Проблемы семьи это определение: ‘ ‘ — » — NotaBene.ru

Социальные проблемы семьи

Проблемы семьи

Введение.

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни,

— вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И.

Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель (Франция) и др.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

Почему люди живут семьями?

Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

Влияет ли семья на общество или общество оказывает “давление” на семью?

Всегда ли существовала семья?

Сохранится ли семья в будущем?

Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Почему люди женятся и выходят замуж? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу. И начнем, пожалуй, с экскурса в историю, так как именно в истории необходимо искать ответы на волнующие вопросы.

Исторический взгляд на брак.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах “Идеального государства” в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” –государство.

Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: “Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья… Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, пренштель – это подобие отца, народ – детей…”.

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816—1887), автор работы “Материнское право”. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818-1881) “Древнее общество”. Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что “семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество”. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

Классификация семейно-брачных отношений.

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной “постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем”. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада.

“Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива”.

Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу – запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками.

Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась только лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытного строя характерным считается дуально-родовой брак. Эта форма группового брака была экзогамией – абсолютное запрещение половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами другого рода. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

  • она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;

  • жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связь с другими человеческими объединениями;

  • таким путем можно было достичь внутри рода социального мира, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств.

К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).

Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор.

Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.

Социальная сущность и функции семьи.

Как уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

В литературе времен “застоя” принято считать, что основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Как нам кажется, этого не достаточно, поэтому мы обратимся к зарубежным социологам.

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

1. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. “Мужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются”. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие Другие.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

Одним словом, разделение полового труда — вот источник супружеской солидарности, утверждает Э. Дюркгейм.

И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

Формулировка советских социологов практически не отличается от уже представленной, но она более сдержана и применима к семьям в России.

2. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением “воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий”.

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

3. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи. (Данная функция, при рассмотрении основных функций социалистической семьи, не выделена в отдельную функцию, а скорее входит в состав предыдущей.)

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь “изнутри”. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин.

4. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся “сенситивные пики” развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его “Сверх-Я”.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: “Яблоко от яблони недалеко падает”. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — живут и дети.

5. Следующая важнейшая функция семьи — экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

6. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

7. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

8. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

9. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Досуг включает в себя: чтение, слушание и просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска, посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

11. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

12. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки).

13. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Ленин говорил о революции в области половых отношений, но в тоже время дискредитировал каждого, кто пытался по этому поводу теоретизировать. Он рекомендовал советской молодежи заниматься не любовью, а спортом, гимнастикой, плаваньем, экскурсиями, физическими упражнениями.

Причин для послереволюционного послабления нравов было много: нестабильность жизни, гражданская война, экономические лишения, раннее вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на положение женщины. В соответствии с марксистской идеей женской эмансипации уже в самые первые дни революции был издан декрет о женском равноправии, а в 1918 году вступил в силу новый закон о браке и семье. Этот закон предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа место жительство, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной степени претендовать на семейную собственность. Новый брачный закон не отменял церковных церемоний, но лишал их права легализации брачного состояния. Отныне законной считалась лишь гражданская регистрация, причем как церемония бракосочетания, так и процедура развода значительно упрощались.

Более того, новый закон отменял понятие “незаконнорожденный ребенок” — как рожденные в браке, так и вне брака приобретали одинаковые права.

Кризис семьи и её будущее.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

В начале 80-х гг. вмешательство государства в демографическую сферу посредством целенаправленной социальной политики взорвало ситуацию. Моментные индикаторы рождаемости существенно повысились, причем в различных поколениях женщин. По мере реализации мер социальной политики в 80-е гг. еще больше усилилась тенденция к омоложению этой модели, наблюдавшаяся до этого на протяжении десятилетий, как в России в целом, так и во всех регионах. Календарь рождаемости менялся под знаком сокращения протогенетического (между вступлением в брак и рождением первого ребенка) и интергенетических (между последующими рождениями детей в семье) интервалов и резкого ускорения темпов формирования семей, особенно у самых молодых женщин.

Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких величин (Следует учитывать также, что рост интенсивности “брачности” в эти годы отчасти был стимулирован на редкость идеальной ситуацией на брачном рынке).

С такими характеристиками демографического поведения Россия ушла далеко в сторону от западных стран, где, наоборот, с конца 60-х годов гг. усиливалась тенденция к повышению возраста вступления в брак, увеличивались интервалы между рождениями, и соответственно возрастал вклад женщин средних и старших возрастов в общую рождаемость.

