Детско родительский тренинг – — . , — .

Содержание

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений "Я понимаю своего ребёнка"

ГБ ДОУ «Детский сад №88»

ТРЕНИНГ гармонизации детско-родительских отношений «Я понимаю своего ребенка»

Разработала:

педагог-психолог

Чернецкая Ю.А.

г. Севастополь

2016 г.

ТРЕНИНГ гармонизации детско-родительских отношений «Я понимаю своего ребенка»

Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи: - Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания. - Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей. - Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

Методы и приёмы: игровые методы (игры и упр-я), беседа, лекция, групповые обсуждения, элементы арттерапии, коммуникативные игры, релаксационные техники, телесно-ориентированные игры, притча, игры на сплочение группы.

Материалы и оборудование: листы бумаги формата А4, карандаши, лента, пословицы, разрезной информационный материал «я говорю» - «я-чувствую», музыкальное релаксационное сопровождение, видеоролик «Что такое счастье», мультимедийная презентация.

Категория: родители

Время проведения тренинга: 1, 5 – 2 часа

Список литературы:

1.Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. М., 2002. 2.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. 3.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос, 2001. 4.Турлыгина Д.Л., Матвеева М.В. Практические рекомендации для специалистов по проведению совместных занятий родителей с детьми. – М., 2011. 5.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006. 6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». – М.: Генезис, 2005. 7.Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», СПб., 2004.

ХОД ТРЕНИНГА:

1. «Вводное слово».

Психолог приглашает родителей (12-16 участников) занять места на стульях, расположенных по кругу.

«Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей».

2. «Принятие правил работы в группе».

Для начала давайте примем правила работы в нашей группе. Психолог напоминает о групповых правилах (активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему).

3. Упражнение «Приветствие».

Участникам предлагается по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут…В детстве я был(а)….» Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.

4. Упражнение «Перебежки».

Необходимо встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;

- те, у кого дома есть кошка;

- те, кто любит ходить в кино;

- те, у кого один ребенок;

- те, кто любит танцевать;

- те, у кого в семье есть мальчик и девочка;

- те, кто любит синий цвет;

- у кого хорошие отношения с детьми.

5. Упражнение «Солнце любви».

Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но, мне кажется, мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Затем все участники демонстрируют свое «Солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Психолог: «Видите, какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки». Предлагаю вам взять это «солнышко» домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома теплом и счастьем».

6. Упражнение «Семейный герб и девиз» (выполняется под музыку «Мама, будь всегда со мною рядом»).

Психолог: «С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают их жизненную философию и ценность семьи.

Каждому родителю предлагается нарисовать свой семейный герб и рассказать про него, что он символизирует. Рядом с гербом написать жизненный девиз семьи.

После завершения работы идет обсуждение. Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

7. Упражнение «Пословицы».

Объединение в 2 группы (родители рассчитываются на группы «мак» и «ромашка»). Каждая группа получает по 2 пословицы. Через 3 минуты обсуждений, каждая группа выдвигает парламентария, поясняя, что имели в виду наши предки в пословицах:

1.Без корня и трава не растет.

Не мы на детей походим, а они на нас.

2.Посеянное вовремя жемчугом взойдет.

Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.

8. Мозговой штурм «Объедини части народной мудрости».
Психолог: Трудно переоценить влияние матери на воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.

Я хочу напомнить вам поговорки и крылатые фразы, в которых говорится о материнской любви. Я начну, а вам необходимо будет хором закончить фразу.
1. При солнышке тепло, а при матери (добро).

2. У ребенка заболит пальчик, а у мамы (сердце).

3. Где сын молодец, там и хороший (отец).
4. Птица рада солнышку, а младенец (матери).

5. Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и (сын).

6. Материнский гнев, что весенний (снег).
7. Нет такого дружка, как родная (матушка).

8. Отец наказывает, отец и (хвалит).

9. Игровое упражнение «Родительские установки».

Психолог приглашает родителей объединиться в пары и преодолеть короткую дистанцию ​​по ленте. Предлагает им карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника - «ребенка».

Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:

1) «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».

2) «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3) «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как «уничтожить» ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.

10. Упражнение «Воспоминания».

Известный американский психолог, детский врач Бенджамин Спок, по книгам которого выросло целое поколение американцев 60-х годов, писал:
«В детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак. Я рос ханжой, моралистом и снобом. Со всем этим мне пришлось потом бороться всю жизнь». Став педиатром, Спок занялся изучением детской психологии. В ту пору самой популярной книгой на эту тему была книга «Психологический уход за ребенком» Джона Уотсона.

Ознакомившись с доктриной Уотсона, Спок пришел в ужас:
«Ни в коем случае не целуйте ребенка. Никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель», – наставлял родителей самый знаменитый психолог Америки Уотсон. Сыновья Уотсона, воспитанные таким образом, выросли психологически очень ранимыми людьми, а один и вовсе покончил с собой.

Поэтому, чтобы разорвать порочный круг, в 1946 году вышла в свет знаменитая книга Бенджамина Спока об уходе за детьми. Главное, что сказал автор родителям: «Не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки, улыбались ему, играли с ним. Когда вы показываете своему ребенку, что он самый чудесный на свете, это питает его дух так же, как молоко – его тело».

11. Упражнение «Пойми меня».

Объединяемся в 2 команды («мак» и «ромашка»).

Команда 1:

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Команда 2:

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, ощущение покинутости.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Как можно исправить негативные высказывания, подбодрить ребенка?

12. Мини-лекция психолога «Принцип безусловного принятия»

Выполняя упражнения вы, наверное, убедились в том, что поведение ребёнка – это отзеркаливание вашего с ним общения и ваших действий. Поэтому нам необходимо научиться принимать ребёнка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить), не начнёшь помогать по дому, (слушаться)».

Прислушиваемся: в этих фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Удовлетворение потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другого – одна из фундаментальных потребностей у ребенка. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.

Конечно, ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении – появляются эмоциональные проблемы, а то и нервно-психические заболевания.

Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы они ни были нежелательными или «непозволительными».

13. Упражнение «Моечная машина».

