Порядок рождения детей в семье: Технические работы на сервере
Особенности поведения человека в зависимости от порядка рождения.
Все мы родом из детства и поведение во взрослой жизни во многом определяется именно нашими детскими стратегиями. И не последнее местов этом играет порядок нашего рождения. Для подготовки этой статьи я использовала труды Альфреда Адлера. Эта статья не просто расскажет о том, как ведет себя человек родившийся первым или вторым, а как он может вести себя во взаимодействии с другими людьми, в частности на работе.
Один из известных психоаналитиков Альфред Адлер заметил – даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей и как следствие на их дальнейшее взаимодействие с социумом.
По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребенок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.
Первенец (старший ребенок).Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребенка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием.
В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берет инициативу в свои руки.
Такие дети во взрослой жизни очень ответственны. Они становятся хорошими управленцами и администраторами. Правда, в рабочих моментах есть свои нюансы. Например, старший ребенок имеет полное убеждение в том, что он самый лучший и недооценивает, что окружение и те, кто стоит за ним могут расти и развиваться. И этот момент часто играет с ним злую шутку. При таком восприятии окружающего мира он рискует однажды остаться не у дел. И немаловажно, что старшие дети относятся к своим сотрудникам, как к младшим братьям или сестрам и это тоже часто не в его пользу, так как может возникнуть момент далости и работа починенного выполняется руководителем (частая ситуация).
Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.
Кроме того, средний ребенок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.
В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.
Есть, правда, несколько оговорок. Например, вторые дети чаще всего, соревнуясь со старшим, становятся в позицию революционеров. Они идут наперекор. В рабочей среде с одной стороны эта позиция помогает, но с другой — мешает. Так как вторые дети часто идут наперекор старшему, то есть руководителю, или еще хуже во взрослой жизни идут против системы — государства.
Согласно современному подходу науки онтопсихологии, на первых и вторых детей нужно делить по половому признаку. Не важно каким родился мальчик первым или вторым, так как для родителей на психологическом уровне дети обоих полов — это новизна. А мальчик и девочка разные. Затем если появляются уже вторая девочка, или мальчик, то они становятся вторыми. Это важный момент, так как, когда в семье появляется вторая девочка, или мальчик, то они уже не несут той новизны, которую принес первый ребенок того же пола. Второй ребенок чувствует это и всеми силами еще с детства пытается выбить свое первенство соревнуясь со старшим. Ситуацию также усугубляет донашивание вещей, сравнение с первым и т.д. Говорят, что если бы Ленин не был вторым ребенком, он бы никогда не создал революцию. В работе вторые дети отличные инноваторы, стартаперы, они могут открывать новые рынки и отлично соревноваться за них.
Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона», и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.
Еще с детства он учиться находить точки соприкосновения с окружающими, как договориться со старшим, а как с младшим, а как с мамой. Это любимчики. Обычно, их все любят и у них много друзей. Их легко узнать в команде, так как они всегда в центре внимания. Здесь очень важным моментом становится его развитие. Нередко последние дети добиваются всего за счет установления контактов, но профессионально не растут, так как надеятся на свое обаяние. Такое инфантильное отношение к жизни. Поэтому не смотря на обаяние стоит уделить внимание и профессиональным аспектам в работе с этим психологическим типом.
Единственный ребенок.Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.
Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Единственные дети с детства воспринимают окружающий мир как свой. Они даже не задумываются о том, что есть кто-то еще, кто может прийти и забрать у них это. Они любят быть в центре внимания, но недооценивают среду, не обращают внимание на других, а это очень важно, особенно, если ты работаешь в коллективе. Единственные дети всегда будут пытаться быть лучшим для мамы/начальника.
Здесь описаны базовые вещи, они не являются догмами, но при работе с персоналом можно попробовать учесть и такой фактор, как порядок рождения.