Рождаемость в возрастной группе 15-19 лет в России соответствует странам Латинской Америки. Непрерывно увеличиваясь на протяжении 30 лет, она достигла столь высокого уровня, что обеспечивает почти 18% суммарной рождаемости. К возрасту 25 лет, когда в западных странах фактически только начинается брачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% выполнили свои планы в отношении детей и 80% всех женщин уже состояли, по крайней мере, один раз в зарегистрированном браке. Среди браков заключенных до 20 лет, невеста бывает, беременна более чем в половине случаев. Такое поведение трудно назвать оптимальным, поскольку оно тормозит повышение образовательного и профессионального уровня молодежи, увеличивая число реципиентов и, соответственно, не способствует росту благосостояния семей и общества в целом. Имеются и другие негативные последствия распространения ранней рождаемости — нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. [5].

Что такое семья — определение, как она возникает, зачем нужна, функции, понятие в психологии и социологии

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.

В этой статье мы расскажем о том, что такое семья, как она возникает, для чего она нужна, зачем мы стремимся создать союз с любимым человеком, какое значение она имеет в жизни каждого из нас.

Определение слова «семья»: что это такое в психологии, социологии, педагогике, юриспруденции

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

  • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
  • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
  • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.

Признаки и функции

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.

Функции:

  • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
  • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
  • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
  • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Ресурсы семьи и их виды

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

  • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
  • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
  • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
  • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

  • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
  • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
  • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
  • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
  • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо. В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу, которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

10.2 Социологические взгляды на семью – социальные проблемы

Цель обучения

  1. Обобщить понимание семьи, представленное функциональными, конфликтными и социальными интеракционистскими теориями.

Социологические взгляды на современные семьи и их проблемы в целом относятся к функциональному, конфликтному и социально-интеракционистскому подходам, представленным в главе 1 «Понимание социальных проблем». Давайте рассмотрим эти представления, которые сведены в Таблицу 10. 1 «Снимок теории».

Таблица 10.1 Теория Снимок

Теоретическая перспектива Основные предположения
Функционализм Семья выполняет несколько важных функций для общества. Он социализирует детей, оказывает эмоциональную и практическую поддержку своим членам, помогает регулировать сексуальную активность и половое размножение и обеспечивает своим членам социальную идентичность. Семейные проблемы возникают из-за внезапных или далеко идущих изменений в структуре или процессах семьи; эти проблемы угрожают стабильности семьи и ослабляют общество.
Теория конфликтов Семья способствует социальному неравенству, усиливая экономическое неравенство и укрепляя патриархат. Семейные проблемы проистекают из экономического неравенства и патриархальной идеологии. Семья также может быть источником конфликтов, в том числе физического насилия и эмоциональной жестокости, по отношению к своим членам.
Символический интеракционизм Взаимодействие членов семьи и интимных пар предполагает общее понимание их ситуаций. Жены и мужья имеют разные стили общения, и социальный класс влияет на ожидания, которые супруги возлагают на свой брак и друг на друга. Семейные проблемы связаны с разным пониманием и ожиданиями супругов в отношении своего брака.

Социальные функции семьи

Напомним, что с функциональной точки зрения подчеркивается, что социальные институты выполняют несколько важных функций, помогая сохранять социальную стабильность и иным образом обеспечивать функционирование общества. Таким образом, функциональное понимание семьи подчеркивает, каким образом семья как социальный институт помогает сделать общество возможным. Таким образом, семья выполняет несколько важных функций.

Во-первых, семья является основной единицей для общение детей . Ни одно общество невозможно без адекватной социализации его молодежи. В большинстве обществ семья является основной ячейкой, в которой происходит социализация. Родители, братья и сестры и, если семья расширенная, а не нуклеарная, другие родственники помогают социализировать детей с момента их рождения.

Во-вторых, семья в идеале является основным источником практической и эмоциональной поддержки для своих членов. Оно обеспечивает их едой, одеждой, кровом и другими предметами первой необходимости, а также дает им любовь, утешение и помощь в периоды эмоционального стресса и другие виды поддержки.

В-третьих, семья помогает регулировать сексуальную активность и половое размножение . Во всех обществах существуют нормы, определяющие, с кем и как часто человек должен заниматься сексом. Семья является основной единицей для обучения этим нормам и основной единицей, через которую происходит половое размножение. Одна из причин этого заключается в том, чтобы обеспечить адекватную эмоциональную и практическую заботу о младенцах при их рождении.