Все участники становятся в 2 шеренги лицом друг к другу. Первый участник становится «машиной», «последний» - «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно протирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», а сначала шеренги идет следующая «машина».

14. Упражнение «Письмо о счастье» (3-5 минут).

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.

1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о  том, что нужно для счастья детей».

2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам  предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».

Обсуждение:
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Что такое счастье».
Рефлексия.
•        Что вы чувствуете сейчас?
•        Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
•        Захотелось что-нибудь сделать?
•        Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

15. «Психологическая зарядка» (методика энергопластики).

  • Стоя, свести лопатки, улыбнуться и, подмигивая левым, а потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

  • Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!»

  • Руки в стороны, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, так, как надо!»

  • Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

  • Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается!»

16. Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».

Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и  выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.

Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.

Я хочу рассказать притчу о вас - мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.

17. Притча «Ангел» (под музыку «Аве Мария»).

«За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой Ангел расскажет тебе обо мне и я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего Ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…

Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями...»

18. Рефлексия.

Психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.

Возможные вопросы для рефлексии:

- Что вы приобрели нового?

- Что хотелось бы себе пожелать?
- Что больше всего понравилось?
- Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
- Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?

19. Упражнение «Аплодисменты».

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

20. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

В заключение хочется сказать слова благодарности всем родителям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Мы желаем вам успеха в выстраивании отношений с детьми и надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания наших деток в детском саду и дома.

Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!

До новых встреч!

infourok.ru

Детско-родительский тренинг "Играем вместе"

Детско-родительский тренинг для школьников с ОВЗ.

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

Цель: Установить отношения партнерства между взрослым и ребенком, через организацию игровой деятельности и психотехнических приемов; оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи:

1. Снизить тревожность участников, настроить ее на игровую деятельность и совместное взаимодействие.

2. Создать веселую творческую атмосферу приподнятости, совместного действия, причастности к общему делу.

3. Способствовать формированию навыков взаимодействия с детьми в процессе игровой деятельности.

4. Развитие концентрации, внимания к партнеру, спонтанности.

Оборудование: карточки с изображением предметов, платок, салфетки, фломастеры, ленточки.

Ход тренинга:

Ведущий: Я рада приветствовать всех, рада, что мы все собрались для интересного времяпровождения. Времяпровождения, которое поможет вам лучше узнать своих детей и понять их.

Для начала я предлагаю нам всем поприветствовать друг друга.

Разминка

1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: снизить тревожность участников, способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Всем участникам встать в круг. Ведущий предлагает поздороваться следующим способом: повернувшись к соседу справа, дружески улыбнуться и пожать руку и так по цепочке пожатием руки передать друг другу хорошее настроение.

2. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: Создание доброжелательной атмосферы, активизация участников группы.

Ведущий мы все очень разные и в то же время все чем-то друг на друга похожи. Давайте убедимся в этом. Сейчас я буду давать следующее задания: поменяйтесь местами те, кто любит мороженое…, загорать на солнышке, кто носит брюки, у кого светлые волосы, кто сегодня утром завтракал, у когокарие глаза, у кого дома есть собака или кошка, кто любит смотреть мультфильмы и кинофильмы, кто любит болтать по телефону, кто любит читать, кто любит красный цвет, кто любит играть в разные игры и т.п.

3. Упражнение «Мое имя и как я к нему отношусь»

Цель: дать возможность участникам тренинга представиться друг другу, снять напряжение и расслабиться.

Каждый участник группы по очереди называет свое имя и рассказывает о своем отношении к нему. Возможно, вы вспомните какие-то интересные истории или невероятные события своей жизни, связанные с вашим именем. Расскажите, нам это интересно.

Вопросы для обсуждения:

1. Поделитесь вашими впечатлениями от этого упражнения.

2. Как вам кажется, о чем это упражнение?

Обобщение: какие интересные истории связанные с вашими именами, мы узнали. В семьях есть традиционные имена – и это уже история имени. А иногда историю своего имени создает сам человек, которому это имя принадлежит. У тех, кто еще не знает, либо не имеет такой истории, такая возможность впереди!

4. Игра «Вода и пламень»

Цель: развитие концентрации, внимания к партнеру, спонтанности.

Участники стоят в кругу, закрыв глаза. Ведущий обходит круг с внешней стороны и касается одного из участников рукой. Это касание сообщает игроку, что он назначен быть водой, все остальные становятся, таким образом, пламенем.

Затем следует команда открыть глаза и ведущий хлопает в ладоши. Рассыпавшись по комнате , игроки пытаются понять кто из них вода. По второму хлопку разрешено воде гасить пламя. Для этого выбранный на роль воды игрок должен осалить убегающего от него огонька. Если огонек садится до того, как к нему прикоснулась вода, его нельзя погасить! Погашенные огоньки выходят из игры.

5. Игра «Ожившие предметы»

Цель: помочь взрослым осознанно контролировать и пользоваться языком тела как важным и ярким элементом коммуникации. Дать детям возможность познакомиться с типичными эмоциональными реакциями и их проявлениями.

Нужно показать средствами пантомимы (возможно использование звукоподражания: зу-уууу, тр-ррр и т.д., но не текста!) предметы домашнего

обихода, которые изображены на карточках. Другие игроки должны догадаться, какой предмет представляется публике.

Среди возможных предметов на карточках могут быть изображены: лампочка, пылесос, телевизор, домашние тапочки, чайник, утюг, одеяло, мясорубка, стиральная машина, водопроводный кран, стул, открывалка для консервных банок, компьютер, телефон, вилка и т.п.

6. Упражнение «Круг общения»

Цель: формировать интерес и внимание друг к другу.

Участники делятся считалкой: «Мамочки – детки» на два круга.

Считалочка:

«Мама деток сосчитала ни кого не потеряла -

Раз, два, три, четыре, пять – очень просто посчитать!»

Внутренний круг – «мамочки» - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – «детки». «Детки» двигаются по часовой стрелке вокруг «Мамочек» и на сигнал, который подает ведущий останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

- поздоровайтесь;

- потанцуйте;

- поборитесь;

- помиритесь;

- попрощайтесь.

2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.

3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

Рефлексия: Что вы чувствовали, когда выполняли задания? (радость, неловкость, смятение, нравилось выполнять задания, интерес, было очень весело и прикольно…).

