Конфликт между учителем и родителем – Как решить конфликт учитель родитель ученик в школе

Содержание

Как решить конфликт учитель родитель ученик в школе

Время пришло говорить жестко о наболевшем. Моя цель — раскрыть правду отношений в школах. В этой статье обсудим конфликт между учителем и родителем.

родители учитель

родители учитель

Претензии учителей

Ответим на вопросы:

  • У кого больше прав в школе?
  • Сайт Министерства образования – средство запугивания.
  • Почему пора вернуть советскую школу?
  • Кто компетентнее в вопросах образования: родители или учителя?

Как видите, основные проблемы заключаются в неправильно распределенных правах. Время изменило правила, теперь учитель еще больше превратился в жертву.

Родители вмешиваются в процесс сильнее, учитель потерял уважение. Так принято. Если бы вся система на законодательном уровне изменила эти новые взгляды, возможно, в школу вернулся бы некоторый порядок и исчез конфликт учитель-родитель.

У кого больше прав в школе

На этот вопрос любой ответит однозначно: все права у родителей.

Их БОЯТСЯ все (кроме детей): директор, завуч, учитель. Родитель стал высшим звеном школьной системы. Дети охотно манипулируют этим.

Теперь неудивительно, когда ребенок угрожает учителю, что расскажет маме. Дети не будут уважать и слушаться учителей, потому что знают и слышат, как их угнетают их родители.

Родители позволяют себе при всем классе оскорблять и запугивать. Речь сейчас идет не обо всех, однако, большинство обнаглели и не стесняются бросать словечки при детях.

Сайт Министерства образования стал средством запугивания

Самое страшное в современной школе — письмена слишком самоуверенных родителей на сайт Министерства. Я возмущена такой наглостью и отношением самого Министерства к учителям. Почему они реагируют так остро на эти писульки, вместо того чтобы суметь защитить учителя и стать на его сторону.

Господа, админы сайта и уравленцы! Это ведь звено вашей системы? Вы должны защищать, а не нападать на школу. Родители писать умеют все, любой алкаш думает, что он гений и знает лучше школы, как воспитывать. Но так как это они умеют только на словах, то все же детей своих отправляют в школу.

Есть ли решение конфликта учитель-родитель

Что нужно изменить:

  • отвадить писарчуков жаловаться.
  • Понизить их права в вопросах школы.
  • Повысить права и статус учителей.
  • Директор должен быть самым главным и не должен подчиняться желаниям каждой истерички. Слово директора закон. А родители должны слушаться.
  • Разбирать конфликты должен тоже директор
  • Учитель и родитель не должны устраивать разборки на глазах детей.

Не могу не упомянуть здесь убийство в Столбцах.  Правильно сказал президент:

«У нас в школах полный бардак. Никогда такого не было. Ни в советские времена, ни даже в переломный период.»

Я надеюсь, он исполнит свои обещания и спросит с Министерства, может, хоть как-то улучшится ситуация с беспределом. Я из своего опыта уверенно заявляю о том, что проблема школы в первую очередь в ущемлении статуса учителя. Им пренебрегают.

Дети не боятся, потому что слышат дома много гадостей от родителей и могут спрятаться за их спину. Родители правят школой и запугивают, устраивают скандалы по каждому поводу. То ребеночка толкнули, то обозвали, то не так одели.

Так вот возьмите и научите ребенка вести себя школе, накажите дома за драки, объясните, как ему одеваться и обуваться на улицу, подойдите, все расскажите учителю. Учитель не экстрасенс.

А то, что дети ссорятся и дерутся в школе, то всегда было и будет. Дома и на улице тоже дети ссорятся. Они дети и не умеют регулировать эмоции. Нечего беситься по каждой мелочи.

Особенно бесят те, кто по любому поводу бегут жаловаться директору. А директору бедному приходится как-то сглаживать ситуацию и реагировать. Он-то знает, как реально выглядит ситуация, что дети теперь агрессивные, аффективные. И знает, что невозможно угадать каждый шаг ребенка. Он может стоять рядом с учителем, его кто-то толкнет, а он с ноги ударит.

Откуда учитель может угадать, когда будет удар или когда ребенок бежит и упадет. Не может он знать и спасти не может. Учитель может только подойти разнять драку. Несчастные случаи происходят не по чьей-то вине чаще всего, а случайно.

Учитель будет виноват, если, например, отпустит одних переходить дорогу или не будет запрещать находиться в опасной ситуации.

Самые противные даже директору не жалуются. Они тайком пишут в Министерство или идут жаловаться в управление района. Тем тоже приходится реагировать. Управление старается действовать по закону и по возможности защитить учителя. Министерство само создает эти правила.  Все, что появляется на сайте, превращается в прессинг всех школ. Каждую чушь  раздувают до масштаба катастрофы. Пора это прекратить. Вот это и есть то самое безобразие.

Пример письма (реальное)

письмо в министерство

письмо в министерство

Почему пора вернуть советскую школу

В советской школе авторитет учителя не обсуждался даже. Там родители боялись на собрание пойти, и им было стыдно, если о ребенке что-то плохое говорили. Теперь попробуй скажи что-нибудь, они начинают защищать. Они закрывают глаза на недостатки своих детей и обвиняют учителей в некомпетентности. Один учитель не может подстроиться под каждого в классе.

