Обучение родителей – —

Содержание

Школа для родителей: курсы и тренинги для взрослых

1. ИНСТИТУТ ИНТЕГРАТИВНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ (Москва):

программы для родителей, которые помогут, например, избавиться от ревности между братьями и сестрами, помочь тревожному ребенку справиться со страхами. www.familyland.ru

2. ЦЕНТР СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ (Москва):

группа для родителей малышей 2−3 лет. На интерактивных семинарах расскажут об особенностях детского развития, важности эмоционального контакта и значении ограничений в жизни ребенка. family-therapy.ru

3. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА (Москва):

тут ведут занятия известный психолог Людмила Петрановская и другие специалисты. Есть тренинги для семей, где растет приемный ребенок, есть для всех желающих — например, «Конфликты и их эффективное разрешение» или «Школа: перезагрузка» — для детей и родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях со школой. irsu.info

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» (Москва):

«Группа для неидеальных родителей» — это еженедельные встречи для тех, кто хочет понять, что происходит в его отношениях с ребенком, ищет новые способы взаимодействия и семейную гармонию, кто тревожится о том, насколько он хорош в роли родителя. www.zdes-i-teper.ru

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «САМ Я» (Челябинск):

родительские тренинги и вебинары про то, как достичь взаимопонимания, как справиться с детскими капризами и найти свой уникальный стиль воспитания, как научить детей быть ответственными и как договориться с подростком. psysami.ru

6. СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЖИРАФ» (Звенигород):

семинары и мастер-классы для всех, кому интересны современные педагогические тенденции. А также обмен опытом с другими родителями, дискуссии и психологические игры. Есть и курсы для мам, где помогут научиться управлять эмоциями и стать спокойнее и увереннее. ugiraf.ru

7. АССОЦИАЦИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ «ЕСТЬ КОНТАКТ!» (Москва):

тренинги для детей и родителей. Тут помогут разобраться в причинах сложностей со взаимопониманием в семье и конфликтов с детьми, восстановить потерянный близкий контакт и даже научат, что делать, если ребенок хочет делать уроки только с вами.

atdt.ru

8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ ПЕРСОНА ГРАТА (Москва), проект «Уверенные родители»:

полезные занятия для самых молодых родителей и для мам и пап подростков. personagrata-studio.ru

9. ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (Санкт-Петербург), тренинг «Родительский курс»:

в общении с ребенком нужны не только любовь, поддержка, принятие и прощение, но и способность не поддаваться на манипуляции, выдержать линию, быть последовательным — то есть найти баланс и удерживать его. www.cgt.su

10. КУРСЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (Москва):

на двухдневном тренинге для родителей расскажут (и покажут!), что делать, если ребенок подавился, обжегся, упал — в общем, как спокойно действовать в экстренных случаях. www.allsafety.ru

11. ВЫСШАЯ ШКОЛА ПОВАРСКОГО ИСКУССТВА (Москва), курс «Кулинария для домохозяек»:

родителям предложат изучить особенности детского питания для малышей и школьников, а также освоить различные лечебные и оздоровительные диеты. www.kurspovar.ru

12. КУЛИНАРНАЯ СТУДИЯ ЮЛИИ ВЫСОЦКОЙ (Москва):

всех желающих тут научат готовить вкусные и полезные блюда домашней кухни.

studio.jvcompany.ru

13. КУЛИНАРНЫЕ КУРСЫ «ЗАПЕКАЙКА!» (Санкт-Петербург):

учиться вкусно готовить можно в любом возрасте, сюда можно прийти и с ребенком, и с мужем. vkontakte.ru/zapekaika

14. ЦЕНТР ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА (Москва), психологические лекции для родителей:

тут расскажут о детских возрастных кризисах (и способах не потерять рассудок в эти периоды), о важности роли папы в воспитании, о том, с какими проблемами может столкнуться многодетная семья, и еще о множестве полезных вещей. www.centr-rebenka.ru

15. ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ» (Москва), семинары для родителей:

как помочь ребенку-левше развить свои способности, как достичь взаимопонимания с детьми, даже когда это очень сложно, и т. д.www.center-sozvezdie.ru

16. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ «ASM-МАСТЕР» (Санкт-Петербург):

тренинги посвящены эмоциональному и психическому развитию ребенка. www.asm-master.ru

17. ТРЕНИНГОВЫЙ ЦЕНТР КОТ (Москва):

семейный тренинг поможет улучшить отношения в семье, научиться понимать и слышать друг друга, решить осложняющие жизнь проблемы. Есть и тренинг «Как использовать деньги эффективно»: родителей научат управлять личным бюджетом и составлять для себя и своей семьи личный финансовый план, чтобы правильно ставить цели и распределять средства.

tren-kot.ru

18. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И БИЗНЕСА (Москва):

строго говоря, это просто тренинги личной эффективности, но полученные навыки (организованность, управление временем, постановка и достижение целей и т. д.) будут полезны и самым обычным родителям. person.eduevents.ru

19. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «БОГАТСТВО ЖИЗНИ» (Уфа):

семинар-тренинг «Секреты семейного воспитания или что делать, когда старые методы уже не работают?» подойдет для родителей подростков в возрасте от 11 лет и старше. bogatstvo-zhizni.ru

20. РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ «СУПЕР СЕМЬЯ» (Новосибирск), курс «Безопасность моего ребенка»:

авторы курса предлагают составить психологический портрет ребенка, чтобы определить его уровень тревожности и отношение к опасности, а затем научат всю семью навыкам безопасного поведения. www.суперсемья.рф

21. ПРОЕКТ «АРРРБУЗ» (Москва):

тренинги и семинары для родителей помогут облегчить школьную жизнь, учиться с увлечением и легко делать уроки. Программа предназначена для учащихся 3−5 классов и их родителей. arrrbuz.ru

22. ОНЛАЙН-КУРС «ФОТОГРАФИРУЙТЕ ДЕТЕЙ ИГРАЮЧИ»

предназначен для родителей и фотографов, которые хотят освоить и совершенствовать навыки игровой фотосъемки детей и последующей обработки фото — а потом с гордостью показывать близким и друзьям семейный фотоархив. fotodeti.ru

23. СИСТЕМА ЗНАНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАШИ ДЕТИ» (Москва), практический курс по детской безопасности:

программа разработана в сотрудничестве с ведущими специалистами Центра правовой и психологической помощи Михаила Виноградова — автора многочисленных научных трудов о природе насилия и владельца детективного агентства. www.deti-security.ru

24. ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «ЗДОРОВЬЕ И УСПЕХ» (Пятигорск):

тренинги эффективного родителя. Тут помогут сделать детско-родительские отношения по‑настоящему гармоничными, а также с пониманием отнестись к сложному подростковому возрасту. www.pglu.ru

25 СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «ПТИЦА РУ» (Краснодар):

тренинг для родителей «Любить и понимать». На занятиях развенчают самые опасные родительские мифы и убеждения, помогут найти причины детско-родительских конфликтов и научиться их разрешать, разобраться в правильной иерархии в семье с двумя и более детьми, научиться конструктивному общению с бабушками и дедушками. pticaru.com

26 ТРЕНИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «GRC-ЦЕНТР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ» (Екатеринбург):