7. Игра «Найди свою маму, родителя»

Цель: создать ситуацию для переживания радости встречи ребенка и родителя.

Ребенку завязываются платком глаза. Родители участники садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму

(родителя). Играют все участники. Обратное можно предложить родителям - с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

Обобщение: поделитесь, какие ощущения возникали у вас по ходу упражнения.

8. Совместная работа «Куклы из салфеток»

Цель: помочь родителям и детям осознать способ взаимодействия в творческой работе; развивать фантазию.

Родители и дети совместно изготавливают куклу из салфеток и рассказывают о ней, опираясь на вопросы:

- Как зовут вашу куклу?

- Какой у неё характер?

- Чем она любит заниматься?

- Что с ней произошло однажды?

- Чем она может быть полезна вашей семье?

9. Упражнение «Закончи фразу»

Цель: способствовать формированию у родителей и детей ощущения общности друг с другом и с детьми.

Участники становятся в круг, каждому из участников предлагают закончить предложение: «Играть вместе…» (например: очень здорово, весело, интересно, радостно, полезно и т.п.).

Ведущий: мы сегодня много играли, и наша встреча подошла к концу. Скажите, пожалуйста, какие игры вам больше всего запомнились. Почему? В какие игры вы хотели бы поиграть во время следующей нашей встрече?

Спасибо, что пришли, спасибо, что играли! До свидания, до новых встреч!

Анализ тренинга:

мероприятие на тему «Играем вместе» было проведено с детьми и родителями ГКУ СО «Клявлинский РЦД и ПОВ» 27.04.18 г. педагогом-психологом Ивановой Натальей Евгеньевной.

Цель занятия: установить отношения партнерства между взрослым и ребенком, через организацию игровой деятельности и психотехнических приемов; оптимизация детско-родительских отношений. Форма мероприятия: детско-родительский тренинг.

Современным родителям не хватает времени на игры, общение с собственным ребенком, поэтому проведение данного тренинга было актуально.

В мероприятии приняло участие 12 чел.: 6 взрослых (родители) и 6 детей (от 9 до 15 лет). Родители и дети были позитивны, активны, открыты, доброжелательны, помогали и проявляли внимание друг к другу; с удовольствием играли и общались друг с другом, узнавали друг друга с разных сторон. Особенно понравились игры: «Мое имя и как я к нему отношусь», «Вода и пламень», «Найди своего родителя», «Ожившие предметы».

Родители и дети сделали вывод: играть вместе здорово, играть вместе интересно, играть вместе весело, радостно, полезно, классно, прикольно, познавательно, волшебно, играть вместе нужно чаще.

infourok.ru

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Детско-родительский тренинг

ГБОУ Школа № 2065, СП детский сад корпус № 10.

Тренинг детско-родительский в подготовительной группе

Разработанный цикл коррекционно-развивающей работы состоит из групповой консультации с родителями детей, проявляющих агрессию, и трех групповых занятий с участием детей и родителей.

Цель тренинга – снижение проявлений агрессии у детей, содействие детям и родителям в обучении навыкам конструктивного взаимодействия, гармонизация детско-родительских отношений.  

В состав тренинга входят игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессивности, развитие коммуникативных навыков, обучение участников навыкам выражения и распознавания чувств и эмоций, навыков контроля над своими эмоциями и поведением, а также на развитие внимания, памяти, мелкой моторики, творческого подхода к делу, развитию сплоченности в группе.

На групповых занятиях родители имеют возможность посмотреть на поведение своего ребенка со стороны, увидеть модели взаимодействия в других семьях, узнать о новых играх и упражнениях для развития детей и коррекции их поведения, которые можно применить в будущем.

Список использованной литературы при разработке тренинга:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении. М.: ТЦ Сфера, 2003г.

2. Бенилова С. Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. Москва.: Книголюб, 2002.

3. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Москва: Владос, 2001.

4. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. М.: АРКТИ, 2010г.

5. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. СПб: Речь, 2011г.

 


Консультация для родителей.

Организация детско-родительского тренинга для всестороннего развития детей.

Участвуя в совместных детско-родительских занятиях в атмосфере доверия и поддержки, родители получают возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, увидеть модели взаимодействия в других семьях, проанализировать полученный опыт и применить его в будущем. Высокая эффективность групповой работы достигается благодаря активному вовлечению участников в общий процесс, поддержанию благоприятной атмосферы в коллективе, внутренней проработке чувств. Основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объёмное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время разнообразных проявлений, лучше узнать свои личностные особенности.

Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, обучение участников навыкам выражения чувств и эмоций, развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.


Правила работы в группе:


1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия.


2. Всё, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует самораскрытию. Возможны необычные моменты в поведении детей, необходимо терпимо относиться к ним.

3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий. Ведь от этого зависит эффективность работы.


4. Каждый член группы должен быть искренним. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.

5. Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности. 


6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.


7. Общение по принципу «здесь и теперь». Не нужно уходить в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся ранее или с другими людьми. Говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит в группе.

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга:


1. Атмосфера взаимной поддержки и доверия придает человеку уверенность, повышает чувство собственной значимости, способствует позитивной переоценке отношения к себе и к другим.

 
2. Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять психоэмоциональное напряжение, способствует раскрытию и переработке личностных проблем.


3. В ситуации тренинга участники более подготовлены к конструктивному восприятию обратной связи, которая позволяет взглянуть на себя со стороны.


4. Активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения, мотивов и эмоционального реагирования, своей роли в конфликтах и других особенностей своего поведения.

Занятие 1.

1. Знакомство.

Цель: знакомство участников друг с другом, снятие эмоционального напряжения.

Все участники сидят в кругу. Участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и имя, наиболее максимально характеризующее участника (родители помогают детям).

2. Закончи предложение.

Цель: повышение уверенности в себе, в своих силах.

Ведущий. Вы все такие замечательные! Очень хочется узнать о вас побольше. Каждый участник достаёт из мешочка или коробочки бумажку с началом фразы, которую нужно закончить, по очереди (при необходимости родители помогают детям). Примеры: Я хочу…, Я умею…, Я добьюсь…, Я люблю…, Я смогу…, Я постараюсь…, Я не люблю…, Я не хочу…, Я не умею…, Я не смогу...