Поэтому и существуют общешкольные правила. Но дети воспитываются дома

эгоистами. Каждая мама учит, что он самый лучший, он дома не дерется. Значит, и в школе не может такого быть. То есть учитель оклеветал ангела, по их мнению.

Раньше дети были дома битые, если родители на собрании услышали  что-то плохое. А теперь учитель получает стресс. Думает, как бы так аккуратно рассказать о плохом поведении ребенка, чтобы потом мамаша не побежала к директору.

Есть и нормальные, адекватные родители. Это те, кто сами с детьми работает и все понимает, это те, кто объективно оценивают своих детей, не боготворят. Но их меньшинство. Мало тех, кто сотрудничает со школой, а не в оппозиции стоит.

Кто компетентнее в вопросах образования

Есть старательные родители, которые развивают дома детей, покупают им книжки, учат считать. Они молодцы. Очень правильно поступают те, кто совещается с учителем по поводу правильности обучения дома. Учитель во всех школьных вопросах будет однозначно компетентен, а если он чего-то не знает, он спросит у коллег или администрации.

Родитель может также быть компетентным, если он сам учитель или читает специальную литературу. В остальных случаях он будет знать меньше необходимого и логично бы ему взаимодействовать со школой.

Другие причины конфликтов

Бывает, когда родители умные и адекватные, но дети ведут себя ужасно или не хотят учиться. Здесь не виновато неправильное воспитание. Дети — это другие люди, они не часть мам и пап. Это отдельные живые существа, и они могут просто не поддаваться убеждениям и воспитываться по-своему или попасть под влияние других людей, которое сильнее родительского. Не надо в этом обвинять школу, мол, в школе напучили плохому.

Школа не учит специально ничему плохому, но здесь есть коллектив. В нем разные характеры.

Может быть такое, что дома ребенок слушал маму и был тихим, а в школе он посмотрел на поведение буйных и непослушных и начал себе тоже это позволять. Это побочный эффект большого коллектива. Здесь все друг у друга воспитываются. Ничего не поделаешь.

Учитель иногда срывается и может неприлично высказаться. Такое  тоже имеет место. Когда  терпение заканчивается, могут быть оскорбления и со стороны учителя в адрес ребенка, и наоборот, может обидеться ребенок и послать подальше учителя.

Это такие вспышки ситуативные. Такова жизнь. У людей есть характер, они бывают веселыми и злыми. Не надо эти мелочи раздувать. Главное, чтоб не было травм, смертей и суицида.

учителя и родители

учителя и родители

Что хочется изменить в отношениях учитель-родитель-ученик

Мне бы очень хотелось, чтобы родители не ругались, а разбирались мирно. Если совсем все не устраивает, переводите в другую школу или обучайте на дому.

Я бы запретила возможность оставлять жалобы на сайте вообще.

Лечение

В сложные классы нужно выделить специалиста: тьютора или психолога. Не в адски сложные, а в любой класс, где учителю тяжело одному. Это лишние кадры, которым надо платить зарплату, поэтому это не делается. А потом один учитель разрывается. Как можно вести урок, если кто-то мешает всему классу?

Следующее — устранить интеграцию в школе как форму. Оставить спецклассы. Проводить  активнее работу в спецклассах, направленную на коррекцию девиантного поведения. Это тоже может решить конфликт родитель-учитель.

Безопасность

Ввести проходные в каждой школе, металлодетекторы, проверять слишком подозрительные портфели. Родителям дома научиться проверять сложенные портфели детей на наличие лишних и опасных предметов.

Рекомендую использование видеофиксации всех разборок. Чтобы конфликты проходили без оскорблений и вранья, снимать на видео. Да и в суде может пригодиться. Было бы отлично, если бы был специальный кабинет. Тогда меньше было бы желающих жаловаться. Им нужно было продумывать аргументы своей правоты и очень спокойно беседовать, а так и ссориться скучно будет истеричкам.

На этом пока все. Тема бесконечная. Остальное в других статьях. Добавляйте сайт в закладки, чтобы не попустить еще больше правды-матушки о школе.

psy-helga.ru

Родитель vs Учитель: причина конфликтов и непонимания

«Мой сын — самый умный, а учитель этого не видит», «родители вообще не уделяют детям внимания» — подобные заявления слышал каждый из нас. Почему так сложно найти общий язык? И реально ли педагогам и родителям общаться нормально, без взаимных упреков? Будем разбираться.

Причины конфликта между учителем и родителями

Выясним, откуда у непонимания растут ноги. Чаще всего причиной недовольства учителем становятся:

  • Плохие методы обучения. «Мой все сам сидит учит, находит, выписывает и читает. Чем вообще учительница в школе занимается?» — согласитесь, монолог очень популярный.

    Родителям сложно понять, какие требования Министерства образования, структура урока и учебный план сейчас актуальны. А вот покритиковать всегда пожалуйста. Да и в присутствии ребенка.