Подготовила Мария Савченко
- Александр Бобков «Как создавать и развивать высокопродуктивные команды»
- Елена Жданова «Управление изменениями»
- Константин Зусманович «Подводные камни в управлении проектами»
- Алексей Кузнецов «Инструменты бизнес-тренера в управлении»
Первый, средний, младший: как порядок рождения ребенка влияет на его жизнь — Parents.ru
Отношения
- Фото
- Brandi Markham / Eyeem / EyeEm / Getty Images
Как дети одних и тех же родителей, живущие в одном и том же доме, вырастают такими разными? Главная причина, возможно, в очередности их рождения. Многие эксперты считают, что увлечения ребенка, оценки, которые он получает в школе, и успех его будущей карьеры тесно переплетены с местом, которое он занимает в семье. Конечно, очередность рождения — не единственный фактор, от которого зависит, каким вырастет малыш. Но если вы будете принимать его во внимание, это поможет вам лучше понять личные особенности ваших детей — чтобы вы могли помочь им добиться успеха, каждому по-своему. Как порядок рождения детей влияет на их характер?
Откуда корни растут
Первым о влиянии порядка появления ребенка в семье на формирование его личности заговорил еще в конце XIX века английский антрополог Фрэнсис Гальтон. А уже в начале XX столетия Альфред Адлер, австрийский психолог, сформулировал теорию «порядковых позиций», заявив, что очередность рождения и наличие или отсутствие братьев и сестер во многом определяют характер. В 1970-х голландские психологи Лилиан Бельмон и Фрэнсис Маролла выдвинули еще одну теорию: чем больше у ребенка старших братьев и сестер, тем ниже его интеллектуальные способности. Впрочем, практикующие психологи зависимость уровня IQ от порядка рождения не подтвердили.
Посмотрим, как именно складывается характер ребенка в зависимости от порядка его появления в семье.
Первенец: успешность и ответственность
- Фото
- Geber86/Getty Images
Знаменитые первенцы: Зак Эфрон, Бейонсе Ноулс, Хиллари Клинтон, Николь Кидман, Штеффи Граф, Кэтрин Хепберн, Клинт Иствуд, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Борис Ельцин.
Сильные стороны
Как правило, на старшем ребенке молодые мама и папа опробуют воспитательные системы (скопированные у своих родителей или собственные), ожидая максимальной отдачи и результатов. Его записывают в школы, секции и т.д. Хвалятся им. Постоянно контролируют. Такой ребенок вырастает с высоким чувством долга, мотивацией достижений (на успех), а также педагогическими способностями (при наличии младших детей в семье).
Как правило, родители проводят много времени с первенцами, читая и рассказывая им что-нибудь. Но когда появляются младшие дети, это уже получается делать реже. Возможно, это неразделенное внимание объясняет также тот факт, что старшие очень многого добиваются в жизни. Они обычно лучше образованны и больше зарабатывают (по сравнению со своими младшими братьями и сестрами первенцы гораздо чаще достигают уровня дохода более 100 000 долларов в год, согласно исследованию американского сайта CareerBuilder.com).
Кроме того, из них вырастают ответственные взрослые. Они хорошо умеют договариваться, потому что в детстве получили большой опыт взаимодействия как со старшими (родителями, бабушками и дедушками), так и с младшими (братьями и сестрами).
Характерные сложности
Окруженный родительской заботой первенец привыкает быть «центром вселенной». Если вдруг отношение окружения к нему меняется, к примеру, из-за появления в семье второго ребенка, привычка требует срочного поиска путей восстановления статуса. Чувствуя неуверенность родителей, ребенок приобретает еще одну привычку — опираться на собственное мнение. Он начинает осознавать, что теперь он уже не самый главный, «трон» приходится с кем-то делить. Согласитесь, во взрослой жизни похожих ситуаций полно, урок, усвоенный еще в детстве, наверняка окажется полезным в будущем.
Часто бывает, что на первенцев ложится большая ответственность: работа по дому или присмотр за младшими, и зачастую они с готовностью берут на себя эти обязанности, стараясь быть идеальными. Но не переусердствуйте: ребенок не должен становиться маленьким взрослым. Поручайте ему какие-то посильные дела, которые он будет выполнять с удовольствием, но не более того.