тренинг «Секреты детского поведения». Родителям помогут научиться сотрудничеству, улучшить отношения с детьми, найти причины «плохого» поведения и истерик, способы решения конфликтов и создать настоящую семейную команду. grc-ural.ru

27. АВТОМОБИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ (Москва):

курсы безаварийного вождения машины будут очень полезны для всех «мам-такси», кто ежедневно возит ребенка в школу и на кружки. Есть курсы для тех, кто недавно окончил автошколу и получил права, и программы безопасного вождения для более опытных водителей: зимняя дорога, правильное поведение в стрессовых ситуациях. www.safetydriving.ru

28. «ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ», КУРС ГЛЕБА АРХАНГЕЛЬСКОГО (Москва):

тайм-менеджмент — важнейший родительский навык, который поможет справиться с неизбежными суетой, хаосом и дефицитом свободного времени в семье, где больше одного ребенка. С помощью простых упражнений этот навык помогут развить — и научиться разумно распределять время и силы, отделять главное и срочное от второстепенного и в итоге все успевать. www.ov1.ru

29. ШКОЛА ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА «БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА» (Москва):

на семинарах и вебинарах тут обсуждают очень важные темы — как совместить семью и работу, какая мама нужна ребенку и что вы можете сделать, чтобы стать такой, как путешествовать с детьми, чтобы это приносило и радость, и пользу. Занятия ведут приглашенные лекторы — известные психологи, педагоги и врачи. vk.com/bmshkola

30. ОНЛАЙН-ШКОЛА ЛЕНЫ ДАНИЛОВОЙ:

курсы, семинары и вебинары про физическое, умственное и эмоциональное развитие детей. Вы узнаете, как и зачем учиться правильно играть с детьми, как рассказать им о мире и научить самостоятельности. Есть циклы вебинаров, посвященные творчеству и образованию. Кстати, обратите внимание на блог автора, посвященный образованию в разных странах. Очень интересно!

www.danilova.ru

Как это происходит

Как это происходит?

Яна АГАРУНОВА, руководитель «Родительской академии»

Наверное, не найдется родителя, который хотя бы пару раз в день не почувствовал бы раздражения, связанного с детьми. Участникам семинара «Как перестать раздражаться на детей и при детях» (курс «Искусство быть родителем») мы сначала предлагаем подумать и составить два списка, по десять пунктов в каждом. В первый войдут те конкретные действия ваших детей, которые гарантированно вызовут у вас приступ раздражения. Во второй — те ваши действия и качества, которые, как вам кажется, вызывают раздражение у ваших детей, мужа, близких. Теперь посмотрите на ваши списки: наверняка между пунктами найдется что-то общее. Затем мы обсудим возможные причины вашего раздражения. Их много: бывает, что дело в физиологиии — ПМС, усталость, расстройство из-за ссоры с мужем. Может быть, у вас (как и у многих родителей) отсутствует навык идентификации собственных эмоций — я еще только раздражаюсь или меня уже все бесит? А часто поведение других просто не соответствует вашим ожиданиям, и поэтому вы злитесь. Нам может мешать наш собственный детский травматический опыт или страх быть «плохой мамой» — раз мой ребенок капризничает, я плохо его воспитала!

Частая причина — нарушение границ: и ваших — ребенком, и вами — детских. А вот справиться с раздражением поможет навык осознанности — понимание, что со мной происходит, с какой интенсивностью. Помогут и игры, «легализующие» ваши чувства, и их выражение через тело, голос: попрыгайте вместе с ребенком, покричите!

Учитесь, тренируйтесь — и все получится.

«Родительская академия», курс «Искусство быть родителем»: academy.relations-center.com

www.goodhouse.ru

Домашнее обучение: реальные истории от родителей

Евгения Шафферт, сын Кирилл, 13 лет

Почему учится дома: не хватало времени и сил на любимые предметы, а еще хотели, наконец, выспаться.

Традиция обучать ребенка вне привычной классно-урочной системы существует уже много лет. Раньше в школах в качестве альтернативы были доступны «экстернат» и «домашнее обучение».

Первое практиковали гении, спортсмены и музыканты, которым было просто некогда просиживать 6−7 уроков за партой. Они осваивали школьную программу дома, а потом сдавали экзамены по программе соответствующего класса.

Второе выбирали дети с особенностями здоровья: невролог или другой врач могли порекомендовать ребенку заниматься с учителями индивидуально, в этом случае ребенок также ходил на уроки в школу, но занимался один на один с учителем, или учителя приходили к нему домой.

Такой вариант «со справкой от врача» возможен и сегодня, в этом случае ребенок остается учеником школы и регулярно посещает индивидуальные занятия. А вот «экстернат» уже исчез, с 2011 г. в законе об образовании его заменили «очно-заочное», «заочное» и «семейное обучение».

В случае выбора очно-заочной или заочной формы ребенок может не посещать часть уроков или вообще все уроки, однако он также остается учеником школы, школа осуществляет методическое сопровождение, предоставляет ему учебники и в оговоренные с учителями сроки ребенок пишет все необходимые контрольные работы.

Причины выбора такой формы обучения могут быть очень разными: кто-то не успевает заниматься музыкой, из-за того, что шестым уроком стоят «труды», а у кого-то возник конфликт с учителем. Другой альтернативой обычной школе является семейное обучение. Эту форму обучения может выбрать любая семья при условии согласия самого ребенка. В этом случае ребенок уже не является учеником какой-то школы, его «личное дело учащегося» хранится дома, а за образование отвечают сами родители.

Сразу встает вопрос: как можно проверить качество подобного обучения? Для этого существуют аттестации. Ребенок на семейном обучении раз в год или чаще приходит в какую-нибудь школу, где подтверждает свои знания с помощью контрольных, а в конце 9-го класса, как и все российские школьники, обязательно сдает ОГЭ. На период аттестации документы ребенка сдаются в школу, там выставляются оценки за учебный год.

Когда далекий от темы человек слышит, что ребенка забрали из школы, чтобы «учиться дома», он нередко приходит в ужас.

Перед его глазами рисуется страшная картина: одинокий школьник сидит за учебниками в четырех стенах, вместо того чтобы весело бегать эстафету на физ-ре или обмениваться записками с друзьями. Рядом с этим исключенным из общества ребенком непременно сидит мама, которой точно нечем заняться, ведь иначе она бы не тратила время на совместный разбор простых тем из учебника «Окружающий мир»…

На деле эта картинка не имеет ничего общего с реальностью, ведь семейное обучение очень вариативно. Например, нередко родители детей"семейников" объединяются в группы по интересам и организуют свои небольшие домашние классы, где расширяют привычный образовательный стандарт, ведь кому-то хочется больше математики, а другие не могут представить хорошего образования без развитых навыков каллиграфического письма.

Другой вариант семейного обучения — это онлайн-школа, когда ребенок учится по Интернету, используя скайп или вебинарную платформу. Этот формат очень ускоряет освоение программы, здесь не нужно ждать, пока все успокоятся, или слушать, как десять одноклассников десять раз расскажут «Тучки небесные, вечные странники…». Так у учащихся онлайн-школ остается много свободного времени на кружки и прогулки.