  • Личная неприязнь. «Высокомерная выскочка. Нос от меня воротит. А еще учительница!». Педагог не в силах угодить каждому.

    Он тоже человек со своими сильными и слабыми сторонами, особенностями в общении, которые не всегда соответствуют индивидуальным предпочтениям каждого родителя.

  • Несправедливая оценка. «Я же видела: учила дочка всю ночь перед контрольной, и опять 4? За что? Кто из детей больше чем она занимается?! Несправедливо».

    Родитель не может объективно оценить подготовку своего чада. Это во-первых. А во-вторых, вы уверены, что он/она действительно все написал или выучил?

Но не только родители высказывают претензии к классным руководителям или предметникам. Нередко и учителя жалуются на родителей. Лидеры в списке жалоб:

  • Халатное исполнение родительский обязанностей. Нет спортивной формы, ребенок педагогически запущен, неопрятный, плохо выглядит.
  • Завышенные ожидания от педагога. За 45 минут урока учитель физически не может объяснять материал только вашему ребенку, спрашивать лишь его. В классе же еще есть дети с разным уровнем подготовки, способностями и желанием учиться. Это нереально трудно объяснить родителям.

Совет родителям: Желаете индивидуального подхода, всепоглощающего внимания все 45 минут и детального разжевывания темы вашему чаду? Наймите репетитора.

Способы решения конфликта с родителями ученика

Если ситуация напряжена до предела, и накала страстей не избежать, то:

  • Взгляните на все трезво. Признайте собственные ошибки, примите сторону другого.
  • Проговорите ситуацию. Пускай в открытом диалоге родитель и учитель выскажут все, что волнует или беспокоит. Часто в разговоре выясняется, что проблема надумана или решается просто.
  • После разрешения конфликта сделайте выводы. Классическое «кто виноват» и «что делать» тут очень кстати.

Памятка учителю на случай конфликта с родителями

Чтобы не допустить конфликтных ситуаций, помните:

  • Предупредить проще, чем решить спор. При сложной ситуации не прячьте голову в песок, а спокойно поговорите с родителем.
  • Эмоции на замок. Да, вы живой человек. Но на работе, прежде всего, — учитель. Поэтому контролируйте негатив и придержите язык в конфликтных ситуациях. Это не значит не защищать свои интересы. Просто помните о чувстве достоинства и такте.
  • Не манипулируйте учениками и родителями. Разговорам типа: «Если вы пойдете на мировую, то я поставлю «5» за четверть» не место.
  • Не вовлекайте других детей. Не позорьте ученика, с родителями которого у вас возник конфликт. Добра это точно не принесет, а судовое разбирательство — вполне.
  • Не прогибайтесь, не ломайте людей под себя. Точка зрения ученика и его родителей имеет право на жизнь независимо от вашего мнения.
  • Оценивайте знания объективно. Обращайте внимание на то, сколько ученик потратил времени и стараний, насколько качественно готовится.
  • Не злоупотребляйте положением. У вас социально-психологический статус выше, но это не дает права унижать ученика, оскорблять его, его родителей или других участников конфликта, устраивать расправу над неугодными.

Говорят, что хороший человек и хороший специалист — разные понятия. Но не в педагогике. Поэтому желаем вам не растерять человечность, выдержку и чувство юмора в любых разговорах с родителями и их чадами.

  

Тема поговорить: Кто что думает по поводу причин конфликтов между учителями и родителями?

Понравилась статья?

Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

mega-talant.com

Причины конфликтов между учителями и родителям.

Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их разрешения

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Возникшие вопросы, проблемы и задачи учителя и родители должны решать сообща,  приходя к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения взаимопонимания.

К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается.

Казалось бы, родителям и учителям   делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка. Однако между учителями и родителями обучающихся может возникнуть недопонимание, которое иногда приводит к конфликтам. Поводы для конфликтов могут быть разные. Чаще всего они отражают отношение учителя к определенному ребенку, а родители могут иметь свое собственное, отличное от других мнение  по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе.

При этом, некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя.

Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования.

 В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации со стороны родителей:

♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;

♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;

♦ постоянные придирки к деятельности учителя;

♦ отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;

♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;

♦ активное навязывание своей точки зрения;

♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;

♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;

♦ втягивание обучающихся и родителей в назревающий конфликт;

Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:

♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;

♦ отсутствие интереса к личностям обучающихся и родителей;

♦ использование внутришкольной информации во вред отдельным обучающимся  и родителям;

♦ игнорирование интересов обучающихся и родителей;

♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;

♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться следующими рекомендациями предупреждения конфликта:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных обучающихся.

3. Относиться к родителям  вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или обучающимися.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

 Если конфликт уже возник,то для его разрешения:

* создайте атмосферу сотрудничества;

* переведите конфликт из эмоционального состояния в рациональное;

* учитывайте индивидуальные особенности детей и родителей участвующих в конфликте;

* найдите оптимальные способы управления конфликтом;

* Без амбиций относитесь к критическим замечаниям.

  • Говорите родителям об их ребёнке объективно и непредвзято.

