Что такое семейный уклад: Ошибка 404. Запрашиваемая страница не найдена

Содержание

Как семейный уклад может поменяться из-за кризиса

Как экономические потрясения и обострение политической ситуации влияют на институт семьи? Разбираемся, придется ли разновозрастным родственникам заново учиться кооперироваться, чтобы не переживать невзгоды поодиночке

Ничто так не способствовало возникновению и укреплению института семьи, как стремление к выживанию за счет объединения усилий родственников и разделения обязанностей между ними — даже несмотря на проблемы с взаимопониманием.

И хотя массовое общество XX века «убило» ненуклеарную семью, в XXI веке благодаря новым техническим средствам начали формироваться новые социальные практики: например, бабушки и дедушки вдруг оказались заново активно вовлечены в воспитание внуков «по скайпу». Серийная моногамия как возобладавшая форма полового поведения способствует созданию новых родственных связей.

В рамках серийной моногамии люди заключают брак не навсегда, а только на то время, пока им хорошо вдвоем или пока это необходимо для того, чтобы их дети подросли. Если же супруги расторгают отношения и заводят новые, как правило, они не перестают общаться с бывшими супругами и их родителями — особенно, если от предыдущего брака остались дети. Также они выстраивают отношения с детьми новых супругов от предыдущих браков, с бывшими супругами новых супругов и их родителями.

Новые вызовы, кажется, могут лишь сплотить поколения еще сильнее. Так неужели рано ставить крест на концепте расширенной семьи? И способна ли уже почти привычная нуклеарная семья (два супруга с детьми или без них) устоять перед вызовами современности?

Современная семья до пандемии

В 2004 году Центр исследований семей при Кембриджском университете попытался спрогнозировать, какой будет семья в 2020 году. А в декабре 2019 года The Guardian предложила ученым сравнить тогдашний прогноз с реальным положением вещей.

Оказалось, что в начале века ученые предполагали, что к 2020-м годам большинство детей будут расти в неполных семьях и что нуклеарная семья потерпит крах. Однако это отчасти сбылось только в США, где больше половины детей живут с одним из родителей. В Великобритании, наоборот, 61% семей с детьми в 2019 году были полными, хотя дети в них не обязательно биологически были связаны с обоими супругами.

Согласно прогнозу начала 2000-х годов, молодые люди должны были все дольше оставаться на иждивении родителей, поскольку им будет все труднее обрести финансовую самостоятельность. И это подтвердилось. К 2019 году по сравнению с 2004-м количество взрослых молодых людей, которые продолжают жить с родителями, увеличилось на 46,3%.

При всем при этом в Великобритании выросло количество одиноких людей, стало больше внебрачных детей, а также больше женщин и мужчин, которые заводят детей с помощью доноров, поскольку их не устраивает ни одна форма брака.

Несмотря на все это, ученые обнаружили, что в целом в Великобритании стало гораздо больше разнообразных форм совместного проживания людей. И «меньшинство людей отвергает брак как устаревший патриархальный институт, а большинство людей по-прежнему относятся к нему положительно и рассматривают как желательную цель отношений», — констатировала профессор демографии и социальной статистики Саутгемптонского университета Энн Беррингтон.

Согласно российским исследованиям, утверждает политолог Екатерина Шульман (включена в реестр физлиц-иноагентов), центенниалы (они же «зумеры») и молодые миллениалы ценят семью даже больше карьеры. И в целом Россия вместе с Китаем и Турцией по-прежнему входит в тройку стран, граждане которой заключают больше всего браков.

«Паника по поводу стремительного упадка нуклеарной гетеросексуальной семьи не оправдалась» — заявила в интервью The Guardian директор Центра семейных исследований Кембриджского университета Сьюзан Голомбок.

Одиночество — сволочь

Однако начало пандемии COVID-19 показало, что людям было из-за чего паниковать, и что в некоторых ситуациях им очень не хватает традиционных семейных связей.

Согласно специальному исследованию Кембриджского университета, 78% опрошенных британцев во время карантина не поддерживали отношения со своими живущими отдельно родственниками так же, как и в обычное время, а 6% — даже еще больше сократили такое общение.

В результате многие британцы во время вынужденной изоляции почувствовали себя одинокими. В условиях, когда им больше обычного была необходима поддержка, они начали осознавать, что их социальные связи, в том числе семейные, оставляют желать лучшего.

По словам Шульман, пандемия привела к тому, что в городах уменьшилась ежедневная маятниковая миграция и многие люди теперь не только живут, но и работают дома, а значит, стали намного больше общаться со своими близкими.

Это сделало семью одновременно и более ценной, и более хрупкой, считает Екатерина Шульман, ведь люди стали не только придавать больше значения семейному общению, но и предъявлять к нему гораздо больше требований.

Поможет ли несчастье?

В том же интервью The Guardian Сьюзан Голомбок подчеркнула, что материальные соображения по-прежнему играют не последнюю роль в формировании современной семьи. В частности, осознание экономической незащищенности теперь приводит к тому, что люди предпочитают официальному браку сожительство.

Шульман же считает, что самой большой угрозой для института семьи сегодня является рост народного благосостояния. Ведь существование семей, даже нуклеарных, в современном мире во многом обусловлено тем, что женщине все еще нелегко воспитывать ребенка в одиночку. Но как только страны первого мира начнут вводить безусловный базовый доход, и эта проблема отпадет, а следовательно, у людей станет еще меньше мотивов выстраивать семейные отношения.

Значит ли это, что ухудшение экономической ситуации может укрепить институт семьи? Ведь кризис, в который вместе с Россией и Украиной оказались вовлечены много других стран, обострил и экономические проблемы тоже. Сможет ли он заново сплотить родственников ради выживания? Приведет ли это к реставрации ненуклеарной (расширенной) семьи?

Известный российский футуролог, кандидат культурологии Константин Фрумкин считает, что если такое и случится, то только как временный откат в прошлое. По его словам, семья — это такой институт, который менее всего подвержен быстротечным катаклизмам, вроде эпидемий или войн. Семья, утверждает он, трансформируется только под влиянием вековых трендов, а сейчас продолжается тренд на атомизацию семейных отношений.

Долгосрочные тренды не отменяются?