Еще один вариант обучения — посещение репетиторов, которые помогут освоить углубленный курс интересного ребенку предмета и подготовят к стандартной аттестации. Этот список можно продолжить и дальше.

О возможности учебы без школы я знала задолго до того, как мой сын стал школьником: дома учились дети моих друзей, все по разным причинам, но у всех вполне успешно получалось осваивать учебную программу.

Именно поэтому семейное обучение никогда не казалось мне каким-то экстравагантным выбором странных людей, наоборот, я радовалась, что есть такая возможность: можно поучиться в школе, а можно самостоятельно. Так и получилось: первые пять лет мой сын учился в школе рядом с домом, а после пятого класса мы забрали его на семейное обучение. Для этого было много причин.

Во-первых, всегда хотелось попробовать самим выстраивать образовательные стратегии ребенка, не засиживаться подолгу на том, что и так легко ему дается, и подробно разбирать те предметы, на которые в школе вечно мало времени. Во‑вторых, все эти годы мы не высыпались (ребенок-то, конечно, высыпался, а вот мы, родители, никак не могли встать в семь утра бодрыми и счастливыми) и мечтали иметь два выходных в неделю. В-третьих, на семейное обучение ушел лучший друг сына, с которым они вместе учились.

Наконец, ребенок очень уставал от шума и большого коллектива, из-за чего часть материала пролетала «мимо ушей». Поразмыслив, мы забрали из школы личное дело, отправились в районный отдел образования, где написали заявление о том, что в следующем учебном году сын будет на семейном обучении.

По прошествии года могу сказать, что все наши ожидания оправдались. Сын успешно закончил шестой класс, сдал все аттестации на положительные оценки.

Мы выспались и отдохнули, а еще общались, гуляли, ходили в театры и музеи так часто, как нам хотелось, а не только на каникулах. У сына появились новые увлечения и новые друзья, ведь в учебном центре, куда он ходил готовиться к аттестациям, учится много детей разного возраста. Есть в такой форме обучения и минусы: у ребенка куда больше свободного времени, чем было в школе, а значит, родителям нужно придумывать новые способы интересно и полезно проводить время (раньше они смело могли тратить это время на свои дела).

Из-за этого сложно рекомендовать такую форму обучения для семей, где оба родителя работают в офисе далеко от дома или часто ездят в командировки. Кроме того, семейное обучение, если ориентироваться не только на свои силы, оказывается дороже государственной школы, несмотря на экономию на школьной форме и стаканчиках для кулера.

Олеся Лихунова, дочери Мария и Нина, сын Тимур

Почему учатся дома? Одаренному ребенку скучно в школе; ребенку с особыми потребностями по здоровью учиться тяжело.

В нашей семье был опыт семейного обучения очень развитой девочки Маши, которая с раннего детства сильно обгоняла в развитии сверстников, в школу пошла в неполные шесть лет и сразу во второй класс, а также семейного обучения Нины — девочки с инвалидностью и отставанием в развитии.

Я считаю, что мы правильно поступили, что забрали детей учиться дома, хотя я совсем не противник общеобразовательной школы и несколько наших детей (всего детей у нас восемь) до сих пор преспокойно там учатся.

С Машей мы выбрали более сложную программу обучения, где нужно было к аттестации по каждому предмету учить довольно большой объем информации. У нее прекрасная память, поэтому она легко справлялась с задачей. Прошло четыре года, а она до сих пор хорошо помнит то, что тогда учила. Это были 7-й и 8-й классы, как раз начались сложные предметы — физика, химия, алгебра и геометрия. Дочь самостоятельно искала ответы на все вопросы, сама разбиралась в том, как решаются задачи.

Поначалу ей казалась, что без учителей — по одним учебникам — всё это освоить нереально, но постепенно она нашла удачные видеоуроки и сайты в Интернете, которые помогали лучше разобраться в каждом предмете. Дочь прибегала ко мне радостная: «Мама, я, наконец, разобралась, как это решается!»

То есть Мария училась в прямом смысле этого слова. Прежде всего — сама добывать информацию. У нее пропал страх перед незнакомыми темами и появилась уверенность, что на все вопросы можно найти понятные ответы.

Думаю, это был очень полезный для нее опыт. За два года обучения дома дочь ни разу не заболела, хотя до этого, учась в школе, регулярно сидела на больничном. К девятому классу ей стало не хватать общения, и она решила поступить в хорошую гимназию и учиться очно. В этом году Маша уже закончила 11-й класс и годы семейного обучения вспоминает с теплотой, как интересное приключение.

С Ниной у нас была другая история. В семь лет мы забрали ее из детского дома. Помимо целой карты медицинских диагнозов у девочки было серьезное отставание в развитии и стойкое отвращение к любым занятием. За год мы с большим трудом мотивировали ее учиться, научили читать, писать и считать простые примеры. К восьми годам стали подыскивать школу, в которой Нина смогла бы учиться заочно. Главным критерием была простая аттестация, чтобы ничего нас не подгоняло. Такая школа нашлась, и мы получили возможность обучать Нину спокойно, в том темпе, который был для нее комфортным. Так Нина проучилась уже три класса и перешла в четвертый. Ей сложно, школьную программу она едва тянет, но регулярные занятия не проходят даром. Пусть медленно и с нашей помощью, но Нина осваивает всё что нужно и сдает свои аттестации неплохо.

Думаю, семейное обучение дает ей очень много. Прежде всего — мою постоянную помощь, в которой Нина пока еще нуждается. Дома оценки никто не ставит. Не нужно торопиться за классом, ни с кем себя сравнивать, не нужно бояться ответить неправильно. Месяц за месяцем уверенность в своих силах у Нины только растет. Боюсь, что в школе создать нормальные условия для таких отстающих в развитии детей, как Нина, пока невозможно.

Марина Рождествина, сын Андрей, 12 лет

Почему учится дома? СДВГ у ребенка, из-за этого конфликты и буллинг в школе.

Мой сын находится на дистанционном обучении последние полгода. Жаль, что мы не перешли на такой формат раньше. Дистанционный формат позволяет концентрироваться только на главном, не требует от ребенка прилагать дополнительных усилий, чтобы сидеть ровно и тихо в течение 45 минут урока, и полностью исключает риск буллинга со стороны учителей и учеников.

Безусловно, дистанционное обучение не дает той мифической социализации, на которую я потратила много лет и усилий, а в результате получила полностью обратный результат, причем регресс был не только в социальных навыках, но и в познавательной сфере.

Первая попытка дистанционного обучения меня разочаровала. Сын лежал в больнице, и мы попробовали видеоуроки на одном популярном ресурсе, они были очень скучными и унылыми. Поэтому наш переход на дистанционное обучение отсрочился еще на год. Только в декабре 2018 года обстоятельства сложились таким образом, что я занялась активным поиском дистанционной школы. Для этого мне потребовались следующие факторы: абсолютно безуспешные попытки учиться сначала в коррекционной школе, затем — в частной; а также внезапно нашедшийся тьютор, который готов был помогать с моим сыном в течение всего дня.

