Контролирующий стиль семейного воспитания: Контролирующий стиль семейного воспитания

Содержание

Контролирующий стиль семейного воспитания

Стили семейного воспитания.

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:

  • Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним.
  • Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это может привести к тому, что ребенок замкнется, станет злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.
  • Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.
  • Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестокие, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны, они совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится.

Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Такие родители часто говорят: «яйцо курицу не учит».

Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребенка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести. Уже в начальной школе поступки ребенка могут стать неадекватными и принимают форму защитных реакций.

У таких учащихся возникают проблемы в учебе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку. Такие ученики не умеют мыслить творчески, хотя и могут обладать творческим потенциалом, не пытаются бороться за истину. Как правило, у них очень высокий уровень тревожности.

Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на все. В силу того что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям.

Таким ученикам трудно сосредоточенно работать в течение 15-20 минут, однако в начальной школе они могут обучаться весьма успешно. Если этих ребят педагоги впоследствии привлекают к участию в кружках и секциях, то им непременно нужна ситуация успеха, иначе они больше на занятия не пойдут. Если у них что-то не получается или получается хуже, чем у других детей, они могут уничтожить все, что связывало их с этой работой, и больше никогда к ней не возвращаться.

У детей тревожного типа достаточно непросто складываются взаимоотношения в коллективе. В школе они часто конфликтуют со своими сверстниками и даже с учителями. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе изолированными детьми.

У таких учащихся, по наблюдениям психологов, наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе. Замечания и критику в свой адрес эти дети практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это нередко вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слез и наоборот. Учащиеся такого типа уже в начальной школе очень часто переводятся педагогом в разряд неуправляемых и недисциплинированных детей.

Педагог должен знать, что школьникам с тревожным социально-психологическим типом личности свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защищать их. Таким учащимся свойственно раннее проявление следующих личностных качеств; низкая степень сформированности интеллектуальных функций (преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик), нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствительность, зависимость от других, тревожность, низкий самоконтроль, напряженность, раздражительность.

Классному руководителю необходимо:

  • систематически демонстрировать результаты положительной динамики в обучении, развитии, воспитании таких детей;
  • способствовать повышению самооценки учащихся в глазах их родителей;
  • с помощью различных видов дополнительных учебных занятий, кружков помочь учащимся продвигаться в собственном интеллектуальном развитии;
  • учить учащихся планированию и целеполаганию собственной деятельности;
  • предъявлять к таким учащимся обоснованные требования и ставить посильные задачи;
  • проводить регулярные встречи — собеседования с детьми и их родителями по анализу промежуточных результатов их достижений.

Дереклеева Н.И.

Контролирующий стиль семейного воспитания.

Предупредительный стиль семейного воспитания.

Стили семейного воспитания.

Сочувствующий стиль семейного воспитания.

Влияние стиля семейного воспитания на личность ребенка

От того, какую роль ребенок занимает в семье и как складывается его общение с родственниками, напрямую зависит, каким он станет в будущем, как будет смотреть на мир и взаимодействовать с окружающими людьми.

Семья – это колыбель развития ребенка. Знания о различных стилях семейного воспитания, их плюсах и минусах, позволят Вам выработать свой собственный стиль и создать гармоничные семейные отношения.

Роль семьи в формировании личности ребенка 

Взаимоотношения внутри семьи часто воспринимаются ребенком как образец для подражания. Большинство психологов уверены, что именно огрехи воспитания в детстве становятся причиной трудностей в общении во взрослой жизни. Формирование личности малыша напрямую зависит от того, какая модель воспитания характерна для его семьи.

Родители имеют огромное влияние на своего кроху, так как именно они, а не воспитатели, тренеры или учителя, проводят с ребенком большую часть времени, а их модель общения становится примером для подражания.

Существует множество классификаций стилей семейного воспитания, за основу которых взяты различные критерии взаимоотношений внутри семьи. В этой статье мы познакомим Вас классификациями, предложенными следующими авторами:

  1. Дж. Болнуин;
  2. Г. Крайг;
  3. Д. Элдер;
  4. Л.Г. Саготовская;
  5. Э.Г. Эйдемиллер.