Особенности воспитания
Первенцы часто получают похвалы за успехи, но им также необходимо знать, что нет ничего страшного, если они преуспеют не во всем. Поэтому рассказывайте своим старшим о том, как вас когда-то не взяли в команду поддержки или уволили с первой работы — о любой ситуации, в которой вы пытались что-то сделать, но все получилось не так, как вы планировали. Обязательно подчеркивайте, что, в конце концов, все обернулось хорошо, и вы извлекли уроки из своих ошибок. Так вы убедите своего ребенка, что совершить несколько собственных ошибок совсем не страшно и даже полезно. Также запомните: пока старший ребенок маленький, его нужно больше хвалить. Но не за успех, а за что-то другое, не относящееся к теме достижений. И еще: не вините старшего за то, что младший что-то пролил или испортил — это не его ответственность.
Первые — самые успешные!
Исследования биографий американцев показывают, что первенцы достигают успеха в жизни в два раза чаще своих братьев и сестер. Много первенцев среди американских конгрессменов, старшие дети преобладают в когорте президентов США и среди женщин, добившихся научной степени. 80% руководителей в мире — это старшие и единственные дети.
Средний ребенок: золотая середина
- Фото
- Getty Images
Знаменитые средние дети: Энн Хэтэуэй, Оуэн Уилсон, Джулия Робертс, Тед Кеннеди, Дональд Трамп, Рози 0’Доннел, Ким Бэсинджер, Михаил Горбачев, Владимир Ленин, Гюстав Флобер.
Сильные стороны
Австрийский психолог и психиатр, один из предшественников неофрейдизма Альфред Адлер говорил, что «середнячок» трудно поддается описанию, поскольку может сочетать черты старшего и младшего, так как ему удается побыть и в той и в другой роли. Часто бывает так, что средний ребенок «теряется» из виду родителей, помогающих, например, старшему в учебе или ухаживающему за маленьким. Поэтому он борется за свое место под солнцем и должен «прыгать высоко», чтобы заметили.
Однако такое положение дает и бонусы: развитие навыков социализации, дипломатии и формирование позиции миротворца, привлекательной для окружающих. Средний, общаясь одновременно с разными социальными группами (взрослыми и детьми), сразу выходит на самый «правильный» уровень. Из-за того что им уделяется меньше внимания дома, у средних возникают прочные связи с друзьями и они меньше привязаны к семье.
Согласно статистике, 70% средних детей во всем мире сразу после школы начинают самостоятельную жизнь. После потери родителей они перехватывают их функции, организуют бизнес, трудоустраивая всех родственников.
Характерные сложности
Он и не первенец, и не самый младший. У него не только нет власти и привилегий самого старшего ребенка, но его не балуют и не любят, как нового малыша. Им кажется, что их желания и нужды игнорируют. И их жалобы обоснованны: опрос, проведенный на американском сайте TheBabyWebsite.com, обнаружил, что треть родителей, воспитывающих троих детей, признались, что уделяют своему среднему ребенку меньше времени, чем остальным двоим.
Особенности воспитания
Средние дети более чувствительные, чем старшие. Их надо учить оценивать себя не по сравнению со старшим или младшим, а по сравнению с самим собой вчерашним (раньше не умел, а теперь научился). Нужно также всегда следить за тем, чтобы у среднего ребенка было свое пространство — свои игрушки, книжки, свои сокровища. Находите способы поместить его в центр внимания. Даже предложение самостоятельно выбрать ресторан или фильм, на который пойдет вся семья, имеет для них огромное значение.
Младший ребенок: любимец и хитрец
- Фото
- Sally Anscombe/Getty Images
Знаменитые младшие дети: Кэмерон Диас, принц Гарри, Блейк Лайвли, Говард Стерн, Билл Гейтс, Джоди Фостер, Дэнни Де Вито, Бернард Шоу, Элизабет Тэйлор.
Сильные стороны
Младший ребенок рождается в другой период жизни родителей — это ребенок для души. Он оптимистичный, беззаботный. Младших чаще балуют, прощают и оберегают от всех тягот жизни. Он привыкает получать от окружающих поддержку и часто становится душой компании. Он более свободен и открыт для необычного опыта, легче идет на риск, чем старшие братья и сестры. Из них обычно вырастают артисты, ученые, «перевернувшие мир» своими открытиями, и революционеры.