В-четвертых, семья наделяет своих членов социальной идентичностью . Дети рождаются в социальном классе своих родителей, расе и этнической принадлежности, религии и так далее. Некоторые дети имеют преимущества на протяжении всей жизни из-за социальной идентичности, которую они унаследовали от своих родителей, в то время как другие сталкиваются со многими препятствиями, потому что социальный класс или раса/этническая принадлежность, в которой они рождаются, находятся в нижней части социальной иерархии.

Помимо обсуждения функций семьи, функциональная точка зрения на семью утверждает, что внезапные или далеко идущие изменения в традиционной структуре и процессах семьи угрожают стабильности семьи и, следовательно, стабильности общества. Например, в большинстве учебников по социологии и браку и семье в 1950-х годах утверждалось, что нуклеарная семья «мужчина-добытчик-женщина-домохозяйка» была наилучшей формой для детей, поскольку она обеспечивала экономические потребности семьи и потребности в воспитании детей. Они предупреждали, что любое изменение в этом устройстве нанесет вред детям и, соответственно, семье как социальному институту и ​​даже самому обществу. Учебники больше не содержат этого предупреждения, но многие консервативные наблюдатели продолжают беспокоиться о влиянии на детей работающих матерей и семей с одним родителем. Вскоре мы вернемся к их опасениям.

Семья и конфликт

Теоретики конфликта соглашаются с тем, что семья выполняет только что перечисленные важные функции, но они также указывают на проблемы внутри семьи, которые с функциональной точки зрения минимизируются или вовсе игнорируются.

Во-первых, семья как социальный институт способствует социальному неравенству. Поскольку семьи передают свое богатство своим детям и поскольку семьи сильно различаются по размеру своего богатства, семья помогает укрепить существующее неравенство. По мере своего развития на протяжении столетий, и особенно во время индустриализации, семья также становилась все более и более патриархальной ячейкой (поскольку мужчины зарабатывали деньги, работая на фабриках, а женщины оставались дома), помогая укрепить статус мужчин на вершине социальной иерархии.

Во-вторых, семья может быть источником конфликтов и для своих членов. Хотя с функциональной точки зрения предполагается, что семья обеспечивает своим членам эмоциональный комфорт и поддержку, многие семьи делают прямо противоположное и далеки от гармоничных, счастливых групп, изображаемых в телешоу 1950-х годов. Вместо этого они спорят, кричат ​​и применяют эмоциональную жестокость и физическое насилие. Мы вернемся к семейному насилию позже в этой главе.

Конфликтная перспектива подчеркивает, что многие проблемы, которые мы наблюдаем в современных семьях, проистекают из экономического неравенства и патриархата. Проблемы, с которыми сталкиваются многие семьи, отражают тот факт, что они живут в бедности или на грани бедности. Деньги не всегда приносят счастье, но острая нехватка денег порождает стресс и другие трудности, которые ухудшают функционирование семьи и отношения. Примечание 10.9Во вставке «Применение социальных исследований» обсуждаются другие способы влияния социального класса на семью.

Конфликтность в семье тоже проистекает из патриархата. Мужья обычно зарабатывают больше, чем жены, и многие мужчины продолжают считать себя главой семьи. Когда женщины сопротивляются этому старомодному представлению, возникает супружеский конфликт.

Применение социальных исследований

Социальный класс и семья

Растущее количество исследований в области социальных наук документирует различия социальных классов в том, насколько хорошо семья функционирует: качество ее отношений и когнитивное, психологическое и социальное развитие ее детей. Этот акцент отражает тот факт, что то, что происходит в первые месяцы и годы жизни, может оказать глубокое влияние на то, насколько благополучно будет развиваться новорожденный в детстве, юности и в последующий период. В той мере, в какой это верно, обнаруженные социальные классовые различия имеют неприятные последствия.

По словам социолога Фрэнка Э. Фюрстенберга-младшего, «между социальными классами существуют большие различия» в предродовом опыте матерей, например, в качестве их питания и медицинского обслуживания, а также в медицинском обслуживании, которое получают их младенцы. В результате, говорит он, «дети входят в мир неравно наделенными». Это неравенство усугубляется после их рождения по нескольким причинам.

Во-первых, семьи с низким доходом гораздо чаще сталкиваются с негативными событиями , такими как смерть, плохое здоровье, безработица, развод и криминальная виктимизация. Когда эти негативные события действительно происходят, говорит Фюрстенберг, «социальный класс влияет на способность семьи смягчить удар… Жизнь на дне просто тяжелее и более жестока». Эти негативные события вызывают сильный стресс; как обсуждалось в главе 2 «Бедность», этот стресс, в свою очередь, вызывает у детей различные проблемы в развитии.

