор проблем – Стратегии предотвращения 1-4 (акцент на сексуальности) | Занятие VI: Наркотики, сексуальность и насилие (Часть II) – Стратегии профилактики 5-10 (с акцентом на алкоголь, табак и другие наркотики) |
Регистрация
Лидер вашего класса
С вашим лидером вы не одиноки в киберпространстве.
Каждый онлайн-курс активного воспитания подростков ведет сертифицированный онлайн-лидер активного воспитания. Чтобы соответствовать нашим строгим критериям, каждый лидер должен пройти тщательную проверку, тестирование и оценку менеджером по связям между работой и личной жизнью Active Parenting Кэти Дотридж. Затем они проходят дополнительное обучение принципам активного воспитания, групповой динамике и процессу онлайн-обучения.
Это стоит так мало, а вы получаете так много!
Плата за курс в размере 79,95 долларов США дает вам все это:
- Личное имя пользователя и пароль для доступа к интерактивным онлайн-функциям программы
- Ежедневный 24-часовой доступ в течение 60 дней к онлайн-мероприятиям и урокам вашего зарегистрированного класса, включая видео
- Полное Руководство для родителей по программе «Активное воспитание детей-подростков», которое будет доставлено по почте в течение 5–7 рабочих дней после регистрации. Руководство
- Certified Active Parenting Online Leader и прямое общение по электронной почте в течение периода регистрации
- Сертификат для печати после успешного завершения курса.
Скидки за количество доступны для организаций, которые хотят приобрести курсы оптом для повторного распространения среди своих клиентов. Пожалуйста, спросите.
Регистрация
Дополнительная информация
Удовлетворение гарантировано.
Active Parenting предлагает 100% безусловную гарантию. Если вы обнаружите, что онлайн-класс для родителей «Активное воспитание подростков» не соответствует вашим ожиданиям, сообщите нам до распечатки сертификата об окончании и в течение 75 дней с даты регистрации , и мы вернем вам регистрационный сбор. (После печати сертификата деньги не возвращаются.)
Отзывы родителей
Зарегистрируйтесь!
Как объяснялось выше, стоимость курса составляет 79,95 долларов США. Оплата принимается с помощью MasterCard, Visa, Discover или American Express. Вы получите вводное электронное письмо с кодом регистрации в течение 30 минут после оплаченной регистрации, отправленное на адрес электронной почты, который вы указали при оформлении заказа. ПРИМЕЧАНИЕ: Для этого курса требуется один из следующих веб-браузеров: Microsoft Internet Explorer или Edge, Mozilla Firefox или Google Chrome. В сафари не работает. В настоящее время недоступно для мобильных устройств.
Просто нажмите здесь, чтобы зарегистрироваться онлайн, используя наш защищенный сервер.
Когда я могу начать занятия?
Вы получите вводное электронное письмо в течение 30 минут после оплаченной регистрации, отправленное на адрес электронной почты, который вы указали при оформлении заказа. В этом письме будет указан код регистрации и другая информация, необходимая для доступа к классу. Руководство для родителей будет отправлено вам по почте и должно быть доставлено в течение 5–7 рабочих дней. Вопросы? Отправьте сообщение электронной почты на адрес [email protected].
Примечание для родителей по решению суда или родителей, которым требуется сертификация:
Перед регистрацией в онлайн-группе Active Parenting уточните у органа, принимающего решения, его требования. Сертификат об окончании можно распечатать в конце курса (при успешном прохождении итогового теста).
Примечание: Некоторым семьям требуется больше помощи, чем могут предоставить занятия для родителей. Active Parenting Publishers не гарантирует изменения детей в результате посещения занятий для родителей. Наши программы носят образовательный характер, а не терапевтический. На протяжении всей программы родителей учат, что изменения происходят, когда они (родители) работают над их осуществлением. Если проблемы сохраняются, пожалуйста, не сдавайтесь; обратиться за помощью к социальным службам или специалисту по психическому здоровью.
Есть вопросы?
Наши консультанты по вопросам образования готовы дать ответы. Позвоните по телефону 1-800-825-0060 или напишите по электронной почте [email protected] .