3. Передай по кругу.

Цель: наладить контакт между участниками, настроить на эмоционально-образное взаимодействие. 

Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передает по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, бусинку, котенка, тяжелый чемодан, розу, маленького зверька, муху и т.д., не называя его. Важно показать предмет так, чтобы остальные участники могли догадаться, что передано, и этот предмет вернулся бы обратно к ведущему, не изменившись (пантомимика не должна измениться).

Ведущий. Главное условие игры — молчание. Только в конце круга вы сможете сказать, что передавали друг другу. 

Обсуждаем, что понравилось в упражнении, что и кому было трудно/легко выполнять.

Цели: Включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.

4. Поменяться местами.

Цель: настроить на активное взаимодействие. 

Ведущий. Поменяйтесь местами те, у кого голубые глаза… кудрявые волосы… у кого есть красное (или другой цвет) в одежде… кто сегодня завтракал… и т.д.

5. Игра «Маски».

Цель: учить сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций. 

Ведущий. У каждого из вас наверняка есть хорошие друзья. А для друга очень важно, чтобы его понимали без слов. Я предлагаю игру, в которой вы постараетесь увидеть и понять, какие чувства испытывает ваш друг. 

Участникам по очереди даётся задание: выразить с помощью мимики какую-либо эмоцию: горе, радость, боль, страх, удивление, обиду, скуку, злость, спокойствие, удовольствие. Остальные должны определить представленное чувство. 

6. Игра «Нарисуем гнев».  

Цель: снять состояние агрессии, понять своё эмоциональное состояние, учить выражать свои эмоции с помощью рисунка, говорить о них, а также создавать модели конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Предложить участникам нарисовать (или слепить из пластилина) гнев или человека в момент агрессии. Можно вспомнить ситуацию, в которой ребёнок испытывал чувство гнева, и нарисовать ее.

Когда задание выполнено, все участники обсуждают рисунки и предлагают свои способы выхода из ситуации без проявления агрессии.

7. Игра «Волшебный мешочек».

Цель: осознать свое эмоциональное состояние и освободиться от негативных эмоций.

Участникам предлагается сложить свои отрицательные эмоции (какие?) в черный мешочек, чтобы потом выбросить, а из красного взять себе положительные эмоции (какие?).

8. Релаксационное упражнение «Звери отдыхают».

Дети становятся в круг, родители наблюдают за ними в стороне.

Ведущий. Звери-детёныши хотят показать, что они сегодня делали.

Упражнение выполняется под спокойную музыку. Дети показывают, как звери умываются, греют лапы, чешут уши, питаются, виляют хвостом и т.д.

Ведущий. Вечером все звери-мамы укладывают малышей спать.

Звучит колыбельная. Дети подходят к своим мамам, которые изображают, как они укладывают их спать.

9. Рефлексия.

Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Занятие 2.

1. Наши имена.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Все участники сидят в кругу. Участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и имя, наиболее максимально характеризующее участника (родители помогают детям).

Затем обсуждаем домашнее задание (дорисовка смайликов).

2. Упражнение «Мои хорошие качества».

Цель: преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества.

Каждый ребенок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все участники, сидя в круге, по очереди рассказывают о себе. Каждый участник должен высказаться.

3. Поменяться местами.

Цель: настроить на активное взаимодействие. 

Ведущий. Поменяйтесь местами те, у кого голубые глаза… кудрявые волосы… у кого есть красное (или другой цвет) в одежде… кто сегодня завтракал… и т.д.

4. Упражнение «Найди своих родителей».

Цель: настроить на активное взаимодействие, способствовать развитию тактильных ощущений.

Инструкция: ребенку завязываются шарфом глаза. Родители и другие дети садятся на стулья в ряд. Ребенок, обходя ряд, на ощупь должен найти своего родителя. Играют все участники. Можно предложить родителям с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

5. Разминка «Замри».

Цель: развитие волевой регуляции.

В этой игре участникам необходимо быть внимательными и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Игра проводится под танцевальную музыку. Пока она звучит, участники могут прыгать, кружиться, танцевать. Но как только выключается звук, игроки должны замереть на месте в той позе, в которой их застала тишина.

6. Упражнение «Роботы и бабочки».

Цель: развитие эмоционального восприятия мелодии, волевой регуляции.

Упражнение проводится под соответствующее музыкальное сопровождение. Во время мелодии «роботы» мальчики выполняют соответствующие движения, девочки – стоят на месте. Как только мелодия меняется на «бабочек» - мальчики должны замереть, а девочки – изображают полёт бабочки.

7. Упражнение «Создание радости».

Цель: развитие эмоциональной сферы, творческих способностей.

Участники работают в парах родитель + ребёнок. С помощью цветной бумаги, ножниц, клея участникам нужно создать черты лица (глаза, нос, рот, брови) человека, испытывающего радость, и приклеить их на заранее подготовленный шаблон. Полученные работы демонстрируются и обсуждаются.

7. Релаксационное упражнение «Маленькая птичка».

Цель: развитие чувства эмпатии, релаксация. 

Звучит релаксационная музыка. 

Ведущий. Положите руки на колени, соединив ладони вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите в ладонях маленькую птичку (коснуться рук каждого участника перышком). Она такая крохотная, что легко помещается у вас в ладонях… Она засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить её. Если кому-то хочется погладить свою птичку, сделайте это осторожно, легким движением… Мысленно успокойте её. Возможно, она испугалась коршуна… Скажите ей что-нибудь ласковое, улыбнитесь ей. Почувствуйте, как её дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Она в безопасности… Улыбнитесь ей ещё раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза. 

Дается информация об использовании данного упражнения с целью мышечного контроля.

8. Игра «Волшебный мешочек».

Цель: сплочение участников.

Участникам предлагается по очереди достать из волшебного мешочка бумажные бантики. Те, у кого бантики окажутся одинакового цвета, должны приклеить их друг другу на одежду.

9. Рефлексия.

Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Занятие 3.

1. Приветствие.

Дети здороваются с мамами: ладошками, щёчками, ступнями, коленями, плечиком. А затем также друг с другом.