Характерные сложности
Младшие — отличные манипуляторы. Им не хватает усидчивости. Им сложно принимать собственные решения, поэтому их карьерные достижения часто «хромают». Этому способствует и убежденность младших в том, что им «должны помочь».
Особенности воспитания
Важно с самого раннего возраста выделить младшему какую-то свою зону ответственности. Даже двухлетний малыш может убрать свои игрушки или покормить рыбок. Это придаст ему чувство значимости и взрослости, научит брать на себя ответственность. Если есть такая возможность, постарайтесь отдать младшего ребенка в развивающую группу или кружок, где он будет старшим. Это поможет ему научиться общаться с людьми не только из позиции маленького и опекаемого.
Единственный ребенок: эгоист поневоле
- Фото
- Getty Images
Знаменитые единственные дети: Нэнси Рейган, Челси Клинтон, Дженнифер Энистон, Опра Уинфри.
Сильные стороны
С одной стороны, единственные дети — более эгоцентричны, а с другой — обладают большими возможностями. Единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. Он либо полностью принимает все ценности родителей, либо восстает против них. Он редко придерживается середины. При этом большинство таких детей становятся лидерами, у них схожие черты с первенцами. Они амбициозны, умеют ясно выразить, что хотят. Поскольку от них обычно многого ждут, как правило, они достигают хороших высот в карьере.
Характерные сложности
Единственным детям труднее считаться с потребностями других людей. У них есть риск навсегда остаться зависимыми от поддержки и одобрения. Им сложнее завязывать отношения из-за того, что у них нет опыта взаимодействия в паре. Поэтому многие единственные дети, уже будучи взрослыми, сильно привязаны к родителям и ведут одинокий образ жизни. Что касается отношений в паре, многие ищут в партнере черты заботливого папы или мамы. Поэтому оптимальнее всего, когда единственный ребенок заключает брак со старшим. Хуже всего отношения складываются с другим единственным ребенком, потому что оба ждут, что другой заменит ему папу или маму.
Особенности воспитания
Единственные дети больше, чем другие, чувствительны к правилам и ожиданиям родителей. Они склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Они комфортнее чувствуют себя в компании взрослых. Обратная сторона этого: у единственного ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы с раннего детства он проводил больше времени с ровесниками. Отведите его на игровую площадку, запишите в спортивную секцию, организуйте еще какую-нибудь совместную деятельность, чтобы он как можно больше общался с другими детьми.
Больше полезных и интересных материалов о воспитании и психологии детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Екатерина Хломова
Действительно ли порядок рождения определяет черты личности?
Однажды в пятницу на вечеринке я сижу рядом с матерью двоих детей. Ее ребенку всего пара недель. По ее словам, им потребовалось много времени, чтобы придумать имя для своего второго ребенка. В конце концов, они уже использовали свое любимое имя: оно стало их первым.
В масштабе человеческой жизни это мелочь, но как метафора я нахожу это значительным. Я думаю о пословицах, которые у нас есть о втором разе: второй выбор, второе место, вторая скрипка, вечное второе место. Я думаю о Баззе Олдрине, который всегда был в тени того, кто был до него, там, на Луне. Я думаю о сестре и сыне: оба вторые дети.
Я был первым ребенком в нашей семье. Я также боялся неудачи, невротик, перфекционист, честолюбив — несомненно, до невыносимой степени. Моя сестра не так усердно училась и больше гуляла, работала в каждом модном баре города и проводила много времени перед телевизором.
Я долго связывал различия в наших характерах с разным положением, которое мы занимали в нашей семье. Мне казалось, что, учитывая все обстоятельства, лучше быть первенцем: нужно больше работать, чтобы расширить границы, установленные для тебя родителями, иметь большее чувство ответственности, больше настойчивости и, в конце концов, стать более самостоятельным. уверенный.
Эта теория работала в мою пользу, но во время второй беременности мне стало жалко сына. Не по своей вине он упустил завидное положение первенца. Мне понадобилось это чувство жалости, чтобы понять, что я могу попытаться раскрыть основу своих представлений о личностных чертах первого и второго детей — и есть ли в них что-нибудь.