По поиску в Интернете я выбрала школу «Фоксфорд», попросила тестовый доступ и, убедившись в хорошем качестве уроков, подключилась к школе и отнесла документы сына на заочное отделение московской школы «Наши Пенаты», которая является партнером «Фоксфорда». Почему нам пришлось уйти из общеобразовательной школы? Два года, начиная с первого класса, сын не без труда, но довольно успешно в ней учился.

Симптомы дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) мы вместе с учителем преодолевали до конца 2-го класса, до того момента, когда в школе произошел несчастный случай с участием моего сына. За этим последовали разборки на уровне директора школы, давление на нашего учителя и ее попытка уволиться. Камеры показали, что мой сын не виноват. Но осадочек остался. И спустя год я поняла (сын не запоминал и не рассказывал о том, как его обижали), что он учился в условиях скрытой травли со стороны некоторых учителей и одноклассниц. Это привело к школьной дезадаптации (такой термин я узнала позже от психиатра).

После того как поняла про травлю, я попыталась перевести в другую школу, подавала заявления в разные, но мест не было. Обращалась у специалисту, курирующему школы нашего округа, — бесполезно. В одной из школ, к которой мы были прикреплены по прописке, директор потребовала, чтобы я привезла сына на собеседование. Я приехала одна, показала тетради и дневники, объяснила, что сложно сложились отношения с некоторыми учениками. На это я получила ответ, что вообще мест нет, поэтому, пока она не посмотрит на ребенка и не убедится, что ее всё устраивает, зачислять его не будут.

Почему мы так долго шли к дистанционному обучению? Причины две. Во‑первых, если до школы мой сын не очень интересовался общением со сверстниками, то в школе ему это понравилось. Я думала, что это очень хорошо и это поможет сыну адаптироваться к социуму. А во-вторых, усидчивость и мой сын — это две разные планеты. Я отдавала себе отчет, что никто, кроме меня, не сможет усадить моего сына за экран смотреть уроки днем. Домашнюю работу мы и так делали вечером с моим участием.

Мои «За» и «против» домашнего обучения

Несмотря на то что сейчас когнитивные способности моего сына снижены и вовлеченность его в учебный процесс низкая, я рада, что мы перешли на дистанционное обучение.

Что хорошего:

  1. Уроки интересные. Можно повторить пройденное, просто посмотрев запись урока полностью или частично.
  2. Всё на компьютере, не надо писать рукой — это важно для моего сына. Электронные учебники не рвутся и не теряются.
  3. Можно сделать домашнее задание тогда, когда можешь, а не только обязательно сегодня вечером.
  4. Нет плохих оценок, красной «пасты» в дневнике, никто не ругает вообще и за поведение, в частности.
  5. Можно сидеть, лежать, стоять, ходить во время уроков.
  6. Нет постоянных самостоятельных контрольных и самостоятельных работ — то есть избавились от регулярных факторов стресса.

Что плохого:

  1. Никак не проконтролируешь, насколько внимательно ребенок слушает уроки. Но у нас учеба в частной школе вообще закончилась на том, что ребенок в прямом смысле спал на уроках, поэтому потеря небольшая, если отрабатывать всё во время домашнего задания.
  2. Наш врач говорит, что есть много данных, подтверждающих, что в дистанционном формате материал усваивается хуже. Но, погрузившись в учебный материал, я поняла, что большая часть того, что проходят на истории, географии, биологии и т. д., вообще никак не пригодится в жизни. А умение красиво писать сейчас вообще никому не нужно. Я вот не умею и прекрасно компенсирую это бодрым набором текстов на компьютере.
  3. Нет лабораторных работ. Вот чего реально не хватает, но можно заменить кружками.
  4. Нет физкультуры, музыки, технологии. Ну и ура! Зато есть секции по интересам и время на них.

Елена Медведева, сын Алеша, 10 лет

Почему учится дома? Быстро усваивает программу, скучно в школе

Первые две недели Первого класса сын Алеша просыпался, лучась от радостного предвкушения: «Мама, ну СЕГОДНЯ-ТО меня в школе научат чему-то важному и интересному?!»

Потом предвкушение пропало — вместе с радостью. Начались нудные будни. Я много занимаюсь с детьми, и им в итоге скучно на уроках. Тот же, кому скучно, начинает отвлекаться или помогать соседу по парте. И, как правило, «получает» от учителя. При этом мои дети не опускают глаза в пол, краснея, а смотрят спокойно и прямо спрашивают: «А что мне было делать, если я закончил? Почему задать уточняющие вопросы — это хамство? А зачем вы на меня кричите?» И одноклассникам тоже не нравится такой выскочка. Начались проблемы.

В общем, давно бы забрала его из школы, но оттягивала этот момент — было страшно, чего уж там.

Что помогло решиться? Летом мы с детьми живем на даче, к нам еще присоединяется племянник, на год младше Алеши. Эта шумная ватага вполне может не заходить в дом от рассвета до заката, но их иногда полезно переключать на что-то более спокойное и вдумчивое. Когда им было по 5 и 6 лет, мы занимались «Мышематикой» (авторская программа по математике от педагога Жени Кац), решали головоломки, читали, рисовали. В 6 и 7 — мы решали задачи, рассматривали и зарисовывали насекомых и растения под микроскопом, изучали созвездия. В 7 и 8 лет подключили тренажеры образовательных интернет-порталов «Метаскул», «Логиклайк», 30-й Питерский лицей. За лето освоили учебник 1-го класса математики Абрамсона.

И вот, в моменты сомнений, я вспомнила, что умею и люблю учить своих детей. А значит, нужно решаться. Последней каплей были слова учителя математики 2-го класса на собрании в апреле: «Тройки за контрольную я ставила за ошибку 4х3=12. Потому что Я учу, что 3х4=12». На следующий день я написала заявление о переходе на семейное обучение.

Выяснилось, что место в классе остается за нами, учебники нам выдают (мы сверяемся с ними при подготовке к экзаменам). Если что-то пойдет не так, мы всегда можем вернуться. Это успокоило меня окончательно.

Мы учимся по своему треку — используем и книги, и интернет-ресурсы, и поездки с экскурсиями, и внедомашние занятия. Я работаю дома, Алеша учится рядом. Сначала ему было нелегко. И меня тоже не поддержал никто, кроме сестры и мужа.

Всех очень беспокоило, что мы с сыном станем врагами, когда мне придется стать для него учителем. Я нашла решение. Когда он начинал страдать на тему: «Почему это нужно обязательно писать?! Почему нужно записывать дату?!» и проч. — я спрашивала: «Если тебе не нравится моя программа, мы можем вернуться в школу прямо завтра. Хочешь?» И все вопросы заканчивались.

Не сразу, но довольно быстро он сам пришел к мысли, что лучше все сделать с утра и быть свободным. Хотя иногда лучше с утра погулять, а потом учиться. Мы используем обычный школьный дневник для фиксации сделанного (страница, глава — чтобы не запутаться). Алеша сам составил расписание по дням из моей «поурочной сетки» — каких занятий сколько будет в неделю. Получилось по 5 уроков в день. Иногда они затягиваются допоздна, как, например, в день, когда Алеша изучал строение Солнечной системы и захотел узнать ВСЁ о Плутоне))) Вечер застал его над грудой книг и атласов, с «Яндексом» на планшете.