Быстрее всего тренд на атомизацию проявляет себя в странах Скандинавии и вообще Северной Европы, объясняет Фрумкин: «Мы видим, что там увеличивается доля одиноких людей: матерей и отцов-одиночек, людей, которые придерживаются стратегии чайлд-фри. И этот долгосрочный тренд обусловлен тем, что человечество, по-видимому, нуждается в стабилизации своей численности. Ведь ресурсы Земли не бесконечны. Ученые могут спорить, на какой цифре произойдет эта стабилизация (11 млрд или 12 млрд), но это рано или поздно случится. А поскольку семья — это прежде всего инструмент для совместного выращивания детей — особенно, патриархальная, так как в ней традиционно было много детей, и бабушки с дедушками помогали их воспитывать — то родственникам станет незачем объединять усилия».

«Не исключено, что начавшиеся экономические трудности заставят российские семьи заново укрупняться — вы, например, собирались взять квартиру в ипотеку и съехать от мамы, а теперь вам не хватит на это денег. Или мама обещала купить вам к свадьбе квартиру, а теперь не на что.

Разумеется, любые катаклизмы обрушивают благосостояние людей, и если государство не спешит компенсировать гражданам эти убытки, то граждане сами постараются их компенсировать в том числе родственной солидарностью и внутрисемейным разделением труда. Это на какое-то время может замедлить общемировой тренд в отдельно взятой стране, но никак не отменяет глобальности этого тренда. Нет тут у России никакого особенного, уникального, пути, кроме как двигаться вместе со всеми другими странами в сторону уменьшения семьи», — полагает Фрумкин.

Семейный уклад. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке

Семейный уклад

К началу XIX века у многих народов Северного Кавказа крупные патриархальные семьи уступают место небольшим, компактным. Горцы начинают расселяться, вести самостоятельное хозяйство, не утрачивая при этом родственных связей. Старые родовые башни и большие зальные дома используются уже не столько для постоянного проживания, сколько в общественных, представительских целях. В этих фамильных гнездах справляются свадьбы и иные родовые и общественные празднества и ритуалы. Переход к малосемейному укладу был вызван как совершенствованием средств производства, так и особенностями аграрного строя в горах, сформировавшегося на базе террасного земледелия.

Образование новой семьи начиналось с создания материальной базы для ее существования. Отец, прежде чем женить старшего сына, строил ему дом в черте аула. Если такой возможности не было, он выделял комнату в своем доме или сооружал пристройку. Если площади не хватало, то, по заявлению отца, за плату или безвозмездно, с разрешения джамаата (здесь — совет общины, народное собрание, в более широком смысле — совет старшин и старейшин) выделялась земля из общественных фондов (обычно в новых поселках, возводившихся на границе общества).

Строить дом помогали родственники, а то и все общество. Древняя, характерная для всех горцев, традиция взаимопомощи (гвай — у аварцев, белхи — у чеченцев) собирала людей как на помощь отдельному человеку, так и для выполнения общественных работ. Эта традиция существует и поныне. Горец не может пройти мимо, если кто-то выполняет работу, в которой ему можно помочь. Как не останется он равнодушным, если помощь требуется другому народу.

Поэт Гамзат Цадаса в очерке о семье и браке писал, что «после женитьбы, спустя немного времени, молодоженов отделяли для самостоятельной жизни. Им давали все, что необходимо для ведения самостоятельного хозяйства. Если же родители нетрудоспособны — по старости или по болезни, раздел хозяйства не производили».

Особым уважением пользовались семьи, в которых было много сыновей. Аварская пословица: «Если родится сын — выстроится дом, если дочь — дом разрушится» («Вас гьавуни рукъ гьабула, яс гьаюни рукъ биххула») имела в виду не только продолжение или угасание рода, но и обычай горцев строить дома сыновьям. Эта традиция, как и большинство других, сохранилась до наших дней.

Помимо строительства дома, глава семьи отчуждал в пользу женившегося сына на правах полной собственности долю пахотной земли, покоса, хуторских строений, леса и скота. То же самое выделялось дочери, выходящей замуж, в качестве приданого, за исключением жилых и хуторских помещений. Обеспечение новой семьи всем необходимым контролировалось общественным мнением. После отделения старшие сыновья, уже получившие свою долю, не претендовали на наследство родителей, с которыми оставался младший сын, наследуя их имущество.

Слабым и разорившимся семьям оказывалась общественная поддержка. Если новообразовавшаяся семья не могла быть обеспечена землей из собственности родителей, приходил на помощь джамаат: молодым дарилась земля из общественного фонда. В Андии были даже общественные табуны, из которых молодым женатым мужчинам-вой нам выделяли лошадей, если они не получили их от родителей.

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ Кончился метельный февраль. Над очищенным от снега асфальтом курилась последняя поземка. Набухшие сыростью ветки деревьев с каждым днем становились более гибкими. На Чистопрудном бульваре возле небольших прозрачных луж резвились крикливые воробьи. По

Семейный идеал

Семейный идеал Брак по любви стал всеобщим идеалом в Англии еще на заре XIX века, что для нас может прозвучать немного странно. Не в том смысле, что брак по любви — это странно, а что бывает как-то иначе. Однако до середины XVII века браки заключались зачастую по решению

ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ ГЕНДЕРНЫЙ УКЛАД: СТАНДАРТЫ И ОТКЛОНЕНИЯ

ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ ГЕНДЕРНЫЙ УКЛАД: СТАНДАРТЫ И ОТКЛОНЕНИЯ В издании 1999 года я еще была вынуждена сетовать на отсутствие в российской историографии исследований, посвященных проблемам телесности «русского патриархального», а тем более советского человека. Ныне ситуация

Семейный союз народов

Семейный союз народов До создания единого имперского государства русских, в период т.