Это был 1874 год, и Фрэнсис Гальтон , интеллектуальный разносторонний и наполовину двоюродный брат Чарльза Дарвина, опубликовал Английские ученые: их природа и воспитание . В своей книге он описал 180 выдающихся ученых, и в ходе своих исследований Гальтон заметил одну особенность: среди его испытуемых преобладали первенцы.
Наблюдение Гальтона было первым в длинной череде научных и псевдонаучных публикаций об эффекте порядка рождения. Больше шансов на успех у первенцев, по мнению Гальтона, было из-за их воспитания, объяснение, которое соответствовало нравам викторианской эпохи: у старших сыновей было больше шансов на то, чтобы их образование оплачивалось родителями, старшим сыновьям больше внимания и ответственности, а в семьях с ограниченными финансовыми ресурсами родители могут немного лучше заботиться о своих первенцах.
Подробнее: Я вырастил двух генеральных директоров и доктора. Вот мои секреты воспитания успешных детей
Система распределения, лежащая в основе этого, называется первородством: право старшего сына (или, реже, старшей дочери) в качестве наследника. Среди португальской знати в 15 и 16 веках, например, вторые и поздние сыновья отправлялись на фронт в качестве солдат чаще, чем сыновья-первенцы. Вторая и последующие дочери чаще, чем старшие, попадали в монастырь. В Венеции 16 и 17 веков, как правило, старшему брату разрешалось жениться, после чего младшие братья жили с ним и его семьей, зависимые и подчиненные.
За исключением нескольких королевских семей, первородство больше не является нормой в западных странах. Где-то в течение прошлого века большинство жителей промышленно развитых стран убедились в том, что любовь, внимание, время и наследство должны быть поровну и справедливо разделены между нашими потомками.
Это то, к чему мы с партнером стремимся: равное обращение с нашими двумя детьми.
Но мы не можем обойти стороной тот факт, что у первого, второго и последующих детей немного разные стартовые точки. Вопрос в том, какие именно последствия это имеет и насколько они непреодолимы.В начале 20-го века Альфред Адлер, бывший последователь Фрейда, тот, кто считал, что появление младшего брата означает свержение первенца с престола, ввел эффект порядка рождения в область психологии личности. По словам Адлера, старший больше всего идентифицирует себя со взрослыми в своем окружении, и поэтому у него развивается как большее чувство ответственности, так и больше неврозов. Самый младший имеет наибольшие шансы быть избалованным, а также часто более творческий. Все дети в середине — Адлер был средним ребенком — эмоционально более стабильны и независимы: они миротворцы, привыкшие делиться с самого начала.
После Гальтона и Адлера идея о том, что положение в семье влияет на личность, подвергалась многочисленным научным проверкам. Эти тесты выявили фактоиды, которые, несомненно, до сих пор мелькают во время рождественских обедов: первенцев чаще всего называют лауреатами Нобелевской премии, композиторами классической музыки и, как ни странно, «выдающимися психологами».
Так много предположений, так много исследований, и все же очень мало твердых выводов, которые можно сделать.
Подруга, старшая из четырех детей, дает мне в руки книгу, которая, по словам ее матери, была в моде в 1990-е годы. Книга называется « Братья и сестры: Порядок рождения в семье » и написана в середине 20 века венским педиатром и антропософом Карлом Кенигом.
Что меня поражает с первых же страниц, так это уверенность, с которой Кёниг характеризует первого, второго и третьего детей. Например, он цитирует исследование, которое показало, что первенцы «более серьезны, чувствительны», «совестливы» и «хороши» и — это мое любимое — «любят книги». В дальнейшем эти первенцы могут стать «застенчивыми, даже боязливыми» или стать «самостоятельными, независимыми». Второй ребенок, напротив, «спокойный, покладистый, дружелюбный [и] веселый» — если только он не «упрямый, бунтующий, независимый (или кажущийся таковым)» и «способен вынести много наказаний». Эти типологии больше всего напоминают гороскопы в том смысле, что нетрудно узнать себя — или своих детей — хотя бы частично в любом из них.
