Эмоциональные лица семаго стимульный материал: Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго)
«Развитие эмоционального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью»
«Развитие эмоционального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 48
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 48 База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бағдарламасы Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом |
Методика диагностики развития и коррекции эмоциональной сферы у детей «Эмо-тест»
Диагностика уровня сформированности и коррекция эмоциональной сферы ребенка представляет интерес для психологов в связи с глобальностью влияния данной сферы на многие аспекты жизни формирующейся личности. В 1993 году Н.Я.Семаго разработал и предложил методику «Эмоциональные лица», которая предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния и точности этого опознавания. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии с распознанием 3 и 7 эмоций. Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет.
Указанная методика требует от ребенка вербализации эмоциональных состояний, что может быть не всегда доступно (например, при работе с умственно отсталыми детьми, детьми с расстройством аутистического спектра при выраженных нарушениях коммуникации, при тяжелых нарушениях речи у детей).
Для расширения диагностических и коррекционных возможностей психолога при работе с эмоциональной сферой детей предложена следующая авторская методика «ЭМО-тест». Помимо диагностического у неё большой развивающий потенциал.
Стимульный материалИспользуется 4 группы стимульного материала:
- 1 группа:общая карта с изображением 18 эмоциональных состояний у девочки, передаваемых мимикой, и 18 карточек с изображением каждого отдельного эмоционального состояния у этой девочки (приложение, рис.
- 2 группа: общая карта с изображением 18 эмоциональных состояний у одного и того же мальчика, передаваемых мимикой, и 18 карточек с изображением каждого отдельного эмоционального состояния у этого мальчика (приложение, рис.1).
- 3 группа:схематическое изображение 4 эмоций в виде смайлов:
- злость (гнев), печаль (грусть), радость, удивление (приложение, рис.2).
- 4 группа: набор из 12 карточек со словами, обозначающими названия 4 эмоций. Каждая эмоция описывается с помощью глагола, существительного и прилагательного (приложение, рис.3).
Результаты исследования вносятся в «Бланк ЭМО-теста» (см. Приложение).
Приложения
Процедура использования методики 1 этап. Изучение простого опознания эмоций на изображениях лица ребенка своего и противоположного пола (соотнесение эмоций по их внешним проявлениям)Ребенку предлагается разложить карточки с отдельными эмоциями на общую карту с изображениями лиц ребенка того же пола.
Дается инструкция: «Вот маленькая карточка. На ней лицо мальчика. Найди на большой карте мальчика с таким же настроением и положи маленькую карточку сверху. Называть настроения не нужно».
При этом ведется подсчёт правильных совпадений. Рассчитывается показатель простого опознания эмоций у лица своего пола, который представляет собой процент правильных выборов от общего числа (18) изображений эмоций.
Затем предлагается повторить процедуру с карточками лица противоположного пола. Также вычисляется показатель простого опознания.
После этого определяется общий показатель простого опознания (% всех правильных ответов опознания эмоций лиц обоих полов).
При выполнении данного типа заданий ребенок находит внешние совпадения изображений эмоций на лицах. В данном случае главную роль играет процесс восприятия мимических изображений и способность к концентрации внимания на поиск различий и совпадений в сравниваемых картинках.
На данном этапе ребенку не предлагается называть наблюдаемые эмоции. Но если он их называет, это учитывается в протоколе. Данный показатель характеризует способность ребенка к простой идентификации эмоций по внешним проявлениям.
Педагог оценивает результаты выполнения субтестов по средним показателям, указанным в бланке. Более точно их можно проанализировать с учетом возраста и интеллекта по таблицам, которые приведены в приложении.
2 этап. Изучение сложного опознания эмоций (соотнесение эмоций по их внутреннему содержанию)Ребенку предлагается разложить карточки с отдельными эмоциональными состояниями на общей карте эмоциональных состояний с изображениями ребенка противоположного пола. Таким образом уменьшается вероятность опознания эмоции только по совпадению её внешних проявлений.
Дается инструкция: «Вот на этой маленькой карточке лицо мальчика. Найди на большой карте девочку с таким же настроением и положи маленькую карточку сверху. Называть настроения не нужно».
Сначала раскладываются карточки с изображением ребенка своего пола на общую карточку с изображениями 18-ти лиц ребенка противоположного пола. Например, мальчику предлагается разложить карточки с изображением мимических проявлений эмоций мальчика на общую карту с изображениями эмоций девочки. Затем раскладываются карточки с изображениями эмоций ребенка противоположного пола на общую карту с изображением лиц своего пола.
При этом ведется подсчёт правильных совпадений эмоциональных состояний для лиц своего и противоположного пола отдельно. Подсчитывается и число карточек, для которых не было найдено соответствующей эмоции.
Вычисляется показатель сложного опознания эмоций, который соответствует проценту всех правильных ответов сначала для задания «Мальчик-Девочка», а потом «Девочка-Мальчик». Затем рассчитывается общий показатель правильных ответов по всему субтесту. Данный показатель свидетельствует о степени зрелости способности ребенка к глубокой идентификации эмоций, поскольку уменьшается возможность выбора похожей эмоции только по внешним признакам.
3 этап. Идентификация собственного эмоционального состоянияРебенку предлагается на общей карте с изображениями лиц своего пола найти ту эмоцию, которая соответствует его обычному эмоциональному состоянию (Я — обычный). Затем ту, которую он бы хотел испытывать (Я — желаемый). И, наконец, ту, которая ему наиболее неприятна (Я — отрицаемый).
Дается инструкция: «Здесь изображены мальчики с разными настроениями. А у тебя какое обычно настроение? Покажи. А теперь покажи, каким бы ты хотел быть. А каким бы ты никогда не хотел быть?».
Это позволяет выяснить текущее эмоциональное состояние ребенка, его склонность к депрессии, агрессии. Определить, насколько ребенок адекватен при эмоциональной самооценке.
Данный прием можно использовать для решения конкретных задач, например, определения эмоциональных реакций ребенка на определенные ситуации. Можно давать инструкции такого типа: «А какой ты в школе? А какой ты обычно дома? А когда ты находишься с мамой (папой, бабушкой, братом, учителем, воспитателем и пр.
Ребенку предъявляется 4 схематичных изображения основных эмоций (злость, печаль, радость, удивление) и предлагается их назвать. Если это ему не удается, исследователь сам показывает и называет эмоции. Педагог просит разложить 18 карточек с изображениями эмоциональных состояний ребенка сначала своего пола (а потом противоположного) по 4 группам, соответствующим указанным эмоциям.
Лучше ребенку предъявлять по одной карточке, особенно если имеют место моторная неловкость, нарушения общения, дефицит внимания или гиперактивность.
Дается инструкция: «Вот видишь, это Колобок. У него разные настроения. Здесь — радость. Это — грусть. Это — злость. А это — удивление. Я буду давать тебе карточки с изображениями разных настроений мальчика (девочки), а ты раскладывай их по этим 4 группам. Вот такая эмоция (дается одна карточка). Просмотри, где Колобок с таким же настроением? Положи карточку туда».
Вычисляется показатель адекватности отдельно для заданий с эмоциями мальчиков и девочек и общий показатель по субтесты, который представляет собой процент правильных ответов от общего числа ответов. Данный показатель свидетельствует о наличии или отсутствии дисгармоничности в развитии эмоциональной сферы ребенка.
5 этап. Вербализация эмоциональных состоянийЭтот этап используется у детей с сохранным либо незначительно сниженным интеллектом (ЗПР, ЛУО), которые могут читать. Ребенку дается набор слов, относящийся к 4 группам эмоций. Каждая эмоция из 4 описывается в виде глагола, прилагательного и существительного.
Ребенка просят соотнести эмоцию, изображенную на отдельной карточке с названием.
Инструкция: «Вот карточка. На ней изображен мальчик (девочка) вот с таким настроением. Подбери слова к этому настроению (даются карточки со словами, относящиеся к определённым эмоциям). Это может быть только одно слово, или несколько».
Когда ребенок называет эмоцию, можно попросить его рассказать в каких ситуациях у него возникает такая эмоция.
6 этап. Конструирование эмоциональных состоянийРебенка просят самому изобразить 4 эмоции: радость, грусть, злость, удивление.
Сначала графически. Для этого можно использовать песочницу или недорисованные смайлики. А затем мимически.
Инструкция: «Нарисуй радость (грусть, злость, удивление). А теперь посмотри, какое настроение я показываю тебе (педагог мимически изображает радость)? А теперь покажи, как ты радуешься? А как ты огорчаешься? Как ты злишься? Как удивляешься?».
В групповой работе данную методику можно использовать в виде игры на узнавание эмоций, когда один ребенок показывает, а остальные угадывают его настроение.
Цифры и данные Эмоциональные лица направляют взгляд в отсутствие сознания
- неврология
- Петра Веттер,
- Стефани Бадде,
- Элизабет Фелпс,
- Мариса Карраско,
- Нью-Йоркский университет, США;
- Роял Холлоуэй, Лондонский университет, Соединенное Королевство;
- Гарвардский университет, США;
https://doi.org/10.7554/eLife.43467
- Открытый доступ
- Информация об авторских правах
Поделиться этой статьей
Процитировать эту статью
- Петра Веттер
- Стефани Бадде
- Элизабет Фелпс
- Мариса Карраско
(2019)
Эмоциональные лица направляют взгляд в отсутствие сознания
eLife 8 :e43467.
https://doi.org/10.7554/eLife.43467
- Скачать BibTeX
- Скачать .RIS
- Статья
- Цифры и данные
- Цифры
- Дополнительные файлы
4 рисунков и 1 дополнительный файл
рисунки
Стимулы и план эксперимента.
( A ) Непрерывное подавление вспышки использовалось для подавления низкоконтрастных эмоциональных стимулов лица от осознания: когда высококонтрастная цветная мерцающая маска предъявляется доминирующему глазу (с помощью стереоскопа), зритель не будет осознавать изображение. предъявляется недоминирующему глазу на несколько секунд. ( B ) Лицевые стимулы с нейтральным, сердитым или испуганным выражением (10 личностей, пять мужских, пять женских; см. Материалы и методы) предъявлялись недоминирующему глазу. Лица помещались в любой из 4 квадрантов стимульного поля, либо вертикально, либо вверх ногами (для контроля визуальных особенностей низкого уровня). ( C ) После обязательного периода фиксации в 200 мс стимул лица постепенно исчезал в течение 500 мс и полностью предъявлялся недоминирующему глазу в течение 1000 мс, в то время как мерцающая маска непрерывно предъявлялась ведущему глазу. Маска демонстрировалась еще 200 мс, чтобы предотвратить последействие лицевого стимула. В конце каждого испытания участники указывали местоположение стимула на лице, его эмоциональное выражение и его видимость нажатием кнопки.
© 1998 Каролинский институт. Все права защищены. Лицевые стимулы на панелях A, CB и C воспроизведены с разрешения из Каролинской направленной эмоциональной картины (KDEF) (Lundqvist et al., 1998). Эти изображения недоступны по лицензии CC-BY и освобождены от лицензии CC-BY 4.0. Их нельзя распространять или распространять без письменного согласия правообладателя (Каролинский институт, раздел «Психология»). Идентификатор лица, изображенного на этом рисунке, — AM10, а идентификаторы лиц, использованных в экспериментах, — AM05, AM06, AM08, AM10, AM17, AF01, AF09., AF14, AF19 и AF20.
https://doi.org/10.7554/eLife.43467.002Объективные и субъективные показатели осознания лицевых стимулов, предъявляемых при непрерывном подавлении вспышек (CFS; кружки) или поверх мерцающей маски (квадраты).
Доля правильных значений для задач положения (ось Y) и эмоций (ось X) показана для каждой субъективной оценки видимости (обратите внимание, что не все оценки видимости были выбраны для каждого условия). Площадь символов соответствует среднему количеству попыток с соответствующей оценкой видимости на одного участника. Серые линии обозначают уровень шанса. Столбики погрешностей показывают стандартные ошибки среднего (SEM).
https://doi.org/10.7554/eLife.43467.003Изменение расстояния взгляда от цели во времени.
Среднее расстояние положения взгляда от центра лицевого стимула нанесено на график для всех временных точек (заштрихованная область ±1 SEM) отдельно для вертикального (верхняя панель) и перевернутого (нижняя панель) лицевых стимулов, отображающих страх (синий), гнев (красный) или нейтральные (серый) эмоции. Данные взгляда были включены только для испытаний, в которых лица были полностью скрыты от осознания (см. Рисунок 1). После периода фиксации среднее расстояние взгляда увеличилось во всех условиях, так как участники свободно двигали глазами, а большинство областей дисплея располагались дальше от цели, чем исходно зафиксированная центральная точка. После ~ 400 мс полного отображения стимула среднее расстояние взгляда до стоящих испуганных лиц уменьшилось, что указывает на ориентацию на испуганные лица. Напротив, среднее расстояние взгляда до стоящих сердитых лиц увеличилось, что указывает на отвращение взгляда от сердитого лица. Серые столбцы представляют значительные кластеры ( p <0,001) соседних моментов времени (временное разрешение 1 мс). Во все моменты времени в кластере появлялась значительная разница в расстоянии между двумя соответствующими эмоциональными выражениями (цветные текстовые поля) ( p <0,05, с поправкой на множественные сравнения).
https://doi. org/10.7554/eLife.43467.004Динамика расстояния взгляда от цели во времени, наложенная на динамику среднего расстояния взгляда от возможных местоположений цели для испытаний, в которых цель не была представлена (зеленый).
Эта линия очень похожа на график испытаний, в которых было представлено нейтральное вертикальное или любое перевернутое лицо.
https://doi.org/10.7554/eLife.43467.005Пространственное распределение средней разницы времени пребывания.
Различия во времени пребывания между вертикальными и перевернутыми представленными лицами в поле стимула, разделенном на четыре квадранта и три эксцентриситета. Данные были выровнены таким образом, чтобы целевое положение находилось в правом верхнем квадранте (красный квадрат). Различия во времени задержки показывают ориентацию в сторону вертикального испуганного положения лица (прямо 62,82 ± 10,80 мс SEM, перевернуто 36,37 ± 6,45 мс; красные точки: p <0,05, скорректировано для множественных сравнений), и отвращение взгляда от положения сердитых лиц в вертикальном положении (51,57 ± 8,72 мс в вертикальном положении; 33,62 ± 4,36 мс в перевернутом положении), оба по сравнению с лицом, представленным в перевернутом виде. такая же эмоция.
https://doi.org/10.7554/eLife.43467.006Дополнительные файлы
Ссылки для скачивания
Список ссылок, состоящий из двух частей, для загрузки статьи или частей статьи в различных форматах.
Открытые цитаты (ссылки для открытия цитат из этой статьи в различных онлайн-сервисах управления ссылками)
- Менделей
- ЧитатьКуб»>
Процитировать эту статью (ссылки для загрузки цитат из этой статьи в форматах, совместимых с различными инструментами управления ссылками)
- Петра Веттер
- Стефани Бадде
- Элизабет Фелпс
- Мариса Карраско
(2019)
Эмоциональные лица направляют взгляд в отсутствие сознания
eLife 8 :e43467.
https://doi.org/10.7554/eLife.43467
- Скачать БибТекс
- Скачать .RIS
Эмоциональные сигналы от лиц, тел и сцен влияют на выражение лиц, фиксации и размер зрачка наблюдателя
%PDF-1.6 % 1 0 объект > /Имена 3 0 Р /Контуры 4 0 R /Метаданные 5 0 R /Страницы 6 0 Р /OCСвойства > /OCG [7 0 R] >> /OpenAction [11 0 R /Fit] /StructTreeRoot 12 0 R /Тип /Каталог /PageLabels 13 0 R >> эндообъект 14 0 объект > эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > транслировать приложение/pdf