Мотивация учащихся к учебной деятельности: Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для её развития на уроках русского языка и литературы

Мотивация школьников к обучению в современном мире

Библиографическое описание:

Бахтишаева, А. Я. Мотивация школьников к обучению в современном мире / А. Я. Бахтишаева, Р. Б. Емельянова, М. И. Марахтанова, М. Ю. Тихонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17604/ (дата обращения: 11.03.2023).



Мотивация играет очень важную роль и способствует непрерывности и успеху обучения каждого человека. Это означает, что чем выше учебная мотивация человека, тем более высокие достижения и результаты обучения должны быть достигнуты. К элементам, влияющим на учебную мотивацию, относятся стремления, способность детей к обучению, условия обучения учащихся и атмосфера учебной среды.

Ключевые слова: мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, обучающиеся.

Motivation plays a very significant part and benefits in the continuity and success of learning сarried out by each student. This suggests that the higher the learning motivation of the person, the wider the achievement and learning success to be achieved. The things that influence learning motivation include aspirations, the ability of children to learn, the conditions of learning, and the atmosphere of the learning environment.

Keywords: intrinsic motivation, extrinsic motivation, students.

Мотивация к обучению очень важна для школьников. Важность мотивации для учащихся состоит в том, чтобы информировать учащихся о том, что они могут выполнить в начале обучения, в процессе и в конце обучения, поощрять учебный энтузиазм, и информировать их о существовании учебного путешествия, а затем работы [1]. Что касается преподавательской деятельности, важно то, как создать условия или процесс, который направляет учащихся на выполнение учебной деятельности.

Обеспечение мотивации учащихся означает побуждение учащихся к выполнению чего-либо или желанию сделать что-либо в учебной деятельности таким образом, чтобы это стало привычкой и потребностью в достижении целей [2], [3]. Мотивация в преподавательской деятельности является общей движущей силой учащихся, которая стимулирует, обеспечивает преемственность и предполагает достижение целей [4]. Учителя должны прилагать усилия, чтобы поощрять и мотивировать учащихся учиться хорошо выполнять учебную деятельность. При реализации учебного процесса на уроке необходимо обращать внимание на наличие учебной мотивации, а именно той мотивации, которая существует в мире образования. Мотивация связана с тем, как человек выполняет деятельность или работу, чем больше и точнее мотивация у ученика, тем успешнее учебная деятельность, осуществляемая учащимся. Внутренняя мотивация — это желание действовать, вызванное внутренним движущим фактором [1].

Другими словами, люди вынуждены вести себя для достижения определенных целей без каких-либо внешних движущих факторов. Учащихся, которые внутренне мотивированы к участию в учебной деятельности, можно увидеть по их усердной деятельности при выполнении учебных заданий, т.к. они хотят достичь своих реальных целей. Постоянное желание узнать о чем-то больше, желание быть на глазах у учителя и демонстрация своих способностей — вот примеры форм мотивации, исходящих изнутри самого человека. Дети, мотивированные в своей деятельности внутренне, лучше учатся, чем ребята, мотивированные извне [1].

Ученики, обладающие внутренней мотивацией, проявляют высокую вовлеченность и активность в обучении. Для создания внутренней мотивации в обучении необходимо учитывать интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость [2], [3], поскольку учителям будет трудно создать внутреннюю мотивацию в учебной деятельности, если учащиеся не созрели интеллектуально, эмоционально и социально. Учителя должны способствовать установлению тесных и теплых хороших отношений с детьми, чтобы было легко обнаружить трудности, с которыми сталкиваются ученики при оптимальной реализации своего потенциала.

Внешняя мотивация определяется как мотивы, которые активны и функционируют из-за внешних раздражителей [4]. Внешняя мотивация не является истинным чувством или желанием детей учиться [2]. Внешняя мотивация возникает потому, что основная цель людей, осуществляющих деятельность, заключается в достижении целей, лежащих за пределами учебной деятельности. Другими словами, внешняя мотивация — это побуждение к поведению, которое не связано с совершаемым им действием. Ученики, движимые внешней мотивацией в учебной деятельности, всегда ожидают одобрения учителя, чтобы убедить его в правильности того, что он делает или сделал [2].