  • Верьте в потенциальные возможности их ребёнка, даже если он неважно учится и ведёт себя.

  • Не сравнивайте его с другими детьми.

Психологические рекомендации

1.УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3. Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.

 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы,  дети и родители  будут дорожить вашими словами, помнить их.  

5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали.

Компромиссное решение – это самое гармоничное разрешение конфликта, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить.

Важная роль в решении конфликтных ситуаций между учителем  и родителями принадлежит классному руководителю.

 Возникнет ли конфликт или же общение будет развиваться конструктивно –  во многом зависит от стратегии классного руководителя.

Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией.

Родителям можно раздать рекомендации в виде памятки

❀ Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.

❀ Помните — родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.

❀ Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.

❀ Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.

❀ Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.

❀ Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.

❀ Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»

❀ Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.

❀ Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.

❀ Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.

❀ Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.

❀ Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.

Уважаемые коллеги, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций помните слова А. Сухомлинского: "Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.

 Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения.

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.

infourok.ru

Педагогическая площадка на тему Конфликт Родитель- учитель

Площадка педагогического совета. Конфликт «Учитель — родитель ученика»

План работы:

  1. Встреча в пятницу 13-го не обходится без чего?…(Конфликтов.) Говорим о самых сложных конфликтах «Учитель – родитель ученика»

  2. Теория. Причины. Способы решения конфликтов

  3. Работа в 4-х группах с конфликтными ситуациями, поиск конструктивного подхода. Ответы.

  4. Сколько учителей, столько и конфликтов. Работа на листочках. Взаимообмен опыта.

  5. Советы педагогов – новаторов

Оборудование: проектор; компьютер; на столах карточки для оценки суждений разного цвета «согласны», «не согласны», «могу добавить»;

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями (слайд)

  1. разные представления сторон о средствах воспитания

  2. недовольство родителя методами обучения педагога

  3. личная неприязнь

  4. мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, необходимо сделать выводы о том, что было выполнено неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент больше не повторился.

СИТУАЦИЯ 1.

Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.

Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном!

Мать. То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.

Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!

Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.

Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе играл в телефоне - стрелял в танки...

Мать. Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.

Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведёт себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.

Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашёл, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.

Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!

Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.

Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).

Мать уходит.

Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!

СИТУАЦИЯ 2  

После уроков мама Оли заходит в класс.

Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.

Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?

Мать. Да?! Я не знала.

Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.

Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.

Учитель. О чем вы хотите поговорить?

Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница… Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: «Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!» Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике «4» и «3». Вот за что сегодня «3» по математике?

Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо ещё дома потренироваться.

Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам ещё дома доучивать приходится?

Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочёты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.

Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?

Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.

Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.

Учитель. Но я пока не могу посадить её ближе, Оля высокая девочка.

Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.

Теперь попрошу вас вспомнить и записать на листочек конфликтный случай, который приходилось решать в своей педагогической практике. На это вам даётся 2 минуты. Затем, как только зазвучит музыка, прошу вас найти партнёра из другой команды и попросить его предложить свой конструктивный способ разрешения этого конфликта. На всю встречу вам даётся 5 минут.

Есть ли те, чьи мнения разошлись, при обсуждении? кто хотел бы озвучить?

Услышав приведенные рекомендации к каждой конфликтной ситуации в отношениях «учитель-родитель ученика», можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.

  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу —выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

От себя, добавлю: не копите обиды и раздражения, предупреждайте конфликты доверием и вниманием своим! И пусть помогают нам наставления и убеждения педагога-новатора:

«Улыбайтесь собственному Я! Улыбайтесь каждому! Улыбайтесь детям! Улыбайтесь Пославшему вас!» – скажу я. Но кто-то возразит мне: «А если не хочется мне улыбаться, нет настроения, все же улыбаться?» Другой добавит: «Глупо сохранять на роже постоянную улыбку!» Третий оборвет меня: «Имеет же человек характер, в который не вписывается улыбка!» Найдется и четвертый, который поставит условие: «Будет хорошая жизнь – буду улыбаться!» Так скажут те, кто не знает, что улыбка есть дар духа; она идет от сердца, а все улыбки, которые не от сердца, те от лукавого. Они не знают еще и о том, что улыбка от сердца преобразует жизнь, делает ее красивой. Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь. Однако пусть не улыбается тот, кто не хочет улыбаться, кто обижен на жизнь, у кого характер такой – без улыбки, для кого улыбка – неестественная гримаса на лице. Только нужно попросить их: не выбирайте, пожалуйста, педагогическую профессию…»

«… истинная Улыбка идет только от доброго сердца, то все, что ею выражается, служит поддержке, поощрению, вдохновению, успокоению тех, к кому она обращена.»

«…облегчает и сокращает путь сближения людей, служит взаимопониманию;

гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть; – делает жизнь людей красивой, радостной. Так улыбка несет мощь».

Шалва Александрович Амонашвили. «Основы гуманной педагогики. Книга 1. Улыбка моя, где ты?»

infourok.ru

Методическая разработка по психологии: Конфликт между учителем и родителями.Пути их решения.

Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их  разрешения.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Возникшие вопросы, проблемы и задачи учителя и родители должны решать сообща,  приходя к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения взаимопонимания.