Аттестации мы сдаем в школе раз в год. В прошедшем году у нас по всем предметам были «4», а по английскому — «5», его мы учим по программе Round up и дома за играми. Алеша — призер разных олимпиад по математике, а по лингвистике в школе «Фоксфорд» дважды взял 100 из 100 баллов.

Как ни странно, самая горячая поддержка мне пришла от Алешиных учителей: по русскому, по английскому, по окрмиру и по фортепиано. Все они, как одна, сказали, что я поступила абсолютно правильно. Что Алеше в школе тесно и скучно, что ему нужна более сильная программа.

Дальше мы будем выбирать хорошую школу для поступления в пятый класс, потому что школы в нашем районе меня не устраивают, а поступить в хорошую школу раньше и простоять все детство в пробках, я сочла недопустимым. Я советую семейное всем системным родителям. Здесь нужно быть спокойным и упрямым, уметь себя держать в рамках, уметь искать информацию, знать, куда идти.

Я против семейного, если школа просто пугает, как факт. В школе все может быть нормально и даже замечательно — зависит от школы. Но, если школа вам не подходит, а сами вы можете стать учителем и другом своему ребенку, это ваш путь.

Юлия Луговская, сын Митя, 15 лет

Почему учится дома? Сначала сын не переносил громких звуков, а затем ему просто понравилось дома

На семейном обучении мы с 1-го класса. Я долго и мучительно выбирала для сына школу, а потом увидела в Интернете рассказ о домашнем обучении (9 лет назад такие истории еще были редкостью). Решение приняла сразу, муж и сын поддержали.

Но важно уточнить, что это не было решением на всю жизнь. Казалось, что переживем так началку, и сын пойдет в школу. У нас было два момента, которые трудно совмещались с обычной, да и любой другой школой: сын не переносил громких звуков и мог думать только в движении.

Поначалу было ощущение, что мы занимаемся не учебой, а дрессировкой ребенка, чтобы он правильно вел себя на экзамене и разобрался, как превратить свои знания в галочки на тесте.

Но каждый класс проходил по‑разному, были тяжелые годы (особенно второй и пятый классы) и легкие. Сейчас кажется, что это связано не с объемом знаний, а с готовностью ребенка учиться, привычкой к занятиям и нашими отношениями.

Самым сложным было мотивировать ребенка делать то, что сам считаешь не нужным. Необходимость аттестаций заставляет погружаться в разные предметы, и это большей частью интересно. Но в реальном мире могут существовать вопросы без ответов, разные мнения, разные способы решений. А в тестах прописан единственно верный ответ, который можно только выучить.

Первые годы я все время сравнивала школьников и хоумскулеров и пришла к выводу, что дети разные, но, наблюдая за ними летом, играя и общаясь, никак не поймешь, кто ходит в школу, а кто нет. Поэтому мне трудно представить, что сын мог бы стать другим под влиянием школы.

Для нас СО — просто способ провести эти годы спокойнее, веселее и с меньшим вмешательством неприятных людей и событий. Мне важно, что между мной и сыном не стоит оценок и чужих мнений.

Нравится наша жизнь, ее уклад, хотя тут дело не только в семейном обучении, но без него ничего бы не получилось. Нравится, что такая форма обучения научила сына учиться, самому добывать знания и нести за это ответственность.

Я не знаю причин, которые помешали бы конкретной семье перейти на СО, если есть уверенность, что это нужно, что так будет лучше ребенку, семье. Рекомендовать ничего не берусь, но хочется, чтобы все семьи с детьми знали, что такая возможность есть.

Чтобы учить ребенка дома, не нужно превращаться в учителя, лучше оставаться собой и помогать ребенку с русским и математикой так же, как учишь тысяче других важных в жизни вещей. Еще важное — никакие учебные достижения не стоят испорченных отношений в семье.

Мнение ученика. Настя Голощапова

Почему училась дома? Из-за спорта снизилась успеваемость.

Я занималась фигурным катанием и все время отдавала ему. В школу ходила, когда могла, оценки сильно снизились (и самооценка тоже), из-за этого мама начала искать другие варианты. Я училась через платформу «Экстернофис» — с онлайнтренажерами по всем предметам и возможностью сдавать экзамены под камеру. Уроки вели тьюторы от платформы и репетиторы, английский давала мама.

Мое первое впечатление было: «Вау, я вообще смогу с этим справиться?» — потому что, честно говоря, я не очень любила учиться. Но потом мне понравилось. Сложным было научиться контролировать свой график и делать все самой, так как оценки там только за сдачу экзамена, промежуточных не было.

Самым неожиданным было то, что ты готовишься, сдаешь экзамен по какому-то предмету — и все, твой предмет закрыт на этот год. А самым приятным — то, что ты мог сам назначать дату экзамена, когда был готов к этому.

Учителя были очень классные, и было интересно учиться, а для меня важно, чтобы мне было интересно и мне это нравилось: если мне что-то не нравится, у меня сразу пропадает интерес.

Я бы рекомендовала учиться дома тем, кто занимается спортом и уделяет ему больше времени, чем школе, а еще тем, кто себя чувствует некомфортно в школе, или тем, кто живет в другой стране и при этом хочет окончить школу в России. Опыт на самом деле интересный — как оказалось, я хорошо могу учиться, если сама этого захочу.

www.goodhouse.ru

Всё о законах домашнего обучения в России 2019

Еще несколько лет назад обучать ребенка на дому было возможно только в том случае, если он имел подтвержденную инвалидность. Сейчас родители могут перевести своих детей на домашнее обучение просто по желанию. Получение знаний вне стен образовательных учреждений регламентировано законом Российской Федерации № 273-ФЗ. Обучающийся дома ребенок имеет право сдать экзамены после 9 и 11 классов. Это позволяет ему, как и всем остальным детям, поступать на равных основаниях в средние специальные и высшие учебные заведения.

Закон о домашнем образовании

Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:

  • Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
  • Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.

Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.

Варианты обучения на дому

Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений.

В России признаны три формы домашнего образования:

  • надомное;
  • семейное;
  • дистанционное.

Каждый из вариантов имеет свои особенности. Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ. У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика.

Особенности надомного варианта (в случае проблем со здоровьем)

В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.

Этапы оформления ребенка на надомное обучение

Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.

Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

  • Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
  • Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
  • При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
  • На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
  • Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.

Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.

Образовательное учреждение обязано:

  • обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
  • оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
  • проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
  • после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.

Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

Особенности семейного образования

Учиться на дому может не только школьник-инвалид. Закон об образовании предусматривает возможность приобретать знания самостоятельно и в случае, если серьезных проблем со здоровьем нет. Тогда речь идет о семейном образовании. Родители могут обучать ребенка сами или приглашать репетиторов или педагогов, в школу ученик приходит только на промежуточные и итоговые аттестации.

На домашнее самообразование детей переводят по нескольким причинам, основные из них следующие:

  • Частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, музыкой. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в спортшколах, секциях, из-за соревнований и конкурсов не могут каждый день ходить в обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9 или 11 класса.
  • Высокий уровень умственных способностей. Общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, поэтому сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках не интересно. Это негативно сказывается на процессе учебы;
  • Характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье учеников. Избежать этого помогает самообразование;
  • Религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу.