Затем обсуждаем домашнее задание (создание весёлого лица).

2. Упражнение «Говори по сигналу».  

Цель: развитие волевой регуляции.

Ведущий. Сейчас родители будут задавать вопросы детям, которые они достанут из мешочка. Отвечать на них вам нужно не сразу, а только когда увидите условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Вопросы: Что ты делал вчера перед сном? С кем ты дружишь? Во что ты любишь играть с мамой? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? О чём бы ты попросил доброго волшебника? Кто твой любимый сказочный герой? Что тебе больше всего нравится в детском саду? Что ты больше всего любишь делать?

3. Поменяться местами.

Цель: настроить на активное взаимодействие. 

Ведущий. Поменяйтесь местами те, у кого голубые глаза… кудрявые волосы… у кого есть красное (или другой цвет) в одежде… кто сегодня завтракал… и т.д.

4. Упражнение «Найди своих родителей».

Цель: настроить на активное взаимодействие, способствовать развитию тактильных ощущений.

Инструкция: ребенку завязываются шарфом глаза. Родители и другие дети садятся на стулья в ряд. Ребенок, обходя ряд, на ощупь должен найти своего родителя. Играют все участники. Можно предложить родителям с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

5. Подвижная музыкальная игра «Дети и родители».

Цель: развитие эмоционального восприятия мелодии, волевой регуляции.

Дети становятся в круг, родители образуют внешний круг. Упражнение проводится под соответствующее музыкальное сопровождение. Во время мелодии «дети» - мальчики выполняют движения марша по кругу, родители – стоят на месте, наблюдая за детьми, и хлопают в ладоши. Как только мелодия меняется на «родителей» - дети должны остановиться и хлопать в ладоши, наблюдая за родителями, а родители в это время – идут по кругу на носочках, руками изображают полёт.

6. Релаксационное упражнение «Дождь в лесу».

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Дети становятся в круг, друг за другом — они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

7. Творческое задание «Радость».

Цель: развитие эмоциональной сферы, творческих способностей.

Участники работают в парах родитель + ребёнок. Каждой паре даётся индивидуальное задание: собрать из кусочков картинку (то, что доставляет радость), приклеить её на заранее подготовленный шаблон и раскрасить. Полученные работы демонстрируются и обсуждаются.

8. Игра «Волшебный мешочек».

Цель: сплочение участников.

Участникам предлагается по очереди достать из волшебного мешочка конфеты. Подводим итог тренинга, благодарим участников.

9. Рефлексия.

Говорим о самочувствии, настроении, о понравившихся упражнениях, о трудностях.

Педагог-психолог Громова К.А.

nsportal.ru

Методическая разработка: Тренинг эффективных детско-родительских отношений «Семейные традиции».

Тренинг эффективных детско-родительских отношений

«Семейные традиции».

                                                           

                                                      Семья – это труд, друг о друге забота,

                                                       Семья-это много домашней работы.

                                                       Семья-это важно!

                                                           Семья-это сложно!

                                                           Но счастливо жить одному не возможно!

                                                           Всегда будьте вместе, любовь берегите,

                                                       Обиды и ссоры подальше гоните,

                                                       Хочу, чтоб про Вас говорили друзья,

                                                       Какая хорошая Ваша семья!

Цель: Развитие умения эффективного взаимодействия в семье на основе нравственных ценностей.                                                               

Оборудование и материалы: Листы бумаги А4. Цветные карандаши. Мячик. 

Ход занятия: Здравствуйте! Хочу сегодня с вами поговорить о семье  и  эффективном взаимодействии детей и родителей.

Упражнение «Знакомство»

Каждый участник называет свое имя и прилагательное, которое его характеризует. Например: Дмитрий - добрый, Алёна - активная  и т.д. Называем себя, мячик любому участнику перекидываем.

Принятие правил группы

Прежде чем мы перейдем к упражнениям необходимо принять правила, которые будут соблюдаться всеми:

  • активность
  • доброжелательность и уважение
  • правило «СТОП»
  • правило «Я - высказывания»
  • правило на запрет давать оценку

Упражнение   «Незаконченное предложение»

Участники, передавая по кругу мяч, продолжают предложение «Семья для меня – это…».

Обсуждение:

– Что было общего?

– Какой ответ понравился больше всего?

– Какой ответ вызвал удивление? И т.д.

Упражнение «Традиции нашей семьи» 

Участники отвечают на вопросы: Какие традиции есть в Вашей семье? Нужны ли семейные традиции?

Семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи. Семейные ритуалы - это неписанные законы семьи, вопроизводимые в силу привычки и убеждения, что это правильно. Свои ритуалы есть в каждой семье - это мелочи, которые делаются всегда и о которых никто не ведет дискуссий, надо это делать или не надо.    

Семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада при «любой погоде», дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности; создают неповторимые детские воспоминания, о которых ребенок будет рассказывать своим детям.

Какие бывают  семейные традиции?

Семейные обеды  - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. Общаться можно на любые темы - обсуждать новости, события за день. Телевизор лучше выключить! Дают чувство семейной сплоченности. Даже если обсуждаются крайне неприятная ситуация, у членов семьи остается уверенность, что вместе можно преодолеть трудные времена.

Семейный досуг. Хорошим продолжением обеда или ужина будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или  отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе.

Семейные праздники. Дни рождения. Домашние спектакли., особые праздничные блюда. Главное, чтобы через много лет ваш ребенок мог вспомнить каждый свой день рождения.  И захотел в своей семье возродить традиции родительского дома. Пирог к Новому году, письмо Деду Морозу. Пасха.

Семейный альбом. Можно фотографии со значимыми событиями вывесить на стенку.

Детские достижения. Поделки, грамоты, рисунки или что-то другое сделанное руками ребенка или совместно.

Настоящая семья делает человека более сплоченным, душевным, устойчивым к различным социальным неурядицам

Упражнение «Герб семьи»

Оборудование и материалы: листы А4, карандаши.

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить. Это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

Обсуждение: что нового узнали о себе и других, какими были чувства во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе), каковы ваши впечатления от этого упражнения, о чем побудило задуматься создание герба?