CEBC » Активное воспитание подростков › Программа › Подробная информация
Об этой программе
Целевое население: Родители и опекуны детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет с широким спектром проблем, включая оппозиционное поведение, низкую самооценку, отсутствие общих жизненных навыков
Для родителей/опекунов детей в возрасте: 10 – 17
Обзор программы
«Активное воспитание подростков» — это видеопрограмма обучения родителей детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, которые хотят улучшить свои родительские навыки и улучшить поведение детей и подростков. Он основан на применении теории родителей Адлера, которая включает в себя взаимное уважение между членами семьи, ненасильственную дисциплину, решение проблем, обучение навыкам общения, обогащение семьи, решение проблем и поощрение.
Активное воспитание подростков проводится в рамках одного двухчасового занятия в неделю в течение 6 недель. В программе есть видео, содержащее виньетки различных типичных семейных ситуаций с участием подростков и подростков, изображенных профессиональными актерами. Каждая сцена представляет собой пример того, как авторитарная или разрешительная техника воспитания не справляется с ситуацией, а затем моделирует альтернативные авторитарные (или «активные») навыки. Активное воспитание подростков Справочник лидера помогает лидеру, профессиональному фасилитатору, в организации занятий. Руководство содержит организаторы занятий, вопросы и ответы, которые помогут родителям обработать видео, инструкции для всех групповых занятий, краткие пояснения, которые должен дать руководитель, и домашние задания. Руководство для родителей «Активное воспитание подростков» содержит всю информацию, изложенную в «Активном воспитании подростков», и дает родителям первое знакомство с информацией и навыками, которые они будут изучать. Он также включает дополнительные материалы для чтения, практические занятия и домашние задания, которые предоставляют информацию и возможности попрактиковаться в использовании навыков.
Это одна из 3 версий Active Parenting, рассмотренных и оцененных на этом веб-сайте (поиск Active Parenting выше). Существует также версия Active Parenting для родителей детей до 5 лет, которая называется «Active Parenting First Five Years»; хотя программа еще не была рассмотрена CEBC, вы можете найти дополнительную информацию о ней по адресу https://activeparenting.com/product-category/for-leaders/parenting-curriculums-for-leaders/ages-0-4- учебные программы по воспитанию для лидеров/.
Цели программы
Цели Активное воспитание подростков :
- Обучить родителей всеобъемлющей модели воспитания, которая поможет их подросткам выжить и процветать в современном демократическом обществе
- Уменьшить количество проблем в отношениях между родителями и подростками
- Улучшение поведения подростков
- Улучшение благосостояния подростков
Логическая модель
Представитель программы не предоставил информацию о логической модели для Активное воспитание подростков .
Основные компоненты
Основные компоненты Активное воспитание подростков включают:
- Использует настоящую мультимодальную видеосистему доставки:
- Показ коротких видеороликов с участием подростков и подростков, представляющих новые концепции и моделирующих как неэффективные, так и позитивные родительские навыки по каждой теме
- Использование Руководства руководителя по активному воспитанию подростков, в котором представлена подробная структура всех аспектов обучения
- Предоставление практических занятий, укрепляющих ключевые концепции и навыки
- Продвижение группового обсуждения под руководством лидера, следуя Руководству руководителя по активному воспитанию подростков
- Предоставление обширных слайдов PowerPoint (которые некоторые руководители предпочитают размещать на диаграммах или доске по ходу работы)
- Назначение домашнего задания для отработки навыков дома с последующим обсуждением того, как оно прошло на следующем занятии, тем самым улучшая обучение
- Предоставление всеобъемлющего Руководства для родителей по активному воспитанию подростков, содержащего весь контент, упражнения, домашние задания и занятия в классе
- Организовано для развития силы у подростков:
- Сосредоточение внимания на развитии пяти ключевых качеств у подростков:
- Мужество
- Ответственность
- Сотрудничество
- Взаимное уважение
- Самоуважение
- Сосредоточение внимания на обучении навыкам улучшения повседневной жизни в семье, школе и обществе