Переводя здорового ребенка на домашнее обучение, необходимо в первую очередь учитывать его желание. Многие дети отрыв от коллектива переносят очень болезненно.

Этапы перевода на домашнее обучение

Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:

  • Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
  • Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
  • Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.

При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.

При домашнем обучении в России закон предусматривает:

  • возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;
  • обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.

В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.

Дистанционное образование

Получение школьных знаний с помощью интернета подходит тем детям, которые могут самостоятельно контролировать учебный процесс. Контакт с преподавателями происходит через системы телекоммуникации или очно. Практически нет единого плана дистанционного получения знаний, технических средств и специальной методической литературы. Но постепенно появляются частные учреждения, готовые работать со школьниками дистанционно.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

У обучения ребенка вне стен традиционной школы есть свои плюсы и минусы.

Основные преимущества получения школьных знаний дома:

  • Более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию.
  • Возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков.
  • Возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна.
  • Больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т.д.
  • Выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов.
  • Отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии.

При семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.

К самым явным минусам домашнего получения знаний относят отсутствие социальной адаптации, особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий, а также необходимость контроля со стороны родителей. 

Изменения в законе об образовании в 2019 году

Закон ФЗ-№273 не совершенен, поправки в него вносятся практически ежегодно. Основная причина вносимых корректировок – несоответствие разработок закона реальному состоянию образования в РФ.

В новых поправках существенных изменений, касающихся среднего и общего школьного образования, нет. Единственное, что заслуживает внимание, – это то, что правительство на законодательном уровне закрепило такие формы обучения как семейное, сетевое, дистанционное.

home-school.interneturok.ru

"Хотела учить сама — не вышло". Что родители не скажут о домашнем обучении

Когда идею обучения на дому стало поддерживать все больше и больше родителей, педагоги в школах начали обращать на это внимание: "Как бы ни старались мамы и папы, они неспособны дать объем знаний, который нужен ребенку для развития".

Учитель из Москвы Анастасия Кудрякова считает, что родители пали жертвами новомодных педагогических течений. "Системы воспитания, где ребенок — это партнер родителю и где нет подчинения, сделали свое дело. Взрослые не представляют, что без подчинения нет обучения. Нужны образцы в виде других, более подчиняющихся детей, а этого можно добиться только в школе. Инфантильных родителей "поколения пепси" иногда нужно учить элементарным вещам: что не планшет должен быть, а сказки-прибаутки и живой человек рядом, который поведет за собой, научит", — подчеркивает педагог.

По ее мнению, образ школы излишне демонизируют, говоря, что она не может ничего дать, а только тратит время ребенка и угнетает его индивидуальность. "В итоге обстановка в учреждениях складывается нездоровая. В таком случае кого мы, "злые учителя", вырастим?" — спрашивает Курдякова.

С ней согласна ее коллега Екатерина Гюрджян. В ее практике был показательный случай, когда родители полностью взяли на себя функции учителей, но в итоге "проект" провалился: "Ушли, поработали с психологом и вернулись. Детям в школе все же веселее — друзья, общение".

Екатерина объясняет, что на семейное обучение идут, чтобы оградить от негативного влияния извне, изучать программу в той форме интенсивности, которая подходят ребенку. "В целом идея хорошая. Но школа способна дать опыт общения как со сверстниками, так и с более взрослыми людьми. Ребенок учится адаптироваться, разбираться в людях, работать в системе. Такой опыт дома не получишь. И в дополнительном образовании тоже: там слишком мало времени, и коллектив, как правило, часто меняется", — уверена учитель.

"Вам семейное образование точно не подходит"

Педагог по образованию Наталья Геда сама обучает сына дома. По ее мнению, такая альтернатива школе подходит далеко не всем родителям и не всем детям. Перед тем как решиться на выбор, стоит откровенно ответить на вопрос: осилю ли я?

"Не стоит выбирать такое обучение тем, у кого стандартные и стереотипные цели: получить аттестат с хорошими оценками, золотую медаль, выиграть олимпиаду, поступить в престижный вуз. Эти цели куда проще достигнуть, обучая ребенка в престижных школах, на специализированных курсах, привлекая репетиторов", — считает Геда.

ria.ru

Семейное воспитание, его связь со школой. Обучение родителей педагогической культуре.


 

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

У вас есть ребенок школьник? Насколько хорошо в вашем случае налажено взаимодействие между школой и семьей? Существует огромное количество форм данного взаимодействия... Как обстоят дела в вашем случае?

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.



Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание— форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Более подробно о родительских собраниях можно прочитать в соответствующей статье.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Организация совместных досуговых мероприятий
Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возгла­вить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знанийэто форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум— это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогическая дискуссия (диспут)— одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

кому и зачем нужно домашнее образование

В России всегда учили детей в семьях. В наши дни практика семейного образования стала возрождаться вновь. Если вы задумались, проводим актуальный ликбез.

Где получить аттестат о среднем образовании?

Любой родитель может выбрать форму образования, альтернативную школе, если, скажем, не устраивает качество образования или есть другие причины. Для перевода ребёнка на семейную форму обучения нужно написать директору школы заявление, договориться о периодичности сдачи промежуточных аттестации, один или два раза в год, и учить школьника дома самому или в онлайн-школах. В России альтернативную форму обучения выбрали 250 тыс. детей. Согласно Федеральному закону об образовании домашнее обучение в России разрешено уже почти 25 лет, но не все папы и мамы знают о таком варианте.

Ещё можно остаться в школе, но ходить не на все уроки, а перейти на очно-заочную форму, то есть part-time, и часть предметов «грызть» дома, а часть — в стенах школы. Существует и такая радикальная форма образования как «анскулинг», когда дети учатся, как и когда хотят, концентрируются на предметах по своему интересу. Школьная программа в расчёт не берется, родители действуют по одному им известному плану, а ребёнок растет и развивается, как цветок.

Семейники, как и ученики виртуальных школ, на выходе получают школьный аттестат о законченном среднем образовании. После того как, разумеется, сдадут ОГЭ или ЕГЭ в школах вместе со своими сверстниками.

Согласно Федеральному закону об образовании домашнее обучение в России разрешено уже почти 25 лет

Кто может учить ребёнка вне стен школы?

Семейное образование может включать помощь репетиторов и онлайн-уроки, или родители могут обходиться без этой поддержки. В последнем случае процесс обучения строится, исходя из намерений и целей родителей. Папы и мамы могут черпать знания о домашнем обучении из сообщества единомышленников или из курсов. Например, академическая поддержка семейного образования «Классические беседы» обучает родителей тому, как учить детей дома.

В онлайн-школе дети могут полностью получать знания сами. Конечно, такое образование не ограничивается двумя участниками процесса – учеником и компьютером, есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, проверяют домашние задания. Есть персональные наставники, например, как в Домашней школе InternetUrok.ru. Они помогают дистанционно, даже могут разработать план действий, расставить приоритеты, следят за успеваемостью.

Как и где проходит аттестация?