К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается.

Казалось бы, родителям и учителям   делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка. Однако между учителями и родителями обучающихся может возникнуть недопонимание, которое иногда приводит к конфликтам. Поводы для конфликтов могут быть разные. Чаще всего они отражают отношение учителя к определенному ребенку, а родители могут иметь свое собственное, отличное от других мнение  по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе.

При этом, некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя.

Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования.

 В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Причины конфликтов между родителями и учителями могут быть следующие: по мнению родителей-

• Учителя-предметники приходят на собрания часто  с отрицательными эмоциями.

• Учителя-предметника трудно увидеть. Большинство родителей во время школьных занятий находятся на работе.

• Домашние телефоны учителей   многие родители не знают.

♦ отсутствие взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы обучающегося;

♦ несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;

♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем обучающемуся;

♦ непринятия обучающегося сверстниками, одноклассниками;

♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка.

2. Учителя-предметники обвиняют  родителей в отсутствии с их стороны должного контроля за успеваемостью и поведением детей.

  • что родители не принимают мер к детям:

• систематически получающим неудовлетворительные оценки;

• значительно снизившим свою успеваемость в течение четверти;

• неоднократно нарушающим дисциплину в классе.

Если говорить о предупреждении конфликтов, необходимо знать, какие действия могут к ним привести.

 Вот перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации со стороны родителей:

♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;

♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;

♦ постоянные придирки к деятельности учителя;

♦ отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;

♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;

♦ активное навязывание своей точки зрения;

♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;

♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;

♦ втягивание обучающихся и родителей в назревающий конфликт;

Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:

♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;

♦ отсутствие интереса к личностям обучающихся и родителей;

♦ использование внутришкольной информации во вред отдельным обучающимся  и родителям;

♦ игнорирование интересов обучающихся и родителей;

♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;

♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться следующими рекомендациями предупреждения конфликта:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных обучающихся.

3. Относиться к родителям  вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или обучающимися.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

 Если конфликт уже возник,то для его разрешения:

* создайте атмосферу сотрудничества;

* переведите конфликт из эмоционального состояния в рациональное;

* учитывайте индивидуальные особенности детей и родителей участвующих в конфликте;

* найдите оптимальные способы управления конфликтом;

* Без амбиций относитесь к критическим замечаниям.

  • Говорите родителям об их ребёнке объективно и непредвзято.
  • Верьте в потенциальные возможности их ребёнка, даже если он неважно учится и ведёт себя.
  • Не сравнивайте его с другими детьми.

Психологические рекомендации

1.УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3. Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.

 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы,  дети и родители  будут дорожить вашими словами, помнить их.  

5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали.

Компромиссное решение – это самое гармоничное разрешение конфликта, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить.

Важная роль в решении конфликтных ситуаций между учителем  и родителями принадлежит классному руководителю.

 Возникнет ли конфликт или же общение будет развиваться конструктивно –  во многом зависит от стратегии классного руководителя.

Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией.

1. Используйте  механизм прямой связи родителей и учителей.

  • Для этого можно попросить учителей назначить время встречи с родителями в школе. Это не обязательно должен быть личный визит, достаточно организовать  своего рода дежурство на телефоне учителя в определенный день и час (например, тогда, когда у него перерыв между уроками).
  • создайте совместно с администрацией школы на сайте  учреждения гостевую книгу или странички он-лайн консультации с учителями. Задать вопрос учителю родители смогут не выходя из дома, или объяснить родителям как  можно  задать вопрос через Дневник.ру
  • Обеспечьте родителей и учителей контактной информацией друг о друге. Эти сведения можно записать в дневнике учеников. Можно подготовить для родителей информационные буклеты, включающие сведения о школе, информацию об администрации, социальном педагоге, психологе, медицинском работнике, учителях (их телефоны, кабинеты, в которых они работают).
  • Учителям предоставьте сведения о семьях учеников.  

Родителям можно раздать рекомендации в виде памятки

❀ Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.

❀ Помните — родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.

❀ Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.

❀ Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.

❀ Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.

❀ Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.

❀ Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»

❀ Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.

❀ Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.

❀ Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.  

❀ Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.

❀ Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.

Уважаемые коллеги, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций помните слова А. Сухомлинского:

"Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям,

 для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой",

для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", -

 и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.

 Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения.

nsportal.ru

Конфликт учитель – ученик — родитель ученика. Что делать родителю?

Посетители блога довольно часто в своих комментариях сетуют на конфликты с учителями. Порой учителя и  родители только усугубляют конфликт, вовлекая в него все больше и больше участников. При этом главный субъект конфликта – ребенок, как правило, выпадает из поля зрения.

Разрешение конфликтов – не простое дело. Этим занимаются специально обученные специалисты – конфликтологи.  Методиками разрешения конфликтов должны владеть также школьные психологи  и педагоги. Обычно конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Вариантов таких конфликтов множество: учитель не «взлюбил» ученика, занижает оценки, пятиклассник срывает уроки учителя и т.п.  Часто родители, не разобравшись по существу, склонны винить во всем учителя, что не всегда так.