К настоящему времени число исследований, изучающих эффект порядка рождения , исчисляется тысячами. Нет недостатка и в популярных публикациях: такие названия, как «
В 2003 году два американских и два польских психолога спросили у сотен участников, что они знают о порядке рождения. Большинство респондентов были убеждены, что у тех, кто родился раньше, больше шансов на престижную карьеру, чем у тех, кто родился позже, и что эти разные возможности карьерного роста связаны с особенностями их характера, связанными с порядком рождения.
В общем, через столетие после того, как было впервые предложено возможное существование эффекта порядка рождения, он стал общеизвестным. Это знание сейчас настолько распространено, что становится поводом для сатиры: «Исследование показывает, что старшие дети — невыносимые дрочеры», — пошутил заголовок на голландском сатирическом новостном сайте в 2018 году.
Подробнее: Я постоянно спорил Мое дитя. Затем я изучил метод более спокойного воспитания детей «КОМАНДА»
Однако существует много критики теорий порядка рождения и связанных с ними эмпирических исследований. Критики отмечают, что совсем не просто знать, что вы измеряете, когда пытаетесь разгадать факторы, формирующие индивидуальную человеческую жизнь. Также очень сложно исключить весь «шум», поскольку физики в лаборатории могли бы сделать это проще. Это означает, что черты, которые мы могли бы приписать порядку рождения человека, на самом деле могут иметь больше общего, скажем, с социально-экономическим статусом, размером или этнической принадлежностью семьи или ценностями определенной культуры.
В начале 1990-х группа политологов с едва скрываемым раздражением заметила, что порядок рождения «связан с поистине ошеломляющим диапазоном поведения». Они попытались развенчать миф о том, что даже политические предпочтения человека определяются его положением в семье, проанализировав исследования, в которых рассматривались, в частности, были ли первенцы «необычной склонностью к политической карьере», были ли они более консервативны, чем родившиеся позже и с большей вероятностью занимали политические посты. Их метаанализ не смог найти последовательных закономерностей, но обнаружил множество методологических недостатков.
Существует так много предположений, так много исследований, и все же очень мало серьезных выводов, хотя я полагаю, что последнее часто имеет место в социальных науках. Они, как правило, дают больше нюансов, а не рисуют вещи в черно-белом цвете, и это правильно.
Тем не менее, я хотел бы знать, можно ли привести контраргумент в ответ на уверенность, с которой друг замечает, что вторые дети всегда «гораздо холоднее», чем первые дети. Или тому, как член семьи считает само собой разумеющимся, что наш сын, при всей его самостоятельности и общительности, является «типичным вторым ребенком».
Самые популярные по версии TIME
В конце 2015 года были опубликованы два исследования, в которых были в значительной степени устранены методологические недостатки предыдущих исследований порядка рождения (нерепрезентативные наборы выборок, неверные выводы). В одном из таких исследований два американских психолога проанализировали данные о чертах характера и семейном положении 377 000 учащихся средних школ США. Они действительно обнаружили связь между порядком рождения и личностью, но помимо того, что они были настолько крошечными, что были «статистически значимыми, но бессмысленными», как сформулировал это один из исследователей, они также частично противоречили тем, которые предсказывали господствующие теории. Например, первенцы в этом наборе данных могут быть немного более осторожными, но они также менее невротичны, чем дети, рожденные позже.
Другое исследование искало связи между личностью и порядком рождения в данных из США, Великобритании и Германии в общей сложности для более чем 20 000 человек, сравнивая детей из разных семей, а также братьев и сестер из одной семьи и корректируя такие факторы, как как размер семьи и возраст. Здесь исследователи не обнаружили никакой связи между местом человека в семье и какой-либо чертой личности.
Другие недавние исследования, проведенные в основном экономистами, действительно обнаруживают связь между порядком рождения и IQ: в среднем первенцы набирают немного больше баллов по IQ-тестам — они также, как правило, больше учатся в школе. Исследователи предполагают, что это может быть связано с тем фактом, что родители могут уделять больше времени и внимания своим первенцам, когда они очень маленькие. Это эффект, который имеет меньше общего с врожденными характеристиками и больше с родительским отношением.