Промежуточные тесты, контрольные работы и итоговые экзамены в случае семейной формы и очно-заочной сдают в школе. Если ребёнок заключает договор с онлайн-школой, все аттестация в течение учебного года сдаются удалённо, только ОГЭ и ЕГЭ пишут вместе со всеми учениками в традиционной школе. Поскольку большинство родителей слабо осведомлены об альтернативных системах обучения и аттестации, в Центре Поддержки Семейного Образования родителям-семейникам помогают найти общий язык со школой, оформить документы, подготовить детей к аттестации. На информационных встречах центр знакомит с пособиями и учебниками для хоумскулеров.

В отличие от школы, дети-семейники меньше подвержены буллингу со стороны сверстников.

А как же социализация?

Это миф, что дети-семейники не социализируются. Они ходят в секции и кружки, где находятся в сообществе единомышленников. В отличие от школы, они меньше подвержены буллингу со стороны сверстников и не чувствуют дискомфорта на тех предметах, к которым не проявляют интереса и способностей. Приверженцы обучения детей в семьях или онлайн посещают музыкальные, художественные и спортивные кружки, участвуют в различных мероприятиях. После домашнего обучения дети успешно сдают ЕГЭ и поступают в престижные вузы. По словам руководителя проекта «Классические беседы» Ирины Шамолиной, семейное образование само по себе – тенденция, так как о нем пока мало знают. По её словам, родители забирают детей из школы не потому, что хотят дать образование лучше, чем в школе, а потому, что у родителей есть потребность в воспитании ребенка. Ребенок должен научиться выстраивать взаимоотношения в семье и транслировать эту модель на коллектив.

Онлайн-школы созданы для тех, кто решил перейти на удалённое обучение, и оно соответствует программе Минобра.

Кому подходит домашнее обучение?

На Международной конференции семейного образования, которая впервые прошла в России, были определены категории детей, которым семейное образование помогает получать знания. Это дети-инвалиды; дети, часто пропускающие занятия; юные спортсмены, при их загрузке на учебу им на школу просто не хватает времени; дети, чьи родители работают вдали от Родины, а еще дети-вундеркинды. Ведь форма обучения, не ограниченная рамками школы, помогает одаренным детям получить знания в нужном именно им объёме и качестве. А еще благодаря интернету семейное образование дает возможность детям из провинции получить качественное образование. Так, образовательный проект InternetUrok.Ru предлагает семьям, нацеленным на самостоятельное обучение, учиться по онлайн-занятиям, а это – 4700 видеоуроков по всем предметам школьной программы. Некоторые семьи так занимаются в дополнение к школьным урокам, некоторые перешли полностью на онлайн-образование в "Домашнюю школу". Как сказал исполнительный директор проекта InternetUrok.Ru Павел Арсеньев, "Домашняя школа" создана для тех, кто решил полностью перейти на удалённое обучение, и оно соответствует программе Минобра.

Подойдет ли домашнее обучение работающим родителям?

Хоумскулеры добровольно и полностью берут на себя воспитание и образование ребенка. Семейное образование во всём мире – не эксперимент, а проверенная альтернативная форма обучения. Есть пособия, разработанные для хоумскулеров, они равноценны школьным учебникам. InternetUrok.Ru, например, разработал для родителей короткие обзорные курсы видеоуроков по основным школьным предметам: математике, физике, литературе, обществознанию. Мини-уроки помогают родителям не просто быть рядом, но и общаться с ребенком на одном языке на важные и интересные для него в данный момент темы.

Работа с ребёнком должна выстраиваться в соответствии с темпом развития конкретного школьника, с опорой именно на его интересы.

Как организовать детей?

Среди людей, выбравших семейное обучение, важную роль играет способность консолидироваться, находить единомышленников и действовать сообща. У каждого из родителей могут быть свои сильные или слабые стороны в работе с развитием познавательных возможностей своего ребёнка. Прекрасной возможностью становится общение родителей между собой, обогащение друг друга, поддержка и помощь. Тот из родителей, который не чувствует уверенности в преподавании какого-либо предмета, общаясь с теми, кому этот предмет интересен и приносит радость, может развить в себе нужные навыки и приобрести знания, чтобы потом продолжить работу со своими детьми.

Директор Национального института исследования семейного образования профессор Брайан Рэй, автор учебников, занимающийся обучением 8 своих детей, сказал: «Если вы честно и искренне общаетесь со своим ребенком, и ваши дела никогда не расходятся со словами, вы никогда не потеряете авторитет для своих детей».

Как спланировать учебный процесс?

Для помощи в организации времени и грамотном планировании дня проект "Классические беседы" предлагает помощь: сопровождение инструкторов, подбор пособий, рекомендации в выборе литературы, тренинги и показательные мастер-классы. Но учат ребёнка именно родители, и основная ответственность лежит на них.

Школьник накапливает агрессию и быстрее устает, так как проводит большую часть времени в замкнутых стенах с учителями, не заинтересованными в личностном росте ребенка.

Работа с ребёнком должна выстраиваться в соответствии с темпом развития конкретного школьника, с опорой именно на его интересы. Школа такой возможности не допускает. Так же и учителя, будучи профессионалами в своей области, как правило, ею и ограничены. Им затруднительно выстроить новую модель обучения или общения, составить нестандартное занятие, адаптировать свою работу под особенности детей. Для родителей есть очевидное преимущество в таком близком контакте с учебным процессом сына или дочери — стать личным примером и авторитетом для своего ребёнка.

Как родителям избежать выгорания?

Будучи помещен в доверительную домашнюю среду, ребенок априори защищён от негативных сторон школьной жизни: дискриминации по расовому признаку, возрасту или уровню социального благополучия. Обучаясь дома, дети тесно связаны со своими родителями, лучше понимают их заботы, чаще сопровождают их в делах и поездках, а, значит, больше участвуют в разных сторонах жизни семьи, шире и многогранней воспринимают мир. Школьник же зачастую накапливает агрессию и быстрее устает, так как проводит большую часть времени в замкнутых стенах с учителями, не заинтересованными в личностном росте ребенка.

Семейное обучение требует от ребёнка выполнения работы на совесть. Здесь нельзя «сделать на тройку» и довольствоваться этим. Во главу угла ставится процесс, а не оценка результатов. Дети получают бесценный опыт самостоятельного поиска знаний и непрерывного интеллектуального и эмоционального развития. Самое главное, что семейное образование основано на доверии родителей и детей, на заинтересованности родителей. Если вы не уверены, что справитесь и что готовы посвящать много времени и душевных сил процессу, этот проект лучше не начинать.

home-school.interneturok.ru

Обучение родителей: шаги к успеху

Обучение родителей: шаги к успеху

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.iloveaba.com/2012/07/parent-training-tips-for-success.html

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:

http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

aaa

Тренинг для родителей направлен на то, чтобы привлечь их к участию в программе поведенческого вмешательства для ребенка. Все ABA-инструкторы обязаны привлекать родителей клиентов к работе и всячески поддерживать стремление к обучению. Для этого можно, например, обсуждать с ними детали текущих целей  программы, совместный просмотр и обсуждение записей обучающих сессий, наблюдать за тем, как родители реализуют на практике вводный тренинг (compliance training) и предоставлять обратную связь … можно просто давать рекомендации по использованию разных форм поддержки для ребенка дома, например посоветовать повесить дома визуальное расписание.