 Упражнение «Притча»

 «Муж и жена прожили вместе 30 лет. Каждое утро жена разрезала пополам булочку и отдавала мужу верх, а себе брала нижнюю часть. Ей очень хотелось попробовать верх булочки, но, любя своего мужа, она отдавала ему лучшее. В день 30-летия их совместной жизни она наконец-то не вытерпела и забрала себе верхнюю часть булочки, а мужу дала нижнюю. Неожиданно муж сказал: «Какое счастье съесть нижнюю часть булочки, и наконец-то мое желание сбылось».

Обсуждение:

– Как вы думаете, почему жена отдавала мужу верх булочки?

– Почему муж никогда не говорил, чего бы ему хотелось на самом деле?

– Встречались ли подобные  примеры в вашей жизни?

Упражнение «Продолжить фразу…»

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим:

«Я не люблю когда…..»

«Я   люблю когда…..»

«Мне радостно, когда...»

«Мне грустно, когда...»

«Я сержусь, когда…»

“Я горжусь собой, когда…”

«Я мечтаю о том, что …». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.

«Самые счастливые события в жизни» Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их.

Рефлексия.

Мы завершаем наше тренинговое занятие. А сейчас, мы будем передавать свечу по кругу, и каждый расскажет, в какую игру ему сегодня больше всего понравилось играть и почему, что лучше всего удалось сегодня, что особенно порадовало.

Ритуал прощания. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься. До новых встреч.

nsportal.ru

Статья (подготовительная группа): Тренинг гармонизации детско-родительских отношений «Я понимаю своего ребенка»

Левчук Людмила Андреевна,

МБДОУ № 196 г.Кемерово

Тренинг гармонизации детско-родительских отношений

 «Я понимаю своего ребенка»

Цель данного тренинга- Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи: Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания. Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

Методы и приемы: Игровые методы (игры и упражнения), беседа, лекция, групповые техники, телесно-ориентированные игры, притча, игры на сплочение группы.

Материалы и оборудование: листы бумаги формата А4, карандаши, лента, пословицы, разрезной информационный материал «Я говорю – я чувствую», музыкальное релаксационное сопровождение, видеоролик «Что такое счастье», мультимедийная презентация.

Категории: Родители.

Продолжительность проведения тренинга: 1,5 – 2 часа.

Ход тренинга:

  1. «Вводное слово».

Воспитатель приглашает родителей (12-16 участников) занять места на стульях, расположенных по кругу.

«Здравствуйте дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей».

  1. «Принятие правил работы в группе».

Для начала давайте примем правила работы в нашей группе. Воспитатель напоминает о групповых правилах (активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему).

  1. Упражнение «Приветствие».

Участникам предлагается по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут … В детстве я был(а)» Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.

  1. Упражнение «Перебежки».

Необходимо встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;

- те, у кого дома есть кошка;

- те, кто любит ходить в кино;

- те, у кого один ребенок;

-те, кто любит танцевать;

-те, у кого в семье есть мальчик и девочка;

-те, кто любит синий цвет;

-те у кого хорошие отношения с детьми.

  1. Упражнение «Солнце любви».

Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг нас кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но, мне кажется, мы всегда должны успевать говорить теплые и добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Затем все участники демонстрируют свое «Солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Воспитатель: «Видите, какие замечательные и добрые у вас дети, как солнышки». Предлагаю вам взять это солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома теплом и счастьем.

  1. Игровое упражнение «Родительские установки».

Воспитатель приглашает родителей объединиться в пары и преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагает им карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника – «Ребенка».

Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:

  • «Иди я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».
  • «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
  • «Все я в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как «уничтожить» ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.

  1. Мини-лекция психолога «Принцип безусловного принятия».

Выполняя упражнения вы, наверное, убедились в том, что поведение ребенка – это отзеркаливание вашего с ним общения и ваших действий. Поэтому нам необходимо научиться принимать ребенка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребенка значит, любить его не за то, что он красивый, умный способный, отличник, помощник и т.д., а просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить), не начнешь помогать по дому (слушаться)».

Прислушиваемся: в этих фразах ребенку сразу сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Удовлетворение потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другого – одна из фундаментальных потребностей у ребенка. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы они не были нежелательными или непозволительными.

  1. Психологическая зарядка (методика энерго - пластики).
  • Стоя, свести лопатки, улыбнуться и, подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!».
  • Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!».
  • Руки в стороны, делая вращения руками повторять: «На пути у меня нет преград, все получиться, так как надо!».
  • Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!».
  • Сложив руки в замок, делая глубокий вздох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получится!».
  1. Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».

Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.

Наша встреча, показала, какие мы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, ни когда не теряйтесь и всегда оставайтесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.

Я хочу рассказать одну притчу о вас – мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.

  1. Притча «Ангел» (под музыку «Аве Мария»).

За день до своего рождения ребенок спросил у бога:

- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?

Бог ответил:

- Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.

Ребенок задумался, и сказал снова:

- Здесь на небесах я только пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.

Бог ответил:

- твой Ангел будет петь, и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.

Затем ребенок спросил:

- Я слышал, что на земле есть зло. Кто защитит меня?

- Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…

- Твой Ангел расскажет тебе обо мне и я всегда буду рядом с тобой.

В тот момент с Земли начали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:

- Боже скажи мне, как зовут моего Ангела?

- Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…

Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями».

  1. Рефлексия.

Воспитатель: вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.

  1. Возможные вопросы для рефлексии:

- Что вы приобрели нового?

- Что хотелось бы себе пожелать?

- Что больше всего понравилось?

- Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете почему?

- Как вы собираетесь притворить в жизнь свои достижения?

  1. Упражнение «Аплодисменты».

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

  1. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей»

В заключение хочется сказать слова благодарности всем родителям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Мы желаем вам успеха в выстраивании отношений с детьми и надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания наших деток в саду и дома.

Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!

До новых встреч.