Мне кажется, что моим детям дали небольшое дополнительное пространство для маневра, более ровное игровое поле. Кем бы ни был или кем станет мой сын, его личность не определяется или, во всяком случае, не только определяется тем случайным фактом, что он прибыл вторым. Мое облегчение, конечно, условно — наука имеет тенденцию менять свое мнение.
Несмотря на это, авторы одного из из этих исследований 2015 года питают мало надежды избавить мир от веры в то, что порядок рождения определяет личность. В конце концов, как они написали в сопроводительной статье, требуется целая вечность, чтобы академические идеи дошли до широкой публики. И мы, как правило, меньше склоняемся к научным результатам, чем к нашему собственному личному опыту.
Мой второй ребенок быстрее злится, сказала я однажды другой матери на курсах воспитания. Но разве моя дочь не была такой же вспыльчивой, когда была в возрасте моего сына?
Они предполагают, что одна из причин, по которой вера в эффект порядка рождения так устойчива, заключается в том, что его так легко спутать с возрастом. Практически каждый может своими глазами увидеть, что старшие дети ведут себя не так, как младшие. И есть большая вероятность, что первый ребенок по сравнению со вторым ребенком будет казаться более осторожным и тревожным. Просто эта разница, вероятно, больше связана с возрастом, чем с порядком рождения.
Мой второй ребенок быстрее злится, как я однажды сказал другой матери на курсах воспитания. Но разве моя дочь не была такой же вспыльчивой, когда была в возрасте моего сына? Я описала своего сына, которому в то время было почти 2 года, как более эмоционально стабильного. Возможно, я имел в виду, что легко различаю его эмоции: они все еще так близко к поверхности. Он дуется, когда что-то идет не так, склоняет голову и косится, когда делает что-то, чего, как он знает, делать не следует, швыряет на пол все, что попадается под руку, когда злится. Когда он взволнован, он виляет — неважно, что у него нет хвоста. Чувства его сестры уже стали более тонкими и сложными, и то, как они выражаются, стало трудно понять, как для нее пятилетней, так и для меня.
Эта разница в возрасте может также быть причиной того, что детям из одной семьи часто отводятся определенные роли, говорит мне голландский психолог, занимающийся вопросами развития, когда я представляю ей гипотезу двух американских исследователей. Таким образом, даже если нет фиксированных различий в личности , мы все же можем навязать различия в поведении . Родители говорят старшему быть ответственным, а младшему — слушать старшего. Поведение, вытекающее из этого, есть выражение этой роли, а не характера человека.
Я думаю о том, как мы пытались подготовить мою дочь к приезду ее младшего брата. Как мы ей сказали, что скоро появится человек, который вообще ничего не умеет. Мы сказали, что она сможет ему все объяснить, потому что уже так много знает. Эта перспектива привлекала ее. Мы и не подозревали, что уговариваем ее сыграть увековечивающую стереотип роль.
Конечно, все обстоятельства, при которых ребенок появляется на свет — рождены ли они мужчиной или женщиной, на войне или в мире, в относительной бедности или непомерном богатстве — в конечном итоге делают человека таким, какой он есть. . Но эффект очередности рождения, кажется, вызывает у нас особый энтузиазм и озабоченность.
Возможно, потому, что это так конкретно: гораздо веселее и приятнее приписывать щедрую улыбку ребенка тому факту, что он второй ребенок, чем смутному взаимодействию личности и окружения, ожиданий и проницательности.
И, возможно, именно поэтому так заманчиво приписать эффект самим себе. Это на мгновение освобождает нас от ответственности за то, кто мы есть, и от обязанности превратиться в тех, кем мы хотим стать: не моя вина в том, что я невротик, это просто потому, что я старший.
Мой сын начал улыбаться, когда ему едва исполнилось 4 недели. Это были не просто подергивания или рефлексы, я точно знал, а прямые попытки контакта. Он начал улыбаться раньше, чем его сестра, и мне это было понятно: он был вторым ребенком, а значит, более общительным, как и моя сестра.