В случае возникновения подобных конфликтов специалисты советуют родителям поступать следующим образом.

Прежде всего необходимо учитывать человеческий фактор: ученик не может быть всегда послушным, а учитель всегда терпеливым.

Поскольку, как правило, о конфликте родители узнают тогда, когда он уже разросся, следует быть внимательным к ребенку и, не дожидаясь вызова в школу, определить, что между учителем и учеником возник конфликт. Это можно сделать по некоторым признакам. Например, ребенок стал терять интерес к учебе; отказывается идти в школу, «забывает сделать» домашнее задание, учебник или тетрадь по какому-либо предмету; имеет тетрадь по определенному предмету намного грязнее, чем другие;  стал плохо  учиться по определенному предмету, а на расспросы отвечает, что ему «плевать», и этот предмет ему «не нужен»;  обнаруживает, неуверенность в себе; имеет множество записей в дневнике о плохом поведении на определенном уроке и т.д.

Заметив эти характерные признаки у ребенка, родителям следует прежде всего побеседовать с ним. Цель разговора – дать возможность ребенку высказать то, что его тревожит, рассказать все, что у него накипело, что он думает обо всем этом, как бы он хотел решить назревшую проблему, и хочет ли он ее вообще как-то  решать. При этом  не следует перебивать его и  вставлять свои комментарии.

После этого следует пойти в школу и выслушать  другую сторону – учителя, чтобы составить более-менее объективную картинку конфликта. Также  надо поговорить с другими педагогами, расспросить одноклассников, что они думают по поводу этого конфликта. Информации надо  собрать как можно больше. Это поможет составить более или менее объективную картину причин  конфликта и выработать приемлемые пути его решения.

Совет.  При разговоре с учителем следует исходить из того, что  он тоже человек со своими сильными и слабыми сторонами, симпатиями и антипатиями, своими установками. Не следует «давить на учителя», проявлять агрессию, применять оценочные суждения. Лучше всего говорить на равных, применять дипломатию, так как следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием считается спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию учителя. Главное – убедить педагога в том, что родители  видят в нем союзника,  что родители и учитель должны выступать единой командой.

Если  с учителем состоялся конструктивный разговор, установлены причины конфликта, то можно договориться, что делать учителю и родителям, исходя из установленных причин.

Возможные причины конфликтов между учителем и учеником:

  • отсутствие единства в требованиях учителей;
  • чрезмерное количество требований к ученику;
  • непостоянство требований учителя;
  • невыполнение требований самим учителем;
  • ученик считает себя недооцененным;
  • учитель не может примириться с недостатками ученика;
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).

Возможные причины конфликта между учителем и родителями:

  • разные представления сторон о средствах воспитания;
  • недовольство родителя методами обучения педагога;
  • личная неприязнь;
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку.

Таким образом, алгоритм решения школьного конфликта может выглядеть так:

  1. Прежде всего — спокойствие.
  2. Объективный анализ ситуации.
  3. Открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  4. Выявление общей цели, способов решения проблемы для достижения поставленных целей.
  5. Выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Предпринимаемые действия должны быть направлены на устранение  причин  конфликта.

Например, если ребенок  проявляет агрессию, с учителем надо обговорить вопросы его перевоспитания. Если ребенок является жертвой нападок со стороны одноклассников и учителя – попробовать поговорить с  учителем, классным руководителем, чтобы всем вместе постараться поднять авторитет ребенка в классе. Если тема отметок актуальна не только для одного ученика, можно поднять ее на родительском собрании, обратиться к администрации школы, в органы управления образованием  с требованием назначить комиссию для урегулирования возникшего конфликта. Также следует поступить и в том случае, если учитель —  жесткий, властный педагог, который стремится разрешать конфликты только силой и подавлением, т.е и сам признает только силу. Если нет адекватной  реакции —  обращайтесь в прокуратуру по месту нахождения учебного заведения.

Совет. Если ученик или его родители  считают, что учитель придирается к ученику, занижает отметки, то не дожидаясь,  когда ситуация перерастет в конфликт, родителям стоит встретиться с учителем и высказать ему свои претензии, выслушать критерии оценки работы ученика, постараться понять друг друга и прийти к согласию. Если согласие достигнуто, то ребенок не будет бояться, что его недооценивают, перестанет тревожиться и ситуация изменится к лучшему, ведь когда детям кажется, что их учитель не любит, они и предмет учить  перестают. Также стоит поступить и в том случае, если по данному поводу родители будут приглашены в школу учителем.

Радикальным способом разрешения конфликта – смена класса, школы  можно воспользоваться  в исключительном случае, когда стороны не в состоянии разрешить конфликт. При этом родителям рекомендуется сформулировать для себя требования, которые они хотят, и спросить у самого ребенка, хочет ли он уходить из школы.

Совет. При разрешении конфликта надо вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

Ничего не надо доказывать, ибо в конфликте никто никогда и никому ничего не сможет доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться.

Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Надо искать выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обеих сторон.

Независимо от результата разрешения противоречий не следует разрушать отношения.