 н. «монгольского» завоевания (которого, скорее всего, не было в буквальном смысле, т. к. современные генетические исследования почти не находят ни у русских, ни у татар следов

Семейный бизнес Франц-Йозеф II (Franz Joseph II), князь Лихтенштейна, 1906–1989

Семейный бизнес Франц-Йозеф II (Franz Joseph II), князь Лихтенштейна, 1906–1989 Основная деятельность: глава княжества ЛихтенштейнСфера коммерческих интересов: финансы«Я правлю в счастливой стране», – говаривал князь Франц-Йозеф II Лихтенштейнский. В этом государстве в центре

«СЕМЕЙНЫЙ СПОР» И «БРАТСКИЙ ПЕПЛ» Почему администрация Лукашенко запретила книгу рассказов по истории Беларуси

«СЕМЕЙНЫЙ СПОР» И «БРАТСКИЙ ПЕПЛ» Почему администрация Лукашенко запретила книгу рассказов по истории Беларуси В «послужном списке» администрации Лукашенко не только экономическая стагнация, политическая неразбериха, создание примитивной модели власти; не только

«СЕМЕЙНЫЙ СПОР»

«СЕМЕЙНЫЙ СПОР» К сожалению лишь немногие наши читатели имеют представление об этногенезе, происхождении русской и белорусской наций. Это позволяет корыстливым и нечистым на руку идеологам манипулировать общественным сознанием, говоря о «семейности» существующих

Семейный уклад в Ясной Поляне

Публикации раздела Литература

Аудиоверсия: Семейный уклад в Ясной Поляне

Традиции Ясной Поляны — родового имения Льва Толстого — были во многом связаны с убеждениями писателя, его жены и детей. Это отражалось на домашнем меню, распорядке дня и том, как хозяева усадьбы и их гости проводили свободное время. Портал «Культура.РФ» рассказывает о традициях и увлечениях семьи Толстых.

Церемонные обеды и тихие ужины

Илья Репин. Портрет Льва Толстого с женой (фрагмент). 1907. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

В 1880-х годах Лев Толстой отказался от мяса и рыбы. Вскоре его примеру последовали и старшие дети. Основной едой для них были овощи, грибы, картофель, хлеб. Жена писателя Софья Берс была категорически против такого рациона и утверждала, что «не допустит до вегетарианства» младших детей до 12 лет.

Завтрак в Ясной Поляне подавали в час дня. Он состоял из блинов, яиц, разных каш. Летом на стол, конечно, ставили свежие фрукты и ягоды. Толстой с семьей не завтракал и спускался в столовую около двух часов пополудни. Ему подавали отдельно овсяную или гречневую кашу, яйцо всмятку, небольшой горшочек простокваши. Иногда писатель брал только чай с баранками и уходил к себе в кабинет.

Обед у Толстых обычно состоял из супа, овощей или молочных блюд. На десерт подавали фрукты или сладкую выпечку. Например, левашники — пирожки из сдобного теста с ягодной начинкой. Толстой обычно к обеду опаздывал и садился за стол ближе к концу трапезы.

«Обеда Лев Николаевич не любил. С обедом был связан церемониал: строгое распределение мест, чинное поведение, зажженные бронзовые канделябры на столе, торжественно прислуживающие лакеи в белых перчатках. Все это, а особенно лакеи, только мучило великодушного старца, напоминая ему о его привилегированном, «господском» положении».

Совсем иначе писатель относился к семейным ужинам. По вечерам домочадцы и гости рассаживались кто где хотел, и даже свечи на столе зажигали не всегда — довольствовались светом ламп. Чаще всего пили чай с домашним вареньем, печеньем и медом.

Простая одежда: толстовка и темные платья

Михаил Нестеров. Портрет Льва Толстого у пруда (фрагмент). 1907. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва

Одежду Толстые предпочитали простую и скромную. Одним из любимых домашних нарядов писателя был «многофункциональный» парусиновый халат с отстегивающимися полами. В нем Толстой не только ходил по дому, иногда спал, а иногда и укрывался им, как одеялом. Позже он стал носить знаменитую толстовку — серую просторную блузу, похожую на крестьянскую рубашку. В пожилом возрасте Толстой отказался от обуви и ходил босиком даже в холода. При этом в свободное время он любил шить сапоги, а затем дарил их друзьям и родственникам.

Софья Толстая носила дома простые темные платья со скромной отделкой. Лишь по воскресеньям и праздникам она надевала белые наряды и дополняла их золотым браслетом.

Читайте также:

  • Лениться, как Лев Толстой
  • Рецепты Софьи Толстой
  • «Какое счастье жить в одно время с Толстым!»

Фортепиано в четыре руки и «суррогат музыки»

Лев Толстой с дочерью Александрой за роялем. Фотография: trud.ru

Музыку в семье Толстых любили все, она часто звучала на семейных вечерах, праздниках и званых ужинах. Сын писателя Сергей хорошо играл на фортепиано. Иногда садились за инструмент и Лев Толстой с супругой — играли в четыре руки. Глава семьи предпочитал «высокую», серьезную музыку — Моцарта, Шумана, Гайдна, Бетховена. Некоторые мелодии могли растрогать его до слез. Однажды, впечатлившись игрой пианиста Александра Гольденвейзера, Толстой воскликнул: «Вся эта цивилизация, — пускай она пропадет к чертовой матери, только… музыку жалко!..»

Был в Ясной Поляне и граммофон, но его Толстой называл «суррогатом музыки». Однако иногда все же слушал пластинки — например, украинский гопак на балалайке или вальс Штрауса «Весенние голоса».

Вечера с любимой книгой

Илья Репин. Лев Толстой на отдыхе в лесу (фрагмент). 1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Чтение вслух — еще одна семейная традиция Ясной Поляны. В доме была большая библиотека — около 23 тысяч книг на разных языках. По вечерам все собирались в большом зале, и Толстой читал вслух Александра Дюма, Пушкина, Гомера. Свои произведения, не считая некоторых рассказов из «Азбуки», писатель детям не читал.

В семье очень любили роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». В то время он издавался без иллюстраций, и Толстой, чтобы порадовать детей, сам рисовал к книге картинки.

Городки, шахматы и «почтовый ящик»

Лев Толстой за игрой в шахматы с Михаилом Сухотиным. Фотография: writervall.ru

Традиционной семейной игрой Толстых был «почтовый ящик». В специальную коробку все желающие — и члены семьи, и гости дома — всю неделю опускали свои записки: короткие рассказы, заметки, размышления, стихотворные экспромты. По воскресеньям Толстой открывал коробку и зачитывал все тексты вслух.

Также в семье очень любили шахматы. Секретарь писателя Валентин Булгаков писал: «Если находился партнер, Лев Николаевич садился после обеда сыграть партию в шахматы. Как и пасьянс, шахматы были средством отдыха от напряженной умственной работы».

