Характеристика на девочку подростка из неблагополучной семьи: Характеристика на ребёнка из неблагополучной семьи
Расстрел 15-летнего убийцы — новости Право.ру
Двойное убийство Аркадий Нейланд совершил в Ленинграде за день до своего 15-летия – 27 января 1964 года. День рождения он встретил по дороге в Москву, куда выехал поездом через несколько часов после зверской расправы над женщиной и ее малолетним сыном. В столице он купил железнодорожный билет до Сухуми, и в ожидании отправления поезда совершил поездку по городу в экскурсионном автобусе. Словом, вел себя как советский школьник из провинции, который через Москву направлялся во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».
30 января на перроне Сухумского железнодорожного вокзала Нейланд был задержан местными оперативниками, опознавшими его по ориентировке, полученной из Ленинграда. На раскрытие кровавого злодеяния, слух о котором мгновенно облетел северную столицу, понадобилось четверо суток…
Будущий убийца состоял на учете детской комнаты милиции, когда ему не было еще 12 лет
Аркадий Нейланд родился в Ленинграде 28 января 1949 года.
Семья – мать, младшая сестра Аркадия, отчим и двое его сыновей от первого брака – ютилась в одной комнате коммунальной квартиры. Глава семьи Нейландов работал слесарем на предприятии, его жена – санитаркой больницы. Их более чем скромный заработок не обеспечивал достатка в доме. К тому же, оба супруга пили.
Условия и образ жизни Нейландов не были чем-то исключительным для СССР 60-х годов. В том же Ленинграде десятки тысяч людей жили в густонаселенных коммуналках, считали копейки до получки или «перехватывали» до аванса у знакомых. Очень многие семьи с детьми были неполными либо состояли из матери и отчима или отца и мачехи. Образ неблагополучной семьи завершался, как правило, пьющими родителями, не занимающимися воспитанием детей.
Аркадий рос без родительского догляда, и уже к 12 годам малолетний воришка и хулиган состоял на учете в детской комнате милиции ОВД Ждановского (ныне Приморский) района города.
Здесь напрашивается небольшое отступление…
Ювенальные технологии по-советски
Летом 2010 года в Госдуму РФ были внесены проекты Федеральных законов, которые позволяют, в частности, лишать родительских прав или ограничивать их из-за «бедности», за «ненадлежащее» воспитание. Законопроекты были восприняты в обществе неоднозначно. Нашлось немало сторонников принятия репрессивных мер в отношении «нерадивых» родителей. Противники же тотального вмешательства государства во внутреннюю жизнь семьи возражали – если семья неблагополучная, надо не разрушать ее, а, прежде всего, помочь выйти из трудной ситуации. («Право. Ru» провело по этому поводу опрос, с которым можно ознакомиться здесь).
Возвращаясь к семье Нейландов, можно проследить, как сорок лет назад государство в лице органов исполнительной власти и правоохранительных органов Ждановского района, школы, в которой учился Аркадий Нейланд, реагировало на ситуацию в неблагополучной семье.
Начать хотя бы с квартирного вопроса. Он за долгие годы не только не разрешился, а окончательно зашел в тупик – в 1963 году один из сводных братьев Аркадия женился, и привел под отчий кров жену. Таким образом, в одной комнате уживались две семейные пары и трое разнополых подростков. И надежды на улучшение в обозримом будущем жилищных условий не было.
Что называется, умыла руки и средняя школа, из которой Аркадия исключили после 5 класса за хроническую неуспеваемость, воровство и хулиганство. Власти направили его в школу-интернат в город Пушкин. Но даже в этом казенном заведении для «трудных подростков» Нейланд пришелся, как говорят, не ко двору. Несколько раз соученики устраивали ему «темную» за воровство у окружающих. К тому же, Аркадий страдал энурезом, за что подвергался насмешкам и издевательствам окружающих. Вот какую характеристику в 1964 году предоставила в суд на Аркадия Неймана дирекция школы-интерната № 67: «…показал себя как плохо обучаемый ученик, хотя был не глупым и способным ребенком… Учащиеся не любили его и избивали. Он не раз был уличен в кражах у учеников интерната денег и вещей».
По одним данным подросток из интерната сбежал, и был задержан милицией в Москве, по другим – дирекция интерната настояла на том, чтобы родители забрали Аркадия. Известно только, что после этого власти трудоустроили Нейланда подсобным рабочим в ПО «Ленпищемаш», где он кое-как продержался до конца 1963 года.
В этот период Аркадий дважды предпринимал попытки разбойного нападения на одиноких прохожих с целью грабежа, совершил кражи из киоска «Союзпечати», бани, дома быта и нескольких парикмахерских. Все они были раскрыты, и районная прокуратура возбудила в отношении подростка уголовное дело. Однако до суда оно не дошло: в прокуратуре приняли во внимание «искренне раскаяние и возраст» подследственного, и дело закрыли.
Но не прошло и месяца, как Аркадий Нейланд снова стал фигурантом уголовного дела – на этот раз по квартирной краже.
Как Нейланд сбежал из районной прокуратуры
24 января 1964 года Нейланд со своим приятелем Кубаревым под предлогом сбора макулатуры обзванивали квартиры в одном из подъездов дома №3 по Сестрорецкой улице. Убедившись, что в одной из них нет никого из жильцов, подобрали ключи, и наскоро связали в узлы вещи, показавшиеся им наиболее ценными. Однако когда они вышли на улицу, дворник при виде незнакомых подростков с узлами подняла тревогу. Начинающие «домушники» были задержаны прохожими.
Допрашивали их в прокуратуре Ждановского района. По явному недосмотру помощника прокурора, который на время допроса Кубарева отослал Неймана в коридор, последнему удалось беспрепятственно покинуть здание прокуратуры.
До совершения кровавого злодеяния, всколыхнувшего город, оставалось три дня.
Завтрак на Сестрорецкой на фоне трупов
Все это время Аркадий Нейланд прятался в подвалах. Ранним утром 27 января он на несколько минут появился дома, где взял топор. Это свидетельствовало о том, что 14-летний подросток был уже готов переступить последнюю черту.