Внешняя мотивация используется учителем, так как уроки сами по себе неинтересны и учитель в меньшей степени способен вызвать интерес у детей. Человеком движет внешняя мотивация, если кто-то учится с целью получения хороших оценок, улучшения этих оценок в классе, получения диплома, поиска наград в виде цифр, призов. Внутренняя мотивация более полезна, поскольку обычно длится дольше. Между тем, внешняя мотивация может быть обеспечена учителем путем регулирования условий и учебных ситуаций, чтобы они были благоприятными. Внешняя мотивация может превратиться во внутреннюю мотивацию, когда учащиеся осознают важность обучения и учатся искренне, без ведома других [1].

Можно применить следующие аспекты для мотивирования детей к учебе:

1) ценить мнения учащихся и награждать их за смелость спорить, искренне хвалить, поощрять каждого ученика, чтобы они были более заинтересованы и мотивированы к учебе;

2) уважать учеников как личностей, обладающих собственной уникальностью;

3) воспитание дружбы с обучающимися и поддержание интимной и динамичной атмосферы в классе, привитие им чувства того, что они приняты одноклассниками и учителями;

4) дать понимание того, что они очень значимы (личный смысл), как для него самого, его семьи, друзей и учителей;

5) вселить в него уверенность в себе, чтобы процесс обучения мог увеличиться;

6) уберечь студентов от страха перед неудачей или боязни сделать что-то не так;

7) дать возможность ответить на вопрос (ищите вопросы, на которые можно ответить примерно правильно), и похвалить, если они смогут на него ответить;

8) обеспечить мотивацию для достижения наивысшего балла.

Мотивировать учеников к усердной учебе непросто. Это медленный процесс. Родители и учителя должны творчески подойти к нему. Мотивация считается важной в обучении с точки зрения ее функции и ценности. Мотивация поощряет поведение, влияет и изменяет его. Насколько сильна мотивация человека, будет определять качество поведения, которое он демонстрирует как в контексте обучения, работы, так и в других сферах жизни. Поэтому преподавателям необходимо стимулировать мотивацию учащихся. Для достижения оптимальных результатов обучения учителя должны творчески подходить к мотивации учащихся.

Литература:

  1. Аганита Х. и Гунаван И., «Лидерство в обучении: Основание для усиления характера ученика в индустриальный революционный период 4.0,» (COEMA 2019), 2020, с. 5–7.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л. И. Божович -Спб: Питер, 2008–468 с.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание Личность. / А. Н. Леонтьев — М. : Политиздат, 2005. — 304 с.
  4. Моргун В. Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. / В. Ф. Моргун, 2006. — 13–24 с.

Формирование положительной учебной мотивации | Диплом по психологии

Перейти к содержимому

Недостаточность учебной мотивации, ее внешний или отрицательный характер являются одной из преобладающих причин неуспеваемости школьников. Формирование внутренних мотивов (познавательный интерес, стремление к приобретению знаний), придающих учебной деятельности ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является необходимым условием эффективности учебной деятельности.

Основные пути формирования положительной мотивации учебной деятельности связаны с деятельностью педагога:

  1. Особенности учебного материала. Во-первых, при подборе учебных материалов педагог должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, с тем, чтобы содержание учебного материала, содержание отдельных уроков удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Во-вторых, учебный материал, используемый на уроке, должен соответствовать уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (должен быть доступным, но не слишком простым).
  2. Приемы и методы работы на уроке должны соответствовать пробуждению активности и самостоятельности детей (не должно быть однообразных упражнений на уроке, вопросов, рассчитанных только на запоминание, и т.п.). Особой эффективностью для формирования положительной учебной мотивации обладает метод проблемного обучения.
  3. Выбранные педагогом средства побуждения учебной мотивации должны соответствовать индивидуальным особенностям ученика (например, старания не принесут результата, если учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед).
  4. В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Однако этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности. Самооценка учеников обусловлена не столько их объективными возможностями, сколько влиянием оценочных воздействий, особенно со стороны учителя. Отсутствие оценки дезориентирует его, заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка (оценка одного ученика через оценку другого). При систематическом ее применении может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса. Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся следует использовать не один путь, а все перечисленные пути в комплексе, так как не один из них сам по себе не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника.