Стили семейного воспитания по Дж. Болдуину

В классификации Дж. Болдуина выделено два стиля воспитания. За основу разделения демократического и контролирующего стиля легли такие критерии, как характер требований к ребенку, степень контроля, эмоциональной поддержки и оценки.

Демократический стиль воспитания

Контролирующий стиль воспитания

В семье присутствует высокий уровень доверия, каждый готов оказать друг другу помощь. Мнение всех членов семьи учитывается при решении важных вопросов. Ребенок воспринимается как самостоятельная личность.

Большое количество запретов и правил.

Ребенок воспринимается как член семьи, который не имеет своего мнения и во всем должен слушать родителей. Уровень доверия в семье низкий.

Исследования психологов показало, что дети, которые воспитывались в семьях с демократическим стилем воспитания, чаще всего обладают следующими характеристиками:

  • Склонность к лидерству;
  • Всесторонняя развитость;
  • Социальная активность;
  • Общительность;
  • Недостаток эмпатии, отсутствие альтруизма.

В семьях с контролирующим стилем воспитания дети вырастают:

  • Внушаемыми;
  • Послушными;
  • Безынициативными;
  • Тревожными.

Такие «чистые» варианты семейного воспитания встречаются нечасто, большинство семей придерживаются смешанного стиля.

Классификация стилей воспитания Г. Крайга

Стили семейного воспитания по Г. Крайгу можно разделить на основании двух критериев: степень родительского контроля и доверительность отношений в семье. Исследователь выделяет четыре основных стиля воспитания:

  • Авторитетный стиль семейного воспитания является одним из самых гармоничных. Эта родительская позиция основана на доверии к своему ребенку, но при этом уровень контроля остается на высоком уровне. В результате в семье устанавливаются дружественные отношения, а малыш получает достаточно свободы для самореализации. Дети в таких семьях обычно вырастают целеустремленными и уверенными в себе, а также способными к самоконтролю.
  • Авторитарный стиль воспитания чаще всего приводит к напряженным внутрисемейным отношениям. Он основан на тотальном контроле. Ребенок в семье, где придерживаются данного стиля воспитания, становится боязливым, раздражительным, агрессивным, зависимым.

  • Либеральный стиль семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля детей и доверительными отношениями внутри семьи. Поведение ребенка практически не регулируется, но при этом дети учатся самостоятельно себя контролировать. Вырастая, дети чаще всего становятся активными и творческими личностями.
  • При индифферентном стиле воспитания ребенку предоставляется максимальный уровень свободы. Взрослые мало времени уделяют детям, поэтому взаимоотношения внутри таких семей не отличаются теплотой. Использование этого стиля семейного воспитания чревато тем, что ребенок может вырасти враждебно и антисоциально настроенным.

Стили воспитания детей по Д. Элдеру

Д. Элдер выделяет семь типов семейного воспитания. Критериями классификации являются степень контроля и давления на ребенка.

Стиль семейного воспитания

Уровень контроля

Автократический стиль воспитания

Максимальный (тотальный контроль и подавление воли ребенка)

Авторитарный стиль воспитания

Высокий уровень контроля (родители принимают решения, но ребенок может высказать свое мнение)

Демократический стиль воспитания

Умеренный (каждый член семьи имеет право голоса)

Эгалитарный стиль воспитания

Самоконтроль (права и обязанности взрослых и детей полностью равны)

Разрешающий стиль воспитания

Низкий уровень контроля

Попустительский стиль воспитания

Отсутствие контроля (полная свобода действий ребенка)

Игнорирующий стиль воспитания

Полное отсутствие контроля и интереса к жизни ребенка

Степень контроля над действиями ребенка – очень важный показатель стиля семейного воспитания. От того, сколько свободы предоставляется ребенку в детстве, зависит, вырастет ли он уверенным в себе, активным и предприимчивым или же, наоборот, станет тревожным и безынициативным человеком.

Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской

Данная классификация описывает шесть возможных вариантов стилей воспитания, различающихся по степени эмоциональности отношений между взрослыми и ребенком, а также роли детей в жизни семьи.

  1. Ребенок – главная забота и цель жизни взрослых;
  2. Ребенок – объект педагогических усилий;
  3. Ребенок – помощник, маленький взрослый;
  4. Ребенок – друг, самостоятельная личность;
  5. Ребенок – «пустое место»;
  6. Ребенок – помеха.