В тот момент мне не пришло в голову, что моя интерпретация его улыбки основана на историях, которые мы передавали из поколения в поколение. Только сейчас я начинаю понимать, что у этих историй есть история. И что, даже если мы этого не осознаем, они могут формировать настоящее и будущее наших детей.
Отрывок из книги «Вторые мысли: о рождении и рождении второго ребенка» Линн Бергер. Опубликовано компанией Henry Holt and Company, 20 апреля 2021 г. Copyright © 2020 Lynn Berger, авторские права на английский перевод © 2020 Anna Asbury. Все права защищены.
Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].
Кто ты из твоей семьи?
Перейти к основному содержанию
Карен АморесКарен Аморес
Английский как учитель второго языка
Опубликовано 19 августа 2021 г.
+ Подписаться
Психологи считают, что порядок, в котором вы родились в семье, определяет то, как вас воспитывали, а также характеристики и личность, которые у вас были с детства до взрослой жизни. Каждый ребенок отличается в зависимости от порядка рождения. Категории порядка рождения: первенец (самый старший ребенок), средний ребенок (один или несколько братьев и сестер), последний ребенок (самый младший ребенок) и единственный ребенок.
Рассказывая о старшем ребенке, я добавлю свой собственный опыт, потому что я старший ребенок в семье. Я одновременно помещу все детали из личного опыта и научных исследований в мою первую деталь. Первый касается личного опыта. Я знаю своих родителей дольше, чем кто-либо другой в моей семье. Я делал почти все для своих родителей, особенно если мне велели это сделать. Мои родители были строже со мной по сравнению с другими моими братьями и сестрами, когда я был ребенком. Чтобы добавить больше из исследований. Исследования показали, что первенец испытывает тревогу из-за того, что родители впервые стали родителями и беспокоятся о своей новой роли. Старшие дети хотят угодить авторитету. Когда появляется новый брат или сестра, старший ребенок начинает ревновать, потому что родители начинают уделять больше внимания новому ребенку. Первый ребенок склонен слишком напрягаться.
Далее, у среднего ребенка другие характеристики и личность, чем у старшего ребенка. Родители более опытны и чувствуют себя спокойнее со вторым ребенком. У средних детей есть феномен, называемый в психологии «синдромом среднего ребенка», или они обычно чувствуют себя проигнорированными или обделенными. Эти дети точно знают, чего хотят от жизни. Они также могут пойти на компромисс и создать социальную гармонию. Моя младшая сестра — средний ребенок. В детстве у нее, казалось, было больше друзей, чем у меня.
Согласно одному исследованию, самый младший ребенок более склонен к риску и творчеству, но менее традиционен. Они испытывают противоречия по поводу взросления и легко чувствуют себя обманутыми другими людьми, потому что к ним всегда относились как к ребенку в семье. Позже в жизни они склонны отказываться почти от всего. Родители смягчены правилами дома в отношении младшего ребенка. Другое исследование утверждает, что средние дети очень склонны к манипуляциям. До 25 лет младшим братом был мой брат. Он любит риск (подводное плавание с аквалангом и скалолазание) и менее традиционен (однажды он спросил меня, почему я принимаю душ каждый день).
Наконец единственный ребенок. Расскажу немного о единственном ребенке. Семья с единственным ребенком склонна дружить с людьми, которые старше их. Они с удовольствием проводят время в одиночестве. Они также склонны к учебе.
В заключение исследователи считают, что порядок, в котором вы родились в семье, определяет то, как вас воспитывали, а также характеристики и личность, которые у вас были от ребенка до взрослой жизни. Какой порядок рождения в вашей семье? Просветила ли вас эта статья?
Сплетни: Она сказала, она сказала
12 августа 2021 г.
Я ботаник-планировщик
5 авг. 2021 г.
Вы фанатка или фанатка?
22 июля 2021 г.
«Игры, в которые играют люди»
14 июля 2021 г.
Йога делает тело лучше
8 июля 2021 г.
Музыка в изучении языка
30 июня 2021 г.
Использование грамматики
24 июня 2021 г.
Изучение иностранного языка в зрелом возрасте
17 июня 2021 г.