22 Идеи мотивационных занятий для учащихся

Заинтересовать и мотивировать учащихся может быть сложной задачей! Чтобы сделать обучение увлекательным и интригующим, иногда требуется творческое планирование урока с использованием позитивной психологии для снижения воздействия стресса, который может помешать обучению ребенка. Создав план урока, в котором есть место для мотивации учащихся, вы станете свидетелями положительного эффекта более счастливых учеников. От сокращения учебного времени до достижения лучших результатов — идеи мотивационной деятельности принесут пользу как вам, так и вашим ученикам! Взгляните на эти 22 задания, которые помогут учащимся вдохновиться на усердную учебу, хорошую успеваемость и практику автономного регулирования.

1. Кресло Share

Нет ничего более мотивирующего, чем неравнодушный человек! Начните год, украсив стул и поставив его рядом со своим столом. Объясните своим ученикам, что они могут сесть рядом с вами в любое время, чтобы обсудить тему, которую они не понимают, задать вопрос о домашнем задании или поговорить о своих учебных целях и проблемах. Дайте понять, что вы доступны.

Узнать больше: Учитель-сова

2. Смена обстановки

Планирование урока с учетом различных условий поможет мотивировать ваших учеников к учебе. Например, взять их с собой на урок истории или даже на поле — отличная идея.

Подробнее: Неделя образования

3. Разожгите соревновательный огонь

В конце каждой недели или месяца устраивайте викторину или интерактивное соревнование, в котором учащиеся сражаются друг с другом. Будьте дружелюбны, чтобы избежать негативных ассоциаций, и раздайте самодельные трофеи, чтобы повысить положительную мотивацию.

Узнайте больше: eHow

4. Придумайте собственное вознаграждение

Используйте теорию самоопределения и предложите своим ученикам спланировать свои собственные вознаграждения, которые они получат, когда достигнут цели. Например, вы можете предложить классу решить, будут ли они устраивать вечеринку с пиццей, дискотеку или день кино, если каждый сдаст свой проект вовремя.

Подробнее: День Греты

5. Создайте уголок для развлечения

Уменьшите стресс, который испытывают ваши ученики в школе, создав в классе «уголок успокоения» или «игровую площадку». Разместите плюшевых мишек, настольные игры и другие мотивационные занятия за занавеской или в специальном шкафу и дайте учащимся, закончившим свою работу, поиграть и насладиться отдыхом.

Узнать больше: идеальное сочетание преподавания

6. Возложить ответственность

Чувство ответственности за что-то побуждает учащихся хотеть ходить в школу и учиться. Имейте классную куклу или плюшевого мишку, о котором каждый по очереди позаботится на выходных. Пусть ваши ученики запишут то, что они сделали с талисманом в классе, в совместный дневник. Эта мотивационная деятельность будет поддерживать положительную связь между школой и развлечениями.

7. Используйте часть своей повседневной жизни

Повысьте мотивацию учащихся, разрешив использовать телефоны в классе для выполнения небольшого группового проекта. Разделите выборку подростков в вашем классе на группы и попросите их создать видео TikTok, объясняющее концепцию, которую они недавно узнали.

Подробнее: Learning Liftoff

8. Подарите им настольного питомца

Дайте каждому учащемуся ластик или фигурку в виде животного, чтобы он заботился о нем во время учебы в школе. Создайте систему баллов, где они могут обменивать баллы на еду, одежду или другие аксессуары для своего питомца. Это поможет мотивировать учащихся, поскольку они будут вдохновлены собирать милые предметы для своих питомцев, усердно работая, чтобы набрать очки.