Во-вторых, малообеспеченные родители гораздо реже читают и разговаривают со своими младенцами и детьми младшего возраста, поэтому у них медленнее развиваются когнитивные навыки и навыки чтения; эта проблема, в свою очередь, снижает их успеваемость в школе, когда они поступают в начальную школу.

В-третьих, родители с низким доходом также имеют меньше возможностей знакомить своих детей с культурой (например, посещать музеи) вне дома, развивать их таланты в искусстве и других областях, а также участвовать во многих внешкольных мероприятиях. которые важны для развития ребенка. Напротив, более богатые родители заставляют своих детей очень активно заниматься этими видами деятельности по схеме, которую социолог Аннет Ларо называет 9.0047 согласованное выращивание . Участие этих детей в этих мероприятиях дает им различные жизненные навыки, которые помогают повысить их успеваемость в школе, а затем и на рабочем месте.

В-четвертых, дети из малообеспеченных семей растут в малообеспеченных районах, в которых часто имеются неадекватные школы и множество других проблем, в том числе такие токсины, как свинцовая краска, которые мешают развитию ребенка. Напротив, говорит Фюрстенберг, дети из более богатых семей «с большой вероятностью будут ходить в лучшие школы и жить в лучших районах. Как будто игровое поле для семей наклонено таким образом, что это едва заметно невооруженным глазом».

В-пятых, семьи с низким доходом в меньшей степени могут позволить себе отправить ребенка в колледж, и им, скорее всего, не хватает социальных контактов, которые более состоятельные родители могут использовать, чтобы помочь своему ребенку найти хорошую работу после окончания колледжа.

По всем этим причинам социальный класс глубоко определяет то, как дети живут от зачатия до раннего взросления и далее. Поскольку этот массив исследований документирует множество негативных последствий проживания в семье с низким доходом, он подчеркивает необходимость широкомасштабных усилий по оказанию помощи таким семьям.

Источники: Бэнди, Эндрюс и Мур, 2012 г.; Фюрстенберг, 2010; Ларо, 2010

Семья и социальное взаимодействие

Социальные интеракционистские взгляды на семью исследуют, как члены семьи и близкие пары взаимодействуют на ежедневной основе, и приходят к общему пониманию их ситуаций. Исследования, основанные на социальном интеракционизме, дают нам четкое представление о том, как и почему семьи работают именно так, а не иначе.

В некоторых исследованиях, например, основное внимание уделяется тому, как мужья и жены общаются и насколько успешно они общаются (Tannen, 2001). Классическое исследование Мирры Комаровски (1964) обнаружили, что жены в рабочих браках любили говорить со своими мужьями о проблемах, которые у них были, в то время как мужья, как правило, молчали, когда проблемы возникали. Такие гендерные различия менее распространены в семьях среднего класса, где мужчины лучше образованы и более эмоционально экспрессивны, чем их коллеги из рабочего класса, но гендерные различия в общении все еще существуют в этих семьях. Другое классическое исследование, проведенное Лилиан Рубин (1976), показало, что жены в семьях среднего класса считают идеальными мужьями тех, кто хорошо общается и делится своими чувствами, в то время как жены в семьях рабочего класса более склонны говорить, что идеальные мужья — это те, кто не пьют слишком много и кто ходит на работу каждый день.

Согласно символической интеракционистской точке зрения, семейные проблемы часто связаны с различным пониманием, восприятием и ожиданиями супругов в отношении своего брака и своей семьи. Когда эти различия становятся слишком резкими и супруги не могут примирить свои разногласия, может возникнуть супружеский конфликт и, возможно, развод (Kaufman & Taniguchi, 2006).

Ключевые выводы

  • В идеале семья выполняет несколько функций в обществе. Он социализирует детей, оказывает практическую и эмоциональную поддержку своим членам, регулирует половое размножение и обеспечивает своим членам социальную идентичность.
  • Отражая акцент теории конфликта, семья также может создавать несколько проблем. В частности, по ряду причин оно может способствовать социальному неравенству и подвергать своих членов насилию, спорам и другим формам конфликтов.
  • Социально-интеракционистское понимание семьи подчеркивает, как члены семьи взаимодействуют на ежедневной основе. В связи с этим несколько исследований показывают, что мужья и жены общаются по-разному определенными способами, которые иногда препятствуют эффективному общению.

Ссылки

Бэнди, Т., Эндрюс, К.М., и Мур, К.А. (2012). Неблагополучные семьи и последствия для детей: важность эмоциональной поддержки для матерей . Вашингтон, округ Колумбия: детские тенденции.