Квартиру, которую Нейланд намеревался ограбить, он наметил еще в тот день, когда они с Кубаревым «собирали макулатуру» в доме на Сестрорецкой и попались на краже. Прежде всего, его привлекла тогда входная дверь, обитая кожей. Когда хозяйка, 37-летняя Лариса Куприянова, впустила подростков в прихожую, Аркадий успел разглядеть в комнате включенный цветной телевизор, о котором он раньше только слышал.
Утром 27 января Аркадий Нейланд через закрытую дверь в квартиру Куприяновых представился почтальоном. И прямо с порога набросился на хозяйку с топором.
Увидев в руках подростка топор, Куприянова попыталась его отобрать. Поэтому первые удары пришлись по рукам и плечам женщины. Всего судебно-медицинская экспертиза насчитала около 15 ран, 5 из которых – смертельные. Маленькому Георгию он нанес 6 ударов, «чтобы не крутился под ногами», как объяснит он в ходе следствия.
Обыскав квартиру, Нейланд нашел кошелек с 54 рублями, облигации трехпроцентного займа, золотые женские украшения, фотоаппарат «Зоркий». Взял зачем-то паспорт мужа убитой женщины и ее дочери от первого брака. Фотоаппарат оказался заряженным пленкой, и Нейланд, обнажив ноги своей жертвы, сделал несколько непристойных снимков, которые, по его объяснению, он намеревался продать под видом порнографических.
После этого Нейланд помыл в ванной руки, поджарил на кухне яичницу, и спокойно позавтракал. Перед уходом поджег квартиру, открыл газ, рассчитывая, что огонь и взрыв газа уничтожит все следы преступления. Однако соседи по лестничной площадке, почувствовав запах гари, вызвали пожарных. Расчет приехал оперативно, и место преступления огнем почти не затронуло.
Благодаря этому, следственная бригада нашла отпечатки окровавленных пальцев на платяном шкафу, и орудие убийства – топор с обгоревшим топорищем. После опроса десятков жильцов дома о появлении здесь незнакомых лиц, был составлен словесный портрет Нейланда.
Описание жильцов – «долговязый губастый подросток лет 15-16-ти» – было слишком хорошо знакомо и в районном отделе милиции и прокуратуре. Так Нейланд попал под подозрение. Когда оперативники установили, что он вынес из своей квартиры топор, эта версия стала основной. Был немедленно допрошен Кубарев, подельник Нейланда по краже из квартиры этого же дома.
В эти города, а также в Москву были экстренно разосланы ориентировки…
Глас народа, требовавший снизу казни несовершеннолетнего, был явно организован сверху
Как только Нейланда задержали в Сухуми, туда вылетели несколько оперативников из Ленинграда. На месте выяснилось, что их абхазские коллеги плохо обыскали задержанного, и тому удалось спрятать в камере несколько важных вещественных доказательств – бумажник, паспорт мужа убитой, ключи от квартиры Купреевых и связку воровских отмычек. В руках следствия оказался также фотоаппарат, похищенный из квартиры. На одежде Нейланда были найдены пятна засохшей крови, которые позже были идентифицированы с группой крови Куприяновой.
На допросах в Ленинграде Аркадий Нейланд хладнокровно, без следов раскаяния рассказывал о деталях совершенного им преступления. Было очевидно: Нейланда уже просветили сидельцы следственного изолятора, что возраст надежно защитит его от сурового наказания.
Между тем, жестокое двойное убийство, совершенное подростком, получило широкую огласку. На имя председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева со всех концов страны начали поступать письма от граждан и организаций с просьбами принять закон о применении к несовершеннолетним, совершившим особо тяжкие преступления, высшей меры наказания. А инициативная группа ленинградцев в свою очередь начала сбор подписей под петицией с требованием «уничтожить выродка».
Глас народа был услышан наверху. Хотя дальнейшие события свидетельствуют о том, что, скорее всего, письма и петиции как раз и были организованы по указке сверху: рост преступности, в том числе подростковой, наметившийся в 60-е годы прошлого столетия, беспокоил партийное и советское руководство, и Нейланд был избран в качестве «мальчика для битья».
17 февраля 1964 года Президиум Верховного Совета СССР, вопреки юридическим правилам и обычаям, принял постановление, допускавшее применение в отношении несовершеннолетних высшей меры наказания – расстрела. Но что делать с тем, что закон обратной силы не имеет?
Окончательное наказание – смертная казнь. Приговор приведен в исполнение через 5 месяцев после суда
В Ленинграде был проведен письменный опрос судейского корпуса города – можно ли считать постановление Президиума Верховного Совета имеющим обратную силу? Положительный ответ организаторами акции был запрограммирован заранее.
Рассмотрение дела по существу состоялось 23 марта 1964 года в закрытом судебном процессе. Учитывая большую общественную опасность совершенного преступления – убийства при отягчающих обстоятельствах, а также личность Нейланда и «руководствуясь постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1964 г. за № 2234», суд по совокупности совершенных преступлений вынес окончательное решение: приговорить к смертной казни – к расстрелу.
Приговор в стране был в целом воспринят с удовлетворением. Однако в среде юристов и у части интеллигенции он вызвал негативную реакцию. За рубежом дело Нейланда однозначно комментировалось как пример несоблюдения Советским Союзом норм международного права и соответствующих соглашений.
Кассационная жалоба Аркадия Нейланда была оставлена без удовлетворения, а ходатайство о помиловании Верховный Совет СССР отклонил. 11 августа 1964 года приговор был приведен в исполнение.
При подготовке публикации были частично использованы материалы и фотографии с сайта murders.ru
- Убийство, Законодательство, Смертная казнь
- Ювенальные суды
Три спутницы профессии: вера, надежда, любовь
Рабочий день уже давно начался, но старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по району Южное Тушино майора милиции Ольги Данилиной нет в кабинете. С раннего утра она находится в школе: ее пригласил директор принять участие в педсовете. К концу подходит учебный год, и учителя всерьез обеспокоены судьбой учеников, которые не аттестованы по некоторым предметам. При чем тут сотрудник милиции, скажете вы, ведь это проблема школы. А вот и нет! Любой вопрос, имеющий отношение к детям, напрямую связан с работой инспекторов ПДН. Именно с неуспеваемости, являющейся следствием проблем в семье или невнимания родителей к собственному ребенку, начинается тернистый путь юных правонарушителей. И вовремя обратив внимание на ребенка, прогулявшего урок, можно предотвратить эту беду.