Список литературы:

  1. Бенилова С.Ю. «Доброжелательные взгляды на общение с детьми» - М 2002.
  2. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» - СПб Речь 2005.
  3. Синягина Н.Ю. «Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений» - М Владос 2001.
  4. Турлыгина Д.Л. Матвеева М.В. «Практические рекомендации для специалистов по проведению совместных занятий родителей с детьми – М 2011.
  5. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», «Психологические игры, упражнения, сказки» - М Генезис 2006.
  6. Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников» - М Генезис 2005.
  7. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» - Серия «Арт-терапия» - СПб 2004.

nsportal.ru

Детско-родительский тренинг " Учимся понимать друг друга"

Тренинг детско-родительских отношений

«Учимся понимать друг друга».

Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется «Учимся понимать друг друга». Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе.

Правила, которые при этом надо выполнять:

1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при
этом достоинство присутствующих.

2. Говорит один, все слушают, не перебивая.

3. Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.

Упражнение 1. Знакомство.

Произносим имя и говорим фразу: никто не знает, что я…

Упражнение 2« Связующая нить». Почувствуйте- вы единое целое в этом мире».

Упражнение 3. «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» /«Я ..., /моя мама или мой папа/ ...» Каждый участник двумя позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего родителя /ребенка/. Группа отвечает участнику: «Мы рады за Вас!»

Упражнение 4. «Перебежки»:

Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с родителями;

Встать и поменяться местами тем, кто часто общается с ребенком.

Встать и поменяться местами тем , где ребенок может рассказать обо всем, что с ним происходит.

Упражнение 5. Техника активного слушания.

Упражнение 6. «Глаза в глаза»

В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин. Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с членом семьи.

Упражнение 7«Ладошки»

родителям предлагается по очереди закрыть глаза и ладони развернуть так, чтобы можно было положить на них руки другому участнику, а остальные участники тренинга тихонько подходят к нему и кладут свои ладони на ладони этого участника, его задача заключается в том, что бы запомнить у какого какие руки были на ощупь.

Упражнение 8«Игра без правил»

С помощью выражения «Я люблю, когда ты...» дети и родители высказывают свое мнение. Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни (отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера и т.д.)

Упражнение 9 Я- высказывания.

Упражнение 10. Я радуюсь, когда…

Упражнение 11 Я злюсь , когда…

Упражнение 12. «Очищение от тревог»

Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...

Сядьте удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...

Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...

Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...

Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и мысленно ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...

Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!

Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...

Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь им со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)

Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.

Упражнение 13 Вспомните радостное событие этой недели.

Упражнение 14. Комплименты.

Упражнение 15 Ты меня послушай…

Упражнение 16 “Семейный герб и девиз.

Материалы: бумага, краски, кисточки, вода, фломастеры, карандаши цветные и простые, ластик.

Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи. После завершения работы идет обсуждение.

Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем , что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

Заключительное упражнение «Свеча»

Прощание при свече: « Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью Д-р пара «я тебя люблю», пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.

Песня « Берегите своих детей»

Педагог -психолог : И.Д. Поздняк

infourok.ru

Тренинг детско-родительских отношений «Дочки - сыночки

Когда в классе происходит какая-то конфликтная ситуация между детьми, коррекцию детских отношений я предлагаю начать со встречи с родителями. Они на практике убеждаются, что встреча с психологом — это безопасно, она формирует более доверительные отношения в группе, способствует переоценке собственных жизненных установок, развивает эмоциональный интеллект и пр. Тогда родители более спокойно отзываются на предложение психолога работать со всем классом по преодолению конфликта.

По этому сценарию и я, и мои коллеги в ДОУ уже неоднократно проводили тренинг с родителями. Был у меня весьма ценный опыт проведения такого тренинга с группой мам, с дочерьми которых я занималась индивидуально в течение одного учебного года. Девочки разного возраста — от первоклассницы до выпускницы.

Еще раз судьба дала мне возможность убедиться в эффективности такого тренинга в ноябре минувшего года, я проводила его для мам учеников 3-го класса накануне Дня матери.

Родителей я на тренинг приглашаю. Приглашения рассылаются с указанием названия, даты и места встречи. Подписываю такие приглашения неизменно: «С уважением, Ваш психолог А.В. Каргина». Разные чувства вызывает у родителей приглашение на психологический тренинг, не буду скрывать. Но уже после первого упражнения заметно меняется эмоциональный фон группы. А во время рефлексии в финале работы многие участники отмечают, что получили ресурс благодаря новым знаниям об эффективном родительстве, упражнениям на сплочение группы, разминке ( смогли повысить самооценку).

Цели: формировать адекватную модель родительства, создать в группе атмосферу, способствующую активности и искренности.

Задачи:

  • формирование родительской компетентности;
  • расширение вариативности поведения участников в различных ситуациях общения с детьми;
  • формирование навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы: листы А4, ручки, цветные карандаши (мелки, маркеры).

Музыка для отдыха и расслабления. Ограничение по количеству участников: 12–15 человек.

1. Сбор запросов По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга.

2. Правила (приложение 1)

3. Разминка «Спорим, что вы не знали обо мне…»

— Расскажите о себе нашему кругу.

Например:

— Спорим, что вы не знали обо мне, что я недавно совершила прыжок с парашютом. — Спорим, что вы не знали обо мне, что я недавно стал отцом. — Спорим, что вы не знали обо мне, что я в детстве профессионально занималась балетом.

4. Упражнение «Житейский опыт»

— Предлагаем вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим супермаркетом. В нем три этажа:

  • на 1-м этаже продаются товары низкого качества по низким же ценам;
  • на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;
  • на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные вещи, но по очень высоким ценам.

На каком этаже вы бы хотели приобрести товар? (Родители отвечают по очереди.)

Когда у нас появляется ребенок, мы хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умным, добрым, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты… Но, к сожалению, так не бывает. В нем есть что-то от 1, 2 и 3-го этажа. Почему так получается?

ВЫВОД: пока мы поднимемся на 3-й этаж, нам необходимо пройти и 1-й, и 2-й этажи…

Есть замечательный маркетинговый ход: отделы товаров первой необходимости — хлеб, кисломолочная продукция — находятся в конце торгового зала. Пока мы к ним приходим, в нашей корзине оказывается масса разной продукции: как необходимой, так и вовсе бесполезной…

В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию, что разные качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.