Узнайте больше: Мы учителя

9. Самоанализ и ведение дневника

Уменьшите негативные последствия, которые испытывают некоторые дети после чрезмерной стимуляции в школе, путем поощрения самоанализа с помощью ведения дневника. Это поможет вашим ученикам оставаться спокойными и счастливыми и поможет им развить автономную регуляцию и мотивацию.

Узнайте больше: Journal Buddies

10. Сделайте свой энтузиазм заразительным

Если вы хотите учиться, ваши ученики тоже будут в восторге! Улучшите мотивационные аспекты вашего класса, добавив в него свежий декор.

Узнайте больше: Chaylor And Mads

11. Используйте уникальные интересы вашего учащегося

Отметьте для каждого из ваших учеников особый тематический день, посвященный их любимым вещам, например, животным, телешоу или выпечке. Украсьте свой класс в соответствии с темой и соответствующим образом составьте план урока.

Узнайте больше: Преобразование в классе

12. Поиск в себе

Внутренняя мотивация подтолкнет ваших учеников к большему, чем вы когда-либо могли. Поощряйте их любить учиться на их собственных условиях. Это также будет иметь эффект буферизации стресса, поскольку у учащихся будет более важная цель, за которую они будут цепляться, когда учеба становится тяжелой.

Дополнительная информация: эксперт по подготовке к экзаменам

13. Включите физкультуру в свою повседневную жизнь

Многие ученики испытывают тревогу в школе; особенно перед тестами или экзаменами. Помогите этим учащимся, используя физическую активность как способ уменьшить влияние стресса. Включите игры, чтобы ваши ученики двигались в классе.

Узнать больше: Goodbye Anxiety Hello Joy

14. Празднование прогресса

Мотивируйте своих учеников-подростков, используя тактику внешней мотивации, приглашая каждого ученика для обсуждения прогресса в классе за вкусными закусками. Если вы встретитесь с каждым студентом на его уровне один раз в семестр, они увидят, что вы уважаете и заботитесь о них и их успехах.

Дополнительная информация: Oh Happy Joy

15. Show You Care

Начните учебный год или новый триместр с пакетом услуг по уходу. Мотивация студентов взлетит до небес, когда они получат в свои руки закуски, занятия и полезные предметы, которые пригодятся во время академических занятий!

Узнать больше: Rain And Pine

16. Классная йога

Последствия стресса можно свести к минимуму, если поощрять активность учащихся в классе. Обучайте саморегуляции в классе, начиная каждый выходной день с десятиминутной йоги. Вторичные результаты этого упражнения включают в себя повышение ясности ума учащихся, что поможет им в академических уроках.

Подробнее: Pink Oatmeal

17. Полоса препятствий на поле 

Укрепляйте здоровье и мотивацию подростков, поощряя своих учеников участвовать в полосе препятствий! Отдохните от занятий и выйдите на улицу, чтобы заняться умеренной или интенсивной физической активностью.

Дополнительная информация: Happy Toddler Playtime

18. Поощрение сообщества

Основным результатом любой деятельности по мотивации должно быть улучшение положительной ассоциации учащихся со школой. Включите время для общения в план урока, чтобы учащиеся могли общаться с друзьями и получать удовольствие от проведения времени в вашем классе.

Подробнее: K12

19. День приглашенного докладчика

Поощряйте самостоятельную мотивацию, приглашая успешных людей из всех слоев общества для обсуждения того, как трудовая этика и регулирование поведения улучшили качество их жизни.

Узнать больше: Edutopia

20. Создать доску визуализации

Поощрение инициативности учащихся поможет им добиться успеха после того года, когда они были вашими учениками. Принесите в класс журналы, клей с блестками и клей, и пусть каждый ученик соберет, вырежет и наклеит изображения, которые его вдохновляют, на свои доски. Имея в виду большую жизненную цель, они помогут им не сбиться с пути в учебе.

Узнать больше: Study All Knight

21. Разбейте работу на части

Убедитесь, что при планировании урока вы разбиваете сложный предмет или задание на управляемые части. Учащиеся выстраивают положительную корреляцию между усердной работой и удовольствием от учебы, когда они идут в темпе, который позволяет им отвечать на вопросы и переваривать работу.

Дополнительная информация: HCPSS

22. Поощряйте оценивание

Выделяя время для выполнения упражнения по самооценке в течение семестра, вы поощряете регулирование поведения ваших учащихся. Студенты найдут мотивацией задуматься о своем учебном путешествии и поставить цели на следующий семестр или год.

Узнать больше: Math Giraffe

Похожие сообщения:

Мотивационные занятия для класса

КИМБЕРЛИ ТУРТЕНВАЛЬД
КЛАСС

Поддерживать мотивацию детей и совместную работу в классе может быть непростой задачей для учителя в школе. год. Использование мотивационных мероприятий в классе может помочь создать единый класс и мотивировать учащихся, которые хотят работать вместе, чтобы учиться. Эти действия могут быть легко реализованы в любом классе в качестве полезного инструмента для учителей.

Исследуйте эту статью

  • Арахисовое масло и желе
  • 100 -й день. инструменты, необходимые для приготовления бутерброда с арахисовым маслом и желе, включая хлеб, арахисовое масло, желе, нож и салфетки. Класс можно разделить на несколько групп или остаться в одной большой группе. Попросите одного из учеников рассказать вам, как приготовить бутерброд с арахисовым маслом и желе. Делайте именно то, что говорит вам ученик. Например, если она говорит вам положить на хлеб арахисовое масло, положите на хлеб всю банку. Студенты будут смеяться, но они также получат урок о том, как четко говорить и давать правильные инструкции. Повторяйте весь процесс до тех пор, пока кто-нибудь не скажет вам, как правильно приготовить бутерброд.

    2 Мероприятия в честь 100-летия

    В некоторых школах уже отмечают 100-летие школы, которое разбавляет монотонность учебного года. Учеников можно попросить принести 100 маленьких одинаковых предметов, таких как лапша, зубочистки, ватные шарики или кусочки хлопьев. Затем учащиеся могут создать иллюстрацию, отображающую эти предметы так, как они пожелают. Родители могут присылать угощения, чтобы их было в общей сложности 100, например, кексы или упаковки конфет размером с угощение. Сто воздушных шаров можно использовать для украшения класса. Празднование 100-летия школы помогает мотивировать учащихся на вторую половину года.

    3 Награды за достижение цели

    Предложение учащимся специальной деятельности после достижения цели — хороший способ мотивировать их. Например, вы можете устроить соревнование по чтению для учащихся, чтобы побудить их к чтению. Каждый учащийся может поставить цель чтения, например, читать определенное количество страниц в день или читать определенное количество книг в месяц. В качестве награды следует использовать что-то веселое и развлекающее для детей, например, ночевку в спортзале для всех, кто достигает своей цели, или директор будет ночевать на стоянке, если определенный процент класса достигнет своей цели.

    4 Web Scavenger Hunt

    Интернет стал значительной частью повседневной жизни. Умение хорошо ориентироваться в Интернете означает, что вы можете найти любую информацию, которая может вам понадобиться в жизни. Учителя могут проверять навыки своих учеников в Интернете, создавая список вопросов, на которые ученики должны найти ответы. Учителя могут использовать любой предмет, который они изучают в классе, но ответы не должны быть найдены в учебниках. Студенты должны будут найти ответы в Интернете. Вы даже можете потребовать, чтобы учащиеся сообщали вам местонахождение информации, чтобы вы могли убедиться, что они нашли ее в Интернете.

    5 В очередь

    Это упражнение помогает учащимся научиться работать вместе без словесного общения. Учитель должен попросить учеников выстроиться в линию по росту, от самого маленького до самого высокого. Студентам не разрешается разговаривать во время этого упражнения, что затрудняет общение. Понаблюдайте за учащимися, чтобы увидеть, как они справляются с заданием. После того, как они будут выполнены, учитель может задать вопросы о том, как они смогли выполнить задание, что они сделали для общения и какие препятствия создало правило запрета на разговоры при выполнении задания.