ПРОБЛЕМЫ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ
В этот раз на педагогическом совете обсуждалась проблема, возникшая с ученицей пятого класса. За последние две четверти у девочки накопилось такое количество пропусков уроков, что преподаватели не могут выставить ей итоговые отметки. Просьба классного руководителя, чтобы родители обратили внимание на ребенка, проконтролировали посещение дополнительных занятий, была проигнорирована. Тогда директор принял решение собрать педсовет и разбираться в ситуации сообща.
Вызвали маму девочки.
Ольга Данилина сначала не участвовала в беседе, она внимательно слушала мать девочки, пытаясь понять, какую та занимает позицию в воспитании ребенка. Но чем больше женщина горячилась, тем яснее проявлялась причина, по которой ученица стала несерьезно относиться к учебе. Оскорбленная мамаша не внимала словам преподавателей, считая лишними их советы и пожелания. Тогда в разговор вмешалась Ольга.
— Поймите, вашему ребенку желают только добра. Если вы упустите момент, когда еще можно оказать влияние на дочь и объяснить необходимость получения образования, то потом драгоценное время будет упущено. В ней надо воспитывать ответственность сейчас…
Присутствие на педсовете сотрудника милиции, видимо, еще больше задело материнские чувства женщины. В ее душе кипело негодование, что дочь считают чуть ли не преступницей за пропуски уроков. Она, будучи безоговорочно уверенной в своей правоте, даже не пыталась вникнуть в смысл слов, которые до нее хотела донести инспектор ПДН.
— Что ж, — вздохнула Ольга Данилина, когда женщина покинула кабинет, — надо будет понаблюдать за этой семьей. Если воспитанием ребенка не занимается мама, за него возьмемся мы. Тем более пятиклассница была замечена в компании девочек, состоящих на учете в милиции.
На этом педсовет не закончился. Ольгу попросили побеседовать с нарушителями школьных правил: прогульщиками, курильщиками и хулиганами — они были хорошо ей знакомы. Каждый раз она находила индивидуальный подход к подростку, учитывая его возрастные и личностные особенности. Кого-то необходимо было пожурить, на некоторых повлиять методом уговоров, пришлось даже припугнуть взятием на особый контроль, что является самым страшным наказанием для юношей, считающих себя самостоятельными и независимыми. Не забыла Данилина заглянуть в дневники провинившихся учеников, ведь плохое поведение и успеваемость нередко являются неразрывными спутниками.
— Работа в подразделении по делам несовершеннолетних обязывает быть не только юристом и педагогом, но и психологом, адвокатом, нянькой. А еще надо любить детей и доверять им…
Это говорит человек, посвятивший себя работе с детьми. Но у нее был свой, особый путь к этой непростой профессии.
Извилистый путь
к любимому делу
Выбрать профессию, отвечающую всем требованиям души, — дело непростое. В этом Ольга убедилась на собственном опыте. Она поступила в техникум легкой промышленности Мосгорисполкома, окончив его, стала студенткой Московского технологического института. Модельер-конструктор — такую специальность выбрала девушка. Ольге улыбалась удача: ей удалось совмещать учебу и хорошую работу в Центре дизайна в должности главного инженера. Казалось бы, чего еще желать юной студентке, молодому специалисту. Но очень скоро Ольга стала ловить себя на мысли, что не испытывает удовлетворения от работы, а ведь это было только начало профессионального пути. Что же будет дальше?
Однажды в гостях у однокурсницы она завела разговор о том, как не хочется идти завтра на работу. Слова девушки услышал отец подруги — начальник милиции общественной безопасности округа. Он шутливо упрекнул Ольгу в нежелании трудиться в таком возрасте, на что она ответила:
— Вам легко говорить, дядя Слава! У вас работа — сплошная романтика: погони, преследования. А у меня одно и то же каждый день: шерсть, шелк да трикотаж.
— Приходи завтра в управление, я тебе покажу нашу «романтику», — рассмеялся дядя Слава.
Ольга приняла приглашение. Ее провели по Управлению внутренних дел, показали трудовые будни милиционеров, но, несмотря на увиденную обыденность службы стражей порядка, ее глаза загорелись. И — Данилина поменяла профессию.
Начинала Ольга с должности младшего следователя. Работа, больше напоминающая курьерскую, увлекла ее. Она поступила в Университет МВД России. Немного познакомившись со службой, девушка поняла: именно здесь обрела все то, что ей не хватало на предыдущем месте работы.
Два года Ольга совмещала учебу в двух вузах (продолжала учиться в Московском технологическом институте), службу в милиции. Попутно она строила семейный уют. Рождение сына Сережи внесло в привычный уклад жизни коррективы. Ольга забрала документы из гражданского вуза и продолжила учебу на юридическом факультете Университета МВД, стала подыскивать службу с более стабильным графиком. В следствии нередки суточные дежурства, и совмещать работу с воспитанием малыша было невозможно. Данилина ушла в ОВД по району Южное Тушино на должность инспектора по делам несовершеннолетних, имея за плечами четырехлетний стаж в следствии.
Сегодня старшего инспектора ПДН майора милиции Ольгу Данилину знают все подростки с ее территории. Как только ребенок не появляется в школе, ей достаточно нескольких минут, чтобы найти его и отправить учиться. В ее кабинете нередко можно встретить детей, пришедших за помощью или просто пообщаться. А преподавательский состав школы № 1056 считает Ольгу своей палочкой-выручалочкой, потому что ее авторитет в глазах самых трудных подростков остается непоколебимым.
— Ошибки и недосмотры в нашей профессии скрыть очень сложно. Если инспектор подразделения по делам несовершеннолетних не сделает свою работу сейчас и не возьмет под контроль проблемных ребят, то через какое-то время ими будет заниматься уголовный розыск, — считает Данилина.
Вместе со своими коллегами она делает работу на совесть, ведь за последние три года на территории района не было совершено ни одного преступления детьми, состоящими на учете в милиции.