Весной, как только сходил снег и просыхала земля, в аллее яснополянского парка устраивали площадку для городков. Играли все: взрослые и дети, хозяева и гости. Лев Толстой, проходя мимо, обязательно сворачивал к площадке: иногда оставался, а иногда сбивал несколько фигур и шел дальше.

Домашний театр Ясной Поляны

Лев Толстой с семьей. Фотография: pressa.tv

Идея домашнего театра родилась в семье Толстых в один из длинных зимних вечеров. Сначала выбрали для постановки популярную тогда пьесу «Бабье лето», но молодежь она не вдохновила.

Тогда Софья Толстая предложила детям поставить пьесу «Власть тьмы», которую недавно написал их отец. К постановке готовились серьезно: много репетировали, продумывали костюмы и грим. 30 декабря 1884 года прошел первый спектакль домашнего театра Ясной Поляны. Зрители — родственники и гости, приглашенные к Новому году, — были в восторге, и увлечение домашними постановками надолго вошло в жизнь Толстых.

Спортивные увлечения

Лев Толстой верхом на лошади. Фотография: togdazine.ru

До глубокой старости Лев Толстой любил ездить на лошади. Почти каждый день перед обедом он отправлялся на верховую прогулку по окрестностям Ясной Поляны. Старший сын писателя вспоминал, что отцу особенно нравились безлюдные места с едва намеченными тропинками.

Когда в моду вошли велосипеды, Толстому было 67 лет. Однако он освоил и это средство передвижения. Сначала купил велосипед для себя, а вскоре приобщил к этому увлечению и дочерей: для них мужские модели пришлось переделывать в дамские. Велосипедные прогулки так же прочно вошли в повседневную жизнь Ясной Поляны, как и верховые.

Лев Толстой занимался и другими видами спорта — боксом, плаванием, фехтованием. Каждое утро, прежде чем сесть за работу, он делал гимнастику в своем кабинете. В Ясной Поляне построили теннисный корт — один из первых в России — и площадку для детей с гимнастическими снарядами.

Еще больше материалов о Льве Толстом — в нашем спецпроекте к 190-летию со дня рождения писателя

Автор: Ирина Кирилина

Теги:

жизнь писателейПубликации раздела Литература

типов семейной структуры

Автор: Simon Books

Поделиться Твитнуть Поделиться Поделиться Поделиться Электронная почта

Семья — это то, что мы из нее делаем. Некоторые включают в себя и мать, и отца, другие — расширенную семью и многое другое. Вот 7 типов семейной структуры.

Семью можно определить как группу людей, состоящих в родстве. Слово семья используется не только для обозначения отца, матери и детей. Люди связаны многими другими способами. Вам не обязательно быть с кем-то кровным родственником, чтобы быть с ним в одной семье. Семьи бывают разных установок и договоренностей. Сегодняшнее общество устроено таким образом, что люди каждый день отходят от традиционных верований. Чем больше люди открывают и принимают разные культуры со всего мира, тем больше смешиваются общества. То, что раньше было общепринятым и приемлемым, претерпевает изменения. Вот несколько вариантов семейных установок, которые мы имеем сегодня.

7/7 Nuclear Families

Фотография Дейзи Андерсон из Pexels

Нуклеарная семья – это традиционная семья, составляющая большинство всех семей. Он состоит из двух родителей и детей. Дети могут быть биологическими или усыновленными. Родители могут быть разнополыми, однополыми или гендерно изменчивыми. Предпосылка этой семьи — двое родителей, воспитывающих детей в одном доме. Нуклеарная семья является общепринятой социальной нормой во всем мире. Почти 70% семей в мире имеют нуклеарную семью.

СВЯЗАННО: Согласно опросу

, лучшие штаты для создания семьи Фото Александра Даммера из Unsplash

Семьи с одним родителем состоят из одного родителя с одним или несколькими детьми. Родитель может быть холостым по выбору, смерти супруга или в результате развода. В прошлом на семьи с одним родителем смотрели свысока, но теперь они стали социальной нормой. Быстрые изменения гендерных ролей, а также различные моральные правила привели к росту семей с одним родителем, согласно Родители .

5/7 Расширенные семьи

Фотография August-de-Richelieu из Pexels

Расширенные семьи состоят из большего числа взрослых, связанных кровным родством или браком, проживающих под одной крышей со своими детьми. В Соединенных Штатах нуклеарная семья является социальной нормой. Однако в некоторых других частях мира люди могут жить со своими бабушками и дедушками, родственниками мужа, тётями, племянницами, племянниками, дядями и двоюродными братьями и сестрами под одной крышей.

4/7 Бездетные семьи

Фото автора J carter: Pexels

Согласно Extra Mile, бездетная семья состоит из партнеров, живущих вместе без детей. Большинство обществ не признают эту семью полноценной. Они ожидают, что в конце концов у них появятся дети. Однако некоторые пары предпочитают жить без детей. У других есть медицинские осложнения, которые мешают им иметь детей.

3/7 ступенчатые семьи

Приемные семьи также известны как смешанные семьи. Они состоят из двух половинок других нуклеарных семейств, которые сливаются в одно. Два человека из предыдущих семей объединяются, чтобы сделать одну. Это могут быть оба партнера с детьми, или можно жениться на партнере, который приходит с ребенком или детьми.

Приемные семьи также стали обычным явлением с годами из-за растущего числа разводов. В большинстве смешанных семей есть родители, которые совместно воспитывают детей. Они могут жить с детьми или каждый по очереди проводить с ними время.

2/7 Семьи бабушек и дедушек

Фото автора Nikki Bernadez: Pexels

Семьи бабушек и дедушек состоят из родителей, которые воспитывают своих внуков. Бабушки и дедушки воспитывают детей, если родителей нет в жизни детей. Это может быть результатом смерти, зависимости, болезни, тюремного заключения, оставления, международных командировок или непригодности родителей.

1/7 Нетрадиционные семьи

Нетрадиционные семьи — это типы семей, которые не соответствуют большинству социальных норм. Полигамные семьи, например, нетрадиционны. Они состоят из одного отца, нескольких матерей и детей. В некоторых обществах полигамия является нормой, а в некоторых — нетрадиционной.