Варианты патологических стилей семейного воспитания (Э.Г. Эйдемиллер)

Автор этой классификации выделяет стили семейного воспитания, которые являются аномальными и негативно сказываются на развитии личности ребенка. Стили воспитания различаются по уровню участия взрослых в жизни детей, степени контроля и внимания родителей к индивидуальным особенностям ребенка.

  • Гипоопека – это недостаточная забота о ребенке. Дети в такой ситуации предоставлены сами себе, контакты внутри семьи минимальны и поверхностны. Крайняя степень гипопротекции – безнадзорность и педагогическая запущенность.
  • Доминирующая гиперопека – чрезмерная забота о ребенке в совокупности с полным контролем поведения. В таких семьях присутствует огромное количество запретов. В результате этого дети могут вырасти несамостоятельными и безынициативными.
  • Потворствующая гиперопека – это стиль семейного воспитания, при котором желания и успехи ребенка ставятся во главу угла. Родители исполняют все прихоти своего малыша. Часто детям, выросшим в таких «тепличных» условиях, во взрослой жизни приходится нелегко.

  • Эмоциональное отвержение. При данном стиле воспитания взрослые не хотят участвовать в жизни детей, часто прибегают к наказаниям. Такие «холодные» родители могут считать своим долгом лишь материальное обеспечение ребенка и не заботятся об эмоциональном благополучии малыша.
  • Завышенные требования. Иногда родители возлагают на ребенка слишком много обязанностей и требуют от него того, что ему еще не под силу. Такое отношение к крохе как к маленькому взрослому часто приводит к повышенной тревожности и подавленности.
  • Непоследовательность. Хаотический стиль семейного воспитания, который может возникать из-за отсутствия у родителей единой позиции или их боязни показаться малышу нелюбящими. Плавающие границы дозволенного и непоследовательность развивают в ребенке импульсивность, неуверенность, нестабильность самооценки. Малыш, не имеющий четкой картиной мира, не получает нужного ему ощущения безопасности и предсказуемости.

Рекомендации для родителей

В данной статье мы рассказали Вам о различных стилях семейного воспитания. Хотя каждый из авторов давал стилям свое название и использовал различные критерии классификации, все они говорили примерно об одном и том же. В традиционной классификации, которая обобщает предложенные ранее варианты, представлены четыре основных типа семейного воспитания: авторитарный (властный), демократический (уважающий), потакающий (гиперопека), попустительский (равнодушный). Их особенности наглядно представлены на видео:

Авторитарный стиль воспитания предполагает, что слово родителей для ребенка – закон. Немногие дети могут сохранить при этом свою индивидуальность, чаще всего малыш вырастает недоверчивым, замкнутым, несамостоятельным. В подростковом возрасте у ребенка могут возникать бунты и антисоциальное поведение.

Если вы замечаете за собой авторитарную модель поведения, постарайтесь изменить свое отношение к ребенку. Необходимо снизить давление на малыша и обратить внимание на его собственные потребности и желания.

Другая крайность – это попустительский стиль семейного воспитания, при котором ребенку все дозволено. Часто родители используют данный стиль воспитания, желая показать свою любовь, однако эта стратегия не приводит к положительным результатам. Отсутствие родительского авторитета и любых ограничений неадекватно завышает самооценку ребенка, что может вести за собой трудности общения.

На развитии ребенка негативно сказывается как тотальный родительский контроль, так и отсутствие дисциплины. Ограничения и запреты очень важны для малыша. Они учат его контролировать свои действия и вести себя в рамках общественных норм.

Наиболее гармоничным стилем семейного воспитания является демократический стиль. Он представляет собой сочетание дисциплины и уважение свободы ребенка. Взрослые не ущемляют права детей, а у них, в свою очередь, есть ряд обязанностей. Внутри семьи устанавливаются близкие доверительные отношения. В результате дети вырастают общительными, уверенными в себе и самостоятельными.

Выводы

Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка – это чрезвычайно важная и актуальная проблема. То, какого стиля Вы придерживаетесь, воспитывая своего малыша, напрямую влияет на его самооценку, коммуникабельность, активность, самостоятельность и, в целом, на отношение к миру. Наиболее гармоничным и эффективным является демократический стиль воспитания, в основе которого лежит равноправие, взаимоуважение, забота и любовь.

Заключение

Мы уверены, что каждый родитель желает для своего ребенка только лучшего и осознает свою ответственность за его развитие. Благоприятный климат в семье, любовь и уважение – это то, что нужно малышу, чтобы быть уверенным в себе и с радостью познавать мир. Приводя своего ребенка на занятия в детский Монтессори-центр «Созвездие», Вы можете быть уверены, что здесь к нему будут относиться как к уникальной личности, уважать его чувства и ценить его свободу выбора.

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

6 признаков контролирующего воспитания и почему это вредно

Существуют разные стили воспитания детей, и, к сожалению, контролирующий стиль является одним из самых распространенных. Здесь вместо того, чтобы мягко направлять подлинное «я» ребенка, родитель пытается создать и сформировать ребенка таким, каким, по их мнению, он должен быть.

Как следует из самого термина, основным признаком контролирующего воспитания является контролирующий подход к ребенку. Контролирующий стиль воспитания иногда также называют авторитарное или вертолетное воспитание , и это потому, что родитель действует авторитарно или зависает над ребенком и контролирует каждое его движение. Методы, используемые для его реализации, включают нарушение границ ребенка или неудовлетворение его истинных потребностей.

Признаки контролирующего стиля воспитания

1. Нереалистичные ожидания и обреченные на провал сценарии

Ожидается, что ребенок будет соответствовать иррациональным, нездоровым или просто недостижимым стандартам, и его наказывают, если он этого не делает. Например, ваш отец говорит вам что-то сделать, но никогда не объясняет, как это сделать, а затем злится, если вы не можете сделать это правильно или немедленно.

Часто ребенок настроен на неудачу, и он будет испытывать негативные последствия независимо от того, что он делает и как он это делает. Например, ваша мать приказывает вам быстро бежать в магазин за продуктами, когда идет дождь, а затем расстраивается, когда вы приходите домой мокрым.

2. Необоснованные, односторонние правила и положения

Вместо того, чтобы разговаривать с детьми, вести переговоры, тратить время на разъяснения, устанавливать принципы, применимые ко всем членам семьи и общества, контролирующие родители устанавливают строгие правила, применимые только к ребенку или только определенным людям. Эти правила односторонние, неразумные и беспринципные, а зачастую даже не имеют должного объяснения.

Иди убирайся в своей комнате! Но почему? Потому что я так сказал!

Не курить! Но ты куришь, папа. Не спорь со мной и делай то, что я говорю, а не то, что я делаю!

Вместо обращения к личным интересам ребенка, это обращение к неравенству власти между родителем и ребенком.

3. Наказания и контролирующее поведение

Когда ребенок не желает подчиняться или не соответствует тому, что от него ожидают, его контролируют и наказывают. Опять же, часто без каких-либо объяснений, кроме того, что я твой родитель! или Ты плохой!

Существует два типа контролирующего и наказывающего поведения.

Один: активное или явное, включая физическую силу, крики, вторжение в частную жизнь, запугивание, угрозы или ограничение передвижения.

И два: пассивный или скрытый, то есть манипулирование, чувство вины, стыд, игра в жертву и так далее.

Таким образом, ребенка либо просто заставляют подчиниться, либо им манипулируют, чтобы заставить подчиниться. А если они терпят неудачу, их наказывают за непослушание и несовершенство.

4. Отсутствие эмпатии, уважения и заботы

В авторитарной среде вместо того, чтобы восприниматься как равноправный человек, ребенок обычно рассматривается как подчиненный. Напротив, родитель и другие авторитетные лица рассматриваются как начальники. Ребенку также не разрешается подвергать сомнению эту динамику или оспаривать авторитет родителей. Эта иерархическая динамика проявляется в недостатке эмпатии, уважения, тепла и заботы о ребенке.

Большинство родителей, как правило, в состоянии удовлетворить физические, основные потребности ребенка (еда, кров, одежда), но они либо эмоционально недоступны, либо сильно нуждаются, либо властны, либо эгоистичны. Эта обратная связь, которую ребенок получает в форме наказаний и контролирующего обращения, наносит ущерб его чувству собственного достоинства и идентичности.

5. Смена ролей

Поскольку многие контролирующие родители имеют сильные нарциссические тенденции, они сознательно или бессознательно считают, что целью и обязанностью ребенка является удовлетворение потребностей родителей, а не наоборот. Они видят в ребенке собственность и объект, который служит их потребностям и предпочтениям. В результате во многих сценариях ребенок вынужден соответствовать роли родителя, а родитель берет на себя роль ребенка.

Эта смена ролей проявляется, когда к ребенку относятся как к замещающему родителю по отношению к родителю или другим членам семьи. Здесь ожидается, что ребенок будет заботиться об эмоциональных, экономических, физических или даже сексуальных потребностях и желаниях своих родителей. Если ребенок не хочет или не может этого сделать, опять же, его считают плохим и наказывают, принуждают или манипулируют, чтобы он подчинился.

6. Инфантилизация

Поскольку контролирующие родители не видят своего ребенка как отдельную, индивидуальную сущность, они часто воспитывают ребенка зависимым. Такое обращение негативно влияет на чувство собственного достоинства, компетентность и индивидуальность ребенка.

Поскольку родитель считает и ведет себя так, как будто ребенок неполноценен и неспособен жить в соответствии со своими интересами, он или она думает, что они знают, что лучше для ребенка, даже если ребенок способен принимать собственные решения и идти на просчитанный риск.

Это способствует зависимости и останавливает естественное развитие ребенка, потому что ребенок никогда не развивает адекватные границы, ответственность за себя и сильное чувство идентичности. На психологическом, обычно бессознательном уровне, не позволяя ребенку вырасти сильным, компетентным, самостоятельным. — достаточно человечный родитель, который крепче привязывает ребенка к себе, чтобы продолжать удовлетворять свои потребности ( см. # 5 ).

У такого ребенка обычно возникают проблемы с принятием собственных решений, развитием компетентности или созданием уважительных и приносящих удовлетворение отношений. Они часто страдают от недооценки себя, чрезмерной привязанности, стремления к одобрению, нерешительности, зависимости от других и множества других эмоциональных и поведенческих проблем.

В следующей статье мы подробнее поговорим о том, почему контроль над воспитанием детей не является ни жизнеспособным, ни эффективным подходом.

Контролировали ли ваши родители, учителя или другие авторитетные лица? Как вам росло в такой среде? Не стесняйтесь, дайте нам знать в комментариях ниже или напишите об этом в своем журнале.

Фото: Пирс Най

Контролирующие родители — 20 признаков и почему они вредны

Чувство независимости и контроля необходимо для нашего здоровья и благополучия ​1​ . Однако за последние два десятилетия среди студентов колледжей наблюдается тревожное снижение чувства контроля ​2​ . Они считают, что их жизнь контролируется внешними силами. Наличие контролирующих матерей или отцов является, по крайней мере частично, распространенным источником такой беспомощности.

Типы родительского контроля

Существует два типа родительского контроля – поведенческий контроль и психологический контроль.

Поведенческий контроль

Поведенческий контроль относится к наблюдению и управлению поведением детей. Эти властные родители дисциплинируют поведение своих детей, следят за их местонахождением и наблюдают за их общественной жизнью ​3​ . Поведенческий контроль предназначен для регулирования поведения детей в соответствии с преобладающими семейными или социальными нормами.

Автономия и регулирование необходимы для развития ребенка. Автономия позволяет ребенку развивать отдельную личность вдали от родителей. Этот процесс индивидуации особенно важен в подростковом возрасте, когда подростки готовятся к взрослой жизни 9.0085 4 .

В то же время родители должны обеспечить адекватную структуру для того, чтобы ребенок научился подавлять разрушительное поведение и вести себя социально приемлемо ​5​ . Структура и руководство в поведении необходимы для благоприятного развития личности.

Контроль поведения в определенной степени имеет первостепенное значение для здорового развития ребенка. Он направлен на мониторинг, обучение и регулирование надлежащего поведения.

Однако, когда родители перебарщивают и контролируют каждую мельчайшую деталь поведения своих детей, они перестают контролировать родителей 6 .

Психологический контроль

Психологический контроль относится к вмешательству в эмоциональное и психологическое развитие детей. Контролирующие родители не реагируют на эмоциональные и психологические потребности своих детей. Они ограничивают, обесценивают и манипулируют психологическим опытом детей. Они также подавляют независимое выражение эмоций ​7​ .

Эти контролирующие родители манипулируют чувствами, мыслями или идеями детей через отношения между родителями и детьми, используя вину, отказ от любви, показывая разочарование, неодобрение и стыд ​8​ . Кроме того, они хотят, чтобы их дети были эмоционально зависимы и были привязаны к ним ​9​ .

Психологически контролирующие родители воспринимаются своими детьми как навязчивые, чрезмерно защищающие, собственнические, директивные и контролирующие через чувство вины ​10​ .

Способы контроля

Дети могут испытывать родительский контроль по-разному в зависимости от того, какие меры контроля используют родители. Вот два направления контролирующей практики.

Внутренний контроль

Психологический контроль часто осуществляется с помощью тонких невербальных сигналов. Эти родители обращаются в первую очередь к силам и правилам, которые находятся внутри ребенка, например, когда родители активируют чувства стыда и вины.

Поскольку контроль является более внутренним, скрытым и неочевидным, большинство мер психологического контроля представляют собой внутренний контроль родительских практик.

Внешнее контролирование

Внешнее контролирующее воспитание осуществляется открыто и открыто. Крики, удары, наказания и поощрения — это обычные стратегии, используемые для принуждения детей внешними непредвиденными обстоятельствами.

Психологический контроль не всегда является внутренним контролем. Некоторые родители прибегают к личным нападкам или неустойчивому эмоциональному поведению, например, то заботясь о своих детях, то нападая на них.

Жесткое воспитание, вертолётное воспитание и строгое воспитание — все типы воспитания с внешним контролем. Все эти стили воспитания являются авторитарными стилями воспитания.

Признаки контролирующих родителей

Наличие контролирующих родителей зависит от комбинации нескольких факторов ​11​ :

  • тип контроля (поведенческий или психологический)
  • способ контроля (внутренний контроль против внешнего контроля)
  • уровень контроля (средний или высокий)
  • темперамент ребенка (воспринимает ли ребенок их как контролирующих)

Несмотря на сложности, некоторые методы воспитания детей считаются контролирующими «в среднем».

Признаки контроля со стороны родителей включают:

  1. Требуйте слепого повиновения и соответствия
  2. Не позволяйте детям участвовать или подвергать сомнению решения родителей
  3. Не позволяйте ребенку принимать собственные решения
  4. Не поощряйте выбор или независимость
  5. Диктуйте каждый аспект жизни ребенка
  6. «Помогите» ребенку без просьбы
  7. Используйте такие причины, как «потому что я так сказал», чтобы дисциплинировать
  8. Считаю, что детей должно быть видно, но не слышно
  9. Манипулировать и использовать связь родитель-ребенок, например, вызывая чувство вины или отказываясь от любви
  10. Дисциплина посредством наказания и принуждения
  11. Используйте негативные, эмоциональные выражения и критические замечания, такие как разочарование и стыд
  12. Критикуйте любой выбор своего ребенка
  13. Нереально высокие стандарты и ожидания
  14. Множество жестких правил
  15. Произвольное добавление семейных правил для большего контроля
  16. Отсутствие сочувствия к своему ребенку
  17. Отказ смотреть на вещи с точки зрения своего ребенка
  18. Верь, что они всегда правы
  19. Всегда говорю, что делать
  20. Не уважайте вашу частную жизнь
  21. Эмоционально незрелый

См. также: Нарциссические родители – 11 последствий и способы их лечения

Психологические последствия контролирующего воспитания

Психологи обнаружили, что различные контролирующие факторы могут по-разному влиять на детей, особенно на подростков.

Отсутствие контроля над поведением долгое время ассоциировалось с поведенческими проблемами. Эти дети больше действуют и менее способны сдерживать разрушительное поведение.

Умеренная регуляция поведения и контроль полезны для детей. Установление границ и мониторинг связаны с положительными результатами, такими как меньшее отыгрывание и лучшая успеваемость ​12​ .

Но когда контроль находится на высоком уровне, негативное влияние на развитие детей может быть длительным ​7​ будь то поведенческое или психологическое. При высоком уровне поведенческого или психологического контроля подростки чувствуют, что они некомпетентны и не имеют значения 6 .

Родители, которые очень строго контролируют свое поведение, подрывают уверенность детей в своих способностях. Чрезмерная помощь родителей во время выполнения заданий и прерывание решения проблем ребенком свидетельствует о сомнениях в компетентности ребенка. В результате у этих детей низкая самооценка . Они менее саморегулируемы, выше в действиях и ниже в успеваемости ​13,14​ .

Многие психологи считают, что психологический контроль особенно вреден для ребенка. Коварная манипулятивная тактика, используемая внутренне контролирующим отцом или властной матерью, может вызвать чувство чрезмерной лояльности по отношению к родителям, чтобы подчиняться их авторитету.

Уступчивость этих детей обусловлена ​​желанием избежать чувства вины или потери родительской любви​11​. Поэтому, когда их отвергают родители, они обижаются. Эта смесь неоднозначных и противоречивых чувств по отношению к родителям создает ощущение внутреннего напряжения. Дети психологически контролирующих родителей более склонны страдать от низкой самооценки и проблем с психическим здоровьем, таких как тревожность, депрессия ​15​ и антиобщественное поведение ​16​ .

С другой стороны, внешне контролирующие родители по-разному влияют на своих детей. Дети моделируют свое поведение по образцу поведения своих родителей. Дети, находящиеся под внешним контролем, часто становятся свидетелями того, как их родители открыто проявляют агрессивное и контролирующее поведение. Они более склонны к физической агрессии по отношению к другим ​17​ . Они с большей вероятностью станут хулиганами или жертвами издевательств . Они также имеют тенденцию проходить этот тип суровое воспитание следующего поколения ​18​ .

Как бороться с контролирующими родителями

«Почему мои родители пытаются контролировать мою жизнь?»

Если вы несчастный ребенок, у которого контролирующие родители, я вам сочувствую.

Детям и подросткам трудно справиться с родительским контролем самостоятельно, потому что они полностью полагаются на своих родителей. Обращение за консультацией в школу или обращение к терапевту может оказать поддержку, чтобы пройти через это.

Некоторые дети также используют переговоры как более автономный способ справиться с ситуацией ​19​ .

См. также: Как вести себя с контролирующим родителем в подростковом возрасте

Если вы были или были контролирующим родителем, лучше всего обратиться к своему ребенку за профессиональной помощью . Дети обычно используют один из двух неавтономных способов совладания — компульсивное подчинение или оппозиционное неповиновение. Ни один из них не подходит вашему ребенку.

Если вы взрослый, наличие контролирующего родителя может вызвать у вас чувство неуважения ​16​ . К сожалению, исследования показывают, что контролирующее родительское поведение вряд ли изменится со временем ​20​ . Если вы страдаете от симптомов депрессии или тревоги, как можно скорее обратитесь за профессиональной помощью. При поиске терапевтической помощи ищите того, кто хорошо разбирается в реляционной терапии ​21​ и в решении родительских проблем.

См. также: Как взрослые дети могут оправиться от авторитарного воспитания


Ссылки

  1. 1.

    Дреер Д., Фельдман Д., Нуман Р. Опрос контролирующих родителей. Журнал по делам студентов колледжа . 2014;32(1):97-111.

  2. 2.

    Твенге Дж. М., Чжан Л., Им К. Это вне моего контроля: межвременной метаанализ увеличения экстерналии в локусе контроля, 1960–2002 гг. Pers Soc Psychol Rev . Опубликовано в Интернете в августе 2004 г .: 308–319. дои: 10.1207/s15327957pspr0803_5

  3. 3.

    Баллаш Н., Лейфер О., Бакли А.Ф., Вудрафф-Борден Дж. Родительский контроль в этиологии тревоги. Clin Child Fam Psychol Rev . Опубликовано в Интернете 7 ноября 2006 г .: 113–133. doi: 10.1007/s10567-006-0007-z

  4. 4.

    Марсия Дж. Э. Идентичность в подростковом возрасте. Справочник по подростковой психологии . 1980;9(11).

  5. 5.

    Lamborn SD, Mounts NS, Steinberg L, Dornbusch SM. Модели компетентности и адаптации среди подростков из авторитарных, авторитарных, снисходительных и небрежных семей. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, октябрь 1991 г .: 1049. дои: 10.2307/1131151

  6. 6.

    Какихара Ф., Тилтон-Уивер Л. Интерпретация родительского контроля подростками: в зависимости от сферы деятельности и типов контроля. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в ноябре 2009 г .: 1722–1738. doi:10.1111/j.1467-8624.2009.01364.x

  7. 7.

    Парикмахерская БК. Родительский психологический контроль: пересмотр забытой конструкции. Развитие ребенка . Опубликовано в сети 19 декабря96:3296. дои: 10.2307/1131780

  8. 8.

    Барбер Б.К., Хармон Э.Л. Нарушение самости: Родительский психологический контроль над детьми и подростками. В: Навязчивое воспитание: как психологический контроль влияет на детей и подростков. Американская психологическая ассоциация; 2002: 15-52. дои: 10.1037/10422-002

  9. 9.

    Петтит Г., Лэрд Р., Додж К., Бейтс Дж., Крисс М. Предыстория и проблемы с поведением при родительском наблюдении и психологическом контроле в раннем подростковом возрасте. Ребенок Дев . 2001;72(2):583-598. дои: 10.1111/1467-8624.00298

  10. 10.

    Шефер Э.С. Конфигурационный анализ детских отчетов о поведении родителей. Журнал консультационной психологии . Опубликовано в Интернете 1965: 552-557. дои: 10.1037/h0022702

  11. 11.

    Soenens B, Vansteenkiste M. Теоретическая модернизация концепции родительского психологического контроля: новые идеи на основе теории самоопределения. Обзор развития . Опубликовано в Интернете в марте 2010 г .: 74–99. doi:10.1016/j.dr.2009.11.001

  12. 12.

    Бин Р.А., Буш К.Р., Маккенри П.С., Уилсон С.М. Влияние родительской поддержки, поведенческого контроля и психологического контроля на академические достижения и самооценку афроамериканских и европейско-американских подростков. Журнал подростковых исследований . Опубликовано в Интернете в сентябре 2003 г .: 523–541. дои: 10.1177/0743558403255070

  13. 13.

    Гролник В.С., Райан Р.М. Стили родителей, связанные с детской саморегуляцией и компетентностью в школе. Журнал педагогической психологии . Опубликовано в Интернете 1989: 143-154. дои: 10.1037/0022-0663.81.2.143

  14. 14.

    Гинзбург Г.С., Бронштейн П. Семейные факторы, связанные с внутренней/внешней мотивационной ориентацией детей и академической успеваемостью. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в октябре 1993 г ​​.: 1461. дои: 10.2307/1131546

  15. 15.

    МакКлюр Э.Б., Бреннан П.А., Хаммен С., Ле Брок Р.М. Журнал аномальной детской психологии . Опубликовано в Интернете 2001: 1-10. doi:10.1023/a:1005260311313

  16. 16.

    Барбер Б.К., Ся М., Олсен Дж.А., Макнили К.А., Бозе К. Чувство неуважения со стороны родителей: уточнение измерения и понимания психологического контроля. Журнал подросткового возраста . Опубликовано в Интернете в апреле 2012 г.: 273-287. doi:10.1016/j.adolescence.2011.10.010

  17. 17.

    Joussemet M, Vitaro F, Barker ED, et al. Контроль воспитания и физической агрессии в начальной школе. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в марте 2008 г .: 411–425. doi:10.1111/j.1467-8624.2007.01133.x

  18. 18.

    Саймонс Р.Л., Уитбек Л.Б., Конгер Р.Д., Ву К. Передача жесткого воспитания из поколения в поколение. Психология развития . Опубликовано в Интернете 1991: 159-171. дои: 10.1037/0012-1649.27.1.159

  19. 19.

    Кучински Л., Кочанска Г. Развитие стратегий неподчинения у детей с раннего возраста до 5 лет. Психология развития . Опубликовано в Интернете 1990: 398-408. дои: 10.1037/0012-1649.26.3.398

  20. 20.

    Барбер Б.К., Моган С.Л., Олсен Дж.А. Модели воспитания в подростковом возрасте. Новые направления развития детей и подростков .