Вера в наказание,
вера во спасение…
С тех пор, как Ольга Данилина перевелась в подразделение по делам несовершеннолетних ОВД по району Южное Тушино, прошло 10 лет. Круг требований к инспекторам данной службы расширился. Раньше сотрудники ПДН занимались в основном профилактикой детских правонарушений, безнадзорности и беспризорности. Сегодня им приходится не только участвовать в раскрытии преступлений, совершаемых подростками, выявлять неблагополучные семьи, заниматься перевоспитанием нерадивых взрослых, обеспечивать общественный порядок на массовых мероприятиях, но и совместно с комиссией по делам несовершеннолетних защищать права детей от произвола их родителей.
— Было на моей территории несколько непростых семей, относящихся к категории религиозных фанатиков, — рассказывает Ольга. — Работать с ними очень сложно, даже практически невозможно, и мы стараемся хотя бы уберечь детей, которые становятся жертвами родителей-сектантов. Например, одна женщина нам заявила, что не собирается отдавать детей в школу, где много «скверны и бесовских происков», а будет сама их всему учить. Но может ли мать, которая окончила восемь классов много лет назад, дать родному ребенку образование, соответствующее требованиям времени? Эти семьи не только поставлены на учет в милиции, но и взяты нами на особый контроль. Никогда не знаешь, какая мысль придет в голову человеку, фанатично одержимому верой. А самое ужасное, что в этих религиозных делах жертвами оказываются дети. Поэтому мы договорились с работниками ЖЭКа, что о любых манипуляциях с квартирами они немедленно сообщают в милицию. К сожалению, в моей практике был печальный опыт, когда взрослые-сектанты оставили ребенка без квартиры и средств к существованию.
О том, что благополучная семья Цветковых, проживающая в трехкомнатной квартире, попала под влияние цыган, инспекторы ПДН узнали слишком поздно. Из поля зрения семья исчезла как-то вдруг. В считанные дни супруги совершили сделку, умудрившись продать жилплощадь, на которой была прописана их несовершеннолетняя дочь, и уехали по настоянию духовного лидера в Тверскую область. Цветковы поселились в бараке с ужасными бытовыми условиями, не заботясь о собственном ребенке, не посещающем школу. Супруги, которым в голову вбили сомнительные религиозные идеи, от осознания страшной действительности начали злоупотреблять спиртным. В таком жалком состоянии их и нашли инспекторы ПДН ОВД по району Южное Тушино.
Не на шутку обеспокоенные судьбой несовершеннолетней дочери Цветковых инспекторы ПДН провели собственное расследование, чтобы установить место пребывания семьи. Как только Ольге Данилиной стал известен адрес, поехала туда в сопровождении оперативников. Девочку у нерадивых родителей забрали. Привезя в столицу, милиционеры выхлопотали ей место в приюте, устроили в школу. А вскоре из Тверской области дошли слухи о том, что мать девочки умерла, отец же отправился куда-то на заработки и больше о нем не было известий.
— Что мы только не предпринимали, чтобы вернуть ребенку жилплощадь, проданную незаконно, — говорит Ольга Данилина. — Но все оказалось напрасно. Из-за того что Цветковы прописались в бараках в Тверской области, ребенка поставили на учет в местном детском доме. Но кому она там была нужна? Сейчас девочка успешно учится в девятом классе, с помощью муниципалитета района нам удалось устроить ее в училище с предоставлением общежития. Профессию она выбрала сама, да и дорогу в жизни ей тоже придется пробивать собственными силами. И мы всем коллективом верим, что все будет хорошо, а если необходимо, всегда готовы прийти на помощь!
В Южном Тушино живет 12-летний парнишка. Он из многодетной семьи, но из десяти братишек и сестренок проблемы у матери возникают только с ним. Учителя жалуются на его поведение, они никак не могут найти подход к трудному подростку, да и мама не раз обращалась в подразделение по делам несовершеннолетних с просьбой повлиять на сына. Ольга Данилина регулярно проводит беседы с подростком, для которого стали не
в новинку предосте-
режения сотрудника милиции.
Однажды мальчик совершил грабеж. К уголовной ответственности в силу возраста его привлечь нельзя, тогда, посовещавшись с мамой парня, Ольга в целях профилактики предложила поместить его в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Комиссия по делам несовершеннолетних одобрила это решение, и на месяц подросток переехал в ЦВСНП.
Строгая мера дала свои результаты. Вернувшись домой, парень поделился с матерью, что преступления больше совершать не будет — боится. Но поведение свое исправить он, увы, не в силах. Постоянный контроль в школе хоть как-то сдерживает подростка от необдуманных поступков, но приближаются летние каникулы — счастливое время для всех ребятишек, обретающих практически полную свободу. Остро встал вопрос, чем занять мальчишку. Отправить подростка по путевке, их организация «Дети улиц» ежегодно предоставляет школьникам, мать не решается, беспокоится, что сын может что-нибудь натворить или вообще сбежать. За помощью она обратилась к Ольге Данилиной. Немного подумав, старший инспектор ПДН приняла блестящее решение.
— По Интернету я связалась с настоятелем Троице-Сергиевой лавры, посоветовалась с ним, — говорит Ольга, — и он предложил забрать мальчика на лето к себе. Очень надеюсь, что батюшка поможет подростку найти верный путь.
Трагичная повесть
о «гадком утенке»
О семье Трифоновых Ольга Данилина впервые услышала в 2005 году, когда их старшая дочь, 4-летняя Виктория, попала в больницу с переломом челюсти. Инспекторам по делам несовершеннолетних необходимо было выяснить все обстоятельства случившегося. То, что они узнали, привело их в ужас. Оказалось, девочку избила родная мать. Ребенок подвергся столь жестокому наказанию из-за порванной на прогулке кофточки. Было возбуждено уголовное дело по статье 156 УК РФ, но его прекратили за примирением сторон. Матери дали шанс исправиться, взяв семью под особый контроль. Но услышав однажды в беседе с инспектором о том, что за жестокое обращение с детьми им может грозить лишение родительских прав, супруги Трифоновы выразили желание подписать документы об отказе от малышки.
Вику поместили в приют. Был назначен день судебного слушанья, где должна была решиться ее судьба. В зале суда родители попросили вернуть ребенка. Инспектору они сказали, что их родственники высказали недовольство поведением семьи. Мама Виктории пообещала установить контакт с дочерью и прекратить истязания малютки.