Полиандрические семьи — еще один пример нетрадиционных семей. Они состоят из одной женщины и нескольких мужчин, образующих семью. У кого-то из них есть дети, а у кого-то нет.

Другим типом является полиамория, когда более двух человек находятся в отношениях с информированного согласия всех вовлеченных партнеров, согласно Healthline . Полиамория иначе известна как консенсуальная немоногамия. Люди приходят к соглашению и формируют интимные отношения более чем с одним партнером.

Нельзя однозначно сказать, какой семейный расклад лучший. Каждая семейная структура имеет свои преимущества и проблемы. Семьи сильно изменились за это время. Люди больше принимают социальные различия и культурное разнообразие. В будущем, похоже, они будут развиваться еще больше, учитывая изменения, происходящие с гендерными ролями и гендерной текучестью.

Традиционные семейные установки отца, матери и детей раньше были определением семьи, но в наши дни это определение постоянно расширяется. Люди сформировали и приняли другие определения брака, секса, романтики, любви и гендерных ролей, которые полностью меняют структуру семьи.

ДАЛЕЕ: Конфликтные семьи во многом наносят ущерб развитию детей

Источники:parents.com,extramile.thehartford.com,healthline.com.

Как научить детей определять признаки гнева

Читать Далее

Делиться Твитнуть Делиться Делиться Делиться Эл. адрес

Похожие темы

  • Воспитание детей
  • отношения
  • стиль воспитания
  • воспитание

Об авторе

Саймон Букс (опубликовано 1029 статей)

Я пишу с 2012 года, и до сих пор мне нравилось это путешествие. Когда я не занята писательством, как будто завтра не наступит, мне нравится проводить время со своими тремя дочерьми и смотреть Netflix.

Еще от Саймона Букса

Структура семьи – Социология семьи

В любом обществе существуют более или менее распространенные способы «ведения» семейных отношений. То есть существуют способы организации семейных отношений, которые широко признаются уместными и легитимными в этом обществе. Это не означает, что все семейные отношения похожи или что все они следуют одним и тем же навязанным обществом «правилам». Всегда существуют вариации, исключения и альтернативные практики. Более того, чем сложнее и разнообразнее общество, тем больше различий будет в семейных практиках, легитимируемых различными социальными группами внутри него. Действительно, одним из аспектов различных семейных систем является социальная терпимость к различным моделям семейных отношений. Тем не менее, полезно, по крайней мере эвристически, задавать вопросы о доминирующих семейных структурах, существующих в разных обществах, отчасти для облегчения сравнения и понимания возникающих вариаций. Типы вопросов, которые ставят социологи, занимающиеся семейными структурами, включают такие проблемы, как распределение власти и авторитета внутри семьи; модели солидарности и обязательств, возникающие между разными членами семьи; и дифференцированный доступ к ресурсам, которые есть у разных членов семьи. Ключевой предварительный вопрос касается границ членства и принадлежности к семье: кто считается «семьей», когда и для каких целей?

При изучении структуры семьи важно отличать «семью» от «домашнего хозяйства», хотя эти два понятия часто опускаются, что само по себе свидетельствует о современном понимании структуры семьи. Структура домохозяйства относится к демографии домохозяйств, условиям проживания в семье и экономике страны. Структура семьи, с другой стороны, связана с организацией родственных отношений, хотя отчасти это также касается того, как устроена домашняя жизнь, а также различных ролей и обязанностей, которые несут в ней разные члены семьи. Действительно, исторически многие из ключевых дискуссий в ранние годы социологии семьи были неразрывно связаны с типами структуры домохозяйства, которые преобладали в различных обществах. В частности, дебаты о преобразованиях, вызванных промышленным капитализмом в семейных структурах, часто отражали изменение состава домохозяйств, наблюдаемое в развивающихся промышленных городских районах, и это вполне законно, поскольку эти демографические изменения отражали различные семейные обязательства и солидарность. Тем не менее, с аналитической точки зрения важно признать, что структура семьи отражает больше, чем просто структуру домохозяйства.

Это становится важным при рассмотрении некоторых ключевых теоретических достижений в семейной социологии в середине двадцатого века. В них доминирующей моделью изменений, выраженной с большей или меньшей тонкостью, была модель, подчеркивающая движение от системы «расширенной семьи» к «нуклеарной семье» — семье родителей и детей-иждивенцев. Наиболее убедительный и изощренный отчет об этом сдвиге был сделан Парсонсом (1943), который утверждал, что «структурная изоляция» нуклеарной (или, в терминах Парсонса, «супружеской») семьи была доминирующим аспектом середины двадцатого века. американское родство. Отправной точкой Парсонса было то, что индустриализация предполагает усиление функциональной специализации. Семья как социальный институт пострадала от этого не меньше, чем любой другой институт. Он также стал более специализированным, его главной ролью стала социализация молодежи и стабилизация взрослой личности. Семейная структура, которую Парсонс считал наиболее совместимой с этим, представляла собой структуру нуклеарной семьи, в которой мужья и жены также имели разные роли — работа для мужей и домашние обязанности для жен. Аргумент Парсонса заключался в том, что в рамках этой семейной структуры основная родственная ответственность каждого человека лежала на других членах его или ее нуклеарной семьи. Преимущество этой семейной структуры для промышленно развитых обществ заключалось в том, что она облегчала географическую мобильность, которая считалась необходимой для удовлетворения динамичных потребностей в рабочей силе в развитой экономике.

Парсонс не утверждал, что другие родственные обязанности не имеют значения. Скорее, он утверждал, что они были второстепенными по сравнению с обязанностями людей по отношению к членам нуклеарной семьи (Harris 1983). Тем не менее, другие авторы не согласились с работой Парсонса, утверждая, что родственники вне нуклеарной семьи остаются важными в жизни людей, особенно родители, братья, сестры и (взрослые) дети. Это несомненно так. Многие исследования в различных развитых обществах показали, что родственники за пределами домохозяйства обычно привлекаются для поддержки, помощи и общения. На этом уровне очевидно, что нуклеарные семьи социально не изолированы от других родственников. Однако само по себе это не противоречит аргументу о том, что нуклеарные семьи структурно изолированы внутри экономически развитых обществ. Как уже отмечалось, структурная изоляция относится к примату обязательств, а не к уровню социальных контактов, хотя очевидно, что эти два понятия не являются полностью дискретными.