- Сосредоточение внимания на предотвращении употребления наркотиков, безрассудной сексуальности и насилия; подростковое развитие мозга; использование навыков общения и решения проблем
- Легко вести:
- Использование компонентов программы, облегчающих проведение групповых занятий
- Предоставление обучения лидерам посредством живых семинаров и онлайн, но не обязательно
- Гибкость:
- Посещение групповых занятий
- Приглашение руководителя для работы с клиентом на дому (посещение на дому)
- Участие в самостоятельных онлайн-модулях для родителей
- Просмотр видео по телевизору или на компьютере для начального изучения или повторения
Доставка программы
Услуги для родителей/опекунов
Active Parenting of Teens предоставляет услуги непосредственно родителям/опекунам и адресует следующее:
- Для родителей подростков и детей предподросткового возраста, имеющих широкий спектр проблем, включая оппозиционное поведение, низкую самооценку, отсутствие общих жизненных навыков; для родителей с плохими родительскими навыками, отсутствием образования для работы с трудными подростками или семейными проблемами
Рекомендуемая интенсивность:
1 групповое занятие в неделю по два часа каждое
Рекомендуемая продолжительность:
Шесть недель
Настройки доставки
Эта программа обычно выполняется в a(n):
- Больница
- Амбулаторная поликлиника
- Агентство/организация/поставщик услуг по месту жительства
- Групповой или стационарный уход
- Школьное учреждение (включая: дневной уход, программы дневного лечения и т. д.)
Домашнее задание
Активное воспитание подростков включает компонент домашнего задания:
Каждое занятие завершается домашними заданиями, призванными помочь родителям применить новую информацию и навыки с подростками дома. Эти задания поддерживаются в «Руководстве для родителей по активному воспитанию подростков», а затем на следующем занятии руководитель отвечает на вопросы из «Руководства по активному воспитанию подростков».
Языки
Активное воспитание подростков материалы доступны на языки кроме английского :
арабский, японский, корейский, испанский, шведский
Для получения информации о том, какие материалы доступны в эти языки, пожалуйста, проверьте на веб-сайте программы или свяжитесь с представителем программы (контактная информация указана внизу этой страницы).
Ресурсы, необходимые для запуска программы
Типичные ресурсы для реализации программы:
Группы обычно возглавляет один лидер с психическим здоровьем или образованием. Кроме того, уютная комната на 10-20 мест родителей на стульях, телевизор и DVD-проигрыватель; и либо средства проецирования презентации PowerPoint и/или белой доски или флипчарта.
Руководства и обучение
Необходимые/минимальные требования к поставщику услуг
Это остается на усмотрение предоставляющей организации, но большинство лидеров имеют степень в области психического здоровья, образования или смежных областях.
Информация о руководстве
Там это руководство, описывающее, как поставить эту программу.
Руководство по программе
Ссылка на руководство:
- Попкин, М. (2009). Руководство лидера «Активное воспитание подростков» . Издатели активного воспитания. https://activeparenting.com/product/active-parenting-of-teens/
Информация об обучении
Там это обучение, доступное для этой программы.
Контактное лицо для обучения:
- Миколь Мейсон
micole@activeparenting. com
Телефон: (678) 738-0465
Тип/место обучения:
Ежегодно в США и Канаде проводится более 50 однодневных семинаров по обучению руководителей (LTW). Ежегодно в США проводятся два семинара по обучению инструкторов. Обучение также доступно на месте по запросу.
Количество дней/часов:
LTW: 7 часов; Обучение инструкторов (TOT): 3 дня (доступны CEU)
Дополнительные ресурсы:
Там в настоящее время являются дополнительными квалифицированными ресурсами для обучение:
Участники, успешно завершившие TOT, получают право на проведение LTW.
Информация о реализации
Предварительные материалы
Отсутствуют предварительные материалы для измерения организационных или готовность провайдера к Активное воспитание подростков .
Официальная поддержка реализации
Нет официальной поддержки для реализации Активное воспитание подростков .
Меры верности
Нет мер верности для Активное воспитание подростков .
Руководства или руководства по внедрению
Нет никаких руководств или руководств по реализации для Активное воспитание подростков .
Стоимость внедрения
Нет исследований затрат на Активное воспитание подростков .
Исследования о том, как реализовать программу
Не проводились исследования о том, как реализовать Активное воспитание подростков .