Вскоре Виктория пошла в школу. На первый взгляд конфликтов между взрослыми и ребенком больше не возникало, но учителя давали девочке неутешительные характеристики: она дичилась, избегала общения со сверстниками. Ольга попыталась поговорить с супругами Трифоновыми. Мать рассказывала инспектору ПДН о том, что Вика у них неаккуратный ребенок, разбрасывает везде игрушки, вещи, на улице постоянно пачкает одежду. Ольга пыталась убедить ее в том, что дети все такие: немного капризные, чуть неряшливые, иногда непослушные. Но на женщину это не действовало, она не любила старшую дочь, а в младшей души не чаяла. Даже дни рождения девочек отмечались по-разному. Вике с утра преподносили какой-нибудь незначительный подарочек, звучало сухое «поздравляю» — на этом праздник заканчивался. Для ее младшей сестрички готовилось целое торжество, приглашались гости, накрывался стол, полный всевозможных яств и сладостей. Малышке дарились горы подарков.
Как только Виктория начала видеть разницу в родительской любви к ней и ее сестре, в душе ребенка зародилась ревность, возникло чувство вины. Девочка искала причину такого равнодушия со стороны самых близких людей в себе, у нее начал формироваться комплекс «гадкого утенка».
Инспекторы ПДН поговорили с учителями в школе и попросили по возможности больше уделять внимания Виктории, испытывающей острый дефицит в материнской любви и ласке. Преподаватель группы продленного дня относится к девочке, как к собственной дочери, а Ольга Данилина, оказавшись в школе, непременно разыщет Вику, обнимет и поинтересуется ее делами. Общими усилиями педагоги и сотрудники ПДН компенсируют ребенку любовь родителей, стараются не давать ей замыкаться в себе. Но все их старания разбиваются о новый конфликт в семье Трифоновых.
Однажды к Данилиной прибежала взволнованная женщина и сообщила, что стала очевидцем страшного происшествия. Отец Виктории, как только они покинули школьный двор, начал избивать дочь. Он ругался и наносил удары ногами ребенку за то, что она забыла в классе свитер. Девочка смиренно терпела издевательства родителя. Когда мужчине присутствующие при этом мамы других детей сделали замечание и вступились за Вику, он только огрызнулся: «Да эту скотину вообще убить надо…» Сотрудники ПДН решили на этот раз постараться добиться наказания для родителя.
— Но привлечение к уголовной ответственности отца девочки не решит главной проблемы — взрослые не полюбят ее сильнее и не станут лучше относиться к ребенку, — говорит Ольга Данилина. — Для нас важнее разобраться в причинах ненависти родителей к родной дочери.
Плодотворное
сотрудничество
Если необходимо устроить подростка из неблагополучной семьи в секцию, отправить на отдых, найти хорошего психолога, определить в наркологическую клинику взрослых, страдающих от алкоголизма, инспекторы ПДН всегда могут обратиться за помощью в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних, в детскую организацию «Дети улиц», в муниципалитет. Везде работают замечательные люди, которым небезразлична судьба маленьких жителей района. Сколько любви, доброты и заботы они вкладывают в свой колоссальный труд! Ни одна проблема не останется нерешенной, ни один ребенок не будет предоставлен самому себе в трудный период жизни.
Вот и сегодня Ольга Данилина на пару минут заглянула в муниципалитет, чтобы обсудить важный вопрос, поднятый на комиссии по делам несовершеннолетних: как поступить с Трифоновыми, лишать ли их возможности воспитывать Вику или попробовать изменить их отношение к дочери и оставить ребенка в семье? Старший инспектор ПДН застала руководителя муниципалитета и председателя комиссии по делам несовершеннолетних Андрея Олеговича Кукушкина уже в дверях, но без лишних слов он понял, что необходимо задержаться, и пригласил Ольгу в кабинет. Сотрудник милиции и представитель районной власти разошлись во мнениях, однако сошлись на том, что после общения Трифоновых с семейным психологом вновь поднимут этот вопрос на комиссии.
— Я родился в этом районе, здесь рос мой сын. Жители Южного Тушино, как одна большая семья, и смотреть равнодушно на проблемы, возникающие у людей, невозможно, — объясняет свое повышенное внимание к работе сотрудников ПДН Андрей Олегович. — Наше сотрудничество и взаимодействие, личная заинтересованность в конечном результате, осознание ответственности за судьбы маленьких граждан — все это создает огромную силу, которую остается только направлять на улучшение жизни жителей района и решение любых проблем.
* * *
Есть у старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по району Южное Тушино майора милиции Ольги Данилиной три верных спутницы профессии: вера, надежда и любовь. Героиня моего материала очень любит детей, с которыми работает, искренне верит, что ее труд
не напрасен, надеется, что каждого ее подопечного ждет прекрасная, светлая дорога в жизни.
Ольга ЛОСЕВА
Характеристики неблагополучной семьи
BRC Healthcare Без категории
В идеальном мире члены вашей семьи были бы вашими самыми верными сторонниками — людьми, на которых вы могли бы рассчитывать, что они будут на вашей стороне в горе и горе. К сожалению, для многих из нас это не так. Семейная дисфункция является распространенной проблемой, которая создает шаткую основу для отношений. Однако, если вы выросли в неблагополучной семье, вы можете не распознать отличительные черты этой среды.
Американская психологическая ассоциация определяет неблагополучную семью как семью, в которой «отношения или общение нарушены, и члены не могут достичь близости и самовыражения». Семья неблагополучна, если они регулярно соответствуют этим критериям в своих взаимодействиях.
1. НЕЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
Членам неблагополучных семей трудно слушать друг друга и выражать свои чувства здоровым образом. Неблагополучные члены семьи могут редко общаться друг с другом, а в крайних случаях вообще не разговаривают. Некоторые семьи могут в первую очередь выражать свое мнение, затевая споры или молчаливо обращаясь друг с другом. Косвенные, недобрые и односторонние взаимодействия являются общими характеристиками неблагополучных семей.