Другие тенденции в современных моделях семьи также указывают на структурный приоритет, отдаваемый нуклеарным семьям. В частности, повышенный акцент на «паре» отражает центральную роль нуклеарных семей над более широкими родственными связями. Тенденция к более высокому уровню брака и более молодому браку на протяжении большей части двадцатого века является одним из признаков этого, как и рост числа и разнообразия различных экспертов и гидов, дающих советы о том, как парам лучше всего поддерживать и организовывать свои отношения. отношения. На культурном уровне это ясно отражает продолжающийся переход от брака как института к браку как отношениям. Точно так же акцент, сделанный на правах и потребностях детей, повышенная ответственность за уход и рост рынков, ориентированных на детей и подростков, подчеркивает уровень приоритета, отдаваемого детям-иждивенцам в современных семейных системах. Признавая эмоциональную и практическую значимость некоторых родственных отношений вне домохозяйства, очевидно, что с точки зрения структурных свойств супружеская семья продолжает оставаться приоритетной.

Однако признание этого не означает, что структура семьи не изменилась с середины двадцатого века, когда писал Парсонс. Совершенно очевидно, что во всем развитом мире. Два аспекта этого особенно важны. Во-первых, структура семьи, характерная для середины XX века, предполагала очень четкое разделение труда между супругами. У каждого супруга была своя сфера ответственности и обязанностей: работа для мужей, уход за детьми и домашнее хозяйство для жен. Хотя это гендерное разделение труда все еще очевидно, сейчас оно не так сильно, как раньше. Жены обычно продолжают нести основную ответственность за организацию домашнего хозяйства и уход в семье, но изменения в структуре занятости, а также культурное влияние феминизма второй волны снизили уровень их финансовой и социальной зависимости от мужей. В этом отношении, хотя распределение обязанностей и обязанностей внутри семьи остается гендерным, в настоящее время в этом вопросе существует несколько меньше жесткости, чем это было на протяжении большей части двадцатого века.

И так же, как в настоящее время существует большая гибкость в разделении семейных обязанностей, так же и в других семейных практиках принимается больше разнообразия. Паттерны, которые ранее считались в некотором смысле проблематичными, если не патологическими, теперь принимаются в качестве легитимных альтернативных форм семьи. Наиболее очевидным примером здесь являются семьи с одним родителем, которые резко увеличились с начала 1970-х годов, но другие примеры включают приемные семьи, сожительство и однополые партнерства. Более того, траектории жизненного пути теперь гораздо более разнообразны, чем раньше. С новыми формами партнерства, растущим уровнем раздельного проживания и развода и тем, что можно назвать «последовательными обязательствами» (т. е. преданными отношениями, которые могут включать или не включать брак), модель семейной жизни людей с течением времени становится все более изменчивой. . Действительно, в настоящее время существует большая культурная неопределенность в отношении того, кого считать «семьей». Подумайте здесь о приемных родителях, которые могут быть членами семьи, но приемные дети не обязательно считают их членами семьи; совместное проживание гетеросексуальных партнеров и партнеров-геев, когда обязательство было принято сравнительно недавно; или даже отцы, не связанные с опекой, если не было никаких отношений. Кроме того, с глобализацией в большинстве развитых обществ в настоящее время также увеличилось этническое разнообразие, что часто влечет за собой различные представления о законности различных семейных обычаев.

Это большее разнообразие внутри семейных отношений, которые строят люди, является ключевой характеристикой современной структуры семьи в развитых обществах. Это связано как с ростом индивидуализации, так и с растущим признанием того, что сексуальные и домашние отношения являются вопросом выбора и, таким образом, законно относятся к частной, а не общественной сфере. Однако это также делает определение структуры семьи в современных развитых обществах более проблематичным. Ни одна форма семейной организации или модель построения семейных отношений не верны нормативно или эмпирически так, как модель нуклеарной семьи Парсонса в середине двадцатого века. Тем не менее, принимая это разнообразие как черту современной семейной жизни, становится также ясно, что существуют преемственность и последовательность, определяющие способы, которыми члены семьи обычно строят свои отношения и договариваются о них. Подсветка трех ордеров. Во-первых, как отмечалось выше, гендер остается основным организационным принципом в большинстве семей, отчасти вследствие гендерных реалий рынка труда. Во-вторых, в основном люди ставят свою приверженность своему партнеру и детям-иждивенцам выше, чем другим членам семьи, хотя это не означает, что отношения с этими последними обязательно несущественны. Многие исследования показали, что верно и обратное: связи с родителями, братьями и сестрами во взрослом возрасте продолжают играть важную роль в жизни людей. И в-третьих, хотя и с некоторым этническим разнообразием, любовь как личное и эмоциональное обязательство обычно понимается как главная основа современного партнерства, независимо от того, связано ли оно с браком или нет. И наоборот, очевидное отсутствие эмоциональных обязательств в партнерстве принимается юридически и культурно (в большинстве случаев) как prima facie причина прекращения партнерства.

Ссылки:

  1. Адамс, Аллан, Г. и Кроу, Г. (2001) Семьи, домохозяйства и общество. Палгрейв, Бейзингсток.
  2. Черлин, А. (2004) Деинституционализация американского брака. Журнал брака и семьи 66: 848 61.
  3. Дункан, С. и Эдвардс, Р. (редакторы) (1997) Матери-одиночки в международном контексте. UCL Press, Лондон.
  4. Финч, Дж. и Мейсон, Дж. (1993) Переговоры о семейных обязанностях. Рутледж, Лондон.
  5. Гиллис, Дж. (1997) Мир, который они создали сами. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.
  6. Харрис, CC (1983) Семья в индустриальном обществе. Аллен и Анвин, Лондон.
  7. Парсонс, Т. (1943) Система родства в современных Соединенных Штатах. Американский антрополог 43: 22 38.
  8. Уикс, Дж., Хифи, Б., и Донован, К. (2001) Однополые интимные отношения. Рутледж, Лондон.





