Тест рисунок семьи интерпретация: МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ». (для детей от 3 до 10-11 лет).
Методика «Рисунок семьи»: описание, анализ и интерпретация
В статье мы расскажем:
- Автор методики
- Методика «Рисунок семьи»: описание
- Что можно узнать из такого рисунка
- Интерпретация рисунка семьи
- Заключение
Методика «Рисунок семьи» – один из самых популярных приемов, используемых в практической работе. Цель этого теста – выявить эмоциональные проблемы и сложности семейных отношений. В статье мы расскажем вам все о методике «Рисунок семьи», поделимся интерпретацией результатов, проведем анализ рисунков на примерах.
Автор методики
Это название объединяет целую группу приемов, которые служат для оценки семейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Их обычно используют при обследовании детей, но иногда применяют и ко взрослым.
- 
В литературе указывают, что В. Хьюлс (в 1951 году) является самым первым, кто упомянул о технике «Рисунок семьи».  - 
Следующий этап развития этого теста сопоставляют с такими учеными, как Л.Корман (1964), Р. Бернс и С.Кауфман (1972). 
- 
Сегодня наши отечественные психологи все больше применяют методику, которую предложили В.К.Лосева и Г.Т. Хоментаускас. 
Мы будем рассматривать именно последний вариант. Методика “Рисунок семьи” предлагает проводить анализ рисунка по трем уровням:
- 
Общая структура рисунка 
- 
Изображение отдельных членов семьи 
- 
Анализ процесса рисования 
Методика «Рисунок семьи»: описание
 Одна из немногих диагностик, которые можно использовать с раннего возраста. Даже, когда вместо людей “головоноги” или даже палочки, уже всё понятно.
Как правило, первым ребёнок рисует значимого взрослого. Его силуэт обычно большой и с различными “элементами декора”. Затем остальных членов семьи. Иногда ребёнок забывает кого-то нарисовать, что говорит о напряженных (по мнению ребёнка) отношениях или присутствии обиды со стороны ребёнка.
 
Также на таком рисунке видны, как относятся друг к другу братья и сёстры. Иногда мама посередине своих детей, а иногда и с кем-то одним, особенно часто так рисуют, когда появляется малыш в доме.
Иногда ребёнок забывает сам себя нарисовать, что говорит о непринятии себя и отчужденности от семьи.
Ещё бывает много-много всех. И бабушки-дедушки, и тёти-дяди, и даже кошки. На самом деле, ребёнок окружает себя всеми, прячась от одиночества.
 О детском рисунке семьи можно судить по многим признакам, но главное это должен делать специалист. И, как правило, для точного анамнеза одной диагностики недостаточно. 
 
#THREE_STEPS#
Инструкция: Предлагаем ребенку лист бумаги, карандаши и просим нарисовать свою семью. Важно позволить ему рисовать так, как ему хочется, и кого хочется. Пока он рисует, мы наблюдаем за тем, как он это делает.
Что можно узнать из такого рисунка?
- 
Кого ребенок включает в «семью»: только родители или расширенный вариант, с бабушками, дядями, нянями, домашними животными и пр. Как правило, в рисунок включаются те, кто для ребенка важен и дорог. 
- 
Как ребенок воспринимает отношения в семье. Все ли члены семьи вместе или кто-то обособлен, существуют ли группировки и пр. Кто как расположен по отношению к другим членам семьи. Все ли одинаковые или кто-то сильно выделяется внешним видом. 
- 
Кого ребенок считает более значимым и влиятельным в семье: размер человека на рисунке пропорционален влиятельности в глазах малыша.   
- 
К кому ребенок испытывает наиболее теплые чувства: этих людей он будет «прорисовывать» с особенной аккуратностью и добавлять как можно больше украшений и деталей, а также нарисует их первыми, наверняка поближе к себе. 
- 
Как ребенок видит свое положение в семье и свою безопасность: место расположения себя, размер, количество деталей , выделяется ли он на фоне других и пр. 
Здесь важно помнить, что нарисованное на бумаге, это видение ребенка. Нельзя ругать его за то, что он не нарисовал младшего брата или забыл бабушку. И вообще нарисовал все «не так», как есть на самом деле.
Ваша задача — понять, нравится ли вам виденье малыша? И подумать о том, как скорректировать отношения в семье или сделать их более понятными для ребенка.
 