2. ОТСУТСТВИЕ ГРАНИЦ
Здоровые границы помогают определять отношения и укреплять доверие. Отсутствие границ создает благодатную почву для таких проблем, как созависимость и способность укореняться и процветать. Когда члены семьи не согласны с тем, какое поведение является приемлемым, пользуются возможностью высказаться за себя и просят других уважать их ценности, это предупреждающий признак семейной дисфункции.
3. ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее распространенных характеристик неблагополучной семьи является зависимость одного или нескольких ее членов. Часто зависимость принимает форму злоупотребления психоактивными веществами, но люди также могут формировать зависимость от таких действий, как азартные игры и секс. Саморазрушающее поведение обычно проявляется в нарушении связи между членами семьи. Это также может создать финансовые трудности и долги. Хотя взрослые члены семьи более склонны к зависимости, злоупотребление психоактивными веществами может произойти и в более молодом возрасте.
4. КОНТРОЛЬ
Еще одна отличительная черта неблагополучных семей – контролируемость. Это явление, когда один член семьи навязывает свою волю некоторым или всем другим членам семьи, и обычно это происходит между супругами или от родителей к ребенку. Например, муж может запретить жене проводить время с друзьями, или родитель может отказать подростку в желании начать встречаться. Контроль обычно приводит к эмоциональной задержке и может заставить людей чувствовать, что они не могут быть напористыми или жить независимо. Контроль может быть явным или скрытым, вызывая у людей чувство вины за нарушение установленных правил.
КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬЕЙ
Если в вашей семье есть какие-либо из этих признаков дисфункции, для решения этой проблемы потребуется индивидуальное реагирование в зависимости от вашей конкретной ситуации. Шаги, которые вам, возможно, придется предпринять, включают в себя избегание семейных мероприятий, разрыв связей с некоторыми или всеми членами семьи и установление соответствующих границ, которые помогут защитить ваше благополучие. Для тех, кто готов, семейная поддержка и консультирование в сочетании с индивидуальной терапией могут быть полезными инструментами для лучшего понимания уникальной динамики вашей семьи.
Мы в BRC Recovery Services знаем, что шаги, которые вы предпринимаете после прохождения квалифицированной программы лечения зависимости, необходимы для долгосрочного выздоровления. Вот почему наши услуги по последующему уходу включают в себя полный набор инструментов для предотвращения рецидивов и обучения. Свяжитесь с нами, когда будете готовы узнать больше.
Что такое неблагополучная семья и как разорвать порочный круг
| Что такое неблагополучная семья | Примеры | Типы | Знаки | Семейные роли | Воздействие на детей | Воздействие на взрослых детей | Как разорвать круг |
Если вы когда-нибудь смотрели такие телешоу, как «Американская семейка», или такие фильмы, как «Папин дом», вы видели неблагополучную семью в действии. Единственная проблема заключается в том, что Голливуд часто преуменьшает эти типы семей и несерьезно относится к ситуации.
В реальной жизни неблагополучная семья — это не шутки.
Семьи, оказавшиеся в цикле дисфункции, часто сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с насилием, такими как злоупотребление алкоголем, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, физическое насилие, сексуальное насилие и эмоциональное насилие.
Такая среда может быть токсичной для детей, и, к сожалению, семейные проблемы на этом никогда не заканчиваются.
Дети из неблагополучных семей склонны продолжать цикл дисфункции в своей жизни и в своих семьях.
Что такое неблагополучная семья?
Неблагополучная семья — это семья, погрязшая в конфликте, хаосе, отсутствии структуры или безразличии, в результате чего физические и эмоциональные потребности ребенка не могут быть удовлетворены. Факторы, которые могут ухудшить функционирование семьи, включают плохое воспитание детей, стрессовую или оскорбительную среду, злоупотребление психоактивными веществами, психические заболевания, хронические физические заболевания и плохую коммуникацию.
Жизнь в неблагополучной семье эмоционально бурна. Отношения между членами семьи, как правило, напряженные. Жестокое обращение, пренебрежение и секретность являются обычным явлением, а крик или крик часто являются единственным средством общения.
С другой стороны, здоровая семейная система – это та, в которой члены семьи лелеют и поддерживают друг друга. Семейные отношения близки, и отдельные члены семьи имеют чувство эмоционального благополучия.
Примеры неблагополучных семей
Термин «неблагополучная семья» часто используется, когда здоровые семьи совершают несколько ошибок.
Например, когда родители спят через будильник, начинается цепная реакция, затрагивающая всех членов семьи. Это не дисфункция — это просто плохой день. Настоящими характеристиками неблагополучной семьи являются хаос, жестокое обращение и пренебрежение в качестве стандартных рабочих процедур.
Некоторые примеры неблагополучных семей:
- В семье с двумя родителями у отца проблемы с алкоголем.
Когда он приходит домой пьяным, он физически оскорбляет всех и каждого, кто встает у него на пути. На следующее утро он напоминает семье, что то, что происходит в их доме, остается в их доме, и они никогда не должны никому рассказывать, что там происходит.
- Оба родителя употребляют наркотики. Старший ребенок должен регулярно вставать, чтобы помочь с маленькими. Этот ребенок убирает в доме, готовит ужин для своих братьев и сестер и следит за тем, чтобы они каждый вечер делали домашнее задание.
- Мать-одиночка относится к своему старшему ребенку как к лучшему другу и доверенному лицу. Мать полагается на этого ребенка в своих эмоциональных потребностях, и ей не нравится, когда ребенок гуляет и общается с ее собственными друзьями.
Типы неблагополучных семей
Все семейные дисфункции подпитываются по-разному. Но исследователи и психологи определили пять типов неблагополучных семей, которые не позволяют здоровому эмоциональному и личностному развитию детей 1 .
Патологическая семья
В патологических семьях один или несколько родителей злоупотребляют наркотиками или алкоголем или страдают психическим заболеванием, что делает их инвалидами и дисфункциональными. Ребенок зависимого родителя или жестокого родителя, как правило, не удовлетворяет свои основные физические потребности, не говоря уже об эмоциональных потребностях.
Семейные роли в этих семьях обычно меняются местами. Дети больше несут ответственность за свою повседневную жизнь, когда их неблагополучные родители не могут этого сделать 2 .
Доминантно-подчиненная семья
Также известная как «авторитарная семья», доминантно-подчиненная семья управляется родителем-диктатором, без учета желаний или чувств других членов семьи 3,4 .
Доминирующий родитель требователен, но дает очень мало любви, поддержки и положительного подкрепления. Ошибки и недостатки детей часто имеют тяжелые последствия, в том числе крики и шлепки.
В этом типе дома это путь родителей или шоссе; промежуточных нет.
Семья с хроническими конфликтами
В семье с хроническими конфликтами ссоры и споры являются нормой.
Ссоры в семьях вредны, что оставляет гноящиеся раны и приводит к крайней враждебности в семейном окружении.
Проблемы с общением и неспособность решить проблемы приводят к ссорам, дракам, обидам и стрессу, вызывая хаос в доме.
Хаотичная семья
В хаотической семье, также известной как семья с серьезными нарушениями, о детях плохо заботятся или плохо защищают, потому что родители заняты, отсутствуют или жестоко обращаются с ними.
В этих семьях непостоянство — единственная константа. Семейные правила и ожидания неясны, и родители часто приходят и уходят (въезжают и уезжают из дома или находятся в заключении).
Когда они рядом, их родительские навыки не на высоте или они причиняют вред детям. Дети часто подвергаются жестокому обращению, пренебрежению или и тому, и другому 5 .
Эмоционально отстраненная семья
В эмоционально отчужденной семье дети не получают проявления привязанности и тепла со стороны родителей. Это семьи, которые не говорят о чувствах.
Обычно родители холодны, отстранены и эмоционально недоступны. Дети учатся подавлять собственные эмоции.
Отсутствие физической привязанности и отсутствие эмоциональной поддержки вызывают у детей чувство никчемности и низкую самооценку.
Этот тип неблагополучных домохозяйств часто связан с социальным или культурным происхождением. Это может быть наименее очевидный и наименее изученный дисфункциональный тип 6 .
Ни одна семья не идеальна; каждая семья время от времени переживает свою долю конфликтов, стресса и даже боли. Однако, в конце концов, любовь, уважение, доверие, поддержка и здоровое общение — вот что помогает здоровой семье.
Драка между братьями и сестрами или ссора между мужем и женой — это совершенно нормально. Однако, если семья постоянно демонстрирует следующие признаки, это может быть признаком дисфункции. Вот некоторые из неблагополучных семейных характеристик.
- Отрицание и секретность
- Плохая связь
- Закрытая система (члены семьи боятся говорить или обращаться за помощью из внешних источников)
- Плохая/нефункциональная связь
- Жесткие правила
- Ограниченная дружба и изоляция
- Вербальные оскорбления или физическое насилие
- Эмоциональное насилие, обвинение или эмоциональное пренебрежение
- Конфликт и враждебность
- Смена ролей (парентификация)
- Отсутствие сочувствия и уважения
- Нереалистичные ожидания детей
- Несоблюдение границ
- Сдержанные эмоции и разные мнения
- Условная любовь или отказ от любви
- Использование детей для мести
- Отсутствие границ между родителем и потомком
- Внебрачные связи
- наркомания
Неблагополучные семейные роли
Неблагополучие семьи часто возникает в бесконечном цикле, и у каждого есть своя роль.
Родители и дети в неблагополучных семьях часто берут на себя одну из следующих ролей, которые поддерживают цикл дисфункции.
Помощник
Помощник семьи (или опекун) – это человек, который пытается сохранить семью, несмотря на ее дисфункцию. Помощник защищает проблемных членов семьи, скрывает дисфункциональное поведение и берет на себя ответственность за проблемного родителя, чтобы семья день за днем не переходила в режим полномасштабного кризиса.
Чтобы сохранить мир в семье, активатор позволяет дисфункциональному члену становиться хуже. Например, жена/мать может организовать спасательную операцию, которая позволит ее мужу, злоупотребляющему психоактивными веществами, продолжать ухудшаться.
Обычно активатор является родительским, но может быть и дочерним. Родительство имеет место, когда ребенок является помощником и берет на себя родительские обязанности, такие как работа по дому, приготовление пищи или уход за младшими братьями и сестрами.
Козел отпущения
Козел отпущения (или возмутитель спокойствия) — это ребенок, которого называют паршивой овцой в семье. Его или ее часто обвиняют в проблемах, возникающих в семье. Других детей часто считают «хорошими детьми», а этого ребенка называют «плохим» или «другим». В поведении, похожем на запугивание, родители часто выделяют, игнорируют и обвиняют ребенка, заставляя его чувствовать, что он не принадлежит ему.
Потерянный ребенок
Также известный как тихий, этот человек проводит большую часть своего времени в одиночестве, избегая семьи и ее дисфункций. Тихий часто делает сознательное усилие, чтобы не доставлять неприятностей. Они отходят на второй план, что, к сожалению, приводит к тому, что их потребности остаются неудовлетворенными и игнорируются.
Талисман
Талисман, по сути, является комическим персонажем или семейным клоуном. Они склонны использовать юмор и озорство, чтобы отвлечь внимание или ослабить напряженность в семье.
Герой
Подобно опекуну или помощнику, семейный герой часто берет на себя ответственность за то, чтобы семья выглядела нормально. Обычно они единственные, кто лучше всех понимает происходящее в семье, но как бы они ни старались, остальные члены семьи отказываются их слушать.
Вдохновитель
Этот ребенок — оппортунист, который получает то, что хочет, используя семейную дисфункцию в своих интересах.
Последствия взросления в неблагополучной семье
Чтобы развиваться, дети должны чувствовать себя в безопасности физически и эмоционально. Они нуждаются в благоприятной среде и опекунах, которые настроены на их нужды.
Однако в неблагополучных семьях нет ничего последовательного, ничто не чувствует себя в безопасности, а дети только и делают, что процветают.
Дети из неблагополучных семей часто проходят детство с чувством страха, недостойности и стыда.
В результате дети более склонны к замкнутости и социальной изоляции. У них никогда не будет возможности учиться на собственных ошибках, и они идут по жизни с некачественными навыками принятия решений.
Более того, им трудно доверять другим; они умеют угождать людям (в ущерб себе), и им часто не хватает коммуникативных навыков и навыков принятия решений.
Исследования показали, что дисфункциональная семейная динамика может привести к тому, что дети пропустят важные этапы развития и приведут к дефициту обучения 7 .
Жестокое обращение и безнадзорность в раннем детстве (типичные для неблагополучных семей) могут привести к структурным изменениям в головном мозге, в том числе:
- Снижение объема префронтальной коры
- Повреждение гиппокампа — части мозга, отвечающей за обучение и память
- Гиперактивность миндалевидного тела — центра страха мозга
В результате у тех, кто вырос в семейной дисфункции, как правило, развиваются проблемы с психическим здоровьем, такие как:
- Поведенческие расстройства
- Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
- Депрессия
- Беспокойство
- ПТСР
- Пограничное расстройство личности
Общие характеристики неблагополучной семьи у взрослых
Несмотря на то, что взросление в неблагополучной семье, безусловно, имеет немедленные и иногда серьезные последствия для ребенка, к сожалению, последствия на этом не заканчиваются.
Дети часто проводят свою жизнь, собирая осколки по мере взросления в таких семьях.
Мало того, что они упускают возможность «быть ребенком», но в долгосрочной перспективе отсутствие тех важнейших уроков в раннем возрасте (которые большинство детей усваивают в нормальных обстоятельствах) также может иметь серьезные негативные последствия для них.
Взрослые дети из неблагополучных семей (ACDF) испытывают трудности с доверием (к другим и к себе) и самооценкой. Понятно, что эти дефициты часто проявляются во всех сферах их жизни. Трудности в построении здоровых отношений и поддержании привязанностей также являются распространенными проблемами 8 .
Эти взрослые сами становятся супругами и родителями. Если они не могут разорвать порочный круг, они в конечном итоге повторят его со своей собственной версией деструктивного поведения.
Неудивительно, что у детей в семье развивается посттравматическое стрессовое расстройство, тревога и депрессия 9 . Злоупотребление психоактивными веществами также не редкость.
Одно исследование показало, что до 97% пациентов, зависимых от крэк-кокаина 10 , участвовавших в исследовании, в какой-то момент жили в неблагополучной семье.
31% из них также страдают расстройствами личности, такими как нарциссическое расстройство личности, антисоциальное расстройство личности и пограничное расстройство личности, в то время как у 21% проявляются симптомы аффективных расстройств, таких как большая депрессия.
См. также: Как воспитывать детей не так, как ваши родители
Как преодолеть дисфункциональную семью и разорвать порочный круг
Прежде чем мы продолжим, важно помнить, что вы не можете изменить других. Если вы родитель и думаете, что, возможно, вы попадаете в те же неблагополучные семейные модели, то самое большее, что вы можете сделать, — это изменить свое собственное поведение. Вы не можете изменить своих родителей или их поведение.
Seek Therapy
Чтобы понять, что делать с неблагополучной семьей или как вылечиться от нее, ваш путь вперед может лежать в поиске профессиональной помощи во взрослом возрасте.
Поговорив с терапевтом, вы, возможно, наконец-то обретете свободу осмыслить свое прошлое в безопасном, свободном от суждений пространстве.
Кроме того, делая это с кем-то, кто обучен помогать вам, вы, возможно, наконец сможете разорвать для себя порочный круг пренебрежения, жестокого обращения или хаоса.
Семейная терапия
Сочетание индивидуальной терапии и семейного консультирования для всей семьи также может быть полезным для преодоления дисфункциональных паттернов и восстановления функциональных семей.
Дистанцируйтесь от токсичной среды
Когда вы пытаетесь двигаться вперед, токсичные родители или члены семьи будут безжалостно тянуть вас назад. Дистанцируясь от семьи, которая причиняет вам боль, вы, наконец, сможете добиться некоторого прогресса.
Создайте новую систему поддержки
Вы, наверное, слышали поговорку: «Друзья — это семья, которую вы выбираете». В этом случае они также могут быть спасательным кругом.
Вместо того, чтобы погрязнуть в ядовитом цикле дисфункции и зацикливаться на прошлом, развивайте дружбу и ищите утешения в группе поддержки или системе, которую вы создали сами.
Узнайте больше о неблагополучных семьях
Образование всегда является ключом к прогрессу, поэтому лучший способ понять дисфункцию своей семьи и свое место в ней — это самообразование. Возможно, самым важным итогом здесь будет то, что вы, наконец, узнали, что вы не виноваты, вы достойны любви и путь вперед есть.
Узнайте больше о: Созависимая семья и замкнутая семья
Ссылки
1.
Убайди БАД. Цена взросления в неблагополучной семье. J Fam Med Dis Prev . Опубликовано в Интернете 30 сентября 2017 г. doi: 10.23937/2469-5793/1510059
2.
Хупер Л.М., Уоллес С.А. Оценка опросника для родителей: психометрические свойства и психопатологические корреляции. Контемп Фам Тер . Опубликовано в Интернете 10 ноября 2009 г .: 52–68. дои: 10.1007/s10591-009-9103-9
3.
Томпсон А.
, Холлис С., Ричардс? D. Авторитарные родительские установки как риск проблем с поведением. Европейская детская и подростковая психиатрия . Опубликовано в Интернете 1 апреля 2003 г .: 84–91. дои: 10.1007/s00787-003-0324-4
4.
Матеевич М., Тодорович Дж., Йованович А.Д. Модели функционирования семьи и параметры стиля воспитания. Procedia – Социальные и поведенческие науки . Опубликовано в Интернете в августе 2014 г .: 431–437. doi:10.1016/j.sbspro.2014.05.075
5.
РОДРИГЕС Н., СМИТ Х., ЗАТЦ М.С. «МОЛОДЕЖЬ ПОПАЛА В КРАЙНЕ НЕФУНКЦИОНАЛЬНУЮ СЕМЕЙНУЮ СИСТЕМУ»: ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ СЕМЬЯМИ, ЗАКЛЮЧЕНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ СУДОМ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Криминология . Опубликовано в Интернете в феврале 2009 г .: 177–208. doi:10.1111/j.1745-9125.2009.00142.x
6.
Sturge-Apple ML, Davies PT, Winter MA, Cummings EM, Schermerhorn A. Межродительский конфликт и адаптация детей к школе: объяснительная роль внутренних представлений детей о межродительских отношениях и отношениях между родителями и детьми.