Фюрстенберг, Ф.Э., младший (2010). Расходящееся развитие: невидимая рука социального класса в Соединенных Штатах. В BJ Risman (Ed.), семей, как они есть на самом деле (стр. 276–294). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton.

Кауфман, Г., и Танигучи, Х. (2006). Пол и семейное счастье в дальнейшей жизни. Journal of Family Issues, 27 (6), 735–757.

Комаровский, М. (1964). Рабочий брак . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

Ларо, А. (2010). Неравное детство: Неравенство в ритмах повседневной жизни. В BJ Risman (Ed.), семей, как они есть на самом деле (стр. 295–298). Нью-Йорк: WW Norton.

Рубин, Л.Б. (1976). Миры боли: Жизнь в рабочей семье . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Таннен, Д. (2001). Вы просто не понимаете: Женщины и мужчины в разговоре . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Перо.

Что Библия говорит о семейных проблемах?

ГлавнаяМатериалы ИндексСемьяСемейные отношения Семейные проблемы

Вопрос

Ответ

Семейные проблемы не новы. В падшем мире те, кого мы должны любить больше всего — наши семьи, — часто становятся теми, с кем мы боремся больше всего. Библия не замалчивает грех и описывает ряд семейных проблем, начиная с перекладывания вины Адама на его жену в качестве мишени (Бытие 3:12). Соперничество между братьями и сестрами возникает в историях о Каине и Авеле, Иакове и Исаве, Иосифе и его братьях. Ревность между женами — одно из негативных последствий полигамии — встречается в историях об Анне, Лии и Рахили. Илий и Самуил занимались своенравными детьми. Джонатан был чуть не убит своим отцом Саулом. Сердце Давида было разбито восстанием его сына Авессалома. Осия испытывала семейные трудности. В каждом из этих случаев отношения были повреждены грехом.

В Библии много говорится об отношениях, в том числе о динамике семьи. Первым институтом, созданным Богом для человеческого взаимодействия, была семья (Бытие 2:22–24). Он создал жену для Адама и соединил их в браке. Ссылаясь на это событие, Иисус позже сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матфея 19:6). Божий план состоял в том, чтобы один мужчина и одна женщина оставались в браке, пока один из них не умрет. Он желает благословить этот союз с детьми, которые должны быть воспитаны «в воспитании и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4; см. также Псалом 127:3). Большинство семейных проблем возникает, когда мы восстаем против Божьего замысла: полигамия, прелюбодеяние и развод вызывают проблемы, потому что они отклоняются от первоначального плана Бога.

Библия дает четкие указания о том, как члены семьи должны относиться друг к другу. Божий план состоит в том, чтобы мужья любили своих жен так же, как Христос любит Свою церковь (Ефесянам 5:25, 33). Жены должны уважать своих мужей и подчиняться их руководству (Ефесянам 5:22–24, 33; 1 Петра 3:1). Дети должны слушаться своих родителей (Ефесянам 6:1–4; Исход 20:12). Сколько семейных проблем было бы решено, если бы мужья, жены и дети просто следовали этим основным правилам?

В Первом Тимофею 5:8 говорится, что семьи должны заботиться о своих. У Иисуса были резкие слова для тех, кто уклонялся от своих финансовых обязательств перед своими престарелыми родителями, заявляя, что отдал все свои деньги на храм (Матфея 15:5–6).

Ключ к гармонии в семье — это не тот ключ, который мы, естественно, хотим применять. В Ефесянам 5:21 говорится «подчиняться друг другу из благоговения перед Христом». Покорность находится в прямом противоречии с желанием нашей плоти править и иметь свой путь. Мы защищаем наши права, защищаем наши дела, отстаиваем свое мнение и отстаиваем наши собственные планы, когда это возможно. Божий путь состоит в том, чтобы распять нашу плоть (Галатам 5:24; Римлянам 6:11) и подчиняться нуждам и желаниям других, когда это возможно. Иисус — наш образец такого подчинения воле Бога. В Первом послании Петра 2:23 говорится: «Когда они осыпали его оскорблениями, он не отвечал; когда он страдал, он не угрожал. Вместо этого он вверил себя тому, кто судит справедливо».

Большинство семейных проблем можно было бы уменьшить, если бы мы все следовали наставлениям из Филиппийцам 2:3–4: «Ничего не делайте из эгоистичных амбиций или из тщеславия. Наоборот, в смирении цените других выше себя, не смотря на свои интересы, но каждый из вас на интересы других».