Обучение родителей не должно быть сложным и отнимать много времени. Если вы работаете поведенческим инструктором, то в конце каждой сессии вам нужно сверять с родителями полученные данные и высказывать свои наблюдения относительно поведения ребенка на занятии. Если вы супервизор, то можно запланировать еженедельные встречи или телефонные консультации с родителями, на которых можно будет обсудить программу ребенка. Когда дело касается ABA, вовлеченность родителей — это путь к успеху.

Исследования однозначно показывают, что процесс поведенческого вмешательства протекает гораздо эффективнее, когда близкие ребенка вовлечены в процесс. Без команды ABA куда менее эффективен. Если поведение, формированием которого занимается инструктор, не обобщается, не получает подкрепления и не поддерживается в семье, может случиться одно из двух: либо ребенок потеряет этот навык, ЛИБО будет использовать его только на занятиях. Например ваш клиент может попросить вас о чем-то словами, а родителей по привычке тянет везде за руку. Навык, для демонстрации которого ребенку необходимо присутствие инструктора, нельзя считать усвоенным.

Родители и другие родственники ребенка должны очень хорошо представлять цели его обучающей программы, и быть ознакомлены с поведенческими планами настолько подробно, чтобы быть в состоянии провести обучающую сессию даже в отсутствие инструктора. Именно на такой уровень включенности вам следует ориентироваться.

Часто я получаю от инструкторов-новичков вопрос «Как я могу подтолкнуть  избегающих и отказывающихся от сотрудничества родителей к участию в обучении?»
Прежде всего, нужно взглянуть на тех, с кем вы работаете, «правильными» глазами. Отбросьте в сторону привычку судить и критические замечания, настройтесь на сочувствие и понимание:

  • Очень тяжело видеть в доме человека, который говорит что все что ты делал до сих пор — неправильно
  • Очень тяжело довериться и доверить своего ребенка по сути незнакомцу
  • Очень тяжело принять диагноз аутизм, даже спустя недели, месяцы и годы после того как он прозвучал впервые
  • Очень тяжело переступить через парализующий страх и попросить о помощи
  • Очень тяжело признать, что вы — родитель, но понятия не имеете как вам быть с ребенком

Поймите, что за словесными издевками, грубым обхождением, вечным недовольством, скептицизмом и бездействием, которые родители ребенка так часто вам демонстрируют, скрывается нечто куда более простое: страх.

Далеко не каждый из родителей, которые привели к вам своих детей, захочет учиться самостоятельно. Это данность. И это часть вашей работы, как специалиста в области ABA, объяснять родителям детей почему их включенность в работу с ребенком имеет столь важное значение.

Иногда, даже после того как вы объясните, почему вам так нужна их поддержка, вы все равно останетесь без нее. Для поведенческого специалиста очень важно, чтобы клиенты не  имели шанса систематически отказываться или избегать родительских тренингов. Если вы работаете частным образом, то можете сказать не сотрудничающим родителям, что откажетесь работать с ними, если они не будут сотрудничать. В центрах специалисты также не имеют привычки слишком долго иметь дело с «не включенными» клиентами. Я бы не советовала иметь дело с компанией, не предоставляющей обучения для родителей, поскольку в противном случае вы окажетесь в ситуации, когда родители будут взаимодействовать с вами исключительно по желанию, а вы в их глазах превратитесь в высококлассную няньку. Не самое лучший вариант.

Мне часто приходилось работать в семьях, где родители не сотрудничали, а иногда и открыто выступали против меня, и вот несколько полезных советов, которые я могу дать по  результатам полученного опыта:

  • С самого начала ставьте ваши взаимоотношения с родителями ребенка на правильные «рельсы». Дайте однозначно понять, что рассчитываете на их участие в работе с ребенком ( я советую составить письменные договор) и предельно доходчиво объясните, как их участие повлияет  на успех терапевтического вмешательства.
  • Будьте внимательны к тому, как говорите с родителями. Следите за тоном, движениями,  мимикой. Никто не захочет сотрудничать с человеком, который считает его глупым, ленивым и нерадивым. Помните, мы здесь не затем, чтобы судить, а затем, чтобы помочь.
  • Давайте родителям конкретные комментарии, а не общие впечатления. Говорите им четко, что вы хотите, чтобы они ДЕЛАЛИ, а не то, что следует прекратить. Используйте планы действий (action statements).
  • Требуйте, чтобы во время сессий родители по крайней мере были дома. Очень легко податься искушению и начать использовать вас как няньку, если во время сессии можно отлучиться в магазин или помыть машину. Скажите родителям, что ждете их на занятиях, чтобы они могли наблюдать и учиться.
  • Не сходитесь слишком близко и не слишком глубоко погружайтесь в проблемы семьи. Когда границы стираются и вы начинаете «дружить» с клиентами, может быть трудно сохранять ваш профессиональный авторитет. Если вас будут воспринимать как «друга семьи» то ваши рекомендации будут «по дружбе» выполнять только время от времени.
  • Братьев и сестер клиента можно привлекать к занятиям только когда вы отрабатываете социальные навыки или вам нужен «образец» для моделирования. И опять: не попадитесь в ловушку и не превратитесь в няньку. Вы специалист, и совершенно не должны параллельно с занятием развлекать всех остальных детей.
  • Будьте аккуратны при исполнении своих обязанностей. Старайтесь не опаздывать, предупреждайте заблаговременно обо всех изменениях своего графика и т.д. Ваша безалаберность может подорвать доверие, и конечно никто не станет слушать человека, которому нельзя доверять.
  • Задавайте вопросы, требующие развернутых ответов. Избегайте формулировок, в ответ на которые вы получите краткое да или нет, это не даст вам никакой информации. Вместо того, чтобы спросить «Проводите ли вы трехшаговую процедуру предоставления подсказки (3-step prompting procedure)? » спросите «Дайте несколько примеров того, как вы использовали трехшаговую процедуру предоставления подсказок на этой неделе»
  • Для формирования поведения родителей  используйте те же приемы, что и при работе с детьми. Если родитель, который никогда не справлялся со сбором данных, сумел собрать хотя бы немного сам, искренне поблагодарите и похвалите его. Я уверена, что положительного подкрепления заслуживают не только результаты, но и попытки. Помните: подкрепление усиливает поведение. Будьте с родителями аккуратны и последовательны и не забывайте подкреплять каждое их действие в правильном направлении.

Рекомендуемые ресурсы по проведению родительских тренингов:

Dempsey, I. & Dunst, C.J. (2004). Help giving styles and parent empowerment in families with a young child with a disability. Journal of Intellectual & Developmental Disability, 29 (1), 40-51.

Hastings, R.P. (2002). Parental stress and behavior problems of children with developmental disability. Journal of Intellectual & Developmental Disability, 27(3), 149-160.

Johnson, C.R., et al. (2007). Development of a Parent Training Program for Children with Pervasive Developmental Disorders. Behavioral Interventions, 22(3):201-221.
Perry, A. (2004). A model of stress in families of children with developmental disabilities: Clinical and research implications. Journal on Developmental Disabilities, 11(1), 1-16.

specialtranslations.ru