Эволюция структуры американской семьи

 | 11 мин Чтение

Основная культура Америки развивается, чтобы отражать преобладающие ценности дня, включая социальные системы, такие как семья. По данным Калифорнийского криобанка, вместо того, чтобы быть единым целым, семейный институт находится в постоянном развитии. Сегодня действительно нет единого определения американской семьи. С домохозяйствами с одним родителем, различной структурой семьи и меньшим количеством детей современная семья не поддается категоризации. Но эти самые последние изменения принесли с собой основанный на ностальгии миф о том, что развод, насилие в семье и одинокое родительство — явления недавние. Когда Insider подробно изучил историю американской семьи, стало очевидно, что это не так. Постоянные изменения и адаптация — единственные темы, которые остаются неизменными для семей на протяжении всей истории Америки. На самом деле недавние изменения в семейной жизни являются лишь последними в серии преобразований семейных ролей, функций и динамики, которые произошли с течением времени.

Узнайте больше о наших онлайн-степенях в области семейных наук >

Краткая история семьи до 20 века

Когда была основана Америка, семья определялась как муж, жена, биологические дети и расширенная семья (к сожалению, рабы не считались частью какой-либо семьи). Это означало, что большинство людей, которые могли жениться на законных основаниях, вступали в брак, а затем оставались в браке до самой смерти. Согласно Insider, в 19-м и начале 20-го веков люди часто вступали в брак, чтобы получить права собственности или сменить социальный класс. Все изменилось в 1800-х годах, когда идеи любви и романтики стали главной причиной брака. Развод был редкостью; Сборник историй сообщает, что «процесс развода был очень дорогим, и судья никогда бы не разрешил его, если только это не было последним средством. Если два человека были несчастны в браке, они иногда решали тихо расстаться в зрелом , ответственным образом, но по закону они все еще были женаты и никогда не могли вступить в повторный брак с кем-либо еще, если только их первый муж или жена не умерли». Поскольку эта структура была настолько доминирующей, она сыграла решающую роль в создании и воспроизведении культурных ролей мужчин и женщин. Роль жен заключалась в том, чтобы помогать своим мужьям по дому, как в ведении домашнего хозяйства, так и в воспитании детей.

Жены не имели юридического статуса при условии, называемом прикрытием; ThoughtCo объясняет, что «по закону при заключении брака муж и жена рассматривались как одно целое. В сущности, отдельное юридическое существование жены исчезло в том, что касается прав собственности и некоторых других прав». Мужья, напротив, были менеджерами и кормильцами в семье. Они контролировали финансы и имели высшую власть как в глазах общества, так и в глазах закона. Это означало, что «муж не мог даровать своей жене что-либо, например имущество, и не мог заключать с ней юридические соглашения после брака, потому что это было бы все равно, что подарить что-то самому себе или заключить договор с самим собой».

Как правило, совместное проживание или рождение детей вне брака было противозаконным. Однако к 19 веку укрытие перестало быть проблемой, и эти жесткие юридические границы были ослаблены, а гражданский брак был широко признан приемлемым союзом.

Правительство и семья

Согласно книге Ширли А. Хилл «Семьи: перспектива социального класса» , 19 век принес ряд важных изменений в семью. В первой половине века замужние женщины получили права собственности благодаря Закону о собственности замужних женщин, который начал приниматься в 1839 году.. К началу 20 века в большинстве штатов замужним женщинам разрешалось «владеть имуществом, предъявлять иски и предъявлять иски, заключать контракты и контролировать распоряжение имуществом после ее смерти». Однако в это время роль женщины в семье по-прежнему определяла ее муж.

Получите степень в области семейных наук, теперь онлайн.

Утверждено Национальным советом по семейным отношениям (NCFR)

Просмотреть все степени в области социальных наук >

Еще одним важным событием стало государственное регулирование некоторых аспектов детства, таких как детский труд и школьное образование. Чтобы улучшить благосостояние детей, «реформаторы настаивали на принятии законов об обязательном посещении школы, ограничениях детского труда, детских площадках… и пенсиях для вдов, чтобы дети из бедных семей могли оставаться со своими матерями». Несмотря на эти правовые изменения, семья стала еще более важным источником счастья и удовлетворения. «Семья-компаньон рассматривалась как более изолированная и более важная единица — основное внимание эмоциональной жизни». Появились новые представления о браке, основанные на выборе, товарищеских отношениях и романтической любви. Это, в свою очередь, вызвало всплеск числа разводов, который утроился между 1860 и 1919 годами.10.

Депрессия и война

Стабильность семей была испытана Великой депрессией, поскольку безработица и более низкая заработная плата вынуждали американцев откладывать вступление в брак и рождение детей. Количество разводов за это время упало, потому что это было дорого и мало кто мог себе это позволить. Однако к 1940 году почти 2 миллиона супружеских пар жили раздельно. Некоторые семьи приспособились к экономическому спаду, «вернувшись к кооперативному семейному хозяйству. Многие дети работали неполный рабочий день, а многие жены дополняли семейный доход».

Когда закончилась Депрессия и началась Вторая мировая война, семьи столкнулись с новыми проблемами: нехваткой жилья, отсутствием школ и длительной разлукой. Женщины в одиночку вели домашнее хозяйство и воспитывали детей, а некоторые пошли работать на военную промышленность. Результатом охваченного войной состояния общества стало то, что «тысячи молодых людей стали беспризорными детьми, а уровень преступности среди несовершеннолетних, незамужней беременности и прогулов вырос».

Семейные структуры в послевоенном мире

В ответ на беспорядки в стране и за границей во время40-х, 1950-е годы ознаменовались стремительным переходом к новому типу домашнего хозяйства. Insider сообщает, что «идея ядерной всеамериканской семьи была создана в 1950-х годах и делала упор на семейную единицу и брак». В этот период было меньше браков, больше детей и меньше разводов. Средний возраст вступления женщин в брак составлял 20 лет, количество разводов стабилизировалось, а рождаемость удвоилась. Однако идеальные образы семейной жизни, которые появлялись на телевидении, не передают всей картины: «Только 60 процентов детей провели свое детство в семье, где мужчина-кормилица, женщина-домохозяйка».

Эта «демократизация семейных идеалов» отражала уникальное общество и экономику, которые были вызваны реакцией против депрессии и войны и усугублялись ростом доходов и снижением цен. Экономический бум, последовавший за Второй мировой войной, привел к значительному экономическому росту, особенно в производстве и потребительских товарах; около 13 миллионов новых домов было построено в 1950-х годах. Семьи переезжали в пригороды, потому что могли себе это позволить, и семья становилась «убежищем в бессердечном мире», а также «альтернативным миром удовлетворения и близости» для взрослых и детей, переживших разрушительное военное время. На самом деле, именно здесь берет свое начало концепция сплоченных семей, какой мы ее знаем. Домашнее сдерживание как образ жизни подкреплялось американской молодежью, которая хотела иметь длительные и более крепкие отношения, чем их родители. Солдаты и военнослужащие, вернувшиеся с войны, стремились выйти замуж и воспитать детей.

Идиллия 50-х

Стандартная структура семьи в послевоенной Америке состояла из мужчины-кормильца, его жены, которая занималась домашними делами и присматривала за детьми, и самих детей. Семьи вместе ели, гуляли и жили в общительных районах. Родители уделяли пристальное внимание воспитанию своих детей, а отношения с проживанием были неслыханными — на самом деле девочки оставались в доме своих родителей до замужества и обычно не посещали колледж. Дети впервые стали эмоциональными, а не экономическими активами, близкими родителям и центром семьи. Из-за этого родители изучали развитие детей и работали над социализацией своих детей, чтобы они стали успешными взрослыми. Детство стало отдельным периодом жизни. Однако молодые девушки должны были быть домохозяйками, а не образованными профессионалами.

В целом семейная структура 50-х годов была основана на одной главной потребности: безопасной жизни. Экономическая и глобальная нестабильность начала 20 века породила потребность в четко определенных семейных ячейках. Это привело к идеологии, восхваляющей экономический прогресс и социальный порядок, результатом чего стали более молодые браки, которые продлились дольше, больше детей, меньше разводов и больше нуклеарных семей.

Современная семья

Нуклеарная семья 50-х годов олицетворяла собой экономически стабильную семейную ячейку. Идея среднего класса, патриархальной семьи, ориентированной на ребенка, просуществовала недолго. Вот почему современная семья в большинстве случаев мало похожа на эту «идеальную» ячейку. Многие из изменений, которые были частью этого перехода, являются прямым результатом расширения роли женщин в обществе, как с точки зрения работы, так и образования. Рост постиндустриальной экономики, основанной на информации и услугах, привел к тому, что больше замужних женщин вышли на работу. Уже в 1960 лет около трети женщин среднего класса работали либо неполный рабочий день, либо полный рабочий день. С 60-х годов семьи также стали меньше, менее стабильными и более разнообразными. Все больше взрослых, будь то молодые или пожилые, также живут вне семьи. Сегодня семья, состоящая из мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки, составляет лишь небольшой процент американских домохозяйств. Значительное большинство американцев (62 процента) рассматривают идею брака как «брак, в котором муж и жена работают и разделяют заботу о детях и домашние обязанности». Семьи с двумя кормильцами также гораздо более распространены. В 2008 году Бюро трудовой статистики США сообщило, что женщины составляют почти 50 процентов оплачиваемой рабочей силы, что ставит их в равное положение с мужчинами, когда речь идет о работе вне дома. Кроме того, нормой стали неполные семьи, возглавляемые матерями, семьи, образованные в результате повторного брака, и семьи с пустым гнездом.

Наряду с этими сдвигами произошло снижение количества браков и рождаемости, а также рост числа разводов. Уровень рождаемости в Америке вдвое меньше, чем в 1960 году, и достиг самого низкого уровня в 2012 году. Кроме того, число совместно проживающих пар увеличилось с менее чем полумиллиона в 1960 году до 4,9 миллиона по данным переписи 2000 года. Согласно опросу американского сообщества 2005 года, более 50% домохозяйств в Америке в течение этого года возглавлял не состоящий в браке человек. А к 2007 году почти 40 процентов детей родились от незамужних взрослых матерей. Одна из причин такого развития событий заключается в том, что брак был перепозиционирован как «краеугольный камень в краеугольном камне, из основополагающего акта раннего взросления в венчающее событие более поздней взрослой жизни». Это рассматривается как событие, которое должно произойти после окончания колледжа и начала карьеры.

Дальнейшие изменения в супружеской семье

Ряд исторических факторов способствовал изменениям в том, как американцы воспринимают структуру семьи и участвуют в ней. По данным Американской ассоциации юристов, в 1965 году Верховный суд расширил конституционную защиту «различных форм репродуктивной свободы» в своем постановлении по делу Грисволд против Коннектикута . Были также медицинские достижения в области контрацепции, в том числе изобретение противозачаточных таблеток в 1960 году. В результате способы воспитания детей в семьях стали более разнообразными, чем когда-либо прежде. Развод также изменился в 60-х годах. В 1969, Калифорния стала первым штатом, принявшим развод без вины, что позволило сторонам расторгнуть брак просто в случае выявления непримиримых разногласий. В течение 16 лет все остальные штаты последовали этому примеру.

В число этих тенденций входит расширение прав, предоставляемых однополым парам. С исчезновением барьеров для союзов лесбиянок и геев и усилением правовой защиты все больше представителей ЛГБТК живут открыто. Однополые браки были легализованы в 2015 году; Однако для некоторых юридических целей эти отношения все еще не рассматриваются как браки. Тем не менее, в целом семьи более разнообразны в расовом, этническом, религиозном и стилистическом отношении. Однако все эти изменения не означают, что семья является умирающим институтом. Около 90 процентов американцев все еще женятся и рожают детей, а те, кто разводится, обычно женятся повторно.

Роль семейной науки

Многие, кто интересуется развитием и культурой семьи, выбирают карьеру в семейной науке. С акцентом на актуальные проблемы и навыки для успешной жизни в современном обществе, эта прикладная наука постоянно развивается, так же как и семейные единицы, которые являются областью ее изучения. Это дисциплина, включающая вклад из смежных академических областей, таких как право, социология, психология, антропология, здравоохранение и многое другое. Из-за этого профессионалы в этой области практикуют в различных контекстах, в том числе:

  • Образование
  • Исследования
  • Работа с общественностью
  • Социальные услуги
  • Питание

Область семейной науки играет важную роль в изучении последствий современного глобального общества. Хотя сегодняшние семьи имеют мало общего с семьями прошлых десятилетий и столетий, специалисты в области семейных наук имеют четкое представление о том, как подходить к сложностям постоянно развивающегося института.