— Чтобы получить профессию, надо учиться, есть такие профессии, где обучение длится почти всю жизнь. Науку быть дочкой, а потом мамой приходится постигать самостоятельно. Психологи считают, что самые нежные, заботливые, понимающие мамы получаются из тех дочек, которые в детстве сполна получили нежность, заботу и понимание.

5. Упражнение «Рисунок в паре»

— Возьмите бумагу и по одному цветному карандашу (маркеру, мелку) — каждый партнер разного цвета. Договоритесь, кто будет начинать рисунок. На этом этапе все вербальные, то есть словесные формы общения запрещаются. Началом рисунка могут быть линия, загогулина, каракули. Передаете лист партнеру. Он прибавит что-то свое… Работа, повторяю, идет в тишине. Чувствуйте друг друга, дышите друг другом, понимайте (3 минуты).

Рефлексия под музыку

  • Какие чувства у вас сейчас?
  • Легко / трудно было выполнять это упражнение?
  • Что понравилось / не понравилось?
  • Что запомнилось?
  • Чему учит это упражнение?

6. Упражнение «О ком я забочусь»

— Составьте список объектов — живых и неживых, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни.

Рефлексия

  • Какие чувства и переживания испытывают участники сейчас?
  • Что означает ваш список?
  • Вы есть в этом списке?

7. Упражнение «Мозговой штурм»

— Приведите как можно больше аргументов в пользу тезиса: «Заботясь о себе, мы заботимся о семье». Забота родителя о себе — необходимое условие гармоничных отношений в семье.

Составьте групповой список способов позаботиться о самом себе.

Без объяснения, что такое «мозговой штурм», тренер дает краткий план и правила его проведения:

  • не критиковать;
  • развивать прозвучавшие идеи;
  • предлагать как можно больше вариантов — чем больше идей, тем лучше;э
  • размышлять вслух.

Рефлексия

  • Насколько богат ваш опыт?
  • Сложно или легко было выполнять это упражнение?
  • Что нового вы узнали о себе и других?
  • Что вас особенно удивило?

«Если вы умираете от усталости, придется вам поучиться у пассажирских авиалиний. Я понимаю, что это не тот источник, из которого вы привыкли черпать материнскую мудрость, но тем не менее в авиационной практике существует одно важное правило, которое стоит вспомнить и затвердить. Когда вы отправляетесь в полет, вам говорят примерно следующее: «Если салон разгерметизировался и давление падает, возьмите кислородную маску в специальном отделении над креслом. Родители должны сначала надеть маску себе, а затем — ребенку». Как вы считаете, почему вам это говорят? Неужели вы думаете, будто авиалинии не любят детей и хотят, чтобы они получили кислород последними? Конечно, нет! Просто они знают, что если вы не позаботитесь сначала о себе, то не сможете обеспечить безопасность ребенка. Так что такое забота о себе — эгоизм или ответственное поведение?» (Элисон Шафер).

— Долгое время многие мамы всего мира чувствовали свою вину перед собственными детьми. И только в прошлом веке британский педиатр Дональд Винникот изобрел термин «достаточно хорошая мать», который вызвал вздох облегчения у многих женщин: «Поверьте в себя! Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами».

9. Упражнение «Лавина»

— Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы с ребенком совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию для веселого времяпрепровождения. У вас есть хорошая еда, напитки, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора, радио, средств связи (5 минут).

После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?» (по Ф. Зимбардо). Рефлексия

  • Какие чувства у вас после этого упражнения?
  • Чему оно учит?
  • Какие выводы вы можете сделать?
10. Упражнение «Разговор больших пальцев»

Группа объединяется в пары. Партнеры вытягивают навстречу друг другу правую руку. Большие пальцы начинают « разговор» друг с другом. Во время разговора они могут толкать и поглаживать, подковыривать и подпихивать, нежно обвивать друг друга и уродливо прогибаться.

В первой части игры ведущий задает, например, следующие темы общения: — пальцы встретились, заинтересовались друг другом и начали знакомиться;

  • пальцы познакомились и договариваются, где и как они проведут сегодняшний вечер;
  • пальцы не договорились и поругались;
  • пальцы обиделись друг на друга;
  • пальцы ищут возможность помириться;
  • пальцы помирились.

Рефлексия

  • Поделитесь в парах, как вы поняли взаимные сообщения.
  • Поделитесь впечатлениями о полученном опыте.

Это упражнение на развитие умения:

  • воспринимать, осознавать свои эмоции и распознавать эмоции своих детей;
  • понимать, анализировать эмоции и причины их возникновения;
  • осознанно управлять эмоциями — как своими, так и своих детей.

11. Упражнение «Продолжи фразу»

— Продолжите фразу: «Я достаточно хорошая мама, потому что…» (Каждому участнику предлагается рассказать о своих сильных сторонах.)

12. Домашнее задание

1) Ежедневно заботиться о себе.

2) Обсудить на семейном совете вопрос о более справедливом, равноправном распределении обязанностей в семье.

3) Предложить ребенку подумать, как можно заботиться о родителях.

Притча (под музыку)

Ребенок, прежде чем родиться, пришел к Богу за последними наставлениями. Ему было страшно идти в этот мир. Бог сказал ему:

— Ничего не бойся, я дам тебе ангела-хранителя, который будет с тобой всегда. Он будет тебя оберегать от бед, защищать от врагов и непогоды, утешать в трудную минуту, помогать советом в сложной ситуации…

— А как его зовут? — спросил ребенок.

— Не важно, как его зовут. Ты будешь называть его «мама»!

13. Рефлексия

  • Что было нового, полезного?
  • Что узнали о себе, о своем ребенке?
  • Что лично для вас было важным?
  • Что измените в своих отношениях с ребенком?

Литература

Евланова Л. Как улучшить способности педагогов и учащихся к восприятию и переработке информации // Школьный психолог. — 2000. —№ 9. Манухина С. Тренинг командообразования в школе // Школьный психолог. — 2009. — № 5. Чоповская И., Галишникова М. Мудрость ангелов. Игра для родителей // Школьный психолог. — 2006. — № 12. Шафер Э. Правда о том, как быть хорошей мамой. Как сохранить рассудок и вырастить замечательных детей. — М.: Прайм-Еврознак: АСТ, 2007.

Приложение 1. «Правила для тренинга»

5psy.ru