Интерпретация рисунка семьи
На что обратить внимание в готовом рисунке
- 
Состав семьи.  Если дети спокойны, их обычно привлекают все члены семьи. Если кого-то не хватает, то в этом кроется некий эмоциональный конфликт, недовольство семейным положением. Если дети спокойны, их обычно привлекают все члены семьи. Если кого-то не хватает, то в этом кроется некий эмоциональный конфликт, недовольство семейным положением.
- 
Размещение персонажа. Когда члены семьи держатся за руки или имеют что-то общее, это положительный знак, говорящий о единстве и тесной эмоциональной связи. Если одна фигура человека очень далека от семьи, это связано с отрицательным отношением ребенка или низкой значимостью и отчуждением этого человека от семьи. 
- 
Изображение фигур. Как правило, люди, с которыми складываются хорошие эмоциональные отношения, более хорошо прорисовываются(много деталей, разные цвета). Напротив, негативное отношение часто проявляется в более схематичном или даже неполном виде определенных частей тела. #TTPOPUP#
- 
Размер персонажей. Чем больше, тем более выраженным, сильным и влиятельным его воспринимает ребенок.  И наоборот. И наоборот.
Общая композиция
| Характеристика | |
| Один член семьи отдален | Обследуемый заметил, что один член семьи держится в стороне | 
| Один персонаж выше всех | Он главный в семье | 
| Если персонаж ниже всех | У него минимальное влияние | 
| Первый персонаж | Самый любимый член семьи | 
| Если ребёнок кого-то не нарисовал | С этим человеком напряжённые отношения, нужно наладить эмоциональный контакт | 
| Сильная штриховка или нажим карандаша | По отношению к этому персонажу ребёнок испытывает чувство тревоги | 
| Все члены семьи одинакового роста | Благополучие семьи | 
| Персонаж ближе | С ним сильнее связь | 
| Персонаж больше остальных | Значимее он для ребёнка | 
| Все держатся за руки | В семье дружественные отношения | 
| Ребёнок в центре | Уверен, родители его любят | 
| Ребенок в стороне | Нуждается в поддержке и внимании | 
| Малыш нарисовал себя очень маленьким | Самооценка низкая | 
| Нарисовал себя крупным | Уверен в себе, у него задатки лидера | 
 
Голова и тело персонажей
| Характеристика | Интерпретация | 
| Отсутствуют уши | Этот член семьи не слышит | 
| Персонаж с большим ртом | Источник угрозы для ребёнка | 
| Маленький рот персонажа | Скрытный, неэмоциональный человек | 
| Большие руки | Властность | 
| Маленькие руки | Не имеющий власти | 
| Большая голова | Ребёнок считает самым умным | 
| Большие глаза | Чувство тревоги | 
| Маленькие глаза | Запрет на плач, выражение эмоций | 
Читайте также
«Повышение осознанности: рабочие техники и практические советы»
Подробнее
Другие детали
| Характеристика | Интерпретация | 
| Солнце и приборы освещения | Показатель тепла в семье | 
| Облака и тучи | Чувства тревоги | 
| Вымышленные персонажи | Символы неудовлетворённых потребностей | 
Заключение
 Методика «Рисунок семьи» довольна популярная для анализа отношений внутри семьи.




 
 
 Если дети спокойны, их обычно привлекают все члены семьи. Если кого-то не хватает, то в этом кроется некий эмоциональный конфликт, недовольство семейным положением.
  Если дети спокойны, их обычно привлекают все члены семьи. Если кого-то не хватает, то в этом кроется некий эмоциональный конфликт, недовольство семейным положением.
 И наоборот.
 И наоборот.