При подготовке использованы материалы:

https://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=47976#close

http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4306

http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikty-v-shkole.html

http://sok.bspu.ru/YangPed2/?p=208

http://www.aif.ru/health/children/15985

и др.

Также в блоге

Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Неуспешность школьника можно предупредить

Посещение классных родительских собраний – необходимость или обязанность

Коллегиальные органы управления школой — новые возможности для родителей

eduinspector.ru

Конфликт с учителем. Учитель — родитель: кто кого? | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Тысячи мелких конфликтов остаются в стенах школы, вписываются в семейную историю и, как правило, имеют одного пострадавшего — собственно самого ребенка, ради блага оного, на первый взгляд, и затевался весь сыр-бор.

2 25852 30 Сентября 2013 в 01:16

Автор публикации: Ольга Князева, педагог-психолог

Конфликты между учителем и родителями возникают все чаще. Самые одиозные из них становятся достоянием общественности, например как случай избиения молодой учительницы из школы № 339 Невского района г. Санкт-Петербурга (культурной столицы России) отцом ученика, по которому было возбуждено уголовное дело по статье 119 УК РФ.

Тысячи мелких конфликтов остаются в стенах школы, вписываются в семейную историю и, как правило, имеют одного пострадавшего — собственно самого ребенка, ради блага оного, на первый взгляд, и затевался весь сыр-бор.

Воспользуемся новыми данными науки с тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» и рассмотрим, что нужно делать, чтобы предотвратить конфликт между педагогом и родителями и какое значение имеет само выяснение отношений для всех сторон конфликта.

Всех нас учили понемногу

Конфликт учителя и родителей относится к категории педагогических проблем. В образовательной программе педагогических вузов предусмотрено изучение теории подобного конфликта.

Под конфликтом понимается столкновение противоположных интересов, позиций, это крайняя стадия обострения межличностных отношений. Детально разбираются этапы протекания конфликта, и главный совет по его прекращению или предотвращению невероятно прост: найдите компромисс, придите к консенсусу.

Для этого предлагается использовать следующие методы:

1. Посмотреть на ситуацию глазами конкурентов.

2. Остановиться и осознать, в чем проблема конфликта, на какой он сейчас находится стадии, продумать решение конфликта, которое удовлетворило бы обоих участников.

3. Вспомнить о ребенке, его интересах и вести себя «по-взрослому».

Тем не менее красивая теория расходится с практикой.

Причины конфликтов

Почему двое взрослых людей, один из которых получил педагогическое образование, не могут найти общего языка, договориться друг с другом? Опросы родителей по данному вопросу показывают, что искрой, превратившейся в пламя конфликта, становятся:

— некомпетентность учителя: учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями;

— неумение педагога найти подход к ребенку: «он мальчик способный, а ее боится»;

— успеваемость ребенка: занижает оценки, необъективно оценивает, завышенные требования.

Педагоги же в свою очередь сетуют на:

— несостоятельность родителей в воспитании ребенка: не выполняют элементарных требований, к примеру, чтобы их сын ходил в школу в школьной форме, имел необходимую форму для занятий физкультурой; не уделяют ребенку должного внимания;

— повышенные, нередко безосновательные требования к учителю — почему классный руководитель не может находиться с детьми все перемены, помогать ребенку делать уроки: «вы обязаны любить наших детей», «вы должны поставить моему Васе пятерку».

Интересно, что педагоги, выступающие в двух ипостасях: учителей и родителей, нередко завязывают конфликты, хотя, казалось, уж кому, как не им, знающим подноготную учительской профессии, жить мирно и взаимодействовать эффективно с педагогом.

Они так же, как и рядовые родители, чувствуют себя бесправными, униженными учителем, не хотят ходить на родительские собрания.

«Придешь и слушаешь, что мы должны делать, как плохо ведут себя наши дети, с нами не советуются, а ставят перед фактом, озвучиваются одни требования и претензии».

Это то, что лежит на поверхности, то, что осознается нами. Глубинные причины конфликтов зачастую остаются за кадром.

Системно мыслим

Корнем конфликта между педагогом и родителем является не конкретная сложность в обучении ребенка, это всего лишь повод, катализатор конфликта, а психологические проблемы самих взрослых. Недаром жертвой педагогического конфликта в любом случае является ребенок (на него противоборствующие стороны выливают негатив), он живет в ситуации между двух огней, что, несомненно, сказывается на его психическом и физическом здоровье. Перевод к другому учителю, в другой класс, в другую школу тоже больнее всего бьют по нему.

Сам факт вредности конфликтов, ситуации, когда его участники до капли последней крови отстаивают собственную правду, останавливает некоторых родителей от защиты прав ребенка.

«Потерпи, сынок. Ну и что, что на тебя учитель орет, придирается, линейкой по рукам ударил. Сам виноват. Надо доучиться».

Это другая крайность, несущая не меньше отрицательных последствий для детской психики: ребенок оказывается один на один со своими проблемами, теряет чувство защищенности, не ощущает себя в безопасности, утрачивает доверие к родителям, а значит, не может полноценно развиваться.