Соответствующее опубликованное, рецензируемое исследование
Муллис, Ф. (1999). Активное воспитание: оценка двух адлерианских программ обучения родителей. Журнал индивидуальной психологии, 55 (2), 225–232. https://psycnet.apa.org/record/1999-05602-008
Тип исследования: Одногрупповое претестовое и посттестовое исследование
Количество участников: Активное воспитание подростков: 98 родителей; Активное воспитание сегодня: 287 родителей
Население:
- Возраст — Не указывается
- Раса/этническая принадлежность — Активное воспитание подростков: 77% белых, 20% афроамериканцев, 2% латиноамериканцев и 2% коренных американцев; Активное воспитание сегодня: 85% белые, 9% афроамериканцы и 2% другие
- Пол — 71% женщин и 29% мужчин
- Статус — Участниками были родители, которые зарегистрировались на занятия для родителей, ориентированные либо на подростков, либо на детей младшего возраста.
Место/Учреждение: США
Резюме: (включая базовый план исследования, меры, результаты и заметные ограничения)
Цель исследования состояла в том, чтобы оценить влияние «Активное воспитание подростков» и «Активное воспитание сегодня» (теперь оно называется «Активное воспитание детей», 4-е издание), а также на поведение подростков и детей с точки зрения их родителей. Используемые меры включают 9Анкета 0233 About My Teen и анкета About My Child . Результаты показывают, что обе программы привели к значительным изменениям в восприятии поведения родителей, согласно проведенному опроснику. Ограничения включают отсутствие контрольной группы, возможную предвзятость родителей и отсутствие последующего наблюдения.
Продолжительность контролируемого наблюдения после вмешательства: Не указан.
Фоли, Ю. К., Попкин, М. Х., Маллис, Ф., и Купер, П. Дж. (2019). Активное воспитание сейчас и активное воспитание подростков: оценка двух неоадлерианских программ воспитания. Журнал индивидуальной психологии, 75 (4), 272-286. https://doi.org/10.1353/jip.2019.0017
Тип исследования: Претестовое и посттестовое исследование с неэквивалентной контрольной группой (квазиэкспериментальное)
Количество участников: 230
Население:
- Возраст — Не указан
- Раса/этническая принадлежность — Не указано
- Пол — 173 женщины и 57 мужчины
- Статус — Участниками были родители, которые зарегистрировались на занятия для родителей.
Место/Учреждение: Не указано
Резюме: (включая базовый план исследования, меры, результаты и заметные ограничения)
Цель исследования состояла в том, чтобы оценить влияние «Активное воспитание подростков» и «Активное воспитание сейчас» (теперь оно называется «Активное воспитание 4-е издание») на наблюдение родителей за поведением своих детей и подростков, отношением и убеждениями родителей, а также поведением родителей. . Участники были в 7 группах по Активное воспитание подростков и 19 групп по Активному воспитанию сейчас. Контрольная группа из 52 родителей, участвующих в программе «Активное воспитание детей сейчас», и 38 родителей, участвующих в программе «Активное воспитание подростков», из трех одинаковых мест, прошла те же меры до и после тестирования перед прохождением 6-недельного курса. Родители, отобранные для включения в контрольную группу, были внесены в список ожидания для прохождения курсов, проходя предварительные опросы примерно за 6 недель до начала курса и посттест, когда они начали свой курс. Используемые меры включают 9Опрос 0233 «Активное воспитание сейчас» и опрос «Активное воспитание подростков» . Результаты показывают, что родители, прошедшие курсы «Активное воспитание подростков» , продемонстрировали положительные изменения в своих собственных наблюдениях за поведением подростков, а также в своем собственном родительском поведении по сравнению с контрольной группой родителей, которые еще не прошли курс. Родители, участвующие в курсах «Активное воспитание сейчас», также продемонстрировали положительные изменения в своих собственных наблюдениях за поведением своего ребенка, в своих установках и убеждениях в отношении воспитания, а также в их собственном родительском поведении, о котором они сообщают сами, по сравнению с контрольной группой родителей, которые еще не проходили обучение. курс. Ограничения включают отсутствие рандомизация , зависимость от самоотчетных показателей и отсутствие последующего наблюдения.