Какой выход предлагает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана? Как ни странно, но само системное мышление способствует предотвращению конфликта.

Счастье понимания

Различая людей по их врожденным векторам, уровню их развития и степени реализации можно точно знать, что от кого ожидать. Как будет вести себя человек, какими ценностями он живет, что движет его поступками. Соответственно, появляется возможность легко найти общий язык, доступно и понятно объяснить возникшие трудности в образовательном процессе.

Трудно педагогам дается осознание факта, что родителей уже не переделаешь, не перевоспитаешь (согласно Системно-векторному анализу Юрия Бурлана, векторы развиваются до пубертата, реализация же их происходит в течение всей жизни).

Новую семью мы не можем дать ребенку (если, конечно, речь не идет о лишении родительских прав), как и родить его обратно, но помочь ему в конкретных условиях раскрыть свой природный потенциал, научить его выстраивать отношения с родителями — вполне реально.

Кожные родители в развитом состоянии — дисциплинированные, организованные, успешные в карьере, целеустремленные, направлены на экономию сил, времени, энергии. Любят получать информацию по делу, слушать рациональные, логичные доводы учителя. Способны договариваться, мыслят в рамках пользы-выгоды. Им важно устроить свое чадо в престижную школу, где можно завязать выгодные знакомства.

В плохом состоянии кожные родители мельтешат, неадекватно ограничивают ребенка, экономят на добрых словах в адрес малыша, улыбках, объятиях, потребительски относятся к школе («А можно ребенка утром в школу приводить и в восемь вечера забирать?») — не хотят они сидеть с дитем и делать уроки (по их мнению, это пустая трата времени), лучше делами заняться, деньги заработать.

Это они рассуждают: «Проблемы с дисциплиной у моего сына? Так сами воспитывайте! Я же вас к себе на работу не зову и не прошу решить вопрос с поставщиками!» Для них главное, чтобы ребенок был обут, сыт, одет и не мешал им работать. В таком случае желательно ребенка пристроить на продленку, записать в кружки, родителей под подпись ознакомить с правилами поведения в школе, обязанностями родителей и санкциями за неисполнение.

Анальные родители — заботливые, их жизненными ориентирами являются дети, семья, дом. Для них значима похвала, общественное уважение, это на них распространяется избитый совет педагогам — начинать с похвалы детей, благодарить родителей за их труд воспитания. С ними нужно разговаривать спокойным, тихим голосом — от крика они впадают в ступор, опасаются перемен, их необходимо заранее готовить к предстоящим изменениям, к примеру, что ждет детей после начальной школы. Они с радостью откликаются на зов о помощи учителя, будь то окна помыть, постирать и развесить шторы или сопровождать детей на экскурсию, еще и пирожков на всех настряпают. От детей они требуют послушания, прилежания и чтобы доводили начатое дело до конца.

Обратной стороной анального вектора является обидчивость, злопамятность, домашняя тирания. Это анальники в плохих состояниях любят использовать грязные ругательства: «школа — дерьмо, учитель — полная ж...», а также рукоприкладство. От них желательно держаться подальше и способствовать тому, чтобы ребенок имел возможность посещать кружки, участвовал в общественной жизни школы, и уж точно не жаловаться анальному папаше на ребенка — изобьет, других способов воспитания он не воспринимает («так лучше дойдет»).

Следует иметь в виду, что большинство педагогов обладают анальным вектором, и в развитом, реализованном состоянии это золотые учителя, готовые жизнь отдать ради учеников, как известный Януш Корчак. Встречаются и те, кто «добирается» за счет детей, унижая их, выплескивая свою обиду на весь мир из-за несостоявшейся карьеры, неудавшейся семьи. Лучше не отдавать к такому педагогу ребенка.

Итак, самым верным способом избежать конфликта является его недопущение. Мнение о том, что конфликт полезен, помогает сбросить накопившиеся негативные эмоции, упускает тот момент, что противоборствующие стороны родитель — учитель всегда остаются при своей правде, никто никого не переубеждает, внешне появляется победитель и проигравший, хотя на самом деле проигрывают все: конкретная проблема не решается, накал страстей возрастает, свою жизненную энергию человек тратит впустую на противостояние.

Более того, конфликт крайне вреден для ребенка, он выступает разменной монетой. В конфликте каждый участник пробует, осознанно или нет, решить накопившиеся собственные проблемы, закрыть душевные дефициты, но никак не помочь ребенку получить качественное образование и преодолеть трудности в школе. Как учитель пытается самоутвердиться, воспитывая родителей, указывая им на недостатки их воспитания, так и родители порой за счет написания жалоб, запугивания учителей пытаются закрыть собственные психологические бреши (к примеру, вспоминают старые обиды на несправедливость учителей, хотят быть родителем отличников, чтобы воплотить нереализованные мечты и вырасти в глазах общества).

Научиться понимать других людей, самого себя, получить действенный инструмент, позволяющий не допустить того, чтобы ваши психологические комплексы, нехватки накладывались на взаимоотношения с детьми, окружающими, можно — знания, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, открыты для каждого желающего.

Автор публикации: Ольга Князева, педагог-психолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru